История древней Руси. Все о древней руси


История древней Руси - » Древняя Русь до монгольского завоевания

В конце первого тысячелетия нашей эры восточноевропейская равнина в большей своей части была покрыта густыми лесами. Лесной покров охватывал огромную территорию, спускаясь далеко на юг по течению Днестра и Южного Буга, а на северо-востоке, у Волги, поднимаясь на север. Лиственный и смешанный лес южной полосы в районе Смоленска — Москвы — Горького постепенно уступал свое место хвойному лесу, бору.

(далее...)

Начало сложения восточнославянских племен относится к далекому прошлому. Ранее других областей Восточной Европы очагом восточнославянской культуры стало Среднее Поднепровье. Оседлые земледельческие племена, жившие в Поднепровье и Поднестровье еще во времена скифов, несомненно участвовали в процессе оформления поднепровских славянских племен.

(далее...)

В решающий момент, когда заканчивалась древняя история и начинался новый период в жизни человечества — так называемый средневековый, когда со сцены сходили рабовладельческие общества и государства, а на смену им выступали новый общественный строй и нового типа государства, славяне, как и многие другие народы, называемые греками и римлянами «варварскими», не оставались пассивными.

(далее...)

Вопрос об образовании древнерусского государства был крайне извращен дворянской и буржуазной наукой, в которой господствовала так называемая «норманнская теория» происхождения русской государственности. Ее начальным зерном было внесенное в XI в. в русскую летопись сказание о «призвании» новгородцами трех братьев-князей Рюрика, Синеуса и Трувора, первый из которых якобы и положил начало правившей на Руси княжеской династии. Легенда о «призвании варягов» имела задачей доказать, что эта династия стала у власти «по воле народа». Из этой поздней тенденциозной генеалогической легенды и выросла в XVIII—XX вв. антинародная, космополитическая теория, утверждавшая, что возникновение русского государства и его культуры было обязано пришельцам-варягам; с этой точки зрения «норманнисты» освещали все данные письменных и археологических источников истории древней Руси.

(далее...)

После смерти Олега, последовавшей, согласно Лаврентьевской летописи, в 912 г., княжить стал Игорь. Во времена Игоря продолжались походы на Византию и на Каспийское море. В 913 г. русские дружины, через Итиль, прошли все западное побережье Каспия, вплоть до Баку. В 943 г. русские напали на город Бердаа в Закавказье, взяли его, и только эпидемия заставила их покинуть завоеванную землю. К этому же времени относится и нападение какого-то князя Руси Олега -Хальгу на Самкерц на Кубани. Сам Игорь предпринял два похода на Византию. Первый поход (941 г.) не увенчался успехом — русские ладьи были сожжены «греческим огнем»; второй поход (944 г.) был более удачен. Греческие послы вышли навстречу русскому войску и на Дунае вступили с Игорем в переговоры, в результате коих предложили контрибуцию. И в 944 г. с Византией был заключен новый договор. На этот раз не только греки обязывались содержать русских послов, купцов и т. п., но и русский князь обязался охранять греческие владения в Крыму. Игорь победил уличей, разрушил их город Пересечен, взял с них дань и отдал ее своему воеводе Свеиельду; ему же Игорь передал дань с древлян. Свенельд — виднейшая фигура после князя: он собирает пожалованную ему дань с огромной территории и является правой рукой князя.

(далее...)

С 964 г. начал княжить Святослав: его княжение связано с попытками, иногда очень удачными, разрешения больших задач, стоявших перед растущим Киевским государством. Задачи эти приходилось разрешать вооруженной рукой. Святослав, великий русский полководец древности, в своих победоносных походах прошел всю Восточную Европу от Киева до Волги и Кубани и от Крыма до Балкан. Удары Святослава прежде всего были направлены против Хазарского каганата, под властью которого находился ряд славянских племен и который тормозил естественное развитие Киевского государства.

(далее...)

