Социальный строй Древней Руси. Межа это в древней руси


Вопрос 2. Общественный строй Древней Руси.

Киевская Русь была государством с еще не завершенной социальной дифференциацией общества. К тому же процесс этой дифференциации слабо отражен в источниках. В частности, начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования Русского государства прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных вотчин, принадлежавших старшим дружинникам и боярам и т.д.

Основным делением общества в первые столетия Киевской Руси было деление на свободных и зависимых.

Постепенно оформляется класс феодалов в правовом отношении путем закрепления за ним особых привилегий. Феодалами в Древнерусском государстве являлись, прежде всего, князья. Уже в IX и X вв. в Древнерусском государстве сложились крупнейшие княжеские владения. Так, например, из «Повести временных лет», что княгини Ольги принадлежал город Вышгород, а также, вероятно, и многие села.

Термин «имение» встречается уже в самых древних летописях. Согласно им князья владели «имениями», скотом и целыми селами. В одной летописи довольно красочно описывается та жадность, с которой князья начали прибирать к своим рукам общинные земли.

Захваты земли весьма характерны для того времени и свидетельствуют о сосредоточении в руках князей важнейших экономических рычагов общества. О развитии феодальной собственности, сосредоточении земли в руках отдельных феодалов мы можем судить и по такому древнейшему памятнику права, как Русская Правда. В ней встречается упоминание о межах. Но межа исторически появляется тогда, когда складывается феодальная собственность на землю, когда начинается феодальное размежевание земли. В Русской Правде упоминается межа бортная, межа ролейная (т.е. земельная) и межа дворная (т.е. между отдельными дворами). Таким образом, уже существовали разные виды частных владений: пахотная земля, лесные угодья, дворовая земля.

Земельные владенья приобретались князьями в основном различными способами:

1. Захват общинных земель. В древнее время имелось вполне достаточно свободной земли, никем не занятой (своеобразной целинной земли). Однако князьям важна была земля вообще, а именно та земля, где жил человек, где земля была возделана и имелся работник, который мог бы ее обрабатывать в будущем. Поэтому происходил захват именно общинной земли.

2. Разработка пустопорожних земель. Для этого князьям требовалось большое число рабочих рук. Поэтому они использовали для обработки этих земель пленных, которых принудительно сажали на землю.

3. Пожалование великого киевского князя. Например, киевский князь жаловал земли черниговским, смоленским и другим князьям, и в их владении оказывались крупные земельные массивы. Однако этот способ приобретения земли характерен для более позднего периода.

Формой княжеского земельного владения была вотчина, такая форма землевладения, при которой пахотные земли, лесные угодья, двор князя переходили по наследству из поколения в поколение. Таким образом, вотчина – это земельное владение, переходящее по наследству. Первое упоминание о вотчине относится к 1254 г. и встречается в Галицкой летописи.

Центром вотчинного владения является двор князя, который представлял средоточие всей общественно-экономической и политической жизни периода раннего феодализма.

Центр нельзя понимать в буквальном географическом смысле, тем более что вотчина состояла нередко не только из одного села и княжеского двора, а из ряда сел и княжеских имений.

Рабочую силу в княжеском хозяйстве составляли крестьяне-общинники, а также челядь (холопы). Правда, челядь больше обслуживала двор и не использовалась в полевом хозяйстве.

Другую группу феодалов составляли бояре. Эта группа развивается особенно значительно в IX-Xвеках. Бояре в большей своей части вышли из дружинников князя. Власть князя в княжестве опиралась на вооруженную силу – дружину, с которой князья ходили в походы. В период, когда феодализм только зарождается, дружина даже в мирное время жила при князе. Единственной её целью являлся захват добычи и слава. Святослав, например, возвращаясь из военных походов, каждый раз торжественно отмечал особо отличившихся героев и этого для них было достаточно.

