Образование древнерусского государства. В первое столетие своего существования древнерусское государство


Древнерусское государство

Древнерусское государство

Оглавление

Введение

Глава 1. Образование Древнерусского государства

.1 Название

.2 Государство Рюрика

.3 Проблема возникновения государственности

Глава 2. Экономика

.1 Денежная система

.2 Налоги (дань)

.3 Социально-экономические особенности Древнерусского Государства в период с XIV по XVI столетие

Глава 3. Реформы Ивана IV (Грозного)

.1 Программа реформ 50-х годов

.2 Судебник 1550 г.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - очеловеченная, окультуренная, отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

Археологические раскопки Киева подтверждают о существовании с VI-VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак - оборонительные укрепления - заметны с VIII века, хотя датировка времени постройки укреплений остаётся неясной. Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется заметное присутствие скандинавов.

Цели и задачи работы.

Цель данной работы состоит в рассмотрении политики Древнерусского государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

. Рассмотреть Киевскую Русь как Древнерусское государство.

. Рассмотреть специфику управления.

Объект исследования - Древнерусское государство.

Глава 1. Образование Древнерусского государства

.1 Название

Существует несколько историографических названий государства, преобладавших в литературе в разное время - «Древнерусское государство», «Древняя Русь», «Киевская Русь», «Киевское государство». В настоящее время наибольшее распространение имеют три историографических названия - «Древнерусское государство», «Киевская Русь» и «Древняя Русь».

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения так называемого домонгольского периода IX- середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века, пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Одним из первых его использовал М.А. Максимович в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями как «Червоная Русь», «Суздальская Русь» и др. В таком же значении термин употребляли С.М. Соловьёв («Русь Киевская», «Русь Черниговская», «Русь Ростовская или Суздальская»), Н.И. Костомаров и Д.И. Иловайский. Во 2-й пол. XIX века термин приобрёл новое, хронологическое значение - начальной стадии русской истории и государственности. В этом случае киевский период обычно заканчивали 1169 годом, что было связано с бытовавшим в дореволюционной историографии представлением о переносе столицы Руси из Киева во Владимир. Именно так термин использовал В.О. Ключевский, при этом под территорией «Киевской Руси» он понимал всю Южную Русь. У С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова и др. авторов начала XX века термин стал использоваться в государственно-политическом смысле как именование государства всех восточных славян. В украинской националистической историографии того же времени уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным, поскольку подразумевал существование других форм или проявлений Руси (будь то в географическом или хронологическом смысле). Основоположник украинской исторической школы М.С. Грушевский им почти не пользовался, предпочитая термины «Киевское государство» или «Руська держава» («Русское государство», противопоставленное в его версии государству Московскому).

Окончательное утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком Б.Д. Грековым были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944). Уточняя значение термина, Греков отмечал следующее:

«Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, - включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

В те же годы другой частью советских историков (В.В. Мавродин, А.Н. Насонов) в научный оборот был введён термин «древнерусское государство» (первоначально прилагательное писалось со строчной буквы, вскоре стало именем собственным). Среди советских историков активнее всего им пользовались В.Т. Пашуто и представители его школы. В целом оба наименования функционировали параллельно и обладали взаимозаменяемостью. Однако в настоящее время термин «Киевская Русь» по ряду причин считается устаревшим и постепенно выходит в русскоязычной научной среде из употребления.

1.2 Государство Рюрика

Государство Рюрика (Новгородская Русь, Поволховская Русь) - условное название до киевского периода формирования Древнерусского государства во главе с династией Рюриковичей. Согласно «Повести временных лет», основание государства ассоциируется с призванием варягов (по традиции 862 год, по новым датировкам 890-е). После установления контроля над Киевом и переноса в него столицы (по ПВЛ 882 год, по новым датировкам 930-е) государство в историографии принято называть Древнерусского государством или Киевской Русью. На право называться столицей Рюрика и Олега (в начале его правления) претендуют Рюриково городище, Старая Ладога и гипотетический Словенск.

Летописным основателем считается варяжский правитель Рюрик, призванный в Приволховье местными племенами. Археологические данные свидетельствуют, что новгородская княжеская резиденция середины IX века обладала яркими признаками скандинавского присутствия, причём возникла значительно ранее города Новгорода.

Очень поздняя Никоновская летопись (ок. 1530 г.) в этот период упоминает о походах киевского князя Аскольда на полочан и кривичей, о подавлении Рюриком выступления оппозиции и бегстве части её в Киев к Аскольду. Если даже Полоцк и подчинялся Рюрику, то довольно скоро приобрёл политическую самостоятельность, так как в 970-е гг. им правил независимый от Рюриковичей князь Рогволод.

С археологической точки зрения Ладога выглядит более предпочтительным кандидатом на роль первой столицы Рюрика, чем названное в XIX веке его именем Городище. Омельян Прицак разрешает спор однозначно в пользу Ладоги как древнейшего города на северо-востоке Европы - археологические свидетельства существования Новгорода (за пределами Городища) в рассматриваемый период отсутствуют.

В 890-е годы, после пожаров 870-х и двух десятилетий запустения, возрождаются Ладога, где строится «большой дом» (дендрохронологически датирован 894 годом), и Городище с новой хлебопекарной печью, дендрохронологически датируемой по забору 896-897 годами. С деятельностью Рюрика также связывают погребальную камеру сопковидного некрополя Плакун под Ладогой (ок. 900 года), где, предположительно, захоронены его дружинники, или, как выразился А.Н. Кирпичников, «стража и двор конунга». На вершине сопки захоронен воин в корабле с конём - ближайшие аналоги такого могильника происходят из Ютландии (район Хедебю).

.3 Проблема возникновения государственности

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, оно было создано извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом, захватившим Киев в 882 году. В то же время некоторые представители норманизма, такие как Василий Ключевский, называют первоначальной формой Русского государства киевское варяжское княжество Аскольда и Дира, которое стало центром консолидации восточнославянских племён и княжеств в единое государство, а не Новгородское княжество Рюрика, которое они называют местным и кратковременным варяжским княжеством.

Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

Глава 2. Экономика

.1 Денежная система

Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы происходит на рубеже VIII-IX веков, когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата. Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла активно импортировали серебро. В первой трети IX века в Древней Руси получили распространение монеты, которые чеканили в африканских центрах Халифата и которые попадали на Русь кавказским и среднеазиатским торговыми путями. С 830-х годов распространение получают дирхемы азиатской чеканки.

