Как в древней Руси люди обращались друг к другу? Как в древней руси
Как в древней Руси называли планеты Солнечной системы
Как на Руси звались созвездия?
Что же касается созвездий, то большинство их на Руси носили славянские имена. Так, Млечный путь звался «Птичий Путь», «Гусиная Дорога», «Утиная Дорога», «Соломенный путь», «Становище».
Созвездие Большой Медведицы в русской традиции называли «Большой Ковш», «Лось», «Сохатый», «Воз», «Телега», «Повозка», «Плуг», «Конь на приколе». Есть версии, что «лосиные» названия были позаимствованы у наших ближайших северо-восточных соседей – финно-угорских народов, основным занятием которых была охота и которые одно время использовали лосей в качестве верховых животных. А «тележные» - у древних германцев, которые в I-II тысячелетиях до нашей эры еще составляли с финно-уграми единый этнос.
Малую Медведицу соответственно называли «Малым Ковшом», «Лосенком» и т.д. Полярная звезда в том же созвездии Малой Медведицыу наших предков звалась «Кол», «Гвоздь» и т.п. Славяне представляли ее в виде кола, вокруг которого движутся звезды (кстати, сходные представления встречаются и у других народов). Неудивительно, так как звезда располагается у самого Северного полюса.
В созвездии Ориона выделяли три центральные звезды, представляющие собой так называемый «Пояс Ориона». Звались они на Руси: «Три плуга», «Грабли» и «Косари», что, очевидно, имело отношение к земледельческим работам. Дело в том, что созвездие восходило в конце лета, когда пора было по утрам выходить на покос.
Созвездию Тельца наши славянские предки дали имя «Юнец». Но и современное наименование на Руси уже употреблялось. Исследователи полагают, что оно появилось в отдаленные времена, когда основным занятием наших предков было скотоводство, а точка весеннего равноденствия находилась как раз в этом созвездии.
Звездное скопление Плеяды, расположенное также в созвездии Тельца, было у наших предков весьма популярным. Называли его по-разному: «Семь сестер», «Волосыни», «Волоса», «Стожары», «Волосожары». Для Плеяд характерно то, что в средней полосе России можно наблюдать их на небе только с августа по апрель. По мнению историков, движение Плеяд по небу на Руси могли связывать с хозяйственной деятельностью (например, с их появлением можно было собирать урожай). Ряд названий созвездия, возможно, были связаны с богом скотоводства Велесом, аналог которого в древнегреческой мифологии – Гермес, сын Майи, одной из Плеяд. Название «Стожары» происходит от слова «стог». У восточных славян стожаром назывался кол, воткнутый в землю для укрепления стога сена.
Русское название созвездия Весов - «Ярем» («ярмо»). В астрологии знак этот связан с торговлей. А Солнце вступает в знак Весов после осеннего равноденствия, когда на Руси традиционно начинались ярмарки, собиралась дань и налоги.
Созвездие Водолея в различных русских и славянских текстах именовалось «Мокрешью», «Водолиятелем», «Водоточцем», что в общем-то близко к нынешнему названию.
Это созвездие можно наблюдать только в южной части горизонта, в средних широтах оно перестает быть видимым в первой декаде ноября. Как раз в это время славяне проводили празднества в честь богини ремесел Макошь (Мокошь). А вновь видимым Водолей становится весной, когда наступает «мокрое» время года – тает снег и текут ручьи.
Как видите, в отличие от планет, даже современные наименования созвездий в России не являются позаимствованными из латыни и не слишком отличаются от придуманных славянами.
russian7.ru
Как писали в Древней Руси до появления кириллицы
Журнал: История от «Русской Семёрки», Альманах №3, осень 2017 годаРубрика: Тайны древней РоссииТекст: Русская Семёрка
Закрытая тема
Тема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвящённых этой проблеме.К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н.А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причём приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.Впрочем, официальная наука и сейчас к авторам, занимающимся подобной тематикой, относится с известной долей скептицизма. До сих пор подлинность образцов дохристианской письменности многими лингвистами и историками ставится под сомнение.
Миф или реальность
Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далёкие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идёт о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания, не уточнятся.В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», то есть сирийские письмена.Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян всё-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов — Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния богов.Арабский хронист Ибн Фадлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка — деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя русов.
Археология
Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала — стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, притом что христианство в Новгород проникло только в конце X века.Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».Этнографы считают, что Гороух — это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали своё имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой, можно прочесть имя Людота.
