История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс (О. В. Владимирова). Владимирова история россии
Книга "История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ"
- Читаю
- Хочу прочитать
- Прочитал
Жанр: История. Исторические науки
ISBN: 978-5-17-058865-7, 978-5-17-060807-2, 978-5-271-23040-0, 978-5-271-24494-0
Год издания: 2013
Серия: Единый государственный экзамен
Издательство: АСТ
Оцените книгу
Скачать книгу
782 скачивания
Читать онлайн
О книге "История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ"
В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «История России», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. В справочнике представлены следующие разделы курса: «История России с древности до начала XVII в.», «История России XVII–XVIII вв.», «Россия в XIX в.», «Россия в ХХ — начале XXI в.». Краткая форма изложения обеспечивает максимальную эффективность самостоятельной подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний. В конце книги даны справочная хронологическая таблица и словарь исторических терминов и понятий в объеме, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ.
Мнение читателей
В данном справочнике представлена вся отечественная история
4/5Безкоровайная Екатерина
Отзывы читателей
Подборки книг
Похожие книги
Информация обновлена: 23.11.2017
Ольга Владимировна Владимирова История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века.
Транскрипт
1
2 Ольга Владимировна Владимирова История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс / Владимирова О.: АСТ, Астрель; Москва; 2009 ISBN , Аннотация Пособие рассчитано на самостоятельную максимально эффективную подготовку выпускников 9 классов к ГИА по истории. В него включены задания по истории России с древности до конца XVI в. Каждая тема предваряется теоретическим материалом, данным в краткой и доступной форме. Тренировочные задания разного типа (А, В, С) и уровня сложности аналогичны тем, что выносятся на государственную итоговую аттестацию в 9 классе. В конце книги представлены ответы на предложенные задания, что позволит объективно оценить уровень подготовки к экзамену.
3 Содержание Предисловие 4 Тема 1. Древнерусское государство (IX первая половина XII в.) 6 Тренировочные задания 11 Часть 1 (А) 11 Конец ознакомительного фрагмента. 20 3
4 Ольга Владимировна Владимирова История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «История России с древности и до конца XVI века». 9 класс Предисловие Данное пособие рассчитано на школьников выпускников основной средней школы. Оно позволит повторить основное содержание школьного курса истории России с древности до конца XVI в. и качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории России в 9 классе. Каждый раздел книги содержит краткую историческую справку, изложенную в сжатой и доступной форме, а также задания, проверяющие сформированность различных видов умений: пользоваться хронологическими и фактическими знаниями, оперировать историческими понятиями и терминами, сопоставлять и классифицировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческим источником. В пособие включены различные типы заданий, используемые в контрольно-измерительных материалах ГИА. Все задания составлены в соответствии с содержанием и структурой контрольно-измерительных материалов ГИА по истории. Часть 1 (А) включает закрытые задания с выбором одного правильного ответа из четырех возможных. Часть 2 (В) содержит задания на установление правильного соответствия и установление правильной последовательности, а также задания открытого типа с кратким ответом в виде одного-двух слов. Задания частей 1 (А) и 2 (В) имеют формализованный ответ и проверяются при помощи компьютерных технологий без участия человека. Каждый правильный ответ на задания этих частей контрольной работы оценивается 1 баллом. В часть 3 (С) включены задания высокого уровня сложности задания-эссе, предполагающие написание развернутого ответа. Ниже приводятся рекомендации по выполнению таких заданий. Книга адресована также учителям истории. Она позволит не только организовать итоговое повторение учебного материала, который изучался школьниками в 6, 7, 8 классах и в значительной степени был забыт ими, но и познакомить своих учеников с различными формами заданий. В конце книги содержатся ответы ко всем заданиям частей А и В и ответы на некоторые задания части С 1. Рекомендации по выполнению заданий части 3 (С) Задания с развернутым ответом (часть С) предполагают написание небольшой письменной работы. Они позволяют выпускникам продемонстрировать знания по предмету, часто выходящие за рамки базовой подготовки. Во время проведения экзамена оценивание результатов этой части работы осуществляет специальная экспертная комиссия. Ориентируясь на заранее разработанные критерии, эксперты выносят решение об оценке работы. 1 К заданиям части 3 (С) дается основное содержание ответов, так как данный тип заданий предполагает открытый, неформализованный ответ, в котором проявляется личное отношение экзаменуемого. 4
5 Задания части С различны по своей форме и направленности. Первые четыре задания строятся на основе какого-либо исторического источника и проверяют умение анализировать исторический документ. За каждый правильный ответ на задания C1 С4 дается 1 балл. Максимальная оценка 4 балла. Другие задания части 3 (С) направлены на проверку различных видов учебной деятельности: классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Эти задания (С5 и С6) оцениваются 1 2 баллами. При оценивании ответов на задания с развернутым полным ответом учитывается обоснованность идей фактами и аргументами или обобщения фактов понятиями. Необходимо излагать только самые существенные факты, относящиеся только к данному конкретному вопросу, не выходя за его рамки. Если в вопросе встречается исторический термин, обязательно нужно раскрыть его значение в четкой и краткой форме. При этом ученический ответ может быть написан сжато, в свободной форме или в форме тезисов, в предлагаемой или иной последовательности заданий. Важно помнить, что ответы не должны быть многословными. Как правило, ответ на каждое задание не должен превышать нескольких предложений. Не следует записывать легковесные формулировки, не отражающие содержание спрашиваемого учебного материала, это отнимет время, но не прибавит баллов к ответу. Работа должна строиться в определенной логике. Если не хватает времени, надо указывать главное в краткой форме, но так, чтобы экспертам была понятна логика отвечавшего. Сокращения слов, кроме общепринятых (РФ, СССР, совнарком), лучше не допускать. При выставлении баллов экспертами учитываются только правильно приведенные факты, аргументы, понятия и т. д. За неправильно указанные элементы ответа (ошибки) дается 0 баллов, т. е. неправильные ответы не учитываются при выставлении итогового балла (не вычитаются из общей суммы баллов). Грамматические ошибки также не учитываются, но даже в условиях нехватки времени надо стремиться их не допускать. 5
