Учебные заведения кадетского типа в России: история и современность. История россии кадеты


Кадет – это... История кадетских корпусов в России :: SYL.ru

Что общего у композитора Сергея Рахманинова, путешественника Николая Пржевальского, фельдмаршала Михаила Кутузова, конструктора Александра Можайского и адмирала Федора Ушакова? Все они были выпускниками кадетских корпусов, существовавших в Российской империи.

кадет это

Сегодня мы являемся свидетелями возрождения традиционного военного воспитания молодежи, и слово "кадет" снова становится частью нашего лексикона. В связи с этим интересно узнать, что означает этот термин и какова история российских военных корпусов для юношества.

Значение слова "кадет"

В 1905 году в Российской империи была образована Партия конституционных демократов, членов которой называли кадетами. Однако есть и другое толкование этого слова.

Речь идет о воспитанниках военно-учебных корпусов, появившихся в России во время царствования Анны Иоанновны. Сам же термин заимствован из французского языка и означает в переводе "младший". А если точнее, то, согласно гасконскому диалекту, кадет – это маленький капитан.

Во Франции так называли юных дворян, зачисленных на военную службу, однако еще не произведенных в офицеры. Со временем этот термин перешел в другие европейские языки, включая русский.

Учреждение кадетских корпусов в России

В Московском царстве отпрыски дворянских семей получали офицерский чин, пройдя солдатскую службу в Семеновском или Преображенском полках. Петровские реформы потребовали другого подхода к подготовке командного состава армии.

Поэтому в 1731 году указом императрицы Анны Иоанновны был основан первый Шляхетский кадетский корпус, куда зачисляли обученных грамоте дворянских детей. Воспитанники, кроме военных предметов и строевой подготовки, изучали гуманитарные и точные науки, иностранные языки, обучались танцам, фехтованию и верховой езде.

Первый устав нового военно-учебного заведения был составлен на основе уставов таких же корпусов в Дании и Пруссии. Кадет – это был не просто ученик. С первого дня он попадал в особый мир, где все подчинялось высшей цели – служению Отечеству.

кадеты значение

Все воспитанники проживали вместе под постоянным надзором офицеров, которым вменялось в обязанность прививать им необходимые для будущей военной службы качества.

В конце каждого года в присутствии генералов, государственных чиновников и министров проводили публичные экзамены. Нередко на них присутствовала сама императрица.

Выпускникам кадетского корпуса присваивалось звание унтер-офицера или прапорщика, после чего они направлялись служить в кавалерийские или пехотные полки.

Элитарность без снобизма

До конца XVIII века в Российской империи были основаны четыре кадетских корпуса, а в следующем - уже двадцать два. При поступлении сына родители давали расписку в том, что добровольно отдают его в обучение на пятнадцать лет без права на временный отпуск. Кадет это знал, но готов был идти на жертвы.

С одной стороны, корпуса были элитарными военно-учебные заведениями, где учились отпрыски знатных семей, великие князья и даже наследник престола, будущий Александр II.

С другой, воспитанниками кадетского корпуса могли стать также сыновья простых офицеров. Причем мальчики из небогатых семей и те, чьи отцы погибли или были ранены на войне, имели преимущества при поступлении.

значение слова кадет

Невзирая на происхождение, воспитанник мог быть отчислен за неуспеваемость или лень. В то же время прилежание поощрялось приглашением «на пироги» в семьи офицеров-наставников, походами на городские ярмарки или театральные спектакли.

Кадеты в Белой армии

К началу Первой мировой войны в России существовало уже тридцать кадетских корпусов. Их воспитанникам вскоре предстояло пройти через тяжелые испытания, защищая свои убеждения перед лицом смерти. Важно отметить, что ни одно из этих военно-учебных заведений не изменило присяге.

Более того, огромное количество юных кадетов пополнило ряды Белой армии. Для них барон Врангель в Крыму основал новый корпус, за чьи парты село более сорока молодых Георгиевских кавалеров.

Современник вспоминал, что для революционеров кадет – это был самый ненавистный символ. Вместе с остатками Белой армии эти мальчики-герои отправились в эмиграцию. Позднее во Франции и Сербии были открыты русские военные корпуса, таким образом кадетское движение продолжало существовать.

Суворовцы, нахимовцы, кадеты

В военных парадах, проводимых в Советском Союзе, обязательно участвовали воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ – подтянутые, не по годам серьезные подростки, избравшие для себя карьеру офицера.

Эти училища были образованы в 1943 г. по принципу дореволюционных кадетских корпусов. Они давали возможность детям погибших на фронтах Великой Отечественной войны солдат и офицеров получить вместе с аттестатом о среднем образовании военное обучение, которое впоследствии помогло бы им связать свою жизнь с армией.

слово кадет

Суворовское и Нахимовское училища существуют в России и сегодня. Наряду с ними в последние годы в разных регионах страны основано немало кадетских корпусов. Главная особенность этих военно-учебных заведений – ранняя профессиональная ориентация по профилю конкретного рода войск.

Продолжать ли обучение после окончания корпуса с целью получения офицерского звания или нет, решают сами кадеты. Значение этой формы образования, ее авторитет и престиж растут с каждым годом. В немалой степени тому способствуют давние традиции кадетского движения в России.

www.syl.ru

Учебные заведения кадетского типа в России: история и современность

«…Система… кадетского образования, которая у нас развивалась волнами (наверное, самый мощный толчок созданию этой системы был дан после окончания Великой Отечественной войны), — она себя зарекомендовала очень неплохо. И действительно, дети, которые прошли через эту школу, выходили во взрослый мир подготовленными и зрелыми. (…) Иными словами, кадетское образование — это, конечно, страховка от инфантилизма. …Мы должны заниматься развитием такого рода форм образовательной деятельности».

Д.А. Медведев

(Из выступления в Государственной Думе, 24 января 2007 г.)

Для того чтобы успешно решать задачи инновационного развития России, поставленные политическим руководством, уже сегодня необходимо обратить особое внимание на все аспекты воспитания подрастающего поколения, на формирование будущих граждан страны. В том числе — на формирование их гражданской ответственности, усвоение морально-нравственных норм, воспитание чувства долга перед Отечеством и согражданами, любви к своей Родине. История учит нас, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривалось как фактор консолидации всего общества, являлось источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Это — система кадетского образования, включающая в себя суворовские и нахимовские училища и кадетские корпуса.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Во всем мире существует крайне мало образовательно-воспитательных систем, формирующих из детей личности творческие, обладающие чувством ответственности, высоким уровнем культуры, и, прежде всего, патриотов и государственников. Среди таких систем одна из самых совершенных — российская кадетская школа.

Кадет – в переводе с французского языка означает младший. Кадетами во Франции называли молодых дворян, определявшихся на обучение для военной или духовной карьеры.

