Как на Руси городили огород. Огородники в древней руси это


Как на Руси городили огород. Это интересно

Огородничество в России претерпело длительный и непростой путь. Во второй половине XVIII века в его развитии происходит существенный перелом: в ряде местностей огородничество превращается в торговое земледелие с высокой интенсивностью труда.

По словам первого русского учёного-агронома А.Т. Болотова, автора книги «Деревенского зеркала, или общенародной книги, сочинённой не только для того, чтобы её читать, но чтобы по ней и исполнять» (1798—1799), интенсивное развитие огородничества в это время началось не в деревнях, а в провинциальных русских городах, и стало здесь, по его выражению, «основой продовольствования жителей».

Первый результат развития огородничества — заметное расширение ассортимента выращиваемых культур с длительным вегетационным периодом; второй (как следствие первого) — появление устройств, защищающих растения от заморозков и возвратных весенних холодов.

Паровые гряды

Конечно, популярнейшим огородным растением в России сразу же стали огурцы, особенно ранние. Этих индийских неженок поначалу сеяли в хорошо унавоженные паровые гряды, так называемые «садила». Сооружали их в апреле-мае. Поверх навоза укладывали слой хорошей земли, формируя гряду (сейчас такой грунт обычно готовят из смеси дерново-суглинистой земли с перегноем 1:1).Посев начинали, когда жар сойдёт, через 10—12 дней в глубокую (12—15 см) борозду. Если после сева жар возобновлялся, то колом делали отверстия в земле и навозе, чтобы тепло быстрее выходило. На ночь гряды покрывали войлоками, толстыми соломенными матами или оконницами. Позднее оконницы превратились в переплёт из металлической решётки. Как вы понимаете, это и был первый шаг к созданию огорода в так называемом закрытом, или защищенном, грунте.

Тыквы стали выращивать в миниатюрных тыквенных «садилах». Для их изготовления рыли квадратные ямки 12×12 вершков (1 вершок — 4,5 см) и глубиной б вершков. Наполняли их конским навозом, который также должен был впоследствии разогреваться. Над землёй насыпали бугорок главным образом тоже из навоза, скорее всего перепрелого, В бугорок высевали пророщенные семена, а поверх настилали солому или рогожу, которые снимали только в дождь. При появлении ростков покрытия убирали (обычно через 5—6 дней после посева).

Главные плети после достижения ими длины 4 аршина (3 м) защипывали на концах, а на первое от защипа междоузлие насыпали землю. Засыпанная таким образом плеть укоренялась и усиливала питание всего растения. При появлении вторых плетей их также защипывали.

Посмотрите на древнее «садило»: не так ли делают паровые грядки и современные огородники?садило тыквенное на РусиНа каждой плети оставляли не более двух крупнейших плодов, остальные срезали. В настоящее время в тех случаях, когда раздобыть конский навоз оказывается довольно затруднительно, ямки обычно заполняют соломой, сеном, скошенной травой, прутьями, а сверху укладывают перегной.

Парники

В городских помещичьих усадьбах бахчевые культуры выращивали в парниках иногда даже глубокой зимой. Для парника рыли специальный ров шири-ной 2 аршина (1 аршин — 71 см) и глубиной 1 аршин. Ров делали с выпуклым в центре дном для стока воды. По периметру рва, длина которого была произвольной, выкладывали бревенчатую, кирпичную или каменную стенку до поверхности земли.

Ров заполняли свежим конским навозом, перемешанным с соломой. Накладывали его «ровно и рыхло» слоями, плотно утаптывая каждый слой и следя, чтобы не было комьев, горок и лощин (ямок), и так слой за слоем, пока навоз не выйдет на уровень земли. Потом на кирпичную стенку монтировали ящик из брёвен или толстых досок высотой по ширине досок. Северный край ящика должен был быть на 6 дюймов (1 дюйм — 2,5 см) выше южного. Ящик снаружи укрепляли брусками, а на них ставили рамы из сухого дубового дерева без поперечин. Рамы стеклили, готовя для стекла в раме выемку.

«Окончины» (слюдяные или стекольные) монтировали как тесовую крышу, то есть, начинали с нижнего конца рамы, и каждая последующая полоска стекла накладывалась на предыдущую. «Смычки» стёкол и края рам замазывали специальной замазкой. Рамы красили масляной краской.

Затем в парник закладывали землю, слой которой для огурцов, салата и редиса был не более 6-ти вершков. Навозная подушка сильно разогревалась, поэтому несколько дней (иногда и до двух недель) ждали, пока жар сойдёт и земля станет тёплой, как парное молоко. Обычно тепло от навоза шло 2—3 месяца. В такие парники рассаду высаживали с середины марта. Остывший парник наполняли свежим навозом.

