Почему Россию назвали «Россией». Границы древней руси


Древняя Русь и ее соседи

К эпохе Древней Руси относится период с момента образования Древнерусского Государства в IX в до монгольского нашествия в 1237 г. Начальным периодом существования государства можно считать время правления легендарных князей в IX – Xвв. Когда почти сказочные Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав расширяли русские земли, включая в состав государства все новые славянские, и не только, племена. Период, вплоть до XI в, наиболее богат археологическими находками. В том числе и предметами вооружения. Связано это с тем, что до принятия христианства, и какое-то время после него, было принято класть в погребения вещи, необходимые усопшему на том свете. Со знатными людьми сжигали также коней, собак, ловчих птиц и пр. На основе анализа результатов раскопок можно получить много информации о военной организации общества и комплексе вооружения воинов. В том числе и о дифференциации вооружения в зависимости от социальных слоев населения.
Тут надо отметить, что тактика, защитное и наступательное вооружение формируются у народа не просто так, а в тесном контакте с соседними племенами и народами. С которыми они воюют, торгуют, обмениваются технологиями и вообще всячески взаимодействуют. Наряду с еще неоформившими государственость племенами,  в соседях у Древнерусского Государства были народы с достаточно различной культурой и методами вооруженной борьбы.

С севера Киевская Русь граничила с драконами моря – викингами (варягами, норманнами), жившими на территории нынешней северной Европы. Викинги длительное время были лучшей пехотой региона, а на протяжении VIII – XI вв терроризировали города Европы.

С запада Киевская Русь граничила с Польским Королевством. Еще западнее находились осколки Франкской Империи (после ее раздела в 843 г), а с конца X в Священная Римская Империя.
На востоке от Древнерусского государства располагалась Волжская Булгария. На юго-западе Русь граничила с Венгрией и Болгарией. С юга, в причерноморских и приазовских степях находилось Дикое Поле, по которому с востока на запад регулярно перемещались кочевые народы. За достаточно короткий период власть в Диком Поле последовательно принадлежала Великой Булгарии, Хазарскому Каганату, печенегам и  половцами. Собственно, и венгры пришли на Дунай через причерноморские степи. Ну и далее на юге находился центр тогдашней европейской цивилизации – блистательная Византия. Все эти соседи внесли свой вклад в развитие военного дела Древней Руси.

arcanag.livejournal.com

Киевская Русь — Юнциклопедия

Киевская Русь — государство, сложившееся в IX—X вв. на Восточно-Европейской равнине и называвшееся в то время Русью или Русской землей.

Киевская Русь в IX — начале XII вв.

В V—VIII вв. славянские племена, до этого обитавшие на территории примерно от Вислы до среднего течения Днепра, втянулись в общеевропейский процесс великого переселения народов. В ходе расселения они заняли обширные территории в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе и разделились на три ветви — западных, южных и восточных славян. Расселение ускорило разложение родоплеменного строя и после завершения передвижения у славян сформировались новые общества — племенные княжества, объединявшиеся в союзы. Эти образования были уже не племенными, а территориально-политическими, хотя еще и не являлись государствами.

В IX—X вв. территории славянских догосударственных общностей — древлян, северян, дреговичей, кривичей, радимичей, словен, волынян, хорватов, уличей, тиверцев, вятичей — были объединены под властью князей наиболее сильного восточнославянского политического образования, которое сложилось на основе общности полян и получило политико-географическое наименование Русь. Первоначальная территория Руси располагалась в среднем Поднепровье. Столицей ее стал Киев. В X в. в Киеве утвердилась княжеская династия, происходившая, по преданию, от выходца из Скандинавии Рюрика (см. Викинги).

Границы Киевской Руси сложились в основном к концу X в. и оставались стабильными в последующее время (см. карту). Они соответствовали территории расселения восточнославянского этноса, оформившегося к этому времени в так называемую древнерусскую народность — этническую общность, называвшуюся Русью. В состав государства Русь вошло и несколько неславянских (финноязычных) народов, обитавших в Волго-Окском междуречье и близ побережья Финского залива, они были постепенно ассимилированы. Кроме того, около 20 финно- и балтоязычных племен, не входя непосредственно в территорию Древнерусского государства, находились в зависимости от русских князей и были обязаны платить им дань.

