Кожанная обувь на Руси. Обувь древней руси
Обувь в историческом костюме, зарисовки реконструкции обуви, пригодные для построения выкроек
ОБУВНОЙ ГЛОССАРИЙ
БАБУШИ - кожаные туфли без задников, обычно из тисненого сафьяна. Один из видов национальной обуви в Марокко, распространены в странах на северо-западе Африки.
БАСКИНЫ (англ, стар.-фр.) - в истории Англии высокие (могли быть до колена) кожаные башмаки со шнуровкой, на толстой подошве, формой напоминающие эндромиды.
БАХИЛЫ - название употреблялось на Руси для разного вида обуви, например обувь рыбаков - сапоги с голенищами на помочах, по бедра, в Сибири - яловой кожи чулки или голенища, надеваемые на онучи, под лапти и т.п.; женская обувь, похожая на полусапожки или коты, но без красной оторочки, с подбоем гвоздей.
БАХТАРМА (тюрк.) - нижняя поверхность выдубленной кожи.
БЛЮХЕРЫ, или БЛЮХЕРОВСКИЕ САПОГИ - короткие сапоги из толстой кожи; высокие мужские ботинки на шнуровке, с отворотом на передке. Обувь 19 в. Названа по имени прусского фельдмаршала Г. Л Блюхера (1742-1819).
БОТИН (фр.) - в 18 в. охотничьи мягкие сапоги до середины икры.
БОТТ (фр.) - в 12 веке обувь горожан - сапожки с короткими голенищами, позднее они стали закрывать ногу до колен. Видоизменяясь, сохранились до 19 в.
БОТФОРТЫ (фр.) - сапоги с отворотами; высокие сапоги для верховой езды. В старину - нарядные сапоги со стоячими голенищами выше колен, с раструбами и подколенными вырезками, употреблялись в тяжелой коннице.
БОТЫ - на Руси широкие сапоги, чеботы, ботинки, сибирская обувь - упаки и бахилы, т.е. сапоги чулком. В настоящее время так, в основном, называют калоши.
БРОУГИ (англ.) - в Англии мужские или женские уличные ботинки, часто украшенные накладками из кожи с декоративными дырочками и насечками; грубые рабочие башмаки из недубленой кожи.
БУТСЫ (англ.) - ботинки, первоначально футбольные: без каблуков, с твердыми носками и задниками, на шипах или с поперечными планками на подошве.
ВЕЛЛИНГТОНЫ (англ.) - высокие кожаные сапоги для верховой езды, спереди прикрывают колено (такие сапоги носил герцог Веллингтон. 1769-1852), резиновые сапоги с голенищем ниже колена, сапожки чуть выше щиколотки, надеваются под брюки.
ВЕЛЮР (фр.) - кожа хромового дубления со снятым лицевым слоем, по внешнему виду напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс, что позволяет ее использовать в обувной промышленности и в кожаной галантерее, ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким коротким ворсом, - идет на изготовление мужских и женских пальто и т.п.
ВОРСИТ - разновидность искусственной кожи для верха обуви. Ворсит получают путем пропитывания ткани - обувного вельветона - с лицевой (ворсовой) стороны бензиновыми растворами синтетического каучука (с соответствующими добавками наполнителей, мягчителей, пигментов и вулканизаторов), последующей сушки полуфабриката, тиснения его под кожу, вулканизации и крашения. Ворсит обладает высокими гигиеническими свойствами; по внешнему виду напоминает кожу.
ГЕТРЫ (фр.) - застегивающаяся суконная накладка типа накладного голенища или род теплых чулок надеваемых поверх обуви. Первоначально их делали из кожи или из плотного материала, позже из сукна. Первая фиксация в России - 1895 г.
ГЭТА (яп.) - сандалии с деревянными подошвами на высоких опорах в Японии.
ДЗОРИ (яп.) - вид национальной обуви, непременный атрибут национального парадного костюма. Сандалии без каблука, но с утолщением к пятке. Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами. В отличие от гэта, дзори сделаны отдельно для правой и левой ног. Изготавливаются из кожи, соломы, синтетических материалов.
ЗАМША (нем.) - мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей, имеет бархатистый вид, образуемый вспушенными волоконцами сетчатого слоя кожи; хлопчатобумажная или шелковая тяжелая прочная ткань с густым, коротко подстриженным начесанным ворсом на лицевой стороне, - по структуре сходна с вельветоном, но плотнее и тяжелее его. Как кожа, используется в кожаной галантерее, в обувной промышленности; как ткань - при шитье верхней одежды. Выпускается также искусственная замша - заменитель кожи на тканевой основе с ворсистой лицевой поверхностью.
