Образование древнерусского государства Киевская Русь . (стр. 1 из 3). Киевская русь древнерусское государство


2.Древнерусское государство – Киевская Русь. Политическое и экономическое устройство

2)ДРЕВНЕРУ́ССКОЕ ГОСУДА́РСТВО государство 9 — начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. В 882 г. Олег (по летописи - родственник Рюрика, управлявший Новгородом после смерти Рюрика вместо его малолетнего сына Игоря Рюриковича) вместе с воинами-варягами и дружинами словен, кривичей, чуди, мери, веси совершил поход на юг, взял Смоленск, Любеч и дошел до Киева, где правили Аскольд и Дир. Выдав себя за купца, идущего с товаром в Византию, Олег убил их и сделал Киев столицей объединенного государства («мать городов русских»). Эта дата считается официальным началом истории Древнерусского государства.Социально-экономическое развитие Киевской Руси: Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах -- сохой, в которую запрягали одну лошадь.В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда).Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло.Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны.Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла. Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.Во времена союзов племен в качестве средств платежей и их эквивалентов использовались меха. Об этом говорят названия древнерусских денежных единиц: куна (шкурка куницы), ногат (шкурка с четырьмя ногами), веверица (беличья шкурка),- так же впоследствии назывались монеты или весовые единицы серебра, когда-то соответствовавшие по цене меховым изделиям. В киевский период использовали оба значения слов, хотя в действительности к тому времени средством платежа уже служили серебряные (иногда и золотые) монеты и слитки. Своей универсальной денежной единицы на Руси тогда не было. Политический строй: Древнерусское государство IX--Х вв. -- это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства.В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море.

studfiles.net

Тема 2. Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.)

Тема 2. Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.)

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.

Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения они все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

- западные славяне – поляки, чехи, словаки;

- южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;

- восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, существовавшее с конца IX в. до 30-х гг. XII в. (882-1132 гг.).

 

1. Основные теории об образовании древнерусского государства Киевская Русь

Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII-VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной общины к соседской и начало складываться имущественное неравенство.

К концу VIII в. сложилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.

По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две теории: норманнская и антинорманская.

Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в России в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.

Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, о легендарном призвании варягов в Новгород:

В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.

В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако, есть версия, что слова «Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и следовательно в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.

Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и, в конце концов, подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.

Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.

В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс фактически минимальное.

Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:

Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может.

Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.

В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.

В-четвертых, уже в VII-VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально-экономический уровень славян был выше, чем у варягов.

Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.

Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584-1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (882-1598 гг.).

 

Общественный строй и социально-экономические отношения в Киевской Руси

Основные этапы истории Киевской Руси

Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

- первый этап – вторая половина IX-X вв. – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

- второй этап – конец 1X-XI вв. – расцвет Киевской Руси;

- третий этап – конец XI-первая половина XII вв. – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов, что привело к феодальной раздробленности.

 

Княжение первых Рюриковичей

Объединив под своей властью Киев и Новгород, князь Олег правил 30 лет (879-912), не считаясь с сыном Рюрика Игорем. Олег обложил данью многие славянские племена, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, но многие его районы были мало заселены, и оно не отличалось прочностью.

После смерти Олега его дело продолжил Игорь (912-945 гг.). Во внешней политике он также как и его предшественник стремился обеспечить русским купцам благоприятные условия в торговле с Востоком и Византией, а также безопасность от набегов кочевников.

Важным источником доходов князя являлось полюдье, выплачиваемое подчиненными славянскими племенами. Для его сбора князь с дружиной объезжал подвластные земли. Размер полюдья не был фиксированным, и чрезмерные поборы приводили к трагическим последствиям. Так, в 945 г. во время сбора полюдья в племени древлян Игорь учинил насилие и вторично попытался собрать дань. Но древляне подняли восстание, во время которого Игорь был убит.

В Киеве осталась жена Игоря Ольга (945-957 гг.) с малолетним сыном Святославом. Она проявила себя как умная, решительная и суровая правительница и отомстила древлянам за смерть мужа. Но Ольга понимала, что произвольные поборы могут вызвать новые восстания, поэтому установила фиксированный размер дани – «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси. Ольгу также считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх.

В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги – Святослав (957-972 гг.). Его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославович (980-1015 гг.), продолживший политику своих предшественников. Но в историю он вошел, прежде всего, как креститель Руси.

В 988 г. вместо язычества официальной религией Древнерусского государства стало православное христианство. Это событие получило название – крещение Руси, проводившееся зачастую насильственными методами.

