Реферат варяги в истории древней руси. Варяг в древней руси это


Варяги - это... Что такое Варяги?

  • ВАРЯГИ — (от древнескандинавского vaeringjar), собирательное обозначение скандинавов в древнерусских источниках. Термин В. возник, видимо, в конце 9 начале 10 вв. На Руси в 9 1 й половине 11 вв. были наёмниками князей, занимались также торговлей на пути… …   Русская история

  • ВАРЯГИ — (от древнескандинавского vxringjar), в древнерусских источниках (до начала 13 века) собирательное обозначение скандинавов, воинствующих мореплавателей и купцов. Торговали по пути из варяг в греки , Волге и др. со странами Северной и Южной Европы …   Современная энциклопедия

  • ВАРЯГИ — (от др. сканд. vaeringjar) в русских источниках скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинники русских князей 9 11 вв. и купцы, торговавшие на пути из варяг в греки …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВАРЯГИ — ВАРЯГИ, варягов, ед. варяг, варяга, муж. Название норманского племени, из среды которого, по летописному рассказу, происходили первые русские князья (ист.). Призвание варягов. || перен. Иностранцы, пользующиеся такими политическими или… …   Толковый словарь Ушакова

  • ВАРЯГИ — ВАРЯГИ, ов, ед. яг, а, муж. 1. В Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооружённые отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах. Путь из Варяг в Греки (древний великий водный путь по… …   Толковый словарь Ожегова

  • варяги — ов, ед. варяг, а, м., одуш. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Варяги — Варяги, поздн. вареги, визант. варанги, скандин. вэринги(vaeringjar), арабск.грузинск. варанг, латинск, varingi. Этим именемобозначались первоначально выходцы из Скандинавии, отчасти дружинники,поступавшие в русскую и византийскую военную службу …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • варяги — – посторонние шофера, приехавшие на приработок. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Варяги — (от др. сканд. vaeringjar норманны, служившие византийскому императору) в русских источниках выходцы из Скандинавии, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор), наемные дружинники русских князей 9 11 веков. Политическая наука: Словарь… …   Политология. Словарь.

  • варяги — варяги, род. варягов и устарелое варяг (сохраняется в сочетании путь из варяг в греки) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Варяги — (от древнескандинавского vxringjar), в древнерусских источниках (до начала 13 века) собирательное обозначение скандинавов, воинствующих мореплавателей и купцов. Торговали по пути из “варяг в греки”, Волге и др. со странами Северной и Южной Европы …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • humanities_dictionary.academic.ru

    Происхождение и появление варяг на Руси

    С начала 9 века, с конца царствования Карла Великого, по берегам Западной Европы начинают рыскать вооружённые шайки пиратов из Скандинавии. Так как эти пираты выходили преимущественно из Дании, то они стали известны на Западе под именем данов. Около этого же времени и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов.

    Варяги

    В 10 и 11 веках эти варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову наших князей, набиравших из них свои военные дружины. Но присутствие варягов на Руси становится гораздо раньше 10 века. Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины 9 века. Киевское предание 11 столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавший собою туземцев. Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев даже был основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград.

    Появление варягов на руси

    Время появления варяг

    Смутное воспоминание нашей летописи как будто отодвигает появление варягов на Руси ещё в первую половину 9 века. Встречаем иноземное известие, из которого видим, что действительно варяги, или те, кого так звали у нас в 11 веке, стали известны Восточной Европе ещё в первой половине 9 века, задолго до того времени, к которому наша Начальная летопись приурочивает появление Рюрика в Новгороде. Упомянутые послы от народа Руси, не хотевшие из Константинополя возвратиться домой прежней дорогой, отправлены были в 839 году с византийским посольством к германскому императору Людовику Благочестивому и там по расследовании дела, по удостоверении их личности, оказались свеонами, шведами, то есть варягами, к которым наша Повесть причисляет и шведов. Вслед за этим свидетельством западной хроники идут навстречу тёмному преданию нашей летописи с византийского и арабского Востока известия о том, что уже в первой половине 9 века там хорошо знали Русь по торговым делам с нею и по её нападениям на северные и южные берега Чёрного моря.

    Образцовые критические исследования академика Васильевского о житиях святых Георгия Амастридского и Стефана Сурожского выяснили этот важный в нашей истории факт. В первом из этих житий, написанном до 842 года, автор рассказывает, как Русь, народ, который «все знают», начав опустошение южного черноморского берега от Пропонтиды, напала на Амастриду. Во втором житии читаем, что по прошествии немногих лет от смерти Святого Стефана, скончавшегося в исходе 8 века, большая русская рать с сильным князем Бравлином, пленив страну от Корсуня до Керчи, после десятидневного боя взяла Сурож (Судак в Крыму).

    Другие известия ставят эту Русь первой половины 9 века в прямую связь с заморскими пришельцами, которых наша летопись помнит среди своих славян во второй половине того же века. Русь Вертинской хроники, оказавшаяся шведами, посольствовала в Константинополе от имени своего царя хакана, всего вероятнее хозарского кагана, которому тогда подвластно было днепровское славянство, и не хотела возвращаться на родину ближайшей Дорогой по причине опасностей от варварских народов — намёк на кочевников днепровских степей. Араб Хордадбе даже считает «русских» купцов, которых он встречал в Багдаде, прямо славянами, приходящими из отдалённейших концов страны славян.

    Наконец, патриарх Фотий называет Русью нападавших при нём на Царьград, а по нашей летописи это нападение было произведено киевскими варягами Аскольда и Дира. Как видно, в одно время с набегами данов на Западе их родичи варяги не только людно рассыпались по большим городам греко-варяжского пути Восточной Европы, но и так уже освоились с Чёрным морем и его берегами, что оно стало зваться Русским и, по свидетельству арабов, никто, кроме Руси, по нему не плавал в начале 10 века.

    Происхождение варягов

    Балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южнобалтийского побережья или нынешней южной России, как думают некоторые учёные. Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому (Балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы. Название это, по мнению некоторых ученых, есть славяно-русская форма скандинавского слова «vaering» или «varing», значение которого недостаточно выяснено. Византийцы 11 века знали под именем норманнов, служивших наёмными телохранителями у византийского императора.

    В начале 11 века немцы, участвовавшие в походе польского короля Болеслава на князя русского Ярослава в 1018 году, приглядевшись к населению Киевской земли, рассказывали потом епископу мерзебургскому Титмару, дописывавшему тогда свою хронику, что в Киевской земле несметное множество народа, состоящего преимущественно из беглых рабов и «проворных данов». Немцы едва ли могли смешать своих соплеменников скандинавов с балтийскими, славянами. В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.

    Скандинавские саги, восходящие иногда к очень древнему времени, рассказывают о таких же походах в страну Гардарик, как называют они Русь, то есть в «царство городов». Самое это название, так мало идущее к деревенской Руси, показывает, что варяжские пришельцы держались преимущественно в больших торговых городах Руси. Наконец, имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме «Hrorek», Трувор – «Thorvardr», Олег по древнекиевскому выговору на «о» – «Helgi», Ольга – «Helga», Игорь – «Ingvarr, Оскольд – «Hoskuldr», Дир – «Dyri» и тому подобное. Что касается до Руси, то арабские и византийские писатели 10 века отличают её как особое племя от славян, над которыми она господствовала, и Константин Багрянородный в перечне днепровских порогов отчётливо различает славянские и русские их названия как слова, принадлежащие совсем особым языкам.

