Секреты привлекательности древнерусских женщин. Красота женского тела в древней руси
Ветреные идеалы, или Как менялись стандарты красоты
Каждый век диктует свои правила и свои представления о прекрасном. То, что считалось привлекательным в эпоху классицизма, в средневековье могло вызвать лишь презрительную усмешку. Равно как и современные "90-60-90" еще каких-то 50-100 лет назад могли сойти за уродство.
Каждый век диктует свои правила и свои представления о прекрасном. То, что считалось привлекательным в эпоху классицизма, в средневековье могло вызвать лишь презрительную усмешку. Равно как и современные "90-60-90" еще каких-то 50-100 лет назад могли сойти за уродство.
Палеолитическая Венера - археологическая находка в селе Гагарино Липецкой области.
Каменный век
Во времена каменного века понятие о красоте было тесно связано с "плодовитостью" женщины. Множество сохранившихся до наших дней древних статуэток и скульптур раскрыли нам тайны привлекательности первобытной женщины. Красавица каменного века должна была обладать широкими бедрами, большим животом и пышной грудью. Такой внешностью тогда обладали матери, родившие и вскормившие множество детей. Конечно, с современной точки зрения, такую женщину тяжело назвать красивой.
Древний Египет
Стандарты красоты Древнего Египта нам намного ближе, чем первобытные. Привлекательной в то время считалась худая девушка с тонкой талией, стройными ногами, маленькой грудью и узкими бедрами. У древнеегипетской красавицы должны были быть большие миндалевидные глаза, желательно зеленого цвета, прямой тонкий нос и полные, четко очерченные губы.
В Древнем Египте было принято пользоваться косметикой, причем, чем больше косметики было нанесено, тем красивее считалась дама. Брови девушки подкрашивали черным, а глаза обводили зеленым. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них закапывали сок белладонны. Соком едких растений натирали и щеки, чтоб вызвать румянец. Египтянки ходили босиком, а чтобы скрыть черноту своих стоп, они красили их. В Древнем Египте женщины коротко стригли волосы и носили парики. Парик был признаком богатства, он определял социальное положение обладательницы: чем знатнее и богаче была дама, тем больше был ее парик. И, наконец, идеальная египетская женщина была вечно молода.
Древняя Греция
В Древней Греции, особенно в Афинах, эталоном красоты считалась стройная женщина, не слишком худая, с округлыми формами. Греки считали, что если женщина обладает идеальной фигурой, значит, она наделена и идеальной душой. Воплощением представлений греков о красоте стали скульптуры богинь – Афродита Книдская, Венера Милосская. Кстати, параметры последней не так уж далеки от современных идеальных пропорций. При росте 164 см окружность талии Афродиты была 69 см, груди – 86 см, бедер – 93 см.
Красивым в Древней Греции считалось маленькое овальное лицо с прямым носом, большими глазами, четкой округлой линией бровей, небольшим подбородком и низким лбом. Красивая девушка должна была также иметь волнистые светлые волосы. Обладательницы не слишком яркой внешности подводили глаза и брови, пользовались румянами, носили парики.
Древняя Индия
В Древней Индии красивая фигура ценилась намного больше, чем красивое лицо. Тонкая талия, пышные грудь и бедра – вот те параметры, по которым оценивали красоту дамы. Между прочим, тогда считалось комплиментом фраза "красива, как корова". Также довольно часто, чтобы сделать женщине приятное, ее бедра сравнивали с бедрами слона. Самой привлекательной частью женского тела считался живот. Красавицы должны были уметь грациозно двигаться, танцевать. Выходить в свет без украшений было неприлично.
Древний Китай
В Древнем Китае эталоном красоты была хрупкая женщина с белым лицом, яркими губами, белыми зубами, высоким лбом, черными волосами и бровями. Чтобы добиться идеальной внешности волосы надо лбом сбривались. Особенную ценность в Китае имели маленькие стопы, идеальной считалась ножка 10 см в длину. Чтобы достичь таких невероятных размеров, девочкам надевали специальную обувь. Она доставляла невероятную боль, к тому же передвигаться в такой обуви было очень сложно.