Принятие православия оказало значительное воздействие на политическую. духовную и культурную жизнь русского народа:

1) крещение Руси способствовало объединению русских земель, поскольку церковь поддерживала усилия князей и бояр в борьбе за единство и усилению великокняжеской власти.

2) принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами.

3) церковь способствовала развитию феодального землевладения на Руси, в частности, появлению крупных церковных и монастырских владений.

4) принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на уровень развития ремесла (ювелирного, строительного и др.). Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству.

5) церковь способствовала распространению на Руси грамотности и письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов, при монастырях открывались школы и библиотеки.

6) христианство способствовало укреплению морали и нравственности в славянском обществе, осуждая некоторые первобытные порядки (многоженство, кровная месть и т.п.)

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных.

Великий киевский князь Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054 гг.), в отличии от отца, Владимира Святого, не был героем былин и сказаний. Но летопись говорит о нем как о великом государственном деятелем, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Его правление – время расцвета Руси.

В конце XI в. начинается процесс распада Руси. В 1097 г. впервые в истории Руси князя съехались в родовой замок внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха – Любеч (Любечский съезд) для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли, «каждый свою отчину держит». За нарушение наказания грозило суровое наказание. Таким образом, Русь распалась на «отчины» – наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение. Руси.

На время остановить распад Руси удалось Владимиру Мономаху (1113-1125 гг.). И именно об этом – единстве Руси, борьбе с межкняжескими усобицами – он писал в своем знаменитом «Поучении», обращенном к сыновьям. Однако, в 30-е гг. XII в. начался процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

 

Батыево нашествие

В 1227 г. Чингисхан умер. Но еще при жизни он разделил между сыновьями все завоеванные земли (в том числе и те, что предстояло еще завоевать) на 4 улуса. Во главе Западного встал его сын Джучи. В 1235 г. на курултае в Каракоруме было решено начать новый поход на Европу, и во главе амии был поставлен внук Чингисхана – хан Батый. В 1236 г. орды Батыя разгромили Волжскую Булгарию, подчинили башкир, марийцев, половцев. В 1237 г. огромное войско вступило в пределы русских земель – в Рязанское княжество.

Завоевание Руси монголами произошло в результате двух походов:

1) 1237-1238 гг. – покорение Северо-Восточной Руси.

2) 1239-1240 гг. – завоевание южнорусских земель.

В конечном итоге уцелели только псковские, минские, смоленские и новгородские земли.

В 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Чехию, Венгрию. Однако летом 1242 г. он внезапно прервал поход и возвратился в Поволжье. Тому было несколько причин. Во-первых, у Батыя не хватало войска для контроля над завоеванными территориями. Во-вторых, 4-летнее сопротивление Руси ослабило силы захватчиков. И Европа была спасена растерзанной Русью.

В 1243 г. на Нижней Волге Батый образовал одно из крупнейших государств Средневековья – Золотая Орда. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани).

Золотая Орда – монголо-татарское военно-феодальное государство (1243 – 1502 гг.), образованное ханом Батыем, в состав которого входили территории Западной Сибири, Волжская Булгария, Хорезм, степи от Волги до Дуная. Русские земли в состав этого государства не входили, а были зависимыми территориями.

Тема 2. Древнерусское государство Киевская Русь (IX-XII вв.)

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.

Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV-III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения они все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

- западные славяне – поляки, чехи, словаки;

- южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;

- восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, существовавшее с конца IX в. до 30-х гг. XII в. (882-1132 гг.).

 

1. Основные теории об образовании древнерусского государства Киевская Русь

Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII-VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной общины к соседской и начало складываться имущественное неравенство.

К концу VIII в. сложилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.

По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две теории: норманнская и антинорманская.

Норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в России в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.

Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, о легендарном призвании варягов в Новгород:

В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.

В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако, есть версия, что слова «Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и следовательно в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.

Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и, в конце концов, подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.

Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.

В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс фактически минимальное.

Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:

Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может.

Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.

В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.

В-четвертых, уже в VII-VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально-экономический уровень славян был выше, чем у варягов.

Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.

Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584-1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (882-1598 гг.).

