Конспект и презентация к уроку истории в 6 классе "Культура Древней Руси". Культура древней руси конспект


Конспект урока на тему «Культура Древней Руси»

Тема урока «Культура Древней Руси».

1. Особенности. Что такое культура? Культура Древней Руси складывалась под влиянием разных факторов. Прежде всего, это наследие восточных славян – мифы и сказания, языческие представления о нечистой силе, ремесленные традиции (резьба по дереву, кузнечное искусство). Культура Руси впитала в себя и культурные достижения соседей – неславянских народов (балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян). Ну и конечно огромное влияние оказала Византия. Крещение Руси явилось поворотным пунктом в ее истории и культуре, так как из Византии пришла не только новая религия, но и письменность, книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. Благодаря принятию христианства Киевская Русь пережила подъем культуры.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии во многом помогло установить культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. Однако христианство на Руси в течение многих веков соседствовало с язычеством, существовала ситуация так называемого двоеверия. В литературных произведениях, в каменном строительстве, прикладном искусстве видно смешение влияний как христианской, так и языческой традиций.

Взаимодействие разнообразных этнических и религиозных культур — славянской, финской, тюркской, скандинавской, византийской — породило особый тип художественного творчества и мировосприятия, включавший в себя черты западных и восточных культур.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

2. Устное народное творчество. Говоря о фольклоре, в первую очередь нужно сказать о былинах. Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Как богатырей вы знаете? Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов. Также к фольклору относятся загадки, пословицы, поговорки, заговоры, сказки.

3. Письменность и грамотность. У славян была своя письменность, но она была утрачена. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Она проникла на Русь в 9-10 веках. Христианизация Руси во многом способствовала распространению письменности и появлению первых литературных произведений.

Широкое распространение получили на Руси городские, церковные и монастырские школы, где обучали чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. Начали переводить греческие и болгарские книги. Популярной была «Александрия».

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Они изготавливались из телячьей кожи, украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами.

В обычной жизни вместо бумаги использовали кору – бересту. Судя по находкам берестяных грамот, которых особенно много сохранилось в Новгородской земле, в Древней Руси был исключительно высок уровень грамотности. В отличие от Западной Европы, где читать и писать умели практически только священники, на Руси грамотными были миряне, причем далеко не только знатные. Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Об этом также свидетельствуют находки берестяных грамот, написанных простыми горожанками. Известно, что Анна Ярославна, выданная замуж за французского короля, в отличие от своего мужа собственноручно ставила на документах свое имя.

Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников — об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.

4. Литература. В 11 веке на Руси зарождается литература, т.е. появляются письменные произведения. Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись. Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» — летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников.

Нестор также был одним из создателей житий - описания жизни людей, причисленных церковью к лику святых. В житиях рассказывалось о разных чудесах, совершенных святыми.

Еще один крупный литератор Древней Руси – Илларион, он был первым русским киевским митрополитом. Он создал целый ряд произведений в жанре слова – торжественного и поучающего обращения. Наиболее известно его «Слово о Законе и Благодати».

5. Зодчество и изобразительное искусство. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили избы, терема, городские стены.

С принятием на Руси христианства началось широкое строительство каменных зданий, церквей и монастырей. Первые сооружения были построены византийскими мастерами. Из Византии на Русь пришел древнейший тип храма — крестово-купольный. Такие храмы имели в плане крест, над центральной частью которого находился купол.

Одно из первых каменных сооружений – церковь в Киеве в честь пресвятой Богородицы построенная в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, а затем и сам Владимир.

Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии, заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. До сегодняшнего дня он дошел в сильно перестроенном виде, однако изначально он создавался как типичный крестово-купольный храм. Строительство этой церкви имело большое политическое значение. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской.

Софийский собор стал памятником не только зодчества, но и изобразительного искусства. Ее украшают удивительные мозаики, самой знаменитой из которых является изображение Богоматери Оранты. Кроме того, собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи.

