2. Берестяная грамота, как вид документационного источника Древней Руси. Береста в древней руси это


Почему берестяные грамоты стали сенсацией?: matveychev_oleg

bandicam 2017-07-25 22-17-33-675

В 1951 году археологическая экспедиция Артемия Владимировича Арциховского, проводившая раскопки в Новгороде, обнаружила первую берестяную грамоту. И с тех пор их находили во множестве, причем не только в Великом Новгороде. Берестяные грамоты стали исторической сенсацией, поскольку дали возможность узнать обыденную жизнь людей русского Средневековья. Как же изменились наши представления о жизни наших предков? Рассказывает доктор филологических наук Алексей Гиппиус, профессионально специализирующийся на изучении берестяных грамот.

Раскрасить контуры

— Алексей Алексеевич, как изменило открытие берестяных грамот представления историков о культуре Древней Руси?

— Оно значительно их расширило. Благодаря изучению берестяных грамот для нас открылась повседневная жизнь Древней Руси. До того наши знания об этой эпохе базировались на летописях, на таких юридических текстах, как «Русская Правда». Летописи имеют дело с событиями и фигурами «большой» истории, ее герои — князья, знать, высшее духовенство. А как жили обычные люди — горожане, крестьяне, купцы, ремесленники? Косвенно об этом мы могли судить только из юридических текстов, но там ведь фигурируют не конкретные люди, а просто некие социальные функции. Открытие же берестяных грамот дало возможность непосредственно увидеть реальных действующих лиц этой «малой» истории. Те общие контуры, которые у нас были до того, окрашиваются, приобретают конкретные очертания.

— А о каких сторонах жизни тогдашних людей мы можем судить по берестяным грамотам?

— Берестяные грамоты — это письменность практического характера. Древнерусский человек, когда брался за «писало» (это такой заостренный металлический стержень, которым процарапывались буквы на бересте, греки называли его стилос), исходил из какой-то бытовой необходимости. Например, находясь в поездке, отправить письмо родным. Или написать заявление в суд. Или составить какую-то памятку для себя. Поэтому берестяные грамоты знакомят нас прежде всего с практической жизнью той эпохи. Из них мы узнаём принципиально новые вещи об устройстве древнерусской финансовой системы, о древнерусской торговле, о судебной системе — то есть о том, о чем из летописей мы очень мало знаем, летописи таких «мелочей» не касаются.

— Есть ли противоречия между тем, что мы знаем из летописей, и тем, о чем говорится в берестяных грамотах?

— По идее, противоречий быть не должно. Но чтобы правильно соотнести содержание берестяных грамот с другими источниками (в первую очередь летописями), надо их правильно понять. А тут есть проблема. В берестяных грамотах люди, как правило, обозначаются только именами, и надо сообразить, кто они — купцы, дружинники, священники, бояре. То есть, например, когда какой-нибудь Милята обращается к своему брату, требуется понять, что Милята купец. А когда Мирослав пишет Олисею Гречину — определить, что первый — это посадник, а второй — член суда. То есть надо соотнести авторов и персонажей берестяных грамот с их социальным статусом и функцией. А это не всегда просто. В целом же можно ответить так: явных противоречий нет, но наши представления об этих сторонах жизни, почерпнутые из летописей, крайне приблизительны, неточны — благодаря же берестяным грамотам они становятся не просто более точными, а наполняются жизнью. Это примерно как карандашный контур человеческой фигуры — и эта же фигура, написанная красками, во всех подробностях.

— Верно ли, что берестяные грамоты находят именно на Новгородчине, и потому они дают новую информацию только по бытовой жизни новгородцев?

— Нет, это неверно. Сейчас берестяные грамоты найдены в 12 городах, среди которых и Псков, и Тверь, и Торжок. Кстати, и Москва — в Москве обнаружено семь берестяных грамот. А самый южный пункт — это Звенигород-Галицкий на Украине. Но правда в том, что большинство берестяных грамот археологи нашли именно в Великом Новгороде. Там их найдено 1089 на данный момент, а во всех остальных городах, вместе взятых — 100. Причина не в том, что новгородцы были грамотнее прочих и больше писали — просто там такая почва, в которой береста лучше сохраняется. Берестяная же письменность была распространена по всей территории Руси.

Кстати сказать, подобные (по содержанию) грамоты использовались не только на Руси — были они и у скандинавов. Скажем, в Норвегии есть так называемый «Бергенский архив» — это документы примерно того же типа: частные записи, письма, записки для памяти. Но не на бересте, а на деревянных дощечках и щепках.

— А кстати, почему не на бересте? В скандинавских странах березы тоже растут.

— Думаю, тут дело просто в сложившейся традиции. На Руси письменность возникла вместе с принятием христианской веры и культуры. Поэтому основной вид славянского письменного текста — это книга, сшитые листы пергамена. И в некотором смысле лист бересты — подобие пергаменного листа. Особенно если его обрезать по краям, как это часто делалось. У скандинавов же их письменность — руны — возникла гораздо раньше, нежели эти народы приняли Крещение. И как привыкли они издавна вырезать руны на щепках и дощечках, так и продолжили вырезать.

Школа князя Ярослава

трампНовгород, 1180–1200 г.Содержание: От Торчина к Гюргию (о беличьих шкурках)

— Насколько я помню, самые ранние берестяные грамоты датированы началом XI века. Закономерный вопрос: откуда в древней Руси взялось столько грамотных людей, если письменность возникла уже после Крещения Руси?