 

lektsia.com

Древнерусское государство (Киевская Русь) – История России

Древнерусское государство (Древняя Русь, Киевская Русь, Киевское государство) – средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.  (Применительно к Руси под древностью обычно понимается так называемый домонгольский период IX — середины XIII веков).В период наивысшего расцвета Древняя Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века Древняя Русь вступила в состояние феодальной раздробленности и фактически распалась на полтора десятка русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев продолжал считаться главным «столом» Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей. Как этнокультурный регион Русь продолжила существовать и после политической дезинтеграции, что впоследствии сыграло важную роль в процессе объединения русских земель

О терминах “Древнерусское государство” и “Киевская Русь”.

Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века. Одним из первых его использовал М. А. Максимович в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями, как «Червонная Русь», «Суздальская Русь» и др. В том же значении термин употребляли С. М. Соловьёв («Русь Киевская», «Русь Черниговская», «Русь Ростовская или Суздальская»), Н. И. Костомаров и Д. И. Иловайский. Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение, определяющее один из этапов русской истории и государственности. В этом понимании киевский период обычно заканчивается 1169 годом, годом  переноса столицы Руси из Киева во Владимир.В. О. Ключевский использовал этот термин несистематически, иногда сочетая узкогеографические и хронологические рамки и отличая «старую Киевскую Русь» от «Руси новой, верхневолжской», иногда подразумевая под ним все земли Руси в соответствующий период.У С. Ф. Платонова, А. Е. Преснякова и других авторов начала XX века термин стал использоваться в государственно-политическом смысле как именование государства всех восточных славян в эпоху, когда Киев был общим политическим центром.В украинской националистической историографии того же времени уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным, поскольку подразумевал существование других центров и периодов в истории Руси.Основоположник украинской исторической школы М. С. Грушевский термин “Киевская Русь” почти не пользовался, предпочитая термины “Киевское государство” или “Руська держава” (“Русское государство”, противопоставленное в его версии государству Московскому).Окончательное утверждение понятия “Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком Б. Д. Грековым были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: “Киевская Русь” (1939) и “Культура Киевской Руси” (1944). Уточняя значение термина, академик Б. Д. Греков писал:“Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле „империи Рюриковичей“, соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, — включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц“.В те же годы другой частью советских историков (М. И. Артамонов[9], В. В. Мавродин[10], А. Н. Насонов[11]) в научный оборот был введён термин «Древнерусское государство» (первоначально прилагательное писалось со строчной буквы, вскоре стало именем собственным). Среди советских историков активно им пользовались В. Т. Пашуто и представители его школы[12]. В настоящее время термин «Киевская Русь» постепенно выходит из употребления.

Образование, существование и распад Древнерусского государства.

К середине IX века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России в районе Приильменья сложился крупный союз из ряда восточно-славянских, финно-угорских и балтских племён, под властью князей династии Рюриковичей, основавших централизованное государство.В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян. В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Параллельно шёл процесс славянской колонизации северо-востока Русской земли.Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы, боролась за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Византийской империей.При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство.Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов — Русскую Правду.В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств:– Новгородская земля;– Владимиро-Суздальское княжество;– Галицко-Волынское княжество;– Черниговское княжество;– Рязанское княжество;– Полоцкое княжество… .Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями, а Киевская земля считалась коллективным владением Рюриковичей.С середины XII века в Северо-Восточной Руси  возвышается Владимиро-Суздальское княжество, его правители (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо), ведя борьбу за Киев, оставляли своей основной резиденцией Владимир, что привело к его возвышению в качестве нового общерусского центра.Также наиболее могущественными княжествами были Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское.В 1237—1240 годах большинство русских земель подверглись разрушительному нашествию Батыя. Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир, Галич, Рязань и другие центры русских княжеств были разрушены, южные и юго-восточные окраины утратили значительную часть оседлого населения.

russian-history.info

Глава VII ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ. История Украинской ССР в десяти томах. Том первый

B IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен сложилось одно из самых больших государств средневековой Европы — Киевская Русь. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества..

Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение, — русами. В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси.

Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность. В ее основе лежали общая территория, единый язык, общая культура, тесные экономические связи. На протяжении всего периода существования Киевской Руси древнерусская народность, которая была общей этнической основой трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, развивалась путем дальнейшей консолидации.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно — экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.

На международной арене Древнерусское государство занимало одно из ведущих мест. Оно поддерживало широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами Востока и Запада. Особенно тесными были контакты Руси с Польшей, Чехией, Болгарией, Арменией, Грузией, Средней Азией, странами Западной Европы — Францией, Англией, Скандинавией, с Византийской империей и др.