6 Тема 1. Древнерусское государство (IX первая половина XII в.) Краткая историческая справка Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия: занятия, общественный строй, верования. В VI VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли большую часть Восточно-Европейской равнины. На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о правлении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Волги на востоке, от озера Ильмень на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приилъменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы. Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с многочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угрофинской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути. Главным занятием славян было земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и переходили на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (убирали) урожай. Колосья, для получения зерна, молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки. Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Кроме того, славяне занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей. В VI VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой приходила соседская община. Пережитки первобытнообщинного строя у славян: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община вервь. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая 6
7 община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности личная и общественная: дом, приусадебная земля личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на общих советах вече, вечевых сходах. Существовало народное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI VII вв. Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII IX вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки». Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждъбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Белее. В VIII IX вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и финно-угорские боги: Хоре, Симаргл, Макошъ. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы волхвы. Возникновение государственности у восточных славян. В IX первой половине XII в. происходит складывание раннефеодального государства у славян. История Древнерусского государства (Киевской Руси) условно может быть разделена на три больших периода: IX середина X в. время первых киевских князей; вторая половина X первая половина XI в. время Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; вторая половина XI вторая половина XII в. переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам. Одним из источников знаний о происхождении Древнерусского государства является «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале XII в. По ее легенде, в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и острове Рюген. По «Повести временных лет», накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами». Власть над Новгородом и окрестными слаянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, основание династии Рюриковичей. 7
8 В 882 г. новгородский князь Олег ( ) (есть сведения, что он был родственником Рюрика) захватил Киев и объединил территорию восточных славян, создав государство Киевская Русь. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (назваемое историками Древнерусским государством или Киевской Русью). Таким образом, центрами объединения славянских племен в единое государство становятся города Киев и Новгород Великий. Первые киевские князья. В 907 и 911 гг. Олег совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры. Согласно договорам, русские купцы имели право жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией. При сыне Рюрика князе Игоре ( ) Русь еще более расширилась, но в 945 г. во время сбора дани полюдья Игорь был убит древлянами. Власть перешла к его жене Ольге ( ). Она жестоко отомстила за гибель мужа. Но ею же была совершена своеобразная реформа порядок и размеры полюдья: введены «уроки», т. е. четко установленные размеры дани, и места, куда свозилась дань, «погосты». Последствия этой простой меры были весомыми: при Ольге начала складываться упорядоченная и организованная система налогообложения, без которой не может функционировать государство. Погосты затем становились опрными центрами княжеской власти. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян. Ольга первая из русских правителей приняла крещение. Сын Игоря и Ольги Святослав ( ) в ходе многочисленных походов присоединил земли вятичей по Оке, разбил волжских булгар и Хазарию. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и совершил поход на Балканский полуостров. Однако борьба с Византией закончилась неудачно. По дороге в Киев в 972 г. Святослав попал в засаду и был убит печенегами. После борьбы за власть на киевский престол взошел князь Владимир Святославич ( ), впоследствии получивший прозвание Святой. В годы его правления была создана оборонительная система юго-восточных границ Руси от печенегов (цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек), а в 988 г. Русь приняла крещение по византийскому образцу. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси: христианство утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников; принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси; Русь укрепляла свой международный авторитет тем, что становилась теперь равной другим христианским странам, связи с котороми значительно расширились; принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через нее и античной культуры. Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, присылаемый константинопольским патриархом; Русь делилась на церковные округа, которые возглавляли епископы, им подчинялись священники (белое духовенство) в городах и селах. В мона- 8
9 стырях монахи (черное духовенство) жили в трудах и молитвах. Церковный устав предоставлял церкви широкие права. В целом политика Владимира Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее международного авторитета. После смерти Владимира I один из его сыновей Ярослав, впоследствии получивший прозвище Мудрый ( ), победил в междоусобице Свято-полка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба. Под руководством Ярослава были окончательно разбиты печенеги, возведены соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, при них открылись школы, основан Киево-Печерский монастырь, началось летописание и составление письменного свода законов Правда Ярослава. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона русского по происхождению. Со смертью последнего из сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах ( ). В 1097 г. он выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече, на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В 1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Время княжения Владимира и его сына Мстислава ( ) стало временем восстановления Древнерусского государства. Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям». В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества. «Русская Правда». Категории населения. В 1072 г. при сыновьях и внуках Ярослава «Русская Правда» приняла окончательный вид, закрепив социальное неравенство и отменив обычай кровной мести. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Древнерусское общество подразделялось, в зависимости от занятий людей, на категории, или слои. Правящую верхушку составляли киевские князья. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на «старшую» бояр (выполняли важнейшие поручения князя) и «младшую». Дружинники, люди, занимавшие в местном управлении выборные должности, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой общества. Основной частью населения Киевской Руси были свободные землевладельцы, которые объединялись в общины. Сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались смердами. «Русская Правда» отразила начавшийся процесс закрепощения крестьян. В своде законов говорится о «закупах» и «рядовичах». Обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» зерно, скот, деньги. Закуп должен был отработать долг своему кредитору, но часто был не в состоянии этого сделать и попадал в зависимость навсегда. В других случаях крестьяне (рядовичи) заключали договор «ряд» с феодалом, по которому князь или боярин обязались защищать их и помогать в случае необходимости, а крестьяне работать. Также существовали холопы (челядь) категория зависимого населения, близкая по своему положению к рабам. Культура Древней Руси. Письменность и просвещение. Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефо- 9
