Это герб древней Украины? Герб в древней руси это
Разоблачаем ! Герб древней Украины ?
Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.
Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …
Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.
Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки
Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)
Личные знаки князей дома Рюриковичей. источник
Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».
Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.
Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве
Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.
Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».
Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.
Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.
Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства
Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями
В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением
После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).
Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:
Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.
Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.
Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).
Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.
Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем
Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.
Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.
Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.
Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.
Вот такая монетка ….
…кстати, была продана за 181000 грн
Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:
Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.
Ну и конечно же не будем забывать про версию :
Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …
А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу ?
А про ИСТОРИЮ ГЕРБА РОССИЙСКОГО я вам уже подробно рассказывал. Давайте уж тогда вспомним и Венцы и короны Российских правителей Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=47100
masterok.livejournal.com
Это герб древней Украины?
Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.
Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …
Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.
Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки
Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)
Личные знаки князей дома Рюриковичей.
Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».
Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.
Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве
Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.
Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».
Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.
Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.
Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства
Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями
В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением
После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).
Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:
Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.
Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.
Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).
Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.
Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем
Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.
Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.
Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.
Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.
Вот такая монетка ….
…кстати, была продана за 181000 грн
Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:
Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.
Ну и конечно же не будем забывать про версию :
Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …
А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу ?
ribalych.ru
Знаки Рюриковичей - это... Что такое Знаки Рюриковичей?
Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».
Письменные источники
Первые сведения о геральдических знаках древнерусских князей относятся к середине X века.
Ибн Мискавейх в рассказе о походе русов на Бердаа в 943—944 годах отмечает, что русы, принимая выкуп за пленников, оставляли свой знак в виде куска глины с печатью, с тем, чтобы бывшего пленника больше не трогали. Какой именно знак был изображён на печати — неизвестно; возможно, что это мог быть герб Игоря Рюриковича, княжившего в те годы. Неизвестно также, принадлежали ли эти русы к воинам Игоря, так как древнерусские летописи умалчивают о набеге на Бердаа.Другое сообщение о подобного рода клеймах встречается в «Повести временных лет», где говорится о походе княгини Ольги на север: «В лето 6455 (947 год н. э.) иде Ольга Новугороду и устави по Мсте погосты и дани, и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по вьсеи земли и знамения и места и погосты»[1]. Слово «знамения» здесь указывает на знаки княжеской собственности. Русская Правда свидетельствует, что этим словом обозначался предмет, помеченный княжеским знаком. В Русской Правде находятся и другие упоминания о сфере применения княжеских эмблем: «А за княжь конь, иже тои с пятном, 3 гривны»[2]. Несомненно, под словом «пятно» следует понимать княжеское тавро (клеймо).
Письменные источники, однако, не приводят описаний княжеских эмблем[3]. Изображения «гербов» древнерусских князей известны нам по сохранившимся монетам и печатям того времени.
Изображения княжеских знаков
Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.
Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.
Происхождение
Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».
Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.
Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.
Несмотря на сходство между геральдическими эмблемами правителей Боспорского царства и личными «гербами» древнерусских князей, говорить об их связи, как о чём-то бесспорно установленном, было бы неверно. До сего времени не обнаружено геральдических знаков эпохи, непосредственно предшествовавшей возникновению Древнерусского государства; возможно, будущие археологические находки смогут дать ответ на этот вопрос.
Закат личных княжеских знаков
Княжеские личные знаки получили широкое распространение на территории Древнерусского государства. Печатями с их изображениями заверялись государственные документы[4], чеканилась монета со знаком князя, ремесленники клеймили свои изделия княжеским гербом. «Герб» князя носили княжеские тиуны и дружинники. В таком виде знаки Рюриковичей существовали до середины XII века.
В XIII веке княжеские «гербы» практически полностью вышли из употребления, что часто связывают с их эволюцией. По мнению учёных, схема гербов упростилась настолько, что утратила способность создавать варианты, отмечающие индивидуальную принадлежность[5]. В результате этого княжеский «герб» утратил свой личный признак и приобрёл характер местной эмблемы или герба рода (семьи).