Однако в период более развитого феодализма торжественные похвалы дружину уже не устраивали. Дружинники больше стали интересоваться землей, а не славой. Земельные пожалования князей их устраивали больше. Так началась раздача земель дружинникам. И теперь дружина оседала на земле, а дружинники стали обладать весьма значительными массивами земли.

Но существовал и другой способ возникновения бояр. Бояре выходили не только из среды дружинников, но и из родоплеменной знати. Бывшие родоплеменные вожди, не входившие в состав княжеской дружины, также нередко становились боярами.

Одним из способов получения земли боярами были пожалования князей. Но это был не основной способ. Наиболее распространенным был захват боярами общинных земель. Бояре стали ближе к общине, чем князь, и у них было больше возможностей грабить общинные земли, чем иной раз даже у самого князя. Присвоение общинных земель боярами происходило с санкции князя.

Бояре были вассалами своего князя. Постепенно дружинные отношения перерастали в вассальные. Вассалы (бояре) – люди вольные. Они не холопы и не подданные. Они служат князю по договору и могут уйти к другому князю.

Вассал – прежде всего военный слуга своего князя. Третья черта вассалитета – это хозяйственная самодеятельность вассала, т.е. он в отличии от дружинника имел свой дом, своё хозяйство.

Этим определялась условность земельных владений бояр. Если боярин переходил на службу к другому князю (например, от галицкого к смоленскому), то в этом случаи вотчина оставались у старого князя. Поэтому бояре переезжали от князя к князю только со своим движимым имуществом, но без земли.

Кроме бояр и князей, представлявших собой крупных землевладельцев, в Древнерусском государстве, имелись также мелкие феодалы. Они происходили из дворцовых слуг, которые за свою службу получали земельные участки, или из отдельных общинников, которые захватывали земли, обогащались за счет общины и в конце концов стали представлять собой группу, стоявшую над рядовыми крестьянами, и превратилась в группу феодалов.

Также феодалами в Древнерусском государстве являлись церкви, монастыри и служители монастырей.

Основным богатством церквей и монастырей была земля. Причем земельные владения отдельных монастырей и церквей достигали таких огромных размеров, что намного превосходили владения других феодалов.

Церкви и монастыри владели землей на основе вотчинного права. Князья жертвуя им землю, писали в документах (грамотах), что земля закрепляется церквями навечно.

Пользуясь тем, что земля, являющаяся необходимым условием всякого общественного производства, находится в их руках, класс феодалов жил за счет эксплуатации остального населения. Оно в подавляющем большинстве состояло из смердов, землевладельцев-общинников.

Говоря о зависимом населении в Древнерусском государстве, прежде всего следует отметить холопов (рабов).

Одним из источников холопства был плен, хотя представлял собой далеко не единственный и тем более не самый важный способ пополнения рабов.

Холопами всё чаще становились вышедшие из общины смерды. «Русская Правда» сообщает нам несколько таких возможностей:

  1. когда свободный смерд берет что-либо в долг и не возвращает предмета долга, т.е. не расплатившийся должник становится холопом;

  2. холопство назначалось в качестве меры наказания, например: за кражу лошади, за поджог, умышленное убийство назначалась такая мера наказания как поток и разграбление, которая сопровождалась превращением преступника в холопа;

  3. самопродажа и самозакабалеение, случаи, когда кто-либо заключал договор, по которому он превращался в холопа на определенный срок или бессрочно;

  4. если кто-либо поступал на службу к феодалу в качестве тиуна-ключника (тиуны – это крупные слуги при дворах князей и бояр) и не заключал при этом договора в присутствии свидетелей, то хозяин мог превратить его в холопа;

  5. если свободная девушка выходила замуж за холопа или наоборот свободный мужчина женился на холопке – они в этом случае становились холопами.

Холоп – это раб, лишенный всех прав: как правило, он не мог выступать на суде в качестве свидетеля; за кражу его судить нельзя было, так как он не был свободным, и за него должен был отвечать его господин. Хозяин холопа мог распоряжаться им по своему усмотрению, как вещью: убить, продать, заложить.

