Реферат: История кадетского движения в России. Кадеты история россии


История кадетов в России.

on 08 Ноябрь 2011.

кадеты, кадетство в россии,история кадетов

История кадетов в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене. В России издавна существовала  традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы  кадетские корпуса.  Слово «кадет» в переводе с французского означает «младший». Воспитанниками кадетских корпусов, как правило,  становились дети российских военнослужащих.

В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны «Об учреждении кадетских корпусов говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».

Все значимые политики и реформаторы в своих программах в той или иной степени обращали свой взор на молодое поколение. Им нужно было заручиться поддержкой подготовленных,  преданных делу, патриотически-настроенных людей, взращенных государством, т.н. государевых людей.

На протяжении более 250-летней истории кадетов, воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин - далеко не полный список выпускников кадетских корпусов.

В советское время кадетские корпуса как таковые были расформированы.  На всю страну существовали всего несколько подобных учреждений (Суворовское, Нахимовское училища), однако по статусу и характеристикам они отличались от классических  кадетских корпусов.

Кадетские корпуса начали возрождаться в Российской Федерации  с 1992 года в различных типах: кадетская школа, кадетская школа-интернат, кадетский корпус,  в некоторых обычных школах появились кадетские классы.

Получение образования  в кадетском учреждении любого типа  дает возможность для мальчиков в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех. Ведь помимо серьезного и глубокого изучения предметов обязательной школьной программы подростки изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, осваивают приемы рукопашного боя, проходят обязательную военную подготовку.

Ряд кадетских учебных заведений ориентирован на конкретный военный профиль, Такие заведения неразрывно связаны с соответствующими военными учебными заведениями: академиями и университетами.

Целевые установки воспитания и обучения кадетов соотносятся с  принятой в марте 2000 г. государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»

Основная цель воспитания и обучения кадетов-становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданственной позиции, способности  к личностному и профессиональному самоопределению.

«Гражданственность»  в современном понимании рассматривается как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются  гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и государству.

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданского воспитания, т.к. подростничество - это время самоутверждения ребенка как личности, активного формирования его социальных интересов, жизненных предпочтений и идеалов, время формирования собственной самооценки и жизненного поведения.

Важную роль в воспитании учащихся в кадетских корпусах играет обстановка, в которой с самого начала оказывается ребенок.  Обучает и воспитывает кадета весь учебно-воспитательный комплекс, создаваемый в корпусе - учителя, воспитатели, установленный порядок и образ жизни. Ведущее место в воспитании кадета принадлежит офицеру - воспитателю. Как правило, этими воспитателями являются офицеры, имеющие большой жизненный и военный опыт (офицеры в отставке, офицеры в запасе).  Однако, несмотря на житейскую мудрость, специального педагогического  образования  большинство из них не имеет.

История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству, которые, в дальнейшем, смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении своему отечеству.

Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

< Предыдущая Следующая >
 

school-box.ru

Исторический путь кадетского корпуса в России » Военное обозрение

28 февраля Россия отмечает 280 лет со дня открытия первого кадетского корпуса. Этимология слова кадет уходит своими корнями в наречие коренных гасконцев. Латинское «капителлиум», означающее дословно «маленький капитан», было преобразовано в «капдет», а в русском языке уже звучало в своем современном выражении.

Первые кадетские корпуса появились в Пруссии. Утвердил создание школы для военной службы дворянских детей великий курфюрст в 1653 году. Затем последовало распространение такого рода учебных заведений по всей Европе. В 1716 была учреждена кадетская рота, во главе которой встал четырехлетний Фридрих, прозванный впоследствии Великим. Монарх особое внимание уделял военному образованию наследника и, как известно из истории, не зря. До появления кадетских корпусов в России дворянские дети проходили службу в гвардейских полках Преображенском и Семеновском, и лишь затем поступали в ряды армии. Дворяне обучались также в созданных в петровские времена школах математических, навигационных и инженерных наук. Для солдатских детей были созданы гарнизонные учебные заведения.

В Россию идею формирования кадетского корпуса принес могущественный немец Миних. Настаивал на его учреждении и уважаемый императрицей Павел Ягужинский. В конце февраля по новому стилю 1732 года Миних предложил Анне Иоанновне проект новой школы для дворянских сыновей, аргументируя необходимость такого учреждения объективной потребностью времени. Все ученики должны были носить военную форму, а также соблюдать строжайшую дисциплину и прилежно учиться. Директором Корпуса кадет был назначен генерал-майор Григорьев. В основу проекта было положено устройство прусских кадетских учреждений.

Елизавета Петровна издала указ о создании Морского кадетского корпуса с целью вернуть былое могущество петровского флота. Екатерина Великая организовала второй корпус имени Петра Великого, а также первый Московский кадетский корпус. Более пятидесяти различных учреждений для кадетов было открыто за ушедшие 280 лет. В каждом из них разрабатывался свой устав, индивидуальная форма и образовательная программа. Ученики могли после окончания не только получить высокое офицерское звание, но и принимались без испытаний в высшие учебные заведения. Выпускники причислялись к элитарной молодежи и формировали активную интеллигентную прослойку в обществе страны. Множество талантливых писателей обучались в этих заведениях и нежностью вспоминали годы юности в своем творчестве.

В первое время управление кадетскими образовательными учреждениями осуществлялось единолично директором, от которого в большей степени зависела программа обучения, распорядок дня воспитанников, их ежедневные обязанности. Смена руководителя могла повлечь преобразование всего заведения и даже смену учебных дисциплин.

В 1734 году в первом кадетском корпусе, названном Шляхетским, учреждается должность обер-профессора, который отслеживал качество обучения и выявлял способности каждого из учеников с целью дальнейшей их рекомендации к той или иной должности. Структуру учебного заведения составляли две сотенные роты корпуса, к которым приписывались мальчики. В комнатах со скромной обстановкой проживало сразу по семь и в лучшем случае шесть кадетов, один из которых выступал за старшего и отвечал за порядок и дисциплину. С детьми постоянно находился офицер, дворянского происхождения, обученный грамоте и другим наукам. Кроме военных и гражданских наук, кадетам преподавались правила этикета. Преподаватели считали своей обязанностью искоренять пороки среди учеников и занимались их разносторонним развитием. Трижды в год проводились экзамены частного характера и один раз в присутствии императрицы или высоких чиновников. Длительность обучения составляла 5, а иногда 6 лет.