Во второй половине X века появились две территориальные русские системы, определившиеся на фоне разного тяготения северного и южного регионов к международным рынкам. Главным средством обращения Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т.д.) стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси, однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны. Важным памятником этой системы являются сферические весовые гирьки, употреблявшиеся в северных областях Руси для взвешивания серебряных монет. После угасания притока восточных монет на Русь из-за ослабления Халифата их заменили товаро-деньги. На рубеже X-XI веков во времена Владимира Красное Солнышко и Святополка была предпринята попытка чеканки собственных монет. Однако вскоре она была прекращена из-за отсутствия сырьевой базы.

В северных областях на замену дирхемам пришли западноевропейские денарии германской, английской и скандинавской чеканки. Они имели хождение до начала XII века.

2.2 Налоги (дань)

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях - например, с племени вятичей, - бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов; полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь», выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

Собирая дань, он осуществлял при этом судебные функции. Размер государственных повинностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулировался обычаем. Попытки князей увеличивать дань вызывали сопротивление населения. В 945 г. киевский князь Игорь, попытавшийся произвольно увеличить размер дани, был убит восставшими древлянами.

После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, объехала некоторые части Руси и, по словам летописи, «уставила уставы и уроки», «оброки и дани», то есть установила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: «становища и погосты». На смену полюдью постепенно приходит новая форма получения дани - повоз - доставка дани податным населением в специально установленные места. В качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала, плуга).

Почти вся собранная князьями дань представляла собой предмет экспорта. Ранней весной, по высокой полой воде дань отправлялась для продажи в Константинополь, где обменивалась на золотые монеты, дорогие ткани и овощи, вино, предметы роскоши. Почти все военные походы русских князей на Византию были связаны с обеспечением для этой межгосударственной торговли наиболее благоприятных условий безопасности на торговых путях.

.3 Социально-экономические особенности Древнерусского государства в период с XIV по XVI столетие

Период с четырнадцатого по шестнадцатое столетие стал временем активного социально-экономического развития Древнерусского государства, вызванного интенсивным ростом феодального землевладения. Главной формой такого феодального строя была вотчина - земля, по праву наследственного использования принадлежавшая феодалу. Такую землю можно было продать или обменять, но только другим владельцам вотчин или родственникам.

Кроме того, владельцами вотчин выступали монастыри, бояре или князья.

Дворяне могли владеть поместьем после ухода от двора боярина или князя. Однако земли дворяне получали только при условии дальнейшей службы на вотчинников. Сроки такой службы устанавливались согласно договору.

Шестнадцатое столетие стало временем укрепления феодально-крепостнических порядков. В качестве основы для крепостничества была выбрана феодальная собственность на землю, носившая государственный, вотчинный и поместный характер. В тот же период появилось такое понятие, как «крестьяне», использовавшееся для обозначения угнетенных представителей русского общества.

Крестьяне согласно своему социальному положения делились на несколько групп: так называемые владельческие крестьяне, принадлежавшие церковным и светским феодалам; крестьяне дворцовые, находившиеся во владениях дворцовых ведомств царей; крестьяне черносошные, проживавшие группами, представлявшие собой волостные общины, занимавшие земли, не входившие в собственность какого-либо конкретного владельца. Последняя группа крестьян была обязана выполнять конкретные обязанности и служить государству.

С разгромом крупных старых городов, таких как Ростов, Владимир и Суздаль, существенно изменился характер торговых и экономических связей и путей. Это привело к развитию в период с тринадцатого по пятнадцатое столетие новых центров: Москвы, Нижнего Новгорода, Твери, Костромы, Коломны и других городов. Количество населения в этих городах увеличивалось, постепенно возрождались традиции каменного строительства, росло число купцов и ремесленников.

рюрик государственность налог судебник

Глава 3. Реформы Ивана IV (Грозного)

.1 Программа реформ 50-х годов

Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского централизованного государства.

Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правительства Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутренней политики и включавших в себя мероприятия в области землевладения, и финансовые реформы, и, наконец, реформы церковные.

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с освященным собором (т. е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения сил, обид и продаж по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилий, обид и продаж, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко всем боярам носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилий со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и казни для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия всех бояр: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение всех бояр текст нового закона и он был принят на заседании ближней думы с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А.Е. Пресняков писал: выступление царя защитником интересов детей боярских, будущего дворянства, несомненно начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины.

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и всех крестьян царствия своего. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех крестьян прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую всенародный характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и всех бояр следующие вопросы (Царские вопросы):

. О борьбе с местничеством

. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений

. О монастырских, княжеских и боярских слободах

. О ликвидации корчем

. О ликвидации мытов

. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту

. О заставах по рубежам

. Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин

. Об упорядочении дела раздачи поместий

. О порядке обеспечения вдов боярских детей

. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями

. О всеобщей переписи земель

.2 Судебник 1550 г.

Судебник Ива?на IV, Судебник 1550 года - сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Принят на первом на Руси Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного. Содержит сто статей.

Судебник Ивана IV имеет общую про государственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 года развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства.

Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона

Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - приговор - осуществляется для различных законов по-разному:

. Приговором одного царя.

. Приговором царя с боярами.

. Устным приказом царя (государевым словом).

Заключение

Итак, мы рассмотрели политику древнерусского государства, а также специфику управления в древнерусских городах.

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента. Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в приговорах об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным.

Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

Список используемой литературы

1. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1984-1991.

. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1996.

. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. - 2005.

. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004.

. Кошелев С.М. История государства и права России. М., 2007. С. 240.

diplomba.ru

История.Тест Синергия 2

Сдано на 87 баллов в 2017г. Верно 26 из 30 Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

1. В первое столетие своего существования древнерусское государство представляло собой …внутренне единое государственное образование, ведущее активную внешнюю политикуцентрализованное государство с развитым аппаратом, активно присоединяющее соседние территориинепрочную федерацию отдельных территорий, выплачивающих дань центрумощную республику с развитым государственным аппаратом2. Соотнесите представителей российской науки и культуры и сферу их деятельности

Музыкальное искусство          -  Гончаров Некрасов Салтыков ЩедринХудожественная литература  - П.Л.Лавров,Михайловский КовалевскийСоциология  - Глинка,Мусоргский, Римский-Корсаков

3. Важное значение для отражения набегов кочевников-половцев играла деятельность князя …Ярослава МудрогоВладимира МономахаВладимира I СвятославовичаСвятослава

4. Соотнесите название и содержание исторических методов исследованияA Сравнительно-историческийB СинхронныйC Хронологическо-проблемныйD Ретроспективный

E изучение истории по периодам(темам) или эпохам, а внутри темы – по проблемамF последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события  G сопоставление исторического развития разных странH одновременное изучение явлений, происходящих в разных регионах (странах) в одно и то же время     

5. Конституция 1977 г. закрепляла положение …о построении коммунизма к 1980 годуоб обострении классовой борьбыо ведущей роли КПСС в руководстве государством и обществомо диктатуре пролетариата

6 Неверно, что к числу специальных (вспомогательных) исторических дисциплин относится …орфографиягенеалогияисточниковедениепалеография.

