Министерство иностранных дел Российской Федерации. История мид россии


Страницы истории - Министерство иностранных дел Российской Федерации

УМАНСКИЙКонстантин АлександровичЗаведующий Отделом печатис 1933 по 1936 г.г. АСТАХОВГеоргий АлександровичЗаведующий Отделом печатис 1936 по 1937 г.г. ГНЕДИН (ГЕЛЬФАНД)Евгений АлександровичЗаведующий Отделом печатис 1937 по 1939 г.г.
ЩЕГЛОВАлексей ВасильевичЗаведующий Отделом печатис 1939 по 1940 г.г. ПАЛЬГУНОВНиколай ГригорьевичЗаведующий Отделом печатис 1941 по 1944 г.г. ПЕТРОВАполлон АлександровичЗаведующий Отделом печатис 1944 по 1945 г.г.
ЗИНЧЕНКОКонстантин ЕмельяновичЗаведующий Отделом печатис 1945 по 1947 г.г. ВАСИЛЕНКОВасилий СтепановичЗаведующий Отделом печатис 1947 по 1949 г.г. ФРАНЦОВ (ФРАНЦЕВ)Георгий (Юрий) ПавловичЗаведующий Отделом печатис 1949 по 1953 г.г.
КАРЦЕВЛеонид МихайловичЗаведующий Отделом печатис 1953 по 1953 г.г. ИЛЬИЧЕВЛеонид ФедоровичЗаведующий Отделом печатис 1953 по 1958 г.г. ХАРЛАМОВМихаил АверкиевичЗаведующий Отделом печатис 1958 по 1962 г.г.
ЗАМЯТИНЛеонид МитрофановичЗаведующий Отделом печатис 1962 по 1970 г.г. ЧЕРНЯКОВЮрий НиколаевичЗаведующий Отделом печатис 1970 по 1973 и с 1979 по 1984 г.г. СОФИНСКИЙВсеволод НиколаевичЗаведующий Отделом печатис 1973 по 1978 г.г.
МАКСУДОВЛатип МаксудовичЗаведующий Отделом печатис 1973 по 1982 г.г. КАШЛЕВЮрий БорисовичЗаведующий Отделом печатис 1982 по 1986 г.г. ЛОМЕЙКОВладимир БорисовичЗаведующий Отделом печатис 1984 по 1986 г.г.
ГЕРАСИМОВГеннадий ИвановичНачальник Управления информациис 1986 по 1990 г.г. ЧУРКИНВиталий ИвановичНачальник Управления информациис 1990 по 1992 г.г. ЯСТРЖЕМБСКИЙСергей ВладимировичНачальник Управления информациис 1992 по 1993 г.г.
КАРАСИНГригорий БорисовичДиректор Департамента информации и печатис 1993 по 1996 г.г. ТАРАСОВГеннадий ПавловичДиректор Департамента информации и печатис 1996 по 1998 г.г. РАХМАНИНВладимир ОлеговичДиректор Департамента информации и печатис 1998 по 2000 г.г.
ЯКОВЕНКОАлександр ВладимировичДиректор Департамента информации и печатис 2000 по 2005 г.г. КАМЫНИНМихаил ЛеонидовичДиректор Департамента информации и печатис 2005 по 2008 г.г. НЕСТЕРЕНКОАндрей АлексеевичДиректор Департамента информации и печатис 2008 по 2011 г.г.
   
ЛУКАШЕВИЧАлександр КазимировичДиректор Департамента информации и печатис 2011 по 2015 г.г.    

www.mid.ru

История дипломатического протокола в России

Действующая российская протокольная практика основывается на исторических традициях российской государственности и дипломатической службы. Правила дипломатического протокола формировались на протяжении длительного исторического периода и впоследствии стали нормой межгосударственных отношений. Вместе с тем именно в протоколе находят отражение современные тенденции развития общества и мировой политики.