— Небольшое уточнение: самые ранние берестяные грамоты датированы 30-ми годами XI века. То есть между крещением Руси в 988 году и появлением бытовой письменности на бересте — около полувека. Видимо, эти полвека как раз и ушли на то, чтобы сформировалось поколение, для которого письмо — не что-то особенное, а вполне обычное, повседневное дело.

— Откуда же взялось это поколение? Само выросло или его специально выращивали?

— Его специально выращивали, и мы даже знаем, как именно. Появление первых берестяных грамот замечательным образом совпадает со свидетельством новгородской летописи, где рассказывается, как князь Ярослав в 1030 году пришел в Новгород и устроил школу. «Собрал от попов и старост 300 детей и отдал на учение книжное». Иногда эту летописную запись подвергают сомнению, но я считаю ее вполне достоверной. Есть, кстати, и подтверждение из «независимых источников». В скандинавской саге об Олафе Трюгвассоне написано, что он посещал школу в Новгороде при Ярославе. Как долго действовала эта школа, мы, к сожалению, судить не можем, но это было, конечно, очень важное культурное предприятие.

Так вот, эти триста детей выучились грамоте и стали, как сейчас выражаются, интеллектуальной элитой новгородского общества, они составили социальную базу распространения грамотности. То есть они и друг с другом переписывались, и, весьма вероятно, учили грамоте своих знакомых, а повзрослев, своих детей. Таким образом, круг грамотных людей быстро расширялся.

Кроме того, пользу грамоты очень быстро оценили купцы. Сейчас ведутся споры, существовала ли на Руси какая-то «коммерческая» письменность еще до официального крещения. Но это вряд ли. Новгородские археологические данные говорят о том, что до 30-х годов XI века ничего подобного не было. То есть бересты находили много, но с рисуночками, а не с теми или иными письменами.

Кстати, существует знаменитая новгородская восковая Псалтирь, ее датируют примерно 1000 годом. То есть той эпохой, когда книжная письменность уже появилась, но ее бытового использования еще не было.

Кодекс из трех липовых дощечек лежал в земле в полной сохранности. Как он туда попал, мы не знаем; возможно, книгу спрятали при каких-то трагических обстоятельствах. А вот берестяные грамоты никто не прятал. Их попросту выбрасывали, как обычный мусор.

— То есть как?

— Да, их выбрасывали за ненадобностью. Прочел человек письмо или записку, получил информацию, да и выкинул. Парадокс: именно потому эти берестяные грамоты и сохранились до наших дней. То, что тщательно берегли, погибло в пожарах (вспомним, что все древнерусские дома рано или поздно сгорали). А то, что выбрасывали, попадало в почву, в так называемый культурный слой, и в новгородской почве вся органика прекрасно сохраняется.

Интересно, что те берестяные грамоты, которые находят на месте стоявших там когда-то домов, сохранились лишь потому, что провалились в щели между половицами и оказались на уровне нижних венцов (те при пожарах могут сохраняться). Кстати, при раскопках городских усадеб берестяные грамоты находят неравномерно: в одних местах их концентрация на единицу площади больше, в других меньше. Так вот, там где больше — там, как мы предполагаем, были помойки, выгребные ямы.

— Какой временной период охватывают берестяные грамоты? Какие самые поздние?

— Самые поздние — середина XV века, то есть берестяные грамоты были распространены примерно 400 лет, с середины XI века по середину XV.

— Почему же потом они прекратились?

— Тут сочетание двух обстоятельств. Во-первых, распространение бумаги как дешевого материала, ставшего альтернативой дешевой бересте. Во-вторых, к тому времени уже меняется новгородский культурный слой, почва становится менее влажной, поэтому береста в нем уже не сохраняется. Может, новгородцы и не перестали писать на бересте, просто эти грамоты уже до нас не дошли.

— Известны ли случаи пересылки берестяных писем на большие расстояния?

— Да, известны. Например, найдено пять писем купца Луки своему отцу. В одном он пишет, что едет откуда-то с севера, и жалуется, что там, в Заволочье, белка дорогая — не купили. Другое письмо он пишет откуда-то с Днепра, где сидит и ожидает гречника. А гречник — это купеческий караван, идущий из Византии. Или вот другой пример, сын приглашает мать: «Идите сюда, в Смоленск или в Киев, здесь хлеб дешевый».

По складамтрампНовгород, 1100–1120 г.Содержание: Любовное письмо

— Вы сказали, что берестяные грамоты были распространены по всем городам Древней Руси. Их содержание было одинаковым повсюду, или есть региональные различия?

— В принципе, особых различий нет, всюду это бытовая письменность. Специфика Новгорода могла заключаться в особой интенсивности переписки, связывавшей город с его сельской округой, в том числе и очень удаленной. Так уж была устроена новгородская земля. Есть столица, Новгород, и вокруг нее вотчины новгородских бояр. Сами бояре живут в городе, а управляющие, старосты, ведут со столицей переписку, закупают и продают всякие товары, припасы, уплачивают налоги — и всё это отражается в берестяных письмах.

— В школьных учебниках истории приводится пример берестяных грамот — где мальчик Онфим изобразил себя в виде всадника, протыкающего копьем змея. Иногда высказывают предположение, что эта грамота — лист из его учебной тетради, то есть что уже в те времена у школьников были тетради.

— Начнем с того, что найдено много грамот Онфима, а не только рисунок, попавший в школьные учебники. Но это отдельные листочки бересты, которые никогда не составляли физически единого целого. Это его разные ученические записи, но не тетрадь.