Русь стала крупнейшей и сильнейшей державой в Восточной Европе. В IX в. наиболее опасным ее противником был Хазарский каганат — тюркское государство, занимавшее в VII в. междуречье Нижнего Дона и Волги. Некоторые восточнославянские общности находились одно время в зависимости от него. В 965 г. киевский князь Святослав (ок. 945—972) нанес решающий удар Хазарскому каганату и положил конец его существованию.

Важным направлением русской внешней политики стали отношения с Византией. Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами. Трижды — в 860, 907 и 941 гг. — русские войска подступали к столице Византии — Константинополю; ожесточенную войну вел с Византией на Балканах в 970—971 гг. князь Святослав. Результатом войн стали русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 гг.; их тексты сохранились до наших дней.

Серьезную опасность для южных границ Руси представляли набеги тюркских кочевых племен, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья, — печенегов (в X — первой половине XI в.) и сменивших их в середине XI в. половцев (кипчаков). Отношения и здесь не были однозначными — с половцами русские князья не только воевали, но и нередко вступали в политические союзы.

Обширные связи поддерживала Русь и со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Византии. Так, киевский князь Ярослав Мудрый (1019—1054) был женат на дочери шведского короля — Ингигерд, его дочери были замужем: Анастасия — за венгерским королем Андреем, Елизавета — за норвежским королем Харальдом, а после его смерти — за датским королем Свейном, Анна — за королем Франции Генрихом I. Сын Ярослава Мудрого — Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир — на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в 1066 г. в битве при Гастингсе. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христина (см. Международные отношения).

Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством (см. Феодализм). Первоначально на Руси преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей — дружиной. Дружина осуществляла сбор дани с земледельческого населения: полученный доход распределялся князем между дружинниками. Система сбора дани сложилась уже в IX в. В X в. появляется индивидуальная форма феодальной земельной собственности — вотчина. Первыми вотчинниками стали князья; в XI в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины — бояр) и церкви. Часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах также труд рабов — холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений. В этом заключалась особенность Руси в сравнении с Западной Европой, где вотчинное (сеньориальное) землевладение быстро заняло преобладающие позиции.

В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» — бояре, затем шла «молодшая дружина» — детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему классу и несшего повинности в пользу государства или частных землевладельцев, носила название «люди». Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, — смерды. Во 2-й половине XI в. появились «закупы» — так называли тех, кто попал за долги. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы — «холопы», «челядь».

С конца X в. (времени окончательного формирования территории Древнерусского государства) и до середины XII в. Русь представляла собой относительно единое государство. Его составными частями были волости — территории, в которых княжили родственники киевского князя — верховного правителя Руси. Постепенно самостоятельность волостей усиливалась. Они закреплялись за определенными ветвями разросшегося княжеского рода Рюриковичей. В каждой волости формировалось вотчинное землевладение той или иной княжеской ветви. Этот процесс наметился уже во второй половине XI в. В первой трети XII в. князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113—1125) и его сыну Мстиславу (1125—1132) удавалось еще сохранять государственное единство Руси. Но после смерти Мстислава Владимировича процесс дробления приобрел необратимый характер. В результате к середине XII в. окончательно сформировался ряд фактически самостоятельных княжеств. Это княжества Киевское (номинально киевский князь продолжал считаться «старейшим» на Руси), Черниговское, Смоленское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Переяславское, Муромское, Рязанское, Турово-Пинское, а также Новгородская земля, где существовала особая форма правления, при которой князья приглашались по воле местного боярства. Самостоятельные княжества стали называться землями. Наступил период феодальной раздробленности. Земли, каждая из которых была крупнее европейского государства, стали вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными государствами и между собой. По мере обособления княжеств междоусобная борьба, до этого периодически вспыхивавшая и в рамках единого государства, превратилась в почти непрерывную войну. Князья вели ожесточенную борьбу за расширение подвластных им территорий. Больше всего их привлекало киевское княжение. Киевский князь номинально продолжал считаться «старейшим» на Руси, и при этом киевское княжество не стало «отчиной» (наследственным владением) какой-нибудь княжеской ветви: на него сохраняли право претендовать большинство русских князей. Привлекали князей также в их борьбе новгородское, а с начала XIII в. — галицкое княжение.

