Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации. Свиток в древней руси это


Что такое свиток, древняя книга, манускрипт? Как и из каких материалов их делали?

Однажды пастух нашел в Кумранской пещере кувшины со свитками. Он не подозревал, какое это сокровище. Сейчас эти свитки находятся в музеях, их изучают специалисты. Это самые древние дошедшие до нас копии Священного Писания.

Что такое свиток

Книга в современном виде появилась лишь в первом веке нашей эры. Она называлась "кодекс". Это были разрезанные на листы и сшитые части свитка – длинного полотна, пергаментного или папирусного. Свитки назывались книгами. Существовали хранилища и библиотеки, насчитывающие до 700 000 свитков (Александрийская библиотека).

Все они – манускрипты, то есть записанные от руки. Свитки хранили в кувшинах вертикально. Они были дорогие. Могли достигать нескольких метров. Длинные свитки наматывали на специальную скалку с заглушками. Их могло быть две, чтобы удобнее было разворачивать и читать.

древний свиток

Древний свиток имел две формы записей: литературную, со столбцами текста, похожего на современные страницы, и сплошную. Последнюю использовали для документов.

Как делали папирус и пергамент

Чтобы понять, что такое свиток из папируса, нужно узнать о его изготовлении. Растущий по берегам Нила дикий тростник собирали, очищали от верхней кожицы и нарезали по величине листа. Затем расщепляли каждый кусок вдоль волокон и расплющивали.

Несколько таких кусков плотно раскладывали на твердой поверхности, потом сверху накладывали слой заготовок поперек волокон. Прижимали гнетом. И так несколько раз. У тростника сок - как клей, свежий папирус склеивался и становился пригодным для письма. Склеить могли несколько метров полотна.

Техника изготовления кожи для письма пояснит, что такое свиток из пергамента. Шкуру овцы вымачивали в известковом растворе, промывали и натягивали на деревянные рамы. После чего удаляли мездру, шлифовали и выглаживали пемзой, втирая мел. Сейчас такие свитки можно увидеть в музеях.

Как составлялись свитки

Существовало два метода изготовления свитков. Текст могли писать на отдельных листах, которые сшивали в полотно. Скрипторий, помещение для написания манускриптов, сначала не был оборудован столами. Часто писцы писали под диктовку, тиражируя какой-нибудь текст. Сидя на полу, они держали письмо на коленях. Позже появляется стол с приспособлением в виде конторки, за которой пишут или переписывают тексты.

что такое свиток

Книги, написанные под заказ, составлялись из цельного папирусного полотна. Они могли содержать схемы, рисунки и большие декоративные буквы. Стоили они дороже обычных, тиражируемых книг.

Современные люди плохо представляют себе, что такое свиток. А ведь это целая эпоха человеческой истории. Почему бы не посетить музей и не посмотреть на них лично?

fb.ru

Рукописи, тайны, легенды и находки историков. Исторические сенсации

Семь легенд храма Спас на крови

Рукописи, тайны, легенды и находки историков. Исторические сенсации

Письменность на территории Руси возникла намного позднее, чем это произошло на берегах Средиземного моря. В те времена, когда каллиграфы Египта, Рима, Греции оттачивали свое искусство на папирусах и пергаменте, бескрайние степи и леса среднерусской возвышенности были еще даже не заселены. Пришедшие сюда в начале первого тысячелетия нашей эры племена охотников и скотоводов также не нуждались ни в алфавите, ни в письменности. В итоге самые древние рукописные памятники русской истории датированы временем, когда культура Западной Европы уже достигла своего пика, пережила упадок из-за прихода варваров и снова устремилась к возрождению. Как и следовало ожидать первые книги Руси оказались связаны с религиозной тематикой. 

Самая древняя русская рукописная книга

Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Хотя ученые полагают, что такие книги могли появиться на Руси уже в IX веке вслед за изобретением славянской письменности. По приблизительным оценкам историка Никольского Н.К., посвятившего свою жизнь составлению картотеки древнерусских письменных изданий, число рукописных книг, датированных XI-XVIII столетиями в наших хранилищах составляет от 80 до 100 тысяч манускриптов. По мнению же академика Лихачева Д.С. этот подсчет неточен в том смысле, что слишком скромен. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. 

Рукописи, тайны, легенды и находки историков. Исторические сенсации Самой старой рукописной книгой, выполненной восточнославянским писцом на древнерусском языке, является церковная книга "Остромирово Евангелие", увидевшая свет в 1056 году. Это - уникальный шедевр древнерусского искусства книги. 294 пергаментных страницы щедро иллюстрированы – они украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано "Остромирово Евангелие" в единственном экземпляре. 

Очевидно, что в ее создании участвовала целая рукописная мастерская. К сожалению, нам известен лишь один из мастеров - дьякон Григорий. Вероятно, он выполнил наибольшую часть работы. В приписке к рукописи сказано, что работа над ней продолжалась семь месяцев. В этом же колофоне дьякон Григорий сообщает также о времени и обстоятельствах написания древней русской книги - манускрипт выполнен по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 году. 

"Остромирово Евангелие" дьякона Григория и его безвестных товарищей - это ценнейший памятник древнерусской письменности, языка и изобразительного искусства. Оно написано крупным красивым уставом, причем размер букв постепенно увеличивается к концу книги (от 5 до 7 миллиметров). Текст древней книги написан в два столбца по 18 строк на страницах форматом 20х24 сантиметра, украшен многокрасочными буквицами, заставками, изображениями евангелистов, местами использована киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества. Имеется несколько листов с зашитыми разрезами и с дырками (в местах укусов оводов), которые появились еще до написания текста. 

В отличие от остальных памятников XI столетия в "Остромировом Евангелии" наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ и ь. Данная фонетическая особенность была общей для старославянского и других славянских языков, поэтому русский переписчик по традиции хорошо передавал ее на письме, хотя к тому времени она уже исчезала. Там же, где в XI веке наблюдались различия между старославянскими и русскими особенностями, переписчик невольно их смешивал. Это позволяет идентифицировать "Остромирово Евангелие" как один из первых памятников старославянского языка русской редакции. 

