Государственное устройство Древней Руси. Становища в древней руси это


Доклад: Государственное устройство Древней Руси

Бронникова А.П., студентка 1 курса юридического факультета

Доклад

Государственное устройство Древней Руси

Относительно единое государственное образование под названием Русь у восточных славян возникло в IX-X вв. Сначала сформировались два протогосударственных объединения восточнославянских племен – вокруг Киева на юге и вокруг Новгорода на севере. Однако в конце IX в. новгородский князь Олег (впоследствии прозванный Вещим, годы княжения – 879-882 в Новгороде, 882-912 в Киеве) завоевал Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. С этого времени начинается история единого русского государства с центром в Киеве.

Вопрос о происхождении русского государства до сих пор является спорным. Сторонники Норманнской теории утверждают, что «государство» славянам подарили варяги, приглашенные в Новгород в середине IX века. Авторами этой теории, разработанной еще в XVIII в., были историки Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер. Противники этой теории (М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский) тогда же начали доказывать, что «государство» у славян возникло самостоятельно и ничего нового варяги славянам не принесли.

Во главе государства стоял Киевский князь, звавшийся Великим князем. Его родственники по мужской линии (братья, племянники и т.д.) были просто князьями. Они были рассажены по главным городам Руси и именовались по названиям этих городов (Владимирский князь, Черниговский князь и т.д.). В менее значимые города были рассажены бояре-посадники, выходцы из старшей дружины и местной родовой знати. Если до конца X века Киевский князь был как бы первым среди равных, то с начала XI века это был уже полновластный правитель государства.

Решать государственные дела Великому князю помогала Дружина. Она делилась на Старшую, куда входили «княжие мужи», наиболее близкие к князю дружинники, и Молодшую, куда входили «отроки», не принимавшие участия в принятии государственных решений. У каждого из князей также была своя дружина. При этом стоит обратить внимание на то, что дружинники обладали относительной свободой и достаточно легко, по свидетельству С.М. Соловьева, могли переходить от одного князя к другому. Старшие дружинники, наряду с представителями родоплеменной знати, входили в состав княжеской думы. В городах при решении особо важных государственных дел также собиралось вече, народное собрание. При этом на севере страны (Новгородская земля) решение веча имело нередко большую силу, чем решение боярина-посадника или князя.

Окончательно структура славянского государства оформилась при князе Владимире (получившем впоследствии прозвище Красно Солнышко, годы княжения – 980-1015). Он рассадил своих сыновей в девяти крупнейших городах Руси. При этом окраинные финноязычные и балтоязычные племена были обложены данью. Согласно установленной системе престолонаследия, Киевский трон (стол) занимал самый старший по мужской линии Рюрикович – чаще всего, старший сын или младший брат умершего Великого князя.

Важным шагом в становлении княжеского единовластия было принятие на Руси Христианства в 988-990 гг. Будучи монотеистической религией (религией с одним богом), оно способствовало укреплению власти Великого князя.

До середины XI в. большая часть пахотных и пастбищных земель принадлежала свободным крестьянским общинам, которые ежегодно выплачивали сначала полюдье киевскому князю (Великий князь с дружиной выезжал из Киева и объезжал все славянские племена в течение нескольких месяцев), а затем натуральный налог местным князьям, которые переправляли определенную часть сборов в Киев. Только с середины XI в. в летописях начинает упоминаться боярское землевладение – вотчины. Вотчинами, как правило, владели бояре, потомки «княжих мужей» (старших дружинников) и местной племенной знати (родственники вождей).

Изначально ядром военной организации в Древнерусском государстве была княжеская дружина, решавшая боевые задачи, как внутри государства (по подчинению славянских племен и сбору дани), так и за его пределами (походы русских князей (Олега, 907; Святослава, 970-971) на Византию). На помощь дружине, в случае необходимости, князья собирали полк (народное ополчение), как правило из посадского мужского населения своих городов и близ лежащих деревень. Вои (воины, входившие в полк), в отличие от дружинников, имели легкое вооружение и передвигались пешком.