В правовых документах того периода различается холопство двух видов: обельное (вечное), временное.

Обельные холопы – самые настоящие рабы со всеми вытекающими из этого последствиями. Они навечно закреплены за своими хозяевами. Правда в отличии от рабов классического рабства, холопы в Древнерусском государстве могли иметь свою семью, своё жильё.

Временное холопство ограничивалось договором. Когда свободный поступал в холопы, то при свидетелях устанавливался срок, по истечении которого он вновь становился свободным.

Холопы не были главной производительной силой на Руси. Труд холопов постепенно и систематически вытеснялся более прогрессивным трудом феодально-зависимых людей.

Закупы составляли основную группу феодально-зависимых людей в Древнерусском государстве. Это были чаще всего смерды-общинники, которые оказались в трудном материальном положении, испытывали острую нужду и брали взаймы (хлеб, зерно, лошадей, орудия производства, предметы домашнего хозяйства) у феодала. Закупы представляли собой людей лишившихся земли и бравших её взаймы у феодала на правах временного пользования.

То, что человек брал во временное пользование называлось купой. В качестве купы могли выступать и деньги. По другому закупы назывались ещё рядовичами от слова «ряд» - договор.

Дача купы оформлялась договором в присутствии свидетелей. Согласно такому договору, закуп, пока он пользуется взятой взаймы вещью, не является свободным. На время договора он отдает свою свободу за купу (отсюда закуп). Купу должник оставляет себе и может ей пользоваться, но сам он должен идти к феодалу и работать на него до тех пор, пока не подойдет срок, и он вернет купу. Закуп находится фактически на положении холопа (например, он может выйти за ворота двора своего господина без разрешения) если это происходило он возвращался и превращался в холопа.

В связи с этим правилом феодалы нередко прибегали к самым разнообразным злоупотреблениям. Об этом свидетельствуют восстания бедноты в Киеве. О существовании таких злоупотреблений можно также судить на основании того, что Владимир Мономах в Русской Правде предпринял некоторые попытки облегчить положение закупов. Так, уход закупа в суд уже не стал рассматриваться как его богатство. Кроме того, было запрещено бить закупов без достаточного к тому основания.

Итак, закупы – феодально-зависимые люди, которые становятся таковыми на время пользования купой. Но все ли закупы могли выйти из зависимого положения и вновь стать свободными? Конечно нет. Дело в том, что не всегда после окончания срока должник мог отдать свой долг. Больше того, это бывало редко. С другой стороны, феодал мог в связи с купой предъявить должнику совершенно непосильные для него требования. Он мог обвинит его, например, в порче вещи и требовать больше возмещения. В тех же случаях, когда земледелец в качестве купы брал землю, то он уже не мог от этой земли отказаться.

Таким образом, закупничество – институт исключительно феодальный. Это один из способов установления феодальной зависимости.

Следующим слоем населения были смерды – это сельское население, общинники, значительная часть которых, а возможно, даже основная масса, оказались в феодальной зависимости. Смерды имели необходимые для производства орудия труда, владели участками земли, вели своё хозяйство. Таким образом, смерды – это все земледельцы – общинники, без всякого различия, являются они зависимыми или нет.

Сохранение общины в период феодализма было одним из способов укрепления устойчивости хозяйств смердов. Община лучше, чем отдельные земледельцы, препятствовала грабежу их хозяйств, более успешно боролась за сохранение находящихся в её пользовании земель.

Земля в общине являлась общим достоянием. Однако пользование ею носило частный характер. Каждая из входивших в общину семей получала участок во временное пользование. Она не могла считать землю своей собственностью, но пользовалась ею по своему усмотрению. Время от времени в общине происходил передел земли. Такие переделы сначала не были регулярными, а затем проводились примерно через 10-15 лет. Переделы вызывались уменьшением или увеличением земли у отдельных семей, а это вызывалось либо увеличением земли у отдельных семей, а это вызывалось либо увеличением числа членов семьи (приход новых членов), либо сокращением числа членов семьи.