ЗОЛЕНИЕ - в кожевенном производстве обработка шкур или голья суспензией извести с добавлением сернистого натрия и иногда др. материалов. Режим золения существенно влияет на формирование основных свойств кожи. Интенсивное золение применяют при получении более мягких видов кожи. Нарушение режима золения приводит к возникновению пороков на лицевой поверхности кожи.
ИПОДИМАТЫ (гр.) - в 8-2 вв. до н. э. в Древней Греции сандалии, состоящие из кожаной или деревянной подошвы и нескольких ремней для крепления к ноге.
ИЧИГИ, ИЧЕГИ (тюрк.) - мужская и женская обувь, высокие сапоги, сшитые из мягкой кожи или цветного сафьяна, иногда на мягкой подошве. Традиционная обувь у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья и некоторых народов Кавказа (например, арчита у осетин). Носят ичиги с резиновыми калошами, в старину надевали кожаные калоши (кауши, кавуши, кебис).
КАЛАМАНИ - лапти из сыромятной кожи у грузинских крестьян, чувяки.
КАЛИГА (лат.) - первоначально походная обувь римских воинов сандалии с кожаными чулками, толстая подошва укреплялась острыми гвоздиками, нога поверх чулка переплетена ремнями сандалий.
КАЛИГВЫ, калиговки - обувь косцов, пастухов; обувь странников, лоскут кожи, затянутый по подъему ремнем.
КАЛЬЦЕ (ит.) - изначально узкие штаны-чулки, из плотного сукна или замши. В начале 15 в. к ним пришивали кожаные подошвы - это была обувь.
КАЛЬЦЕУС (лат.) - в Древнем Риме высокая обувь типа башмаков, завязывающаяся на икрах (отличие свободного человека от раба).
КАМУСЫ (саам.) - шкурки, снятые с ног оленя, зайца, песца. Используются для шитья обуви и т.п. у народов Севера и Сибири.
КАНЬГИ - низкая обувь у саамов из оленьих шкур (главным образом, белых), мехом наружу, часто украшается бисером и цветным сукном.
КАРАКУЛЬ - шкурки ягненка в возрасте 1 -3 дней каракульской породы овец, ценный мех, отличается очень красивым упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы. Используется для шитья манто, пальто, жакетов, используется для производства и отделки зимней обуви.
КАРАКУЛЬЧА - шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец, ценный мех отличается низким прилегающим к кожной ткани или только начавшим пробиваться блестящим, шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком.
КЕНГИ - калоши, надеваемые поверх сапог; теплая обувь, валеная, меховая или кожаная с теплым подбоем, но без голенищ. В старину была популярна на Руси.
КЛОМПЫ (голл.) - старинная национальная обувь голландцев и фризов (Нидерланды) деревянные башмаки, с носками, чуть устремленными вверх.
КЛУМПЯЙ - в западных районах Литвы - то же, что кломпы.
КЛЮШИ (фр.) - во второй половине 14 в. во Франции высокий язык в обуви.
КОЖА - искусство выделки кожи было известно еще в древние времена. В Древней Греции из нее изготавливали обувь. Уже в 8 в. до н.э. из нее иногда делали перчатки, но в основном кожа шла на меха для перевозки масел и вина. В 18 в. из кожи делали как обувь, так и головные уборы, штаны. С течением времени кожа использовалась все шире, первые автомобилисты и авиаторы были в коже с головы до ног. С 70-х гг. 20 в. кожа становится обычным материалом для выходной мужской и женской одежды.
По назначению кожу подразделяют на 4 класса: обувную, шорно-седельную, техническую и одежно-галантерейную. К обувной коже относится кожа для низа и верха обуви.
Кожа для низа обуви - жесткий на изгиб и сжатие материал, вырабатываемый из шкур крупного рогатого скота, верблюжьих, свиных, морского зверя и конских с применением различных дубящих веществ. Из нее изготовляют подошвы, стельки и др. детали обуви.
Кожа для верха обуви - мягкий материал, который при эксплуатации (а также при изготовлении деталей обуви) подвергается многократному растяжению и сжатию, изгибу, воздействию пыли, грязи, химических веществ и др.
