Конспект урока по истории "Культура Древней Руси X –XIII века" 10 класс. Таблица культура древней руси 10 класс


Культура Древней Руси (10 класс)

Описание:

Учитель истории, обществознания и МХК КМ ООШ Вахабова Ольга Владимировна представляет материал о культуре Древней Руси.

Автор объясняет учащимся, что на формирования культуры Древней Руси повлияли более древние мифы и сказания восточных славян, а также финноугорских балтских племен, хазар. Также значимым оказалось принятие христианства, и как следствие – иконопись, фрески.

Содержание презентации:

  • Исторические условия формирования.
  • Устное народное творчество.
  • Письменность и грамотность.
  • Крещение Руси – развитие грамотности.
  • Школа в Древней Руси.
  • Первые русские книги – произведение искусства.
  • Древнерусская литература.
  • Летописи.
  • Слово о законе и благодати.
  • Русь – страна городов «Гардарики».
  • Торжок, торг.
  • Зодчество – искусство строить и украшать здания.
  • Жилые помещения – хоромы.
  • Избы крестьян.
  • Каменное строительство.
  • Искусство украшения храмов.
  • Художественное ремесло.
  • Скань, зернь, филигрань.
  • Височные кольца.
  • Рясны.
  • Техника черни.
  • Перегородчатая эмаль.
  • Кузнечное дело, оружейники.
  • Одежда простонародная.
  • Одежда боярская и княжеская.
  • Быт Древней Руси.

Слайды:

Информация:

  • Предмет: История
  • Дата создания: 05 Ноября 2015 г.
  • Дата последнего изменения: 11 Ноября 2015 г.
  • Просмотры: 1720 просмотров
  • Слайды: 32 слайда
  • Язык презентации: русский
  • Форматы файла презентации: PPT, PPTX, PDF
  • Скачали: 407 раз (Последний раз: 20 Марта 2018 г., в 06:38)
  • Общий размер всех файлов презентации: 36.61 Мб

Теги:



Олимпиады и конкурсы:

Скачать:

Формат PDF

5.88 Мб

Скачана 127 раз

Последний раз 20.03.2018

Формат PPTX

9.57 Мб

Скачана 99 раз

Последний раз 11.03.2018

Формат PPT

21.16 Мб

Скачана 181 раз

Последний раз 19.03.2018

Выберите необходимый формат файла презентации для скачивания

ppthub.ru

Trojden | Культура Древней Руси: Павленко Н. И.

Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры — мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая культура. К моменту принятия христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей Древней Руси.

Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI—XII вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописания. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

Обращение к русскому искусству XII—XIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства — гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.

Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.

Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.

Древнерусское искусство является частью средневекового христианского искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного, божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным, поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.

Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.

К примеру, иерархичность и единство мира небесного и мира земного побуждали к иному выражению окружающего пространства. Икона и мозаика лишены знакомой нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способны были познать законы пространственного восприятия. Исходным оказывался иной принцип, диктовавший другие художественные принципы и приемы выражения: если мир духовный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало потребности детального выражения мира земного. Это лишь мешало целостному восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству духа.

Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко символично. Символизм был одним из главных средств решения главнейшей задачи средневековой культуры — достижения духовного единства, соединения божественного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы, каждый элемент храма были полны для человека Древней Руси глубокого смысла. Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного. Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников искусства, такая непонятная нам и такая естественная для их авторов.

Письменность и просвещение. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковно-славянский.

Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты — уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в Новгороде превышает 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их разнообразие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради» новгородских школьников.

Берестяная грамота из Новгорода

Почти каждый год новгородские археологические экспедиции заканчиваются уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв., несколько лет назад было найдено... любовное послание, самое древнее в нашей истории. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему ветреному суженому. — Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришел...»

О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному источнику, как граффити — надписи, нацарапанные на стенах церквей.

Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось в руках церкви, и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.

«Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал летописец. Источники называют имена таких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо, однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного чтения; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук и чтением молитвы.

Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические сочинения.

Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиросуздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

Феодосий — один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его любимым чтением.

Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни будущих святых, о чудесах, произошедших после их смерти, и т. д. Тем не менее жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни, повествуя о взаимоотношениях внутри общества.

Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.

Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».

Зодчество. Культовый характер искусства определил приоритет направлений и жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало зодчество.

Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.

В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.

К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.

Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской.

Успенский собор во Владимире

Храм Покрова Богородицы на Нерли. Реконструкция

Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это способствовало тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых — создание архитектурных памятников мирового уровня.

Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом небольших арок — аркатурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций, — храм Покрова на Нерли.

Древние зодчие точно учитывали и окружающее пространство, и вкусы, потребности заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира, рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым, призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой. На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам владимирский князь.

Изобразительное искусство. Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на Русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.

Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название «Нерушимая стена».

Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Спас Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица. Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы».

Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием материалов и высочайшей техникой — сканью, зернью, эмалью. Украшения, выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью — непрозрачной стекловидной массой. Но не менее удивительно и другое. Раскопки показали, что немало предметов декоративного и прикладного искусства было доступно простым горожанам. Люди прошлого умели ценить красоту обиходной вещи, а главное — стремились к этой красоте.

Культура низов. Едва ли приходится говорить о единстве средневековой культуры. Сословная неоднородность, свойственная феодальному обществу, делала и культуру неоднородной. Выделялась культура элитарных, образованных слоев, к которым можно причислить часть духовенства и светских феодалов, горожан. Исследователи европейского Средневековья такую культуру называют «высокой». Несомненно, что Киевская и удельная Русь давали немало образцов подобной «высокой» культуры.

«Высокая» культура пронизана христианскими ценностями. В этом смысле ей противоположна культура «низов». Эта народная культура причудливо сохранила и соединила элементы христианские и языческие; в ней ощущаются и настроения оппозиции церкви и государству, и воспоминания о родовых порядках, этнической самобытности. Культ духовности и аскетизма христианской культуры соседствовал с бурными проявлениями культуры народной.

Серебряный браслет с магическими изображениями. XII — начало XIII в.

Особенно это проявлялось в представлениях скоморохов, истоки творчества которых покоятся во временах былинных.

Древняя Русь — Русь простого земледельца и горожанина, труженика и защитника — предстает перед нами в устном народном творчестве. Фольклор сохранил нам пускай и сильно измененные последующими наслоениями памятники культуры далекого прошлого. Особенно ощутимо оно в былинах — эпических сказаниях Древней Руси.

К киевской эпохе исследователи относят такие былины, как «Добрыня и змей», «Алеша и Тугарин» и др. Героический былинный эпос был своеобразным средством ритуально-символического осмысления народом своего прошлого и настоящего. В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил.

Между «высокой» культурой и культурой народной не было неодолимой стены — одно питало другое: героический былинный эпос послужил источником вдохновения автора «Слова о полку Игореве». Народная психология, образность, представления и стереотипы — все это ощутимо во многих древнерусских литературных произведениях, в изобразительном искусстве — это питательная среда для культурного развития.

Конечно, в этом взаимодействии далеко не все нам понятно. Хотя бы потому, что народная культура в своем проявлении преимущественно бесписьменная, устная. Трудно даже представить, сколько утрачено, а сколько искажено. И все же специалисты справедливо видят в народной культуре элемент основополагающий. Здесь в первую очередь стоит вспомнить, что народ — создатель и хранитель языка, основы любой культуры.

Быт. Одна из самых трудных исторических проблем — это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт — это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту — за исключением моментов переломных — почти отсутствует событийная сторона.

Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.

Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.

Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах — забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 2—3 этажей.

Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дань и подати, здесь наказывали и судили.

Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.

Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Она принимала активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширны

trojden.com

Конспект урока по истории "Культура Древней Руси X –XIII века" 10 класс

Урок истории в 10 классе.