В древнерусском государстве сохранялись общины свободные. Они обязаны были платить подать государству, которая носила название дани. Сначала князья сами ездили в полюдье за данью, а затем начали посылать бояр. Дань общины платили натурой, причем ещё во времена княгини Ольги были созданы пункты – погосты, в которые тиуны – слуги князя по сбору дани – свозили полученную им дань, в которых она и хранилась.

В остальном земледельцы считались свободными. Но постепенно начинает развиваться процесс, когда они попадают в зависимость от феодалов. Так, всё чаще князья начинают жаловать земледельцев с занимаемой ими землей боярам, монастырям. Такие пожалования записывались в особых дарственных указах.

После пожалования земледельцы не могли сказать, что земля, на которой они работают, является собственностью общины, их собственностью. Земля теперь становилась собственностью монастыря или боярина, феодальной собственностью. Смерды по-прежнему продолжали пользоваться землей. Но дань начинает уже обращаться в феодальную ренту. Начинают вводиться типично феодальные сборы, например брачная пошлина.

Тем самым смерды начинают в той степени, в которой феодалам удается установить своё господство над отдельными общинами, становиться феодально-зависимыми людьми. Вместе с тем и меняется и правовое положение находящихся в феодальной зависимости смердов. Часть смердов вместо уплаты дани должна была выполнять ряд повинностей, главные из которых оброк – денежная и натуральная рента, а также отбывать барщину.

В XI – XII вв. часть смердов представляла собой особую группу феодально-зависимых людей. Возникает вопрос: были ли они только феодально-зависимыми или уже крепостными, т.е. не только связанными с феодалами земельными повинностями, но феодалы обладали правами и над их личностью? Из юридических памятников смерды не могут рассматриваться как крепостные.

Ещё одним из способов, при помощи которых светские феодалы и церковь устанавливали свою власть над смердами и превращали их в зависимых от себя людей, был патронат. Феодалы добивались от князя признания за ними права осуществлять свое покровительство, а вместе с тем свою юрисдикцию над отдельными группами людей.

Патронат боярина и церкви изолировал человека, пользовавшегося их защитой, от других экономических и политических влияний и создавал тем самым благоприятную обстановку для превращения патронируемого в феодально-зависимого.

Люди, которые в результате перехода под патронат светских и церковных феодалов превращались в феодально-зависимое население, в XIIIв. назывались закладниками. Церковные закладники носили особое название и составляли более узкую группу прикладников.

Среди многочисленных людей, патронат над которыми привел в к их порабощению, следует отметить задушных людей и прощенников, а также изгоев.

Задушные люди – это холопы, отпущенные по завещанию («задушью») и находившиеся под патронатом церкви.

Под прощенниками надо понимать тех людей, которые были превращены в холопов за неплатеж долгов. А потом были прощены и получили свободу, но остались зависимыми от церкви, т.е. под её патронатом.

Изгои – это выходцы из земледельческих общин, потерявших свою связь с общиной и с общинным имуществом. Во избежание голодной смерти они вынуждены были искать особого патроната.

Князья сажали изгоев на свои земли, снабжали их инвентарем, поскольку были заинтересованы в получении дешевой рабочей силы. Вместе с тем изгои превращались в феодально-зависимых крестьян.

Следующим способом установления феодальной зависимости был наем (личный наем). Источники того времени сообщают, что в XI – XIII вв. существовала тенденция превращать наймитов в рабочую силу феодальных сеньорий. Так, в XIII в. возникла особая категория челядинов-наймитов, которые в случае самовольного оставления работы окончательно порабощались.