Становление образовательного процесса и определенных правил шла почти десять лет. Первое поколение кадетов имели различный возраст и, зачастую, не умели писать и читать. Многие из учеников не желали учиться. Одни напрямую отказывались посещать занятия, а другие прикидывались больными и симулировали месяцами. В результате императрица в 1737 году подписала распоряжение о том, что не усвоившие программу до 16 лет кадеты, должны направляться на службу в качестве матросов. Угроза быть зачисленными в один разряд с безродными и малообразованными матросами сделала свое дело, и подавляющее большинство учеников стали сдавать экзамены успешно. Интересно, что Александр 1 повелел зачислять в кадетские корпуса не только дворянских детей, но и членов императорской фамилии, в том числе и цесаревичей. Уже в период его царствования рассматриваемые учреждения зарекомендовали себя как элитные. Считалось, что образование полученное кадетом универсальное, разностороннее и очень глубокое.

1752 году Екатерина Великая императорским указом учредила Морской кадетский корпус. Строго говоря, решение о его создании принадлежало Петру 3, однако формирование было отложено в связи с дворцовым переворотом и пришествием к престолу пресвященной немки. Через десять лет Екатерина учреждает Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус на базе петровских дворянских школ. Образованная императрица утвердила и новый кадетский устав в 1766 году. В проекте нового документа вводились следующие изменения:• прием в кадетский корпус допускался для детей не старше шести лет;• кадет обязан был в течение 15 лет постоянно пребывать в стенах заведения, лишь изредка допускались краткосрочные свидания с родственниками;• в систему управления кроме единоначалия в лице директора, вводились также коллегиальные элементы в виде совета;• кадеты делились на три возрастные группы, каждая из которых проживала и обучалась раздельно.

Изменения оказали благотворное воздействие на качество образования, что и было подтверждено особым доверием к его уровню со стороны императорского двора. По достижению кадетами 14-ти лет их распределяли по двум направлениям: военное или гражданское. Выпускники, блестяще сдавшие экзамен, производились в звание поручика, остальные становились корнетами и прапорщиками. В случае если успеваемость кадета была на низком уровне, ему присваивалось звание унтер-офицера. В период просвещенного абсолютизма в России выявилось множество талантливых историков, исследователей и писателей, занимавших должность директоров кадетских корпусов. Среди них были такие славные имена как Мусин-Пушкин.

В 1792 году Шкловское благородное училище, основанное на средства дворянина Зорича для небогатых дворянских семей, было преобразовано в кадетский корпус. В 1806 году открывается корпус кадетов в Смоленске, который в 1824 был переведен в Москву и переименован в Московский.

Внес свою лепту в развитие рассматриваемых учебных заведений и Павел I. Еще в 1798 году по его распоряжению создается Военно-сиротский дом, в котором предполагается обучать дворянских детей из обедневших семей и солдатских сыновей. Воспитанников из разных слоев общества требовалось обучать раздельно. В 1829 император Александр распорядился преобразовать заведение в Павловский корпус кадетов, а в 1863 он прекратил свое существование. Переименования и преобразования продолжались. Павел привнес в атмосферу кадетов муштру и прусский взгляд на военную дисциплину, однако сразу после переворота политика в отношении кадетских корпусов переменилась. Александр оказался продолжателем идей своей великой бабки, и в его царствование число заведений для подготовки офицерского состава увеличилось с четырех до семнадцати. Среди выпускников кадетских корпусов были Румянцев-Задунайский, Меллисино, Милорадович, Сумароков, Каменский и еще целый ряд известных и славных личностей.

Элитарный характер носил Пажеский кадетский корпус, прибредший этот статус в 1804 года. Основание пансионата датируется 1742 годом. Экзамены у выпускников принимал сам император, а правом на зачисление пользовались дети и внуки полных генералов или кавалеров артиллерии. Был среди лучших кадетов Пажского корпуса декабрист Пестель.

В первой четверти девятнадцатого века создаются кадетские корпуса Финляндский, Калишский, а также Дворянский полк, впоследствии переименованный в Константиновский кадетский корпус.В 1810 году с целью повысить социальный статус педагогов для них вводятся военные льготы. Преподавателям предоставлялись преимущества одного чина, и существенно поднималась заработная плата. В корпусах широко применялись телесные наказания, по большей части розги. Постепенно среди учеников складывается такое явление «как старые кадеты».Разрозненность корпусов, гимназий и иных военный образовательных учреждений была ликвидирована в 1832 году. Александром I был создан Главный штаб, координировавший всю систему военного образования.

Новая реформа военного образования произошла при Николае I. Все ученые заведения были классифицированы на: • обычные кадетские корпуса;• Пажеский корпус;• корпус Морской и Артиллерийское и Инженерные училища.Кроме того, были созданы еще семнадцать корпусов в различных точках страны, управление которыми осуществлялось из окружного центра. Всего по стране было создано три военно-учебных округа Московский, Западный и Петербургский. В 1841 году особое внимание обратили власти на быт и питание воспитанников. Было увеличено финансирование, а также пересмотрены нормы.

Внес свою лепту в развитие военного образования и Александр III. Его политика отличалась ужесточением в отношении условий жизни кадетов и была направлена на подготовку будущих офицеров к суровой армейской действительности. Уделялось внимание чистоплотности и дисциплине. Были вновь предприняты структурные преобразования системы, а назначение на должность преподавателей в корпусы стало строго отслеживаться. В качестве педагога кадетов мог работать только офицер, а все учебные военные заведение стали называться корпусами. Все кадетские корпуса считались средними учебными заведениями, и программа предусматривала лишь общеобразовательный уровень.

К переломному 1917 году Российская империя насчитывала сорок кадетских учреждений. Однако большевики в них увидели угрозу советской власти и в течение с 1917 по 1918 корпуса были ликвидированы. Лишь в военное время в 1943 году появились Нахимовские и Суворовские училища для подготовки нового офицерского состава с надежной идеологической установкой. Первый выпуск пришелся на середину 1950-го., а так как первых учеников брали по принципу сиротства, то необходимой стала разработка порядка приема в училища. С 1950 года в заведения начали зачисляться не только осиротевшие в годы войны мальчики, но и дети с 11 лет из полных семей. Для поступления ребенок должен был иметь четыре начальных класса образования и быть здоровым.

С 1960 года прошло новое реформирование, в результате которого возраст поступающих увеличился до 15-16 лет, а срок обучения сократился до 2 лет. Советская система военного образования дала блестящие результаты. Из числа выпускников за короткий промежуток времени 65 человек стали Героями СССР, России или Социалистического труда, больше 1000 получили звание генерала, выделилось огромное количество талантливых научных и инженерных работников, военных командиров и других заслуженных граждан страны.