В России система обучения, сложившаяся опытным путем в процессе становления первых кадетских корпусов, вышла далеко за рамки военного образования и стала, по сути, эталонной для многих российских учебных заведений, создававшихся впоследствии.

Кадетские корпуса в царской России

Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений.

Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом. Первый собственно кадетский корпус в России был учрежден Императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус).

Помимо военных дисциплин, по примеру Дании и Пруссии, в программу данного учебного заведения были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Это имело особое значение в связи с тем, что в России тех лет отсутствовало жесткое разделение на военную и гражданскую службу, часто военные переходили на гражданскую службу с сохранением и даже повышением ранга. Существовали случаи, когда кадетский корпус преобразовывался в гражданское учебное заведение, например в Санкт-Петербурге Горное училище стало Горным кадетским корпусом, а позже было преобразовано в Горный институт.

Кадетские корпуса в целом славились тем, что воспитанникам прививались чувства долга, чести, любви к Отечеству. Выпускников кадетских корпусов и после окончания образования продолжали связывать узы товарищества и взаимоподдержки.

При анализе кадрового состава российского политического класса, нельзя не прийти к выводу о том, что переход российского государства к системе воспитания своей элиты с детства в кадетских корпусах породил целую плеяду выдающихся государственных деятелей, полководцев, представителей науки и искусства. Среди них министр иностранных дел, канцлер А.М. Горчаков и государственный секретарь М.А. Корф. Полководцы П.А. Румянцев, М.И. Кутузов, А.А. Брусилов, И.С. Дорохов, Л.Г. Корнилов, А.М. Каледин. Адмиралы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, А.В. Колчак. Поэты и писатели А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, В.И. Даль, А. А. Бестужев, А.И. Куприн. Композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Мореплаватели И.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн. Живописцы В.В. Верещагин, П.А. Федотов, Н.А. Ярошенко.

Наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900 г., волею Императора Николая II, во главе всех военно-учебных заведений Империи встал Великий Князь Константин Константинович, со званием их Главного Начальника, а с 1910 г. и до дня своей кончины в 1915 г. — Главного Инспектора. Великий Князь быстро завоевал сердца своих молодых подопечных и заслужил название Отца всех кадет. Основным его стремлением на посту Главного Начальника военно-учебных заведений было уничтожение в кадетских корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, любовным и чисто отеческим воспитанием.

Революция 1917 года и захват власти большевиками нанесли ряд тяжелых ударов кадетским корпусам, которые советская власть не без оснований рассматривала как среду, враждебную и чуждую новым порядкам. За период 1917-1918 годов были ликвидированы почти все военные училища и 23 кадетских корпуса из числа 31, существовавших в России до марта 1917 г. Их ликвидация сопровождалась гибелью многих кадет и юнкеров, как это было в Петрограде и в Москве, в Ярославле, Симбирске, Нижнем Новгороде, Оренбурге и во многих других местах, где военная молодежь принимала участке с оружием в руках в противодействии захвату власти большевиками.

Суворовские и нахимовские училища в СССР

Суворовские и нахимовские училища, продолжившие традицию дореволюционных кадетских корпусов, существуют в нашей стране уже более 65 лет. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, 21 августа 1943 года, руководством страны было принято Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось:

«Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать… девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников…».

В постановлении указывалось, что суворовские военные училища «имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование… В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовывать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет».

Народный комиссариат обороны СССР в течение двух месяцев, с октября 1943 г. по ноябрь включительно, должен был сформировать девять суворовских военных училищ: Краснодарское (в городе Майкопе), Новочеркасское, Сталинградское (в городе Астрахани), Воронежское, Харьковское (в городе Чугуеве), Курское, Орловское (в городе Ельце), Калининское и Ставропольское.

Для детей пограничников были созданы два суворовских военных училища — Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков — Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военно-морские училища.

4 июня 1944 года было принято постановление об открытии еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского.

В 1953 г. в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.

Таким образом, в период с 1943 по 1955 год в СССР действовали 18 СВУ, 3 нахимовских военно-морских училища и 1 военно-музыкальное училище (с 1937 г.).

К середине 1950-х годов обучение детей лиц, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в основном было закончено. Они выросли, получили необходимое воспитание и образование. Принцип комплектования суворовских военных училищ изжил себя. В связи с этим, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в мае 1956 года приняли постановление «О порядке приема в суворовские и нахимовское училища».

Согласно постановлению, в суворовские военные училища стали приниматься дети военнослужащих, офицеров, генералов и адмиралов, а также рабочих, колхозников, служащих, годные по состоянию здоровья к военной службе, в возрасте не менее 11 лет, окончившие четыре класса семилетней или средней школы.

В 1960-е годы была проведена реорганизация суворовских военных училищ. Часть их стала школами-интернатами и перешла в ведение Министерства просвещения РСФСР. В оставшихся суворовских военных училищах были изменены сроки обучения и порядок комплектования. В училища стали принимать юношей в возрасте 15–16 лет, успешно закончивших восемь классов школы. В связи с переходом средней школы на 10-летний срок обучения, возник вопрос и о сроках обучения суворовцев. В 1969 году принимается решение о переходе училищ на двухлетний срок обучения. В программы были внесены соответствующие изменения.

Следует отметить, что за годы учебы в суворовском военном училище юноши получали глубокие и разносторонние знания. Благодаря этому суворовцы, как правило, успешно затем учились в военных вузах. Так, однажды был подсчитан средний балл у курсантов высших общевойсковых и танковых командных училищ, сдававших экзамены за третий курс. Оказалось, что у курсантов из числа гражданской молодежи он равен 3,7, из числа военнослужащих — 4,0, из числа суворовцев — 4,4. Среди курсантов — именных стипендиатов, медалистов и получающих по окончании военно-учебных заведений диплом с отличием значительный процент также составляют бывшие суворовцы.

В военных училищах и в войсках и сейчас отмечают хорошую общеобразовательную подготовку бывших суворовцев, высокую культуру, старательное, ревностное отношение к выполнению своих обязанностей, дисциплинированность, волевые качества, общественную активность, интерес к спорту.

Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня. Среди бывших суворовцев — два академика РАН, около 500 докторов наук, около десяти народных артистов СССР и России, более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

Ни одна другая система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Кадетское образование в России новейшего периода ее истории — явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.

Продолжают действовать созданные в годы Великой Отечественной войны суворовские и нахимовские училища, в которые в настоящее время принимаются юноши в возрасте 14–15 лет. Это государственные образовательные учреждения, дающие среднее (полное) общее образование. Срок обучения длится 3 года. До недавнего времени условиями поступления в данные учебные заведения были пригодность по состоянию здоровья и успешная сдача вступительных экзаменов.

Кадетское воспитание и образование

В чем же заключаются сущностные черты и отличительные особенности кадетского воспитания и образования в современной России?