10 дий византийские монахи. Христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом. Литература. В литературе распространен жанр летописи. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Он же один из первых создателей житий (например Бориса и Глеба). Митрополитом Иларионом в середине XI в. создано произведение религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и Благодати». В походах складывались былины торжественные эпические произведения, повествующие о борьбе со степняками, смелости и находчивости купцов, храбрости богатырей. Зодчество. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество (крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости). В церковной архитектуре ощущалось сильное влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. К таким постройкам относится Софийский собор в Киеве. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор в Новгороде Великом, в архитектуре которого уже проявляются самобытные черты. Каменное строительство началось в конце X в. (Десятинная церковь). Живопись. Живопись также развивалась под значительным византийским влиянием. От могущественного южного соседа на Русь пришла техника мозаики, фрески и иконописи. Прикладное искусство. Значительного расцвета в Древней Руси достигло ювелирное искусство, использовавшее технику зерни, скани и эмали. Зернь представляла собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных золотых или серебряных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки. Иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью непрозрачной стекловидной массой. 10
11 Тренировочные задания Часть 1 (А) При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменациооной работе. 1. Зарождение государственности у восточных славян относится к 1) VI VII вв. 2) IX X вв. 3) X XI вв. 4) XI XII вв. 2. Дата 988 г. связана с 1) призванием варягов на Русь 2) крещением Руси 3) объединением Киева и Новгорода 4) началом правления Ярослава Мудрого 3. С историей принятия письменных сводов законов Русского государства связана дата 1) 882 г. 2) 945 г. 3) 1072 г. 4) 1097 г. 4. Поход КНЯЗЯ Олега на Константинополь состоялся в 1) 862 г. 2) 882 г. 3) 911 г. 4) 945 г. 5. В каком веке Русь приняла христианство? 1) VIII в. 2) IX в. 3) Хв. 4) XII в. 6. Первое упоминание о Москве в летописях относится к 1) X в. 2) XI в. 3) XII в. 4) XIII в. 7. Правление Владимира Мономаха относится к 1) Хв. 2) XI в. 3) ХПв. 4) XIII в. 8. Ранее других произошло событие 1) призвание варягов на Русь 2) начало правления Ярослава Мудрого 3) начало правления княгини Ольги 4) создание «Русской Правды» 11
12 9. Съезд князей в Любече, постановивший «каждый да держит отчину свою», состоялся в 1) 1068 г. 2) 1072 г. 3) 1097 г. 4) 1132 г. 10. Какое событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 г.? 1) призвание варягов в Новгород 2) крещение князя Владимира 3) восстание древлян 4) первый договор князя Олега с Византией 11. Дата гг. отражает правление князя 1) Владимира 2) Игоря 3) Олега 4) Святослава 12. К XI в. относится событие 1) установление монголо-татарского ига на Руси 2) создание «Повести временных лет» 3) создание «Русской Правды» 4) битва на реке Калке 13. События 882 г. и 907 г. связаны с именем князя 1) Рюрика 2) Олега 3) Игоря 4) Святослава 14. С датой X в. связано событие 1) восстание древлян 2) борьба с монгольским нашествием 3) начало феодальной раздробленности Руси 4) начало правления Ярослава Мудрого 14. Памятник культуры, созданный в IX XI вв. 1) Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме 2) «Сказание о Мамаевом побоище» 3) стены Белого города в Москве 4) Софийский собор в Новгороде 15. От рук печенегов погиб киевский князь 1) Владимир Мономах 2) Владимир Святой 3) Игорь 4) Святослав 16. Кто из древнерусских князей породнился со многими европейскими монаршими дворами при помощи династических браков? 1) Ярослав Мудрый 2) Святослав Игоревич 3) Александр Невский 4) Юрий Долгорукий 12
13 17. В чье правление началось создание на Руси письменного свода законов «Русская Правда»? 1) Ярослава Мудрого 2) Владимира Святого 3) Андрея Боголюбского 4) Александра Невского 18. Присоединение земли вятичей, разгром Хазарского каганата связаны с деятельностью князя 1) Рюрика 2) Олега 3) Игоря 4) Святослава 19. «Иду на Вы!» с такими словами обращался к своим врагам перед походом князь 1) Александр Невский 2) Владимир Мономах 3) Ярослав Мудрый 4) Святослав 20. К летописному жанру относится произведение 1) «Русская Правда» 2) «Повесть временных лет» 3) «Повесть о полку Игореве» 4) «Слово о погибели Русской земли» 21. «Приди ко мне, брате, в Москов», эти слова летописца связаны с княжением 1) Юрия Долгорукого 2) Андрея Боголюбского 3) Владимира Мономаха 4) Игоря 22. Территория расселения восточных славян 1) Восточная Азия 2) Западная Европа 3) Восточно-Европейская равнина 4) Прибалтика 23. Торговый путь «из варяг в греки» вел из моря 1) Белого в Каспийское 2) Балтийского в Черное 3) Белого в Черное 4) Балтийского в Ладожское озеро 24. Восточные славяне охотно покупали у иностранных купцов 1) меха 2) рыбу 3) воск 4) парчу 25. Основным торговым партнером Древнерусского государства была 1) Византия 2) Швеция 3) Тмутаракань 4) Скифия 26. Живопись Древней Руси наиболее широко представлена в 1) эмали и иконе 13
14 2) иконе и фреске 3) фреске и парсуне 4) парсуне и эмали 27. Центрами образования и культуры в Древней Руси являлись 1) университеты 2) библиотеки 3) монастыри 4) гимназии 28. Слова подсека, соха, борона связаны с занятием восточных славян 1) рыболовством 2) бортничеством 3) скотоводством 4) земледелием 29. Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI VIII вв. в лесистой полосе 1) трехполье 2) двуполье 3) подсечно-огневая 4) переложная 30. Какой из перечисленных терминов обозначал зависимое население Древней Руси в Х-ХII вв.? 1) казаки 2) рекруты 3) наместники 4) закупы 31. Как назывались вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя? 1) рекруты 2) рядовичи 3) стрельцы 4) дружина 32. Военное формирование из всех мужчин общины или племени, создаваемое в случае военных действий, называлось 1) вече 2) армия 3) ополчение 4) дружина 33. Городское население Древней Руси называлось 1) поместным 2) посадским 3) подушным 4) подворным 34. Родовые владения бояр на Руси назывались 1) вотчинами 2) уделами 3) уездами 4) слободами 35. Места сбора дани, установленные княгиней Ольгой, получили название 1) города 14
