Современное деревянное зодчество. Деревянное зодчество это
Вологодское деревянное зодчество - это... Что такое Вологодское деревянное зодчество?
Волого́дское деревя́нное зо́дчество — совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре Вологды, ансамбль деревянных особняков конца XVIII — первой четверти XX века.
Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры.
К началу XXI века в Вологде насчитывается от 105 до 170 деревянных памятников архитектуры.[1] В Вологде представлены все основные типы деревянных особняков XIX — начала XX века — дворянские, купеческие и мещанские, а среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.В городе в конце XIX — начале XX века сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», — двухэтажный особняк, по форме — параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом.
История
До начала XVIII века в Вологде практически все здания были деревянными. В камне возводились лишь церкви, исключениями являются несколько сохранившихся каменных гражданских сооружений (дом Гоутмана, более известный как дом Петра I, и палаты Архиерейского двора). Строительство из дерева преобладало и позднее, до середины XVIII века, в период действия указа Петра I с 1714 по 1722 год, запрещавшего любое каменное строительство в стране, кроме Санкт-Петербурга. Деревянные здания представляли собой жилые хоромы — обычно одноэтажный бревенчатый дом на высоком подклете, с крутой крышей. Дом располагался внутри двора, а на улицу выходили заборы и стены хозяйственных построек (служб): конюшен, сараев, каретников.[2]
Вологодский жилой дом, облик которого воссоздан по порядной записи[3]1684 года, по своей архитектуре был близок хоромам русского Севера и лишён характерных для вологодского деревянного зодчества черт.[4] Судя по тексту Переписной книги 1711 года, наряду с одноэтажнымй домами, в Вологде было немало двухэтажных (и даже трёхэтажных) строений, причем двухэтажными могли быть не только жилые, но и хозяйственные постройки. Верхний ярус жилых построек занимали помещения, обозначаемые словами изба, горенка, свѣтлица, сѣни, клѣть (клѣтка), комната, на нижнем располагались подклѣтъ, жилой подклѣтъ, подызбица, анбаръ, погрѣбъ[5][6][7].
Вологодский архиепископ Пимен в своих «Воспоминаниях» описывает жилые дома в 1820 году[8]:
Вологодские хоромы по порядной 1684 года. Реконструкция М. И. Мильчика и Ю. С. Ушакова Дома эти строились двухэтажные по лицу на пятерике, то есть на 5 саженях, внизу подклети без окон с улицы, и только со двора два маленьких окна со слюдяными рамами. Спереди вверху три волоковых окна. В улицу дом имел от 10 до 15 сажен и разделялся на три части: первая квадратная большая изба, перегороженная надвое, в большой половине два окна, а в другой кухня с русской печью; к избе приделывался голбец — вход в подполье, нечто вроде чулана, а вверху были поделаны палаты, по стенам лавки, в переднем углу божница, а перед нею стол.Над лавками по стенам полки для шляп, книг и прочей поклажи, и назывались они «воронец». В задней части дома была точно такая же изба, которая называлась горницей, всегда холодная, без печи, с большими слюдяными окнами. Третью среднюю часть дома составляли сени; к ним примыкали две лестницы: одна в горницу и одна в избу; во всю длину сеней были чуланы. Со двора пристраивалось крыльцо под навесом. Крыши, остроконечные, были крытые по скале тёсом; ворота крытые, с коньком и калиткой, на которой толстое кольцо; ударяя им по бляхе, пришедший возвещал о своём приходе. |
Новый этап в развитии градостроительства Вологды начался в конце XVIII века, после принятия в 1781 году первого генерального плана города с новой сеткой прямых улиц и строительством домов вдоль красной линии по образцовым проектам. Обновлению старой застройки способствовал разрушительный пожар 1773 года и наводнение 1779 года. По образцовым проектам строились как каменные, так и деревянные дома. Деревянная застройка города была существенно разбавлена каменными строениями в 1770-е — 1780-е годы, в период расцвета Вологды, связанного с образованием Вологодской губернии и наместничества. К началу XIX века каменное строительство в Вологде из-за упадка в экономике города затухает.[2]
В XIX веке в городе ещё оставались чёрные избы. В чёрных избах печей не было, их заменял очаг. Правительственное распоряжение о выводе чёрных изб и устройстве в домах печей с трубами вышло в 1842 году. В 1882 году в Вологде числилось 1806 деревянных и 125 каменных домов.[9]
А. И. Сазонов в книге «Такой город в России один» называет старейшим из сохранившихся деревянных памятников дом на улице Бурмагиных, 38, который он датирует серединой XVIII века.[4] Однако М. В. Канин в статье «Загадка старого дома» опровергает датировку дома XVIII веком, доказывая, что дом был построен в самом начале XIX века.[10] Вероятно, старейшее сохранившееся деревянное здание в Вологде — дом Засецких постройки 1790-х годов.[11]
Деревянное зодчество XVIII — середины XIX века
Дворянские дома
С XVIII века деревянное зодчество Вологды развивается согласно стилевым тенденциям, наиболее характерным для каменной архитектуры этого времени. Дворянские дома и усадьбы строились преимущественно в стиле классицизм, многие из них по образцовым проектам. В таких деревянных домах обязательным элементом являлся четырёх-, шести- или восьмиколонный портик на главном фасаде. Парадное крыльцо ориентировалось во двор.
Дворянские усадьбы группировались в городе по сословному признаку, преимущественно вдоль Петербургской (современная Ленинградская), Большой Дворянской (современная Октябрьская) и Екатерининско-Дворянской улицы (современная улица Герцена). Во дворе усадьбы строился каретник. К числу выдающихся памятников классицизма в вологодском деревянном зодчестве относят дом Левашова, дом Засецких и дом Волкова.
- Примеры дворянских домов Вологды XVIII — середины XIX века
-
Дом Левашова(1829 г.)
-
Дом Пузан-Пузыревского(1831-1833 гг.)
Купеческие дома
Купеческие дома первой половины XIX века не имели фронтонных портиков, их особенностью было наличие мезонина, однако, классическая композиция с соответствующими элементами декора продолжала применяться. Пример такого здания — бывший дом Соковикова. В этом особняке с антресолями и парадным крыльцом со двора уже намечается разделение дома на две почти полностью изолированные по этажам квартиры, что предвосхищает формирование в последующем характерных для деревянного зодчества города домов так называемого «вологодского типа». Два этажа в таких домах объединены только общим входом и вынесенными в пристройки лестницами.
Мещанские дома
Дома для мещан строились преимущественно одноэтажными, с фасадом в три окна. Окна заглублялись в арочные ниши, в тимпаны помещали деревянные розетты или вставки в виде развёрнутого веера. На боковые фасады выходили антресоль или крещатый мезонин. Антресольный этаж позволял заказчику дома значительно увеличивать полезную площадь жилья, не нарушая требования «образцового фасада» и регламента застройки.[12] Такие дома обладают цельностью объёмно-пространственного решения.
- Примеры мещанских и купеческих домов Вологды XVIII — середины XIX века
-
Дом Соковикова(1840-е гг.)
-
Дом с мезонином(1840-е гг.)
-
Дом Дружинина(середина XIX в.)
-
Дом Юшина(середина XIX в.)
Деревянное зодчество второй половины XIX века — начала XX века
Дом с балконом и входом с улицы, конец XIX — начало XX в. Доходный дом купца Самарина, начало XX в.С середины XIX века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома — двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу и вытянутый вглубь двора. Обязательным элементом является балкон-лоджия, под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи. Вход в дом, в отличие от домов более раннего периода, расположен с улицы. В зависимости от размеров дома, на каждом этаже находилась одна или несколько квартир. В этих домах для декора карнизов, крыльца, балконов, наличников часто применяется пропильная резьба.
Для предохранения конструкций дома от воды, стекающей с крыши, дома имеют значительно вынесенный карниз, зачастую пластичной формы, напоминающий повал в древнерусском деревянном зодчестве. Дома, находящиеся в пожароопасной близости друг от друга, оборудовали брандмауэрами.