В Древнем Китае было принято очень сильно краситься, женщины использовали белила, румяна, буквально рисовали на лице брови и губы. Естественность считалась некрасивой, особенно у аристократок. Лицо не должно было выражать каких-либо эмоций, движения должны были быть сдержанными. Смеяться, обнажая зубы, считалось дурным тоном и признаком плохого воспитания.
Средневековая статуя Мадонны. Находится в коллекции Берлинской картинной галереи.
Средневековье
В эпоху Средневековья яркая внешность в Европе была непопулярной и даже опасной. Красивой считалась очень невыразительная фигура – маленькая грудь, практически полное отсутствие талии. За стройность и худобу девушку могли объявить ведьмой. К тому же ярко-рыжие волосы, родинки и вообще более-менее привлекательная внешность могли сыграть с девушкой злую шутку.
В средние века жизнь общества в Европе во многом зависела от церкви, даже стандарты красоты диктовались церковью. Земная красота была признана грехом, косметика была запрещена. Привлекательными считались очень бледная кожа. Женщины в погоне за красотой прибегали к различным средствам, которые не всегда были безопасными. Например, чтобы кожа стала более бледной, ее натирали соком лимона или белилами или делали кровопускания.
Стандарты красоты вновь кардинально изменились в эпоху буржуазных революций. Праздность и безделье остаются в прошлом, на первый план выходит человек действия. Красивая женщина той эпохи должна была воплощать в себе "монументальную женственность", именно так описал этот тип Гейне. У девушки должны были быть величественные плечи, крепкая грудь, большие и округлые бедра. Для того чтобы приобрести нужные формы, женщины прибегали к некоторым хитростям. Например, на платья на плечах и сзади на бедрах прикреплялись ленты, банты и всевозможные украшения из ткани.
XX век. 20-50-е годы
Великая русская балерина Анна Павлова
Начало столетия — эпоха упадка. Красота возводилась в культ. В моде — образ бледной, томной и печальной красавицы. Его воплощением стала Анна Павлова — балерина, исполняющая роль умирающего лебедя.
В 20-х гг. XX века признанной красавицей была Грета Гарбо. Она обладала утонченной внешностью — изящный профиль, большие глаза. Таинственная и недосягаемая Гарбо была невероятно сексуальна, и в те времена была настоящим воплощением греха. Она была одновременно невероятно женственной и мужественной и поэтому стала эталоном андрогинного типа красоты.
В межвоенную эпоху 30-х годов в моду входят роскошь, элегантность. Естественная красота была совершенно непопулярна. Если женщина хотела считаться привлекательной, она должна была быть ухоженной. Совершенно недопустимым считалось появление в обществе без макияжа. Эталоном красоты той эпохи стала Джин Харлоу — платиновая блондинка с безупречной укладкой в откровенно сексуальном и женственном наряде.
В 40-е годы уже чувствовалось приближение войны. Шик и роскошь становятся непопулярными. Красивая женщина должна была быть не таинственной, нежной и мягкой, а смелой, решительной и активной. Эталон красоты — шатенка с кукольной внешностью. Один из самых запоминающихся образов тех лет — полуобнаженная Рита Хейворт на фоне атомной бомбы, сброшенной на остров Бикини.
В 50-х годах в моду входит сексапильность. Идеальная девушка того времени должна была обладать красивым бюстом, узкой талией и покатыми плечами. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро. Она была притягательна, женственна, эротична и вместе с тем доступна. В образе Монро не было загадок. Она стала классической блондинкой — красивой, наивной, немного порочной.
60-90-е годы
В 60-е годы мода на женственность меняется на подростковый идеал красоты. Знаковое явление того времени — выпуск первой куклы Барби. У нее длинные и худые ноги, плоский живот и небольшая грудь. Одной из самых популярных актрис в 60-е была Брижит Бардо. Она естественная, немного нескладная и сексуальная. Вместо идеальной укладки на голове Бардо были спутанные, выгоревшие на солнце волосы. Поведение нового идеала — вызывающее и провокационное. Образ женщины-ребенка, ставший популярным благодаря изобретению мини-юбок, отлично удавался Твигги с ее полудетским выражением лица, вздернутым носиком и хрупкой фигурой.