Колюмны
Сходство с личными эмблемами Рюриковичей обнаруживает литовский знак, известный под названием «Колюмны» или «Столпы Гедимина». Эта эмблема, считающаяся личным гербом великого князя литовского Гедимина, использовалась его потомками в качестве родового герба. Первое сохранившееся изображение «Колюмн» относится к 1397 году, времени правления великого князя литовского Витовта. «Столпы Гедимина» считаются одним из древнейших символов Литвы; изображение этой эмблемы является частью большого герба Литовской республики[6].
Обращает на себя внимание сходство знака Гедимина с дву- и трезубыми личными геральдическими эмблемами Рюриковичей. Фактически, он построен по той же схеме: основание в виде перевёрнутой буквы «П» с дополнительными элементами. Учитывая, что к XIII веку единое древнерусское государство перестало существовать, многочисленные родственные связи между ветвями Рюриковичей и литовскими князьями, а также распространение власти великого князя литовского на часть территорий, входивших в состав Киевской Руси, возможно предположить, что «столпы Гедимина» являются дальнейшим развитием древнерусских княжеских эмблем. Следует, однако, заметить, что, несмотря на заманчивость и привлекательность такой теории, она остаётся пока лишь гипотезой, не подкреплённой документально.
Современное использование
Несмотря на то, что геральдические символы князей Древней Руси перестали употребляться ещё в XIII веке, в XX веке один из них, а именно «герб» Владимира Святославича, был извлечён из небытия, но уже в новом качестве.
Герб Украины
В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов.
После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины[7]. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)»[8] (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).
Эмблема НТС
Трезубец Владимира Святого используется также Народно-трудовым союзом российских солидаристов, созданным в 1930 году русскими эмигрантами в Белграде. Согласно статье 7 современного устава союза, «эмблема движения — родовой знак великого князя Владимира Святого, основателя российского государства, изображённый в виде золотого трезуба на белом, синем и красном фоне или в чёрно-белом исполнении, без фона»[9].
Примечания
- ↑ Шахматов А. А. Повесть временных лет, т. I, Петроград, 1916, с. 69.
- ↑ Русская Правда по спискам Академическому, Карамзинскому и Троицкому. Под ред. проф. Б. Д. Грекова. Москва — Ленинград, 1934, с. 6.
- ↑ Рыбаков Б. А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X—XII вв., с. 230.
- ↑ Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X—XV вв., т. 1-2. Москва, 1970.
- ↑ Янин В. Л. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей. — КСИИМК, 1956, вып. 62, с. 16.
- ↑ Закон Литовской Республики о Государственном гербе от 20 мая 2003 года № I-130.
- ↑ Постановление Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года № 2131-XII.
- ↑ Закон «Конституция Украины» от 28 июня 1996 года № 254к/96-ВР.
- ↑ Устав Народно-трудового союза российских солидаристов.
Литература
- Болсуновскій К. В. Родовой знакъ Рюриковичей, великихъ князей кіевскихъ. Геральдическое изслѣдованіе, предназначенное къ чтенію на XIV Археологическомъ Съѣздѣ в г. Черниговѣ. Кіевъ, Типо-литографія С. В. Кульженко, 1908; 8 с.: ил.
- Русская Правда по спискам Академическому, Карамзинскому и Троицкому. Под ред. проф. Б. Д. Грекова. Москва — Ленинград, 1934.
- Рыбаков Б. А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X—XII вв.
- Шахматов А. А. Повесть временных лет, т. I, Петроград, 1916.
- Якубовский А. Ю. Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 943—944 гг. — «Византийский временник». Ленинград, 1926, т. XXIV.
- Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X—XV вв., т. 1-2. Москва, 1970.
- Янин В. Л. Княжеские знаки суздальских Рюриковичей. — КСИИМК, 1956, вып. 62.