К концу XIX в. в Вологде, как и во многих других провинциальных городах, в архитектуре каменных зданий стёрлись следы местных особенностей. Но вологодские деревянные дома, построенные на рубеже прошлого и нынешнего веков, отличаются ярко выраженными своеобразными чертами.[9] |
К концу XIX века в Вологде стали появляться деревянные доходные дома. Как правило, такой дом вытянут вдоль главного фасада, с балконом в центре или по краям. Хорошо сохранившиеся примеры таких зданий — дом Самарина и дом на проспекте Победы, 32.
Период архитектуры модерна выразился в появлении в Вологде деревянных домов с применением новых композиционных приёмов: удлинением фасада по улице, появлении завершений в виде башенок, а также увеличением высоты дома за счёт оконных проёмов[12].
Советский период
Строительство деревянных особняков после 1917 года прекратилось. Однако дерево до середины XX столетия остаётся основным строительным материалом. Выдающийся памятник деревянного зодчества этого периода — Дворец культуры железнодорожников, построенный в 1927 году с элементами стиля модерн.
Основной тип строения второй четверти XX века — деревянный барак. В зданиях, построенных в этот период, встречаются элементы конструктивизма. Примером комплексной застройки деревянными домами с элементами этого стиля является посёлок Льнокомбината (1930-е — 1940-е годы)[13].
Конструктивные элементы и декор деревянной усадьбы
Конструкция деревянного дома
В основе конструктивной схемы деревянного дома лежал сруб, сложенный из венцов «в обло», с заглублёнными по отношению к фасаду окнами. В Вологде жилые дома редко оставлялись в виде открытого сруба — как правило они обшивались досками, которые затем покрывались олифой в два слоя; обработанное таким образом дерево с течением времени приобретало сероватый оттенок. Деревянные рубленые дома строились на столповых или сплошных каменных фундаментах. Для теплоизоляции часто укладывалась просмолённая берёста.
Деревянные дома, вне зависимости от достатка хозяина и сословной принадлежности, строились на усадебных участках. Хозяйственные постройки располагались во дворе, остальную часть усадьбы составляли огород и сад.
Декор
В декоре дома могли использоваться как традиционные наличники, так и сложные украшения в стиле модерн. Модерн в декоре домов выражался в убранстве балконов ниспадающими складками, подзорами в виде свисающих кистей, выпиленных лилий, животных, цветов[12]. Углы фасада декорировали плоскими резными узорами, чаще заключёнными в рамку. Украшения элементов дома не были избыточными:
«По традиции вологодские мастера строили „как мера и красота скажут“, искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и самом трудном — в гармонии пропорций и стройности силуэта»[4].
Наличники разных типов дома на Зосимовской улице, 21 | Резной пилон дома на улице Лермонтова, 29 | Пропильная резьба в декоре балкона и карниза. Дом Воробьёва (улица Засодимского, 14) |
Резные украшения выполнялись преимущественно пропильной резьбой. Ей украшались карнизы, крыльца, балконы, наличники, резные аттики и иногда декоративные фронтоны. Исключения с глухой и объёмной резьбой немногочисленны. Объёмная резьба чаще использовалась для украшений дверей. А. А. Рыбаков так описывает особенности вологодской пропильной резьбы:
В искусстве пропильной резьбы вологодские мастера достигли больших успехов, особенно в украшении карнизов и балконов. Опоясывающий дом резной фриз напоминает ажурную ленту мерного кружева. Этот неудержимый поток орнаментальной фантазии народных мастеров явился своеобразной реакцией на архитектурные каноны классицизма[12].
Наличники окон первого этажа часто завершались полукружием, а на втором имели прямоугольную форму. В нише полукружия помещалась розетка или стилизованная корона.
Веерообразные розетки в нишах окна. Улица Гоголя, 96 | Мезонин с декором в стиле модерн. Улица Чернышевского, 15 | Входные двери и крыльцо с декором в стиле модерн. Дом Бутыриной (Благовещенская улица, 22) |
Резной палисад
Воссозданный резной палисад и памятный знак на Благовещенской улицеПалисад — штакетник, обрамляющий палисадник перед домом. В палисаднике высаживали деревья, декоративные кусты и цветы. Палисады не совсем типичны для Вологды, но встречались у многих домов вплоть до 1960-х — 1980-х годов, когда большая их часть оказалась утрачена в ходе расширения улиц.
Вологодский резной палисад стал знаменит благодаря песне «Вологда» группы «Песняры».
Ворота деревянного дома
Все вологодские деревянные дома имели внутренние огороженные дворы, в которые вели ворота. Центральная часть ворот, состоящая из двух створок предназначалась для проезда. Слева и (или) справа располагались калитки для прохода.
Современное состояние и проблемы сохранения
Из 115 исторических городов России лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества[14]. Наряду с Вологдой обычно выделяют Томск, и в меньшей степени — Арзамас.[15][16].
С начала 1970-х годов, после включения Вологды в список исторических городов, ЦНИИП градостроительства проводятся работы, посвящённые охране её исторического наследия. В конце 1980-х годов утверждён новый проект зон охраны памятников[17]. 26 июня 2009 года утверждены Правила землепользования и застройки, которые включают зоны охраны памятников истории и культуры[18].
В Вологде утрачена треть памятников деревянного зодчестваПод государственной охраной в Вологде состоит 105 деревянных памятников[19]. В 1990-е — 2000-е годы многие памятники затронул незаконный или необоснованный снос. По данным на 2005 год, из 105 памятников утрачено полностью 25, частично — 4, в аварийном состоянии — 4. Искажены переделками 10 объектов. Реставрации подверглись 26 объектов[19]. По данным на начало 2010 года, в списках деревянных памятников архитектуры Вологды находится 155 объектов.
Особую тревогу как в Вологде, так и в других городах, вызывают жилые деревянные дома, состоящие на балансе ЖКХ муниципальных образований, многие из которых требуют капитального ремонта, но не ремонтируются. Здания приходят в такое состояние, когда ремонт становится невозможным.[19] |
Серьёзной проблемой является сохранение не только отдельных памятников, но целостной историко-архитектурной среды, являющейся неотъемлемой частью Вологды как исторического города:
В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно — пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
— Федеральный Закон РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Несмотря на защиту закона, государственная охрана неэффективна, и целостность ансамбля деревянной архитектуры Вологды непрерывно разрушается. В 1990-е — 2000-е гг. ведётся замещающая застройка центра города в стиле «историзм»[20]. Многие проекты являются имитациями памятников, выполненными в кирпичных конструкциях, обшитых деревом или имитирующими его материалами, создающими внешнее сходство с фасадом утраченного памятника.
Вологодское деревянное зодчество в массовой культуре
|
Вологодское деревянное зодчество стало известно во всём Советском Союзе в 1976 году благодаря песне «Вологда» ВИА «Песняры».[21]
Несколько памятников деревянного зодчества Вологды запечатлены в кинофильме «Мелкий бес» — дом Вахрамеева (улица Гоголя, 53а), дом Воробьёва (улица Засодимского, 14) и дом Колесникова (улица Кирова, 15)[22].
См. также
Примечания
- ↑ Списки памятников истории и культуры Вологодской области за 2003, 1989 годы и Каталог историко-культурного наследия приводят разные данные о количестве памятников.
- ↑ 1 2 Балашова И. Б. Жилая архитектура Вологды XVIII — первой половины XIX века // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен : сборник статей. — Вологда, 2002.
- ↑ Первые порядные записи
- ↑ 1 2 3 Сазонов А. И. Такой город в России один. — Вологда, 1993. — ISBN 5-86402-009-5
- ↑ Книга Переписная переписи и меры Василия Пикина и Ивана Шестакова 1711 (ГАВО. Ф.2р. Д.7847)
- ↑ Населённых дворов в Вологде в 1711 году было 1713, население составляло около 10 тысяч человек. Суворов Н. И. Вологда в начале XVIII в… С. 96.