Учитель: Суховерхова И.С.

МКОУ Грибановская СОШ № 3.

Тема: «Культура Древней Руси X –XIII века.»

Цели урока:

1. Раскрыть отличительные черты культуры Руси этого периода.

2. Охарактеризовать уровень развития архитектуры и живописи Древней Руси.

3. Продолжить формирование навыка составления конспекта лекции

4. На примерах памятников древнерусского зодчества и живописи показать красоту и оригинальность русского искусства

Оборудование: мультимедийная презентация «Культура Древней Руси».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура , береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Зодчество

  3. Изобразительное искусство.

  4. Закрепление материала.

ХОД УРОКА

Изучение нового материала (тему записать в тетради).

- Что такое культура?

( Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? ( Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

- Попробуйте определить цель урока на основе анализа темы .

(Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.).

- Для этого мы рассмотрим зодчество и изобразительное искусство этого периода .

  1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры?

(Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций).

Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

- Культурологи выделяют три этапа развития культуры в этот период: Первым этапом считают период дохристианской культуры восточных славян (древние языческие традиции сохранились и до настоящего времени: гадания, приметы, вера в домового и т.д.)Второй этап. Вы помните, что 988 году князь Владимир Святославович крестил Русь. Было принято византийское христианство, а следовательно и в развитии культуры стали прослеживаться византийские традиции. Третий этап связывают с усилением раздробленности Руси, вместе с которой начинается формирование местных стилевых особенностей в архитектуре.

2. ЗОДЧЕСТВО

- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Жилища славян были двух типов северного (срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камней) и южного (пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей). Первые храмы на Руси строились из дерева. Каменное строительство начинается в конце X века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве, построенная в крестово-купольном стиле. Во времена правления князя Ярослава Мудрого были построены близкие по стилю Софийские соборы в Киеве и Новгороде Как уже говорилось вначале урока, к середине XII века в храмовом строительстве начинают выделяться местные особенности, предопределенные, прежде всего, использованием местных строительных материалов.

- Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества .

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.

  2. Наличие разнообразных пристроек.

  3. Увенчание построек теремами и башенками.

  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

- После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

- На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).

- Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.

- Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры.

(Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм. )

3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учитель читает текст .

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Учащиеся отвечают)

- Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке . В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Есть и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

( Сообщения учеников о изготовлении иконы и о иконостасе. )

Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1) Ответы на вопросы.

- О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?

- Влияние каких народов испытала древнерусская культура?

- В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?

2) - Итак, мы познакомились с образцами древнерусской культуры. Что бы закрепить знания давайте решим несколько тестовых заданий.

1.Особенностью культуры Древней Руси является:

А. широкое распространение печатной литературы

Б. влияние западноевропейских традиций

В. Господство религиозного мировоззрения

Г. «обмирщение» культуры

2.Белокаменная резьба характерна для украшения храмов в:

А. Новгороде и Пскове

Б. Владимире и Суздале

В. Киеве и Чернигове

Г. Галицко-Волынской земле

3. Скань, зернь, финифть – это

А. виды живописи

Б. виды декоративного искусства

В. Архитектурные стили

Г. Литературные жанры

4. Авторам «Слова о законе и благодати» является

А. игумен Даниил

Б. монах Нестор

В. Владимир Мономах

Г. Митрополит Илларион

5. К XI веку относится:

А. возникновение славянской письменности

Б. постройка Десятинной церкви в Киеве

В. Возведение Софийского собора в Киеве

Г. Написание «Повести временных лет»

Выполнение теста (учащиеся выполняют в тетрадях). Самопроверка

doc4web.ru

Trojden | Культура Руси X — начала XIII в. Зарождение русской цивилизации: Сахаров А. Н. - 10 класс

Особенности культурного развития. Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит всё, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.

Культура восточных славян была единой, хотя и имела свои особенности — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси, третьи — для северо-западных земель.