70-е ознаменовались политическими выступлениями, молодежными бунтами и сексуальной революцией. Новый идеал — сильная, уверенная в себе девушка с четкой гражданской позицией. Актриса Джейн Фонда снялась в фильме "Барбарелла" в роли смелой астронавтки, исследующей другие цивилизации, и стала символом того времени. Она придумала новый стандарт красоты — здоровое, спортивное, сильное тело. 70-е — это эпоха стиля хиппи и имиджа а-ля подружка рок-звезды. 70-е стали временем спорной красоты, но неоспоримой индивидуальности.
Супермодель Наталья Водянова
К 80-м эталоном красоты стала высокая девушка с подтянутой фигурой, широкими плечами и длинными ногами. Этот образ воплотила актриса Ким Бейсинджер — блондинка с голубыми глазами, аккуратным носиком и пухлыми чувственными губами.
В 90-е годы идеалами красоты становятся уже не актрисы, а супермодели. Они блистают на подиумах и в жизни. Модели получают немыслимые гонорары только за привлекательную внешность. Самые известные имена в 90-х — Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл. В это время появляется понятие идеальных пропорций тела: 90-60-90. Время точеных женских форм, отшлифованных модными диетами и спортом. Однако в середине 90-х тотальная женственность сметается эпохой гранжа и унисекса — эпохой, которая требует новых лиц. Потому появление юной и хрупкой Кейт Мосс было ожидаемо и предсказуемо, как появление Твигги тогда, в 60-х.
Перешагнув через рубеж веков, мир моды восхищается славянской красотой. Русские модели оккупируют парижские, миланские, нью-йоркские подиумы. Популярность очаровательной Натальи Водяновой — чуть раскосые глаза, густые брови, русалочья улыбка — открывает двери в мировую моду и другим русским красавицам.
ria.ru
Женская красота на Руси
Маковский К. Боярышня за прялкой
Эталон современной женской красоты диктуется нам с подиумов и экранов телевизоров, кинотеатров, компьютеров. Хитроумные рекламисты умело манипулируют нашим сознанием, внушая ежегодно разные критерии и понятия о женской красоте. В моде то большие глаза и маленькие губки; то пухлые губы в пол-лица и раскосые глаза; то круглолицые модели, то широкоскулые… А мы все стараемся угнаться за вновь провозглашенными канонами красоты и бежим к косметологам и пластическим хирургам за вновь объявленным эталоном. И вот в этом свете очень интересно, как же наши пра-пра…- бабушки обходились без утвержденных на данный год канонов, а также иноземного стереотипа. Одним словом, что же изначально считалось красивым во времена Древней Руси.
В те стародавние времена понятие «красивая» обозначалось словом «славутная», «славная». Именно славутная девушка могла удачно выйти замуж, потому эту самую славутность воспитывали в девочках с малолетства. Попробуем разобраться, что же значит эта самая славутность, за которой так гнались наши предки.
Ф. Будкин Девушка перед зеркалом
Прежде всего надо понимать, что изначальная красота женщины – это не шаблоны для лучшего восприятия фото и видео камеры (что необходимо сегодня), а те параметры, которые идеально подходят для дальнейшего деторождения и вынашивания здорового потомства. Эти «каноны красоты» интуитивно определяет мозг мужчины, выделяя части тела и лица женщины, а также элементы движения и цвет кожи. И именно из этих древних инстинктов складывалось понятие славутности.
Как пишет Изабелла Иосифовна Шангина, доктор исторических наук, заведущая отделом этнографии восточных славян Российского этнографического музея с 1977 г. С 2000-х годов - главный специалист отдела этнографии русского народа. Специалист по традиционной культуре русских, музейной этнографии: «славутность – довольно сложное понятие, включавшее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, «честное» имя.» |
Похоже, что славутность была предтечей сегодняшней элегантности. Внешний облик славутной девушки должен был быть следующим: крепкое телосложение, высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса.
В. Васнецов Боярышня
Крепкое телосложение временами переходило в полное, ценилась так называемая дородность. Девушек на выданье вообще сажали на «свадебную диету», откармливая жирным и сладким для придания женскому телу пышности и нежности. Худые женщины считались больными, изможденными. В крестьянском дворе изможденная жена была негодной, ведь такая женщина не сможет выполнять все обилие крестьянской работы в поле и по дому. В теремах худобу не приветствовали, т.к. такое телосложение было признаком нищеты, а значит позорило весь род.