По примеру Киева в 40-е — 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора — гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики — Софию Новгородскую украшали только фрески.

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нем удивительное единство.

Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху — археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века — прежде всего это Золотые ворота в Киеве, чье название также должно было вызывать ассоциации с Константинополем.

6. Художественное ремесло. Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров.

Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. На основе культурных достижений Византии и других соседних государств, Русь сформировала свои самобытные культурные традиции.

Д.з. § 7

globuss24.ru

Конспект урока истории "Культура и быт Древней Руси"

Урок № 7.

Тема. Культура Древней Руси.

Быт и нравы Древней Руси.

Цели:

  1. Выявить особенности культуры, повседневной жизни и нравах в Древней Руси.

  2. Развивать интерес к предмету.

  3. Воспитывать познавательную активность.

Оборудование: иллюстрации, репродукции (информация из интернета).

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по вопросам:

  • Каковы причины усобицы между сыновьями Владимира Святославича? Расскажи об усобицах.

  • Почему современники назвали Ярослава Мудрым?

  • Расскажи о внутренней политике Ярослава. Как управлялось Древнерусское государство? Какие изменения произошли по сравнению с другими правителями?

  • Дайте характеристику внешней политике Ярослава.

  • Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?

  • Каковы особенности земельных отношений? Расскажи об основных группах населения Древнерусского государства.

  1. Изучение темы урока.

План.

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Устное народное творчество.

  3. Письменность и грамотность.

  4. Древнерусская литература.

  5. Зодчество и изобразительное искусство.

  6. Художественное ремесло.

Культура – это совокупность достижений человека в производственном, общественном, умственном отношении.

Основа древнерусской культуры – древние мифы, сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т.д.

Большое влияние на древнерусскую культуру оказала Византия.

Главный мотив древнерусского искусства – патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

Устное народное творчество

Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Использовать репродукцию картины Васнецова «Три богатыря».

Письменность. Грамотность.

Создатели славянской азбуки – Кирилл, Мефодий.

Письменность возникла на Руси во второй половине 9 - начале 10 века.

Первые русские книги были очень дорогими – изготавливались на пергаменте, каждая буква выписывалась по особым правилам – уставу, украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами.

На Руси было много грамотных людей. С 11 века грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма, вместо бумаги использовали бересту.

Древнерусская литература.

Зарождается в 11 веке.

Первые литературные произведения – летописи.

1113год – «Повесть временных лет», древнейшая летопись, написанная монахом Киево-Печёрского монастыря – Нестором.

Жития – описание жизни святых.

1049год – «Слово о законе и благодати», написал Иларион.

Зодчество. Изобразительное искусство.

Деревянное зодчество – характерно: многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, затейливая резьба по дереву. Репродукции.

Каменное строительство – началось в конце 10 века.

989год – Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь с. 59 учебника.

Софийский собор в Киеве (Св. София – мать трёх дочерей: Веры, Надежды, Любови, казнённых за веру христианскую). Построен в славянских и византийских традициях.

Храм в Древней Руси стал средоточием нескольких видов искусств: иконы (лики Христа, святых, Богоматери), фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке), мозаика (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков), торжественное богослужение, церковное пение - составляли в нём удивительное единство.

infourok.ru

История. Конспекты - Культура Древней Руси

Культура Древней Руси.

Понятие культуры

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и 

духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при 

изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. 

материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

Материальная культура

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел 

место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства 

– сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход 

от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от 

сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей 

(горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура

До принятия христианства на Руси господствовало язычество ("ведическая" религия). Имело 

два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 

988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе 

христианизации. Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также 

оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место 

сохранение больших остатков язычества: т.е. существовало "двоеверие" или сложный синтез 

двух религий.

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов 

господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для 

классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как 

принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило 

международный авторитет Руси.

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать 

воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время 

междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что 

были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций 

"языческого фундаментализма": истинная культурная основа славян это ведическая религия. 

Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – 

эта оценка спорная.

Правовая культура

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным 

процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до 

государства. Основное событие – это появление "Русской правды", которая включала в себя 

кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для 

классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о 

социальных отношениях в Киевской Руси.

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная 

месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – "Устав" 

Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по 

займам.

Грамотность и просвещение

Письменность

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – 

"руническое письмо") – "черты и резы ". В IX в. славянские просветители на основе 

греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой 

древнерусской письменности.

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и 

переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно 

оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По 

некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского 

нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это 

широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт 

подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром 

были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический 

эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем 

возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в. 

«Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского 

монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской 

летописей. Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем 

появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. "Слово о законе и благодати". 

Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской 

Руси.

II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд "Слов"

Появляется светская литература:

"Поучение" Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской 

власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы "Слово о полку 

Игореве". Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. 

Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что 

появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – "Слово" Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового 

дружинника.

Начало XIII в. – "Сказание о погибели русской земли". Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные 

сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром 

Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В 

них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. 

Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная 

русская культура.

Живопись

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). 

Светские элементы отразились в миниатюрах.

Вокально-музыкальное и сценическое искусство

Народные певцы-сказители. Образ легендарного Баяна. Музыканты-гусляры. Народные 

актеры – скоморохи.

Выводы

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду 

позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.

Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был 

"золотой век", "русская античность": высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая 

уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.

Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII 

века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой 

народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

vkist.ru

Конспект урока "Культура Древней Руси"

hello_html_m2429c49d.gifhello_html_50b2b3a8.gifhello_html_68113cff.gifhello_html_m54c256f9.gifhello_html_m7ba16750.gifhello_html_m2796d32a.gif

Тема: Культура Древней Руси.

Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса.

 Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX– XII вв.

  

Задачи урока:1.Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.

   

Основные понятия: 

культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга, самобытный, патриотизм.

План изучения новой темы:

  1. Особенности культуры Древней Руси.

  2. Устное народное творчество.

  3. Письменность и грамотность

  4. Литература

  5. Зодчество и изобразительное искусство

  6. Художественное ремесло

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

Проверка понятий у доски (2 человека по 5 понятий): смерды, закупы, рядовичи, холопы, боярин, вотчина, династический брак, наместник, посадник, усобицы

С классом: Вопросы и задания стр.53 №1,2,3,4

3. Особенности культуры Древней Руси. Рассказ учителя.

- Люди Древней Руси создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: мифы, сказания, традиции резьбы по дереву, камню, искусство кузнецов и т.д.

- Также древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих народов – угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

- Большое значение оказала на русскую культура Византия, т.к. из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги.

-Древнерусские мастера не подражали, а создавали свои творения, отражая чаяния русского народа.

Ученики попутно должны заполнить схему из рабочей тетради на стр.17

Византийские культурные традиции

Культурное наследие восточных славян

иконопись

Мифы и сказания церковные книги строительство храмов

Кузнечное дело резьба по дереву

4. Устное народное творчество

- УНТ – песни, сказки, былины.

Вопрос: Знаете ли вы русские народные сказки? Приведите примеры. Что прославляют и описывают сказки, былины?

- Обсудить былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

- Обратить внимание на отличие былин от западноевропейских рыцарских хроник.

- Отметить, что народ воспевал не только подвиги богатырей, но и труд пахаря-земледельца в образе Микулы Селяниновича.

- Рассмотреть и обсудить картину на стр. 56 «Поединок богатыря Добрыни Никитича со змеем» художника В.Васнецова.

5. Письменность и грамотность.

Ученики работает самостоятельно с текстом на стр.56-57. Должны ответить на вопросы.

Когда зародилась письменность у восточных славян?

Кто создал славянскую азбуку?

Когда проникла славянская письменность на Русь?

Что на Руси дало толчок для развития письменности?

