Музеи (Великий Новгород): деревянное зодчество, кремль и многое другое. Новгород деревянное зодчество


"Витославлицы" - музей народного деревянного зодчества

q36

«Витославлицы» — один из интереснейших музеев народного деревянного зодчества. Недалеко от Великого Новгорода , на берегу озера Мячино, расположен музей деревянного зодчества «Витославлицы». В древние времена здесь было село Витославлицы, которое впервые упоминается в 1134 году. Село известно с начала XII века. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня А. А. Орлова-Чесменская, сохранился её дом, построенный по проекту архитектора Карла Росси.

"Витославлицы"

Рядом с селом, в то время существовал Аркажский, Благовещенский и множество других более малых монастырей.Нет сегодня,  ни деревни, ни монастырей, однако есть  озёра, протоки — тот-же  ландшафт, который существовали  в древности.Поэтому в 60-е годы XX века, это место и выбрали для основания музея под открытым небом и дали ему имя исчезнувшего села — Витославлицы. Сюда со всей области привозили постройки, находившиеся на грани исчезновения. За оградой меж деревьев видны купола и шатры колоколен и церквей. Живописная территория, которая приютила у себя заповедник природного и культурного наследия нашей страны.  Проектом  предусмотрено  создание погоста и четырёх секторов, в которых будут размещены около семидесяти сооружений. Речь идет о  шедеврах деревянного зодчества XVI — начала XX веков.

"Витославлицы"- музей деревянной архитектуры и народного быта

Витославлицы – это хорошее место для полезного и познавательного отдыха . Настоящая деревня XVI-XIX веков с деревянными церквушками, избами, конюшней и другими сооружениями. Все это расположено в окружении вековых елей. Практически везде разрешается заходить внутрь и окунуться в быт  далёких предков…

Что можно увидеть в Витославлицах

Первым экспонатом музея является Успенская церковь 1595 года постройки. Архитектура сооружения типична для церквей XVI–XVIII веков.Нижняя часть – бревенчатый сруб, над которым установлен высокий шатёр, с небольшим луковичным куполом, к срубу примкнуты приделы.  Пожалуй, самым интересным экспонатом музея можно считать Церковь Рождества Богородицы, построенную в 1531 году в деревне Перёдки. Это самый старый храм в Витославлицах, и при этом самый большой и красивый. Его архитектурная форма, «восьмерик на четверике», широко применялась в тот период.Церковь Рождества Богородицы в Витославлицах

Ещё одна церковь, заслуживающая внимания — Церковь Святого Николая, построенная в 1767 году в деревне Высокий Остров — уникальный образец ярусной церкви.Как тогда говорили, «храм был рублен кораблём», т. е., все его главные элементы находятся на одной линии. Размерами она немного меньше Церкви Рождества Богородицы. Есть ещё шатровая церковь Успения 1595 года постройки из Курицка, Никольская (1688) из Тухоли и другие достойные внимания церкви и часовни.

В Витославлице представлены не только объекты поклонения, но и множество гражданских строений, таких как: изба Екимовой из деревни Рышево (1882), амбар Алексеевой из деревни Хвощник (конец XIX века), изба Туницкого из деревни Пырищи (конец XVII века), Есть ещё житницы, мельницы, кузницы.

В музее можно посмотреть и на величественный дом графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, которая пожелала поселиться в этих местах в начале XIX века. Постройка, над которой работал архитектор Карл Иванович Росси имеет классический стиль. Сегодня в доме можно посмотреть выставку «Народное искусство Новгородского края», на которой представлены настоящие шедевры, сделанные местными мастерами.дом графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской

Атмосферу старины на территории комплекса дополняют экскурсоводы,  в национальных одеждах. Они показывают туристам  избу, сеновал, двор, хлев и другие постройки, а так-же огород и увлекательно рассказывают о крестьянском хозяйстве. Внутри всех строений воссоздан интерьер, тех далёких лет. Здесь можно увидеть многочисленные предметы, применяемые в быту (мебель, иконы, утварь и пр.), назначение многих из которых непонятны современном людям.

В Витославлицах проводится множество тематических экскурсий: «Крестьянское хозяйство», «Культовое зодчество Новгородского края XVI–XX вв.», «Художественная культура края», «Праздники и будни крестьян», «Порядки и обычаи русского народа» и другие.

На территории этой деревни организовываются различные мероприятия – фольклорные фестивали, народные гуляния, концерты колокольной музыки.

Неподалёку работает ярмарка, где можно приобрести: изделия из бересты, глиняные игрушки-свистульки и многое другое. Часто праздники заканчиваются колокольным звоном.Народные промыслы в Витославлицах

Два раза в год, на Троицу и Рождество, в Витославлицах устраивают торжества. На игровых площадках взрослые и дети играют в «бабки» и «рюхи», осваивают «гигантские шаги» и «ходули», перетягивают канат.Зимой катаются на санях и с ледяных горок, звучат песни, воссоздаются обрядовые действа. Так, что приезжать сюда можно в любое время года.В памятниках деревянного зодчества размещены экспозиции и выставки. Основным принципом построения являются «жизненные комплексы» со статической экспозицией, приближенной к реальной обстановке и динамичные, с живым показом работы мастеров, проведением игр, праздников, свадебных обрядов. В избах открыты экспозиции:

— «Зимний быт новгородских крестьян»— «Крестины»— «Свадьба. Клетский обряд. Княжой стол»— «Весенне-летние календарные праздники»— «Хозяйство и быт новгородских крестьян»

Хозяйство и быт новгородских крестьянВ 2014 году открылся для посещения дом Добровольских (изба-двойня) с экспозициями «Приход торговца-разносчика» в летней избе и «Шерстобитно-валяльный промысел» в зимней. Экспозиция включает интерактивный компонент в форме мастер-класса по валянию изделий из овечьей шерсти, который проводится в окружении подлинных деталей интерьера, предметов быта и ремесленного комплекса.