Протокол в эпоху Ивана Грозного

История протокола в России уходит корнями в XVI век, когда в 1549 г. царем Иваном Грозным было учреждено первое внешнеполитическое ведомство государства российского, получившее название Посольский приказ. На него были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа, в том числе отправка русских миссий за границу и прием иностранных представительств.

Послами назначались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. Посланники же были преимущественно из числа дворян и дьяков и посылались по менее важным делам.

Иностранные посольства, прибывавшие в Россию, находились на полном государственном обеспечении русских властей. Послы считались гостями государя. С 1549 по 1559 гг. Москву посетило 32 посольства иностранных государств. Обслуживали их пребывание специальные чины Посольского приказа.

Особым действом считался въезд иностранного посла в Москву. Посольский поезд во главе с «болшим» послом и процессия «встречников» съезжались в установленном месте. Обычно иностранных послов встречали приставы с небольшой свитой, которые обеспечивали им охрану, снабжение и ночлег. Общение приставов с послами проводилось с целью сбора сведений о внутреннем положении той страны, которую представляло то или иное посольство, а также о намерениях и полномочиях послов. Приставы поддерживали постоянную связь с Посольским приказом и сообщали ему собранные сведения.

Посольское шествие на аудиенцию к государю обставлялось с еще большей торжественностью, чем въезд в столицу. Через несколько дней после первой аудиенции проводилась вторая - царь сообщал послам, что он ознакомился с содержанием «верющей грамоты» и объявлял, какие бояре назначены «в ответ».

В своей книге «История Государства Российского» Н.М.Карамзин пишет, что еще в далеком 1553 г. произошла первая встреча русских с англичанами. Иван Грозный устроил им тогда пышный прием, показав богатство и величие Руси. Золотая посуда, золотые одежды и трон государя произвели на гостей грандиозное впечатление - англичане были поражены пышностью и богатством.

Протокол в XVII веке

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей - церемонии становились все более пышными.

Протокол в период царствования Петра I и Елизаветы I

При Петре I Посольский приказ был переименован в Посольскую походную канцелярию, а в 1720 году - в Государственную Коллегию иностранных дел. Коллегия управлялась государственным канцлером или министром иностранных дел.

Именно в эпоху Петра I в России были утверждены новые нормы протокола, приближенные к западным стандартам. Так, в 1717 г. появилось первое печатное пособие по вопросам этикета «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». В 1722 г. Петр I утвердил указ о чинах русских дипломатических представителей при иностранных дворах - высшим чином для российского дипломата стал ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Дальнейшее развитие российский протокол получил в период пребывания у власти Елизаветы I. В 1747 г. был разработан общегосударственный акт, получивший название «Церемониал о послах чужестранных государей при императорском всероссийском дворе». В нем был детально описан порядок приема иностранных послов, привилегии и иммунитеты, учет принципа взаимности, правила нанесения визитов и вручения «верющих грамот». За соблюдением всех вышеперечисленных норм следил Церемониальный департамент во главе с обер-церемониймейстером.

Протокол в XIX-начале XX века

В 1815 г. на Венском конгрессе был определен класс глав диппредставительств: послы, посланники и поверенные в делах. Помимо этого, была упорядочена система протокольного старшинства.

В 1827 г. был издан свод протокольных правил «Высочайше утвержденные этикеты при Императорском российском дворе».

Новые структурные изменения нашли свое отражение в документе «Учреждение Министерства иностранных дел» (пришедшем на смену упраздненной Коллегии иностранных дел), утвержденном императором Николаем I в 1846 году. Возглавлял МИД государственный канцлер или вице-канцлер, при нем состояли советники Министерства и чиновники особых поручений. Церемониальный департамент был переименован в Церемониальную экспедицию. В 1838-1846 гг. данное подразделение функционировало как Департамент церемониальных дел, а в 1846-1856 гг. получило название Экспедиция церемониальных дел.

