Урок №41. «Во времена Древней Руси.(столица Древний Киев)». Во времена древней руси
Урок №41. «Во времена Древней Руси.(столица Древний Киев)», ФГОС
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 – 11 веках. Характеризовать систему государственной власти в 9 – 11 веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия: великий князь, Бояре, дружина, князь Владимир, Крещение Руси,
христианство, 988 год. Знать название нашей страны, еȅ столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. - различать способ и результат действия.
Учиться высказывать своё предположение.
К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.
Личностные результаты
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Основные понятия и определения
великий князь, Бояре, дружина, князь Владимир, Крещение Руси,
христианство, 988 год.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, когда и где возникла Древняя Русь. Найдём на карте её территорию, границы, города, столицу. Осознаем важность принятия Русью христианства.
Вспомни, что ты знаешь из былин о Древнем Киеве и русских богатырях.
Изучение нового материала
Во времена Древней Руси
На карте расселения славян мы видели реки, озёра, моря. Когда-то они были главными дорогами, связывающими между собой жителей этих мест
Водные пути вели на севере в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Чёрное моря, откуда можно было попасть в Византйю и её столицу Константинбполь (на Руси его величали Царьградом). Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варяги — жители Северной Европы, а греки — жители Византии.
Именно на этом пути на севере страны близ озера Йльмень возник Новгород, а на юге на крутом берегу Днепра — Киев. В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. После него новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей.
Древняя Русь была многонациональным государством. В её состав входили восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, карёлы, ижора.
Работа с исторической картой
Найдите на карте (с. 41) территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.
Древняя Русь
Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками — бояре, а опорой и поддержкой — верные и преданные княжеские дружинники (воины).
Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок в стране, заботились о её безопасности.
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русские дружины не раз появлялись под стенами Царьграда
Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи (корабли) на колёса и двинуть их к городу.
Князь, бояре и дружинники
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир (княжил в 980 — 1015 годах). Былины воспевают его, величают Красным Солнышком
В княжение Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси — кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. О них и о добрых молодцах, служивших на заставах, народ сложил сказания и былины. Один из былинных героев — Илья Муромец. Дружинников князь Владимир набирал со всех концов Русской земли. Были среди них и крестьяне, и горожане, и знатные, и простые люди
Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы, в том числе и соседние с Русью, приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли Крещение1 сам князь Владимир и его дружина. Затем князь приказал креститься киевлянам. Однажды в жар- <ий летний день по повелению Владимира изваяния прежних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр.
Крещение — обряд, с помощью которого человека -оиобщают к христианской церкви: его погружают в во- или окропляют водой. Во время Крещения священ- произносит молитвы.
На другой день Владимир повелел всем киевлянам прийти к реке. После того как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения.
Год Крещения Руси — 988-й.
Конечно, новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Сильна была привязанность к старым, близким и понятным обычаям. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований.
С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.
Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.
Крещение — важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет
Обсудим!
Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?
Проверь себя
1. Назови столицу Древней Руси. 2. Как было организовано управление в Древней Руси? 3. Каковы заслуги князя Владимира? 4. В чём значение принятия Русью христианства?
Вывод
На карте Европы Древняя Русь появилась в IX веке. Её столицей был город Киев. Древняя Русь была многонациональным государством. В 988 году произошло Крещение Руси.
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, Крещение.
2.Найди и прочитай былину об Илье Муромце.
Неизвестная история древней Руси
Какой была древняя Русь 30 000 лет назад
Древняя Русь настоящая история. Настоящая история СЛАВЯН и РУСИ. Исинная история Руси.
ДРЕВНЯЯ РУСЬ - ЯЗЫК ЖЕСТОВ СЛАВЯН
Правление князя Владимира и крещение на Руси
Владимир Кровавый - крещение Руси
Крещение Руси правда и вымысел.
Во времена Древней Руси ( проверочный тест)
Осмысление и понимание полученных знаний
Самостоятельное применение знаний
Источники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Во времена Древней Руси
Правление у славян
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший . Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья .
Между славянскими племе-нами не было согласия , а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рас-судив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих , чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско- му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами» .
Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство . От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Работа парах
Рассмотрите карту
на с. 41 учебника.
Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.
- Сравните эти территории.
