Водяной дедушка в славянской мифологии. Водяной в древней руси


Водяной дедушка в славянской мифологии

В славянской мифологии водяной — часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

 

Водяной в славянской мифологии — это дух воды?

Водяной — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян — настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

 

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина — это его волосы, а пена на поверхности воды — слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

 

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

 

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

 

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября, прощались с Водяным — несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной — олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

 

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Водяной | Древнерусский словарик - славянская мифология

ВОДЯНОЙ — хозяин вод, водяной дедушка, хранитель рек, озер и рыбных запасов. Пасет на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует и птицам, обитающим на воде. Подчинен, как и все водяные духи, богу Beлесу.

vodyanoj

 

В дальнейшем водяные изображаются как водяная нежить, полудухи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где она имеет роскошные Хоромы и куда затаскивает купающихся, особенно мальчиков, и готовит из них своих преемников. Других превращает в кабальных рабочих: заставляет их переливать воду, перетаскивать и перемывать речной песок.

Водяного называют и бесом, и водяным дедушкой. Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зеленой бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, хвост — рыбий, а глаза горят, как уголья. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне — старо.

С другими водяными он нередко враждует. Чаща всего из-за того, что стараются рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут.

Водяной считается злее и опаснее леших полевых (водная среда для человека более опасна), но все же является их товарищем, а во домовому он недруг.

«Раньше, говорят, Водяной с Лешим бы. очень близкими друзьями. Часто встречались беседовали. А однажды медведь — подопечный Лешего — забрался в озеро, ну и понятно дело, как медведь, устроил шум, гам и тарарам. Воду взбаламутил, рыбу гоняет-ловит. И приключилось тут быть сому из свиты Водяного. Не стерпел он такого безобразия и вцепился всеми своими зубами в пасть медведя.

Взревел медведь от боли, на берег выскочил, а сом так на морде у него и висит. Содрал он его с себя лапами, разорвал на куски да и сам сдох. С тех пор Леший с Водяным не то чтобы рассорились, но и такими близкими друзьями перестали быть: Леший на всякий случай стал леса от берегов рек и озер отодвигать».

Жена водяного — водяница, женщина-утопленница. Любит шутить над рыбаками — рвать их сети. Когда водяница рожает, водяной принимает вид обыкновенного человека и идет к людям приглашать к себе повивальную бабку, которую потом за услуги хорошо награждает.

Всю зиму водяной спит крепким сном в своих подводных хоромах, а после первого апреля просыпается голодным и сердитым и начинает со злости лед ломать да рыбу гонять. Чтобы задобрить водяного дедушку, рыбаки приносили ему в жертву весной, во время половодья, лошадь. По некоторым данным, этот обряд совершался 16 апреля (по новому стилю).

У цыган, не торгуясь, покупалась самая дохлая лошаденка. Три дня ее откармливали хлебом. В последний вечер лошадь украшали лентами, голову смазывали медом и посыпали солью, ноги спутывали веревками, а к шее привязывали старые жернова. Ровно в полночь отправлялись на реку и топили лошадь, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Осенью, пятнадцатого сентября, водяному жертвовали гуся, поскольку считалось, что все лето он их пасет и охраняет. Гусю отрывали голову и бросали туловище в воду. Голову же полагалось вернуть на двор: домовой считает скотину по головам и не заметит недостачи. Иначе он может догадаться о причине убыли и сильно осерчать на хозяев, потому как постоянно враждует с водяным.

24527220

Водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребенком или лошадью, ягненком, собакой, селезнем, лебедем и стариком.

Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому. Это доказывает пословица — «Дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Особой силой наделеляись родниковые водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими», и это сохранилось в названии многих источников.

Из воды водяной выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты. По ночам он, случается, вылезает на берег и чешет волосы, то же может делать и его супруга, безобразная водяниха (водяница).

Водяниху отчасти напоминает русалка, образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц, распространен в Южной и Центральной России, а также на Украине.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

vodyanica

Водяному приносили жертвы самого разного рода — от животных (например, черной свиньи или ворованной лошади) до табака, который поморы на Русском Севере бросали в воду с бранью: староверы считали, что «табак и ругань как порождение „нечистого" должны были служить угодным ему подношением». Поморы, кстати, верили, что и в море живет враждебный человеку дух — «морской сотан», мешающий промыслу и губящий рыбаков. Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяной пасет на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Вообще-то он добрый, но иногда любит водяной побаловаться: затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного.

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьет из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог и т. п.

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми. Об этом говорится в севернорусском «Житии Иова Ущельского» (XVII в.): «Ехали через Мезень-реку в лодке Фока с братьями, Петровы дети, на пашню свою и переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отогнали...»