КОЗЛИК - шкурка козлят подсосного возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Меховая шкурка имеет тонкий остевой волос, мягкий, глянцевитый, довольно низкий, с муаровым рисунком или гладкий. Идет на изготовление пальто, жакетов, на воротники, отделку обуви.
КОЛОДКА ОБУВНАЯ - приспособление для придания обуви необходимой формы и сохранения её в процессе производства. По назначению делятся на затяжные (для формования и закрепления заготовок), гладильные (для глажения подошв) и отделочные (для отделки верха обуви). Изготовляются из древесины, металла, пластмассы. Металлические колодки применяются при вулканизации низа обуви и формовании.
КОТУРНЫ (гр.) - первоначально высокие закрытые сапоги из мягкой дорогой кожи. Около 500 г. до н.э. котурны стали делать на толстой подошве, сначала из кожи, позже из пробки. Моду на котурны ввели актеры, с их помощью, особенно играя трагедии, герои казались выше, величественней. Котурны богато украшались, высота подошвы постоянно увеличивалась. Во времена Римской империи подошвы были даже высотой в локоть. Котурны вернулись к нам в 70-х гг. 20 в. под названием "платформы".
КОТЫ - на Руси женская обувь типа полусапожек, с алой суконной оторочкой; мужская верхняя обувь, как то калоши, кенги, надеваемые поверх бахил, поршни или берестяные лапти.
КРАГИ (голл., букв "воротник") - первоначально слово обозначало широкий воротник (крагены на шее). Затем так стали называть широкие отвороты у перчаток (в России известны с первой половины 19 в.) и кожаные накладные голенища на крючках, со шнуровкой (в России известны со второй половины 19 в.).
КРЕПИДЫ (гр.) - в 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции сандалии (иногда с задником), состоящие из подошвы с небольшим бортиком, с отверстиями, в которые продевали тонкие ремни; этими ремнями крест-накрест обвязывали ногу до щиколоток.
КРОЛИК - на меховые изделия идут наиболее ценные меховые породы кроликов - шиншилла, фландр, венский голубой, белый великан, шампань. Из кроличьего меха шьют манто, пальто, шапки, воротники, применяют для отделки зимней обуви.
КУКУЯ (вост.-сиб.) - осенняя шкура лося, изюбра, гурана, использующаяся для производства обуви и замши
ЛАЗАРИНЫ (фр.) - около середины 17 в. мужские мягкие сапоги до середины икры с отогнутыми раструбами, на высоких каблуках. Их всегда носили со шпорами.
ЛАЙКА - мягкая, очень эластичная кожа, выделываемая, в основном, из шкур козлят и ягнят. Обрабатывается рядом процессов: кожи размачиваются, золятся с известью, разминаются и очищаются от волос, затем дубятся, сушатся, промываются, растягиваются и окрашиваются в разные цвета. Используется для изготовления галантерейных изделий, верха обуви и др.
ЛАКЕ (фр.) - гладкая блестящая ткань, используемая для шитья плащей, сумок и пр.
ЛАПТИ - обувь, сплетенная из лыка или бересты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Были распространены у западных и восточных славян, у народов Прибалтики, Поволжья, Прикамья и Приуралья. До середины 19 в. лапти служили основным видом обуви крестьянского населения Восточной Европы. Находки кочедыков (орудий для плетения лаптей) в неолитических стоянках свидетельствуют об очень древнем происхождении этого вида обуви.
МЕХ - выделанная шкурка животных с густой шерстью. Человек использует их с давних времен; вероятно, это был первый материал, из которого человек делал себе одежду. Наиболее ценным мехом считается горностай, шиншилла, соболь, каракульча и др.
МОКАСИНЫ (англ., алгонк.) - мягкая обувь, сшитая из одного или трех кусков кожи, без твердой подошвы, украшенная орнаментом, иглами дикобраза, характерная для индейцев Северной Америки. В настоящее время так называется эластичная обувь с различного рода вставками в области союзки.
МУЛЛЕУС (лат.) - древнеримская мужская обувь красного цвета, которую носить могли только определенные лица.
МЮЛЬ (фр.) - в 16 в. туфли без задников, которые имели распространение во многих странах.
НОГОВИЦЫ - вид обуви, закрывающей только голени, без ступни.
ОБОРЫ - на Руси завязки, продетые в боковые ушки лаптей, ими привязывали лапти к ноге.
