Письма Древней Руси: как, кому и о чём писали в XI-XV вв. Чем писали в древней руси


Чем писали на Руси. Граффити

Осталось любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси - так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Береста — очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой — «писалом» — из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен — кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день. 

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях Упод старинуФ.

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком УтитлоФ - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т.п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - УсилуФ.

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных — целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-. XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик. наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы — сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств ХI-ХII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

www.ukoha.ru

Урок №1. Как писали на Руси

         В городе Солуни, в Македонии, "жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии... У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом". Этими словами начинается "Житие Кирилла и Мефодия".

   Византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария входила тогда в состав Византии) распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Её-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейский и арабский языки.      Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в современном алфавите – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. 

Итак, славянский алфавит.

Первоначально он состоял из 43 букв, близких по написанию греческим.

Каждая из них имела свое название:

 А – "аз",

Б – "буки"

 ( соединяем названия этих букв и получаем слово… "азбука"),

 В – "веди",

 Г – "глаголь",

 Д – "добро" и так далее.

 Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры:

 "А" – цифру 1,

"В" – 2,

"Р" – 100.

 На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". 

В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица". Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. А недавно в центре Москвы, на Славянской площади, просветителям этим был установлен памятник.  1991 году в России был утвержден государственный праздник в честь Кирилла и Мефодия. Отмечается он 24 мая. «День славянской письменности».

 

   Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к XIII в. она почти полностью исчезла. 

   Мы привыкли считать создателем кириллицы монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом. Однако сейчас большинство исследователей считают, что он создал не кириллицу, а глаголицу. До сих пор этот вопрос остается спорным в науке... 

 

    Писали древние славяне на бересте.

Береста – очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой – "писалом" – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. 

   О чем же писали наши предки в своих свитках?

 Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли в Новгороде сразу 16 берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой... ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя. 

      Записи Онфима – бесценное сокровище, ведь почти ничего не известно о школьном образовании средневековой Руси. Знаем мы только, что Ярослав Мудрый в XI в. предпринял первую попытку создать школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте. Писали ученики свои упражнения и на более удобных «тетрадях», которые назывались ЦЕРЫ. Цера – это небольшая дощечка с углублением с одной стороны, в которое заливали воск. С воска легко можно было стереть неудачную запись и освободить место для нового упражнения. Церы соединяли вместе по несколько штук, получалась тетрадь – КОДЕКС. Для написания букв пользовались тем же писалом, которым выцарапывали буквы и на бересте. А некоторые демонстрировали с удовольствием своё владение письмом на стенах церквей. Такие надписи были обнаружены на стенах Киевского и Новгородского соборов. Это свидетельствовало о том, что в XIвеке на Руси было не так уж мало грамотных людей и о том, что они не всегда правильно выбирали места для своих упражнений в искусстве письма.

Но Владимир и его сын Ярослав Мудрый устраивали школы не для того, чтобы обученные грамоте люди оставляли свои автографы на штукатурке. Уже в то время существовали книги, написанные русскими книжниками. 

    "...Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем в словах книжных. Это – реки, наполняющие вселенную, это – источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся ". Эти замечательные слова о книгах из "Повести временных лет" летописца Нестора. Написанные почти тысячу лет назад, они свидетельствуют о том, что уже тогда мудрые люди понимали значение и ценность одного из величайших изобретений человечества. 

    Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят, и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

  Правда, не все читали книги усердно. Древний автор рисует нам ленивого монаха, который листает книгу, считает тетради, из которых она составлена, смотрит в окно, потирает глаза, снова пробует читать, а в конце концов, закрыв книгу, спит до обеда. Не все и переписывали книги старательно. Часто писцы в послесловии просили прощения за  ошибки, которые они допустили по неразумению, или говоря друг с другом, или задумавшись. А в одной рукописи нашли приписку такого содержания: «Ох, книга, книга… Уже мне тошно от тебя…» Зато в конце книги  еще приписка:» Как радуется жених о невесте, как радуется заяц, избегнув сети, так радуется списатель книжный, увидев последний лист» 

Поскольку книга стоила так дорого, ее берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе. Доска не украшала книгу, поэтому поверх нее надевали оклад – своего рода металлическую "суперобложку". 

Один из древнейших и красивейших окладов принадлежит "Мстиславову Евангелию", созданному в Новгороде в начале XII в. Это настоящий шедевр ювелирного искусства. Все поле оклада покрыто изысканной золотой сканью. В центре – фигурная золотая запона с изображением Христа, ангелов и святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. По сторонам, на фоне скани, симметрично расположены драгоценные камни и эмальерные изображения святых. 

   Книга в дорогом окладе считалась ценным подарком. Ее часто вкладывали в храмы и монастыри "на помин души". В 1571 г. Иван Грозный вложил в Благовещенский собор Кремля "Евангелие" в редком по красоте золотом окладе.

    Чем же писались книги?  Чернилами!

Чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. 

   Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы – сосуда, похожего на современную перечницу. 

   Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паек. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов – переписчиков книг за работой. 