Так же следует сказать о городском населении. Прежде всего феодальный город представлял собой торгово-ремесленный центр. В городах оседало большое число ремесленников и купцов. Правовое положение купцов и ремесленников было особым, оно отличалось от положения боярства и княжеских людей. Городское население не платило дани, но платило налоги и торговые пошлины (мыт). Кроме того, купцы и ремесленники платили особую дань, которая называлась погородием. Погородие состояло из урока – сбора, выраженного в определенной денежной сумме, и из так называемого почестья, составлявшегося из натуральных приношений (мехов, мёда, рыбы, орудий лова, вещей домашнего обихода).

Таким образом, все жители на Руси издревле разделялись на четыре социальные группы: первую группу составляли привилегированные слои населения; вторая группа включала в себя свободных людей; третья группа включала зависимых людей и четвертую составляли самые бесправные.

studfiles.net

Социальный строй Древней Руси

Категория: Билеты по Отечественной Истории на государственный экзамен.

К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей. Постепенно начинается феодализация этого государства, которая идет с двух сторон. Во-первых община выделяют князю часть своих помещичьих угодий, как плату за покровительство. Во-вторых князь предоставляет своим боярам право сбора дани с некоторых завоеванных территорий. Те могли раздать своим дружинникам, а они в свою очередь могли обосноваться на этой земле. Если бояре строили дом, то владения становилось вотчиной и лично принадлежала боярам, а также могла передаваться по наследству. Часть земель отходила земельным владельцам, как плата за покровительство. Таким образом складывалась феодальная иерархия. Верховным владельцем земли был князь, дальше шли вотчинники, дальше бояре, которые получили право полного наследования своих земель. Мелкие держатели земли находились в конце феодальной лестнице, их держание земли подкреплялось договором о службе.

1. Основными властными функциями в Древней Руси обладали князь, дружина и вече. При этом следует отметить отсутствие четкого разделения полномочий между этими субъектами власти. Основная часть населения - крестьяне - формально, видимо, еще не были отделены от власти, однако фактически непосредственного участия в деятельности властных институтов (в частности, веча) не принимали.

2. Отношения между князем и дружиной строились на личных связях, закреплявшихся системой дарений и совместных пиров. Князь в своих решениях во многом зависел от дружины. Однако и дружина во многом ориентировалась на князя. Княжеская власть постепенно усиливалась, что выражалось, помимо всего прочего, в падении авторитета “старшей” дружины.

3. Отношения между князем, возглавлявшим дружину, и городами с примыкавшими к ним сельскими поселениями строились на регулярных выплатах полюдья и (или) дани. Распределение полученных средств входило в прерогативу князя. В то же время он выступал в качестве своеобразного олицетворения коллективного собственника средства, собранных дружиной в виде даней и полюдья.

4. Обслуживанием князя и дружины занималась “служебная организация”, в недрах которой формировались новые социальные отношения, сопоставимые с западноевропейским министериалитетом.

5. В определенный период все перечисленные властные “органы” находились в состоянии неустойчивого баланса. Со временем, однако, соотношение сил начало изменяться, причем в каждой земле по-своему.

Русь в конце 10 начале 12 века представляла собой раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский князь, ему в управлении помогали совет бояр и дружинников. Города-государства управлялись княжескими посадниками. В сельской местности управляли бояре-вотчинники. Дружина подразделялась на старинную и младшую. В старшую входили бояре и мужи. Они осуществляли суд, сбор дани управление земельными делами. В младшей дружине состояли люди менее знатные и более молодые. В услужении князя была и так называемая «личная дружина», где служили так называемые «отроки» и «детские».

В первом общерусском законе «Русская правда» были оговорены следующие категории населения: свободные общинники и зависимые, то есть не полноправные в суде и без права участвовать в военной службе. Свободные общинники, которые в свою очередь делились на смердов и людей, обязательно служили в армии. Зависимое население подразделялось на несколько категорий: челядь (члены семей смердов), холопы (слуги, рабы), рядовичи, временно зависимые их ещё называли закупами (человек получил ссуду, которую должен был отработать или отдать):

Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной организации была и внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла "старейшая дружина", ее члены именовались боярами. Низшим слоем была "молодшая дружина".