Интересный отдых и настоящие русские развлечения

«Витославлицы» входят в пятерку самых популярных достопримечательностей Великого Новгорода и его ближайших окрестностей, наряду с Новгородским кремлем, Ярославом дворищем и Юрьевым монастырем , который, к слову сказать, находится в шаговой доступности от этого чудесного Музея, о котором идет речь. Главное преимущество музея «Витославлицы» — это его интерактивность, которая по-настоящему захватывает. На улицах этой чудесной деревни то тут, то там Вас ждут различные приятные сюрпризы. Идешь, гуляешь, проходишь мимо очередной избы, а в нее оказывается можно войти, посмотреть древнерусский быт, послушать захватывающие истории из жизни крестьян Новгородской области, окунуться в нелегкий быт тех далеких лет, воспетых в произведениях классиков. музей «Витославлицы»

Но вернемся к исторической значимости музея «Витославлицы» в Новгороде, которую принижать никак нельзя. За последние 50 лет (музей был основан в далеком 1964 году) здесь собрали, наверное, самую большую коллекцию шедевров русского деревянного зодчества. Здесь полноценная деревня, состоящая из всевозможных зданий 16-19 веков от красивейших резных церквей и добротных изб до простых крестьянских сараев и ангаров. Со всей Новгородской области их, ценой неимоверных усилий, свозили сюда, восстанавливали и реставрировали, создавая самый интересный музей Новгородской области.

Кроме изб и церквей, являющихся центром экспозиции, здесь восстановлены такие постройки как хозяйственный двор (с милыми лошадками и козлятками), конюшня, кузница, овин, гумно и т.д. Современные дети ведь даже не знают, что это такое, и единственный шанс это исправить – побывать в деревне Витославлицы под Новгородом каким-нибудь ясным морозным зимним деньком.

Витославлицы

Уникальность музея и историческая ценность его экспонатов делают «Витославлицы» обязательным пунктом для посещения, если Вы собираетесь в Великий Новгород сами или с детьми.Всей красоты и колоритности музея речами и фото не передать. Тем более, что летом музей выглядит совершенно по-другому, и круг развлечений здесь совсем иной (но их ничуть не меньше).

Как-же попасть в Витославлицы

Великий Новгород, Новгородская область, Юрьевское шоссе Адрес: 173007, Великий Новгород, Юрьевское шоссе, МНДЗ «Витославлицы», проезд автобусом №7 от вокзалаНеподалеку от  Витославлиц, как упоминалось выше, находится Свято-Юрьев монастырь. Расскажу немного  о нем. Если соберетесь в Витославлицы, то очень советую заехать и в монастырь. Свято-Юрьев монастырь

Свято-Юрьев монастырь

Свято-Юрьев действующий мужской монастырь (но и традиционно Георгиев монастырь. От имени Георгий (Юрий) в православной Руси) располагается в трех километрах от Великого Новгорода (и, кстати, виден с Горбатого моста) на берегу реки Волхов у самых ее истоков. Монастырь был основан еще в 1030 году  самим сыном равноапостольного крестителя Руси, православным Ярославом Мудрым. Монастырь (по тем временам) поражал своими масштабами и значением, поэтому по многим источником именовался как Лавра.Первоначально основанный монастырь был деревянным, но уже впоследствии в нем был заложен каменный храм. Монастырь претерпевал изменения многие века. Однако, до сих пор он не утратил былого величия.

Безусловно, одной из изюминок такого монастыря является Георгиевский собор, уступающий по размерам только Софии Новгородской. Георгиевский собор поражает своим великолепием и отражает истинное понимание православия.

Очень интересно и расположение Крестовоздвиженского собора Свято-Юрьева монастыря (1823 г.) — голубые купола с блестящими золотыми звездами отражаются в водах озера Ильмень (ну как тут не вспомнить о Садко?). Собор величав, массивен и выполнен в весьма оригинальном стиле. Безусловно, монастырь расположен в очень живописном месте. Воды озера ильмень окружают монастырь и оттеняют его красоту и великолепие. Интересно, что озеро переливается различными оттенками под ярким и тусклым солнышком. Издалека вода словно покрыта тонкой бледно-желтой пеленой. Любопытно и то, что монастырь располагался на знаменитом пути «из варяг в греки» и служил в далекие времена не только как центр духовной и просветительской культуры, но и выполнял оборонительную функцию.Прогулка по монастырю весьма любознательна. Кроме названных соборов многих путешественников и туристов также привлекают и церкви, в которых находятся мощи святых — Спасская, Неопалимой Купины и Архангела Михаила.

Прогулявшись по знаменитому Свято-Юрьеву мужскому монастырю, можно продолжить свою прогулку и попасть в древнее урочище Перынь, расположенное недалеко от монастыря. Перынский скит — одно из крупней святилищ восточных славян в древности — капище Бога -громовержца Перуна. Однако, после крещению Руси здесь был воздвигнут храм, чем то напоминающий о тех днях былого почитания бога.Свято-Юрьев монастырь

Посещение Свято-Юрьева мужского монастыря и Перынского скита оставили у меня очень хорошее впечатление. В таких местах, действительно, понимаешь, что существует нечто большее и оно живет в твоем сердце. Красота, великолепие, смирение, пышность и кротость — вот то, чем можно описать неимоверный труд русских монастырей их служителей.Свято-Юрьев монастырь поистине колоссальный архитектурный замысел русских мастеров, внесший серьезный вклад в развитие русской культуры.Советую всем, кто будет посещать Великий Новгород посетить эти места (даже, если вы планируете вашу поездку с ребенком).

