"ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ". Поток это в древней руси
"ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ" - это... Что такое "ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ"?
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
- ПОТЕРПЕВШИЙ
- ПОТРЕБИТЕЛИ РЕКЛАМЫ
Смотреть что такое ""ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ"" в других словарях:
Поток и разграбление — см. Отдать на поток и разграбление. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника, конфискация его имущества, позднее обращение преступника в рабство и разграбление его имущества … Большой Энциклопедический словарь
ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ — «ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ», в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника, конфискация его имущества, позднее обращение преступника в рабство и разграбление его имущества … Энциклопедический словарь
Поток и разграбление — по Русской правде наиболее строгое наказание, заключавшееся в изгнании преступника из общины и разорении его имущества. Позднее сопровождалось порабощением преступника и членов его семьи. Применялось за … Энциклопедия права
Поток и разграбление — чего. Книжн. Экспрес. Полное разорение, разрушение чего либо. Австрийцы, чтобы наказать бежавших жителей, предали деревеньку потоку и разграблению (А. Н. Толстой. По Волыни). В Древней Руси: мера наказания, заключавшаяся в изгнании (поток)… … Фразеологический словарь русского литературного языка
«поток и разграбление» — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника, конфискация его имущества, позднее обращение преступника в рабство и разграбление его имущества … Энциклопедический словарь
Поток и разграбление — («Поток и разграбление») вид наказания в русском феодальном праве. По Русской правде (См. Русская правда) назначался за разбой, конокрадство и поджог. Содержание «П. и р.» менялось: первоначально это была высылка преступника и конфискация … Большая советская энциклопедия
Поток и разграбление — см. Изгнание … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
поток и разграбление — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника (позднее обращение в рабство) и конфискация его имущества. * * * по Русской правде наиболее строгое наказание, заключавшееся в изгнании преступника … Большой юридический словарь
“ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ” — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника (позднее обращение в рабство) и конфискация его имущества … Большой юридический словарь
Книги
- Викинг. Бог возмездия, Кристиан Джайлс. Славен и любим богами ярл Харальд, многочисленны и могучи его воины, крепок и богат город… Но есть люди, которым не по нраву его сила. Один из них - сам конунг Горм, которому не нужны вассалы… Подробнее Купить за 745 руб
- Викинг. Бог возмездия, Кристиан Дж.. Славен и любим богами ярл Харальд, многочисленны и могучи его воины, крепок и богат город… Но есть люди, которым не по нраву его сила. Один из них - сам конунг Горм, которому не нужны вассалы… Подробнее Купить за 556 руб
- Викинг. Бог возмездия, Кристиан Джайлc. Славен и любим богами ярл Харальд, многочисленны и могучи его воины, крепок и богат город… Но есть люди, которым не по нраву его сила. Один из них – сам конунг Горм, которому не нужны вассалы… Подробнее Купить за 511 руб
dic.academic.ru
ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ - это... Что такое ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ?
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- ПОТОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ
- ПОТОК ИЗЛУЧЕНИЯ
Смотреть что такое "ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ" в других словарях:
Поток и разграбление — см. Отдать на поток и разграбление. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений
ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ — «ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ», в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника, конфискация его имущества, позднее обращение преступника в рабство и разграбление его имущества … Энциклопедический словарь
"ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ" — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника (позднее обращение в рабство) и конфискация его имущества … Юридический словарь
Поток и разграбление — по Русской правде наиболее строгое наказание, заключавшееся в изгнании преступника из общины и разорении его имущества. Позднее сопровождалось порабощением преступника и членов его семьи. Применялось за … Энциклопедия права
Поток и разграбление — чего. Книжн. Экспрес. Полное разорение, разрушение чего либо. Австрийцы, чтобы наказать бежавших жителей, предали деревеньку потоку и разграблению (А. Н. Толстой. По Волыни). В Древней Руси: мера наказания, заключавшаяся в изгнании (поток)… … Фразеологический словарь русского литературного языка
«поток и разграбление» — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника, конфискация его имущества, позднее обращение преступника в рабство и разграбление его имущества … Энциклопедический словарь
Поток и разграбление — («Поток и разграбление») вид наказания в русском феодальном праве. По Русской правде (См. Русская правда) назначался за разбой, конокрадство и поджог. Содержание «П. и р.» менялось: первоначально это была высылка преступника и конфискация … Большая советская энциклопедия
Поток и разграбление — см. Изгнание … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
поток и разграбление — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника (позднее обращение в рабство) и конфискация его имущества. * * * по Русской правде наиболее строгое наказание, заключавшееся в изгнании преступника … Большой юридический словарь
“ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ” — в русском средневековом праве вид наказания за разбой, конокрадство и поджог: изгнание преступника (позднее обращение в рабство) и конфискация его имущества … Большой юридический словарь
Книги
- Викинг. Бог возмездия, Кристиан Джайлс. Славен и любим богами ярл Харальд, многочисленны и могучи его воины, крепок и богат город… Но есть люди, которым не по нраву его сила. Один из них - сам конунг Горм, которому не нужны вассалы… Подробнее Купить за 745 руб
- Викинг. Бог возмездия, Кристиан Дж.. Славен и любим богами ярл Харальд, многочисленны и могучи его воины, крепок и богат город… Но есть люди, которым не по нраву его сила. Один из них - сам конунг Горм, которому не нужны вассалы… Подробнее Купить за 556 руб
- Викинг. Бог возмездия, Кристиан Джайлc. Славен и любим богами ярл Харальд, многочисленны и могучи его воины, крепок и богат город… Но есть люди, которым не по нраву его сила. Один из них – сам конунг Горм, которому не нужны вассалы… Подробнее Купить за 511 руб
Русь - это... Что такое Русь?
Русь — историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет», записанному в XI — начале XII века, название произошло от племени варягов — русь, призванного славянскими (словене, кривичи) и финно-угорскими племенами (чудь, весь) в 862 году, видимо, в качестве посредников для разрешения межплеменного конфликта. В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.
Происхождение названия «Русь»
Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси. До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля».
Образование государства Русь
Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus). Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат.