Как выглядели первые русские книги?

Обратить внимание на развитие грамотности на Руси в ХIв. Рассмотреть изображение русской азбуки на бересте. Стр57.

6.Литература.

Рассказ учителя.

- В ХIв. зарождается древнерусская литература.

- Первые литературные произведение – летописи. Древнейшая дошедшая до нас летопись «ПВЛ» создана ок.1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. (дата записана на доске, записать в тетради)

- Обратить внимание на то, что описывается в летописи.

- Нестор был одним из первых создателей житий – литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях описываются различные чудеса, Нестор написал Житие Бориса и Глеба

- Рассказать о крупном литераторе Древней Руси - Иларионе. 1049г. «Слово о Законе и Благодати» (записать в тетрадь). Рассмотреть кому посвящены все 3 части.

1 – восхваляет христианство.

2- «Похвала князю Владимиру»

3 – Ярославу мудрому.

  1. Зодчество и изобразительное искусство

Доклад ученика о развитии деревянного зодчества. (дано заранее)

  1. Развитие деревянного зодчества. Искусство постройки. Что строилось из дерева. Традиции постройки.

  2. Развитие каменного строительства. Закладка Десятинной церкви. (исп. Картину на стр.59 «Закладка Десятинной церкви в Киеве» художника В. Верещагина.; стр.60 «Софийский собор в Киеве». Обсудить чем украсили Софийский собор.

  3. В ХI – ХIIвв. Построены большие каменные храмы в Полоцке, Вышгороде, Новгороде. (Стр.61 «Софийский собор в Великом Новгороде).

  1. Художественное ремесло

Ученики должны ответить на вопрос: Какую технику использовали древнерусские ремесленники?

Закрепление:

Работа в РТ №2-5. Стр.17-18.

Если есть время можно использовать раздаточный материал . (приложение)

Д/з: Параграф 7, Вопросы и задания стр.63, выучить понятия.

Приложение

Для закрепление:

  1. «Он читал книги. Это вошло у него в привычку. Он полюбил книжное чтение  часто говорил своим сыновьям: «Книжные словеса суть реки, напояющие вселенную». В тихой княжеской ложнице, у одной из стен стоял раскрытый ларь, наполненный книгами  в переплетах из кожи, из алого или синего, как васильки, сукна. Каждая такая книга представляла собой целое сокровище. Но люди брали ее не столько ради высокой цены жемчужин или серебра, которыми она была украшена, а сколько из-за уважения к труду переплетчика. Именно при нем была открыта библиотека при Софийском соборе в Киеве». 

  2. «Внук Ярослава Мудрого прославился обширной начитанностью, выделялся своей величавой личностью. Тревожась об участи любимого государства и собственных детях, князь написал поучение. В нем он поведал, как следует жить христианину». Как называются кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла для мозаики? А) фрески, Б) смальта, В)  мозаика. 

  3. Как назывались разноцветные камешки, которые вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу?  А) фрески, Б) смальта, В)  мозаика. Ответ В

  4. Как называлась роспись водяными красками по сырой штукатурке? А) фрески, Б) смальта, В)  мозаика. 

  5. Этот храм построен по инициативе Андрея Боголюбского. Он должен был стать памятником  воинской победы. Храм стоит на пересечении водных магистралей и поэтому виден со всех сторон.  Церковь небольшая, одноглавая. А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на Нерли. 

  6.  Возводился собор с 1045года по 1050 год, находится в центре детинца, завершается  храм  строгим пятиглавием, купола расположены в симметричном порядке. А) Софийский собор в Киеве, Б) Софийский собор в Новгороде, В) храм Покрова на Нерли

  7. Церковная живопись называется А) иконопись, Б) канон, В)миниатюра. Ответ А.

infourok.ru

Конспект и презентация к уроку истории в 6 классе "Культура Древней Руси"

План-конспект урока для учащихся 6 класса:

«Культура Древней Руси»

Учитель истории и обществознания

ТМКОУ «Носковская СШ-И»

Фёдорова Елена Вячеславовна

Категория – I

Стаж пед. деятельности – 11 лет

Носок, 2017 г.