Современная система кадетского образования разрозненна. Множество учебных заведений действует на основе самых различных документов, принадлежат к разным ведомствам. Кроме вновь появившихся, успешно действуют нахимовские и суворовские училища. Целью современного кадетского образования является формирование полноценной гармонично развитой личности, умеющей мыслить. Программа нацелена на выработку у кадета стремления служить своему Отечеству, а также развития в нем высоких моральных устоев и патриотических взглядов. На сегодняшний день в России насчитывается более 200 учреждений образования, именующих себя кадетскими.

topwar.ru

Кадет – это... История кадетских корпусов в России

Что общего у композитора Сергея Рахманинова, путешественника Николая Пржевальского, фельдмаршала Михаила Кутузова, конструктора Александра Можайского и адмирала Федора Ушакова? Все они были выпускниками кадетских корпусов, существовавших в Российской империи.

Кадет – это... История кадетских корпусов в РоссииСегодня мы являемся свидетелями возрождения традиционного военного воспитания молодежи, и слово "кадет" снова становится частью нашего лексикона. В связи с этим интересно узнать, что означает этот термин и какова история российских военных корпусов для юношества.

Значение слова "кадет"

В 1905 году в Российской империи была образована Партия конституционных демократов, членов которой называли кадетами. Однако есть и другое толкование этого слова.Речь идет о воспитанниках военно-учебных корпусов, появившихся в России во время царствования Анны Иоанновны. Сам же термин заимствован из французского языка и означает в переводе "младший". А если точнее, то, согласно гасконскому диалекту, кадет – это маленький капитан.Во Франции так называли юных дворян, зачисленных на военную службу, однако еще не произведенных в офицеры. Со временем этот термин перешел в другие европейские языки, включая русский.

Учреждение кадетских корпусов в России

В Московском царстве отпрыски дворянских семей получали офицерский чин, пройдя солдатскую службу в Семеновском или Преображенском полках. Петровские реформы потребовали другого подхода к подготовке командного состава армии.Поэтому в 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны был основан первый Шляхетский кадетский корпус, куда зачисляли обученных грамоте дворянских детей. Воспитанники, кроме военных предметов и строевой подготовки, изучали гуманитарные и точные науки, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде.Первый устав нового военно-учебного заведения был составлен на основе уставов таких же корпусов в Дании и Пруссии. Кадет – это был не просто ученик. С первого дня он попадал в особый мир, где все подчинялось высшей цели – служению Отечеству.

Кадет – это... История кадетских корпусов в РоссииВсе воспитанники проживали вместе под постоянным надзором офицеров, которым вменялось в обязанность прививать им необходимые для будущей военной службы качества.В конце каждого года в присутствии генералов, государственных чиновников и министров проводили публичные экзамены. Нередко на них присутствовала сама императрица.Выпускникам кадетского корпуса присваивалось звание унтер-офицера или прапорщика, после чего они направлялись служить в кавалерийские или пехотные полки.

Элитарность без снобизма

До конца XVIII века в Российской империи были основаны четыре кадетских корпуса, а в следующем - уже двадцать два. При поступлении сына родители давали расписку в том, что добровольно отдают его в обучение на пятнадцать лет без права на временный отпуск. Кадет это знал, но готов был идти на жертвы.С одной стороны, корпуса были элитарными военно-учебные заведениями, где учились отпрыски знатных семей, великие князья и даже наследник престола, будущий Александр II.С другой, воспитанниками кадетского корпуса могли стать также сыновья простых офицеров. Причем мальчики из небогатых семей и те, чьи отцы погибли или были ранены на войне, имели преимущества при поступлении.

Кадет – это... История кадетских корпусов в РоссииНевзирая на происхождение, воспитанник мог быть отчислен за неуспеваемость или лень. В то же время прилежание поощрялось приглашением «на пироги» в семьи офицеров-наставников, походами на городские ярмарки или театральные спектакли.

Кадеты в Белой армии

К началу Первой мировой войны в России существовало уже тридцать кадетских корпусов. Их воспитанникам вскоре предстояло пройти через тяжелые испытания, защищая свои убеждения перед лицом смерти. Важно отметить, что ни одно из этих военно-учебных заведений не изменило присяге.Более того, огромное количество юных кадетов пополнило ряды Белой армии. Для них барон Врангель в Крыму основал новый корпус, за чьи парты село более сорока молодых Георгиевских кавалеров.Современник вспоминал, что для революционеров кадет – это был самый ненавистный символ. Вместе с остатками Белой армии эти мальчики-герои отправились в эмиграцию. Позднее во Франции и Сербии были открыты русские военные корпуса, таким образом кадетское движение продолжало существовать.

Суворовцы, нахимовцы, кадеты

В военных парадах, проводимых в Советском Союзе, обязательно участвовали воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ – подтянутые, не по годам серьезные подростки, избравшие для себя карьеру офицера.Эти училища были образованы в 1943 г. по принципу дореволюционных кадетских корпусов. Они давали возможность детям погибших на фронтах Великой Отечественной войны солдат и офицеров получить вместе с аттестатом о среднем образовании военное обучение, которое впоследствии помогло бы им связать свою жизнь с армией.

Кадет – это... История кадетских корпусов в РоссииСуворовское и Нахимовское училища существуют в России и сегодня. Наряду с ними в последние годы в разных регионах страны основано немало кадетских корпусов. Главная особенность этих военно-учебных заведений – ранняя профессиональная ориентация по профилю конкретного рода войск.Продолжать ли обучение после окончания корпуса с целью получения офицерского звания или нет, решают сами кадеты. Значение этой формы образования, ее авторитет и престиж растут с каждым годом. В немалой степени тому способствуют давние традиции кадетского движения в России.

Источник

www.obovsyom.ru

это... Школа кадетов. Кадетский корпус

Первыми кадетскими училищами в России называют гарнизонные школы. Они появились в начале XVIII века и учили детей элементарным наукам и военному мастерству. Это ремесло сохранилось до нашего времени, и даже сейчас актуальна и почетна присяга кадета. В царские времена профессия военного была востребована и престижна.

После 25 лет на службе можно было рассчитывать на помощь от государства в виде земельного участка и материального пособия. За особые заслуги даже давали дворянский титул. Сейчас ситуация несколько изменилась, но, как и раньше, каждый военный может быть уверен в том, что у него всегда будет работа, поскольку Родина всегда нуждается в защитниках.

Кадетский корпус

Кадетство призвано подготовить молодежь к военной карьере. Преимущество такого обучения - формирование у ребенка самостоятельности и любви к Родине. Важная роль в такой школе отводится принципам. Так, кадет - это человек, который ценит традиции, воспитывает в себе различные достоинства и целенаправленно формирует из себя культурную и патриотическую личность. Немалую роль играет дружба.