Как и у любой столь древней книги, у "Остромирова Евангелия" есть своя собственная увлекательная история. До начала XVIII века, впрочем, ее история покрыта мраком. В 1701 году манускрипт упомянут в описи имущества Воскресенской церкви в составе Верхоспасского собора. В 1720 году по приказу Петра I книга была отослана (наряду с другими старыми книгами) в Санкт-Петербург. После кончины Екатерины II в ее покоях рукопись нашел служивший при императрице Дружинин Я.А., который в 1806 году преподнес ее в дар императору Александру I, который, в свою очередь, распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне - Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге), где она хранится и сегодня. 

Рукопись "Остромирова Евангелия" была украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями, из-за чего чуть не погибла: в 1932 году ее, разбив витрину, похитил водопроводчик. Злоумышленник, оторвав переплет, закинул рукопись в шкаф (по другим сведениям - на шкаф), где ее вскоре нашли. Заново переплетать старинную книгу больше не стали. 

С начала XIX века началось и научное изучение рукописи. Впервые "Остромирово Евангелие" было издано Востоковым А.Х. в 1843 году с приложением краткой грамматики, словаря и греческого подстрочного текста. Для этого наборного издания был изготовлен специальный славянский шрифт, точно воспроизводящий почерк оригинала (существует даже репринт, выполненный в Висбадене в 1964 году). Позже вышли и факсимильные издания: черно-белое - в 1883 году; цветное подарочное в формате оригинала - в Ленинграде в 1988 году. 

Отрывки "Остромирова Евангелия" входили в обязательную программу дореволюционных школ. В 1955 году Трей Е.Х. проводила реставрацию данной рукописи. На основе этой древней русской книги были созданы современные грамматики и словари старославянского языка. Памятнику и его языку посвящено немало исследований, однако язык этой рукописи по-прежнему требуют основательного изучения. 

Самые древние книги Руси: Новгородский Кодекс

Говоря о самой древней рукописной книге, составленной на Руси, нельзя обойти стороной эту рукопись. "Остромирово Евангелие", безусловно, держит первенство среди древнейших книг на русском языке, в отношении которых достоверно установлена точная дата их написания. Однако 13 июля 2000 года во время раскопочных работ (которые велись там уже двадцать восьмой год) Новгородской археологической экспедицией под руководством академика Янина В.Л. в пластах первой четверти XI века были обнаружены три деревянные (липовые) дощечки размером 19х15х1 сантиметр. 

Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15х11,5 см), залитое воском; на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон. У дощечек есть на краях отверстия, в которые вставлены деревянные штыри для соединения их в единый комплект. Таким образом, старинная деревянная книга содержала четыре восковых страницы (церы). Внешние стороны первой и последней дощечек играли роль обложек кодекса. 

Новгородский кодекс состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По стратиграфическим, радиоуглеродным и палеографическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше "Остромирова Евангелия", считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания. Таким образом, Новгородский кодекс (или "Новгородская псалтырь" - по наиболее качественно читаемому тексту) - древнейшая книга Руси. 

Цера хорошо сохранилась благодаря болотистому месту, в условиях которого она оставалась около тысячи лет. Уникальность ситуации заключается в том, что дощечки насквозь пропитались влагой и к ним не было доступа кислорода, в результате отсутствовали условия жизнедеятельности микроорганизмов, вызывающих процессы гниения. 

Датировка Новгородского кодекса определяется тем, что он лежал в полуметре от края и на 30 сантиметров ниже сруба, получившего надежную дендрохронологическую дату - 1036 год. Это верхняя граница вероятного времени попадания дощечек в землю. Нижней хронологической границей создания кодекса разумно считать крещение Руси в 988 году. В Уппсальском университете (старейший университет Швеции) был произведен радиоуглеродный анализ воска, который с вероятностью в 84% указывает 1015 год (плюс-минус 35 лет). 

Более ранними славянскими датированными документами являются лишь некоторые древнеболгарские и хорватские надписи Х столетия, однако их нельзя отнести к категории "книги". Следовательно, на сегодня Новгородская псалтырь - самый ранний памятник русской версии церковнославянского языка и самая древняя из дошедших до нас книг древней Руси, не имеющих точной датировки. 

Помимо основного текста древней книги, исследователи сообщают о "реконструкции" части предыдущих ("скрытых") текстов по отпечаткам и царапинам стилоса на деревянных дощечках, находящихся под воском. Проблема восстановления этих текстов заключается прежде всего в том, что друг на друга наложились очень слабые отпечатки десятков тысяч букв, едва ли отличаемые от случайных штрихов и трещин на дереве. 

Например, среди "скрытых текстов" прочтена затертая надпись, в которой говорится, что в 999 году монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина. Не исключено, что монах Исаакий был автором Новгородского кодекса и принадлежал к еретическому религиозному направлению. 

Рукописные древние книги Киевской Руси XI века

Изборник Святослава 1073 года. Древняя русская книга, которая была переписана в Киеве для князя Святослава Ярославича. Парадное издание, представляющее собой энциклопедию различных сведений, содержит более 400 разделов из истории, математики, естествознания, грамматики, философии и других областей. Книга написана кириллическим шрифтом на пергаменте. Оригиналом, послужившим основой для переписывания "Изборника Святослава", считается болгарский сборник, созданный в X столетии для царя Симеона. Одна из самых больших по размеру древних книг. Особенно декоративны фронтисписы - их в книге два. 

Изборник Святослава 1073 года. Древняя русская книга, написанная двумя писцами, один из которых работал над Изборником 1073 года. В тексте авторы сообщают, что рукопись составлена "из многих книг княжьих". Небольшая по размеру настольная книга также энциклопедического содержания. В ней нет парадных иллюстраций. По сравнению с Изборником 1073 года изменен состав старинной книги - здесь больше статей религиозного содержания. Среди новых текстов - "Слово о чтении книг", где автор поучает, как читать книгу. 

Архангельское Евангелие 1092 года. Эта древняя рукопись уникальна с точки зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание. В художественном отношении издание более чем скромное. Написано на пергаменте уставом, без рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, но гармоничные по пропорциям и украшениям заставки. Плотные ровные строчки лишь на редких страницах разделены киноварной строкой с буквицами. В 2000 году "Архангельское Евангелие" внесено ЮНЕСКО в международный реестр "Память мира". 