В ряде летописей сохранились следы того, что ранние сведения о Руси также связывали с периодом правления византийской царицы Ирины (797—802 гг.)[1]. По мнению исследователя летописей М. Н. Тихомирова, эти данные происходят из византийских церковных источников[2].
Исторические гипотезы
В 1919 году А. А. Шахматов высказывал предположение, что Хольмгардом скандинавы называли Старую Руссу[3]. Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 г. началось движение руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 г. «молодого русского государства»[4]. В 1920 году академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут, конечно, больший и лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя, и что эта гипотеза уже теперь имеет все свойства доброкачественного научного построения и открывает нам новую историческую перспективу: Руса — город и Руса — область получают новый и весьма значительный смысл[5].
По мнению Г. В. Вернадского — в районе озера Ильмень к середине девятого века возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом (по мнению историка это район устья р. Кубани на Тамани). И центром этого северного «отделения» Русского каганата была, вероятно, Старая Руса. По Вернадскому в «призвание варягов» согласно Ипатьевскому списку («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)— участвуют «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов»[6].
В 2008 году В. В. Фомин также не исключал, что в момент призвания Рюрика район Старой Руссы мог быть заселён какой-то русью, и что очень раннее появление здесь руси обусловлено следующим фактом — в древности соль, обеспечивающая потребности огромной территории Северо-Западной Руси, добывалась только в Южном Приильменье (включая обработку кожи, мехов, поставляемых на экспорт)[7].
Новгородская Русь
Наиболее ранний древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании преданий, записанных спустя 250 лет после самих событий, и датирует их 862 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена ильменские словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили князей варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны (см. статью Призвание варягов). По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Существование неукреплённого поселения Ладога отмечается с середины VIII века, а в самом Новгороде отсутствует датированный культурный слой старше 30-х годов X века. Зато подтверждено местонахождение княжеской резиденции в так называемом Рюриковом городище, возникшем в первой половине IX века недалеко от Новгорода.
К тому же времени относится Поход руси на Царьград (860), который «Повесть временных лет» датирует 866 годом и связывает с именами киевских князей Аскольда и Дира.
862 год — принятый для отсчёта русской государственности — скорее всего условная дата. По одной из версий неизвестный киевский летописец[8]XI века выбрал 862 год на основании памяти о так называемом первом крещении Руси, последовавшем вскоре после набега 860 года.
Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.
В последующих расчётах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III. Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году.
В те времена согласно «Повести временных лет» варяги-русы создали два независимых центра: в районе Ладоги и Новгорода княжил Рюрик, в Киеве — Аскольд и Дир, соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа[9].
Киевская Русь
По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом, преемником Рюрика. Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).
Археологические свидетельства
Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века. В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году.
Развитие древнерусских городов
См. также: Страна городов
В VIII веке по течению Волхова основываются два населённых пункта: Любшанская крепость (построена ильменскими словенами на месте финской крепости в начале VIII века) и, предположительно позже, в двух километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению кривичей и ильменских словен, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи)[10].
В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней чётко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)
В 860-х годах по территории северо-запада Руси проходит волна войн и пожаров. Сгорают Ладога, Рюриково городище, Любшанская крепость (причём по наконечникам стрел, найденных в её стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским (словянским) населением). После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Ладоги становится почти исключительно скандинавским — теперь этот город мало отличается от шведских и датских городов того же периода[11].
К VIII — первой половине IX веков археологи относят возникновении Рюрикова городища[12], рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, ильменские словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Связь Рюрикова городища с Ладогой прослеживается по характерным признакам бус, распространённых в обоих поселениях[13]. Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики[14].
Археологические раскопки Киева подтверждают существование с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак — оборонительные укрепления — заметны с VIII века (780-е годы строительство укреплений на Старокиевской горе северянами). Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется возможное присутствие варягов[15].
Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[16] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие скандинавской[17] военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди местных племён. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.
Древняя РусьКлады арабских монет
В 780-х начинается путь «Из варяг в булгары» (Волжский торговый путь) — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности. А основные потоки арабских дирхемов через бассейн Дона, Верхнего Днепра, Немана и Западной Двины поступали в Пруссию и Южную Балтику, а также на острова Рюген, Борнхольм и Готланд, где обнаружены самые богатые в регионе клады того времени[18][19].
В середине IX века через Ладогу арабское серебро стало поступать также в Среднюю Швецию. После пожара Ладоги около 860-го года примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на остров Готланд[20].
Согласно исследованиям Т. Нунана во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути с Северной Руси в Скандинавию[21]. По распределению ранних кладов можно сделать вывод о том, что «путь из варяг в греки» по Днепру ещё не функционировал в IX веке: клады того времени найдены в Новгородской земле (водный путь Волхов—Нева), по Западной Двине, по Оке и верхней Волге[20].
В исследовании Т. Нунана учитывались 82 клада VIII—IX вв. (1992 г.)[22], А. Н. Кирпичникова (2002 г.) — 7 кладов VIII в. (1156 монет) и 75 кладов IX в. (22551 монета)[23], В. Н. Седых (2003 г.) — 4 клада 780—799 гг. (986 монет) и 72 клада 800—899 гг. (24636 монет)[24], И. В. Петрова (2011 г.) — 179 кладов (в том числе 135 восточноевропейских) и 34017 монет до 900 г.[25]
Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.
Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое число надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити[20].
В лесостепи между Доном и Днепром в 780-е — 830-е годы чеканились местные монеты — т. н. «подражания дирхемам», имевшие хождение среди славян волынцевской культуры (позднее роменская и боршевская) и алан салтовско-маяцкой культуры верховий Северского Донца. Через эту же территорию проходил наиболее интенсивный поток дирхемов раннего периода (до 833 года). Здесь по мнению ряда историков располагался центр Русского каганата в первой половине IX века. В середине IX века чеканка местных монет прекратилась после разгрома этого центра венграми[26].
