Поэзия, архитектура, живопись древней Руси. Живопись древней руси наиболее широко представлена в


Тема 5. Русская культура XIII

Задание 1. Дайте определение понятий:

Алтарь – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дискос - ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Домострой» – _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Задонщина» – _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Изразцы – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Икона – ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Крестово-купольный храм – ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Лубок – ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Миниатюра– _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Мозаика – ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Повесть временных лет» - ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Потир - ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Фольклор – __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Фреска – _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Хожение (хождение) - __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Храм - _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 2. Укажите время строительства:

1) 1367 г. ___ Успенский собор в Московском Кремле.

2) 1475 — 1479 гг. ___ Кирпичные стены Московского Кремля.

3) 1484 — 1489 гг. ___ Первый каменный Кремль в Москве.

4) 1487 — 1491 гг. ___ Храм Василия Блаженного.

5) 1495 г. ___ Благовещенский собор в Московском Кремле.

6) 1505 — 1509 гг. ___ Грановитая палата в Московском Кремле.

7) 1555 — 1560 гг. ___ Архангельский собор в Московском Кремле.

Задание 3. Укажите, кто из деятелей русской культуры:

1) Андрей Чохов ___ напечатал книгу «Апостол»;

2) Софоний Рязанец ___ отлил Царь-пушку;

3) Иван Федоров ___ написал икону «Троица»;

4) Андрей Рублев ___ написал поэму «Задонщина»;

5) Макарий ___ составил «Великие четьи-минеи»;

6) Феодосии Косой ___ написал «Хождение за три моря»;

7) Афанасий Никитин ___ построил Успенский собор в Московском Кремле;

8) Феофан Грек ___ расписал фресками и иконами храмы в Новгороде и Москве;

9) Барма и Постник ___ создал «рабье учение»;

10) Аристотель Фиораванти ___ построил Покровский собор на Красной площади в Москве.

Задание 4. Установите соответствие между памятниками культуры и городами, в которых они созданы:

Город Памятник культуры

1. Владимир ___ Троице-Сергиев монастырь;

2. Москва ___ Дмитриевский собор;

3. Новгород ___ Десятинная церковь;

4. Киев ___ Архангельский собор;

___ памятник «Тысячелетие России».

Задание 5. Тесты. Укажите правильные ответы:

1. Славянский алфавит кириллица был создан на основе азбуки:

а) финикийской; б) варяжской; в) латинской; г) греческой.

2. Центрами образования и культуры Древней Руси являлись:

а) университеты; б) городские школы; в) монастыри; г) храмы.

3. Наиболее распространенный материал для письма в Древней Руси:

а) пергамент; б) папирус; в) береста; г) бумага.

4. Живопись Древней Руси наиболее широко представлена в:

а) эмали и иконе; б) иконе и фреске;

в) фреске и мозаике; г) мозаике и эмали.

5. Какое из перечисленных произведений не является памятником древнерусской литературы:

а)«Чтения о житии Бориса и Глеба»; б) «Слово о законе и благодати»;

в) «Повесть временных лет»; г) «Слово о полку Игореве»;

ж) «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске»;

з) «Моление Даниила Заточника»; и) «Ипатьевская летопись»;

к) «Повесть о житии Александра Невского».

6. «Слово о полку Игореве» отражает события:

а)988 г.; б) 1072 г.; в) 1113 г.; г) 1185 г.

7. Укажите монастырь – место создания первой русской летописи:

а) Троице-Сергиев; б) Киево-Печерский;в) Белозерский; г) Андроников.

8. Андрей Чохов известен тем, что он:

а) усовершенствовал отдельные образцы русского холодного оружия;

б) построил колокольню Ивана Великого;

в) отлил царь – колокол;

г) отлил царь – пушку.

9) В честь взятия Казани построен(а):

а) храм Василия Блаженного в Москве;

б) Казанский собор на Красной площади в Москве;

в) церковь Вознесения в Коломенском;

г) Новодевичий монастырь.

