Славянские узоры и орнаменты. Узоры на полотенце древней руси


Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке

 Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке

Вся жизнь, весь быт, вся культура славян пронизана разного рода символикой. Славянские узоры и орнаменты издавна украшали большинство предметов обихода (посуда, домашняя утварь), одежду и даже дома. Эти знаки и символы носили характер оберега, защиты от злых сил и сглаза. Славянские обережные узоры также приносили удачу воинам, беременным женщинам, защищали дом от воров и пожаров. Узоры в славянском стиле можно встретить и сегодня, особенно в неоязыческих движениях, возрождающих славянскую культуру.

Где можно было встретить славянские узоры?

  • Жилище. Особенно ворота и двери, окна. Изображали чаще всего солнце, небо, громовые знаки (Перуна), землю, птиц, растения. Вообще тема природы прослеживается во всей жизни славян.
  • Прялки. Узоры на них были призваны защитить владелицу от зла и нечисти.
  • Оружие. Конечно, отправляясь на войну, солдат должен был защититься. Для этого славянский узор и наносился.
  • Полотенце – один из самых «уважаемых» предметов быта. Именно на нем выносили хлеб-соль, именно его использовали в свадебных и других обрядах, именно в него кутали новорожденного. Расшивали полотенца разнообразными красивыми орнаментами и причудливыми фигурками.
  • Славянский узор на одежде чаще был в области воротника, рукавов, поясов, подола. Важно, что украшали и спину. Ведь эта самая незащищенная часть тела.
  • Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке

Важны были и цвета узоров. По данным этнографов и ученых, славянские орнаменты изображались с использованием трех основных цветов.

  • Красный – это жизнь, сила природы.
  • Черный – это смерть, окончание.
  • Белый – это промежуточное положение между жизнью и смертью.

Славянские узоры и их значение

Значение славянских узоров в основном связано с природой, верой, добром. Значение узоров в славянской вышивке заключалось в своеобразной защите. Вышитую одежду и другие предметы носили те, кто идет в путь, ждет ребенка, идет на войну и по другим поводам.