В Киеве стал править Ярополк. В 977 г. он убил своего брата Олега, сидевшего в Деревской земле и, возможно, намеревавшегося стать независимым от Киева князем. Испугавшийся за свою судьбу брат Ярополка, Владимир, бежал из Новгорода к варягам, но через два года вернулся с варяжской наемной дружиной, изгнал из Новгорода посадников Ярополка и двинулся на него войной. По дороге Владимир напал на полоцкого князя Рогволода, убил его и взял себе в жены его дочь Рогнеду. В 980 г. Владимиру удалось склонить на свою сторону воеводу Ярополка, Блуда, и одержать победу над братом. Ярополк был убит, и Владимир стал властителем всей Руси. Владимир завершил покорение вятичей, радимичей, взял Червенские города (Галиция), покорил ятвягов. Ходил Владимир и на восток, на камских болгар, с которыми был заключен торговый договор.

(далее...)

Княжение Владимира — блестящий период в истории древней Руси. Русь расширила свои границы до Прибалтики и Карпат, присоединила земли самого западного русского племени — белых хорватов, а на юге дошла до Черноморских степей. Русские дружины со славой прошли от Камы и до Малой Азии, от глухих болотистых дебрей ятвяжских лесов до залитого солнцем Крыма. Богатыри Русской земли вписали славную страницу в историю своей страны. Времена Владимира — это зенит дофеодальной Руси. Боярство еще не успело замкнуться в касту; еще в рядах «мужей храборствующих» можно было встретить выходцев из народных масс, как, например, летописный Ян Усмошвец. Не случайно былинный эпос связывает величайшие подвиги русских богатырей с именем Владимира «Красное Солнышко», но уже в былинах чувствуется социальное неравенство — душно в хоромах Владимира, окруженного знатными боярами, «сыну крестьянскому», старшему богатырю Илье Муромцу. Былины верно отражают противоречия этого периода.

(далее...)

Развитие феодализма вызвало тенденции раздробления земель. Уже в последний год княжения Владимира попытался отложиться от Киева Новгород, где княжил Ярослав Владимирович. Владимир готовился к походу на непокорных новгородцев, но заболел и умер (1015). Святополк воспользовался смертью отца и, убив трех своих братьев — Бориса, Глеба и Святослава, овладел Киевом. Против него выступил Ярослав. Новгородцы — бояре, купцы, смерды — все защищали своего князя и боролись против Святополка, которому помогал его тесть Болеслав польский. Ярославу, опиравшемуся на народное ополчение новгородцев, удалось взять Киев. Святополк бежал в Польшу. Ярослав щедро наградил новгородцев, дал им, по преданию, Устав, который предоставлял Новгороду некоторую самостоятельность, и Русскую Правду, и отпустил их домой.

(далее...)

Распад «империи Рюриковичей» был обусловлен укреплением феодализма. Растет феодальное землевладение, развиваются города, торговля, ремесла. Укрепляется боярство; оно уже стремится к отделению от Киева и толкает к сепаратизму своих князей. Окрепшие области древней Руси стремятся превратиться в самостоятельные феодальные полугосударства-княжества. Наступает период феодальной раздробленности.

(далее...)

Но попытки Святослава восстановить под своей властью единое Киевское государство не могли быть удачны. Даже в самом Киеве у него было немало врагов. Когда он умер (1076) и Всеволод занял киевский стол, Изяслав решил вернуться. Всеволод вышел ему навстречу, и братья помирились, причем Киев занял Изяслав, а Всеволод получил Чернигов. Борис Вячеславич был выбит из Чернигова, который он на время захватил, и бежал в Тмутаракань к Роману. В 1078 г. в Тмутаракань бежал и Олег. Потомки Святослава были лишены «отчины». В далеком Заволочье был убит Глеб. Давид и Ярослав жили при дворе Всеволода и не играли самостоятельной роли.

(далее...)