    Образование военно-промышленного класса в городах

    Эти варяги-скандинавы и вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в 9 веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. Варяги являлись к нам с иными целями и с иной физиономией, не с той, какую носили даны на Западе, там дан — пират, береговой разбойник. На Руси варяг — преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если представится к тому случай. На такой характер наших варягов указывают следы в языке и в древнем предании.

    В областном русском лексиконе варяг — разносчик, мелочной торговец, варяжить — заниматься мелочным торгом. Любопытно, что, когда неторговому вооружённому варягу нужно было скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь: это была личина, внушавшая наибольшее доверие, наиболее привычная, к которой все пригляделись. Известно, чем обманул Олег своих земляков Аскольда и Дира, чтобы выманить их из Киева. Он послал сказать им: «я купец, идем мы в Грецию от Олега и княжича Игоря: придите к нам, землякам своим».

    Превосходная скандинавская сага о Святом Олафе, полная исторических черт, рассказывает, как этот скандинавский герой, долго и усердно служивший русскому конунгу Вальдамару, то есть Святому Владимиру, возвращаясь с дружиной на кораблях домой, был занесён бурею в Померанию, во владения вдовствующей княгини Гейры Буриславны и, не желая открывать своё звание, выдал себя за купца гардского, то есть русского. Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждавшийся в них, класс вооружённых купцов, и входили в его состав, вступая в торговое товарищество с туземцами или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей, то есть конвоировать русские торговые караваны.

    Города и окрестное население

    Как скоро из туземных и пришлых элементов образовался такой класс в больших торговых городах и они превратились в вооружённые пункты, должно было измениться и их отношение к окрестному населению. Когда стало колебаться хозарское иго, эти города у племён, плативших дань хозарам, сделались независимыми. Повесть временных лет не помнит, как поляне освободились от хозарского ига. Она рассказывает, что Аскольд и Дир, подошедши Днепром к Киеву и узнав, что городок этот платит дань хозарам, остались в нём и, набрав много варягов, начали владеть землёю полян. По-видимому, этим и обозначился конец хозарского владычества в Киеве.

    Неизвестно каким образом Киев и другие города управлялись при хозарах; но можно заметить, что, взявши в свои руки защиту торгового движения, они скоро подчинили себе свои торговые округа. Это политическое подчинение торговых районов промышленным центрам, теперь вооружённым, по-видимому, началось ещё до призыва князей, то есть раньше половины 9 века. Повесть о начале Русской земли, рассказывая о первых князьях, вскрывает любопытный факт: за большим городом идёт его округ, целое племя или часть его. Олег, отправившись по смерти Рюрика из Новгорода на юг, взял Смоленск и посадил в нём своего наместника: в силу этого без дальнейшей борьбы смоленские кривичи стали признавать власть Олега.

    Олег занял Киев, и киевские поляне вследствие этого также признавали его власть. Так целые округа являются в зависимости от своих главных городов, и эта зависимость, по-видимому, установилась. помимо и раньше князей. Трудно сказать, как она устанавливалась. Может быть, торговые округа добровольной подчинялись городам, как укрепленным убежищам, под давлением внешней опасности; ещё вероятнее, что при помощи вооружённого класса, скопившегося в торговых городах, последние силой завладевали своими торговыми округами; могло быть в разных местах и то и другое.

    Образование городовых областей

    Как бы то ни было, в неясных известиях нашей Повести обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины 9 века это — городовая область, то есть торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Эти области и звались по именам городов. Когда образовалось княжество Киевское, вобравшее в себя племена восточных славян, эти древние городовые области — Киевская, Черниговская, Смоленская и другие, прежде независимые, вошли в его состав как его административные округа, послужили готовыми единицами областного деления, установившегося на Руси при первых киевских князьях к половине 11 века.

    Древняя Повесть о начале Руси делит восточных славян на несколько племён и довольно точно указывает их размещение. Может быть, области Киевского княжества 10 — 11 веков были политически объединившиеся племена полян, северян и прочих, а не промышленные округа древних торговых городов Руси? Разбор этнографического состава древних городовых областей даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Если бы эти области имели племенное происхождение, сложились из племенных связей, без участия экономических интересов, каждое племя образовало бы особую область или, иначе говоря, каждая область составилась бы из одного племени. Но этого не было на деле: не было ни одной области, которая бы состояла только из одного и притом цельного племени.

    Большинство областей составилось из разных племён или их частей, в иных областях к одному цельному племени примкнули разорванные части других племён. Так, Новгородская область состояла из славян ильменских с ветвью кривичей, центром которой был городок Изборск. В состав Черниговской области вошла северная половина северян с частью радимичей и с целым племенем вятичей, а Переяславскую область составила южная половина северян. Киевская область состояла из всех полян, почти всех древлян и южной части дреговичей с городом Туровом на Припяти. Северная часть дреговичей с городом Минском оторвана была западной ветвью кривичей и вошла в состав Полоцкой области. Смоленская область составилась из восточной части кривичей со смежной частью радимичей. Таким образом, Древнее племенное деление не совпадало с городовым, или областным, образовавшимся к половине 11 века. Значит, не размещением племён очертились пределы городовых областей.

    По племенному составу этих областей нетрудно заметить, какая сила стягивала их. Если среди племени возникало два больших города, оно разрывалось на две области (кривичи, северяне). Если среди племени не оказывалось и одного такого города, оно не образовывало и особой области, а входило в состав области чужеплеменного города. Замечаем при этом, что появление значительного торгового города среди племени зависело от географического положения последнего: такие города, становившиеся центрами областей, возникали среди населения, жившего па главным речным торговым линиям Днепра, Волхова и Западной Двины. Напротив, племена, удалённые от этих линий, не имели своих значительных торговых городов и потому не составили особых областей, но вошли в состав областей чужеплеменных торговых городов. Так, не видно больших торговых городов у древлян, дреговичей, радимичей и вятичей; не было и особых областей этих племён. Значит, силой, которая стягивала все эти области, были именно торговые города, какие возникали по главным речным путям русской торговли и каких не было среди племён, от них удалённых.

    Если мы представим себе восточных славян, как они устроились во второй половине 9 века, и сопоставим это устройство с древним племенным делением их, то найдём на всём пространстве от Ладоги до Киева восемь славянских племён. Четыре из них (дреговичи, радимичи, вятичи и древляне) постепенно, частью уже при первых киевских князьях, а частью ещё до них, вошли в состав чужеплеменных областей, а четыре других племени (славяне ильменские, кривичи, северяне и поляне) образовали шесть самостоятельных городовых областей, из коих ни одна, кроме Переяславской, не имела цельного, одноплеменного состава. Каждая вобрала в себя сверх одного господствующего племени или господствующей части одного племени ещё подчинённые части других племён, не имевших своих больших городов. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переяславская и Киевская.

    Итак, большие вооружённые города, ставшие правителями областей, возникли именно среди тех племён, которые принимали наиболее деятельное участие во внешней торговле. Города эти подчинили себе соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью ещё до появления князей киевских, а частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён.

