Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России с древнейших времен до конца XX века - файл n1.doc. Барабанов история россии


В.В. Барабанов, и.М. Николаев, б.Г. Рожков История России с древнейших времен до конца XX века

Издательство: АСТ, Астрель, 2003, 496 стр.

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно‑методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

Вы уже выбрали свой вуз? Хотите успешно сдать вступительные экзамены? Ищете добротные пособия для быстрой и качественной подготовки к ним? Тогда эта книга для вас!

В пособии кратко освещаются основные события и проблемы российской истории с древнейших времен до конца XX века в соответствии с представлениями о них современной исторической науки. Рассматриваются важнейшие вопросы социально-экономического, государственно-политического развития, внешней политики, истории культуры и церкви. В конце глав помещены краткие биографии исторических деятелей.

Пособие снабжено словарем исторических терминов и понятий и справочной хронологической таблицей. В конце книги даются тесты для самопроверки по основным темам курса и ключи к ним.

Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, может быть использовано при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.

Оглавление

К читателю

Раздел I. Древняя Русь

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Быт и занятия восточных славян

Образование государства у восточных славян

Социально-экономическое развитие Киевского государства

Крещение Руси

Внешняя политика

Удельная Русь

Галицко-Волынская земля

Владимиро-Суздальская земля

Новгородская земля

Борьба против монголо-татар и установление золотоордынского ига

Угроза Северо-Западной Руси со стороны немецких и шведских феодалов

Последствия событий XIII в.

Формирование централизованного многонационального государства

Формирование восточнославянских народностей

Северо-Восточная Русь в XIV–XVI вв.

Возвышение Москвы

Причины и особенности образования Московского государства

Орда и Русь. Свержение золотоордынского ига

Великокняжеская власть

Формирование государственного аппарата

Положение православной церкви

Великое княжество Литовское и Русь

Персоналии

Раздел II. Русское государство в XVI – начале XVII в.

Россия в XVI в.

Социально-экономическое развитие

Внутренняя политика Ивана IV (1533–1584)

Внешняя политика

Опричнина (1565–1572)

Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время

Персоналии

Раздел III. Россия в XVII в.

Россия при первых Романовых

«Бунташный век»

Экономическое развитие

Политическое развитие

Государство и церковь в XVII веке. Раскол

Воссоединение Украины с Россией

Крепостное право и историческая судьба России

Персоналии

Раздел IV. Эпоха Петра Великого

Детство и юность Петра (1672–1689)

Правление царевны Софьи (1682–1689)

Азовский поход и Великое посольство

Северная война (1700–1721) и начало реформ Петра I

Реформы Петра I

Положение сословий. «Табель о рангах»

Персоналии

Раздел V. Россия после Петра

Эпоха дворцовых переворотов

Россия после Петра

Царствование Елизаветы Петровны

Персоналии

Россия во второй половине XVIII в.

Петр III и Екатерина II

Внутренняя политика Екатерины II

Внешняя политика Екатерины II

Павел I (1796–1801)

Церковь в XVIII в.

Персоналии

Раздел VI. Россия в первой половине ХIХ в.

Россия в первой четверти ХIХ в.

Александр I (1801–1825)

Внешняя политика до 1812 г.

Отечественная война 1812 г.

Внутренняя политика Александра I (1812–1825)

Движение декабристов

Внешняя политика (1815–1825)

Кавказская война (1817–1864)

Россия при Николае I (1825–1855)

Общественное движение в 30—50-е гг. XIX в.

Внешняя политика

Крымская война (1853–1856)

Персоналии

Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

Крестьянская реформа 1861 г. и пореформенное развитие России

Реформы 1860–1870 гг.

Значение реформ

Экономическое развитие в пореформенное время

Общественное движение в 60—80-е годы

Рабочее движение

Контрреформы 80-х гг. XIX в.

Распространение марксизма в России. I съезд РСДРП

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Персоналии

Раздел VIII. Россия в конце XIX – начале XX в.

Социально-экономическое развитие

Политическое устройство и общественное движение

Внешняя политика в начале XX в. Русско-японская война (1904–1905)

Первая русская революция (1905–1907)

Причины поражения революции и ее последствия

Реформы П.А. Столыпина

Международное положение России перед Первой мировой войной

Россия в Первой мировой войне

Раздел IX. На пути к новой цивилизации

Февральско-мартовская революция 1917 г.