кадет этоСейчас на территории России работают два популярных направления таких школ - это Нахимовское училище и Суворовское военное училище. Первое выпускает морских профессионалов, второе – специалистов сухопутной части.

Истоки

Прародителем кадетов можно назвать средневековых героев. А первая так называемая школа кадетов - это рыцарские лагеря. Старт учебно-военных заведений дали рыцарские академии, где почтенные воины обучали юношей искусству фехтования и верховой езде. Такое течение зародилось в Неаполе, а оттуда перекочевало во Францию ​​и Англию.

Такие знания позволяли молодым людям показывать свою отвагу на всевозможных турнирах и выступлениях. Но это было доступно только дворянам. Позже добавились математика, фортификация, чертежи и даже артиллерия. Мирное время внесло свои коррективы. Если раньше звание можно было получить только во время боя, то начиная с XVII века офицерский чин предоставлялся по старшинству. Именно тогда возникло звание кадет.

С французского языка слово “кадет” - это младший. С прусского - молодой человек, жизнь которого связана с военным делом. Богатые дворяне отсылали своих детей на службу в военные школы, чтобы выиграть время. Кадеты получали звание гораздо раньше своих сверстников.

Первые школы

Свою историю направление начинает еще с далекого 1653 года. Для богатых детей была основана военная школа, условия которой значительно отличались от обычного строя. В 1716 году построили кадетский корпус. Это был пансион, где наряду с программой учебного заведения введено мастерство военного дела.

кадеты россииКак ни странно, начальником учеников был четырехлетний мальчик, сын короля Фридриха Вильгельм I. В то время высшим представителям общества разрешалось получать чин «кадет» еще с колыбели. Впоследствии маленький генерал вырос в славного военачальника Фридриха Великого. Именно в правление этого человека было сделано много нового в области изучения теории военного искусства.

История кадетов России

Основоположником военно-учебных заведений на территории Российской империи стал Петр I. В 1698 году под его руководством заработала «Школа цифири и землемерия». Затем, в 1701-м, была создана школа математических и навигацких наук. Но и первая и вторая стали лишь фундаментом для появления отдельного течения - кадеты России.

Петр Великий был сторонником геодезии, и главным призванием этих школ было обучать мальчишек теории составления карт. Ранее детей отправляли в Европу за качественными знаниями. Но впоследствии это оказалось слишком затратным для империи. Именно этот принцип положил начало создания военных заведений разного направления.

Итак, в 1721 году были построены первые гарнизонные школы, которые по характеру напоминали кадетский корпус. В них принимали сыновей солдат. С 7 до 15 лет они изучали военные науки, после чего проходили службу в армии. Инициатором стал граф Михин, прибывший в Россию по приглашению Петра I управлять инженерным процессом. В народе подобные школы называли «рыцарскими академиями». И действительно, молодых людей учили не только грамоте, но и высоким эстетическим наукам.

В общем, главной причиной, почему было популярно отправлять детей в закрытые школы, было то, что в них давали хорошие знания и неплохой старт для профессионального роста.

Развитие ремесла

Впоследствии был разработан план изменений в русле военного обучения. Учреждения распространялись по разным городам империи. В середине XIX века кадет - это парень, получивший наравне с общими знаниями военную подготовку. Он мог продолжать службу в звании офицера. Так, из учеников кадеты резко превращались в руководителей. Ежедневно их обучали строевой подготовке, а затем они показывали результаты перед царем.

кадетский корпусНо наряду с суровой дисциплиной в закрытых училищах часто случались и неприятные события, связанные с вседозволенностью старших по званию и по возрасту. Часто такие столкновения приводили к бунтам.

В свое время на территории Российской империи проработало более 40 подобных школ.

Что изучают кадеты

Сегодня кадет - это в первую очередь учащийся средней школы, но с добавлением в программу обучения специальных предметов. В среднем время обучения составляет 3 года. Но есть школы, где срок образования значительно выше и может достигать 6 лет. Чаще всего детей принимают после окончания 9-го класса. В зависимости от корпуса встречаются заведения, которые работают и с младшими детьми, начиная с 5-го.

Перед решением, в какую школу пойти, нужно еще определиться не только с возрастом, а также с направлением, по которому будет преподавать училище. Особое внимание уделяется гимнастике и физической подготовке. Дополнительные занятия - это инженерия, медицина, топография и военный устав. Важную роль в воспитании кадетов отводят эстетическому уклону. Также в соответствии с корпусом, к которому принадлежит ученик, он может изучать специфические науки. В XXI веке поступить в кадеты могут одинаково легко как мальчики, так и девочки.

школа кадетов

Будни кадетов

Главный критерий, по которому выбирают учеников, - отличное физическое и психологическое состояние здоровья. Второе связано со значительными нагрузками и жестким графиком учебного дня. Кроме этого, кадеты учатся в закрытых школах-интернатах. А значит, могут видеться с родными только на выходных. Важнейшим в воспитательном процессе считается строгая дисциплина для учеников. Еще с 1732 года в первых кадетских корпусах носили форму, эта традиция продолжается и сегодня.

Кроме ношения военной одежды, молодые люди маршируют, несут вахту и обращаются к старшим по званию. Большим плюсом для такого образования является максимальное приближение к реальным условиям армейской жизни. Проводятся всевозможные спортивные лагеря и полевые сборы.

Но самый важный этап - это традиционная клятва кадета. Молодой воин дает обещание не только послушно выполнять свои новые обязанности, но и служить своей родине и стать на ее защиту, если нападет враг.

клятва кадета

Первый шаг к мечте

Учебные заведения сегодня предлагают не только отличное воспитание, а и много льгот для своих будущих подопечных. Так, например, бесплатно учиться в таких заведениях могут дети, чьи родители-военные погибли при исполнении обязанностей. Также те, чьи отцы на данный момент работают над особо важными задачами. Есть возможность бесплатного обучения детей-сирот. Предоставляется возможность и детям из многодетных семей.

Для утверждения нужно также обязательно позаботиться о таких документах, как выписка с оценками за последний семестр и характеристика из предыдущего учебного заведения.

посвящение в кадетыПеред окончательным утверждением потенциальных учеников осматривает врач, который утверждает их физическое состояние. В связи с большой спортивной загруженностью подросткам со слабым здоровьем не рекомендуют учиться в училище. Также работу с ними проводит психолог, который определяет, готов ли ребенок эмоционально начать новую самостоятельную жизнь. И только после тщательных проверок ученика ждет посвящение в кадеты. Погоны выдадут только самым большим патриотам своей мечты.