Высокая грудь и крутые бедра заставляли мужа думать о будущем потомстве. В дополнение к таким параметрам должна была наличествовать стать: прямая спина, поднятая голова, - что тоже говорит о здоровье женщины и способности к воспроизведению потомства. Девушек обязательно учили правильной, заманчивой походке: «частым шажкам» - мелким шагам с плавным покачиванием бедрами при колыхающейся груди. Именно про такую походку говорили «выступает, будто пава».
Длинная толстая коса – обязательный атрибут славутницы. И сегодня генетики подтверждают правильность тех древних понятий, ведь густые здоровые волосы говорят о наличии хорошей генетики у будущей жены. Крепкая коса – залог будущего жизнестойкого потомства.
Иван Егорович Забелин, русский археолог и историк 19 века, специалист по истории города Москвы, в своем труде «Быт русских царей» приводит такое лирическое описание русской красавицы:
«Белое лицо как бы белый снег, Ягодики как бы маков цвет, Черны брови, как соболи, Будто колесом брови проведены Ясны очи как бы у сокола... А ростом–то высокая. У ней кровь–то в лице, словно белого заяца, А и ручки беленьки, пальчики тоненьки. Ходит она, словно лебедушка, Глазом глянет, словно светлый день...» |
Одно слово – барышня «кровь с молоком». И для усиления подобного образа жительницы городов допетровской эпохи активно пользовались косметикой. Вот что писал о модных тенденциях тех времен путешественник Адам Олеарий — преподаватель Лейпцигого университета, математик, физик и историк, библиотекарь и антиквар на службе у герцога Голштинского:
«…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной». |
В. Нагорнов Русская красавица
В городах выходить на улицу без макияжа: сурьмы, белил, румян – было неприлично. Особенно злоупотребляли краской женщины боярского сословия, тем самым показывая свою состоятельность. Дороговизну косметики подчеркивала упаковка: белила с румянами хранились в коробочках, обшитых серебром и золотом, украшенных драгоценными камнями, жемчугом и финифтью. Зачем женщины пользовались такой активной косметикой – ученые-историки до сих пор не могут понять. Одно из предположений: яркий цвет женской одежды и богатое убранство «съедали» природную красоту лица, заставляя красавицу выделять свои прелести агрессивным макияжем.
Интересно, что внешности недостаточно было для того, чтобы прослыть первой красавицей. Славутница обязательно обладала умнотой – умением себя правильно вести. В девушке ценилась доброжелательность, вежливость, учтивость, послушность. Чрезмерная скромность считалась таким же недостатком, как и излишняя раскованность. Славутницей могла прослыть веселая, остроумная, умеющая петь и плясать девушка. И конечно, при этом важно было соблюсти репутацию – в этом тонком балансе и заключалась «умнота» женщины.
А. Саврасов Хоровод на селе
Вот такие они были – русские красавицы. Ведь красота женщине на Руси была нужна исключительно для выполнения её основной задачи: замужества и рождения детей. Из книг И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле». Возможно, сегодня тоже стоит прислушаться к этому правилу предков в первую очередь, и уже во вторую – к новомодным тенденциям.
xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai
Идеал женской красоты на Руси
Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.
С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги.
Ни о какой контрацепции на Руси не слышали. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.
Завидная невеста
Выбирая невесту, сваха обращала внимание на такие показатели здоровья и будущего плодородия девушки, как высокая грудь, широкий таз, округлые бедра и стройные крепкие ноги. Хорошо, если девушка была высока и статна (но не долговяза).
У нее должна была быть ровная спина без единых признаков сутулости. Величественная и гордая осанка - стан, «как у павы» - считался особым достоинством. Такой супругой мужчина гордился, поскольку она напоминала княгиню, женщину высокого рода. Это считалось очень красивым.
У красивой невесты обязательно была длинная толстая коса. Длинные волосы – обязательный атрибут русской женщины. В нем были и красота, и женственность, и достоинство. Гулящим женам нередко отрезали косы, что считалось ужасным бесчестьем.
