Образование Древнерусского государства (кратко). Древнерусское государство киевская русь кратко


Киевская Русь, История Киевской Руси, Князья, Города

Карта Киевской руси

Карта Киевской руси

Киевская Русь — древнерусское государство на западе, юго-западе, частично на юге Восточно-Европейской равнины. Существовало с девятого до начала двенадцатого веков нашей эры. Столицей был Киев. Возникло объединением славянских племен: ильменских словен, кривичей, полян, древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Принципиальным в истории Киевской Руси считается год 862-й, когда, как указывает древний письменный источник «Повесть Временных лет», славянские племена призвали на княжение варягов. Первым начальником Киевской Руси стал Рюрик, который занял престол в Новгороде.

Князья Киевской Руси

  • 864 — Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве
  • 882 — Варяг Олег, княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя
  • 912 — Смерть Олега. Возвышение Игоря, сына Рюрика
  • 945 — Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга
  • 957 — Ольга передала власть сыну Святославу
  • 972 — Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк
  • 980 — Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир — киевский князь
  • 1015 — Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк
  • 1016 — Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом
  • 1019 — Гибель Святополка. Ярослав, прозванный мудрым — князь в Киеве
  • 1054 — После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав
  • 1068 — Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава.
  • 1073 — Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь — Святослав Ярославич
  • 1076 — Смерть Святослава. Возвращение Изяслава.
  • 1078 — Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич
  • 1099 — Князь Святополк, сын Изяслава
  • 1113 — Князь Владимир Мономах
  • 1125 — Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав
  • 1132 — Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси.

Краткая история Киевской Руси

    — Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» Киев и Новгород— 911 год — Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии— 944-945 — Поход русов на Каспий— 957 — Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие— 988 — Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира— 988 — Крещение Владимира в Херсонесе— 989 — Присоединение к Руси Херсонеса— 1036 — После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши.— 1037 — Закладка Собора Св. Софии в Киеве— 1051 — Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион — первый русский митрополит— 1057 — Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия»— 1072 — «Русская правда» — первый русский свод законов (судебник)— 1112 — Составление «Повести временных лет»— 1125 — «Поучение» Владимира Мономаха — наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы— 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи)— 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Города Киевской Руси

  • Киев
  • Новгород (до 1136 года)
  • Псков
  • Чернигов
  • Полоцк
  • Смоленск
  • Любеч
  • Житомир
  • Искоростень
  • Вышгород
  • Пересечен
  • Переяславль
  • Тьмутаракань

До монголо-татарского нашествия середины ХIII Киев продолжал формально считаться центром Руси, но фактически утратил свое значение. На Руси наступила пора феодальной раздробленности. Киевская Русь распалась на 14 княжеств, управлявшимися потомками разных ветвей древа Рюрика, и вольный город Новгород

Смотрите! Очень интересный фильм «от Руси к Украине»

chtooznachaet.ru

Киевская Русь: образование и история

Киевская Русь – исключительное явление европейской средневековой истории. Занимая географически промежуточное положение между цивилизациями Востока и Запада, она стала зоной важнейших историко-культурных контактов и формировалась не только на самодостаточной внутренней основе, но и при весомом влиянии соседних народов.

Формирование соплеменных союзов

Образование государства Киевская Русь и истоки образования современных славянских народностей кроются во временах, когда на огромных территориях Восточной и Юго-Восточной Европы начинается Великое переселение славян, которое длилось до конца VII столетия. Единое до этого славянское сообщество постепенно распадалось на восточные, западные, южные и северные славянские племенные союзы.Киевская Русь образование история В середине І тыс. на территории современной Украины уже существовали Антский и Склавинский союзы славянских племен. После разгрома в V веке н.э. племени гуннов и окончательного исчезновения Западной Римской империи союз антов начал играть заметную роль в Восточной Европе. Вторжение аварских племен не дало этому союзу сформироваться в государство, но процесс формирования державности остановлен не был. Славянские племена колонизировали новые земли и, объединяясь, создавали новые союзы племен.Киевская Русь образование

Вначале возникали временные, случайные объединения племен – для военных походов или обороны от недружелюбных соседей и кочевников. Постепенно возникли объединения близких по культуре и быту соседних племен. Наконец, образовались территориальные объединения протогосударственного типа – земли и княжества, которые в дальнейшем стали причиной такого процесса, как образование государства Киевская Русь.

Кратко: состав славянских племен

Большинство современных исторических школ связывает начала самосознания русского, украинского и белорусского народов с распадом великого славянского этнически единого общества и появлением нового социального образования - племенного союза. Постепенное сближение славянских племен дало начало государству Киевская Русь. Образование государства ускорилось в конце VIII в. На территории будущей державы были сформированы семь политических союзов: дулибов, древлян, хорватов, полян, уличей, тиверцов, сиверян. Одним из первых возник Дулибский союз, объединяющий племена, заселяющие территории от р. Горынь на востоке до Зап. Буга. Самое выгодное географическое положение имело племя полян, занимавших территорию среднего Поднепровья от р. Тетерев на севере до р. Ирпень и Рось на юге. Образование древнего государства Киевская Русь произошло на землях этих племен.