Становление феодальных отношений и феодального государства сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс законов Древней Руси, называвшийся «Правда Русская», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его нормы были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. В первой половине XI в., в княжение Ярослава Мудрого, утверждаются два законодательных кодекса — «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую Краткую редакцию «Русской Правды». В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской Правды», в которую помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений (возникновение боярского землевладения, категорий лично зависимого от феодалов населения и др.).

В конце X в., при князе Владимире Святославиче (ок. 980—1015), на Руси было введено христианство в его православном (византийском) варианте (отдельные представители русской знати принимали крещение начиная со второй половины IX в., христианкой была бабка Владимира княгиня Ольга). Акт государственного принятия христианства состоялся в конце 80-х гг. X в. Фактически же распространение и утверждение новой религии в народе растянулось на многие десятилетия и даже столетия. Принятие христианства знаменовало собой определенный рубеж. К этому времени окончательно сформировалась территория Киевской Руси, были ликвидированы местные княжения в восточнославянских догосударственных общностях: все их земли перешли под власть князей из рода Рюриковичей.

Ко времени принятия христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос; его сюжеты сохранились в записанных много веков спустя былинах. Не позднее конца IX — начала X в. на Руси появились славянские азбуки — кириллица и глаголица (см. Письменность).

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них — к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного — славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык, незнакомый большинству населения, и вследствие этого раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. Она стала самой значительной по своим достижениям в русской средневековой культуре. К выдающимся литературным памятникам мирового средневековья относятся такие произведения, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха (начало XII в.), «Повесть временных лет» (начало XII в.), «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), «Слово Даниила Заточника» (конец XII в.), «Слово о погибели Русской Земли» (середина XIII в.).

Высокого уровня достигла древнерусская архитектура. Среди ее наиболее выдающихся памятников, сохранившихся до наших дней, — соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (середина XI в.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (вторая половина XII в.), церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (первая половина XIII в.).

В середине XIII в. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи — центральноазиатского государства, распространившего свои завоевания на территории от Тихого океана до Центральной Европы (см. Империя Чингисхана). Усиление обособления русских княжеств, междоусобные войны, обострившиеся в 30-е гг. XIII в., не позволили организовать серьезного отпора, князья были разбиты поодиночке. На долгих 240 лет на Руси установилось золотоордынское иго. Одним из политических последствий этих событий стало расхождение путей развития русских земель. На территориях Северо-Восточной Руси (бывшее Владимиро-Суздальское княжество) и Новгородской земли в XIV—XV вв. формируется Российское государство со столицей в Москве, складывается русская (великорусская) народность. Западные и южные русские земли в конце XIII — начале XV в. включаются в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. На их территориях начинают формироваться украинская и белорусская народности.

Восточнославянская средневековая цивилизация, сложившаяся в Киевской Руси, оставила яркий след в истории. Она сформировалась в регионе, где переплетались взаимные влияния — византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское. Восприятие и переработка этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.

Несмотря на тяжелые последствия иноземного нашествия XIII в., наследие Киевской Руси сыграло основополагающую роль в становлении ныне существующих восточнославянских народов.

yunc.org

Славяне. Славянские государства. Киевская Русь

Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную, племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную. На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности. В результате объединения их племен на территории от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев северной Двины на севере  возникла Киевская Русь. О её истории мы узнаем из древнерусских летописей, в частности из "Повести временных лет", в которой летописец подробно рассказывает о славянских племенах, местах их обитания, первых правителях, дает свою интерпретацию происхождения термина Русь.  По мнению, Нестора, само слово "русь" имеет скандинавские корни и тесно связано с приходом в Древнерусское государство варяжских князей и их племени. Концепция средневекового летописца в XVIII веке была поддержана Г.-Ф. Миллером, В.Н. Татищевым и отвергнута М.В. Ломоносовым, который связывает термин "Русь" с названием реки Рось, являвшейся южной границей первоначального расселения славянских племен, и с этнонимом роксоланы. О.Н. Трубачев полагает, что в основе этих онимов лежит индоевропейский корень, значение которого определяется как «светлый». Северное Причерноморье традиционно называли «белой, светлой стороной». Обе концепции имели и до сих пор имеют своих сторонников и противников. Первую из них отстаивают М.П. Погодин, Ю. Венелин, С.М. Соловьев, А.В. Муравьев, Д.А. Мачинский и др.; вторую разделяют и развивают Д.И. Иловийский, А.Н. Носов, О.Н. Трубачев.  Киевская Русь в 9 веке

Карта 8. Киевская Русь в IX веке.

Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. История его проходит несколько этапов. До 882 года происходит объединение под единой властью племён полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и словен. Завершается этот этап слиянием Киева и Новгорода. Это событие летопись связала с именем Олега и его походом из Новгорода в Киев. После захвата Олегом власти в Киеве начинается новый этап развития Древнерусского государства – расцвет раннефеодальной монархии. В 981 году к Киевской Руси были присоединены восточнославянские земли до реки Сан; в 992 году в её состав вошли земли хорватов, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор; в 989 году русские дружинники ходили на ятвягов, и русское население, заселявшее край вплоть до границ владений пруссов, положило начало Черной Руси. В 981 году к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости; спустя три года власть Киева распространилась на радимичей. К 1054 году Киевская Русь охватила почти все восточнославянские племена, а Киев стали называть «мати городомъ русьскымь». Во второй половине XI века проявляется тенденция к распаду Киевской Руси, однако в первой половине XI века вновь происходит усиление феодальной монархии, так как в связи с натиском половцев князья стремились объединить свои силы. Киевская Русь на какое-то время вновь становится более или менее единым государством, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 году Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.Збручский идол. 10 век         До нашего времени дошло мало свидетельств о жизни восточных славян в дохристианский период. Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливались предметы быта, изображения богов и богинь, жилые и хозяйственные постройки, было дерево – очень податливый и удобный для обработки, прочный, но в то же время легко уничтожаемый огнем и сыростью материал. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х годов XX века был известен всего один целый памятник древнерусской каменной скульптуры - Збручский идол. Памятник Х века, он был найден в 1848 году в реке Збруч (приток Днестра) у села Гусятин. После принятия христианства он, подобно идолу Перуна в Киеве, был, вероятно, сброшен в воду. Идол с реки Збруч представляет собой высокий (2,67 м) четырехгранный столб с тремя ярусами рельефов. В нижнем ярусе изображены подземные божества, которые держат на себе землю и людей (средний ярус), в верхнем – боги с их главными атрибутами – мечом и конем. Такое разделение изображений символизирует представление славян о строении вселенной. В верхней части идола одной княжеской шапкой увенчаны четыре бога, изображенных в рост. На главной лицевой стороне – богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник-круг, сложенный из булыжников. Ров образует восемь дугообразных лепестков, в каждом из которых во время праздника горел ритуальный огонь. Збручский идол хранится сейчас в Краковском музее; копия в натуральную величину — в Историческом музее в Москве.

О древней культуре славян многое рассказывают и языческие капища, которые встречаются в местах расселения славян. Они представляют собой небольшие (14-30 м) площадки со рвом или валом. Капища располагаются на естественных или специально насыпанных возвышениях. В 1908 году на Андреевской горе, в самой середине княжеского двора было открыто так называемое Киевское капище VIII – X веков. Повторно оно было исследовано в 1937 году.  Оно образует неправильный четырехугольник с четырьмя прямоугольными выступами и сложено из неотесанных камней без соединительного раствора. Размеры капища – 4,2х3,5 м., высота – 0,4 м. Неподалеку от площадки обнаружен слой пережженной глины с костями домашних животных. 

Киевское капище. 8-10 века.

Рис. 84. Киевское капище. VIII – X вв.

В 1951-1953 годах на левом берегу реки Волхв в 4 км от Великого Новгорода обнаружено Перынское капище (IX – X вв.). Святилище представляет собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окруженную кольцевым рвом. Точно в центре площадки находится яма от деревянной статуи Перуна (согласно первой Новгородской летописи старшего извода, в 988 году она была срублена и сброшена в Волхов). Перед статуей находился круглый каменный жертвенник. Площадку окружает ров – восьмилепестковый цветок, образуемый восьмью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костер, а в одной из них, обращенной к Волхову, огонь горел постоянно.  Перынское капище. 9-10 века

Рис.85. Перынское капище. IX – X вв.