  1. Крест – это символ жизни и вечности, а также единения женского и мужского.
  2. Ромб – это символ плодородия, также олицетворяет женское начало.
  3. Алатырь – восьмиконечная звезда, крест Сварога. Символизирует Вселенную, мудрость, начало Рода и жизни. Можно встретить на рубашках, а также в качестве оберега для путешествующих.
  4. Белобог – символизирует свет, добро, счастье. Он убережет от ругани и споров в семье, принесет любовь и взаимопонимание.
  5. Боговник – знак Божьей помощи человеку, покровительства добрых и светлых сил.
  6. Богодар – символ мудрости и справедливости, данных богами.
  7. Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
  8. Вайга – напоминает свастичные знаки, только с более круглыми очертаниями. Является олицетворением богини Тары.
  9. Валькирия – знак мудрости и справедливости, а также чести, долга и благородства. В основном оберегает воинов.
  10. Ведаман – символизирует память о предках, традициях, мудрости.
  11. Ведара – олицетворяет хранение веры первопредков.
  12. Велес – символ напоминает перевернутую заглавную букву «А». Помогает в торговле и других денежных делах.
  13. Велесовик – символ защиты любимого человека, находящегося далеко.
  14. Всеславец – знак огненный. Спасает от пожара жилище, а семью от ссор.
  15. Водяной – покровитель водоемов.
  16. Волот – знак, который означает силу, чтобы защищать Родину и творить добро.
  17. Волшебный знак Рода – крест с двенадцатью концами, или комбинация из четырех обычных крестов. Оберегает от внешних сил.
  18. Гаруда – знак божественный, олицетворяет небесную колесницу.
  19. Грозовик – символ управления стихией и природой. Обычно использовали для защиты дома от непогоды.
  20. Громовик – знак бога Индры, который оберегает мудрость.
  21. Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
  22. Древо Жизни – это олицетворение рождения, единства, соединения между мирами (подземным и божественным).
  23. Дуния – это знак единства земного и небесного. Он защищает Род.
  24. Духобор – символ огня жизни. Он избавляет человека от болезней как психических, так и физических.
  25. Духовная свастика – это знак гармонии и единства.
  26. Духовная сила – ассоциируется с самосовершенствованием, развитием духовного начала человека.
  27. Дхата – это знак, означающий составляющие человека: тело и душа, дух и совесть.
  28. Дый и Мара – женское и мужское начало.
  29. Символ единения семьи – это защита для семьи.
  30. Жива – олицетворение красоты, молодости, здоровья. Является оберегом для молодых женщин.
  31. Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
  32. Зайчик – это знак радости и солнца. Оберегает беременных.
  33. Засеянное поле (ромб с точками) – означает новую жизнь, плодородие, богатство, удачу.
  34. Звезда креста – знак удачи и успеха, достижения цели.
  35. Звезда Лады-Богородицы – это знак единения Бога и природы. Помогает женщинам обрести семейное счастье и гармонию.
  36. Зерван – означает противоположности, которые объединяются вместе.
  37. Зима – знак окончания, смерти.
  38. Знич – это символ небесного бога огня, источника жизни.
  39. Инглия – это так называемый Первичный Огонь, дающий жизнь.
  40. Исток – это зарождение души.
  41. Колард – означает обновление и преображение. Оберегал молодых мужчин, которые должны стать отцом.
  42. Коловрат – знак солнца, бога Ярилы.
  43. Коляда – символ доброты и света, чистоты.
  44. Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
  45. Колядник – победа, сила для мужчин.
  46. Ладинец – символизирует богиню Ладу, покровительницу женщин.
  47. Леля – узор, оберегающий девочек и дарящий привлекательность.
  48. Луна.
  49. Макошь – богиня домашнего очага. Оберегает женщин-хозяек.
  50. Маричка – знак света божьего, который проливается на землю.
  51. Мир – символ четырех стихий и начала жизни.
  52. Молвинец – оберег от зависти и сглаза, сплетен.
  53. Морок – означает приход зимы, холодов.
  54. Нараяна – знак, олицетворяющий духовное развитие человека.
  55. Небесный Вепрь – символ Рамхата, или воссоединения прошлого и будущего, земного и небесного.
  56. Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
  57. Небесный Крест – оберегает своего носителя силой предков.
  58. Новая жизнь – изображается в виде ромба с точкой по середине. Оберегает беременных.
  59. Новородник – символ небесной силы, плодородия, продолжения рода.
  60. Обережник – то же, что звезда Инглии, но с солярным знаком в центре. Он несет счастье и радость.
  61. Огневик – оберег, который наносили на потолки и крыши домов.
  62. Огневица – знак, который защищает женщин от зла. Часто встречался на вышивках: сарафаны, поневы.
  63. Огнеглаз – знак в виде глаза с солярным символом. Спасает от сглаза и порчи.
  64. Одолень – трава – означает защиту от недугов и болезней.
  65. Орепей – символизирует землю и приносит счастье, душевную гармонию.
  66. Остинец – другое его название Вестник. Знак хороших перемен.
  67. Посолонь – знак захода солнца, терпения и покоя.
  68. Правда – означает верное соблюдение закона и справедливость.
  69. Предок – знак объединения предков и потомков, их связи.
  70. Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
  71. Процесс – знак постоянных изменений и перемен в жизни.
  72. Путник – оберегает странников и тех, кто отправляется в путь. Чаще можно было его видеть на сумках.
  73. Радинец – символ младенце, который оберегал их. Вышивали его на люльках, чтобы защитить малыша от дурного глаза.
  74. Расич – знак силы и мощи.
  75. Ратиборец – символизирует смелость и отвагу, мужественность. Вышивали на одежде воинов.
  76. Репейник счастья – предназначался для того, чтобы «зацепить» счастье.
  77. Рогатая – оберегал скот и урожай.
  78. Родовик – оберегает силу, переданную предками.
  79. Рожаница – знак, помогающий женщине стать матерью.
  80. Рубежник – символ границы между земным и подземным мирами.
  81. Руевит – знак храбрости, воинственности.
  82. Рыжик – знак света и хорошего урожая.
  83. Садхана – относится к солярным знакам. Олицетворяет путь к цели и исполнение ее.
  84. Славянские узоры и их значение, значение узоров в славянской вышивке
  85. Свадебник – знак, символизирующий объединение двух семей, родов.
  86. Сваор – символ движения, достатка.
  87. Сварог – означает справедливость, мудрость.
  88. Свастика – знак постоянного круговорота земли.
  89. Славец – символ, который оберегает девушек и женщин.
  90. Солард – знак плодородия и света.
  91. Таусень – символизирует осень.
  92. Троян – знак целительства, здоровья.
  93. Фаш – очищающий огонь от эгоизма.
  94. Хорс – помогает в делах.
  95. Целебник – огонь, спасающий от болезней.

Древние коды в славянских орнаментах.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение

Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение

Славянский орнамент отличался своей самобытностью, близостью к природе. Ведь многое в нем напоминает всевозможные травы, цветы, деревья. Часто использовались узоры, которые так или иначе олицетворяют Солнце, звезды. Наши предки обожествляли природу, поэтому и пытались отразить ее даже в предметах своего быта и своего творчества. Кроме того, в язычестве было распространено понятие о магии, о чем-то мистическом. Это тоже внесло свою лепту в становление славянского орнамента.

Славянский орнамент и его значение, на самом деле, являются отражением мировоззрения целого народа. Ведь все людские знания и мысли как бы зашифрованы в их творчестве, передаются по наследству потомкам.

Где использовались славянские орнаменты?

Славянские узоры и орнаменты можно было встретить на текстильных изделиях и одежде (постельное белье, полотенца, рубахи, платки, юбки, платья, сарафаны и другие вещи). Также славянские орнаменты были частым украшением предметов домашнего обихода, посуды, дома (как снаружи, так и изнутри). Предназначение этих орнаментов было различным: для красоты (например, одежда или посуда для праздников), для оригинальности, для защиты (то есть обережная функция), для привлечения каких-либо благ (любви, удачи, богатства).

  • Из предметов обихода особенно интересны прялки, потому что именно на них орнамент был обилен и богат. Это, скорее всего, связано с желанием уберечь женщину, а также привлечь удачу для ее рукоделия. А вот мужчины-воины, чтобы защитить себя на поле боя, вырезали орнаменты на своем оружии (например, на рукоятках холодного оружия).
  • Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение
  • Большого внимания заслуживают и полотенца, предназначавшиеся для праздников или каких-то обрядов (например, свадебных). Орнамент на полотенце представлял собой некий календарь, в котором можно отыскать семейные события или торжества.