- ↑ Чайкина Ю. И. Двухэтажная Вологда (лексика строений в Переписной книге 1711 года)
- ↑ Соколов В. Вологда. История строительства и благоустройства города. — Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1977.
- ↑ 1 2 Фехнер М. В. Вологда. — Москва: Гостройиздат, 1958.
- ↑ Канин М. В. Загадка старого дома // Краеведческий альманах «Вологда». — 1997. — № 2.
- ↑ Баниге В. С. Памятники деревянного зодчества // Дорогие сердцу места: Путеводитель по Вологде и области. — С. 142.
- ↑ 1 2 3 4 А.А. Рыбаков Художественные памятники Вологды XIII - начала XX века. — Ленинград: Художник РСФСР, 1980.
- ↑ Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. — 2-е. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 240 с. — ISBN 5-93061-018-5
- ↑ Перечень Министерства культуры РСФСР, 1970
- ↑ Вздорнов Г. И. Вологда. — Города-музеи. — Л.: Аврора, 1972. — 131 с.
- ↑ Брумфилд У. К. Документальная фотография памятников архитектуры Русского Севера: Вологодская область. www.cultinfo.ru. Архивировано из первоисточника 13 августа 2011. Проверено 9 сентября 2009.
- ↑ Регамэ С., Маркус К. Вологда. Проблемы преобразования исторического центра// Градостроительство — 1997. — № 6. — С. 19—24
- ↑ ОАО «НИИП Градостроительства»
- ↑ 1 2 3 Кашина Л. И. Сохранение и использование пямятников деревянной архитектуры в XXI веке // Деревянное зодчество:Проблемы, реставрация, исследования : Сборник Методическое сопровождение мониторинга недвижимых памятников Вологодской области. — Вологда, 2005.
- ↑ Маевский Б. Визитная карточка Вологды: От «резного палисада» к «вологодскому историзму» // Архитектура. Строительство. Дизайн : журнал. — 2003.
- ↑ ВИА «Песняры». «Вологда». 1976
- ↑ Сазонов А. И. Моя Вологда. Прогулки по старому городу. — Вологда: "Древности Севера", 2006. — 272 с.
Литература
Ссылки
dic.academic.ru
Современное деревянное зодчество - это... Что такое Современное деревянное зодчество?
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) |
Современное деревянное зодчество
Деревянное зодчество в настоящее время переживает период подъёма.
Главная причина тому восходит, как бы необычно это ни звучало, к переосмыслению свойств дерева как строительного материала.История
Наивысший подъём деревянного зодчества на Руси приходится на 17 век. Тогда это был почти единственный строительный материал, а мастерство работы с ним находилось на таком высочайшем уровне, который кажется уже недостижимым сегодня. В частности, при реставрации деревянных храмов Каргаполья и Нижне-Новгородского районов поражает отсутствие засечек от топора на обработанных руками плотников тех времён брёвнах. Отсутствие засечек, безусловно, сказалось и на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы при котором плотник точно рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх, мы можем по сей день любоваться этими 400-летними шедеврами их работы.
Начиная с XVIII века новые материалы стали всё более вытеснять дерево. Все эти материалы имели определённое техническое превосходство над традиционным деревом по различным легко оцениваемым признакам: огнестойкости, устойчивости к гниению и грибку, в более позднее время и по теплоизолирующей способности.
Этих явных преимуществ оказалось вполне достаточно чтобы полностью исчезли профессиональные бригады владевшие искусством возведения деревянных строений способных переживать века. Древесина стала рассматриваться как материал к которому приходится прибегать только если нет возможности обратиться к чему-то лучшему, например, более дорогому. Работа с деревом велась только в рамках дешёвых строительных проектов и доверяли её тем, кто явно не годился в ряды строительной элиты работавшей с новыми современными материалами. Поэтому на деревянных строениях середины XX века лежит своеобразная печать упадничества, грубой и неаккуратной работы. Стиль работы 17 века был полностью утрачен. Не сохранилось ни одного человека владевшего им.
На рубеже тысячелетий ситуация стала существенно меняться. Значительное количество людей стало замечать, особенно после посещения памятников деревянного зодчества, как угнетают их холодные бетонные коробки домов, в которых они вынуждены жить в сравнении с живым теплом деревянных стен. Всех, кто произносил подобные слова так или иначе упрекают в субъективизме, но на рубеже тысячелетий уже сформировался значительный слой людей, которые при принятии решений предпочитают опираться на свои чувства, а не на технические аргументы. Именно благодаря им, а может быть ещё и тому что все возили своих детей лечить аллергию, приобретённую в «каменных стенах», в деревню, деревянное зодчество получило шанс второго расцвета.
Настоящее время
В настоящее время деревянный дом, если он правильно построен, не уступает по своим техническим характеристикам строениям из других строительных материалов, а по некоторым важным параметрам — превосходит. Современные нелетучие антипирены и антисептики не нарушая микроклимат жилья надёжно защищают дерево как от огня, так и от гниения. А вот сейсмостойкость сруба выполненного из цельных брёвен превышает сейсмостойкость практически всех иных конструкций зданий, что при растущей в настоящее время активности земной коры кажется немаловажным. Деревянный дом, как бы красиво он ни был выполнен, не является дорогим. Так как если даже были использованы толстые стволы, приглашён для строительства кран и щедро оплачена бригада профессионалов, всё-равно экономия была достигнута на фундаменте. Такова особенность деревянного зодчества: деревянные дома не требуют дорогостоящего фундамента. Раньше, зачастую, строили вообще без него. Сейчас специалисты рекомендуют все же возвести хотя бы простейший фундамент. Таким образом, на рынке современного жилья, деревянный дом заслуживает одно из самых почётных мест, если даже рассматривать ситуацию с чисто технических позиций.
Но, как известно, современное общество не склонно двигаться в разумном или целесообразном направлении. Масса новейших строительных материалов создаёт вокруг себя такую рекламную шумиху, что перебирая возможные сочетания этих материалов, до традиционных решений заказчики не доходят вообще, останавливаясь на чём то очередном и уступая своей усталости. Поэтому строительство деревянных домов в настоящее время ведётся преимущественно теми, кто осознал что дерево является лучшим материалом для строительства жилья независимо от экономических соображений.
Изучение мнения этих людей должно было бы быть приоритетной задачей так как именно они являются источником финансового наполнения отрасли, но подобные исследования сталкиваются с серьёзной трудностью. Так как мотивация выбора строительного материала не может быть выражена в чётких технических терминах, то в большинстве случаев, её просто избегают приводить ограничиваясь невнятным: «просто нравится». Эту мотивацию удалось выявить более подробно в результате обращения к ещё одной группе людей тесно связанной с новой волной расцвета деревянного зодчества. Но прежде необходимо перечислить и охарактеризовать других участников процесса возрождения деревянного зодчества.
Самым заметным участником являются строительные фирмы, которые никогда раньше деревянным зодчеством не интересовались, а теперь стали активно трудоустраивать тех, кто хоть как-то может держать в руках топор и обеспечивать этих наёмных рабочих заказами через свои наработанные каналы. Фирмам это очень выгодно: оригинальное, а значит дорогое строительство, экономия на фундаментах, случайные, а значит дешёвые рабочие. В таких условиях они даже не будут скупиться на рекламу, создавая себе надувной имидж знатоков деревянного зодчества, которыми они не являются и не могут являться потому что возрождение зодчества происходило не через их усилия, а через кропотливый труд другой группы людей, менее заметной на сцене современности.
Настолько велик был упадок деревянного зодчества, что даже в учебниках по плотницкому делу стало возможным обнаружить неверные рекомендации по использованию плотницкого разметочного инструмента. Поэтому самостоятельно построить качественный дом, научившись всему по книгам, однажды стало просто невозможно. У тех, кто сам пытался построить себе дом из дерева получалось плохо.