Кроме этих капищ, в разное время были обнаружены святилища в Северной Буковине (Ржавинское капище, VIII – X вв.), в урочище Гнилой Кут в Подолии (Гнилокутское капище, V – VII вв.), в Смоленской области (Красногорское святилище, VIII – X вв.), близ Житомира (Шумское святилище, VIII – IX вв.). В святилищах и близ них находят кострища, обожженные кости домашних животных и птиц, черепки сосудов, наконечники стрел, оружие. В единичных случаях археологи обнаруживают и обгоревшие фрагменты человеческих черепов. Таково, например, капище Головно (Волынская обл., Украина).

Археологическое исследование содержимого капищ и располагающихся около них древних поселений показывает, что дохристианская Русь знала литье, чеканку, керамику, вышивку, владела тонким искусством эмалей. Древнерусские мастера делали искусные ювелирные вещи - бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны, осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры.

Как и князья других славянских государств, русские правители ищут поддержку своей власти и международного признания в религии. В русских летописях рассказывается, что около 955 года при дворе византийского императора приняла крещение княгиня Ольга с христианским именем Елена. В 986 году князь Владимир призвал ко двору представителей разных религиозных конфессий: католических послов с Запада; хазар, исповедовавших иудаизм; булгар, исповедовавших мусульманство; византийцев. При выборе веры существенную роль сыграли торжественность и великолепие византийского богослужебного обряда и церкви в целом. Посланцы князя Владимира, побывав в Константинополе, восторженно описали князю Софийский собор и действо, происходившее во время богослужения. 988 год стал официальным годом крещения Руси. Незадолго до этого, в 986 году в Византии крестился и сам Владимир. Он принимает христианское имя Василий и вместе с крещением  заключает выгодное политическое соглашение: Владимир женится на сестре византийского императора.

Источники сообщают, что крещение русичей проходило принудительно. По приказу князя всех киевлян согнали к Днепру и крестили, после чего сбросили в Днепр идол Перуна и сплавили его по реке, а других идолов, изрубив, сожгли. В Новгороде язычники оказали сильное сопротивление прибывшему туда епископу Иоакиму (991 г.), в Ростове только четвертому епископу удалось крестить жителей. Дольше всех славянских племен сохраняли язычество вятичи; здесь, на севере Черниговской области, в восточной части Орловской и южной части Калужской областей, христианство утвердилось только в XII веке. После татаро-монгольского нашествия христианство утвердилось не только в городах, но и в сельской местности. Впрочем, некоторые элементы язычества остаются сильными у восточных славян и по сей день.

Вместе с распространением православия в Русскую землю проникло кириллическое письмо. Археологические раскопки в Новгороде, Старой Руссе, Смоленске и других древних русских городах показывают широкое распространение грамотности на Руси того времени. Исследователи находят огромное количество берестяных грамот, написанных не князьями или дружинниками, а обычным посадским людом; берестяные грамоты мальчика Онфима помогают установить, как шло обучение письму детей. О распространении грамотности среди народа свидетельствуют и надписи на найденных при археологических исследованиях предметах быта: пряслицах, бочках, сосудах и т.д. Понятными  и абсолютно правдоподобными становятся слова летописца Нестора (988 г.), что Владимир

Князь Владимир открывает при монастырях и церквях школы. Князь Ярослав Мудрый создает огромную библиотеку, в которой находится множество книг, в том числе и переведенных с греческого языка на русский. В 1037 году при Софийском соборе (Киев) открывается училище для трехсот детей из знатных семей, а в 1086 году княжна Анна Всеволодовна организовала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек. С падением Первого Болгарского царства центр славянской книжности перемещается в Киевскую Русь. Из Болгарии и Сербии книжники устремляются сюда, где создаются все условия для развития славянского письма и славянской культуры. 