Ярким свидетельством высокого международного авторитета Киевской Руси были и династические связи древнерусского княжеского двора с дворами многих стран. Инициаторами этих связей выступали как сами киевские князья, так и правители европейских государств, которые часто искали союза с могущественной Русью.

Военная сила Киевской Руси стала тем щитом, о который разбивались многочисленные орды кочевых племен Степи, продвигавшиеся к границам Византии и нападавшие на страны Центральной Европы. Согласно признанию византийского историка Никиты Хониата (конец XII — начало XIII в.), именно древнерусский народ спас Византию от нашествия половцев.

Блестящая история и культура Киевской Руси издавна привлекали внимание исследователей, но только в советское время они нашли широкое и действительно научное освещение. В отличие от буржуазно — националистических и дворянско — буржуазных великодержавных историков, которые с различных позиций пытались отрицать единство происхождения, этническую и историческую родственность трех восточнославянских народов, советской исторической наукой неопровержимо доказано, что в создании Киевской Руси принимали участие все восточнославянские племена.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX в. по 30–е годы XII в. Политическая форма этого государства — раннефеодальная монархия, территориальные границы — от Балтики до Черного (Русского) моря и от Закарпатья до Волги. Восточные славяне, как и некоторые другие европейские народы, в своем развитии миновали рабовладельческую стадию. Первоначальной формой классового общества у них являлся феодализм, становление и развитие которого неразрывно связаны с формированием Древнерусского государства. В качестве пережиточных форм на этапе раннего феодализма (IX — начало XII в.) сохранялись и некоторые элементы первобытнообщинного строя (семейная община), однако они были подчинены интересам развития феодального общества. Рабство на Руси существовало в рамках феодальной формации.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Образование древнерусского государства Киевская Русь .

РОЖДЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ.

В течение VI-VIII вв. сложились основные предпосылки древнерусского государства: распад родового строя, переход к соседней общине, замена родового деления территориальным, возникновение городов, образование племенных союзов, княжеской власти, дружины.

На образование древнерусского государства сказалось норманнское влияние, которое выразилось в большой роли варяжских дружин в торговле Руси с Востоком на пути «из варяг в греки», ставшем главной артерией Киевской Руси, в варяжском происхождении княжеской династии и, видимо, самого названия «Русь».

Следует отметить, что на ранней стадии существовали два центра формирующегося государства - Новгород и Киев. Хотя истоки великокняжеской династии связаны с Новгородом, государство возникло в Приднепровье со столицей в Киеве. Решающее значение здесь имел геополитический фактор. Киев стал центром формирующегося государства, поскольку находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом.

Первым достоверным правителем древнерусского государства был князь Олег (879-912), «вещий», как именовал его летописец. Именно с его деятельностью связано формирование ядра государства. Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг, взяв с собой малолетнего Игоря, оставленного отцом Рюриком на его попечение. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882г. Подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира взял Киев. Так произошло объединение двух центров восточных славян - северного и южного.

Значение принятия христианства для государственного развития Руси.

Завершающий этап становления Киевской Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава мудрого (1019-1054).

При сыне Святослава Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Однако объединение было непрочным. Для укрепления его Владимир предпринял ряд важных мер. Во-первых, в отличие от предшественников он больше внимания уделял внутренним проблемам. Летописец пишет, что до Владимира князья думали «о ратях», а он - «о строе землянем и уставе землянем». Обосновавшись в Киеве, он не забыл об обороне Руси, но решал задачу иначе, окружив Русь «заставами богатырскими». Во-вторых, произошли перемены в государственном устройстве. Власть племенных князей была поколеблена, они превратились в посадников великого князя, оказались у него в подчинении. В- третьих, и это самое главное, Русь приняла христианство, которое, превратившись в государственную религию, стало прочной идейной основой молодого государства.

Выбор Русью христианства был предопределен принадлежностью ее к европейскому миру, где он господствовало. Кроме того, эта религия была давно знакома славянам. В родственной Болгарии она уже давно проповедовалась на славянском языке. Христианство пришло на Русь из Византии, так как эта страна была самым передовым государством тех времен и Русь имела с ней тесные экономические и дипломатические связи.