Ее представители назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном из "молодшей дружины", а для менее зависимого от князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские. Члены "молодшей дружины" иногда именовались также гридями (скандинавский по происхождению термин, распространение получил только на Севере Руси).

Привилегированное положение членов "старейшей дружины" нашло отражение в древнерусском праве. В начале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника.

Со складыванием к концу Х в. структуры единого государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины.

Князья назначают из числа дружинников посадников - наместников в городах, воевод - предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, тысяцких - высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, восходящей к догосударственному периоду, сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - мечников, вирников, емцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - биричей, ябетников, метелъников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны ( с XII в. они включаются и в систему государственного управления).

Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь (ед.ч. - челядин) и холопы. Их неполноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба.

Особую категорию населения составляли смерды - предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды - группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя; есть также мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные уплачивать государственную подать - дань.

Во второй половине XI в. появляется категория закупов - людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.

historyrusedu.ru

Погост-округ в Древней Руси | Веб-Знайка

Центром погоста-округа Важинского погоста Подпорожского района служило село Курпово (ныне сельсовет) с главной церковью — Воскресенской. В состав погоста-округа входило более двадцати «гнезд», расположение двадцати трех из них удалось установить. Семь гнезд имели в центре «погост-место» с церковью, юридически подчиненной Воскресенской: Согиничи, Погаченицы, Пидьм-озеро, Пидьма, Шеменичи, Гоморовичи, Важины.

Погост - округ в Древней Руси

Каждое гнездо состояло из нескольких (от 2 до 25) деревень. Гнездовой тип расселения сложился значительно раньше XVв. Специфика функционального и пространственного построения системы поселений требует дополнительного исследования. Однако мы вправе обогатить внимание читателя на два обстоятельства. Первое — это гибкость древней системы, обеспеченная способом группировки ее элементов и ранжированием их по функции и обеспечившая жизнеспособность системы на протяжении пяти столетий.

В наше время нет проблем с получением нужной информации, сделать это можно благодаря Интернету. Например, Мария Монтессори предлагает свою методику раннего развития детей. Всю свою жизнь она наблюдала за детьми, за их развитием, в результате чего были созданы специальные метода для успешного их развития.

 

Погост в Древней Руси

В течение XVIII — XIX вв. принципиальных изменений в структуре расселения на рассматриваемом уровне не произошло: древние погосты, как правило, взяли на себя функции волости, а затем сельсовета; рост деревень привел к слиянию некоторых гнезд в одно целое поселение. Сформированный пять веков назад структурный костяк обрастал плотью, но не ломался в основе. Иными словами, древняя система расселения изначально обладала способностью к развитию.

И второе обстоятельство — исторически сложившиеся типы размещения поселений в пространстве, способы пространственного выделения центовая межселенные связи и другие конкретные признаки обладают несомненной (хотя и неизчченной) бренностью «человеческого» плана. Удивительную закономерность в композиции древних территориальных комплексов обеспечивали закономерное чередование поселений и зеленых простоанств, ритм антропогенных и «диких» ландшафтов. Разворачивающихся при движении по старым дорогам, четкость пространственной ориентации, создаваемая присутствием доминант.

Особенно хорошо прослеживаются эти черты в облике «гнезда». Примером может служить элемент рассмотренного выше Важинского погоста — гнездо Согиницы: шесть деревень вдоль реки Важинки. Генетически «гнездо» — совокупность малодворных деревень, объединенных общим родовым названием, жители которых связаны были патронимическими отношениями и общинным владением землей и являлись прихожанами одного погоста.

webznayka.ru