Славяне широко общались и с жившими бок о бок финно-уграми и балтами. Они торговали друг с другом, обменивались хозяйственным опытом, навыками. У них было много общего в постройках, способах обработки земли, песенном и танцевальном искусстве, одежде, украшениях. Баня была любима повсюду у этих народов.

Велико было влияние на Русь византийской культуры, особенно после принятия христианства. Тесные культурные связи русские земли поддерживали с западными и южными славянами — Польшей, Чехией, Болгарией и Сербией.

Культура восточных славян была одновременно и культурой старого языческого мира с его древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.

Языческие народные традиции больше сохранялись в отдалённых местностях, в сёлах и деревнях. Христианская культура господствовала в развитых районах, на больших торговых путях, в городах. Эти два культурных потока обогащали и дополняли друг друга.

Письменность, грамотность, школы. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствует относящийся к X в. глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нём написано горушна (горчица), т.е. это был сосуд для пряностей. Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их резами. Позднее эта традиция письма на дереве сохранилась в виде использования в качестве материала для письма бересты и появления так называемых берестяных грамот. Берестяное письмо было очень распространённым в Древней Руси. И не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске и других русских городах.

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве. Скульптор В.М. Клыков

Широкое распространение на Руси получила славянская грамота — алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием, выходцами из греческого города Фессалоники (на Руси его называли Солунь). Учёные полагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы. Братья много сделали для просвещения славянских народов Европы, в том числе и Руси, для распространения христианства, перевода богослужебных книг на славянский язык. Оба они были канонизированы Православной Церковью.

Берестяная грамота

Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. Вместе с деятелями Церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление приобрело при Ярославе Мудром и его сыновьях. Переводные книги читали не только в княжеских и боярских семьях, в монастырях, но и в среде купечества и ремесленников. Так, широкое распространение получило жизнеописание Александра Македонского «Александрия».

Первые русские грамотеи появились в школах, открытых при церквах, а позднее — при монастырях. Поначалу детей из богатых семей туда привлекали по приказу князей. Позднее в школах стали учить не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нём.

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи — граффити. Молодому Владимиру Мономаху принадлежит короткая надпись на стене Софийского собора в Киеве. Юный князь вывел: Ох, тяжко мне! — и подписался своим христианским именем: Василий.

Писало. XI в.

Летописи. Выдающимися памятниками письменности, литературы и истории Древней Руси являются летописи — погодные изложения важных событий на Руси. Позднее они превратились в художественные и исторические произведения, став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей.

Первая общерусская летопись, по мнению историков, была создана в конце X в., при князе Владимире. В последующем каждый летописец включал в составляемый им текст предыдущие повествования. В первое десятилетие XII в. появилась древнейшая из дошедших до нас летописей — знаменитая «Повесть временных лет». Многие её страницы монах Киево-Печерского монастыря Нестор посвятил отношениям Руси с окружающими странами. Гордостью за свой народ, за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на её страницах — князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Она рассказывает о военных походах, строительстве монастырей и храмов, об открытии школ, о религиозных спорах и реформах русской жизни.

При Владимире Мономахе летопись Нестора была переписана и отредактирована игуменом Сильвестром. Деяния Мономаха и его семьи были подчёркнуты особо. Уже в те далёкие времена власть имущие придавали значение тому, как они выглядят на страницах летописи, и оказывали влияние на творчество летописцев.

Миниатюра из «Изборника» Святослава

По мере политического распада Руси и появления отдельных княжеств-государств там стали создаваться свои летописные своды. Они рассказывали о жизни края, прославляли деяния местных князей. Но все обязательно включали «Повесть временных лет».

«Повесть временных лет». Начальный лист

Продолжалось создание и общерусского летописания, которое охватывало историю всех основных княжеств в XII — XIII вв. Появились целые библиотеки летописных сводов. Большинство их погибло в огне междоусобных войн и последующего монгольского нашествия.

Литература. Общий подъём Руси в XI — первой трети XII в., создание центров письменности и грамотности, появление образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы. У людей возникла потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, на историю страны, свои размышления о власти и обществе, о роли религии.