Орнаменты и узоры в одежде

А как обстояло дело с орнаментом на одежде древних славян? Во-первых, узоры вышивались не на всей поверхности ее, а лишь на определенных частях: на воротнике, манжетах, разрезах, поясе. Причем более пристальное внимание уделяли воротнику и поясу: через воротник, по поверьям, душа человека покидает тело, а пояс проходит через пупок – центр тела. В целом, можно сказать, что эти места были наиболее уязвимыми. Необходимо было защищать и спинку одежды. Она тоже считалась самой незащищенной частью одежды.

Во-вторых, из орнаментов на одежде чаще всего использовали разного рода ромбы (символы плодородия, женского начала), затейливые крючки и завитки. Находилось место и для свастичных (солярных) символов. Нитки обычно использовали красного цвета, а также черного и белого. Красный цветы считался защитным, черный – это цвет земли. В мужской одежде иногда были узоры синего и зеленого оттенков. Первый был защитой от стихии, а второй – от травм и повреждений.

Славянская писанка: значения орнаментов

Когда речь заходит о славянских узорах и орнаментах, нельзя не упомянуть о писанках. Для тех, кто не в курсе, это раскрашенные или расписанные пасхальные яйца. В древности процесс росписи был частью магического обряда. То есть традиция красить яйца появилась еще задолго до прихода христианства. У славян писанка была неким оберегом, который дарил человеку защиту.

Славянские языческие орнаменты, символика славянского орнамента, значение

Подходили к делу с большой долей ответственности. Узорами для яиц были всевозможные геометрические фигуры, всевозможные знаки. Что касается цветов, то они были разнообразными, здесь не было строгих правил. Но чаще всего использовали черный, красный, желтый и зеленый цвета.

Сами орнаменты в основном олицетворяли природу и ее составляющие (растительные, животные символы), плодородие (ромбы, полосы). Популярным был знак Звезда Алатырь, или Крест Сварога. Безусловно, использовали для писанок и солярные символы, кресты.

Славянский орнамент для защиты

Славянские обережные орнаменты имели цель уберечь своего хозяина или всю семью от разных бед, горя, несчастья. Если речь идет о конкретном человеке, то его оберегала вышивка на его костюме, а также резьба на личных вещах или оружии у мужчин. А если говорить о целой семье или даже жилище, то тут стоит обратиться к росписи и резьбе домашней утвари, самого дома.

Вообще узоров и орнаментов «удостаивались» чаще самые «уязвимые» и опасные части дома: окна, двери, ворота. Ведь через них мог зайти вор, а также злые силы или завистливые люди. Даже от природной стихии, непогоды наши предки защищали свое жилище (например, символ Грозовик – чтобы уберечься от удара молнии). Часто славяне, чтобы уберечь скотину и свой урожай, наносили узоры на амбары, хлеба, конюшни и другие постройки, где хранилось зерно или находились животные.

Значение славянских орнаментов

  • По той причине, что Солнце для наших предков всегда было источником жизни, источником света, источником тепла, оно и встречается особенно часто в их причудливых узорах. Причем первостепенное значение всегда играли именно солярные знаки, свастики. Они символизируют торжество Солнца, а также играют роль оберега. Солнечные узоры обычно приближались по форме к кругу, составленному из нескольких линий-лучей.
  • Славянские узоры и орнаменты
  • Популярным узором были и разного рода кресты. Они могли быть равно- или разносторонними, с дополнительными линиями или затейливыми атрибутами. Крест для славян был символом единства мира, единства неба и земли, единства мужского и женского. Также он олицетворял добро, справедливость, гармонию.
  • Орнамент «засеянное поле» выглядел как ромб с четырьмя точками. Он привлекал материально благополучие, достаток в дом, а также успех и жизненную энергию.
  • Очень характерно, что славянские языческие орнаменты обращаются и к природным стихиям. Например, огонь в узорах – это символ Агни. Были отдельные знаки и для воды, воздуха, земли. Но самое главное здесь – это все то же обращение к природе, к ее могуществу, ее силе, ее благам.
  • Символика славянского орнамента богата и растительными мотивами. Особенно это прослеживается в вышивке, резьбе по дереву. Цветы, листья, деревья с ветвями, завитки и прочие символы флоры олицетворяли плодородие, бесконечность жизни.
  • Славянский орнамент в целом содержит обычные символы, известные и распространенные у славян. Подробное значение каждого из них Вы можете узнать из соответствующих статей.

Можно сказать, что вся важность жизни, вся ее ценность у славян была отражена в орнаментах, узорах. Последние, кстати могли значительно различаться у восточных, западных и южных ветвей славянского народа. Никогда славянский узор не был бессмысленным или сделанным наобум. У него всегда было свое предназначение, своя цель.

Славяне подходили к делу серьезно и основательно. Например, были дни, в которые можно было вышивать тот или иной символ, и дни, в которые это категорически запрещалось. Или некоторые символы, например знаменитую «Рожаницу», нельзя было вышивать самой себе. Это лишний раз доказывает, какими мудрыми были наши предки.

Древние коды в славянских орнаментах.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Сакральный смысл орнаментов древних славян в матрице Мироздания - Наследие Предковъ - Книги, статьи - Наследие Предковъ

Рассмотрим ритуальное полотенце – рушник древних славян с орнаментом, который показан на рисунке 1. Далее мы будем совмещать изображение макета рушника с матрицей Мироздания.