А вообще берестяные тетради были. До нас они дошли. Точнее, дошли отдельные листы, но ясно, что изначально они были сшиты в тетрадь. Например, есть запись вечерних молитв, это такая маленькая книжица, имеющая все признаки настоящей книги. Там есть заставка, есть разлиновка. Или вот текст магического характера, к которому есть параллели греческие, коптские, да и вообще по всему Средиземноморью был распространен этот текст, так называемая «Сисиниева легенда»* {СНОСКА: Сисиниева легенда — сборник магических текстов, бытовавший в традициях многих народов. Называется так по имени одного из персонажей, Сисиния. Основное содержание — магические заговоры, защищающие роженицу и новорожденного от злых сил. — Прим. ред.}. Тоже была записана на берестяных листах, сшитых в книжечку.

трампНовгород, 1280–1300 г.Берестяная книжечка:две молитвы

— А среди берестяных грамот, помимо Онфима, были и другие примеры ученических записей?

— Были, конечно. Надо, кстати, пояснить, как тогда было устроено элементарное школьное образование. Сперва изучали азбуку, учили буквы. Затем школьник начинал писать так называемые склады, то есть сочетания гласных с согласными. «Ба», «ва», «га», «да», «бе», «ве», «ге», «де». Проще говоря, слоги. И только потом уже дело доходило до чтения текстов. Древнерусским букварем были Псалтирь и Часослов* { Псалтирь — сборник псалмов, сочиненных царем Давидом, одна из книг Ветхого Завета. Часослов — книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. — Прим. ред.}, тексты читались оттуда. Так вот, найдено много берестяных листков с записанными «складами». Между прочим, у того же Онфима есть случаи, когда он начинает писать связный текст, например, какую-то молитву: «яко же…» — а потом сбивается в запись слогов на букву «е»: «яко же бе-ве-ге-де».

— Насколько вообще изучение берестяных грамот изменило представления историков о древнерусском образовании?

— Мы вообще довольно мало о нем знаем. Судя по берестяным грамотам, это образование носило самый элементарный характер, азбука усваивалась вместе с основами православной веры. А вот о дальнейших стадиях мы, в общем-то, не знаем ничего. Есть, впрочем, свидетельство митрополита Климента Смолятича (XII век), в одном из его сочинений упоминается о существовании на Руси так называемой «схедографии» — это уже очень продвинутая стадия византийского обучения. Но митрополит упоминает об этом как о некоем изыске, большой редкости.

Узнать о судьбе монастырской коровы

трампНовгород, 1420–1430 г.Содержание: От Кощея и испольщиков (просьба дать коней)

— Расширились ли благодаря берестяным грамотам наши представления о церковной жизни Древней Руси?

— Да, расширились, хотя и не сразу. Поначалу, когда раскопки велись только на Неревском раскопе в Новгороде, казалось, что берестяные грамоты — явление чисто светское, там вообще не было найдено текстов церковной тематики. Но на Троицком раскопе, где работы ведутся с 1970-х годов, ситуация оказалась совершенно иной. Там более пяти процентов найденных текстов — это тексты церковные. Например, запись церковных праздников, приходящихся на осень. Или, допустим, конспект пасхальной утрени. То есть это были, говоря современным языком, рабочие записи священников, необходимые им в их служении.

Еще один пример, не новгородский — грамота из Торжка, которая представляет собой пространную цитату из поучения, принадлежавшего, скорее всего, перу святителя Кирилла Туровского. Грамота написана либо в конце XII, либо в начале XIII века. По содержанию это просто длинный перечень грехов. Скорее всего, заготовка для проповеди, которую собирался прочитать священник.

Замечу, что подобные грамоты — это не духовные трактаты, не попытки какого-то религиозного самовыражения, а чисто практическая, прикладная церковная письменность.

Есть, кстати, замечательный пример, когда одним и тем же почерком написаны и фрагмент церковного календаря, и деловое письмо от Людьслава к Хотену. Логично предположить, что священник в первом случае сделал запись для себя, а во втором — выступил в роли писца.

— То есть к батюшке пришли и попросили помочь написать письмо?

— Именно так. И в этом, кстати, особенность новгородской церковной жизни — духовенство и монашество жило не изолировано, а бок о бок с мирянами, влияло на своих соседей, причем влияло еще и в смысле эпистолярной культуры. Например, древнерусские берестяные письма часто начинаются словом «покланяние», а заканчиваются «целую тя». Отсылки к апостольским посланиям очевидны («приветствуйте друг друга целованием святым» — слова из Послания апостола Павла к Римлянам, 16:16), и эта традиция явно идет из духовной среды.

Я уже упомянул Троицкий раскоп. Добавлю, что его посередине разделяет Черницына улица, а называется она так потому, что с XII века там находился Варварин монастырь, один из самых известных женских монастырей. Располагался он в гуще городской застройки, никак не был отделен от соседствующих с ним купеческих и боярских усадеб. Среди найденных на Троицком раскопе грамот есть и такие, что явно написаны монахинями этого монастыря (напомню, что в старину монахинь называли в просторечии черницами). Причем это именно бытовые записи. Например: «Что касается того, что я послала тебе три резаны для повойника, то поскорее пришли», «узнай, есть ли Матвей в монастыре?» (Матвей, судя по контексту, священник). Или, скажем, монахини заботятся о судьбе монастырской коровы: «А телка святой Варвары здорова ли?»

Надо сказать, что для писем, найденных в этой части города, характерны частые упоминания Бога в устойчивых выражениях: «Бога деля» (то есть ради Бога), «Бога ся боя» (то есть побойся Бога). Вполне возможно, что причиной тому влияние монастыря на своих соседей.