Авторы Проекта Концепции кадетского образования и воспитания в России  отмечают, что «Нет и не может быть отдельно взятого «кадетского образования» — существующее законодательство в полной мере определяет и уровень, и тип, и дополнительные возможности образования в целом, и кадетского, в частности. Самым важным является именно кадетское воспитание (и исторические документы это наглядно показывают), поэтому правильнее говорить о кадетском воспитании и образовании, ставя во главу угла воспитательную часть единого процесса — процесса воспитания будущего государственно мыслящего человека и Патриота своего Отечества».

На основании ряда основных Положений, утвержденных Правительством Российской Федерации , а также некоторых исторических документов , могут быть сформулированы следующие определения.

Кадетское воспитание — строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству долга, уважения к закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.

Кадетское образование — четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях, где могут, наряду с программами среднего (полного) общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.

Отличительные особенности кадетских учебных заведений, по мнению экспертов , заключаются в следующем:

  • Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
  • Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.
  • Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
  • Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.
  • Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих не только пройти необходимую школу военного и житейского опыта, но и быть готовым работать с подростками и юношами.

Воспитанниками кадетских учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей, годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых интернатах.

Воспитатели и преподаватели — специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного персонала.

Система кадетских учебных заведений в РФ

Сегодня в России существуют более 200 военно-учебных и образовательных учреждений, именующихся (или именующих себя) кадетскими. Они образованы и осуществляют свою деятельность в соответствии с  Положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правовые акты, определяющие систему  кадетского образования и воспитания:

  • Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»; 1998 г.
  • Закон РФ «Об образовании», 1995 г.
  • Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
  • Положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских, музыкальных училищах и кадетских (морских. музыкальных) корпусах.

Утверждено Правительством РФ 11.07.1996 г.№696

  1. О внесении изменений в Положение о СВУ, НВМУ и КК (морских КК). Утверждено Правительством РФ 21.09.2000 г. N 702
  2. Приказ МО РФ № 25 от 15 января 2001 г
  3. Приказ МО РФ N 337 от 22.09.2003 Инструкция по организации и планированию образовательного процесса в СВУ, НВМУ и КК
  4. Инструкция по организации контроля за деятельностью СВУ, НВМУ и КК
  • Положение о статусе воспитанников воинских частей. Утверждено постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г., № 783
  • Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате). Утверждено Правительством РФ 15.11.1997, №1427
  • Типовое Положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой. Утверждено Правительством РФ 5.09.1998 г. N 1046
  • Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях. Утверждено постановлением Правительства РФ 26.07.2000 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

В ноябре 2009 года Общественная палата РФ провела слушания на тему: «О ситуации с суворовскими  военными, нахимовскими военно-морскими и кадетскими корпусами Министерства обороны Российской Федерации, а также с участием суворовцев, нахимовцев и кадет в военных парадах на Красной площади».

Представителей общественности обеспокоила тенденция наметившегося низведения суворовских военных училищ (СВУ), нахимовских военно-морских училищ (НВМУ) и кадетских корпусов (КК), подведомственных Министерству обороны РФ, до уровня неких «школ с кадетским уклоном».

Открывая заседание, заместитель секретаря Палаты Михаил Островский сказал, что ситуация с судьбой училищ является достаточно сложной, до конца непонятна позиция профильного ведомства, существуют противоречивые мнения относительны статуса учебных заведений и судьбы учеников.

Тем не менее, участники заседания констатировали целый ряд тревожных фактов. Так, по словам председателя Московского суворовско-нахимовского содружества, генерал-майора Александра Владимирова, в настоящее время в училищах сокращается количество часов военной подготовки, выпускников училищ с мая этого года лишили приоритета при поступлении в профильные вузы. Сделано это на основании того, что, по словам руководителя департамента военного образования и науки Минобороны Тамары Фральцовой, до начала реформы военного образования учебные планы суворовских военных училищ (СВУ) были примитивными. Как заявил в декабре статс-секретарь — замминистра обороны Николай Панков, Минобороны будет работать над гуманизацией образования в СВУ.

Под этой вывеской осуществляется практически полное изъятие из образовательно-воспитательного процесса военной компоненты. У училищ отбирают боевые знамена, готовится замена традиционной суворовской формы на новую одежду более свободного покроя. Утверждается, что погоны и знаки различия на ней не предусматриваются. Воспитывать суворовцев теперь будут гражданские лица. В целом, весь военный уклад в нынешних СВУ сводится до минимума, идет их перерождение в интернаты и военные детские дома.

Особенно возмутил представителей общественности тот факт, что суворовцев теперь решено больше не задействовать в военных парадах, чтобы «не отвлекать от учебы». По этому поводу выступивший в ОП прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Владимир Джанибеков сказал, что он окончил суворовское училище с отличием и участие в парадах ни в коей мере не мешало ему учиться. Но главное здесь в том, что, как заметил член ОП Максим Викторов, в одночасье чьим-то волюнтаристским решением была уничтожена многолетняя отечественная традиция, являющаяся «частью и символом нашей Великой Победы».

Как известно, суворовцы впервые прошли по брусчатке Красной площади 24 июня 1945 года на историческом Параде Победы. Их сводный полк чеканил шаг непосредственно перед расчетом солдат с трофейными фашистскими знаменами. И затем почти 65 лет суворовцы и нахимовцы открывали парады. Сейчас же, в письме за подписью замминистра обороны генерал-полковника Александра Калмыкова объясняется, что суворовцы отстранены от парадов «в целях сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного процесса» суворовцев, нахимовцев и кадет.

И все это делается на фоне того, что в 2012 году кадетскому образованию в России исполнится 280 лет. Историки небезосновательно полагают, что система кадетских корпусов помогла создать в России сильную государственную и военную элиту, которая значительно поспособствовала как усилению российской мощи, так и укреплению ее авторитета на международной арене. Ведь не случайно в 1943 году Сталин реанимировал эту разрушенную в 1917-м систему, создав сеть суворовских училищ «по типу кадетских корпусов дореволюционной России».

Итогами слушаний по данному вопросу в Общественной Палате стали следующие рекомендации:

«1. Предложить Министерству обороны Российской Федерации:

  • скорректировать планы Министерства обороны Российской Федерации относительно образовательного процесса в суворовских и нахимовских училищах, кадетских корпусах в сторону сохранения предметов военной подготовки, с одновременным сохранением должностей командного и воспитательного состава за офицерами действительной военной службы;
  • рассмотреть возможность дополнительного приема в профильные ВУЗы Министерства обороны Российской Федерации выпускников  суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов, не поступивших в указанные ВУЗы по результатам вступительных экзаменов 2009 года;
  • рассмотреть возможность дополнительного приема в суворовские и нахимовские  училища, кадетские корпуса лиц, которые успешно сдали вступительные экзамены в 2009 году.