7. Автором работы «Лекции по русской истории» является …С.М. СоловьевС.Ф. ПлатоновВ.Н. ТатищевН.М. Карамзин

8. Окончательное закрепощение крестьян было оформлено в …Судебнике Ивана IIIУказе «О заповедных летах»Соборном уложенииСудебнике Ивана IV

9. Расположите в хронологической последовательностиСкладывание двоевластия  Отречение Николая II.Второй кризис Временного правительстваКорниловский мятеж  

10. Хрущевская реформа управления народным хозяйством предусматривала

11. Борис Годунов стал правителем России …по завещанию Ивана Грозногов результате избрания сословно-представительным органомпо итогам избрания Боярской Думойв результате захвата власти

12. Среди реформ государственного управления осуществленных в период правления Александра 1 можно выделить

13. Иосифляне придерживались взглядов, в основе которых было мнение …о божественном характере великокняжеской властиоб отсутствии монастырского землевладенияоб отрешенности монахов от земных забот

14. Среди главных вопросов, обсуждаемых в тайных декабристских организациях, были вопросы

15. Первым правителем, официально принявшим титул «Государь всея Руси» был …Иван КалитаИван IV ГрозныйДмитрий ДонскойИван III

16. Расположите в хронологической последовательностиПоход войск Юденича на ПетроградРазгром белых войск в КрымуПриход к власти адмирала КолчакаНачало советско-польской войны

17. Советскими военноначальниками периода великой отечественной войны являлись

18. Комплекс «Великих реформ» Александра II включал в себя …учреждение Государственной Думывведение всеобщей воинской повинностипереход к федеративному государственному устройствуреформу ценообразования

19. В 1990-ых годах произошло …танковый обстрел здания Верховного Советаучреждение семи федеральных округовввод советских войск в АфганистанКампания по борьбе с алкоголизмом

20. Автором работы «История государства Российского» является …С.Ф. ПлатоновВ.Н. ТатищевС.М. СоловьевН.М. Карамзин

21. Центрами формирования белых сил периода Гражданской войны являлись:Донская область,Кубанская облать,Южный уралРайон реки Терек, архангельская область,Северный уралКрым,часть эстонии,южный кавказВерхняя волга, район Нарвы и Пскова, Тамбовская область

22. Председателем правительства РФ в 2004 г. стал …М. КасьяновМ. ФрадковВ. ПутинВ. Черномырдин

23. К параметрам российского консервативного проекта относится …вера в способность передовой русской интеллигенции возглавить политически-неграмотные массы в направлении справедливого переустройства обществасохранение традиционного религиозного сознания – как высшей формы общественной мораликритика «деспотизма» русской монарх

24. В 1990-ых годах произошло …создание СНГ«дело ЮКОСА»Принятие нового устава КПССПервый Съезд народных депутатов

25. Новыми явлениями экономической жизни России XVII века стало …появление мануфактуротмена местничествавведение подушной подати

26. Автором работы «История России с древнейших времен» является …С.М. СоловьевВ.Н. ТатищевС.Ф. ПлатоновН.М. Карамзин

27. Расположите события в хронологической последовательностиМонгольское нашествие на РусьПоявление Повести временных летЛедовое побоищеПоявление в Киевской Руси первого письменного свода законов   

28. Расположите события в хронологической последовательностиЗаключение Бресткого мираМятеж чехословацкого корпусаФормирование Доброволческой армииПоявление интервентов во Владивостоке

29. Расположите события в хронологической последовательностиАтомная бомбардировка японских городов Хиросимы и НагасакиРечь У.Черчилля в г.ФултонСражение под СталинградомВосстановление границы СССР

30. Среди предпосылок создания древнерусского государства необходимо назвать

testsinergiya.kupikupi.org

Ответы на тест по истории 1 семестр (новый) МФПА Синергия - История

Ответы на тест по истории 1 семестр (новый) МФПА Синергия

Вопросы здесь представлены не все, много вопросов о соотношении вариантов ответов и вопросов о хронологической последовательности дат. Представлены в виде изображений. Всего более 80 вопросов.

Расположите события в правильной хронологической последовательности Варианты ответа: ................

Соотнесите представителей российской науки и культуры и сферу Социология - ПЛ. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский Художественная литература - А. И. Гончаров, Н.А Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин Музыкальное искусство - М.И. Глинка, МП. Мусоргский, НА Римский-Корсаков

! Комплекс Контрреформ Александра III включал в себя . возврат системы крепостного права военную контрреформу отмену суда присяжных циркуляр «О кухаркиных детях»

! Виднейшими князьями Владимиро-Суздальского княжества были: Юрий Долгорукий и Изяслав Ярославович Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо Александр Невский и Мстислав Великий Ярослав Мудрый и Владимир Мономах

! Важное значение для отражения набегов кочевников-половцев играла деятельность князя ... Ярослава Мудрого Владимира Мономаха Владимира I Святославовича Святослава

! Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был посвящен ... продовольственному снабжению населения демократизации армии заключению перемирия между воюющими сторонами взаимоотношениям между политическими партиями

! Центрами формирования белых сил периода Гражданской войны являлись: Район реки терек, Архангельская область Северный Урал Донская область. Кубанская область, Южный Урал Крым, часть Эстонии, южный Кавказ Верхняя Волга, район Нарвы и Пскова, Тамбовская область

! В первое столетие своего существования древнерусское государство представляло собой ... непрочную федерацию отдельных территорий, выплачивающих дань центру внутренне единое государственное образование, ведущее активную внешнюю политику мощную республику с развитым государственным аппаратом

! Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был посвящен взаимоотношениям между политическими партиями заключению перемирия между воюющими сторонами продовольственному снабжению населения демократизации армии