Адрес: деревня Юрьево, Новгородский район, Новгородская область

Что еще посмотреть в Новгороде : Новгородский кремль.

В статье использованы фотографии с сайта Travel.ru.

 

myrussianland.ru

деревянное зодчество, кремль и многое другое

В России есть места с многовековой историей, прекрасно сохранившимися памятниками архитектуры, монастырями с древними традициями, их часто называют города-музеи. Великий Новгород - одно из таких знаковых мест. История города насчитывает более 1150 лет, сегодня здесь расположено более пятидесяти памятников архитектуры, относящихся к 9-17 векам, и все они являются частью современной жизни. Туры в Великий Новгород популярны среди россиян и зарубежных гостей.

музеи великий новгород

Новгородский кремль

Сам город расположился по берегам реки Волхов. Левый берег реки с 1044 года охраняет Новгородский кремль, его древнее название - Детинец. В Древней Руси Новгород Великий был центром влиятельного княжества. Детинец выполнял оборонительные функции, а также служил местом, где проводились официальные встречи, принимались правительственные решения и собирался на вече народ.

Кремль – это первое место, куда приезжают туристы, решившие посетить музеи в Великом Новгороде. Территория комплекса находится в окружении толстых крепостных стен, построенных в 15 веке, до этого времени стены были срубленными из дерева. Первоначально по всему периметру Детинца построено девять башен, но три из них были разрушены, когда именно, точно неизвестно. В 1045 году на территории оборонительного комплекса был выстроен Софийский собор, сегодня это один из древнейших сохранившихся православных храмов России.

Значительной перестройке, расширению и укреплению кремль подвергся в период правления князя Мстислава Владимировича, в начале 12 века. До конца столетия были отстроены несколько надвратных церквей, к 15 веку укрепление модернизировали согласно новым угрозам, появившимся в связи с «огненным боем». В год празднования тысячелетия Руси (1862 год) в Новгородском кремле провели полномасштабную реставрацию, установили памятный монумент к великой дате.

Находясь в пределах кремля, стоит посетить Грановитую палату, Здание присутственных мест, Детский музейный центр, церковь Андрея Стратилата и др. Сегодня на территории древнего сооружения проводятся выставки, тематические мероприятия, расположены музеи. Великий Новгород начался с Детинца, а сегодня город является крупным промышленным, интеллектуальным и историческим центром России.

музеи в великом новгороде

Витославлицы

Музей деревянного зодчества в Великом Новгороде находится на месте старой деревни Витославлицы, что выросла подле Свято-Юрьевой мужской обители несколько веков назад. Местность очень живописна, здесь есть река Волхов, озеро Мячино, все постройки отсылают туристов к прошедшим временам и порой кажется, что сказки – это наверняка быль.

Пройдя по улицам, можно в подробностях рассмотреть деревенские избы разных веков, небольшие часовенки и высокие деревянные храмы. Все экспонаты можно посетить, зайти внутрь и понять, как был устроен быт. Предметы интерьеров, текстиль, росписи в умелых руках профессиональных реставраторов обрели вторую жизнь. Заповедник под открытым небом начал работать 16 мая 1967 года и расположен в 4 км от Великого Новгорода.

музей деревянного зодчества в великом новгороде

Экспонаты заповедника

Сейчас музей деревянного зодчества в Великом Новгороде имеет в арсенале более четырех десятков деревянных архитектурных памятников. Многие из них относятся к 16 веку, часть жилых и производственных построек - к периоду 18-19 веков. Наиболее значимые экспонаты:

  • Церковь Рождества Христова. Датируется 16 веком. Была перемещена из деревни Передки (Боровичский район).
  • Успенская церковь из села Курицко (Новгородский район). Ориентировочно была построена в 1595 году.
  • Церковь Троицы. Храм был возведен в 1672-1676 годах и ранее располагался в Реконской пустыни (Любытинский район).

музей зодчества в великом новгороде

Там русский дух… Там Русью пахнет

Музей зодчества в Великом Новгороде еще называют народным. В этнографическом заповеднике можно ознакомиться с тематическими выставками, расположенными в избах музея, такими как:

  • "Хозяйство и быт крестьян".
  • "Крестины".
  • "Свадьба. Княжий стол".
  • "Весенние и летние праздники".
  • "Зимний быт крестьян".

Здесь регулярно проводятся фольклорные фестивали, концерты народных коллективов и колокольного звона. Большие народные гулянья организуются на Масленицу, Троицу, Рождество и другие значимые даты. С 2013 года открыт интересный для взрослых и детей «Хозяйственный двор». В рамках экспозиции можно познакомиться с домашними животными, которые традиционно содержались в крестьянской усадьбе.

Витославлицы – яркий этнографический комплекс, где есть свои выставки, экспонаты, музеи. Великий Новгород и окрестности дают возможность ознакомиться с традиционными обрядами, посвятить время истории, народному ремеслу и при этом оставаться в ритме с современностью.

музеи великий новгород

Достопримечательности

В древнем городе грань между современностью и историей весьма размыта. Достопримечательности встречаются на каждом шагу, поэтому, отправляясь в короткий экскурсионный тур, имеет смысл определиться, что посмотреть в этот раз, какие посетить музеи. Великий Новгород располагает большим списком экскурсионных программ и знаковых мест:

  • Соборы и храмы. Кроме Святой Софии, стоит осмотреть жемчужину зодчества средневековой Руси - церковь Спаса Преображения, церковь апостола Филиппа и Николы Чудотворца, выстроенную на купеческие деньги в 17 веке. К значимым памятникам архитектуры относится Никольский собор (1113 год постройки), недалеко от него высится церковь Параскевы Пятницы. С 13 века освящает жизнь новгородцев Николо-Дворищенский собор. В городе расположено еще множество древних храмов, часть из них функционируют как музеи, а часть принадлежат епархии и используются по прямому назначению.
  • Музей иконописи. Здесь собрано 300 икон, первые из которых датируются 11 веком, а последние относятся к современной школе. Особое внимание уделено новгородской школе иконописи.
  • Для увлеченных музыкой будет интересен музей музыкальных древностей имени Поветкина В. И. Здесь можно ознакомиться с национальными музыкальными инструментами, проследить их эволюцию.
  • Музей художественной культуры расположен в Десятинном монастыре. В экспозиции представлены художественные полотна, выставка старинного фарфора, проводятся культурные и познавательные мероприятия.