Рис. 1. Фрагмент вышивки северорусского полотенца – рушник, как считается, изображает богинь плодородия и магический орнамент , символизирующий плодородие. Такие полотенца использовались в ритуальных целях. «Рушни́к - расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

 

Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты. В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные – символические петухи, куры, лебеди,утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные – дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические – ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.

До XVIII-XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение».

В словаре Даля о ряде назначений полотенца – «рушника, ширинки» в славянских обычаях сказано следующее:

«Рушник – полотенце – Рукомытие – размывание рук, обряд между родильницей и бабкой (повитухой). На 9-ый день после рождения ребенка обе моют вместе руки, и вторая (повитуха) получает ширинку (полотенце) от роженицы.

Ширинка - низанная жемчугом. Фата, плат (платок полотенце), т.е. не косыня не разрезанная или два нерезаных платка вместе, долгий плат. «Молодую всю покрывают ширинкою, везут к венцу под ширинкой. Волшебною ширинкой машешь и производишь все чудеса!»».

Славяне знали что тот, кто принимал роды ребенка, должен быть «развязан» с «судьбой» этого ребенка. И это не суеверие – это сакральные знания древних. Более того, плацента, в которой рос ребенок в матке матери должна быть «похоронена» и ни в коем случае не должна быть употреблена для изготовления «лекарств».

 

Например, собаки при рождении щенят поедают это место, а место откусанной пуповины на теле щенка зализывают. Они делают это инстинктивно, но это «знание» дает возможность потомству быть здоровым. Современное безбожное общество с помощью невежд модельеров раздело молодых девушек и женщин, выставив «напоказ» демоническим силам все детородные «области» последних. О каком здоровом потомстве нации может идти после этого речь. Эти невежды, мнящие из себя неизвестно что, просто убийцы нации и не только у нас в стране. Славянские женщины даже в простом варианте поверх рубах носили фартуки с «защитным» орнаментом. Наши предки были умнее современных «мудрецов моды», можете не сомневаться в этом. И я не ханжа.

На рисунке 2 показан результат совмещения макета рушника с северорусской вышивкой на его концах с матрицей Мироздания.Рис. 2. На рисунке показана модель ритуального полотенца, совмещенная с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения макета ритуального полотенца с матрицей было горизонтальное «основание орнамента» и характерный узор орнамента как показано на рисунке. Изменив характер рисунка на боковых частях орнамента на модели полотенца, я сохранил количество ветвей орнамента в его центре.

Модель идентична оригиналу, который показан на рисунке 2.

1. Уровень Верхнего и Нижнего мира матрицы, с которым совмещен орнамент на полотенце.

2. – соответственно 15-ый уровень двух миров матрицы.

3. – 9-ый уровень матрицы. Руки больших «Богинь» расположились на 17-ом уровне, а их головы касаются 18-го уровня матрицы. Руки малой «богини» расположились на 16 уровне матрицы, а основание на 15-ом уровне.

А – место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы, где показаны два священных Тетрактиса и «звезда Давида». Характерный орнамент покрывает 7 уровней (вертикальная дуговая скобка) Верхнего и Нижнего мира матрицы.

Из рисунка видно, что Характерный «крючочный» орнамент, большие и малые «богини» и основание орнамента с чередующимися малыми вертикальными «метками» точно совместились с матрицей, и последняя была шаблоном или каноном для построения орнамента славянской вышивки. Обычно рушники имели размер в поперечнике равный 30-и сантиметрам и длину до 3-х метров и более – «Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной.».

Поперечный размер орнамента, как видно из рисунка равен 9-и уровням. Тогда соответственно 9 уровням матрицы, например, соответствуют 30 см, а трем метрам в сантиметрах – (300см/30см) = будут соответствовать 100 уровням матрицы Мироздания. С учетом размера Нижнего мира матрицы Мироздания в 36 уровней (Одна из тайн Брахма-Самхиты о размерах Духовного и Материального мира в матрице Мироздания) в Духовном мире матрицы Мироздания верхний край орнамента ритуального полотенца достигнет – 100 уровней – 36 уровней = 64 уровня Духовного мира матрицы. До обители Верховного Господа остается – 108 уровней– 64 уровня = 44 уровня матрицы Мироздания. Тогда длина рушника должна быть увеличена на – (30см/9уровней)=3.34 х 44 уровня = 147 см. И ритуальное полотенце при ширине 30 см и длиной 447 см будет «простираться» от Божьего «дна Мироздания» в Материальном мире матрицы до «обители» Верховного Господа на 108-ом уровне Духовного мира матрицы. При этом оно «покроет» 144 уровня матрицы Мироздания!

И это не пустые вычисления. Они нас приводят к пониманию сакрального смысла ритуального полотенца славян. Очевидно «вытираться» после мытья полотенцем длиной в 4,5 метра, по меньшей мере, не удобно.

На следующем рисунке с реконструкцией традиционного убранства украинской хаты мы увидим практически стилизованное изображение матрицы Мироздания на рушниках с орнаментами.

Рушник составной.

Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи, которая буквально рассыпалась в прах, и мне пришлось заменить её современным кружевом.

 

Верхняя основная часть рушника украшена рядами фигур и знаков. Если принять условно два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд, то мы насчитаем семь рядов. Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.

 

Начнём попытку чтения узоров с верхнего ряда. Давно замечено, что петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо - синонимом слова "рай", а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Следовательно, можно предположить, что ниже на рушнике изображены все остальные небеса.

Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми "снежинками". Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение "частых звёзд". В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала "…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды". Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.

 

Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне "частых звёзд". Как уже отмечалось выше, учёные-этнографы называют подобные изображения то "женщиной-вазоном", то "змееногой богиней", то "рожаницей". Обратим внимание на то, что исследователи сходятся в одном - это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напомнили мне отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях. Например, в величании Масленницы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза "трёх матерей дочка". Расшифровку этому дает полуязыческая "Голубиная книга":

"Первая мать - Пресвятая Богородица,Вторая мать - сыра Земля,Третья мать - кая скорбь приняла. (Гол. Кн.220)" .

Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери, средняя из которых Мать - сыра Земля в её божественной, небесной ипостаси.

 

Третья мать по тексту - это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово "лада". Небесная богиня Лада была покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью - Землёй.

 

В официальном древнерусском языческом пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным: это Макошь - мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.

Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх "низших" небес чёткой границей-линией.

 

На 4 небе мы видим три крупные розетки. Уже давно установлено, что подобные фигуры являются изображением солнца . Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.

 

 

На 3 небе находятся четыре четырёх лепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест "на все четыре стороны". Это настойчивое повторение "четвёрки" и более мелкой масштаб по сравнению с солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах луны. Мне могут возразить, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково. Я считаю, что вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.

 

 

На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных "растительных" богинь с 5 неба. Их множественность, "приземлённость" и "мажорный настрой" позволяет предположить, что это берегини.

Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине "твердь небесная" с запасами небесной влаги.

 

 

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля. Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.

 

На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки "на все четыре стороны". Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле , колосья - некую злаковую культуру. Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи - васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь . Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.

Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.Не могу не отметить некоторую феминистическую направленность этой Вселенной. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.

 

Нас не должно смущать то, что Вселенная, изображённая на этом рушнике, не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок. Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой "достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований." .

 

Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе. Главное то, что это видение полностью укладывается в некие не очень жёсткие, но всё-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрений от систем мировоззрений соседних этносов .

Следующий рушник, на первый взгляд, имеет маловыразительный узор и не привлекает внимания. Я даже сомневалась, стоит ли приобретать его. Но всё-таки купила, присмотрелась более внимательно и поняла, что он удивительный!

Чёткая полоса разделяет узор горизонтально. Всё что под ней, вышито вверх ногами. Это известный приём изображения подземного "иного" мира, "того света". Что же помещает туда воображение вышивальщицы? Там, так же, как и наверху, пышно цветут деревья и травы, текут подземные воды (зигзагообразная линия, змейка), то есть ничего общего с христианским адом!

Верхняя часть, "белый свет", имеет традиционную трехчастную композицию. Однако центральная и боковые фигуры резко контрастируют друг с другом.

 

В середине стройное геометрическое изображение "столба" с восьмилепистковой розеткой. В ее центре изображен ромб с косым крестом - древнейший знак земли, почвы, обработанной для посева.

 

Фигура увенчана дубовым листком - символом Перуна. Связь громовержца (в христианской традиции Илья) с земледелием можно проследить по русским заклинательным песням.

Например:

А святой ИльяПо межам ходил,По межам ходил,Житушко родил .

Вокруг и по сторонам центрального изображения изгибаются и как бы склоняются перед ним растения (розы?). Этот контраст позволяет предположить антитезу: живое - неживое, природное - рукотворное, а именно: капище Перуна среди леса. Рыбаков упоминает в своем исследовании русских вышивок, что "идолы изображались иногда … среди деревьев, что можно считать выражением идеи священной рощи" . Однако не иллюстрирует свое сообщение. Похоже, что рассматриваемый рушник и изображает такую священную рощу с идолом.

Центральная розетка имеет в каждом из своих восьми лепестков по крупной красной точке и напоминает археологический памятник Новгорода в урочище Перынь. Вот его описание:

"В результате… раскопок выявилась круглая площадка,… в центре которой находилась круглая яма со следами дерева в ней. Исследователь справедливо считает яму основанием деревянного идола Перуна. Вокруг площадки-капища был вырыт неглубокий ров с восемью расширениями по сторонам света, в каждом расширении на дне рва обнаружены следы кострища. Капище освещалось восемью кострами".

В целом вышивку можно расшифровать так: прямая дорога среди леса, ведущая к восьми кострам, окружающим священный дуб, у подножия которого изображен знак вспаханного поля, предмет основной заботы крестьянства на протяжении не одного тысячелетия .

 

Если расшифровка верна, то, учитывая Ильинские песни, можно сделать вывод о достаточно широком распространении культа Перуна среди крестьянства, вопреки расхожему мнению о том, что это было божество только военной аристократии.

 

Я показывала этот рушник многим заинтересованным лицам. Кто-то был со мной согласен относительно прочтения узоров, кто-то нет. Основным аргументом не согласных было то, что цветы и розетка оказались вместе случайно и ничего не означают. На это я приведу следующие возражения.

 

Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля. На рушнике же смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. Давно замечено, что в вышивках нет ничего случайного. "Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах - сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство" .

Дополнение

Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.