Замечу, что в то время духовенство еще не осознавало себя как некое особое сословие, сословных перегородок еще не было. Вот, например, я уже упоминал Олисея Гречина. Это поразительная фигура! С одной стороны, он священник, с другой — художник и иконописец, а с третьей — крупный городской администратор, можно сказать, чиновник. А происходил он из новгородской боярской среды, но пошел по духовной части.

А вот другой очень интересный пример. Это берестяная грамота начала XV века, письмо архиепископу Симеону — редчайший случай, когда в адресной формуле все открытым текстом написано. «Владыке Симеону бьют челом от мала до велика все жители Ржевского уезда, Ошевского погоста». Письмо представляет собой просьбу поставить местным священником диакона Александра, аргументируя так: «занеже отец его и дед его пел у святей Богородицы в Ошеве». То есть имеется в виду, что у них была священническая династия, сперва в местной церкви служил дед этого диакона Александра, потом его отец, а теперь, после смерти отца, церковь «стоит без пения», то есть без богослужений, и для их возобновления необходимо сделать Александра священником.

— Я где-то читал, что новгородское духовенство как раз не слишком-то одобряло, что люди пишут письма на бересте — в этом виделась какая-то профанация высокого искусства письменности, имеющего сакральный смысл…

— Это сильно преувеличено. На самом деле речь идет только об одном человеке, жившем в XII веке, знаменитом Кирике Новгородце, который записывал свои беседы с епископом Нифонтом. И он действительно задал ему вопрос: «Не грех ли, владыка, ходить ногами по грамотам, если их побросают, а буквы можно разобрать?» В этом вопросе звучит некоторая обеспокоенность. Причем, учитывая, что сами тексты, которые во множестве валялись на новгородских мостовых, на 98 % были бытовыми, профанными, то это не то же самое, что страх осквернения святыни. Нет, Кирика беспокоил сам факт, что ногами попираются буквы. Буквы как некая сакральная сущность. Но, что важно, епископ на это не дал никакого ответа. Как сказано, «он промолчал». Видимо, как просвещенный иерарх с хорошей греческой закваской, Нифонт не видел ничего грешного в бытовом использовании письменности.

О глубоко личномтрампНовгород, 1180–1200 г.Содержание: О намерении уйти в паломничество

— А отражались ли в берестяных грамотах какие-то этические моменты, какие-то человеческие отношения, темы справедливости, несправедливости? И если да, то чувствовалось ли влияние христианства?

— Влияние было. Обороты «Бога ради», «побойся Бога» — в те времена это были не просто фигуры речи. Или, например, в одном письме звучит скрытая угроза: «пакы ли не управишь того (если не сделаешь, о чем я тебя просил), яз тя передам святей Богородице, ко нейже еси заходиле роте». То есть «я тебя предам святой Богородице, у которой ты приносил клятву». То есть прямая, очень жесткая и очень риторически сформулированная угроза, апеллирующая, с одной стороны, к церковному авторитету, а с другой — к глубоко языческой по своему происхождению практике клятвы («роты»). К практике, которая уже вписалась в новый христианский быт. Это один пример низовой христианской культуры.

Другой пример — замечательное письмо XI века, написанное молодой женщиной своему возлюбленному. Упрекая его, она в частности пишет: «может, я задела тебя, посылая к тебе?». Очень тонкий эмоциональный оттенок, звучит совсем по-современному. А заканчивается письмо словами: «Если ты начнешь насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость». Эта «моя худость» — литературное выражение, имеющее известный греческий источник. Его можно встретить, скажем, в Киево-Печерском патерике XIII века, там так о себе пишет один из его авторов, епископ Симон. Имеется в виду «мое недостоинство». И это же выражение употребляет по отношению к себе новгородская женщина XI века!

Адресат этого письма порвал его и, завязав полоски бересты узлом, бросил на мостовую.

Есть и другие примеры «отношенческих» писем — скажем, письмо, где отец наставляет дочь: жить бы тебе подобру с братом, а ты как-то через силу с ним общаешься. И все это явно несет отпечаток христианской этики.

Но есть и тексты, так сказать, с противоположным знаком — то есть магического содержания. Это заговоры, их найдено около десятка. Вот, к примеру, заговор от лихорадки: «Тридевять ангелов, тридевять архангелов, избавьте раба божьего Михея от трясавицы молитвами святой Богородицы». Таких текстов чуть меньше десятка, примерно столько же, сколько канонических молитв и их фрагментов. Но нужно, конечно, учитывать, что собственно христианские тексты в принципе имели меньше шансов сохраниться на бересте. Их никто бы не стал выбрасывать, их берегли — а все, что бережно хранили, в итоге и погибало в пожарах. Заговоры же воспринимались как нечто функциональное, не особо ценное. Их использовали — и выкинули.

В том-то и парадокс: что хранили, то погибло, а что выбрасывали, то осталось. Существовала берестяная письменность, которая была рассчитана на длительное употребление, которую тщательно хранили — и которая именно по этой причине до нас почти не дошла. Вот редчайшее исключение — большой документ, 60 см в длину. Это женское поучение, в нем сохранилась адресная формула «от Марты», сохранилась форма «исписав» (то есть подчеркивается, что это выписка из какого-то источника). И дальше следуют практические наставления типа «ложись поздно, вставай рано», инструкции по засолке рыбы, а в конце о родителях: если они уже недееспособны, то найди для них наемного рабочего. То есть это такой берестяной предшественник «Домостроя», и автор — женщина.

Вообще, только благодаря берестяным грамотам мы узнали, что в Древней Руси женщины вовсе не были поголовно темными и безграмотными. Среди авторов берестяных писем их немало.

— А всегда ли легко понять, о чем идет речь в берестяной грамоте?