- Что с территорией Древней Руси произошло?
- Как вы думаете, почему?
Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась. Князья завоёвы-вали новые земли.
Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли.
На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.
Работа по учебнику
- Прочитайте текст на с. 42 учебника.
- Кто был главой Руси?
- Кто помогал ему?
- Чем занимались князья?
- Какой русский князь знаменит своими походами?
Главой Руси был великий князь киевский . В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре . Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.
Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов рус-ские воины смогли беспрепятственно подойти к горо-ду. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.
Князь Владимир Святославич
Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.
У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком .
Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги . Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.
О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
В 988 году – более тысячи лет назад – князь Влади-мир Красное Солнышко ввёл на Руси новую рели-гию – христианство . В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.
Первыми приняли Крещение
сам князь Владимир и его дружина.
Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.
В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл хрис-тианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение . Начали развиваться искусства и ремёсла , например строи-тельное. По всей Руси соору-жали прекрасные церкви и соборы . Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
- Назовите столицу Древней Руси.
- Как было организовано управление Древней Руси?
- В каком году произошло Крещение Руси?
ИСТОЧНИКИ:
- https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=642956
- http://art19.info/all/picture/prizvanie-varyagov.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Вече
- http://aowar.forum2x2.ru/t3-topic
- http://rusich.moy.su/publ/18-1-0-49
- http://e-korsak.livejournal.com/149874.html
- http://ukrmap.su/ru-uh7/286.html
- http://www.ros-istor.ru/node/389
- http://tulaev.ru/?186
- http://krutifourth.ru/3303
- http://www.rusizn.ru/rur02_004.html
- http://900igr.net/kartinki/istorija/Obrazovanie-gosudarstva-Rus/012-Pokhody-Olega-na-Vizantiju.html
- http://hiztory.ru/rus/knyaz-vladimir.html
- https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=643225
- http://fotki.yandex.ru/users/hds-shah/view/182379/?page=7
- http://charity.lfond.spb.ru/rus/
- http://www.последниеновостидня.рф/лента/крещение-руси/
- http://clubs.ya.ru/4611686018427412742/replies.xml?item_no=512
- http://www.diary.ru/~Daumantas/p164958506.htm?oam
Панова
Оксана Владимировна
учитель
начальных классов
МАОУ «Гимназия №4»
г. Великого Новгорода
Персональный сайт:
http://www.panowa-ox.narod.ru/
E-mail: [email protected]
multiurok.ru
Во времена Древней Руси
Урок окружающего мира в 4 классе
по технологии критического мышления.
Разработала: учитель начальных классов Гомбожапова Туяна Викторовна, первая квалификационная категория.
Тема: Во времена Древней Руси
Цели урока: 1. Познакомить с важными и яркими событиями общественной и культурной жизни страны во времена Древней Руси, с выдающимися людьми этой эпохи как носителями базовых национальных ценностей.
Характеристика видов деятельности ученика:
1. прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;
2. характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;
3. отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
4. анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;
5. работать с терминологическим словариком;
6. формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Приемы КМ: зигзаг, таблица «Верите ли вы?»
Ход урока.
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.
№ | Утверждения | Верно или неверно (до и после чтения) |
1 | Киев – столица Древней Руси | верно |
2 | Князя Владимира величают Красным Солнышком | Неверно верно |
3 | Год Крещения Руси – 988-й | неверно |
4 | Илья Муромец это придуманный герой-богатырь | верно |
5 | Кикимора – это старик, с рожками на голове, до пят обросший зелёными космами, с козлиными ногами. | неверно |
На стадии осмысления необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом. Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный конспект.
Группа 1- проследить по карте Древней Руси путь «из варяг в греки»
Группа 2- система государственной власти.
Группа 3- богатыри Святорусские
Группа 4 – Русь до Крещения.
Группа 5 - крещение на Руси
Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием "Зигзаг ". Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом.
Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный конспект.
1-я группа: кластер "Что можно увидеть глазами".
2-я группа: внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части.
3-я группа: внутреннее строение глаза (схема).
4-я группа: как видит человек (схема).
5-я группа: сигналы ( как ухаживать и беречь глаза).
На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект. Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.