В 988-989 гг. князь Владимир провел вторую религиозную реформу. Суть ее состояла в том, что христианство стало государственной религией. Важно понять именно этот политический смысл событий, поскольку обычно обращают внимание на его религиозную сторону. Реформа князя Владимира была своевременной и прогрессивной мерой большого исторического значения. Христианство на Руси стало внутренней духовной силой, упрочившей единое государство, позволило освоить высшие достижения мировой культуры, способствовало расширению связей с другими странами, росту международного авторитета Руси. В русском обществе появился новый институт- церковь. Во главе ее в масштабе государства стоял митрополит, в областях - епископы, в городах и селах - священники. В пользу церкви население платило налог- десятину (1/10 дохода).

Киевская Русь превратилась в государство, территориально и политическое единство которого обеспечивалось писаными законами и передовой религией. Она стала державой, ни в чем не уступающей другим.

Особенности общественно-политического устройства Киевской Руси.

Это было раннефеодальное государство, в котором феодальная тенденция, сословная структура общества находилась в стадии формирования. Существовало большое число свободных крестьян (смердов), которые не имели над собой бояр, пользовались землей и платили подати государству. Вольная колонизация (освоение новых земель), которую В. О. Ключевский отмечал как характерную черту истории России, особенно была свойственна киевской эпохе. Такое социально- экономическое состояние отражалось в политическом строе.

Политической основой государства являлась великокняжеская власть. Вся Русская земля считалась владением великокняжеского рода, а престол наследовался по старшинству в роду.

Главным органом управления была дружина князя, которая представляла собой сословный, а не родовой орган, что способствовало формированию слоя феодалов.

В политическом управлении еще сохранились племенные элементы. В ряде земель княжескую власть ограничивал вечевой строй, на местах наряду с посадниками существовали старейшины.

Феодальная раздробленность на Руси.

Среди факторов, разрушивших единое Киевское государство, выделяются следующие.

-К этому времени на Руси сформировалось в основном феодальные отношения, возникли крупные земельные владения (боярские вотчины), которые вызвали стремление бояр к самостоятельности, укреплению местной власти. Бояре стали главной силой децентрализации государства; с их помощью устанавливалась власть удельных князе.

- Исчерпал себя родовой порядок княжения по старшинству. В условиях, когда княжеский род разветвился, отношения запутались, он создавал нестабильность власти, обострял борьбу за нее. Необходима была новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил.

- Децентрализации государства и созданию удельных княжеств способствовало господство натурального хозяйства, слабость экономических связей.

- К внутренним причинам прибавились внешние. Непрерывные нападения истощали Русь. Судьба ее была решена окончательно после монгольского нашествия и захвата Киева в 1240 г.

Место феодальной раздробленности в истории русской государственности.

В удельной Руси домонгольского периода во многих сферах общественной жизни наблюдалось развитие по восходящей линии. Характерен экономический подъем. Переселение народа на Северо-восток, освоение новых неплодородных, суглинистых земель сопровождались повышением культуры земледелия, распространением трехпольной системы, развитием хлебопашества. Это было время бурного развития на Руси ремесла (около 60 специальностей). Особенно славилась Русь литейным и кузнечным делом, производством оружия, изделий из серебра, черни, эмали, керамики.

Шаг вперед в это время был сделан и в политической сфере. Новый наследственный порядок формирования княжеской власти сделал ее устойчивой. Удельные князья, став хозяевами своих земель, выступали в качестве организаторов строительства городов, укрепления их крепостями, обустройства переселенцев на новых местах.

И наконец, самым ярким свидетельством поступательного развития Руси в это время служит расцвет ее культуры.

Таким образом, феодальная раздробленность- это закономерная форма развития феодального государства, которая сменила устаревшее политическое устройство Киевской Руси.

Древнерусская культура IX- начало XIII вв.

Культуре Древней Руси были свойственны общие черты средневековой культуры: 1) замедленность темпов развития, 2) традиционализм, 3) деление на народную и элитарную, городскую и сельскую, 4) господство религии, хотя всегда имелись светские элементы, отражавшие практическую жизнь людей, их знания.

Древнерусская культура формировалась как синтез язычества и христианства.

На протяжении многих лет существовало двоеверие.

Народное творчество, просвещение, литература.

Появились предания об основании Киева, о призвании варягов, о вещем Олеге и др.

Фундаментальные значение для развития культуры имело распространение грамотности, просвещения. Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Об этом свидетельствуют договор князя Олега с Византией 911г., написанный на русском и греческом языках, владельческие надписи на ремесленных изделиях.

Сохранилось около 150 рукописных книг периода Древней Руси. Древнейшие из них - «Остромирово евангелие» (1057), написанное дьяком Григорием для новгородского посадника Остромира, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073, 1076).