Вегетационные домики

Первые сооружения защищенного грунта — прародители современных теплиц и оранжерей — это вегетационные домики. Различают два типа стеклянных построек такого рода. Вегетационный домик (от лат. vegetatio— произрастание) — сооружение со стеклянными стенами и крышей, хорошо проветриваемое, для выращивания теплолюбивых растений в весенне-летне-осенний периоды, так как обогрев и освещение в нём исключительно естественные — потоком солнечных лучей. По утверждению историков, такие домики появились несколько сотен лет тому назад сначала в Голландии, затем в Англии и Франции. В России первый вегетационный домик был построен по инициативе К.А. Тимирязева в 1872 году на территории Петровской сельскохозяйственной академии (ныне РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева).вегетационные домики фото

Теплицы

Если же оборудовать вегетационный домик искусственной системой обогрева (печным, электрическим, паровым и т. п.), то такое сооружение будет способно обеспечивать нормальное существование растений круглый год и уже называется не теплица, а оранжерея (отличается от теплицы большей высотой). Иметь и эксплуатировать такие теплицы, понятно, «под силу» только очень обеспеченным хозяевам.

Одна из первых известных теплиц в России была построена в Ясной Поляне. С улицы она выглядит приземистой, но внутри очень просторная и светлая, в ней можно разместить немало растений. Во времена Л.Н. Толстого здесь выращивали весной и летом овощи, а на зиму заносили теплолюбивые плодовые деревья в кадках. Теплица хорошо держит тепло: поверхность стёкол на деревянных рамах относительно невелика, а сильное заглубление — источник дополнительного тепла в зимнее время. Поэтому чтобы поддерживать зимой плюсовую температуру, достаточно подтапливать печку. Теплица такого устройства — одна из лучших для местностей с суровыми зимами.

Если строительство и эксплуатация теплицы и сегодня могут показаться некоторым огородникам невероятно сложной и дорогостоящей затеей, то соорудить простейшее плёночное укрытие в виде тоннеля различной формы может любой садовод-любитель. Такие укрытия служат как бы промежуточным звеном между открытым и защищенным грунтом. Обработку почвы и уход за растениями при использовании укрытий проводят до их установки или после снятия всего укрытия.Ранней весной укрытия могут быть установлены над различными холодостойкими культурами (редисом, укропом, салатом, луком и т.д.), а позднее их можно перенести и использовать для выращивания теплолюбивых овощей (огурцов, томатов, перцев, баклажанов). Осенью под укрытиями можно доращивать цветную капусту, редис, укроп и петрушку летнего посева.

Использование передвижных укрытий даёт возможность избежать многократного выращивания на одном месте одних и тех же овощных культур (осуществлять севооборот), уменьшить опасность заболевания растений и снизить потери урожая. Однако тонкие плёночные укрытия быстро накапливают тепло в солнечные дни, но плохо держат его ночью. Плёнка в отличие от стекла пропускает инфракрасные лучи, в результате чего ночью пространство под ней быстро выхолаживается, особенно в ясную погоду. Увеличить теплозащитные свойства плёночного сооружения можно двухслойным укрытием плёнкой и лутрасилом, а сверху — любым непрозрачным материалом (газетами, бумагой, рубероидом, одеялами, мешковиной), устройством дополнительных плёночных тоннелей («теплица в теплице»).

Плёночное сооружение, если нигде не поддувает, защитит от кратковременного заморозка до — 20 °С. От заморозков — 7—8 °С поможет двойная защита из нетканого материала (лутрасила) и полиэтиленовой плёнки, но только если в теплице нет дыр и создана надёжная воздушная прослойка между лутрасилом и плёнкой. Разумеется, более эффективны биологический и технический обогревы. В первом случае используют соломистый навоз, бытовой мусор, сорняки, устраивая ранее описанные паровые гряды, во втором устанавливают в тоннель всё, что даёт тепло, — от керосинки, бочек с горячей водой, нагретых кирпичей до всевозможных нагревательных приборов, не забывая соблюдать технику безопасности.

Автор – В. В. Мурашёв,кандидат биологических наук, ст. научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

den-dachnika.ru

Огород. Что традиционно выращивали на Руси?

Пропашка земли под посев. Лифляндия, Предместье Аренсбурга, 1911 г. Булла

Первоначально центрами огородничества были монастыри и княжеские владения. На них с древнейших времен и до появления картофеля на территории России возделывалась репа. Она являлась основной овощной культурой, из нее готовили множество разнообразных блюд и считали вторым хлебом. Бобы известны в культуре на Руси приблизительно с VII века. Свекла и редька стали известны в Киевской Руси в XI веке и позже распространились на Москву, Новгород и Псков, где эти овощные культуры выращивали практически повсеместно. Брюква была завезена на территорию Руси из причерноморских греческих колоний, быстро прижилась и получила широкое признание. Эта культура также интенсивно возделывалась в разных регионах. Капуста появилась у нас в начале X век, причем во многих землях после уборки капусты устраивались праздники с гуляньями и приготовлением блюд из капусты. До XVII века выращивали только бледно-желтые корнеплоды моркови, а оранжевые сорта появились значительно позже.