В летописи Тмутаракань в последний раз упоминается под 1094 г. Тмутаракань играла большую роль в древней Руси. Она была крупнейшим торговым городом и гаванью, выросшими невдалеке от древней греческой торговой колонии Фанагории. Здесь русские купцы покупали ткани, оружие, украшения, стекло, продавая рабов, меха, кожи, хлеб и т. п. Для князей и дружинников обладание этим городом, заброшенным среди нерусского населения, где славянских поселений было мало, давало возможность получать большие доходы. Русские князья собирали дань с касогов, ясов, обезов и других племен Северного Кавказа. Со времени Мстислава Тмутаракань закрепляется за Черниговом, хотя здесь сидело немало князей и из других стольных городов Руси. В XI в. в Тмутаракани появилось русское духовенство и была выстроена русская церковь, а в 60-х годах, при Ростиславе, влияние русского тмутараканского князя настолько усилилось, что греки стали бояться за свои владения в Крыму. С конца XI в. Тмутаракань отрывается от приднепровской Руси. Выйдя из Тмутаракани, Олег двинулся к своей отчине — Чернигову. Мономах, не поддержанный черниговцами, вынужден был покинуть город и уступить его Олегу. Энергичный Олег захватил и Муром, где в 1095 г. уже оказались его шосадники». Своим успехом Олег был обязан не только союзникам-половцам, но и той поддержке, которую ему оказывали города Северской земли. Когда в 1096 г. киевский князь Святополк Изяславич и Мономах предложили Олегу явиться в Киев для разрешения их спора на совещании епископов, мужей и «людей градьских», Олег гордо отказался. Началась война, одна из первых крупных усобиц.

(далее...)

По решению любечекого съезда каждый князь отныне должен был «держать отчину свою». Олег получил Новгород-Северское княжество, Давид — Черниговское, Ярослав — Рязано-Муромское. В Киеве сел Святополк, а в Переяславле и Суздале — Мономах. Со времен Любечского съезда взаимоотношения князей были введены в рамки договоров. Любечский съезд санкционировал феодальную раздробленность, но, признав ее, он не мог гарантировать выполнения договоров. В этом было неразрешимое противоречие в постановлении съезда.

(далее...)

Пока Мономах был жив, известное единство Русской земли еще сохранялось, но с его смертью тенденции к раздроблению и обособлению усилились; они еще сдерживались некоторое время в княжение Мстислава Владимировича (1125—1132). Верховную власть Мстислава еще признавало большинство князей. Ему удалось уничтожить самостоятельность Полоцкого княжества и отнять у северских князей Посемье. Далеко в глубь степей за Дон, Волгу и Яик были отогнаны половцы. С его смертью заканчивается кратковременная задержка дальнейшего распада «империи Рюриковичей».

(далее...)

Борьба за Киев началась в связи с тем, что Ярополк Владимирович (1132— 1139) договорился с Юрием Долгоруким об обмене Переяславской земли, где сидели Мстиславичи, на часть Ростово-Суздальских волостей. Обиженные Мстиславичи, племянники Ярополка, попросили помощи у черниговского князя Всеволода Ольговича. Последний рад был вмешаться в дела Мономаховичей, так как давно претендовал на Киев и стремился вернуть захваченное Мстиславом в 1128 г. Посемье. В 1136 г. Всеволод вместе с другими Ольговичами разбил Ярополка и в 1139 г. занял киевский стол, сохранив за собой, что весьма характерно, Северское княжество и не затронутую еще феодальной эксплуатацией и не разоренную усобицами Вятичскую землю.

(далее...)

В конце XII и начале XIII в. Киев был уже настолько слаб, что когда под Киевом явились дружины Романа, князя галицко-волынского, киевский князь Рюрик и не думал сопротивляться. Его судьбу решило соглашение владимиро-суздальского князя Всеволода «Большое Гнездо» с Романом галицким, который посадил там политически ничтожного Ингваря.

(далее...)

Среди этого феодального беспорядка в некоторых областях древней Руси в XII в. появлялись попытки объединить враждующие земли под сильной и единой княжеской властью. Такой процесс наблюдался в Галицко-Волынской земле, где горожане в борьбе с сильным и своевластным боярством пытались найти поддержку в князе, в свою очередь опиравшемся на города. Во Владимиро-Суздальском княжестве этот союз княжеской власти с городами оказался более прочным и сыграл заметную роль в процессе образования национального русского государства.

(далее...)