В то же время густые и здоровые локоны свидетельствовали о хорошей генетике женщины, что было залогом рождения крепкого, жизнеспособного потомства. Поскольку у большинства русичей были светло-русые волосы, именно этот цвет считался наиболее красивым.
Лицом бела и румяна
Идеалом красоты считалась девушка с гармонично сложенным лицом, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» - таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты.
При этом личико девушки могло быть округлым. Никаких впалых щек и выступающих скул быть не должно. Лишние килограммы и жирок на боках также были вполне приемлемыми. К тонкости талии русский народ никогда не был особо придирчив. Именно поэтому женщины на Руси носили удобную одежду без пояса – сарафан.
Особой красотой считалась кротость и скромность девушки. Она выражалась в застенчиво опущенных ресницах, немногословии и сдержанном поведении. Красота русской женщины заключалась и в ее способности подчиниться мужу, сделать его счастливым главой семьи. Такие девушки манили русских мужчин, как магнит.
netrmed.livejournal.com
Кириллица | Секреты красоты русских женщин
Испокон веков иностранцы, побывавшие в России, взахлеб рассказывали об удивительной красоте русских женщин. Конечно, тут играет большую роль и природная красота, однако любая современная женщина подтвердит, что поддерживать ее не так-то просто. Так как же ухаживали за собой женщины и девушки на Руси и какие из этих традиций сохранились и до наших дней?
Кожа лица:
Русские женщины очень щепетильно относились к коже лица и знали, как сделать ее гладкой и шелковистой, как в рекламе современных кремов, тоников и скрабов. Только, в отличие от современных женщин, у них не было ни косметических магазинов, ни огромного ассортимента. Были только продукты питания и травы, и им удавалось их так умело использовать, что больше ничего не требовалось. Например, для придания коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин русские красавицы использовали молоко, сметану, простоквашу, масла, жиры и яичные желтки. И, безусловно, каждая женщина знала, что отвар петрушки и огуречный сок отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной и пористой коже. Утро же всегда начиналось с обязательного омовения с мылом и розовой водой (отваром шиповника) или же «водою, в которой парена есть романова трава» (отвар ромашки).
Кожа тела:
Не меньше внимания русские красавицы уделяли и коже тела: процедуры по уходу за ней устраивали не менее раза в неделю, а учитывая санитарные условия в Древней Руси, это более чем часто. Основные процедуры по уходу за кожей проводили в бане: очищали ее специальными скребками, массировали ароматными бальзамами. Для придания телу свежести делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли так называемый «холодец» - настой из мяты. Более того, среди служителей бань были даже вырыватели волос из тела, причем они проделывали эту процедуру без боли, а эффект был не хуже, чем от современной эпиляции. А для придания коже аромата свежеиспеченного ржаного хлеба на горячие камни специально лилось пиво. Менее состоятельным девушкам, семья которых не имела бани, приходилось мыться и париться в русских печах.
Волосы:
Русская коса – здоровая, толстая, блестящая – тоже была результатом тщательного ухода: крапива и корни лопуха служили отличным средством для борьбы с перхотью и выпадением волос. А что было делать девушкам, которых не устраивал их натуральный цвет, при отсутствии парикмахерских и магазинов с красками? Они использовали растения: шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую - из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Декоративная косметика:
Разрумяненная и разукрашенная матрешка всегда была символом русской женщины. Что же наши красавицы использовали в качестве декоративной косметики? Вместо румян и помады - сок малины, вишни, щеки натирали свеклой. В качестве карандаша для глаз и бровей, а заодно и теней для век была черная сажа, а иногда и коричневая краска. А вместо современной тональной основы и пудры для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Более того, в Древней Руси при нанесении макияжа, каждому цвету придавалось свое, магическое значение — девушки верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью другого - наоборот, отвадить.
Однако нередко русских женщин (особенно боярынь) обвиняли в злоупотреблении декоративной косметикой: они раскрашивали руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, причем чернили светлые и белили черные брови. Однако это еще не все – они также красили зубы, причем в черный цвет!
Некоторые источники утверждают, что они делали это с целью подчеркнуть белизну кожи. Вот что писал Адам Олеарий после посещения Москвы: ««…Женщины среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы. Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной».