15 2) полюдье 3) погосты 4) торг 36. Какой исторический источник получил название «Русская Правда»? 1) первый летописный свод Древней Руси 2) цикл былин и сказаний о Новгороде Великом 3) древнейший письменный свод законов Руси 4) сборник постановлений Земского собора 37. Софийский собор в Киеве был построен в период правления князя 1) Ярослава Мудрого 2) Владимира Святого 3) Владимира Мономаха 4) Святослава Игоревича 38. Мозаикой называется 1) роспись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде 2) изображение, выполненное из цветных камней или смальты 3) живописное художественное произведение малых форм 4) ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки 39. К занятию военным делом в Древней Руси имеет отношение название 1) палица 3) сошник 2) скипетр 4) рало 40. Как называлась господствовавшая на Руси в XI XV вв. форма родового землевладения? 1) поместье 2) вотчина 3) земщина 4) пожилое 41. В XI XIII вв. основным материалом для письма в Великом Новгороде служил (-а) 1) бумага 2) глина 3) береста 4) папирус 42. Древнерусские храмы украшались 1) эмалями 2) фресками 3) портретами 4) миниатюрами 43. Согласно «Русской Правде», к категориям зависимого населения Древней Руси относились 1) вотчинники 2) рядовичи 3) казаки 4) дьяки 44. Предпосылка образования государства у восточных славян 1) натуральный характер хозяйства 2) прекращение феодальной раздробленности 3) распад родовой общины и переход к соседской 15
16 4) появление письменного законодательства 45. Причина образования новых городов в Древнерусском государстве 1) появление сословно-представительных органов власти 2) перенесение Олегом столицы из Новгорода в Киев 3) отделение ремесла от сельского хозяйства 4) деятельность варягов 46. Необходимость принятия Русью новой религии в X в. была обусловлена тем, что славянское язычество 1) мешало Древней Руси стать независимым государством 2) не способствовало укреплению власти великого КНЯЗЯ 3) требовало многочисленных кровавых жертвоприношений 4) обосновывало неравенство 47. К занятию земледелием имеют отношение названия 1) озимь 2) челядь 3) фреска 4) скань 48. Как назывались в Древней Руси свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство? 1) рядовичи 2) закупы 3) холопы 4) люди 49. Какой из перечисленных терминов обозначал зависимое население Древней Руси в Х-ХII вв.? 1) казаки 2) рекруты 3) наместники 4) рядовичи 50. Сказания об Илье Муромце, Садко, Никите Кожемяке относятся к жанру 1) былин 2) хождений 3) житий 4) поучений 51. Наиболее известный монастырь, возникший до начала феодальной раздробленности на Руси 1) Белозерский 2) Троице-Сергиев 3) Киево-Печерский 4) Андронников 52. Славянский алфавит кириллица был создан на основе азбуки 1) финикийской 2) латинской 3) варяжской 4) греческой 53. Одним из первых каменных храмов Древней Руси был собор 1) Благовещенский в Москве 2) Софийский в Новгороде Великом 3) Покровский в Москве 16
17 4) Дмитриевский во Владимире 54. «Русской Правдой» называется 1) древнейший свод законов Руси 2) древнейший договор Руси с Византией 3) первая древнерусская летопись 4) литературное произведение Древней Руси 55. Один из военных походов князя Святослава был направлен против 1) монголо-татар 2) древлян 3) варягов 4) хазар 56. Установление полюдья свидетельствовало о 1) начале феодальной раздробленности Руси 2) существовании обычая кровной мести у славян 3) возникновении племенных союзов у восточных славян 4) возникновении раннефеодального государства восточных славян 57. Появление на Руси вотчины и зависимых крестьян означало развитие 1) рабовладельческих отношений 2) товарно-денежных отношений 3) феодального строя 4) наемного труда 58. Одно из основных направлений деятельности князя Владимира Святославича Святого 1) организация обороны Руси от печенегов 2) ведение военных походов против хазар 3) борьба с княжескими усобицами 4) борьба против боярских заговоров 59. Основное направление деятельности князя Ярослава Мудрого 1) перенос столицы Русского государства из Новгорода в Киев 2) ведение военных походов против Византии 3) проведение съезда князей для прекращения усобиц 4) составление первого письменного сборника законов 60. Принятие христианства 1) замедлило развитие культуры 2) ускорило процесс формирования натурального хозяйства 3) укрепило международное положение Древнерусского государства 4) привело к полному уничтожению языческих верований 61. В результате восстания древлян в 945 г. 1) столица государства была перенесена из Новгорода в Киев 2) новгородцы пригласили на княжение Рюрика 3) распалось Древнерусское государство 4) был упорядочен сбор дани 62. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится 1) крещение Руси 2) принятие «Русской Правды» 3) великое переселение народов 4) необходимость отпора внешним врагам 63. В период существования Древней Руси иностранные купцы покупали у восточных славян 17
18 1) меха 2) драгоценные камни 3) вино 4) шелк 64. Прочтите сведения из сочинения византийского историка и укажите, о чем они свидетельствуют. «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания». 1) у восточных славян утвердилось христианство 2) у восточных славян главными занятиями были рыболовство и мореплавание 3) у восточных славян были распространены языческие верования 4) у восточных славян отсутствовали контакты с другими странами 65. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о чем идет речь. «В год Изгнали за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». 1) основании города Киева 2) образовании племенного союза полян 3) призвании варягов на Русь 4) начале навигации по торговому пути «из варяг в греки» 66. Прочтите отрывок из произведения и укажите его название. «Прошли времена благоденствия, Миновалися брани князей на неверных. Брат сказал брату: то мое, а это мое же! И стали князи про малое спорить, как бы про великое, И сами на себя крамолу ковать, А неверные со всех сторон набежали с победами на землю Русскую!» 1) «Слово о полку Игореве» 2) «Моление» Даниила Заточника 3) «Поучение детям» Владимира Мономаха 4) «Повесть временных лет» 67. Прочтите отрывок из документа и укажите, о чем идет речь. «"Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему послов, говоря: Почему идешь опять? Ты ведь взял дань». 1) походе Олега на Киев 2) нашествии хана Батыя 3) походе князя Святослава 4) восстании древлян против князя Игоря 68. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика. «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам». 1) Олегу 2) Игорю 18
19 3) Рюрику 4) Ярославу 69. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика. «Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого Князь, приняв веру Спасителя, осветился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и всего ужаснее братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры». 19
20 Конец ознакомительного фрагмента. Текст предоставлен ООО «ЛитРес». Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес. Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом. 20
docplayer.ru
Владимирова, Ольга Владимировна - История. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. "История России с древности до начала XVII века"
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:исследование разработка
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:"исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:"исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.search.rsl.ru
История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс (О. В. Владимирова)
Тема 1. Древнерусское государство (IX – первая половина XII в.)
Краткая историческая справка
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия: занятия, общественный строй, верования. В VI–VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли большую часть Восточно-Европейской равнины.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о правлении князя Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город Киев.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Волги на востоке, от озера Ильмень на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приилъменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.