! Автором работы «История Российская с самых древнейших времен» является С.Ф. Платонов СМ. Соловьев Н.М. Карамзин З.Н. Татищев

! Автором работы «История государства Российского» является ... Н.М. Карамзин СМ. Соловьев С.Ф. Платонов В.Н. Татищев

! Среди особенностей российского абсолютизма XVIII века можно назвать... функционирование Земского собора дворцовые перевороты большую роль дворянского ополчения существование института патриаршества в русской православной церкви

! «Просвещенный абсолютизм» - это политика, характерная для правления ... Екатерины II Петра Великого Александра I Елизаветы Петровны

! Среди командующих Красной Армии в годы гражданской войны были: Троцкий. Каледин, Петлюра Марков, Савинков, Алексеев - Вацетис, Егоров, Фрунзе ? Тухачевский, Миллер, Краснов

! Характерной чертой политики «военного коммунизма» являлась ... функционирование акционерных обществ национализация крупных предприятий возможность хозяйственного самоуправления продразверстка

! Автором работы «Лекции по русской истории» является ... Платонов Карамзин Татищев Соловьев

! Председателем правительства РФ в 2004 г. стал ... Касьянов Путин Черномырдин Фрадков

! В 1990-ых годах произошло Первый Съезд народных депутатов - 1 января 1988 «дело ЮКОСА» Принятие нового устава КПСС Создание СНГ 8 декабря 1991

! Среди основных причин распада Древней Руси можно назвать усилившиеся враждебные соседи возросшее значение торгового пути «из варяг в греки» возросшее значение крупнейших городов

! В первое столетие своего существования древнерусское государство представляло собой: непрочную федерацию сдельных территорий, выплачивающих дань центру централизованное государство с развитым аппаратом, активно присоединяющее соседних территорий

! Хрущевская реформа управления народным хозяйством предусматривала ... понижение плановых показателей ликвидацию отраслевых министерств развитие частного предпринимательства конвертируемость советской валюты

stud.market

Древнерусское государство в конце X − первой половине XI века

Ребята, привет. На связи Иван Некрасов и сегодня я подготовил Вам очередной классный материал для подготовки к ЕГЭ по отечественной истории. Посты начали выходить немного реже, сейчас очень много сил и времени брошено в нашу школу подготовки к ЕГЭ по истории / обществу с НУЛЯ до результата, если Вы еще не видели эту нашу разработку, присоединяйтесь

А сейчас мы поговорим о периоде в древнерусской истории от Владимира I до Ярослава Мудрого, но если Вы не работали с материалами прошлых постов:

Народы Восточной Европы. Восточные славяне в древности

Возникновение Древнерусского государства. Первые русские князья

Быстрее переходите туда, прежде чем начать работать с этим материалом, окей?)

[contents]

Владимир I Святой

Хорошо, тогда Владимир I Святославович, годы его правления: 980–1015 гг, их необходимо запомнить. Перед смертью Святослав разделил свои владения между тремя сыновьями. Старший − Ярополк −получил Киев, Олег сел в древлянской земле, а «робобич» (то есть сын служанки) Владимир сел на княжение в Новгороде. В 977 г. между Ярополком и Олегом разгорелся военный конфликт, закончившийся смертью последнего и присоединением его владений к землям Ярополка. Владимир, опасаясь участи брата, бежал из Новгорода в Скандинавию, откуда вернулся вместе с сильной варяжской дружиной. В 980 г. при поддержке скандинавских наемников Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк, а в дальнейшем организовать убийство своего брата Ярополка и захватить Киев.

После утверждения своей власти над Древнерусским государством Владимир в течение нескольких лет совершал походы на племенные объединения, вышедшие из-под власти Киева в результате междоусобицы. Были вторично покорены вятичи, радимичи, обложены данью белые хорваты, волжские булгары и балтское племя ятвягов. Кроме того, Владимир успешно воевал с молодым Польским королевством за обладание Червенскими городами.

Постоянной угрозой для государства Владимира были печенежские орды, кочевавшие в степях Северного Причерноморья и регулярно совершавшие опустошительные набеги на земли Киевской Руси. Для предупреждения печенежских набегов на южных и юго-восточных границах Руси были возведены земляные валы и организованы заставы, призванные предупредить жителей княжества о новом нашествии.

При Владимире окончательно исчезают последние племенные династии, вся власть над землями, входившими в Древнерусское государство, перешла к потомкам Рюрика (местная династия сохранилась лишь у вятичей, слабо контролируемых Киевом). Для организации управления в регионах Владимир «сажал» в городах своих сыновей. Помимо старых племенных центров в период правления Владимира появляются новые города. Князь заложил новые города Владимир-Волынский, Белгород, Переяславль.

Крещение Руси

На период правления Владимира приходится и утверждение на Руси христианства в качестве государственной религии. Стремление укрепить центральную власть вынуждало Владимира искать идеологическую (религиозную) опору для своей власти. После захвата Киева в 980 г. он попытался провести реформу языческого культа. Был выработан единый пантеон языческих божеств (главным богом признавался громовержец Перун − покровитель князя и дружины), в Киеве выстроено роскошное капище. Однако рыхлость язычества − отсутствие догматики и стройной жреческой организации − вынудила Владимира отказаться от идеи использования язычества для укрепления княжеской власти.

В Повести временных лет (далее − ПВЛ) сохранилось предание о «выборе веры», согласно которому Владимир выбирал новую религию из ислама, иудаизма и христианства. Согласно летописи в 986 г., в Киев прибыли представители трех стран с предложением принять их веру. «Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». За ними пришли иноземцы из Рима и обратились к Владимиру: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера − свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги − просто дерево». Потом прибыли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля».

Ислам князь отверг, так как ему показалось обременительным воздержание от вина. От иудаизма отказался из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение посланцев папы римского.

После проповедников из болгар, немцев и иудеев в 986 г. в Киеве появился греческий философ. Ответом на его речь − изложение библейской истории, Ветхого и Нового заветов − стала осторожная фраза Владимира: «Пожду еще мало».

«Испытание вер» продолжилось на следующий год. В 987 г. Владимир созвал бояр и старцев градских для совета, что ответить посланникам. В ответ он услышал: «Знай, княже, что своего никто не бранит, но всяк хвалит. Если хочешь разузнать лучше, то вот есть у тебя мужи, пошли их, пусть испытают, у кого какая служба и кто как служит Богу». Были избраны десять мужей, «добрых и смысленных», которые отправились сначала «в болгары», а затем к немцам. Церковная служба у «болгар» и немцев посланникам не понравилась. Затем они прибыли в Царьград, где предстали перед «царем». Их восхитила красота и торжественность церковной службы, убранства храма, богатство святительских облачений. Вернувшись в Киев, посланники предстали перед Владимиром.