После образования Московского государства появились так называемые царские огороды, снабжавшие царский двор овощами и даже некоторыми бахчевыми культурами. Так, например, в далеком в те времена от Москвы селе Измайлово было два царских огорода. Первый из них носил неизвестно как возникшее название "Виноградный", хотя никакого отношения к выращиванию винограда не имел, на этом огороде возделывали капусту и зелень. Второй из царских огородов назывался "Просяной" и снабжал двор тепличными огурцами и дынями.

Однако на промышленную основу овощеводство поставил Петр I, который лично изучил культуру возделывания овощей в Голландии. Им же был основан первый коммерческий центр овощеводства - окрестности озера Неро под Ярославлем. Причем российский государь специально направил на обучение в Голландию нескольких местных овощеводов. Появлением редиса мы также обязаны Петру I, который завез его из Франции и настоял на его выращивании. Удивительно, но также как и картофель, редис, называемый «французской редькой» не сразу получил широкое распространение, и объемы его выращивания стали значительными только к концу XVIII века.

Чем же питалась Россия в конце 18 века? Как свидетельствуют церковные летописи и записи, которые велись в дворянских усадьбах, до начала 19 века крестьянские огороды были, как правило, очень небольшими. Так, Василий Приклонский сообщает, что в север-ной половине Тульской губернии "во многих местах в огороде не более 10—15 грядок", в Галицкой провинции "огороды малы". В свою очередь, минимальный размер огородов до предела сужал инте¬ресы крестьянина в овощеводстве, ограничивая ассортимент овощных культур наиболее важными в хозяйстве.

Из известных сегодня овощей в крестьянских огородах росли: морковь, свекла, репа, огурцы и иногда кочанная, но больше "серая" (листовая). В северной части России выбор был еще более скромен: в Холмогорском уезде капуста, свекла, морковь и лук выращивались "местами", репа и редька росли лишь на полях возле лесов, а также "на песках, покрытых илом", бобы, горох, сельдерей и петрушка удавались "не ежегодно", хмель рос "в очень редких местах". В Мезенском, Шенкурском и Онежском уездах в огородах были лишь капуста, редька и репа, причем капуста родилась "не везде". Как отмечают бытописатели тех лет, морковь и капуста росли лишь в некоторых городских посадах и селениях близ Архангельска: «по левую сторону Двины сажали морковь, лук, чеснок, красную, белую (обыкновенную) "серую" (листовую) капусту, а также пастернак и некоторые поваренные травы», завезенные в Архангельскую губернию ростовскими огородниками-отходниками. Причем произведенную продукцию из Архангельска поставляли в Норвегию.

Условия Московской губернии более благоприятны для производства овощей. Поэтому не удивительно, что здесь получали хорошие урожаи капусты, огурцов, свеклы, моркови, репы, лука, чеснока для собственных нужд и на продажу. Однако вокруг самого крупного городского центра — Москвы, сложилась особая обстановка. Ввиду сильного развития ремесла, высокой плотности городской застройки московские огородники не могли удовлетворить рыночный спрос. Поэтому в орбиту торгового огородничества были втянуты ближайшие к Москве сельские районы. В селениях по рекам Москве, Клязьме и Оке "упражнялись в сажании огородных овощей: свеклы, моркови, редьки, луку, чесноку, огурцов, капусты и картофеля так, что во многих селениях почти все поля обращены в огороды". Именно с этой поры Верейский уезд и г. Бронницы известны, как центр коммерческого производства "лука и чеснока".

...в большинстве нечерноземных районов России ведущими культурами крестьянских огородов были в первую очередь репа, редька и капуста. Именно они составляли основу пищи «русского мужика средней полосы России" *

 

ljwanderer.livejournal.com

История древней Руси - » Огородные и садовые культуры

Сельское хозяйство в домонгольский период

Не так давно было высказано мнение, что огородные и садовые культуры на Руси были первоначально неизвестны и появились здесь впервые лишь после принятия христианства из Византии. Об этом как будто бы говорит то, что упоминание о садах и огородах встречается в документах главным образом при описании монастырских или же княжеских хозяйств. При монастырских и княжеских хозяйствах нередко имелись большие огороды и сады, обслуживаемые огородниками. Как и в более позднее время, землю в огородах нередко обрабатывали деревянными лопатами с железными лезвиями, носившими название «рыльца»; такие орудия были найдены при раскопках в Суздале и Киеве, на вратах Суздальского собора с такой лопатой изображен Адам (надпись: «Адам рыльцем землю копая»; рис. 35). С таким же «рыльцем» изображен «делатель» на рисунке в псковской рукописи XII в., «Рыло» или «рыльце» в переводных памятниках, как и «мотыка», соответствует термину «лопата».