Фрагмент стены церкви Покрова на Нерли. Владимир, 1165 г.Искусство Киевской Руси после принятия христианства впитало в себя византийские и южнославянские традиции, сохранив при этом и дохристианские мотивы: сказочные птицы, и звери, растительные орнаменты. Несмотря на запрет изображать на стенах храмов что-либо, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Ярким примером такого искусства является церковь Покрова на Нерли, построенная близ г. Владимира в 1165 году. На стенах церкви можно увидеть не только пилястры и аркатуру, характерные для византийских храмов, в закомарах сделаны и лепные украшения, изображающие человеческую фигуру с музыкальным инструментом, по бокам которой располагаются львы, грифоны, ниже - загадочные женские маски. Похожая, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь как олицетворение природных сил можно обнаружить и старые божества – фантастические твари, которые встречались на дохристианских украшениях «звериного стиля». Они и потом, спустя столетия, вплетаются в заставки и буквицы рукописных евангелий.

Соборы новгородские отличаются от владимирских и Киевских своей приземистостью, скупостью на украшения. В Новгородской земле большее развитие получила фреска, располагающаяся не снаружи, а внутри храма. Сохранилась незначительная часть фресок храма Спаса на Нередице (XII в.), погибшего во время Великой Отечественной войны. Они представляют собой своеобразную галерею новгородцев в облачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики - родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы «дедов-сказителей», которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники.

Таким образом, древнерусская культура не только впитала традиции византийского искусства, но и создала собственные традиции, объединившие языческие и христианские мотивы. На стадии раннего средневековья Киевская Русь по типу культуры и направлению исторического развития была близка другим европейским государствам. В дальнейшем от этой близости остается очень мало. Обусловлено было это расхождение разделением церквей на западную и восточную, произошедшим в 1054 году.

В середине XII века Киевская Русь распадается на отдельные княжества. Андрей Боголюбский фактически переносит великокняжеский престол из Киева во Владимир (он перевез с собой икону Богоматери, позже получившую имя Владимирской). На смену Киевской Руси приходит период феодальной раздробленности.

Литература

Łowniański H. Początki Polski. T. IV. Warszawa, 1970.Бешевлиев В. Първобългарски надписи. София 1979.Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.Гура А.В. Мифы славян. М., 2000.Етногенезис и културно наследство на българския народ. София, 1971. История культур славянских народов. Т.1: Древность и средневековье. М., 2003.История на България. Т. 2. София, 1981.История южных и западных славян. Т.1-2. М., 2001.Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000.Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.Очерки истории культуры славян. Ч.1: Культура славян в древнейший период их истории. М., 1996.Петрухин В.Я. Славяне. М., 1996.Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.1-2.М., 1991-95.Семенова М. Мы – славяне! СПб., 1998.Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / Сост. А.Г.Кузьмин. М., 2001.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 1-2. М., 1995-2000.Тальберг Н. История русской церкви. М., 1992 (репринтное издание с Нью-Йоркского издания 1959 г.).Тъпкова-Заимова В. Нашествия и етнически промени на Балканите. София, 1966. Итак, Современные государства славян:    Россия (Российская Федерация)

slawianie.narod.ru

Древняя Русь

Народы существуют в историческом времени и в географической локализации, они формируются на определенной территории в тот либо иной хронологический период, меняются ареалы распространения народов и границы государств. И этносы и государства не вечны: они рождаются и погибают, эволюционируют и преобразуются в новые социальные общности. Так, на основе восточнославянского суперэтноса образовались русский, украинский и белорусский народы.

Становление народов (процесс этногенеза) и формирование государств имеют под собой экономическую базу, тесно связанную со средой обитания людей и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на культурно-бытовые особенности этносов.

Природной колыбелью восточнославянских народов российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Ее просторы, ландшафты, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли не только формирование доминирующих хозяйственно-культурных комплексов и размещение в связи с ними населения, но и складывание этнических и государственных границ в связи с результатами военно-политических конфликтов и колонизационными процессами.

К середине I тысячелетия нашей эры в лесной, лесостепной и степной зонах Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы, и активно развивался процесс этногенеза. К VI -VII векам относится завершающий этап выделения восточных славян из общего праславянского единства.

Начало превращения восточно-славянской культурно-этнической общности в локальную самостоятельную цивилизацию было связано с принятием князем Владимиром христианства в 988 году.