    Варяжские княжества

    Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. В тех промышленных пунктах, куда с особенной силой приливали вооружённые пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наемных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе этих заморских пришельцев, составлявших военно-промышленные компании, становились вожди, получавшие при таком перевороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба этих термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя. Эти слова есть и у других славян, которые заимствовали их у германских племён Средней Европы. В наш язык они перешли от более близких к нам в древности скандинавов, северных германцев. Превращение варягов из союзников во властителей при благоприятных обстоятельствах совершалось довольно просто.

    Известен рассказ Начальной летописи о том, как Владимир, одолев киевского брата своего Ярополка в 980 году, утвердился в Киеве с помощью призванных из-за моря варягов. Заморские его соратники, почувствовав свою силу в занятом ими городе, сказали своему наёмщику: «Князь, ведь город-то наш, мы его взяли; так мы хотим брать с горожан окуп — контрибуцию — по две гривны с человека». Владимир только хитростью сбыл с рук этих назойливых наёмников, выпроводив их в Царьград. Так иные вооружённые города со своими областями при известных обстоятельствах попадали в руки заморских пришельцев и превращались во владения варяжских конингов. Таких варяжских княжеств мы встречаем на Руси несколько в 9 и 10 веках. Так являются во второй половине 9 века на севере княжества Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворочо в Изборске, Аскольдово в Киеве.

    В 10 веке становятся известны два других княжества такого же происхождения, Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяти. Наша древняя летопись не помнит времени возникновения двух последних княжеств, самое существование их отмечено в ней лишь мимоходом, кстати. Отсюда можно заключить, что такие княжества появлялись и в других местах Руси, но исчезали бесследно. Подобное явление совершалось в то время и среди славян южнобалтийского побережья, куда также проникали варяги из Скандинавии. Стороннему наблюдателю такие варяжские княжества представлялись делом настоящего завоевания, хотя основатели их варяги являлись обыкновенно без завоевательной цели, искали добычи, а не мест для поселения.

    Смотрите также:

    istoriyadrevnegomira.ru

    Варяги-христиане в Древней Руси (по русским и греческим источникам)

    В исследовании мы будем использовать различные дошедшие до нас сведения, содер­жащиеся, прежде всего, в русских и греческих источниках. Ранее историки, особенно сторон­ники так называемой норманнской теории, мало обращали внимания на тот факт, что первые христиане на Руси были именно варя­гами. Попытаемся разобраться в этом вопросе.

    Начнем с русских источников. ПВЛ под 945 г. сообщает о многочисленных варягах-христианах в войске князя Игоря: «Хрестеанскую Русь водиша роте в церкви святого Ильи, яже есть над Ручаем, конец Пасынче беседы и Козаре: се бо сборная церкви, мнозие бо беша варязи хрестеяне» (Полное собрание русских летописей /ПСРЛ/. Том 1. Столбец 47). Здесь церковь святого Ильи названа «соборной», т.е. она являлась главной среди других христианс­ких храмов в Киеве. (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. — М., 1998. С. 132.)

    Под 983 г. читаем рас­сказ об убийстве двух варягов-христиан — отца и сына. «Варяг той пришел из Грек, держаше веру хрестеяньску, и бе у него сын красен лицеем и душею...» Эта статья пере­кликается со статьей под 945 г., где говорится о многих варягах-христианах, клявшихся в цер­кви святого Ильи. Помимо всего прочего, убитый христианин-варяг с сыном проживали в Киеве, где имели свой двор, указано даже точное место: «...идеже есть святая Богородица, юже сдела Володимер» (ПСРЛ. Том 1. Столбцы 82‒83). Эти сведения интересны для нас прежде всего тем, что позволяют утверждать о наличии в Киеве достаточно многочисленной христианской об­щины задолго до официального крещения. Более того, ПВЛ прямо подчёркивает, что среди христиан было большое количество варягов. Не должно вызывать сомнений, что они сыграли важную роль в распространении христианства на Руси.

    Обратим также внимание на сообщение ПВЛ под 1024 г. Князь Ярослав активно борол­ся в это время с проявлениями язычества в Суздале, подавив очередное выступление вол­хвов. Ярослав, вернувшись в Новгород, посы­лает за варяжским князем Якуном, который и приезжает с варягами. По некоторым летопи­сям, Якун был слеп (ПСРЛ. Том 23. С. 36). Но все летописи сходятся в том, что выглядел Якун очень богато. Теперь заметим следующее. Во-первых, активная антиязыческая позиция Ярос­лава, известного своими связями с варягами и Новгородом, кажется не­понятной. Приглашение языческого князя для ре­шения внутренних про­блем — странный шаг. Во­обще христианин Ярослав постоянно приглашает ва­рягов на Русь, на это не­льзя не обратить внима­ние. Во-вторых, само имя варяжского князя — Якун — христианское. Обра­тимся также к замеча­тельному памятнику ли­тературы Древней Руси — «Слову о Законе и Благо­дати», написанному мит­рополитом Иларионом в период между 1037 и 1050 гг. Как обратили внимание исследова­тели, этот памятник имеет явный политический аспект (Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. — СПб., 2003. С. 58‒61). Однако нам он инте­ресен с религиозной точки зрения.

    Митрополит Иларион в своем произведении пытается доходчиво разъяснить читателям сущ­ность христианской веры. Считается, что «Слово о Законе и Благодати» было впервые произне­сено в 1049 г., и обращался митрополит не к простым русским людям, а к элите тогдашнего общества: князьям, боярам, духовенству. И опять кажется странным, что знатной христи­анской верхушке общества надо было разъяс­нять суть православной веры. В своем обра­щении Иларион более всего останавливается на божественной природе Христа. В то же время митрополит постоянно подчеркивает и человеческий элемент сущности Христа. При­ведем несколько примеров: «Вполне человек — от плоти человеческой... Но вполне Бог — по Божественному, это не просто человек, явив­шиеся на земле Божеское и чело­веческое»; «Как че­ловек, Материнское тело принял...»; «Как человек о Лазаре прослезил­ся, и, как Бог, вос­кресил его из мер­твых...» и др. (Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона // Повести Древней Руси. Ред. О. В. Творогов. — СПб., 2001. С. 21, 22).

    И еще несколько неожиданных мо­ментов «Слова о Законе и Благода­ти». Богородица названа здесь по имени — Мария, что не харак­терно для памятников русской православной литературы. Митрополит слишком уважительно для духовного лица относится к русским князьям-язычникам Игорю и Святославу: «Похва­лим же и мы, по силе нашей... нашего учителя и наставника великого кагана нашей земли Владимира, внука старого Игоря, славного Святослава. Те в лета своего владычества му­жеством и храбростью прославились... Ибо не в худой земле владычествовали, но в Рус­ской». (Там же. С. 31).

    Также неясно, почему языческая Русь про­славляется митрополитом. Нельзя не обратить внимания на то, что все народы, исповедующие христианство, названы православными. Видимо, четкого разделения христианства на различные направления еще не существовало. Все христиане понимались как исповедующие истинную веру.