Тексты и задания по группам
Задание для группы №1
Найдите территорию Древней Руси конца IΧ века. Реки в то время были главными дорогами, по которым можно было передвигаться с места на место. По Днепру проходил знаменитый в то время торговый путь «из варяг в греки». Варягами на Руси называли воинственные племена с побережий и островов Балтийского моря. Греки – жители Византии. Столицей этого государства был город Константинополь. Найдите на карте Балтийское море. На его берегу жили племена варягов, которые часто приходили на славянские земли то как купцы, а то как завоеватели.
Найдите территорию Византийской империи. Проследим путь.
Из Балтийского моря купцы по реке Неве попадали в Ладожское озеро. Затем по реке Волхов они выходили в озеро Ильмень и плыли дальше до истока реки Ловать. Чтобы из Ловати попасть в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Напоминание об этом пути сохранилось в названии города, через который проходила эта дорога – Вышний Волочек.
Добравшись до берегов Днепра, путешественники заново смолили лодки, днища которых пострадали во время движения по суше. На этом месте возник город Смоленск. Дальше по воде реки путь шёл до Киева. Весной в этом городе собиралось огромное количество торговцев.
На пути торгового каравана было ещё одно место, где ладьи приходилось тащить волоком. В этом месте Днепр был труднопроходимым для водного транспорта. Здесь-то и подстерегали купцов кочевники, чтобы отобрать товары. Чтобы отбивать атаки кочевых племён, торговцы брали с собой охрану.
Заканчивалось путешествие купцов в Византии. Туда они привозили янтарь, меха, зерно, мёд, воск.
Как вы уже поняли, именно на пути движения торговых караванов возник город Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси.
Постепенно площадь Древней Руси расширялась. На карте другим оттенком зелёного цвета обозначены добавившиеся к середине ΧI века территории. Складывалось большое и богатое государство.
Многие селения перерастали в города. В IΧ – Χ веках они представляли собой поселения за бревенчатыми стенами, с башнями и воротами.
Задание: 1. Прочитайте, ответьте на вопросы. Ответы запишите в тетрадь.
На чём путешествовали купцы, ведущие торговлю?
Почему город Вышний Волочек так назвали?
Как можно объяснить происхождение названия города Смоленск?
Найдите на карте значок, обозначающий набеги кочевников. Как вы думаете: о чем этот значок говорит ?
На карте Древней Руси обозначьте торговый путь красной линией .
Задание для группы №2
Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства и именовался Великим князем.
Именно с дружиной (вооружённым отрядом приближённых к князю людей) князь собирал дань в своих владениях. На телеги грузили и увозили в Киев шкуры диких зверей, мёд, воск, лён, зерно, мясо, дичь, рыбу, соленья, сушёные грибы и ягоды.
В историю вошёл киевский князь Владимир, прозванный людьми Красным Солнышком. В княжении Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов – кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. Превратил Русь в огромную державу, о которой заговорили в Европе. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Его воспевали былины и легенды.
Был он умелым воином и мудрым правителем. Заботился Владимир о Русском государстве, заботился и о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к княжескому столу. А владимирские пиры были знатными, народ веселился, пел, играл.
Задание: 1. Прочитайте и ответьте на вопросы
- Кто были советниками и поддерживали князя?
- Что стало главной заботой князя Владимира?
- Что делал князь для защиты своих территорий?
2. Нарисуйте схему «Система управления на Руси»
Задание для группы №3
Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин. Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. На картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
Задание: по картине Васнецова «Богатыри» расскажи о русских богатырях.
Задание для группы №4
Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством.
- Богов у славян было много и каждый из них отвечал за что-то своё. Главным богом считался грозный и могучий бог Перун, который распоряжался грозой и молниями. Сварог был властелином солнца и огня. Мокошь считалась богиней земли.
Кроме богов славяне верили в духов. Они считали, что в лесу живёт леший, а в воде – водяной. В каждом доме жил домовой – хранитель дома.
Домовой – добрый старичок, живущий в каждой избе за печкой. Он – покровитель дома. По ночам домовой любит пошалить, но чаще помогает людям. Иногда в доме появлялось злое существо, старающееся выжить его обитателей. Это кикимора. Стоило ступить в лес, как славяне попадали во владения лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелёными космами, с козлиными ногами, подчинялись все обитатели леса. Старик коварен: он любит менять обличье, голоса, шутить над людьми.