От Февраля к Октябрю 1917 г.

Захват власти большевиками в октябре 1917 г.

Гражданская война (1917–1920)

Причины победы большевиков в Гражданской войне

Персоналии

Раздел X. Советская Россия. СССР в 1921–1939 гг.

Новая экономическая политика (НЭП)

Образование СССР

Внутрипартийная борьба за власть в 20-е годы

Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства

Большой террор

Тоталитарный режим

Внешняя политика в 20—30-е годы

Персоналии

Раздел XI. Великая Отечественная война

СССР накануне войны

Начало войны

Битва за Москву

Поражения 1942 г. и Сталинградская победа

Битва на Курской дуге

Заключительный этап войны (1944–1945)

Партизанское движение

Советский тыл

Внешняя политика в годы войны

Причины и цена победы

Персоналии

Раздел XII. Советский Союз в 1945–1985 гг.

СССР в последние годы правления Сталина

СССР в 1953–1964 гг.

XX съезд КПСС и «оттепель»

СССР в 1964–1985 гг.

Раздел XIII. «Перестройка» и распад СССР

Раздел XIV. Россия на современном этапе

Политическое развитие

Социально-экономическое развитие

Персоналии

Раздел XV. Русская культура

Культура Киевской Руси

Культура Руси XIV–XVI вв.

Культура России XVII в.

Русская культура в первой половине XVIII в.

Русская культура во второй половине XVIII в.

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в.

Культура России в начале XX в.

Культура в 1917–1928 гг.

Культура сталинского времени (1928–1953)

Советская культура второй половины 50—80-х годов

Черты современной культуры России

Словарь исторических терминов и понятий

Справочная хронологическая таблица

Тесты для самоконтроля

Ключи к тестам для самоконтроля

studfiles.net

В.В. Барабанов, и.М. Николаев, б.Г. Рожков История России с древнейших времен до конца XX века

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

К читателю

Перед вами учебное пособие, которое может оказать реальную помощь в подготовке к экзаменам по истории России, в том числе к единому государственному экзамену по этому предмету.

Авторы подошли к отбору материала таким образом, чтобы максимально учесть требования образовательного минимума, примерных школьных программ, а также примерной программы вступительных экзаменов по истории России в высшие учебные заведения. Также была учтена практика приема экзамена по этой дисциплине в вузах Российской Федерации, сложившаяся в последние годы.

Изложение исторического материала в пособии отличается краткостью, а по своей структуре приближено к вопросам экзаменационных билетов. Большое внимание уделено наиболее сложным для понимания абитуриентов проблемам отечественной истории. С этой целью в пособие включены историографические справки под рубрикой «Мнения историков». По замыслу авторов, данные материалы будут полезны тем, кто выберет для себя повышенный уровень подготовки, необходимый для поступления на факультеты, где экзамен по истории является профилирующим. Также историографические очерки помогут лучше разобраться в сложных процессах отечественной истории.

Пособие предлагает, прежде всего, базовый уровень знаний по истории, то есть факты, события, понятия, идеи, без которых невозможно понять исторические процессы и явления.

Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать справочные материалы, помещенные в пособии, – словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица важнейших событий отечественной истории, а также персоналии. В самом тексте выделяются опорные даты (полужирным шрифтом), а хронологическая таблица позволит запомнить большой объем фактов и событий. Словарь может использоваться при повторении и самоконтроле за запоминанием экзаменационного материала. Для лучшего усвоения термины и понятия выделены в тексте курсивом.

В пособии изложение событийного материала носит, как правило, конспективный характер. Однако некоторые сюжеты, вызывающие у абитуриентов затруднения, раскрыты более подробно. Особое внимание уделено темам, которые недостаточно освещены в других пособиях и учебниках.

Проблемная постановка некоторых вопросов в экзаменационных билетах определила и проблемное их изложение в данном пособии (образование централизованного государства, церковь и государство в разные историческое периоды, сталинские репрессии в СССР и др.).

Следует отметить, что в пособии рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Абитуриентам предлагается алгоритм нахождения ответов на подобные вопросы. При использовании материалов пособия они смогут не только изложить эти проблемы, но и сформировать свою точку зрения.

Отдельный раздел пособия посвящен истории культуры. Такое расположение материала позволяет проследить развитие культурных процессов на протяжении многих веков и в то же время облегчает повторение этого материала.