Славяне, осваивающие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с многочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угрофинской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI–VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Значительная часть хазар приняла иудаизм. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.
Главным занятием славян было земледелие. В лесной зоне была распространена подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и переходили на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (убирали) урожай. Колосья, для получения зерна, молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
На черноземных землях развивалось пашенное земледелие, получившее название перелог. В южных районах плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Кроме того, славяне занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.
В VI–VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой приходила соседская община. Пережитки первобытнообщинного строя у славян: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община – вервь. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине были две формы собственности – личная и общественная: дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на общих советах – вече, вечевых сходах. Существовало народное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI–VII вв.
Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII–IX вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. Из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».
Восточные славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Во главе пантеона славянских богов стоял великий Сварог – бог Вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Почитались славянами бог Солнца Даждъбог, бог и богини плодородия Род и роженицы, покровитель скотоводства бог Белее. В VIII–IX вв. в славянский пантеон «перекочевали» иранские и финно-угорские боги: Хоре, Симаргл, Макошъ. По мере разложения общинного строя на первый план у восточных славян выдвигается бог молнии и грома Перун. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы – волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. В IX – первой половине XII в. происходит складывание раннефеодального государства у славян. История Древнерусского государства (Киевской Руси) условно может быть разделена на три больших периода:
• IX – середина X в. – время первых киевских князей;
• вторая половина X – первая половина XI в. – время Владимира I Святого и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;
• вторая половина XI – вторая половина XII в. – переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.
Одним из источников знаний о происхождении Древнерусского государства является «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале XII в. По ее легенде, в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и острове Рюген.
По «Повести временных лет», накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володети нами». Власть над Новгородом и окрестными слаянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых – Рюрик – положил, как считал летописец, основание династии Рюриковичей.
В 882 г. новгородский князь Олег (879–912) (есть сведения, что он был родственником Рюрика) захватил Киев и объединил территорию восточных славян, создав государство Киевская Русь. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (назваемое историками Древнерусским государством или Киевской Русью). Таким образом, центрами объединения славянских племен в единое государство становятся города Киев и Новгород Великий.
Первые киевские князья. В 907 и 911 гг. Олег совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры. Согласно договорам, русские купцы имели право жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.
При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.
При сыне Рюрика князе Игоре (912–945) Русь еще более расширилась, но в 945 г. во время сбора дани – полюдья – Игорь был убит древлянами. Власть перешла к его жене Ольге (945–957). Она жестоко отомстила за гибель мужа. Но ею же была совершена своеобразная реформа – порядок и размеры полюдья: введены «уроки», т. е. четко установленные размеры дани, и места, куда свозилась дань, – «погосты». Последствия этой простой меры были весомыми: при Ольге начала складываться упорядоченная и организованная система налогообложения, без которой не может функционировать государство. Погосты затем становились опрными центрами княжеской власти.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Ольга первая из русских правителей приняла крещение.
Сын Игоря и Ольги – Святослав (964–972) в ходе многочисленных походов присоединил земли вятичей по Оке, разбил волжских булгар и Хазарию. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и совершил поход на Балканский полуостров. Однако борьба с Византией закончилась неудачно. По дороге в Киев в 972 г. Святослав попал в засаду и был убит печенегами.
После борьбы за власть на киевский престол взошел князь Владимир Святославич (980-1015), впоследствии получивший прозвание Святой. В годы его правления была создана оборонительная система юго-восточных границ Руси от печенегов (цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек), а в 988 г. Русь приняла крещение по византийскому образцу. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:
• христианство утверждало идею равенства людей перед Богом, что способствовало смягчению жестоких нравов бывших язычников;
• принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси;
• Русь укрепляла свой международный авторитет тем, что становилась теперь равной другим христианским странам, связи с котороми значительно расширились;
• принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, послужило мостом для проникновения на Русь византийской, а через нее – и античной культуры.
Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, присылаемый константинопольским патриархом; Русь делилась на церковные округа, которые возглавляли епископы, им подчинялись священники (белое духовенство) в городах и селах. В монастырях монахи (черное духовенство) жили в трудах и молитвах. Церковный устав предоставлял церкви широкие права.
В целом политика Владимира Святого способствовала развитию государственности и культуры Руси, росту ее международного авторитета.
После смерти Владимира I один из его сыновей Ярослав, впоследствии получивший прозвище Мудрый (1019–1054), победил в междоусобице Свято-полка Окаянного, убившего братьев Бориса и Глеба.
Под руководством Ярослава были окончательно разбиты печенеги, возведены соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, при них открылись школы, основан Киево-Печерский монастырь, началось летописание и составление письменного свода законов Правда Ярослава. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона – русского по происхождению.
Со смертью последнего из сыновей Ярослава Мудрого вновь начались усобицы. Наиболее популярным на Руси в то время оказался внук Ярослава Владимир Мономах (1113–1125). В 1097 г. он выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече, на котором было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «каждый да держит отчину свою». Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда. В 1113 г. Владимир Мономах был приглашен на киевский престол, на время восстановил ослабевшую власть великого князя, усмирил половцев. Время княжения Владимира и его сына Мстислава (1125–1132) стало временем восстановления Древнерусского государства.
Владимир II был просвещенным правителем, автором «Поучения детям».
В 1132 г. при сыновьях и внуках Владимира Мономаха Русь окончательно распалась на отдельные княжества.
«Русская Правда». Категории населения. В 1072 г. при сыновьях и внуках Ярослава «Русская Правда» приняла окончательный вид, закрепив социальное неравенство и отменив обычай кровной мести.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.
Древнерусское общество подразделялось, в зависимости от занятий людей, на категории, или слои.
Правящую верхушку составляли киевские князья. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на «старшую» – бояр (выполняли важнейшие поручения князя) и «младшую». Дружинники, люди, занимавшие в местном управлении выборные должности, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой общества. Основной частью населения Киевской Руси были свободные землевладельцы, которые объединялись в общины. Сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались смердами.
«Русская Правда» отразила начавшийся процесс закрепощения крестьян. В своде законов говорится о «закупах» и «рядовичах». Обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» – зерно, скот, деньги. Закуп должен был отработать долг своему кредитору, но часто был не в состоянии этого сделать и попадал в зависимость навсегда. В других случаях крестьяне (рядовичи) заключали договор – «ряд» – с феодалом, по которому князь или боярин обязались защищать их и помогать в случае необходимости, а крестьяне – работать. Также существовали холопы (челядь) – категория зависимого населения, близкая по своему положению к рабам.