Этнонимы
Руский, руський, руськый, руський люд — этноним, обозначающий жителей Киевской Руси. В единственном числе представитель народа русь именовался русин (графически «роусинъ», из-за унаследованного от греческой графики способа передачи кириллицей на письме звука [у]), а житель Руси именовался «руський» или «руский». Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всех людий Руское земли».
Фрагмент текста договора Игоря с греками от 944 года (945 год по смещённой датировке ПВЛ):
аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому
Здесь «грьчин» — употребляется в значении житель Византии, грек; значение термина «русинъ» спорно: либо «представитель народа Русь», либо «житель Руси».
Даже в самых ранних дошедших до нас вариантах «Русской правды» русь уже полностью равноправна со славянами:
Убьёт муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него.
В более поздних редакциях «русин» и «славянин» идут сплошным перечислением (либо вместо «русин» стоит «горожанин»), зато появляются, например, штрафы размером 80 гривен за княжеского тивуна.
В фрагменте договора Смоленска с немцами XIII века слово «Роусин» уже означает «русский воин»[27]:
Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе,Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.
Россия
К рубежу XV—XVI вв. первоначально как церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия», близкое к греческому обозначению Ρωσία . Соответственно, вместо названий Великая, Малая, Белая Русь стали употребляться Великая Россия — Великороссия, Малая Россия — Малороссия, Белая Россия — Белороссия — Белоруссия. Также иногда Галицкая Русь именовалась как Красная (Червоная) Русь — Краснороссия, Западная Белоруссия как Черная Русь — Чернороссия. Кроме того, встречаются названия Литовская Русь, Пургасова Русь, Северо-Восточная Русь, Юго-Западная Русь, Карпатская Русь и др.
В связи с присоединением новых территорий появились названия Новороссия — Новая Россия (южная часть современной Украины и южная часть европейской части современной России) и редко употреблявшееся Желтороссия — Жёлтая Россия (сначала — Туркестан, затем — Маньчжурия, позднее — северная и восточная часть современного Казахстана и сопредельные степные территории восточного Поволжья, южного Урала и южной Сибири современной России). По аналогии для других и новых территорий современной России были предложены, но фактически не употреблялись названия Зеленороссия — Зелёная Россия (Сибирь), Голубороссия — Голубая Россия (Поморье) и др.
Культура
См. также
Примечания
- ↑ Новгородская Первая летопись. М., 1950, с. 20: «в си же времена бысть в Гречько земли цесарь, именем Михаил и мати его Ирина », Воскресенская летопись. Рязань. 1998, с. 354 (сноска 6, Карамзинский список): «В лето 6374. Бысть во Грецехъ царь, имянемъ Михаилъ, и мати его Ирина, иже проповедаеть поклонение святымъ иконамъ, 1-ю неделю поста.» и ряд других списков исследованных Тихомировым
- ↑ Тихомиров М. Н. Русское летописание.—М.. 1979, с. 52 — 53
- ↑ А. А. ШАХМАТОВ ДРЕВНЕЙШИЕ СУДЬБЫ РУССКОГО ПЛЕМЕНИ (1919 г.)
- ↑ Сборник Института Российской Истории РАН «Изгнание норманов из русской истории» М. 2010.сост. В. В. Фомин — с.9
- ↑ С. Ф. Платонов «Руса» (1920 г.)
- ↑ историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века
- ↑ Акт научной экспертизы Института Российской Истории РАН от 16.12.08. «О времени появления имени „Русь“ (Руса) в Южном Приильменье»
- ↑ Монах Нестор писал «ПВЛ», опираясь на более ранний киевский летописный свод XI века.
- ↑ Сведения о первом крещении Руси очень туманны и исходят из византийских хроник. Известны годы крещения (860-е) и то, что крестились русы, совершившие набег в 860 году. «ПВЛ» приписывает этот набег Аскольду и Диру, но при описании набега пользуется византийскими источниками.
- ↑ А. Н. Кирпичников, Ладога и Ладожская земля VIII—XIII вв.
- ↑ Археологическое изучение Ладоги: [1] [2] [3]
- ↑ Рюриково городище
- ↑ Бусы из раннесредневековых слоёв Рюрикова Городища
- ↑ Раннегончарная керамика Рюрикова Городища
- ↑ К вопросу о начале Киева. Вопросы истории — № 4, 1989, с. 118
- ↑ Статья об археологии ярославских могильников
- ↑ Скандинавские амулеты из Гнёздова — Г. Л. Новикова — Статьи — Norroen Dyrd
- ↑ глава «Летописные варяги — выходцы с берегов Южной Балтики». в кн. Фомин В. В. "Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., «Русская панорама», 2005
- ↑ Е. С. Галкина. Тайны Русского каганата, 14
- ↑ 1 2 3 В. Н. Седых, Северо-запад России в эпоху викингов по нумизматическим данным: доклад на 5-й ежегодной научной конференции в Петербурге: «Санкт-Петербург и страны Западной Европы» (23-25 апреля 2003 г.)
- ↑ Noonan T.S. The Vikings in the East: Coins and Commerce // Birka Studies. Vol. 3. Stockholm, 1994. P. 225—226
- ↑ Noonan T.S. Fluctuations in Islamic Trade with Eastern Europe during the Viking Age // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 16. Harvard, 1992
- ↑ Кирпичников А. Н. Великий Волжский путь и евразийские торговые связи в эпоху раннего средневековья // Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 48
- ↑ Седых В. Н. Северная Русь в эпоху Рюрика по данным археологии и нумизматики // Ладога и истоки российской государственности и культуры. СПб.: ИПК «Вести», 2003. С. 89
- ↑ Петров И. В. Торговые правоотношения и формы расчётов Древней Руси (VIII—X вв.). СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011; Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. LAMBERT Academic Publishing, 2011
- ↑ Е. С. Галкина, Тайны Русского каганата, 12 — 13
- ↑ Договор Смоленска с немцами
Ссылки
{{{содержание}}} |
{{{содержание}}} |
{{{содержание}}} |
dic.academic.ru
Еретические течения на Руси — Юнциклопедия
Вопрос об истинности того или иного толкования Священного писания решает церковный собор. В случае, если последователи учения, признанного собором ложным, не отрекаются от него, они считаются еретиками и изгоняются из лона церкви. Возникновение еретических движений в христианстве относится к первым векам его существования.