10. Творчество великого русского иконописца Андрея Рублева относится к:

а) Xв.; б)XIIв.; в)XIVв.; г)XVIIв.

11. Людей, выступающих против учения церкви, называли:

а) закупами; б) еретиками; в) ярлыками; г) невежами.

12. Мозаикой называется:

а) роспись на сырой штукатурке красками, разведенными в воде;

б) изображение, выполненное из цветных камней или смальты;

в) живописное художественное произведение малых размеров;

г) ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки.

13. Автор иконы «Троица»:

а) Андрей Рублев; б) Симон Ушаков; в) Феофан Грек; г) Иван Федоров.

14. Покровский собор в Москве был построен по проекту:

а) Аристотеля Фиораванти; б) Василия Баженова;

в) Бармы и Постника; г) Андрея Чохова.

15. Иван Пересветов, Максим Грек, жившие в XV-XVIвв., являлись:

а) писателями – публицистами; б) первопечатниками;

в) землепроходцами; г) иконописцами.

16. Феофан Грек, Симон Ушаков – это:

а) писатели – публицисты; б) землепроходцы; в) иконописцы; г) зодчие.

17. Современниками были:

а) Иван IIIи Аристотеля Фиораванти;

б) Иван IVи Андрей Рублев;

в) Дмитрий Донской и Иван Федоров;

г) Иван Калита и Ермак Тимофеевич.

18. Книга житейских правил и наставлений, созданная в XVIв., известна под названием:

а) «Апостол»; б) «Поучение детям»; в) «Домострой»; г) «Судебник».

19. Лишним в приведенном ряду имен деятелей культуры является имя:

а) Андрея Рублева; б) Феофана Грека; в) Дионисия; г) Алексея Адашева.

20. Появление книгопечатания на Руси связано с именем:

а) Ивана Федорова; б) Андрея Рублева;

в) Ивана Пересветова; г) Андрея Курбского.

21. Отрывок: «… Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на Русскую землю и воинов своих привел…», - взят из документа:

а) «Житие Александра Невского»; б) «Повесть временных лет»;

в) «Слово о полку Игореве»; г) «Задонщина».

22. Установите правильную последовательность создания памятников культуры Древней Руси:

1) собор Василия Блаженного в Москве 2) «Повесть временных лет»

3) «Слово о полку Игореве» 4) белокаменный Кремль в Москве

а) 1,2,3,4 б) 2,4,3.1 в) 2,3,4,1 г) 1,4,3.2

23. Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М. Ко­стомарова и укажите, о ком в нем говорится.

«В то время, как Васко да Гама единственно мыслил найти путь из Африки к Индостану, наш тверской купец уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры»

а) Афанасии Никитине; б) Ермаке Тимофеевиче;

в) Семене Дежневе; г) Ерофее Хабарове.

30

studfiles.net

Монументальная живопись Древней Руси

Монумента́льная жи́вопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Основные техники монументальной живописи - фреска, а секко, мозаика, витраж.

Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, Монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных (Древний Рим) сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества.

В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе - в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства.

В Киеве она представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные византийскими и русскими мастерами во второй половине XI века, поражают изяществом пропорций фигур, красотой колорита. Самым распространенным и получившим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской Руси являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские образцы. Самостоятельным национальным искусством икона стала в XIV — XV вв. когда творили гениальные Феофан Грек и Андрей Рублев. Вплоть до XVIII века икона и мозаика оставались практически единственной формой художественного самовыражения. Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София — Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. В русской иконописи важное место занимают образы Св. воинов-мучеников, в том числе и русских князей Бориса и Глеба (1015), покровительства которых искали князья и дружинники в то неспокойное время. Эти образы, как и многие другие, были переняты русскими у византийцев, у которых они были постоянным мотивом. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенных на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.