Из указанных сообщений источников нельзя делать вывода об ограниченности распространения огородных и садовых культур в древней Руси, а также вывода о проникновении этих культур из Византии. Многие, особенно огородные, культуры были известны здесь с глубокой древности. Из огородных растений на севере в большом количестве разводилась репа, с глубокой древности и до середины XIX в. имевшая почти то же значение, какое впоследствии приобрел картофель. В городах, на базарах репа продавалась возами. В 1215 г. в Новгороде был во время голода «репе воз по две гривны». Также достаточно распространенной была капуста. Как и теперь, места, где она выращивалась, назывались «капустниками». Известны были бобы, хмель, лук, чеснок. Из плодовых деревьев в летописи упоминаются яблони. Были известны также вишни. На юге, в Тмутаракани, разводился виноград.

istoiarusi.ru

Из истории садоводства Древней Руси - История садоводства - Каталог файлов

История садоводства в древней Руси до последнего времени оставалась областью очень мало изученной. Объяснялось это не ограниченным интересом к данной теме, ибо вопросы земледелия в широком плане давно стоят среди важнейших тем истории русского народного хозяйства, а почти полным отсутствием источников по древнерусскому садоводству. Летописные сведения ограничиваются лишь несколькими упоминаниями о яблонях или яблоках. В письменных источниках XV в. и позднее — материала встречается несколько больше. Здесь мы находим уже упоминание о вишневых и яблоневых садах, но все же этого совершенно недостаточно. Очень малочислен и случаен был и археологический материал.

В Новгороде на Неревском раскопе в слоях почти всех веков, начиная с древнейшего X в., были найдены семечки яблок и сами яблоки. Три целых яблока были найдены в слоях X и XIII вв. Размеры плодов и ряд иных морфологических признаков позволяют отнести наши яблоки к плодам так называемой лесной яблони1. Это довольно мелкие плоды, не превышавшие размера 2,5—3,0 см. Интересно отмстить, что древние новгородцы, говоря о сильных дождях с градом, часто сравнивали размеры града с яблоками. Например, новгородский летописец в 1157 г. писал: «На ту же осень зело страшен бысть гром и молния, град же яко яблока больши». Археологам удалось найти и Новгороде не только плоды и семена яблок, но и впервые в науке -сами сады. В 1958 г. на площади раскопа были вскрыты два древних яблоневых сада. Сады росли в усадьбах на углу древних Великой и Кузьмодемьянской улиц, почти в центре города, недалеко от стен Новгородского Кремля. Они росли на участках, где жили новгородские ремесленники. Ряд археологических наблюдений позволяет говорить, что здесь жили кузнецы.

Один сад был вскрыт почти полностью, а другой — лишь частично. Площадь первого сада равнялась около 0,03 гектара. Эти два сада были посажены одновременно в середине XII в. и росли около 20—25 лет. Но неизвестной нам причине (может быть пожар или заморозки), в 70-х годах XII в. они были вырублены, и на их месте воздвигли постройки. Позже на этом участке сады так и не сажали.

На площади первого сада были вскрыты четыре яблони. На раскопе они представляли собой пни с широко разветвленными корнями2. Отстояли они один от другого на несколько метров, располагаясь в разных концах почти квадратного сада. Вероятно, в этом саду росло еще несколько яблонь, пни которых во время сооружения построек выкорчевали. Во втором саду, вошедшем в раскоп лишь частично, вскрыта только лишь одна яблоня.

Цвели в Новгороде и вишневые сады. На раскопках, в слоях всех веков, было найдено несколько тысяч косточек вишен. Новгородские вишневые косточки имеют большое морфологическое сходство с косточками современного сорта владимирской вишни. Хотя вишневых деревьев на территории Новгорода археологи пока еще не обнаружили, у нас есть основание считать вишню местной новгородской культурой. В Новгородских писцовых книгах XV в. имеются неоднократные записи, например, «да туто же сад а в нем 60 яблоней без трех, а 20 дерев вишневых».

Среди русских садоводов имеется мнение, что культура нашей вишни и, в частности, знаменитой владимирской, уходит в глубокую древность. Это была лишь гипотеза, еще не подтвержденная тем или иным историческим документом. Находки вишневых косточек в Новгороде в древнейших слоях позволяют теперь утверждать, что сорт так называемой владимирской вишни произрастал на Руси уже в X в.

Росли лив Новгороде и другие фруктовые деревья, нам пока неизвестно. Но имеются находки, говорящие о том, что новгородцы уже в XI в. ели сливы. На раскопе, в слоях этого века, было найдено несколько косточек слив.

Из ягодных кустарников новгородцы разводили малину и черную смородину. Находки семян малины и черной смородины встречаются в слоях всех веков.

В заключение следует упомянуть, что новгородцы очень любили и привозные южные плоды. В X и особенно много в XI в. в Новгород привозили грецкие орехи. Несколько сот таких орехов (в основном скорлупа и 2 раза ядро) найдено в слоях X, XI и XII вв. Следует упомянуть, что скорлупа грецких орехов найдена в усадьбах рядовых горожан-ремесленников. В это же время с юга привозился в Новгород и миндаль. В XIII в. в Новгороде появляются кедровые орехи, которые доставлялись сюда по волжско-камскому пути. Среди находок встречаются не только орехи, но и целиком кедровые шишки. Следует еще заметить, что новгородцы любили и в изобилии потребляли, начиная с X в. и позже, обычные лесные орехи (орехи вологодские, плоды лещины). На раскопе встречено огромное количество скорлупы — от сотен тысяч орехов.