- Чтобы защитить себя от злых духов и бед, люди делали амулеты из металла, дерева и глины, на которых изображали солнце, огонь, воду и растения.
- В марте славяне праздновали приход весны, пробуждение природы – масленицу. На этот праздник пекли блины, которые символизировали солнце, а на улице сжигали чучело зимы. Знаком вам этот праздник? Он дошёл до нас из Древней Руси.
Задание :
Напишите названия языческих богов.
Изобразите по своему представлению одного из них.
Нарисуйте несколько амулетов. Ответьте, какой амулет от чего защищает?
Задание для группы №5
В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.
Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?
По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.
Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.
Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской
«Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город.Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры. принцессы».
Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.
Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан.
После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь.
Задание: прочитайте о Крещении Руси. По рисункам создайте комикс и расскажите.
videouroki.net
Во времена Древней Руси
Правление у славян
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший . Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья .
Между славянскими племе-нами не было согласия , а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рас-судив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих , чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско- му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами» .
Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство . От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Работа парах
Рассмотрите карту
на с. 41 учебника.
Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.
- Сравните эти территории.
- Что с территорией Древней Руси произошло?
- Как вы думаете, почему?
Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась. Князья завоёвы-вали новые земли.
Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли.
На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.
Работа по учебнику
- Прочитайте текст на с. 42 учебника.
- Кто был главой Руси?
- Кто помогал ему?
- Чем занимались князья?
- Какой русский князь знаменит своими походами?
Главой Руси был великий князь киевский . В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре . Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.
Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов рус-ские воины смогли беспрепятственно подойти к горо-ду. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.
Князь Владимир Святославич
Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.
У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком .
Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги . Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.
О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
В 988 году – более тысячи лет назад – князь Влади-мир Красное Солнышко ввёл на Руси новую рели-гию – христианство . В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.
Первыми приняли Крещение
сам князь Владимир и его дружина.
Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.
В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл хрис-тианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение . Начали развиваться искусства и ремёсла , например строи-тельное. По всей Руси соору-жали прекрасные церкви и соборы . Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
- Назовите столицу Древней Руси.
- Как было организовано управление Древней Руси?
- В каком году произошло Крещение Руси?
ИСТОЧНИКИ:
- https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=642956
- http://art19.info/all/picture/prizvanie-varyagov.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Вече
- http://aowar.forum2x2.ru/t3-topic
- http://rusich.moy.su/publ/18-1-0-49
- http://e-korsak.livejournal.com/149874.html
- http://ukrmap.su/ru-uh7/286.html
- http://www.ros-istor.ru/node/389
- http://tulaev.ru/?186
- http://krutifourth.ru/3303
- http://www.rusizn.ru/rur02_004.html
- http://900igr.net/kartinki/istorija/Obrazovanie-gosudarstva-Rus/012-Pokhody-Olega-na-Vizantiju.html
- http://hiztory.ru/rus/knyaz-vladimir.html
- https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=643225
- http://fotki.yandex.ru/users/hds-shah/view/182379/?page=7
- http://charity.lfond.spb.ru/rus/
- http://www.последниеновостидня.рф/лента/крещение-руси/
- http://clubs.ya.ru/4611686018427412742/replies.xml?item_no=512
- http://www.diary.ru/~Daumantas/p164958506.htm?oam
Панова
Оксана Владимировна
учитель
начальных классов
МАОУ «Гимназия №4»
г. Великого Новгорода
Персональный сайт:
http://www.panowa-ox.narod.ru/
E-mail: [email protected]
multiurok.ru
У р о к 42. ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ | Поурочные планы по окружающему миру 4 класс
У р о к 42. ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ
22.08.2014 4323 0Цели:
1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.
2. Развивать умение работать с исторической картой.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории.
О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
Что нас ждет сегодня,
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.
2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?
3. Как называются объединения славян?
4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках.
5. Бог грома и молнии.
6. Злое существо, которое поселялось в доме.
7. Фантастическое существо, которое водится в лесу.
8. В конце декабря древние славяне проводили праздник…
9. Материал, из которого делали посуду наши предки.
10. Праздник проводов зимы и встречи весны.
11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки.
Ii. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос.
– Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?
– Какие занятия восточных славян вы знаете?