Еретики не пытались менять текст Священного писания, они лишь трактовали его иначе, чем это было принято официальной церковью. Текстов, принадлежащих самим еретикам, сохранилось крайне мало: они тщательно уничтожались их преследователями, а зачастую и просто не записывались. Главным источником для изучения взглядов еретиков оказываются послания их обличителей и решения церковных соборов, их осудивших. В Древней Руси первые еретические учения появляются в начале XIV в. Самое мощное из них — ересь стригольников. Значение этого термина не выяснено. Одни исследователи считают, что ересь получила свое название от стригалей шерсти, другие — что у стригольников существовал особый обряд пострижения (посвящения), если учесть, что среди стригольников было немало низших церковнослужителей, которые крайне негативно относились к священникам и сами претендовали на проведение службы.
О ереси стригольников, возникшей сначала в Пскове в первой половине XIV в., а потом перекинувшейся и в Новгород, известно из посланий митрополита Фотия и константинопольского патриарха Нила. Сохранилась также запись в летописи о казни в 1375 г. трех стригольников в Новгороде, имена двух из них — дьякон Микита и дьякон Карп. Они обличали церковную иерархию за нетрудовые доходы, мздоимство и безнравственность и поэтому отрицали истинность таинств причастия и исповедь, полагая, что безнравственные священники не могут быть носителями «божественной благодати». В ереси стригольников отразилось стремление части горожан к «дешевой церкви». Кроме того, ими подвергалась сомнению истинность представлений о загробной жизни. В результате преследований со стороны церкви и государства ересь стригольников в XV в. исчезает. Если о богословской стороне этой ереси известно очень мало и в ней четко прослеживается лишь обращение к раннехристианскому аскетическому идеалу, то об учении так называемых жидовствующих, или новгородско-московской ереси XV в., можно сказать уже больше.
Все еретические учения очень условно можно разделить на два вида — антитрини-тарные, т. е. неортодоксально трактующие проблему соотношения трех ипостасей Троицы, и христологические — толкующие соотношения божественного и человеческого начал в Иисусе Христе. При такой классификации новгородско-московская ересь может быть отнесена к числу антитринитарных. Ее проповедники отрицали догмат троичности как противоречащий догмату о единобожии, критикуя, таким образом, один из христианских догматов с точки зрения наивного рационализма. По свидетельству одного из самых активных обличителей ересей, Иосифа Волоцкого, в еретичество этих людей свел еврей («жидовин») Схария, приехавший в Новгород из Литвы. «Открыл» ересь новгородский архиепископ Геннадий. Начавшиеся преследования побудили вождей движения — попа Алексея и Наума перебраться в Москву, где в середине 80-х гг. XV в. образовался московский кружок еретиков. Но если в Новгороде ересь распространилась среди рядовых священников и клирошан, то в Москве ересь привлекла великокняжеских чиновников и купцов. К этому кружку первоначально благоволили Иван III и его сноха Елена Волошанка. Еретики интересовались сочинениями, трактующими вопросы логики, астрономии, грамматики. Предметом особой дискуссии оказался вопрос о конце света, который на Руси ожидали в 1492 г. от Рождества Христова (семитысячном от сотворения мира). Вера в возможный конец света была столь велика, что даже Пасхалия (календарь празднования Пасхи) была рассчитана только до 1492 г. Еретики же утверждали, что конца света в этом году не будет, высказывая сомнения в его возможности вообще. Важным положением в учении московских еретиков было представление о свободе человеческой воли. «Лаодикийское послание» дьяка Федора Курицына начинается словами: «Душа самовластна — заграда (ограда) ей вера».
Со стригольниками жидовствующих роднило отрицание церковной иерархии, но московские еретики критиковали и институт монашества, считая его человеческим, а не Божественным преданием. Собор 1490 г. осудил часть еретиков, их отправили в Новгород, где архиепископ Геннадий, следуя примеру испанской инквизиции, подверг их подобию аутодафе: их провели по городу в дурацких берестяных колпаках, которые у них на головах и сожгли, с надписью на груди «Сатанинское воинство», после чего били плетьми и отправили в заточение по монастырям. Московский кружок в это время уцелел и был осужден собором в 1504 г., по его приговору трое еретиков — Иван Волк Курицын (Федор Курицын к тому времени умер), Митя Коноплев и Иван Максимов — были в деревянных клетях сожжены на льду Москвы-реки.
Новый этап в истории русских ересей начинается в середине XVI в., когда стало известно о еретических взглядах дворянского сына Матвея Башкина и беглого холопа Феодосия Косого. Ересь Матвея «обнаружил» дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, который, вероятно, в тот момент намеревался уничтожить не столько Матвея, сколько священника Благовещенского собора Кремля Сильвестра, участника так называемой «Избранной рады», который о взглядах Башкина знал. Однако Сильвестр сумел оправдаться, а Матвея Башкина, доведшего принцип христианского равенства людей пред Богом до равенства социального (он уничтожил кабальные записи своих холопов), отправили в заточение в Волоколамский монастырь. На соборах 1553—1556 гг. осуждалась ересь не только М. Башкина, но и Феодосия Косого, который в 40-е гг. XVI в. бежал в Заволжье и там начал проповедовать свое «новое учение». В богословском плане ересь Феодосия может быть отнесена к числу христологических, поскольку он настаивал на том, что Иисус Христос — человек, принесший миру истинное учение. То была одна из самых радикальных русских средневековых ересей, которую многое роднит с протестантизмом. Не случайно в Литве, куда Феодосию и части его последователей удалось бежать, она была воспринята как одна из крайне протестантских. Отрицая не только церковную иерархию, но и всякую иерархию вообще и не признавая церковного представления об искупительной жертве Христа, он учил добиваться истины на земле «разумом и мужеством». Косой не верил в святость и чудеса, призывал не поклоняться иконам и мощам, считал монашеский идеал заблуждением. Реформаторские призывы Феодосия Косого нашли отклик у простого народа и привели к возникновению феодосианских общин, построенных на принципах раннехристианского социального равенства.