Князья старались укрепить новые города. Сын и преемник Юрия Андрей перенес политический центр своей земли из Суздаля во Владимир и построил близ него свой город-замок Боголюбов. Усиливая свою власть, он продолжал борьбу с боярством. Удачны были и его походы на камских болгар, на Новгород, где сидели «подручные» Андрею князья; Андрей умел держать в руках Новгород, нуждавшийся в суздальском хлебе и в рынке для своих товаров.

(далее...)

Всеволод был сильнейшим князем своего времени. Летописи называют его «великим князем» и «господином». Многочисленные сыновья Всеволода и его «подручные» князья сидели в разных концах древней Руси. О богатстве и силе Всеволода говорит Слово о полку Игореве: «Великий княже Всеволоде! Не мыслию ти прилетети из далеча отня злата стола поблюсти: ты бо можешй Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти...». Княжение Всеволода — время расцвета Владимиро-Суздальского княжества, не только игравшего решающую роль во всех межкняжеских усобицах, но и пытавшегося установить свою гегемонию во всей древней Руси. Войны с болгарами и мордвой расширили границы Владимирского княжества на востоке.

(далее...)

На юго-западе выросло и окрепло Галицкое княжество, объединившееся в конце XII в. с Волынью. Западной своей границей оно имело Карпаты («Угорские горы»), восточной — Волынь, а на юге доходило до Черного моря у низовьев Прута, Серета, Днестра и Дуная. Западная часть Галицкого княжества представляла гористую местность, восточная — равнину. Земли Галичины отличались плодородием, развитием промыслов (особенно добывание соли) и ремесел. Расцвету Галича способствовали благоприятные природные условия, населенность земли, отдаленной от половецких степей, и ее тесные торговые связи с Западной Европой, Византией, Поднепровьем и Востоком. Зато Галицкая земля рано столкнулась с враждебными Руси Польшей и Венгрией, стремившимися подчинить себе русское княжество.

(далее...)

Разгром народных движений Ярославом и его отцом привел к усилению галицкого боярства, пытавшегося ограничить власть князя. Обширные земельные владения, огромные богатства, множество зависимого и эксплуатируемого люда, собственные дружины, — все это делало галицкое боярство очень сильным и влиятельным. Князья управляли землей через бояр, которые получали земли и города в «кормление» или «держанье» и чувствовали себя настоящими государями. Польские и венгерские источники именуют бояр «графами», «баронами», «вельможами», — они фактически правили страной. Они вмешивались даже в личную жизнь Ярослава Осмомысла, сильнейшего князя, с которым считались Польша и Венгрия, а после его смерти в 1187 г. они передали престол не Олегу, как хотел Осмомысл, а Владимиру. Но и этот последний показался им несговорчивым, и бояре, в конце концов, вынудили Владимира покинуть «отчину». Одно время Галичем овладели венгры и посадили на престол королевича Андрея; но галичане изгнали венгров. «Нестроением» в Галицкой земле воспользовался волынский князь Роман Мстиславич.

(далее...)

Даниил Романович, сын Романа Мстиславича, князя владимиро-волынского, заключил союз с Мстиславом Удалым. Объединившиеся Польша и Венгрия были вторично разбиты. В это время татары ворвались на Русь. Мстислав и Даниил принимали участие в битве на Калке. В 1228 г. умер Мстислав Удалой, и Даниил сам вступил в упорную борьбу с венграми и поляками. Ему помогали мелкие бояре, дружинники и горожане. В 1237 г* Даниил разбил у Дрогичина вторгшиеся в Волынскую землю немецкие войска. В 1238 г. был освобожден Галич, а в 1240 г. Даниил Романович овладел Киевом. Но не успел Даниил укрепить свою власть, как Галицко-Волынскую землю постигло Батыево нашествие. Несмотря на татарское иго, Даниил продолжал укреплять княжескую власть и успешно вести борьбу с «великими боярами».

(далее...)