Этот небольшой список можно дополнить еще множеством уникальных мест, но, даже гуляя по городу, можно в подробностях рассмотреть, чем он жил в давние времена. Обязательно попадется на глаза древняя фреска, мостовая, выложенная старинным способом, или монастырь, стены которого пережили не одно нашествие.

fb.ru

Великий Новгород, Витославлицы, музей деревянного зодчества под открытым небом

1) Своё повествование о визите в Великий Новгород я начну с рассказа о музее деревянного зодчества под открытым небом под названием "Витославлицы", названной по бывшей одноимённой деревни неподалёку. Сам комплекс расположен в 5 км от города. Добраться туда было для меня ещё тем приключением: 20-градусный мороз и пешочком вдоль оживлённой автотрассы.Стоило дойти, "Витославлицы" предстали передо мной неким подобием заснеженной вселенной фильма Джеймса Кэмерона "Аватар", ибо увидел иной мир в деревянных часовнях и избах, аналоги которых вживую нигде не встречал. Такое увидеть, разве что ехать в Карелию или в Архангельскую область, а тут почти самая Центральная Россия. Великий Новгород, Витославлицы, музей деревянного зодчества под открытым небом

2) "Витославлицы" стали для новгородцев природным курортом. Через дорогу от музей сдаются деревянные коттеджи и проложены лыжные трассы. Поэтому на новогодних праздниках было натуральное столпотворение, не взирая на мороз. Деревянные избы XVII века даже гармонируют с зимней стужей. Сразу понравилось, что музей не огорожен типичным глухим металлическим забором, ограждения все деревянные, в чём-то схожи с деревянным острогом.

3) Основателем музея является Леонид Егорович Красноречьев (1932-2013 гг.), архитектор-реставратор, автор генерального плана музея "Витославлицы", проектов реставрации большинства перевезённых в музей памятников. Дважды лауреат Гос.Премий РФ в области искусства и архитектуры.

Л. Е. Красноречьев проводил многочисленные исследования архитектуры Новгородской области с целью выявления памятников деревянного зодчества. Один из инициаторов переноса деревянных построек на территорию созданного в 1964 году музея "Витославлицы".

4) На ум приходят два мне известных случаев спасения и переноса памятников на новое место: остров Филэ (последнее святилище отправления религиозных культов фараоновского Египта вплоть до VI века в эпоху уже христианской Византийской империи) и Абу-Симбел (храм в честь фараона Рамзеса II и его супруги Нефертари) в Египте, спасённых в ходе строительства при содействии СССР высотной Асуанской плотины почти на египетско-суданской границе в 1960-1970-е гг.

Справа изба Туницкого из старообрядческой деревни Пырищи, топившаяся по-чёрному (70-90-е гг. XIX века).

5) В музее деревянного зодчества "Витославлицы"под открытым небом собраны редкие архитектурные памятники XVI-XX века, жилые и хозяйственные постройки разных периодов – общим числом почти три десятка. Разнообразные церкви, часовни, избы, мельницы, кузницы, амбары и т.д. представлены в том виде, в котором они существовали в свое время. Здания были перевезены из разных уголков Новгородской области, отреставрированы и, тем самым, избежали разрушения и полного исчезновения.Создатели музея ориентировались, в первую очередь, не на дату постройки и их возраст, а на содержание в них российских народных традиций.

6) Часовня из деревни Гарь Маловишерского района 1698 года постройки, относящаяся к клётским храмам. Клётский храм-это один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двухскатными кровлями. Безглавые храмы существовали на Руси вплоть до XVII. Архитектура подобного типов храмов имела много общего с жилыми строениями.

В этой безымянной часовне только крест символизирует её культовую принадлежность.Часовня являет собой сруб с двухскатной кровлей. Остальные - галереи, установленные на бревенчатые выпуски и окружающие строения с трёх сторон. Два маленьких оконца выдают простой интерьер.

Перевезена в Витославлицы в 1972 году.

7) Церковь Николая Чудотворца из деревни Высокий Окуловского района, годы строительства - 2 половина XVIII, относящаяся к ярусным храмам.

Церковная реформа патриарха Никона в XVII в. запретила возведение шатровых церквей, отчего возник новый тип культового сооружения - церкви кораблем, ярусные, где отражение устремленности вверх также проявилось, хотя и не с такой силой и динамикой, как в шатровых.

Ярусные храмы начали возводить с конца XVII века, их ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления кверху, к главке с крестом. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром.

8) Ещё одна церковь Николая Чудотворца из деревни Мякишево Хвойнинского района 1642 года постройки.В 1972 году храм был разобран и в 1976 году отреставрирован и перевезён в "Витославлицы".

В храме сохранилась редко встречающаяся композиция окон- сочетание "красного" окна с двумя окнами, расположенными несколько ниже. Подобное сочетание окон применялось в древнерусском строительстве при возведении храмов, хоромов, изб, дворцов.

Церковь по архитектуре является одновременно и ярусной и клётской постройкой.