образование государства Киевская Русь

Возникновение зачатков государственного устройства

В условиях становления племенных союзов вырастало их военно-политическое значение. Большую часть захваченной во время военных походов добычи присваивали вожди племен и дружинники – вооруженные профессиональные воины, служившие вождям за вознаграждение. Заметную роль играли собрания свободных мужчин-воинов или народные сборы (вече), на которых решались важнейшие административные и гражданские вопросы. Происходило отделение в прослойку племенной верхушки, в руках которой сосредотачивалась власть. В состав такой прослойки входили бояре – советчики и приближенные князя, сами князья и их дружинники.

Выделение полянского союза

Особенно интенсивно процесс государственного образования происходил на землях Полянского племенного княжества. Вырастало значение Киева – его столицы. Верховная власть в княжестве принадлежала потомкам полянского князя Кия.образование древнего государства Киевская Русь

Между VIII и IX вв. в княжестве сложились реальные политические предусловия для возникновения на его основе первого славянского государства, которое в дальнейшем получило имя Киевская Русь.

Образование названия «Русь»

Вопрос «откуда есть пошла русская земля», заданный летописцем Нестором, не нашел однозначного ответа и по сей день. Сегодня среди историков распространено несколько научных теорий происхождения названия «Русь», «Киевская Русь». Образование этого словосочетания уходит корнями в глубокое прошлое. В широком понимании этими терминами пользовались при описании всех восточнославянских территорий, в узком – принимали во внимание лишь Киевские, Черниговские и Переяславские земли. Среди славянских племен эти названия получили широкое распространение и в дальнейшем закрепились в различных топонимах. Например, названия рек – Росава. Рось, и др. Так же стали именоваться те славянские племена, которые занимали привилегированное положение на землях Среднего Приднепровья. По мнению ученых, наименование одного из племен, которое входило в состав Полянского союза, было росы или русы, а позднее социальная верхушка всего Полянского союза стала именовать себя русами. В IX веке завершилось образование древнерусской государственности. Киевская Русь начала свое существование.образование восточнославянского государства Киевская Русь

Территории восточных славян

Географически все племена жили в лесу или лесостепи. Эти природные зоны оказались благоприятными для развития хозяйства и безопасными для жизни. Именно в средних широтах, в лесах и лесостепях началось образование государства Киевская Русь.

Общее расположение южной группы славянских племен существенно влияло на характер их отношений с соседними народами и странами. Территория проживания древних русов находилась на границе между Востоком и Западом. Эти земли расположились на перекрестках древних дорог и торговых путей. Но к сожалению, эти территории были открытыми и незащищенными природными барьерами, что делало их уязвимыми для вторжений и набегов.образование государства Киевская Русь кратко

Взаимоотношения с соседями

На протяжении VII- VIII вв. основной угрозой для местного населения были пришлые народности Востока и Юга. Особое значение для полян имело образование Хазарского каганата – сильного государства, расположенного в степях Северного Причерноморья и в Крыму. По отношению к славянам хазары занимали агрессивную позицию. Сначала они обложили данью вятичей и сиверян, а позже – и полян. Борьба с хазарами способствовала объединению племен Полянского племенного союза, которые и торговали, и воевали с Хазарами. Может быть, именно из Хазарии к славянам перешел титул владыки – каган.образование древнерусской государственности Киевская Русь

Важное значение имели отношения славянских племен с Византией. Неоднократно славянские князья воевали и торговали с могущественной империей, а иногда даже заключали с ней военные союзы. На западе отношения восточнославянских народов поддерживались со словаками, поляками и чехами.

Образование государства Киевская Русь

Политическое развитие Полянского княжения обусловило возникновение на рубеже VIII-IX столетий государственного образования, за которым позднее закрепляется название «Русь». Поскольку столицей новой державы стал Киев, историки XIX-XX ст. стали называть ее «Киевская Русь». Образование страны началось в Среднем Поднепровье, где проживали древляне, сиверяне и поляне.

Правитель Руси имел титул Каган (хакан), равнозначный великому князю русскому. Понятно, что такой титул мог носить только владыка, который по своему социальному положению стоял выше князя племенного союза. Об укреплении нового государства свидетельствовала его активная военная деятельность. В конце VIII в. русы, возглавляемые полянским князем Бравлином, напали на Крымский берег и захватили Корчев, Сурож и Корсунь. В 838 г. русы прибыли в Византию. Так были оформлены дипломатические отношения с восточной империей. Образование восточнославянского государства Киевская Русь было великим событием. Она была признана одной из самых могущественных держав того времени.