2. Обратиться к Президенту Российской Федерации как Верховному Главнокомандующему Вооруженными силами Российской Федерации с просьбой не допустить прекращения традиции участия суворовцев, нахимовцев и кадетов в Парадах Победы на Красной площади».

Кроме Общественной Палаты, на защиту традиций Великой Победы встала и ведущая политическая сила страны — «Единая Россия». Осенью прошлого года Государственно-патриотический клуб ВПП «Единая Россия» принял по этому поводу соответствующее обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой «пересмотра решения Министерства обороны и сохранения традиции участия суворовцев и нахимовцев в парадах Победы». Под обращением стоят подписи 16 депутатов Государственной Думы ФС РФ.

Также, уже в начале марта 2010 года, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, возглавляющий Федеральный попечительский совет над кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими училищами, предложил пересмотреть принципы реформы начального военного образования.

В частности, по словам спикера СФ, вызывают удивление шаги реформаторов, которые отказались от ориентации ребят на военную карьеру – дескать, у детей должна быть «свобода выбора». Как замечает С. Миронов, вызывает сожаление, что подобные перемены должностные лица Минобороны готовят и проводят кулуарно, избегая открытых обсуждений.

Глава Совета Федерации признает, что в сложившейся ситуации есть большая доля ответственности законодателей: «Это не дело, что в законе «Об образовании» до сих пор нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности. Надо определяться со структурой, статусом кадетских учебных заведений, с образовательными стандартами. Согласен с теми, кто ставит вопрос о том, что для суворовских училищ должен быть разработан свой, особый образовательный стандарт. Логично было бы закрепить за ними статус учреждений начального военного образования, выпускники которых должны в обязательном порядке продолжать службу на офицерских должностях в Вооруженных силах».

Чуть ранее на тему реформирования суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов Минобороны, высказались и представители Русской Православной Церкви. В РПЦ надеются, что реформирование училищ не заденет их лучших традиций — воспитания в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.

«Хочется надеяться, что из учебного процесса в кадетских корпусах и суворовских училищах не будет исключено то, что всегда составляло в них основу образования, — военно-патриотическое воспитание, подготовка человека к реальному воинскому служению, то есть к самопожертвованию, к готовности нести тяготы армейской жизни, положить здоровье и даже жизнь для защиты Отечества», — сказал корреспонденту «Интерфакс-Религия» глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

www.nirsi.ru

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КАДЕТСТВА. 1943-1991 — История России

Автором идеи создания суворовских училищ является известный русский, советский военный деятель, генерал Алексей Алексеевич Игнатьев. В 1894 г. окончил Владимирский Киевский кадетский корпус, переведён в специальные классы Пажеского Его Величества корпуса. В 1896 г. окончил Пажеский Его Величества корпус и выпущен в Кавалергардский Ея Величества полк.

 

Старший редактор Воениздата НКО генерал-майор Игнатьев А.А. написал письмо Народному Комиссару Обороны Маршалу Советского Союза Сталину И.В. «О создании кадетских корпусов», в котором подробно изложил свои предложения. За идею создания суворовских военных училищ генерал-майору Игнатьеву А.А. было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта.

 

Постановление от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…»

 

Младшие воспитанники первого астраханского набора Сталинградского СВУ в торжественном строю 19 декабря 1943 года при вручении училищу Красного Знамени 

1 сентября 1943 г. девять первых из них (Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Орловское, Калининское и Ставропольское) начали обучение и воспитание первых 4500 суворовцев.

 

В сентябре 1943 г. в соответствии с требованиями директивы Генерального Штаба Красной Армии и указаниями УВУЗ по укомплектованию суворовских училищ с фронтов, госпиталей, после излечения, с военных училищ в Москву на двухнедельные сборы стали прибывать первые офицеры, большинство из которых имели педагогическое образование. Изучали Положение о суворовских военных училищах, уясняли цели и задачи СВУ, обязанности должностных лиц, организацию учебно-воспитательного процесса, правила внутреннего распорядка дня. Отбор кадров завершался собеседованием по основам педагогики и психологии. А дальше — в путь по суворовским училищам. На местах вопрос комплектования преподавательского состава из числа гражданских лиц решался начальником училища совместно с партийными и советскими органами. Желающих работать в закрытом учебном военном заведении было достаточно, так как ставка преподавателя в училище была более чем в два раза выше, чем в городской школе, поэтому отбирали самых опытных учителей.

Краснодарское суворовское военное училище

 

Ряд выпускников кадетских корпусов стали первыми начальниками, командирами рот, офицерами-воспитателями суворовских училищ. Бывшие кадеты Г.Г. Невский, А.Н. Афанасьев, В.В. Баланцев, И.А. Долгов, ставшие генералами, возглавили суворовские училища. Выпускник Морского корпуса контр-адмирал В.Ю. Рыбалтовский — Тбилисское нахимовское военно-морское училище. Бывший кадет Сумского корпуса полковник Н.С. Неелов стал начальником учебного отдела Тамбовского СВУ. Выпускник Псковского кадетского корпуса полковник Г.А. Филимонов — начальником учебного отдела Саратовского СВУ. Кадет того же корпуса подполковник А.А. Обух — командиром роты Саратовского СВУ. Выпускник Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса майор Г.А. Шелехов — офицером-воспитателем Горьковского СВУ.

 

В СВУ приему в первую очередь подлежали беспризорники и воспитанники детских домов Сталинграда, «сыны полков» и юные партизаны, уже опаленные огнем боев. Ребят для поступления в училище привозили из горящих разбитых городов и деревень, с дорог, забитых беженцами и военной техникой, из партизанских отрядов и даже с фронтов.

Медаленосцы-сыны полков 1 роты Новочеркасского суворовского военного училища. 1945 год

 

Суворовские училища размещались в городах, в которых до 1917 г. располагались кадетские корпуса. Соответственно были определены и названия суворовских училищ. Однако, когда города освободили от фашистов, то оказалось, что здания в некоторых городах (Орел, Харьков, Сталинград и др.) были полностью разрушены и восстановление их было нецелесообразно. Места размещения училищ пришлось изменить, но названия училищ остались такими, как были указаны в Постановлении СНК и ЦК РКП(б) от 21 августа 1943 г. № 901.

 

Почему одно из первых суворовских училищ было организовано именно в Ставрополе? Надо полагать потому, что Ставропольская крепость, или иначе крепость №8 Азово-Моздокской оборонительной линии, положившая начало г. Ставрополю была построена в 1777-1780 гг. Таганрогским (Владимирским) драгунским полком. В выборе места для крепости непосредственное участие принимал великий полководец А.В. Суворов, командированный на Кавказ для наблюдения за строительством и для инспектирования Азово-Моздокской оборонительной линии. Об этом свидетельствует доска на остатках крепости. В 1785 г. крепость получила статус города.