Первым известным нам литературным произведением Руси является «Слово о Законе и Благодати» Илариона. В нём он изложил свой взгляд на историю Руси, на выдающуюся роль христианства в её становлении и роль Владимира и Ярослава Мудрого в судьбах Русского государства. «Словом...» зачитывались на Руси, оно воспитывало людей патриотами, помогало им понять место своей страны в мировой истории.

«Хождение игумена Даниила». Страница рукописи

Во второй половине XI в. появились и другие литературно-публицистические произведения. В «Памяти и похвале Владимира» монах Иаков описал роль князя Владимира как государственного деятеля и крестителя Руси. «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе» посвящены истории раннего христианства, которое круто изменило жизнь страны, и судьбам первых христиан.

В XII в. были написаны первые отечественные мемуары. Это прежде всего знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, одно из самых любимых произведений многих поколений русских людей.

В это же время появилось «Хождение игумена Даниила в святые места». Богомольный русский человек подробно описал свой путь в Иерусалим, к Гробу Господню, рассказал о многих своих интересных встречах, в том числе с крестоносцами.

Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII в. Хотя в центре повествования лежит рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г., вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшим. Она полна размышлений о месте Руси в мировой истории.

Архитектура. Говорят, что архитектура — это душа народа, воплощённая в камне. На Руси же душа народа в течение долгого времени воплощалась в дереве. Из дерева строились языческие молельни. Именно в дереве русский народ и жившие с ним бок о бок балты и финно-угры выражали своё восприятие прекрасного. С появлением на Руси христианства, по мере развития русских городов и накопления в обществе богатств в строительном деле всё чаще стали использоваться камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремов. Жилое здание было окружено разного рода пристройками — клетями, сенями, переходами, лесенками. Все деревянные сооружения украшались художественной резьбой.

Успенский собор во Владимире. XII в.

Церковь Покрова на Нерли. XII в.

С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Золотые ворота во Владимире. XII в.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. XIII в.

Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период политического распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота. При нём же появилось чудо русской архитектуры — однокупольный храм Покрова на Нерлй. Князь повелел построить его неподалёку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.

Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

Борисоглебский собор в Чернигове. XII в.

По приказу Всеволода Большое Гнездо русские мастера соорудили богато украшенный каменной резьбой Дмитриевский собор во Владимире.

Каменные храмы, дворцы, палаты богатых людей возводились и в других крупных русских городах — Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая эти сооружения резьба по камню. Она, как кружево, оплетала стены, окна и купола зданий.

Живопись, скульптура, музыка. С принятием христианства живопись, скульптура и музыка также пережили глубокие перемены. Древние резчики по дереву и камню прежде создавали скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли вождей, развлекали простой народ. Языческое искусство, как и языческие боги, было связано с культом природы.

Дмитрий Солунский. Мозаика XVII в.

Христианское искусство было подчинено совершенно другим целям. Оно воспевало Бога, подвиги святых апостолов, деятелей Церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы. Но и в рамках строгого церковного искусства скульпторы, живописцы и музыканты создавали произведения, которые шли в русле народных традиций. Так, иконы работы монаха Киево-Печерского монастыря Алимпия напоминали портреты живых людей. Фрески и мозаики Софийского собора Киева воссоздавали эпизоды жизни великокняжеской семьи, напоминали о занятиях и увеселениях простых людей, в том числе изображали пляски скоморохов.

Святой Георгий. Икона. XII в.

Позднее в отдельных русских княжествах складывались свои направления в искусстве. Новгородская школа иконописи отличалась реальностью изображения. Символика иконографии оказалась доступной пониманию простых людей. В XIII в. прославилась ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах прекрасные лики Богородицы и святых.

Страшный суд. Фреска Дмитриевского собора

Широкое распространение получили иконопись и фресковая живопись в Чернигове, Ростове, Суздале, Владимире. И в наши дни зрителей поражает своей выразительностью фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе.