Новгородские служебные минеи на сентябрь 1095 года, октябрь 1096 года и ноябрь 1097 года. Минеи - богослужебные книги и книги для чтения, содержащие "жития святых", сказания о церковных праздниках и поучения. Минеи служебные месячные содержат тексты на один месяц, расположенные по дням каждого месяца соответственно с праздниками и днями памяти святых. Самые древние минеи дошли до нас не полностью - в каждой не хватает по несколько листков. Книги довольно большого объема для XI столетия: в двух из них более 170 листов, в третьей - более 120 листов. Минеи были написаны для новгородского Лазарева монастыря. На сегодняшний день считаются древнейшими памятниками церковнославянского языка, передающими особенности древнерусских северных говоров. 

Самые первые печатные русские книги

Русское слово "книга" (берет начало от церковнославянского "кънигы") было хорошо знакомо славянским переписчикам летописей еще в XIV веке. Однако в то время все древние русский книги были рукописными. На Руси начало типографского книгопечатания, как известно из школьных учебников, восходит к XVI веку. Связано оно с именами замечательного русского мастера Ивана Федорова и белоруса Петра Мстиславца. 

Первая русская типография была основана возле московского Кремля, на Никольской улице (тогда – Никольский крестец). В отличие от первой европейской типографии Иоганна Гутенберга, ставшего первопечатником по собственной воле, московский печатный двор был выстроен по приказу царя. Причем стройка эта продолжалась без малого десять лет. 

К моменту ее создания умельцы на Руси уже имели некоторый опыт в выпуске печатных книг. Еще в 1553-1557 годах русские мастера, имена которых пока не установлены, выпустили две печатные книги. Они и являются первыми русскими изданиями, вышедшими из-под печатного станка. Их полиграфическое исполнение было еще не очень искусным, строки не выровнены, страницы не нумерованы. Существует гипотеза, что первые книги на Руси отпечатал некий Маруша Нефедьев. Он упоминается в двух письмах Ивана Грозного как "печатных дел мастер". Возможно, что Иван Федоров знал об этих первых книгах. Но, безусловно, его знаменитый "Апостол" по всем своим качествам несравненно превзошел их. 

Итак, когда печатный двор был возведен, 19 апреля 1563 года "хитрыи мастеры печатному делу" начали работу над своей первой книгой - "Деяниями и посланиями святых Апостолов". Работа эта длилась около года. Иван Федоров провел огромную редакторскую работу, оформил книгу по всем правилам полиграфического искусства того времени. Сейчас эта антикварная книга - большая редкость! 

1 марта 1564 года по велениею царя Ивана IV Грозного, с благословения митрополита всея Руси Макария, вышла первая русская точно датированная книга "Апостол" - Иван Федоров вошел в историю России как первопечатник. К печатанию "Апостола" Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили 19 апреля 1563 года. Вышел он невиданным для того времени тиражом - около тысячи экземпляров. Ни одна зарубежная европейская типография в то время не печатала свои книги в таком количестве. 

Иван Федоров умудрился также превзойти и зарубежную полиграфическую технологию - свою книгу он отпечатал в два цвета, чего еще не могли делать заграничные мастера. После канонического церковного текста "Апостола" Иван Федоров добавил свое послесловие. В нем он рассказал, как и когда создавалась книга. Издание "Апостола" заслужило признание даже таких знаменитых типографов и издателей XVI века, как нюрнбергский мастер Антон Кобергер и венецианский книжник Альд Мануций. 

Однако новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков - их труд становился в финансовом плане просто невыгоден. Печатников обвинили в распространении ереси. В 1566 году по неустановленной причине в их типографии произошел пожар, и они приняли решение срочно покинуть столицу Московии. Первопечатники бежали в Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении основал типографию. 

Но основанное Иваном Федоровым книгопечатание уже нельзя было остановить. В XVII веке московская типография выпускала уже довольно много книг, причем некоторые из них - "Псалтырь", "Апостол", "Служебник", "Грамматика" Смотрицкого - выходили несколькими изданиями, а их тираж их достигал шести тысяч экземпляров. 

Любопытно, что русские книгоиздатели первыми в мире стали печатать книги для детей - в 1692 году в Москве для них вышел первый "Букварь", составленный выдающимся педагогом Карионом Истоминым. В "Букваре" было множество рисунков, привлекавших внимание "отроков и отроковиц", как сказано в посвящении. Книга действительно могла учить детей, как призывал Истомин, "не прибегая к розге, а забавляя".

Значение печатного слова хорошо понимал царь Петр Первый. Он много содействовал развитию русского книгопечатания. При его участии 1 января 1708 года был введен гражданский шрифт. Появились русские книги общеобразовательного содержания, учебники, сочинения художественного характера. Книги новой тематики стали отличаться от церковных книг, которые печатались кириллицей. С этого времени количество церковных книг стало неуклонно уменьшаться, а число изданий светской литературы возрастать. 

В Российской империи стали открывались новые типографии. К единственной в стране московской типографии в 1711 году прибавилась петербургская, а спустя еще десять лет - сенатская. Русские печатные книги стали продавать в лавках. В Москве XVII века центром книжной торговли был Китай-город. По описи 1695 года в Китай-городе насчитывалось "…до 72 рядов мелких лавок, образующих маленькие узкие улицы. Были ряды кушачный, рукавичный, чулочный, башмачный, голенищный, подошвенный, пушной, бобровый, соболий, и среди них находился ряд для икон и книг". Об этих рядах упоминал еще Максим Грек, образованнейший человек XVI столетия - очевидно, они и были первым русским "торжищем", где можно было приобрести книгу. 

Рукописи, тайны, легенды и находки историков. Исторические сенсации

i-putnik.com

Древнерусские рукописи в открытом доступе / Newtonew: новости сетевого образования

В день славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая, Российская национальная библиотека представила онлайн-ресурс «Древнерусская литература в рукописях». Его цель — показать своеобразие русской литературы, созданной с XI по XVII век, на материале ценных исторических документов, которые ранее были доступны только специалистам.

Сейчас на сайте можно найти более 25 рукописей: от Изборника 1076 года — древнейшего литературного произведения из всех сохранившихся — до «Жития протопопа Аввакума» и «Повести о Соловецком восстании», принадлежащей к Петровской эпохе.

Из «Сборника слов и поучений» — рукописи 1076 года: «Добро есть, братие, почетанье книжьное, паче вьсякому хрьстьяну, блажени бо...»