Наши находки говорят о том, что в русских средневековых городах с их очень узкими улицами (ширина улиц не превышала 6 метров) и плотной застройкой, на территории городских усадеб иногда разбивались небольшие фруктовые сады. Они озеленяли и украшали древние города, делая городские ансамбли более красивыми и нарядными. Эти находки говорят, что фрукты — яблоки, вишни, сливы, а также привозные грецкие орехи и миндаль были доступны рядовым горожанам и входили в их обычный пищевой рацион.

1          Определение сделано сотрудниками Московской областной плодово-ягодной

опытной станции.

2          Определения сделаны доктором биологических паук В.В. Вихроным (Институт

леса Академии наук СССР).

Приложение

I

Уставная грамота митрополита Киприана 21 окт. 1391 г. Владимирскому Царевоконстантиновскому монастырю предлагает «сады оплетать» (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. Подгот. к печати Л.В.Черепнин. Ч. 1. М., 1951).

II

В духовной грамоте 1410 г. князь Владимир Андреевич благословляет «своего сына князя Ивана на старейший путь в Москве» и ему же он завещает живущих там «бортниц, садовниц» и т.д. Своему сыну Василию он отдает Перемышль с «псари и садовницы»: брату Ивану «садовницы в Москве, сыну князю Ивану «буров сад», сыну князю Семену «за Неглинного Терехов сад», а сыну князю Ярославу, князю Андрею, князю Василию «Чичалов сад на троих» (Собрание государевых грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. I. M., 1819).

В 1453 г. великая княгиня Софья Витовтовна завещает духовной грамотой своему внуку князю Юрию, в числе прочих предметов, в Москве, на великом посаде «Муравьевский двор с садом» (Там же).

III

Сады отмечены в начале XVI в. и в Новгороде. Так 2 мая 1533 г. зарегистрирована купчая Вяжищского монастыря на дворовое место в Новгороде, которой Третьяк Алексеев сын Скабельцын продал означенному монастырю двор свой на Дослане улице ... да огород с деревцем с яблоневым (Акты юридические. СПб., 1838. С.132).

IV

В XVII и. в Новгороде был сдан сад в аренду, с обязательством арендатора плодовые деревья разводить. По мытной Ковалева монастыря от 4 апреля 1671 г. бобылям Никону и Марку Феофановым сдал игумен монастыря дворовое место в Новгороде, что «на Лубя-нице улице». «И живучи им в том дворе владеть им дворовой и огородной землей и садами и хмелевыми гнездами». «Оброку платить, на всякий год по полтора рубля». «А мне Никону и Марку ... постра-ивать собою и около огорода городьбу городить, и в саду починке вновь рассаживать» (Там лее. С. 156, 157).

V

«Владимир, Суздаль, Вязники и Муром исстари славились яблоневыми и вишневыми садами. В XIII в. сады так умножились во Владимирском княжестве, что в пользовании плодами их не знали меры, ни времени, ни места» (Беллин И. Заметки о садоводстве Владимирской губернии // Садоводство. 1861. Т. I).

VI

«Домострой», глава «Огород и сад как водить» (XVI в.). Указано, на каком расстоянии рассаживать одно дерево от другого (3 сажени), чтобы можно было на одной земле разводить и плодовые деревья, и огородные растения. Как ухаживать за яблонями, чтобы они не болели и хорошо развивались (поливать, удобрять, стволы чистить, а сушь вырезать), как размножать, делая прививку. Заканчивается глава советом «семена всякие у себя водить», ибо, что нужно - «в торгу того не купить», а если окажется излишек, то легко «продать». Уже в XVI в. садоводы знали, как деревья размножались, как прививка черенком, почкой (окулировка), в чем заключается уход за плодовыми деревьями и т. д. - одним словом, владели главными основами садоводства.

VII

Сад в Измайлове царя Алексея Михайловича XVII в. «В Измайловском плодовом саду росли яблони разных сортов, груши сарские, Вольские, дульные, грецкий и цареградский орех. Ягоды: барбарис, шиповник красный и белый, смородина красная, белая и черная, крыжовник, малина, вишня, клубника. Приправочные овощи, лекарственные травы, душистые цветы» (Сромилов Н. Измаилов. Первая царская ферма в XVII в. // Сельское хозяйство и лесоводство. 1872. № 4).

 

 

landscape-moscu.ucoz.ru

История древней Руси - » Плотники и столяры

Плотничество

Большинство городских построек были деревянными. Из дерева строили дома, городские стены и башни, мосты; бревнами мостили улицы и площади. Построить город значило в древней Руси «срубить город» — настолько неразрывно было связано представление о городе и о деревянных зданиях. Из дерева делали ладьи, колы (колесные повозки), стенобитные орудия, домашнюю мебель. Из дерева же резалась различная посуда и утварь: бочки, кади, корыта, ковкалы (чаши), дежи, уполовники, ложки, резные ковши и т. д.