Первые князья Киевской Руси

Княжили в Руси представители династии Киевичей, к которым относят братьев Аскольда и Дира. По мнению некоторых историков, они были соправителями, хотя, возможно, сначала княжил Дир, а потом – Аскольд. В те времена на Днепре появляются дружины норманнов – шведов, датчан, норвежцев. Их использовали для охраны торговых путей и как наемников при набегах. В 860 г. Аскольд, возглавляя войско в 6-8 тыс. человек, осуществил морской поход на Костантинополь. Пребывая в Византии, Аскольд ознакомился с новым вероисповеданием – христианством, принял крещение и попробовал принести новую веру, которую могла принять Киевская Русь. Образование, история новой страны стали испытывать влияние византийских философов и мыслителей. Из империи на русскую землю приглашались священники и зодчие. Но эти мероприятия Аскольда так и не принесли больших успехов – среди знати и простолюдинов еще было сильным влияние язычества. Поэтому христианство пришло позже в Киевскую Русь.

Образование нового государства определило начало новой эпохи в истории восточных славян - эпохи полноценной государственно-политической жизни.

fb.ru

Образование древнерусского государства (кратко)

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскийкнязь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

БИЛЕТ 7

studfiles.net

Древнерусское государство кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Древнерусское государство кратко

 

Древнерусское государство, кратко говоря, это государственное образование, появившееся в Восточной Европе в 9 веке. Первыми правителями государства стали князья из династии Рюриковичей. Другое название – Киевская Русь. Термин этот берет свое начало в 19 веке, а окончательно был утвержден уже в советское время. Оба названия государства являются правильными.

Первое упоминание о Древнерусском государстве относится к 9 веку. Основные сведения об этом государственном образовании содержатся в «Повести временных лет». В ней также находится запись о том, как были призваны управлять государством трое братьев варягов. Старшего из них звали Рюриком. От него и пошло название династии, в течение долгих лет правившей Русью.Просуществовав три столетия единым государством, Киевская Русь в результате наступившей феодальной раздробленности распадается на два десятка княжеств, а Киев утрачивает свое центральное место и политическое влияние.

По поводу образования Древнерусского государства у историков до сих пор не выработалось единого мнения. Существуют две теории, одна из которых называется норманнской. Ее представители склонны верить данным из «Повести временных лет» и считают, что первые правители Руси были варягами и пришли извне. Противники этой теории утверждают, что принести государственность извне невозможно.Древнерусское государство, кратко говоря, начало свое существование с жесткой централизованной власти. Во главе страны стоял князь, столицей был город Киев. Главной задачей князя была защита рубежей от врага и сбор дани. В Древнерусском государстве это называлось полюдье.

В 10 веке в стране устанавливается феодальный строй. Вся земля принадлежит князю. У феодалов есть вотчины – крупные земельные наделы, находящие в полной собственности у владельца. Большинство населения составляли смерды – крестьяне. Они в случае военной угрозы становились также воинами. Существовало в Древнерусском государстве и рабовладение. Торговля на Руси имела огромное значение. Страна была богата на многие ресурсы и активно ими торговала со многими странами. Купцы ездили в Византию, Скандинавию, Среднюю Азию.С 10 века в Древнерусском государстве начинается активный рост городов. Поскольку камень стоил очень дорого, защитные стены крепостей и дома были деревянными. Вплоть до монгольского нашествия в 13 веке Русь была активно развивающимся государством с богатой культурой.

antiquehistory.ru

Образование и развитие Древнерусского государства

Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей - дружина. Уже в 9-м в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущее положение в обществе.

Именно в 9-м в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финноязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9-го в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 г.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18-м в. немецкие ученые Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В. Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами - роксоланами, рекой Росью, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20-м вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9-м в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договоры с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами князь Игорь предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря - княгиня Ольга (945-957) - правила государством за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу - Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9-м в. обе эти группы сформировали Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Киевская Русь

Образование Киевской Руси

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение.

Временем становления государства Русь считается первая половина 9 века. Об этом свидетельствуют данные персидских рукописей того времени, в них рассказывается о русском царе, столице Киеве и государственных налогах.

Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

Предпосылки возникновения государства складывались на протяжении веков. В начале 9 в. племена русов объединились под началом киевских князей. В это время начали зарождаться торговые связи Руси с Востоком и Западной Европой. О богатстве русских князей стало известно жителям Балтийского побережья – варягам, грабившим с моря европейские государства. Словене, жившие на севере, часто нанимали отряды варяжских воинов для собственной защиты, а позднее пригласили варяжского князя Рюрика на княжение в город Новгород.

В882 году по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватил Смоленск и Любеч, установил там свою власть и поставил на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства.

Князь молодого государства Русь летом принимал походы в дальние страны, зиму же посвящал полюдью (круговому объезду подвластных земель и сбору дани). Размер дани установлен не был, и иногда случались грабежи.