Источник: expositions.nlr.ru

Древнерусская литература тесно связана со своим материальным воплощением. Просматривая текст в рукописи, где он дополняется иллюстрациями, миниатюрами и орнаментом, можно понять о литературных традициях Древней Руси намного больше, чем из «голого» текста. А чтобы текст был понятен даже тем, кто не владеет навыками чтения рукописей, к каждой странице прилагается транслитерация.

В поиске можно искать материалы не только по шифру, названию или текстовому сочетанию, но и по сюжету иллюстрации — опция, которой нет ни на одном подобном ресурсе.

Помимо самих рукописей здесь можно просмотреть краткие аннотации и ссылки на другие ресурсы, которые помогут лучше понять место этих произведений в историческом контексте, а также легко найти переводы и профессиональные комментарии.

Содержание ресурса будет регулярно пополняться. Независимо от проекта «Древнерусская литература в рукописях» РНБ уже выкладывала в свободный доступ Лаврентьевскую летопись 1377 года, Энциклопедические сборники XV века и ряд других исторических документов.

В оформлении статьи использована иллюстрация из Остромирова евангелия 1056–1057 г.

Скопировать ссылку

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Как появилась книга. Когда появилась первая книга

Книга тесно связана с другими великими изобретениями древности – письменностью, бумагой, чернилами. Как появились первые книги и что собой представляли – об этом подробнее дальше.

когда появилась первая печатная книга

Определение и происхождение слова

Книга в современном значении этого слова – это особый вид продукции, состоящий из отдельных страниц или листов, на которые типографским или рукописным способом нанесена какая-либо информация.

На праславянском языке она называлась «кънига». Предположительно, это слово было заимствовано из древнетюркских языков. Оно означало «свиток».

Когда появилась первая книга? Ответ на этот вопрос требует рассмотрения условий, без которых она не могла возникнуть. В первую очередь – это материал для создания записей (бумага) и средство для сохранения информации (письменность). Только после их появления и началась история книги.

Письменность

Книга содержит в себе какую-нибудь информацию. Чтобы ее записать, нужны следующие условия: владение письменностью и материал для письма. В глубокой древности человек пользовался устной передачей знаний. Когда их было мало, такой способ подходил. Но по мере накопления информации нужно было искать новое средство для ее передачи и сохранения. Так человек изобрел письменность. Теперь все, что знали люди об окружающем мире, можно было записать, сохранив таким образом бесценные знания для следующих поколений.

Как появилась книга? Это один из наиболее интересных вопросов в истории развития человечества. Ответить на него сложно, поскольку главное условие появления книг – письменность, зародилась практически в одно и то же время в Древней Месопотамии и Египте. Впрочем, пальму первенства в этом вопросе ученые отдают шумерам, считая, что именно Междуречье (Месопотамия) стало первой страной, где появилась письменность.

На чем писали в древности?

Как появилась книга? Большую роль в этом сыграл материал для письма. Каждая цивилизация, открыв свой способ записи информации, стала использовать для сохранения знаний различные вещи: стебли растений, листья, глиняные таблички, кору дерева, металл.

Таблички – самый древний материал для письма. Они были двух видов: восковые и глиняные. Последние для прочности обычно обжигались, и внести изменения в текст после этого уже было невозможно. Восковые таблички позволяли стирать надпись и наносить новую. Ими пользовались в Древней Месопотамии и Риме.

как появилась книга

Свитки, сделанные из стеблей папируса, сначала использовали древние египтяне. Затем этот вид бумаги стали применять для письма финикийцы и позже познакомили с ним греков. Долгое время свитки использовали как довольно удобный материал для записей. Из-за хрупкости папирус нельзя было сгибать, но его можно было сворачивать в длинные полосы, которые было удобно хранить на полках. Кроме того, чернила с папируса легко смывались, и его можно было использовать повторно.

как появились первые книги

Когда появилась первая книга – что говорит наука?

Надпись, сделанную в древности на камнях, скалах, костях животных, книгой нельзя назвать. Это были отдельные высказывания, а не тексты. Но по информации, полученной во время археологических исследований, появление первых книг относится к глубокой древности. Внешне они сильно отличались от своих современных собратьев.

Первые книги появились в III тысячелетии до н. э. в Древней Месопотамии. Обожженные глиняные таблички складывали в деревянные ящики, каждый из которых представлял отдельную «книгу». В Древнем Риме скрепляли вместе 2-4 таблички, и получался кодекс (книга) из нескольких «листов».

Как появились первые книги в средние века?

Долгое время папирусные свитки имели большое распространение. Но они были недолговечными, да и сам папирус в Египте становился все более редким растением. С возникновением христианства для священных текстов понадобился более прочный и удобный в обращении материал. Им стал пергамент, изготовляемый из кожи животных. Чаще всего для его производства использовались шкуры коз, овец и телят. Пергамент можно было сгибать, не боясь повредить. Со временем из него стали делать книги.

когда появилась первая книга

Первые книги средневековья уже почти не отличались от современных по форме. Они состояли из множества страниц и имели обложку. Такие книги были очень дорогими. На изготовление одной уходило до 500 шкур животных и 2-3 года работы переписчиков и художников. Часто они украшались дорогим окладом из золота и драгоценных камней.

Как появилась книга на Руси? Что касается нашей страны, то она имеет собственную историю появления первых рукописей и текстов. Традиционным материалом для письма в XI-XV веках здесь была берестяная грамота. Впервые их в большом количестве обнаружили в Великом Новгороде в начале XX века.

Береста была непрочным дешевым материалом и использовалась в основном для частной переписки. Более важные документы писали на пергаменте.

Книгопечатание – новая страница в истории появления книги

Рукописи стоили дорого, и позволить себе роскошь иметь их дома могли только очень богатые люди. В средние века владеющих грамотой людей было ничтожно мало. В основном это были монахи, ученые и должностные государственные лица (писцы).

В VIII веке в Европе появляются первые университеты. Государства нуждались в большом количестве образованных людей. Но студенты не могли себе позволить покупать дорогостоящие фолианты. Чаще всего книга имелась только у профессора, который читал лекцию, а слушатели должны были ее запоминать.

К тому времени в Китае и на Востоке уже применялась ксилография – оттиск на ткани. Но этот метод был недешевым, поскольку сама ткань была дорогой.