У истока Волхова из озера Ильменя стоял Великий Новгород. Его обширные земли простирались на севере до Мурмана, на востоке заходили за «Камень» (Уральский хребет). Новгородский смерд занимался земледелием, но своего хлеба ему хватало только для себя: Новгород вынужден был покупать хлеб па «низу». В Новгородской земле развиты были ремесла (плотницкое, гончарное, кожевенное, кузнечное и др.) и промыслы (соляной, рыболовный, зверобойный и др.), добывались меха, моржовые клыки, икра, рыбий клей, мед, воск, тюлений жир и т. п. Новгород стоял на великом водном пути, «из Варяг в Греки». Сюда съезжались купцы как со всей Руси, так и иноземные — болгарские, арабские, еврейские, немецкие, шведские. Здесь стояли жившие своей замкнутой жизнью дворы иноземных купцов: готский (купцов с острова Готланда) и немецкий (купцов из Любека).

(далее...)

Кроме Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжеств и Новгорода, на Руси был еще ряд больших, хотя и второстепенных княжеств.

(далее...)

Такова была Русь в период феодальной раздробленности. Подобно другим «империям» аналогичного происхождения, она распадалась на уделы, была раздираема феодальными войнами. Немецкие орденские войска, шведы, литва, поляки, венгры нападали на русские земли, стремясь покорить себе русский народ. Несмотря, однако, на политическую раздробленность, русский народ, живший на огромных пространствах восточноевропейской равнины, никогда не забывал своего этнического и культурного единства.

(далее...)

После смерти Чингис-хана (1227) преемником стал его сын Угэдэ, а другой сын, Джучи, получил Дешт-и-Кыпчак (территорию Восточной Европы), которую надо было еще завоевать. На курултае в Каракоруме в 1235 г. было решено двинуться в Европу, и во главе татарского войска стал сын Джучи — Бату (Батый). В 1236 г. он вошел в Рязанскую землю. Рязанский князь Юрий Игоревич послал за помощью в Чернигов и Владимир, но владимирский князь Юрий Всеволодович не был заинтересован в усилении Рязани, а потому ответил отказом. Черниговские же князья не помогли Рязани на том основании, что рязанцы раньше отказались принять участие в походе на татар в 1223 г. Рязань осталась одна и должна была самостоятельно бороться против татар. Лавина татарских орд Бату затопила Рязанскую землю. Ряд городов был совершенно уничтожен.

(далее...)

Второй поход Бату относится к 1239—1240 гг. Часть татарских отрядов действовала в мордовских землях и по Клязьме, но главные силы Бату сосредоточил на юге. Взяв Переяславль, Бату двинулся дальше; пал Чернигов. Татарская орда под командованием хана Менгу подошла к Киеву и стала на левом берегу Днепра. Огромный, величественный город поразил татар. Летописец сообщает, что Менгу не хотел разорять Киев и отправил в Киев к Михаилу Всеволодовичу послов, предлагая сдаться. Татарские послы были умерщвлены, но никогда не отличавшийся храбростью Михаил покинул город и бежал в Венгрию. Даже тогда, когда под Киевом стояли татарские войска, князья не прекращали усобиц: городом овладел Ростислав Мстиславич смоленский, изгнанный Даниилом Романовичем, но и он не остался в Киеве, а поручил оборонять его тысяцкому Дмитрию. В начале декабря татары начали осаду города. Стенобитные машины пробили городскую стену у Лядских ворот. Татары ворвались в город, но киевляне еще долгое время сопротивлялись у Десятинной церкви, пока она не рухнула. За проявленную храбрость киевский тысяцкий Дмитрий был пощажен завоевателями.

(далее...)

istoiarusi.ru

История древней Руси -

Древняя Русь Формально Древнюю Русь нельзя отнести к древнейшим мировым цивилизациям. Но это отнюдь не уменьшает ни величия Киевской Руси , ни значения этого периода, ни интереса, проявляемого к нему.

На заре нашей эры территория нынешней Восточной Европы была заселена представителями большого количества как славянских, так и неславянских племен. Несмотря на достаточно высокий уровень материального развития, сколь-нибудь значимых государственных образований не возникало.