К 1913 г. в России существовала разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. в мире действовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. - 102, в 1897 г. - 147, в 1903 г. - 173, то к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения уже с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

История протокола в советский довоенный период

К 20-м гг. XX века международные протокольные нормы широко использовались в российской дипломатической службе. Визиты вежливости иностранных дипломатов официальным лицам страны пребывания являлись достаточно распространенной практикой среди дипкорпуса в Москве.

Примечательно, что с 1921 г. иностранным дипломатам стали выдаваться дипломатические карточки. В 1937 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) СССР «О порядке прописки членов дипломатического корпуса в СССР и сотрудников иностранных посольств и миссий», которая регулировала вопросы регистрации дипломатов и членов персонала диппредставительств.

В 1924 г. Постановлением Президиума ЦИК Протокольный отдел НКИД выработал общую линию по вопросам взаимодействия с иностранными диппредставителями.

Протокол в период Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны советская сторона уделяла повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности дипкорпуса. Оказывалась необходимая помощь в строительстве собственных бомбоубежищ на территории диппредставительств.

Несмотря на все тяжбы войны и бытовые неурядицы, продолжалась активная дипломатическая работа. Развивались отношения между странами антигитлеровской коалиции, в Москву приезжали многочисленные иностранные делегации, в том числе на самом высоком уровне, что требовало тщательного соблюдения всех протокольных формальностей. Главы иностранных диппредставительств на постоянной основе поддерживали контакты с советским руководством.

Протокол в послевоенный период

Начиная с середины 50-х гг., представительской работе с иностранными делегациями в Москве стало уделяться значительно больше внимания. По линии территориальных отделов МИД активно организовывались совместные мероприятия с посольствами. Наряду с официальными завтраками и обедами практиковалось совместное посещение театров, концертов, выставок, экскурсии, коллективные выезды за город и другие мероприятия.

В период пребывания у власти Н.С.Хрущева в 50-60-е гг. становится обязательной практика протокольных визитов советским руководителям, организации банкетов в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца с исполнением государственных гимнов и концертами мастеров искусств, а также официальные посещения спектаклей в Большом театре.

К началу 60-х гг. был представлен новый церемониал вручения верительных грамот, который предусматривал обмен речами с их переводом на русский и иностранный языки. Протокольный отдел МИД составил подробную памятку о «порядке аккредитования в СССР главы иностранного дипломатического представительства в ранге посла или посланника». Этот церемониал вручения верительных грамот сохранялся с некоторыми изменениями практически вплоть до появления поста Президента в 1990 году.

18 апреля 1961 г. была подписана «Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая стала результатом многолетней работы комиссий и комитетов ООН по кодификации посольского права. Этот основополагающий документ, без сомнения, можно назвать «кодексом дипломатической жизни».

В 1976 г. Министерством иностранных дел были разработаны Основные положения протокольной практики СССР. Согласно данному документу, именно на Протокольный отдел МИД возлагались функции единого государственного протокола в стране. Были установлены единые правила приема иностранных делегаций и проведения протокольных мероприятий. Визиты глав государств, правительств и мининдел стали подразделяться на официальный, деловой, неофициальный и визит проездом.

В 60-70-е гг. Протокольным отделом было инициировано предложение ввести в советский протокол такую норму, как направление коллективного поздравления дипкорпуса главе государства по случаю национального праздника и особо торжественных юбилейных дат.

Период перестройки в протокольном плане был отмечен значительными преобразованиями. Так, в 1989 г. Протокольный отдел МИД был переименован в Управление государственного протокола, а затем в Службу государственного протокола. После избрания М.С.Горбачева на пост Президента СССР в 1990 г. в рамках Управления делами Президента был создан Протокольный отдел. Данное нововведение стало, по сути, историческим событием, с учетом того, что до этого всеми вопросами протокола на государственном уровне ведал исключительно МИД СССР.

Протокол в современной России

В начале 1995 г. Служба государственного протокола была преобразована в Департамент государственного протокола и в том же году утверждено положение о ДТП. Таким образом, задачи и функции Департамента, сфера его компетенции, права и обязанности получили законодательное оформление.