 

Публикация Постановления незамедлительно привела в действие весь советский партийный и государственный аппарат управления на местах. Шла война и каждое решение, принятое на высшем государственном уровне, исполнялось по-военному «беспрекословно, точно и в срок».

 

 
  Воспитанники Ставропольского СВУ

Тем временем Генеральный Штаб Красной Армии издал 27 августа директиву, определившую штатное расписание суворовских училищ. В директиве указывалось, что для работы в суворовских училищах следует отобрать «лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт в педагогической и воспитательной работе и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии». Должностные оклады устанавливались в среднем на 25% выше, чем у командно-преподавательского состава военных училищ, готовивших офицерские кадры. Директива определяла и порядок набора детей в СВУ. В первую очередь принимались дети-сироты, которых война лишила родителей, дети фронтовиков — офицеров и солдат Красной Армии, дети партизан…

 

После выхода постановления Наркоматом обороны было открыто 9 суворовских военных училищ, а также Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военные училища. Вполне понятно, что другие силовые структуры — НКВД и НКГБ, имевшие свои войска, центральные и территориальные органы, не могли остаться в стороне, тем более, что и их сотрудники, солдаты и офицеры сражались в рядах действующей армии или самостоятельно решали поставленные правительством задачи. Ко времени создания СВУ существовали самостоятельные наркоматы госбезопасности и внутренних дел. Ташкентское СВУ создавалось НКВД. В управление войск наркомата входили внутренние, конвойные и пограничные войска, войска по охране тыла, железных дорог, промышленных предприятий, правительственной связи, военного снабжения и учебные заведения (15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР, а наркоматов — в министерства. 13 марта 1954 г. указом Президиума Верховного Совета СССР был создан Комитет Государственной Безопасности при СМ СССР).

Встреча с А.П. Маресьевым суворовцев Киевского суворовского военного училища

 

В августе 1943 г. руководство НКВД обратилось в советское правительство с предложением об открытии суворовских военных училищ своего ведомства. 4 сентября 1943 г. СНК СССР принял постановление №946 о создании СВУ войск НКВД в Кутаиси и Ташкенте. Оно было объявлено 27 сентября приказом №605 наркома внутренних дел СССР генерального комиссара госбезопасности Л.П. Берия. В этот же день им же был подписан и приказ №606 «О комплектовании суворовских военных училищ войск НКВД». В отличие от СВУ Наркомата обороны, в Кутаисском и Ташкентском СВУ войск НКВД СССР должна была осуществляться подготовка преимущественно сыновей офицеров, генералов и вольнонаемных сотрудников войск и органов НКВД и НКГБ для поступления их в военные училища и дальнейшей службы в этих ведомствах в офицерском звании.

 

Здание Тверского суворовского военного училища

Суворовская военная школа — национальное достояние России. Ее особая жизненная сила заключается в том, что она принадлежит истории нашего Отечества и одновременно активно применяется в сегодняшней теории и практике. Суворовские идеи, постулаты и принципы отражены во многих положениях нынешней Военной доктрины России, в программах и планах военного строительства, в современных уставах и наставлениях, в повседневной подготовке офицерских кадров, практике обучения и воспитания войск.

 

Сегодня мыслить и действовать по-суворовски — значит осваивать предшествующий опыт, извлекать из него уроки, на этой основе находить оптимальные решения сегодняшних проблем и успешно выполнять их в новых условиях. Востребованность суворовского научного метода, его школы обусловлена необходимостью эффективно решать сложнейшие задачи военной реформы, преобразования Вооруженных Сил при опоре на качественные показатели состава, структуры, оснащения и обеспечения войск и сил, их подготовки и боевого применения. Первостепенную значимость приобретает духовный потенциал, соединенный с высоким профессионализмом.

 

Суворовский гений придал сформулированным полководцем принципам и требованиям обучения и воспитания живой, созидательный, творческий дух. Они освещены ясным пониманием русского народного характера, четкими и твердыми представлениями о добре и зле, о доблести и славе, о стойкости и мужестве, о чести, достоинстве, верности долгу, преданности Отечеству, как главных добродетелях человека.

Сталинградское суворовское военное училище

Министр обороны СССР Герой Советского Союза Р.Я. Малиновский среди «сталинградцев».

Оренбург, 1958 год

 

В этой связи одним из убедительных проявлений актуальности суворовской военной школы служит реализация ее сути и духа, ее методологии и традиций в системе кадетского образования и воспитания, воссозданной в 1943 году.

 

Сегодня эта система служит решению задач модернизации отечественного образования, формирования патриотического сознания молодежи, упрочения нравственных основ ее активной жизненной позиции. До дезинтеграции СССР она включала в себя сеть суворовских военных училищ, нахимовское военно-морское училище, суворовское военно-музыкальное училище. Все эти образовательные учреждения были государственными военно-учебными — и по организации учебно-воспитательного процесса, укладу и образу жизни были максимально близки к «старым», как устанавливалось в 1943 году, дореволюционным кадетским корпусам. Их целью, при реализации общеобразовательной программы среднего (полного) образования и программ военной подготовки, разработанных Министерством обороны, оставалась подготовка юношей к военной службе, дальнейшему обучению воинским специальностям, получению в будущем офицерского звания. Возглавляли училища, исполняли должности командиров учебных подразделений, воспитателей и преподавателей кадровые офицеры армии и флота. В этом контексте воплощались в жизнь основные положения и принципы суворовской военной школы.

Горьковское суворовское военное училище на Параде Победы
Тульское суворовское военное училище на Параде Победы 1955 года на Красной площади

 

Сегодня в Российской Федерации есть суворовские военные училища, которые продолжают славные традиции: Московское, Горьковское, Тверское, Калининское, Казанское, Курское, Уссурийское.

histrf.ru

История Российского кадетства: от навигационной школы к первому корпусу

Фев 10, 2017 / 1345 Просмотров

Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России. Возникнув еще в XVIII веке они стали первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих.

Пролог

Кадетами (фр. — младший, несовершеннолетний) назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлеум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава».

В России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после революции 1917 г. в разное время функционировало до шести русских кадетских корпусов.

Школы математических и навигацких наук

Когда в 1689 г. Петр I был провозглашен Императором, одной из его первоочередных задач стало создание в России постоянного войска с грамотным командным составом. Петр осознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границей, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Создание регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями.

14 января 1701 г. вышел Указ «Великий государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич указал Именным Своим повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».

Сухарева башня
Сретенка. Вид на Сухареву башню, конец XIX века.Улицу замыкала Сухарева башня, возведенная в самом конце XVII века, в которой помещалась созданная Петром I Школа математических и навигацких наук.

В 1715 году   в Санкт-Петербурге императором была учреждена Морская академия или академия морской гвардии. В Проекте Морской Академии, который был представлен Петру его автором бароном Сент-Илером впервые было употреблено слово кадет, но в силу морской специфики и французского авторства звание кадет еще не было официально введено в оборот.