Резьбой по дереву, а позднее — по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда. Большого мастерства достигли древнерусские ювелиры. Из золота, серебра, драгоценных камней, эмали они делали браслеты, серьги, пряжки, медальоны, бусы, оружие, посуду, утварь. С особым старанием мастера украшали оклады икон, а также книги, которые в ту пору были редкостью и представляли большую ценность.

Богатырь Алёша Попович. Лубок

Составной частью искусства Руси являлась музыка. Певцы, гусляры, мастера игры на лютне и духовых инструментах, плясуны тешили как знать, так и простой народ.

Фольклор. Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор — песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие стороны жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось о том, как похищали невест, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и её родителей на брак.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой — богатырь, доблестный защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: Куда ни махнёт, тут и улицы лежат, куда отвернёт — с переулками. Богатыри были наделены также чародейской силой и мудростью. Волхв Всеславич, например, мог обернуться и сизым соколом, и серым волком, и туром с золотыми рогами.

Народная память сохранила образы богатырей — выходцев из крестьянской среды, а также боярского сына Добрыню Никитича, представителя духовенства хитроумного Алёшу Поповича. Каждый из них обладал своим характером, но все они были выразителями общих народных чаяний и дум, защитниками народа.

Богатыри. Художник В.М. Васнецов

Повседневная жизнь. Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся уровнем развития хозяйства страны.

Люди жили и в городах с населением в десятки тысяч человек, и в сёлах, состоявших из нескольких десятков дворов, и в деревнях по два-три двора.

Киев был большим и богатым городом, соперничавшим с другими тогдашними европейскими столицами. В старом Ярославовом городе располагались дворы видных бояр, здесь же, на горе, находились дома духовенства, богатых купцов, других видных горожан. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зелёных кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей.

Во дворцах, богатых боярских хоромах толпились дружинники, слуги, челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, сёлами, здесь судили и рядили, сюда свозили дань и подати. В просторных гридницах устраивали пиры, где рекой текли заморские вина и родной мёд, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Известно немало женщин, принимавших активное участие в управлении хозяйством, в политической жизни. Это княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры пели «славу» именитым гостям. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно от имени хозяина происходила раздача пищи и мелких денег неимущим.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта являлась баня.

Князь XIII в. Рисунок XIX в.

В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку к пестуну (от слова «пестовать» — «воспитывать»). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

Внизу, на берегах Днепра, шумел киевский торг, где продавались разнообразные изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света. По склонам гор к Подолу спускались крепкие деревянные дома и убогие землянки — жилища ремесленников и работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились большие и малые суда: многовёсельные и многопарусные ладьи, купеческие насады, юркие лодочки.

Гребень. XII в.

По городским улицам сновала пёстрая, разноязычная толпа. Неспешно шествовали бояре и дружинники в дорогих шёлковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в красивых кожаных сапогах. Купцы были одеты в добротные льняные рубахи и шерстяные кафтаны, люди победнее — в холщовые домотканые рубахи и порты. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, золотом и серебром. Украшения попроще, из недорогих камешков, меди и бронзы, носили небогатые люди. Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние) и юбки-понёвы, головы накрывали убрусами (платками). Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка — шапочки.

Своя жизнь, полная трудов и тревог, протекала в сёлах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками. Долгими зимн

trojden.com

«Культура древней Руси 9-13 веков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе

Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

Сергеева Ольга Валерьевна,учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Хабаровск

2017

Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков».

Цели и задачи урока:

  • формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;

  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;

  • выявить характерные особенности русской культуры данного периода;

  • развитие у учащихся навыков а анализа исторического источника, умения систематизировать и обобщать информацию по теме, практическими действиями рационально решать познавательные и проблемные задания;

  • формирование культурной идентичности, на примерах достижений русской культуры воспитание чувства гордости и любви к своей Родине, истории, народу.