«Чертами и резами»
Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время ещё может быть оспорено, в частности объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» — это признак более древней культуры. Об этом способе письма, всё ещё популярном у славян даже после принятия крещения, в своём трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.Под «чертами и резами», по мнению учёных, скорее всего, имелась в виду разновидность пиктографическо-тамгового и счётного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов», предпринял российский де-шифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. Н.э.). При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков — пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов — «ло», «со» и «ко».С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».
Славянские руны
У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность — это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идёт о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.
Письменность как свидетель миграции
Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи ХХ-ХШ вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьёзное возражение со стороны академических кругов.Гриневич в своих изысканиях не одинок. Ещё в первой половине XIX века русский историк Е.И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определённая связь.Для расшифровки этрусского языка учёный решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел, — польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.
Как в древней Руси люди обращались друг к другу?
Как в древней Руси люди обращались друг к другу?
Во времена Древней Руси люди обращались друг к другу в зависимости от занимаемой ими нищи, а вернее в зависимости от конкретного сословия. Так были характерны такие обращения как сударь (сударыня), ваша честь, а также ваше сиятельство, государь, милостивый государь. А если говорить о простых людях, то к ним обращались как смерд, холоп, батрак.
Многое зависело от статуса, от социального положения человека.
Обращение могло быть и quot;сударь, сударыняquot;.
А так же дошедшие и до сегодняшних дней, quot;господин, госпожаquot;. Ваше превосходительство, Ваша честь, Ваша милость и так далее. Людей из низшего сословия чаще называли по имени и на ты.
Русский язык в древности был ярче и богаче, чем современный, потому что в ту пору люди использовали множество красивых слов для обращения друг к другу. Вслушайтесь! Сударь и сударыня, сударушка. Господин и госпожа. quot;Милостивый государьquot; могли сказать не только царю, но и просто хорошему человеку) А quot;Ваша светлостьquot;! Ой, как приятно звучит! Сейчас у нас безвозрастное quot;девушкаquot; или quot;гражданкаquot;, а тогда говорили барышня, душенька, душечка! Говаривали - матушка, батюшка. Улавливаете разницу? Мне жаль, что сейчас русский язык сейчас обеднел, что многие из старых красивых слов не говорятся(( И все это из-за многочисленных реформ, quot;подчищающихquot; русский язык!((
Кстати, формой уважительного обращения, например, у новгородцев, был просто молчаливый поклон!
В те времена, не зная имени, человек обращался к другому человеку по сословию, это было видно по некоторым признакам в одежде и манере поведения. Применялись такие слова, как:
- сударыня и сударь;
- госпожа и господин;
- ваша светлость;
- милостивый государь;
- ваша честь;
- ваше сиятельство;
- ваше величество и ваше высочество.
А к обычным людям, по мнению высоких чинов обращение шло наподобие этих:
- холоп;
- крестьянин;
- батрак;
- смерд;
- людин.
Обращались на quot;тыquot;, в единственном числе quot;выquot; появилось в18 веке, вероятно, пошло от французов.
Если уж прям в древней-давней, обращались по quot;статусуquot;, в звательном падеже : quot;княжеquot;, quot;отчеquot;, quot;человечеquot;, quot;старчеquot;, quot;владыкоquot;, и т.д., это надо вспоминать, искать, учить и запоминать. Т.е, нельзя про кого-то сказать quot;отчеquot;, это можно говорить только кому-то, при обращении.
Имена тоже имели звательный падеж: quot;Владимиреquot;, quot;Ольговаquot; quot;Михаилеquot; и т.д.
Если враги или негодяи - то буссурмане, печенеги и т.д. в общем исторические враги русичей))) Это я еще со школы помню)
Звательный падеж был для этого. Друже, брате, княже, боярине, - то есть по сословиям, по родственным связям, по именам. Все эти сиры и месье это те же господа, а раболепствовать на Руси начали после монгольского вторжения - во всяком случае, если в берестяных грамотах 12 века обращение quot;господинеquot; почти не встречается, то к 15 веку - в короткой записке по 3-4 раза.
Как впору оказалось, что я сейчас читаю Задорнова...Цитирую: quot;Свояками на Руси поначалу называли всех, с кем приятно было провести время. То есть выпить, закусить, сказать quot;Я тебя уважаю!quot;.
Если ответят - quot;И я тебя!quot; - значит точно свой.quot;
От оно чо 😉
В Древней Руси гораздо более явно выделялись сословия, и определить его можно было даже по виду. Потому нормальным обращением к незнакомому человеку было именно сословное. Плюс строже варьировалась степень уважительности. Скажем, за quot;Эй, хрестьянинquot; от крестьянина же последовала бы реакция лишь с легкой неприязнью, а за quot;эй, бояринquot;, сказанное крестьянином, тот в лучшем случае получил бы удар плетью.