В пособие включены тесты по всем разделам отечественной истории. Они помогут проверить и закрепить знания, полученные в ходе подготовки к экзамену. Тесты будут также полезны тем, кто решит вместо устного экзамена по истории пройти тестирование.

На экзамене абитуриент должен показать:

• знание фактического материала;

• владение историческими понятиями и терминами;

• умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

• способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы;

• умение ориентироваться в исторической карте;

• знание хронологии важнейших исторических событий и явлений.

Авторы желают вам успешной сдачи экзамена и надеются, что данное пособие поможет вам в этом.

Пособие написано преподавателями факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: В.В. Барабановым (разделы I–III, XIII–XV), И.М. Николаевым (разделы IV–VII, XV), Б.Г. Рожковым (разделы VIII–XII, XV, тесты).

studfiles.net

История России с древнейших времен до конца XX века. Содержание - В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков История России с древнейших времен до конца XX века

В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков

История России с древнейших времен до конца XX века

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

К читателю

Перед вами учебное пособие, которое может оказать реальную помощь в подготовке к экзаменам по истории России, в том числе к единому государственному экзамену по этому предмету.

Авторы подошли к отбору материала таким образом, чтобы максимально учесть требования образовательного минимума, примерных школьных программ, а также примерной программы вступительных экзаменов по истории России в высшие учебные заведения. Также была учтена практика приема экзамена по этой дисциплине в вузах Российской Федерации, сложившаяся в последние годы.

Изложение исторического материала в пособии отличается краткостью, а по своей структуре приближено к вопросам экзаменационных билетов. Большое внимание уделено наиболее сложным для понимания абитуриентов проблемам отечественной истории. С этой целью в пособие включены историографические справки под рубрикой «Мнения историков». По замыслу авторов, данные материалы будут полезны тем, кто выберет для себя повышенный уровень подготовки, необходимый для поступления на факультеты, где экзамен по истории является профилирующим. Также историографические очерки помогут лучше разобраться в сложных процессах отечественной истории.

Пособие предлагает, прежде всего, базовый уровень знаний по истории, то есть факты, события, понятия, идеи, без которых невозможно понять исторические процессы и явления.

Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать справочные материалы, помещенные в пособии, – словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица важнейших событий отечественной истории, а также персоналии. В самом тексте выделяются опорные даты (полужирным шрифтом), а хронологическая таблица позволит запомнить большой объем фактов и событий. Словарь может использоваться при повторении и самоконтроле за запоминанием экзаменационного материала. Для лучшего усвоения термины и понятия выделены в тексте курсивом.

В пособии изложение событийного материала носит, как правило, конспективный характер. Однако некоторые сюжеты, вызывающие у абитуриентов затруднения, раскрыты более подробно. Особое внимание уделено темам, которые недостаточно освещены в других пособиях и учебниках.

Проблемная постановка некоторых вопросов в экзаменационных билетах определила и проблемное их изложение в данном пособии (образование централизованного государства, церковь и государство в разные историческое периоды, сталинские репрессии в СССР и др.).

Следует отметить, что в пособии рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Абитуриентам предлагается алгоритм нахождения ответов на подобные вопросы. При использовании материалов пособия они смогут не только изложить эти проблемы, но и сформировать свою точку зрения.

Отдельный раздел пособия посвящен истории культуры. Такое расположение материала позволяет проследить развитие культурных процессов на протяжении многих веков и в то же время облегчает повторение этого материала.

В пособие включены тесты по всем разделам отечественной истории. Они помогут проверить и закрепить знания, полученные в ходе подготовки к экзамену. Тесты будут также полезны тем, кто решит вместо устного экзамена по истории пройти тестирование.

На экзамене абитуриент должен показать:

• знание фактического материала;

• владение историческими понятиями и терминами;

• умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

• способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы;

• умение ориентироваться в исторической карте;

• знание хронологии важнейших исторических событий и явлений.

Авторы желают вам успешной сдачи экзамена и надеются, что данное пособие поможет вам в этом.

Пособие написано преподавателями факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: В.В. Барабановым (разделы I–III, XIII–XV), И.М. Николаевым (разделы IV–VII, XV), Б.Г. Рожковым (разделы VIII–XII, XV, тесты).

Раздел I. Древняя Русь

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI–VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.

Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы – III в., гунны – IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюркоязычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.

К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название «дунайской», или «балканской». Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII – начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.

К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифско-сарматской». Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.

Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.

www.booklot.ru

Читать книгу История России с древнейших времен до конца XX века В. В. Барабанова : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 37 страниц) [доступный отрывок для чтения: 25 страниц]

В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. РожковИстория России с древнейших времен до конца XX века

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

К читателю

Перед вами учебное пособие, которое может оказать реальную помощь в подготовке к экзаменам по истории России, в том числе к единому государственному экзамену по этому предмету.

Авторы подошли к отбору материала таким образом, чтобы максимально учесть требования образовательного минимума, примерных школьных программ, а также примерной программы вступительных экзаменов по истории России в высшие учебные заведения. Также была учтена практика приема экзамена по этой дисциплине в вузах Российской Федерации, сложившаяся в последние годы.

Изложение исторического материала в пособии отличается краткостью, а по своей структуре приближено к вопросам экзаменационных билетов. Большое внимание уделено наиболее сложным для понимания абитуриентов проблемам отечественной истории. С этой целью в пособие включены историографические справки под рубрикой «Мнения историков». По замыслу авторов, данные материалы будут полезны тем, кто выберет для себя повышенный уровень подготовки, необходимый для поступления на факультеты, где экзамен по истории является профилирующим. Также историографические очерки помогут лучше разобраться в сложных процессах отечественной истории.

Пособие предлагает, прежде всего, базовый уровень знаний по истории, то есть факты, события, понятия, идеи, без которых невозможно понять исторические процессы и явления.

Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать справочные материалы, помещенные в пособии, – словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица важнейших событий отечественной истории, а также персоналии. В самом тексте выделяются опорные даты (полужирным шрифтом), а хронологическая таблица позволит запомнить большой объем фактов и событий. Словарь может использоваться при повторении и самоконтроле за запоминанием экзаменационного материала. Для лучшего усвоения термины и понятия выделены в тексте курсивом.

В пособии изложение событийного материала носит, как правило, конспективный характер. Однако некоторые сюжеты, вызывающие у абитуриентов затруднения, раскрыты более подробно. Особое внимание уделено темам, которые недостаточно освещены в других пособиях и учебниках.

Проблемная постановка некоторых вопросов в экзаменационных билетах определила и проблемное их изложение в данном пособии (образование централизованного государства, церковь и государство в разные историческое периоды, сталинские репрессии в СССР и др.).

Следует отметить, что в пособии рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Абитуриентам предлагается алгоритм нахождения ответов на подобные вопросы. При использовании материалов пособия они смогут не только изложить эти проблемы, но и сформировать свою точку зрения.

Отдельный раздел пособия посвящен истории культуры. Такое расположение материала позволяет проследить развитие культурных процессов на протяжении многих веков и в то же время облегчает повторение этого материала.

В пособие включены тесты по всем разделам отечественной истории. Они помогут проверить и закрепить знания, полученные в ходе подготовки к экзамену. Тесты будут также полезны тем, кто решит вместо устного экзамена по истории пройти тестирование.

На экзамене абитуриент должен показать:

• знание фактического материала;

• владение историческими понятиями и терминами;

• умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

• способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы;

• умение ориентироваться в исторической карте;

• знание хронологии важнейших исторических событий и явлений.

Авторы желают вам успешной сдачи экзамена и надеются, что данное пособие поможет вам в этом.

Пособие написано преподавателями факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: В.В. Барабановым (разделы I–III, XIII–XV), И.М. Николаевым (разделы IV–VII, XV), Б.Г. Рожковым (разделы VIII–XII, XV, тесты).

Раздел I. Древняя Русь
Славянский мир. Восточные славяне в древности

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI–VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.

Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы – III в., гунны – IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюркоязычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.

К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название «дунайской», или «балканской». Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII – начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.

К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифско-сарматской». Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.

Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.

Быт и занятия восточных славян

Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла община соседская (вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избирали для решения общих дел старейшин. Таким образом, в соседскую общину входили семьи, не только имевшие родственные связи, но и принадлежавшие к разным родам – родовое устройство постепенно заменялось соседскими общинами. С развитием торговли на землях славян возникают города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Любеч – у радимичей, Смоленск – у кривичей, Новгород – у ильменских славян и т. д. В городах для защиты торговых людей создавались дружины. Во главе таких дружин чаще всего стояли варяжские предводители – конунги (князья). Постепенно они захватывали власть в городах и становились владетельными князьями. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что такие варяжские княжества были основаны Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Княжеская власть возникала у восточных славян и без участия варяжских конунгов.

Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ. Главным занятием славян было земледелие. Пахали сохой на лошадях или на волах. Также славяне с давних пор занимались скотоводством, однако из-за климатических условий оно было не очень развитым. Широкое распространение получило бортничество – добыча меда и воска от лесных пчел – и охота.

Славяне были язычниками (см. Язычество) – они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Небо именовалось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, сварожичам. Особым почетом пользовался у славян сварожич Перун, бог грома и молнии. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другой сварожич, Даждьбог, олицетворял благотворную силу огня и солнца, а губительную силу огня и солнечного зноя почитали под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог. Древний славянин любые изменения в природе и жизни приписывал воле богов и старался умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображений богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Жрецов – особых посредников между людьми и богами – тоже не было. Жертвы мог приносить всякий, кто хотел. Зато у славян существовали волхвы-ведуны, или кудесники – люди, умевшие узнавать волю богов.

Образование государства у восточных славян

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо́льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория, в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Социально-экономическое развитие Киевского государства

При князе Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства – «Русская Правда». Эти законы были дополнены преемниками Ярослава. Из «Русской Правды» узнаем о социальной организации Киевского государства. Для характеристики социального строя восточных славян историки обычно обращаются к таким источникам, как «Русская Правда», «Повесть временных лет», а также к свидетельствам византийских, арабских и европейских источников.

«Русская Правда» называет основным населением страны свободных общинников – людинов, или людей (отсюда сбор дани с крестьян-общинников – полюдье). Все свободные крестьяне объединялись в общины (вервь).

Вторая большая группа населения – смерды. Это, возможно, несвободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам, оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.

Третья группа населения – рабы. Они известны под разными названиями: челядь, холопы. Челядь – это раннее название, холопы – более позднее. По «Русской Правде» рабы были полностью бесправными. Раб не мог быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Рабство было двух видов – полное и неполное. Источники полного рабства – плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба. Существовала категория неполных рабов – закупов (появились в XII в.). Это разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Закуп работал слугой в доме или в поле, был лишен личной свободы, но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться, вернув долг. Другой группой зависимого населения Руси были рядовичи, потерявшие свободу при заключении договора (ряда). Небольшую часть населения составляли изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. п. Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины.

Довольно многочисленной категорией населения на Руси были ремесленники. Города явились центрами развития ремесла. К XII в. в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. С ростом городов, развитием ремесла связана деятельность купцов. Договор с Византией 944 г. позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии.

Известны три направления феодализации древнерусского общества. Во-первых, происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью, постепенно перераставшей в феодальную ренту. Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, шло расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне-землевладельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и безземельные люди, труд которых присваивался землевладельцами. В-третьих, собственники земли – феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.

До середины XI–XII в. господствующей формой феодальной собственности была государственная, а основным видом эксплуатации – взимание дани. Постепенно распространяется и другая форма организации хозяйственной жизни – феодальная вотчина, т. е. имение, передаваемое от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был боярин или князь. В Киевской Руси сохранялось еще значительное число свободных крестьян-общинников, которые платили дань князю.

В «Правде Ярославичей» видно стремление защитить право феодала на его вотчину. Постепенно отменяется кровная месть и увеличивается плата за убийство представителей различных категорий населения. Это свидетельствует об углублении социального расслоения общества.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Время появления феодального землевладения остается в исторической науке предметом споров.

Проблема зарождения феодализма и формирования социальных отношений вызывала дискуссии с конца 20-х гг. ХХ в. и была центральной в работах Б.Д. Грекова, С.В. Юшкова. Изучение этой проблемы в последующие годы Б.А. Рыбаковым, Л.В. Черепниным и другими учеными выявило расхождение в понимании влияния «феодальных факторов» на развитие общества, его структуры, внешних и внутренних условий формирования зависимого населения. Многие разделяют мнение Л.В. Черепнина о разложении первобытнообщинного строя у восточных славян в VIII–IX вв. и постепенном утверждении на протяжении Х—первой половины XI в. раннефеодальных отношений. Согласно этой точке зрения, во второй половине XI–XII в. завершается становление всех основных социально-экономических и политических институтов феодального строя.

Другая точка зрения связана с именем И.Я. Фроянова, который считает, что в Древнерусском государстве существовало по крайней мере два социально-экономических уклада: свободные общинники и значительный слой рабов. Большинство же историков полагают, что Киевская Русь – раннефеодальное государство, сочетающее в себе элементы феодализма и пережитки первобытнообщинного строя.

iknigi.net

«История России с древнейших времен до конца XX века» — Владимир Васильевич Барабанов

Под редакцией профессора В.В. Барабанова

Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

К читателю

Перед вами учебное пособие, которое может оказать реальную помощь в подготовке к экзаменам по истории России, в том числе к единому государственному экзамену по этому предмету.

Авторы подошли к отбору материала таким образом, чтобы максимально учесть требования образовательного минимума, примерных школьных программ, а также примерной программы вступительных экзаменов по истории России в высшие учебные заведения. Также была учтена практика приема экзамена по этой дисциплине в вузах Российской Федерации, сложившаяся в последние годы.

Изложение исторического материала в пособии отличается краткостью, а по своей структуре приближено к вопросам экзаменационных билетов. Большое внимание уделено наиболее сложным для понимания абитуриентов проблемам отечественной истории. С этой целью в пособие включены историографические справки под рубрикой «Мнения историков». По замыслу авторов, данные материалы будут полезны тем, кто выберет для себя повышенный уровень подготовки, необходимый для поступления на факультеты, где экзамен по истории является профилирующим. Также историографические очерки помогут лучше разобраться в сложных процессах отечественной истории.

Пособие предлагает, прежде всего, базовый уровень знаний по истории, то есть факты, события, понятия, идеи, без которых невозможно понять исторические процессы и явления.

Большую помощь при подготовке к экзамену могут оказать справочные материалы, помещенные в пособии, – словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица важнейших событий отечественной истории, а также персоналии. В самом тексте выделяются опорные даты (полужирным шрифтом), а хронологическая таблица позволит запомнить большой объем фактов и событий. Словарь может использоваться при повторении и самоконтроле за запоминанием экзаменационного материала. Для лучшего усвоения термины и понятия выделены в тексте курсивом.

В пособии изложение событийного материала носит, как правило, конспективный характер. Однако некоторые сюжеты, вызывающие у абитуриентов затруднения, раскрыты более подробно. Особое внимание уделено темам, которые недостаточно освещены в других пособиях и учебниках.

Проблемная постановка некоторых вопросов в экзаменационных билетах определила и проблемное их изложение в данном пособии (образование централизованного государства, церковь и государство в разные историческое периоды, сталинские репрессии в СССР и др.).

Следует отметить, что в пособии рассматривается ряд дискуссионных вопросов. Абитуриентам предлагается алгоритм нахождения ответов на подобные вопросы. При использовании материалов пособия они смогут не только изложить эти проблемы, но и сформировать свою точку зрения.

Отдельный раздел пособия посвящен истории культуры. Такое расположение материала позволяет проследить развитие культурных процессов на протяжении многих веков и в то же время облегчает повторение этого материала.

В пособие включены тесты по всем разделам отечественной истории. Они помогут проверить и закрепить знания, полученные в ходе подготовки к экзамену. Тесты будут также полезны тем, кто решит вместо устного экзамена по истории пройти тестирование.

На экзамене абитуриент должен показать:

• знание фактического материала;

• владение историческими понятиями и терминами;

• умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями;

• способность анализировать и сопоставлять факты, делать выводы;

• умение ориентироваться в исторической карте;

• знание хронологии важнейших исторических событий и явлений.

Авторы желают вам успешной сдачи экзамена и надеются, что данное пособие поможет вам в этом.

Пособие написано преподавателями факультета социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: В.В. Барабановым (разделы I–III, XIII–XV), И.М. Николаевым (разделы IV–VII, XV), Б.Г. Рожковым (разделы VIII–XII, XV, тесты).

Раздел I. Древняя Русь

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI–VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.

Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы – III в., гунны – IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюркоязычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.

К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название «дунайской», или «балканской». Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII – начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.

К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифско-сарматской». Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.

Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.

mybook.ru

История России Барабанов

История России с древнейших времен до конца XX в. Учебник / Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. -М., 2003. -496 с.

Учебник по истории России Барабанова, Николаева, Рожкова подробно излагает центральные события отечественной истории согласно современной историографии. Отражает аспекты социально-экономического, политического развития, внешн. политики, религиозной жизни, культуры. Приводит краткие сведения из биографий исторических деятелей. Содержит свод исторических терминов, дает справочные хронологические таблицы. Помещены тесты для самопроверки. Абитуриентам, старшеклассникам.

-Содержание-

Оглавление 5К читателю 8Древняя Русь 11Русское государство XVI – XVII в. 44Россия XVII в. 80Эпоха Петра Великого 101Россия после Петра 126Россия первой пол. ХIХ в. 151Россия второй полов. XIX в. 176Россия кон XIX – нач XX в. 211На пути -новой цивилизации 262Советская Россия. … 286Великая Отечественная война 3241945–1985 гг. 355«Перестройка» — распад СССР 401Россия на совр. этапе 441Русская культура 461Словарь историч. терминов — понятий 476Справочная хронологическая таблица 481Тесты для самоконтроля 484Ключи к тестам ….489

История России с древнейших времен до конца XX в. Учебник / Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. -М., 2003. -496 с.

История России с древнейших времен до конца XX века. Барабанов и др.

Размер файла: 1,5 Мб; Формат: pdf/

 

22.05.2018Admin

alpan365.ru

В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков

приобрестиБарабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России с древнейших времен до конца XX векаскачать (2130.5 kb.)Доступные файлы (1):
    Смотрите также:
  • Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России с древнейших времен до конца XX века (Документ)
  • Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца XVII века (Документ)
  • Николаев И.М. История России с древнейших времен до конца XX века (Документ)
  • Ермолаев И.П., Валиулина С.И., Мухамадеев А.И., Гилязов И.А., Кашафутдинов Р.Г. Учебник по истории России с древнейших времен до конца XIX века (Документ)
  • Личман Б.В. История России (Документ)
  • Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России с древнейших времен до конца XX века (Документ)
  • Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года. 2-е издание (Документ)
  • Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Смирнова Т.М. История России с древнейших времён до конца XХ века (Документ)
  • Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года (Документ)
  • Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года (Документ)
  • Вишленкова Е.А., Гилязов И.А., Ермолаев И.П. и др. История России. В 5 частях (Документ)
  • Щетнев В.Е. История Кубани с древнейших времён до конца ХХ века (Документ)

n1.doc

В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков

История России с древнейших времен до конца XX века

Издательство: АСТ, Астрель, 2003, 496 стр.Под редакцией профессора В.В. БарабановаДопущено Учебно методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для абитуриентов высших учебных заведений

Вы уже выбрали свой вуз? Хотите успешно сдать вступительные экзамены? Ищете добротные пособия для быстрой и качественной подготовки к ним? Тогда эта книга для вас!

В пособии кратко освещаются основные события и проблемы российской истории с древнейших времен до конца XX века в соответствии с представлениями о них современной исторической науки. Рассматриваются важнейшие вопросы социально-экономического, государственно-политического развития, внешней политики, истории культуры и церкви. В конце глав помещены краткие биографии исторических деятелей.

Пособие снабжено словарем исторических терминов и понятий и справочной хронологической таблицей. В конце книги даются тесты для самопроверки по основным темам курса и ключи к ним.

Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, может быть использовано при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам.

ОглавлениеК читателю

Раздел I. Древняя Русь

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Быт и занятия восточных славян

Образование государства у восточных славян

Социально-экономическое развитие Киевского государства

Крещение Руси

Внешняя политика

Удельная Русь

Галицко-Волынская земля

Владимиро-Суздальская земля

Новгородская земля

Борьба против монголо-татар и установление золотоордынского ига

Угроза Северо-Западной Руси со стороны немецких и шведских феодалов

Последствия событий XIII в.

Формирование централизованного многонационального государства

Формирование восточнославянских народностей

Северо-Восточная Русь в XIV–XVI вв.

Возвышение Москвы

Причины и особенности образования Московского государства

Орда и Русь. Свержение золотоордынского ига

Великокняжеская власть

Формирование государственного аппарата

Положение православной церкви

Великое княжество Литовское и Русь

Персоналии

Раздел II. Русское государство в XVI – начале XVII в.

Россия в XVI в.

Социально-экономическое развитие

Внутренняя политика Ивана IV (1533–1584)

Внешняя политика

Опричнина (1565–1572)

Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время

Персоналии

Раздел III. Россия в XVII в.

Россия при первых Романовых

«Бунташный век»

Экономическое развитие

Политическое развитие

Государство и церковь в XVII веке. Раскол

Воссоединение Украины с Россией

Крепостное право и историческая судьба России

Персоналии

Раздел IV. Эпоха Петра Великого

Детство и юность Петра (1672–1689)

Правление царевны Софьи (1682–1689)

Азовский поход и Великое посольство

Северная война (1700–1721) и начало реформ Петра I

Реформы Петра I

Положение сословий. «Табель о рангах»

Персоналии

Раздел V. Россия после Петра

Эпоха дворцовых переворотов

Россия после Петра

Царствование Елизаветы Петровны

Персоналии

Россия во второй половине XVIII в.

Петр III и Екатерина II

Внутренняя политика Екатерины II

Внешняя политика Екатерины II

Павел I (1796–1801)

Церковь в XVIII в.

Персоналии

Раздел VI. Россия в первой половине ХIХ в.

Россия в первой четверти ХIХ в.

Александр I (1801–1825)

Внешняя политика до 1812 г.

Отечественная война 1812 г.

Внутренняя политика Александра I (1812–1825)

Движение декабристов

Внешняя политика (1815–1825)

Кавказская война (1817–1864)

Россия при Николае I (1825–1855)

Общественное движение в 30—50-е гг. XIX в.

Внешняя политика

Крымская война (1853–1856)

Персоналии

Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

Крестьянская реформа 1861 г. и пореформенное развитие России

Реформы 1860–1870 гг.

Значение реформ

Экономическое развитие в пореформенное время

Общественное движение в 60—80-е годы

Рабочее движение

Контрреформы 80-х гг. XIX в.

Распространение марксизма в России. I съезд РСДРП

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Персоналии

Раздел VIII. Россия в конце XIX – начале XX в.

Социально-экономическое развитие

Политическое устройство и общественное движение

Внешняя политика в начале XX в. Русско-японская война (1904–1905)

Первая русская революция (1905–1907)

Причины поражения революции и ее последствия

Реформы П.А. Столыпина

Международное положение России перед Первой мировой войной

Россия в Первой мировой войне

Раздел IX. На пути к новой цивилизации

Февральско-мартовская революция 1917 г.

От Февраля к Октябрю 1917 г.

Захват власти большевиками в октябре 1917 г.

Гражданская война (1917–1920)

Причины победы большевиков в Гражданской войне

Персоналии

Раздел X. Советская Россия. СССР в 1921–1939 гг.

Новая экономическая политика (НЭП)

Образование СССР

Внутрипартийная борьба за власть в 20-е годы

Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства

Большой террор

Тоталитарный режим

Внешняя политика в 20—30-е годы

Персоналии

Раздел XI. Великая Отечественная война

СССР накануне войны

Начало войны

Битва за Москву

Поражения 1942 г. и Сталинградская победа

Битва на Курской дуге

Заключительный этап войны (1944–1945)

Партизанское движение

Советский тыл

Внешняя политика в годы войны

Причины и цена победы

Персоналии

Раздел XII. Советский Союз в 1945–1985 гг.

СССР в последние годы правления Сталина

СССР в 1953–1964 гг.

XX съезд КПСС и «оттепель»

СССР в 1964–1985 гг.

Раздел XIII. «Перестройка» и распад СССР

Раздел XIV. Россия на современном этапе

Политическое развитие

Социально-экономическое развитие

Персоналии

Раздел XV. Русская культура

Культура Киевской Руси

Культура Руси XIV–XVI вв.

Культура России XVII в.

Русская культура в первой половине XVIII в.

Русская культура во второй половине XVIII в.

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в.

Культура России в начале XX в.

Культура в 1917–1928 гг.

Культура сталинского времени (1928–1953)

Советская культура второй половины 50—80-х годов

Черты современной культуры России

Словарь исторических терминов и понятий

Справочная хронологическая таблица

Тесты для самоконтроля

Ключи к тестам для самоконтроля

В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков

nashaucheba.ru


Смотрите также