 

Символ солнца можно встретить чаще всего на наличниках домов. А вот он в вышивке:

 

Часто встречаются в вышивке различные животные, например, лоси.Ну и роженица, конечно же, как символ плодородия:

 

Источник

В Мой Мир

Обсудить на нашем форуме

rodobozhie.ru

Русская народная вышивка особенности национального рукоделия (картинки)

Содержание статьи:

С давних времен женщины украшали свои наряды различной вышивкой, а для обработки края изделия использовали московский шов. Изначально только обеспеченные люди могли себе позволить такое украшение, да и вышивка, чаще всего, осуществлялась золотыми нитками. И только с 18 века она вошла в жизнь различных слоев населения и так началась история вышивки. В разных странах имеются свои особенности вышивания. Очень интересна русская народная вышивка, ее принято разделять на два вида.

Виды русской народной вышивки

  1. Городская вышивка;
  2. Крестьянская вышивка.
Владимирская вышивка

Девочки из бедных деревенских семей вышивкой украшали свое приданное (скатерти, полотенца, одежду). Таким же образом изготавливались и подарки для будущей родни. А вот городские рукодельницы вышивали по своему усмотрению, старались следовать европейской моде, стараясь выглядеть как французская дама..Россия огромная страна, поэтому русская народная вышивка имела свои особенности в каждой области и даже районе. Принято деление территории России на 2 большие группы в зависимости от способа вышивания:

  1. Северная полоса;
  2. Среднерусская полоса.

Северная полоса включает в себя Владимирскую, Архангельскую, Новгородскую, Вологодскую, Ивановскую и прилегающие к ним области. Отдельно принято выделять владимирскую вышивку.

Центром среднерусской полосы является Москва. Есть даже московский шов, который используется для обработки изделий из деликатных тканей.

Лельник

Вышивка как оберег

Удивительно, но славянская вышивка, которая выполнялась, в основном, крестом, использовалась в качестве оберега. Это очень старинная вышивка. Каждая ее деталь была наполнена особенным смыслом. Орнамент очень разнообразен. Часто вышивали женщину, которую окружали олени. Это была мать Рода. Очень часто она вышивалась на свадебной одежде или на одежде младенцев, чтобы оберегала их от всяких напастей. А вот орнамент русской народной вышивки лельник означал защиту от всех напастей.

Интересно, что когда вышивали крестом красной нитью на белой ткани, то это было символом земли, которая вобрала в себя живительную энергетику солнца.

Особенности вышивки в разных уголках России

Чувашия

Очень трепетно относились к вышивке в Чувашии, это было их отличительной национальной чертой. Для вышивки в таком стилеи

Чувашская вышивка

спользовались нити трех основных цветов: черного, красного и белого. Каждый из них имел свое значение. Красный обозначал стремление к новому, хорошему, белый символизировал чистоту, наивность, а черный служил чем-то вроде рамки.

При этом чувашская вышивка выполнялась без специальных приспособлений, которые могли бы облегчить работу. Девушка просто брала в руки ткань и на ней вышивала. В процессе работы использовалось большое количество швов, в сочетании которые давали интересный орнамент. Интересно, что нитки приходилось окрашивать самим, поэтому сам процесс получения готового изделия довольно трудоемкий, а чувашская вышивка не такая уж и простая. В ее основе лежат самые разные геометрические фигуры, имеющие свое значение. Чаще всего вышивали простым швом, крестом, двусторонним швом.

Карелия

Карельская вышивка

Отдельно стоит сказать о рукодельницах из Карелии. Они тоже довольно много времени проводили за вышивкой. Орнамент, вышитый ими изначально имел религиозное назначение, и только намного проще карельская вышивка стала своего рода искусством. Чаще всего при вышивании здесь используют красный цвет, который эффектно смотрится на белой одежде. Очень часто вышиваются животные и растения, они являются центром композиции.

Карельская вышивка используется для украшений белья, столовых принадлежностей, скатертей. Изделия карельских вышивальщиц имеют большую популярность не только в России, но и в странах Европы. Не раз они удостаивались там самых высших похвал. Эта старинная вышивка претерпела различные изменения, но не утратила своей популярности до сих пор.

Марий-Эль

Если чувашская вышивка изобилует красным, белым и черным цветами, то здесь за основу

Марийская вышивка

берется красная нить. При этом вышивают в основном на домотканой одежде. Это искусство девочка осваивали довольно рано. Узоры были достаточно разнообразны, это и геометрические фигуры, и растения, и животные. Они воплощали надежды человека, его мечты. Особый смысл был у вышитых деревьев, они являлись определенной защитой для семьи. Поэтому марийская вышивка и содержит их так много.

И в настоящее время марийские женщины не забыли все тонкости вышивки, они украшают узорами подушки, накидки, полотенца. Очень часто марийская вышивка используется при украшении одежды звезд эстрады. Основным считался красный цвет, это сохранилось и до настоящего времени.

Калуга

Удивительно, но жители этого небольшого городка вышивали особым образом, что позволило выделить их вышивание в отдельный вид, который получил название тарусская вышивка. Есть у нее и второе название «вырезы». Была создана целая артель, которая вышивала таким способом дорожки, скатерти, полотенца. Позже она переросла в фабрику.

Тарусская вышивка

При вышивке использовались исключительно льняные нити. Была здесь и своя техника, цветная перевить и белая строчка. Тарусская вышивка была основной в Калуге и на прилегающей к ней территории. На изделии вышивались деревья, растения, целые картины. Отличительной чертой было то, что у такой вышивке нет изнаночной стороны. Очень интересны блузы с расшитыми на них птицами, деревьями, цветами. Настоящие умелицы вышивали белыми нитками на белой матери, и те, кто не был знаком с азами вышивки, долго не могли понять, как такое возможно.