Совершенно естественно, что в условиях города XI—XIII вв. вся эта масса обиходных деревянных вещей не могла быть изготовлена внутри каждого хозяйства. Если для деревни мы не могли наметить специализации плотничного и столярного ремесл и ограничились только указанием на бондарное, то для города мы располагаем большим количеством сведений о ремесленниках — плотниках и столярах.

Плотников называли древоделями, а столяров — теслями, теслярами (от глагола «тесать»). Специалисты по крепостным постройкам назывались городпиками, или огородниками.

Плотники, работавшие в городе, очевидно, не могли быть сезонными ремесленниками, совмещавшими свое ремесло с земледелием, так как время плотничных работ, лето, совпадало с полевыми работами; зимой готовили бревна для строек, а весной лес пригоняли в город плотами, летом строили. О плотничных работах подробно говорится в Киево-Печерском патерике и в Сказании о Борисе и Глебе, где речь идет о постройке церквей и монастырей. Отсюда мы можем почерпнуть крайне интересные сведения об организации плотников. Задумав построить церковь в Вышгороде, князь Изяслав Ярославич, «призвав старейшину древоделям, повеле ему церковь възградити. Старейшина ту абие собра вся сущая под ним древоделя, скончав же повеленное ему от благоверного, и в мале дней возгради на назнаменане месте». Здесь перед нами артель плотников со своим старейшиной во главе. Известны и имена вышго-родских зодчих — «огородника» Миронега и старейшины «огородников» Ждана. Возможно, что поставщицей плотников была богатая лесом и бедная хлебом Новгородская земля. В самом Новгороде издревле существовал Плотницкий конец, а новгородцев иногда называли просто «плотниками». Так, например, когда в 1016 г. 40 ООО новгородцев, пришедших с Ярославом, три месяца стояли на берегу Днепра под Любечем против киевских войск Святополка, то воевода Святополка Волчий Хвост, «ездя възле берег, нача укаряти Новогородце, глаголя: «что придосте с хромьцемь сим, а вы плотници суще; а поставим вы хоромом рубити нашим»» (Лавр. л.).

Русская Правда подробно излагает, как должна производиться расплата с плотниками, строящими или починяющими мосты. От времени Ярослава

Всеволодовича дошел Устав о мостех (ок. 1230 г.), по которому повинность по замощению улиц была точно разверстана между всем населением Новгорода Великого.

istoiarusi.ru

Так ругались на Руси

shutБольшинство из современных ругательств произошли от слов, которые имели совершенно невинные значения. Бранные слова являются неотъемлемой частью нашего языка и жизни. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в своей жизни не ввернул крепкое словцо. Удивительно то, что большинство из ныне употребляемых ругательств произошли от слов, которые изначально имели совершенно невинные значения.

Болван

«Болванами» на Руси называли каменных или деревянных языческих идолов, а также сам исходный материал или заготовку - будь то камень, или дерево (ср. чешское balvan – «глыба» или сербохорватское «балван» - «бревно, брус»). Считают, что само слово пришло в славянские языки из тюркского. Вспомним также болван для шляп, болванку снарядов, да и сегодня чистые компакт-диски для записи в народе называют «болванками». Поэтому этимология слова в применении к человеку предельно ясна – «тупой, неотесанный, глупый, невежа».

Дурак

Очень долгое время слово «дурак» обидным не было. В документах ХV-ХVII веков это слово встречается в качестве... имени. И именуются так отнють не холопы, а люди вполне солидные – «Князь Федор Семенович Дурак Кемский», «Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин», «московский дьяк Дурак Мишурин». С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии - Дуров, Дураков, Дурново. А депо в том, что слово «дурак» часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов - мол, что с дурака взять? Позднее дураками стали называть шутов. А историк И. Костомаров, описывая уклад древней России, упоминает о том, что «дураком» именовалась плетка, которой муж наказывал нерадивую жену. Ну а в XVIII веке слово «дурак» становится нарицательным и обидным.

Жлоб

Есть теория, что сперва «жлобами» прозвали тех, кто пил жадно, захлебываясь. Так или иначе, но первое достоверно известное значение этого слова – «жадина, скупердяй». Да и сейчас выражение «Не жлобись!» означает «Не жадничай!». Правда, в последние годы слово «жлоб» стало ассоциироваться еще и с грубым, неотесанным, угрюмым и обязательно здоровым мужиком.

Зараза

Девушки бывают разные. Возможно, и на слово «зараза» не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. Тем не менее изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно «обзывали» прекрасных дам «заразами», а поэты даже фиксировали это в стихах. А все потому, что слово «заразить» изначально имело не только медицинско-инфекционный смысл, но и было синонимом «сразить». В Новгородской Первой летописи, под 1117 годом стоит запись: «Единъ от дьякъ зараженъ быль оть грома». В общем, заразило так, что и поболеть не успел. Так слово «зараза» стало обозначать женские прелести, которыми те сражали (заражали) мужчин. Церковь все эти бесовские искушения осуждала, и всячески с ними боролась. И кое-чего в этой борьбе добилась, придав слову «зараза» сначала греховный, а затем и оскорбительный смысл. Термин перешел в вотчину медицины, и выражение «заразная женщина» ныне звучит совершенно не соблазнительно.