Источник: histrf.ru

Первый кадетский корпус

29 июня 1731 г. после принятия Указа императрицы Анны Иоанновны о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетский корпус.

Источник: cadethistory.ru

Императрица Анна Иоанновна, откликнулась на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. Разработка проекта положения о корпусе была поручена графу Миниху. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов.

Уникальные программы и первый устав

В ноябре 1731 г. был утвержден Устав корпуса кадет шляхетских,  в соответствии  с которым в корпус принимались исключительно дворяне, обученные грамоте; учебный курс разделялся на четыре класса и в трех высших продолжался 5-6 лет; при распределении предметов по классам все пройденное в низших классах повторялось в высших; в процессе учебы кадеты руководствовались  расписанием занятий на неделю.

В Уставе указывалось:

«- все кадеты проживают вместе на территории корпуса и над ними устанавливается надзор со стороны воспитателей;

– корпус делится на две роты сотенного состава; в комнатах кадеты размещаются по 6-7 человек, из которых один назначается старшим;

– из числа офицеров один капитан с поручиком назначается дежурным на неделю, он безотлучно находится с кадетами;

– надзиратели должны воспитывать в кадетах учтивость, пристойную покорность, умение повелевать и бороться с ложью и другими непристойными пороками;

– кадет обучают строевой подготовке, они участвуют в парадах, учатся нести караульную службу; каждую треть года в корпусе должны проводиться частные, а в конце года публичные экзамены в присутствии императрицы или министров, генералитета и других высокопоставленных государственных чиновников».

В программу обучения  наряду со специальными военными предметами, были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук.  В корпусе изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе история Древней Греции и Рима — курс, которой предполагал ознакомление воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных, французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и генеалогия. Кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам, юриспруденции, новым и древним языкам. На протяжении всего времени существования кадетских корпусов курс обучения и программы периодически менялись.

К моменту открытия корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных для изучения в кадетском корпусе. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых для обучения. Приходилось просить военных инженеров в Нарве, Ревеле, Риге направить в кадетский корпус книги, учебное оборудование, линейки, циркули, различную амуницию и другие предметы, необходимые для учебного процесса. Опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам не существовало. Все приходилось делать впервые.

К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.

Вот почему выстраданная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадет в дальнейшем по своему значению вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить определенным эталоном для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений.

Первый Кадетский корпус
Первый Кадетский корпус
 

С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Ни один из кадетских корпусов не подвергался внедрению такого количества новаций и столь частому корректированию учебных программ, как 1-й кадетский корпус. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадет, почитая это за высшее для них благо. Царствующие особы регулярно посещали корпус, дарили ему свои портреты, парадные мундиры, оказывали другие знаки царской милости. Директора корпуса назначались только с согласия императрицы или императора.

За первые 70 лет существования 1-го кадетского корпуса из его стен было выпущено 3300 воспитанников, многие из которых добились выдающихся достижений на поприще государственной службы, науки и искусства.

Источник: cadethistory.ru

sila-mesta.ru

История Кадетского движения

История Кадетского движения

Кадет происходит от французского слова (CADET — МЛАДШИЙ) - это молодые люди на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры.

История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе».

Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось при императоре Петре Великом. В 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия, Петр Iосновал в Москве школу математических и навигацких наук, будущий морской корпус, а чуть позднее в 1712 году, также в Москве создал инженерную школу, за которой через несколько лет последовали и другие, инженерные и артиллерийские школы в С. Петербурге. Эти школы, соединенные вместе, после ряда переформирований, были преобразованы в 1762 г. в артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус, который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и получил наименование 2-го кадетского корпуса.

В 1732 году, императрицей Анной Иоанновной было открыто в С. Петербурге училище для подготовки офицеров в части сухопутной армии, названное при основании « шляхетским корпусом кадетов», а в 1800 г. получившее наименование первого кадетского корпуса.

В 1778 г. Императрица Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус. Эти четыре старейших военно-учебных заведения были родоначальниками следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору необозримой России. В царствование Императора Александра Iбыли созданы еще два корпуса (Пажеский и 1-й Сибирский в Омске), при Николае I- восемь кадетских корпусов и при Николае II— семь кадетских корпусов. От Варшавы до Хабаровска и от С. Петербурга до Тифлиса, по всему протяжению Российской Империи, в различных местностях и окруженные различными условиями жизни в областях необозримой России, эти 31 кадетских корпуса жили совершенно одинаковой внутренней жизнью и имели совершенно одинаковую систему образования и воспитания кадет. Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры.

Но наибольшее значение и развитие кадетские корпуса получили в начале нашего столетия, когда в 1900 г., волею императора Николая II, во главе всех военно-учебных заведений империи встал великий князь Константин Константинович, со званием их главного начальника, а с 1910 г. и до дня своей кончины в 1915 г. — главного нспектора. Он являлся одним из наиболее культурных людей России того времени, обладал даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он и любил, и понимал. Главным стремлением Великого Князя па посту Главного Начальника Военно-Учебных Заведений было уничтожение в кадетских корпусах казарменно-казенного духа и замена его заботливым, чисто отеческим воспитанием. Это привело к тому, что отношения между кадетами и офицерами-воспитателями в корне изменились и состав этих последних был заменен новым типом воспитателя по призванию, заботливого и внимательного опекуна и руководителя.

Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и можно сказать, всей земной цивилизации. Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский -Корсаков, Рахманинов, врач Сеченов, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразов которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров - воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943г. были открыты первые 11 училищ, в 1944г. - еще 6, потом еще и еще. В них принимали « детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России. Сейчас в Российской Федерации действуют 7 суворовских училищ.

В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. Первые кадетские корпуса были созданы в современной России в 1991г. в Новочеркасске и в 1992г. в Новосибирске. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях. В Министерстве образования РФ к началу 2003 г. было создано 14 юридически узаконенных, имеющих уставы и другую регламентирующую документацию, учебно – материальную базу кадетских корпусов.

Общие итоги. За 65 лет своей работы суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; более 1000 генералов; Секретаря Совета Безопасности России; три министра Правительства России; четыре Заместителя министра обороны; Губернатора Московской области; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; летчика-космонавта СССР; два академика РАН; несколько сот докторов и несколько тысяч кандидатов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

studfiles.net

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КАДЕТСТВА. 1991-2015 — История России

Уже 24 года в современной России существует система кадетского образования. Уникальная образовательная технология — «кадетский компонент» — позволяет достигать результатов, которые пока не доступны общеобразовательной системе.

 

Первое кадетское образовательное учреждение в современной России появилось в 1992 году в Новочеркасске, через 10 лет их стало более 40. По состоянию на 5 сентября 2005 г., в 69 кадетских образовательных учреждениях обучалось 20290 кадет. По состоянию на май 2015 г. в России уже существует около 250 кадетских образовательных учреждений, в которых учится около 150000 кадет.