   Прежде чем приступить к письму, листы пергамена разлиновывали при помощи линейки и затупленного шильца, по краям оставляя поля. Под ногой у писца стояла невысокая подставка, так как писать было принято на колене. На пюпитре устанавливали образец, а на столе раскладывали письменные принадлежности: чернильницу, песочницу, перья и кисти, перочинный нож, линейку. Перья были гусиные из левого крыла гуся (такие удобнее затачивались для письма), а царственные особы писали лебедиными перьями. 

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств XI-XII вв. дошло до нас. Выходит, что сохранилась одна из тысячи. Книги гибли в огне пожарищ, от небрежного обращения, становились добычей захватчиков. Летопись повествует, что в 1382 г. хан Тохтамыш осадил Москву. Книги со всей округи свозили в один из кремлевских храмов. Они заполнили церковь по самые своды, но не спаслись – сгорели, когда татары ворвались в Кремль. Кроме того, книгам грозили прожорливые насекомые, которые прокладывали ходы в толще страниц. А мыши и крысы тоже были не прочь попробовать пергамен на вкус. Говорят, что и знаменитая, пропавшая бесследно, библиотека Ивана Грозного была съедена. Правда, не мышами, а осажденными в Кремле в начале в начале XVII века голодными поляками.

  Другой пример. В 1812 г. горела Москва. В доме известного собирателя древних рукописей графа Мусина-Пушкина погиб единственный сохранившийся список "Слова о полку Игореве". К счастью, бесценный памятник литературы к этому времени уже был опубликован. 

     На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был "устав" – с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный "устав" сменил "полуустав" с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать "скорописью" – плавно соединяя соседние буквы. В XVI-XVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма. 

   Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом – вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название – вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента.

 

Запись в тетрадь.  РАБОТАЕМ НА ЛИСТЕ №2

КАК ПИСАЛИ НА РУСИ

24 мая – День славянской письменности.

Братья Кирилл ( в миру Константин Философ) и Мефодий- византийские монахи создали славянскую письменность и сделали первый перевод Библии на славянский язык. Поэтому эта азбука и называется «Кириллица».

В древней Руси пользовались еще одной азбукой "Глаголицей". 

А – «аз»

Б – «буки»   -    «АЗБУКА»

В этой азбуке было 43 буквы.

Цифры и числа тоже обозначались буквами: А - 1,   В - 2,  Ц - 500 и т. д. 

Писали в Древней Руси на:

бересте (коре березы),

на коже («пергамене»)

и на дощечке, залитой воском –« цере» палочкой-«писалом». А затем чернилами при помощи гусиного пера.

Устав  - письмо прямыми буквами без наклона.

Полуустав – буквы с наклоном.

Скоропись – слитное написание букв.

Вязь – украшение букв.

 

 Вопросы для повторения:

1.    Кто создал славянскую письменность?

2.    На чем писали в Древней Руси?

3.    Как называется письмо буквами без наклона?

4.    Как называется украшение букв заголовков?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

1. Первый лист у нас сложен треугольником.

2. Принести на следующий урок:

     тетрадь;

     карандаш;

     ластик;

     линейку;

     фломастеры ( достаточно 6 цветов). 

3. Приготовить заранее, но в школу не приносить до соответствующей записи в дневнике:

   гуашь 12 цветов;

   папку с листами для черчения  А3;

   кисти  №2-3,  №5,  №7-8,

   Тряпочку для вытирания парты и кистей.

Баночки для воды есть в классе. 

 

                                          

borbatelena.ru

Как писали в Древней Руси до появления кириллицы

Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3, осень 2017 годаРубрика: Тайны древней РоссииТекст: Русская Семёрка

Закрытая тема

Фото: славянские руныТема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвящённых этой проблеме.К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н.А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причём приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.Впрочем, официальная наука и сейчас к авторам, занимающимся подобной тематикой, относится с известной долей скептицизма. До сих пор подлинность образцов дохристианской письменности многими лингвистами и историками ставится под сомнение.

Миф или реальность

Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далёкие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идёт о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания, не уточнятся.В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», то есть сирийские письмена.Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян всё-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов — Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния богов.Арабский хронист Ибн Фадлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка — деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя русов.

Археология

Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала — стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, притом что христианство в Новгород проникло только в конце X века.Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».Этнографы считают, что Гороух — это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали своё имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой, можно прочесть имя Людота.

«Чертами и резами»

Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время ещё может быть оспорено, в частности объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» — это признак более древней культуры. Об этом способе письма, всё ещё популярном у славян даже после принятия крещения, в своём трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.Под «чертами и резами», по мнению учёных, скорее всего, имелась в виду разновидность пиктографическо-тамгового и счётного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов», предпринял российский де-шифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. Н.э.). При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков — пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов — «ло», «со» и «ко».С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».

Славянские руны

У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность — это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идёт о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.