Современная российская протокольная практика приема зарубежных государственных деятелей на высшем и высоком уровне определяется Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года. Данный документ не только регулирует проведение мероприятий по приему высоких иностранных гостей, но и определяет протокольное старшинство официальных должностных лиц.

На настоящем этапе ДГП активно проводит информационную работу по актуальным вопросам, входящим в компетенцию Департамента, осуществляет аккредитацию дипломатических и административно- технических сотрудников посольств иностранных государств в Российской Федерации. Важнейшей частью повседневной деятельности ДГП также является взаимодействие с аккредитованным в Москве дипкорпусом по различным направлениям.

В наши дни в дипломатическом протоколе все более четко прослеживается тенденция демократизации протокольных норм - на передний план выходят компоненты делового порядка и политическая целесообразность того или иного протокольного мероприятия. Современный российский дипломатический протокол приводит действующие правила и нормы в полное соответствие с политическими реалиями международной жизни.

www.mid.ru

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство иностранных дел (эмблема)

Министе́рство иностра́нных дел Росси́йской Федера́ции, основное внешнеполитическое ведомство России, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Официально основано в 1802 императором Александром I.

Впервые же особое внешнеполитическое ведомство было создано в конце 15 в. при Иване III. Сначала вопросы внешней политики входили в компетенцию самого великого князя и Боярской думы. В качестве послов поначалу направлялись преимущественно иностранцы, состоявшие на московской службе, но уже при Василии III их заменили русские. В 1549 Иван Грозный передал в ведение одного из наиболее образованных людей того времени И. М. Висковатого, впоследствии думного дьяка, все «посольское дело», основал Посольский приказ. После казни Висковатого в 1570 во главе Посольского приказа стояли братья Щелкаловы. Наиболее выдающимися руководителями приказа во второй половине 17 в. были бояре А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, князь В. В. Голицын, Е. И. Украинцев.

В 1780-х годах в., когда во главе Посольского приказа появились европейски образованные люди, делаются первые шаги по организации постоянных дипломатических представительств в соседних странах (Швеция — 1634, Польша — 1673). До 1699 это были единственные постоянные русские миссии за рубежом.

Особое место в истории внешней политики России занимают петровская и екатерининская эпохи. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула (1721) знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. Признание нового титула российского государя, неотделимое от признания новых границ России, способствовало упрочению престижа страны и возводило ее в ранг великой европейской державы. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах. В 1699 в Голландию был направлен опытный дипломат А. А. Матвеев, в 1701 в Турцию — П. А. Толстой. В 1700-1706 были основаны также миссии в Дании, при Венском дворе, во Франции и Великобритании.В период правления Екатерины II (1762-96) внешнеполитические и дипломатические усилия России были сфокусированы на расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма (1783), обеспечении свободы мореплавания в Черном море, завершении процесса разделов Польши, защите православных единоверцев на Балканах, продвижении на Кавказ и Закавказье. Крупным успехом российской дипломатии стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774), завершивший русско-турецкую войну 1768-74 гг. Все более активное воздействие России на развитие международных отношений сопровождалось укреплением внешнеполитического аппарата, установлением постоянных дипломатических отношений с большей частью европейских государств, модернизацией управления ведомством иностранных дел.8-20 сентября 1802 Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. С его созданием Колллегия иностранных дел не прекратила своего существования, однако постепенно все важнейшие политические вопросы были переданы в ведение различных подразделений МИДа. Окончательно Коллегия была упразднена в 1832 г. Первым министром иностранных дел стал А. Р. Воронцов. Главой МИД являлось второе после императора лицо в государственном управлении — министр иностранных дел в чине канцлера. Принятые в 1815 дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917.В 1846 по предложению канцлера К. В. Нессельроде было принято «Учреждение Министерства иностранных дел» (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. В результате Крымской войны (1853-56) международное положение России серьезно осложнилось. В этот непростой для России период в 1856 МИД возглавил А. М. Горчаков, с именем которого связаны крупнейшие достижения на международной арене, а также реорганизация самого ведомства. К 1913 Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств: Россия поддерживала дипломатические отношения с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.После Октябрьской революции 1917 г. в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) «Об учреждении Совета народных комиссаров» был образован Народный комиссариат по иностранным делам во главе с Л. Д. Троцким. В мае 1918 наркомом по иностранным делам стал Г. В. Чичерин. В связи с образованием СССР НКИД РСФСР был реорганизован в Народный комиссариат по иностранным делам СССР (1923). В 1930 наркомом иностранных дел был назначен М. М. Литвинов, а в мае 1939 главой НКИД — В. М. Молотов. Внешняя политика целиком определялась Политбюро во главе с И. С. Сталиным, многие дипломаты были репрессированы.В марте 1946. название внешнеполитического ведомства было заменено на Министерство иностранных дел СССР. Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 по июль 1985, т. е. 28 лет, являлся А. А. Громыко.