В Европе с появлением бумаги в начале XV века было изобретено книгопечатание при помощи наборного шрифта. Традиционно считается, что первым открыл этот способ производства книг Иоганн Гуттенберг. На самом деле наборные шрифты уже применялись до него в разных европейских странах. Гениальное изобретение Гуттенберга заключалось в создании печатного станка.

когда появились печатные книги

Когда появились печатные книги, стало возможным распространять знания не только в среде привилегированного класса: дворянства, духовенства и представителей науки. Постепенно книги, созданные при помощи станка, стали доступны остальным слоям населения.

Когда появилась первая печатная книга в России? Это знаменательное событие произошло в 1564 году. До этого в страну, несомненно, уже проникали подобного рода фолианты, созданные не переписчиками, а машинным способом. Такие книги уже не были новостью в России к моменту создания ее первой типографии.

Первой печатной книгой России стал «Апостол» - настоящий шедевр, созданный Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Послесловие

Вопрос, как появилась книга, будет всегда актуальным, и еще не один ребенок задаст его в школе или дома. Книги, несущие знания, изменяются с течением времени. Теперь их можно слушать или читать в электронном варианте, но они все равно остаются рядом с нами.

fb.ru

Бронзовая чернильница в допечатной Руси

Чернильница определяется как небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. В былые времена она играла заметную роль в повседневной жизни человека.

История чернильниц

Персидская чернильница второй половины XVI века Первые чернильницы были придуманы с созданием тонких полотен, как пергамент и папирус, на которых можно было писать буквы и цифры. В Египте и Китае чернила для письма делали из масла и сажи. Потом в 3 веке нашей эры подобный состав использовали в Риме и Греции.

Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» – обыкновенная сажа, разведенная на масле.

В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально: в виде баночки на ножке, флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком; медные, бронзовые, золотые, чугунные, мраморные, хрустальные, стеклянные, из полудрагоценных камней и пр. Часто ее изготовление поручали выдающимся художникам, скульпторам, литейщикам и ювелирам. Особо выделяются чернильницы Римских императоров и придворных писцов – они отличались особым изяществом и материалом. Лучшими мастерами стеклянных чернильниц были англичане, именно они придумали конусную воронку, которая не давала вытекать чернилам, даже если они опрокинутся. Настоящими произведениями искусства являются чернильницы известных мастеров де Мальи и Фаберже.

На протяжении веков внешний вид чернильниц менялся. В Европе с XVII века стали очень популярны массивные чернильные приборы, всегда занимавшие центральное место на письменном столе. Существовали и менее затейливые приборы, состоявшие только из чернильницы и песочницы на подставке, и портативные дорожные приборы, заключавшие в небольшой коробочке с откидной крышкой маленькую, вделанную в днище чернильницу-непроливайку, крошечный подсвечник и пару очиненных перьев.

Русские чернильницы XVII-XX веков

В фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранится великое множество интересных и любопытных предметов. Среди них выделяются чернильницы.  Одной из самых наиболее интересных в музейном собрании является подвесная чернильница, датируемая XIX веком. По своей форме она напоминает плоский штоф с расширенной горловиной, по бокам которого расположены два ушка для крепления цепочки или веревочки. Такая чернильница удобна в обиходе, ведь ее можно крепить у пояса, она устойчива – можно поставить на любую поверхность или просто держать на ладони.

Крепежные шнурки привязывались к двум специальным навесным шарнирным петлям на корпусе, такой способ крепления веревочек мешал чернильнице перевернуться. Походная чернильница, изготовленная в так называемом «зверином» стиле. На ней изображены мифические звери – грифон и единорог. Грифон – наполовину лев, наполовину орел, является символом быстроты, соединенной с силой. Древние полагали, что он является хранителем кладов. Единорог – символ чистоты и непорочности. По форме он сходен с лошадью и отличается наличием рога.

Также есть религиозная трактовка весьма распространенной чернильницы с сюжетом "Битва льва с единорогом". Единорог в христианстве: Христос - это рог спасения. Рог, как противоядие, символизирует способность Христа отпускать грехи; единство Христа и Бога-Отца, а также Христа, как единственного сына Божия. Как обладатель чистоты, непорочности и девственности, единорог является эмблемой Девы Марии. Если единорог изображен в одиночестве, он символизирует монастырскую жизнь и является эмблема святых Юстина Антиохийско-го и Юстина Падуанского. На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного. Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об инороге в литературном памятнике «Повесть о Варлааме и Иоасафе». 

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии, а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Интересны бронзовые российские чернильницы 17-18 веков. По форме представляющими арочную бутыль с двумя ушками для подвешивания. Но самое интересное, на них имеется объёмный орнамент в виде мифических и сказочных сюжетов. Рассмотрим некоторые из них:

под №1 мы видим каламарь 17-18 века, на данной чернильницы мы видим изображение боя или танца лошади и хищного зверя, судя по гриве - льва.

Под №2 мы видим каламарь с изображением человеческого лика.

Под №3 чернильница, отличающаяся от остальных формой в виде баночки.

№4 имеет изображение коня. Кроме того на ней имеется интересная крышечка в виде резной короны. В самом низу фото 1 мы наблюдаем острые писало.

под №5 каламарь с изображением всадника.

Под №6 с изображением птицы с женским лицом, возможно гамаюн. Чернильницы под №5 и 6 находятся в Муромском историко-художественном музее. Сделанные из меди с помощью литья, 17-18 веков, принадлежали коллекции И.С. Куликова.

Под №7 настольная чернильница 19-20 века.

Под №8 стеклянные чернильницы начала 20 века, обнаруженные на месте военной части Рабоче - Крестьянской Красной Армии.

Принцип работы непроливайки Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.

 

Рукописная книга в допечатной Руси

Жарким июльским полднем 1951 г. один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. Такие находки встречались и раньше — древние новгородцы делали из бересты поплавки для ловли рыбы. Но этот свиток оказался особенным — сквозь грязь проступали буквы!

Новгородская находка совершила настоящий переворот в исторической науке. Ученые получили доступ к новому, доселе неизвестному, письменному источнику. Ныне найдено уже свыше 700 берестяных грамот XI— XV вв. Причем не только в Новгороде, но и во Пскове, Смоленске, Рязани. Несколько лет назад древний свиток был найден в Москве.

Береста — удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палочкой — писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Однажды археологи раскопали в Новгороде сразу шестнадцать берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика Онфима. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему наскучило, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Записи Онфима — бесценное сокровище, поскольку немногое известно о школьном образовании средневековой Руси. А ведь еще в XI в. Ярослав Мудрый создал школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте.