Ссылки
dic.academic.ru
Гербы и печати древней РусиТайны мира и человека
2 230
Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением — печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой — наукой о печатях.
Гербы и печати — это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.
Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных «тавро», «пятно». Кстати, отсюда пошло слово «запятнать».
Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.
Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал в нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.
Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.
Прикладные печати стали применяться с конца XIV века. Церковнослужители пользовались печатями, па которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.
Разновидностью печатей являлись личные перстни — печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.
У князя Д. М. Пожарского на перстне-печати изображены два льва, стоящие друг против друга на задних лапах и вступившие в схватку. Гордился своей родовой печатью А. С. Пушкин. На ней изображена рука с поднятым мечом, что символизировало верную службу его предков России.
Несмотря на малую сохранность дошедших до нас старинных печатей, исследователи считают, что они были исключительно разнообразны в свое время. Изучать их бывает чрезвычайно сложно.
Многие печати не датированы, являются «глухими», иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.
При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами — изображения вооруженного всадника — перешли от Александра Невского на печати московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси — в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.
После захвата Константинополя турками в середине XV века московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему — двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.
С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца.
В борьбе за первенство на Руси, за право ее объединения под своей властью московские князья столкнулись с тверскими. И это своеобразно отразилось на печатях последних великих князей тверских: на них виден всадник, вооруженный мечом, под ногами коня извивается змей. Но Твери не суждено было превратиться в столицу Российского государства, а «заявка» на это была…
Появление гербов связывают с необходимостью различать рыцарей разных орденов в эпоху крестовых походов. На щитах, плащах, доспехах помещали символические изображения. Иначе закованные с ног до головы в железо воины не могли распознать, где свои, а где чужие.
Составление гербов подчинялось некоторым общим правилам. Определились различные типы гербов — французские, испанские, итальянские и другие. На Руси использовались в основном гербы французского типа — щит четырехугольной формы с заострением в нижней части.
Для изображений на гербах употреблялись золото и серебро. Если гербы воспроизводились на бумаге, употреблялись условные обозначения (золото — черные точки, серебро — белое поле без штриховки). В ходу была при изготовлении гербов разноцветная эмаль, что также передавалось в упрощенном виде посредством красок и особой штриховки.
На поле герба наносились всевозможные рисунки. Это были животные (реальные и фантастические), небесные светила, рукотворные предметы (лук, стрелы, меч), растения и, конечно, люди.
Над щитом помещалась лента с девизом, выражающим в кратком изречении правила жизни и деятельности владельца герба.
На печатях-гербах отдельных княжеств и земель изображения сложились во времена феодальной раздробленности. Затем они вошли составной частью в общегосударственные знаки.
Изменения изображений на гербах и печатях нередко отражали большие политические перемены. Так, владимиро-суздальские князья сначала имели общий для всех русских князей знак герба — трезубец. Но уже в конце XII века появляется в их гербе лев — символ силы и власти.
В 1672 году искусные художники роскошно оформили книгу «Ти-тулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.
Так, герб Ярославля — стоящий на задних лапах медведь с протазаном (родом копья). Медведь, но уже в естественном положении, на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов — пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.
Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения.
Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе — серебристая река и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия — так представлен герб Кунгура. Белоозе-ро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов.
Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейптерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских родов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов. Кстати, старинные знамена — тоже исторический источник, связанный с эмблемами геральдики.
Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX веков был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.
Ныне мы наблюдаем возвращение к историческим символам наших городов, что выражается в знаках на изделиях промышленности той или иной местности. Известны и сувенирные значки, охотно приобретаемые туристами. Дорожить историческими символами своей местности — значит поддерживать добрые дела предков.