— Это вообще проблема: что значит правильно понять текст? Бывает, и довольно часто, что мы уверены в буквах, в делении их на слова (напомню, что в древнерусских текстах слова далеко не всегда разделялись пробелами), но все равно на самом деле не понимаем, о чем это. Скажем, такой пример: возьми у Тимошки 11 гривен за коня, а также сани, и хомут, и попону. Что означает эта просьба? Грамота была найдена лет сорок назад, но только недавно мы поняли, в чем дело: коня больше нет, Тимошка коня загубил, и с него нужно получить за это денежную компенсацию и оставшееся имущество. То есть мало понять текст, надо еще реконструировать и контекст, и это отдельная, очень интересная область исследований.

— А существуют ли насчет берестяных грамот какие-то стереотипы?

— Да, существуют. И это прежде всего мнение, будто в Новгороде (да и вообще в Древней Руси) все были поголовно грамотные. Конечно, это не так. Письменность, причем особенно в раннее время, все-таки носила элитарный характер. Если ею пользовались не только высшие сословия, но и простые люди, из этого еще не следует, что все купцы или ремесленники были грамотны. Я не говорю уже о том, что берестяные грамоты мы находим именно в городах. Среди же сельского населения уровень грамотности был гораздо ниже.

— А откуда следует вывод, что хотя бы среди городского населения грамотность не была поголовной?

— Когда мы изучаем берестяные грамоты, то, естественно, пытаемся сравнить их персонажей с историческими фигурами, упоминаемыми летописях. Так вот, есть довольно много случаев, когда мы можем доказать, что человек, про которого написано в берестяной грамоте — это именно тот человек, про которого написано в летописи. А теперь представьте, что все поголовно грамотны, все пишут берестяные письма. В таком случае вероятность такого отождествления была бы ничтожна. Так что объяснить столь высокий процент совпадений «берестяных» персонажей с летописными можно лишь тем, что круг грамотных людей был ограничен. Другое дело, что этот круг не был замкнут, что в него входили люди из разных сословий, и что постепенно он расширялся.

Есть еще один важный момент: грамотные люди далеко не всегда писали письма лично, они могли использовать труд писцов (в роли которых нередко священнослужители). Например, есть у нас такой замечательный персонаж берестяных писем, его зовут Петр, и мы отождествляем его с известным по летописи Петром Михалковичем, который выдал свою дочь за князя Мстислава Юрьевича — сына Юрия Долгорукого. Так вот, от этого Петра дошло в общей сложности 17 текстов… написанных разными почерками. Может быть, какие-то он писал и своей рукой, но вообще-то человек такого высокого социального статуса имеет при себе грамотных слуг и диктует им. Будучи сам, вполне вероятно, грамотным.

— Как Вы думаете, много ли берестяных грамот еще остались нераскопанными?

— Думаю, что нефть кончится гораздо раньше, чем берестяные грамоты. Если дело и дальше пойдет такими же темпами, как и сейчас, то лет на 500 нам работы хватит. Правда, к тому времени мы сами уже будем фигурами отдаленного прошлого.

На заставке: Грамота мальчика Онфима: фрагменты литургических текстов, XIII в. (фрагмент)

Каплан Виталийисточник

matveychev-oleg.livejournal.com

Берестяные грамоты - голос народа Древний Руси

   С каждым годом нам, простым обывателям, ученые и исследователи все больше приоткрывают дверь в прошлое. Археологи достают из-под земли нечто, что меняет наше представление о развитии человечества. Даже самые незначительные, на первый взгляд, находки могут ответить на вопросы, на которые еще 100 лет назад никто не надеялся получить ответ. Правда, нередко бывают случаи, когда археологи находят необъяснимые артефакты, что оставляют еще больше вопросов, чем ответов. Но наука не стоит на месте, созданные в последние годы технологии позволяют совершать удивительные открытия. Поэтому археология, как хобби или профессия, всегда будет привлекать внимание миллионов. Кто-то хочет обогатиться, другой — обрести мировую славу, а кто-то третий — просто прикоснуться к истории.Благодаря археологии ХХ века, мы впервые приобрели уникальный исторический документ – берестяные грамоты, которые дали возможность узнать о быте простого народа Древней Руси.

Берестяная грамота

   Правда, первая коллекция была собрана еще в конце XIX века В.С Передольским. Коллекционер открыл первый частный музей и выставил там свои находки, но сенсацией они не стали. Историки того времени не уделили им достаточного внимания и отнесли находки к разряду каракуль безграмотных крестьян, не представляющих никакой исторической ценности. После Октябрьской революции музей был закрыт, в результате чего часть истории Древней Руси была утеряна.И лишь спустя более полусотни лет, идею о том, что берестяные грамоты нужно искать на северо-западе России, убежденно отстаивал советский археолог А.В. Арциховский. Его предположение подтвердилось 26 июля 1951 года: в Новгороде была обнаружена берестяное письмо, датированное концом XIV века.На сегодняшний день число найденных грамот только в самом Новгороде чуть больше тысячи. Еще около 100 найдено в других древних городах России и Украины. Но подавляющее большинство, конечно, принадлежит новгородской земле. Говорят, благодаря особой культурной традиции и влажной почве, к которой нет доступа воздуха.