По словам С. Максимова, кровоподтеки, раны и царапины, замечаемые на телах вынутых из воды утопленников служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

Хорошо осведомленные люди не едят раков и голых рыб (налимов и угрей), так как это любимые блюда на столе водяного, а также и сомовину за то, что на сомах, вместо лошади, ездят под водой водяные.

vodyanoj2

 «Приходит водяной к попу и просит одной вещи, а какой — выговорить не может, обещает только шапку золота. Поп догадался, что у него просят, взял крест и отправился к озеру. Пришли на самую середину озера и стали спускаться в водяное царство. Тут водяной указал попу на крест и велел выпустить его из рук. Лишь только тот выпустил, поднялся крик, шум, визг. Загорелось все водяное царство и сгорело дотла. Разбежались все тамошние жители. Водяной велел опять взять крест, дал попу шапку золота и сказал: „Ну, спасибо, поп. Сюда переселился водяной из соседнего озера и совсем выгнал меня из моего жилища. Сжег ты его водяное царство, а я вновь его построю. Если тебе что понадобится — приходи. Я буду твоим вечным слугой"».

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека.

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор из первого улова часть или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!»

С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

vodyanoj3

С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчел. Согласно легенде, первый рой пчел отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчел сырость и этим погубить их, то когда начинали вынимать соты с новым медом, пасечники «кормили» водяного медом и дарили воском понемногу от каждого улья.

Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живет у пасечника, у него пчелы дают много меда, но стоит ее выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мед от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчелы строят соты крестиками, а пчелы водяного — кружочками.

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Праздники воды у славян | Славяне

Древние предки славян праздники воды устраивали по-разному. Но есть среди них особые, можно сказать, главные, где вода выступает как Богиня, Богиня Агидель. Повсюду Агидель встречают с радостью в каждом обряде, при каждом празднестве у славян, даже когда гадали. Вода нужна везде, поэтому Агидель, как Богиня Воды, предстает практически во всех славянских традициях подательницей благ и чистоты. Надобно подробнее узнать, в какие же основные праздники входит Агидель, что было в обычаях у народа, как вода работает при магических обрядах Севера.

Каких Богов почитали на праздники воды славяне? 

Славяне могли почитать разных богов воды, каждого в свое время, на своем месте. Да что говорить, ведь и сегодня многие с теплотою душевной вспоминают Водяного, красивых русалок, могущественных богов Морей и Океанов. Предки этого славного народа любили обустраивать свои поселения по берегам рек, озёр, морей и океанов. Смотрите, какие имена Богов Воды встречаются в летописях, сказаниях, былинах:

  • Агидель – Богиня Воды у северного народа;
  • Дон – речной Бог юго-запада;
  • Ящер или Водяник – Повелитель моря в легенде о Садко;
  • Водяной – обитает в реках, озерах, его любят славяне повсеместно;
  • Мавка – дочка Водяного, Богиня русалок;
  • Дана (или еще ее звали – Дану) – древняя Богиня Воды;
  • Ний или Нептун – западный Бог морей и океанов;
  • Водан (от слова «Вода») – Бог-водитель, Бог Воды западно-северных славян;
  • Морской Царь, Чудо Морское, Чудо-Юдо Морское;
  • Переплут – Бог Морей и моряков;
  • Дунай – сын Переплута, речной Бог;
  • Кострома – Богиня Воды у западных славян и в центральной России;
  • Ситиврат (или его могут величать еще – Сытиврат) – сын Перуна, Бог Воды, проливающейся дождём на поля.

Русалок, как и Болотника, к примеру, почитали за духов воды, а не за Богинь. Говаривали, будто бы это девушки, что от несчастной любви утопились в реке, превратились в облик водных духов. Но как знать, может быть, это просто дочери Батюшки Водяного! Моряки постоянно обращались за помощью в своем ремесле к Богу Переплуту. Они свято верили, что Боги повелевают не только водами морей, рек, океанов, но еще верховодят водяными духами. Как известно, всякие водные духи могут проказничать да не нарочно лихо морякам чинить. Вот и присматривают за ними Боги, не дают людей обижать.

А кто знает легенду о Садко, из целой серии новгородских былин, сказаний, тот помнит, что там встречается Бог Воды – Водяник, которого по-настоящему кликали еще Ящером. Водяника (или Ящера) почитали Поддонным царём, Богом морей. Но в народе его называли просто – Морской Царь или Чудо Морское. Мавку очень любят славяне, которая всех русалок по берегам речек собирает, на берёзках качаются, венки плетут, когда наступают праздники Русалий. Совсем юные девчушки да молодые девушки любят приходить к русалкам, подарки им дарить, да о будущем супружестве загадывать.