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Князь направил свое внимание на страны, препятствующие развитию Руси. Он победил Волжскую Булгарию, разгромил царство хазар и освободил для русских купцов такие пути как Волга и Дон.

Святослав начал войну с могущественной Византийской империей за свободный доступ Руси к Черному морю, война шла на Дунае и на Балканах. Святослав хотел перенести свою столицу на Дунай, но закрепиться там ему не удалось. На обратном пути в Киев войско Святослава было разбито печенегами, пришедшими на смену хазарам, а сам князь был убит (972 год).

Завоевания Святослава были огромны: значительно расширились границы Руси, укрепилось ее международное положение.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол между его тремя сыновьями. Владимир (был младшим сыном) княжил в Новгороде, старший сын Ярополк стал киевским князем, средний – Олег стал древлянским князем.

Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Крещение Руси и её расцвет

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в первом веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.

Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.

Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелояльность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностью населения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической автономии.

Владимир, бывший князь Новгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетние традиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоеверие существовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количеством священников.

На первых порах Владимир отказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы, куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но период правления Владимира нельзя считать "золотым веком".

Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русская церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финно-угорские и тюркские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации.

Русь развивалась не как национальное государство, и было не столько русским сколько православным. Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.

Крещение Руси - это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром.

Гумилев сказал: "Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

Добро и мудрость христианства в 988 году сразилось с Перуном и стремлением к наживе - действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю".

Распад Киевской Руси

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей.

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского.

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою».

Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского.

Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно упоминается не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.



biofile.ru

Возникновение и развитие государства Киевская Русь

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

 

Предками украинцев являются славяне. Откуда же пошли славяне и как они появились в украинских землях?

Славяне являются автохтонным (коренным) населением Европы индоевропейского происхождения. Индоевропейцы, широко расселившись по Европе и Азии, дали начало многим народам, в том числе и славянам.

Как отдельная этническая общность, славяне сформировались в начале нашей эры. Ряд историков отождествляет славян с венедами. Первые письменные упоминания о славянах (венедах) встречаются у римских авторов 1-11 ст. н.э. - Плиния, Тацита, Птолемея. По мнению большинства ученых, родина славян охватывала территорию от среднего течения Днепра до Вислы.

Отсюда, в II-VII ст. н.э. - в период Великого переселения народов - славяне широко расселились во всех направлениях. В результате славянский этнос распался на три ветви: западных славян, южных и восточных славян. Восточные славяне расселились на территории современной Украины, Беларуси, частично России (Ока, верхнее течение Волги).

Западные славяне   дали начало полякам, чехам, словакам, лужицким сербам.

Южные славяне - болгарам, сербам, хорватам, словенцам, боснийцам,  македонцам, черногорцам.

Восточные славяне - украинцам, русским, белорусам.

С IV ст. н.э. на территории Украины между Днестром и Северским Донцем расселились племена антов, которые создали государственное объединение (Союз антов) с наследственным вождем, организованным войском и участием населения в политической жизни (вече). Аптский союз имел характер военной демократии. Просуществовал до VII в. н.э. и распался под ударами аваров.

После его распада на территории Украины, где расселились восточные славяне, образовались отдельные племенные объединения, расселение и названия которых известны из летописи «Повесть прошлых лет»: поляне жили около Киева, на Среднем Поднепровье их соседями были северяне; в глухих лесах жили древляне; между Припятью и Западной Двиной — дреговичи; в Прикарпатье — белые хорваты; вдоль реки Западный Буг были земли волыняни дулебов. В междуречье Днестра и Дуная и Западном Причерноморье жили тиверцы, их соседями были уличи. Северную группу славянских племен составили кривичи, половчане, словены (Верхнее Поволжье, побережье Западной Двины, бассейны озера Ильмень, Чудского озера).

Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали плугом с железным лемехом, но чаще деревянной сохой. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством, разводили лошадей, коров, свиней. Занимались сбором меда диких пчел — бортничеством, охотой, рыболовством. Высокого уровня достигли ремесла: кузнечное, ювелирное, обработка камня, ткачество, гончарство.

Важную роль в жизни славян играла торговля. Торговали славяне со своими соседями, с городами Северного Причерноморья (Керчь, Херсон), арабскими странами. Главной торговой артерией был так называемый «путь из варяг в греки», т. е. из Скандинавии до Днепра и по Днепру дальше на юг, через Черное море к Константинополю. Торговали славяне хлебом, скотом, мехами, медом, воском.

В VII—VIII вв. у славян происходит распад первобытнообщинных отношений. Появляется соседская община. Хотя землей владели сообща всем племенем, возникает частная собственность, что привело к возникновению неравенства. Выделяется знать (старейшины родов, вожди с дружинами). Во главе племени стоял князь. У славян были рабы, но рабство было домашнее, патриархальное, так как сфера применения рабского труда была ограниченной. Восточные славяне вели тяжелую, долгую борьбу с кочевыми племенами аваров, печенегов, совершавшими набеги на их земли. Воевали также с хазарами, облагавшими данью покоренные племена славян.