«Писало»

   Что же представляют собой эти грамоты и какую информацию они содержат? В основном, это деловая и личная переписка, заявления в суд, записки практичного характера и любовные письма краткого содержания, написанные на внутренней, более мягкой, стороне березовой коры. Кора подвергалась специальной подготовке — вымачивалась и выпаривалась. Кроме этого есть, конечно, и некоторое количество официальных и учебных документов, обрывки молитв.Историки предполагают, что текст на бересте наносился с помощью заостренной металлической или костяной палочки, которые археологи находили и раньше, но не могли объяснить их назначение. Никто даже не надеялся найти грамоты, написанные чернилами или красками, но такие уже обнаружены. На сегодняшний день их всего лишь три, последнюю откопали в 2016 году в Новгороде. Она содержит 4 строки, текст которых еще не прочитан.

Грамота, написанная чернилами

   Все найденные артефакты относятся к середине XI века по середину XV. Вопрос о том, вытеснило ли бересту изобретение бумаги или наши предки продолжали использовать этот материал и дальше, но эти грамоты просто до нас не дошли, остается открытым. Главное, что берестяные документы расширили наши представления о культуре, уровне грамотности и повседневной жизни обычных людей Древней Руси, а не князей и знати.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

10hobby.ru

Что такое береста для народного умельца?

Наша страна всегда славилась мастерами, умельцами на все руки. Из привычных материалов они создавали настоящие предметы искусства, а также вещи для домашнего обихода. Сегодня же такие ремесла в большинстве забыты, а те, что остались, работают на туристическую индустрию. Поделки являются главными сувенирами, которые путешественники увозят домой во все уголки земного шара.что такое береста

На Руси издавна были популярны изделия из бересты. Что такое береста? По сути, это наружная часть, верхний слой коры берёзы. Ее внешняя сторона, как правило, имеет белый цвет, немного сероватый. Но также встречается она розовато-коричневого оттенка. Внутренние слои этого материала варьируются от желтого до коричневого.

Что делают из бересты? На этот вопрос с легкостью ответит любой школьник. В первую очередь, это традиционная обувь крестьян – лапти. А еще – корзинки, коробки, посуда, различная утварь, детали оружия. Кроме того, в Киевской Руси ее использовали в качестве бумаги для письма: знаменитые берестяные грамоты датируются одиннадцатым – пятнадцатым веком.

Итак, что такое береста, разобрались. Но почему она так популярна была у народа? Потому, что это довольно легкий, пластичный и доступный материал, который хорошо держит тепло и пропускает воздух. В обработке он простой и неприхотливый, а еще отлично защищает от сырости и холода. Поэтому из него делали не только обувь, но и обшивали им рыбацкие лодки. В специальных емкостях из березовой коры хранили сыпучие продукты, и даже молоко.

Многим интересно не только что такое береста, но и как декорировать предметы из нее. Данный материал широко использовался не только на Руси, поэтому каждый регион, каждый народ имел свои традиции украшения изделий. Популярны во все времена были прорезная и ажурная резьба, простая резьба, тиснение, роспись, выскабливание, также оригинально смотрится многослойное плетение.что делают из бересты

Береста – это натуральный, экологически чистый материал, который можно добыть в лесу. Однако есть определенные правила для его сбора: срезать кору с дерева можно только в весеннее время, когда растение просыпается от спячки и в нем начинает двигаться сок. В наших широтах это характерно для мая–июня, соответственно, тогда и нужно отправляться в лес.

Что такое береста? Это теплый вид древесины, которая не только не бывает холодной на ощупь, но и имеет положительную энергетику. Многие люди утверждают, что успокаиваются, настраиваются на позитив после того, как подержат в руках изделия из нее. Обод из бересты нормализует давление, снимает усталость. А его внешний вид всегда неповторимый, поскольку производился и украшался он вручную.изделия из бересты своими руками

Раньше каждый человек умел делать изделия из бересты своими руками. Сегодня же этому древнему, но совсем нехитрому ремеслу можно научиться, если есть такое желание. Конечно же, понадобится определенная сноровка, терпение и опытный учитель, а первое изделие вряд ли можно будет назвать шедевром. Но сам процесс работы доставит вам огромное удовольствие, приведет в порядок мысли, возвратит вас к истокам. А со временем мастерство будет возрастать, и друзья будут просить сделать и для них традиционную русскую поделку.

fb.ru

Что такое береста и как ее использовать? | Мир вокруг нас

Срез бересты обычно производится следующим образом. На стволе дерева топором или ножом делается вертикальный надрез (от высоты надреза зависит ширина будущего пласта). Здесь стоит обратить внимание на то, что надрез не должен быть слишком глубоким, иначе вы можете повредить следующий, более мягкий и нежный слой, и дереву будет нанесен непоправимый вред. Строгих рамок тут нет, глубина зависит от размеров самого ствола — чем больше береза, тем толще кора. Затем для удобства можно сделать по краям пару горизонтальных надрезов. Теперь необходимо взяться за край и тянуть, снимая бересту вокруг ствола. Если все пройдет нормально, то круг замкнется на надрезе, и у вас на руках останется полоска (пласт) бересты.

Как правило, если все сделано правильно, то дерево спокойно переносит такие издевательства. Разве что, не стоит снимать слишком много бересты с одного ствола, иначе большая площадь ствола окажется оголена, слабо защищена от внешних воздействий, и всё дерево подвержено риску. Полученный материал следует просушить в сухом, продуваемом помещении в течение двух недель, после чего он будет готов к дальнейшей обработке.

Береста использовалась людьми с незапамятных времен, причем не только на Руси, но и индейцами Северной Америки. Это обусловлено уникальными природными свойствами материала. Береста эластична, водонепроницаема, практически не подвержена гниению и экологически чиста.