Божеств Воды у славян было очень много, но Агидель заслужила особый почёт благодаря своему мужеству и неравнодушию. Когда потребовалось спасти Землю от неминучей засухи и яда камня Аспида, что отравлял мировые потоки, Богиня тут же откликнулась на зов богов.  Только благодаря тому, что Агидель разрушила этот камень и увлекла за собой живительные потоки, колодцы, водоемы и реки вновь стали наполняться свежей водой. Оттого в благодарность и чествуют Агидель славяне по сию пору.

В книгах Ольги Бояновой можно найти очень интересное объяснение, для чего, как появилась Агидель в пантеоне Богов:

Тебе уже должно быть знамо про стихии, что Явь составляют. Когда Род — Творец всего Сущего задумал Явь сотворить, то сделал тогда четыре вещественных начала Мiра Яви. Огонь, Землю, Воду и Воздух. Так была создана Природа. Но только тогда всё стало живым, когда Боги наполнили своим присутствием вещественные начала. Три стихии наполнились сразу — Мать — сыра Земля, Стрибог — Бог Ветра, Семаргл — Бог Огня заняли свои места.А вот с водой так просто не получилось. Разлилась вода по всем низинам, образовался окиян-море, реки наземные и подводные, озёра, да облака на небе. И тогда разрешил Род многим Духам быть в воде. Водяные, русалки, да царь морской, много их теперь знаем. Разные Боги и Богини. Здесь, на севере, мы зовём Богиню Агидель, девушку-реку, что однажды спасла Землю от жара небесного. Так стихии соединили явную Природу, которую ты ощутить можешь, и Богов Родных, который позвать на помощь можешь.

В какие даты праздники воды у славян?

Праздники Воды у славян могли быть разными – в их пору почитаются всякие боги вместе с Богиней Воды Агиделью. Знакомим вас сейчас лишь с основными из них – самыми важными и нужными днями в году:

  • Малый Водокрес (Водокрёс) – с 6 по 7 января.
  • Большой Водокрес (Водокрёс) – с 18 на 19 января, а праздновали подряд три дня – 18, 19 и 20 числах.
  • Водопол – День Водяного – 3 апреля. Время пробуждения Водяного и праздник рыболовов.
  • Проводы Водяного – 4 октября. Дедушка Водяной к зимнему сну готовится вместе с русалками.
  • Первые Русалии – с 16 по 22 апреля.
  • Зеленые Русалии – с 26 мая по 2 июня.
  • Солневорот Летний, Купало – с 21 по 22 июня, иногда с 20 на 21 июня, в ночь (дата плавающая). Великое срединное Солнцестояние – середина года. Праздник воссоединения Огня и Воды.

 

Зимние праздники воды

Кресс Воды – это значит в буквальном смысле Оживление Воды. В такой праздник всё плохое, что накопилась в воде за год, исчезает и вода набирает силу божественную. В Малый Водокрес день попадает в Колядный период больших зимних праздников. Принято было у славян в такой день пользоваться талой водой с особой благодарностью. И всё от того, что божья искра от кузни Сварога попадает в любую открытую воду на Земле. Сами боги крестят водицу! Сварог делает своим молотом большой прямой Крест, когда ударяет по камню Алатырю, вода становится закрытой от всякой нечисти, становится чистой и целебной.

В Большой Водокрес сила и могутность Воды во сто, а то и более, крат увеличивается.  В Матушка Макошь своим веретеном делает косой крест над водой, который открывает воду. Так падают на землю прямо в воду искры божественного мужского и женского начала, чтобы пробудить Агидель – Богиню Воды!

День Дедушки Водяного важен для славян тем, что они чествуют его для того, чтобы рыба в реках водилась, да мельницы хорошо зерно мололи. Говаривали люди, что даже пасечникам Водяной всегда помогает. Оттого пчеловоды по сию пору выносят свои ульи после зимы прямо к реке, чтобы подышал свежим благословляющим дыханием на них Водяной.

Водяного славяне еще могли кликать Водяником, Водовиком. Редко на сушу выходит такой Бог, всё в воде больше обретается. На Севере к нему относятся не иначе, как к Богу, потому что круглый год от рек, морей и озёр промысл славян северных зависит. А уже на юге или западе, где можно больше еды добывать с полей, а не токмо из водоёмов, славяне чтут Водяного как духа Воды. Как бы там ни было, а провести его тоже следует по чести, когда Водяной на зимнюю спячку уходит.

 

Праздники воды весной и летом

Первые Русалии всегда завершаются большим весенним праздником – Лёльником, Богини молодой юной любви и Вешней Красоты. В Первые Русалии русалки только пробуждаются от зимнего сна, а во Вторые – очень живы на волшебство. Они шаловливы, озорны, но любят помогать красным девицам. До наших дней дошли записи о том, что русалки являются также помощницами во взращивании посевных на полях. Они помогают урожаю зерновых созревать. Связано все это с Водой, русалкиными стараниями Агидель вовремя потоки свои принесет на посевы.