До XIV в. книги писали на пергамене — особо обработанной телячьей коже.

Пергамен (от греч. Pergamos - Пергам, ныне Бергама, город в Малой Азии, где во II в. до н.э. широко применялся пергамен) - специально обработанные кожи животных, применявшийся как основной материал для письма до изобретения бумаги. С появлением пергамена изменилась форма книги - вместо свитка она приобрела вид, близкий к современному (кодекс). Листы пергамена обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма. Сложенные пополам, они представляли собой 4 книжных страницы - тетрадь. Любители роскошных красочных изданий продолжали заказывать книги на пергамене и после появления бумаги. В дальнейшем пергамен стали использовать для обтягивания переплетов.

Пробка-закрутка чернильницы На одну книгу в зависимости от формата и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных — целое стадо! Нередко писцы жаловались на плохое его качество - он требовал штопки для заделывания дыр. Вот почему книги стоили дорого. Для сохранности их «одевали» в переплет из кожи и дерева и украшали книжным окладом — своего рода суперобложкой.

Писали книги гусиным пером. Извлекали его из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком.

Средневековые чернила имели бурый цвет, так как изготавливались из ржавчины. Помимо железа, использовали также вишневый клей, мед, квас и другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость и стойкость. Чернила писец промокал мелкотолченым песком, который хранил в песочнице — сосуде, похожем на современную перечницу.

Прежде чем приступить к письму, листы пергамена разлиновывали при помощи линейки и затупленного шильца. По краям оставляли поля. Писали обычно на колене, поставив под ногу невысокую скамеечку. На столе же раскладывали письменные принадлежности: чернильницу, песочницу, перья, перочинный нож, линейку.

Переписка книг.Миниатюра.Конец XVI в. Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой. Сидят они на резных скамьях без спинок, на которые положены специальные подушки. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и в переплетенных тетрадях. Оригинал рукописи, как правило, укреплен на пюпитре. Рядом с местом работы - тумба с инструментами. Инструменты изображены весьма условно. Однако можно угадать и чернильницу с двумя отверстиями - для киновари (красной краски) и обычных чернил, и чернильницу в виде кувшинчика, а также пенал, циркуль, нож, перо или трость, линейку, ножницы, шило. Основное положение листа книги при письме - на колене.

Для получения ровных строчек лист пергамена, а позже бумаги, разлиновывали острым инструментом. Только после этого приступали к тщательному переписыванию каждой буквы.

Буквицы Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы - начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью, отсюда и название "красная строка". Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.

Орнамент на поле одной из страниц рукописи Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях. В начале текста помещались орнаментальные заставки. Орнаментика древних русских книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков. Ее мотивы и колористика подсказывают, была ли заимствована книжная графика из западных изданий или создана книжниками Древней Руси. Нужно сказать, что книжные художники нередко были людьми начитанными, эрудированными. Для создания росписей и миниатюр они комбинировали сведения из различных письменных источников.

Медная подвесная чернильница. Конец 17 века Культурные связи Руси постепенно расширялись. На ее территории имели хождение иностранные книги, привезенные послами или путешественниками. Привозили книги и зодчие, прибывшие из Италии для постройки соборов Кремля. Многие рукописи попали на Русь из Константинополя. Осевшие там русские монахи занимались переводом и переписью церковных книг. Безусловно, в книжных орнаментах заметно влияние Византии, Венеции, Германии, южнославянских стран и других европейских центров, где издание книг началось намного раньше. Для XIII - XIV в.в. характерен звериный орнамент (так называемый тератологический): очертания зверей, птиц, змей, фантастических чудовищ, сплетенных узлами и хвостатыми росчерками. В XV в. на смену ему пришла геометрия - узоры из кружочков и решеточек вперемешку с растительными мотивами.

Каким бы трепетным ни было отношение к книгописанию, писцы нередко позволяли себе небрежничать, отвлекаясь на дружеские беседы или трапезу. Здесь любопытно заметить, что обета молчания во время работы, как это было принято в западных странах, на Руси не было. Исполнению "богоугодного дела" зачастую мешало пьянство и другие недуги. Вот как об этом пишет Козьма попович: "Охъ мне лихаго сего попирия (питья): голова мя болить, и рука ся тепет".

Для каждого писца переписанная книга становилась детищем его искусства. Она несла в себе часть его души. Можно себе представить, какая радость облегчения посещала писца по окончании трудов. С благодарственной молитвой и ликованием сообщается об этом в дневниковых записях. Однако радость зачастую сменялась тревогой: в какие руки попадет драгоценное творение? И вот писец прибавляет к послесловию страшные заклятья: "... кто похитит сию книгу, да будет тому в нынешнем веце и будущем вечная мука", или "...а который поп или дьякон чтет, а не застегает всех застежек, буди проклят".

Литая чернильница с выемчатой эмалью XVIII в. В середине XVI в. в Москве по заказу Ивана Грозного большая группа писцов и художников создала Лицевой летописный свод. Работа над ним продолжалась более тридцати лет. Десять томов свода охватили историю человечества и Руси от сотворения мира до 1567 г. Этот удивительный памятник живописи и письменности содержит 9 тысяч листов текста и 16 тысяч красочных миниатюр.

Находка в гардеробе императрицы. При разборке гардероба покойной императрицы Екатерины II обнаружили старинную рукописную книгу. Из ее текста следовало, что написана она была в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Его имя и закрепилось в названии книги.

«Остромирово Евангелие» не просто древнейшая русская рукописная книга. Это подлинный шедевр книжного искусства. Текст предваряет заставка в виде орнаментальной рамки. В ее обрамлении кириллицей выведено: «Евангелие от Иоанна Глава А».

Медная подвесная чернильница. Конец 17 века Текст Евангелия (294 листа) написан в два столбца изысканным письмом. Строго выдержаны поля. Буквы четкие, прямые, красивого рисунка. Слова не отделены друг от друга, только между фразами стоят редкие точки.

Текст начинается с инициала «И» (в XI в. эта буква была похожа по начертанию на современную «Н»). На трех миниатюрах изображены евангелисты Лука, Марк и Иоанн.