В XI веке сложилась система храмовой живописи, сохранившаяся в росписи Софийского собора: изображение в центральном куполе Вседержителя, евангельские сцены на сводах, Богоматерь в центральной апсиде, ветхозаветные сцены на хорах. В росписи Софии Киевской мозаики заполняют купол, паруса, апсиду, остальная часть собора расписывалась фресками. Уже в XII веке славился русский мастер Алимпий, которому приписывают большую, поразительной красоты икону «Богоматерь Великая Панагия» (так называемая Ярославская Оранта). Стиль монументального историзма, выражавший дух эпохи Рюриковичей, был для Киевской Руси «первичным стилем», каким для Западной Европы был романский стиль.

 

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. В киевских храмах было много икон. Создавались они не только греческими, но и русскими мастерами. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря отличаются довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характеристиками отдельными персонажей.

 

 

Билет 10.

Вопр.1

Конфуций

Конфуцианство.

О себе Конфуций не любил рассказывать и свой жизненный путь сумел описать в нескольких строчках. В этом высказывании он как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание «воли Неба» к свободному следованию «желаниям сердца» и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тыс. лет. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали способ мышления. До сих пор именно конфуцианство служит тем источником, из которого исходит огромный духовный заряд, свойственный всей китайской нации. Сегодня во всем мире врят ли найдется человек, не слышивший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы(Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом сотен миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы. По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, как говорят словами Конфуция. Принято считать, что Конфуций и является основателем конфуцианства, но это не так. Из его уст исходило в основном учение о духовном и житейском облике человека; он говорил о необходимости соблюдать ритуалы и нормыповедения, быть справедливым и человеколюбивым, чтить старших и заботиться о младших. Он не уставал повторят, что «достойный человек прежде всего должен спрашивать с себя, а ничтожный – с других». Для него почитание прошлого было необходимым признаком человека культурного, который укротил в себе животное начало. Т.е. он проповедовал сложное моральное учение. Но на протяжении многих веков трактовка учения Конфуция не раз изменялась, придавая ему порой причудливые черты. В конце концов конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Но интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение. Конфуцианство, как и даосизм зарождается в лоне архаической традиции, которая знает много духов, поклоняется небу, но не знакома с единым Богом. В 6-4 вв до н.э. Китай стоял на пороге осмысления верховного начала как единого Бога. Это особенно относится к трактату «Дао дэ цзин», который излагает принципы даосизма. Дао во многом наделено чертами ветхозаветного Бога: творит весь мир и предоставляет ему полную свободу воли и выбора для человека, «не властвуя над ним». Безусловно в учении Конфуция обнаруживается немало черт религиозного сознания: вера в духов и в души умерших, развитый культ предков, осознание метофизической глубины мира и верховной вол Неба, стремление к религиозному мистическому опыту. Итак, конфуцианство – совершенно особое мировосприятие, поэтому не стоит ждать однозначного ответа на вопрос: стало ли оно религией Китая или просто этическим ученеим? Но очевидно, что конфуцианство выполняло в Китае практически все функции религии и превратилось в национальную квазирелигию(мнимую, ненастоящую). Другого типа религиозного сознания Восток не знал.

Конфу́ций (Кун-Цзы, реже Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; около 551 до н. э. — 479 до н. э.) — китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на китайскую цивилизацию, формирование национального характера и системы ценностей китайцев, и со временем переросло в философскую систему, известную как конфуцианство.

Жизнь

Конфуций родился в знатной, но небогатой семье и в молодости служил чиновником в царстве Лу. Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в путешествие по Китаю в сопровождении учеников, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а так же систематизируя литературное наследие прошлого — Ши цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. книг.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Учение

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и оно уделяет мало значения теологическим проблемам. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, ) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».

Пять постоянств благородного человека (цзюнь-цзы,)

· Жэнь— человеколюбие. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причем gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже, символом постоянства жэнь стало дерево.

· И— справедливость. Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли, поскольку понимает, что это правильно. И основано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество «жэнь» и сообщает благородному человеку необходимую твердость и строгость. «И» противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет „и“, а низкий — выгоды». Добродетель и впоследствии была увязана с металлом.

· Ли— буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на создание идеального общества.

· Чжи — здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество «и», предупреждая упрямство. «Чжи» противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом воды.