Средневековые ереси расшатывали устои церкви, сеяли зерна сомнения у прихожан в истинности вероучения, за что еретики вызывали ненависть у воинствующих деятелей официальной церкви.
yunc.org
Социальные движения в Древней Руси - История России
Социальные движения в Древней Руси
Развитие Древнерусского государства характеризуется серьезными социально-политическими изменениями, повлиявшими на эволюцию восточно-славянского общества и его социальную стратификацию. Феодализация общества в IX-XII вв. происходила сложно и противоречиво.
Крупные социальные волнения на Руси относятся уже к тому периоду, когда ее первые правители направили усилия на подчинение своей власти союзов племенных княжений. Так, противодействие диктату Киева выразилось в восстании древлян против киевского князя Игоря в 945 г. Непосредственными причинами выступления послужили усиление недовольства родоплеменной знати господством киевского князя и увеличение размеров собираемой с них дани. В данном случае интересы главы союза племенных княжений древлянского князя Мала и рядовых общинников полностью совпали. Древляне убили Игоря во время дополнительного полюдья. Впоследствии его вдова княгиня Ольга - правительница Руси в 945-957 гг. - жестоко отомстила им. Сначала в Киеве по ее приказанию были убиты древлянские послы, а затем на землю древлян был организован и карательный поход. Город Искоростень - центр древлянских земель был сожжен, а жители перебиты или обращены в рабство.
На протяжении X в. древляне и полочане неоднократно поднимали восстания, а восточно-славянская общность вятичей вплоть до второй половины XI в. сохраняла свою самостоятельность. Только к концу XI в. на Руси постепенно стало формироваться внутреннее единство, и она начала обретать государственно-политическую стабильность. Однако корни сепаратизма подчинившихся союзов племенных княжений еще сохранялись, примерами этому могут служить особое положение полоцких князей и особый статус Новгорода.
С образованием государства Русь происходили перемены в социальной структуре общества. Шел неизбежный процесс дифференциации общества, сопровождавшийся распадом родоплеменных отношений, а формировавшаяся княжеско-боярская дружинная верхушка вела наступление на земли свободных общинников - людей и смердов.
В летописях сохранилось описание значительного социального движения в Северо-Восточной Руси в 1024 г. Это был голодный год. Распространился слух, что бояре скрывают хлебные запасы, поэтому в Суздале возник мятеж против богачей, их дворы были разграблены. Социальным взрывом городских низов воспользовались языческие жрецы-волхвы, которые попытались превратить социальный протест в религиозный. Чтобы подавить бунт, была направлена дружина, которую возглавил сам великий князь Ярослав Владимирович Мудрый. Вступив на Суздальскую землю, он приказал схватить и казнить волхвов. Лишь после этих событий социальное возмущение пошло на спад.
Для конца 60-х - начала 70-х гг. XI в. характерны частые выступления как сельского, так и городского населения в различных землях Древней Руси. В Ростовской земле вновь, как и в Суздале, волхвы встали во главе движения смердов на Волге и Шексне. Оно было подавлено воеводой князя Святослава Яном Вышатичем. В 1071 г. отмечались волнения в Новгороде, которые были вызваны стремлением его жителей покончить с тягостной зависимостью от Киева. Движение новгородцев также возглавил языческий волхв, "возводивший хулу на христианскую веру". Восставшие чуть не расправились с новгородским епископом. Это социальное выступление было подавлено с большим трудом.
Наиболее значимыми являются городские восстания, которые происходили в Киеве в 1068 и 1113 гг. Так, восстание киевлян в 1068 г. было связано с разгромом половецкими ордами войска сыновей Ярослава Мудрого на р. Альте. Побежденная княжеская дружина братьев Изяслава и Всеволода укрылась в Киеве и ожидала появления врагов. В это время в городе началось брожение. Ополченцы, собравшись на вече на торговой площади, обратились к Изяславу с требованием продолжить борьбу с половцами. Здесь же прозвучали обвинения в адрес князя и бояр в необоснованных поборах. Ремесленно-торговая часть Киева взбунтовалась, и восставшие холопы растерзали прибывшего в Киев новгородского епископа, пытавшегося их успокоить. Княжеский дворец был захвачен восставшими, разгромлено несколько боярских дворов. Изяслав и его брат скрылись у своего родственника польского короля Болеслава Смелого, а в это время на киевский престол был возведен освобожденный из заточения ("из поруба") полоцкий князь Всеслав. Вскоре черниговский князь Святослав разгромил половцев, что позволило великому князю Изяславу вместе с поляками силой вернуть себе Киев. Десятки горожан были казнены, многие из активных участников бунта ослеплены.
Следующим крупным выступлением в Киеве стали события 1113 г. Рост ростовщичества, закабаление свободных общинников и горожан, постоянные межкняжеские распри, сопровождавшиеся разорением сел и городов, увеличение поборов вызвали крайнее недовольство населения. Поводом к восстанию послужила неожиданная смерть великого киевского князя Святополка Изяславича, крайне непопулярного из-за своего сребролюбия. (Например, он активно спекулировал солью и хлебом.) Срочно созванный в Софийском соборе киевским митрополитом Никифором совет бояр и старших дружинников потребовал призвания в Киев 60-летнего князя Владимира Мономаха, который в это время княжил в Переславле. Однако Мономах поначалу отказался от престола. Тогда на следующий день большая толпа горожан осадила великокняжеский дворец. После этих бурных событий Владимир Мономах внял просьбам митрополита и киевского боярства и в апреле 1113 г. торжественно вступил в Киев вместе со своей дружиной. Вскоре был утвержден "Устав Владимира Всеволодовича" ("Устав о резах"), определивший систему взимания долгов и выплаты процентов, что ограничило произвол ростовщиков и снизило социальный накал. Восстание в Киеве заставило княжеско-боярскую верхушку Русских земель на время прекратить междоусобицы, что позволило Владимиру Мономаху в годы его правления восстановить государственное единство Руси и обеспечить стабильность се социально-политического развития.