Славяне были язычниками, т. е. обожествляли силы природы. Главными богами были Перун — бог грома — покровитель воинов, Ярило — бог солнца, Велес — бог скота, Мокоша — богиня плодородия.

Самый древний город восточных славян - Киев - был основан в V в. Вокруг него сформировался самый крупный племенной союз - Полянский. Из древних источников известно о трех государственных группах восточных славян: Куявия_ (Киевская земля, «Куяба»), Славия (обычно здесь называют славянские земли вокруг Новгорода), Артания (возможно, территория северо-восточной Руси ).

Восточные славяне стали крупным народообразованием. Они закрепились на определенной территории, достигли истоков государственности, имели свою политическую организацию, хозяйственную жизнь и культурно-бытовые традиции. На этой основе впоследствии формировалась единая древнерусская народность. Со временем занятые восточными славянами территории стали называть Русью, а их - русами. В начале VIII в. поляне и северяне попали в зависимость от Хазарского каганата. В середине IX в. на землях восточнославянских племен появились воинственные скандинавские племена (норманны варяги). Начался новый период истории восточных славян. Предстояла длительная борьба за становление, развитие и сохранение своей государственности.

 

Киевская Русь 

 

В отечественной научной литературе политическая история Киевской Руси делится на три периода. Первый период - быстрое расширение земель и укрепление государственной деятельности оxватывает 90 лет – с 882 г., когда на престол в Киеве сел Олег,  до смерти Святослава в 972 г. Второй  период – расцвет Киевской Руси - годы, когда у власти находились Владимир Великий (980-1015) и Ярослав Мудрый (1019-1054). Третий период - раздробленность и гибель Киевской Руси в 1240г. в результате нашествия монголо-татар.

     Возникновение Киевской Руси и ее первые шаги тесно связаны с деятельностью первого киевского князя Олега (882 – 912гг.). В 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на воспитание своему родственнику Олегу. Последний, как старший в роду, получил всю власть Рюрика, собрал большую дружину и пошел походом из Новгорода в направлении  Киева. Будучи талантливым и решительным человеком, Олег на всем пути своего следования подчинял и закреплял за собой территории, которые ранее не принадлежали Новгородскому княжеству. В 882г. он захватил Киев, сделав его своей столицей. В течение ряда лет после покорения Киева его властелин подчинил своему влиянию почти все восточные, северные и южные племена, посадил там своих наместников, закрепил за собой право ежегодных сборов (дани). Часть покоренных племен (северяне, радимичи) раньше платили дань хазарам, теперь они стали платить ее Олегу.  Это втянуло его в войну с хазарами, которая закончилась тем, что Олег разрушил все хазарские порты на Каспии.

     В 907 г., находясь в зените славы и могущества, Олег во главе большого войска пошел пешим, конным строем и на 2000 кораблях (по 40 воинов на каждом корабле) походом на Византию и вскоре приступил к осаде Константинополя. Предложив мирное решение конфликта, греки согласились выплатить Киевской Руси большую контрибуцию и подписали с Олегом выгодный для него торговый договор. Договором были установлены беспошлинные торговые отношения Руси с Византией. Русские купцы, прибывая в Константинополь, имели право оставаться там в течение 6 месяцев, получать в это время и на обратный путь съестные припасы и необходимое снаряжение для кораблей. В нем указывалось даже на то, что русским купцам предоставлялось право «мыться в банях сколько хотят». После заключения договора князь Олег и его воины повесили свои боевые щиты на воротах Константинополя и вернулись в Киев с золотом, дорогими тканями, винами и многими другими трофеями. Народ настолько удивился такому успеху Олега, что прозвал его вещим, т.е. кудесником, волхвом.

Второй договор с Византией был заключен в 911 г.  посланником Олега как продолжение первого. Этим договором определялись правовые нормы поведения русинов и греков в их взаимоотношениях.  Во втором пункте договора, например, было записано, что «если русин убьет христианина, т.е. грека,  или христианин - русина, то преступник пусть умрет на месте». Четвертый пункт договора определял меру наказания за воровство. Хозяину украденной вещи разрешалось в случае сопротивления вора «убить его безнаказанно и взять свое назад». Шестой статьей определялась линия поведения сторон в случае кораблекрушения русского или греческого корабля. Договором устанавливался порядок решения проблем, связанных с наследственностью умерших на византийской территории русских купцов, разрешалось русским людям служить в императорском войске. В восьмой статье так было и записано: «Те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать». Ряд статей касался отношения греческих властей к тем рабам, преступникам, которые бежали из Руси и проживали на греческой территории.

Как и в первом случае, византийский император одарил русских послов золотом, дорогими тканями, организовал для них экскурсии по константинопольским церквам, где им показывали различные богатства и украшения, мощи святых, проповедовали суть христианской веры, прокладывая тем самым ее путь в Киевскую Русь.