Из Повести Временных лет

Из документа (ПВЛ):

Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали − на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той…

Однако это красивая легенда. Выбор Владимиром христианства был обусловлен рядом объективных факторов. Во-первых, христианство уже имело прочные корни в Киеве. Его исповедовали бабка Владимира − княгиня Ольга и, возможно, его старший брат Ярополк. Во-вторых, христианство было официальной религией Византийской империи − наиболее могущественного европейского государства X в. и главного торгового партнера Руси.

В 987 г. флот Владимира подошел к Херсонесу (Корсуню) − столице византийских владений в Крыму. Владимир взял город и в обмен на возвращение его под власть империи потребовал прислать христианских священников для крещения (кроме того, Владимир потребовал отдать ему в жены сестру императора − Анну). В Корсуне Владимир и его дружина крестились.

В. Васнецов. Крещение святого князя Владимира

Согласно ПВЛ, в 988 г. греческие священники, привезенные Владимиром в Киев, массово окрестили жителей Киева, в потом и других русских городов. Однако не все исследователи согласны с летописной хронологией. Некоторые историки (О. М. Рапов, А. В. Карташев) полагают, что крещение киевлян происходило не в Днепре (как часто считают), а в его притоке Почайне, протекавшей по территории ремесленно-торгового района Киева − Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г. (известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни).

К. Лебедев. Крещение киевлян

Идол Перуна был свержен и утоплен в Днепре. Навязывание населению новой веры не обходилось без сопротивления. В ряде земель вспыхнули народные восстания (наиболее известное − в Новгороде). Отдаленные регионы (например, земля вятичей) еще несколько столетий держались старой веры. Даже там, где христианство утвердилось относительно быстро, языческие божества продолжали долгое время почитаться вместе с христианскими святыми либо же под видом христианских святых (Перун как Илия Пророк, Велес, «скотий бог», как св. Власий, покровитель скота). Кроме того, в полной мере сохранялась вера в низших божеств: домовых, русалок, леших. Подобное сочетание в массовом сознании язычества и христианства получило название двоеверие.

С. Иванов. Христиане и язычники

Несмотря на незавершенность христианизации, принятие новой веры имело исключительное значение для дальнейшей истории России. Вместе с христианством на Русь пришла высокая культура христианского мира (грамотность, иконопись, каменное строительство). Под влиянием христианства началось постепенное смягчение нравов восточных славян. Кроме того, принятие новой веры укрепило власть киевского князя. Христианская церковь учила, что любая власть происходит от Бога, и, соответственно, утверждала, что неповиновение князю является сопротивлением божественному замыслу. «Князь! Мы поставлены от Бога в земле русской, чтобы удержать вас от кровопролития», −говорил митрополит Киевский Никифор II (1195 г.) великому князю Рюрику Ростиславичу.

Итоги правления

Оценивая роль Владимира I в истории Древнерусского государства, можно утверждать, что при нем оно превратилось из союза слабо связанных друг с другом славянских племен в европейскую державу с мощной центральной властью и единой религией. В народной памяти Владимир под прозвищем «Красное Солнышко» сохранился как мудрый и великодушный князь, защитник русской земли от внешних врагов и заступник несправедливо обиженных. Христианская церковь сохранила память о Владимире как о крестителе Руси и возвела его в равноапостольный чин.

Ярослав Владимирович Мудрый (1016/1019–1054 гг.)

Борьба за власть

Еще при жизни Владимира началась борьба за власть между его многочисленными сыновьями. В 1014 г., опираясь на варяжских наемников, против отца восстал Ярослав, правивший в Новгороде. Подавить мятеж Владимир не успел. В 1015 г. он умер, и на русских землях разгорелась гражданская война. Власть в Киеве захватил Святополк Владимирович, прозванный Окаянным (возможно, сын Ярополка Святославича), который поспешил избавиться от конкурентов на престол. Согласно данным ПВЛ, по его приказу были убиты любимые сыновья Владимира − князья Борис и Глеб (правда, по сообщению скандинавских источников, за убийством братьев стоял Ярослав Владимирович).

Борис и Глеб. Икона. XIV в.

В 1016 г. произошло столкновение Святополка и Ярослава у Любеча. В битве победила дружина новгородского князя, Ярослав занял Киев. В 1018 г. Святополк, поддержанный войсками своего тестя короля Болеслава Польского и печенегами, выбил Ярослава из Киева, однако из-за размолвки со своими польскими союзниками не смог укрепиться в столице. В битве при Альте Святополк был полностью разгромлен Ярославом, который в 1019 г. окончательно вступил на киевский престол.

После поражения Святополка раздоры между Владимировичами не прекратились. В 1023–1024 гг. тмутараканский князь Мстислав Владимирович при поддержке хазар и касогов напал на Ярослава, и разбив его войска, вынудил старшего брата разделить с ним власть. Русь была поделена: Ярослав правил из Киева правобережьем Днепра, Мстислав из Чернигова − левобережьем. Только в 1036 г., после смерти Мстислава, Ярослав объединил русские земли под своей властью (власть Киева не признал только племянник Ярослава − полоцкий князь Брячислав).

Ярослав Мудрый. Реконструкция М. Герасимова по черепу

Вклад в культурное развитие Руси

Как и его отец, Ярослав закладывал новые города (Ярославль, Юрьев, Новгород-Северский), покровительствовал христианской церкви (при нем были возведены храмы Св. Софии в Киеве и Новгороде, появился первый на Руси монастырь − Киево-Печерская лавра, активно велась работа по переводу греческих богослужебных книг).

Из документа (ПВЛ)

Заложил Ярослав город великий, у того же града золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на золотых воротах − святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, − так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…

«Русская Правда»

С именем Ярослава Мудрого связано издание первого письменного свода законов русского государства− «Русской Правды» (ее наиболее ранняя часть − «Древнейшая Правда» − была дарована Ярославом новгородцам в 1016 г.). Данный документ ограничил кровную месть кругом ближайших родственников убитого, тем самым сократив возможности для межродовых конфликтов. За ряд наказаний был назначен денежный штраф − вира.