Чрезвычайно важно знание гербов, чтобы разобраться в предметах быта прошлых веков. Особенно тех, которые имеют особую художественную ценность. Знатные дворяне считали признаком хорошего тона, если на посуде из золота, серебра и фарфора, на столовых приборах, даже на пуговицах одежды можно было узреть родовой герб. А для историка это хороший путеводитель для определения принадлежности таких вещей, их датировки, установления исторической ценности.
Нельзя не сказать о том, что гербами украшались дворцы и дома, их каменные и металлические ограды. Благодаря этому выяснена застройка старых кварталов — например, Ленинграда.
В «родственных отношениях» с гербами находятся книжные знаки (экслибрисы), указывающие на владельцев книг. Иногда экслибрисы совпадали с гербами, но далеко не всегда. Зная книжные знаки, кому они принадлежали, ученые восстановили состав некогда разрозненных библиотек видных исторических деятелей прошлого. Экслибрисы в ходу и сейчас. Один остроумный владелец библиотеки, в назидание любителям не возвращать взятую литературу, включил в книжный знак слова: «Эта книга украдена из библиотеки такого-то»…
Это интересно
taynikrus.ru
Что означает герб Украины — Славянская культура
Многие уже знают, что герб Украины это никакой не "знак Рюрика", а хазарская тамга. Но откуда появилась. Хазары, это тюркский народ, который принял иудаизм и иудейских священников, которые назывались коганами. Они тайно посвятили хазарского правителя Булана, и образовали с ним правящую элиту, выдав своих дочерей за его приближенных воинов. У коганов был свой особый жест, которым они благославляли своих последователей - пальцы вытянуты как трезубец.
Своей формой этот жест повторял древнееврейскую букву Шин (тризуб). Позже, сам правитель Хазарии стал называться каганом - а государство стало каганатом. Каган выполнял ритуальную роль, ведь через него приходило благославение и удача на всех хазар. Если каган был культовой фигурой, то реальной политической и военной властью заведовал его министр - бек. В его подчинении находился гарнизон разномастных наемников, которые должны были обеспечить диктатуру хазарской иудейской верхушки над порабощенным населением, в том числе и славянами. При князе Святославе иго хазарского каганата было сброшено, а его столица Саркел уничтожена. Через тысячу лет потомки хазар пытаются взять реванш, сделав своей столицей Днепропетровск. Помогает им в этом американская хазарка Нулланд (по мужу фамилия Каган).
Тамга (знак собственности) каганов произошел от жеста благославения и буквы Шин. Теперь все эти символы вернули в Новую Хазарию - Украину. А лидер партии "Свобода" шовинист Олег Тягнибок (Фротман) и его хозяин - олигарх Каломойский благославляют своих наемников на геноцид "жестом кагана".
Миф о гербе Украины
Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …
Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.
Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки
Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)
Личные знаки князей дома Рюриковичей.
Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».
Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.
Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве
Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.
Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».
Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.
Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.
Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства
Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями.
В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением
После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).
Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:
Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.
Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.
Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).
Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.
Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем
Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.
Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.
Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.
Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.
Вот такая монетка ….
Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:
Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при некачественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов, но у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Historical Rehab of Ukraine-Ruthenia : Геральдика Руси-Украины: герб Святослава
Святослав был язычником и настоящим Воином, его узнаваемым знаком был МЕЧ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Знак одного типа использовался на монетах, строительном камне, оружие, металлических и ювелирных изделиях, в миниатюрах рукописных книг.
Существовали собственные символы и у древнейших городов Украины. На Руси (прадержаве Украина) уже в IX-XVI веках существовал свой геральдический обычай. В XIII веке – в пору расцвета Руси-Украины, Киев был самых крупным европейским центром с числом жителей более 40 тысяч, что превышало в разы французский Париж и английский Лондон вместе взятые...На ту пору – в Залесье только начала свое зарождение маленькая дикая Московия, естественно говорить о гербах московитоы, в современном их понимании. И в 16 веке не было при Иване Грозном [вассале крымских татар] и в 17 веке при Федоре Романове [вассале крымских татар]. Понятие "городской герб" в России появилось в 18 веке, официальная регламентация московитских-российских гербов, по западноевропейским правилам геральдики, началась лишь в 1722 году при новоиспечённом императоре Петре I (годы жизни 1672-1725) и после переименования Московии в Россия. В ту пору и была учреждена Герольдмейстерская Контора.