    Названные выше особенности текста «Слова о Законе и Благодати» наводят на мысль о том, что оно было написано в период перехода Руси от арианского понимания христианства, столь характерного для многих европейских «варварских королевств», к каноническому греческому православию. Именно в арианском представлении Христос не имел божественной при­роды, а являлся человеком. Троица именовалось в арианстве подобосущей, а не единосущей, как в пра­вославии. С этим мнением и поле­мизировал Илари­он. Арианство, ви­димо, пришло на Русь еще при пер­вых князьях. И, ко­нечно, эти князья не могли быть швед­ского происхожде­ния, так как ари­анство бытовало среди народов Центральной и Западной Европы. Проникнуть на Русь оно могло только через их западных соседей — тоже славян. Скандинавия еще довольно долгое время оставалась полностью языческим регионом.

    Перейдем теперь к греческим источникам. Византийские авторы народ, беспокоивший границы империи с севера, называли «роса­ми», если быть точнее — «народ рос». Целый ряд греческих источников позволяет говорить о более ранних случаях христианизации росов.

    Росы, по нашему мнению, — западнославян­ские племена. Однако вопрос об этнической принадлежности народа рос вызывает много споров. Рядом историков было высказано предположение о том, что под «росами» гре­ческих источников выступают не кто иные, как варяги Аскольда и Дира, т. е. норманны. В частности, В.Н. Татищев относил крещение Руси при патриархе Игнатии именно ко времени княжения Аскольда в Киеве: «Четвертое кре­щение в славянах точно к нам относится и есть первое в Руси, чрез Кир Михаила митрополита и показанное чудо несгоревшего Евангелия. Это, судя по годам, было во время Оскольдово, который от грек Рос именован и в 867-м году крещение принял...» (Татищев В. История Россий­ская. Том 1. — М., 2003. С. 49‒50).

    Официальный историограф XIX века Н.М. Ка­рамзин связал нападение росов на Константи­нополь, описанное патриархом Фотием, с ле­тописной статьей под 866 г., сообщающей о походе Аскольда и Дира на Царьград (ПСР/1. Том 1. Столбец 21). При этом историк рассмат­ривает нападавших исключительно как нор­маннов. Никаких противоречий историк не видит в известиях о крещении росов при пат­риархе Фотии, а затем — Игнатии. Другой вы­дающийся исследователь XIX столетия — С.А. Гедеонов также говорит о крещении Ас­кольда (которого он считал венгром), видя тому доказательства не только в византийских известиях, но и в последующей постройке на могиле князя церкви св. Николы.

    Современные историки-норманисты счита­ют, что росы были норманнами, а византийское «рос» — производным именем от древнескан­динавского самоназвания участников походов на восток от Балтийского моря — rots (menn), «руотси» — «гребцы». Тем самым признаётся, что варвары, напавшие на Амастриду в 840-е годы, а также на Константинополь в 860 г., являлись норманнами (Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Б. А. Мель­никовой. — М., 2000. С. 12‒13, 101). От этого же наименования якобы происходит и назва­ние государства восточных славян — Русь.

    Еще С.А. Гедеонов продемонстрировал пол­ную несостоятельность этих этимологических выкладок (Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х ч. — М., 2004. С. 288‒299). А в 1940 г. вышла статья Михаила Яковлевича Сюзюмова, в кото­рой автор обстоятельно и скрупулезно рассмот­рел вопрос о происхождении слова «рос». М. Сюзюмов пришел к выводу, что византийс­кое слово «рос» берет свое происхождение от библейского князя Рос (Сюзюмов М. К вопросу о происхождении слова «Россия» // Вестник древней истории. — М., 1940. № 2. С. 121‒123). Действительно, в книге пророка Иезекиля существует эсхатологический рассказ о нашес­твии варварских племен: «И бысть слово Гос­подне ко мне, глаголя, сыне человечь, утверди лице свое на землю Гога и Магога, князя Рос» (Иез. 38:2). Именование современного народа библейским названием было обычным лите­ратурным шаблоном византийских авторов. Отсюда славяне, столь часто нападавшие на Византию, стали именоваться народом «рос», т.е. князя Рос, библейского властителя ужасных варварских племен. Само библейское слово «рос» не склонялось в греческом языке, отсюда и название народа «рос».

    Сегодня версию о происхождении «руси» от скандинавского «rots» убедительно опроверг А.В. Назаренко (Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинар­ные очерки культурных, торговых, политичес­ких связей IX—XII вв. — М., 2001. С. 25‒33). Если признать в росах выходцев из Северной Европы, в частности из Швеции, то становится совершенно непонятным известие патриарха Фотия о крещении росов в 867 г. и сообщение продолжателя Феофана о крещении росов при патриархе Игнатии и отправке к ним ар­хиепископа. Распространение же христианства в Швеции относится только к началу XII века.

    Одна из точек зрения связывает греческое название «рос» с широко распространённым в топонимике и этнонимике Северного Причер­номорья и Северного Кавказа корнем «рос» с вариантами «аорс», «роке», имеющим иранское происхождение. Племена, проживавшие в ука­занном ареале, встречаются в более ранних письменных памятниках под именами «росомонов», «роксоланов», «аорсов». Именно с этой версией связана гипотеза о существовании южной, так называемой Причерноморской или Азово-Черноморской Руси (Иловайский Д.И. Начало Руси: Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. — М., 2002. С. 17‒22, 66‒73, 328‒341, 369‒383). Причерно­морские росы входили в сферу влияния визан­тийской церкви, и уже во второй половине IX в. (при патриархе Фотии) у них утверждается епархия константинопольского подчинения (Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. — М., 2003. С. 253, 260).

    Первоначальный же ареал деятельности варягов — это, прежде всего, Северо-Западная Русь. В Киеве они появляются с приходом туда Аскольда и Дира (по другим версиям — в со­ставе войск Олега). А уже при Игоре в Киеве действует Ильинская церковь, принадлежав­шая варягам-христианам.

    В традиционном норманизме варяги — это любые скандинавские народы, а русы — непос­редственно шведы. Отсюда выводится заклю­чение, что варяги-христиане являлись католи­ками, и им отводится главенствующая роль в деле христианизации Руси. С.М. Соловьев считал, что скандинавы выступали главными посредниками при введении христианства на Руси (Соловьев С.М. История России с древ­нейших времён. Кн. 1. Т. 1‒2. — М., 1993. С. 251). Е.Е. Голубинский полагал, что Владимира крес­тили «домашние» христиане, а ими были не кто иные, как варяги из Скандинавии (Голу­бинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. Ч. I. — М., 1901. С. 157). Часть современных норманистов продолжает ставить знак равенства между «варягами» и «латинами». Однако ка­толическая версия христианизации Руси не подтверждается источниками (Рамм Б.Я. Пап­ство и Русь в X‒XV вв. — М., Л., 1959. С. 23‒55). В самой Скандинавии христианство начинает распространяться в конце XI — начале XII сто­летий (Грот Л. Мифические и реальные шведы на севере России: взгляд из шведской истории // Сборник Русского исторического общества. Том 8 /156/. — М., 2003. С. 180).

    Необходимо снова обратиться к ПВЛ. В рассказе об убийстве варяга-христианина и его сына прямо указано, что он пришёл «из Грек», т. е. из Византии. На месте их гибели впоследствии князем Владимиром была воз­ведена Десятинная церковь. Вполне можно предположить, что прибывший из Византии варяг в своё время принял крещение по ви­зантийскому образцу, сомнительно, чтобы православная церковь такого значения возво­дилась на месте гибели латинянина.