В ноябре 1991 было принято решение о преобразовании МИД в Министерство внешних сношений с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей. С 1991 происходило становление внешней политики России как нового демократического государства, правопреемника СССР. Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 было утверждено новое Положение о Министерстве иностранных дел.

megabook.ru

Краткий курс истории. Министерство иностранных дел — История России

22 апреля 1832 года по указу Николая I было преобразовано Министерство иностранных дел, ныне – одно из важнейших ведомств России.

Первые в своем роде

В 1549 году в России был образован Посольский приказ – правительственное учреждение, на которое отныне возлагались общее руководство в вопросах внешней политики страны и вся текущая дипломатия: сношения с другими государствами, обмен и выкуп пленных, управление некоторыми юго-восточными землями и т. д. Посольскому приказу было, кроме того, вверено хранение необходимых государственных печатей, а также государственного архива с важнейшей внешне- и внутриполитической документацией. Интересно, что до тех пор в России подобного специального органа управления не существовало. В 1720 году по указу Петра I Посольский приказ упразднили, его сменила Коллегия иностранных дел.

От Коллегии до Революции

С 1802 года, когда указом Александра I было учреждено Министерство иностранных дел, Коллегия иностранных дел Российской империи ведала хозяйственными и кадровыми вопросами МИД, пока не была окончательно упразднена в 1832 году, а структура МИД изменилась (впрочем, это происходило неоднократно). С 1858 года МИД перестал ведать церемониальной частью, отныне этим вопросом стало заниматься Министерство императорского двора и уделов. С 1868 года МИД занимался сношениями с правительствами иностранных государств, покровительством русским интересам, в том числе зарубежной торговле, содействовал исполнению законных требований по деловым вопросам иностранцев в России и т. п. В таком виде МИД просуществовал до революционных событий1917 года, после которых на его основе был образован Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР (НКИД).

 

Поистине международное

В 1917 году НКИД РСФСР стал одним из первых наркоматов, который создала советская власть в России. Его первым главой был Лев Троцкий. Дипломатически изолированное Советское государство (в первые годы своего существования) лишилось представительств НКИД за границей. Улучшаться ситуация стала с 1920-1921 года, когда началось установление первых дипотношений Советов с иностранными государствами. Во исполнение статей Конституции СССР 1924 года НКИД РСФСР, как и другие республиканские НКИДы, был упразднен, а вместо него создан НКИД СССР. Затем, в связи с новыми преобразованиями 1946 года, НКИД СССР был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. После распада СССР функции МИД СССР перешли к МИД РСФСР, а затем на его базе было образовано МИД Российской Федерации. В 2017 году между Российским военно-историческим обществом и МИД РФ было подписано соглашение о сотрудничестве в целях совместной борьбы с попытками фальсификации истории, а также поддержания памяти о военной истории России и подвигах ее героев.

histrf.ru

МИД РФ – История России

Представитель Госдепартамента США Хезер Науэрт провела брифинг для прессы. Хезер Науэрт заявила, что Вашингтон оставляет за собой право ответить на действия Москвы в отношении американского дипкорпуса в РФ. Россия не заинтересована в диалоге с США, высылка американских дипломатов и закрытие генконсульства в Санкт-Петербурге является “неоправданным шагом”, заявила на брифинге официальный представитель госдепа США Хезер Науэрт.

Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Кремль дает зеркальный ответ на высылку дипломатов из ряда западных стран, в том числе Соединённых Штатов.

Continue reading “Брифинг официального представителя Госдепа США Хезер Науэрт.29.03.2018.”

Глава внешнеполитического ведомства традиционно ответил на вопросы представителей прессы, касающиеся отношений РФ с США, НАТО и ЕС, урегулирования на Украине, ситуации в Сирии, странах ближневосточного региона и на Корейском полуострове. Кроме того, была затронута тематика современных вызовов и угроз, борьба с терроризмом и кибербезопасность.

Сергей Лавров заявил о том, что Россия завершила подготовку к суду с США по вопросу захвата Соединенными Штатами российской дипсобственности.«Я сейчас не упомянул о беспрецедентном случае, о захвате российской дипсобственности. Мы сейчас начинаем судебные процедуры, уже подготовка завершилась», – сказал министр.

Continue reading “Сергей Лавров Подводит Итоги 2017 года на Пресс-конференции в МИД России. 15.01.2018.”

Выступление главы МИД Сергея Лаврова на Генассамблее ООН

Уважаемый господин Председатель,Дамы и господа,Год назад с этой же трибуны на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН было высказано немало правильных оценок состояния дел на нынешнем переломном этапе мирового развития. Лейтмотивом было признание, что человечество, переходя от биполярного и монополярного миропорядка к объективно формирующейся полицентричной, демократической системе международных отношений, сталкивается с общими для всех вызовами и угрозами, преодолеть которые можно только совместными усилиями. Справедливо указывалось на необходимость изменения философии межгосударственного общения, исключив попытки вмешиваться во внутренние дела государств, навязывать модели развития странам и народам.

Continue reading “Сергей Лаврова выступил на 72-й Генеральной Ассамблее ООН. 21.09.2017.”

russian-history.info

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Подведомствен Президенту по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Возглавляется министром иностранных дел; с 2004 года — Сергей Викторович Лавров.

МИД России (в 1946—1992 гг. МИД РСФСР) был образован как Народный комиссариат иностранных дел 1 февраля 1944 года, и существовал параллельно с МИД СССР.

Деятельность Министерства иностранных дел

Министерство иностранных дел — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации[3].

Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент[3]

Главная задача министерства — разработка общей стратегии внешней политики, представление соответствующих предложений Президенту и реализация внешнеполитического курса.[3]

МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы — представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России. МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.

Министерство иностранных дел возглавляет министр иностранных дел, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства. Министр несет личную ответственность за выполнение возложенных на МИД полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, также назначаемых на должность Президентом. Генеральный директор Министерства иностранных дел назначается на должность Президентом.

Подведомственные органы исполнительной власти

Министр иностранных дел

Министр иностранных дел — глава внешнеполитического ведомства. Министр представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах и подписывает международные договоры; распределяет обязанности между своими заместителями и генеральным директором; утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата; назначает на должность руководящих работников центрального аппарата, загранучреждений и территориальных органов.

Министры иностранных дел России после распада СССР

Заместители министра иностранных дел

По состоянию на декабрь 2011 г. заместителями министра являются:

  • Денисов, Андрей Иванович — первый заместитель
  • Карасин, Григорий Борисович — статс-секретарь (отношения со странами СНГ, отношения с другими государственными органами)
  • Богданов, Михаил Леонидович (отношения со странами Африки и Ближнего Востока)
  • Грушко, Александр Викторович (отношения с европейскими организациями, странами Западной и Южной Европы)
  • Рябков, Сергей Алексеевич (отношения со странами Америки, вопросы безопасности и разоружения, участия России в «Восьмёрке»)
  • Титов, Владимир Геннадиевич (отношения со странами Центральной и Восточной Европы)
  • Гатилов, Геннадий Михайлович (вопросы участия в ООН и других международных организациях, права человека)
  • Моргулов, Игорь Владимирович (отношения со странами Азии)