В конце второго тысячелетия одним из наиболее упорных энтузиастов деревянного зодчества был разработан аналогичный по функциональности, но более совершенный инструмент разметки. Он позволил не только повысить качество работы до древних стандартов, но и увеличить производительность работы плотника. Он поделился открытием с друзьями — такими же поэтами деревянного зодчества. Вскоре целые бригады по всей России были оснащены новым инструментом. Но это новшество не было отражено ни в книгах ни в периодической литературе. Поэтому оно распространилось только «в кругу друзей». И хотя этот круг оказался широким как земля России, он в то же самое время оказался и на удивление узким. И очертил отчётливой чертой ещё одну группу людей, которая связана с деревянным зодчеством.
Эта группа людей настолько необычна, что требует отдельного описания. Во-первых, выяснилось, что в бригадах, работающих с новым инструментом, никто не курит. Речь рабочих чиста от использования типичных для рабочего класса грубых слов. Использование алкоголя сведено к минимуму, который, наверно, можно охарактеризовать как оправданный с медицинских позиций. Возникает вопрос: Откуда же взялась такая рабочая элита?
В основе её формирования находятся люди пытавшиеся исследовать вопрос наилучшего для человека жилья. Все они в результате своих исследований так или иначе пришли к тому, что возможности дерева в решении этой задачи намного выше, чем у других строительных материалов. Кроме того, что древесина благородных пород дерева продолжает в течение десятков лет выделять целебные испарения своих смол в помещение, где живёт человек, есть и другие более тонкие грани взаимодействия хозяина со своим жилищем, которые стали известны мастерам из разных источников, в ряде случаев из древних книг.
Перед строительством храма бригада древних плотников всегда постилась в течение 40 дней, что вряд ли помогало им поднять физические силы для тяжёлой работы топором. Так и современные нам бригады делают упор не на скорость строительства (хотя в большинстве случаев она выше чем у строительных фирм, так как в бригадах работают настоящие мастера), а на то, чтобы построить уют будущего дома, чтобы этот уют был заложен внутри материала стен. Они понимают что оставляют глубокий отпечаток человеческих отношений сложившихся внутри бригады в стенах строящегося дома. Этот отпечаток будет влиять в течение всего существования дома на жизнь тех, кто в него войдёт. Поэтому он важней скорости строительства.
Это понимание пришло к ним не через обучение на каких-либо курсах. Подобных курсов не существовало, а через призму собственного восприятия мира. Обладая схожей призмой эти люди сдружились несмотря на то, что жили друг от друга часто на огромных расстояниях. Они активно делились между собой своими лучшими наработками и сформировали одно из самых удивительных обществ современности.
Они продолжают брать на обучение людей, но лишь из числа тех, чей внутренний мир сформирован не настолько грубо чтобы утратилась способность воспринимать тонкий смысл строительного ритуала. Поэтому наиболее близки им молодые люди из числа, например, эолов.
Это понимание особенностей древесины, сформировавшееся у строителей посвятивших деревянному зодчеству свою жизнь, приоткрывает нам и причины интереса к дереву у клиентов — у тех, кто просто хочет иметь деревянный дом. И позволяет сформулировать важную рекомендацию для тех, кто готов заказать себе строительство дома: Приоритетным по важности для клиента заказывающего деревянное жильё является выбор строительной бригады. Для того, чтобы жильё впоследствии оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо познакомиться с группой людей, которая берётся его возвести. Она должна быть, как минимум, свободна от пагубных человеческих привычек, информация о которых способна фиксироваться материалом стен и впоследствии оказывать влияние на живущих в доме в течение всего его существования.
Технические особенности
Новый виток деревянного зодчества, конечно, имеет свои особенности: топор и ручная пила всё меньше используются на стройплощадке, вместо них сейчас чаще можно заметить бензопилу и кран. Но это не значит, что качество возводимых строений сейчас хуже. Если оценивать новые строения по всему спектру параметров характеризующих жильё, то у лучших современных бригад он уже начинает превосходить то, что нам известно как высочайшие достижения 17 века.
А строительные фирмы активно учатся у них. В частности, за свои деньги проводят тихие (скрытые от прессы) соревнования плотников. В этих соревнованиях побеждают бригады, но фирмы наблюдают за техникой их работы, методикой применения инструмента, затем обучают своих рабочих, постепенно подтягивая их уровень. Из того, как это активно происходит, становится видно, что деревянное зодчество — действительно современно.
dic.academic.ru
Деревянное зодчество Вологды - это... Что такое Деревянное зодчество Вологды?
Волого́дское деревя́нное зо́дчество — совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре, сложившихся в Вологде в конце XVIII — первой четверти XX века.
Отреставрированный деревянный дом 1895 года в Вологде.
История
Макет вологодского жилого дома 1684 года, воссозданный по порядной записи, по своей архитектуре близок хоромам Русского Севера, и лишён характерных для Вологодского деревянного зодчества черт.
Вологодский архиепископ Пимен в своих «Воспоминаниях» описывает жилые дома в 1820 году:
Хоромы богатого вологжанина образца 1684 года. Макет. Источник: Сазонов А. И. Такой город в России один.
Дома эти строились двухэтажные по лицу на пятерике, то есть на 5 саженях, внизу подклети без окон с улицы, и только со двора два маленьких окна со слюдяными рамами. Спереди вверху три волоковых окна. В улицу дом имел от 10 до 15 сажен и разделялся на три части: первая квадратная большая изба, перегороженная надвое, в большой половине два окна, а в другой кухня с русской печью; к избе приделывался голбец — вход в подполье, нечто вроде чулана, а вверху были поделаны палаты, по стенам лавки, в переднем углу божница, а перед нею стол. Над лавками по стенам полки для шляп, книг и прочей поклажи, и назывались они «воронец». В задней части дома была точно такая же изба, которая называлась горницей, всегда холодная, без печи, с большими слюдяными окнами. Третью среднюю часть дома составляли сени; к ним примыкали две лестницы—одна в горницу и одна в избу; во всю длину сеней были чуланы. С двора пристраивалось крыльцо под навесом. Крыши, остроконечные, были крытые по скале тёсом; ворота крытые, с коньком и калиткой, на которой толстое кольцо; ударяя им по бляхе, пришедший возвещал о своём приходе"[1].
В XIX веке в городе оставались и чёрные избы. В чёрных избах печей не было, их заменял очаг. Правительственное распоряжение о выводе чёрных изб и устройстве в домах печей с трубами вышло в 1842 году.
Старейший из сохранившихся деревянных памятников (улица Бурмагиных, 38) датируется серединой XVIII века.
Вологодское деревянное зодчество стало формироваться в XVIII веке после появления образцовых проектов жилых домов.
Деревянное зодчество XVIII — середины XIX века
Дворянские дома
С XVIII века деревянное зодчество Вологды развивается по пути каменной архитектуры этого времени. Дворянские дома и усадьбы строились преимущественно в стиле классицизм, многие из них по образцовым проектам. В деревянных домах этого стиля обязательным элементом являлись четырёх-, шести- и восьмиколонные портики на главном фасаде. Парадное крыльцо выходит во двор.
Дворянские усадьбы группировались в городе по сословному признаку, преимущественно вдоль улиц Петербургской (современная Ленинградская улица), Большой Дворянской (современная Октябрьская улица) и Екатерининско-Дворянской (современная улица Герцена). Во дворе усадьбы строился каретник. К числу выдающихся памятников относят Дом Левашова, Дом Засецких, Дом Волкова.
Дом Засецких (2-я половина XVIII века) | Дом Левашова (1829) | Дом Волкова (1 треть XIX века) | Дом Пузан-Пузыревского (1831-1833) |
Купеческие дома
Купеческие дома первой половины XIX века не имели фронтонных портиков, их особенностью было наличие мезонина. В деревянной архитектуре используется классическая композиция с народным декором. Пример такого дома — бывший дом Соковикова. В этом особняке с антресолями и парадным крыльцом со двора уже намечается разделение дома на две почти полностью изолированные квартиры по этажам. Оба этажа объединены только общим входом и вынесенными в пристройки лестницами.