Оборудование:

  1. видеоряд: песня «Русь», иллюстрированная картинами;

  2. презентации учащихся: «Письменность и литература древней Руси», «Архитектура и зодчество», «Религия восточных славян»;

  3. Схемы: «Верования восточных славян», «Факторы, влияющие на становление древнерусского общества»;

  4. Предметы, необходимые для выполнения практического задания.

Тип урока: комбинированный

Форма организации учебного процесса: групповая

Технологии обучения

  1. В основе урока – технология активного обучения

Особенностями данной технологии являются следующие черты:

  • повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий,

  • «вынужденная активность»,

  • обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем,

  • формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.

Технология, включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.

  1. Используются элементы технологии проблемного обучения

  2. Технология критического мышления.

Методы (по степени самостоятельности и активности мышления школьников)

Продуктивные:

  • Проблемное изложение (проблемная задача)

  • Частично – поисковый (эвристическая беседа)

  • Исследовательский (творческая работа)

Структура урока:

  1. Организационный этап

  2. Осуществление целеполагания

  3. Этап активного, сознательного усвоения знаний

  4. Обобщение и систематизация изученного

Подготовка к усвоению нового учебного материла (актуализация знаний):

  1. Изучение п. 10, повторение п. 2,5.

  2. С помощью дополнительного материала углубить знания по теме.

  3. Каждой группе сделать презентацию по определённой области культуры данного периода.

Логика домашнего задания тесно связана с логикой урока. Большое значение на уроке приобретают межпредметные связи (с МХК, литературой).

1 этап. Организационный

Подготовка оборудования, кабинета, класса к уроку.

2 этап. Осуществление целеполагания

Вступительное слово учителя:

Таинственны и загадочны, происхождение и древнейшая история славян. Во многом, можно лишь предполагать как они жили, каким представляли себе окружающий мир и своё место в нём. Народные песни, предания, религиозные праздники, памятники архитектуры помогают нам понять во что верили наши предки, на что надеялись, как учились любить.

infourok.ru

Конспект урока по истории "Культура Древней Руси X –XIII века" 10 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока по истории "Культура Древней Руси X –XIII века" 10 класс для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок истории в 10 классе.

Учитель: Суховерхова И.С.

МКОУ Грибановская СОШ № 3.

Тема: «Культура Древней Руси X –XIII века.»

Цели урока:

1. Раскрыть отличительные черты культуры Руси этого периода.

2. Охарактеризовать уровень развития архитектуры и живописи Древней Руси.

3. Продолжить формирование навыка составления конспекта лекции

4. На примерах памятников древнерусского зодчества и живописи показать красоту и оригинальность русского искусства

Оборудование: мультимедийная презентация «Культура Древней Руси».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура , береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Зодчество

  3. Изобразительное искусство.

  4. Закрепление материала.

ХОД УРОКА

Изучение нового материала (тему записать в тетради).

- Что такое культура?

( Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? ( Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

- Попробуйте определить цель урока на основе анализа темы .

(Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.).

- Для этого мы рассмотрим зодчество и изобразительное искусство этого периода .

  1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры?

(Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций).

Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

- Культурологи выделяют три этапа развития культуры в этот период: Первым этапом считают период дохристианской культуры восточных славян (древние языческие традиции сохранились и до настоящего времени: гадания, приметы, вера в домового и т.д.)Второй этап. Вы помните, что 988 году князь Владимир Святославович крестил Русь. Было принято византийское христианство, а следовательно и в развитии культуры стали прослеживаться византийские традиции. Третий этап связывают с усилением раздробленности Руси, вместе с которой начинается формирование местных стилевых особенностей в архитектуре.

2. ЗОДЧЕСТВО

- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Жилища славян были двух типов северного (срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камней) и южного (пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей). Первые храмы на Руси строились из дерева. Каменное строительство начинается в конце X века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве, построенная в крестово-купольном стиле. Во времена правления князя Ярослава Мудрого были построены близкие по стилю Софийские соборы в Киеве и Новгороде Как уже говорилось вначале урока, к середине XII века в храмовом строительстве начинают выделяться местные особенности, предопределенные, прежде всего, использованием местных строительных материалов.

- Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества .

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.

  2. Наличие разнообразных пристроек.

  3. Увенчание построек теремами и башенками.

  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)

- После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

- На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).

- Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.

- Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры.

(Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм. )

3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учитель читает текст .

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Учащиеся отвечают)

- Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке . В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Есть и групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

( Сообщения учеников о изготовлении иконы и о иконостасе. )

Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1) Ответы на вопросы.

- О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?

- Влияние каких народов испытала древнерусская культура?

- В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?

2) - Итак, мы познакомились с образцами древнерусской культуры. Что бы закрепить знания давайте решим несколько тестовых заданий.

1.Особенностью культуры Древней Руси является:

А. широкое распространение печатной литературы

Б. влияние западноевропейских традиций

В. Господство религиозного мировоззрения

Г. «обмирщение» культуры

2.Белокаменная резьба характерна для украшения храмов в:

А. Новгороде и Пскове

Б. Владимире и Суздале

В. Киеве и Чернигове

Г. Галицко-Волынской земле

3. Скань, зернь, финифть – это

А. виды живописи

Б. виды декоративного искусства

В. Архитектурные стили

Г. Литературные жанры

4. Авторам «Слова о законе и благодати» является

А. игумен Даниил

Б. монах Нестор

В. Владимир Мономах

Г. Митрополит Илларион

5. К XI веку относится:

А. возникновение славянской письменности

Б. постройка Десятинной церкви в Киеве

В. Возведение Софийского собора в Киеве

Г. Написание «Повести временных лет»

Выполнение теста (учащиеся выполняют в тетрадях). Самопроверка

docbase.org

Таблица. Культура Руси с древнейших времен до конца XVII века.

КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого

1073 – Остромирово Евангелие

1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.

1)Рост потребности в грамотных людях

2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)

3) Письменность – на бумаге «скорописью»

1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)

1634 – букварь В. Бурцева

1682 – напечатана таблица умножения

1665 – школа в Спасском монастыре

1649 – школа при Андреевском монастыре

Летописание

Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания

1073 – древний свод

1060 – Летопись монаха Никона

193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)

1113- Повесть Временных Лет (Нестор)

Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.

Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.

30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература

«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)

Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии"

"Хождение за три моря"

Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.

1-й русский хронограф (сер. 15в.)

40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)

Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране.

Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным.

«Домострой» (Сильвестр)

Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин)

Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум

Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.)

Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.)

Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами

1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий)

Архитектура

989 – Десятинная церковь (Киев)

1037- Софийский собор (Киев)

1045 – Золотые ворота (Киеве)

1052 – Софийский собор (Новгород)

1036 – Спасский собор (Чернигов)

1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово)

1164 – Георгиевская церковь (Ладога)

1165 – Храм Покрова на Нерли

1197 – Дмитриевский собор (Владимир)

1198 – храм спаса на Рядине (Новгород)

Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433).

Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290)

Москва:

- складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.)

- первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.)

- Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489))

Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491)

Храмовое строительство:

-крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве.

-шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561)

Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу.

1)Обмирщение зодчества

2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова

3)Каменное строительство

-шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652)

-«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.)

-«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях)

4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском)

Живопись

Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии

Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород)

Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре

Новгородская иконописная школа

Псковская иконописная школа

Московская школа (основана на Растово-Суздальской)

Появление фресок

Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине).

Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля)

Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется».

Книжная миниатюра

1)Обмирщение

2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица»)

3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове)

4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова

Общественно-политическая мысль

Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества.

70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены.

Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке")

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим".

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4).

Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества.

Наука

Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева.

В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли.

Обследование Сибири Ермаком.

1)Процесс накопления научных знаний

2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов

3)Распространение в России знаний других народов

4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым )

Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии.

infourok.ru