А. Кившенко. Чтение народу «Русской Правды» в присутствии великого князя Ярослава

Внешняя политика

Внешняя политика Ярослава Мудрого была в целом успешна. В 1036 г. он наголову разгромил печенегов под стенами Киева и навсегда обезопасил свое государство от их набегов. Кроме того, Ярослав совершил несколько успешных походов в Прибалтику, результатом которых стало подчинение Киеву ряда балтских племен. В 1043–1046 гг. с переменным успехом воевал с Византийской империей.

Однако основным инструментом внешней политики Ярослава были не военные походы, а династические браки. Сам князь был женат на шведской принцессе Индигерде. Благородных невест получили и его сыновья: Изяслав женился на сестре польского короля Казимира I − Гертруде, Святослав был женат на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда, Всеволод − на родственнице (дочери или племяннице) византийского императора Константина IX Мономаха (от этого брака родился Владимир Мономах). За европейских государей были выданы дочери Ярослава: Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия − женой короля Венгрии Андраша I, Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I.

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный саркофаг Ярослава ученые открывали трижды для проведения исследований. По результатам вскрытия 1939 г. антрополог М. Герасимов создал скульптурный портрет князя (см. выше). Известно, что он был хромым.

Итоги правления Ярослава

В целом эпоха Ярослава Мудрого считается «золотым веком Киевской Руси». При нем Русь стала в один ряд с наиболее развитыми европейскими государствами. По сообщению Адама Бременского, блестяще украшенный Киев стал «соперником Константинополя». Могущество Ярослава признавали все правители соседних стран. Вот такой объем материала Вы получаете на ближайшие три дня, что нужно выучить и выполнить?

Во-первых, ознакомьтесь с конспектом данной темы, поставив лайк в одной из Ваших социальных сетей:

Конспект урока №3

Во-вторых, выполните домашнее задание к данному посту:

Внимание, 06.08.2015 в 17:00 МСК в группе https://vk.com/ivanege пройдет онлайн-практикум по пройденному материалу периода «Древняя Русь». Чтобы попасть на занятие, Вам необходимо подписаться на группу, пока эта возможность еще сохраняется! Завтра вечером группа будет переведена в состояние ЗАКРЫТОЙ на время занятия

Мы хотим проанализировать динамику изучения материала Вами с помощью нашего сайта и разобрать все ошибки при начале подготовки, причем абсолютно бесплатно!) 

Что будет на занятии:

— Полноценный тест КИМ ЕГЭ по истории на материал от восточных славян до Ярослава Мудрого;

— Профессиональная индивидуальная проверка Вашей части 2 по критериям ЕГЭ 2015;

— Задания «для экспертов»;

— Чек-лист по подготовке к ЕГЭ на ближайший месяц;

— Индивидуальный разбор ошибок в тесте и полноценная обратная связь, ответим на все вопросы по ЕГЭ;

Так что, приходите, если хотите реально оценить, чего Вы уже добились при подготовке совместно с нашим ресурсом) Кроме того для Вас есть классный подарок, который Вы также сможете получить на занятии

Подписался ->> Принял участие =>> Получил результат

Также хочу для ребят, кто собирается поступать на истфак, а среди Вас вероятно есть и такие, чтобы не быть белой вороной в ВУЗе и спорить в преподавателями, они это любят, выкладывать документальные фильмы с нестандартными точками зрения на спорные моменты в истории, так вот, если Вы относитесь к категории, что Вам история...либо просто интересна, либо это Ваша будущая профессия, прилагаю первый фильм о крещении Руси:

Жду Ваших мнений обо всем этом в комментариях =) А я на сегодня буду закругляться, всем пока!

С уважением, Иван Некрасов

 

xn----7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Тест МФПУ Синергия "История" |