Генеральный директор Министерства иностранных дел

Ванин Михаил Валентинович (указ Президента РФ от 23.09.2009 г. № 1076)

Коллегия министерства иностранных дел

В Министерстве иностранных дел образуется коллегия из 23 человек в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Состав коллегии утверждается Президентом по представлению министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД и принимает соответствующие решения. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра. В случае разногласий между председателем коллегии и её членами решение принимает председатель коллегии, докладывая о возникших разногласиях Президенту.

Постоянное представительство России при ООН

Постоянное представительство России при Организации Объединённых Наций является одним из важнейших загранучреждений Министерства иностранных дел. Постоянное представительство осуществляет переговоры от имени Российской Федерации по важнейшим проблемам международных отношений. Представительство возглавляет Постоянный представитель, назначаемый Президентом по представлению министра иностранных дел. Постоянный представитель представляет Россию во всех структурах ООН, в том числе — на заседаниях Совета Безопасности. В особых случаях его место может занять лично министр иностранных дел.

По количеству сотрудников российское представительство является одним из самых крупных в ООН. При представительстве даже имеется общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка.

Структура МИД России

Jubcoin 2002 10rub ministerstvoinostrannihdel revers.jpg

Структура центрального аппарата МИД включает в себя подразделения, которые в своём большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Департаменты МИД РФ возглавляются директорами, а их отделы — начальниками. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 сентября 2007 года № 1163, Министерство разделено на 39 департаментов.[4] Ранее Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 865 было разрешено иметь в МИДе 35 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства[5], Указом от 19 октября 2005 года № 1218 — 36 департаментов.[6] По своему назначению департаменты разделяются на территориальные (отношения России с иностранными государствами, группируемыми по условным регионам) и функциональные (по закреплённым функциям). В каждом департаменте работает 30-60 дипломатов.

Кроме того, при Министерстве действуют четыре подразделения при МИД: Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), Дипломатическая академия (ДА), Московский государственный институт международных отношений (Университет) МГИМО (У), Колледж МИД России и Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.

Вне структуры департаментов работают послы по особым поручениям, каждый из которых отвечает за определённую проблему международных отношений (например, грузино-абхазское урегулирование). Послы по особым поручениям подчиняются непосредственно заместителям министра.

Территориальные департаменты

Территориальные департаменты Министерства иностранных дел
  • Второй департамент стран СНГ (Белоруссия, Молдавия, Украина)
  • Третий департамент стран СНГ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан)
  • Четвёртый департамент стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия)
  • Первый Европейский департамент (Андорра, Бельгия, Ватикан, Италия, Испания, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция)
  • Второй Европейский департамент (Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония)
  • Третий Европейский департамент (Австрия, Венгрия, Лихтенштейн, Польша, Словакия, ФРГ, Чехия, Швейцария)
  • Четвёртый Европейский департамент (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Кипр, Македония, Румыния, Сербия, Словения, Турция, Хорватия, Черногория)
  • Департамент Северной Америки (США, Канада)
  • Латиноамериканский департамент (Центральная и Южная Америка)
  • Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Палестинская национальная автономия, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис)
  • Департамент Африки (Африка южнее Сахары)
  • Департамент азиатского и тихоокеанского сотрудничества
  • Первый департамент Азии (Китай, КНДР, Монголия, Республика Корея)
  • Второй департамент Азии (Афганистан, Бангладеш, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка)
  • Третий департамент Азии (Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Новая Зеландия, Океания, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Япония)[7]