В праздник Купала происходит встреча вторая Огня и Воды. Эти две противоречивые стихии встречаются для того, чтобы родить Чудо Любви. Предки чествовали Бога Летнего Солнца купальскими огоньками да обращением к воде.

Подробнее: статья «Славянский календарь»

 

Время празднования «на воробьиный скок»

Купальский праздник (День Бога Солнца Купало) ознаменован участием Богини Воды – Агидель. Именно в это время один день в течение года, но на чуток убавляется. Это явление в движении Коло Сварога понимали под понятием – «на воробьиный скок». Другими словами, на самую малость дню уменьшаться, да к зиме приближаться!

После Нового Года – прихода Коляды Зимнего Солнца, день «на воробьиный скок» будет прибавляться, потому и в праздник Авсеня, предтечи Коляды, люди предвкушают прибавление дня и радуются. А после Купало – день начинает убавляться. Славяне видели, как с каждым днем Солнышко будет уже пораньше заходить, а ночь удлиняться.

 

Обычаи праздников воды

На Водосвятие – Малый и Большой Водокрес  любили гадать, особенно девушки и женщины. Отливали воск на водокресную воду. А для тех, кому нужно было заговоры начитать на воду, тоже брали водицу именно этого дня. Считалось, что она великую целебную силу имеет, а заговор ей направление дает – как, когда и на ком подействовать. Еще славяне во всех частях России любят в проруби окунаться, да по снежку босиком пробежаться или умыться чистым снегом.

Когда лед на речке ломается и трещит, то это Водяной просыпается. Так в народе понимали открытие вод в реках после скованного льда зимой. Строгость и крутость нрава Водяного совсем простодушных деревенских не пугает – они всё равно любят этого Бога Воды. Но все же осторожничают, чтобы нечаянно кого не увел Дедушка под реку. Голодный он да злой после зимы, потому стараются дружбу с ним вести да в праздник уважить вкусностями.

Задабривали Водяного не только рыбаки, но и мельники, чтобы радостно да весело весь год крутились мельничные жернова. Приносили пчелятники соты с медом – приберегли специально для такого случая. Мельники зерном одаривали, да хлебами вкусными – клали с почтением прямо в реку или озеро. Подношения также были в Проводах Водяного. Тогда особенно гуся – птицу воды, надобно было принести Богу. Пчеловоды свежий мед несли, да в реку, озеро клали с благодарностью силе Природы.

Любили славяне в Первые Русалии на качелях покачаться, особенно в последний русальный день – Лёльник. Красили тогда яйца да постукивали их друг о друга. Всю неделю принято у девушек бегать к русалкам да приносить им подарки разные. Это и на Вторые Русалии делается – принесут женским духам воды подарки, а сами просят их подсказать о любви, замужестве, свадьбе. Гадали много в русальную неделю. А вот Вторые (Зелёные) Русалии начинались Кумления – праздника Кукушки.

 

Магические обряды

Гадали, волховали предки тоже в разные дни праздников, когда особливо Воду чествовали.

Вот воложба для девушек на красоту и миловидность:

На неделю, в понедельник, положь чистой воды мисочку и положь туда кусочек хлеба и соли чуть-чуть (кто-то щепотку), маленькую капельку, и скажи такие слова: Как хлеб да Вода, и соль в почете везде, так и я была бы в почете весь недель до другого до понедельника. И вот в почете и будешь. Не будешь ни болеть, ништо.

А вот еще северный заговор для девушек, чтобы парни их лучше любили. Приносят чашку воды с берега, над этой водой нашептывают. Этот наговор читается три раза над чашкой.

Стану я, девица (имя), благословлюсь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле; стану средь чистого поля, умоюсь вечерней зарей, украшусь красным солнышком, умоюсь светлым месяцем, усыпаюсь частыми звездами; как это солнышко хорошо и красиво, так бы и я была, (имя), хороша и красива на весь день для всех мужчин и для всех женщин, и для всех малых ребят, паче для своего жениха была бы лучше и краше всех.

Вода-Агидель и лечить помогает, призоры, наговоры снимает:

Пойду из избы дверьми́, из двора воро́тами во ци́стое полё. Во ци́стом поле – окиан-море. В том окиан-мори — тихая заводь. На той на тихой на заводи плавает се́рый го́голь. На том на сером го́голю не дёржи́тса не Вода и не роса. Так же на мене (имя рек) не держались не уроки, не прикосы, и не лихие огово́ры, и не ветрены простре́лы, и не ночные переполо́хи – на ветху́ и новьце́, на перекро́й месеце́! (Боле всё. В воду [наговорить] – и вымыться или обкатиться!).