А свое начало тарусская вышивка берет в небольшом городке близь Калуги Тарусе. Именно там зародилась такая техника вышивания, оттуда и пошло само название.

Видео: узоры в русской народной вышивке

Орнаменты славянских народов и их обозначение

  • очень часто встречается рисунок означающий воду и солнце. Солнце вышивается в виде цветка или восьмиугольной розетки. Знак воды представлен как свернувшийся уж. Они имели значение: солнце — отцовская энергия, вода — материнская;
  • Материнский символ

    материнский символ изображается в виде звезды с восемью концами. В качестве обрамления используется изображение цветочной гирлянды. Использование для вышивания нити желтого и голубого цветов, говорят о том, что данный вид орнамента использовался на территории Украины;

  • значение вышивки хмеля — молодость. Стихи о вышивке, а конкретно о вышитом хмеле, встречаются в народной песне. В ней идет речь о том, что хмель на одежде молодых людей имеет значение готовности к браку;
  • роза означает вечное возрождение и солнечное движение. В народе именно изображение роз представлялось как вселенная;
  • калина имеет особенное значение кровности и бессмертия рода. Поэтому изображение калины наносилось на рушники и сорочки;
  • дуб олицетворяет бога Перуна (бог мужской энергии). Вышивание дуба было оберегом для мужчин;
  • рисунок мака мог защитить его носителя от любого зла. История рассказывает, что если в семье были погибшие, то девицы вышивали мак на сорочках и носили в знак обещания продолжения рода;
  • история объединяет символы вазона и Берегини (богиня домашнего очага у славян). Вышивание производилось нитями только красного цвета и обозначало оберег и лечение;
  • виноград — символ семьи и изображался на семейных рушниках;
  • цветочный орнамент в истории возникновения славянской вышивки, встречается довольно часто. Но именно лилия означает девичью невинность и бесконечную жизнь. Если изображение имеет над собой капли росы, это значит оплодотворение;
  • звезды изображались на рукавах и имели значение гармоничной, упорядоченной вселенной;
  • ромбы являлись лидирующими орнаментами в истории вышивания древних славян. Их смысловая нагрузка заключалась в покровительстве земледелия и являлась символом плодородия. Выполнялась и на женских, и на мужских сорочках;
  • отдельной строкой нужно выделить иконы. Они сами по себе являются оберегами и помощниками людей в различных жизненных ситуациях. В сочетании с вышиванием, а точнее с процессом вышивания, не трудно представить, как рождаются простые и, поистине, гениальные стихи о вышивке.

Вышивка в разных уголках мира

Не только Россия славилась своими вышитыми изделиями, но и мастерицы из различных стран смогли добиться невероятных успехов в этом деле. Украинская и белорусская вышивки наиболее схожис российской.

Белоруссия

Самая близкая к русской белорусская вышивка. Здесь также используют для обработки изделия, выполненного из тонкой ткани,московский шов. Основной отличительной чертой является строгий орнамент. Украшались холщевые изделия: рубашки, скатерть и полотенца. Орнамент довольно строгий, преобладают геометрические фигуры. Для украшения полотенец очень хорошо подходит вышивка болгарским крестом.

Украина

Украинская вышивка

Не стоит забывать, что украинские мастерицы создают уникальные вышитые шедевры. Чаще вышивали на рукавах рубашек и блуз, воротничках, подолах. Любили украшать вышивкой полотенца и наволочки. Очень часто вышивали крестом. Красивый орнамент можно увидеть по вороту рубах.

Каждая украинская область, как и в России, имеет свои отличительные черты в вышивке. На Полтавщине отдают предпочтение белым ниткам. Очень редко используют красные и серые. Остальные цвета не используются совсем. В Харьковской и Донецкой областях вышивают преимущественно крестом. В полесье любят вышивать красными нитками на серо-белом фоне.

Украинская Киевщина известна растительными мотивами (виноградная лоза, хмель). Популярны здесь черный и красные нити. А вот в Подольске более сложная техника, цветовая гамма разнообразнее.

А вот украинская свадьба предполагает, что одежду необходимо расшить веточками калины, так как она символизирует продолжение рода. Или сделать родовое дерево из бисера. Каждое растение, вышитое на одежде несет свой смысл. Лилия значит невинность и чистота. Хмель – молодость. Павлин – жизненная энергия. Но самой любимой птицей считается ласточка. Очень красива вышивка болгарским крестом.

Вышивка в Европейских странах

Не стоит забывать, что и в Европе много сторонников вышивки. Более того, именно они были в свое время законодателями моды на расшитые одежды. При этом их вышивка значительно отличалась от русской и украинской.

Флорентийская вышивка

Одной из самых красивых и интересных считается итальянская вышивка. Но имеет она и другое название, связанное с место ее наибольшей популярности флорентийская вышивка. Здесь используются нитки различных цветов, узоры формируются из зигзагов, которые напоминают языки пламени. Вышивка получается как бы нарисованной, так как берутся разные оттенки одного цвета, что придает композиции естественность. При этом вышивают одним видом стежков – прямым вертикальным. Вот только можно варьировать его длину.

В свое время в итальянском стиле были расшиты одежда придворных и находящихся у власти особ. Она очень пришлась по душе семейству Медичи. А вместе с этим флорентийская вышивка завоевала популярность и у простых граждан.