И лишь в конце первого тысячелетия нашей эры, под эгидой славянского племени половичей образовалось государство, во многом определившее дальнейшее развитие Восточной Европы — Киевская Русь .

Одно из мощнейших государств своего времени, простирающееся от Белого до Черного морей, Киевская Русь была хорошо известна всему Западу и Востоку.  Киевские князья породнились со множеством европейских королевских домов — Французским, Норвежским, Шведским, Византийским. Своим великолепием, богатством и многолюдием стольный Киев поражал даже бывалых путешественников.

Русь ведическая Этот период древнерусской истории, пожалуй, можно назвать одним из самых хорошо изученных. Не в последнюю очередь — благодаря известнейшей летописи того времени -  « Повести Временных Лет ». Богатейший фактический материал, особенно археологический, свидетельствует о высоте и самостоятельности древнейшей русской культуры и о ее быстром прогрессе, оборванном монгольским завоеванием.

Остановившись коротко на основных моментах государственности того времени, этот сайт в большей степени посвящен материальной культуре древних русичей — ремеслам, сельскому хозяству, кузнечному, скорняжному, портновскому делу.

istoiarusi.ru

Древняя Русь

Древняя Русь

Введение

О древней истории принято говорить, что она «овеяна мифами». Точнее же – она (если только речь идет о подлинной древности) рождается из мифа. И потому столь трудно бывает найти тот рубеж, где начинается собственно история – «деяния людские» - и завершается миф – деяния богов и богоравных героев. Хотя начало нашей истории хронологически соотносимо с европейским средневековьем, привычное словосочетание «Древняя Русь» имеет полное право на существование. В ней, как и в истории Шумера или Эллады, чем ближе к истокам, тем трудней разглядеть черты реальных людей сквозь марево мифа.

Время и месторасположение древних славян

Где же располагалась прародина славян? Эта проблема давно дискутируется в науке. Территорию прародины помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и Днепром, в Припятском Полесье и т.д. По разному датировалось время выделения славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н.э. до последних веков I тысячелетия н.э. В настоящее время с достаточной долей вероятности можно лишь говорить, что накануне выхода славян в VI в. н.э. на сцену Великого переселения народов под своим именем (словене) они занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в VI – VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и р.Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до верхней Волги, средней Оки и верхнего Дона на востоке.

В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В VI – VIII вв. н.э. в результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне – «живущие в поле») или названия реки (например, мораване – от р.Моравы). Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образований, которые можно условно определить как племенные княжества, составляли, как правило, более крупные – союзы племенных княжеств. Создание территориально-политических общностей я вилось важной предпосылкой формирования государственности.

На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно двенадцать славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян, до Западного Буга, - волыняне, в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян, - уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование Север, в бассейне р.Сож – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз.Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

Образование Древней Руси

Политической стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X вв. было формирование раннесредневековых государств. Оно шло в двух основных формах: в Великой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов; в Сербии, Хорватии, Карантании (Словении) и у полабских славян – в пределах одного союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарское государство. Здесь произошло объединение славянского союза племенных княжеств с иноэтнической общностью – протоболгарами.

За исключением территорий к югу от Дуная, отнятых славянами у Восточной Римской (Византийской) империи, славянские государства возникали в областях, не входивших в зону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от западной Европы складывались бессинтезными, а потому замедленным путем.

Государство восточных славян, получившее политико-географическое название Русь, возникло в IX – X вв. Вначале, в IX в., сформировались два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, части кривичей и финноязычных племен на севере, в районе оз. Ильмень.

Вопрос о начале государства Русь породил длительную дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами, в которой важную, а порой и решающую роль играли политико-идеологические соображения.

В начале XIII в. на волне свойственной эпохе Просвещения поэтизации «германского гения», возникает так называемая норманиская теория, основоположником которой был немецкий историк и филолог, член Петербургской Академии наук Г.З. Байер. Норманисты, всецело доверяя летописным известиям, делали из них вывод, что именно скандинавы – подлинные творцы российской государственности.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. Происходили постоянные междоусобные войны. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом перешла в руки трех варягов – братье Рюрика, Синеуса и Трувора, старший из которых положил начало княжеской династии.