Где-то примерно одновременно с христианизацией повсеместно стало распространяться обращение quot;сударьquot;, quot;сударыняquot; и закрепилось в разговоре к 13 в., просуществовав до начала 20-го. Некоторые обращения исчезли из речи. Скажем, молодые мужчины обращались друг к другу со словом, которое теперь воспринимается только как матерное (только писалось тогда не в три, а в четыре буквы, через quot;ОУquot;, а не quot;Уquot;. Подтверждение в берестяных грамотах, в некоторых могильных камнях.
Всегда приветствовались обращения, которые подчеркивали некое доброе качество, по типу quot;красаваquot;, quot;увагаquot; (уважаемый). Или, например, quot;любезныйquot;, которое лишь к 18-19 веку стало использоваться как полупрезрительное от лица высших классов, а начально означало именно то, что к незнакомому человеку обращаются именно с теплом и христианской любовью, и в ответ ожидают именно любезности.
info-4all.ru
Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье (6 букв)?
Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье (6 букв)?
Правильным ответом в игре будет слово - НЕДЕЛЯ
Каждый день в древней Руси имели несколько другие названия в отличие от современных. Так например Четверг писался с букой quot;кquot; на конце - Четверк. Или вообще без нее. Суббота тоже имела забавное название - Шестерка. А последний день недели называли Неделя, как бы объясня, что она окончена.
Правильный ответ - НЕДЕЛЯ. Логично так предположить, потому что воскресенье является последним днем недели и по воскресенью ведут отчет неделям в году. Хотя в некоторых странах, например, в Британии, воскресенье считается первым днем в неделе.
До 16 века воскресенье называлось НЕДЕЛЕЙ, потому что это был день отдыха, когда не работали. По этой причине и название ПОНЕДЕЛЬНИК образовано от слова НЕДЕЛЯ: по-НЕДЕЛЬНИК!
Есть версия, что слово НЕДЕЛЯ образовано калькированием,т.е. буквальным переводом с греческого: apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный. Слово воскресенье(как и много других слов)тоже пришло к нам из Греции.
Семь дней недели в церковном исчислении до сих пор называют quot;седьмицейquot;
Известно, что в Древней Руси воскресение называлось неделей. От слов quot;ничего не делатьquot;, отдыхать одним словом. Это название было сохранено до 16 века. После 16 века quot;неделяquot; приобрела несколько другое значение. Сейчас quot;неделяquot; для нас - это 7 дней.
На Руси воскресенье раньше называлось словом НЕДЕЛЯ. Название это сложилось от глагола с частицей НЕ - quot;не делатьquot;. Вполне логично, ведь воскресенье - законный день для отдыха. В этот день нельзя было ничего делать, а нужно было посвящать воскресенье Богу.
В наше время так называются все дни разом, то есть НЕДЕЛЯ. Это слово буквально означает не делать ничего, отдыхать. Позже под влиянием христианства этот день стали называть воскресеньем в честь воскресения Христа из мертвых после распятия. А полный перечень дней стал неделей, потому что неделя начиналась именно с выходного дня, а не с понедельника, как сейчас. Впрочем, в католических странах новая неделя тоже начинается с воскресенья.
В древней Руси до 16 века quot;воскресеньеquot; называли quot;неделейquot;, потому что на иврите и на арабском слово quot;неделяquot; означает цифру quot;семьquot; - день покоя после шести рабочих дней (смотрите quot;Библиюquot;). А ведь все благодаря Луне:
В данном вопросе правильным ответом будет слово, состоящее из 6 букв - НЕДЕЛЯ.
То есть, седьмой день отдыха после шести трудовых будней.
На украинском языке так и осталось название седьмого дня недели - quot;нэдиляquot;
В Древней Руси quot;неделяquot; называлась quot;седьмицейquot;, от словосочетания семь дней, а последний день недели назывался quot;неделяquot; от слова ничего не делать. Точно неизвестно с какого дня недели начинался первый день недели и каким заканчивался. Воскресенье как название появилось гораздо позже как христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа и считалось, что в этот день все должны были посвящать себя богу.
Правильный ответ : Неделя.
Правильные ответ на вопрос quot;Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье (6 букв)?quot; будет неделя.
После 16 века седьмой день недели назывался у белоруссов - нядзеля, у болгаров - неделя, у украинцев - недiля, у чехов - nedele.
info-4all.ru