· Синь (иероглиф сердца) — искренность, доброе намерение, непринужденность и добросовестность. «Синь» уравновешивает «ли», предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент земли.

Вопр.2

Новый завет. Структура

НОВЫЙ ЗАВЕТ

СОСТАВ Нового Завета. Новый Завет содержит основополагающие тексты, удостоверяющие новый завет между Богом и человеком, заключенный через Иисуса Христа.

Новый Завет состоит из 27 книг, которые, как и книги ВЗ, исследователи разделяют на пять групп.

· Евангелия, в которых рассказывается о жизни, деяниях, страданиях, смерти и воскресении Господа, а также сформулированы основы веры.

· Деяния апостолов (историческая книга)- повествование об успешном распространении веры в языческом мире.

· Соборные послания Апостолов

· Послания Апостола Павла, в составе которых особый раздел составляют так называемые пастырские послания (послания к Тимофею и к Титу) В посланиях разъясняется суть учения Христа и разоблачаются ложные учения. Послания свидетельствуют о направляющей деятельности апостолов в жизни общин и содержат предостережения тем, кто склонен встать на путь заблуждения.

· Пророческая книга - Откровение

ЯЗЫК. Новый Завет написан на диалекте греческого языка, который был господствующим во времена Иисуса Христа. В результате завоевательных походов Александра Македонского на греческом языке начали говорить и писать букв. во всем цивилизованном мире. Но т.к. в НЗ он применялся для выражения новых божественных истин, то и слова в нем соответственно принимали новую лексическую окраску, что необходимо учитывать при исследовании Библии.

Завет

Завет - договор, союз, наказ, обещание.

В древности часто заключались заветы:

· между отдельными людьми (1Цар 20.16),

· между отдельным человеком и народом (2Цар 5.3),

· между Господом, царем и народом (4Цар 11.17),

· между Господом и народом (Езд 10.3)

Словом этим назывались также: обещание (4Цар 23.3), наставление (Прит 1.8), обязанности (Мал 2.8).

Завет иногда Господь давал отдельному человеку (Чис 25.12-13). Но наиболее важными для всех людей заветами были те, которые Бог заключал со всеми людьми, и таких заветов было несколько.

1. Завет Бога с Адамом, который назван заповедью, поскольку человек еще не проявил своей противящейся воли (Быт 2.16-17; Ос 6.7)

2. Завет с Ноем и всякой живой душою на земле; знамением этого завета Господь дал радугу (Быт 6.18; 9.8-17)

3. Завет с Авраамом и в его лице с избранным Своим народом (Быт 15.18; 17.1-14), потомкам которого знамением этого завета Бог дал обрезание.

4. Завет с Моисеем, через которого Бог дал закон народу Израиля (Исх 24.8; 34.10,27), знамением которого были десять заповедей (Исх 34.28; Втор 9.11). Слова завета были записаны в книгу завета (Исх 24.7; 4Цар 23.2). Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто "завет" или "Закон", являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединено называются Ветхим Заветом (Деян 3.25; Евр 8.7). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его (Нав 24.25; 2Пар 15.12; 29.10).

5. Уже в недрах Ветхого Завета было определенно возвещено Богом о заключении в будущем окончательного - Нового Завета с людьми (2Цар 23.5; Ис 42.6; Иер 31.31-34), который Бог и заключил в лице Господа Иисуса Христа (Мф 26.28; Евр 8.8-13). Знамением этого завета является искупительная Кровь Спасителя и излияние обещанного Духа Святого.

 

Опр.3

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Поэзия, архитектура, живопись древней Руси

Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней "две культуры" - культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в древнерусский период нашей истории еще не сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем неплохо. Ряд современных историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи Киевской Руси. Как установлено в последнее время (И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никнтич, Алеша Попович и др.

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.). Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период - о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов - процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка. Присущие древнерусскому обществу общинность и демократизм были мощными инструментами влияния народной стихии на литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была "Повесть временных лет", в "Молении" Данила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности - "Слове о полку Игореве", посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев. Нельзя, впрочем, не отметить, что некоторые историки считают этот памятник подделкой XVII в. (А.А.Зимин).

В Киевской Руси высокого уровня достигла и "поэзия в камне" - архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян - ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы и названную так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. В Киеве же был возведен Софийский собор - замечательный памятник зодчества и изобразительного искусства. Храмы, посвященные святой Софии, были построены в Новгороде и Полоцке. Русские мастера, заимствовав многое из Византии, творчески развили византийские традиции. Каждая строительная артель пользовалась своими излюбленными приемами, и постепенно в каждой земле возникала своя собственная культовая архитектура. Основным строительным материалом был тонкий кирпич - плинфа, а секреты состава раствора передавались из поколения в поколение. Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. здесь работала артель мастера Петра, воздвигнувшая соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях. Ему также приписывается создание церкви Николы на Ярославовом дворище. Замечательным памятником была церковь Спаса на Нередице, разрушенная в годы войны.

Иной характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли, где основным строительным материалом была не плинфа, а белый камень-известняк. Главные черты архитектуры этой земли сложились во время правления Андрея Боголюбского. Тогда во Владимире был воздвигнут Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, а неподалеку - шедевр - церковь Покрова на Нерли. Для владимиро-суздяльской архитектуры характерно использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений. Как отмечают искусствоведы, эти храмы и строгие и нарядные одновременно. В конце XII-начале XIII в. зодчество становится еще пышнее, декоративнее. Ярким памятником этого времени является Дмитриевский собор во Владимире, который был построен при Всеволоде Большое Гнездо. Собор украшен тонкой и затейливой резьбой.

В настоящее время, благодаря достижениям археологии, мы многое можем сказать не только о культовой архитектуре и теремах, но и об оборонною зодчестве, а также о жилищах рядового населения. В прошлое ушло утверждение о том, что в Древней Руси имелась существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Основным типом славянского жилища была усадьба, основой которой был бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный.

В Древней Руси получила распространение и живопись - прежде всего, фресковая роспись по сырой штукатурке. Замечательный памятник фресковой живописи - Софийский собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Одно из наиболее известных - изображение Дмитрия Солунского. Получила распространение в Древней Руси и икона - изображение святых, почитаемых церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи - икона "Владимирской богоматери". Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Это народное поэтическое начало получает во Владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Оно видно уже в древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли - в оглавном "Деисусе", выполненном, вероятно, в конце XII столетия ("Деисус" означает "моление"). На иконе Христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой же земле относится и великолепная икона "Оранта".

Русские "златокузнецы", используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения - серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты и т.д.

Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.



biofile.ru

Реферат: Живопись Древней Руси

Несмотря на то, что перебрал много книг по истории и культуры Древней Руси, практически во всех из них я не нашел ничего про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и. т. д). Короче говоря, хотя я хотел показать истинно древнерусскую культуру мне все же придется рассмотреть христианскую русскую живопись, например, иконы.

«Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшему духовному достоянию нашего народа. Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».

Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Священное Писание состоит из Нового Завета, куда входят Евангелие и еще несколько произведений, написанных апостолами – учениками Христа, и Ветхого Завета, содержащего книги, созданные вдохновенными пророками еще в дохристианскую эпоху. Кроме Священного Писания, причислялся к христианскому слову, почитался несущим христианскую истину широкий круг произведений, созданных в течение веков народами разных стран: Ближнего Востока и Малой Азии, Греции, славянских земель и самой Древней Руси. В этот круг прежде всего входят апокрифы – древнейшие повести, посвященные тем же лицам и событиям, о которых повествует Библия. Апокрифы не считались богодухновенными, но многие из них были признаны исторически достоверными, дополняющими Писание. Затем – многочисленные жития святых (биографические повести о них). Важное место в христианском слове занимают и используемые в богослужении поэтические, гимнографические произведения, посвященные событиям и лицам Священного Писания, святым и событиям их жизни.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее – ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира – всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, – разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

«Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Но в широком смысле иконой, т. е. образом, воплотившим слово, является все созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурке, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».

В течение долгих веков живопись византийского, православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ей фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей сама Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуры. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру и искусство не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре I. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси, живопись самобытная, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западноевропейского типа.

Живопись Западной Европы исходно росла из тех же христианских корней, по-своему важно было для нее и христианское слово. Но развитие этой живописи пошло по иному пути. Она выработала не только иные, не связанные с церковной традицией жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но, начиная с эпохи Возрождения, и сюжеты Священного Писания передавала совершенно иным способом, чем живопись византийского круга. Западноевропейская живопись не созидала священный образ, а стремилась изобразить тех, кто описан в Библии и Евангелии, как обычных людей, а события, о которых там рассказывается,– как любые другие обычные события человеческой жизни. В приближении к повседневной реальности видело западноевропейское искусство единственный путь к подлинной правде, и в передаче этой реальности его мастера достигли огромных успехов, выработали для этого особые художественные принципы.

Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых, западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение к древним иконам сохранялось в европеизированном, просвещенном русском обществе, но сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно сама эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя, восходящая к Византии художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел – Палех, Мстера и Холуй. Приверженность к древней иконе, как и ко всему допетровскому строю жизни, в известной степени продолжала существовать только в народной – крестьянской и отчасти купеческой среде. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к ним обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция. Растущее значение России, ее победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г, послужили мощным толчком для развития национального самосознания. У просвещенных людей, у историков, писателей, поэтов возник интерес к прошлому страны, к ее истории. И уже второе десятилетие Х1Х века было ознаменовано появлением «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина – труда, в котором, по словам А. С. Пушкина, «древняя Россия, казалось, была найдена, как Америка – Коломбом». Это была книга, открывшая русскую историю самым широким кругам образованного общества. Вместе с «открытием» древней России родился и интерес к ее культуре, положено было начало ее изучению через обращение фольклору, к народной жизни, где многие черты этой культуры, допетровская старина еще продолжали жить. «При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя», – писал Н. В. Гоголь. И «рассматривая себя», русские люди находили в своем историческом прошлом такие сокровища, которых не знало европейское Просвещение.

В начале ХIХ века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества – былины, сказки, песни. И со времен Пушкина древнерусская литература, древнее литературное творчество народа становятся источником вдохновения для русских писателей, живым ключом, питающим новую, «европейскую» русскую литературу.

Одновременно с древней литературой открываются и национальные истоки в музыке, начинается собирание и запись народных песен, развивается интерес к древним церковным песнопениям. И русские композиторы от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество.

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит почерпнутые из летописи сведения об их произведениях. Эти сведения привлекают внимание, становятся предметом изучения и для более молодых историков, но настоящее приобщение к древнерусской живописи, открытие ее подлинных сокровищ произошло много позже, чем это случилось со словесностью и музыкой.

Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской живописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы – главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками в древности украшали далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон – в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась загрунтованной тканью – паволокой, и само изображение наносилось на паволоку темперой, т. е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось прозрачной олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее, прекрасно предохраняет живопись от повреждений. Но при этом олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70 – 100 лет она темнела настолько, что почти совсем скрывала находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т. е. способы «расчистки» древней живописи. Но способы эти были достаточно трудоемки, и со временем иконы стали не расчищаться, а «поновляться», т. е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Зачастую на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений – первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, верхний из которых также был покрыт олифой. В начале ХIХ века, к тому моменту, когда возник интерес к допетровской культуре, потемнели уже и произведения ХVII века. На всех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений, проступающие сквозь потемневшую, почерневшую олифу. Иконная чернота стала восприниматься как исходное свойство самой древней живописи».

how.qip.ru

Названия произведений древнерусской живописи. Образы древнерусской живописи

Древнерусская живопись напрямую связана с искусством Византии, точнее является ее мощной ветвью. Так как ее развитие связано с крещением Руси, то основные рисунки изображали лики святых и библейские сюжеты. Названия произведений древнерусской живописи тому подтверждение: "Благовещенье Устюжское", "Богоматерь Оранта", "Рождество Христово". Это направление существовало несколько веков.

Названия произведений древнерусской живописи

Живописная эпоха

История древнерусской живописи условно делится на два крупных периода. Первый продолжался с середины IX до XIII века. Он называется искусством Киевской Руси.

Второй период связан с формированием Московского государства. За время его развития (с XIII по XVII вв.) написано невероятное множество ценнейших произведений искусства. Крупные периоды, в свою очередь, делятся на более мелкие этапы, которые связаны с определенными историческими событиями, наложившими свои отпечатки на изображения и сюжетные линии. Названия произведений древнерусской живописи, которые были созданы еще в дохристианский период, неизвестны.

Языческая вера в духов стихий, поклонение им, оставила нам в наследство рога тура, инкрустированные тонким серебром, различные изображения солнца, птиц, цветов - все то, во что верили люди того времени. В Киеве сохранились капища с идолами, датируемые 980 годом. Образы древнерусской живописи связывались с Перруном, Хорсом, Макошей и другими языческими богами.

Древнерусская живопись

Роль Византии в художественном развитии Руси

История развития византийской ветви началась с крещения Руси князем Владимиром. Было приглашено множество мастеров, воздвигавших храмы и обучающих этому ремеслу и иконописи местных умельцев. Самая древняя церковь была деревянной. Она, к сожалению, не сохранилась.

В начале XIII века войско Батыя разорило почти все русские города. В уцелевших Пскове и Новгороде продолжали творить умельцы. Одним из них был знаменитый Феофан Грек, уроженец Византии. Он трудился сам и обучал подмастерьев, одним из которых был Андрей Рублев. Названия произведений древнерусской живописи иконописца - "Благовещенье", "Архангел Гавриил", "Сошествие во Ад" и многие другие - широко известны даже тем, кто не увлекается искусством глубоко.

Иконопись Рублева

История древнерусской живописиИконы и фрески Андрея Рублева стали образцом для подражания всем остальным поколениям. Все они пронизаны созерцанием и смирением, теплотой и любовью к Христу. Это характерно отличает его работы от произведений Феофана Грека, который обучал Рублева. Византийский мастер писал напористо и трагично, он творил. Андрей Рублев вкладывал часть собственной души в каждый свой сюжет. Древнерусская живопись иконописца не оставляет равнодушным ни ценителей, ни обывателей.

К концу XV века, когда Россия избавилась от ига татаро-монгол, Москва стала расцветать и превратилась в настоящий центр - столицу мощнейшего государства. Зодчество шло полным ходом. Московский Кремль расстроился до неузнаваемости. Появился большой архитектурный ансамбль, украсивший Соборную площадь. Храмы украшались огромным количеством икон и фресок необычайной красоты.

Всем миром

В этот момент снова расцветает прикладное искусство. Княжеские и боярские семьи стали заказывать мастерам уникальные резные предметы, кубки, посуду, большинство из которых преподносилось в монастыри и храмы.

Образы древнерусской живописиШироко известно шитье древней Руси. Значительная его часть представлена в Соловецком монастыре. Мастерицами вышиты пелены "Кирилл Белозерский", походные иконостасы, "Богоматерь Неопалимая" и другие. Все они представлены в Русском музее и составляют значительную часть художественного достояния Российского государства.

XVII век знаменит художественным всплеском в архитектуре. Важнейшим достоянием является Оружейная палата, создаваемая лучшими мастерами. Это же время ознаменовано началом портретного творчества в России. Царские лица изображались в технике иконописного письма. Названия произведений древнерусской живописи в парсунном творчестве широко известны, например, "Китайский крест" Богдана Салтанова.

События 1917 года привели к господству атеизма. Многие памятники древнерусской живописи и архитектуры были потеряны навсегда, что привело к невозможности изучать великую православную эпоху. Однако, спустя много лет, интерес к своей истории взял верх и сейчас, на его пике, иконы снова занимают свои законные места в русских храмах.

fb.ru