Мещанские дома
Фасады таких домов преимущественно стоились в три окна. Окна заглублялись в арочные ниши, в тимпаны помещали деревянные розетты или вставки в виде развёрнутого веера. На боковые фасады выходят окна антресолей или крещатый мезонин. Несмотря на малый размер, такие дома обладают ценностью объёмно-пространственного решения.
Дом Соковикова (1840-е годы) | Дом с мезонином (1840-е годы) | Дом Дружинина (середина XIX века) | Дом Юшина (середина XIX века) |
Деревянное зодчество второй половины XIX века — начала ХХ века
Композиция дома
Дом с балконом и входом с улицы, конец XIX — начало ХХ века
Доходный дом купца Самарина, начало ХХ века
С середины XIX века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома — двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу и вытянутый вглубь двора. Обязательным элементом является балкон-лоджия, под которым находится крыльцо с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи. Вход в дом, в отличие от домов более раннего периода расположен с улицы. В зависимости от размеров дома, на каждом этаже находилась одна или несколько квартир.
Для предохранения конструкций дома от воды, стекающей с крыши, дома имеют значительно вынесенный карниз, зачастую пластичной формы. Дома, находящиеся в пожароопасной близости друг от друга оборудовали брандмауэрами.
К концу XIX в. в Вологде, как и во многих других провинциальных городах, в архитектуре каменных зданий стёрлись следы местных особенностей. Но вологодские деревянные дома, построенные на рубеже прошлого и нынешнего веков отличаются ярко выраженными своеобразными чертами[2].
К концу XIX века в Вологде стали появляться деревянные доходные дома. Как правило дом вытянут вдоль главного фасада с балконом в центре или по краям. Хорошо сохранившиеся примеры таких домов — дом Самарина и дом на проспекте Победы, 32.
Декор дома
В декоре дома могли использоваться и традиционные наличники, и украшения в стиле модерн. Углы фасада декорируют плоскими резными узорами, чаще заключённые в рамку. Украшения элементов дома не были излишними:
«По традиции вологодские мастера строили «как мера и красота скажут», искали эту красоту не в украшатьельстве фасадов, а в самом главном и самом трудном — в гармонии пропорций и стройности силуэта»[3].
Резные украшения выполнялись преимущественно пропильной резьбой. Ей украшаются карнизы, крыльца, балконы, наличники, резные аттики и иногда декоративные фронтоны. Исключения с глухой и объёмной резьбой немногочислены. Объёмная резьба чаще использовалась для украшений дверей.
Наличники окон первого этажа часто завершались полукружием, а на втором имели прямоугольную форму. В нише полукружия помещалась розетка илди стилизованная корона.
Пропильная резьба в декоре балкона и карниза. Дом Воробьёва (улица Засодимского, 14) | Резной пилон дома на улице Лермонтова, 29 | Наличники разных типов дома на Зосимовской улице, 21 |
Веерообразные розетки в нишах окна. улица Гоголя, 96 | Мезонин с декором в стиле модерн. улица Чернышевского, 15 | Входные двери и крыльцо с декором в стиле модерн. Дом Бутырина (Зосимовская улица, 22). |
Советский период
Строительство деревянных особняков после 1917 года прекратилось. Однако дерево до середины XX столетия остаётся основным строительным материалом. Основной памятник этого периода — Дворец культуры железнодорожников, построенный в 1927 году с элементами стиля модерн.
Основной тип строения второй четверти XX века — барак. В домах, построенных в этот период, встречаются элементы конструктивизма. Примером комплексной застройки деревянными домами с элементами этого стиля является посёлок Льнокомбината (1930-е — 1940-е).
Конструктивные элементы деревянной усадьбы
Конструкция деревянного дома
В основе дома лежит сруб. Дома, выполненные в виде сруба «в обло», имеют заглублённые по отношению к фасаду окна. В Вологде сруб в открытом виде оставляли редко и обшивали досками и затем олифили в два слоя. С течением времени дерево приобретало сероватый оттенок. Деревянные рубленые дома строилось на столповых или сплошных каменных фундаментах. Для теплоизоляции часто укладывалась просмолённая берёста.
Деревянные дома, вне зависимости от достатка хозяина и сословной принадлежности, строились на усадебных участках. Хозяйственные постройки располагаются во дворе, остальная часть усадьбы — огород и сад.
Резной палисад
Воссозданный резной палисад и памятный знак на Благовещенской улице
Палисад — штакетник, обрамляющий палисадник перед домом. В палисаднике высаживали деревья, декоративные кусты и цветы. Палисад не совсем типичен для Вологды, но встречается у многих домов. Вологодский резной палисад стал знаменит благодаря песне Вологда группы Песняры .
Ворота деревянного дома
Все вологодские деревянные дома имели внутренние огороженные дворы, на которые вели ворота. Центральная часть ворот состояла из двух створок и предназначалась для проезда. Слева и(или) справа располагались калитки для прохода.
Проблемы сохранения и реставрации
Треть памятников деревянного зодчества в Вологде в аварийном состоянии
Под государственной охраной в Вологде состоит 105 деревянных памятников. В 1990-е — 2000-е годы многие памятники затронул незаконный или необоснованный снос. Из 105 памятников за этот период утрачено полностью 25, частично 4, в крайне аварийном состоянии 4. Искажены переделками 10 объектов. Реставрации поддверглись 26 объектов.
…особую тревогу как в Вологде, так и в других городах вызывают жилые деревянные дома, состоящие на балансе ЖКХ муниципальных образований, многие из которых требуют капитального ремонта, но не ремонтируются. Здания приходят в такое состояние, когда ремонт становится невозможным"[4].
С 1990-х годов ведётся метод застройки исторического центра в стиле «вологодский историзм» [5].
Многие проекты являются имитациями памятников, выполненными в кирпичных конструкциях с применением обшивкой деревом или имитирующих его материалов, с воссозданием утраченного фасада бывших памятников.
Примечания
- ↑ В. Соколов. Вологда. История строительства и благоустройства города., 1977
- ↑ Фехнер М. В. Вологда. М., 1958
- ↑ А. И. Сазонов, «Такой город в России один». Вологда, 1993.
- ↑ Л. И. Кашина. Сохранение и использование пямтников деревянной архитектуры в XXI веке
- ↑ Б.Маевский, "Визитная карточка Вологды: От «резного палисада» к «вологодскому историзму». Архитектура. Строительство. Дизайн., № 5, 2003.
Литература
А. И. Сазонов, «Такой город в России один». Вологда, 1993.
Ссылки
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Деревянное зодчество - «Энциклопедия»
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО, область архитектуры, обладающая художественной спецификой, которая определяется характером материала (древесины) и строительными приёмами. Дерево является прекрасным строительным материалом благодаря сочетанию прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобства обработки. Выразительность деревянного зодчества достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева, декоративной резьбой и росписью. Издавна сложились 2 конструктивные системы деревянных построек - срубная и каркасная (почти без изменений дошли до нашего времени).
Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов - «самцов», продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом). Срубные жилища распространены в России, Белоруссии, Украине, Прибалтике, Австрии, Германии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, Сербии, Скандинавских странах, горных районах Италии и Швейцарии. Сруб (или клеть) лежит в основе жилого дома в России (смотри Изба). На Руси система клетей и повалуш (помещение для семьи и приёма гостей, самая высокая часть дома, подчёркивалось очертаниями кровли), соединённых сенями и переходами, носила название «хоромы» (дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой, состоявший из семи хором, связанных переходами; 1667-68, зодчие Семён Петров, Иван Михайлов; перестроен в 1681 Саввой Дементьевым; разобран в 1768).
Реклама
В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (её прочность иногда усилена дополнительными связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или другими материалами (глиной, камнем, кирпичом в так называемых фахверковых домах, распространённых в странах Европы: в Австрии, Дании, Германии, Швейцарии и др.). Простейшие дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Америки, Океании. Каркасная конструкция допускает известную свободу композиции, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с 2-комнатными и 3-комнатными домами создавались большие комплексы дворцовых каркасных зданий (7-12 века). Мощные столбы, резные и расписные кронштейны - «доугуны» и массивные изогнутые крыши создают впечатление нарядности сооружений. Японские жилые дома очень лёгкие, асимметричные в плане и видоизменяются с перестановкой внутренних перегородок. Великолепным памятником японских каркасных сооружений стал летний императорский дворец Кацура (1620-е годы) близ Киото.