В XIX и XX вв. эта теория зачастую использовалась в качестве доказательства культурной неполноценности славян, их неспособности к самостоятельному историческому развитию.

Непосредственной реакцией на появление «норманизма» стало возникновение прямо противоположной теории зарождения российской государственности, у истоков которой стоял М.В. Ломоносов. «Антинорманисты», не без оснований усматривая во взглядах своих оппонентов оскорбление русского национального достоинства, решительно отрицали достоверность летописных известий о призвании Рюрика.

Следует заметить, что спор между «норманистами» и «антинорманистами», даже если отбросить его идеологическую мотивацию, базируется на ложной и наивной исходной посылке, будто государство может быть «учреждено» по воле отдельной творческой личности или некоторой совокупности таковых. В действительности же оно возникает в результате закономерного, внутренне обусловленного процесса усложнения функций публичной власти и ее постепенного отделения от общества. Поэтому вопрос о том, кто первый был официально провозглашен правителем государства, с научной точки зрения, имеет второстепенное значение. Если историческая память увенчала конкретного героя лаврами основателя государства, это означает лишь то, что в его «деяниях» сфокусирован переломный момент, кульминация длительного процесса политогенеза, задолго до его рождения начавшегося и намного позже его смерти завершенного.

В настоящее время сам факт призвания варягов не ставится наукой под сомнение. В истории не редкость, когда протогосударственное образование, складывающееся из разных и равновеликих этнических общностей, подобно новгородской конфедерации словен ильменских, кривичей и чуди, нуждается в некой нейтральной силе, примиряющей противоречия сторон. По мнению многих историков, призвание Рюрика представляло собой «ряд» - договор, по которому на него возлагались обязанности по организации совместной обороны и речной навигации. В пользу данной версии говорит тот факт, что и в более поздние времена подобная форма фиксации отношений между князем и городом практиковалась достаточно часто: в Западной Руси – вплоть до XIV в., в Новгороде и Пскове – до их присоединения.

Преемник Рюрика Олег в конце IX в. захватил Киев и объединил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописным данным, в 882 г. Олег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира – варягов, освободивших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. Князь правил в Киеве 33 года. Таки образом, более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси, а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область.

Преемником Олега стал Игорь (912 – 945 гг.), по летописи, сын Рюрика. Его потомков принято называть Рюриковичами. В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам, разорив их землю и истребив знать. Сын Ольги и Игоря князь Святослав (945 – 972 гг.) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своим военными походами. После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава – Владимир. Он правил с 980 г. по 1015 г. именно в этот период завершилось оформление древнерусской государственности.

Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является «скандинавская» версия. Она исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Некоторые исследователи высказывают предположение об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова.

В настоящее время не вызывает сомнений как автохтонное (т.е. на местной славянской основе) формирование государства Русь, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии, которые сыграли активную роль в образовании господствующего слоя. То, что дружинники-викинги не создавали на Руси новых политических структур, а лишь включались в шедшие здесь процессы образования государства, подтверждается типологическим сходством и синхронностью генезиса феодализма у славян и скандинавов. И тот, и другой регион относились к числу «бессинтезных», и скандинавские государства также складывались в течение IX – X вв.

В IX – X вв. киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей.

Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены киевским князьям в два этапа. На первом они лишь выплачивали подать – дань, сохраняя внутреннюю «автономию». Дань собиралась посредством полюдья – объезда киевскими дружинными отрядами территории подчиненного союза. В X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало и плуг (в данном случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского хозяйства).

На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов племенных княжеств киевскому князю. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве князя-наместника. При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый «град»: Владимир-Волынский, Смоленск (на новом месте), Туров и т.д.

Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IXв., а окончательно – к концу X в. (древлян – к середине X в.). вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность. Они были подчинены лишь ко второй половине X в., а окончательно – спустя примерно столетие. Волыняне и хорваты были сразу же непосредственно подчинены Киеву в конце X в. Земли уличей и тиверцев в X в. были заняты тюркскими кочевниками – печенегами.