РУСЬ (прадержава УКРАИНА) — одна-единственная... Других не было! Никаких северных-новгородских иль восточных-московских... это ж придумать! курам на смех! ох уж московиты-сказочники... При сумасбродных прогнивающей ветке мы видим сегодня восточное государство с огромной бестолковой территорией — все в державе оставалось серым, угрюмым, кровавым. Умом похвастать сумасброды не могли, брали силою бестолковою! Народ превращали в рабов бессловесных, обезличивали. Вспомнить СССР – безликий советский народ без истории и без корней. "Перекати-поле" – главный лозунг сумасбродной прогнившей ветки умерших рюриковичей от Долгорукого на залесских землях нынешней Московии-россии.
Добавлю к теме по Украине (українською).
Історична геральдика. Герби історичних земель та міст України 1. БЕЛЗЬКЕ ВОЄВОДСТВО2. БРАЦЛАВСЬКЕ ВОЄВОДСТВО3. ВОЛИНСЬКЕ ВОЄВОДСТВО4. ГАЛИЧИНА 4.1. ЛЬВІВЩИНА 4.2. ГАЛИЦЬКА ЗЕМЛЯ 4.3. ПЕРЕМИСЬКА І СЯНІЦЬКА ЗЕМЛІ 4.4. ХОЛМЩИНА 4.5. ЖИДАЧІВСЬКЕ СТАРОСТВО5. КИЇВСЬКЕ ВОЄВОДСТВО6. ПОДІЛЬСЬКЕ ВОЄВОДСТВО7. ЧЕРНІГІВСЬКЕ ВОЄВОДСТВО8. ГЕРЦОГСТВО БУКОВИНА9. БЕССАРАБСЬКА ГУБЕРНІЯ10. ВОЛИНСЬКА ГУБЕРНІЯ11. КАТЕРИНОСЛАВСЬКА ГУБЕРНІЯ 11.1. АЗОВ (Катеринославське намісництво) 11.2. НАХІЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ (Катеринославське намісництво) 11.3. РОСТОВ-НА-ДОНУ (Катеринославське намісництво) 11.4. ТАГАНРОГ (Катеринославське намісництво) 12. КИЇВСЬКА ГУБЕРНІЯ13. ПОДІЛЬСЬКА ГУБЕРНІЯ14. ПОЛТАВСЬКА ГУБЕРНІЯ15. ТАВРІЙСЬКА ГУБЕРНІЯ15.1. ТАМАНЬ16. ХАРКІВСЬКА ГУБЕРНІЯ16.1. ХОТМИЗЬК 17. ХЕРСОНСЬКА ГУБЕРНІЯ17.1. ГРИГОРІОПОЛЬ 17.2. ДУБОCСАРИ 17.3. ТИРАСПОЛЬ 18. ЧЕРНІГІВСЬКА ГУБЕРНІЯ 18.1. МГЛИН18.2. МЛИНКИ 18.3. НОВЕ МІСТО 18.4. НОВОЗИБКІВ 18.5. ПОГАР 18.6. СТАРОДУБ 18.7. СУРАЖ 18.8. ЧУРОВИЧІ19. БЕССАРАБІЇ ПОВІТИ 19.1. БІЛГОРОД-ДНІСТРОВСЬКИЙ ПОВІТ 19.2. ІЗМАЇЛ ПОВІТ 20. БУКОВИНИ ПОВІТИ 20.1. СТОРОЖИНЕЦЬ ПОВІТ 20.2. ХОТИН ПОВІТ 20.3. ЧЕРНІВЦІ ПОВІТ
ПОДГОТОВЛЕНО 1 сентября 2015,
historyukrainian.blogspot.com
ГЕРАЛЬДИКА РУСИ
Герб Рюрика На Руси эпоха правления начинается с Гостомысла. Все правители, а так же племена, фамильные народы имели свой знак, символ или герб. Имел ли Гостомысл во время правления свой герб? Однозначных сведений на этот счёт нет. О временах правления Рюрика в интернете есть достаточно сведений, изучив их можно сделать заключение, что при княжении Рюрика символом поклонения и гордости был сокол. Свидетельство тому, извлечённые при раскопках с Старой Ладоге изображение сокола на различных артифактах периода второй четверти X века.