Культура Древней Руси. Письменность и просвещение. Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма. Славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий – византийские монахи. Христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности. Этот факт подтверждается большим количеством находок берестяных грамот с текстами в различных городах Руси, особенно в Новгороде Великом.
Литература. В литературе распространен жанр летописи. Древнейшая дошедшая до нас летопись – «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в. Он же один из первых создателей житий (например Бориса и Глеба). Митрополитом Иларионом в середине XI в. создано произведение религиозно-публицистического характера «Слово о Законе и Благодати». В походах складывались былины – торжественные эпические произведения, повествующие о борьбе со степняками, смелости и находчивости купцов, храбрости богатырей.
Зодчество. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество (крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости). В церковной архитектуре ощущалось сильное влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. К таким постройкам относится Софийский собор в Киеве. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор в Новгороде Великом, в архитектуре которого уже проявляются самобытные черты. Каменное строительство началось в конце X в. (Десятинная церковь).
Живопись. Живопись также развивалась под значительным византийским влиянием. От могущественного южного соседа на Русь пришла техника мозаики, фрески и иконописи.
Прикладное искусство. Значительного расцвета в Древней Руси достигло ювелирное искусство, использовавшее технику зерни, скани и эмали. Зернь представляла собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных золотых или серебряных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки. Иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью – непрозрачной стекловидной массой.
kartaslov.ru
История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс (О. В. Владимирова)
При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменациооной работе.
1. Зарождение государственности у восточных славян относится к
1) VI–VII вв.
2) IX–X вв.
3) X–XI вв.
4) XI–XII вв.
2. Дата – 988 г. – связана с
1) призванием варягов на Русь
2) крещением Руси
3) объединением Киева и Новгорода
4) началом правления Ярослава Мудрого
3. С историей принятия письменных сводов законов Русского государства связана дата
1) 882 г.
2) 945 г.
3) 1072 г.
4) 1097 г.
4. Поход КНЯЗЯ Олега на Константинополь состоялся в
1) 862 г.
2) 882 г.
3) 911 г.
4) 945 г.
5. В каком веке Русь приняла христианство?
1) VIII в.
2) IX в.
3) Хв.
4) XII в.
6. Первое упоминание о Москве в летописях относится к
1) X в.
2) XI в.
3) XII в.
4) XIII в.
7. Правление Владимира Мономаха относится к
1) Хв.
2) XI в.
3) ХПв.
4) XIII в.
8. Ранее других произошло событие
1) призвание варягов на Русь
2) начало правления Ярослава Мудрого
3) начало правления княгини Ольги
4) создание «Русской Правды»
9. Съезд князей в Любече, постановивший «каждый да держит отчину свою», состоялся в
1) 1068 г.
2) 1072 г.
3) 1097 г.
4) 1132 г.
10. Какое событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 г.?
1) призвание варягов в Новгород
2) крещение князя Владимира
3) восстание древлян
4) первый договор князя Олега с Византией
11. Дата 980-1015 гг. отражает правление князя
1) Владимира
2) Игоря
3) Олега
4) Святослава
12. К XI в. относится событие
1) установление монголо-татарского ига на Руси
2) создание «Повести временных лет»
3) создание «Русской Правды»
4) битва на реке Калке
13. События 882 г. и 907 г. связаны с именем князя
1) Рюрика
2) Олега
3) Игоря
4) Святослава
14. С датой – X в. – связано событие
1) восстание древлян
2) борьба с монгольским нашествием
3) начало феодальной раздробленности Руси
4) начало правления Ярослава Мудрого
14. Памятник культуры, созданный в IX–XI вв.
1) Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме
2) «Сказание о Мамаевом побоище»
3) стены Белого города в Москве
4) Софийский собор в Новгороде
15. От рук печенегов погиб киевский князь
1) Владимир Мономах
2) Владимир Святой
3) Игорь
4) Святослав
16. Кто из древнерусских князей породнился со многими европейскими монаршими дворами при помощи династических браков?
1) Ярослав Мудрый
2) Святослав Игоревич
3) Александр Невский
4) Юрий Долгорукий
17. В чье правление началось создание на Руси письменного свода законов «Русская Правда»?
1) Ярослава Мудрого
2) Владимира Святого
3) Андрея Боголюбского
4) Александра Невского
18. Присоединение земли вятичей, разгром Хазарского каганата связаны с деятельностью князя
1) Рюрика
2) Олега
3) Игоря
4) Святослава
19. «Иду на Вы!» – с такими словами обращался к своим врагам перед походом князь
1) Александр Невский
2) Владимир Мономах
3) Ярослав Мудрый
4) Святослав
20. К летописному жанру относится произведение
1) «Русская Правда»
2) «Повесть временных лет»
3) «Повесть о полку Игореве»
4) «Слово о погибели Русской земли»
21. «Приди ко мне, брате, в Москов», – эти слова летописца связаны с княжением
1) Юрия Долгорукого
2) Андрея Боголюбского
3) Владимира Мономаха
4) Игоря
22. Территория расселения восточных славян
1) Восточная Азия
2) Западная Европа
3) Восточно-Европейская равнина
4) Прибалтика
23. Торговый путь «из варяг в греки» вел из моря
1) Белого – в Каспийское
2) Балтийского – в Черное
3) Белого – в Черное
4) Балтийского – в Ладожское озеро
24. Восточные славяне охотно покупали у иностранных купцов
1) меха
2) рыбу
3) воск
4) парчу
25. Основным торговым партнером Древнерусского государства была
1) Византия
2) Швеция
3) Тмутаракань
4) Скифия
26. Живопись Древней Руси наиболее широко представлена в
1) эмали и иконе
2) иконе и фреске
3) фреске и парсуне
4) парсуне и эмали
27. Центрами образования и культуры в Древней Руси являлись
1) университеты
2) библиотеки
3) монастыри
4) гимназии
28. Слова подсека, соха, борона связаны с занятием восточных славян
1) рыболовством
2) бортничеством
3) скотоводством
4) земледелием
29. Система земледелия, применяемая восточными славянами в VI–VIII вв. в лесистой полосе
1) трехполье
2) двуполье
3) подсечно-огневая
4) переложная
30. Какой из перечисленных терминов обозначал зависимое население Древней Руси в Х-ХII вв.?