Правитель Руси в первой половине IX в. в дополнение к общеславянскому титулу «князь» принял восточный титул каган. У тюркских и монгольских народов он обозначал верховного правителя. Этот акт, во-первых, символизировал независимость от Хазарии – тюркского государства, сложившегося в VII в. в междуречье нижнего Дона и Волги, чей правитель именовался каганом. В течение некоторого времени поляне, северяне, вятичи и радимичи находились в зависимости от Хазарского каганата. Во-вторых, принятие титула каган подчеркивало верховенство русского князя над князьями крупных славянских союзов, которые именовались светлые князья и великие князья.

Формирование территориальной структуры государство Русь завершилось в конце X в. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.

Структура государства оформилась при князе Владимире. Он посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже – Ярослава, в Полоцке (кривичи) – Изяслава, в Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян – Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи) – Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже 0 Бориса, в муроме (финноязычная мурома) – Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) – Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX – X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но выплачивали ей дань. Эти этносы (около двух десятков) обитали вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси.

Общественный строй

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в VI – VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором назывались «полюдье». Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором.

Славяне разделялись на несколько племен, друг от друга независимых; племена делились на роды; каждый род жил отдельно на своем месте, под властью своего родоначальника или князя, имел свои обычаи; селения укреплялись, огораживались, и такие огороженные селения назывались городами.

Основой хозяйства славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Религия древних славян

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца , который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием политической и культурной жизни Руси. С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств завершается оформление государства Русь с правящей династией Рюриковичей и единым господствующим слоем, включавшим в себя дружины киевского князя и его родственников-вассалов. В этих условиях сохранявшиеся следы былой независимости стали неприемлемыми для центральной власти. В территориально-политической сфере таковыми были центры союзов племенных княжеств (и вместо них, как уже отмечалось, создаются новые центры). В идеологии же пережитками старины оказались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения.

Сразу же после того как в 980 г. Владимир, устранив своего старшего брата Ярополка (972 – 980 гг.), овладев киевским престолом, он попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому покланялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата, и через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией, о принятии монотеистической религии.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства (католицизм), мусульманство, господствовавшее в территориально близкой к Руси Волжской Болгарии, иудаизм, бывший религией господствующей верхушки Хазарии (правда, фактически уже не существовавшей как государство). Выбор был сделан в пользу православия, хорошо известного на Руси: княгиня Ольга и часть русской знати уже были крещены. Сам акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с перипетиями политических взаимоотношений Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, захватившего малоазиатскую часть империи. За это Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императоров Анну. Этот брак сразу бы поднял международный авторитет киевского князя. Соглашение было достигнуто, и 6-тысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежника. Однако Василий и Константин нарушили свое обещание. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь) и тем самым принудил императоров прислать к нему Анну. Только после этих событий, наглядно продемонстрировавших политическую самостоятельность и силу Руси, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе. Вернувшись домой, он устроил массовое крещение жителей Киева. Все вышеперечисленные события произошли в рамках 988 – 990 гг., точная их хронология остается предметом дискуссий.

Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например, в Новгороде, и в результате кровавых столкновений. Была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. В важнейших городах – Новгороде, Полоцке, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове в конце X – XI вв. создаются епископства. Православное духовенство на Руси было на первых порах греческим. Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала христианской страной на столетие раньше.

Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей.

Заключение

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управления страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII вв., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX – середина X вв.) – время первых киевских князей. Второй (вторая половина X – первая половина XI вв.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период – вторая половина XI – начало XII вв., переход к территориально-политической раздробленности.

Библиографический список

1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России: Учебник, М.: Просвещение, 1997. – 330с.

2. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. – М., Дрофа, 2001. – 656с.

3. История России (IX – XX вв.): Учебное пособие/Отв. Ред. Я.А. Перехов. – М., Гардарики, 2002. – 623с.

4. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник, - М., «ПБОЮЛ Рожников», 2000. – 544с.

5. Соловьев С.М. Учебная книга русской истории. М., ООО «Астрель», 2003. – 477с.

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

referaty2010.narod.ru