Томский кадетский корпус
Воспитанники Кадетского корпуса имени Дмитрия Михайловича Пожарского

 

На настоящий момент в России сложилась следующая система кадетского образования. Кадетские образовательные учреждения входят в систему управления образования субъектов Российской Федерации и таковых большинство — в них обучение рассчитано на 7 лет, основная цель состоит в подготовке молодых людей к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. В системе Министерства обороны Российской Федерации находится 23 кадетских и суворовских учебных заведений.

 

Востребованность кадетского образования огромна. На одно место в кадетскую школу или интернат претендуют до 30 ребят. Показатели эффективности обучения, демонстрируемые КК, не досягаемы для большинства общеобразовательных учреждений. По данным опроса, 92% выпускников КК поступают в вузы (из них менее половины в военные учебные заведения). За время своего существования в современной России кадетские корпуса — по сути своей закрытые учебные заведения с военизированным, но не военным укладом жизни — накопили положительный опыт.

 

Несмотря на такую востребованность и эффективность, в России отсутствует государственная концепция кадетского образования, равно как и законодательная база. Сложилась парадоксальная ситуация: КК успешно действуют на региональном уровне, но официально почти отсутствуют на федеральном. Помимо законодательной, перед кадетским образованием стоит проблема отсутствия единого управления и единых стандартов обучения. В состав «кадетского компонента» каждый регион включает разные дисциплины, нет единого подхода к формированию учебной программы.

 

Канский морской кадетский корпус

Еще одна острая проблема кадетского образования — финансово-экономическое и кадровое обеспечение. В идеале кадетский корпус — это интернат, где ребята живут постоянно. Сегодня примерно 2/3 КК — школы-интернаты, 1/3 — школы. И не потому, что их руководители не хотят менять статус учреждения — просто нет материальной базы.

 

В современных условиях в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, требующее также интенсивного совершенствования и развития системы подготовки кадров для государственной военной и гражданской службы.

 

В сфере обороны, безопасности и управления государством как никогда сегодня необходимы профессионально обученные и патриотически воспитанные офицерские и управленческие кадры, которые должны отвечать современным требованиям военного дела, быть готовыми для действий в любых обстоятельствах, как того требует Военная доктрина Российской Федерации.

 

Обращение государства к воссозданию в современной России кадетских корпусов со всей очевидностью подтверждает, что в истории нашей страны система обучения и воспитания будущих государственных служащих и офицерских кадров с детства, зарекомендовала себя как кардинальная мера.

Канский морской кадетский корпус

 

Кадетское образование во все времена успешно работало на пополнение органов управления достойным руководящим и начальствующим составом, преданным своему Отечеству.

 

С момента образования системы суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ Советского Союза в августе 1943 года и по сегодняшний день, в Российской Федерации насчитывается свыше 120 тысяч выпускников учреждений кадетского образования: от суворовцев и нахимовцев набора 1943-1944 военных лет — до выпускников воссозданных кадетских корпусов современной России, и эта цифра ежегодно увеличивается на несколько тысяч кадет-выпускников.

Шахтинский казачий кадетский корпус

 

Сегодня кадеты разных поколений образцово служат Отечеству, ратным и созидательным трудом участвуют в укреплении могущества Родины. Многие из них отвечают за судьбу страны, исполняя свой долг на высоких государственных должностях.

 

Феномен популярности российского кадетства можно рассматривать как значимый показатель стремления российского общества и молодежи готовить себя к служению Отечеству на поприще государственной военной и гражданской службы.

Материалы предоставлены МУЗЕЕМ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО КАДЕТСТВА

 

НАЗАД

histrf.ru

Классный час "История кадетского движения" – сценарий празднования 23 февраля – Дрофа-Вентана

Классный час, приуроченный празднику "23 февраля", включает в себя: беседу о Родине, о патриотизме, об истории кадетства, викторину. Проводился как открытое мероприятие в школе с кадетскими классами на семинаре директоров школ нашего района.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес.

Приёмы: разъяснение, демонстрация наглядного материала, игра;

Формы: общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа в командах.

Ход занятия

Наглядность

1. Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный классный час. Посвящен он празднику. Какой праздник будет в нашей стране в ближайшее время? Верно. День защитника Отечества, а на праздник принято приглашать гостей. Вот и к нам с вами пришли гости.

Слайд 2

2. Актуализация знаний

Учитель:итак, ребята, праздник – День Защитника Отечества. Для начала, давайте вспомним с вами, что же такое Отечество. Перед вами пословицы. Ваша задача соединить начало и конец пословицы.

Молодцы!

На доске игра «Собери пословицу» (ЭОР «Окр.мир»)

Что значит “Родина моя”? – Ты спросишь, я отвечу: – Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом тебя поманит сад Душистой веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд Домов многоэтажных. Потом пшеничные поля От края и до края, Всё это – Родина твоя, Земля твоя родная. Чем старше станешь и сильней, Тем больше пред тобою Она заманчивых путей Доверчиво раскроет.

Слайд 3

Ребята, что же такое Отечество? Как по-другому можно сказать? (Родина, Отчизна). Молодцы!

А знаете ли вы государственные символы нашей страны?

Учащиеся: герб, флаг, гимн…

Учитель:

Символы России – наши главные слова, Герб, Гимн и Флаг – вот ценность нашей жизни, Президент, Конституция, Кремль и Москва, Все это связано с нашей Отчизною!

Геннадий Горшков

Слайд 4

– Итак, ребята, символику нашего государства мы вспомнили, а как называется главный город Российской Федерации? (Москва)

– Кто стоит во главе государства? (президент)

Слайд 5

3. Введение в тему

Ребята, как вы считаете, кто может стать настоящим защитником Отечества? Выслушиваются ответы. Итак, конечно, только настоящий гражданин, истинный патриот своей страны может стать достойным защитником своей Родины. А что же такое патриотизм? Ответы детей. Итак, патриотизм это любовь к Родине, преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Патриотизм в человеке воспитывается с раннего детства. И в нашей школе, как вы уже успели заметить, этому направлению уделяется огромное значение. Я думаю, что многие из вас пришли в эту школу не просто потому, что она рядом с домом. Верно? Именно в нашей школе есть такое интересное направление, как кадетство. Некоторые из вас представляют уже, что это такое, так как здесь у кого-то учатся старшие братья и сестры, и они являются кадетами. Давайте попросим их рассказать нам немного о кадетстве.

Выходят кадеты.

Слайд 6

Мы пригласили вас в гости в преддверии праздника «День защитника Отечества» неспроста. Вы уже несколько лет являетесь кадетами. Ученики 2 класса тоже будущие кадеты и им было бы очень интересно послушать историю кадетства. И кто лучше вас сможет это сделать?

Далее выступление кадетов.