– Расскажите о жилище восточных славян.
– Во что верили восточные славяне?
Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.
Тест «Жизнь древних славян»
1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:
а) от восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:
а) солнца;
б) земли;
в) воды.
5. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:
а) земледелием;
б) рыболовством;
в) охотой.
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.
Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.
Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»
Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»
Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Учитель знакомит с родословным деревом первых русских князей:
Учитель. Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.
Учитель предлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» на с. 41 учебника.
Учитель. Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.
Ученики. Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась.
Учитель. Как вы думаете, почему территория увеличилась?
Ученики. Князья завоевывали земли.
Учитель. Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?
Учитель предлагает прочитать текст на с. 40–42 учебника.
Учитель. Какие дороги были главными в Древней Руси?
Ученики. Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
Учитель. Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?
Ученики. Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами.
Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.
Жура-жура-журавель! (Ходьба на месте с высоко
Облетал он сто земель. поднятыми коленями, махи
Облетал, обходил, руками.)
Крылья, ноги натрудил. (Поглаживание рук, ног.)
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой,
Отвечал он, пролетая: вопросительная мимика.)
«Лучше нет родного края!» (Легкий бег на носочках на
месте, кружатся.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Учитель. Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Кого называли богатырями? Что общего у всех богатырей?
Ученики. Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.
Учитель. Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их.
Ученики. Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др.
Учитель. Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.
Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном.
Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит опрос.
– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?
– С какими морями древних славян связывали водные пути?
– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
– Кто был главой Руси?
– Кто помогал ему?
– Чем занимались князья?
– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?
– Почему князя Олега народ прозвал вещим?
– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
– С какой целью князь Владимир крестил Русь?
– Как происходило крещение Руси?
– Как народ принял новую веру?
– Чем христианство отличается от язычества?
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 45 учебника.
Домашнее задание.
с. 40–45. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1–2.
tak-to-ent.net
Во времена Древней Руси
Привет, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжим дальше знакомиться с историей нашей Родины и узнаем, когда и где возникла Древняя Русь, как было организовано управление в Древней Руси, поговорим о крещении Руси и значении принятия христианства.
На прошлом уроке мы с вами узнали о том, что в древние времена обширную территорию Восточной Европы населяли восточные славяне.
Жили они племенами. Селились по берегам озёр и рек, занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством. Верили в то, что всеми явлениями природы повелевают боги.
Древние славяне были язычниками. Так называли людей, которые поклонялись многим богам. Наиболее почитаемыми богами древних славян были:
Перун — бог грома и молнии, Стрибог — бог воздушных стихий, повелитель ветра, Велес — покровитель скотоводства, Дажьбог — бог плодородия и солнечного света, Макошь — покровительница женских ремёсел (прядения и ткачества) и другие.
Для поклонения своим богам древние славяне храмовые постройки не возводили. Они совершали религиозные обряды под открытым небом, в священных рощах, у священных дубов, где были установлены каменные или деревянные изваяния божеств — идолы.
Перед идолами разжигали ритуальные костры. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы: зерно, домашних животных.
Поселения древних славян возникали и расцветали на берегах рек, которые издавна служили главными дорогами, связующими жителей этих мест.
На севере водные пути вели в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Чёрное море, откуда можно было попасть в Византию и её столицу Константинополь, который на Руси величали Царьградом.
Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Почему он получил такое название? Всё дело в том, что в те далёкие времена варягами называли жителей Северной Европы (и даже Балтийское море раньше называлось Варяжским), а греками называли жителей Византии.
Именно на этом пути, на севере страны близ озера Ильмень возник город Новгород. А на юге, на реке Днепр, был основан город Киев. Выгодное расположение Новгорода и Киева превратило их в два важнейших центра славянских земель.
В 862 году жители Новгорода призвали на княжение Рюрика.
Рюрик был новгородским князем с 862 по 879 год. После его смерти новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство, столицей которого стал город Киев. А Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей.
Древняя Русь была многонациональным государством. В её состав входили восточные славяне и другие народы: мурома, водь, чудь, меря, карелы, ижора.
Великий князь киевский был главой Руси. Бояре (это знатные, богатые люди) были его советниками и помощниками. Надёжной опорой и поддержкой князя было его войско — дружина.
Могущественной соседкой Руси в то время была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русские дружинники не раз появлялись под стенами Царьграда.