Основным жанром формирующейся литературы являлось летописание, которое служило не только историческим памятником, но и важным фактором политической и культурной жизни, формирующим общественное сознание. Самая значительная летопись Древней Руси - «Повесть временных лет» (1112) составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Ценный памятник древнерусской литературы - богословский трактат «Слово о законе и благодати». Написавший его священник Иларион стал позднее митрополитом. Главная идея трактата - утверждение церковной самостоятельности Руси, независимости русской церкви от Византии.

Самое яркое произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» описывает неудачный поход русских князей во главе с Новгород - северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Неизвестный автор обращается к князьям с призывом прекратить усобицы, объединиться, чтобы защитить Русь, не искать личной славы, а выступать за честь и славу Русской земли.

Художественная культура, зодчество Древней Руси.

Это - одна из наиболее ярких страниц русской культуры. В те времена архитектура являлась главным видом искусства, поскольку включала в себя живопись и декоративно- прикладные изделия. До наших дней сохранились великолепные архитектурные памятники, не уступающие мировым шедеврам. Каменные здания появились на Руси в конце X в.

mirznanii.com

Древнерусское государство Киевская Русь — История России

Древнерусское государство Киевская РусьОтрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравниваюсь с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

    нормандская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники нормандской версии говорят о различных записях у европейских ученных. Даная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. антинормандская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинормандские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управляь в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел бедующей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Непреступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т. д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

co-i.ru

Киевская Русь [Древнерусское государство] — история, география, политика, общество, экономика, наука, культура, вики — WikiWhat

Основная статья: Европа в Средние века

География Киевской Руси

Столица Древней Руси — город Киев стоял на Днепре. Возле Киева степи, которые занимали юг Русской равни­ны, сменялись лесами, идущими на се­вер до самого Белого моря.

Реки были главными, очень удобны­ми дорогами для русских людей, стро­ивших на речных берегах города и села.

В киевских землях зимы были мяг­кие, лето теплое, урожаи — богатые, ме­стные почвы — черноземы — очень пло­дородны.

История Киевской Руси

Монгольское нашествие

Из степей, с юго-востока, часто нападали на Русь кочевники. Они разоряли города и села, убивали и уводили в плен и старых, и ма­лых. Все больше русских людей переселялось на север, искало за­щиты от кочевников в густых лесах.

Но когда в XIII веке на Русь напали татаро-монголы, никакие леса не смогли защитить людей от разорения и гибели. Кочевники разграбили все крупные города Руси, они не дошли только до Новгорода.

см. Древние славяне

Торговые пути Древнерусского государства

В становлении и развитии всей Древней Руси важную роль сыграло её расположение на торговых путях. Очевидно, что оба пути: и Великий Волжский путь и путь «из варяг в греки» сыграли важную роль в жизни Древнерусского государства, в его становлении и развитии став своеобразной осью социально­-экономического развития.

Волжский торговый путь

Великий Новгород находился в истоках, а Ладога — в низовьях одной и той же реки — р. Волхов, что было не случайно. Водными путями города были связаны со Скандинавией и Арабским халифатом. Формирующаяся Новгородская Русь изначально была полиэтничной.

Путь «из варяг в греки»

Знаменитый путь «из варяг в греки» представлял из себя систему трансъевропейских торговых трасс включавших сухопутные, речные и морские пути, связывавшие в IX-XI вв. Скандинавию — Балтийский регион — княжества Древней Руси — Средиземноморье.

Термин «путь из варяг в греки» заимствован из «Повести временных лет», где сказано: «И бе путь из варягъ в грекы и изъ грекъ по Днепру верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти вниити въ Илмерь озеро великое; из него же озера потечеть Волховъ и втечетъ въ озеро великое Нево; и того озера внидеть оустье в море Варяское...». Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Но здесь не всё гладко. Летописец Нестор говорит о «пути из варяг в греки», как главнейшем торговом пути Руси, однако маршрут, который он приводит на страницах своей летописи, археологически подтверждается лишь частично. Следы культурно-торговых связей куда лучше прослеживаются между бассейнами Днепра и Западной Двины, и менее чётко между ними и Поволховьем. По находкам арабских монет можно проследить путь по Волге — Западной Двине и Неве. Новгород беден монетами VIII-IX вв., лишь в Ладоге путь монет снова возобновляется.

Культура Киевской Руси

wikiwhat.ru