Слайд 7

История кадетов в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене. В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса. Слово «кадет» в переводе с французского означает «младший». Воспитанниками кадетских корпусов, как правило, становились дети российских военнослужащих.

В Указе 1731 г. российской императрицы Анны Иоанновны «Об учреждении кадетских корпусов говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли. Отроки от семи до пятнадцати лет отроду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».

Все значимые политики и реформаторы в своих программах в той или иной степени обращали свой взор на молодое поколение. Им нужно было заручиться поддержкой подготовленных, преданных делу, патриотически-настроенных людей, взращенных государством, т.н. государевых людей.

Слайд 8

На протяжении более 250-летней истории кадетов, воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин – далеко не полный список выпускников кадетских корпусов.

Слайд 9

В советское время кадетские корпуса как таковые были расформированы. На всю страну существовали всего несколько подобных учреждений (Суворовское, Нахимовское училища), однако по статусу и характеристикам они отличались от классических кадетских корпусов.

Слайд 10

Кадетские корпуса начали возрождаться в Российской Федерации с 1992 года в различных типах: кадетская школа, кадетская школа-интернат, кадетский корпус, в некоторых обычных школах появились кадетские классы. Вот и наша школа выбрала такое направление. В нашей школе уже 7-ой год ребята обучаются в кадетских классах, получая разносторонне развитие. Но основным направлением для кадета, конечно же, является военно-патриотическое.

Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность для мальчиков в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех. Ведь помимо серьезного и глубокого изучения предметов обязательной школьной программы подростки изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, осваивают приемы рукопашного боя, проходят обязательную военную подготовку.

Ряд кадетских учебных заведений ориентирован на конкретный военный профиль. Такие заведения неразрывно связаны с соответствующими военными учебными заведениями: академиями и университетами.

Целевые установки воспитания и обучения кадетов соотносятся с принятой в марте 2000 г. государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»

Основная цель воспитания и обучения кадетов-становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданственной позиции, способности к личностному и профессиональному самоопределению.

«Гражданственность» в современном понимании рассматривается как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам и государству.

Слайд 11

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданского воспитания, т.к. подростничество – это время самоутверждения ребенка как личности, активного формирования его социальных интересов, жизненных предпочтений и идеалов, время формирования собственной самооценки и жизненного поведения. Не зря в нашей школе присягу кадеты принимают именно в пятом классе. Ребята младшего звена еще не осознают в полной мере ту ответственность, которая ложится на плечи ученика, принявшего присягу. Поэтому мы, как старшие товарищи, уже имеющие опыт обучения в кадетских классах, проводим с младшими классами такие тематические классные часы, различные игры, соревнования, мероприятия, направленные на формирование у них правильного представления о кадетстве, о патриотизме, о духовной нравственности.

История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству, которые, в дальнейшем, смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении своему отечеству.

Итак, ребята, чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. И товарищи кадеты нам сейчас рассказали о том, что кадетство именно на это и направлено – на воспитание в ребенке патриотических качеств. А сейчас мы с вами немного отдохнем. А затем продолжим.

Слайд 12

4. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем, (ходьба на месте) Встанем, глубоко вздохнем (потягивания) Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот, Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять, Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.

Слайд 13

5. Продолжение работы по теме урока

Так как мероприятие у нас посвящено празднику, проведем викторину. Вы уже разделены на три команды. Капитанами команд будут кадеты. И сейчас мы проверим, какая команда вправе себя называть истинными патриотами своего Отечества. Викторину будет оценивать жюри. Приветствие команд.

1 команда «Ромашки»

Мы ромашковое поле, Символ русского раздолья. Но совсем не горячи Ромашки белые лучи.

2 команда «Васильки»

Василёк – цветок России, Он, как небо, синий– синий. Любит русская душа Васильковые глаза.

3 команда «Маки»

Красные маки радость несут, Нам улыбаются нежно. В поле зелёном рассветный уют, Жизнь, как и небо – безбрежна!

Слайд 14

Викторина

– Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… Россияне.

Столица России – город… Москва.

Самая известная река России… Волга.

– Молодцы, начинаем нашу игру.

Слайд 15

Конкурс 1. «Государственные символы»

– Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников)

Слайд 16

– А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея)

Слайд 17

– А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете символы нашей малой Родины. Среди гербов русских городов, найдите герб г.Кашира. (за правильный ответ 1 балл)

Слайд 18

Конкурс 2. «Города России»

– Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (команды поочерёдно называют города) (за каждый город 1 балл).

Слайд 19

Конкурс 3. «Собери пазл»

Командам предлагается на время собрать пазл, на котором изображена достопримечательность Москвы. (баллы от 1 до 3)

Слайд 20, ЭОР «Окр. мир»

Конкурс 4. «Знаменитые россияне»

Богата наша страна талантами. Сколько замечательных людей прославили нашу Родину своим трудом и творчеством. Назовите, кого вы знаете из этих людей. (подобрать к фотографии карточку с нужной фамилией и назвать чем знаменит)(А.С. Пушкин, А.Барто, К.Чуковский, Ю.Гагарин, В.Путин, Шишкин). (За правильный ответ 1 балл).

Слайд 21

Конкурс 5. Кроссворд «Реки России»

Сейчас вы будете разгадывать кроссворд. Если знаете правильный ответ, поднимаете руку. Какая команда первая подняла руку, та и отвечает. За каждый правильный ответ один балл.

Вопросы

  1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинные парки, прекрасные фонтаны, великолепные дворцы. (Нева)
  2. Название этой реки одинаково с названием города. (Москва)
  3. Эта река созвучна женскому имени. (Лена)
  4. Самая большая река России. (Волга)
  5. Река в Московской области (Ока)

Слайд 22

На этом наша викторина подошла к концу. Сейчас наше уважаемое жюри подведет итоги. А пока идет подсчет баллов, перед вами, ребята, еще раз выступят ваши старшие товарищи, кадеты.

Кадет 1.

Мы выбрали дорогу эту неспроста – Кадетами мы стали по призванию,  Чтобы по жизни занимать места,  Достойные всеобщего признания. 

Кадет 2.

Нас учат здесь быть стойкими и смелыми,  Воспитывают в нас командный дух...  Мы без пяти минут – уже военные,  Готовые от бед хранить страну! 

Кадет 3.

И парни, и девчонки носят с гордостью,  И форму, и погоны на плечах.  Поверьте нам: совсем непросто  Военным быть в столь юные года!

Жюри озвучивают результаты и награждают победителей.

Слайд 23

– А я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли умными, сильными, достойными гражданами своей страны. Понравился ли вам классный час? Много ли нового и интересного вы узнали? Помогли ли вам ваши старшие товарищи – кадеты. Давайте скажем спасибо им и нашим уважаемым гостям!

Слайд 24

drofa-ventana.ru


Смотрите также