Тема урока: «Культура Древней Руси»

Тип урока: открытие новых знаний.

Класс: 6

Цель урока: сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.

Задачи:

Образовательные:

- дать характеристику особенностей архитектуры, литературы, живописи, устного народного творчества Древней Руси;

- подвести учащихся к выводу о самобытности русской культуры;

- подвести учащихся к определению роли принятия христианства в процессе развития культуры;

Развивающие: продолжить формирование умений работать в группах, индивидуально, в парах анализируя различные источники информации, делая выводы;

Воспитательные: формировать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Обязательный минимум содержания: становление Древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество; религиозно-культурное влияние Византии.

методы и формы обучения:

  • наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

  • индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты:

  • Предметные: получат представление о достижениях и памятниках древнерусской культуры, о влиянии христианства на культуру Руси.

  • Метапредметные:

  • Познавательные: будут устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

  • Коммуникативные: будут обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

  • Регулятивные: будут планировать цели и способы взаимодействия; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Оборудование:

  1. Иллюстрации к уроку.

  2. Презентация с приложениями.

  3. Проектор, экран, ПК.

  4. Карточки с заданием.

Организационный момент

2 минуты

Фронтальная

Слайд 1.

Приветствует учеников:

Ребята, скажите, пожалуйста, каким словом я вас обычно приветствую на уроке?

Знаете ли вы значение этого слова?

А знаете ли вы, что это слово вошло в обиход аж в 17 веке. А до того восточные славяне приветствовали словами «Гой еси», что значит «жить» и «есть». И буквально эта фраза означала: «Ты сейчас есть и будь живым еще».

Поэтому, гой еси, добры молодцы, гой еси, красны девицы, гой еси, дорогие гости!

Отмечает в журнале отсутствующих.

Отвечают учителю.

Здравствуйте.

Пожелание здоровья.

Положительно настраиваются на урок. Готовятся к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3 минуты

Фронтальная

Индивидуальная

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какое слово объединяет увиденные вами сюжеты?

Демонстрирует ролик «Культура Древней Руси» (слайд 2) (Диск приложение 1)

infourok.ru

ЛЕКЦИЯ № 1. Культура Древней Руси. История мировой и отечественной культуры: конспект лекций

1. Культура языческого периода

История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о ревнерусской культуре содержатся в «Повести временных лет» – первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов.

Главный бог руссов – Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты – гром и молнию, топор. «Скотий бог» Белес также занимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с деньгами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество – Мокошь-прядильщица – богиня судьбы (нить – судьба). Самый веселый и разгульный бог – бог плодородия Ярило.

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никитиче и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, искусство строительства, т. е. архитектура. Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

Подобного перехода Западная Европа не знала, так как издревле строила и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурныи стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, – но в исключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Конспект урока Культура Древней Руси

План-конспект урока

«Культура Древнерусского государства»

Цель: изучить особенности древнерусского искусства.

Задачи урока:

1. Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка Домашнего задания:

В рамках телеканала Древняя Русь, опрос по телепередаче Вести недели (пар. 10. Экстренные новости)

  1. Изучение новой темы с элементами проверки пройденного материала

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по древним городам Руси, храмам, познакомимся с творчеством деятелей культуры и искусства первых веков существования нашего Отечества.

Славяне за первые несколько веков создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

Для начала отправимся на следующую передачу нашего телеканала «Новости Культуры»

Просмотр видеофрагмента (12 мин)

Опрос класса по вопросам:

А что такое культура?

Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей

Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

Работа по рабочему листу, чтение по цепочке с заполнением пропусков (приложение 1)

  1. Итог урока

  2. Рефлексия составить синквейн

  3. Домашнее задание. Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.

infourok.ru