Однако достигнутый в древнерусском обществе социальный мир не был длительным. Межкняжеские распри после кончины в 1132 г. сына Мономаха - великого князя Мстислава II Великого - вновь обострились. Развернувшаяся борьба за киевский великокняжеский престол резко снизила авторитет и влияние великого князя киевского как главы рода Рюриковичей.
Особое значение в этот период приобрели вечевые органы управления, возглавляемые боярской и посадской верхушкой, которая то поддерживала, то отвергала того или иного претендента на княжеский стол. Например, закрепившийся на короткое время в Киеве могущественный ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий так и не сумел сохранить единство распадающихся Русских земель. Причиной этому послужила позиция киевских бояр, считавших князя Юрия чужаком, не отражавшим их интересов. Не случайно многие современники полагали, что внезапная кончина Юрия Долгорукого в Киеве в мае 1157 г. была вызвана отравлением. В день похорон князя киевляне разгромили его двор и, перебив суздальцев, захватили и поделили их имущество. Таким образом киевляне выразили свою ненависть к пришлому князю.
На первые десятилетия XII в. приходится заключительный этап формирования "боярско-республиканского" политического устройства в "Господине Великом Новгороде", в этот период окончательно утверждается институт посадничества. Замещение посадничих должностей исключительно новгородскими боярами привело к существенным социальным последствиям, которые выражались прежде всего в соперничестве боярских группировок Великого Новгорода, вовлекавших в свои распри и городские низы.
Утратив контроль над назначением посадников, киевский великокняжеский стол на некоторое время еще сохранял свое влияние в Новгороде за счет назначения туда князя, являвшегося наместником великого князя киевского. Как правило, новгородскими князьями-наместниками становились старшие сыновья великих князей, наследовавшие затем общерусский престол. Но уже в 1118 г. новгородская верхушка воспротивилась присылке вместо князя Мстислава Владимировича его сына и соответственно внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Этот заговор новгородской знати был подавлен самим Мономахом. Но сразу же после его кончины новгородцы смогли перестроить отношения с властью наместника, заменив назначение князя его избранием, что предусматривало установление договорных отношений. Положение Всеволода в Новгороде осложнилось еще больше после смерти Мстислава Великого. Когда князь попытался найти поддержку у новгородцев в очередной межкняжеской борьбе за власть, против него выступили все слои населения. В мае 1136 г. по приговору веча князь был заключен под стражу, а затем выслан из города. Впоследствии князья в Великом Новгороде правили лишь по приглашению городской общины.
После событий 1136 г. в Новгороде усилились позиции боярства. Таким образом, под влиянием социального движения, объединившего верхушку новгородского общества и его социальные низы, в первой половине XII в. складываются институты боярской республики. В 1156 г. были проведены первые независимые от киевского митрополита выборы новгородского епископа (позднее - архиепископа).
Важной вехой в развитии древнерусской общественно-политической мысли стало появление "Поучения" Владимира Мономаха (1099). В этом произведении князь Владимир говорит об идеальном русском князе, который беспрекословно подчиняется старшему в роде, живет в мире и согласии с равными себе князьями, не притесняет "младших" князей и бояр, по возможности избегает ненужного кровопролития, строго соблюдает христианские заповеди, неустанно трудится. Одной из обязанностей князя Мономах считает праведный суд, защиту смердов, убогих и вдовиц от притеснений. Свои наставления он подкрепляет примерами из собственной жизни.
Государство Русь и его соседи в Х-Х вв. Становление и развитие Древнерусской державы проходило в тесном взаимодействии с окружающими его народами и государствами на фоне относительно благоприятной внешней обстановки. В отличие от государств Западной Европы, объединенных в этот период в "Священную Римскую империю", Русь (Русская земля) возникла не на основе древнеримской цивилизации, а в результате объединения различных этнических общностей, существовавших в догосударственной фазе развития на обширной территории. Вместе с тем образование Древнерусского государства четко вписывалось в хронологию государственно-политического развития, протекавшего в IX X вв. на Европейском континенте.
Еще в 860 г. русские дружины совершили морской поход на столицу Византии Константинополь (Царьград), в летописях эта военная акция связана с именами киевских правителей - князей-конунгов Аскольда и Дира. В 907 г. поход на Царьград предпринял князь Олег. Его войском окрестности Константинополя были опустошены, а византийцы выплатили Олегу дань. Но главным результатом стало заключение договоров (их тексты сохранились в "Повести временных лет"), регламентировавших пребывание русских послов и купцов в столице Византии и предоставлявших им льготы. Неудачный поход на Константинополь осуществил в 941 г. князь Игорь: русские боевые "ладьи" были сожжены "греческим огнем". Второй поход Игоря в 944 г. завершился заключением нового договора с Византией, но на менее выгодных, чем при Олеге, условиях. Текст договора также сохранился в летописи. Наконец, в 946 или 957 г. (точная дата спорна) княгиня Ольга совершила поездку в Константинополь и приняла здесь крещение, что, однако, не привело тогда к закреплению христианства как государственной религии Руси.
Активную внешнюю политику проводил сын Игоря и Ольги выдающийся полководец Древней Руси киевский князь Святослав. Во второй половине 960-х гг. воины Святослава разгромили Хазарский каганат, разрушили его столицу Итиль, покорили предков осетин - ясов и предков адыгейцев - касогов, а затем заняли стратегически важный хазарский город на Дону - крепость Саркел (Белая Вежа). В итоге на некоторое время Волжский торговый путь в значительной степени оказался под контролем Руси.