Ксения Яковлева
Читайте также:
cyrillitsa.ru
«Краса Руси»: русский идеал женской красоты
Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.
С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги.
Ни о какой контрацепции на Руси не слышали. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.
Завидная невеста
Выбирая невесту, сваха обращала внимание на такие показатели здоровья и будущего плодородия девушки, как высокая грудь, широкий таз, округлые бедра и стройные крепкие ноги. Хорошо, если девушка была высока и статна (но не долговяза).
У нее должна была быть ровная спина без единых признаков сутулости. Величественная и гордая осанка - стан, «как у павы» - считался особым достоинством. Такой супругой мужчина гордился, поскольку она напоминала княгиню, женщину высокого рода. Это считалось очень красивым.
У красивой невесты обязательно была длинная толстая коса. Длинные волосы – обязательный атрибут русской женщины. В нем были и красота, и женственность, и достоинство. Гулящим женам нередко отрезали косы, что считалось ужасным бесчестьем.
В то же время густые и здоровые локоны свидетельствовали о хорошей генетике женщины, что было залогом рождения крепкого, жизнеспособного потомства. Поскольку у большинства русичей были светло-русые волосы, именно этот цвет считался наиболее красивым.
Лицом бела и румяна
Идеалом красоты считалась девушка с гармонично сложенным лицом, чистой белой кожей и свежим румянцем на всю щеку. Пышные алые губы и большие ясные глаза довершали образ русской красавицы. «Кровь с молоком» - таким определением описывали достойную претендентку на роль невесты.
При этом личико девушки могло быть округлым. Никаких впалых щек и выступающих скул быть не должно. Лишние килограммы и жирок на боках также были вполне приемлемыми. К тонкости талии русский народ никогда не был особо придирчив. Именно поэтому женщины на Руси носили удобную одежду без пояса – сарафан.
Особой красотой считалась кротость и скромность девушки. Она выражалась в застенчиво опущенных ресницах, немногословии и сдержанном поведении. Красота русской женщины заключалась и в ее способности подчиниться мужу, сделать его счастливым главой семьи. Такие девушки манили русских мужчин, как магнит.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Секреты привлекательности древнерусских женщин — HistoryTime
Ох, боярыня красотою лепа! Червлена губами, бровьми союзна…
О внешности славянок складывали легенды даже в самых отдаленных уголках планеты. Но мало кто знает, что русская красота — это расхожий стереотип, и вряд ли сейчас мы бы сочли женщин тех времен миловидными. Кроме того, они показались бы нам ужасными грязнулями! HistoryTime собрал для вас секреты «прилекательности» исконных славянок.
Гости издалека приезжали в царскую Россию, чтобы полюбоваться на русскую красу. Многих удивляло, насколько «богато» выглядели славянки. Сочные формы наших красавиц воспринимались иностранцами как экзотика, ведь Европа утягивала своих женщин в платья с крайне узким лифом. Немцы, склонные всему всегда находить логичное объяснение, предположили, что полнота русских красавиц связана с тем, что они не носят корсет. Мол, стан, не заключенный в него, «может разрастаться как попало».
Наши бабушки зачастую используют слово «худой» в значении «плохой». Вот и в царские времена худобу считали признаком недостойной бедности. От стройности пытались избавиться всеми возможными способами. Личный врач царя Алексея Михайловича писал в своем дневнике:
В погоне за красотой русские женщины целыми днями лежат в постели, пьют водку, спят и снова пьют…
Внимательный читатель может возразить, что водка не способствует полноте. Вы будете правы, однако этот исконно русский напиток возбуждает немалый аппетит.
Раз уж мы заговорили про аппетит, нельзя не вспомнить единственную диету, на которую садились славянки. Сейчас большинство невест перед бракосочетанием начинают жестко контролировать свое питание — и в допетровские времена поступали так же. Главное отличие заключалось в том, что «свадебная диета» того времени была направлена на… набор веса. Славяне считали, что негоже на венчании выглядеть хоть немного постройневшей, а потому за две недели до церемонии невест начинали пичкать всем, что только можно съесть. Килограммы сладкого и жирного чуть ли не насильно запихивали в рот будущей жене каждые полтора часа. Дородность и румяность — вот главные черты невест того времени.