9) Церковь Николая Чудотворца из деревни Тухоля Крестицкого района 1688 года возведения, относящаяся к клётскому типу храмов. Перевезён на нынешнее место в 1966 году. К основному прямоугольному срубу (клети) примыкают прямоугольные срубы алтаря и трапезной.

10) Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района 1530-1540-х гг. постройки.

11) Шатровые храмы, вместо купола завершавшиеся шатром, появились вначале XVI веке. Типология церковной архитектуры передавалась из Византии, однако в дереве нелегко было передать форму купола. Видимо, техническими трудностями и была обусловлена необходимость замены в деревянных храмах куполов шатрами.

12) Церковь Успения Богородицы из деревни Курицко Новгородского района на берегу озера Ильмень. Построен в 1595 году, относящийся к шатровому стилю.

13) Часовня Кирика и Иулиты (слева) из деревни Кашира Маловишерского района (1745 год) и изба Шкипарёва (предположительно1880-е гг.). По словам бывшего хозяина избы, получившего дом от отца,а тот в свою очередь от деда, избу построили по распоряжению помещицы, у которой дед служил конюхом и работу свою выполнял хорошо. Имя помещицы неизвестно (исследования в архивах не велись).

Изба Шкипарёвых хорошо укладывается к типу жилых построек Мстинской зоны.

14) Изба Марии Дмитриевны Екимовой из деревни Рышево Новгородского района (1882 г.)

15) Дом Добровльских из деревни Вотроса Пестовского района, 1880 год. Представляет собой тип "избы-двойки", включающую в себя зимнюю и летнюю избы. между ними- парадные"сени".

16)

17) Справа на переднем плане изба Царёвой (1 половина XIX века) с галереей "прикрольком", балконом, двухъярусным хозяйственным двором, топилась по-чёрному.

18) Отличительной особенностью северной русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Помещение, находящееся под полом жилого помещения, называлось подпольем, использовавшимся для хранения запасов картофеля и других овощей.

Другая половина избы состояла из двух-трех этажей. Нижний этаж имел ворота для выгона скота.

Верхний этаж делился на горницу и пристроенные сбоку сеновал и хлев, часто отапливаемые. На сеновале находился туалет, хранились дрова. Большие ворота соединяли сеновал с улицей (высота ворот от земли около 2,5-3 метров, ширина ворот 2-3 метра).

Все помещения избы соединял коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз в хлев.

К тыльной стене избы пристраивался сарай (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.

IMG_1021.JPG

www.perunica.ru

описание, история, экскурсии, точный адрес

Витославлицы (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Витославлицы — архитектурный и природный заповедник, в котором собраны разные типы сохранившихся деревянных церквей: шатровая «восьмерик на четверике» — церковь Успения из Курицка (1595), крестчатая на подклете с тремя престолами — Рождества Богородицы из села Передки (1531), ярусный храм Николы из Высокого Острова (1767) и клетский — из деревни Тухоля (1688). Всего на территории размещается 22 памятника. Когда-то, еще в 12 веке, здесь, на дороге между Новгородом и Юрьевым монастырем, была деревня Витославлицы. Рядом — Пантелеймонов, Благовещенский, Аркажский и многие другие малые монастыри.

Нет сейчас ни деревни, ни некоторых монастырей (сохранился лишь Благовещенский), но остались озера, протоки — тот исторический ландшафт, который оказался настолько привлекательным, что в 1960-е годы это место было выбрано для создания музея под открытым небом. Сюда с территории всей области свозили находившиеся в плачевном состоянии постройки. За оградой среди деревьев видны шатры и купола церквей и колоколен.

Как добраться

Добраться можно на автобусах № 7, № 7а или маршрутных такси с автовокзала Великого Новгорода; часы работы: 10:00-18:00 (в зимнее время до 17 часов), экспозиции в избах — до 17 часов, выходной — среда; в осенне-зимний период все постройки-экспозиции, кроме избы из деревни Рышево, закрыты.

Развлечения и экспозиции в Витославлицах

На пороге избы вас встретит хозяйка в характерном для новгородской деревни прошлого века костюме, улыбчивая и говорливая. Она покажет двор и огород, сеновал и стойла для скота, объяснит назначение всех предметов. На галерее возле дома мастера предложат вам сувениры из бересты и дерева, покажут, как работать с этими материалами.

Дважды в год, на Рождество и Троицу, в Витославлицах устраиваются праздники. Зимой катаются с ледяных горок и на санях, звучат песни, разыгрываются обрядовые действа. Летом праздник собирает фольклорные коллективы со всей области. На игровых площадках дети и взрослые осваивают «ходули», «гигантские шаги», играют в «рюхи» и «бабки», перетягивают канат. Рядом — ярмарка: плетение из бересты, резьба и роспись по дереву, ручное ткачество, глиняная игрушка-свистулька. Нередко праздник заканчивается концертом колокольной музыки.

tonkosti.ru

Музей деревянного зодчества Витославлицы

Режим работы, стоимость

Новгородский музей народного деревянного зодчества Витославлицы расположен в живописной местности близ бывшего Юрьева монастыря. Нынешнее его название связано с селом Витославлицы, которое существовало здесь в течение шести столетий — в XII-XVIII веках. В 1964 году сюда, на берег озера Мячино, было перевезено здание церкви Успения из села Курицко. Так было положено начало одному из интереснейших в нашей стране музеев народной деревянной архитектуры. За год музей посещает более 80 тысяч гостей.

В летописи село Витославлицы упоминается под 1187 годом, когда князь Изяслав Мстиславович передал его своему брату, хотя, вероятнее всего, время возникновения можно отнести к XI веку. В 1207 году село стало слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века на месте нынешнего музея деревянного зодчества располагалась усадьба графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери фаворита императрицы Екатерины II графа Алексея Орлова. В настоящее время сохранился ее дом, построенный по проекту архитектора Карла Росси, одноэтажный флигель, а также фрагменты аллей парка, пруд и несколько старых деревьев.