В 907 году князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русского войска, преградили вход в гавань Константинополя огромной цепью и укрылись за крепкими стенами города.
Тогда хитроумный Олег велел вытащить корабли на берег, поставить их на колёса. Ветер надул паруса, и суда покатились к стенам византийской столицы. Испуганные таким зрелищем византийцы запросили мира, согласившись на выплату большой дани. В знак победы князь Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.
Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир, который княжил с 980 по 1015 год. Народ прозвал его Красным Солнышком.
Во времена княжения Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей, которые страдали от набегов кочевников. На южных границах Руси Владимир поставил богатырские заставы — оборонительные рубежи, состоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек. Эти меры сделали невозможным внезапное нападение кочевников на русские земли.
Сотни русских сёл и городов были избавлены от разрушительных набегов. Об этих богатырских заставах и о добрых молодцах, служивших на них, народ сложил сказания и былины. Вам хорошо знакомы такие былинные герои, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Князь Владимир вошёл в историю ещё и как креститель Руси. В то время многие страны Европы, в том числе и соседствующие с Русью, приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли крещение сам князь и его дружина.
Затем князь приказал креститься киевлянам. Однажды в жаркий летний день по повелению Владимира изваяния прежних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр. На другой день Владимир приказал всем киевлянам прийти к реке Днепр.
После того, как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения: окропили всех святой водой, прочитали молитву. Вслед за Киевом Владимир ввёл христианство и в других русских городах.
Год Крещения Руси — 988-й.
Конечно же, новая вера прижилась на Руси не сразу. Многие не хотели её принимать. Очень сильна была привязанность к прежним богам, привычным и понятным обычаям. И ещё долгое время после крещения и принятия новой веры языческие обряды и праздники продолжали своё существование. И в нынешнее время в нашей жизни бытуют отголоски старых языческих обычаев. В качестве примера можно привести такой славянский обряд, как колядование.
Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства. С принятием христианства на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например, строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы. Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего. Она сплачивала людей, делала честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным.
Изменилось и международное положение Древнерусского государства. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет.
А сейчас выполните небольшое задание. Прочитайте вопросы и найдите верные ответы на них.
1. В каком году новгородцы призвали на княжение Рюрика?
а) 826 г. б) 862 г. в) 882г.
2. Какой город был столицей Древнерусского государства?
а) Киев б) Новгород в) Смоленск
3. Какой князь вошёл в историю как креститель Руси?
а) Рюрик б) Олег в) Владимир
4. Какой год считается годом Крещения Руси?
а) 898 г. б) 899 г. в) 988 г.
5. Какую веру приняли славяне?
а) христианство б) ислам в) буддизм
6. На какой реке был совершён обряд Крещения киевлян?
а) на Волге б) на Оке в) на Днепре
Давайте проверим.
1. Новгородцы призвали на княжение Рюрика в 862 году.
2. Столицей Древнерусского государства был Киев.
3. Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
4. Годом крещения Руси считается 988 год.
5. Славяне приняли христианство.
6. Обряд крещения киевлян был совершён на реке Днепр.
videouroki.net
Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" ( 4 класс)
Открытый урок по окружающему миру, проведённый в 4 классе.
Учитель: Баранова О.В., учитель начальных классов МБОУ «ЦО№1» г. Тулы
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Учебник: Плешаков «Окружающий мир 4 класс».
Тема урока: Во времена Древней Руси.
Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, умение работать с исторической картой; воспитывать интерес к истории.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
И хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке вы познакомились с жизнью Древних славян. Расскажите об их занятиях.
- Опишите жилище Древних славян.(защита проектов)
- Расскажите о богах, которым поклонялись Древние славяне, и о славянских праздниках.
3. Объяснение нового материала.
Слайд 1.
- Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру. Но сначала поговорим о Древней Руси.
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие, и как началось Русское государство, достоверно не известно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Слайд 2.
2. Работа с исторической картой (п.т. №1 с.15).
- Рассмотрите карту на с.41 учебника. Что нужно знать, чтобы её прочитать? (Условные знаки)
- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в конце IX века? (Светло-зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.
- Каким цветом на карте показана территория Древней Руси в середине XI века? (Зелёным). Раскрасьте эту территорию на контурной карте в рабочей тетради.