Каждый раз приговаривайте, обращаясь к Воде-Агидели:

Река-девица, Вода-кормилица, благослови мене (имярек). Не для ради хитрости, не для ради мудрости, а для ради великой божьей милости. На левось – на здравие и на доброе здоровье.

 

Подробнее — на странице Магические обряды славян

Больше о Богине Агидель: в статье Агидель — славянская Богиня Воды

Больше о праздниках — раздел «Славянские праздники и обряды».

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Водяницы - вид русалки или водянного

Водяницы -  водяные девы -  по верованиям древних славян, жены или дочери водяных, живут в реках, озерах или колодцах. Не злобны, но  проказницы. Путают у рыбаков сети, могут сломать плотину или мост. Русалки, которые отличие от мавок не имеют хвоста.

bezymyannyj

Водяниха, водяница – дух, обитающий в воде или показывающийся у воды. Водяниха – женщина с длинными распущенными волосами. Чаще всего водяниху видят, когда она сидит на камне и расчесывает волосы, но при появлении человека тут же исчезает в воде, реже – угрожает ему.По свидетельству из Новгородской губернии, «водяных женщин видят редко... Священник Заболотской церкви отец Андрей шел ночью через плотину к больному. Увидел женщину, чесавшую золотые волосы. Хлопнул ее по заду. Она сказала: «Хорошо, что на тебе сумочка [что имеет в виду рассказчик – не ясно], а то я бы тебя утащила». От новгородцев можно услышать о водяной бабе, которая появляется на том месте, где мельник «отдал головы людей» (посулил их водяному).

водяница

Водяница, или водява, водяна — жительница рек и мельничных омутов, утопленница из крещёных или несчастная девушка, проклятая родителями. Некоторые водяницы вышли замуж за водяных, другие живут девицами. Плещутся на поверхности вод, прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними, рвут сети, портят жернова. Обладают вечной юностью, некоторые даже остаются навсегда в семилетнем возрасте, по виду подобны русалкам. Иногда появляются под видом белых лебедей и златоперых рыбок.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

Любят жить под мельницами, в омутах, котловинах, где устраивают гнезда из соломы и перьев или, по другим поверьям — хрустальные чертоги.

Описания водяних, рассказы о них, как правило, лаконичны. Одно из исключений составляет повествование из Олонецкого края о «речезерской водянихе», пасущей свое стадо, и старике Савке, сумевшем обойти стадо с иконой и похитить коров. Водяниха борется с Савой, он вырывает ей косы и этим лишает ее сил. В сюжете из Орловской губернии «голая простоволосая баба» чешет волосы гребнем, который затем подбирают рыбаки. Из-за этого у них путается невод.

ðóñàëêàИногда водяниху (водяницу, водяву, водявку) отождествляют с русалкой (Сарат., Перм.) или с женой водяного (Арх.). В. Даль сообщает, что водяница – русалка, но при этом она «утопленница из крещеных» [Даль, 1880]; на Ярославщине «моющуюся в бочагах длинноволосую женщину» считали «водяным шишком».В тех районах, где отмечены названия женского духа воды – водяниха, водяница, водяновка и т.п. (Арх., Олон., Новг., Нижегор., Костр., Свердл., Ср. Урал.), – это, скорее всего, самостоятельный мифологический персонаж, связанный с водой и с колдовскими действиями у воды (и, видимо, – с колдовством над водой, стихиями). Водяная женщина сходна с русалкой, но с русалкой «страшной», образ которой традиционен для северной и северо-восточной, несколько реже – центральной России.Водяная женщина – образ достаточно древний, представляющий персонификацию стихийных сил, существо, которое почти не вступает в отношения с человеком, а лишь «проявляет» свое присутствие, возникая и исчезая у воды.

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Водяной в мифологии славян

У древних славян водная стихия считалась особенно опасной, грозной и беспощадной. Именно поэтому дух воды или просто водяной в мифологии наших предков является не милым созданием с добрыми глазами, а представителем нечистой силы. И в представлении верующих славян он выглядел безобразным стариком с длинной бородой, небольшого роста, сгорбленным, и с ног до головы опутанным вязкой тиной.

Водяному приписывали образ пожилого мужчины с рогами на голове и большими лапами вместо рук. Среди славян существовало поверье, что водяные – это те самые черти, которых когда-то Бог отверг и расселил в прудах, реках, озерах и других водоемах.