Функциональные департаменты

МИД России со стороны Смоленской Площади
  • Департамент внешнеполитического планирования
  • Департамент международных организаций
  • Первый департамент стран СНГ (общие вопросы сотрудничества в рамках СНГ)
  • Департамент по вопросам безопасности и разоружения
  • Департамент по вопросам новых вызовов и угроз
  • Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека
  • Департамент информации и печати
  • Департамент общеевропейского сотрудничества
  • Департамент экономического сотрудничества
  • Правовой департамент
  • Департамент по работе с соотечественниками за рубежом
  • Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями
  • Департамент кадров
  • Консульский департамент
  • Департамент государственного протокола
  • Департамент безопасности
  • Департамент информационного обеспечения
  • Историко-документальный департамент
  • Управление делами (департамент)
  • Валютно-финансовый департамент
  • Департамент капитального строительства и собственности за рубежом
  • Департамент дипломатическо-курьерской связи
  • Департамент специальной связи[7]

Ведомственная медаль

Контакты

Адрес: 119200, г. Москва, Смоленская-Сенная пл., д. 32/34; Телефон: (499) 244-16-06

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

МИД РФ запустил сайт о работе дипломатов в годы революции — История России

Министерство иностранных дел Российской Федерации выложило в открытый доступ ряд архивных документов, изданных в период Октябрьской революции. Документы размещены на интернет-ресурсе «Революция 1917 года: Судьбы русской и советской дипломатии» (www.1917.mid.ru).

На портале представлено около четырех тысяч архивных дел и 355 тысяч листов документов, которые освещают временной период с 1917 по 1924 год.

Переговоры в Брест-Литовске (1918)

Революция 1917 года оказала заметное влияние на российскую и впоследствии советскую дипломатию, став для нее тяжелым испытанием. «Несмотря на глубочайшие и во многом трагические перемены в жизни государства, общества, а также в международных отношениях, она [дипломатия] доказала свой высокий профессионализм, преемственность и преданность национальным интересам», – подчеркнули в министерстве.  

Несмотря на полное изменение государственного строя и образование нового, Советского государства, МИД продолжал выполнять свои обязанности. Особенно важно это было в условиях Первой мировой войны: благодаря эффективной работе наших дипломатов, России удалось максимально укрепить союзническую коалицию. Однако решение советского правительства о прекращении войны сотрудники ведомства восприняли как предательство и отказались сотрудничать с большевиками. Их место в итоге занял Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД).

Дипломатическая миссия М.В.Фрунзе в Турцию (1921-1922)

Таким образом, советская власть с нуля создала новую дипломатию и сформировала собственный внешнеполитический курс, кардинально отличавшийся от курса предыдущего руководства. «Это был непростой и тернистый путь, с ошибками, срывами и неудачами, однако в конечном итоге он завершился формированием успешно работавшего ведомства и устойчивого международного курса. Несмотря на формальный разрыв с прошлым, этот курс, как и прежде, был нацелен на укрепление российского государства, его безопасности и продиктован национальными интересами», – говорится в описании проекта.

Выложенные документы архивов МИД РФ доступны для всех желающих совершенно бесплатно. Они позволяют проследить путь изменений и развития отечественной дипломатии в период «от Февраля к Октябрю» и понять, как революционные потрясения сказались на внешней политике страны. Документы знакомят нас с ситуацией в первые месяцы после Октябрьского переворота, в период Гражданской войны и на последующих этапах вплоть до признания Советского государства ведущими западными державами.

Народный комиссар по иностранным делам СССР Г.В.Чичерин и директор русского департамента МИД Германии А.М.Вартенберг

Кроме того, на портале можно найти документы, посвященные «русскому дипломатическому зарубежью», и в частности сотрудникам загранпредставительств, изданные посольствами в Лондоне, Париже, Риме и многих других городах Европы.

Как подчеркивают создатели портала, несмотря на сложные идеологические противоречия, которые тогда разъединяли многих, российские и советские дипломаты всегда работали на благо своей страны и ее будущего, а поэтому в равной степени, как справедливо отмечается, «заслуживают достойного места в национальной истории».

histrf.ru


Смотрите также