    Таким образом, считаем, что византийские авторы VIII‒IX вв. «росами» именовали именно западнославянские племена.

    Итак, о крещении росов сообщают многие византийские памятники письменности. В час­тности, о нашествии «росов» и последующем крещении их предводителя сообщает «Житие Георгия Амастридского»: «Было нашествие варваров-росов, народа, как все знают, жесто­кого и дикого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия». Этот народ двинулся от озера Пропонтиды и достиг «отечества свя­того», т.е. Амастриды на южном берегу Чёрного моря, разорив всё побережье. «Храмы ниспро­вергаются, святыни оскверняются: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убий­ство девиц, мужей и жён...» (Васильевский В.Г. Труды. Т. 3. — Петроград, 1915. С. 63‒64).

    В данном случае под Пропонтидой подра­зумевается Азовское море (Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Б. А. Мельниковой. — М., 2000. С. 90‒91).

    Далее в «Житии» повествуется о чуде у гробницы святого Георгия, когда предводитель язычников росов, поражённый чудесным зна­мением, прекращает насилия, чинимые его воинами, и склоняется к христианской вере (Васильевский В.Г., С. 67‒68).

    Издатель и исследователь текста «Жития Георгия Амастридского», выдающийся отечест­венный византолог Василий Григорьевич Васильевский пришёл к выводу, что автором памятника был известный византийский писа­тель Игнатий, впоследствии ставший Никейским митрополитом. В «Житии» нет ни одного упо­минания об иконах — предмете, которого в религиозном произведении можно избежать лишь намеренно. Это позволило В.Г. Васильевскому датировать памятник, а соответст­венно и упоминания в нём нашествия росов на Амастриду, периодом иконоборческой де­ятельности Игнатия, т. е. временем до 842 г. (Васильевский В.Г., С. 14‒67).

    Ещё об одном крупном нашествии росов на побережье Чёрного моря, в частности, на прибрежную полосу Крыма, говорится в другом визан­тийском памятнике-«Житие Стефана Сурожского». Это житие имеется также и в русском списке XV в. Рус­ский вариант сочинения отличается лишь некоторы­ми деталями. «Житие Стефана Сурожского» при­надлежит перу неизвестного византийского автора конца X в. По мнению В. Г. Ва­сильевского, описываемые события, именуемые в ис­точнике «О прихождении рати к Сурожу князя Бравлина из Великого Новаграда», могли происходить в конце VIII — начале IX вв. (Ва­сильевский В. Г., С. 95‒96).

    «Житие Стефана Су­рожского» сообщает сле­дующее: «По смерти святого мало лет мину, прииде рать великая русская из Новагорода, князь Бравлин, си­лен зело». Он захватил всю прибрежную полосу Крыма между Корсунем (Херсонесом) и Керчью и взял приступом Судак (Сурож).

    Дальше говорится о попытке Бравлина разграбить гроб­ницу святого Стефана Сурожского в церкви святой Софии. Однако его постигает внезапная болезнь: «...обратилось лицо его назад, и, лежа, он источал пену». Князь росов не только был вынужден вернуть всё награбленное и отпустить пленников, но и вместе со своими воинами принял крещение из рук архиепис­копа Филарета. Произошло чудесное исцеле­ние Бравлина, и росы возвратились.

    Если в вышеприведенных источниках гово­рится лишь об эпизодических случаях креще­ния предводителей «росов» и их дружинников, то «Окружное послание восточным патриархам» — актовый материал, состав­ленный патриархом Фотием (низложен в 867 году), не­посредственным свидете­лем и участником событий, сообщает о массовой хри­стианизации росов. Точная дата создания документа не установлена, он датируется 866‒867 гг. В «Послании», разосланном всем восточ­ным патриархам, Фотий сообщает: «...этот народ... ставший для многих пред­метом многократных толков и всех оставляющий позади в жестокости и кровожад­ности... однако ныне и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чи­стую и неподдельную ре­лигию христиан».

    О походе росов на Кон­стантинополь в 860 г. и их последующем крещении пишет в своём труде «Жиз­неописания византийских царей» анонимный Про­должатель Феофана: «Вско­ре от росов пришло по­сольство в Константинополь и просило крестить их, что и произошло» (Продолжа­тель Феофана: Жизнеописания Византийских царей / Под ред. Я.Н. Любарского. — СПб, 1992. С. 84). Продолжатель Феофана сообщает также ещё об одном крещении росов, произошедшем при императоре Василии I и патриархе Игнатии: «Щедрыми раздачами золота, серебра, шелковых одеянии он также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, за­ключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриар­хом Игнатием архиепископа...» Далее излага­ется легенда о чуде с несгораемым Евангелием и последовавшее вслед за этим крещение росов.

    Хроника Продолжателя Феофана — аноним­ное сочинение, которое было создано, веро­ятно, около 950 г. в окружении императора Константина Багряно­родного. Сообщение о крещении росов со­держится в пятой книге хроники, которая в не­котором роде пред­ставляет собой само­стоятельный памятник — «Жизнеописание импе­ратора Василия». Это сочинение до послед­него времени припи­сывалось перу самого Константина VII Багря­нородного, создавшего своеобразное светское «житие», в центре ко­торого стоит героизи­рованный образ его деда — основателя Ма­кедонской династии.

    Само «Жизнеописа­ние...» датируется вре­менем после 943‒950 гг., т. е. оно было создано после других книг хроники (Древняя Русь в све­те зарубежных источников / Под ред. Б. А. Мель­никовой — М., 2000. С. 103‒104). Второй этап христианизации росов при императоре Васи­лии I и патриархе Игнатии, отмеченный в хронике Продолжателя Феофана, историки относят ко времени около 874 года (Там же. С. 104).

    Таким образом, мы определили, что визан­тийские памятники свидетельствуют о том, что росы были крещены фактически за сто летдо официальной христианизации Руси князем Владимиром в 988 г., отмеченной в ПВЛ. Ин­тересно, что крещение Руси в 988 г. прошло совсем незаметно для Византии. На настоящий день не известно ни одного греческого источ­ника упоминающего об этом, казалось бы, важном для греков событии.

    А о крещении Руси ранее 988 г. ничего не говорится в нашей летописи, однако, есть указания на то, что уже при князе Игоре при­сутствовало много варягов-христиан, прино­сивших клятву при договоре 944 г. в церкви святого Ильи в Киеве. Крещение росов, по сведениям патриарха Фотия, произошло вслед за крещением болгар, которое состоялось в 865 г. «Послание» да­тируется 867 г., значит, крещение росов про­исходило между этими двумя событиями. К то­му же Фотий говорит о христианизации не части населения, а всего на­рода рос.

    Однако у нас нет ос­нований полностью доверять сообщениям Фотия. Показать успех константинопольской церкви в деле крещения варварских народов было по внешнеполи­тическим соображениям очень важно. Скорее всего, это сообщение основано на реальных фактах крещения некоторых росов. Возможно, что часть их крестилась по арианскому образцу, как многие европейские варвары. Крещение Руси при Владимире также вполне могло иметь некоторую арианскую окраску, с которой позже приходилось бороться греческим священно­служителям на Руси. И первый русский митро­полит Иларион направляет свое «Слово о Законе и Благодати» против арианского, упрощенного понимания сущности христианства.