Список изделий из бересты обширен. Самые известные и сохранившиеся до наших дней — это, конечно, различная посуда и утварь. Из бересты плетут корзинки, короба, в которые можно собирать грибы и ягоды, делают различные туеса (емкости цилиндрической формы), черпаки. Примечательно, что в туесах можно хранить как сухие продукты (крупы), так и жидкие. Существует даже поверье, что в берестяных туесах дольше хранится молоко. Еще одно, уже упоминавшееся ранее изделие — лапти. Обувь из бересты стали изготовлять, прежде всего, из-за водонепроницаемости, а также из-за большей доступности и дешевизны материала по сравнению с кожей. Конечно, по лужам в лаптях не попрыгаешь, но пройтись по росе, чтобы ноги остались сухими, вполне возможно.

Особое внимание стоит уделить изделиям боевого и охотничьего назначения. Из бересты делали чехлы для луков, колчаны (тулы) для стрел, применяли ее при изготовлении славянских «сложных» луков: для обмотки, различных петель.

В наше время изделия из бересты в большинстве случаев утратили былое практическое применение. Сейчас по назначению используются, пожалуй, только корзины. Остальные поделки служат, в основном, в декоративных целях, в качестве украшений, и, нередко, довольно дорогих.

shkolazhizni.ru

1. Теоретические основы изучения берестяных грамот, как документов древней Руси. Новгородские берестяные грамоты

Похожие главы из других работ:

Внешняя политика СССР в годы перестройки 1985-91 гг.

1. Новое политическое мышление, теоретические основы, практические шаги.

В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвину­та концепция «нового политического мышления». Концепция основывалась на новом осмыслении ХХ века. Суть концепции сводилась к следующему...

Военная организация средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)

1. Теоретические основы военной организации средневековых мусульман

...

Государственное управление в сфере геральдики

1.1 Геральдика, официальная символика: теоретические и правовые основы

Герб государства, флаг, гимн - всё это является элементами политической символики. Пoлитичecкaя cимвoликa -- нeoтьeмлeмaя чacть пoлитики вooбшe и cвязaнныx c нeю идeoлoгии в чacтнocти. Гoвopя o cимвoлax, нeльзя нe yпoмянyть Э.Kaccиpepa, кoтopый cчитaл...

Исследование губернской реформы 1708-1715 годов

1. Теоретические основы исследования губернской реформы 1708-1715 гг.

...

Киевская Русь

6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура древней Руси -- это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненныи опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников...

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

Вопрос 1. Характер социально-экономического развития Древней Руси. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X и XI вв. ?

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин...

Культура Московской Руси

Глава 1. Историография изучения культуры Московской Руси XVI в.

...

Научная организация Архивного фонда РФ

Центр изучения и публикации документов

В сферу компетенции Научного совета входит: коллегиальное рассмотрение и координация основных вопросов научной, научно-организационной и публикаторской деятельности архива...

Научная организация Архивного фонда РФ

3.3 Центр изучения и публикации документов

Организует и проводит работу по изучению документов архива для обеспечения ретроспективных потребностей общества и подготовке документальных сборников...

Новгородские берестяные грамоты

1.1 История изучения берестяных грамот в отечественной науке

Берестяные грамоты - документы и частные послания 11-15 веков, текст которых наносился на березовую кору. Первые такие артефакты обнаружили отечественные историки в Новгороде в июле 1951 г. в ходе археологической экспедиции под руководством А.В...

Новгородские берестяные грамоты

1.2 Датирование берестяных грамот

Березовая кора, как материал для письма получила распространение на Руси в 11 в. и потеряла свою роль к 15 в., так как тогда отмечено распространение на Руси доступной по цене бумаги. А береста использовалась как подручный...

Новгородские берестяные грамоты

2.1 Характер составления берестяных грамот

Итак, мы выяснили, что берестяные грамоты - сравнительно недавно открытый новый тип древнерусских письменных источников. Первая берестяная грамота была найдена в Новгороде в 1951 г., в ходе археологических раскопок под руководством А.В...

Новгородские берестяные грамоты

2.2 Основное содержание берестяных грамот

В настоящем томе приводятся берестяные грамоты древнейшего периода (XI-XII вв.: № 246-109, стр.518-520, - XI и рубеж XI-XII вв.; № 605 - № 2, стр.520-522 - первая половина XII в.; № 723 - № 10, стр.522-528, - вторая половина XII и рубеж XII-XIII вв.)...

Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства

I. Два центра Древней Руси

...

Сравнительный анализ политической культуры Смутного времени и постсоветского периода

3. Теоретические основы сравнения различных исторических эпох

Первое что нам предстоит разобрать, это политические системы обеих эпох. Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов...

hist.bobrodobro.ru

Введение. Новгородские берестяные грамоты - реферат

Новгородские берестяные грамоты

Актуальность темы. Берестяные грамоты - это ценнейшие документы древнерусской эпохи. С помощью этих памятников филологи и историки восстанавливают данные о жизни и языке жителей Руси XI - XIV веков. Они представляют собой куски березовой коры, на которых написан (нацарапан) текст.

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок в Новгороде Великом. С тех пор в этом городе было найдено более тысячи грамот. Впрочем, на бересте писали бытовые записки и в Старой Руссе, и в Торжке, и во Пскове, и в Москве, и в Нижнем Новгороде. Берестяные грамоты на сегодняшний день были найдены в 12 городах (включая белорусские и украинские).

Огромная ценность этих документов заключается в том, что они написаны не официальным, а живым языком. Дело в том, что летописи, указы и другие официальные, "парадно-выходные" документы писали на пергаменте, высокопарным языком. Бытовые записки, своеобразные аналоги накладных, долговые расписки, черновики официальных бумаг - всё это выцарапывалось на бересте, а потом выкидывалось. Но береста оказалась удивительно живучим материалом. То, что на ней не писали чернилами, сослужило отличную службу, потому что выцарапанный текст сохранился практически идеально.