Датой основания музея «Витославлицы» принято считать 5 июня 1964 г., когда решением исполкома Новгорсовета для территории музея была выделена бывшая Орловская мыза. 31 января того же года был подписан приказ Министра культуры РСФСР «О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества» по которому в числе других городов предлагалось создание музея под открытым небом и в Новгороде. Фактическое же обследование области с целью выявления памятников архитектуры началось еще в 1959 году. К моменту, когда было принято решение создать музей, уже был накоплен опыт и знания о том, как был обустроен крестьянский быт, были отмечены все ценные постройки, представлявшие архитектурно-исторический интерес. Также исследователи начали собирать этнографический материал для музея, в том числе и вещи крестьянского быта.

Следует отметить, что изначально было много споров по выбору оптимальной территории для музея. В числе прочих предложений рассматривался вариант разместить памятники деревянного зодчества в южной части новгородского кремля. Также изучалась возможность отдать музею Воскресенскую слободу. Были в научной среде и противники создания музея, считавшие, что памятники зодчества должны быть сохранены в своих исторических местах. 

Сегодня на территории 33,4 га расположились 34 памятника деревянного зодчества, 21 из которых относятся к объектам культурного наследия федерального значения. 

Композиционным ядром музея стал погост, административный и религиозный центр сельской округи, сформированный тремя большими церквями: 

Вся территория музея делится на несколько географических секторов, объединяющих постройки из разных районов Новгородской области: Притрактово-Мстинский, Северо-Восточный, Приозерный. Такое разделение позволяет показать различие архитектурных особенностей регионов и характерные планировочные решения старых новгородских деревень.

Изначально концепция музея, его базовые принципы строились на интерактивности. Помимо сохранения построек, их реставрации, создатели сразу поставили себе цель оживить музейную деревню. Посетители могут не просто полюбоваться красотой архитектуры, но и окунуться в крестьянский быт старой новгородской деревни. Все избы открыты для посещения, интерьеры наполнены предметами, собранными в ходе этнографических экспедиций по области или их репликами. Каждая изба представляет свою тематическую экспозицию, в том числе, например, «Зимний быт новгородских крестьян», «Свадьба», «Весенне-летние календарные праздники», «Крестины», «Шерстобитно-валяльный промысел». 

Приближать трехмерную модель можно колёсиком мышки, перемещать колёсиком мышки и удерживая клавишу Shift. Модель подготовлена компанией «Аэроскан». Список достопримечательностей имеющийх 3D модели.

 

Создатели музея, архитекторы и краеведы постарались не просто собрать значимые деревянные постройки, но и создать фрагменты настоящих крестьянских усадеб с амбарами и кузницами, банями, телегами, санями, лодками, огородами и колодцами. В 2013 году на территории музея появился хозяйственный двор с действующей конюшней, козами и овцами. В освященной часовне святых апостолов Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района по праздникам проходят молебны.

В Витославлицах проводятся фольклорные праздничные гуляния и этнографические программы. Ежегодно деревня становится одной из площадок проведения международного фестиваля народного искусства и ремесел «Садко».

Смотрите также

www.novgorod.ru

Новгородский музей Витославлицы

  1. Созданная часть и проект
  2. Церкви
  3. Часовни
  4. Избы
  5. Мельницы

Витославлицы — музей народного деревянного зодчества, который расположен около Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода.

Церковь Рождества Богородицы (XVI век) из села Передки Боровичского района

Название «Витославлицы» происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь в XII—XVIII веках. Село известно с начала XII века. Около 1187 года село было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. В 1207 году стало монастырской слободой при Пантелеймоновом монастыре. В первой половине XIX века здесь поселилась графиня А. А. Орлова-Чесменская, сохранился её дом, построенный по проекту архитектора Карла Росси.

Основанием современных Витославлиц - Новгородского музея народного деревянного зодчества принято считать 1964 год.

Никольская церковь из деревни Тухоли

Точнее 5 июня 1964 года. В самом деле все основные официальные решения по музею относятся к этому времени. 8 января расширенная комиссия выезжала к месту, где стояла Успенская церковь (1595 г.) села Курицко, осмотрела ее состояние и пришла к выводу, что сохранить ее там невозможно. Комиссия предложила "Осуществить перенос... На новое место... желательно... На территории Новгорода". 31 января был подписан приказ Министра культуры РСФСР "О мерах улучшения охраны памятников деревянного зодчества" по которому в числе других городов предлагалось создание музея под открытым небом и в Новгороде. 5 июня решением №190/14 исполкома Новгорсовета для территории музея отведена бывшая Орловская мыза. А в июне на заседании Технического совета Новгородского горисполкома решено "считать возможным организацию заповедника на территории Орловской мызы, между дорогой на Юрьево и озером Мячино, близ Юрьева Монастыря". Осенью того же года сюда была перевезена Успенская церковь XVI в.

С выбором территории не все было просто. А.Г.Богорова, занимавшаяся планировкой территории вокруг Детинца, настаивала на размещении деревянных построек в южной, тогда почти пустующей части Кремля. Прикидывался к освоению для музея участок у Воскресенской слободы и сама слобода. Были предложения по размещению культовых построек на местах бывших монастырей в окрестностях Новгорода расстрелянных в прошлую войну или исчезнувших раньше. Были и другие предложения, тоже мало реальные. В выборе участка помог кандидат архитектуры (позже доктор архитектуры и академик) А.В.Ополовников. Он обладал большим опытом и уже разработал проект реставрации первого памятника - церкви Успения.

Мною был представлен эскиз-картинка такого музея, хотя она и не отвечала элементарным требованиям эскизного проекта.

