Почему берестяные грамоты стали сенсацией? Береста это в древней руси


Что такое береста, как ее используют? :: SYL.ru

Многие интересуются, что такое береста, а также что можно из нее сделать. Изделия из этого материала известны с давних времен. Изготовление их относится к истинно русским промыслам.

Что собой представляет береста

Каждый человек, наверное, слышал об изделиях из бересты, однако не каждый знает, что такое береста и как именно ее получают. Все изделия из этого материала ассоциируются со средневековьем, так как их изготавливали еще в Древней Руси.

Береста, фото поделок из которой показывает всю красоту этого материала, представляет собой верхний слой очищенной и подготовленной березовой коры. Это природный материал, который добывается просто в лесу. Время среза напрямую связано с движением березового сока. В конце весны начинают набухать почки, и ток сока в растении увеличивается. В это время и нужно заготавливают бересту.

Что такое береста и каковы особенности ее заготовки, интересует многих ремесленников, которые предпочитают заниматься народным творчеством. Это наружная часть коры, которая состоит из легко отделяемых полупрозрачных тонких слоев различных цветов. Береста обладает целым рядом полезных качеств, поэтому материал широко применяется. Он отличается:

  • пластичностью;
  • гигроскопичностью;
  • небольшим весом;
  • простотой обработки;
  • доступностью.

Слово "береста" обозначает наружный слой коры березы, или подкорье. Снаружи она твердая и белая, а внутри - коричневая и достаточно упругая.

Основные преимущества материала

Нужно знать не только, что такое береста, но и какими преимуществами обладает этот натуральный, качественный материал. Верхняя часть березовой коры отличается гибкостью и прочностью, а также она не подвержена гниению, поэтому ее зачастую применяют в быту у многих народов. Размоченная береста достаточно просто расслаивается, хорошо поддается обработке, а также не боится плесени и сырости.

Верхняя ее сторона гладкая, с несколько зеленоватым оттенком, со светочувствительным слоем, поэтому есть возможность добиться неповторимого эффекта создания светлого рисунка на темном фоне. Этот материал не впитывает краску, поэтому хорошо подходит для росписи. Береста очень хорошо режется, сшивается, клеится, плетется. По ней можно рисовать, писать и выжигать.

Как его заготавливают

Чтобы получились красивые изделия из бересты, нужно правильно заготовить этот материал. Для этого нужно надрезать кору на дереве небольшими секциями и аккуратно снять подготовленные пласты.

Берестяную ленту срезают со ствола дерева среднего возраста, растущего на почве с умеренной влажностью и уровнем освещенности. Срез должен идти по спирали, так как это позволяет получить саргу длиной в несколько метров. Снятие бересты с живого дерева угрожает его здоровью, и оно может даже погибнуть. Именно поэтому для поделок желательно использовать кору с упавших или уже сухих деревьев.

Для хранения бересту помещают под пресс, тщательно расправляя, чтобы кора не заворачивалась. Свежая кора может подойти для изготовления различных изделий без предварительной подготовки. Если же используется береста с упавших деревьев, то ее предварительно нужно немного прогреть в теплой воде, чтобы кора ее хорошо впитала. Это придаст материалу определенную гибкость и эластичность.

Способы обработки

Из бересты своими руками можно изготовить множество различных изделий, самое главное - правильно обработать этот материал. Существуют самые различные способы его художественной обработки, а именно:

  • роспись;
  • чеканка;
  • плетение;
  • окраска;
  • выжигание;
  • тиснение.

Тиснение – очень практичный способ декорирования, так как он не нарушает целостность материала и сохраняет его первоначальный цвет. Некоторые мастера выполняют тиснение простым ножом и делают узор сразу же, без наметок. Однако чаще всего предварительно подготавливается картинка, которая затем выдавливается на бересте.

Резьба относится к самым интересным техникам. Для придания определенного контраста изначально подбирается текстура нижнего слоя, которая более темная и выполнена из сосны или кедра. Иногда фон подбирается светлее, чем основа. Орнамент прорисовывается на верхнем слое, а готовое изделие своим видом напоминает ажурное кружево. Иногда мастера сочетают резьбу с тиснением для получения большей четкости контура рисунка.

Достаточно практичным и интересным способом отделки является выжигание. Многие мастера используют эту технику для создания красивых и оригинальных картин. Они очень выгодно подчеркивают расположение линий коры. Несколькими легкими штрихами мастер усиливает естественный рисунок и при надобности добавляет дополнительные детали к композиции.

Роспись отличается пластичной красотой готового орнамента. Различные оттенки красок имеют очень широкую гамму и эффектно выглядят на теплом фоне березовой коры. Плетение из бересты применяется для придания изделию особой фактуры. Тоненькие нити продеваются через прорези фона и образуют определенный узор.

Где применяется береста

Бересту издавна использовали в строительстве для защиты от гнили, холода и сырости. Этим материалом обшивали лодки, а также делали из него рыбацкие принадлежности. Народные умельцы из бересты изготавливали:

  • обувь;
  • чемоданы;
  • посуду;
  • игрушки;
  • украшения.

На Руси во времена язычества обереги вешали над окнами и деревьями. По поверьям, они охраняли дом от злых духов. Кроме того, из этого материала делали грамоты, которые относятся к памятникам славянской культуры.

Список изделий из этого материала очень широкий. Самые известные поделки – различная посуда и домашняя утварь. Из бересты изготавливают короба и корзинки для сбора ягод и грибов, черпаки и емкости различной формы. В таких емкостях можно хранить не только сыпучие, но и жидкие продукты. В берестовых емкостях намного дольше хранится молоко и не прокисает.

В хлебнице из бересты хлеб длительное время остается свежим и мягким, а в крупах и муке не заводятся жучки. Кроме того, этот материал известен своими свойствами забирать из продуктов чрезмерную влагу. Если его обработать определенным образом, то можно даже готовить на костре различные блюда. Береста обладает таким качеством, как возможность сохранять температуру.

Из бересты изготавливают лапти. Обувь из бересты начали изготавливать, прежде всего, из-за того, что этот материал доступный и водонепроницаемый. Поделки из бересты просто поражают своим многообразием, так как из этого материала изготавливали музыкальные инструменты, детские погремушки, рукоятки для ножей, рыболовные поплавки. Кроме того, ее применяли в качестве надежного кровельного материала и для обшивки лодок.

Лекарство

В березовой коре содержатся различные полезные вещества, такие как лупеол, бетулиновая кислота и многие другие. Они отличаются противовоспалительными, антисептическими и восстанавливающими качествами. Славяне научились изготавливать из этого материала лекарства, которые применяются до сих пор, например, различные отвары, деготь, используемый для изготовления мыла и мази Вишневского.