Действия князя Олега не были и не могли быть определяющими в исторических процессах того времени. Но как незаурядная личность князь внес существенный вклад в создание, становление и укрепление Киевской Руси. В многочисленных преданиях, дошедших до наших дней, Олег - храбрый воин, хитрый, мудрый государственный деятель. Он распределяет дани, строит города, собирает под одно знамя почти все племена по восточному днепровскому водному пути, впервые соединенными силами совершает дальние походы, не поддается на провокации и хитрости как внешних, так и внутренних своих врагов.

    Преемник Олега князь Игорь, сын Рюрика, княжил, как и Олег, более 30 лет (912-945), но его правление было не столь удачным, как у его предшественника. По традициям правителей Киева, с начала своей деятельности Игорь утверждал свою власть над подчиненными племенами. Первыми против него восстали древляне. Он с дружиной пошел на древлян, и наложил на них дань больше той, которую они платили раньше. Несколько лет ушло у Игоря на присоединение территорий уличей и тиверцев, которые простирались между Днестром и Дунаем. Вел войну с печенегами, защищая свои юго-восточные границы. И только после  установления власти в  своих землях Игорь смог приступить к широкомасштабным далеким походам, торговым или грабительским, по образцу тех, которые проводил князь Олег.

Когда в 941 г. прекратил действие мирный договор с Византией, Игорь начал морской поход на Константинополь. Для Игоря он закончился катастрофой.  С помощью горючей смеси - «греческого огня» - византийцы сожгли русский флот,  вынудив киевскую дружину к поспешному бегству. В результате во время переговоров с Византией в 944 г. послы Киева подписали с византийским императором невыгодный для Руси договор, который она должна была безукоризненно выполнять.

   После неудачи с Византией князь Игорь попытал счастья на востоке, и здесь ему повезло больше.  Многочисленное русское войско, спустившись по Волге вниз, ограбило богатые мусульманские города на Каспии и возвратилось в Киев не с пустыми руками.

   Время пребывания князя Игоря у власти - это уже полная консолидация Киевского государства. Под его властью было около 20 «светлых князей русских», возможно, его наместников.  Правление Игоря  окончилось,  как и начиналось, восстанием древлян. Обозленные частыми походами за  данью, древляне устроили засаду, в которой и погиб князь со всей своей небольшой дружиной.

   Внутренняя и внешняя политика Олега и Игоря способствовали укреплению Киевского государства. Наиболее характерными чертами такой политики стало присоединение новых земель, покорение других славянских племён, защита внешнеторговых интересов, военные походы против соседних государств.

   Восстание древлян жестоко подавила вдова Игоря Ольга, которая в связи с несовершеннолетием их сына Святослава, фактически стала великой княгиней (945-964 ).  Для предупреждения новых народных выступлений, она была вынуждена усовершенствовать нормы феодальных повинностей и провела с этой целью некоторые реформы: определила размеры и время сбора налогов, закрепила за государственной казной исключительное право на владение богатым пушным зверем.  Во всех отношениях Ольга предпочитала дипломатию войне. В 957 году она посетила Константинополь, приняла там обряд крещения, установила  дипломатические отношения с Византией. Она установила связи с германским императором Оттоном Великим. В 961 г. от Оттона I прибыла миссия с целью приобщить Русь к римско-католическому миру, но успеха не имела. Русь находилась в сфере влияния православной Византии.

 

   В 964 г. новым князем Руси стал Святослав (964—972 гг.). Святослав был больше воином, чем государственным деятелем и политиком. Он с блеском осуществлял тактические операции и разрабатывал продолжительные воен­ные кампании. Святослав присоединил союз племен вятичей, проживавших в междуречье Оки и Волги. Была проведенная реформа управления государством: в крупных городах Руси вместо племенных вождей были посажены для управления сыновья Святослава. Это должно было укрепить княжескую власть и предотвратить процесс обособления территорий бывших союзов племен.

Укрепление государства Святослав усматривал в активной внешней поли­тике. С 965 по 968 гг. князь осуществил успешные походы против Хазарско­го каганата, вследствие которых покорил волжских булгар, окончательно расправился с хазарами, завоевал черкесов на Северном Кавказе, укрепил господство на Таманском полуострове (Тмутаракань).  Угроза с Востока и Юго-Востока была сня­та, а русские купцы могли свободно торговать на Дону и Волге.

В течение 968—971 гг. войска Святослава успешно воевали с Византийской импе­рией и присоединили к своему государству часть земель Придунавья. Однако византийская ар­мия выступила против Святослава и окружила русичей под Доростолом. В конце июля 971 г. они заключили мир

Активная политика Святослава на юге и востоке учитывала и борьбу с кочевы­ми ордами печенегов. Но в 968 г. печенеги внезапно напали на Киев. Поспешное возвращение князя позволило отогнать кочевников. Беспрерывно воюя, Свято­слав забросил государственные дела, что стало основанием для утверждений: «Ты, княже, ищешь чужую землю и о ней заботишься, а свою оставил на произвол».