Были и противники создания подобного рода музеев, считая, что постройки необходимо сохранять на их "исконных местах". Сейчас, по прошествии более 30 лет, совершено ясно, что там они все бы погибли, как исчезли Духовская церковь в Городцах, Рождественская церковь в Рышеве, Петропавловская церковь в Холове, церкви в Усть-Кошире и Туренском погосте и другие. Деревянных часовен потеряно еще больше. Старые деревянные дома капитально перестраиваются - это в лучшем случае. Чаще разбираются, распиливаются на дрова или сжигаются. С еще большей быстротой исчезают старые хозяйственные, производственные, гидротехнические и другие сооружения. Многих видов уже давно не существует. И если бы мы согласились с мнением некоторых оппонентов, не было бы ни памятников народной архитектуры, ни музея.

 

Реставрационная мастерская начала свозить культовые памятники на отведенную территорию, буквально спасая их от гибели. Так было с Никольской церковью из Тухоли (XVII в.), избой Екимовой М.Д. из Рышева, подлежащей сносу из-за ветхости, Рождественской церковью из Передок (1531 г.) и др. А проекта музея, даже предварительного, эскизного не было. Не поступало и заказов на проект от Управления культурой Новгородского облисполкома. Но были экспедиции по области, выявлялся "материал", т.е. старые ценные постройки, накапливался опыт и знания, изучался крестьянский быт, более целенаправленно начали собирать этнографический вещевой материал и т.д. Фактически обследование области с целью выявления памятников народной архитектуры началось в 1959 году. Только официальное письмо МК РСФСР начальнику управления культуры И.А.Коновалову [5] подстегнуло разработку проекта музея. Он был выполнен в короткие сроки и в том же году согласован Госинспекцией МК РСФСР 12 августа с некоторыми замечаниями и предложениями [6]. Распоряжением исполкома областного совета [7] 16 мая 1967г. музей Витославлицы стал филиалом Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника.

Согласованный эскизный проект состоял из "Положения", штатного расписания, принципов организации, генпланов (в том числе генплана охранных зон и регулирования застройки, совмещенных с такими же зонами Юрьева монастыря) и приложения (фотографии памятников).

Детальная проработка генплана велась постепенно. Сначала выполнялся проект "Мстинского" сектора, затем - комплекса "Погост", Мельничного комплекса, северо-восточного сектора. Остальные два сектора (юго-западный и Поозерский) дорабатывались в составе цельного генплана и материалов к нему (графических рисунков разверток и проч.). Составление полного и детального генплана началось только в 1989-1990 гг., когда эта работа и соответствующие средства были определены позицией общего плана музея.

Профиль музея - архитектурно-этнографический определился уже ко времени составления эскизного проекта, был принят и утвержден.

С собственным названием ("именем") музея Витославлицы не было особых осложнений, хотя многие, особенно в официальных документах, упорно берут его в кавычки.

Село Витославлицы существовало здесь с начала XII или даже с XI в. Его название естественно перешло и на окружающую территорию. Около 1187 г. с разрешения новгородцев оно было передано новгородским князем Изяславом Мстиславичем своему брату. Грамота Изяслава упоминает и Пантелеймонов монастырь, построенный к этому времени. В 1207 г. деревянную церковь заменили каменной. Село стало монастырской слободой. Характер этой территории и застройки менялся не один раз. Название места на какое-то время забылось, а теперь возродилось в новом качестве.

Труднее было с "официальным" названием Витославлиц. Как совместить в названии музея две связанные между собою сущности - архитектурную и этнографическую? Не нашли названия короткого и образного. Остановились пока на существующем, где малая и зависимая функция подчинена главной. В проектировании и создании музея были свои особенности. Проектирование детального генплана отставало от практического строительства, т.е. свозки на территорию и реставрации памятников. Но имелся согласованный схематический генплан и разработанные основные принципы его формирования, которые кардинально не менялись, но постепенно совершенствовались и обогащались. Рос и опыт строителей.

Основные принципы были такие:

  1. Спасение ценных деревянных построек;

  2. Строить музей как архитектурно-этнографический, где основную функцию берут на себя деревянные сооружения;

  3. В музее должны отразиться характерные планировочные структуры старых новгородских деревень;

  4. Путем создания секторов отразить главные архитектурные особенности регионов области;

  5. Основа музея - секторы крестьянских усадеб с возможно полным набором всех построек;

  6. В музей свозятся памятники народного зодчества эпохи феодализма. Постройки с сильным влиянием городской культуры исключаются;

  7. Постройки отбираются не по времени их возведения, а по содержанию в них народных традиций;

  8. Позднейшие, малоценные и искажающие памятник наслоения удаляются; памятник наиболее полно реставрируется. Восполнение утраченных частей должно быть научно обосновано;

  9. Музей не должен быть мертвым организмом. Его территория и некоторые постройки должны быть оживлены не только толпами туристов, но и ремесленной, торговой, игровой, фольклорной деятельностью, праздниками, огородами, садами и прочим;

  10. Композиционными центрами сектора должны стать культовые постройки, главным центром всего музея - группа культовых сооружений, с административными и хозяйственными постройками, т.е. погост;

  11. Генплан музея и его секторов и комплексов корректируется в процессе его создания.

Последний пункт для новгородских условий был особенно важен. Корректировка неизбежна по многим причинам. Например, предполагаемые к перевозке постройки уже исчезли или владельцы не хотят их продать, или выявлены новые, более интересные, наконец, обогатились знания проектировщиков. Приходится вносить изменения в проект.

На пленуме научно-методического совета МК СССР, проходившем в Киеве в апреле 1977 г., я изложил свою точку зрения на строительство музеев под открытым небом такими методами, как они используются в Новгороде. Она была принята положительно, методика одобрена.