Проблемы современного обучения

Кажется, столько времени отделяет Россию от Советского Союза. Но к сожалению, страна все еще работает на имперской системе и не пытается это изменить. Современники сталкиваются с пережитками, которые до сих пор болтаются в политике страны, так как еще не сформировалась новая система обучения. Старые профессора работают по анахронической схеме, которой их учили на территории Союза. Партийная пропаганда уже давно отжила свое, но век стоит фундаментом для нового поколения. Также недоработана цель, к которой должны тянуться ученики.

присяга кадетаЗаведения не заботятся о будущей судьбе подопечных и не дают им льгот, которые в дальнейшем помогут поступить в вуз. К тому же выпускные оценки курсанта приравниваются к баллам простого ученика. То есть кадеты России совсем не защищены перед лицом строгой реальности.

В общем, единственное, что побуждает юношей и девушек и в дальнейшем выбирать военные школы такого типа, так это почетное звание и моральный принцип.

fb.ru

Кадетские корпуса России. История создания

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности к судьбе отечества, формирование нравственной позиции у воспитанниц.

Задачи:

  • Образовательные:
    • систематизировать  знания об историческом прошлом России;
    • обозначить основные этапы развития кадетских корпусов   в России.
  • Воспитательные:
    • формировать гражданско-патриотическое сознание;
    • развивать чувство сопричастности к судьбе отечества;
    • формировать нравственную  позицию у воспитанниц к учреждению, в котором они обучаются.
  • Развивающие:
    • сплотить коллектив класса через групповое взаимодействие, индивидуальное отношение каждой воспитанницы к событиям;
    • создать комфортный психологический  микроклимат.

Педагогические технологии:технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально -психологической основе В. А. Сухомлинский ; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе  С. Лысенкова, С. Соловейчик.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации,   подбор картинок;
  • ведущим  и воспитанницам раздать и выучить тексты;

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения:  групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия: презентация «Кадетские корпуса России. История создания».

Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.

Дата проведения: 17  февраля 2012 года.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Основная часть

Классный руководитель: Все вы учитесь в Пансионе воспитанниц министерства обороны.    – Кто знает как оно было образовано? (Ответы воспитанниц). – Наше учреждение не так молодо как кажется. История его создания началась задолго до вашего рождения. Разобраться в этих насущных вопросах помогут наши ведущие Павловская Александра и Фридман Любовь.

(Ведущие занимают свои места)

Ведущий 1: Сегодня мы с вами прикоснемся к истории создания кадетских корпусов. А поможет нам в этом наш добрый друг «Толковый словарь».

Ведущий 2: Кадет (фр. – младший, несовершеннолетний) – так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.

Ведущий 1: Слово кадет происходит от уменьшительного “капдет” на гасконском наречии, производного от латинского “капителлеум”, что буквально значит “маленький капитан” или “маленький глава”. Французские “кадеты”, собранные в специальные школы, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.

Ведущий 2: С чего же все начиналось?

Доклад воспитанниц.

1 воспитанница: Когда в 1689 г. Петр был провозглашен императором, одной из его первоочередных задач стала забота о создании в России постоянного войска с грамотным командным составом и защите государства от внешних врагов. Петр сознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границу, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии.

2 воспитанница: До Петра I в России школами, готовящими офицеров для армии, служили два гвардейских полка: Преображенский и Семеновский – для пехоты и Лейб-Регимент – для конницы. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию.

3 воспитанница: В 1701 г. Петр основал в Москве “Школу математических и навигацких наук” (с 1715 г. – Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в Морской кадетский корпус), которая, по словам самого Петра, была “нужна не только к морскому ходу, но и артиллерии и инжинерству”. Эта школа до 1706 года состояла в ведении Оружейной палаты, а потом была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги».

4 воспитанница: Примерно в это же время возникают специальные инженерные и артиллерийские школы. В 1712 г. в Москве создается инженерная школа на 23 ученика. В С.-Петербурге в 1719 г. также образуется инженерная школа, которая в 1723 году была объединена с переведенной в Санкт-Петербург московской школой. Что касается артиллерийских школ, то, кроме школы, существовавшей при бомбардирской роте, в 1712 году в Санкт-Петербурге была учреждена школа при артиллерийском полку.

1 воспитанница: Однако все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20-х гг. XVIII в. подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 г. и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус.

2 воспитанница: В указе об учреждении кадетского корпуса, подготовленном при непосредственном участии императрицы Анны Иоанновны, говорилось: “Вечно достойныя памяти дядя наш, государь Петр Великий император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало, а для произвождения определиено было указом его величества, все младшее шляхетство в гвардию с начала писать, и тем путем, яко школою, далее дослуживаться ... А понеже воинское дело поныне ще в настоящем добром порядке содержится... весьма нужно, дабы шляхетство от младых лето к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были. Того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из 200 шляхетских детей, от тринадцати до семнадцати лет, как Российских, так и Лифляндских и Эстляндских провинций, которых обучать арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, токож и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради иметь при том учителей чужеземных языков, истории, географии, юриспруденции, танцованию, музыки и прочих полезных наук дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять... Для известия всему шляхетству, сей наш указ публиковать, дабы желающие явились в Сенате”.

3 воспитанница: Первоначально преподавание в корпусе велось по так называемой индивидуально-типовой системе обучения. Каждый кадет на текущий месяц получал от своего офицера-воспитателя расписание занятий с указанием, в котором часу, какой предмет и у какого преподавателя ему надлежит изучать. Устанавливался порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен был заниматься. Обычно кадет занимался одновременно двумя-тремя предметами, посещая классы по расписанию и самостоятельно изучая заданный ему материал.

4 воспитанница: Преподаватель следил за тем, чтобы воспитанники не отвлекались, не мешали разговорами, смехом и хождениями. Ежемесячно преподаватели представляли директору корпуса рапорты об успеваемости. Материал на уроках объяснялся довольно редко, запоминать изучаемый материал требовалось путем зубрежки. Преподаватели, живо объяснявшие учебный материал, демонстрировавшие опыты, схемы, рисунки, были в первое время большой редкостью. На качестве обучения сказывалось пребывание кадетов в многочисленных командировках в посольства России, в отпусках по различным причинам. Для устройства домашних дел, свидания с престарелыми родителями отпускали на срок от 2-х до 3-х месяцев. Часто кадеты, прикидываясь больными, удлиняли свой отпуск. В таких отпусках бывало одновременно до 40-50 человек .

Ведущий 1: Методы обучения были несовершенными, пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Как только кадет усваивал изучаемую им программу по какому-либо из предметов, он переходил к следующему предмету и изучал его, пока преподаватели не находили его знания достаточными. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.