 

Места обитания водяного

водяной - страшнее Ктулху

Водяные так же, как и люди, живут в домах. Их жилища расположены в густых зарослях осоки и тростника. Они построены из ракушек и речных камней-самоцветов. Более того, у них не просто старые хижины или норы. Водяные живут в богатых и просторных палатах. Личная жизнь водяных тоже вызывает интерес – славяне считали, что эти безобразные старики женятся на красавицах-русалках и девушках-утопленницах. Водяной любит ночевать или проводить время возле водяных мельниц, у самого колеса. Из-за этого поверья все, кто работал на мельницах, в древности считались колдунами и ведьмами.

Весной вода выходит из берегов, и начинается обильное половодье. Славяне свято верили, что в это время у водяных проходит праздник (в основном считалось, что свадьба). И на этой свадьбе водяные вовсю гуляют, не контролируя свой веселый нрав, ломая и затапливая все на своем пути. У водяных рождаются дети. В тот день, когда супруга водного духа (русалка или утопленница), должна подарить мужу наследника, водяной оборачивается обыкновенным человеком и направляется в деревню или в город. Там он ищет повивальную бабку, которой щедро платит за помощь золотом и серебром.

Но водяного легко узнать даже в обличье человека. Например, когда он идет, с его одежды, с левой полы, постоянно капает вода, хотя на вид он абсолютно сухой. И где бы водяной ни присел, после него всегда остается мокрое место. Стоит водяному в образе человека начать расчесывать свои локоны, как с волос начнет струиться речная водица.

 

Ярость водяного

В воде с этим мифическим существом лучше не шутить – в своей родной среде он просто непобедим. Куда более уязвимым водный дух становится на суше. От водяного зависит исход рыбалки – он может щедро наградить рыбака добычей, а может и пожадничать. Может он и слегка нашкодить, например, порвать сети. Мифология богата различными историями о встречах человека и водяного. Например, однажды рыбак вместе с сетью вытащил мертвого утопленника. Только положил его в лодку и хотел оказать первую помощь, как утопленник вдруг вскочил, захохотал и бросился в воду. Это водяной так пошутил над рыбаком.

Основное средство передвижения водяного – сом. И до сих пор в некоторых местах нашей страны существует поверье, что сом – это «чертов конь», и лучше такую рыбу не есть, чтобы не обидеть водяного. Иначе тот непременно отомстит за своего «коня».

Днем водный дух скрывается от людских глаз в глубинах своего царства, а на поверхность всплывает только в сумерках. Ему очень хорошо даются превращения – он может обратиться в щуку или в другую рыбу, в человека. Возраст водяного меняется в зависимости от луны. Чем моложе месяц, тем моложе водяной и наоборот. Это видно по его волосам. При ранней луне его волосы свежего зеленого цвета, а на исходе месяца водяной покрывается сединой.

 

Не так страшен чёрт…

У этого старичка, несмотря на его дурную дочери водяногославу, очень веселый нрав. Например, он любит лунной ночью прокатиться по волнам на коряге, сделав маскировку из водорослей. Громко хлопая по воде ладонью, наслаждается эхом, которое разносится по лесу и пугает его обитателей; играет с водой, вспенив ее и высунув оттуда свою голову – и так сразу в нескольких местах. Кроме того, по ночам водяной дерется с повелителем лесов – лешим. И от этого в лесу раздается шум, треск и грохот, слышится звонкий плеск волн.

Он так же не оставляет без внимания людей, которые утонули – получает над ними безграничную власть. Именно по этой причине некоторые суеверные люди до сих пор не рекомендуют спасать тонущего человека и гневить водяного.  

На зиму это существо из славянской мифологии впадает в спячку и просыпается только весной. Просыпается водяной очень злым и голодным. Ранней весной лучше не попадать под его горячую руку. Наши предки с уважением и страхом относились к духу воды, и поэтому каждую весну подкармливали и задабривали его маслом, гусиным мясом, которое он так любит, и другими сытными вкусными лакомствами.

На дне водоема у водяного целое хозяйство. Он пасет стада рыб, как люди пасут коров, командует русалками, утопленниками и другими обитателями водной стихии - ему это позволено.

valtasar.ru

Духи и существа - Водяной

 

 
Боги ведрусовДухи и существа

Водяной

Водяной Водяной, водяник, водовик, дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.  Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах.Когда в половодье от весеннего таяния снегов или от долгих проливных дождей выступит река из своих берегов и стремительным напором волн поломает мосты, плотины и мельницы, крестьяне думают, что это водяные подпили на свадьбе, предались буйному веселью и пляскам и в своей гульбе разрушили все встречные преграды. Ну а когда жена водяного должна родить, он принимает вид обыкновенного человека, является в город или деревню, приглашает к себе повивальную бабку, ведет в свои подводные владения, а потом щедро награждает за труд серебром и золотом. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили в сетях ребенка, который резвился и играл, когда его опускали в сетях в воду, но томился, грустил и плакал, когда приносили в избу. Ребенок оказался детищем водяного; рыбаки отпустили его к отцу с условием, чтобы тот нагонял им в сети как можно больше рыбы, и это условие было соблюдено. Впрочем, если водяной идет в люди, пусть и приняв человеческий облик, его легко узнать, потому что с левой полы его постоянно капает вода: где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться - и с волос струится водица.