Доходы Великого князя в правление Олега и Игоря (годы княжения 912-945) формировались за счет полюдья (дань, собираемая непосредственно самим князем с подчиненных племен). Осенью после сбора урожая князь с дружиной отправлялся из Киева и объезжал все племена, входившие в состав Древнерусского государства. При этом размеры полюдья нигде оговорены не были и зависели от прихоти князя. После того, как князь Игорь в 945 г. был убит в процессе сбора полюдья в древлянской земле, его вдова и преемница княгиня Ольга разработала иную систему взимания дани. По всей Руси были устроены становища и погосты, куда местное население свозило дань. Таким образом, теперь княжеский путь во время сбора полюдья пролегал от одного становища к другому. Однако уже в правление Святослава, сына Игоря (годы княжения – 945-972) была налажена система сбора дани, при которой для князя отпала необходимость покидать Киев. Рассаженные по русским городам дети Великого князя собирали дань каждый в своей земле и оговоренную часть ее отсылали отцу в Киев.

Другим источником дохода Великих князей были завоевательные походы. Из победоносных походов на Византию, Хазарский каганат или в Великую степь русские князья приводили в значительных количествах пленников, скот, привозили золото и другие ценности.

Единое русское государство в основных чертах сформировалось в IX-XI веках. Однако оно имело целый ряд недостатков, которые в итоге привели к распаду Киевской Руси на множество мелких княжеств. Одной из основных причин наступления раздробленности было несовершенство системы престолонаследия. Киевский престол наследовался по прямой мужской линии, т.е. всякий раз власть получал самый старший из рода Рюриковичей. Это привело к тому, что уже в X веке между сыновьями Святослава вспыхнула усобица (борьба за трон), в результате которой Владимиру, единственному оставшемуся в живых из Святославичей, удалось занять престол в Киеве. Однако после смерти самого Владимира в 1015 г. история вновь повторилась. Борьба за Киевский престол завершилась победой Ярослава Владимировича (Мудрого, годы княжения – 1019-1054). Результатом же междоусобной борьбы между наследниками Ярослава Мудрого стал распад русского государства.

Литература

  1. Горинов М.М., Горский А.А. и др. История России с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пособие для студентов вузов / Отв. ред. С.В. Леонов. – М., 2000. – 656 с.

  2. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв.: Учебник для VII класса ср. школы. – М., 1998. – 240 с.

  3. История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев и др. – М., 1999. – 656 с.

  4. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н. и др. История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М., 1999. – 576 с.

  5. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. – Кн. II. – Т. 3-4. История России с древнейших времен. – М., 1988. – 765 с.

nreferat.ru

Погост


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Погост - сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «Погост» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место, сборный пункт сельских жителей определённой округи, а также волость, где происходили гостьба, торжки и базары. На Погосте останавливались варяги, обложившие в IX в. славянские поселения данью. Они требовали в своё становище окрестное население для взноса дани (подати), отчего в народной памяти отложилось понятие Погост - известного податного участка населённой земли, составлявшего часть уезда (объезда сборщиков). С введением христианства на Погосте были сооружены церкви и устроены кладбища, откуда и нынешнее значение слова «Погост» - кладбище.

Русское небо

 

 

www.hrono.ru

Социально-экономический строй Древней Руси

Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма.

Основные черты зрелого феодального строя:

1) монопольная собственность феодалов на землю;

2) наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;

3) за ее пользование он нес повинности оброк, барщину или денежную ренту;

4) личная зависимость крестьянина от феодала;

5) господство натурального хозяйства.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.

Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б. Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б. Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.

Б. А. Рыбаков в работе "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв." древнейшей формой феодальной ренты считает полюдье, он приходит к заключению, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо организованным важнейшим государственным делом.

Л. В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, не платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно.

И. Я. Фроянов в монографии "Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории" пишет о схематичности исследований Б. Д. Грекова, которого привлекала генеральная линия развития общественных отношений на Руси и он сосредоточился на тех социально-экономических факторах, которые отражали наступление нового феодального строя. Между тем институты старого порядка - первобытнообщинного и рабовладельческого строя не были им изучены досконально. Вывод И. Я. Фроянова заключается в следующем.