Характерная особенность такой вышивки полное покрытие изделия стежками. На нем не должно быть ни одного пустого места. Все заполняют цветные нити, для обработки изделия используется московский шов, так как он очень тонкий.

Некоторые считают, что правильней было бы говорить венгерская. Так как происхождение вышивки неизвестно, и ее родоначальницей может быть и Венгрия. Изначально для вышивки использовалась красивая ткань, которая приходила с востока. Нити тоже были высокого качества. Простым людям такое удовольствие было не по карману.

Французская вышивка

Еще одной страной, поклонницей вышивки, является Франция. Эта законодательница мод не могла остаться в стороне, и флорентийская вышивка прочно вошла в жизнь французов. Но вместе с тем, у них сформировалось и свое направление в вышивке.

Это очень нежная вышивка, здесь не пользуются крестом, основной стежок узелок. Он еще очень похож на миниатюрную розочку. Он может быть вышит отдельно, например, небольшой бутон, а можно французским стежком вышить и весь узор. Чтобы французская вышивка поучилась аккуратной нужно знать одну особенность. Когда вышивается один стежок, его следует закрепить, а вот если несколько, то этого можно не делать, нить следует к следующему стежку с изнаночной стороны.

Индийская вышивка

Вышивка народов мира

Индия

Но не только в Европе и России вышивали, очень интересна вышивка народов мира. Например, одной из наиболее древних считается индийская вышивка. До сих пор там сохранилась традиция вышивать узоры на свадебных нарядах. А вот свадебную шаль начинают вышивать в очень раннем возрасте, потому что узоры украшают ее всю. И на это понадобится не один год. Как и для вязаных подарков молодоженам, необходимо мвстерство и терпение.

Китай

Как не красива венгерская или индийская вышивка, но самая старинная вышивка китайская. Мастера из Китая давно известны своим умением. Если они что-то начинают делать, то пытаются достичь идеала. Такая особенность их менталитета.

Раньше только обеспеченные люди могли приобрести работы китайских мастеров, так как стоили они довольно дорого. Китайская вышивка имеет отличительную черту – использование шелковой нити. В бразильской вышивке также используются нити из шелка. Они очень тонкие и сама ткань очень нежная, для ее обработки лучше всего использовать московский шов.

Сучжоуская вышивка

Каждая китайская провинция имеет свои особенности выполнения вышивки. Так, сучжоуская вышивка требует усидчивости. Она является настоящим произведением искусства. Для работы берутся тонкие иглы и шелковые нити. Тщательно выполняется каждая деталь. Шелковые нити переливаются, создавая красивый эффект. А при смене освещения меняется и оттенок. Это очень красиво.

Сучжоуская вышивка очень древняя, ей более 2000 лет. Вышивку выполняют гладью. Опытные мастерицы могли вышивать с двух сторон. Сучжоуская вышивка не просто двух сторонняя, так как при работе не было видно узелков. С разных сторон вышивались разные орнаменты. Но они имели одинаковую форму. Здесь надо быть художником, чтобы изменить сам рисунок, но сохранить его очертания.

Не только сучжоуская вышивка прославила Китая, здесь много провинций, которые имели уникальную технику вышивания. Китайская вышивка из провинции Хунань известна одухотворенностью работ.Все рисунки яркие, имеющие насыщенные цвета и приближенные к реальности. Если вышиты животные, то кажется, они сейчас побегут, а птицы полетят. Вышивать можно не только гладью, но и крестом. Тогда китайская вышивка будет смотреться немного подругому.

Бразилия

Бразильская вышивка

Удивительно, но и бразильянки не остались в стороне от этого рукоделия. Бразильская вышивка также использует шелковые нити. При работе используется несколько видов стежков:

  1. витой шов;
  2. наборной стежок;
  3. петличный.

Каждый из них используется для вышивки определенного узора. Элементы,которые содержит бразильская вышивка,очень похожи на настоящие, у них присутствует объем.

Как и многие, имеет бразильская вышивка и отличительные черты в основе вышивки лежат цветы, для вышивания которых использовались специальные длинные иглы и искусственный шелк. А вот китайская вышивка отдает предпочтение натуральному шелку.

Более доступная, но не менее красивая якобинская вышивка. Здесь также изображаются растения, животные, оригинальные узоры, но только используются более доступные шерстяные нити. Но больше всего якобинская вышивка содержит цветов.

Якобинская вышивка

Рисунок фактурный, это объясняется и разнообразием швов, вышивают и крестом, и гладью, и другим швами, а также особенностью шерстяных ниток. Свое распространение якобинская вышивка получила благодаря низкой стоимости шерстяных ниток, которые никак снижали качество работы.

Имеет якобинская вышивка и второе название «крюил». Оно произошло от названия пряжи, смотанной особым образом.

Можно бесконечно долго говорить о различных направлениях вышивки. Каждое из них имеет свои особенности. И для освоения новой техники придется подучиться. Современная вышивка крестом довольно проста, и подходит для начинающих мастериц. Научившись ей, можно будет осваивать и более сложные техники, например вышивку болгарским крестиком.Древнерусская вышивка очень красива, и ей тоже не сложно научиться, но тут стоит помнить, что каждый орнамент имеет свое значение.

С приходом мастерства работа будет протекать быстрее и легче. Новые техники будут не страшны. Орнамент можно будет придумывать самим. Так что, главное, начать, а опыт придет.

Видео: Индийская народная вышивка

vishivashka.ru