Важно при этом, чтобы принципы соблюдались и развивались, чтобы основная идея, заложенная в характер музея, не нарушалась, Отход от принципов и основной идеи крайне нежелателен.

При проектировании музея количество перевозимых на его территорию экспонатов-построек по замыслу со временем менялось. Если вначале предполагалось свезти до 20 памятников, то через несколько лет до 40, а к 90-м годам - до 80-100. (Воистину, - аппетит приходит во время еды). Мне, как автору проекта всей архитектурно-исследовательской, объемно-пространственной и градостроительно-планировочной части, приходилось учитывать все обоснованные предложения и пожелания. Без активного участия сотрудников музея и моих коллег реставраторов в проектировании работать было бы сложнее. 

Далее

 

www.novgorod.ru

Витославлицы - Новгородское деревянное зодчество

 

Хотел вчера рассказать про новгородское деревянное зодчество, но интернетный шланг вечером отвалился. Пришлось обрабатывать фотографии вместо написания этого поста. Ну да ладно.

Посмотреть на выдающиеся образцы новгородской деревянной архитектуры можно в музее деревянного зодчества "Витославлицы", что находится на территории одноименной ныне не существующей деревни под Великим Новгородом. Предлагаю прогуляться по музею!

"Витославлицы" - музей небольшой (если сравнивать с Рижским этнографическим), но достойный внимания. На небольшой территории собраны 26 построек из различных уголков Новгородской области. В отличии от рижского музея большую часть времени посетитель находится под открытым небом. Учитывая, какая стояла (да и до сих пор стоит) жара, посещение музея было делом экстримальным, ибо +40 все время вжваривало в голову. Спасение мы с Катериной находили в умывальниках возле кафе, где периодически поливались прохладной водой. Зато было мало туристов, и можно было спокойно пофотографировать. В силу разных обстоятельств в этом отчете представлены не все экспонаты музея.

1. Памятник архитектуры изба Екимовой М.Д. из деревни Рышево Новгородского района. 1882 год. Постройка на подклети с хозяйственным двором и сенником на конюшне. Перевезена и реставрирована в 1969-1971 годах. Вдали видны две церкви - о них чуть позже.

2. Она же. Кстати, стоит отметить, что табличку с подробным описанием мы нашли не на каждой постройке. В случае ее отсутствия я брал информацию с главного стенда музея.

3. Интерьер избы Екимовой. Детский угол.

4. В противоположном углу кушали. Обратите внимание на скамью, идущую по всему периметру комнаты.

5. Хозяйственное помещение. Токарный станок.

6. Памятник архитектуры изба Туницкого В.А. из деревни Пырищи Крестецкого района. 70-80 годы XIX века. Постройка на подклети с галереей-"прикрольком", с двухъярусным хозяйственным двором, топилась "по-черному". Перевезена и реставрирована в 1975 году.

7. Интерьер избы Туницкого.

8. Колодец-"журавль", изба Екимовой и изба Туницкого. Между избами - памятник архитектуры амбар Алексеевой из деревни Хвощник Боровического района. Конец XIX века. Предназначен для хранения зерна и муки. Перевезен и реставрирован в 1978-1979 годах.

9. Церковь Рождества Богородицы, за ней - Никольская церковь. Подробнее ниже.

10. Памятник архитектуры церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровического района. 1531 год. Шатровая монастырская постройка крестчатого плана. В 1699 году при ее переборке добавлены два малых шатра. Неоднократно перестраивалась в XIX веке. Перевезена в музей и реставрирована в 1967-1971 годах.

11. Памятник архитектуры часовня из деревни Кашира Маловишерского района. XVIII век. Клетская постройка с ярусным завершением, колокольней и галереей. Перевезена и реставрирована в 1972 году.

12. Она же.

13. Памятник архитектуры церковь Успения из деревни Никулино Любытинского района. 1599 год. Клетская постройка с трапезной и галереей. Перестраивалась в XVII-XVIII веках, 1826 и 1906 годах. Перевезена и реставрирована в 1975-1977 годах.

14. Церковь Рождества Богородицы. За ней видна изба Царевой из деревни Пырищи Крестецкого района (XIX век).

15. Памятник архитектуры церковь Николы из деревни Высокий Остров Окуловского района. 1767 (?) год. Ярусная постройка с пятистенным алтарем, трапезной, папертью и колокольней. Перестраивалась в XIX веке и в 1901 году. Перевезена и реставрирована в 1976-1979 годах. Вдали - церковь Рождества Богородицы.

16. Общий вид на церкви.

17. Гумно с ригой из деревни Горбухино Пестовского района. Начало XX века.

18. Кузница из деревни Спас-Пископец Новгородского района. XX век.

19. Баня из деревни Погорелка Хвойнинского района. 30-е годы XX века.

20. Часовня из деревни Гарь Маловишерского района. 1698 год.

21. Изба Утенковой из деревни Усть-Кировское Пестовского района. 1880-е года. Маленькая постройка - колодец.

22. Интерьер избы Утенковой.

23. Противоположный угол.

24. Памятник архитектуры Никольская церковь из деревни Мякишево Хвойнинского района. 1642 год. Клетская, крестчатая в плане, ярусная постройка с трапезной и галереей. Перестраивалась в XIX веке. Перевезена и реставрирована в 1972-1974 годах.

25. Памятник архитектуры Успенская церковь из села Курицко Новгородского района. 1595 год. Шатровая постройка с приделом Параскевы и папертью. Стояла над озером Ильмень и служила маяком для рыбаков. Меняла свое местоположение три раза, перестраивалась. В 1963-1964 годах перевезена в музей и реставрирована.

26. Ильменьские соймы, 1980-е.

PS. Смог в Москве даже в метро проник :(

petrushanov.livejournal.com