ОБУВЬ - под обувью понимают все ее виды, основу которых составляет подметка размером во всю ступню: это и сандалии на ремешках, и туфли на каблуках, и сапоги с раструбами. Часто обувь получала название по своему внешнему виду.
Обувь "коровья морда" - в 16 в. в Германии обувь с квадратным носком, которая соответствовала шаубе.
Обувь "медвежья лапа" - в эпоху Возрождения в Испании обувь с очень широким носком.
Обувь "утиный нос" - французская обувь, модная во второй половине 17 в., имевшая плоский округлый носок, обычно белого цвета, на высоком (до 7 см) красном каблуке и толстой, обтянутой красной кожей подошве. Туфли эти украшались бантом на подъеме и розеткой на носке. Введены в моду Людовиком XIV (1638-1715), так как он был невысок ростом.
ОКСФОРДЕТТЫ (англ.) - женские полуботинки на шнурках, с низким каблуком и толстой подошвой. Элемент молодежной моды 20 в. Названы по г. Оксфорду (Англия).
ОКСФОРДЫ (англ.) - так называемые оксфордские туфли: мужские полуботинки на шнурках. Названы по г. Оксфорду (Англия).
ОНУЧИ - узкие длинные (до 5 м) куски ткани, которыми обертывали ноги; обычно носились с лаптями. Обувь народов Восточной Европы.
ОПАНКИ (серб. - хорв.) - характерная кожаная, зачастую плетенная сверху обувь типа мокасин у сербов, хорватов, черногорцев, южных славян и др.
ОПИНЧЬ - традиционная молдавская обувь, похожая на украинские постолы, обычно из свиной кожи; поверх нее носили обертки из мешковины или белой шерсти.
ОПОЕК - телячья кожа, идущая, в основном, на изготовление обуви, мягче юфти.
ПАНТОФЛИ, ПАНТУФЛИ (фр,) - котурны, попавшие в Италию, где их называли "пантофли" - пробковая обувь, в конце 15 в. появились во Франции. Вначале это была модная мужская обувь, в 16 в. ее стали носить только женщины. В 14-15 вв. пантофли на толстой деревянной подошве надевались на модные тогда клювовидные башмаки {пулены во Франции).
ПАРУСИНА - очень прочная, плотная, толстая, тяжелая, жесткая ткань из льняной или хлопчатобумажной пряжи низких номеров. Используется для шитья рабочей одежды, плащей, верха обуви и т.п.
ПАТРОН (нем., фр.) - трафарет, образец для выкройки в швейном, обувном деле и т.д.
ПАТТЕНЫ - в английской истории башмаки на деревянной подошве с железным ободом, надевавшиеся поверх обычной обуви для ходьбы по грязи.
ПИМЫ - высокие сапоги из камусов мехом наружу у народов Севера и Сибири.
ПОДОШВА - толстая кожа, особой выделки, подшиваемая под низ обуви.
ПОРШНИ - обувь из одного или нескольких кусков кожи (главным образом из конины, лучшие - из свиной кожи), стянутая на щиколотке ремешком; постолы. Обычно носят летом, на покосе; рыбаки надевают поверх бахил.
ПОСТОЛЫ - 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции мягкая обувь, сшитая из кожи, которую обычно носили бедняки.
ПРЮНЕЛЬ (фр.) - в старину плотная тонкая ткань для изготовления верха обуви.
ПУЛЕНЫ (фр.) - остроносая мягкая обувь с загнутыми вверх носками. Длина носков была строго регламентирована для различных сословий. Предположительно, мода на них пошла от Готфрида Плантагенета, графа Анжуйского, который на большом пальце ноги имел нарост, и, чтобы скрыть этот недостаток, он стал носить ботинки с загнутыми вверх носками. Эта обувь быстро вошла в моду, ее носили на протяжении 14-15 вв..
ПУНТАС (исп.) - в 16-17 вв. металлические наконечники на шнурках или лентах-завязках, которые использовали для шнуровки.
ПЫЖИК - молодой северный олень, безрогий теленок; его мягкая пышная шерсть и тонкая кожа идут на лучшую одежду у народов Севера и Сибири.
ПЬЕКСЫ (фин.) - специальная обувь с загнутыми кверху носками, чтобы ходить на лыжах.
РОВДУГА - замша из оленьей или лосиной шкуры у народов Севера или Сибири.