Обувь

Еще одно применение этого материала – изготовление из березовой коры обуви и стелек. Лапти, сделанные из березовой коры, устраняют различного рода грибковые болезни, потливость ног. Такие качества этой обуви придает особое вещество - бетулин, содержащееся в коре березы и окрашивающее ее в белый цвет.

Короба

Для хранения одежды, предметов быта ииспользуются короба, изготовленные из бересты. Из этого материала наши предки делали:

  • корзины;
  • лукошки;
  • шкатулки;
  • короба;
  • кошельки.

Благодаря уникальным свойствам бересты, в них не заводилась моль и другие паразиты.

Выбор материалов и инструментов

Для изготовления различных поделок из бересты лучше всего брать ее на вырубке леса, где прокладывают дорогу. Со срубленного или спиленного дерева можно легко снять кору не только с верхней, но и с нижней части ствола. Береста должна быть ровной и гладкой, без утолщений и наплывов. Самая лучшая кора получается из берез, которые растут в смешанных лесах. Совершенно не пригоден для работы материал, взятый в заболоченных местностях.

Белоснежная береста отделяется очень просто и инструментом для этого является обычный острый нож. Для достаточно крупных изделий березовую кору снимают лентой и пластами. Наружную сторону тщательно зачищают при помощи ножа или шкурки и освобождают от мха и наросших грибков. Внутреннюю сторону нужно зачистить от остатков коричневой коры и протереть влажной тряпкой. Для изготовления крупных изделий подходит даже самая толстая береста, а для небольших ее нужно распарить и разобрать на несколько слоев руками без использования дополнительных инструментов.

Для работы потребуются ножницы, круглое шило, линейки, скрепки.

Организация рабочего места

В качестве рабочего места может быть использован самый обычный прочный и устойчивый стол. В помещении должно быть хорошее освещение, водопровод и место для хранения материала. При проведении всех требуемых работ обязательно нужно соблюдать технику безопасности и противопожарную профилактику. Это легковоспламеняющийся материал, поэтому пользоваться открытым огнем около мест его хранения запрещается.

www.syl.ru

Берестяные грамоты — язык древних славян

Если бы современный человек неожиданно оказался на улицах древнего Новгорода, то он не смог бы понять язык новгородцев. Как утверждают ученые, все языки, не только славянские, со временем, претерпевают изменения не только в значении слов и порядке размещения их в предложениях, но трансформируется их звуковой ряд. Так, если человек не знаком со старославянским языком, то он не сможет прочитать «Слово о полку Игоревом» на языке автора. И если сегодня можно понять переписку Ивана Грозного, то князь Владимир никогда бы не понял ни речь, ни письмо Ивана Грозного.

Существует ошибочное мнение, что службы в православных храмах ведутся на древнерусском языке. Дело в том, что служат в храмах на церковнославянском, а он значительно отличается от языка древних русов.

Известно, в далекие времена, несколько тысячелетий назад, на земле жили племена, которые общались на одном языке (сегодня этот язык называют праиндоевропейским). Когда они расселились на территориях ЕвроАзии, они продолжали говорить на общем для них языке. И хотя, в последствии, проязык претерпел большие изменения, но именно он лег в основу большинства современных языков.

Древнерусский язык, также произошел из семейства индоевропейских языков. До сих пор базовые слова в европейских языках очень схожи: например, слово «ночь» («note», «night», …), мама, солнце, дочь и т.д.

Во II тысячелетии до нашей эры произошло так, что люди, ранее говорившие на одном языке, перестали понимать друг друга: наречия слишком изменились. Тогда же из общеиндоевропейского языка отделился и общеславянский. Даже сегодня заметна общность языка между русским, словацким, польским, болгарским. Поэтому славяне могут не только общаться общими фразами, но и прочитать не сложный текст. А вот немцы не могут похвастаться тем же: германские народы не сохранили такую же близость между собой, как славянские языки.

Но вернемся к языку, на котором ведется церковная служба. Кирилл и Мефодий перевели всю церковную литературу и службы на свой родной язык – македонский. С тех пор, этот язык стал литературным для всей Руси и восточных славян вплоть до конца 18 века. За все это время церковный язык постепенно начал использовать русскую разговорную речь, в результате сегодня в храмах звучит язык, близкий восточнославянскому.

Сегодня удалось восстановить язык наших предков. И в этом очень помогли, найденные археологами в Новгороде, берестяные грамоты.

Береста была намного дешевле пергамента, поэтому для повседневного использования в переписке она являлась легкодоступной и демократичной. Писали на ней при помощи твердых и острых стержней, выполненных из металла или специальной кости, их называли «писалом». Но иногда на бересте писали и чернилами. Самые старшие берестяные письма, найденные на сегодня, датируются 9 веком (до крещения Руси). Новгородцы использовали письма не только в какой-нибудь профессиональной сфере, обмен берестяными посланиями был повседневным явлением для купцов, монашества, знати, воинов, ремесленников, крестьян и других простых жителей города. В большей части грамот, сообщения написаны на древнерусском, а остальные на церковнославянском. Нашлись и письма, написанные иностранцами: на латинском, прибалтийско-финском, греческом и нижнемецком языках. Кстати, письмо на прибалтийско-финском было заклинанием, и оно значительно старше всех писем, написанных по-фински из найденных на сегодня.

В древней Руси минимальный уровень грамотности – умение читать и приобретение элементарных навыков письма. Более продвинутое обучение проходили будущие книгописцы. Берестяные грамоты написаны простыми людьми, с ошибками, но они ярко отобразили особенности неповторимой живой речи 9-15 веков.

Берестяные грамоты убедительно опровергли ошибочное мнение, что грамотой владели на Руси только знать и священнослужители, а остальное население было малограмотным. Летописи рассказывали, как правило, о жизни исторических личностей: о князьях и высшем духовенстве, а береста поведала о жизни простых людей, о их чувствах, мыслях и надеждах. Из берестяных документов мы узнаем о их финансовой, судебной системах, правилах торговли. Найдены тексты магического содержания. Например, вот такой заговор от лихорадки: «Тридевять ангелов, тридевять архангелов, избавьте раба божьего (имя) от трясавицы молитвами святой Богородицы».

Берестяные письма найдены не только в новгородской земле, но еще в двенадцати городах России. Надо отметить, что подобные (по содержанию) письма найдены у скандинавов. Их называют «Бергенский архив»: документы написаны на деревянных маленьких досках или щепках.

Берестяные письма сослужили Руси хорошую службу: грамота очень быстро распространялась по всей территории страны. Особую положительную роль выполнили школы, созданные русским князем Ярославом Мудрым. Вот, в частности, в Новгороде Ярослав Мудрый «…собрал от попов и старост 300 детей и отдал на учение книжное», а затем, эти обученные дети, стали элитой новгородской и основой распространения грамотности среди населения. И таких княжеских школ на Руси было множество. Судя по берестяным грамотам, в этих школах преподавалась азбука и основы православной веры. Согласно записям на грамотах, христианская вера вошла прочно в повседневную жизнь древнерусского народа: даже в обычных письмах есть церковные обороты. Очень много берестяных грамот были написаны женщинами, поэтому историки сделали вывод, что девочек учили грамоте наравне с мальчиками. До нас дошла книга «От Марты», написанная женщиной как наставление поведения в доме, инструкция по засолке и готовке, а также наставление о чутком отношении к родителям.

Но нельзя говорить, что на Древней Руси присутствовала поголовная грамотность. Многие берестяные письма писались под диктовку, причем, чаще всего, писцами выступали представители духовенства.

Согласно легендам, в Новгороде хранилась уникальная книга – восковой Псалтырь. Ее создание датируется 1000 годом. Но книгу спрятали во время каких-то трагических событий и до сих пор она не найдена. Многие пергаментные документы, хранившиеся в домах, уничтожены многочисленными пожарами, которые разрушали до основания деревянные постройки. А берестяные грамоты стали доступными нам потому, что их часто выбрасывали за ненадобностью (они не представляли ценности для древних русичей) и береста сохранились в земле вместе с другими обычными вещами древних поселений.

Говорят, что в стране быстрее кончиться нефть, чем находки берестяных грамот на территории России. Берестяные письма будут находить и наши потомки. И это хорошо. Связь времен не должна теряться, а история должна быть не выдуманной, а настоящей, все значимые события которой подтверждены документально, включая и такой источник, как берестяные грамоты.

No related links found

tainy.net

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

В 1951 году археологическая экспедиция Артемия Владимировича Арциховского, проводившая раскопки в Новгороде, обнаружила первую берестяную грамоту. И с тех пор их находили во множестве, причем не только в Великом Новгороде. Берестяные грамоты стали исторической сенсацией, поскольку дали возможность узнать обыденную жизнь людей русского Средневековья. Как же изменились наши представления о жизни наших предков? Рассказывает доктор филологических наук Алексей Гиппиус, профессионально специализирующийся на изучении берестяных грамот.

 

Раскрасить контуры

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?— Алексей Алексеевич, как изменило открытие берестяных грамот представления историков о культуре Древней Руси?

— Оно значительно их расширило. Благодаря изучению берестяных грамот для нас открылась повседневная жизнь Древней Руси. До того наши знания об этой эпохе базировались на летописях, на таких юридических текстах, как «Русская Правда». Летописи имеют дело с событиями и фигурами «большой» истории, ее герои — князья, знать, высшее духовенство. А как жили обычные люди — горожане, крестьяне, купцы, ремесленники? Косвенно об этом мы могли судить только из юридических текстов, но там ведь фигурируют не конкретные люди, а просто некие социальные функции. Открытие же берестяных грамот дало возможность непосредственно увидеть реальных действующих лиц этой «малой» истории. Те общие контуры, которые у нас были до того, окрашиваются, приобретают конкретные очертания.

— А о каких сторонах жизни тогдашних людей мы можем судить по берестяным грамотам?

— Берестяные грамоты — это письменность практического характера. Древнерусский человек, когда брался за «писало» (это такой заостренный металлический стержень, которым процарапывались буквы на бересте, греки называли его стилос), исходил из какой-то бытовой необходимости. Например, находясь в поездке, отправить письмо родным. Или написать заявление в суд. Или составить какую-то памятку для себя. Поэтому берестяные грамоты знакомят нас прежде всего с практической жизнью той эпохи. Из них мы узнаём принципиально новые вещи об устройстве древнерусской финансовой системы, о древнерусской торговле, о судебной системе — то есть о том, о чем из летописей мы очень мало знаем, летописи таких «мелочей» не касаются. Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

— Есть ли противоречия между тем, что мы знаем из летописей, и тем, о чем говорится в берестяных грамотах?

— По идее, противоречий быть не должно. Но чтобы правильно соотнести содержание берестяных грамот с другими источниками (в первую очередь летописями), надо их правильно понять. А тут есть проблема. В берестяных грамотах люди, как правило, обозначаются только именами, и надо сообразить, кто они — купцы, дружинники, священники, бояре. То есть, например, когда какой-нибудь Милята обращается к своему брату, требуется понять, что Милята купец. А когда Мирослав пишет Олисею Гречину — определить, что первый — это посадник, а второй — член суда. То есть надо соотнести авторов и персонажей берестяных грамот с их социальным статусом и функцией. А это не всегда просто. В целом же можно ответить так: явных противоречий нет, но наши представления об этих сторонах жизни, почерпнутые из летописей, крайне приблизительны, неточны — благодаря же берестяным грамотам они становятся не просто более точными, а наполняются жизнью. Это примерно как карандашный контур человеческой фигуры — и эта же фигура, написанная красками, во всех подробностях.

— Верно ли, что берестяные грамоты находят именно на Новгородчине, и потому они дают новую информацию только по бытовой жизни новгородцев?

— Нет, это неверно. Сейчас берестяные грамоты найдены в 12 городах, среди которых И Старая Русса, и Псков, и Тверь, и Торжок. Кстати, и Москва — в Москве обнаружено семь берестяных грамот. А самый южный пункт — это Звенигород-Галицкий на Украине. Но правда в том, что большинство берестяных грамот археологи нашли именно в Великом Новгороде. Там их найдено 1089 на данный момент, а во всех остальных городах, вместе взятых — 100. Причина не в том, что новгородцы были грамотнее прочих и больше писали — просто там такая почва, в которой береста лучше сохраняется. Берестяная же письменность была распространена по всей территории Руси.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

Кстати сказать, подобные (по содержанию) грамоты использовались не только на Руси — были они и у скандинавов. Скажем, в Норвегии есть так называемый «Бергенский архив» — это документы примерно того же типа: частные записи, письма, записки для памяти. Но не на бересте, а на деревянных дощечках и щепках.

— А кстати, почему не на бересте? В скандинавских странах березы тоже растут.

— Думаю, тут дело просто в сложившейся традиции. На Руси письменность возникла вместе с принятием христианской веры и культуры. Поэтому основной вид славянского письменного текста — это книга, сшитые листы пергамена. И в некотором смысле лист бересты — подобие пергаменного листа. Особенно если его обрезать по краям, как это часто делалось. У скандинавов же их письменность — руны — возникла гораздо раньше, нежели эти народы приняли Крещение. И как привыкли они издавна вырезать руны на щепках и дощечках, так и продолжили вырезать.

 

Школа князя Ярослава

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

Новгород, 1180–1200 г.Содержание: От Торчина к Гюргию (о беличьих шкурках)

— Насколько я помню, самые ранние берестяные грамоты датированы началом XI века. Закономерный вопрос: откуда в древней Руси взялось столько грамотных людей, если письменность возникла уже после Крещения Руси?

— Небольшое уточнение: самые ранние берестяные грамоты датированы 30-ми годами XI века. То есть между крещением Руси в 988 году и появлением бытовой письменности на бересте — около полувека. Видимо, эти полвека как раз и ушли на то, чтобы сформировалось поколение, для которого письмо — не что-то особенное, а вполне обычное, повседневное дело.

— Откуда же взялось это поколение? Само выросло или его специально выращивали?

— Его специально выращивали, и мы даже знаем, как именно. Появление первых берестяных грамот замечательным образом совпадает со свидетельством новгородской летописи, где рассказывается, как князь Ярослав в 1030 году пришел в Новгород и устроил школу. «Собрал от попов и старост 300 детей и отдал на учение книжное». Иногда эту летописную запись подвергают сомнению, но я считаю ее вполне достоверной. Есть, кстати, и подтверждение из «независимых источников». В скандинавской саге об Олафе Трюгвассоне написано, что он посещал школу в Новгороде при Ярославе. Как долго действовала эта школа, мы, к сожалению, судить не можем, но это было, конечно, очень важное культурное предприятие.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

Так вот, эти триста детей выучились грамоте и стали, как сейчас выражаются, интеллектуальной элитой новгородского общества, они составили социальную базу распространения грамотности. То есть они и друг с другом переписывались, и, весьма вероятно, учили грамоте своих знакомых, а повзрослев, своих детей. Таким образом, круг грамотных людей быстро расширялся.

Кроме того, пользу грамоты очень быстро оценили купцы. Сейчас ведутся споры, существовала ли на Руси какая-то «коммерческая» письменность еще до официального крещения. Но это вряд ли. Новгородские археологические данные говорят о том, что до 30-х годов XI века ничего подобного не было. То есть бересты находили много, но с рисуночками, а не с теми или иными письменами.

Кстати, существует знаменитая новгородская восковая Псалтирь, ее датируют примерно 1000 годом. То есть той эпохой, когда книжная письменность уже появилась, но ее бытового использования еще не было.

Кодекс из трех липовых дощечек лежал в земле в полной сохранности. Как он туда попал, мы не знаем; возможно, книгу спрятали при каких-то трагических обстоятельствах. А вот берестяные грамоты никто не прятал. Их попросту выбрасывали, как обычный мусор.

— То есть как?

— Да, их выбрасывали за ненадобностью. Прочел человек письмо или записку, получил информацию, да и выкинул. Парадокс: именно потому эти берестяные грамоты и сохранились до наших дней. То, что тщательно берегли, погибло в пожарах (вспомним, что все древнерусские дома рано или поздно сгорали). А то, что выбрасывали, попадало в почву, в так называемый культурный слой, и в новгородской почве вся органика прекрасно сохраняется.

Интересно, что те берестяные грамоты, которые находят на месте стоявших там когда-то домов, сохранились лишь потому, что провалились в щели между половицами и оказались на уровне нижних венцов (те при пожарах могут сохраняться). Кстати, при раскопках городских усадеб берестяные грамоты находят неравномерно: в одних местах их концентрация на единицу площади больше, в других меньше. Так вот, там где больше — там, как мы предполагаем, были помойки, выгребные ямы.

— Какой временной период охватывают берестяные грамоты? Какие самые поздние?

— Самые поздние — середина XV века, то есть берестяные грамоты были распространены примерно 400 лет, с середины XI века по середину XV.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

— Почему же потом они прекратились?

— Тут сочетание двух обстоятельств. Во-первых, распространение бумаги как дешевого материала, ставшего альтернативой дешевой бересте. Во-вторых, к тому времени уже меняется новгородский культурный слой, почва становится менее влажной, поэтому береста в нем уже не сохраняется. Может, новгородцы и не перестали писать на бересте, просто эти грамоты уже до нас не дошли.

— Известны ли случаи пересылки берестяных писем на большие расстояния?

— Да, известны. Например, найдено пять писем купца Луки своему отцу. В одном он пишет, что едет откуда-то с севера, и жалуется, что там, в Заволочье, белка дорогая — не купили. Другое письмо он пишет откуда-то с Днепра, где сидит и ожидает гречника. А гречник — это купеческий караван, идущий из Византии. Или вот другой пример, сын приглашает мать: «Идите сюда, в Смоленск или в Киев, здесь хлеб дешевый».

 

По складам

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

Новгород, 1100–1120 г.Содержание: Любовное письмо

— Вы сказали, что берестяные грамоты были распространены по всем городам Древней Руси. Их содержание было одинаковым повсюду, или есть региональные различия?

— В принципе, особых различий нет, всюду это бытовая письменность. Специфика Новгорода могла заключаться в особой интенсивности переписки, связывавшей город с его сельской округой, в том числе и очень удаленной. Так уж была устроена новгородская земля. Есть столица, Новгород, и вокруг нее вотчины новгородских бояр. Сами бояре живут в городе, а управляющие, старосты, ведут со столицей переписку, закупают и продают всякие товары, припасы, уплачивают налоги — и всё это отражается в берестяных письмах.

— В школьных учебниках истории приводится пример берестяных грамот — где мальчик Онфим изобразил себя в виде всадника, протыкающего копьем змея. Иногда высказывают предположение, что эта грамота — лист из его учебной тетради, то есть что уже в те времена у школьников были тетради.

— Начнем с того, что найдено много грамот Онфима, а не только рисунок, попавший в школьные учебники. Но это отдельные листочки бересты, которые никогда не составляли физически единого целого. Это его разные ученические записи, но не тетрадь.

А вообще берестяные тетради были. До нас они дошли. Точнее, дошли отдельные листы, но ясно, что изначально они были сшиты в тетрадь. Например, есть запись вечерних молитв, это такая маленькая книжица, имеющая все признаки настоящей книги. Там есть заставка, есть разлиновка. Или вот текст магического характера, к которому есть параллели греческие, коптские, да и вообще по всему Средиземноморью был распространен этот текст, так называемая «Сисиниева легенда»* {СНОСКА: Сисиниева легенда — сборник магических текстов, бытовавший в традициях многих народов. Называется так по имени одного из персонажей, Сисиния. Основное содержание — магические заговоры, защищающие роженицу и новорожденного от злых сил. — Прим. ред.}. Тоже была записана на берестяных листах, сшитых в книжечку.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

Новгород, 1280–1300 г.Берестяная книжечка:две молитвы

— А среди берестяных грамот, помимо Онфима, были и другие примеры ученических записей?

— Были, конечно. Надо, кстати, пояснить, как тогда было устроено элементарное школьное образование. Сперва изучали азбуку, учили буквы. Затем школьник начинал писать так называемые склады, то есть сочетания гласных с согласными. «Ба», «ва», «га», «да», «бе», «ве», «ге», «де». Проще говоря, слоги. И только потом уже дело доходило до чтения текстов. Древнерусским букварем были Псалтирь и Часослов* { Псалтирь — сборник псалмов, сочиненных царем Давидом, одна из книг Ветхого Завета. Часослов — книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. — Прим. ред.}, тексты читались оттуда. Так вот, найдено много берестяных листков с записанными «складами». Между прочим, у того же Онфима есть случаи, когда он начинает писать связный текст, например, какую-то молитву: «яко же…» — а потом сбивается в запись слогов на букву «е»: «яко же бе-ве-ге-де».

— Насколько вообще изучение берестяных грамот изменило представления историков о древнерусском образовании?

— Мы вообще довольно мало о нем знаем. Судя по берестяным грамотам, это образование носило самый элементарный характер, азбука усваивалась вместе с основами православной веры. А вот о дальнейших стадиях мы, в общем-то, не знаем ничего. Есть, впрочем, свидетельство митрополита Климента Смолятича (XII век), в одном из его сочинений упоминается о существовании на Руси так называемой «схедографии» — это уже очень продвинутая стадия византийского обучения. Но митрополит упоминает об этом как о некоем изыске, большой редкости.

 

Узнать о судьбе монастырской коровы

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

Новгород, 1420–1430 г.Содержание: От Кощея и испольщиков (просьба дать коней)

— Расширились ли благодаря берестяным грамотам наши представления о церковной жизни Древней Руси?

— Да, расширились, хотя и не сразу. Поначалу, когда раскопки велись только на Неревском раскопе в Новгороде, казалось, что берестяные грамоты — явление чисто светское, там вообще не было найдено текстов церковной тематики. Но на Троицком раскопе, где работы ведутся с 1970-х годов, ситуация оказалась совершенно иной. Там более пяти процентов найденных текстов — это тексты церковные. Например, запись церковных праздников, приходящихся на осень. Или, допустим, конспект пасхальной утрени. То есть это были, говоря современным языком, рабочие записи священников, необходимые им в их служении.

Еще один пример, не новгородский — грамота из Торжка, которая представляет собой пространную цитату из поучения, принадлежавшего, скорее всего, перу святителя Кирилла Туровского. Грамота написана либо в конце XII, либо в начале XIII века. По содержанию это просто длинный перечень грехов. Скорее всего, заготовка для проповеди, которую собирался прочитать священник.

Замечу, что подобные грамоты — это не духовные трактаты, не попытки какого-то религиозного самовыражения, а чисто практическая, прикладная церковная письменность.

Есть, кстати, замечательный пример, когда одним и тем же почерком написаны и фрагмент церковного календаря, и деловое письмо от Людьслава к Хотену. Логично предположить, что священник в первом случае сделал запись для себя, а во втором — выступил в роли писца.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?— То есть к батюшке пришли и попросили помочь написать письмо?

— Именно так. И в этом, кстати, особенность новгородской церковной жизни — духовенство и монашество жило не изолировано, а бок о бок с мирянами, влияло на своих соседей, причем влияло еще и в смысле эпистолярной культуры. Например, древнерусские берестяные письма часто начинаются словом «покланяние», а заканчиваются «целую тя». Отсылки к апостольским посланиям очевидны («приветствуйте друг друга целованием святым» — слова из Послания апостола Павла к Римлянам, 16:16), и эта традиция явно идет из духовной среды.

Я уже упомянул Троицкий раскоп. Добавлю, что его посередине разделяет Черницына улица, а называется она так потому, что с XII века там находился Варварин монастырь, один из самых известных женских монастырей. Располагался он в гуще городской застройки, никак не был отделен от соседствующих с ним купеческих и боярских усадеб. Среди найденных на Троицком раскопе грамот есть и такие, что явно написаны монахинями этого монастыря (напомню, что в старину монахинь называли в просторечии черницами). Причем это именно бытовые записи. Например: «Что касается того, что я послала тебе три резаны для повойника, то поскорее пришли», «узнай, есть ли Матвей в монастыре?» (Матвей, судя по контексту, священник). Или, скажем, монахини заботятся о судьбе монастырской коровы: «А телка святой Варвары здорова ли?»

Надо сказать, что для писем, найденных в этой части города, характерны частые упоминания Бога в устойчивых выражениях: «Бога деля» (то есть ради Бога), «Бога ся боя» (то есть побойся Бога). Вполне возможно, что причиной тому влияние монастыря на своих соседей.

Замечу, что в то время духовенство еще не осознавало себя как некое особое сословие, сословных перегородок еще не было. Вот, например, я уже упоминал Олисея Гречина. Это поразительная фигура! С одной стороны, он священник, с другой — художник и иконописец, а с третьей — крупный городской администратор, можно сказать, чиновник. А происходил он из новгородской боярской среды, но пошел по духовной части.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?А вот другой очень интересный пример. Это берестяная грамота начала XV века, письмо архиепископу Симеону — редчайший случай, когда в адресной формуле все открытым текстом написано. «Владыке Симеону бьют челом от мала до велика все жители Ржевского уезда, Ошевского погоста». Письмо представляет собой просьбу поставить местным священником диакона Александра, аргументируя так: «занеже отец его и дед его пел у святей Богородицы в Ошеве». То есть имеется в виду, что у них была священническая династия, сперва в местной церкви служил дед этого диакона Александра, потом его отец, а теперь, после смерти отца, церковь «стоит без пения», то есть без богослужений, и для их возобновления необходимо сделать Александра священником.

— Я где-то читал, что новгородское духовенство как раз не слишком-то одобряло, что люди пишут письма на бересте — в этом виделась какая-то профанация высокого искусства письменности, имеющего сакральный смысл…

— Это сильно преувеличено. На самом деле речь идет только об одном человеке, жившем в XII веке, знаменитом Кирике Новгородце, который записывал свои беседы с епископом Нифонтом. И он действительно задал ему вопрос: «Не грех ли, владыка, ходить ногами по грамотам, если их побросают, а буквы можно разобрать?» В этом вопросе звучит некоторая обеспокоенность. Причем, учитывая, что сами тексты, которые во множестве валялись на новгородских мостовых, на 98 % были бытовыми, профанными, то это не то же самое, что страх осквернения святыни. Нет, Кирика беспокоил сам факт, что ногами попираются буквы. Буквы как некая сакральная сущность. Но, что важно, епископ на это не дал никакого ответа. Как сказано, «он промолчал». Видимо, как просвещенный иерарх с хорошей греческой закваской, Нифонт не видел ничего грешного в бытовом использовании письменности.

 

О глубоко личном

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

Новгород, 1180–1200 г.Содержание: О намерении уйти в паломничество

— А отражались ли в берестяных грамотах какие-то этические моменты, какие-то человеческие отношения, темы справедливости, несправедливости? И если да, то чувствовалось ли влияние христианства?

— Влияние было. Обороты «Бога ради», «побойся Бога» — в те времена это были не просто фигуры речи. Или, например, в одном письме звучит скрытая угроза: «пакы ли не управишь того (если не сделаешь, о чем я тебя просил), яз тя передам святей Богородице, ко нейже еси заходиле роте». То есть «я тебя предам святой Богородице, у которой ты приносил клятву». То есть прямая, очень жесткая и очень риторически сформулированная угроза, апеллирующая, с одной стороны, к церковному авторитету, а с другой — к глубоко языческой по своему происхождению практике клятвы («роты»). К практике, которая уже вписалась в новый христианский быт. Это один пример низовой христианской культуры.

Другой пример — замечательное письмо XI века, написанное молодой женщиной своему возлюбленному. Упрекая его, она в частности пишет: «может, я задела тебя, посылая к тебе?». Очень тонкий эмоциональный оттенок, звучит совсем по-современному. А заканчивается письмо словами: «Если ты начнешь насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость». Эта «моя худость» — литературное выражение, имеющее известный греческий источник. Его можно встретить, скажем, в Киево-Печерском патерике XIII века, там так о себе пишет один из его авторов, епископ Симон. Имеется в виду «мое недостоинство». И это же выражение употребляет по отношению к себе новгородская женщина XI века!

Адресат этого письма порвал его и, завязав полоски бересты узлом, бросил на мостовую.

Есть и другие примеры «отношенческих» писем — скажем, письмо, где отец наставляет дочь: жить бы тебе подобру с братом, а ты как-то через силу с ним общаешься. И все это явно несет отпечаток христианской этики.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?Но есть и тексты, так сказать, с противоположным знаком — то есть магического содержания. Это заговоры, их найдено около десятка. Вот, к примеру, заговор от лихорадки: «Тридевять ангелов, тридевять архангелов, избавьте раба божьего Михея от трясавицы молитвами святой Богородицы». Таких текстов чуть меньше десятка, примерно столько же, сколько канонических молитв и их фрагментов. Но нужно, конечно, учитывать, что собственно христианские тексты в принципе имели меньше шансов сохраниться на бересте. Их никто бы не стал выбрасывать, их берегли — а все, что бережно хранили, в итоге и погибало в пожарах. Заговоры же воспринимались как нечто функциональное, не особо ценное. Их использовали — и выкинули.

В том-то и парадокс: что хранили, то погибло, а что выбрасывали, то осталось. Существовала берестяная письменность, которая была рассчитана на длительное употребление, которую тщательно хранили — и которая именно по этой причине до нас почти не дошла. Вот редчайшее исключение — большой документ, 60 см в длину. Это женское поучение, в нем сохранилась адресная формула «от Марты», сохранилась форма «исписав» (то есть подчеркивается, что это выписка из какого-то источника). И дальше следуют практические наставления типа «ложись поздно, вставай рано», инструкции по засолке рыбы, а в конце о родителях: если они уже недееспособны, то найди для них наемного рабочего. То есть это такой берестяной предшественник «Домостроя», и автор — женщина.

Вообще, только благодаря берестяным грамотам мы узнали, что в Древней Руси женщины вовсе не были поголовно темными и безграмотными. Среди авторов берестяных писем их немало.

— А всегда ли легко понять, о чем идет речь в берестяной грамоте?

— Это вообще проблема: что значит правильно понять текст? Бывает, и довольно часто, что мы уверены в буквах, в делении их на слова (напомню, что в древнерусских текстах слова далеко не всегда разделялись пробелами), но все равно на самом деле не понимаем, о чем это. Скажем, такой пример: возьми у Тимошки 11 гривен за коня, а также сани, и хомут, и попону. Что означает эта просьба? Грамота была найдена лет сорок назад, но только недавно мы поняли, в чем дело: коня больше нет, Тимошка коня загубил, и с него нужно получить за это денежную компенсацию и оставшееся имущество. То есть мало понять текст, надо еще реконструировать и контекст, и это отдельная, очень интересная область исследований.

— А существуют ли насчет берестяных грамот какие-то стереотипы?

— Да, существуют. И это прежде всего мнение, будто в Новгороде (да и вообще в Древней Руси) все были поголовно грамотные. Конечно, это не так. Письменность, причем особенно в раннее время, все-таки носила элитарный характер. Если ею пользовались не только высшие сословия, но и простые люди, из этого еще не следует, что все купцы или ремесленники были грамотны. Я не говорю уже о том, что берестяные грамоты мы находим именно в городах. Среди же сельского населения уровень грамотности был гораздо ниже.

Почему берестяные грамоты стали сенсацией?

— А откуда следует вывод, что хотя бы среди городского населения грамотность не была поголовной?

— Когда мы изучаем берестяные грамоты, то, естественно, пытаемся сравнить их персонажей с историческими фигурами, упоминаемыми летописях. Так вот, есть довольно много случаев, когда мы можем доказать, что человек, про которого написано в берестяной грамоте — это именно тот человек, про которого написано в летописи. А теперь представьте, что все поголовно грамотны, все пишут берестяные письма. В таком случае вероятность такого отождествления была бы ничтожна. Так что объяснить столь высокий процент совпадений «берестяных» персонажей с летописными можно лишь тем, что круг грамотных людей был ограничен. Другое дело, что этот круг не был замкнут, что в него входили люди из разных сословий, и что постепенно он расширялся.

Есть еще один важный момент: грамотные люди далеко не всегда писали письма лично, они могли использовать труд писцов (в роли которых нередко священнослужители). Например, есть у нас такой замечательный персонаж берестяных писем, его зовут Петр, и мы отождествляем его с известным по летописи Петром Михалковичем, который выдал свою дочь за князя Мстислава Юрьевича — сына Юрия Долгорукого. Так вот, от этого Петра дошло в общей сложности 17 текстов… написанных разными почерками. Может быть, какие-то он писал и своей рукой, но вообще-то человек такого высокого социального статуса имеет при себе грамотных слуг и диктует им. Будучи сам, вполне вероятно, грамотным.

— Как Вы думаете, много ли берестяных грамот еще остались нераскопанными?

— Думаю, что нефть кончится гораздо раньше, чем берестяные грамоты. Если дело и дальше пойдет такими же темпами, как и сейчас, то лет на 500 нам работы хватит. Правда, к тому времени мы сами уже будем фигурами отдаленного прошлого.

На заставке: Грамота мальчика Онфима: фрагменты литургических текстов, XIII в. (фрагмент)

foma.ru

Берестяная азбука Древней Руси написана матом

Читателей «Правды.ру» очень заинтересовала новость о том, что в ходе археологических раскопок близ новгородского Кремля были обнаружены две берестяные грамоты, в которых содержалась ненормативная лексика . Это сообщение вызвало определённый интерес к ведущимся в Великом Новгороде и его окрестностях уже более 50 лет раскопкам берестяных грамот, представляющих собой важнейшие памятники бытовой жизни Новгорода XI-XV вв.

Ценность открытия подобных грамот заключается в опровержении мнения, что до татаро-монгольского нашествия русские люди не пользовались ненормативной лексикой. Это, в принципе, заблуждение – половина грубых слов в польском, чешском, болгарском и сербско-хорватском языках  те же, что и в русском, что говорит о славянском происхождении большей части русского мата. Но как утверждают специалисты, подобные открытия в Великом Новгороде и окрестностях делались и намного раньше – просто на этом так не заострялось внимание, потому что и кроме ненормативной лексики открытий хватало.

Действительно, раскопки в Новгороде – целая эпопея, которая длится с начала июня по середину августа. С начала июля в компанию взрослых затесались приезжавшие на практику первокурсники истфаков МГУ и СПбГУ. И уже более 50 лет, начиная с 1951 г., находят не только матерные берестяные грамоты, но и причастные ложки, палочки для письма, финно-угорские женские украшения, средневековые монеты и многие другие предметы быта разных сословий Древнего Новгорода  – от князей и их дружин до простых горожан.

Эти открытия позволяют историкам максимально реконструировать жизнь людей в XI-XV вв. Однако, говоря о Новгороде, следует остановиться на берестяных грамотах, поскольку именно в Новгороде они сохранились в наибольшем количестве из-за особо влажной почвы в этих краях. За 50 с лишним лет раскопок их нашли уже 956. Эти грамоты представляют собой письма и документы на берёзовой коре. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой ( писалом ) на специально подготовленной для этого бересте. Обнаруживали грамоты в слоях, сохраняющих растительные остатки – очевидно, авторы или получатели выбрасывали их за окно.

Их содержание – самое разнообразное. В большинстве своём берестяные грамоты представляют собой частную переписку, рассказывающую о быте, конфликтах, завещания, любовные письма и т.д. Многие из них представляют собой образцы юмора и анекдотов того времени. Но есть и документы политического свойства - протесты крестьян против феодальных повинностей, списки этих повинностей, а также сообщения о деяниях того или иного князя и сводки с полей сражений. Многие из листов бересты с текстом были сплетены между собой и таким образом появлялись целые берестяные книги.

После того, как удалось расшифровать тексты грамот, были опровергнуты многие стереотипы о том, что представляла собой Древняя Русь . Была найдена азбука  11 в., а также трактат 13 в. о том, какследует детей учить грамоте. Выяснилось также, что среди авторов записей на бересте очень много простолюдинов и даже женщин, что полностью не соответствует бытовавшим представлениям о том, что грамотными на Руси были только представители духовенства и представители высшей знати. Бесценны эти открытия и для филологов – ведь берестяные грамоты представляют собой памятники русского разговорного языка, а не «казённого», на котором писались летописи и официальные документы.

Находки в Новгороде и окрестностях подтолкнули поиск подобных документов и в других районах. Археологам удалось найти берестяные дощечки и грамоты в Смоленске, Старой Руссе, Витебске, Москве. Небольшое количество их было обнаружено в Центральной и Северной Европе. Выяснилось, что в те давние времена письменный язык существовал не только у русичей, но и у карелов. Были найдены берестяные грамоты, представлявшие собой древние памятники карельского (или карело-финского) языка. Это, в свою очередь, опровергает мнение о том, что письменность на этих близкородственных языках появилась в XVI веке, благодаря лютеранской реформации в Швеции, в состав которой входили финны и карелы.

О существовании берестяных грамот указывалось в сочинениях церковного деятеля рубежа XV-XVI вв. Иосифа Волоцкого . Примерно тогда же, в 1478 г., когда Новгородская земля была присоединена к Московскому государству,  берестяные грамоты впервые появились в Москве. Однако с тех пор в столице произошло много пожаров, с появлением книгопечатания содержание многих из них легло на бумагу, и они практически исчезли. И вот в в 1951 г. археологическая экспедиция во главе с академиком А.В. Арциховским дала им «вторую жизнь». А его преемник и продолжатель В.Л. Янин поставил поиск берестяных грамот «на конвейер», и теперь студенты-историки, да и не только они, имеют возможность косвенного общения с человеком из глубины веков. В настоящее время берестяные книги и грамоты хранятся в Библиотеке Академии наук, Библиотеке Салтыкова-Щедрина и Государственном историческом музее в Москве.

Вот так – с песнями, шутками и анекдотами современные первокурсники под руководством опытных наставников открывают нам историю собственного государства. Их стараниями удалось выяснить, что уровень развития как высокой, так и бытовой культуры на Новгородской земле практически не уступал Европе, а местами и превосходил её. И если об этих находках больше бы сообщалось не только применительно к мату – глядишь, «Иванов, не помнящих родства», стало бы у нас куда меньше. Хотя и в привлечении внимания к большому делу через ненормативную лексику тоже нет ничего плохого – ведь это ступень к проявлению большего интереса к российской истории, культуре, быту, а также к развитию «великого и могучего».

Вадим Трухачев

Новгородские берестяные грамоты XII века полны мата

Блудливая Россия забылась навсегда?

www.pravda.ru

Берестяная библиотека древней Руси .

Берестяная  библиотека  древней  Руси .

Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника - берестяных грамот.

.1.

Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907).  Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой.

Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, Берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали "письмена предков" каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания "русского Шлимана" относили к разряду чудачеств.

В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.

Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло... При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.

.2.

Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков. Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы.

И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» - к середине XV-го.

Буквы на грамотах процарапывали заостренным писалом.

.3.

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском - церы, служившие также для обучения грамоте.

.4.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010  г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

.5.

Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса простых новгородцев. Основная масса грамот — это деловая переписка. Но среди грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд — испытание водой...

Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.

.6..7.

Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это — первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…

А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».

Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка...

Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): "От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат..." (№377). Вот так буднично, зато без обиняков.

Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой — е... (№35, XII в.)., б... (№ 531, начало XIII в.), п...(№ 955, XII в.) и т. д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны монголо-татарам.

Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).

Из личного опыта: когда мы с женой студентами работали сезон 1986  г. на Троицком раскопе, была найдена грамота, начинавшаяся с оборванного "...янину". Много было смеха над этим посланием академику через тысячелетие.

Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина "Я послал тебе бересту" — "Я послал тебе ведёрко осетрины", ей-Богу, звучит лучше, заманчивее))...

.8..9.

По оценкам археологов, Новгородская земля хранит еще не менее 20-30 тысяч берестяных грамот. Но поскольку их обнаруживают в среднем по 18 в год, потребуется больше тысячи лет, чтобы извлечь на свет божий всю эту бесценную библиотеку.

(Полный свод берестяных грамот выложен в 2006  г. на сайте "Древнерусские берестяные грамоты"  http://gramoty.ru/index.php?id=about_site ).

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/288261.html .

---

Дополнение: "Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951-2000 гг.)".  Там-же:  А.А.Зализняк -"Древненовгородский диалект." М., 2004 г, ; "Палеографический и лингвистический анализ новгородских берестяных грамот" М., 1955г. ; Берестяные грамоты из раскопок 2001-2008 гг. в публикациях в журнале "Вопросы языкознания". - торрент. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2210712 .

byslaikyr.livejournal.com

Слово БЕРЕСТА - Что такое БЕРЕСТА?

Слово береста английскими буквами(транслитом) - beresta

Слово береста состоит из 7 букв: а б е е р с т

Значения слова береста. Что такое береста?

Береста

БЕРЕСТА́ (берёста) — наружный слой коры, снятой с березы, используется для изготовления бытовых предметов (посуда, корзины, лукошки, короба, кошели, лапти и др.).

Гуманитарный словарь. — 2002

Берест

Берест, карагач, вяз листоватый (Ulmus campestris: часто называемый U. carpinifolia, U. foliacea, U. minor), листопадное дерево, относящееся к роду вяз, семейства ильмовых, высотой до 30 м и 1,5 м в диаметре.

БСЭ. — 1969—1978

БЕРЕСТ — карагач, южное дерево, разновидность вяза. В СССР дико растет в Крыму и на Кавказе. Разводится в средних р-нах европейской части СССР, но часто вымерзает. Кора пригодна для дубления, листья в корм скоту, древесина на разные поделки…

Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. - 1989

Берест карагач, караич или пробковый ильм, из семейства ильмовых (Ulmaceae Mirb.), по Линнею же, 5-го класса (Pentandria) 2-го отряда (Dagynia) — один из видов ильма, большей частью смешиваемый с другими его видами…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907

Берест, Алексей Прокопьевич

Алексе́й Проко́пьевич Бе́рест (укр. Берест Олексій Прокопович; 9 марта 1921, село Горяйстовка — 3 ноября 1970, Ростов-на-Дону, СССР) — советский офицер, участник Великой Отечественной войны. Герой Украины.

ru.wikipedia.org

Берестяные грамоты

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ – письма, записки, документы 11–15 вв., написанные на внутренней стороне отделенного слоя березовой коры (бересте). Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам.

Энциклопедия Кругосвет

Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей...Берёста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном...

ru.wikipedia.org

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ — письма и документы 11-15 вв. на березовой коре, открытые раскопками др.-рус. городов. Первые Б. г. найдены в Новгороде в 1951 археологической экспедицией под руководством А.Наибольшее количество новгородских Б. г. относится к 14 в. Лит.: Арциховский А. В., Тихомиров М. Н., Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 r), M., 1953, Арциховский А. В...

Советская историческая энциклопедия. - 1973-1982

Вяз, ильм, берест (Ulmus)

Вяз, ильм, берест (Ulmus) Ulmus, Вяз, ильм, берест. Листопадные деревья с округлой или эллиптической, раскидистой, густой кроной; с простыми, очередными, неравнобокими листьями, на коротких черешках.

Энциклопедия комнатных растений

Русский язык

Берест/а́ и берёст/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Берёста, -ы и береста́, -ы́.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова береста

На выставку были представлены работы мастеров из разных северных регионов России: национальное шитье, резьба по дереву, резьба по кости, керамика, береста и многое другое.

  1. берендей
  2. бересклетовый
  3. бересклет
  4. береста
  5. берестка
  6. берестовый
  7. берестяник

wordhelp.ru

Берестяные грамоты - Забытые истории

Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника – берестяных грамот.

Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907).  Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой.  Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги, Берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали "письмена предков" каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания "русского Шлимана" относили к разряду чудачеств. В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.

Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло... При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.

Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков. Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект. Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы. И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» - к середине XV-го.

Буквы на грамотах процарапывали заостренным писаломПисала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы. Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20х16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Берестяные грамоты уникальны тем, что, в отличие от летописей и официальных документов, дали нам возможность «услышать» голоса простых новгородцев. Основная масса грамот – это деловая переписка. Но среди грамот есть и любовные послания, и угроза вызвать на божий суд – испытание водой...

Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.

Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это – первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду – за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская…

А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка...

Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): "От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат..." (№377).

Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой - е... (№35, XII в.)., б... (№ 531, начало XIII в.), п...(№ 955, XII в.) и т.д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны монголо-татарам.

Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт о почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок - по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).

Из личного опыта: когда мы с женой студентами работали сезон 1986 г. на Троицком раскопе, была найдена грамота, начинавшаяся с оборванного "...янину". Много было смеха над этим посланием академику через тысячелетие.

Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина "Я послал тебе бересту". "Я послал тебе ведёрко осетрины", ей-Богу, лучше))...

По оценкам археологов, Новгородская земля хранит еще не менее 20-30 тысяч берестяных грамот. Но поскольку их обнаруживают в среднем по 18 в год, потребуется около полутора тысяч лет, чтобы извлечь на свет божий всю эту бесценную библиотеку.

Полный свод берестяных грамот выложен в 2006 г. на сайте "Древнерусские берестяные грамоты"  http://gramoty.ru/index.php?id=about_site

sergeytsvetkov.livejournal.com