Принятие христианства ввело восточных славян в лоно православной церквии имело своим последствием синтез ее с российской государственностью. Превращение Киева в политический, культурный и церковный центр восточнославянского государства привело к постепенному усилению культурного размежевания Киевской Руси с западнославянскими соседями, воспринявшими христианство из Рима и вместе с тем вошедшими в орбиту латиноязычной западноевропейской культуры. Время Киевской Руси - то период преимущественно южной ориентации восточнославянской жизни. С Византией Русь сближали церковные и торговые связи, с Болгарией -общая письменность.

Форма правления Древнерусского государства включала три компонента - вече как особую форму народного собрания, общего решения вопросов, имеющих принципиальное значение; княжескую власть с административными полномочиями, правом суда и решения военных вопросов; княжеский совет, представлявший собой, возможно, собрание представителей высшей администрации.

С самого начало государство было многонациональным - на территории Древней Руси жили, кроме русских, угро-финские народы - карелы, вепсы, саамы. Пермская земля, населенная коми, была присоединена в конце XV века.

Расселение славян

Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем ("словене") славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI веком н.э.

Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н.э., а к концу II века до н.э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура, носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской. Она охватывала значительную территорию лесостепной и степной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории. К последним относятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, - сарматы. Уступив со временем другим ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II века н.э. из низовьев Вислы к северным берегам Черного моря переместились германские племена готов и гепидов.

С конца IV века н.э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV - VIII веков.Это явление носит название Великого переселения народов.Начало активизации миграционных процессов положили тюркоязычные кочевники v гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV века. Разбив готов, готы заставили их уйти на Балканы, а затем в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи).Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство, в котором были объединены покоренные ими многочисленные племена. Наибольшую известность в середине V века приобрел гуннский предводитель Атилла, совершавший опустошительные походы от Константинополя до Галии и Северной Италии. После 453 года могущество гуннского союза племен в результате междоусобиц и восстаний покоренных народов стремительно падает. Вместо гуннов из Азии в VI веке на просторы причерноморских степей выдвигается новое тюркоязычное племя v авары, сохранявшие своЕ могущество в Причерноморье и на равнинах в современнрй Венгрии до VIII века. Одновременно к VI веку археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры v пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI века славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI v VII веков в исторической литературе именуется расселением славян.

Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг v Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север v по Восточно-Европейской равнине; на запад v в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. На всех направлениях в процессах миграции участвовали носители как пражско-корчакской, так и пеньковской археологических культур. В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, центральной и Юго-Восточной Европы.В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее не север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы, вепсов и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном мирный и постепенный характер. Мирное сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к их ассимиляции.

В ходе перемещений и расселения (VI v VIII века) у славян, так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян. Согласно лингвистическим данным, на рубеже VII-VIII веков происходит распад праславянской языковой общности и начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер. Их название чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне v живущие в поле; древляне v живущие в лесах) или названия реки (например, бужане v от реки Буг, мораване v от реки Моравы). Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований, которые условно можно определить как "племенные княжества", составляли, как правило, более крупные - "союзы племенных княжеств".

Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII v IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне. К северо-востоку от них жили древляне. Западнее древлян, вплоть до Западного Буга, - волыняне (бужане). В верховье Днестра поселились хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI v VII веках на несколько частей). Ниже по Днестру v тиверцы, а южнее полян в Поднепровье v уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм располагался союз славянских племенных княжеств, носивший наименование Север, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра, севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней Оке v вятичи. Между Припятью и Двиной , к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги v кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и рек Волхов и Мста до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