Автором работы «История государства Российского» является …
  • С.Ф. Платонов
  • В.Н. Татищев
  • С.М. Соловьев
  • Н.М. Карамзин
Автором работы «История России с древнейших времен» является …
  • С.М. Соловьев
  • В.Н. Татищев
  • С.Ф. Платонов
  • Н.М. Карамзин
Автором работы «История Российская с самых древнейших времен» является …
  • С.Ф. Платонов
  • С.М. Соловьев
  • Н.М. Карамзин
  • В.Н. Татищев
Автором работы «Лекции по русской истории» является …
  • С.М. Соловьев
  • С.Ф. Платонов
  • В.Н. Татищев
  • Н.М. Карамзин
Борис Годунов стал правителем России …
  • по завещанию Ивана Грозного
  • в результате избрания сословно-представительным органом
  • по итогам избрания Боярской Думой
  • в результате захвата власти
В 1990-ых годах произошло …
  • танковый обстрел здания Верховного Совета
  • учреждение семи федеральных округов
  • ввод советских войск в Афганистан
  • Кампания по борьбе с алкоголизмом
В 1990-ых годах произошло …
  • создание СНГ
  • «дело ЮКОСА»
  • Принятие нового устава КПСС
  • Первый Съезд народных депутатов
В первое столетие своего существования древнерусское государство представляло собой …
  • внутренне единое государственное образование, ведущее активную внешнюю политику
  • централизованное государство с развитым аппаратом, активно присоединяющее соседние территории
  • непрочную федерацию отдельных территорий, выплачивающих дань центру
  • мощную республику с развитым государственным аппаратом
Важное значение для отражения набегов кочевников-половцев играла деятельность князя …
  • Ярослава Мудрого
  • Владимира Мономаха
  • Владимира I Святославовича
  • Святослава
Виднейшими князьями Владимиро-Суздальского княжества были:
  • Александр Невский и Мстислав Великий
  • Юрий Долгорукий и Изяслав Ярославович
  • Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо
  • Ярослав Мудрый и Владимир Мономах
Восточные славяне языческого периода поклонялись богам:
  • Даждьбогу и Хорсу
  • Яриле и Марсу
  • Макоши и Зевсу
  • Перуну и Янусу
Двенадцатое (12) декабря 1993 г. стал днем …
  • начала войны в Чечне
  • принятия Конституции РФ на референдуме
  • подписания Федеративного договора
  • выборов президента страны
Для Владимиро-Суздальского княжества была характерна следующая политическая модель:
  • сильная княжеская власть и тенденции к централизации
  • развитие демократических вечевых порядков
  • тесное сотрудничество княжеской власти, вече, и боярства
  • укрепление положения боярства
Иосифляне придерживались взглядов, в основе которых было мнение …
  • о божественном характере великокняжеской власти
  • об отсутствии монастырского землевладения
  • об отрешенности монахов от земных забот
К параметрам российского консервативного проекта относится …
  • отмена исторических сословий
  • вера в способность передовой русской интеллигенции возглавить политически-неграмотные массы в направлении справедливого переустройства общества
  • сохранение традиционного религиозного сознания – как высшей формы общественной морали
  • критика «деспотизма» русской монархии
К параметрам российского либерального проекта относится …
  • признание «борьбы классов» главным фактором исторического прогресса
  • сохранение сословной иерархии
  • критика капитализма
  • наличие парламента европейского типа
Комплекс «Великих реформ» Александра II включал в себя …
  • учреждение Государственной Думы
  • введение всеобщей воинской повинности
  • переход к федеративному государственному устройству
  • реформу ценообразования
Комплекс Контрреформ Александра III включал в себя …
  • отмену суда присяжных
  • возврат системы крепостного права
  • военную контрреформу
  • циркуляр «О кухаркиных детях»
Конституция 1977 г. закрепляла положение …
  • о построении коммунизма к 1980 году
  • об обострении классовой борьбы
  • о ведущей роли КПСС в руководстве государством и обществом
  • о диктатуре пролетариата
Лидером партии социалистов-революционеров (эсеров) являлся …
  • В.М. Чернов
  • Г.В. Плеханов
  • П.А. Кропоткин
  • П.Н. Милюков
Лидером старообрядцев был …
  • патриарх Никон
  • патриарх Иосаф
  • протопоп Аввакум
  • патриарх Филарет
Неверно, что к народническим организациям в России относился …
  • «Земля и Воля»
  • «Народная воля»
  • Кружок Н.В. Чайковского
  • Кружок Д.И. Благоева
Неверно, что к числу специальных (вспомогательных) исторических дисциплин относится …
  • орфография
  • генеалогия
  • источниковедение
  • палеография
Новыми явлениями экономической жизни России XVII века стало …
  • появление мануфактур
  • отмена местничества
  • введение подушной подати
Окончательное закрепощение крестьян было оформлено в …
  • Судебнике Ивана III
  • Указе «О заповедных летах»
  • Соборном уложении
  • Судебнике Ивана IV
Окончательный распад Древней Руси на отдельные самостоятельные территории произошел после смерти князя …
  • Юрия Долгорукого
  • Ярослава Мудрого
  • Мстислава Великого
  • Владимира Мономаха
Основополагающие вопросы общественной жизни России после Февральской революции предполагалось вынести на решение …
  • Государственной Думы
  • Временного правительства
  • Всероссийского съезда Советов
  • Учредительного собрания
Отличительными чертами НЭПа являлись: …
  • принудительный труд и внедрение элементов долгосрочного планирования
  • введение бесплатных коммунальных услуг и насаждение коммун в деревнях
  • возрождение частного предпринимательства и денежная реформа
Первые правители во Франкском королевстве принадлежали к династии …
  • Капетингов
  • Валуа
  • Меровингов
Первым правителем, официально принявшим титул «Государь всея Руси» был …
  • Иван Калита
  • Иван IV Грозный
  • Дмитрий Донской
  • Иван III
Период правления Александра I характеризуется …
  • укреплением режима самодержавия в начале царствования
  • учреждением Сената
  • «аракчеевщиной»
  • регулированием вопросов престолонаследия
Период царствования Николая I характеризуется …
  • либеральными реформами в области печати и образования
  • усилением местного самоуправления
  • началом промышленного переворота
  • появлением «военных поселений»
Победа большевиков в России осенью 1917 года явилась следствием ряда факторов, среди которых …
  • массовая поддержка населением первых общедемократических декретов советской власти
  • неспособность бывшего императора Николая II организовать сопротивление большевикам
  • массовая поддержка населением первых решительных мер борьбы с контрреволюционерами
После смерти В.И. Ленина соперниками И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе, пользовавшиеся большим влиянием в ВКП(б), были: …
  • В.М. Молотов и Л.Б. Каменев
  • Л.Д. Троцкий и Г.Е. Зиновьев
  • А.И. Рыков и С.М. Киров
  • Н.И. Бухарин и Ф.Э. Дзержинский
Председателем правительства РФ в 2004 г. стал …
  • М. Касьянов
  • М. Фрадков
  • В. Путин
  • В. Черномырдин
Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был посвящен …
  • демократизации армии
  • взаимоотношениям между политическими партиями
  • заключению перемирия между воюющими сторонами
  • продовольственному снабжению населения
 

xn--4-7sbqf2d.com

Образование древнерусского государства и проблемы возникновения государственности

882 год принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве. Произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева.

obrazovanie_drevneruskogo_gosudarstva

Киевская Русь или Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Проблема возникновения государственности

В историографии долгое время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин. Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано; предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии.

Вопросы о том, был ли Рюрик основателем княжеской династии, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной отечественной исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

Образование Киевской Руси

Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало городское поселение. Арабские писатели конца I тысячелетия (аль-Истархи, Ибн-Хордадбех, Ибн-Хаукал говорят о Киеве (Куябе) как о крупном городе. Ибн Хаукал писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)».

Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX—X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).

Русь упоминается как держава и в ряде других ранних источников: в 839 упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «русь». По аналогии с другими этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т. д.) житель (насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь», звался «русин». Однако термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 веке.

В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора. Повесть временных лет приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом).

В 882, по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранeе плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет, не считаясь с родным сыном Рюрика — Игорем. Тот занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала так же неудачная военная компания против Хазарии, в ходе которой русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 960 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Около 962 возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 (по др. данным в 968/969) Святослав разгромил Хазарский каганат. Святослав намеревался создать собственное славянское государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир I Святой.

histerl.ru

Древнерусское государство

В современной историографии понятием «Киев­ская Русь» обозначают раннефеодальное государство восточных славян IX—XII вв., которое сложилось на территории, прилегающей к водной магистрали пути «из варяг в греки», и возникло в результате объединения двух восточнославянских государственных объединений — «Куявы» (политический союз племен полян, северян и вятичей, центр — Киев) и «Славии» (чудь, словене, меря, кривичи, центр — Новгород).