САБО (фр.) - башмаки на деревянной подошве или выдолбленные из дерева; различным образом украшались (даже инкрустацией). В основном, сабо носили крестьяне; иногда они уничтожали урожаи хозяев - это называлось саботажем. Сразу после Французской революции (1789-1794 гг.) многие люди, сочувствующие новому режиму, оделись в сабо.
САНДАЛИИ (гр.) - первоначально обувь в виде деревянной, кожаной или пробковой подошвы, прикреплявшейся к ноге ремешками. Ременное крепление могло быть самым различным. Сандалии были известны еще в странах Древнего Востока. Фактура ремней, способы завязки, цвет менялись в зависимости от моды. В 6 в. до н.э. этруски уже вывозили сандалии из Тира (ныне ливанский г. Сур).
В Риме сандалии считались исключительно домашней обувью и появляться в них на улицах было запрещено. Иногда подошвы украшались орнаментами из гвоздей, например, в виде христианских символов, и рисунок отпечатывался на песчаном полу дома.
В настоящее время это, в основном, уличная обувь из натуральной или искусственной кожи с ремешками, без каблуков.
САПОГИ - обувь с высокими голенищами; сапожки, полусапожки - обувь с укороченными голенищами (например, до щиколоток).
Сапоги ковбойские - сапоги в стиле "вестерн" с узорчатыми аппликациями и инкрустациями, с длинной бахромой.
Сапоги охотничьи, или жокейские - высокие, плотно облегающие ноги, на низком плоском каблуке.
Сапожки "чакка" (англ.) - обувь для верховой езды, до щиколоток, на шнурках, из замши.
САФЬЯН (перс.)- кожа таннидного (растительного) дубления для изготовления обуви, книжных переплётов, галантерейных изделий и т. п., выделываемая из шкур овец, коз. Окрашена в яркие цвета. Родина сафьяна - Малая Азия. С середины 18 в. сафьян стали вырабатывать в России и Западной Европе.
СОКК (фр.) - во второй половине 16 в. женская обувь на деревянных подставках цокколи, заимствованная из Италии.
СПИЛОК - слой дермы, полученный при двоении (разделении на слои) полуфабриката в производстве кожи. Различают спилок лицевой, средний и мездровый (или бахтармяный). Из тонкого лицевого спилока производят фотокожу или галантерейную кожу. Лицевой сравнительно большой толщины и средний спилок служат для получения кожи, используемой в основном для изготовления обуви. Из бахтармяного спилока вырабатывают велюр для обуви и одежды, а также кожи хромового дубления для верха обуви и юфть, имеющие искусственную лицевую поверхность. Мелкий спилок и спилковую обрезь (откраиваемые тонкие края) используют для приготовления технического желатина, клея и др. продуктов растворения коллагена.
СУЛЕТТ (фр.) - в 17 в, специальная кожаная пластинка, к которой крепились ремешки, удерживающие шпоры.
СУПИНАТОР - ортопедическое изделие (стелька), предназначенное для поддержания уплощенных продольного или поперечного сводов стопы. Применяется при плоскостопии, после перелома костей голени или стопы - для профилактики развития плоскостопия. Изготавливается из кожи, пробки, металла или пластмассы и вкладывается в обычную или ортопедическую обувь.
ТАБАРЫ, таборы (печорск.) - обувь в роде кенг, калош.
ТОРБАСЫ - сапоги из шкур, обычно оленьих, у народов Севера и Сибири; женские - до колен, мужские - короче.
ТУФЛИ (нем.) - легкая мужская и женская обувь.
Туфли балетные - туфли в балетном стиле, обычно на плотной подошве без каблука, с ремешком через подъем или у лодыжки, мягкие, удобные. Чаще всего их носят с носками.
Туфли кембриджские - полуботинки без шнурков с резинкой на подъеме.
Туфли оксфордские - см. Оксфорды.
УЛЕВИ, улеги и унега (сиб.) - верхние сапоги из оленьих камысов, с оленьих ног.
УНТЫ (эв.) - короткая обувь у эвенков из оленьих камусов (шкур с ног), украшенная кусочками песцовых или заячьих камусов, цветным сукном, бисером. Внутри - на меховой подкладке, подошвы из стриженой оленьей шкуры. Длинные унты стягиваются под коленом вздержкой. Унтами называются также пимы или торбаса (меховые сапоги). Русские крестьянские унты в Сибири короче, их часто изготовляют из оленьих и конских камусов.
УПАКИ - в основном, на Руси - мужичьи сапоги с грубыми голенищами из сыромятной кожи; в Сибири - бахилы, тяжелые, неуклюжие сапоги для работы; в Вологодской области - валеная или суконная обувь.
ФАСОН (фр.) - покрой, модель, по которой изготовлена одежда, головной убор, обувь и т.п.; внешняя форма изделия.
ХУТУЛЫ, вост.-сиб. унты, сапоги мягкой, барловой, замшевой кожи.
ЦОККОЛИ (ит.) - в 16 в. деревянные подставки, которые носили женщины для увеличения роста; это было необходимо для уравнивания пропорций костюма, чтобы удлинить ноги.
ЧАКЧУРЫ (вост.), чапчуры - женская обувь, пониже котов.
ЧАРКИ, ЧАРЫ - традиционная мужская и женская обувь Сибири; башмаки с суконной опушкой типа бахил.
ЧАРЫКИ - традиционная обувь типа постолов у народов Средней Азии, Турции: сапоги на толстой подошве, которую кроили шире и длиннее ступни, загибали наверх и прошивали. Голенища кроили отдельно.
ЧЕБОТЫ, ЧОБОТЫ - на Руси - сапоги; мужские и женские высокие, до щиколоток башмаки; женские коты.
ЧЕПРАК (от тур.) - средняя часть шкуры животного и выработанная из нее кожа. Характеризуется большой плотностью, толщиной и высокой износостойкостью. Используется для изготовления низа обуви, ремней и др.
ЧЕРЕВИКИ, ЧЕРЕВИЧКИ - древнерусское название кожаной обуви. В юго-западных областях России, на Украине - это кожаные, обычно цветные, башмаки с острым носом, на каблуках (главным образом женские). На севере России - это старинные праздничные женские башмаки.
ЧИТЕК - полусапожки из мягкой кожи у татар.
ЧОКОИ - традиционная обувь в виде чулок, обычно из телячьей кожи, с загнутыми кверху носками, у туркмен; кроилась из одного куска. Верхняя часть доходила до колен (или ниже) и сшивалась не до конца, закрепляясь у щиколотки кожаными ремешками. Раньше их носили пастухи и табунщики. Орус чокои - сапоги из войлока, иногда для прочности обшивались кожей.
ЧУВЯКИ, ЧЕВЯКИ (тюрк.) - мягкая кожаная обувь без каблуков у народов Кавказа и Передней Азии.
ЧУНИ - пеньковые веревочные лапти.
ШАГРЕНЬ (фр.) - мягкая шероховатая кожа, выделываемая из козьих, овечьих и других шкур с особым рисунком; ткань с таким же рисунком.
ШАРЛИ - овечья шерсть высокого качества от саксонских мериносов, выращиваемых не на открытых пастбищах, а в закрытых помещениях. Имеет очень тонкое, длинное, однородное волокно чисто белого цвета. Оптовая цена раза в четыре выше, чем на обычную овечью шерсть. Названа по ферме Шарли близ Мельбурна (Австралия), где впервые получена эта шерсть.
ШЕВРЕТ (фр.) - кожа хромового дубления из шкур овец. Применяется для изготовления верха обуви, галантерейных изделий.
ШЕВРО (фр.) - мягкая кожа хромового дубления из шкур коз. Применяется для изготовления верха изящной обуви.
ШНУРКИ - в допуговичную эпоху служили для скрепления двух частей одежды, С появлением пуговиц шнурки не исчезли, особенно модны были в 16 в. Ландскнехты, например, скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее концы шнурков украсились металлическими наконечниками (в Испании - пунтас).
ШТИБЛЕТЫ (нем.) - в конце 18 в. в России название суконных, на подкладке, реже - кожаных, голенищ на крючках или пуговицах, гетры. Позже так стали называть мужские ботинки на шнурках.
ЭНДРОМИДЫ - в 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции высокие резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывающих ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой; пальцы ног оставались открытыми.
ЭСКАРПЕН (фр.) - в начале 19 в. мужские легкие плоские туфли с пряжкой.
ЮФТЬ (голл.) - кожа комбинированного дубления с предварительной обработкой жиром, выделываемая из шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Толще и жестче хромовых кож - опойка и шевро. Идет на изготовление обуви, шорно-седельных изделий.
ntuz-dm.ru
Кожанная обувь на Руси
По́ршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже - небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского "лоскут" или "рыхлый". Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди.Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни - это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи.
По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая - образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.
Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.
Башмаки - группа обуви древних славян — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва» .уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов.
Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.
Сапоги - По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский эстонский, литовский, латышский. Судя по археологическим данным, сапоги в деревне почти не употреблялись, зато в городе их носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики. Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни.
Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.
У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.
Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.
Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.
А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.
Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.
По материалам slavyans.myfhology
hystory.mediasole.ru
Кожанная обувь на Руси
По́ршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже - небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского "лоскут" или "рыхлый". Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди.Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни - это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи.
По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая - образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.
Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.
Башмаки - группа обуви древних славян — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва» .уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов.
Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.
Сапоги - По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский эстонский, литовский, латышский. Судя по археологическим данным, сапоги в деревне почти не употреблялись, зато в городе их носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики. Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни.
Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.
У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.
Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.
Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.
А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.
Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.
По материалам slavyans.myfhology
https://cont.ws/post/399547
myhistori.ru
Славянская обувь — Язычество
Кожаная обувь — Лапти всегда были обувью преимущественно деревенской, в городах же предпочитали кожаную (на деревянных мостовых древнерусских городов лапти снашивались особенно быстро). Более того, лапти порою оказывались признаком слабого племени, не способного себя защитить. По убеждению древних славян, уважающему себя народу приличествовала кожаная обувь. Вот пример из летописи, датированной 985 годом. Боярин Добрыня осматривает захваченных пленников-болгар и обращает внимание, что все они в сапогах. «С этих дани мы не получим, — говорит он своему племяннику, князю Владимиру. — Пойдём лучше поищем себе лапотников…» Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно. А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность. Не вдаваясь в подробности, кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: * поршни, * башмаки, * сапоги.
Поршни Как показывают материалы раскопок, простейшие поршни («порабошни», «прабошни», «порошки», «постолы») делались из одного куска кожи, стянутой по краям ремешком (не отсюда ли и ещё одно название — «моршни»?). Вероятно, в глубокой древности, для поршней использовалась даже не кожа, а части обработанных простейшим образом (окуренных дымом) шкур или цельные шкурки мелких животных. Такую обувь легко было приспособить для любого размера ноги, меняя натяжение ремешка. Надо полагать, эти свойства поршня и дали ему имя: часть лингвистов возводит его к уже знакомому нам слову «порт» в значении «тряпка», «лоскут». А другие объясняют его происхождение от прилагательного «порхлый» — «мягкий», «рыхлый». Не случайно, должно быть, мягкие поршни служили первой обувью для ребёнка; детские поршни найдены при археологических раскопках. Поршни крепились к ноге почти так же, как лапти. На некоторых древних изображениях хорошо заметны косые перекрестья на голени, — это значит, что человек был обут в поршни или лапти. Более сложные и нарядные поршни имели прошитый носок и кожаную вставку (нередко отделанную вышивкой или бахромой), которая прикрывала подъём. Некоторые виды поршней в носке шнуровались. При этом фигурные прорези для шнурков одновременно служили и украшением.
Башмаки Следующая группа обуви — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва» .уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов. Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого. По технологии изготовления, по способу кройки историки подразделяют древнеславянские башмаки, на добрый десяток видов. Все они остроносые, с невысоким подъёмом, плотно облегающие ногу. Многие имеют у щиколотки отложной «воротничок», под которым в специальные прорези пропускался ремешок или шнурок для завязывания. Завязка охватывала ногу несколько раз. Если привлечь этнографические данные, относящиеся к некоторым соседним народам, можно предположить, что тугие завязки в случае необходимости делали обувь водонепроницаемой. С другой стороны, в обуви, скроенной из дублёной или сыромятной кожи, нога не «задыхалась», как в современном резиновом сапоге. Одному виду башмаков, найденных в Старой Ладоге, присущ особенный крой — их подошва имеет удлинённый «хвостик», который вшивали в треугольный вырез на заднике. Эти башмаки имеют «близких родственников» в другом углу Балтии, на славянском Поморье (теперь эти земли принадлежат Германии и Польше). Очень похожие найдены и в погребениях: Южной Норвегии. Учёные считают это важным свидетельством обширных связей и взаимодействия культур Балтийского региона в те времена.
Сапоги По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский эстонский, литовский, латышский. Судя по археологическим данным, сапоги в деревне почти не употреблялись, зато в городе их носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики. Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни. Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые. У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой. Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.
pagandom.ru
Кожаная обувь. Мы — славяне!
Кожаная обувь
Лапти всегда были обувью преимущественно деревенской, в городах же предпочитали кожаную (на деревянных мостовых древнерусских городов лапти снашивались особенно быстро). Более того, лапти порою оказывались признаком слабого племени, не способного себя защитить. По убеждению древних славян, уважающему себя народу приличествовала кожаная обувь. Вот пример из летописи, датированной 985 годом. Боярин Добрыня осматривает захваченных пленников-болгар и обращает внимание, что все они в сапогах.
«С этих дани мы не получим, – говорит он своему племяннику, князю Владимиру. – Пойдём лучше поищем себе лапотников…»
Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой – на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.
Кожаная обувь разных видов и схема превращения одночастных заготовок в многочастные: 1 – расчленение на две одинаковые части, 2 – на две неодинаковые (основная и деталь) части, 3 – на подошву и верх (одно-, двух-, трехчастный)
А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.
Не вдаваясь в подробности, кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: поршни, башмаки, сапоги.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
История русской обуви - Русские народные костюмы
Г.В. Судаков. Были о словах и вещах. Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1989гhttp://www.booksite.ru/fulltext/sud/akov/byly/index.htm
russkie-kostumy.livejournal.com
Есть предположение о том, что у русских, впрочем, как и у других славянских народов, самая первая обувь представляла собой обычную подошву, у которой края были подняты вверх и у подъема ноги стянуты шнурком, лыком или ремнем. Такая обувь называлась «опанки», а немного позже «курпы», однако название «поршни» принесло этой обуви большую известность. В этот же временной период, на территории всей Руси были широко распространены лапти, которые представляли собой плетеную обувь из лыка. В Лаврентьевской летописи, датируемой 985-ым годом, встречаются упоминания лаптей. Немного позже, в «Повести временных лет», так же встречаются сведения о обуви тех лет. Чуть позже, турецкое слово «постол» стало использоваться для обозначения крестьянской обуви. Так же широко были распространены полусапожки с разрезом впереди, которые доходили до середины голени и застегивались или зашнуровывались. Высокие кожаные сапоги, полностью закрывающие голень, появились лишь к концу языческого периода славян. Слово «сапог», в «Слове о полку Игореве», обозначает не что иное, как высокую обувь.
В результате археологических раскопок, проводимых в Москве, Пскове, Новгороде, Старой Ладоги и ряда других старинных городов, были найдены образцы обуви и кожаных изделий, а так же орудия и приспособления, применяемые в обувных и кожевенных ремеслах: ножи для резки кожи, кривые иглы для шитья, струги, гвозди и деревянные обувные колодки. В Новгороде было найдено порядка 200 обувных колодок различных размеров и форм. Колодки были своего рода моделями для изготовления обуви. Развитие приемов раскраивания верхней части обуви, шло одновременно с увеличением количества деталей, что позволяло не только повысить эксплуатационные качества обуви, но и существенно экономить материал. Вместе с основными деталями заготовок, которые определяли конструкцию самой обуви, были и те, которые придавали обуви жесткость и фиксировали ее форму. Разнообразие швов, с помощью которых скрепляли между собой детали обуви, свидетельствует о том, что на Руси бурно развивалось обувное производство. Древнерусская обувь была двух типов: жесткой и мягкой конструкции. Обувь жесткой конструкции имела куда больше деталей как основных, так и дополнительных, чем обувь мягкой конструкции, в которой были только основные детали верха и подошва. В письменных источниках того времени, простейшая обувь называлась «черевья» или «прабошни черевьи», которая представляла собой поршни из мягких частей кожи. Различают три основных вида поршней: простые, составные и ажурные. Ажурные поршни выгодно отличались своим изяществом и более сложным и кропотливым оформлением и декором. Туфли или ботинки являются вторым наиболее распространенным видом обуви тех времен. У них была пришивная подошва до 3,5 см толщиной и мягкая свободная конструкция. Полусапожки были разновидностью обуви с голенищами, которые отличались более короткими голенищами и мягкой пяткой. Сапоги с приподнятыми носами, были наиболее популярны в XV-XVI вв. голенище у таких сапог было двухшовным с поднарядом. Швы, которые соединяли голенище и переднюю часть сапога, были отделаны кантиком из кожи. |
www.krupenichka.ru