Идиот

Греческое слово «идиот» первоначально не содержало даже намека на психическую болезнь. В Древней Греции оно обозначало «частное лицо», «отдельный, обособленный человек». Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно и называли себя «политэс». Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли «идиотэс» (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами). Естественно, «идиотов» сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками – «ограниченный, неразвитый, невежественный человек». И уже у римлян латинское idiota значит только «неуч, невежда», откуда два шага до значения «тупица».

Кретин

Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шестъ назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: «Привет, кретины!», никто бы вас за это в пропасть не сбросил. А зачем обижаться - на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как обычный житель или «христианин» (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских chretien частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом «кретин», чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские жители стали «слабоумными».

Лох

Это весьма популярное ныне словечко два века назад было в ходу только у жителей русского севера и называли им не людей, а рыбу. Наверное, многие слышали, как мужественно и упорно идет к месту нереста знаменитый лосось (или как его еще называют - семга). Поднимаясь против течения, он преодолевает даже крутые каменистые пороги. Понятно, что, добравшись и отнерестившись, рыба теряет последние силы (как говорили «облоховивается») и израненная буквально сносится вниз по течению. А там ее, естественно, ждут хитрые рыбаки и берут, как говорится, голыми руками.

Постепенно это слово перешло из народного языка в жаргон бродячих торговцев - офеней (отсюда, кстати, и выражение «болтать по фене», то есть общаться на жаргоне). «Лохом» они прозвали мужичка-крестьянина, приезжавшего из деревни в город и которого было легко надуть.

Мерзавец

Этимология «мерзавца» восходит к слову «мерзлый». Холод даже для северных народов никаких приятных ассоциаций не вызывает, поэтому «мерзавцем» стали называть холодного, бесчувственного, равнодушного, черствого, бесчеловечного... В общем крайне (до дрожи!) неприятного субъекта. Слово «мразь», кстати, родом оттуда же. Как и популярные ныне «отморозки».

Мымра

«Мымра» - коми-пермяцкое слово и переводится оно как «угрюмый». Попав в русскую речь, оно стало означать прежде всего необщительного домоседа (в словаре Даля так и написано: «мымрить» - безвылазно сидеть дома). Постепенно «мымрой» стали называть и просто нелюдимого, скучного, серого и угрюмого человека.

Наглец

Слова «наглость», «наглый» довольно долго существовали в русском языке в значении «внезапный, стремительный, взрывчатый, запальчивый». Бытовало в Древней Руси и понятие «наглая смерть», то есть смерть не медленная, естественная, а внезапная, насильственная. В церковном произведении XI века «Четьи Минеи» есть такие строки: «Мьчаша кони нагло», «Реки потопят я нагло» (нагло, то есть, быстро).

Негодяй

То, что это человек к чему-то не годный, в общем-то, понятно. Но в XIX веке, когда в России ввели рекрутский набор, это слово не было оскорблением. Так называли людей, не годных к строевой службе. То есть, раз не служил в армии - значит негодяй!

Подлец

А вот это слово по происхождению польское и означало всего-навсего «простой, незнатный человек». Так, известная пьеса А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в польских театрах шла под названием «Записки подлеца». Соответственно, к «подлому люду» относились все не шляхтичи.

Подонок

Еще одно слово, которое изначально существовало исключительно во множественном числе. Иначе и быть не могло, так как «подонками» называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово «подонки» перешло на них. Возможно также, что немалую роль сыграло здесь и выражение «подонки общества», то есть, люди опустившиеся, находящиеся «на дне».

Пошляк

«Пошлость» - слово исконно русское, которое коренится в глаголе «пошли». До XVII века оно употреблялось в более чем благопристойном значении и означало все привычное, традиционное, совершаемое по обычаю, то, что пошло исстари. Однако в конце XVII - начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними «пошлыми» обычаями. Слово «пошлый» стало на глазах терять уважение и теперь все больше значило – «отсталый», «постылый», «некультурный» или вовсе «простоватый».

Сволочь

«Сволочати» - по-древнерусски то же самое, что и «сволакивать». Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: «Сволочь - все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни». Со временем этим словом стали определять любую толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд - алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы.

Стерва

Каждый, открывший словарь Владимира Даля, сможет прочесть, что под стервой подразумевается... «дохлая, палая скотина», то есть падаль. Вскоре словцом «стервоза» мужчины стали презрительно называть особо подлых и вредных («с душком») женщин. А так как вредность женщины мужчин, видимо, заводила (чисто мужское удовольствие от преодоления препятствий), то и слово «стерва», сохранив изрядную долю негатива, присвоило себе и некоторые черты «роковой женщины».