Мария Хлопова, первая нареченная царя Михаила Романова, сильно захворала при подготовке к свадьбе. Жуткие рези в желудке и кишечнике не давали девушке ни уснуть, ни встать. Тут же в палаты был вызван голландский лекарь Валентин Бильс. Осмотрев невесту, он отрезал, что все проблемы с пищеварением — от большого количества мучного, мол, кушать-с надо меньше. Мамки и няньки внимательно выслушали врача, но рекомендации следовать не стали. Вскоре голландец вновь посетил будущую царицу и понял, что просьба его была проигнорирована. Тогда он сказал, что Марии нужно пить больше водки, чтобы ускорить обмен веществ — но и это не помогло ей вылечиться. Волею множества обстоятельств Хлопова все же не стала суженой русского царя, а потому была отправлена домой. И — о чудо — хвори тут же прекратились. Действительно, с чего бы это.
После свадьбы насильное кормление прекращалось, и новоиспеченные жены возвращались к привычному стилю питания. Надо отметить, что девушки незажиточные, из простого народа, редко когда могли похвастаться «обширностью» телес. Сказывалась усердная работа в поле и дома, а также постные дни, коих в православном календаре было почти 200.
Тем не менее, всем хотелось чувствовать себя богатыми красавицами. Русские женщины придумали дикий, на современный взгляд, способ создать видимость зажиточности. Они… чернили зубы. Помните, в детстве мама говорила, что нужно есть мало сладкого, чтобы зубы не испортились? Только самые богатые семьи могли позволить себе сахар в таких количествах, что у женщин начинался сильнейший кариес. Семьи попроще искусственно создавали вид плохих зубов, чтобы приблизиться к роскошной жизни.
Сегодняшний заграничный бум на органическую косметику для нас далеко не новшество. Наши предки предпочитали косметические средства «без парабенов, силиконов и SLS» еще в царские времена.
Славянки всегда гордились своей светлой, полупрозрачной кожей. Для того, чтобы подчеркнуть белизну лица, они тщательно втирали в нее… муку, белую глину или мел. Кожа приобретала матовость и становилась еще более светлой. Румянец сквозь слой такой «штукатурки» пробиться, конечно, не мог, а потому его создавали искусственно: круглые пятна рисовали на щеках свеклой, вишней или малиной. Помните Марфушеньку-душеньку из сказки про Морозко? В детстве мы смеялись над ней и даже не представляли, что это совсем не выдумки!
Пшеничный оттенок волос, который свойственен славянскому цветотипу, усиливали натуральным окрашиванием. И здесь красавицам пришла на помощь природа: волосы красили луковой шелухой или шафраном. Представляете, какой стоял запашок?
А помните поговорку «с лица воды не пить»? Появилась она вовсе не случайно. Воду ценили и не тратили просто так. Зачастую одно и то же ведро использовалось по два, а то и по три раза: вымыть руки, протереть полы, а потом и огород полить. Но вот после женского умывания вода была не пригодна уже ни к чему, столько грязи стекало с лица красавицы. После сватовства женихов успокаивали, мол, будет тебе, с лица-то воды не пить, а она, может, вышивает красиво!
Десяток жировых складок, кариесные зубы, волосы с луковым «ароматом» и идеально круглые «свекольные» щеки — такая она, русская краса?
historytime.ru
Красота женщин допетровской Руси – Ярмарка Мастеров
Так случилось, что большой отрезок своей жизни я проработала телевизионным гримером и преподавателем визажа. Учила быть красивыми, ухоженными и одновременно естественными, использовать наиболее безопасные средства для красоты и подчеркивать свою индивидуальность, во многом опираясь на художественное образование и знания наши прабабушек.
А они-то умели удивлять и завлекать, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».
Например, московские боярышни издавна славились своей красотой и в XVI-XVII веках идеальным женским образом в Москве считалась дородная, пышная женщина, непременно нарумяненная и накрашенная.
Так, немец Адам Олеарий писал: «женщины среднего роста, в общем красиво сложены…». А английский посол довольно подробно описал наряд московской модницы: «Благородные женщины... носят на голове тафтяную повязку (обыкновенно красную), а сверх нея шлык, называемый науруса, белаго цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора из золотой парчи), называемой шапкою земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами величиною почти с грецкий орех.