Древнейшие деревянные культовые сооружения известны в основном лишь по письменным источникам. В городе Нара (Япония) сохранились пагода, восходящая к 7 веку (в буддийском монастыре Хорюдзи), и здание зала Дайбуцудэн (752; восстановлено в конце 17- начале 18 века; буддийский монастырь Тодайдзи). Постройки храмового комплекса синто в Исе (Япония) с 7 века регулярно проходят цикл ритуального обновления с точным воспроизведением на соседнем участке.
Особое место среди деревянных построек занимают шведские церкви и звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (церковь Санта-Мария-Минор в Лунде, 12-13 века; звонница на острове Фрёсён на озере Стуршён). В Скандинавии сложился тип храма (ставкирка - столбовая, или мачтовая, церковь) с двойным каркасом - внутренним (из столбов, соединённых арками и крестовинами) и наружным (со стенами из деревянных вертикальных пластин, закреплённых в раме). Внутреннее пространство ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил), что придаёт ему монументальность (ставкирка в Боргунне, Норвегия, около 1150).
Наиболее ранние культовые памятники на территории России датируются 15-18 веками. Простейшим типом были «клетские» 1-срубные храмы с 2-скатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор), например, церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (15 век, ныне в Кижах). Разнообразны шатровые храмы (Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, 1587). С конца 17 века создавались композиции с несколькими шатрами (Успенский собор в городе Кемь, 1714-17; церковь в селе Ненокса Архангельской области, 1727) и типа восьмерик на четверике, к которым присоединялись протяжённые объёмы трапезных (Успенская церковь в Кондопоге, Карелия, 1774). Характерны также 5-главые кубоватые покрытия: храмы из села Кушерека (1669; ныне Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»), в сёлах Подпорожье (1757) и Турчасово (1786) Архангельской области. Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи. Для памятников Польши (костёлы в Дембно и Грывальде, оба - 2-я половина 15 века, в Рабке, 1606, Поврожнике, около 1643), Румынии (церковь в Филду-де-Сус, 2-я половина 17 века), Чехии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725-26) характерно сочетание специфики деревянного зодчества с искусной интерпретацией стилей каменной архитектуры (готики, барокко, классицизма).
Деревянное зодчество. Успенская церковь в Кондопоге. 1774.
До 17 века большое значение имели деревянные оборонные сооружения - остроги. Они состояли из срубных крепостных стен с открытым ходом поверху, защищённым бревенчатым парапетом - «заборалом», и монументальных суровых башен, завершённых невысокими шатрами (сохранились остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири; оба 17 век). В конце 19 - начале 20 века многие архитекторы обращались к формам и декору народного деревянного зодчества при постройке выставочных павильонов, дач, железнодорожных станций. Попытки вернуться к национальным образцам деревянного зодчества определили архитектурные стилизации И. П. Ропета и программу «русского стиля», положив начало так называемому городскому фольклору в жилом строительстве (Погодинская изба на Девичьем поле в Москве, 1850-е годы, Н. В. Никитин, и др.), распространившемуся также в российской деревне. В советский период деревянные павильоны, в том числе в стилистике авангарда, были сооружены на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве (павильон «Махорка» К. С. Мельникова и др.).
В 20 веке улучшение качеств древесины (антисептирование, прессование и др.), применение специальных клеёв для соединения деревянных элементов позволили создавать конструкции любого формата и формы, дали ещё больше возможностей для использования дерева в современной архитектуре. Новые формообразовательные возможности в области деревянного зодчества были продемонстрированы в проектах финского архитектора А. Аалто. Малоэтажные жилые дома из сборных деревянных каркасов и панелей заводского изготовления распространены в США, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и районах Крайнего Севера Российской Федерации. Смотри также Деревянные конструкции.
Лит.: Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941; Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942; Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.,1950; Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев, белорусов // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956; Krassowski W. Architektura drewniana w Polsce. Warsz., 1961; Маковецкий И. В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962; Мехова Г. И. Русское деревянное зодчество. [Альбом]. М., [1966]; Hansen Н.J. Holzbaukunst. Eine Geschichte der abendländischen Holzarchitektur und ihrer Konstruktionsele-mente. Oldenburg; Hamb., 1969; Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972; Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура русского Севера. Л., 1980; Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1983; он же. Сокровища русского Севера. М., 1989; Лисенко Л. М. Дерево в архитектуре. М., 1984; Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987.
knowledge.su
деревянное зодчество - это... Что такое деревянное зодчество?
General subject: wooden architecture
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- деревянное зернохранилище
- деревянное изображение индейца
Смотреть что такое "деревянное зодчество" в других словарях:
Деревянное зодчество — область архитектуры, определяемая спецификой строит. материала деревом. Распространение в России обусловлено обилием строевого леса. Первые свайные поселения относятся к эпохе неолита (Вологодская обл.). Остатки деревянных построек 10 15 вв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Деревянное зодчество Вологды — Вологодское деревянное зодчество совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре, сложившихся в Вологде в конце XVIII первой четверти XX века. Отреставрированный деревянный дом 1895 года в Вологде. Содержание 1 История … Википедия
Деревянное зодчество вологды — Вологодское деревянное зодчество совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре, сложившихся в Вологде в конце XVIII первой четверти XX века. Отреставрированный деревянный дом 1895 года в Вологде. Содержание 1 История … Википедия
Вологодское деревянное зодчество — … Википедия
Современное деревянное зодчество — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия
зодчество — (давньорус., з давньопрусської) Мистецтво споруджувати кам яні будівлі, на відміну від теслярства (мистецтва будувати з дерева). У побуті і більшості навіть наукових праць термін зодчество вживається як синонім архітектури. Якщо ж суворо… … Архітектура і монументальне мистецтво
ЗОДЧЕСТВО — ЗОДЧЕСТВО, а, ср. То же, что архитектура (в 1 знач.). Древнерусское деревянное з. | прил. зодческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
зодчество — а; ср. Искусство проектировать и строить здания; архитектура. Деревянное, каменное з. Промышленное з. Древнерусское з. Современное з. Восточные формы зодчества. ◁ Зодческий, ая, ое. З ое искусство. * * * зодчество то же, что архитектура. * * *… … Энциклопедический словарь
зодчество — а; ср. см. тж. зодческий Искусство проектировать и строить здания; архитектура. Деревянное, каменное зо/дчество. Промышленное зо/дчество. Древнерусское зо/дчество. Современное зо/дчество … Словарь многих выражений
ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА — Церковь в Боргунне, Норвегия. Кон. XII в. Церковь в Боргунне, Норвегия. Кон. XII в. область архитектуры, специфика которой определяется характером материала. Распространение деревянного строительства в Европе связано с наличием обширных лесных… … Православная энциклопедия
ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская … Православная энциклопедия
Книги
- Деревянное зодчество Урала. Свердловская область. Челябинская область, А. В. Долгов, Н. Н. Митина, В. Д. Оленьков. Иллюстрированная книга о малоизученном деревянном зодчестве Урала создана содружеством авторов, много лет собиравших материалы в различных уголках Свердловскойи Челябинской областей, активно… Подробнее Купить за 2206 грн (только Украина)
- Деревянное зодчество Урала. Свердловская область. Челябинская область, Долгов А., Митина Н., Оленьков В.. Иллюстрированная книга о малоизученном деревянном зодчестве Урала создана содружеством авторов, много лет собиравших материалы в различных уголках Свердловскойи Челябинской областей, активно… Подробнее Купить за 1320 руб
- Деревянное зодчество Орла, Фурманская Дарья Юрьевна. Книга Дарьи Фурманской посвящена деревянной архитектуре города Орла XIX-XX веков. Автором в легкой и доступной форме рассказывается о том, в чем состоят главные особенности орловских… Подробнее Купить за 998 руб
universal_ru_en.academic.ru
деревянное зодчество - это... Что такое деревянное зодчество?
puuarkkitehtuuri
Словарь корней и производных форм языка Идо с переводом на русский язык. 2014.