1) казаки
2) рекруты
3) наместники
4) закупы
31. Как назывались вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?
1) рекруты
2) рядовичи
3) стрельцы
4) дружина
32. Военное формирование из всех мужчин общины или племени, создаваемое в случае военных действий, называлось
1) вече
2) армия
3) ополчение
4) дружина
33. Городское население Древней Руси называлось
1) поместным
2) посадским
3) подушным
4) подворным
34. Родовые владения бояр на Руси назывались
1) вотчинами
2) уделами
3) уездами
4) слободами
35. Места сбора дани, установленные княгиней Ольгой, получили название
1) города
2) полюдье
3) погосты
4) торг
36. Какой исторический источник получил название «Русская Правда»?
1) первый летописный свод Древней Руси
2) цикл былин и сказаний о Новгороде Великом
3) древнейший письменный свод законов Руси
4) сборник постановлений Земского собора
37. Софийский собор в Киеве был построен в период правления князя
1) Ярослава Мудрого
2) Владимира Святого
3) Владимира Мономаха
4) Святослава Игоревича
38. Мозаикой называется
1) роспись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде
2) изображение, выполненное из цветных камней или смальты
3) живописное художественное произведение малых форм
4) ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки
39. К занятию военным делом в Древней Руси имеет отношение название
1) палица
3) сошник
2) скипетр
4) рало
40. Как называлась господствовавшая на Руси в XI–XV вв. форма родового землевладения?
1) поместье
2) вотчина
3) земщина
4) пожилое
41. В XI–XIII вв. основным материалом для письма в Великом Новгороде служил (-а)
1) бумага
2) глина
3) береста
4) папирус
42. Древнерусские храмы украшались
1) эмалями
2) фресками
3) портретами
4) миниатюрами
43. Согласно «Русской Правде», к категориям зависимого населения Древней Руси относились
1) вотчинники
2) рядовичи
3) казаки
4) дьяки
44. Предпосылка образования государства у восточных славян
1) натуральный характер хозяйства
2) прекращение феодальной раздробленности
3) распад родовой общины и переход к соседской
4) появление письменного законодательства
45. Причина образования новых городов в Древнерусском государстве
1) появление сословно-представительных органов власти
2) перенесение Олегом столицы из Новгорода в Киев
3) отделение ремесла от сельского хозяйства
4) деятельность варягов
46. Необходимость принятия Русью новой религии в X в. была обусловлена тем, что славянское язычество
1) мешало Древней Руси стать независимым государством
2) не способствовало укреплению власти великого КНЯЗЯ
3) требовало многочисленных кровавых жертвоприношений
4) обосновывало неравенство
47. К занятию земледелием имеют отношение названия
1) озимь
2) челядь
3) фреска
4) скань
48. Как назывались в Древней Руси свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство?
1) рядовичи
2) закупы
3) холопы
4) люди
49. Какой из перечисленных терминов обозначал зависимое население Древней Руси в Х-ХII вв.?
1) казаки
2) рекруты
3) наместники
4) рядовичи
50. Сказания об Илье Муромце, Садко, Никите Кожемяке относятся к жанру
1) былин
2) хождений
3) житий
4) поучений
51. Наиболее известный монастырь, возникший до начала феодальной раздробленности на Руси
1) Белозерский
2) Троице-Сергиев
3) Киево-Печерский
4) Андронников
52. Славянский алфавит кириллица был создан на основе азбуки
1) финикийской
2) латинской
3) варяжской
4) греческой
53. Одним из первых каменных храмов Древней Руси был собор
1) Благовещенский в Москве
2) Софийский в Новгороде Великом
3) Покровский в Москве
4) Дмитриевский во Владимире
54. «Русской Правдой» называется
1) древнейший свод законов Руси
2) древнейший договор Руси с Византией
3) первая древнерусская летопись
4) литературное произведение Древней Руси
55. Один из военных походов князя Святослава был направлен против
1) монголо-татар
2) древлян
3) варягов
4) хазар
56. Установление полюдья свидетельствовало о
1) начале феодальной раздробленности Руси
2) существовании обычая кровной мести у славян
3) возникновении племенных союзов у восточных славян
4) возникновении раннефеодального государства восточных славян
57. Появление на Руси вотчины и зависимых крестьян означало развитие
1) рабовладельческих отношений
2) товарно-денежных отношений
3) феодального строя
4) наемного труда
58. Одно из основных направлений деятельности князя Владимира Святославича Святого
1) организация обороны Руси от печенегов
2) ведение военных походов против хазар
3) борьба с княжескими усобицами
4) борьба против боярских заговоров
59. Основное направление деятельности князя Ярослава Мудрого
1) перенос столицы Русского государства из Новгорода в Киев
2) ведение военных походов против Византии
3) проведение съезда князей для прекращения усобиц
4) составление первого письменного сборника законов
60. Принятие христианства
1) замедлило развитие культуры
2) ускорило процесс формирования натурального хозяйства
3) укрепило международное положение Древнерусского государства
4) привело к полному уничтожению языческих верований
61. В результате восстания древлян в 945 г.
1) столица государства была перенесена из Новгорода в Киев
2) новгородцы пригласили на княжение Рюрика
3) распалось Древнерусское государство
4) был упорядочен сбор дани
62. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится
1) крещение Руси
2) принятие «Русской Правды»
3) великое переселение народов
4) необходимость отпора внешним врагам
63. В период существования Древней Руси иностранные купцы покупали у восточных славян
1) меха
2) драгоценные камни
3) вино
4) шелк
64. Прочтите сведения из сочинения византийского историка и укажите, о чем они свидетельствуют.
«Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания».
1) у восточных славян утвердилось христианство
2) у восточных славян главными занятиями были рыболовство и мореплавание
3) у восточных славян были распространены языческие верования
4) у восточных славян отсутствовали контакты с другими странами
65. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о чем идет речь.
«В год 6370. Изгнали ‹…› за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“».
1) основании города Киева
2) образовании племенного союза полян
3) призвании варягов на Русь
4) начале навигации по торговому пути «из варяг в греки»
66. Прочтите отрывок из произведения и укажите его название.