В Киевской Руси IX - начале XII века дофеодальные факторы играли весьма значительную роль. Например, широко была распространена не индивидуальная семья как в Европе, а так называемая большая семья. Рост землевладения шел за счет окняжения земли, т. е. установления верховной феодальной собственности на землю. Власть на людьми, по мнению Фроянова, еще не феодализм, а обложение данью вовсе не обязательно сопровождается установлением феодальной собственности на землю. В основе социально-экономической жизни Киевской Руси этого периода лежала не частная собственность на землю, а землевладение свободных крестьян. И. Я. Фроянов выделяет и существенную роль рабства в феодальных вотчинах, которые имели рабовладельческий характер. Рабов было намного больше, чем феодально-зависимых крестьян. Но это был отнюдь не рабовладельческий строй, так как подобного рода вотчин было мало.

До середины XII века господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации - взимание дани (полюдье).

Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое:

1. Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность.

2. Социальное расслоение общины.

3. Феодалы сажали на землю рабов.

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.)– утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку.

В XI в. на Руси возникают отчины(перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружинников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского  землевладения происходили неравномерно в разных  частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина(вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

Кормления - означало первоначально способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Это был так называемый корм в натуре.

Взимание платежей с подвластных территорий существовало в форме дани и полюдья. Эти понятия в исторической литературе часто отождествляются. Вот что пишет А. А. Горский: “Способом сбора дани было “полюдье”- круговой объезд князем и его дружиной подвластных земель. Б. А. Рыбаков провел детальное историко-географическое исследование полюдья, исходя из того, что оно было круговым объездом киевского князя и его дружины, охватывавшим территории “племенных союзов” древлян, дреговичей, кривичей и северян, в ходе которого в специальные пункты - “становища” - свозится дань, собранная для Киева местными князьями. По-иному подошел к этому вопросу М. Б. Свердлов, обративший внимание на слова Константина о “прочих славянах” - данниках русов. По мнению М. Б. Свердлова, этими “прочими славянами” были словене новгородские, радимичи, уличи и тиверцы, а полюдье первой половины Х в. было не объездом киевским князем и его дружиной нескольких “племенных союзов”, а разъездом князя и его приближенных с дружинами по разным “племенным союзам”, внутри каждого из которых один из киевских дружинных отрядов собирал дань”.

Есть и иная точка зрения, разделяющая дань и полюдье как две различные формы получения средств к существованию княжеской дружины. Как считает И. Я. Фроянов,“для нас не подлежит сомнению тот факт, что свободные общинники (“люди”) данью не облагались. На них возлагали кормления, они платили виры, продажи и, разумеется, полюдье. Дань же собиралась с несвободных, в частности со смердов, не принадлежащих “к главенствующей общности”.

По словам И. Я. Фроянова,“... на Руси XII в. рядовые свободные люди составляли основную массу населения, находившегося с князьями преимущественно в отношениях сотрудничества и партнерства, а не господства и подчинения. В этих условиях полюдье являлось одним из вознаграждений князю за исполнение им общественных функций и формой общения людей со своими правителем, которое было неотъемлемой и весьма существенной чертой социально-политического уклада Руси XI-XII вв.”

Древнерусское полюдье находилось не в статике, а в динамике, изменяясь на протяжении веков своего существования. Возникло оно с появлением постоянной должности князя, т.е. в эпоху подъема родо-племенного строя. Первоначально полюдье выполняло преимущественно религиозную функцию, обусловленную сакральной ролью вождя в восточнославянском обществе. Мало-помалу оно приобрело значение специальной платы князю за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего и внешнего мира. Постепенно в нем появились и крепли экономические, социальные и политические функции. Но все эти новые тенденции длительное время развивались под языческой религиозной оболочкой, принимая часто ритуально-обрядовую форму. В таком состоянии мы и застаем восточнославянское полюдье Х в. И только позднее, где-то на рубеже XI-XII вв. “полюдный” сбор освобождается от языческого религиозного покрова, становясь неким подобием налога. И тем не менее какие-то элементы старого в нем, вероятно, продолжали жить.

Ро все времена основой полюдья являлись дары, или добровольные приношения. Полюдье возникло и развивалось вне рентных отношений, не имея никакой связи с феодальной эксплуатацией производителей.



biofile.ru