- деревянная церковь
- деревянный крест
Смотреть что такое "деревянное зодчество" в других словарях:
Деревянное зодчество — область архитектуры, определяемая спецификой строит. материала деревом. Распространение в России обусловлено обилием строевого леса. Первые свайные поселения относятся к эпохе неолита (Вологодская обл.). Остатки деревянных построек 10 15 вв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Деревянное зодчество Вологды — Вологодское деревянное зодчество совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре, сложившихся в Вологде в конце XVIII первой четверти XX века. Отреставрированный деревянный дом 1895 года в Вологде. Содержание 1 История … Википедия
Деревянное зодчество вологды — Вологодское деревянное зодчество совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре, сложившихся в Вологде в конце XVIII первой четверти XX века. Отреставрированный деревянный дом 1895 года в Вологде. Содержание 1 История … Википедия
Вологодское деревянное зодчество — … Википедия
Современное деревянное зодчество — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия
зодчество — (давньорус., з давньопрусської) Мистецтво споруджувати кам яні будівлі, на відміну від теслярства (мистецтва будувати з дерева). У побуті і більшості навіть наукових праць термін зодчество вживається як синонім архітектури. Якщо ж суворо… … Архітектура і монументальне мистецтво
ЗОДЧЕСТВО — ЗОДЧЕСТВО, а, ср. То же, что архитектура (в 1 знач.). Древнерусское деревянное з. | прил. зодческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
зодчество — а; ср. Искусство проектировать и строить здания; архитектура. Деревянное, каменное з. Промышленное з. Древнерусское з. Современное з. Восточные формы зодчества. ◁ Зодческий, ая, ое. З ое искусство. * * * зодчество то же, что архитектура. * * *… … Энциклопедический словарь
зодчество — а; ср. см. тж. зодческий Искусство проектировать и строить здания; архитектура. Деревянное, каменное зо/дчество. Промышленное зо/дчество. Древнерусское зо/дчество. Современное зо/дчество … Словарь многих выражений
ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА — Церковь в Боргунне, Норвегия. Кон. XII в. Церковь в Боргунне, Норвегия. Кон. XII в. область архитектуры, специфика которой определяется характером материала. Распространение деревянного строительства в Европе связано с наличием обширных лесных… … Православная энциклопедия
ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская … Православная энциклопедия
Книги
- Деревянное зодчество Урала. Свердловская область. Челябинская область, А. В. Долгов, Н. Н. Митина, В. Д. Оленьков. Иллюстрированная книга о малоизученном деревянном зодчестве Урала создана содружеством авторов, много лет собиравших материалы в различных уголках Свердловскойи Челябинской областей, активно… Подробнее Купить за 2206 грн (только Украина)
- Деревянное зодчество Урала. Свердловская область. Челябинская область, Долгов А., Митина Н., Оленьков В.. Иллюстрированная книга о малоизученном деревянном зодчестве Урала создана содружеством авторов, много лет собиравших материалы в различных уголках Свердловскойи Челябинской областей, активно… Подробнее Купить за 1320 руб
- Деревянное зодчество Орла, Фурманская Дарья Юрьевна. Книга Дарьи Фурманской посвящена деревянной архитектуре города Орла XIX-XX веков. Автором в легкой и доступной форме рассказывается о том, в чем состоят главные особенности орловских… Подробнее Купить за 998 руб
ido_russian.academic.ru
Деревянное зодчество. Всё об истории древнерусского зодчества
Деревянное зодчество
Деревянные сооружения древнекаменного века до нашего времени, основном из-за пожаров, не дошли. Глинобитные и каменные строения сохранились довольно хорошо, поэтому изучены полнее. На территории лесной полосы уже в каменном веке сооружались как прямоугольные наземные дома, так и округлые, земляночного типа с перекрытиями из бревен. Встречаются и остатки сооружений из хвороста и жердей летних шалашевидных сооружений. На Урале землянка на стоянке Суртанды была вырублена в скале и перекрыта бревнами. В каменном веке стали сооружать и деревянные тамбуры, способствовавшие сохранению тепла в помещении.
Дерево, если оно постоянно находится в воде, например в торфяниках, сохраняется тысячелетия. В эпоху бронзы бревенчатые строения господствовали даже в степной зоне. В некоторых культурах характерно преобладание срубных сооружений, бревенчатые срубы в то время ставили даже внутри могил.
Деревянное зодчество на большей части страны господствовало до Х века почти безраздельно. Для древнерусского традиционного жилища, а также иного типа построек, было характерно соединение отдельных небольших срубов (избы, сени, клети) в одно конструктивное целое.
Клеть – представляет собой крытый деревянный сруб прямоугольной формы; шатер – пирамидальное четырех-, шести – или восьмигранное покрытие башни, колокольни или церкви; закомара представляет собой полукруглую верхнюю часть наружных стен здания; главка, глава – увенчание церковных построек, имеющее форму луковицы, шлема, груши, устанавливается на барабане. Барабан – представляет собой цилиндрическую или многогранную верхнюю часть здания, на которой возводиться купол; обло, рубка в «обло» – способ соединения бревен по углам, при котором концы бревен выходят за пределы стены сруба; лапа, рубка в «лапу» – способ соединения бревен по углам сруба, при котором концы их не выходят за пределы стен сруба; иконостас – украшенная иконная стена, отделяющая алтарь от средней части храма. Иконы в иконостасе размещались по строгой системе. Внизу – ряд «местных» икон, выше – «деисусный», еще выше – праздничный» и пророческий; портал – архитектурно оформленный вход. Порталы украшались резьбой, росписью, лепникой, изразцами; изразцы – облицовочные плитки из обожженной глины, покрытые, как правило, глазурью; прапор – значок, знамя, флюгер, которым завершались башни крепостей и кремлей; прясло – отрезок крепостной стены между двумя башнями; ризница – помещение при церкви дл хранения утвари и одежды; балясина – фигурная стойка, из которой делают ограждения балконов, гульбищ, галерей и др.; бочка – один из видов деревянных зданий, имеющей в разрезе форму луковицы.
В северных краях в давние времена возводились большие срубные сооружения, включавшие в единый комплекс жилье и хозяйственные постройки. Огромные северные дома ставились на высоком подклете, перекрывались двускатной тесовой крышей и выходили торцовой стороной на улицу.
На фасадной стороне дома прорубали одно или два окна, причем в некоторых (более южных) уездах дома снаружи обмазывали глиной и белили. Необходимость закрыть щели между бревенчатой стеной и рамой вызвала появление наличников. Чтобы защитить торцы слег крыши от дождя, в конструкцию кровли была введена причелина – доска, укладывавшаяся на солому для предохранения ее от сползания с крыши. По тем же причинам появились подзоры, полотенца, пилястры по углам сруба и т. п.
Вначале крыльцо, балкон, галерею вокруг дома и террасы строили из практических соображений. Со временем они приобрели декоративное значение. Наличники, подзоры и другие детали украшали резьбой, живописью и лепкой. Иногда резные узоры и архитектурные детали раскрашивали и расписывали красками.
Художественное оформление здания и разнообразие архитектурных форм складывалось в зависимости от климата, преобладания различных видов строительных материалов, степени развитости промыслов и традиций. В орнаментальных узорах или скульптурных фигурах, украшающих избы и другие постройки, можно найти отражение древних дохристианских верований, быта и представлений народа.
На начальной стадии становления каменной архитектуры Руси различные детали и элементы, характерные для деревянного зодчества, переносились в архитектуру каменных церквей и различных построек дворцового типа.