Святослав погиб от рук печенегов, когда возвращался домой после битвы с визан­тийцами в Болгарии. Произошло это весной 972 г. возле днепровских порогов.    Заслуги княгини Ольги в укреплении государства были оценены по достоинству. Ольга была в дальнейшем канонизирована православной цер­ковью как равноапостольная (равная по своим деяниям ученикам Иисуса Христа), причислена к лику святых. При Святославе укрепилось военное могущество Руси, вырос ее международный авторитет.

 

   Наибольшего расцвета Киевская Русь достигла во времена правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого

 

Владимир Великий (980-1015), сосредоточив в своих руках единоличную власть, начал новую эру в истории Киевской Руси. Он внедрил более конструктивную систему управления государством. В отличие от предшественников, в центр внимания он поставил не захват земель и сбор дани, а благополучие своих владений. В годы его правления Русь начала подниматься как целостное общество и государство. И в то же время, в начале правления Владимир, казалось, мало чем отличался от предшественников. Он одаривал и всячески поощрял свою многочисленную дружину, поддерживал традиционные языческие культы, ходил на непослушных вятичей и распространял свою власть на радимичей. Как и отец, Владимир назначил собственных сыновей наместниками больших городов и земель в своих владениях. То есть он устранил от власти местных князей и сосредоточил ее исключительно в руках своей династии. Владимиром была проведена военная реформа, в результате которой «племенные» военные формирования заменялись наёмными, которые набирались в южных, пограничных со степью районах.

Вместо далеких походов Владимир сосредоточился на защите собственных границ. Чтобы противостоять угрозе со стороны печенегов, он построил разветвленную сеть укреплений и ряд новых городов южнее Киева. Нарушая традицию предшественников, он обратил внимание на запад и присоединил  к  своим  владениям земли современной Западной Украины, положив тем самым начало длительному соперничеству Руси с Польшей за этот регион. В целом Владимир установил дружественные отношения с поляками, венграми и чехами. В основе этой новой западной ориентации лежало его стремление подчинить себе основные торговые пути. В результате этих приобретений владения Владимира значительно расширились. Площадь государства достигала 800 тыс. кв. км.

     Владимир был заметной политической фигурой и на международной арене. Его брак с сестрой византийского императора принцессой Анной, заключённый под давлением Владимира (военный поход на Корсунь), сделал его равным императору.

 Однако самым большим достижением в деятельности Владимира Великого было принятие христианства  в 988г. В «Повести временных лет» рассказывается, как посланники русичей, прибывшие из Константинополя, отбросили ислам за то, что он запрещал употребление алкогольных напитков и остановили свой выбор на христианстве из Византии, которое своими богатыми обрядами вызывало всеобщий восторг. У Владимира была альтернатива - христианство и ислам - две высокоразвитые на то время системы религий. Он выбирал и выбрал христианскую религию, которая по сравнению с исламом имела более утонченные способы выражения духовной, общественной и политической жизни славянского народа. С помощью христианской идеологии Владимир предполагал достичь новых, более значительных результатов в политическом и социально-экономическом развитии Киевской Руси. Поэтому он спешил с принятием христианства, о чем свидетельствует сам факт крещения. В 988 году, стремясь побыстрее окрестить свой народ, Владимир приказал загнать толпы киевлян в приток Днепра реку Почайну и там всех одновременно окрестить. Вопреки сопротивлению части людей старой веры, разрушались языческие идолы, быстро строились христианские церкви. Христианской церкви предоставлялись широкие привилегии, на ее потребности направлялась часть княжеской прибыли.

    В   результате значительно   возрос   престиж династии князя Владимира среди государств, исповедующих христианскую религию. В самом Киевском государстве нововведения оказывали огромное влияние на дальнейшее развитие культурной и экономической жизни страны. Христианство способствовало развитию образования, обогащению русской культуры лучшими достижениями христианского мира. Оно способствовало появлению новых обычаев и более гуманных моральных норм в отношениях между людьми, укреплению семейных ценностей. Трудно переоценить и то, что христианство пришло в Киев не из Рима, а из Византии. Со временем, когда произошел раскол между этими двумя центрами, Киев стал на сторону Константинополя, полностью отбросив католицизм.   После  смерти   князя   Владимира  между  его  сыновьями  разгорелась борьба за великокняжеский престол. Длилась она почти 20 лет. Победителем в этой затянувшейся схватке оказался  Ярослав Мудрый (1019-1054). Его правление в истории принято считать апогеем! могущества Киевской Руси. Он развил и усовершенствовал многое из того, что взял у своего отца. Как и Владимир, Ярослав продолжал расширять границы своего государства за счет западных и северных славянских, а частью и не славянских земель. Он разбил печенегов (1036г.) и совершил поход (правда, неудачный) на Византию. Границы Руси были расширены до предела.