- Сравните территории. Как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоёвывали земли).
-Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней? (Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород.)
- Главными дорогами, связывающими жителей, были реки и моря. По ним плыли ладьи и плоты переселенцев на новые земли, а также купеческие караваны. Именно по реке Днепр проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Обозначьте его красной линией на контурной карте.
-К середине XI века Русь занимала пространство от Балтийского моря до чёрного. Управлять такой обширной землёй без строгого порядка было нельзя. Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками – бояре, а опорой и поддержкой – верная и преданная княжеская дружина. Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности.
Слайд 3.
- Велики заслуги перед Русью князя Владимира. Былины воспевают его, величают Красным Солнышком. Владимир Святославович младший сын князя Святослава занял киевский престол после убийства своего брата Ярополка. Князь Владимир был умелым воином и мудрым правителем. Он превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Весь период его правления можно разделить на два этапа: языческий и христианский. Княжение Владимира считается периодом подъёма Руси.
Слайд 4.
- Как вы думаете каковы причины религиозной реформы?
- Князь Владимир стремился объединить славянские племена и защитить русские земли от кочевников. Поэтому он решил провести религиозную реформу. Её девизом стали слова «Один бог на небе, один князь – на земле».
- Что такое реформа? (работа со словарём)
РЕФОРМА - преобразования, изменения направленные на улучшение.
Слайд 5.
Вначале Владимир решил провести языческую реформу и провозгласил верховным богом Перуна. Остальные боги были сохранены, но «подчинялись» Перуну. Однако эта реформа провалилась. Славяне не понимали, почему Перун вдруг стал главным богом, и поэтому они продолжали поклоняться и остальным богам, причем каждое племя по-прежнему почитало своего бога.
Слайд 6.
Владимир начал искать другую религию. По преданию он пригласил послов из Волжской Булгарии(ислам), Хазарии (иудаизм) и Византии(православие), и они рассказали ему о своей вере. Затем в эти страны были направлены послы князя и, только выслушав их отчет, Владимир остановил свой выбор на христианстве, ведь эта религия была распространена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Сам князь крестился во время своей поездки в Корсунь.
Слайд 7.
В 988 г. Владимир крестил Русь. Первыми были киевляне. В Киев приехали византийские священники. В назначенный день жителей города загнали в Днепр, монахи окропили их святой водой и прочитали молитву. Князь Владимир Святославович с высокой горки наблюдал за происходящим. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по его приказу загоняли в Днепр силой. Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. В Новгороде крещение чуть было не закончилось восстанием. Новгородский воевода насильно заставлял жителей креститься, сжигая дома и усадьбы у всех недовольных. В Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.
Слайд 8.
Конечно, не сразу укрепились русские в новой вере. Ещё долгое время они только по имени были христиане и всё ещё справляли языческие обряды и празднества. Даже и в настоящее время не совсем вывелись языческие обычаи, например – колядование. Однако принятие христианства сыграло огромную роль в нашей истории. Вера в бога-спасителя делала людей честнее, терпимее, учила уважать государственную власть, помогать бедным и несчастным. На Руси укрепилась власть князя, распространилась письменность, стало больше образованных людей, развивалась культура. Древнерусское государство перестало считаться языческим и вошло в число европейских христианских стран.
Слайд 9.
Сам же князь Владимир, приняв новую веру, как рассказывает летописец, совершенно переменился: из сурового и жестокого сделался добрым и ласковым ко всем, а к нищим щедрым. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли русской бояре, духовные всякого звания люди. Больным князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мёд. За введение христианства Владимир призван церковью Святым и Равноапостальным.
4. Закрепление пройденного.
1. Работа в рабочей тетради.
№2 с.16
№5 с.17
№3 с.16
№4 с.16
- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Как люди называли князя Владимира? (Красное Солнышко.) Почему? (Он был мудрым правителем и умелым воином.)
5. Итог урока, домашнее задание.
- Сегодня на уроке мы побывали в Древнем Киеве в гостях у князя Владимира.
-О каком важном событии в истории вы узнали? (О крещении Руси.)
- В чём значение принятия Русью христианства? (Окрепли её связи с другими государствами, вырос авторитет.)
Д/з: с.40-45 пересказывать.
infourok.ru