Ублюдок

Слово «гибрид», как известно, нерусское и в народный арсенал вошло довольно поздно. Гораздо позже, нежели сами гибриды - помеси разных видов животных. Вот и придумал народ для таких помесей словечки «ублюдок» и «выродок». Слова надолго в животной сфере не задержались и начали использоваться в качестве унизительного наименования байстрюков и бастардов, то есть, «помеси» дворян с простолюдинами.

Шаромыжник

1812 год. Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые «завоеватели Европы» превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить, обращаясь к ним cher ami («дорогой друг»). Крестьяне, в иностранных языках не сильные, так и прозвали французских попрошаек – «шаромыжники». Не последнюю роль в этих метаморфозах сыграли, видимо, и русские слова «шарить» и «мыкать».

Шваль

Так как крестьяне не всегда могли обеспечить «гуманитарную помощь» бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. По-французски «лошадь» - cheval (отсюда, кстати, и хорошо известное слово «шевалье» - рыцарь, всадник). Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французов словечком «шваль» - в смысле «отрепье».

Шантрапа

Не все французы добрались до Франции. Многих, взятых в плен, русские дворяне устроили к себе на службу. Для страды они, конечно, не годились, а вот как гувернеры, учителя и руководители крепостных театров пришлись кстати. Присланных на кастинг мужичков они экзаменовали и, если талантов в претенденте не видели, махали рукой и говорили Chantra pas («к пению не годен»).

Шельма

Шельма, шельмец - слова, пришедшие в нашу речь из Германии. Немецкое scelmen означало «пройдоха, обманщик». Чаще всего так называли мошенника, выдающего себя за другого человека. В стихотворении Г. Гейне «Шельм фон Бергер» в этой роли выступает бергенский палач, который явился на светский маскарад, притворившись знатным человеком. Герцогиня, с которой он танцевал, уличила обманщика, сорвав с него маску.

Чмо

«Чмарить», «чмырить», если верить Далю, изначально обозначало «чахнуть», «пребывать в нужде», «прозябать». Постепенно этот глагол родил имя существительное, определяющее жалкого человека, находящегося в униженном угнетенном состоянии. В тюремном мире, склонном ко всякого рода тайным шифрам, слово «ЧМО» стали рассматривать, как аббревиатуру определения «Человек, Морально Опустившийся», что, впрочем, совершенно недалеко от изначального смысла.

Между тем, старайтесь использовать слова, которые несут позитивный смысл

3rm.info

sotok.net

Что выращивали в древней Руси?

Доброго времени, Юлия. Техника земледелия др. Руси была крайне скудна и примитивна. Господствовала залежная и подсечно огневая системы земледелия. Землю использовали до истощения и затем бросали на 3 - 5 лет. При лесном перелоге земля отыхала 10-15 лет. Глубокую пахоту никогда не вели использовали рыхление. к пашне перешли только в 7-8 веках. Основные с/х культуры были: пшеница, ячмень, просо, рожь, овес, репа, бобовые. Совершенно с Вами согласен, на Руси мало уделялось внимания овощным культурам, даже морковь появилась только в 16 веке, а редька в 14 в. В отличии от сердиземноморья, где с древнейших времен особое внимание уделялось овощным и фруктовым растениям. Основными занятиями славян были скотоводство, бортничество, охота, рыболовство. Средняя продолжительнсть жизни у муж была 30-35 лет, женщин 25-30 лет.

репу и зерновые

Просо, ячмень, репу, свеклу и т. д..

Курей и коров разводили (не на деньги, на мясо) . Ели но не выращивали: грибы и ягоды - собирали, дичь. (Вообще в племени с первобытным строем до 70% еды составляли перетертая кора - луб и вырытые коренья, все остальное - долго искать и ловить).

Репу! Посадил дед репку....

Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. Первое письменное упоминание о капусте имеется в древнейшем справочнике Киевской Руси

Репу выращивали, это сказочка о репе не неслучайно. Пшеница, рожь, тыква и еще ели много рыбу.

Из овощей-репа, свекла, из зерновых-просо, ячмень, горох, овёс, в лесах собирали грибы, дикий мёд, ягоды-малина, морошка, землянику, клюкву, чернику. Были куры. Рогатый скот был не у всех. Разводили и свиней. Из рек ловили рыбу, шкуры медведя и лисы-служили для одежды. Жир убитых животных служил освещением в жилищах. Из бычьево пузыря делали ,,стекло ,, в жилище. Изо льна делали рубахи длинные, а из бересты -лапти и даже таблицы для написания первых букв. Имели коз, делали из козьева молока сыр, а также одежду. Помните сказка КОЗА и 7 Козлят? Так она очень древняя. Коза скорее персонаж русский, чем баран или овца.

Наверное они тоже знали толк в выращивании растений! Взять хотя бы выбор места под строительство города Суздаля! Среди нечерноземья полоса плодородных земель и именно там был заложен город!

Овощи и фрукты!

touch.otvet.mail.ru