В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца - или топит его; дает рыбаку счастливый улов - или рвет его сети. Случается, что рыбаки, подымая невод, вытаскивают вместе с рыбою и «водяного чуду», который тотчас же разрывает сеть, ныряет - и уводит за собою всю добычу. Один рыбак, завидев, что река несет мертвое тело, взял утопленника в лодку, но, к его ужасу, мертвец вдруг ожил: вскочил, захохотал и бросился в пучину. Так подшутил над ним водяной.

Обыкновенно он ездит на соме, а потому в некоторых местностях рыбу эту, «чертова коня», не советуют употреблять в пищу. Однако пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить за него. : При дневном свете водяной большей частью скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает: то в образе огромной обомшелой щуки, а то в своем истинном виде. Тогда можно увидеть, что при молодой луне волосы его свежи и зелены, будто водоросли, а на исходе месяца - седы. Так же меняется и возраст водяного: при рождении месяца он молод, на ущербе - стар.

Вынырнет водяной лунной ночью из волн, обмотается тиной, наденет на вострую голову шапку из куги (есть такое безлистое водяное растение), оседлает корягу и поплывет проказить. То хлопает по воде ладонью - и звучные удары его слышны далеко по плесу. То среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из нее выскочит водяное чудо и скроется, а в тот же миг в полуверсте от этого места вновь заклубится вода, вновь выставляется голова водяного... В ночную пору частенько дерутся водяные с лешими, отчего идет по лесу грохот и треск падающих деревьев, громко раздается во все стороны плеск волн.

Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, которой ничем нельзя избегнуть, поэтому иные суеверы не решают оказать помощь тонущему: все равно, мол, от судьбы не уйти!

Подобно домовому, который все тащит из соседских кладовых и амбаров в собственный дом, водяной ухитряется переманивать к себе рыбу из чужих рек и озер.

Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны, а мелкую и совсем замучивает. В эту пору гневливого властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей - любимую птицу водяного.

Вернуться к списку...

 

rus-ved-rus.narod.ru

Культ природы древних славян — Славянская культура

До сих пор в русском фольклоре остались прекрасные сравнения всего красивого, что может сделать человек, с природой. Говорят: "поёт, что ручеёк журчит", или "идет, как павонька". Вода научила древних людей пению, движения животных научили их грации. Природа была мощнейшим источником вдохновения. До сих пор в русском фольклоре остались прекрасные сравнения всего красивого, что может сделать человек, с природой. Говорят: "поёт, что ручеёк журчит", или "идет, как павонька". Вода научила древних людей пению, движения животных научили их грации. Природа была мощнейшим источником вдохновения.

Славяне почитали Солнце. Более одиннадцати богов древнеславянского пантеона имели прямое отношение к Солнцу, свету, теплу, восходу, закату и т.д. Отмечались праздники зимнего и летнего солнцестояния. Они сохранились и до сих пор: зимой это Коляда, а летом - Купала. Оба праздника знаменуются тем, что люди водят хороводы, изображая круговое движение солнца, жгут костры, летом - плетут венки, круглая форма которых говорит сама за себя.

Особым почтением у славян пользовалась и вода. Почти все географические названия с корнем "рос" относятся к водным источникам: рекам, озерам, заливам и т.д. Это подчеркивало тот факт, что в воде славяне почитали источник плодородия. До сих пор в сказках мы можем найти сведения о живой и мертвой воде, причем, несмотря на различие в названии, та и другая имеют целительные свойства.

Вода и все, что связано с ней, считалось женским началом мира. Солнце, дарующее тепло - считалось мужским началом. Сочетание тепла и воды давало рождение природе. Зимой, при слабом Солнце, вода замерзала и становилась как бы спящей. По весне, с приходом тепла, она просыпалась. В праздник Купалы считалось, что Солнце купается в воде, и от этого зависит урожай. В этот день все старались проснуться до рассвета, чтобы наблюдать восход Солнца у воды, а всю последующую ночь не спали, водили хороводы, купались в "оплодотворенной" воде, свершали у воды брачные игрища. Чем сильнее и шумнее проходил праздник, тем, по повериям, урожайнее должен был выдаться год.

Г.С. Белякова в книге "Славянская мифология" пишет: "Страбон писал о жителях Юго-Западной Руси, что они поклоняются рекам и источникам, а одна река у них так и называется - Бог (Буг).