Содержание берестяных грамот в большинстве своем довольно однообразно, но есть и очень интересные экземпляры: любовное письмо, "школьные тетрадки" восьмилетнего мальчика Онфима с рисунками, азбукой и упражнениями в письме, записи молитв, загадок, наставления по домашнему хозяйству, литературные и фольклорные произведения, церковные тексты. Целый пласт информации о жизни и быте Древней Руси открыли историкам кусочки бересты.

берестяная грамота древняя русь

Особый интерес берестяные грамоты представляют для документоведов: по ним восстанавливается история документоведения, ведь сохранившихся официальных документов, к примеру, эпохи XII века очень мало - и все они содержат официальную речь, на которой не разговаривали. В быту же пользовались языком, полностью отображенным в берестяных грамотах. Грамматика, лексика, фразеологические обороты и даже обсценная лексика - все эти аспекты древнерусского языка стали известными благодаря изучению берестяных грамот.

Степень изученности темы в литературе: данной проблемой занимались такие исследователи как Арциховский А.В Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на берёсте: (Из раскопок 1962-76 гг.).М., Наука, 2010. ., Янин В.Л. Янин В.Л. Я послал тебе берёсту… - М., 1965 (3-е изд. - М., 2010). , Зализняк А.А. Зализняк А.А., Общие сведения о берестяных грамотах // Древнерусские берестяные грамоты. // gramoty.ru, 2010. , Черепнин Л.В. Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. - М., 1969. , которые занимались конкретным источниковедческим анализом берестяных грамот. Общетеоретическими исследованиями по данной теме работы являются работы Илюшенко М.П. Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России: Учеб. пособие. М., 2010. Исаева Г.Н., Фрайтага Ю Исаев Г.Н., Фрайтаг Ю. Документальные источники научной информации (Теоретические основы): Учеб. пособие. М., 2010. ., Соковой А.Н Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи // Документирование управленческой деятельности. М., 1986. С. 5-30; ., Янковой В.Ф Янковая В.Ф. Русское делопроизводство в сборниках образцов документов конца 18 - начала 20 в. // Советские архивы. 1989. № 4. С. 23-31. . и др.

Объект исследования - берестяные грамоты.

Предмет исследования - берестяные грамоты, как документы Древней Руси.

Цель исследования: характеристика берестяных грамот, как документов Древней Руси.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда практических задач.

Задачи исследования:

1. рассмотреть историю изучения берестяных грамот в отечественной науке;

2. определить характер датирование берестяных грамот,

3. рассмотреть характер составления берестяных грамот;

4. осветить основное содержание берестяных грамот, как документов Древней Руси.

Источники исследования. Основным источником данного исследования являются берестяные грамоты Древней Руси.

Методы исследования: исторический анализ, сравнительный, специальный анализ.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

hist.bobrodobro.ru

2. Берестяная грамота, как вид документационного источника Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты

Похожие главы из других работ:

Государственный строй и право Древней Руси

2. Государственный строй Древней Руси

Древнерусский государственный строй показывает наличие двух периодов: политическое единство и раздробленность (с XII в.). Государственный механизм Древней Руси определялся отношениями вассалитета - сюзеренитета...

Государственный строй и право Древней Руси

3. Правовая система Древней Руси

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи...

Государство и общество Древней Руси

§ 4. Местное управление в Древней Руси IX-XII вв.

Система управления обширной территорией Киевской Руси, включавшей наряду с ареалом расселения восточных славян финно-угорские и балтские племена, складывалась по мере развития самого государства...

Делопроизводство в древнерусском государстве

2.1 Древнерусская берестяная грамота

Первая новгородская берестяная грамота была обнаружена на Неревском раскопе Великого Новгорода разнорабочей Н.Ф. Акуловой. С тех пор число найденных берестяных грамот перевалило уже за тысячу...

Древняя Русь

2. Обработка металла в древней Руси

Сварка железа и стали, была широко распространенным технологическим приемом в древней Руси...

Древняя Русь: становление, расцвет, распад (862-1132 гг.)

Социально-экономический строй древней Руси

Во времена Киевской Руси население нашей страны, как и любого современного общества, разделялось на различные сословия, разделяемые в основном по признаку происхождения...

Истоки предпринимательства на Руси

Внутренняя и внешняя торговля в Древней Руси

Население с культурой славянского типа, благодаря появившемуся в конце II тыс. до н. э. плужному земледелию, добилось и известных хозяйственных результатов. К VI - V вв. до н. э...

История древнерусского монашества XI–XIII вв.

1.2 Первые монашествующие в Древней Руси

В появлении русского иночества расцвет византийского монашества имел чрезвычайно важные последствия. Эхо иконоборчества и та роль, которую сыграли монахи в Торжестве Православия, в пору Крещения Руси были еще живым воспоминанием...

Киевская Русь

6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Культура древней Руси -- это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненныи опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников...

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

Вопрос 1. Характер социально-экономического развития Древней Руси. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X и XI вв. ?

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин...

Культура Древней Руси после принятия христианства

Глава I. Культура древней Руси

...

Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства

I. Два центра Древней Руси

...

Развитие русского права Древней Руси

1. Государство и право в Древней Руси

Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры. Политическая организация возникает на определенном этапе развития...

Социальный строй Древней Руси

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода. I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава)...

Социальный строй Древней Руси

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду -- "купу" (деньги...

hist.bobrodobro.ru