    Обратимся к другим греческим источникам. Константинопольский дворцовый журнал се­редины X в. описывает приезд русского по­сольства во главе с княгиней Ольгой. В свите Ольги находился, между прочим, и священник Григорий. Причем этот священник был приве­зен княгиней из Руси и являлся духовником Ольги. Следовательно, Ольга уже была хрис­тианкой, когда прибыла в Константинополь (Успенский Ф. И. История Византийской импе­рии. Т. 3. — М., 2002. С. 413). Это, конечно, противоречит ПВЛ. Но наша древняя повесть сама полна противоречий. Греческий источник заслуживает большого доверия, так как это дворцовый журнал, описывающий парадные приемы послов и посетителей из иностранных государств.

    Вообще, Ольга, если верить летописи, родом из Северо-Западной Руси, то есть из региона, который находился под сильным варяжским влиянием.

    Византийские авторы варягов ПВЛ именова­ли «варангами». Рассмотрению вопроса о ви­зантийских варангах, времени их появления и этническому составу посвятил свою отде­льную работу В.Г. Васильевский. Историк про­анализировал труды многих византийских авторов: Атталиоты, Михаила Псёлла, Иоанна Скилицы, Никифора Вриения, Иоанна Кедрина и Зонары. Для получения более полной и объективной картины В.Г. Васильевский при­влёк также ряд исландских саг. При всём этом историк не ставил своей задачей вступать в полемику норманистов и антинорманистов и решать вопрос об этнической принадлежности росов в посланиях Фотия и русско-греческих договорах. Исследователь старался дать ответ, были ли византийские варанги норманнами или руссами и когда впервые в византийской наёмной гвардии появились скандинавы.

    И Василий Григорьевич Васильевский при­шёл к выводу, что наемный корпус варангов появился в Византии с конца X в. и состоял преимущественно из росов. Так, историк пи­сал: «Факт присутствия в Византийской импе­рии с 988 г. до первых годов XI столетия боль­шого русского военного корпуса — по крайней мере, шеститысячного — не подлежит ни ма­лейшему сомнению. Мы только мимоходом отмечаем теперь то, конечно, не лишённое значения обстоятельство, что Тавроскифы (рус­ские, росы — Д.Л., Д.Д.), упомянутые Михаилом Псёллом при повествовании о Василии II Болгаробойце, встречаются потом на страницах его истории и притом прямо в виде варягов...»

    Росы встречаются в византийской армии в разных местах, где только шли военные дейст­вия. Как отмечает В. Г. Васильевский, визан­тийские известия фиксируют постоянный при­ток военных людей из Руси в Константинополь в последние годы правления Владимира и в начале правления Ярослава Мудрого. Историк также подчеркнул, что византийские варанги имели в Константинополе свою церковь Бого­родицы, которая находилась в ведении пра­вославного синода (С. 397). Византийские источники всегда различают варангов и нор­маннов, причем первых они отождествляют с росами (С. 206‒210, 316‒317).

    Таким образом, В.Г. Васильевский убеди­тельно доказал, что дружина варангов появи­лась в Византии раньше, чем Константинополя достигли норманнские искатели наживы и славы. Он показал также, что в византийских источниках середины XI в. «варанги» и «русь» или «росы» отождествляются (стр. 379).

    Обратимся снова к нашей древней летописи. В ПВЛ отражены три различных представления о «варягах». Во-первых, это народ, населяющий земли от «пределов Сима» до «земли Волошской и Агнянской». Во-вторых, варяги — это какое-то определенное племя. В-третьих, варяги — это все прибалтийские народы, среди которых особо выделяются «варяги-русь». В этнографическом введении присутст­вует непосредственное указание на место жи­тельства варягов: «Ляхове же, и Пруси, Чудь приседять к морю Варяжьскому; по семуже морю седять Варязи семо ко востоку до пре­дела Симова, по томуже морю седять козападу до земли Агнянски и до Волошьски» (ПСРЛ. Том 1. Столбец 4).

    Под «пределом Сима» летописцем подра­зумевается Волжская Булгария. Под землями «Агнянски» и «Волошьски» автор понимал со­ответственно южные области Ютландского по­луострова, где проживали англы, и Священную Римскую империю (Фомин В.В. Русские лето­писи и варяжский вопрос. — Липецк, 2005. С. 118). Таким образом, перед нами предстаёт широкий ареал проживания варягов. Здесь же они названы соседями ляхов (поляков), пруссов и чуди на южном побережье Балтийского моря. О варягах и Руси на южнобалтийском побе­режье говорят и западноевропейские источники (Откуда есть пошла Русская земля. Века VI‒X. Кн. 2 / Сост., предисл., комм. А. Г. Кузьмина. — М., 1986. С. 179).

    Помимо римско-католической церкви на Балтийском Поморье, как отмечал Аполлон Григорьевич Кузьмин, достаточно широко была представлена ирландская церковь, ориенти­ровавшаяся на традиции раннехристианских общин, что сближало её более с Востоком, чем с Римом. В западной средневековой литературе представителей этой церкви называли «грека­ми». Ирландские миссионеры привнесли хрис­тианство в Западную и Центральную Европу, проповедовали они и среди балтийских сла­вян. По мере усиления нажима со стороны католической церкви, они стремились опереть­ся на славянские общины. Исследователь от­мечает некоторые черты ирландской церковной традиции в русском христианстве.

    А.Г. Кузьмин приходит к следующему инте­ресному для нас выводу: «Таким образом, собственно варяги, мигрировавшие на равнины Восточной Европы в IX‒X веках и проникавшие далее (и позднее) в Византию, не имели отно­шения к Скандинавии. Да и латинское влияние вряд ли на них особенно распространялось: ведь они покидали родные места, уходя как раз от наступления германских феодалов ка­толической церкви» (Кузьмин А.Г. Начало Руси: Тайны рождения русского народа. — М., 2003. С. 230‒231).

    На Русь варяги могли привносить традиции ирландской церкви, что сближало их с Византией. Вероятно, эти варяги-христиане спо­собствовали и крещению княгини Ольги, они же воспротивились миссии магдебургского ар­хиепископа Адальберта, совершившего по при­глашению Ольги в 961‒962 гг. поездку на Русь.

    Концепция южно-балтийской родины варя­гов строится также на основе реконструкции древних и устойчивых связей Северо-Западной Руси (территория ильменских словен и криви­чей) с западнославянским Балтийским Помо­рьем. Действительно, Балтийский регион с ран­него средневековья характеризуется наличием широких экономических и культурных связей, которые превратили Балтийское море «...из моря, разделяющего страны, во “внутреннее” море с культурно-исторической точки зрения» (Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов // История Русского летописания. Т. 1. Кн. 2. — СПб., 2002. С. 8). Скандинавия же вступает в балтийскую торговлю с восточнославянскими землями лишь с конца X в., о чём, помимо находок кладов, относящихся к данному сто­летию, свидетельствуют и саги, не знающие русских князей ранее Владимира Святославича (980‒1015) (Откуда есть пошла Русская земля. С. 582‒588).