Почему же сокол стал символом поклонения и гордости? Существует множество различных гипотез. Изучив материалы у меня образовалась своя гипотеза которую я вам поведаю. Во времена правления Рюрика народы Руси поклонялись богам. Боги - это сила природы или мифическая, которая помогала или вредила людям. Никто из людей не мог видеть воочию бога. Что бы поклонение не было в никуда, люди создавали идолов по собственной фантазии. Идолы создавали высекая облик из камня, вырезая из дерева и другими способами, но все они были неодушевлёнными, а так как живое стремиться к общению с живым, то народы желали видеть богов одушевлёнными, то есть перевоплощёнными в птиц, животных и т. д. . Один из самых почитаемых богов того времени считался Перун - бог-громовержец, покровитель князя и дружины. Имя Перун имеет значение бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией). Сокол, который считается гербом Рюрика называют Рарогом. В славянской мифологии Рарог - огненный дух связанный с культом очага. Так же Рарога считали огненной птицей. Связав эти звенья в единую цепь, напрашивается вывод, что Перун, Рарог и гербовый сокол это одно из трёх составляющих. Перун - бьющая молния, Рарог - огненная птица, сокол - хищная, бесстрашная птица, атакующая молниеносно. Таким образом становится ясным, что по мнению народов того времени сокол - это птица в которую перевоплощался бог Перун. И именно поэтому сокол стал почитаемой птицей и изображением на гербе. К стати говоря, Сокол и по сей день является гербовым изображение городов.
Вислая печать Княгини Ольги
Печать Княгини Ольги. Оттиск вислой печати. Автор выложив данную находку в сеть интернета утвердительно заявил, что эта вещица является атрибутикой времён правления Святой Княгини Ольги.
Гербы древней Руси Изображение №1 Изображение №2 На различных интернет ресурсах есть множество похожих друг на друга картинок в которых утверждается принадлежность конкретного знака тому или иному лицу, но никакой конкретики свидетельствующих данный факт нет. Являются ли изображения истинными мне не известно, однако не буду столь скептичным и поверим авторам изображений, разместив для просмотра посетителям данного сайта.
Гербовая печать Святослава Игоревича
Медная печать Святослава I. Изображение печати Святослава Игоревича гуляет по просторам инета, но никто не удосужился дать описание где, при каких обстоятельствах была найдена эта вещь. Если взглянуть на картинку №1, то изображенный там герб Святослава не похож на медную древнею вещицу, а вот на картинке №2 рисунок под номером 2 очень похож. Каким образом «сокол Рюрика» превратился в двузубец - сколько людей столько и версий. Однако ясно одно, что подобные двузубцы использовались и другими народами. Кто первый, а кто перенял, понять сложно даже историкам.
Печать Ярополка Святославича
Вислая печать Ярополка I. Оттиск вислой печати Ярополка Святославича.