Живописны двускатные крыши. Крепление крыши по древней традиции производилось без гвоздей. По слегам крыши укладывались курицы – еловые лесины вместе с куском корневища, загнутым наподобие крюка. На эти крюки клались деревянные желоба с двух сторон крыши (водотоки, потоки и т. п.), в них вправлялись концами доски кровли. Верхний конец досок кровли зажимался по гребню крыши охлупнем – длинным бревном с треугольной выемкой. Стоит выбить два деревянных шипа, закрепляющих охлупень, и можно легко сменить любую доску.
Конец охлупня обычно представлял собой естественное корневище дерева, которому придавали разнообразные фигурные очертания. Иногда тесовые скаты прижимались гнетами, концы которых со стороны фронтона скреплялись небольшой, обычно резной доской, называемой огнивом. В курной избе обычно устраивали дымник высоко над крышей, для выхода дыма с боков делали орнаментированную прорезь, а сверху его покрывали маленькой двускатной крышей также с резным охлупнем.
Выступающие торцы слег кровли часто зашивали досками (причелины, косицы, покрылки). Перпендикулярно причелинам прикреплялись короткие доски, предохраняющие от сырости торцы верхних бревен сруба, – сережки, малые подкрылки и др. Стык причелин под коньком крыши прикрывала короткая доска, называемая ветреницей. На севере такую доску называли кистью или чуской. На линии потолка снаружи иногда помещали длинную доску – подзор, которая стала прототипом позднейшего карниза.
Металлические пилы известны с XII века, но пиленые доски использовались только для корабельного дела, а для домов до XVIII века их получали путем раскалывания бревен с помощью клиньев. При этом получались довольно толстые (до 20 см) плахи, на которых топором, долотом, а с XVIII века и пилой, наносились различные узоры. На фронтоне иногда устраивался балкон.
Обрамление окон вначале было довольно простым. Округлость бревен вокруг оконного проема немного стесывали, и на эти стесы наносили различные узоры, наружных обкладок такие окна еще не имели. Позднее появились окна, обрамленные косяками. Их называли красными (красивыми). Верхний брус красного окна часто закрывался тесиной, украшенной резным орнаментом. Первоначально красное окно было одно, в центре фасада, а по бокам его были расположены волоковые (простые, без обкладок) окна. Такое расположение окон встречается в деревянных трапезных XVII века.
Высокий подклет избы породил разнообразные типы крылец.
Простейший тип состоит из лестницы и верхней площади – рундука. Сложное крыльцо имело два рундука. Крыльца были открытые и закрытые. Крыша поддерживалась колоннами. Сбоку рундуки и всход ограждались перилами, которые нередко зашивали досками. В более позднее время перила делали из резных и точеных баляс. Крыша над верхним рундуком часто была двухскаткой. Встречаются крыльца с двумя симметрично расположенными входами, направленными в разные стороны от рундука.
Интересной архитектурной деталью построек были галереи (выходы), опоясывающие дом на уровне перекрытий второго этажа. Сбоку галереи ограждались перилами, навесом над ними часто служило продолжение ската крыши, поддерживаемое колонками. Позднее такие галереи – гульбища – устраивались в дворцовых постройках и в церквах.
Существенным архитектурным элементом древнерусской усадьбы были ворота, располагавшиеся чаще всего возле фасада дома и обильно украшавшиеся. В северной и средней полосе России, где бытует крытый двор, ворота прорубаются в бревенчатых стенах двора. Они подвешиваются на толстых бревнах, косяках – вереях, соединенных вверху перекладиной – притолокой. Ворота обильно украшались. По воротам часто судили обо всем хозяйстве. В русских деревнях был распространен асимметричный тип ворот с проезжей частью и одной калиткой. Они крепились на трех вереях и перекрывались двускатной тесовой крышей. В западнорусских областях и в Сибири крышей покрывались не только ворота, но и вся передняя часть двора – от избы до амбара.
Первоначально русские деревянные церкви представляли собой ту же избу (клеть), только на ее крыше устраивалась небольшая маковка – главка. Такие храмы назывались клетскими. Позднее стали сооружаться грандиозные ярусные деревянные храмы, часто крытые шатром. В русском деревянном зодчестве при строительстве церквей, при сооружении крепостных башен на обычный четырехстенный сруб – четверик – часто ставили восьмерик меньшего размера. Восьмерик был удобным переходом от квадратного сруба-клети к круглой шатровой крыше. Шатровые крыши обычно ставились над колокольней, а над храмом ставились купола.
При строительстве дворцов соблюдался тот же принцип: на квадратную основу (четверик) – ставился другой квадрат – поменьше, затем ставили восьмигранник (восьмерик) и еще восьмерик – и так до нужной высоты. Таким образом, получался столп, который наверху заканчивался конусообразной крышей, а на церквах – куполом и маленькой луковкой. С боков пристраивали шатры или прямоугольники, соединенные между собой крытыми переходами, наружными лесенками, крылечками и т. д. Нередко получались сложные ансамбли удивительной красоты. Таким, например, был летний дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. До нашего времени он не сохранился.
Для украшения построек на Руси широко применялась роспись и раскраска. В летописях рассказывается о златоверхих церквах, украшенных полихромной живописью. Таким же образом был раскрашен и горел золотом Коломенский дворец. Несмотря на недолговечность деревянных построек, до наших дней сохранились некоторые храмы XVI – XVII веков. Наиболее известный из них является Преображенская церковь, построенная более 270 лет назад в Кижах на Онежском озере.
Преображенская церковь поднимается на 37 метров, то есть до высоты 11-этажного дома. Стены церкви срублены из кондовой (особенно крепкой) смолистой сосны, а кровля покрыта лемехом из осины. Лемех – это пластины длиной около 40 см, сужающиеся к одной стороне. Лемехи вырубали топором. На покрытие Преображенской церкви в Кижах пошло 30 тысяч лемехов. Гвоздей было мало. Где можно было обойтись без них, строители применяли деревянные штыри, от ржавчины гвоздей дерево разрушается быстрее.
Размеры крупного здания из дерева были ограничены длиной бревна, поэтому деревянные храмы больше росли ввысь, чем вширь. Для расширения их площади деревянные постройки стали делать не четырехугольными, как избы, а восьмиугольными, из восьмериков. Восемь бревен, соединенных в один сруб, давали большую площадь, чем четыре. Кроме того, восьмигранный сруб был устойчивей. К нему можно было пристроить больше приделов, галерей, крылец и др., что увеличивало площадь строения и придавало ему величественность и живописность. В основе Преображенской церкви в Кижах находятся три поставленных друг на друга и последовательно уменьшающихся восьмерика. Храм венчают 22 неодинаковых по размеру купола, что создает чувство перспективы и нарушает мертвую симметрию.
Преображенская церковь в Кижах представляет собой многоглавый тип церкви. В деревянной архитектуре бытовали и другие типы сооружений – клетский, с кубоватым покрытием, с шатром на крещатой бочке, ярусный и др. Наиболее популярный из них был шатровый. Люди очень любили шатровые храмы за их красоту. Однако официальная церковь подвергала их яростным гонениям. В XVII веке строительство шатровых храмов было запрещено патриархом Никоном.
Шатровый тип был естественным завершением развития многогранной формы строений. Клеть-четверик становится тесным, а шестерик, восьмерик и десятерик позволяли значительно расширить площадь храмов, их лучшим завершением был многогранный шатровый верх строения.
Одним из историко-архитектурных памятников шатрового типа является Спасская церковь в городе Зашиверске на Индигирке, построенная в 1700 году. В своем первозданном виде без капитального ремонта она простояла более 300 лет, что говорит о необычайной прочности храма, благодаря применению в строительстве традиционных приемов русского зодчества. Из дерева в Новгороде делали не только дома и храмы (первый христианский храм – тринадцатиглавая София – была построена в 989 году из мощных дубовых бревен), но и водопровод мосты и мостовые. Мостовые на улицах Новгорода появились на 200 лет раньше чем в Париже, и на 500 лет раньше, чем в Лондоне. На окраинах Архангельска до недавнего времени находили деревянные мостовые, построенные по древнему образцу.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru