Моисеева Л.А. История цивилизаций Курс лекций. Моисеев история россии


Моисеева Л.А. История цивилизаций Курс лекций

Серия «Учебники, учебные пособия»

Л. А. Моисеева

История цивилизаций

КУРС ЛЕКЦИЙ

Рекомендован Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия в сфере высшего профессионального образования

«Феникс» Ростов-на-Дону

2000

Предисловие

Главная задача настоящего учебного пособия - дать целостный обзор великого исторического опыта человечества, ибо никогда прежде он не имел столь огромного значения, как на пороге XXI века. Такая работа предпринимается чуть ли не впервые: от глубокой древности до современного информационного общества через анализ взаимосвязей и специфики культуры Китая, Индии, Японии, Шумера — самой ранней цивилизации на Земле, Египта, Греции, Рима, через затерянный мир майя, инков, ацтеков, цивилизации Северной Америки и Запада, цивилизацию и субцивилизации России прослеживается неповторимость, самобытность опыта бытия исчезнувших и живущих ныне народов.

Взяв за основу культурно-историческиетипы цивилизаций, автор строит лекции на развитии связи понятий «цивилизация» и «культура».

Появлением в печати настоящие «Лекции» обязаны труду и энергии студентов, которые переписывали, перепечатывали мой учебный курс «Истории цивилизаций», допуская при этом массу неточностей, тратя много времени.

При охвате огромнейшего исторического периода великого разнообразия цивилизаций перед автором встала проблема — не «утонуть» в материале, поэтому структурно «Лекции» делятся на шесть тематических блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на лекции. К примеру, в теме «Восточная цивилизация. Феномен Востока» даны три самостоятельных лекции: лекция 1. Цивилизация Китая; лекция 2. Цивилизация Японии; лекция 3. Индийская цивилизация. По оглавлению студент без труда найдет необходимую ему лекцию.

Особое внимание хотелось бы обратить на тему V «Россия в контексте мировых цивилизаций», которая включает три лекции: «Цивилизация и субцивилизации России», «Запад — Россия — Восток: перекличка цивилизаций», «Россия в мировой цивилизации XXI века». Лекции даны с учетом того, что многие студенты слушают спецкурс «Откуда есть пошла земля русская», поэтому акцент сделан на месте России в истории мировых цивилизаций, в мировом человеческом сообществе, на понимании особенностей ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом разных народов.

Тема VI «Новый тип глобальной цивилизации XXI века» дает возможность познакомиться с концепциями философов и историков, прогнозирующих перспективы развития цивилизации в XXI веке. Здесь дан анализ глобальных проблем человечества и альтернативные точки зрения по проблемам выживания человечества, преодоления кризиса современной цивилизации.

Важную роль в понимании материала играют «Приложение» и «Словарь». Через сноски, указанные в самом тексте лекции (например [9]), студент отсылается к источникам. Кроме того, в «Приложении» даются биографические сведения о создателях концепций и авторах книг, археологов, историков, исследовавших данную цивилизацию. В помощь студентам в конце книги предлагается словарь терминов эзотерической философии Востока.

К сожалению, рамки учебного курса так или иначе «связывают» автора, поэтому в теме «Западная цивилизация» пришлось ограничиться только шестью лекциями; в итоге получилась определенная незавершенность темы, что компенсируется возможностью обсудить проблемы западной цивилизации на семинарских занятиях.

Поскольку один и тот же исторический материал допускает не одно, а множество теоретических толкований, в результате разные историки по-разномуего интерпретируют. Выбранная автором точка зрения на объект исследования, а также его осмысление образуют то исходное пространство и условия, в которых разворачивается толкование историкокультурного процесса.

Автор

Вводные лекции

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕтипы

ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Эволюция понятия «цивилизация».

2.Основные понятия.

3.Циклическая концепция развития цивилизации. 4.Причины упадка и гибели цивилизаций

1. Эволюция понятия«цивилизация»

Само слово «цивилизация» (фр.) появилось в языке недавно. Кто первым употребил это понятие — не установлено, но Л.Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г.[1]. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно Монтеню, автору «Опытов», а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Декарта.

В энциклопедиях понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Так, П.Гольбах отмечал: «Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта». То есть цивилизация первоначально воспринималась как процесс. «Нация цивилизуется под воздействием опыта», — таково заключение П.Гольбаха [2].

Экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «богатство». В конце XVIII в. критических рассмотрений самого понятия «цивилизация» не возникало. Цивилизация у многих исследователей оказывалась неким идеалом, и в нее вкладывались многозначные понятия. Так, цивилизация отождествляется с хорошими манерами и самоконтролем — цивилизованное поведение, цивилизованный человек. Впервые в этом значении термин появился в трудах Вольтера. Во множественном числе слово «цивилизация» появилось после XVIII в. с созданием различных теорий цивилизации. Так, в 1827 г. вышли «Принципы философии»Дж.-Б.Викои «Мысли о философии человечества» И.Гсрдера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказывает убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Значит, цивилизации нужно изучать, анализировать. По Гизо, цивилизация состоит из двух составляющих:во-первых,из уровня интеллектуального развития;во-вторых,из уровня социального развития.

Появление в 1877 г. книги Л. Моргана «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества.

Интересно развитие связи понятий «цивилизация» и «культура», которые выступали как синонимы; слова «цивилизация» и «культура» употреблялись в тождественном смысле. В XX в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации.

2. Основные понятия

Что же такое цивилизация? Предпринималось множество попыток дать определение этой универсальной и многозначной категории. Так, в 5-миздании «Философского словаря» записано: «Цивилизация (лат.civilis — гражданский, юсу дарственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества» [3]. Питирим Сорокин (отечественный социолог, изгнанный из страны в 1922 г. и ставший гражданином США) считал, что цивилизации — это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение безкакой-либосистемы [4].

Арнольд Джозеф Тойнби, английский историк и социолог, утверждает, что цивилизация — это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация — сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования.

Определение российского обществоведа Л.И.Семенниковой, которое предлагается как рабочее, построено на формуле А.Тойнби: «Цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты всоциально-политическойорганизации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу» [6].

Какие факторы определяют существо цивилизации? Освальд Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры [7]. Русский философ Николай Яковлевич Данилевский писал о цивилизации, что главное «... должно состоять в отличении культурно-историческихтипов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития» [81.

История человечества насчитывает множество цивилизаций, обладавших неповторимостью черт и обликов. Одни разрушались или их разрушали, на их обломках возникали другие.

Какова продолжительность существования цивилизации? О.Шпенглер и А.Тойнби утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно одну тысячу лет. Лев Николаевич Гумилев насчитывал полторы тысячи лет. Бельгиец Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации составляет приблизительно 185 лет.

Как видим, мнения разные, как разные они и в том, сколько и каких цивилизаций было. Н.Я.Данилевский, например, насчитывает их 11: египетская;ассирийско-вавилоно-финикийская; халдейская, илидревне-семитская;китайская; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская; новосемитская, или аравийская;германо-романская,или европейская. Две цивилизации — мексиканская и перуанская — погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

По мнению О.Шпенглера, в истории человечества всего было 8 цивилизаций: вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная.

А.Тойнби сначала насчитал до100 самостоятельных цивилизаций Затем, работая над всемирной историей, он сокращал их количество последовательно: сначала до 36. затем до 21 и, наконец, до 13.

В принципе, вопрос о том, сколько их было — 100 или 13 — не так уж важен. Важнее выделить укрупненную единицу анализа— культурно исторический тип цивилизации.

Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам.

—общностьи взаимозависимость историке политической судь бы и экономического развития;

—взаимопереплетениекультур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизации: непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы), циклического развития (страны Востока) и прО1рессивного развития(греко-латинскаяи современная европейская). Подробнее об особенностях этих трех типов развития цивилизаций — в следующих лекциях. Сейчас

остановимся на концепциях Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, А.Тойнби, К- Ясперса и некоторых других, раскрывающих глубинные причины расцвета и гибели тех или иных цивилизаций.

3. Циклическая концепция развития цивилизаций

Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался, очевидно, на доступных всем и простых наблюдениях:жизненно-биологическаяразмеренность земного пути человека, лунные фазы, морские приливы и отливы, смена времен года Поэтому цикличность, цикл — обязательный элемент мифов об умирающих и воскресающих богах, катастрофах и обновлениях мира Такие мифы есть у разных народов и культур. Так, в мифах о греческом Адонисе, шумерскойИнанне, египетском Осирисе мы видим череду уходов и возвращений, смертей и рождении. Индийское учение повествует о четырехюгах(уида — эпоха, эра, период времени, поколение), образующих вместе махаюгу — одну большую югу.

Первые описания циклического взаимопревращения основных элементов или стихий мира встречаем у Гераклита, который называл трансформацию в направлении «земля — вода — воздух

— огонь» «путем вверх», трансформацию в обратном направлении — «путем вниз». В понимании Эмпедокла все вещи состоят из четырех стихий, начал или корней: огня, воздуха, воды и земли. Движение этих начал определяется действием двух противоположных сил — Любви и Ненависти, доминирующих попеременно. П.К.Гречко в работе «Кон-дептуальныемодели истории», вышедшей по программе«Обновлс-•шегуманитарного образования в России»(1995), сравниваетпро-лсходящесс движением маятника: любовь — ненависть и т.д.,ad infinitum. Качнется в одну сторону Маятник Мира — начинаются восстановительные, соединительные процессы в универсуме, схождение «в один мирострой», в Одно; качнется в другую — распадается, разделяется прочное Одно. А четыре стихии остаются неизменными, «непрерывно и вечно тождественными» себе. Как быпро-оегаядруг сквозь друга, они становятся тем или иным.

Следуя Гераклиту, стоики довели «циклизм» до логического завершения: в космосе время от времени (через каждые 18 000 или10 800 лет) происходитekpyrosis — всеобщее воспламенение, или «мировой пожар», за которым следует «период влаги», благодаря чему сохраняются «логосы» — семена всего существующего. Новый космос, в точности похожий на сгоревший, и вырастает из этих семян [9J.

Платон свою циклическую концепцию связывает прямой зависимостью божественно правильного и повторяющегося круговращения Вселенной, потопов и пожаров, т. е. периодических катастроф, от жизни и судьбы отдельных людей. На этом он строит свои рассуждения о четырех разновидностях государства, тимократии, олигархии, демократии и тирании, которым предшествует «пятая» форма государственного устройства — Кронос (золотой век), что вполне в духе цикла[10].

Аристотель в «Метафизике» подчеркивает, что «каждое искусство и каждое учение изобретались неоднократно и в меру возможности и снова погибали»[11]. В «Политике» он эту же мысль продолжает, что «чуть ли не все ужедавным-давнопродумано»[12]. Классификация основных видов государственного устройства Аристотелем строится на основе цикличности: монархия, или царская власть, соседствующая с аристократией, — полития — олигархия — тирания — демократия.

Древнегреческий историк Полибий в своей «Всеобщей истории» платоновскоаристотельскую концепцию довел до полной циклической определенности. Он считает, что 6 форм правлениякруговра-цагелыю сменяют в истории друг друга. После очередногокатаклиз-vta(потопа, чумы и т.п.) уцелевшие люди собираются и покоряютсянаиболее сильным и отважным из своей среды — вождям: это власть силы. Разум сменяет силу, и монархия преобразуется в царство,переходящее в свою более извращенную форму — тиранию, на развалинах которой

вырастает аристократия. Аристократия (по закону природы) вырождается в олигархию. Восстание против олигархии ведет к утверждению демократии, которая деградирует с течением времени в охлократию. Каждая форма проявления несет в себе собственную погибель. Круг замыкается на охлократии, чтобы снова начать «кругооборот государственного общежития»

[13].

Мыслитель XVIII в. ДжамбаттистаВико продолжил изучение циклической концепции в философии, заключив свои суждения в формулу:«можно знать с определенностью лишь то, что сделано». Согласованность, порядок всех вещей и дел человеческих определен Божественным Провидением, той Вечной Идеальной Историей, которая в нем заключена. Согласно этой модели протекают во времени истории всех наций в их возникновении, движении вперед, упадке.

Согласно Вечной Идеальной Истории, все нации, все народы проходят в своем развитии три эпохи: «Век Богов» — «когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением через оракулов»; «Век Героев» — время аристократической республики, когда герои противопоставляют себя плебеям; «Век Людей» — все признают, что они равны по человеческой природе. Каждая эпоха имеет свой язык: «Век Богов» — священный, тайный — иероглифический; «Век Героев» имеет символический язык: гербы, метафоры, сравнения; «Век Людей» — народный язык, язык повседневных забот и нужд простых людей. По мнению Вико, каждый цикл из трех эпох рано или поздно завершается кризисом всей общественной системы. Переход от одной эпохи к другой — через общественный переворот. И отменить этот порядок, обойти его не дано людям. К такому выводу приходит Джамбаттиста Вико в работе «Основания новой науки об общей природе наций» [14].

Проблемы культурно-историческойцикличности и анализ типов цивилизаций нашли свое продолжение у оригинального русского мыслителя. Николай Яковлевич Данилевский(1822—1885),чье имя упоминается первым в ряду таких мыслителей, какО.Шпен-глер,А.Тойнби, Ф.Нортроп, А.Шубарт, П.А.Сорокин, считается основоположником«пространственно-временнойлокализации явлений культуры». Именно так был оценен в 1964 г. вклад Н.Я.Данилевского Международным обществом сравнительного изучения цивилизаций[15] В книге «Россия и Европа» Данилевский через анализ проблем во взаимоотношениях России

и Европы развивает свою теорию структуры и динамики «культурно-историческихтипов». Он писал, что Европа (Запад) относится к России враждебно, видя в России и славянстве не только чуждую, но и враждебную силу. Эта враждебность сохраняется, несмотря на большие жертвы и услуги, которые Россия оказывает Европе. Так, Россия никогда не нападала на Европу, Европа —неоднократно вторгалась в Россию, вынуждая ее защищаться и изгонять агрессора. «Причина гораздо глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против их воли и сознания) к неведомой для них цели...», — таков вывод философа [16].

Реальную же причину возникновения враждебности Данилевский видит в том, что Россия и Европа принадлежат к различным историко-культурнымтипам: Европа есть поприще романо-герман-скойцивилизации. Это одна из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории.

Вместе с тем, по мнению Данилевского, отождествление европейской цивилизации со всемирной основано на ошибочной точке зрения, благодаря которой лишь одна цивилизация рассматривается как прогрессивная и созидательная в противовес остальным, статичным и не созидательным. Сомнительным считал Данилевский и разделение истории на древнюю, средневековую и новую.

Рим, Греция, Индия, Египет и другие культуры имели свой древний, средневековый и современный периоды. Да и само падение Римской империи в 476 г. н.э., ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но не для Китая, Индии и остальной части человечества. Следовательно, существует множество цивилизаций, которые все

вместе выражают бесконечно богатый опыт человечества. Каждая из цивилизаций возникает, развивает свои собственные ценности и формы, а затем погибает вместе с ними.

Данилевский считает, что лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческимитипами». Все народы он разделяет на три основных класса: на позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации икультурно-историческиетипы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народов,творческий дух которых(.elan) покакой-топричине задерживается на ранней стадии развития и становится этнографическим материалом, используемым творческими народами для обогащения своих цивилизаций.

В главе V «Культурно-историческиетипы и некоторые законы их движения и развития» книги«Россия и Европа» Данилевский излагает законы исторического развития, вытекающие из его группировки явлений покультурно-историческимтипам[17].

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, представляюткультурно-историческийтип, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к данному самобытномукультурно-историческомутипу, пользовались политическойнезависимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одногокультурно-историческоготипа не передаются народам другого типа: каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшим влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных, организаций.

Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развитиякультурно-историческихтипов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Первые два закона не требуют, по мнению Данилевского, больших пояснений. В самом деле, из10-тикультурно-историческихтипов, развитие которых составляет содержание всемирной истории, три принадлежат племенам семитской расы, и каждое племя, характеризованное одним из трех языков семитской группы-халдейским,еврейским и арабским, — имело свою самобытную цивилизацию.

Арийская группа языков, как известно, подразделяется на 7 главных лингвистических семейств: санскритское, иранское, эллинское, латинское, кельтское, германское и славянское. Из племен, соответствующих этим семи семействам языков, 5 — индийское, персидское, греческое, римское, или древнеитальянское, и иранское — самобытныекультурно-исторические типы, развившиеся в самобытные цивилизации (кроме кельтского племени, вошедшего как этнографический материал в составгермано-романскогокультурно-историческоготипа).

Данилевский подчеркивает, чтонет ни одной цивилизации, которая бы зародилась и развивалась без политической самостоятельности, хотя достигнув уже известной ступени, цивилизация может еще несколько времени продолжаться и после потери самостоятельности, как видим на примере греков.

Третий законкультурно-историческогоразвития Данилевский подкрепляет выводами из истории Египта, Китая, Индии, Ирана, Ассирии и Вавилона: нет народа неегипетского происхождения, который принял бы египетскую культуру; индийская цивилизация ограничилась народами, которые говорили на языках санкритского происхождения. Конечно, к древнесемитскому культурному типу принадлежали финикияне и карфагеняне, но первые были народом одного корня с вавилонянами, а последние — колонией финикиян, цивилизация же

Карфагена не передалась нумидяпам и другим аборигенам Африки. Китайская цивилизация распространена между китайцами и японцами — переселенцами из Китая же. Евреи не передали своей культуры ни одному из окружавших или одновременно живших с ними народов.

Данилевский ссылается на попытку Александра Михсдонского не только покорить Восток, но и распространить на нем греческую цивилизацию, считавшуюся (по современным теориям) общечеловеческой в IV в. до Рождества Христова. Однако в восточной части Александровой монархии, через 70 или 80 лет, при помощи парфян и скифов, был восстановлен культурный тип Ирана, где он и продолжал господствовать в новом Парфянском, а потом вСасанидс-комцарствах. В западных областях дела обстояли лучше: в Сирии, Малой Азии правили цари греческого происхождения; двор, столица и города приняли греческие обычаи и моду, греческим скульпторам, архитекторам, резчикам, золотых дел мастерам открылась масса возможностей для сбыта их произведений.

Кажется, всего лучше дело пошло в Египте: в Александрии образовались музеи, библиотеки, академии, процветала философия, но все —по-гречески.Ученая Александрия была греческой колонией. Правители щедро покровительствовали греческим ученым, философам, всем носителям греческой культуры, но греческая цивилизация благодаря этому не передалась Египту, как и вообще Востоку.

Если грекам не удалось передать свою цивилизацию путем завоеваний, то не были ли они удачливее в этом при завоевании их римлянами? Данилевский подчеркивает: «... только потому, что римляне остались римлянами, произвели они нечто великое», а умозрительное, метафизическое направление греческого ума было несвойственно людям латинской расы. Передача цивилизации была испробована, но не удалась. Римские начала остались самобытными, верность началам национального государственного строя сделала из Рима самое могущественное «политическое тело изо всехкогда-либосуществовавших». Правила гражданских отношений, перешедшие из обычая в закон и приведенные в стройную систему, положили основание пауке права, представляя образец гражданского кодекса, который изучают до сих пор юристы всех стран- В архитектуре,'•де римляне своей аркой и куполом продемонстрировали самобытность, онисоздали Колизей и Пантеон, стоящие наравне с лучшими образцами греческого искусства. Наконец, в поэзии, там где она была отражением римской жизни, в одах Горация, вэле-ияхи сатире, римляне расширили возможности поэзии. В области науки об истории Тацит стоит наравне с Фукидидом.

Сами римляне насильственно передавали свою цивилизацию покоренным ими народам. «...Они уничтожали самобытную культуру там, где она была (например, в друидической Галлии), строили города — колонии римской жизни и римского быта, но нигде не возбудили цивилизации», — делает вывод Данилевский[18]. Одним из наиболее способных к цивилизации народов, разрушивших Римскую империю, были, конечно, готы. Они проникли в Италию и образовали могущественное царство, во главе которого стоял один из мудрейших и благонамереннейших государей,когда-либоцарствовавших, — Феодорик [ 19]. Он поставил самую благородную и гуманную цель — слить победителей с побежденными, привить первым римскую цивилизацию. Что же оказалось? Готы, находясь в слишком близких отношениях с цивилизацией Рима, будучи подавлены ее блеском, не усвоили ее и потеряли и свою политическую силу. Еще около трех столетий продолжался мрак варварства в Европе, прежде чем исчезнувшая цивилизация стала воздействовать на новые ее типы.

Таким образом, вся история, по мнению Данилевского, доказывает, что цивилизация не передается от одногокультурно-историческоготипа другому. Однако цивилизации воздействуют друг на друга.Во-первых,посредством колонизации. Таким образом финикияне передали свою цивилизацию Карфагену, греки — Южной Италии и Сицилии, англичане — Северной Америке и Австралии. Во-вторых,посредством«прививки»: греческим черенком была Александрия на египетском дереве; Цезарь привил римскую культуру к кельтскому корню. Есть и еще один способ воздействия цивилизации на цивилизацию: способ, которым Египет и Финикия действовали на Грецию, Греция — на Рим, а Рим и Греция — нагермано-романскуюЕвропу.

По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизацияаостигланепревзойденных высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римская — в области права и политической организации. Прогресс человечестване в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях [20]. Таков вывод Данилевского.

Причину враждебного отношения Европы к России и славянству Данилевский видит в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил.

Данилевский пишет, что если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях — политической и научной, — то русско-славянскаяцивилизация будет трехили даже четырехсоставной в четырех областях: религиозной, научной, политикоэкономической и эстетической.

Освальд Шпенглер (1880— 1936), чье имя занимает важное место среди философов истории и культуры, объявил себя уникальным и единственным создателем истинно научной схемы исторического процесса развития цивилизаций. По его словам, книгой «Закат Европы» был поставлен вопрос, который вообще никогда не ставился ранее: существует ли логика истории? Попробуем разобраться, каковы же новые методы исторического познания, предложенные О.Шпенглером [21].

Книга «Закат Европы» на русском языке вышла в 1923 г. с названием «Образ и действительность», снабженная предисловием профессора А.Деборина. КнигаО-Шпенглераникого не оставила равнодушным: незаурядный талант и необыкновенная, подавляющая эрудиция автора, обрушивающего на читателя исторические события всех эпох, философские учения Греции, Китая, сведения о народе майя, математику Евдокса и Гаусса, пещерную живопись, архитектуру древнего Египта, картины мастеров фламандской школы, фуги Баха и т.д. — все для подтверждения своих рассуждений.

О.Шпенглер пишет: «Гибель Запада ... представляет проблему цивилизации. Здесь перед нами один из самых основных вопросов истории. Что такое цивилизация, понятая как логическое следствие, как завершение и исход всякой культуры?»[22]. Поскольку всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, то цивилизация, по Шпенглеру, есть неизбежная судьба всякой культуры. «Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последней стадии развития. Цивилизация есть завершение... Она —неотвратимый конец; к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры»[23], — таков вывод О.Шпенглера, утверждающего, что расцвет западноевропейской культуры завершился. Она вступила в фазу цивилизации и не может дать ничего оригинального ни в области духа, ни в области искусства. Наступил век чисто экспансионистской деятельности, которая лишена эвристической яркости, высшей художественной продуктивности.

Судьба европейской цивилизации не является исключением: каждая культура обособлена от всех других, и она последовательно проходит цикл развития от рождения к смерти.

Итак, история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, которые должны пережить рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.

Главное для Шпенглера — внутренняя жизнь культур, отсюда аналогия носит чисто внешний характер, поскольку сравниваются чисто внешние черты цикла развития.

Шпенглер в работе «Пессимизм ли это?» сетовал: «Мою книгу до сих пор почти никто не понял». Это не так. Достаточно многие философы разделяли и разделяют его позиции. Так, тезис об отсутствии смысла в истории лег в основу мировоззрения Сартра, Барта, Нибура, Поппера — философов различных направлений. Все они отрицали взаимосвязь исторических событий, а экзистенциализм — даже объективность метода исторической науки. По Хайдеггсру, человек, выброшенный в абсурдный мир, создает историю на основе собственных решений.

Следовательно, и для экзистенциалистов, и для неопозитивистов история не имеет объективного смысла. Отсюда — устраняющаяся сама собой идея прогресса.

Шпенглер все-такиискал в европейской культурееще не реализованные возможности, выявив творческий потенциал. От апокалипсиса может спасти только подлинное самосознание, трезвый взгляд на миропорядок.

Еще Гердер писал об отдельных стадиях человеческого развития, в чередовании которых каждая нация раскрывает себя как определенный смысл. Шпенглер ставит цель: заставить людей осознать значительность и своеобразие всех великих культур, существовавших на земле. Огромный интерес Европы к Востоку, который в конце XX в. воспринимается как богатейший культурный космос, подтверждает, что Шпенглер во многом оказался прав.

Поскольку каждая культура создает исторические феномены — символы своей души, она способствует общему развитию человечества. Шпенглер развивает идею о пробуждении души культуры, ее безграничном одиночестве, стремлении подчинить себе враждебность мира, пространства, границы путем создания символов, являющихся материальным выражением этой культуры. Числа, язык, архитектура и т.д. — символы души данного духовного космоса.

Объективизация души в пространстве исчерпывает ее творческие силы. Пройдя свой цикл, душа уходит в вечность. Поэтому образ пространства весьма значим для Шпенглера. Он подчеркивает, что о культуре мы можем говорить только тогда, когда обнаруживаем изменение и развитие форм человеческого бытия. Вот почему история преходяща и неповторима.

Историки и политологи делят мир на цивилизации (со времен Гизо), определив основные среди них: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, латиноамериканская, славяноправославная.

Цивилизация, по Шпенглеру, есть «воля к мировому могуществу, к устранению поверхности земли». «В основе мира лежит «Я» — человек, отсюда существует столько же миров, сколько людей и культур», то есть только субъективное, индивидуальное представление о мире. Отсюда знаменитая фраза — «научное познание естьсамо-познание»[24].

Носителями и создателями культуры Шпенглер называет дворянство и духовенство — это творческая сила общества. Почему дворянство? Оно кровно связано с землей, а земля — основа человеческого бытия. В этом смысле дворянство — более высокая ступень крестьянства, «самая сущность крови и расы, поток существования в мыслимо современной его форме»[25]. Пролетариат — это безликая масса, а «масса есть конец, радикальное ничто». Цель пролетариата

—разрушить культуру, а возродить же культуру, ее ценности пытаться бессмысленно. Культура происходит от «культа», она связана с культом предков, она невозможна без священных традиций. Шпенглер заключает, что философия, искусство существуют лишь в культуре, культура

—аристократична и органична. Цивилизация — это мировой город, она проникнута стремлением к равенству, она демократична и хочет обосноваться в количествах. Культура национальна, цивилизация же — интернациональна.

Для более полного понимания проблем развития цивилизаций необходимо остановиться на «больших циклах» Н.Д.Кондратьева (1892—1938)и циклическом контуре пассионарной концепции Л.Н.Гумилева(1912-1993).

Известная теория «больших циклов» (48—55лет) Н.Д.Кондратьева касается больше экономических проблем общества, однако ихсоциально-историческиеобобщения легли в основу теории волнового циклического процесса. Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса. «Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего единения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку-- выбирают тех, кто им просто симпатичен» [26]. Так вокруг Ромула и Рема на семи холмах объединились 500 человек, что положило начало Риму. Вокруг Чингисхана собирались люди«длинной воли».

Именно этносы являются феноменами, в коих осуществляется взаимодействие людей и природной среды, это системы, лежащие на стыке биосферы и социосферы. Природа этноса, по Гумилеву, его этногенеза — энергетична. Опираясыт В.И.Вернадского, Гумилев определяет

studfiles.net

rulibs.com : Наука, Образование : История : Россия в мире XXI века : Никита Моисеев : читать онлайн : читать бесплатно

Россия в мире XXI века

Мы сегодня смотрим на Запад. И не без основания, ибо западные страны открыли страницу либерализации не только экономики, но и всей общественной жизни, показали необходимость интеграции и, наконец, первыми поняли, что означает социальная ориентация экономики для образа жизни миллионов граждан этих стран. И у многих экономистов, людей, занимающихся проблемами развития цивилизации, у экологов, в частности, создаётся представление о существовании некоторых универсальных рецептов, жизненных универсалиях XXI века, если угодно. Я боюсь, что такое представление ошибочно и опасно.

Безусловно, определённые универсалии существуют. Их не может не быть, ибо человечество взаимодействует с Природой, как единый биологический вид. И такие универсалии рождались в сознании людей независимо от их рассовой принадлежности, места обитания и других обстоятельств их жизни, как проявление той логики универсального эволюционизма, которая привела к появлению на Земле «человека разумного». Одна из этих великих универсалий – заповедь «НЕ УБИЙ!», которая, в той или иной форме возникла у всех народов. Универсалии рождаются и сегодняшней практикой жизни. Разве не является универсалией – универсальность технического развития или утверждение элементов планирования в либеральной экономике.

Но, между тем, закон дивергенции – это тоже универсалия. А он гласит о такой важнейшей особенности эволюции человеческого общества, как непрерывное «расхождение» этих самых особенностей. В процессе эволюции непрерывно множатся различные формы человеческого общежития, организационные структуры деятельности, особенности духовного мира людей. Значит, существуют и границы универсальности. Вот почему любое слепое подражание не только вредно, но и опасно.

Вот почему Запад (любой запад!) – это лишь опыт, но не объект для подражания. Так же как и Восток. Особенно для нас, для нас, для России, связывающей эти два региона экономической и культурной власти, два важнейших центра будущего информационного общества.

Мы говорим о XXI веке. Но отдаём ли мы себе отчёт в том, что означает комбинация слов «МИР XXI ВЕКА». Нам предстоит ещё разобраться в том, что означает такое словосочетание, каким мы видим и хотим видеть планетарное общество на грани тысячелетий. Но одно уже очевидно – в авангарде истории окажутся не те народы, у которых сегодня наиболее устроена производственная жизнь, а те, менталитет которых окажется наиболее настроенным на универсалии цивилизации XXI века, на его потребности.

Вот с этих позиций и следует думать о национальных интересах, наших трудностях и возможностях. И, прежде всего, попытаться ответить на вопрос – что такое Россия?

Без иллюзий, со всей жёсткостью и беспощадностью истинных патриотов: только так интеллигенция сможет нащупать истинное понимание ситуации, понять реальную обстановку. Только так мы окажемся способными понять, как в процессе невероятного перемешивания людей, стремительного этногенеза, охватившего всю территорию Советского Союза, огромная часть нашей нации обрела психологию люмпенов, как в её толще рождалась «коммунальная сволочь», всё то, сегодня стоит на пути к обретению русским народом достойной ниши в сообществе XXI века. Только беспощадная честность поможет нам выработать иные стандарты, соответствующие российской реальности конца века, столь непохожего на его начало.

* * *

Я называю свою позицию позицией ограниченного пессимизма. Такой термин я оправдываю тем, что вижу огромные возможности моей страны и моего народа. Но у меня глубокие сомнения в том, что мы сможем ими сегодня умело воспользоваться. Сталкиваясь с людьми, которые всю жизнь посвящали себя политике, ч вижу такую ориентированность их мысли, которая не даёт возможности спокойного обсуждения будущности страны, обсуждения, исключающего ориентацию на собственный и притом сиюминутный успех. Это свойство политиков современной волны, может быть одно из самых страшных наследий коммунистической эпохи.

И тем не менее, мы должны сообща думать о месте нашей Родины в мире XXI века. И делать всё возможное, чтобы оно было достойным!

rulibs.com

Моисеев М.В. Некоторые замечания по истории русско-ногайского военного сотрудничества

Моисеев М.В.

Моисеев М.В. Некоторые замечания по истории русско-ногайского военного сотрудничества
В предлагаемой статье рассмотрена история русско-ногайского военного взаимодействия. Показаны характерные особенности этого сотрудничества. Побудительным моментом к участию ногаев в Ливонской войне стал голод в степи. В целом, ногайский контингент не был значительным и не играл существенной роли.
В рамках специального выпуска №1 — «Русская армия в эпоху царя Ивана IV Грозного: материалы научной дискуссии к 455-летию начала Ливонской войны»

Опубликовано: 22:31:10

PDF (495 Кб.)   FB2, EPUB (53 Кб.)
 Мы рекомендуем сохранять файлы через меню «сохранить как» правой кнопки мыши
Ссылка для размещения в Интернете: http://www.milhist.info/2013/03/19/moiseev
Ссылка для печатных изданий: Моисеев М.В. Некоторые замечания по истории русско-ногайского военного сотрудничества [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Специальный выпуск. I. Русская армия в эпоху царя Ивана IV Грозного: материалы научной дискуссии к 455-летию начала Ливонской войны. — Ч. I. Статьи. Вып. II. – C. 179-187 <http://www.milhist.info/2013/03/19/moiseev> (19.03.2013)
  

www.milhist.info

История государственного управления России В. В. Моисеев

В. В. Моисеев История государственного управления России

Подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ. Для студентов, обучающихся по специальности 08.05.04 - "Государственное и муниципальное управление", а также для студентов, изучающих дисциплины "История отечественного государства и права", "История государственно-правовых реформ в России" и "Отечественная история". Обо всём этом и не только в книге История государственного управления России (В. В. Моисеев)

Автор: В. В. Моисеев

Издательство: КноРус

ISBN: 9785406002

Год: 2010

Смотрите также: Счастье которое остается Куда нас ведут семейные расстановки, Казанская икона Божией Матери

Вы хотите как можно больше узнать о книге История государственного управления России? Тогда могу Вас уверить в том, что Вы находитесь в правильном месте. Так вот, История государственного управления России - это книга, которая была опубликована в издательстве КноРус в 2010 году. Здесь вы найдете описание этой замечательного произведения и выходные данные. Также вы можете купить книгу История государственного управления России на сайтах наших партнеров.

Ссылки на книгу

Оформление ссылки в соответствии с требованиями ГОСТа Купить книгу История государственного управления России В. В. Моисеев. [Электронный ресурс]. URL: http://izbe.ru/book/232452/istoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-rossii/ (дата обращения: 23.06.2018)
HTML-код ссылки для сайтов и блогов Информация о книге В. В. Моисеев История государственного управления России
BB-код ссылки для форумов [http://izbe.ru/book/232452/istoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-rossii/]Книга История государственного управления России В. В. Моисеев[/url]
Прямая ссылка для социальных сетей и электронной почты http://izbe.ru/book/232452/istoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-rossii/

Уважаемые пользователи сайта!

Убедительно просим Вас отнеситись с пониманием к тому, что информация о книгах не всегда точная, поскольку ошибки встречаются в любой творческой работе.

Если по Вашему мнению сведения о книге «История государственного управления России» ошибочны или не обладают достаточной полнотой, то рекомендуем Вам предложить свою информацию о книге «История государственного управления России».

Для Вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «История государственного управления России», но и по ошибочному запросу «bcnjhbz ujcelfhcndtyyjuj eghfdktybz hjccbb». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска. Поэтому не стоит переживать, если Вы случайно в поисковой строке ввели «bcnjhbz ujcelfhcndtyyjuj eghfdktybz hjccbb» вместо «История государственного управления России», Вы найдете интересующую Вас информацию.

Краткая информация по данной странице

  1. Название: История государственного управления России В. В. Моисеев;

  2. Описание: на данной странице представлена информация о книге В. В. Моисеев История государственного управления России;

  3. Ключевые слова: История государственного управления России, В. В. Моисеев, книга, купить, скачать, скачать бесплатно, читать онлайн.

http://izbe.ru - самые интересные книги

izbe.ru

rulibs.com : Наука, Образование : История : Судьба России решается в глубинке : Никита Моисеев : читать онлайн : читать бесплатно

Судьба России решается в глубинке

Я был связан со Ставропольским краем более 10 лет, до 85-го года, по существу до начала перестройки. И, по большому счёту, я очень многим обязан этому общению со Ставропольем – одной из жемчужин моей Родины. Я многому там научился и приобрёл друзей. Это, не менее важно.

Какая-то могучая, первозданная сила живет в этих бескрайних степях, в могучем умном народе, который их населяет, в его неторопливости, трудолюбии, доброжелательстве. Я легко разговаривал и с председателями колхозов и с простыми казаками. За тарелкой хорошего борща на полевом стане, или за чаркой вина собственного изготовления у кого-нибудь дома я мог задавать самые каверзные вопросы. Мне всегда говорили правду, хотя порой и слегка опасались дотошливого москаля, приехавшего на крайкомовской машине. Сами они тоже любили задавать вопросы, да какие! – У иного партработника от них волосы встали бы дыбом на всех тех местах где они растут! Но в том то и беда партработников, что они по душам разговаривать давно уже разучились. Даже Горбачёв.

Трудно мне было лишь в самом крайкоме, хотя и там я был обласкан и принят с почётом. Но и в этой трудности была своя правда, ибо и не могло быть иначе, не могло быть легко. Иначе я был бы не самим собой и эту книгу писать бы не имело смысла. Я это тоже, однажды, понял.

В моих поездках по краю, меня обычно сопровождал какой -нибудь «мальчик» – инструктор того или иного одела крайкома. Мне такое сопровождение было удобно. Все дорожные хлопоты ложились на сопровождающего. А мешать – кем бы он не был, он особенно не мешал. У моего спутника всегда находились собственные дела и собствееная заинтересованность, очень далекая от моей. Все сопровождающие были на один манер – они всегда удивлялись моим вопросам, относили их, или за счет моего чудачества – что возьмешь с академика, или моей некомпетентности. Поэтому к беседам, которые я вёл, они относились обычно без всякого интереса и участия в них, как правило, не принимали. А это, как раз, меня и больше всего устраивало. В свою очередь и я тоже старался не вмешиваться в дела моих сопровождающих. Но такое, увы, не всегда получалось. Об одном из таких случаев я сейчас расскажу.

Однажды мы приехали в одну из больших станиц, расположенных киллометров в шестидесяти на северо-восток от Ставрополя. Мне всё было интересно. И я не торопился ехать на полевой стан, где нас ожидали. Мы проехали по широким улицам города застроенным добротными домами и неожиданно оказались на рынке, точнее на базаре, который назывался колхозным рынком. Мой спутник остался в машине, а я пошёл побродить и присмотреться к жизни. Рынок оказался, на удивление, хилым несмотря на то, что начинался благодатный виноградный сезон. Даже фруктами торговали люди, приехавшие издалека, причем «кавказских национальностей», как теперь стало принято говорить. Местных почти не было, а цены – ну не московские, конечно, но весьма и весьма высокие. Я спросил своего сопровождающего, как такое может получаться в благодатнейшем крае, но он только пожал плечами «я на рынок не хожу». Закономерный ответ!

Затем я зашёл в столовую, которая именовалась ресторанам и съел (и заставил съесть моего спутника) «стандартный обед», который стоил рубль, по тем деньгам и времени года, отнють не дёшево. Оказалось, что наш обед – весьма посредственное нарпитовское произведение. Снова вопрос и снова немое пожатие плечами. Я думаю, что мой спутник уже давно не был в обычной столовой в роли простого смертного.

Затем, к неудовольствию сопровождающего инструктора, пошёл в городскую библиотеку – несколько чистеньких и уютных комнат. Заведующая – ушедшая недавно на пенсию учительница русского языка, из местных казачек – была интеллигентна, умна и не лишена чувства юмора. Разговор настроил меня на добрый лад. Почувствовав мой интерес, она мне долго рассказывала о своем житие – бытие, о крае и его традициях. А я, в это время думал – какие приятные люди живут в этих станицах. Как с ними легко иметь дело. Как они всё понимают, знают и умеют. Как важно им не мешать! Не мешать и жить и работать.

Я распрощался и получил приглашение зайти ещё и завтра: меня собирались напоить чаем. Дав обещание обязательно приехать, я уже совсем в добром настроении поехал к председателю колхоза.

В правлении его не было. Мой инструктор выразил неудовольствие: «его же предупредили, что я приеду!» Председатель был на полевом стане – еще киллометров 20 по бескрайней, уже убранной пустынной степи. Неожиданно мы очутились в совершенно удивительном месте. Небольшой хуторок в глубокой балке, журчащий ручеек наполняющий ставок, а кругом яблоневый сад – я подумал: «а как же здесь хорошо в апреле или мае?» Впрочем, хорошо было и в августе.

Председатель, оказался моим ровесником и, увидев среди моих колодок ленинградскую медаль сразу же настроился благожелательно к заезжему гостю. И, для начала завёл военный разговор. Оказалось, что мы с ним в одно и тоже время были на станция Хвойная, что на Волховском фронте. Только тогда я был старшим лейтенантом, а председатель старшим сержантом. 3-5 минут общих воспоминаний и наш хозяин перешёл со мной на «ТЫ» и я стал для него просто любопытствующим Николаичем. Имя Никита ему, что-то не понравилось.

Председатель повел нас обедать. Это было не совсем лишнее после стандартного нарпитовского обеда. Свежайший борщ со сметаной, какое-то мясо на второе. На столе кувшин с молоком, арбуз на закуску. А хлеб – давно я не ел такого хлеба! Я рассказал моему председателю и о рынке, где торгуют кавказцы и о нарпитовском обеде... Он нахмурился:"Знаю, все знаю Николаич! Не мешали бы мне эти молодчики – он покосился на моего спутника – завалил бы всю станицу продуктами. И моим усатым гостям здесь и делать было бы нечего. И обеды в ресторане не из консервов бы делали. А знаешь, сколько я беру за обед, который ты сейчас съел? – он совсем оживился – не поверишь. Полтинник. И доход еще с него имею. Иногда до 20 копеек. А нарпит даже с его рублем прогорает!"

Вечером я долго сидел с главным агрономом. Тоже из казаков, лет пятидесяти. Кончил заочно сельхозинститут. Всю жизнь в поле. Меня интересовало как реализуются рекомендации ставропольских ученых. «А никак. По весне получаем из Ставрополя разнарядку – где и что и как...Тут не до самодеятельности. Даже вместе с учеными».

Утром, покидая наш гостеприимный хуторок, я застал отвратительную сцену. Мой спутник, тыкая орал на нашего агронома. А пожилой человек стоял перед ним на вытяжку и оправдываясь говорил:"Вы не волнуйтесь Николай Степанович, всё будет в ажуре.."

Когда мы сели в машину и поднялись из балки на степные просторы, я не выдержал и устроил моему спутнику разнос. «Николай Степанович! Ну как Вы так можете?. Вы же ему в сыновья годитесь. Какое Вы имеете право говорить ему „ТЫ“? Откуда такая грубость? Да и понимает он всё в сто раз лучше чем Вы». Мой спутник явно обиделся. Но говорить резко побаивался. Вроде бы гость от Горбачёва, да и с нашим первым обедает вместе. Но насупившись он мне сказал фразу, которая была хуже любого крика:" Вы же их не знаете, дай им только волю. Они такое..." Что «такое» я уже не слушал. И до самого Ставрополя угрюмо молчал погрузившись в собственные мысли.

Через месяц или через два, А.А.Никонова и меня пригласил к себе М.С.Горбачёв. Он был тогда секретарём ЦК по сельскому хозяйству, т.е. ведал в те времена всем сельским хозяйством страны. Александр Александрович уже был тогда избран президентом ВАСХНИЛ,а. Разговор шел о Ставрополье, о взаимодействии Большой Академии со ставропольским сельхозинститутом, в частности. Обстановка была рабочая и более чем доброжелательная. Михаил Сергеевич интересовался успехами института, проявлял понимание многих деталей – обсуждение шло легко и деловито.

Но в конце произошел сбой. Михаил Сергеевич меня спросил о моем общем впечатлении о состоянии дел в Ставрополье, о том как используются результаты работ института, как они внедряются в практику. Успокоенный мирным деловым тоном разговора я сказао то, о чем думал последнее время. «Край на подъеме. Это очевидно. Там много дельных и знающих людей. Но есть одна беда – аппарат крайкома: вмешивается когда не надо и во что не надо!» И начал приводить примеры.

По ходу моего рассказа, Горбачёв все больше и больше мрачнел. И неожиданно, лаконичной репликой прервал мой рассказ; «Аппарат, это гораздо сложнее чем Вы думаете». Никакого обычного монолога. Сухое расставание без каких либо пожеланий на прощание. Хозяин кабинета был явно рассержен. Только позднее я понял свою бестактность – нельзя прикасаться к святая святых.

В системе власти и, прежде всего партийной власти, существовали определенные неписанные правила игры, обязательные для всех и для рядового инструктора, и для секретаря ЦК и, как потом мы поняли, и для генсека, тоже. Все они были в системе и все держались на одностороннем «ТЫ», в частности. Именно аппарату принадлежало всё, он был истинным владетелем собственности. Но каждому было отпущено только то, что было ему положено, и отдыха, и продовольствия, и других жизненных благ, ну и конечно, обращения «ТЫ» со всеми, стоящими ниже, чем ты в партийной иерерхии. И категорический запрет обсуждать что-либо, относящиеся к этим прерогативам, с кем либо из нас, стоящих вне системы, вне номенклатурного аппарата и даже со своими коллегами, стоящими на нижних ступеньках. То, что происходило за зелёными заборами, то о чем говорили там, что ели и что пили нас не касалось. Это была тайна, которая охранялась куда строже, чем все военные секреты вместе взятые.

И мой инструктор безобразничал в колхозах, орал на пожилых людей не потому, что это требовало дело, не потому, что они допустили те или иные огрехи, а для того, чтобы люди каждодневно, ежечастно чувствовали, кто есть настоящий хозяин на этой земле. Если бы они потеряли, хоть одну из ниточек, которыми был связан Гуливер, то они потеряли бы всё. Я думаю, что Горбачёв, лучше чем кто либо понимал эти правила игры. Сейчас я уже знаю, что эти правила игры сложились постепенно, сами собой. Что они даже противоречили интересам партии и её власти, что следование им вело саму партию к гибели. Но сделать никто ничего не мог, даже если и понимал трагизм положения. Теперь я думаю, что Горбачёв это тоже понимал.

И, тем не менее мне кажется, что он все же переоценивал, сковывающий потенциал Системы. Это помешало ему, однажды, правильно поставить цели и выбрать более легкий путь вывода нашего общества на «естественный» путь развития.

rulibs.com


Смотрите также