    Не должно вызывать сомнений, что варяги-христиане первоначально не представляли римскую церковь. Ситуация меняется в конце XII в., когда термины «варяг» и «латин» стано­вятся синонимами. Связано это, прежде всего, с эволюцией самого термина «варяг», который постепенно отрывается от своей этнической основы и приобретает более общее звучание. На рубеже XI‒XII столетий в Скандинавии рас­пространяется христианство католического тол­ка. Позднее, в XIII в., имя «варяг» сменится пол­ностью тождественным ему понятием «немцы» (Фомин В. В. Комментарии // Гедеонов С.А. Варяги и Русь. В 2-х ч. — М., 2004. С. 543). К этому времени родина варягов — Балтийское Поморье будет в религиозном плане уже пол­ностью подчинено римско-католической церкви.

    Таким образом, очевидно, многие варяги являлась христианами, хотя далеко не все из них были крещены по каноническому гречес­кому образцу. Некоторые варяги исповедовали арианство, характерное для варварских племен Европы. Дискуссии по поводу правильности вероисповедания отразились в «Слове о Законе и Благодати». Так или иначе, сам факт испове­дания варягами христианства подтверждает, что летописные «варяги» являлись западными славянами, проживавшими в Южной Балтике, а никак не скандинавами, которые оставались язычниками еще долгое время (официально до XII в., а фактически еще дольше).

    Понятно, почему русский летописец не счи­тал приглашение варягов свидетельством не­способности славян и иных восточноевропей­ских племен создать государство самостоя­тельно. Академик Алексей Александрович Шахматов убедительно показал, что легенда о призвании варягов была вставлена в ПВЛ в начале XII в. (Шахматов А.А. Сказание о при­звании варягов // История Русского летописа­ния. Т. 1. Кн. 2. — СПб., 2002. С. 185‒232). В те времена монах-летописец продолжал еще считать варягов не только славянами, но, что не менее важно, и христианами, то есть «сво­ими». Летописец помнил, что варяги в основ­ном и были первыми христианами на Руси и распространяли христианство, пусть иногда и в арианском толковании.

    rus-istoria.ru

    Реферат варяги в истории древней руси

    Варяги (скандинавы) в истории древней Руси стали появляться в IX веке, к тому времени уже порядком разорив европейское побережье, нагнав страху на христиан своей кровожадностью, жестокостью и необузданностью. IX-XI века именуются в истории раннего средневековья «Эпохой викингов». Именно в это время норманны завоевывали мир, открыли Америку за несколько веков до Колумба, а также пришли на Русь - и были поражены богатством ее городов. Норманские захватчики дали этой земле название Гардарик - «страна городов». В последующий период варяги оказали большое влияние на ход истории древней Руси.

    Рядом с домом обычно строили хлев - помещение, где содержали скот. Он не отапливался, поэтому в холодное время домашних животных приводили в дом. Около хлева устраивался навес для хранения необходимых орудий труда, а также выкапывались землянки, в которых хранили зерно и другие запасы, заготовленные на зиму.

    Число домов в поселении могло очень различаться, от двух-трех до нескольких десятков. В середине большого поселения обычно оставалось свободное место, на котором собирались сходы — собрания жителей, где сообща решались все важные дела. Позднее на этой площади стали устраивать святилища, где поклонялись главнейшим богам. Рядом со святилищем обычно строили небольшой домик, где жил жрец, совершавший церемонии.

    Вокруг поселения располагались очищенные от леса и огороженные участки вспаханной земли, на которых выращивали зерно и необходимые овощи.

    Двое варягов из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, отправились в поход на Византию, попутно завладев Киевом и сделав его одним из значимых русских городов. Таким образом, именно варяги основали две главные самодержавные области на Руси. А дальний родственник Рюрика, легендарный Вещий Олег, после смерти великого новгородского князя, убил Аскольда и Дира, вокняжился в Киеве, назвал его «Мать городов» и объединил вокруг него русские земли. Также Олег совершил поход на Константинополь и заключил с византийцами мир, на выгодных для Руси условиях.

    Земледельческое хозяйство древних славян очень мало походило на современное. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую и холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся от деревьев пни корчевали. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, так и назвали «сечень», от слов «сечь», «рубить».

    Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назывались «сухий» и «березол». Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.

    Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь были распространены гораздо меньше. Из овощей чаще всего выращивали репу, а также горох. Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались -«серпень», «вресень» (от слова «врещи» -молотить).4

    Такой способ обработки земли назывался подсечным и был распространен в северных районах, где было много леса. На юге, где леса не было, применяли другой способ - перелог. При этом выбранный участок земли распахивали и засевали, а на следующий год пахали уже на новом месте.

    Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

    Но главным занятием для древних славян всегда оставалось земледелие. Вот почему в славянских названиях месяцев, которые до сих пор сохранились в украинском, белорусском и других языках, дошел до нашего времени календарь основных земледельческих работ.

    Издревле и в течение многих столетий простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же. Их меню состояло прежде всего из ржаного, реже пшеничного, хлеба, каши, овсяного киселя и различных овощей. Обильна и доступна для всех была мясная кухня: кроме домашних животных и птиц, ели всякого рода дичь, которой было полно в лесах. Реки и озера изобиловали рыбой. В пищу употребляли и мясо медведей или белок, однако с этим не соглашалось духовенство, считая диких животных «нечистыми». Не полагалось есть и так называемую «давленину», то есть тех птиц, которые были удавлены силками, а не зарезаны или застрелены. Во время праздников готовились особо торжественные блюда — пироги и блины.

    Очень долго на Руси ничего не знали о пряностях (соли, перце, ядрице). Впрочем, как и о картошке. Она начала культивироваться в стране только с XVIII века.5

    Из напитков русские люди употребляли в основном различные сорта кваса, браги, пива, меда. Заморские же (виноградные) вина были доступны только очень состоятельным людям. Такие привычные для нас напитки, как чай и кофе, впервые появились в России во второй половине XVII века.

    Славяне признавали язычество - одна из ранних форм религии, основанная на вере в добрых и злых духов, которые управляют миром, окружающим человека. Постепенно сложились довольно развитый пантеон славянских богов. В нём соединились местные и общеславянские божества. Главным из них являлись бог Вселенной - Род, божество солнца - Даждьбог (у некоторых славянских племён он назывался Ярило или Хорс),Сварог - бог огня, Велес - скота и богатства, Перун - бог грозы и войны, Мокошь - богиня Земли и плодородия.6

    В объединении функций в образе одного бога явственно видны следы обожествления сил природы. Местами поклонения богам служили возвышенные места, священные рощи. Там сооружались деревянные и каменные изваяния, у каждого племени существовали общие святилища, где совершались обряды во время праздников и решались важнейшие вопросы племенной жизни.

    С возрастанием роли князя и военной дружины главным богом стал Перун - бог грозы и войны. Его именем скреплялись дипломатические договоры, клялись послы.

    Кроме того, было распространено почитание домашних богов. Поэтому очаг и печь считались священными местами в доме.

    С древнейших времён у славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь Солнца и смены времён года. Поколение должно было обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались главные события в жизни человека - рождение, свадьба, смерть.