mirznanii.com

Почему Россию назвали «Россией» « Сто тысяч почему

россия

Границы Древней Руси

Восточнославянское государственное образование, располагавшееся  у среднего Днепра в IX-X вв., называли Русью (Русской землей). Свидетельства этому можно найти в византийском сочинении «Управление империей» Константина Багрянородного (“De administrando imperio”, Х в.) и в Бертинских анналах (время правления Людовика Благочестивого). Доказательством служат межгосударственные договоры (Русь и Византия, Х в.)  и русские летописные своды XI-XIIвв. Стольными городами (центрами) являлись Киев, Чернигов и Переславль (Южный).  В русских летописях последующего периода уже более-менее определяется граница Древней Руси.  В данных  XI-XII вв. есть информация, кроме вышеназванных городов, о Вышгороде, Белгороде, Триполье, Богуславце, Корсуни, Каневе, Шумске, Тихомле, Выгошеве, Гнойнице, Бужске. Границы объединяли большую племенную территорию полян и частично территорию северян, радимичей, уличей и вятичей (возможно), а также финно-угорских племен (чуди и веси). Из этих данных можно сделать вывод о том, что Русь, как государственное образование, была не племенной или этнической, а объединялась на основании политической необходимости. Дальше уже начинался процесс классообразования, сословного расслоения  и выделения знати как сословия. Таким образом, появилось  Древнерусское государство, получившее свое название от названия «образующего ядра» – Русь. В «Повести временных лет»,  являющейся самым известным и авторитетным документом этого периода,  имеется информация о том, что термин «Русская земля» (совокупно с тем, что подразумевается под «древней Русской землей») обозначал и земли всех славянских племен, населявших тогда территорию Восточной Европы.

россия

Св. прп. Нестор, автор "Повести временных лет"

В начале XIII в. к этому понятию были уже причислены и восточные территории  Древней Руси: Ростово-Суздальская и Новгородская. Исследования археологов подтверждают факт наличия  значительных экономико-социальных изменений, чем подтверждают факты, приведенные в «Повести временных лет».  После периода монголо-татарского завоевания название «Русь» закрепилось именно за этими территориями. Исторические памятники XIII—XIV вв. свидетельствуют, что к этому понятию еще достаточно продолжительный срок принадлежали территории, заселенные племенами восточных славян. При ослаблении связей между различными частями Древней Руси (XIII в. и позднее) в топонимике появились такие объекты, как Русь Белая, Русь Малая, Русь Черная и Красная (Червонная). Каждый из этих объектов жил собственной жизнью в пространстве истории, но именно тогда появились такие термины, как «русские», «русский». В периоде, последовавшем за монголо-татарским нашествием и дроблением Киевской Руси, образовавшиеся суверенные  княжества продолжают называться Русью как  земли, расположенные рядом с Киевом. Объединивший под своей властью территории Новгородского, Суздальского  и Владимирского княжеств московский царь начинает официально именоваться   «великий князь Московский», но патриарха титулуют как «митрополита всея Руси». В процессе переговоров с Литовским княжеством царь Иван III включил дополнением в свой титул оборот «Всея Руси» (1493 г.). Это было сделано в пику князю Литовскому, титуловавшемуся князем Литовским и Русским (в составе княжества Литовского находились Киевские земли). Но с тех пор официально Московское княжество называлось Руссией, а Иван III – Великим Государем всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных» (наименование обязательное в дипломатических сношениях).

россия

Царь Иван III, книжная гравюра

Итак, «Русь»- топонимический термин, который обозначал территорию, населенную русскими,  и государственное образование. Появление термина «Россия» связывают с началом централизации русского государства. В русских исторических архивах наименование страны «Россией» начинает встречаться с  конца XV в., но все-таки гораздо чаще употребляется название «Русь», «Русская земля» или «Московское государство». К середине XVI в. к первоначальным территориям русского государства были присоединены территории Урала, Восточной Сибири, Средней Азии, Кавказа, которые были заселены нерусскими этническими группами. Именно тогда на первый план вышло название «Россия» («Российское государство»), а понятие «российский» стало обозначать государственную принадлежность. Завершился этот процесс полностью в XVII в., это отслеживается по архивным документам, в которых это название широко используется. Понятие «русский»  уже в начале XVI в. стало обозначать принадлежность к определенной этнической группе. Название «Россия» («Российская империя») было официально принято с начала XVIII в.

россия

"Повесть временных лет", фрагмент

Версий происхождения термина «Россия» – превеликое множество: историческая византийская, североиранская, финская лингвистическая, прусская историко-топонимическая и др. Серьезно можно отнестись только к историко-топонимической, лингвистической и исторической. Все остальные – безусловно,  интересны, имеют своих сторонников, но в развитии доказательной базы все более удаляются в область бездоказательности.

Похожие статьи:

  1. Почему кошку назвали «кошкой»
  2. Почему Америку назвали Америкой
  3. Почему землю назвали «землей»
  4. Почему мать городов русских – Киев

100-000-pochemu.info