В древних летописях Киевская Русь известна под названием «Руска земля», «Русь», но первоначально в IX в. так назывались только земли славянских племен Среднего Поднепровья («Куява»), которыми управляли «каганы» («хаканы») русов — Аскольд и Дир. Позже, после завоевания в 882 г. новгородским князем Олегом (Вещим) Киева и объявления его столицей («мати градом руских»), т. е. после объединения «Куявы» и «Славии», название «Руска земля», «Русь» постепенно распространяется на всю территорию объединенных земель.

Раскинувшись в X в. с запада на восток от Карпат до Оки и верхней Волги, с севера на юг от Балтийского до Черного морей, Киевская Русь представляла собой непрочное объединение славянских племен, требующее постоянного применения военной силы. Политическое единство обеспечивалось главным образом не хозяйственными связями или этнической близостью славянских племен, а кровным родстсюм правящей династии Рюриковичей, их вотчинным родовым землевладением, необходимостью его военной защиты от притязаний соседних государств и набегов кочевников.

«Рассаждение» Владимиром I («Красное Солныш­ко») по городам восточных славян (за исключением Полоцка) своих двенадцати сыновей и введение им в 988 г. христианства в известной мере укрепило единство Киевской Руси, но и после этого ее продолжали потрясать войны князей-родственников за киевский престол. Попытка князей упорядочить свои отношения на съезде в Любече (1037 г.) правилом «каждо да держить отчину свою» привела к фактическому раздроблению феодально-конфедеративной Киевской Руси.

В первой половине XII в., после непродолжительного усиления центральной власти киевского князя Владимира II (Мономаха), Киев постепенно теряет свое доминирующее положение. В 30-е годы того эке века Киевская Русь как относительно единое государственное объединение восточнославянских народов прекращает свое существование.

Первые объединения восточных славян не отличались устойчивостью, но с течением времени они становились более прочными. Составитель «Повести временных лет» на основе дошедших до него исторических сведений и преданий рассказывает о существовании у восточных славян до образования древнерусского государства ряда самостоятельных племенных княжеств. Поляне имели свое княжество во главе с Кием, «а в древлях (у древлян) свое, в дреговичи свое, а словени свое в Новгороде, а другое на Полоте иже полочане».

Не все племенные княжества соответствовали племенным границам. Некоторые из них представляли собой сложные политические образования, как, например, волыняне, или, напротив, селились на части племенной территории, как словенское княжество в Новгороде и «на Полоте». Племенные княжения были предшественниками древнерусского государства и являли собой зачаточную форму государственности на Руси. Некоторые из племенных княжений сохра­нялись и в период Древнерусского государства. Так, летописец называет древлянского князя Мала, правившего в древлянской земле во время Игоря и Ольги, у вятичей в XI в. были князь Ходота и его сын.

Ведущую роль в процессе образования древнерусского государства сыграла Русь (по летописи «поляне яже ныне завомая русь»). Поляне были наиболее развитыми из восточнославянских племен. Летопись выделяет их как «мудрых и смысленных мужей», имеющих от «своих отец» обычаи благопристойной жизни. Археологические раскопки подтверждают более высокий общественно-экономический уровень полян по сравнению с другими восточнославянскими племенами. В земле полян возник древнейший и крупнейший восточнославянский город — Киев. Неудивительно поэтому, что именно с образованием у полян княжества во главе с Киевом связано начало политической истории восточного славянства в известном предании о построении Киева. Повествуя о построении Киева, летописец отмечает, что княживший в нем Кий ездил в Константинополь к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь, Кий пытался обосноваться на Дунае, для чего построил там небольшой городок. Однако соседние племена воспротивились этому, и он был вынужден вернуться на родину. После смерти Кия и его братьев Щека и Хорива князьями у полян были их потомки.

С летописным рассказом о Кие перекликается рассказ Прокопия Кесарийского о приглашении им­ператором Юстинианом I (527—565 гг.) к себе на службу антского князя, которому была поручена защита одной крепости на Дунае. Не совладав с окрестными племенами, приглашенный князь оставил порученный ему город. Сопоставление этих двух очень близких между собой рассказов проливает свет на время возникновения княжества у полян, которое летописец считает первым шагом на пути к образованию древнерусского государства. Оно совпадает с бурной эпохой в жизни славян, когда в обстановке борьбы с Византией у них складывались племенные объединения.

Поляне, называемые, по словам летописца, русью, стали основой формирования древнерусской народности, а их земля — ядром территории Древнерусского государства. Образовавшийся вокруг Руси племенной союз во главе с династией Кия был длительным и прочным. Он устоял в борьбе с аварами, хотя последние сумели подчинить себе волынян. Власть русского племенного союза постепенно расширялась, соответственно расширялась и территория, за которой закреплялось название Русской земли.

С начала IX в. усиливается военная и политическая активность созданного Русью объединения. На страницах европейских источников появляются сообщения о набегах русов на другие народы. На рубеже VIII и IX вв. войско русов воевало в Крыму, захватило Сурож (Судак) и прошло все побережье от Херсонеса до Керчи. Сведения об этом походе содержатся в греческом литературном произведении — житии Стефана Сурожского. В другом аналогичном византийском памятнике — житии Георгия Амастридского рассказывается о нашествии в начале IX в. дружин русов на малоазийское побережье Черного моря от Пропонтиды (Босфора) до Амастриды (Синопа). Име­ются сведения о морском походе русов на остров Эгину (в Эгейском море). Арабский историк Ибн-Хордадбег сообщает, что в середине IX в. руосы (племя из славян), идя Азовским морем и Доном до сближения с Волгой, а затем Волгой, Каспийским морем и сухопутным путем, добирались до Багдада.

В 839 г. послы хакана (царя) русов побывали у императора Людовика I Благочестивого, о чем рассказывается в Вертинских анналах IX в. К Людовику I послы русов прибыли из Константинополя, куда они ходили, чтобы договориться, видимо, о борьбе с прорвавшимися в черноморские степи венграми. Вер­нуться на родину обычными путями послы не могли ввиду разбоя появившихся в степи кочевников. Поэтому византийский император направил их со своими людьми к Людовику I Благочестивому, прося обеспечить им безопасное возвращение на родину через земли его империи.

В 860 г. русы совершили большой поход на Константинополь в отместку за нарушение греками договора и истязание послов и купцов русов. Нападение было неожиданным в момент, когда византийские войска и император находились на юге империи, защищая ее от вторгшихся арабов. Войска русов на 200 судах подплыли к Константинополю, осадили и едва не взяли его. Византия вынуждена была изменить свою политику в отношении Руси и заключить договор «мира и любви».

histerl.ru