Герб Владимира Святославича
1.Сребряник Владимира I 2.Вислая печать Владимира I. На аверсе сребреника изображение Владимира, на реверсе герб, который имеет дополнение по центру в отличии от герба Святослава. Обратимся к картинкам №1 и №2 , сравнивая видно, что точь в точь изображений нет. Вывод: особо верить художникам не стоит. На оттиске вислой печати, видимо, изображен сам Владимир, чего понять крайне сложно, тем не менее автор добытого артифакта утверждает именно это. Будем верить и любоваться древней вещицей. Существует множество версий и споров по поводу изображения на гербе Владимира. Не стану углубляться в фантазии и воображения, а просто повторю рисунок. Одно становится понятно, что герб написан одной линией без отрыва. Это герб Святослава, который стал основой герба Владимира. Владимир к основе герба Святослава добавил нечто в виде каких-то вензелей. Что это? Для красоты или глубокий умысел - загадка до сегодняшнего времени.
Герб Святополка Владимировича
Сребреник Святополка I. На реверсе сребреника изображен герб Святополка. Святополк не стал продолжателем герба разработанным дядей в виде трёхконечной геометрической фигуры. Святополк взял за основу духконечную фигуру, которая была гербом у его деда - Святослава. Видимо, всё-таки основной смысл был заложен именно в двух вершинах, а вот третью вершину, придуманную Владимиром, возможно для красоты или что бы выделиться оригинальностью, Святополк посчитал излишеством, зато одну из остроконечных вершин изменил на крест. И в этом есть глубокий смысл, так как в те времена Русь массово приобретала православную веру.
Герб Ярослава Владимировича
Сребреник Ярослава Мудрова . На реверсе сребреника мы снова видим герб с тремя вершинами, так называемый трезубец Владимира. Многие историки считают, что Ярослав повторил геометрию герба своего отца, тем самым продолжил родовой знак, исполнив его в простом незамысловатом виде.
Печать Изяслава Ярославича
Вислая печать Изяслава I . Автор выложив этот предмет заявил о принадлежности Изяславу, не описав, что изображено на печате. Так как изображение не понятно, можно засомневаться в действительности. Но более ничего другого я не нашел.
Печать Святослава Ярославича №1 №2
Вислая печать Святослава II . Я нашел две разные печати, которые значились как печать Святослава Ярославича. Можно было бы подумать, что одна из них ложная, но скорее всего обе являются действительными, так как Святослав длительное время княжил в Чернигове и в Киеве. Скорее всего одна из них черниговская, другая киевская. На первой изображен Спас на Престоле она же хранится в новгородском музее. Изображение второй не описывалось.
Печать Всеволода Ярославича
Вислая печать Всеволода I . Печать Всеволода Ярославича хранится в музее Новгорода. На реверсе надпись сделанная на греческом языке.
Печать Святополка Изяславича
Вислая печать Святополка II . Печать Святополка Изяславича. На печате изображен Архангел Михаил. Архангела Михаила в православии называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Архангел Михаил считался покровителем киевского Князя Святополка II в крещении Михаил. В честь Архангела Михаила Изяслав II в 1108-1113 году в Киеве строит храм. Считается, что это первый храм на Руси с позолоченными куполами. Лик Архангела Михаила изображался на гербе Киевского воеводства и в дальнейшем стал изображаться на гербе Киева.
Печать Владимира Всеволодовича
Вислая печать Владимира II . Печать Владимира Мономаха. На аверсе изображен святитель Василий Кесарийский, так как Владимир II в крещении носил имя Василий, то, видимо как своего покровителя он использовал лик Василия Кесарийского, как гербовую печать.
Печать Мстислава Владимировича
Вислая печать Мстислава I . На аверсе печати Мстислава изображен святой Феодор (Фёдор), которой при жизни был воеводой (по-гречески — «стратилатом»). Святой Феодор был покровителем Мстислава в крещении Феодор. На реверсе надпись - Господи, помоги рабу своему Федору Аминь.
Печать Ярополка Владимировича
Вислая печать Ярополка II . На аверсе свинцовой печате Ярополка изображен Иоанн Предтеча. На реверсе надпись-обращение к богу о спасении. Ярополк Владимирович в крещении Иван.
|
gr.clan.su