«Прошли времена благоденствия, Миновалися брани князей на неверных. Брат сказал брату: то мое, а это мое же! И стали князи про малое спорить, как бы про великое, И сами на себя крамолу ковать, А неверные со всех сторон набежали с победами на землю Русскую!»
1) «Слово о полку Игореве»
2) «Моление» Даниила Заточника
3) «Поучение детям» Владимира Мономаха
4) «Повесть временных лет»
67. Прочтите отрывок из документа и укажите, о чем идет речь.
«"Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему послов, говоря: „Почему идешь опять? Ты ведь взял дань“».
1) походе Олега на Киев
2) нашествии хана Батыя
3) походе князя Святослава
4) восстании древлян против князя Игоря
68. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».
1) Олегу
2) Игорю
3) Рюрику
4) Ярославу
69. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.
«Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого… Князь, приняв веру Спасителя, осветился ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным, и – всего ужаснее – братоубийцею, он, наставленный в человеколюбивых правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры».
Конец ознакомительного фрагмента.
kartaslov.ru
История Полный справочник для подготовки к ЕГЭ Владимирова
В справочнике, предназначенном для выпускников и абитуриентов, в полном объеме дается материал курса «История России», который используется на ЕГЭ едином государственном экзамене. Структура справочника соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Краткая форма изложения обеспечивает максимальную эффективность самостоятельной подготовки к экзамену. В конце справочника даны справочная хронологическая таблица и словарь исторических терминов и понятий в объеме, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ.
-Содержание-
История России до нач XVII в.
Восточные славяне
Древнерусское государство
Русские земли и княжества
Российское государство
История России XVII–XVIII вв.
Россия XVII в.
Россия перв пол XVIII в.
Россия втор пол ХVIII в.
Россия XIX в.
Россия в 1801–1860 гг.
Россия в 1860—1890-е гг.
России ХХ – нач XХI в.
Россия в 1900–1916 гг.
Россия в 1917–1920 гг.
Советская Россия
Великая Отечественная война
СССР 1945–1991 гг.
Россия 1992–2008 гг.
Справочная хронологическая таблицаСловарь исторических терминов
История России. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Владимирова О.В. — М., 2009. — 320 с.
Размер файла: 6 Мб; Формат: doc/
22.05.2018Admin
alpan365.ru
История. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. История России с древности до конца XVI века. 9 класс (О. В. Владимирова)
Данное пособие рассчитано на школьников – выпускников основной средней школы. Оно позволит повторить основное содержание школьного курса истории России с древности до конца XVI в. и качественно подготовиться к государственной итоговой аттестации (ГИА) по истории России в 9 классе.
Каждый раздел книги содержит краткую историческую справку, изложенную в сжатой и доступной форме, а также задания, проверяющие сформированность различных видов умений: пользоваться хронологическими и фактическими знаниями, оперировать историческими понятиями и терминами, сопоставлять и классифицировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческим источником.
В пособие включены различные типы заданий, используемые в контрольно-измерительных материалах ГИА. Все задания составлены в соответствии с содержанием и структурой контрольно-измерительных материалов ГИА по истории.
Часть 1 (А) включает закрытые задания с выбором одного правильного ответа из четырех возможных. Часть 2 (В) содержит задания на установление правильного соответствия и установление правильной последовательности, а также задания открытого типа с кратким ответом в виде одного-двух слов. Задания частей 1 (А) и 2 (В) имеют формализованный ответ и проверяются при помощи компьютерных технологий без участия человека. Каждый правильный ответ на задания этих частей контрольной работы оценивается 1 баллом. В часть 3 (С) включены задания высокого уровня сложности – задания-эссе, предполагающие написание развернутого ответа. Ниже приводятся рекомендации по выполнению таких заданий.
Книга адресована также учителям истории. Она позволит не только организовать итоговое повторение учебного материала, который изучался школьниками в 6, 7, 8 классах и в значительной степени был забыт ими, но и познакомить своих учеников с различными формами заданий.
В конце книги содержатся ответы ко всем заданиям частей А и В и ответы на некоторые задания части С[1].
Рекомендации по выполнению заданий части 3 (С)
Задания с развернутым ответом (часть С) предполагают написание небольшой письменной работы. Они позволяют выпускникам продемонстрировать знания по предмету, часто выходящие за рамки базовой подготовки. Во время проведения экзамена оценивание результатов этой части работы осуществляет специальная экспертная комиссия. Ориентируясь на заранее разработанные критерии, эксперты выносят решение об оценке работы.
Задания части С различны по своей форме и направленности. Первые четыре задания строятся на основе какого-либо исторического источника и проверяют умение анализировать исторический документ. За каждый правильный ответ на задания C1 – С4 дается 1 балл. Максимальная оценка – 4 балла.
Другие задания части 3 (С) направлены на проверку различных видов учебной деятельности: классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Эти задания (С5 и С6) оцениваются 1–2 баллами.
При оценивании ответов на задания с развернутым полным ответом учитывается обоснованность идей фактами и аргументами или обобщения фактов понятиями. Необходимо излагать только самые существенные факты, относящиеся только к данному конкретному вопросу, не выходя за его рамки. Если в вопросе встречается исторический термин, обязательно нужно раскрыть его значение в четкой и краткой форме. При этом ученический ответ может быть написан сжато, в свободной форме или в форме тезисов, в предлагаемой или иной последовательности заданий.
Важно помнить, что ответы не должны быть многословными. Как правило, ответ на каждое задание не должен превышать нескольких предложений. Не следует записывать легковесные формулировки, не отражающие содержание спрашиваемого учебного материала, – это отнимет время, но не прибавит баллов к ответу. Работа должна строиться в определенной логике. Если не хватает времени, надо указывать главное в краткой форме, но так, чтобы экспертам была понятна логика отвечавшего. Сокращения слов, кроме общепринятых (РФ, СССР, совнарком), лучше не допускать.
При выставлении баллов экспертами учитываются только правильно приведенные факты, аргументы, понятия и т. д. За неправильно указанные элементы ответа (ошибки) дается 0 баллов, т. е. неправильные ответы не учитываются при выставлении итогового балла (не вычитаются из общей суммы баллов). Грамматические ошибки также не учитываются, но даже в условиях нехватки времени надо стремиться их не допускать.
kartaslov.ru