    Погребение умерших древними славянами было обставлено многообразной обрядностью, которая существенно менялась с течением времени. В глубокой древности тело умершего помещали в деревянный гроб, который переносили на возвышенное место, где уже был приготовлен постамент из дров, обкладывали сухой соломой и сжигали.

    Оставшиеся после сожжения останки помещали в урну и хоронили в специальном могильнике. С течением времени (по мере того, как развивались представления о загробном мире) обряд погребения претерпел существенные изменения. Они особенно заметны при многочисленных раскопках богатых княжеских погребений.

    Обязательной частью погребального обряда была тризна — поминальный пир, во время которого приветствовали богов подземного мира и призывали их как можно скорее принять к себе умершего.

    Для этого осуществлялось «кормление земли» - ритуальное закапывание специально приготовленных яиц и сосудов с брагой. Во время тризны поминали и других умерших, которых почтительно называли «дедами».

    Отголоски этого обычая дошли до наших дней в виде обычая оставлять угощение на кладбищах на Пасху и в субботний день перед началом Дмитровского поста - дмитровскую родительскую субботу ( первую субботу ноября).

    Культ предков, уходящий своими корнями в глубокую древность, был воспринят пришедшим на Русь христианством, которое дополнило его своими представлениями о загробной жизни.

    В глубокой древности возникло представление о том, что человек окружен невидимыми духами, которые делятся на враждебных и доброжелательных. Еще первобытные охотники каменного века приносили жертвы добрым богиням Берегиням, которые защищали их от злых духов тьмы. Отголоски этого представление дошли до нас в многочисленных рассказав и сказках о вампирах.

    С течением времени на смену им пришла вера в Рода и рожаниц. Это были добрые боги, с которыми было связано представление о плодовитости всего живого на земле.

    Роду приносили жертвы для обеспечения хорошего урожая, здорового потомства. Его изображение дошло до нашего времени на многочисленных вышивках, где часто встречается человеческая фигура с поднятыми руками.

    Когда появилась Киевская Русь, то главным богом стал Перун, который олицетворял представление о грозе, громе и молнии. Он же стал богом войны, а следовательно, покровителем воинов и князей.

    Вот почему святилища, посвященные Перуну, существовали в Киевской Руси до самого принятия христианства.

    К IX-Х векам у восточных славян сложились первые города, в которых развивались ремёсла (литейное, кузнечное, ювелирное) и товарный обмен. Очень важную роль играл торговый путь, который связывал Северную Европу через Балтийское море, Западную Двину, Неву, Ловать, Днепр и Чёрное море с Византией и странами Востока.

    Роль варягов в объединении славянских земель

    Варяги это - древнее скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси.

    Слово "русь" у восточных славян появляется с приходом сюда варягов из Скандинавии, которые принадлежали к племени русь. По преданию, из этого племени вышли и первые князья: Рюрик, Трувор и Синеус, которые положили начало Русскому государству. Сначала словом "русь" назывались представители высшего слоя русского общества, преимущественно княжеская дружина, состоявшая из тех же варягов, а также купцы-варяги, которые к тому времени разошлись по многим городам и селениям восточных славян. Уже позднее слово Русь или Русская земля, приобретает официальный характер как географическое название территории, на которой жили славянские племена вперемешку с пришлыми варягами. Впервые в таком значении оно появляется в договоре, который в 945 году подписал князь Игорь.7

    В 862 году новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти себе нового князя в чужих землях. Они отправились за море к соседям - варягам и сказали им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами".8

    И вызвались три брата со своими родами и дружиной. Старший из братьев, Рюрик, сел княжить в Новгороде, другой - Синеус - в Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова).

    После смерти в 864 году Синеуса и Трувора Рюрик остался полновластным правителем Новгородской земли и основал династию князей, которые затем правили всей Русью.

    Это, конечно, легенда. Историкам ясно, что к рассказам летописцев о самых древних фактах прошлого надо подходить осторожно: здесь правде может сопутствовать вымысел. Поэтому, чтобы установить истину, следует привлекать и другие источники.

    Часть историков продолжает связывать с призванием варягов образование древнерусского государства и предлагает рассматривать это в общем контексте европейской истории. Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викингов в Европе, походов скандинавов в Западную Европу, когда они захватили весь континент, даже южную оконечность (в ХI в. скандинавы образовали норманнское Королевство в Сицилии). Хотя в Западной Европе существовали более развитые, чем у скандинавов формы общественной и политической жизни, военная демократия викингов становилась организующим элементом, катализатором для появления европейской государственности. Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе.

    В восточнославянских землях процесс образования государства шел аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери независимости не только Южной Русью (она платила дань), но и северной. Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежей естественно. При этом утверждается давно сложившаяся точка зрения о том, что варяги это норманны.

    В этом случае название Русь производят от финского Ruotsi (Швеция, шведы), которое в свою очередь происходит от шведского - гребцы, гребля. Заметьте, Швеция давно признала Рюрика "своим", недалеко от Стокгольма ему поставлен памятник.

    У этой позиции много противников. Поставлен вопрос, а действительно ли варяги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователи давно обратили внимание на то, что понятие "Русь" встречается в документах, в том числе в "Повести временных лет", безотносительно к эпизоду с призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе. Руги, русы - это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии (Reisland до 1924 г. существовала на границе Саксонии и Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно нет оснований, очевидно, русы жили рядом с древлянами, полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейское происхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы, приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги - это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л. Н. Гумилев считает, что русы - это скорее, племя южных германцев.9 Однако точных оснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы), практически нет.

    В последние два-три года появились утверждения, что русы являлись племенем западных славян, которые издревле жили в районе Новгорода, и именно дружина западных славян была приглашена новгородцами.

    Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет о гипотезах.

    Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей не вызывает сомнения. Приглашенные предводители рюриковской наёмной рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, возможно, гражданскую власть.

    Другая точка зрения антинорманнистов - отрицание роли скандинавов в политических процессах - противоречит известным фактам. Смешение родов и племён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и южнорусских племён - всё это характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги, как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

    Споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик и откуда изначально произошло слово Русь. Расширять пределы спора и переносить его на процесс возникновения Древнерусского государства нет оснований. Становление государственности - это длительный процесс, развивающийся лишь на определенной стадии развития и связанный с построением соответствующей общественной структуры. Как уже отмечалось, этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизод не мог определить ни его ход, ни исход.

    Заключение

    Завершая работу можно прийти к выводу, что государственность у восточных славян возникла раньше "призвания варягов". Что касается Рюрика, то он действительно существовал. Правил сначала в Ладоге, но не был призван "из-за моря", а захватил власть в Новгороде силой, воспользовавшись междоусобицами местных князей. Это вызвало восстание против варягов, во главе которого встал Вадим Храбрый. Рюрик казнил Вадима и его "советников", а остальные знатные новгородцы бежали в Киев. О том, был ли на самом деле Рюрик основатель княжеской династии, никаких достоверных данных историки не имеют.

    Думаю, что нельзя признать варягов создателями государственности для славян. Имеются ли заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, на их язык и культуру? На Руси был только русский язык. Договоры Х века с Византией, посольство киевского князя, включая варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках - русском и греческом, без следов шведской терминологии.

    Я считаю, что государство как результат внутреннего развития не может быть привнесено извне. Этот процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности нужны соответствующие условия.

    unit.photogdz.ru