В 967 г. по приглашению императора Никифора II Святослав выступил против воевавшей с Византией Дунайской Булгарии, разбил болгар и обосновался на Нижнем Дунае. Внешнеполитическая активность русских дружин уже создавала угрозу самой Византии, тем более что Святослав вынашивал планы переноса столицы своего государства в болгарские земли. Однако летом 968 г. он был вынужден вернуться на Русь, так как воспользовавшись отсутствием великого князя и, возможно, подкупленные византийцами кочевники-печенеги едва не захватили Киев. Разгромив печенегов, Святослав в том же году вернулся на Дунай и начал борьбу с Византией, которая закончилась неудачей: в 971 г. новый император Иоанн I Цимисхий предпринял осаду крепости Доростоль (на правом берегу Дуная), Святослав вынужден был заключить с Византией договор, по которому он терял свои завоевания на Балканах и должен был вернуться на Русь. На пути к Киеву в 972 г. во время переправы у Днепровских порогов князь-воин был предательски убит печенегами.
Важную роль в расширении территории Руси сыграл поход сына князя Святослава Владимира Святого в 981 г. на Червенскую землю, ранее захваченную Польшей. В результате успешных походов Владимира на вятичей, литовцев, радимичей и волжских болгар, осуществленных в 983-985 гг., положение Руси значительно укрепилось. Для организации обороны от возросшего в конце X в. натиска печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей, представлявших систему городов-крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и Стугна.
Внешняя политика Киевской Руси в эпоху расцвета державы Рюриковичей. Наибольшего могущества Киевская Русь достигает в правление Ярослава Мудрого и его внука Владимира Мономаха в XI - первой четверти XII вв. В этот период государство Русь выступает как влиятельнейшая держава в Европе. Породниться с династией Рюриковичей считалось весьма почетным среди всех европейских правителей. Ярослав Мудрый осуществляет невиданную по масштабам международную политику, закрепляя свое влияние на общеевропейские дела путем оформления целого ряда династических браков.
Сам он был женат на Ингигерде - дочери шведского короля Олафа, его старший сын Изяслав женился на дочери польского короля Мешко II. В результате этого брака был оформлен временный военно-политический союз между Польшей и Русью. Сын Святослав был женат на дочери немецкого маркграфа, сын Всеволод - на Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, а внук Владимир был женат на Гите - дочери последнего англо-саксонского короля Гаральда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Дочери Ярослава были выданы замуж: Анастасия - за короля Венгрии Андрея, Елизавета - за короля Норвегии Харальда, а после его смерти она стала женой датского короля Свейна. Анна Ярославна стала женой французского короля Генриха I, причем после его смерти она в 1060-1066 гг. была даже регентшей Франции при своем малолетнем сыне Филиппе I.
В 1037 г. произошло последнее крупное сражение русских дружин с печенегами, которые были разгромлены под Киевом и уже перестали представлять опасность для Руси. Но в 1043 г. обострились русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном новгородским князем Владимиром. Однако поход закончился разгромом русского войска. Этот период характеризуется стабильностью государственно-политической структуры, системы управления и территориальной целостностью Русских земель.
После смерти Ярослава в 1054 г. и раздела княжений между его сыновьями некоторое время еще сохранялась внутриполитическая и внешняя стабильность государства. Однако единство Руси, подобно другим раннесредневековым европейским государствам, было непрочным. В этот период возросла и экспансия новых орд кочевников на южных рубежах Руси. В 1055 г. русские впервые встретились с половцами (кипчаками, куманами) - тюркским кочевым этносом: они сменили печенегов и торков в причерноморских степях. Тогда же у границ русских владений расположилась половецкая орда хана Болуша. Поначалу русско-половецкие отношения складывались миролюбиво, но уже в 1060 г. половцы предприняли первую попытку разграбить Русские земли. Она была неудачной: черниговский князь Святослав Ярославич с вчетверо меньшей дружиной на р. Снови сумел нанести мощный удар кочевникам. Но уже в феврале следующего года тяжелое поражение от орды хана Сокала потерпел переяславский князь Всеволод Ярославич.
В 1068 г., объединив свои силы, половецкие орды во главе с ханом Шаруканом двинулись на Русь. В открытом бою с ними на р. Альте трое братьев - князей Ярославичей потерпели поражение и бежали в свои города. Как было сказано выше, в Киеве началось восстание горожан, требовавших у великого киевского князя Изяслава оружия и коней, чтобы биться с половцами. Изяслав Ярославич бежал в Польшу. Тем временем его брату и союзнику Святославу Ярославичу удалось разбить значительную часть половецких сил и взять в плен Шарукана. Весной 1069 г. Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский престол. Однако союзнические отношения между братьями Ярославичами были подорваны, и в 1073 г. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава, которому пришлось на этот раз отправиться в четырехлетние скитания по Европе, в ходе которых он просил помощи у польского короля и папы римского. Киевским князем стал его брат Святослав, а после смерти последнего в 1076 г. престол занял Всеволод, но в следующем году ему пришлось уступить Киев Изяславу, вновь двинувшемуся на Русь с польским войском.
С 1092 г. на Руси наступает период постоянной борьбы с половцами, что привело к отсутствию в эти годы усобиц. Владимир Мономах и Святополк Изяславич организовали несколько успешных походов в половецкую степь в 1103, 1107 и 1111 гг.; были разбиты ханы Шарукан (возглавлявший еще поход на Русь в 1068 г.), Боняк, Урусоба и Сугра. Половецким ордам был нанесен сокрушительный удар. Несколько десятилетий половцы не осмеливались приближаться к границе Руси. Лишь их отдельные отряды участвовали на стороне тех или иных князей во все-таки иногда вспыхивающей междоусобной борьбе.
Владимиру Мономаху удалось предотвратить опасность, угрожавшую Южной Руси со стороны половцев; одна из орд во главе с сыном Шарукана Отроком была даже вынуждена уйти из Подонья на Северный Кавказ. Это позволило в 1116-1118 гг. князю Владимиру организовать военно-политическое наступление на Византию. Хотя оно и не увенчалось успехом, тем не менее, произошло упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.
geum.ru
Русь — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Средневековое поселение славян.Русь (Русская земля) — название смешанного государственно-политического образования балтов, финно-угров и восточных славян, формировавших государственность с конца античности (венеды , анты , Бож , Добрент, Ардагаст , чудь, весь, меря, голядь и др.) и затем под властью варягов-руси в IX веке создавшим средневековую Русь (вненаучное название древнерусское государство . Понятие «Русь» вместе с другими финно-угорскими и балтскими племенами летописцы использовали к первому послепотопному формированию языческих народов, при этом использовали средневековые этнонимы ( Русь, чюдь и вси языци).
Проблема возникновения терминов "рос" и "рус" в разных языках хотя бы со времен ностратического содружества языков окончательно не решена (Ru... (лат.), Росия и т. д.). Термин «Русь» лишь в средние века закрепился за северо-восточными территориями Европы и стал основой понятия «русские» (ранее - киммерийцы, гипербореи, скифы и т. п.). К сожалению, иные трактовки Руси зачастую являются агрессивной пропагандой неонорманизма и украинизма.
В трактовке "Русской земли" доминирует ошибочная версия А.Н.Насонова, который гипертрофировал наряду с другими исследователями значение земель полян в формировании средневековой Руси [1] Академик Г.В.Вернадский в монографии "Древняя Русь" (со времен палеолита) указывал на вероятность разных трактовок территории Руси в разное время [2].
Археологически и общеисторически Русская земля не может быть ограничена только такими городами как Киев, Чернигов и Переяславль, Вышгород, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Или слишком произвольно сводить эту землю к племенным территориям полян, части территорий северян и радимичей, возможно, уличей и вятичей.
В византийских источниках с 9 - 10 вв. этноним Русь (Росия) применялся почти ко всем народам севернее Черного моря, в т.ч. из округи Немогарда (допускают: Новгорода).
Позднее, когда связь между различными территориями Древнерусского государства сильно ослабла, появляются новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Чёрная Русь, Червонная Русь.
Происхождение слова Русь[править]
Происхождение слова Русь, давшее название одному из средневековых государств, до сих пор обсуждается и имеет ряд научно обоснованных версий (см.: Росия ). Одна из упорно пропагандируемиых версий, говорит о том, что Русь, — это название варяжского племени, из которого вышли древнейшие князья Киевской Руси(Рюрик и Вещий Олег). Другая указывает на то, что слово «Русь» славянского происхождения и обозначает ложбину, русло реки, глубь, вир.
Нетрадиционные теории связывают слово «Русь» с такими понятиями как Рош , Русь, чюдь и вси языци, Великая Скифь , протоязык, Ru... (лат) и т.д., возражают против преобладающего медиевистского представления о Руси, времен превращения Великой Скифии в Росию в связи с образом князя Роса-Роша (Гога и Магога), и утверждают, что многотысячелетние корни полиэтноса замалчиваются и игнорируются.
Древние поселения восточных славян[править]
Древнейшие (античные) поселения восточных славян, из которых позже образовались первые русские города, все без единого исключения обосновались на берегах водоемов. Река в значительной степени обеспечивала жизнедеятельность наших предков: давала воду для приготовления пищи и ведения хозяйства, снабжала рыбой и водной птицей, предоставляла легкий, идеально гладкий путь по воде летом, по льду — зимой; река образовывала также естественную защиту на крутых, изрезанных притоками берегах…
Далекие предки славян обожествляли реку. Средневековое свидетельство о почитании славянами рек и водяных божеств зафиксировано у византийца Прокопия в VI веке н. э. Нестор тоже писал, что в языческую эпоху мы вместо богов почитали реки, озера, источники. Словацкий лингвист и этнограф Павел Шафарик (1795—1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал: «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян».
Знаменитый русский историк прошлого века Д. И. Иловайский писал: Народное имя Рось или Русь, как и многие другие имена, находится в непосредственной связи с названиями рек. Восточная Европа изобилует реками, которые носят или когда-то носили именно это название. Так Неман в старину назывался Рось; один из его рукавов сохранил название Русь; а залив, в который он впадает, имел название Русна. Далее следуют: Рось или Руса, река в Новгородской губернии, Русь, приток Нарева; Рось, знаменитый приток Днепра на Украине; Руса, приток Семи; Рось-Эмбах; Рось-Оскол; Порусье, приток Полиста и прочие. Но главное, имя Рось или Рас принадлежало нашей Волге". От того же праславянского корня «рус» образовано слово русалка, с древним культом ее связано множество языческих поверий.
В. И. Даль зафиксировал в своем словаре много диалектных русских слов, производных от того же исходного корня «рус»: руслень — приполок за бортом, за который крепятся ванты; руслина — быстрина, стрежень; руст — «вода идет рустом», это значит, она идет потоком, струей; собственное имя Рус — «сказочное чудовище днепровских порогов»; мужское имя Руслан, памятное по пушкинской поэме.
Главным же путеводным словом для нас остается «русло», присущее только русскому языку и образованное от корня «рус» с конечной русской флексией, очень распространенной в нашем языке: вес-ло, ветри-ло, тяг-ло, сус-ло, мы-ло, мас-ло, коромыс-ло, точи-ло и так далее.
Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей — ан калын («морские жители»), бедуины — «жители пустынь», селькупы — шеш куль («таежный человек»), индейцы сенека — нунда-вэ-о-но («великий народ холмов»).
Приступим к основному выводу: Если «руса» — это «река» — извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, «рус» — праславянский корень, образовавший большое гнездо слов только в русском языке, «Рус» — уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним «русы» или «руссы» — издревле значило «живущие на реках», «жители рек», «речной народ».
В «Авесте», священной книге древних персов, говорится о реке Ranha, где живут люди без главарей, где господствует зима и земля покрыта снегом; позже у персов это река Raha, отделяющая Европу от Азии. Скрупулезным филологическим анализом Ф.Кнауэр доказывает этимологическое тождество этих названий с древним именем Волги — Ра, которое обрело впоследствии такие формы, как Рос у греков и арабов, Рось, Русь, Роса, Руса у славян. Таким образом, Ф. Кнауэр считает, что «…имя народа Русь чисто славяно-русского происхождения» и в точной передаче слова означает не что иное, как приволжский народ.
Существуют так же нетрадиционные теории славянской истории
traditio.wiki