Письменность как свидетель миграции

Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи ХХ-ХШ вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьёзное возражение со стороны академических кругов.Гриневич в своих изысканиях не одинок. Ещё в первой половине XIX века русский историк Е.И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определённая связь.Для расшифровки этрусского языка учёный решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел, — польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.

www.bagira.guru

Чем писали иконы в Древней Руси

Древнейшие сохранившиеся иконы датируются примерно VI веком. Сейчас мы легко можем сходить в художественный магазин и купить любые краски. Но чем и как писали картины в древности?

Икона — не место для полета фантазии художника. Предписания затрагивали не только внешний вид будущей иконы, но и процесс ее создания. Была строгая последовательность подготовки, выбора материалов, смешивания красок.

В Византии — колыбели православия — для работы использовали краски на основе воска. Эта античная техника называется энкаустикой и предполагает работу широкими и экспрессивными мазками. Иконы, выполненные таким образом, имели живой и легкий вид. В VIII веке из-за начала иконоборческого движения, предполагавшего уничтожение любых изображений бога, техника была утрачена.

В X веке произошло крещение Руси, встал вопрос создания собственных икон. Для Древней Руси в изображении сверхъестественного существа важно было показать строгость, умиротворенность. Живость византийских икон не подходила, поэтому в качестве красок использовали разновидность энкаустики и ее наследницу — темперу. Она представляет собой смесь воды и желтков. Этот материал популярен до сих пор и известен своей долговечностью.

Работа велась на деревянных досках, вытесанных из сердцевины липы. Для крупной иконы использовалось несколько досок. Поверхность для письма грунтовали левкасом — клеем из мела и рыбьего жира. На подготовленном дереве сперва углем рисовали эскиз, а затем с помощью темной краски уточняли детали. Перед началом проработки иконы цветом, некоторые области покрывали позолотой.

Работа темперой имеет ряд нюансов, которые также отразились на традициях написания икон. Иконописец работал неспешно, один за другим накладывая слои. Важно было дождаться полного высыхания слоя, чтобы приступать к следующему. Работу начинали с самых темных цветов, каждый следующий слой был светлее. Таким образом получался объем. Самые светлые участки прорисовывали красками из крупных частиц, отражающих свет. Это позволяло придать иконе свечение.

Сперва рисовали фон. Постепенно прорисовывая каждый план, приближались к фигуре. Затем прорабатывалась одежда. В последнюю очереди рисовали лица. Когда работа была закончена, икону покрывали лаком на основе олифы.

Сегодня для написания икон используются более современные материалы и приобрести икону в мастерской теперь очень просто, достаточно зайти на сайте http://www.mos-ikona.ru/ и выбрать понравившуюся работу.

  • 395 просмотров
  •  комментариев

faqindecor.com

как, кому и о чём писали в XI-XV вв. — ПУНКТУМ

Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

gramota

В XII веке новгородский учёный, писатель и священнослужитель, Кирик Новгородец спрашивал у архиепископа Нифонта: «Несть ли в том греха, аже по грамотам ходити ногами, аже кто изрезав помечет, а слова будут знати?» В XX веке нам открылась удивительная возможность изучать эти тексты, благодаря чему Древняя Русь заговорила множеством голосов.

На мастер-классе мы познакомимся с берестяными грамотами – текстами бытового содержания – и почитаем их «с листа». Мастер-класс рассчитан на людей, не знакомых с подобной формой письменности; на желающих узнать побольше о культуре древнерусского человека: чем он жил, на каком языке говорил и думал.

Слушателям будет рассказано о том, как:

-стало возможным открытие берестяных грамот;

-каковы особенности записи слов;

-чем древненовгородский диалект отличается от древнерусского языка;

-почему клещи посылают с щукой, а попу попало от попадьи?

Погружаясь в эти сюжеты, мы обнаружим, что человек XII века, пусть и говорит на непривычном языке, всё-таки чем-то напоминает нас в своих заботах. Он становится настоящим примером в своём уважительном отношении к слову и договору, в чувстве собственного достоинства и безоглядном отстаивании истины.

Ведущая — Елизавета Щеголькова

Вход свободный

punktum.ru

На чём писали в Древней Руси до появления бумаги?

Знайка
  • Все категории
  • Автомобили 322
  • Интернет 1,879
  • Красота и Здоровье 2,852
  • Компьютеры 681
  • Кулинария 2,214
  • Культура и искусство 1,052
  • Литература 272
  • Мобильные телефоны 323
  • Медицина 1,245
  • Мода 467
  • Наука 1,431
  • Отношения 1,963
  • Общество 2,625
  • Общие 9,455
  • Отзывы 507
  • Отдых и Туризм 655
  • Программы 387
  • Политика 562
  • Психология 262
  • Работа и Финансы 870
  • Развлечения 16,468
  • Религия 578
  • Советы 1,069
  • Строительство и Ремонт 289
  • Семья 381
  • Спорт 497
  • Техника 287
  • Фильмы и Актеры 3,321
  • Флора и Фауна 1,650
  • Юриспруденция 135
  • Вопросы для взрослых 426

Ваш комментарий к вопросу:

2 Ответы

Ваш комментарий к ответу:

Ваш комментарий к ответу:

Похожие вопросы

Как бороться с паразитами и вредителями можно прочитать здесь

znauka.ru