Военные походы Ярослава Мудрого, внешнеполитическая деятельность привела к еще большему укреплению международного авторитета Киевской Руси. Этому способствовали также широкие брачные связи династии Ярослава с ведущими европейскими династиями. Жена самого Ярослава была шведской принцессой, на одной из его сестер женился польский король, на другой - византийский царевич, трое сыновей Ярослава связали свою судьбу с европейскими принцессам и три дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Не удивительно, что историки часто называют Ярослава «тестем Европы».

Но громкая слава Ярослава Мудрого связана, прежде всего, с его внутриполитической деятельностью.

Во-первых, благодаря энергичной деятельности Ярослава повсеместно стала внедряться и расширяться христианская религия: строились и превращались в ячейки культуры монастыри, возводилось множество церквей. За время его правления Киев превратился в «златоверхий» город, построено было более 400 церквей. В 1051 году князем впервые в истории Руси был назначен «русин» Илларион митрополитом киевским.

Большое внимание уделялось развитию образования, науки  и искусства. Центрами образования были церкви и монастыри. Так у Софии Киевской находилась библиотека Ярослава Мудрого, кстати, крупнейшая тогда в Европе, действовала школа для детей из знатных семей; тут же находились специальные помещения, где переводились сочинения с иностранных языков, создавались оригинальные произведения древнерусской литературы, велось летоисчисление.                

Второе направление внутренней деятельности Ярослава связано с появлением «Русской Правды» - правового юридического кодекса всей Киевской Руси. «Правда» воедино соединила вес общепринятые в то время юридические законы. Внесено было много изменений и дополнений, большая часть которых свидетельствовала о заботе княжеской династии о ее подчиненных. Кровная  месть, например, заменялась денежной компенсацией. Прежние «удары плетью» заменялись денежными штрафами. За составление «РусскойПравды» князя Ярослава стали называть Мудрым.

Следовательно, при Ярославе Мудром Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущества. Она стала в один ряд с передовыми странами средневекового мира. Однако на склоне жизни своей Ярослав положил начало удельному строю, внедрив совместное управление государством всем княжеским родом. Это был неосторожный ход, который лишал власть великого князя экономической основы и усиливал его зависимость от уделов. Во второй половине XI ст. на Руси сформировался порядок престолонаследования по установленной очереди согласно иерархии уделов. Такая система привела к многочисленным конфликтам, решать которые приходилось с помощью оружия.

     Характеризуя правление Владимира Мономаха (1113-1125), следует отметить, что еще будучи князем в Переяславе, он постоянно делал походы против половцев. Исторические факты утверждают, что он 83 раза объединял силы других князей Руси в борьбе против врагов, уничтожив 200 половецких ханов. Утвердившись в Киеве, дополнил статьи "Русской правды", за которыми ограничивалось ростовщичество, несколько облегчалось положение крестьян. Мономах был чрезвычайно добросовестным и преданным долгу князем. Он возобновил единовластную монархию времен Ярослава Мудрого, был инициатором проведения Любецкого  съезда (1097 г.). Главными постановлениями этого съезда были:

 - каждый князь владеет своей "вотчиной" и обязуется не покушаться на владения другого;

 - устанавливался союз князей для обороны от внешних врагов;

- запрещались частные отношения князей с половцами.

     Однако постановления съезда носили декларативный характер и были быстро нарушены. Следовательно, Владимир Мономах сумел временно задержать процесс раздробления Киевского государства. Но последующее развитие феодальных отношений и усиление отдельных княжеств делали это раздробление неминуемым, что состоялось после смерти князя. Хоть он своей деятельностью берег единство государства, однако в конце своей жизни - так же, как и Ярослав Мудрый - согласился на ее разделение, чтобы успокоить амбиции князей. Во внешних отношениях он действовал дипломатическими путями, заключая династические браки. Владимир Мономах был величайшим писателем своего времени. Ему принадлежит высокохудожественное  «Поучение детям»,  в котором он описывает эпизоды своей жизни, дает практические советы своим детям, как эффективно руководить княжеским двором и государством, успешно защищая ее от врага. В этом "завещании" князь выступает против  злоупотребления властью, нанесения обиды сиротам и убогим.

 

   Таким образом, с IX в. до середины XII в. Киевская Русь являлась крупным средневековым Европейским государством, сыгравшим большую роль как в истории нашего народа, так и в мировой истории. Образование единого централизованного государства ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян и предоставило им возможность отстоять свои земли от многочисленных внешних врагов: на востоке и юге - печенегов и половцев, на севере - норманнов, на западе - поляков и венгров. Период существования Древнерусского государства и древнерусской народности - это важнейший совместный период в развитии Украины, России и Белоруссии.

history-of-ukraine.jimdo.com