Ведущий 2: 15 декабря 1752 г. в Санкт-Петербурге учреждается Морской кадетский корпус. С 14 января 1701 г. – Школа математических и навигацких наук. С 15 декабря 1752 г. – Морской шляхетский кадетский корпус. С 1762 г. – Морской кадетский корпус. С 1867 г. – Морское училище. С 1891 г. – Морской кадетский корпус.

25 октября 1762 г. по указу Екатерины II (1762 – 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус (с 1800 г. – 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для артиллерийских и инженерных частей. Корпус просуществовал до революции 1917 г. Последнее его наименование: “2-й кадетский императора Петра Великого корпус”. Корпус создавался по инициативе и при непосредственном участии генерал-фельдцейхмейстера П.И. Шувалова.

Ведущий 1: К началу царствования императора Александра I (1801-1825) в России существовало четыре военно-учебных заведения для подготовки офицерских кадровый атрицей.

1 воспитанница: В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

2 воспитанница: Слово “кадет”, означавшее с 30-х гг. XVIII в. и в русском языке воспитанника военно-учебного заведения, не потеряло своего значения и в советское время. В трудные для Советского Союза годы Великой Отечественной войны  были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях. Училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия “суворовские” в честь великого русского полководца генералиссимуса Суворова Александра Васильевича.

Классный руководитель: Спасибо, сегодня мы узнали много нового. Теперь вы знаете особенности создания кадетских учреждений, и я предлагаю вам составить перечень обязанностей кадета.

Воспитанницы делятся на 4 команды по 5 человек в каждой и составляют перечень, который потом зачитывается.

Классный руководитель: Вы все прекрасно справились с заданием, давайте сверим ваши версии с теми обязанностями, которые  должны были соблюдать кадеты.

Ведущий 1: На рубеже 18-19 в.в. были сформулированы основные обязанности кадета.

  • кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних;
  • каждому кадету надлежит быть благочестивым, правдивым во всем, беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые бывают подчас неизбежны;
  • кадет обязан строго и точно соблюдать военную дисциплину и порядок;
  • каждый кадет должен иметь и вне корпуса бравый и молодецкий вид.

III. Подведение итогов

Классный руководитель: В заключении мне бы хотелось сказать следующие слова, которые некогда офицеры  говорили кадетам:

«Ты будешь тверд, как сталь, и чист, как золото. Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником. Ты будешь любить страну, в которой родился. Ты не отступишь перед врагом. Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову. Ты будешь щедр и будешь всем благоволить. Ты везде и всюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».

Источники:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

История развития кадетского образования

Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование. На протяжении более 250-летней истории кадет воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. История кадет в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются основы гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения тематического занятия (урока мужества) «История развития кадетского движения» для обучающихся 5−9-х классов.

Авторы: С. И. Мелина, А. В. Черкунов, О. В. Камагина

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (урока мужества, классного часа)«История развития кадетского образования»для обучающихся 5−9-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Материал для учителя [PDF] [DOCX]

Задания для обучающихся [PDF] [DOCX]

Цель: формирование у обучающихся патриотизма, ценностного отношения к событиям отечественной истории, готовности защищать Родину.

Задачи:

  • развитие умения анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • воспитание у обучающихся патриотизма на примере героизма сверстников, проявленного в годы Великой Отечественной войны;
  • формирование у обучающихся положительного отношения к традициям служения своей Родине;
  • расширение знаний в области истории Отечества.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

Слайд1Задание. Посмотрите видеофрагмент.

Вопросы:

Что объединяет этот видеофрагмент и фотографии на слайде? 

О чём, как вы думаете, пойдёт речь на классном часе? Сформулируйте тему. Аргументируйте свой ответ.

 

Слайд2Вопросы:

Как вы думаете, что означает слово «кадет»?

Почему возникла необходимость обучать военному делу детей с малых лет?

Кадеты (от франц.cadet − младший):

1) в феодальной Франции и Пруссии – молодые дворяне и дети феодальной знати, зачисленные на военную службу в солдатских чинах до производства их в офицеры;

2) в XVIII – начале XX века воспитанники кадетских корпусов в России и некоторых других странах, а в 80-х годах ХХ века − курсанты военно-учебных заведений в армиях США и Франции;

3) в Австро-Венгрии до 1914 года − воинское звание, соответствовавшее подпрапорщику в Русской армии.

Слайд3Прообразом кадетских корпусов в России можно считать основанную в 1701 году Петром I «Школу математических и навигацких наук» («Навигацкая школа»), в которой обучалось 5000 детей дворянского сословия от 12 до 17 лет. 

Вопросы:

Какое предназначение было у Навигацкой школы, основанной в 1701 году Петром I?

Для чего обучали детей военному делу? Аргументируйте свой ответ.

Слайд4В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов» говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надёжное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным...»

Задание. Предположите, каким наукам обучались кадеты. Обоснуйте свой ответ.

«…Чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремёслам».

Слайд5Александр II проводит реформы, оказавшие значительное влияние на изменение положения страны. Было отменено крепостное право, проведены судебная и земская реформы.

Задание.При Александре III ускорился процесс создания кадетских корпусов. Что, на ваш взгляд, послужило этому причиной?

Создание многочисленных кадетских корпусов объяснялось не только необходимостью дать военную подготовку будущим офицерам, но также стремлением заложить в будущих слуг Отечества соответствующий моральный дух. На данное решение в первую очередь повлияло то обстоятельство, что с конца XIX века крупные европейские страны Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия начинают подготовку к новой войне, и возникает необходимость усилить подготовку мобилизационного и кадрового резерва Российской армии.

Слайд6Рабочий лист 1.

Задание. Прочитайте текст. Назовите особенности кадетского образования в ХIX – начале XX века.

 

 

 

Слайд7С момента учреждения императрицей Анной Иоанновной и до закрытия в 1922 году последнего кадетского корпуса в общей сложности существовало около 50 кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. Воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни.

Вопрос: Какими военными подвигами знамениты изображённые на слайде военачальники?

Рабочий лист 2.

Задание. Используя информацию о выдающихся выпускниках кадетских корпусов в таблице 1, заполните таблицу 2, указав цифрами высказывания о выдающихся выпускниках кадетских корпусов и буквами − их род деятельности.Какие общие качества характеризуют известных выпускников кадетских корпусов?

Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплочённые между собой образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Царю и Родине. 

Слайд8В годы Великой Отечественной войны для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, были созданы суворовские и нахимовские училища.

Вопрос: Как вы думаете, почему возникла необходимость создания суворовских и нахимовских училищ в  годы Великой Отечественной войны?

 

Слайд9Контингент воспитанников первого набора суворовских училищ 1943−1944 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В училища направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Рабочий лист 3.

Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Почему начинающие кадеты уже имели боевые награды?» Оцените нравственные поступки кадет. Какие трудности легли на их юные плечи?

Слайд10Возрождение кадетского движения в современной России началось в 1992 году. Многие родители предпочитали, чтобы их дети обучались в кадетских образовательных учреждениях, не только расширяя свой кругозор, но и вместе с качественным образованием получая в них кадетское воспитание. Сама атмосфера этих учебных заведений с атрибутикой кадетского движения, опорой на его историческое прошлое и педагогами-энтузиастами прививает чувство патриотизма, товарищества, чести и справедливости, стремление к служению Отечеству.

 

 

Слайд11По инициативе Департамента образования города Москвы с 1 сентября 2014 года стартовал проект «Кадетский класс в московской школе». В общеобразовательных организациях были открыты 72 кадетских класса. В 2016−2017 учебном году количество школ-участниц проекта достигло 116.

Вопрос:

Как вы думаете, почему школьники хотят учиться в кадетских классах?

Задание.

Посмотрите  видеосюжет и ответьте на вопросы:

Чем отличаются обучающиеся кадетских классов от своих сверстников?

Хотите ли вы быть кадетом (или нравится ли вам учиться в кадетском классе?)

Выпускники кадетских корпусов, как и прежде, отличаются высоким уровнем образованности, а также целеустремленностью, ответственностью, чувством подлинного товарищества, стремлением к служению Отечеству.

 

mosmetod.ru

Реферат - История кадетского движения в России

История кадетского движения в России.

«Во имя Отечества и чести»

Кадет происходит от французского слова (CADET — МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.

История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе».

Петр Великий, повернувший Россию на путь ученичества у Запада, отлично сознавал, что ему и всем россиянам и Отечеству не существовать без Армии и Флота, отвечающим требованиям времени. Создавая новую для России вооруженную силу, он, прежде всего, сформировал систему подготовки командных кадров: для пехотных частей офицеров готовили лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полк; для кавалерии – лейб-регимент, который сначала был Санкт-Петербургский драгунский, а затем стал Кронштатский драгунский полк; для артиллерии, инженерных формирований и флотских экипажей – намеренно учрежденный в Москве и Санкт-Петербурге школы: Навигатская (1701 г.), 2 артиллерийский (1712 и 1721 гг.) и 3 инженерный (1712, 1719 и 1721 гг.). к концу царствования Петра Алексеевича из Навигацкой школы была выделена Морская Академия, а инженерные школы были объединены.

В число учащихся школы предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался - от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.

И полки, и школы готовили офицеров не только в науках, но и в боевой практике – из 25 лет Петрова правления в XVIII веке мирными выдались только два года, так что недостатка в боевых действиях не было.

К сожалению, при ближайших приемниках Петра военное строительство, а с ним подготовка командного состава пришли в упадок.

С царствованием Анны Иоанновны начинается история кадетских корпусов – заимствованных у Запада формы воспитания военной молодежи для служения Царю и Отечеству в офицерских чинах.

В 1731 году Государыня Анна Иоанновна подписывает Указ об учреждений «Корпуса Кадетов Шляхетных Детей». Она рассылает по городам приглашение дворянству привозить их сыновей в Петербург для определения в открывающееся учебное заведение.

К 17 февраля в столицу 1732 года съехались 56 недорослей, и занятия начались. Этот день считается днем основания Корпуса – он ежегодно отмечается, как корпусный праздник.

Во главе Корпуса был поставлен заправлявший всеми делами обороны генерал – фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних. От всех немцев, тесной толпой окружавших престол, этот отличался тем, что, прослужив на русской службе, он сроднился с Россией и понимал ее интересы. Он знал, что Армии и Флоту требовалось освободиться от иноземной зависимости в комплектовании офицерских кадров. Однако по натуре своей Миних остался немцем – он до мелочей скопировал устав и жизни бытование у Берлинского Кадетского корпуса и насадил в своем ту же зубрежку, ту же муштру, те же фухтеля.

Приблизительно каждые три года Корпус принимал 120 мальчиков в возрасте 5-6 лет. В числе требований к поступающим были дворянское происхождение отца или его штаб-офицерский чин, отменное здоровье мальчика. Предпочтение отдавалось детям небогатых родителей и сиротам, отцы которых погибли на войне.

В 1740 году из Корпуса выпустился будущий великий русский полководец и граф Задунайский – Петр Александрович Румянцев, о чем с гордостью потом вспоминали и воспитанники, и корпусное начальство. Можно и нужно гордиться славным однокашником и питомцем Румянцевым – продолжателем военной идеологии Петра Великого, но отнюдь не благодаря Миниху, а вопреки ему.

С воцарением Елизаветы Петровны обстановка в Корпусе очень круто изменилась. Не стало муштры, зато всячески, в ущерб военным занятиям, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами. В Елизаветинское время Сухопутный Шляхетский кадетский корпус (так он был переименован императрицей) заслужил признание как колыбель русской драматургии и русского театра.

В самом начале царствования императрицы Екатерины II Алексеевны генерал- фельдцейхмейстер Вильбуа реализовал идею бывшего президента Военной коллегии, генерала-фельдцейхмейстера графа П.И.Шувалова о создании Артиллерийского и Инженерного кадетского корпуса. Там преподавали Д.И. Менделеев, читал лекции по математике академик О.И.Сомов и многие другие знаменитые учителя. А Сухопутный корпус, между тем, подвергся очередному эксперименту. Увлечение Императрицы французской философией вылилось в идею селекции "новой породы людей" - здоровых и практичных карьеристов, целеустремленных, рвущихся к чинам и почестям, которые могли бы многое совершить, но которыми легко было бы управлять.

В 1765 году директором Сухопутного кадетского корпуса был назначен Иван Иванович Бецкой. Он составил новый устав сего военно-учебного заведения (во-первых, принимать в Корпус детей стали не старше шести лет (в этом возрасте еще возможно освободить ребенка от пороков, заимствованных им в семье) и, во-вторых кадеты должны безотлучно пребывать в Корпусе в течение 15 лет при редких, устанавливаемых начальством свиданиях с родственниками под присмотром воспитателей (опять же изоляция от вредного влияния со стороны "старой породы"). Отрывая мальчиков от семей, их отрывали и от родного языка, и от родной почвы.

Еще основательнее офранцузивание воспитанников Сухопутного кадетского корпуса пошло при генерал-поручике графе Ангальте, назначенном директором в 1786 году. Хотя все выпускные кадеты Корпуса получали офицерские чины, способности их чаще всего проявлялись на статской службе.

Затевая эксперимент над Сухопутным кадетским корпусом, Екатерина II не тронула другие: Морской, Артиллерийский и Инженерный, а также первое в России военно-учебное заведение, основание и все содержание которого было делом частного лица, - Шкловское Благородное Училище генерал-поручика Зорича. Из них выходили толковые офицеры, пополнявшие Флот и войска, сражавшиеся и с поляками, и с турками. Именно из их рядов вышли славные герои 1812 года, прошедшие выучку Румянцева, Суворова и Потемкина.

В 1794 году Императрица директором Корпуса назначила генерал-порутчика М.И. Голенищева-Кутузова, свободного от романтических фантазий солдата, кадета по воспитанию. Постепенно он вводит разделение кадет на роты и наводит в них порядок. Главное требование – исполнительность.

Вскоре современники отмечали, что в Корпусе "учреждена строгая дисциплина, сообразная с воинскими правилами". В то же время Михаил Илларионович, по воспоминаниям кадета И. Жиркевича, "с кадетами обходился ласково и такого же обхождения требовал и от офицеров".

Особенное внимание боевой генерал уделял изучению кадетами математики, как прикладной к военному делу науке.

Кутузов вводит в число предметов специального курса и тактику. Преподает ее сам, прежде разработав соответствующую обстоятельствам методику, а изготовление схем и чертежей поручает воспитанникам; создает тактический класс.

Главный результат директорства М. И. Кутузова в Сухопутном кадетском корпусе – он вдохнул в жизнь учебного заведения новый дух; понятие личной чести воспитанники все больше связывают не со стремительной карьерой, а со служением Отечеству.

Наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов внес император Николай I. Во-первых, расширил пространство существования кадетских корпусов – девять из вновь созданных были сформированы в провинции, которая, как известно, всегда была более консервативна, чем столицы. Во-вторых, он привязал к заботам о корпусах поместное дворянство. В-третьих, в 1831 году Главным начальником военно-учебных заведений был назначен младший государевбрат, генерал-фельдцейхмейстер Великий Князь Михаил Павлович. Всего в годы царствования Николая I было сформировано 17 новых кадетских корпусов, десять из которых просуществовали до Октябрьской революции.

Все кадетские корпуса того времени представляли собой интернаты со штатной численностью от 100 до 1000 воспитанников разделенных на роты (гренадерскую, мушкетерскую, неранжированиую).

Каждая рота состояла из 100-120 кадетов, приблизительно одного возраста и непосредственно подчинялась ротному командиру. Неранжированная рота полагалась для вновь поступивших малолетних воспитанников. Кадетская рота состояла из четырех отделений по 25-30 воспитанников в отделении. 4 младших офицера были ближайшими воспитателями кадетов. Для поддержания строгого порядка в помощь им назначались во все роты из числа лучших старших кадетов фельдфебель, унтер-офицеры, которые не только присматривали за вверенными им отделениями и ротами, но и имели право наказывать кадетов. Директор имел ближайших помощников: по строевой и воспитательной части – батальонного командира и младшего штаб-офицера, а по учебной части – инспектора классов и его помощника, по хозяйственной части – полицмейстера и других лиц. На лето кадеты выводились в лагерь и жили в больших палатках, по 50 человек в каждой.

В помещениях рот надлежало иметь красные доски для показа на них фамилий отлично учившихся кадетов и черные – для нерадивых, или, как тогда любили говорить, "дурных кадет". На каждого кадета была заведена аттестационная тетрадь, куда вносились хорошие и дурные поступки кадетов, их характеристика и меры для исправления плохих наклонностей.

Великий Князь Михаил Павлович внедрил в кадетские корпуса единые программы изучения наук, чего не было в ту пору ни в гимназиях, ни в университетах.

Император Александр II , который, будучи Наследником, в течение шести лет занимал пост Главного начальника военно-учебных заведений, сменив преждевременно скончавшегося дядю – Великого Князя Михаила Павловича, преобразовал кадетские корпуса в военные гимназии. Армия проиграла от нововведения. Единственным благом от него было то, что появились курсы подготовки воспитателей военных гимназий, созданные при 2-ом кадетском корпусе. Они в полной мере оправдают свое существование в царствование Императора Александра III и после, когда учиться на них пойдут строевые офицеры, избирающие хлопотную службу воспитателя кадет по велению души и рекомендации полковых офицерских собраний.

Императору Александру III в определенной степени пришлось ликвидировать те промахи, которые были допущены его предшественником в области военного образования, в подготовке офицерских кадров. В 1882 году он восстановил кадетские корпуса, а также преобразовал в корпуса военные гимназии, учрежденные во время милютинского министерства – Симбирскую, Полоцкую, Тифлисскую, 3-юи 4-ю Московские, 3-ю Петербургскую. Были сформированы кадетские корпуса Донской и 2-ой Оренбургский.

Время последнего царствования для кадетских корпусов – это завершение процесса, начавшегося при Императоре Александре III: они окончательно становятся национальными военно-учебными заведениями, заимствованная форма воспитания юношества оказывается к тому времени только нашим национальным явлением. И самое главное: это время – эпоха Великого Князя Константина Константиновича. Великий Князь был абсолютно убежден, что наиболее гармонично дети развиваются в обществе своих сверстников при совместном изучении наук, постижении культуры, в том числе заветов и традиций, овладении навыками в ремеслах и военном деле. Кадетские корпуса, с его точки зрения, при соблюдении определенных условий, в полной мере и лучше других учебных заведений могут решать задачи гармоничного воспитания.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченов, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

С приходом в 1917 году к власти большевиков, история кадетских корпусов не оборвалась. Они вместе с частями Русской Армии, эвакуированной в 1920г. генералом бароном П.Н.Врангелем, попали на чужбину. Не предаваясь отчаянию, не унывая и не жалуясь, кадеты прошли через муки эмигрантской жизни, сохраняя и продолжая традиции своего воспитания и образования.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразов которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров - воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. - еще 6, потом еще и еще. В них принимали « детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России. Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ.

В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. Первые кадетские корпуса были созданы в современной России в 1991г. в Новочеркасске и в 1992г. в Новосибирске. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях. В Министерстве образования РФ к началу 2003 г. было создано 14 юридически узаконенных, имеющих уставы и другую регламентирующую документацию, учебно – материальную базу кадетских корпусов.

www.ronl.ru


Смотрите также