Прокопий Кесарийский свидетельствовал, что "славяне признают богов, но поклоняются рекам и источникам".

Слово Купала произошло от "купава", что на санскрите означает "белый, сияющий белизной". В древности это было эпитетом белого цветка лотоса. И в России, как известно, есть белые цветы купавы, растущие у воды.

"Купать" - опускать в воду. "Купель" - сосуд для купания. Выдвигается версия о родстве корню "купа" корня "кипа". Отсюда - "кипеть" - связь огня и воды. Туман издревле считался священным и запретным, в туман не входили, это была территория богов. Роса, упавшая на растения после тумана, считалась целебной.

Но вода была не только добра к людям. Иногда союз тепла и воды по весне давал разлив рек, приводящий к жертвам. Поэтому славянами почитались берега рек, которые защищали их, ограничивали мощь воды. Отсюда пошло слово "оберегать" - защищать.

Всю природу славяне наделяли живой душой, могли говорить с природой, советоваться с ней, просить о чем-либо. Позднее в сознании людей душа природы вылилась в образы "хозяев": в лесу это "леший", в поле - "полевичок", в бору - "боровик", в доме - "домовой", в бане - "банник", в реке - "водяной" или "русалка". Богинями берега были "берегини". К ним обращались за защитой. Талисман, амулет на Руси назывался "оберег".

Огонь на Руси считался символом чистоты. На древних судилищах предлагали пройти через огонь: кто не боялся сделать это - тот был прав. Таким образом, в сознании русского народа стихия огня олицетворяла правду.

Еще цитата из книги Г.С. Беляковой: "Не случайно до сих пор в русском языке "искренностью" (от слова "искра") называют правдивое проявление души, а "искренним" человека, чьи речь и поступки дают образ подлинной жизни его души".

В русском народе есть поговорка: "Правда в воде не тонет и в огне не горит", отражающая обряды первобытного судилища, но пронесшая через века огромную веру русского народа в справедливость. Правда ранее означала правильный жизненный путь, а Кривда (это совсем не "ложь"!) - неправильный, искривленный жизненный путь.

Русские приучали детей понимать природу через загадки, которые ранее тоже считались "священными словесами", своего рода заклинаниями природы. Недаром явления природы там назывались ласковыми словами: "Заря-зареница ключи потеряла, ясен месяц прошел, да ключей не нашел, солнце красно пошло, ключи нашло" (роса).

Обожествляли славяне и животных, деля их на светлые и темные. Например, темной птицей был ворон, накликивавший беду, а так же гриф (грифон), питающийся падалью, считался приметой близкой смерти. Сова, ранее называвшаяся "серин", предвещала печаль, тоску, болезни. Напротив, орел был символом победы, сокол давал силу, удаль, власть. Стрижа почитали, как птицу, стригущую небо, дающую путь первым дождям. Считали, что кулик приносит ключи от весны. А вот лебедь означал обиду: белый лебедь - легкую обиду, черный лебедь - черную обиду, зависть.

Позднее в мифологии появились сказочные птицы: Гамаюн - вещая, мудрая птица, рассказывающая о прошлом; Алконост - светлая птица, несущая радость; Сирин - темная птица, предвещающая близкую смерть. Изображали этих птиц с человеческими (женскими) лицами и птичьими телами.

Поклонялись на Руси и коню, считая, что его родители - вода и огненный луч. Известна легенда, в которой говорится, что огненный луч согрел воду (росу) и из облака пара родился конь-молния, конь-огонь. Молоко кобылиц ранее считалось священной пищей.

Возможно, потом поклонение коню сменилось на поклонение корове. Уже в сложившейся славянской мифологии мы найдем образ коровы Земун, из вымени которой текут молочные реки.

Не последнее место в поклонении живым существам занимают и змеи, сила которых в понимании славян может быть сравнима только с силой богов. В русской мифологии, как и в мифологии Индии, змеи принимают активное участие в создании земли, причем уже созданная земля поддерживается змеем Юшей (Яшей), шевеление которого дает землетрясения.

Итак, древний славянин считал, что повсюду вокруг него разлита божественная сила: она живет в плеске вод, в шелесте листьев, в птичьем гомоне, в предвесенних вздохах земли. Древний человек чувствовал близость носителей этой силы, общение с ними - деревьями, цветами, птицами, животными - наполняло его уверенностью в том, что они участвуют в его земных делах и заботах.  

Похожие статьи:

Природа → Магия природных духов

Живопись → Zbigniew Kopania

Традиции → Самосиянный свет и стезя прави

Живопись → Виктор Цыганов - Русские сказочные пейзажи

Природа → Птичья спевка в утреннем лесу

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru