Кто придумал пиво? История появления напитка. Пиво в древней руси


Как женили пиво, или История пенного напитка на Руси

5 августа — день пива. Вспоминаем историю пивоварения на Руси и знакомимся с древними рецептами.

На Руси всегда уважали пиво. Оно считалось напитком ритуальным, священным, праздничным. Его пили и на свадьбах и на похоронах. Увы, традиции русского пивоварения сейчас по большей части утрачены. То пиво, что пьем мы сейчас, не имеет с настоящими русскими рецептами ничего общего. Каким же было традиционное пиво на Руси, мы прочитали в «Русской пивоваренной книге», которую готовит к печати музей книги Вадима Вольфсона. 

В древности

В мифологии арийских племен основой мироздания было дерево, с листьев которого капала пивная роса.

В русских былинах пиво было источником силы. Илья Муромец, чтобы стать могучим богатырём, должен был прежде выпить пива крепкого. 

На Руси все значимые события сопровождались распитием пива: рождение ребёнка, крестины, переезд в новый дом, свадьба, похороны и поминальные застолья. Пиво стало синонимом праздника и перехода в другое состояние: от будней к яркому торжеству, от девичества к замужеству, от юности к зрелости, от детскости к мужественности, от жизни к смерти. 

Славяне добавляли в пиво мед. Это смешивание имело специальное название — женить пиво. Этот напиток употреблялся в обрядах поминовения предков. 

По данным раскопок, в Великом Новгороде почти в каждом доме были бочонки для изготовления пива. 

Задушили налоги

Во второй половине XIV века домашнее пивоварение стало облагаться специальным налогом, который взимали монастыри. Переломным моментом для крестьянских хозяйств стало исключительное право казны на варку пива, введенное Иваном III Великим (1462-1505). Пиво, солод и хмель стали облагаться пошлиной, под гнётом которой народное пивоварение погибало. 

Сам обычай варить и пить пиво сохранялся у крестьян до 20 века, а затем окончательно разрушился с перемещением людей в города, индустриализацией и закатом русской деревни.

Первая промышленная пивоварня была построена в Москве в 1454 году. 

Пиво на море

Становление и развитие промышленного производства пива в России было вызвано в первую очередь потребностями морского ведомства. В месяц матросу Балтийского флота при Петре I полагалось 45 фунтов ржаных сухарей, 10 фунтов овсяной крупы и 5 фунтов гречневой, 10 фунтов гороха, по 5 фунтов солёной говядины, а также 16 чарок вина и 7 ведер пива. 

Древняя рецептура

В северных областях (в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей) солод приготавливали из ржи: необходимое количество злаков замачивали в воде в специальном солодовом корыте, сделанном из цельного ствола березы; затем тонким слоем рассыпали в избе на пол и накрывали мешками, чтобы зерно не просыхало и томилось нужное количество дней, после чего его сушили на печи. 

Готовый солод размалывали в ручных жерновах, состоящих из двух вращающихся деревянных или каменных кругов. 

Солод из ячменя готовили так: мешки с зерном погружали в реку или в озеро, где они мокли в течение двух недель (иногда замачивали в кадках). Вымоченное зерно рассыпали на пол в темном месте и накрывали соломой. Когда ростки достигали размеров «пчелиной лапки», зёрна сгребали в большую кучу и клали на неё груз-гнёт. После этого зерно сушили в доме на печи и затем перемалывали покрупнее хлебной муки.

Для запаха

Для придания дополнительных вкусовых оттенков пиво приправляли патокой, ягодными смесями, полынью, люпином, корнями и плодами некоторых растений. 

Позднее ароматические вещества заменил хмель, открытие которого ознаменовало начало новой эпохи в истории пивоварения. Хмель добавлял пиву неповторимую горечь и защищал его от быстрого прокисания, выполняя роль консерванта. 

Без дрожжей

Изначально пиво готовилось без использования дрожжей. Бродильные грибки попадали в сусло естественным путём через воздушную среду, а также с насекомыми, листьями, травинками, пылью, это называли воздушным брожением. Для ускорения брожения и чистоты напитка впоследствии стали использовать закваску — пивные дрожжи, называемые бродилом. Пиво, в которое добавлены дрожжи, именовалось зелёным пивом. Брожение продолжалось максимально от 5 до 10 дней. После этого пиво было готово к употреблению.

Что такое корчажное пиво?

На Руси бытовало два способа приготовления пива в зависимости от необходимого количества напитка. Небольшие объёмы для домашнего потребления готовились в глиняной корчаге (горшке) с отверстием внизу для слива, которое затыкалось деревянным гвоздём. Такое пиво называли «корчажным» и варили его обычно женщины. Перед большими праздниками, к многолюдным застольям, когда требовалось большое количество напитка, его варили на общественной пивоварне с использованием хлебного сырья, собранного в складчину. Это была физически тяжелая работа, которую обычно выполняли мужчины.

Самый древний рецепт «корчажного пива» не требовал солода. Из ржаной, пшеничной или ячменной муки делали кислое тесто, смешивали с достаточным количеством воды и оставляли бродить при обыкновенной температуре. Такой напиток практически не содержал спирта, поэтому, чтобы он приобрёл качества пива, в сусло добавляли хмель и варили. Когда жидкость остывала, вновь клали в неё кислое тесто или корки ржаного хлеба, натёртого дрожжами для усиления брожения.

Пиво в складчину

На Руси были и общественные пивоварни. В них варили пиво для массовых гуляний. Они представляли собой бревенчатые срубы, иногда без одной стены, расположенные на месте с высоким сакральным статусом: на горе или холме, возле церкви, но чаще у воды. Строились такие пивоварни на средства местных жителей, в складчину приобреталось оборудование и сырье для пива.

Средневековые холодильники

В древности и в Средние века готовое пиво бочонками хранили во льду и употребляли летом и зимой. Из сохранившихся рукописей 1634 года известно, что в Москве для хранения пива использовали специальные ледники, в которых на полу из снега и льда стоял ряд бочек, накрытый еще одним снежно-ледяным слоем, поверх него снова стояли бочки и т.д. Вся эта пирамида сверху закрывалась соломой и досками, так как у ледника не было крыши. Для пользования постепенно открывали одну бочку за другой. Применялась такая система сохранения пива много веков наряду с погребами.

Рецепты из старинных книг:

Крестьянское пиво

Для этого пива берётся мелко нарезанный корень пырея; на 1 ведро воды кладут 2 фунта корня. Берут 4 фунта пырея, наливают 2 ведра воды и оставляют на ночь, чтобы размокло. Утром ставят в котле на огонь и кипятят до тех пор, пока корни опустятся на дно. Если будет всплывать наверх грязь, то её нужно снимать ложкой, а если вода сильно выкипит, то нужно долить. Пока корни будут кипеть, надо приготовить кадку с краном у самого дна, на которое нужно настлать соломы вершка на три и прижать её камнем, чтобы она не подымалась. Кадку нужно поставить на подставку, чтобы могла подходить под кран вёдра. 

Когда сусло готово, его сливают в приготовленную кадку и прибавляют туда несколько горстей хмеля, которому дают настояться в пивной жидкости. Дабы вкус вышел полный, но мягкий, хмель надлежало ошпаривать кипятком в три шага. В котёл на те же корни наливают воды половинное количество против прежнего и ставят кипятить.

Сусло же, которое слито в кадку, сливают в холодильник. В случае если оно окажется мутным, то его пропускают ещё раза два сквозь солому, чтобы оно было чисто. Первой варки сусла получается с 2 фунтов корня полведра, на остаток же сусла, которое останется в кадке, наливают из котла горячей воды, дав постоять с полчаса, и счерпают в холодильник, где слито первое сусло. Потом берут этого сусла 10 бутылок и, когда оно остынет, вливают 12 ложек дрожжей и ставят, чтобы пиво забродило: когда покажутся наверху белые пузырьки (часов через 7–8, смотря по температуре), тогда значит, дрожжи готовы и их можно выливать в сусло.

В это же время, пока дрожжи поднимаются, нужно приготовить кадку с соломою, хорошенько вымыть и тогда вылить в неё сусло, вместе с дрожжами. По прошествии трёх часов пиво разливают в сухие бутылки и дают ночевать в умеренном тепле, а утром выносят на погреб не закупоренными. Спустя 2 часа их слегка затыкают пробками, а на другой день плотно закупоривают и ставят, чтобы устоялось.

Дней через 10–11 его можно употребить. Сохраняется при хорошем погребе летом недели 4, а зимой 7–8. Если бутылок очень мало, то можно сливать в маленькие бочонки, которые сначала также слегка закупоривают, а потом и совсем. Пиво, разлитое в бочонки, не так вкусно и не имеет такой игры, как в бутылках.

Апельсинное пиво (можно таким же образом делать пиво из слив или вишен)

Взять: мелкого сахара 4–6 фунта и винного камня 8 лотов. Распустив их в воде, вскипятить и, когда всё разойдётся, вылить в бочонок, потом выжать из 2–3 лимонов сок без зёрен, положить дрожжей 2 ложки и всё это развести водой в таком количестве, чтобы только наполнить бочонок. Потом, перемешав всё хорошенько, поставить в тёплое место от 10 до 15° по Реомюру (12,5-19 градусов по Цельсию). Бочонок затыкается пробкой, в которую вставляется стеклянная трубка, чтобы проходил воздух. На третий день брожения спускают в бочонок нарезанной апельсинной корки 2 или 3 лота (25 — 38 граммов).

Через 5 дней разливают всю жидкость в бутылки через кран, не ворочая при этом бочки и закупоривают. Лимонное пиво приготавливается так же, как и апельсинное. Таким же образом, как показано, можно приготовлять пива из клубники, малины, шелковицы и проч.

slavtradition.com

Кто придумал пиво? История появления напитка

Кто придумал пиво, доподлинно неизвестно. История этого напитка уходит в далекое-далекое прошлое. И даже сегодня не известно имя той особы, которая впервые сварила столь обожаемый ныне пенный эликсир. Никто точно так же не знает и того, в какой именно стране появился этот нектар. Ученые выдвигают разные версии, проводят исследования, пытаются установить название той державы, в которой впервые было придумано пиво. Но версий и теорий столько, что определиться тяжело, и многие государства имеют право называться родиной пенного.кто придумал пиво

Шумеры и вавилоняне

Кто придумал пиво, точно не известно, но зато точно известно, что этот напиток считается самым древним спиртным продуктом. Историки связывают происхождение пенного нектара с Месопотамией. На территории этой страны во время археологических раскопок были найдены шумерские таблички из глины, на которых были изображены пивовары, склоняющиеся над чаном. Находка датируется VII тысячелетием до нашей эры. Шумеры имели и богиню пива – Нинкаси Светлоструйную. Божеству не только поклонялись, но также ей посвящали и целые поэмы. Шумерское пиво нельзя назвать полностью хмельным, так как варили его без добавления хмеля. В жидкость добавляли полбу и ячмень, а также душистые травы для обеспечения аромата. Крепость итогового состава была три-четыре процента.

Вавилоняне – наследники шумеров – усовершенствовали рецепт пива. Они начали варить напиток из солода, а не из ячменя, как это делали их предшественники. Вавилоняне вели серьезную борьбу за качество пенного продукта. Царь Хаммурапи (II тысячелетие до н. э.) выдал закон, согласно которому, трактирщик, завышающий цены на напиток, подвергался смертной казни – утоплению. За разбавление пива водой трактирщика поили испорченной жидкостью до тех пор, пока он не умирал от страшных мук. Если в заведении трактирщика поддерживалась беседа о политике, то хозяина заведения также приговаривали к смертной казни.кто первый придумал пиво

Древнеегипетское пиво

На вопрос о том, кто придумал пиво в Египте, ученые отвечают: бог Осирис. Такой вывод они делают, ссылаясь на одну из древнеегипетских рукописей. Жрецы, которых Осирис научил пивоварению, стали единственными особами, которым были известны секреты приготовления божественного нектара. Многие фараоны владели пивоварнями. Так, пивоварней владела даже Нефертити, и на стенах этого заведения изображалась царица, разливающая через ситечко пивной напиток.

В Древнем Египте пиво варили из ячменя, но в некоторых случаях его заменяли пшеничным солодом. Лук, хлеб и, конечно же, пиво составляли основной продуктовый комплект обыкновенного древнеегипетского жителя. Центром пивоварения в этом государстве был город Пелузий, отчего сам продукт именовали «пелузийским напитком». На него существовал специальный налог. Во время какого-либо праздника пиво смешивали вместе с медом либо вином. в какой стране придумали пиво

История пива из Древней Греции и Рима

Неизвестно и кто придумал пиво в Древней Греции и Риме. Но то, что в этих странах его презирали, – это факт. Здесь оно считалось напитком бедных людей, которые не могли себе позволить лакомиться винами. Но, невзирая на это, Гиппократ посвятил пенному эликсиру целый научный трактат, а Аристотель сделал умозаключение, что после опьянения вином человек шатается по сторонам, а после пива он падает назад. Самое слабое пивко являлось для греков весьма крепким и горьким, так как вина они привыкли разводить водой, поэтому их настоящий вкус не ощущался в полной мере, а вот эль доводилось употреблять в чистом виде.

Не нравилось пиво и римлянам. Пили его только по праздникам в честь Цереры – богини земледелия. Поэтому в Древнем Риме называли напиток ceres. По утверждению ученого-историка Броделя, пиво оставалось «напитком бедняков и варваров» вплоть до Х столетия.кто придумал безалкогольное пиво

Появление пива в Африке

Кто первый придумал пиво на планете, сказать довольно трудно. Но вот то, что оно было известно и в Африке, – это факт. Здесь оно являлось весьма распространенным продуктом. В Абиссинии его варили из крушины и из хмеля. В некоторых африканских регионах, в которых не произрастал ячмень, для производства хмельного состава использовалось просо, а для более крепкого продукта – дагусса.

В разнообразных обрядах народов Африки пиво отыгрывало важную роль. На похоронах рядом с телом умершего в обязательном порядке ставили этот напиток. Каждый присутствующий на обряде человек должен был выпить данный состав. Народы Гвинейского побережья и Судана варили эликсир из проса. Но со временем просо было вытеснено сорго – еще одной злаковой культурой. А в XVI столетии сорговое пиво стало известным и в Европе.

История европейского пива

В какой стране придумали пиво, сказать точно неспособен ни один источник. Но в Европе оно было популярным с незапамятных времен. У кельтов оно являлось традиционным напитком. В I веке до нашей эры Посидоний упоминает о том, что он готовил эликсир на основе меда и пшеницы. В это же время в Галлии пиво носило название corma и называлось оно народным напитком. У германцев оно являлось национальным продуктом.

Среди раскопок, проведенных в Великобритании, были обнаружены таблички, надпись на которых сводилась к тому, что кто-то просит выдать указ о доставке пива легионерам, у которых оно закончилось. где придумали пиво

Пиво древних викингов

Где придумали пиво впервые, не скажет точно ни один человек на Земле. Но вот исторические документы утверждают, что грозные викинги, проживавшие в северных далеких краях, также владели искусством пивоварения. Они использовали еловые и сосновые иголки вместо хмеля. В итоге получившийся состав был обогащен витаминами С и В, которые поддерживали силы употреблявших напиток людей. Так, пиво, которое варили викинги, именовалось брагой Одина.

Любое застолье у этого народа сопровождалось неимоверными пьянками. А умение выпить больше, чем твой товарищ, приравнивалось к воинским успехам. Существующая сегодня традиция наливать опоздавшему гостью внеочередную рюмку произошла именно от викингов.

Появление пива в России

Неизвестно также и то, кто придумал пиво и в каком году в России. Слова «пиво» и «пить» созвучны между собой. Раньше этим словом обозначались все напитки в общем. В Новгородских берестяных грамотах встречается первое упоминание именно о пиве. Отвары, в основу которых входили пиво и мед, назывались переварами и отличались большой крепостью. Этими продуктами оплачивали дань.

В Древнерусской державе пенное варево и хлеб составляли основной продовольственный комплект. Монастыри были центром пивоварения, а сам напиток стал ритуальным.кто придумал пиво и в каком году

Безалкогольный «собрат»

Сегодня, кроме традиционного пива, популярно еще и безалкогольное. И вот кто придумал безалкогольное пиво, ученые могут сказать уже точно: американцы. Во времена сухого закона в Соединенных Штатах запрещенными были все напитки, которые содержали этиловый спирт. Все большие производственные компании были под угрозой полного банкротства. Но одному очень крупному предприятию удалось продолжить свое существование. Под брендом Budweiser оно выпустило первое в мире безалкогольное пиво, содержащее полпроцента спирта.

Новый продукт поклонникам традиционного нектара понравился не сразу. Но он помог пивоварам не обанкротиться. Уже больше, чем полтора века, торговая марка Anheuser-Buschc производит пиво, которое называется Budweiser.

Опьянение алкоголем активизирует перемены в человеческой физиологии, поведении и психике. Поэтому в тех государствах, где большинство автомобильных аварий происходит по вине пьяных водителей, принято решение о массовом производстве безалкогольного пенного продукта.

fb.ru

Алкогольные напитки Древней Руси

Извлечение из книги Вильяма Похлебкина "Кулинарные традиции русского народа"

Мед и вина. В истории Древней Руси следует, видимо, различать две эпохи: сначала пиво приготовлялось подобно квасу — без хмеля, позднее его стали приправлять хмелем. Кроме того, в древнейшее время само слово «пиво» еще не сразу приобрело то специфическое значение, с которым оно связывается теперь. Пиво означало вообще питие, любой напиток. Это слово родственно с глаголом «пить» и восходит к индоевропейскому корню pi (санскр.— pivami, pitis, лат. bibo; алб.— pine). Первоначальное широкое значение «пиво» ясно иллюстрируется следующим местом из жития Феодосия (см. выше), которое, в связи с контекстом, приведем полностью. Готовую медовуху (после брожения) наливали в бочки, которые хранились в особых погребах, получивших название «медуши». Медуши упоминаются в древних летописях дважды: один раз в 997 г. в рассказе о белгородском киселе, для приготовления которого понадобился мед, который хранился в «княжи медуши»; в другой раз в 1175 г. в рассказе об убийстве Андрея Боголюбского. В этом сообщении говорится, что злоумышленники перед совершением убийства отсиживались в медуше, где «пиша вино». Из этого упоминания видно, что в медушах могло хранится и вино, но мед, безусловно, преобладал. Мед был необходимым напитком, как на княжеских столах, так и в монастырях. Однажды князь Изяслав, любивший посещать Киево-Печерский монастырь, задержался там дольше обычного. Его застал сильный дождь, и игумен Феодосии приказал приготовить ужин для князя. Но явился ключарь и заявил, что меда нет: «Меду не имам, еже на потребу князю и сущим с ним». Случай, надо сказать, не совсем ординарный, ибо монахи всегда были людьми расчетливыми и дальновидными, им приходилось выдерживать и осады. Меды в монастырях хранились десятилетиями. Петербургский исследователь Юрий Барбарович в своей книге «Почти все о меде» подробно и занимательно описывает высокое искусство медоварения на Руси.  Традиции медоварения были не менее, а может быть, и более богаты, чем в виноделии и пивоварении, так как технология приготовления напитков из меда включала в себя как приготовление медовых вин, так медовых напитков, технологические процессы получения которых были более похожи на пивоваренные. Медоварение характеризовалось большим количеством секретов, так что тайны производства меда передавали по наследству. Медоварение требовало больших затрат труда и терпения, так как производство медовых вин было многолетним процессом. Именно поэтому профессия медовара в Табеле о рангах приравнивалась к врачам и целителям. Первый удар по производству меда был нанесен во времена правления Василия III (1440—1505), в эти годы медоварение было монополизировано государством. По времени этот акт совпал с началом винокуренного (водочного) производства на Руси. Приходится признать, что водка была, действительно, в некоторой степени навязана народу. С возникновением кабаков медоварение стало преследоваться законом, повсюду сокращаться и к середине XIX века почти полностью прекратилось. Хотя, в 1850 году медоварение снова было разрешено. Интересно отметить, что вытеснение меда, национального русского, и даже славянского напитка, водкой было начато при Василии III. Это, по нашему мнению, не случайно. Одновременно с процессом развития государства и, как следствие, его интеграции в международное сообщество, очень часто протекает процесс вытеснения национальных напитков иностранными. Василий III всего лишь продолжал дело своего отца, Ивана III. А именно при Иване III, кроме активных действий по объединению Московского государства, мы наблюдаем очень сильные тенденции «прорубить окно в Европу». Настоящий мед, как уже упоминалось, приготовляется из пчелиного меда или смеси меда с сахаром, все остальное — подделка. Главные материалы для приготовления меда — пчелиный мед, патока, сахар, вода, приправы и дрожжи. По способу приготовления сусла меды различаются: вареные и сырые (ставленные). Для приготовления ставленных медов пчелиный мед разводился в воде, добавлялись пряности, вносились дрожжи и ставилось на брожение. Такие меды очень часто приготовлялись с использованием плодовых и ягодных соков, и тогда они назывались фруктовыми. Но хотя они и обладали большими потребительским свойствами (были более ароматными), однако срок их хранения был очень мал, так как они легко (в силу незначительного содержания сухих веществ в сусле) подвергались инфицированию. Для приготовления бездрожжевого меда наиболее пригодным считается сусло, сваренное из чистого меда, или сусло, в которое добавили сырой (не вареный) фруктовый сок. Продолжительность брожения в этом случае намного дольше, но и содержание спирта выше, и мед лучше сохраняется. Для приготовления дрожжевого меда подходит любое сусло. При дрожжевом брожении продолжительность получения готового меда меньше, чем при бездрожжевом. Однако такой мед менее стоек при хранении. Брожение недрожжевого меда осуществляется следующим образом. Остывшее до температуры парного молока сусло вливают в бочонок, втулку его не закрывают, прикрыв лишь от пыли редким холстом, и оставляют в теплой избе для брожения. Втулкой бочонок не закрывали по нескольким причинам, одна из них - снабжение сусла кислородом воздуха, это необходимо для того, чтобы концентрация дрожжей в сусле увеличилась до необходимого значения. В случае, если приготовляется дрожжевой мед, поступают так. В охлажденное медовое сусло задают дрожжи и оставляют разбраживаться с открытой втулкой в теплой избе. Вскоре начинается процесс главного брожения. Продолжительность главного брожения зависит от температуры брожения, режимов аэрации, количества и качества задаваемых дрожжей и других условий. При всех прочих равных условиях, процесс брожения при дрожжевом способе значительно меньше (1—3 суток). По окончании главного брожения молодой мед сливают с осадка и ставят в более голодное помещение — в погреб или подполье. Граница между медовыми винами и другими медовыми напитками, как было показано выше, очень условна. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на технологии получения медовых вин, так как она во многом дублирует технологию меда.  Скажем лишь только, что начиная с XIX века благодаря техническому прогрессу удалось сократить сроки вызревания медовых вин с нескольких лет до нескольких месяцев. В медовые сусла при брожении вводят: сульфаты и хлориды аммония, ортофосфаты, битартраты и бикарбонаты калия, фосфаты и бисульфаты натрия, хлорид кальция и магния, мочевину, винную или лимонную кислоту, двуокись серы, а также витамины. Белый мед — приготовляется без добавления дрожжей. 16 кг меда разводят в котле в 100 л кипящей воды и варят, как описано выше. В конце кипения добавляют 300—400 г хмеля, дают прикипеть суслу еще 15 минут и сливают в бочонок. Когда сусло остынет, в него добавляют приправы, сложенные в мешочек (25 г фиалкового корня, и 6—7 зерен кардамона).  По окончании главного брожения в молодой мед вливают 25 г рыбьего клея, предварительно растворенного в меде. Бочонок закупоривают и ставят на ледник или в холодный погреб на 2 недели. После этого мед разливают в бутылки, закупоривают и хранят в холодном погребе. Выход составляет около 80 л меда. Употреблять его можно через 3 месяца. Если мед, квас, пиво являлись местными напитками собственно русского приготовления, то вино было привозным товаром из Греции наряду с золотом, паволокой и фруктами. Еще «Повесть временных лет», рассказывая о возвращении Олега из похода на Царьград, отмечала: «И приде Олег к Киеву, неся золото и паволоки, овощи и вина». Следовательно, мы уже тогда, а скорее всего и ранее, были знакомы с греческими винами. Эту дату (907 г.), когда на Русь было завезено вино, следует считать очень условной, ибо торговлю со скифами, населявшими Причерноморье, греки вели еще за несколько веков до нашей эры. В конце XV века  в России наряду с красным (которое, как было упомянуто выше, употреблялось в культовых целях), упоминается еще и белое вино. Так, новгородский архиепископ Феофил, прощаясь с великим князем Иоанном III, подарил последнему «три бочки вина белого, две красного и две меду старого».  В начале XVI в. в России узнают бургундское (столь любимое всеми четырьмя мушкетерами), которое носило название «Романеи». К нам оно провозилось немецкими купцами. Кроме сорта вина, «Романеею» называли в питейных домах еще и наливку, настаивавшуюся на водке с медом, а также на чернике с клюквой. Как уже отмечалось, вина на Руси пили всегда, однако это были привозные и, следовательно, очень дорогие для большинства. Тем не менее, наши соотечественники не унывали, и «искусство подделки вин, ввиду их дороговизны, достигло такого совершенства, что знатоки не могут отличить их от настоящих».  С тех пор, как вина стали различаться по качеству, начинается их активная подделка. Подделка вин в античном мире рассматривалась как устоявшаяся многовековая традиция, бороться с которой уже тогда считали бесполезным. Подделка вин, безусловно, преследует одну главную цель — выгоду. Справедливости ради, необходимо отметить, что в России вина подделывали еще и потому, что на протяжении многих веков, благодаря климатическим условиям, испытывался дефицит, а то и просто отсутствие качественного винограда. Конечно, на Руси всегда приготовляли вина из местного сырья. Винодельческие культура и традиции на Руси были не менее богаты, чем в Европе (имеется в виду медовое вино). Безусловно, современная западная цивилизация базируется на наследии античного мира (Древней Греции и Древнего Рима), а там, как известно, основным алкогольным продуктом было вино.  Причем, там вино было продуктом сугубо местного производства, а к иностранным напиткам (в частности, к пиву) там относились, по меньшей мере, с неуважением. Римскому патрицию и в голову не приходило ехать в Британию к пиктам пить знаменитый вересковый мед, мотивируя это тем, что свой национальный напиток не достоин уважения только потому, что он приготовляется из местного сырья!Хмельной квас. С берегов Одера и до Днепра. Кроме меда и пива, другим напитком, хорошо известным на Руси и удержавшимся в массовом обиходе до сегодняшних дней, являлся квас. Квас, в большинстве своем, приготавливается из ржаного солода, ржаной муки, полуфабрикатов (ржаные хлебцы, концентрат квасного сусла и т.д.), то есть из продуктов, в состав которых входила рожь. Причем эта тенденция употребления именно ржи для приготовления кваса наблюдалась уже в начале нашей эры, а может быть, и ранее. На протяжении двух с половиной тысяч лет рожь сыграла важную роль в культурах бассейнов Одера и Вислы. По отзывам иностранцев, посещавших Российское государство в разное время, квас был обыкновенным напитком русских. Все пили всё — от царя до крестьянина. Так, из числа того, что было подано царю Алексею Михайловичу в сенник во время бракосочетания с Натальей Кирилловной Нарышкиной (будущей матерью Петра I) упоминается квас, поданный в серебряной дощатой братине. Причем, в этом упоминании квас стоит на первом месте; это не случайно, так как квас оказывает благоприятное воздействие на организм человека (о целебных свойствах кваса мы расскажем ниже). Не меньшую, а может быть и большую роль квас играл в жизни крестьянина. Перейдем теперь к рассмотрению рецептов приготовления рааяичных сортов кваса. Квас тминный — был очень популярен на Урале и в Сибири. Кроме вкусовых показателей тминный квас отличался тем, что его употребление способствовало пищеварению и предохраняло от простудных заболеваний. Квас готовится из настоя сухарей, как обычный, только вместе с дрожжами и сахаром в квасное сусло задаются семена тмина. На Руси при приготовлении кваса очень часто использовался овес. Биологические активные вещества овса оказывают благоприятное воздействие на организм человека при заболевании почек, усиливают окисление жиров (способствуют похуданию), увеличивают выносливость.  Ежедневное употребление овсяного хлеба приводит к уменьшению уровня холестерина в крови с 251 до 223 мг/% Овсяная солома является очень богатым источником витаминов. Витаминные препараты из овса обладают более высокой биологической активностью, по сравнению с аналогичными препаратами из шиповника, черной смородины и черноплодной рябины. В былые времена были очень популярны эти виды кваса. Кроме органолептических характеристик, эти квасы отличаются высоким содержанием витаминов, микроэлементов и других биологически активных веществ. Квас из капустного рассола — в рассол квашеной капусты добавляется концентрат квасного сусла промышленного производства, растворяется сахар, вносятся дрожжи. Брожение длится 12 часов. Прежде чем перейти к рассмотрению рецептов, хотелось бы отметить, что существуют определенные ограничения для некоторых видов растительного сырья (хвои). Как известно, березовый и кленовый сок можно собирать не круглый год, а только в определенное время, весною. У растений, в основном, химический состав в течение года непостоянен. Существует определенная закономерность: весной у растений количество низкомолекулярных (сбраживаемых дрожжами) углеводов много больше, чем осенью. Это правило распространяется и на хвойные деревья, следовательно, молодые (не многолетние) сосновые и еловые побеги, как и березовый и кленовый сок, должны собираться также весной.Брага. Буза и баш буза. Прежде всего необходимо заметить, что слово «брага» имеет  три значения. Первое — это вообще спиртосодержащий напиток, причем, довольно-таки часто это значение имеет негативный оттенок. Именно отсюда произошли «бражник» (пьяница) и «бражничать» (пьянствовать).  Кроме первого, наиболее известного, брага имеет и второе значение, более узкое. Здесь под брагой следует понимать самостоятельный вид алкогольного напитка, стоящего в одном ряду с пивом и медом. Кроме того, эту 6paгy нельзя путать с третьей брагой, которая получается с целью производства спирта (самогона). Именно о браге, как об отдельном напитке, мы и расскажем в этой главе.Деревенская брага — для того, чтобы получить 300 л хорошей браги, необходимо взять на 1 куль крупного ячменного солода, 16 кг ржаного и 16 кг мелкого пшеничного солода, 2 кг хмеля и 370 л воды. В заторный котел засыпают ячменный, ржаной и пшеничный солод и заливают кипятком. Котел ставят на огонь, доводят до кипения и кипятят около 1 часа, после чего отставляют на край печи.  Одновременно с этим в другом котле отваривается хмель. После этого неотфильтрованное сусло необходимо процедить через специальный фильтр. Делается он следующим образом. Берут большую кадку, пробивают в ней небольшую дыру и затыкают ее деревянной пробкой. В кадку на дно кладут чистую сноповую солому слоем 10 см. В ушат вливают часть хмелевого отвара, затем горячее сусло из котла, дают настояться 15 минут, открывают пробку, и жидкость сквозь фильтр стекает в заранее подготовленную посуду. Слово «буза» и сам напиток пришли к нам со времен татаро-монгольского нашествия. Кроме чисто напитка, слово «буза» обозначает «неповиновение», «шкодливость». Так, например, один из видов русского рукопашного боя называется «тверская буза». Этот вид единоборств практиковали во время праздников, причем, обязательным условием для проведения тверской бузы было не совсем трезвое состояние участников (своего рода российский аналог китайской школы пьяницы).  Суть ее заключается в том, что хмельные бойцы под звуки гармошки совершают действия, одновременно похожие и на рукопашный бой (очень часто у одного из бойцов в руках нож), и на ритуальные танцы. Темп боя задает игра гармони, определенного рода уверенность в себе — алкоголь. Скорее всего, именно от напитка бузы, который принимали перед боем, и произошло название тверской бузы. Приготовляли бузу очень просто. В чугунный котел вливают 12 л воды, ставят на огонь и, когда вода закипит, бросают 1,5 кг пшена (если используется просо, то его надо предварительно размолоть) и варят. Варить нужно очень долго — до того момента, пока «крупа окончательно размякнет и распарится». Котел рекомендуется прикрывать крышкой, однако необходимо периодически перемешивать содержимое котла, так как крупа может пригореть, что будет являться причиной горьковатого вкуса бузы. Далее наступает главный момент: распаренную крупу необходимо тщательно растереть о шероховатые стенки котла при помощи железной лопатки.Дать остыть. Когда остынет, влить дрожжей (на Руси вливали солод), положить сахар (мед) и хорошо размешать. Закрыть сосуд крышкой и поставить в теплое место на 30-34 часа. Затем всю массу размешать, разлить в бутылки и хорошо закупорить пробками и поставить на 3 дня в темное место (слабые пробки могут вылететь). Затем бутылки охладить – буза готова.

 

s30556663155.mirtesen.ru

Что на Руси называли пивом и водкой

Что на Руси называли пивом и водкой. Слово «пиво» произошло от глагола «пить». Любое питье в старину называлось пивом. Вода, квас, брага, кисель, компот – все называлось пивом, потому что его можно было пить. И пивная кружка тоже так зовется, не потому что из нее пьют пиво, а потому что из нее пьют.

Пиво (как напиток) – это настой из зёрен. Воду настаивали на зёрнах, и пили. Такая вода очищает организм и прибавляет силы – питная (питьевая) вода (сокращённо – пиво).

Водка – это травяной настой. В родниковую воду добавляли определённые травы и настаивали на солнце – вода с травами (сокращённо – водка).

Что на Руси называли пивом и водкой.Пиво и водка – это ранее безалкогольные общеукрепляющие напитки, которые до сих пор широко используют в народной медицине. Также наши Предки пили эти настои во время праздников (в исконно славянском значении этого слова). Праздники в славянской культуре – это глобальные переходы, когда меняется природа. В это время надо помочь организму перестроиться, поэтому в праздничные циклы наши предки пили напитки, которые очищают организм и являются источником витаминов и микроэлементов.

Рецепт пива.

Зёрна овса залить холодной водой в соотношении 1:10 и настаивать 1 сутки, затем процедить. Принимать по 0,5 – 1 стакану перед едой 2-3 раза в день.

Что на Руси называли пивом и водкой.Овсяное пиво применяли, как общеукрепляющее, нормализующее обмен веществ, омолаживающее, противовоспалительное, потогонное и мочегонное средство. Можно приготовить ячменное пиво, ржаное и т.д. у каждого свои свойства. Например, пшеничное пиво – это профилактическое средство от многих заболеваний, его использовали вместо воды при приготовлении супов и кваса.

Рецепт водки.

Собранные травы залить родниковой водой и настаивать 4-5 часов.

Это так называемый холодный способ приготовления травяного настоя, т.е. водки. Потребуется в 1,5 – 2 раза больше трав на порцию чем при настаивании в кипятке, зато сохраняются все полезные вещества.

Рецепт приготовления водки кажется простым, но на самом деле это целая наука. Надо знать в какое время, какие травы набирают максимальную силу, как их правильно собрать, сушить, хранить.

А вот, информация о том, как использовали напиток водка в ведрусские времена:

"В состав водки входили травы девяноста девяти сортов.

Целебное воздействие водки на человека выше приблизительно в 99 раз, чем целебное воздействие кедрового масла, приготовленного по самой экологически чистой технологии. Обязательное условие приготовления водки: человек, который её изготовляет должен обладать чистотой первоистоков – в нём нет болезнетворных бактерий; мысль настолько чистая, что даже трудно с чем сравнить, скажем – божественная.

Водка – это единственный энергетический препарат в виде напитка, который воздействовал на центральную нервную систему, на тот участок головного мозга, который отвечает не только за жизнь плотского тела, но за жизнь всех тонких невидимых энергетических комплексов человека.

Напиток «водка» воздействовал на невидимые висцеводные процессы тонкого плана человека с такой уверенной силой, что организм плотской из мёртвых возвращался в жизнь, единственное условие, которое необходимо соблюсти – не более тридцати минут после смерти человека произвести операцию такую. Никто и никогда такой препарат не имел, но только Русь. Чтобы создать его, нужно знать всю Вселенную как свои пять пальцев, и знать свои пять пальцев как всю Вселенную.

Этот энергетический напиток использовали русичи во время войны (когда защищали Русь от нападок), и с их помощью действительно могли возвращать к жизни уже убитых воинов.

Ни у каких народов ничего подобного никогда не было и нет. На Руси всё это существовало всегда, и только теперь потеряли. А напиток силы уникальнейшей космической под названием «водка» демонические силы представили как алкогольный напиток, произведённый химическим путём, сильнодействующий (обозначают как 40 градусов), алкогольного воздействия на организм человека.

Объясним, как алкоголь влияет на организм русского человека: алкоголь внедряется в висцеводные слои генетического кода человека, ломает этот код, искажает в нём божественную информацию (изначальную). Человек, выпивший даже стакан лёгкого алкогольного напитка, уничтожает свою генетическую структуру с такой разрушительной силой, что называть его Человеком в полном всеобъемлющем божественном смысле уже нельзя. Будущий Род такого человека обречён на вымирание, и жизнь таких людей будет являть собой, можно сказать, желания и устремления животного мира, то есть: иметь питание, одежду, жилище, и похоть как средство размножения. Такой Род постепенно будет угасать и исчезнет с Земли, как потерявший своё предназначение."

Из серии книг "Знания Первоистоков", А. Саврасов.

Буду рад комментариям, а так же если вы поделитесь ссылкой на статью:

www.mudrostmira.ru

Спиртные напитки Древней Руси — Необычные факты

В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица.

Спиртные напитки Древней Руси

Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий — березовица — уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет более понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.

Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа — водка — был назван по имени столь безобидного питья, как вода.

Нет никакого сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина «живая вода» хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия «воды жизни» и «живой воды», как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское «одеви» (eau-de-vie), английское «виски» (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.

В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник — отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин «живая вода» на русском языке относился только к питьевой воде.

Спиртные напитки Древней Руси

Вино

Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после принятия христианства, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малом Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды». А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное».

Здесь отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что здесь мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Таким образом, термин «твореное вино» не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.

Мед

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мед. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. — mel), и как алкогольный напиток (лат. — mulsum). Мед не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы — между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).

Основа слова «мед» вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам.

В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мед был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии — под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке — в XI веке, в Болгарии — в XII веке, в Киевской Руси — только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше — с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) — арабский путешественник в начале Х века (921 г.) — упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» медом.

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой — новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мед как напиток был более низкого качества по сравнению с медом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление медов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мед, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мед, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого меда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий — вареный мед. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы меда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Квас

Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше меда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово «квасник» употреблялось в значении «пьяница».

В XI веке квас варили, как и мед, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити», говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», — читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный». На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому — perfect). Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду «кваса» относилось и редко встречающееся в источниках слово «кисера» как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера — искажение слова «сикера», также означающего один из древних алкогольных напитков.

Сикера

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках,на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке. Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках — «шекар» («шехар») и «шикра».

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском — «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других — «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Пиво

Помимо перечисленных выше алкогольных напитков — вина, меда, кваса и сикеры — в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», — читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино. Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток — ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино — все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение — ол.

Ол

В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка «ол», или «олус». Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название «олуй», что, по всей видимости, означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный совре-менному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем. Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин «ол» давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в «Номоканоне» указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией — заменять собой вино.

Березовица пьяная

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Первое упоминание алкогольных напитков или их терминовв Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)

Конец IX в. около 880-890 гг. Мед ставленый
Начало Х в. 907 г. Вино виноградное
Начало Х в. 921 г. Березовица пьяная
1-я пол. Х в. 920-930 гг. Мед хмельной
Конец Х в. 996 г. Мед вареный
Конец Х в. 988-998 гг. Вина виноградные (кислые, сладкие)
Середина XI в. 1056-1057 гг. Квас
Середина XI в. Сикера
2-я пол. XI в. Квас неисполненный
2-я пол. XII в. Квас твореный
2-я пол. XII в. Пиво твореное
Конец XIII в. 1265-1270 гг. Хмельное
Конец XIII в. 1284 г. Ол (олуй, олус)
XIII-XIV вв. Вино твореное

Источник

factsite.ru

Пиво – всё самое интересное про пиво.

Невероятно, но пиво появилось в далёкие времена одновременно с появлением колеса. Археологи утверждают, что пиво было известно в древнем Вавилоне, то есть уже 8 000 лет назад. По другой версии, возраст пива – 9 000 лет. Она основана на находке рецепта пива, высеченного в камне в междуречье Тигра и Ефрата древними шумерами. В то время технологии варения ещё не было, и готовился напиток путём растирания ячменя и спельты (предок пшеницы). Злаки заливали водой, добавляли душистые травки и получали через несколько дней напиток, своим вкусом напоминавший современное пиво. Пили его через тростниковую соломинку, так что, можно сказать, пиво - это предок коктейля. Едва у человечества появилась письменность, одним из первых слов, написанных клинописью было «пиво».

Постепенно появились необходимые ёмкости для приготовления сусла, ёмкости для зерна и предварительной подготовки ингредиентов и другие необходимые элементы пивного дела. В Месопотамии пиво уже варили на продажу. Археологи нашли на территории современного Ирака глиняные дощечки, на которых были изображены два человека за работой у пивоваренного чана. Возраст дощечек – 6 000 лет. Тысячей лет позже на шумерских дощечках появляется подробный, пошаговый рецепт приготовления пива. Тогда же найдены дощечки с поговоркой «не пить пива – не знать радости». Хмеля в те времена ещё не знали, а если и знали, то не применяли в пивоварении, отсюда можно сделать вывод, что пиво в то время было сладковатым, без знакомой хмелевой горечи во вкусе.

Варили пиво поначалу женщины. Это было отмечено рисунками и другими документами древности. Но вскоре популярность напитка стала расти, и он неизбежно стал предметом торговли, которая традиционна была в мужских руках. Так и пивоварение перекочевало в сильные мужские руки. Пиво приобрело горечь и крепость за счёт хмеля, а торговля напитком приносила значительную прибыль.

Многочисленные археологические исследования подарили современному миру знания о том, как обращались с пивом древние жители Персии. В домах зажиточных горожан или просто богатых жителей под полом в земле врывалась большая ёмкость, которая накрывалась глиняной крышкой с дырочкой посередине. Предположительно, пиво пили через это отверстие с помощью тростинок или вычерпывали. Дома персиян делились на женскую и мужскую части. В мужской комнате во многих домах в полу был такой сосуд. Вероятно, мужчины собирались за беседой или по иным поводам и пили пиво, не вставая с места, просто окунув тростинку в сосуд.

Французские исследователи в начале 20 века на территории современного Ирака нашли исписанную клинописью двухметровую колонну из черно-зелёного диорита. На ней, кроме прочих текстов, было и наставление вавилонского царя Хаммурапи, как готовить и пить пиво. Датирована находка 1700 годом до н.э. В документе есть пункт о максимально допустимой цене на пиво, а это уже аналог современных антимонопольных политик: "Если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить её в воду". Был там пункт и о поддельном пиве, особенно жёстко карались производители фальшивок, которых нужно было спаивать до смерти их же фальшивым пивом. Кроме технических вопросов была и цензура – за политические разговоры в пивных посетители могли лишиться жизни. Интересны также рекомендации царя относительно лекарств – их либо растворяли, либо запивали пивом.

В последующие века пиво распространилась и в других государствах. Древние египтяне пиво покупали сначала в Вавилоне, но такая торговля нехорошо сказывалась на качестве напитка – ведь перевозили ёмкости с пивом на верблюдах по жаре, отчего пиво теряло всю прелесть. Те египтяне, кто пробовал пиво в самом Вавилоне, постарались узнать секрет пивоварения, а впоследствии освоили его производство. Вскоре египтяне научились делать ячменный солод, а чуть позже и пшеничный. Именно пшеничное пиво в Египте получалось лучше всего. А ещё в древнем Египте варили пиво с мандрагорой, шафраном, анисом и другими пряностями. Пиво было сладковатым и крепким. Самые древние из египетских рецептов приготовления пива относят к 3500 году до н.э. Не оставляли без внимания и пивную гущу, которая использовалась в качестве припарок при лечебных процедурах.

Даже в те далёкие времена была актуальна проблема чрезмерного употребления пива. В 1250 году до н.э. Рамзэс II намерился ограничить питие пива, выступив примером для подражания, предпочитая больше вино, чем хмельной напиток. Закрывались лавки, запретили всякую торговлю пивом (кстати, арабы, пришедшие в страну в 8 веке н.э. продолжили гонение на пиво, но уже запрещали вообще любое производство алкоголя). Но никакие ограничения не могли повлиять на любовь народа к пиву, который продолжал тайно готовить и пить хмельной напиток. Пивовары в Египте были уважаемыми людьми, а их фигурки клали даже в могилы знати. Неудачную попытку Рамзеса запретить пиво в Египте исправила более дальновидная Клеопатра. Она обложила производство пива налогом, что дало казне огромную прибыль, а власти – способ контроля над этим бизнесом. Все эти сведения говорят об одном – пиво уже прочно вошло в обычную жизнь жителей многих стран ещё до рождения Христа и по времени возникновения в современном виде может соперничать с вином.

Путь пива в Европу был тернист – с одной стороны через Эфиопию и Персию (совр. Иран) в царство Урарту (нын. Армения), где уже в 9-7 веках до н.э. варили тёмное и крепкое пиво, дальше на север и запад, через славянские земли в западную Европу. С другой стороны – морем через Рим или Испанию. Первыми европейскими народами, варившими пиво, были фракийцы, фригийцы и скифы. Варили пиво из раздроблённого ячменя, риса, овса и проса. В Галлии в 1 веке н.э. варили напиток, подобный пиву, называвшийся «корма». В той или иной форме он ещё сохранился во Франции, Бельгии и Англии (как и древнее кельтское пиво). В Ирландии варили пиво примерно с этих же времён. Во всяком случае, свидетельства римлян, посещавших эти земли, повествует нам о том, что уже в 1 веке ирландцы пили сбраживаемый напиток из ячменного солода, всевозможных трав и вереска, как заменителя хмеля.

Просвящённые греки, как и римляне, конечно, знали пиво, но предпочитали ему вино, считая хмелевой напиток варварским. Публий Корнелий Тацит (117-58 г. до н.э.), автор «Трактата о германцах» писал о пиве, как о напитке варварских северных племён. Особенно Тацит подчеркивал большую любовь германцев к пиву и его чрезвычайную распространенность среди жителей северной Европы. Предположительно, к германцам пиво попало от финикийцев. Во всяком случае, находки археологов говорят о том, что германцы использовали пивные кувшины, идентичные финикийским, возраст которых 5000 лет. Возможно, это не говорит о том, что пивоварение было в ходу, но хотя бы подтверждает то, что древние народы Европы знали о существовании пива. Каким образом финикийское пиво попало к германцам, науке не совсем ясно, но исследования показывают, что именно из Германии пиво стало распространяться сначала в Англию, затем в Скандинавию, а затем по всей Европе и миру. Именно немецкая пивная экспансия дала повод называть Германию родиной пива, да и само слово пиво имеет древнегерманские корни. (Peor или bior, которое трансформировалось в современное немецкое bier или английское beer.) Возможно, слова, обозначающие пиво, имели латинские корни – biber (лат. «напиток»). Другие названия пива ещё древнее и не пересекаются с латынью: древнегерманское Alu, Alo, Ealo, скандинавское Єl, английский (или вернее сказать, ирландский, а ещё ранее - кельтский) Ale. Ну и старинный славянский напиток оль, который многие считают русской версией знаменитого эля, а на самом деле это скорее родственник, чем предок пива, т.к. готовился эль по своеобразным рецептам и имел в те времена некое ритуальное предназначение.

Так или иначе, каждый народ и жители всех стран в отдельности и вместе вносили свои изменения в рецептуру приготовления пива, выкристаллизовывая рецепт того прохладного и освежающего напитка, который мы знаем сегодня. Пиво древних, вплоть до позднего средневековья (до 15-16 веков), было сладковатым, не совсем приятным на вкус, с трудноуправляемым процессом брожения и различным сырьём. Не было каких-то определённых сортов, с гарантированно стандартным, специфичным именно этому виду пива вкусом. Каждая партия получалась со своим вкусом, который зависел от множества факторов, поэтому пиво было разным не только в каждой деревушке, а даже в одной и той же пивоварне в разные дни! Дрожжи использовали, но различное сырьё или условия производства каждый раз давали разный результат, иногда и вовсе пиво не получалось. Кроме стандартных ингредиентов, в пиво замешивались разнообразные приправы: коренья, листья ясеня, дубовая кора, анис, можжевельник, тмин, мирт, лавровый лист, а также ягоды, травы и другие добавки. Хмель заменялся вереском. Вся эта добавочная часть называлась Grut и пиво, которое делалось с добавлением вереска и множества других приправ – Grut-Bier. Такое пиво делали в Германии до 15 века, а потом словом грут обозначали любую смесь приправ в приготовлении пива.

Настоящую революцию в пивоварении произвёл хмель. Поначалу, используемый слабо и забываемый на века, этот важный пивной компонент только изредка появлялся то у одних, то у других древних народов. В Европе хмеля не знали, и он туда попал гораздо позднее, но зато когда пришёл, то покорил всех своими свойствами, и вскоре все европейские пивовары перешли на варение пива с хмелем. Есть версия, что хмель попал в западную Европу из Древней Руси, где его уже знали в 9 веке. Приблизительно с 12 века были первые попытки использования этого продукта в пивоварении, а с 15 века он настолько прочно вошёл в технологию пивного производства, что стал одним из ценнейших и самых дорогих продуктов. Хмелем можно было расплатиться, им выплачивали налоги и даже оплачивали товары, находясь в любой точке Европы. По сути, хмель был единой европейской валютой средневековья, исключая консервативную Англию, где до 15 века хмель был вовсе запрещён.

В пивоварении того времени многое зависело от случая и удачи. При добавлении некоторых трав не учитывался возможный эффект от смешивания с хмелем, и нередки были случаи или отравления, или видений, галлюцинаций и бредового состояния у любителей выпить. Тогда же практиковалось сожжение «пивных ведьм», которые, якобы, портили пиво, вызывая видения или смерть. Несовершенство технологий порождало нелепые суеверия и страхи. По этой причине некоторые европейские монастыри брали пивоварение в свои руки, получая немалый доход с продаж «проверенного» пива, сваренного в святом месте. Монахи подходили к любому делу старательно, изучая технологии и пробуя партии пива. Постепенно за монастырями закрепилась хорошая репутация, странствующие монахи переносили рецепты из монастыря в монастырь. Вскоре вся Европа снабжалась пивом из монастырей, которые получили официальное разрешение варить и продавать пиво.

Со временем мелкие ремесленники и лавочники поняли, что в одиночку они не могут конкурировать с могущественными монастырями, и стали объединяться в гильдии, чтобы вместе заниматься непростым производством, которое постоянно совершенствовалось. Так возникли гильдии в Ческе-Будеёвице (нынешняя Чехия), в Пльзене, потом в Германии и постепенно в других соседних странах. Гильдия в Ческе-Будеёвице снабжала пивом резиденцию богемских королей, оттуда и пошёл знаменитый слоган «пиво королей». К концу 15 века только в одном Гамбурге было около 600 пивоварен! Германское пиво шло на экспорт в средиземноморские страны (которые оценили вкус повзрослевшего напитка), в Россию – особенно, в Новгород и Псков.

Самым главным документом, сделавшим из кустарного производства с небезопасными для здоровья последствиями подлинное искусство производства душистого хмелевого напитка стал баварский закон 1516 года о строгой рецептуре пива. Этот документ, прозванный «заповедью чистоты» (Reinheitsgebot) гласил о том, что пиво можно варить только из ячменя (ячменного солода), хмеля и родниковой воды. Пункта о дрожжах тогда не было, т.к. этот компонент был недостаточно проверен и изучен, чтобы чётко расписать и оценить его действие в пивоварении. Этот закон предполагал жесткое наказание всякого, кто разбавлял, подделывал или готовил пенный напиток из неправильных компонентов. Ослушавшихся штрафовали, а многократно пойманных – утапливали в собственном вареве. Закон Reinheitsgebot существует и в современной Германии, являя собой образец немецкой тщательности. Это самый старый законодательный акт, действующий такое продолжительное время и защищающий интересы покупателей пива (и потребителей вообще). Со временем и остальные производители пива пришли к тем же трём составляющим хорошего пива. Это сочетание ячменного солода, хмеля и хорошей воды используется старейшими марками и по сей день, позволяя производить первоклассное светлое пиво.

Так бы и пили пиво в пабах, кабаках и пивных, если бы не изобретение Луи Пастера. Ведь именно оно сделало возможным давнюю мечту всех пивоваров – разлить пиво в бутылки и пить любимый напиток там, где пожелается. Только представьте себе – до середины 19 века этого нельзя было сделать – всякое пиво наливалось из бочки в кружку в пивной и там же и выпивалось. Это непременно посещение пивного заведения отчасти сдерживало повсеместное распространение пива, т.к. не всякому нравилась обстановка или атмосфера, царящая в пивных заведениях. Пастер позволил людям пить пиво там, где им больше нравится. Эффект состоял в фиксировании процесса брожения путём разового нагревания напитка до 60-70°С в течение 15-30 минут, после чего пиво разливалось по бутылкам, запечатывалось и могло храниться в холодном месте несколько дней. Это открыло широчайшие горизонты для торговли, а жители Европы получили возможность пробовать любимый напиток, привезённый из других стран. Тот же Пастер, являясь микробиологом, открыл дрожжевые грибки – одноклеточные организмы, которые отвечают за брожение напитка. В 1881 году датчанин Хансен получил чистую культуру дрожжей, что сделало очередной переворот в технологии пивоварения, сделав процесс управляемым, а масштабы производства – промышленными.

Есть несколько абсолютных правил, определяющих качество пива. Одним из них можно считать пену. Необязательно пена должна быть густой или высокой, т.к. это зависит от того, как налить пиво, однако, абсолютно точно – пена должна быть стойкой. Пена – всего лишь один из внешних признаков, главный показатель – всё-таки вкус. Только вкус правильно охлаждённого (8-10°С) пива может сказать о напитке всё или почти всё.

По способу брожения современное пиво можно разделить на 2 основных вида: эль и лагер. Эль сбраживается при температуре 15-25°C с дрожжами верхового брожения. Эль часто имеет фруктовые оттенки вкуса и высокую крепость. Лагер - более распостранённый вид пива - сбраживается с помощью дрожжей низового брожения и при температуре 5-15°С, после чего пиво долго выдерживается при нулевой температуре, насыщаясь попутно углекислотой и осветляясь.

Кроме лагера и эля, существует бельгийская разновидность пива – ламбик. В этом сорте пиво сбраживается самостоятельно без использования дополнительных дрожжевых культур. Также набирает популярность пшеничное пиво, как один из древнейших видов пива, варившийся ещё древними египтянами. Отличительной особенностью современного пшеничного пива может считаться дображивание напитка в самой бутылке, отчего пшеничное пиво чаще всего выпускается нефильтрованым.

Отдельно стоит упомянуть тёмное пиво. В производстве тёмных сортов пива используется обжаренный солод, или так называемый карамельный солод. Кроме него, бывают ещё: мюнхенский, венский, шоколадный и жжёный. По типу брожения тёмное пиво может быть как элем, так и лагером. Самым известным производителем тёмного пива можно считать ирландский завод Гиннесс. Именно сорта Гиннесса принесли тёмному пиву всемирную славу ещё в 19 веке. Есть несколько видов тёмного пива, родиной половины которых является Ирландия. Портер – очень тёмное пиво, приготавливаемое с использованием тёмного солода и жжёного сахара. Крепость такого пива от 5 до 9,5%, а некоторые сорта достигают более 10%. Портер - относительно молодое пиво, варить его стали в Англии в 18 веке. Название говорящее – его пили рабочие, докеры, портеры, т.е. носильщики. Это был настоящий напиток рабочего класса Лондона.

Стаут – один из темнейших (если не самый) сортов пива, темнее портера. Варился он знаменитыми пивоварами Дублина с 1820 года. В рецепте было три вида тёмного солода: жжёный, карамельный и жареный ячменный. Стаут может быть настолько тёмным, что даже не пропускает свет, кроме того, стаут плотнее портера и иногда крепче.

Альтбир варят в нижнем течении Рейна, близ Дюссельдорфа. Оно светлее портера, имеет красивый коричневатый оттенок. Это пиво верхового брожения.

Совсем экзотичными выглядят сорта пива, приготовленного из ржи, риса или кукурузы. Эти сорта, становящиеся популярными в разных точках нашей планеты, европейцами не признаются. Сложно назвать пивом и безалкогольное пиво. Оно пользуется популярностью у автомобилистов, которые полагают, что алкоголя в нём нет. Полностью избавиться от алкоголя в таком пиве не удаётся, и те, кто, поверив рекламным лозунгам некоторых производителей, выпивает несколько банок такого пива, рискует быть оштрафованным за вождение в нетрезвом виде. Содержание алкоголя в «безалкогольном пиве» колеблется от 0,2 до 1%.

Алексей Бородин  

kedem.ru

Какой крепкий спиртной напиток предпочитали на Руси?

Категория: Народ Опубликовано: 20.04.2015 20:20 Автор: В.Ершов

Новгород был самым грамотным городом Европы. Это общеизвестный факт, который подтверждается обильными находками археологов. А находилив раскопах многочисленные берестяные грамоты, прочитав которые историки поняли, как жили русичи, чем занимались, каковы были их заботы. Оказалось, что одним из самых  доходных промыслов наряду с  рыбными ловлями или заготовкой леса в новгородской земле  были пивоварни.

Потребляли  пива русские люди не меньше, чем их торговые партнеры из городов Ганзы или из Дании.В берестяных весточках из глубин прошлого  прочитаны  сведения о продуктах, которые представляли своим потребителям пивовары волной республики.В  Древней Руси почитали перевар,  крепкий спиртной напиток, изготовленный из смеси  пчелиного меда и ядреного пива. Перевар  приравнивали к серебряным гривнам, оплачивая бочонками с напитком подати и  всевозможные взносы.Делали пиво на Руси проверенным способом, по дедовским рецептам. Крепкое пиво на рынок поставляли с собственных пивоварен монастыри, которые окружали кольцом каждый большой город. Различалось пиво по степени крепости. Самое крепкое пиво могло свалить с ног самого могучего дружинника, в нем содержалось до 35 процентов спирта. Легкие сорта пива допускали не более2 процентов.  Пивцо с 7 процентами считалось средним, а вот крепкие сорта начинались от содержания в 17 процентов.В домонгольский период каждый землепашец, зависимый или свободный, каждый ремесленник мог варить пиво так, как ему вздумается. Лишь бы зерно было да солод. Но позднее, когда московские князья становились все более алчными, великие государи  поняли, какую выгоду они упускают, отдавая пивоварение на откуп населению. Московский князь Иван Третий, прославившийся в русской истории своей скаредностью, поставил жирный крест на вольном пивоварении. Он ввел государственную монополию. И с 14-го столетия пиво стали реализовывать только с государственных питейных заведений.Хотя пьянство на Руси  осуждалось миром и церковными деятелями, но из всего перечня прохладительных напитков только ягодная вода да сыта не содержали  алкоголя. А вот пиво, меды, квас,  ол, березовица и винов разной пропорции содержали этиловый спирт.  Впрочем (при хранении в тепле) сыта -- смесь меда и воды --  легко могла забродить, превратившись в крепкий спиртной  напиток.В IX-ХIII веках  Русь не знала водки, а вино -- созданное из винограда -- поставляли греки из Византии.В жизнь русичей вино вошло вместе с христианством,в качестве ритуального напитка при обрядах церкви. В самом термине слышится латинское слово «винум» (vinum), пришедшее из латинских евангелий. Церковное вино обязательно было тяжелым, сладким, густым, сдобренным корицей или мускатом, привезенными с Востока пряностями.Мед на Руси готовили по разной рецептуре. Арабский бытописатель и путешественникИбн-Рустам, писавший свои заметки в 10-м веке, утверждает, что русские  разделяют мед на питнойи пчелиный. Питным медом древляне платили дань княгине Ольге в 946 году.Случалось, что богатство землевладельца, даже благосостояние князя или государства определяли по количеству бочек с медом, спрятанных в глубоких погребах. При народных волнениях самым верным средством утихомирить бунтарей было выставление на площади бочек с медом для угощения.Популярен питной мед, заменявший виноград для руссов, был в глухих лесах Полоцкого княжества. Его заготавливалив громадных бочках и сплавляли по пути из варягв грекик Киеву.Ставленый мед ценился куда выше вареного. Между ними было различие как между молодым и выдержанным виноградным вином. Ставленый мед держали в погребах по 15 лет.Мед бродилс соками лесных ягод. А на особо торжественных пирах русских князей подавали даже меды 40-летней выдержки, что считалось неслыханной роскошью.С  началом монгольского господства медоварение расширялось повсеместно, что объяснялось сокращением импорта греческого вина. Вареный мед, дешевый и обильный, изготавливаемый из заготовленного медового сырья был уделом бедных классов. Крепкие вареные меды были предшественниками водки для русских крестьян.

{jcomments on}

drevnrus.ru