Сверху над воротником к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины. Под опашнем, или верхнею одеждою, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается обыкновенно из золотой парчи, под нею же ферязь земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног... У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом».
Красавицы самых разных сословий питали нежнейшую любовь к сережкам. Как только девочка начинала ходить, мать прокалывала ей уши. Любили очень браслеты и кольца. Золотые или серебряные колечки украшались мелкими камнями, к примеру сердоликом или мелкими жемчужинами. Женщины и девицы щеголяли множеством цепочек с крестами и образками, богатые носили золотые цепи, на которых висели большие кресты, отделанные финифтью, одевали несколько рядов монист жемчужных и золотых.
Не менее ценным украшением являлись и многочисленные пуговицы. Состоятельные женщины, сообразуясь с модой или собственным представлением о красоте, заказывали золотые и серебряные позолоченные пуговицы самых разных размеров. Мелкие использовали в застежках воротников и внутренних одеждах, крупные, величиной в «большое яблоко, которое при ходьбе или езде производят довольно сильный шум», пришивали к опашням.
Популярно на Руси было и золотое шитье, пришедшее из Византии. По словам историка моды А.Васильева, любовь к вышивке золотыми нитями переродились у современных россиянок в любовь к люрексу и пайеткам :) Также особо любимо было и шитье жемчугом и даже простые крестьянки носили на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи жемчужин.
Издавна в России женщины отдавали предпочтение ярким тканям: малиновым, зеленым, лиловым, розовым и т. д. В почете были пестрые расцветки. И обрядившись в такое великолепие, красавицы того времени хотели придать большей яркости чертам лица и это тоже давняя традиция. Плохо только, что косметику боярыни любили слишком сильно. В истории даже остался такой эпизод, когда супруга князя Ивана Борисовича Черкасова, будучи очень красивой от природы, не захотела румяниться, то жены других бояр призвали ее не позорить других женщин и не пренебрегать традициями. В результате жена князя Черкасова была вынуждена уступить уговорам.
Неистовый старообрядец протопоп Аввакум писал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну». Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III, в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона, путешествовавшего по России в середине XVI века.
Может быть, это связано со страстной натурой русских людей, и особенностями жизни в контрастном мире: в природе — холодная зима и жаркое лето, в обществе — богатый и нищий и т. п., то и в своем быту они повторяли этот контраст, и захотелось им видеть свою кожу не просто светлой, а белоснежной, а румянец — ядреный, густой. Н. Г. Чернышевский считал, что подобная манера краситься имеет восточное заимствование. «Красивая славянская организация, миловидное славянское лицо искажались сообразно восточным понятиям о красоте, так что русский мужчина и русская женщина, могшие следовать требованием тогдашнего хорошего тона, придавали себе совершенно азиатскую наружность и совершенно монгольское безобразие».
Василий Осипович Ключевский предполагал, что этот обычай «... делал красивых менее красивыми, а дурных приближал к красивым и таким образом сглаживал произвол судьбы в неравномерном распределении даров природы. Если так, то обычай имел просветительно-благотворительную цель, заставляя счастливо одаренных поступаться долей полученных даров в пользу обездоленных...».
В Москве белила и румяна покупали у торговых людей в белильных и овощных рядах в Китай-городе. Возле Лобного места, у Василия Блаженного, одно время толкались торговки, громко предлагая свой товар, например холст, а во рту держали колечки, чаще с бирюзой, тоже предлагая их продаже. А со второй четверти XVII века здесь установили белильный ряд, он располагался недалеко от собора Василия Блаженного, ниже Тиунской избы.
Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий: «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб: «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Но личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз писал: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Справедливости ради нужно сказать, что европейские женщины того времени также щедро пользовались белилами и румянами. Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.
Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Обыкновенно зубы чистили «корою дерева горячего и терпкого и горького, на язык шкнутаго (жесткого). Но иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». И тому было своё объяснение. Виной тому был некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно.
Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант — «меркуриальные примочки». То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы боярынь на выданье становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.
А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней. И только Петр I запретил отбеливать зубы ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.
www.livemaster.ru