Миниатюра, изображающая евангелиста Луку, дает представление о том, как выглядела мастерская переписчика книг: табурет с подставкой для ног, стол с письменными принадлежностями, пюпитр с листом текста.

Писец работал над «Остромировым Евангелием» шесть месяцев и двадцать дней: писал по полтора листа в день.

Начало книгопечатания

В XVI в. в русском книжном деле произошел переворот — книги стали печатать. Первым это начал делать Иван Федоров. Нам точно не известны ни год, ни место его рождения, ни даже происхождение. Имеются свидетельства, что он служил дьяконом в одном из кремлевских храмов, а учился, возможно, в Польше, в Краковском университете.

При содействии царя Ивана IV и просвещенного митрополита Макария Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем создал в Москве, в Китай-городе типографию. В 1564 г. здесь появилась на свет первая датированная русская печатная книга «Апостол». Она была напечатана на бумаге красивым кириллическим шрифтом в два цвета — черный и красный.

«Апостол» богато иллюстрирован. В нем имеются десятки заставок, инициалов, концовок. Некоторые заголовки выполнены орнаментальным шрифтом — вязью. Текст книги предваряет миниатюра - изображение евангелиста Луки, легендарного автора «Деяний апостолов».

«Апостол» был издан большим для своего времени тиражом — примерно 1000 экземпляров. Представьте себе, сколько потребовалось бы переписчиков для такой огромной работы, не будь изобретено книгопечатание!

Книга — одно из величайших изобретений человечества. Русская средневековая книга — замечательное произведение декоративного искусства.

Фотогалерея древнерусских бронзовых чернильниц

Уважаемые посетители данного ресурса-коллеги, буду премного благодарен, если Вы пополните данную коллекцию бронзовых чернильниц своими фото:

Современная копия древнерусской бронзовой чернильницы

Интернет - магазин mednyobraz.ru  предлагает Вам приобрести качественную копию русской чернильницы XVII в. изготовленной в так называемом «зверином» стиле.

На ней изображены мифические звери – грифон и единорог. Грифон – наполовину лев, наполовину орел, является символом быстроты, соединенной с силой. Древние полагали, что он является хранителем кладов. Единорог – символ чистоты и непорочности. По форме он сходен с лошадью и отличается наличием рога.

www.mednyobraz.ru

Письменность и книга в Древней Руси — Wiki.nios.ru

Письменность и книга в Древней Руси

В городе Солуне, в Македонии, "жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божий... У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом". Этими словами начинается "Житие Кирилла и Мефодия". Именно им принадлежит заслуга создания в 863 г. славянской азбуки – событие, культурное значение которого для славянских народов – болгар, русских, украинцев, белорусов, сербов, хорватов – трудно переоценить.

Кириллица или глаголица?

История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария входила тогда в состав Византии) распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.

Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейский и арабский языки. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в современном алфавите – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита.

Итак, славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А – "аз", Б – "буки" (их сочетание образовало слово "азбука"), В – "веди", Г – "глаголь", Д – "добро" и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры: "А" – цифру 1, "В" – 2, "Р" – 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные".

В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица". Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. А недавно в центре Москвы, на Славянской площади, просветителям этим был установлен памятник. Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к XIII в. она почти полностью исчезла.

Мы привыкли считать создателем кириллицы монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом. Однако сейчас большинство исследователей считают, что он создал не кириллицу, а глаголицу. До сих пор этот вопрос остается спорным в науке...

"Я послал тебе бересту…"

Жарким июльским полднем 1951 г. молодой археолог Нина Акулова, работая на раскопках в Новгороде, заметила среди плах древней деревянной мостовой грязный, изодранный свиток бересты. Таких находок у археологов и раньше было немало – древние новгородцы делали из бересты поплавки для ловли рыбы. Но этот свиток оказался особенным – сквозь грязь проступали буквы!

Увидев находку, руководитель экспедиции Артемий Владимирович Арциховский потерял дар речи. Он замер, подняв вверх палец и издавая нечленораздельные звуки. Наконец, придя в себя, признался: "Я этой находки ждал двадцать лет!". В его руках была берестяная грамота.

Новгородская находка совершила настоящий переворот в исторической науке. Ученые получили доступ к новому, доселе неизвестному, бесценному письменному источнику. Ныне найдено уже свыше 700 грамот XI-XV вв. число таких находок растет с каждым годом, и не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске, Рязани, Старой Руссе, Витебске. Недавно древний свиток был найден в Москве. Из берестяных грамот ученые узнали, что грамотными в Древней Руси были не только феодалы и духовенство, но и многие ремесленники, торговцы и даже крестьяне. Именно им принадлежало большинство найденных свитков.

Береста – очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой – "писалом" – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. О чем же писали наши предки в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли в Новгороде сразу 16 берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой... ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Записи Онфима – бесценное сокровище, ведь почти ничего не известно о школьном образовании средневековой Руси. Знаем мы только, что Ярослав Мудрый в XI в. предпринял первую попытку создать школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте.

Пергамен, чернила, гусиное перо...

"...Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, наполняющие вселенную, это – источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся, они – узда воздержания". Эти замечательные слова о книгах из "Повести временных лет" летописца Нестора. Написанные почти тысячу лет назад, они свидетельствуют о том, что уже тогда мудрые люди понимали значение и ценность одного из величайших изобретений человечества.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят, и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Поскольку книга стоила так дорого, ее берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплет из двух досок, обтянутых кожей и имевших застежку на боковом срезе. Доска не украшала книгу, поэтому поверх нее надевали оклад – своего рода металлическую "суперобложку".

Один из древнейших и красивейших окладов принадлежит "Мстиславову Евангелию", созданному в Новгороде в начале XII в. Это настоящий шедевр ювелирного искусства. Все поле оклада покрыто изысканной золотой сканью. В центре – фигурная золотая запона с изображением Христа, ангелов и святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. По сторонам, на фоне скани, симметрично расположены драгоценные камни и эмальерные изображения святых. Книга в дорогом окладе считалась ценным подарком. Ее часто вкладывали в храмы и монастыри "на помин души". В 1571 г. Иван Грозный вложил в Благовещенский собор Кремля "Евангелие" в редком по красоте золотом окладе. В центре его, в медальоне, окруженном драгоценными камнями, помещено чеканное изображение "Сошествия в ад". По углам – четыре евангелиста. Все поле оклада покрыто тончайшим растительным орнаментом, выполненным цветной эмалью по золотой скани.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетий спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы – сосуда, похожего на современную перечницу.

Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паек. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов – переписчиков книг за работой.

Прежде чем приступить к письму, листы пергамена разлиновывали при помощи линейки и затупленного шильца, по краям оставляя поля. Под ногой у писца стояла невысокая подставка, так как писать было принято на колене. На пюпитре устанавливали образец, а на столе раскладывали письменные принадлежности: чернильницу, песочницу, перья и кисти, перочинный нож, линейку.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств XI-XII вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена. Исследователи подсчитали, что в XI – первой половине XIII в. на всей необъятной Руси было около 130-140 тыс. книг. Выходит, что сохранилась одна из тысячи. Книги гибли в огне пожарищ, от небрежного обращения, становились добычей захватчиков. Летопись повествует, что в 1382 г. хан Тохтамыш осадил Москву. Книги со всей округи свозили в один из кремлевских храмов. Они заполнили церковь по самые своды, но не спаслись – сгорели, когда татары ворвались в Кремль. Другой пример. В 1812 г. горела Москва. В доме известного собирателя древних рукописей графа Мусина-Пушкина погиб единственный сохранившийся список "Слова о полку Игореве". К счастью, бесценный памятник литературы к этому времени уже был опубликован. Устав, титло, заставка...

На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был "устав" – с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный "устав" сменил "полуустав" с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать "скорописью" – плавно соединяя соседние буквы. В XVI-XVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом – вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название – вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях "под старину".

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком "титло" – горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т. п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения – "силу". Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности. Ставили ее произвольно: иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В XV-XVI вв. письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые – для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса. Труд писца был нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два–четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Завершался раздел "концовкой" – небольшим рисунком, например изображением двух птиц, похожих на павлинов.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Это слово произошло от латинского minium – так называлась красная краска, которой расцвечивали средневековые рукописи. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера-иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие их размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения.

Книги, содержащие множество миниатюр, назывались лицевыми и особенно ценились. В середине XVI в. в Москве по указу Ивана Грозного большая группа писцов и художников создала Лицевой летописный свод. Десять томов летописи охватили историю человечества и Руси от сотворения мира до 1567 г. 9 тыс. листов текста и 16 тыс. миниатюр содержит этот удивительный памятник живописи и письменности, работа над которым с перерывами продолжалась более тридцати лет.

Древние книжные миниатюры представляют собой не только художественную ценность. Дороги они для нас и как бесценный исторический источник. Изображение зданий, орудий труда, оружия, одежды, предметов быта – многое из того, что окружало человека в те времена, можно увидеть только в книгах на старинных миниатюрах.

Находка в гардеробе императрицы

В 1805 г. при разборке гардероба покойной императрицы Екатерины II была обнаружена старинная книга, написанная на пергамене. Когда она попала в руки специалистов-археографов, их радости не было предела. Из текста этой древнейшей рукописной книги – "Остромирова Евангелия" – следовало, что написана она была в 1056-1057 гг. дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира. Его имя и закрепилось в названии книги.

"Остромирово Евангелие" не просто древнейшая русская книга. Это истинный шедевр книжного искусства: написана на отличном пергамене (294 листа), текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: "Евангелие от Иоанна. Глава А". Некоторые буквы в названии вынесены над строкой или отмечены значком титло.

Текст Евангелия написан в два столбца изысканным уставом. Строго выдержаны поля. Буквы четкие, прямые, красивого рисунка. Слова не отделены друг от друга, только между фразами в середине строк стоят точки. Текст начинается с инициала буквы "И" (в XI в. она была похожа по начертанию на современную "Н") в пять строк высотой, с богатым орнаментом. На трех миниатюрах изображены евангелисты Лука, Марк и Иоанн. Четвертая миниатюра должна была быть посвящена Матфею, но лист, заготовленный для нее, почему-то остался чистым. Миниатюра, изображающая евангелиста Луку, дает представление о мастерской переписчика книг: табурет с подставкой для ног, стол с письменными принадлежностями, пюпитр с листом текста.

Древнерусские рукописные книги обычно больших размеров. "Остромирово Евангелие", например, – 35x30 см. Такие книги не ставили на полку, а клали плашмя.

Дьякон Григорий писал "Остромирово Евангелие" шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день. Долгое время книга эта хранилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде – древнейшем книжном собрании, основанном Ярославом Мудрым.

Распространение письменности, опыт изготовления рукописных книг, все. большая потребность в них положили начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.

wiki.nios.ru

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

С момента собственного возникновения население земли стремилось к познаниям. Это, сначала, обуславливалось сложный, а иногда достаточно беспощадной конкурентнстью с одичавшей природой. Чтоб одолеть, занять свою нишу в брутальной среде, человек был обязан эволюционировать, сначала, в умственном плане. Ведь даже 1-ые представители Гомо Сапиенс в лице неандертальцев не могли сравниться в силе и ловкости с саблезубыми тиграми и пещерными медведями. Но как сохранить скопленные познания? Какой носитель инфы в Старой Руси почитали больше других?

Для чего передавать опыт потомкам?

Люди придумывали больше приемов и хитростей для сведения на нет необузданной силы животных. Но античные в процессе развития столкнулись и с другой неувязкой — обучение потомков. Беря во внимание маленькую среднюю длительность жизни человека, иногда приобретенные познания и опыт погибали совместно с ним. А новое поколение обучалось уже на собственных ошибках, не имея способности использовать какой-либо носитель инфы в Старой Руси, к примеру. Это значительно тормозило весь эволюционный процесс и повсевременно ставило человека на грань выживания.

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

Наверняка, конкретно желание передать скопленный опыт и познания будущим поколениям двигало создателей старых наскальных рисунков. Ведь очень нередко там изображались сцены из охоты, врачевания и знахарства и остальные полезные занятия первых людей. Можно утверждать, что таким макаром они пробовали отыскать древние природные носители инфы. Ведь некие из их прошли через века и дожили до наших дней.

С течением времени неувязка сохранения и передачи опыта становилась все более животрепещущей. Ведь накапливаемые познания суммировались и добивались более кропотливого описания при передаче последующему поколению. При всей красе и глубочайшем смысле наскальных рисунков аспектов того либо другого деяния все они же не передавали. Нам же любопытно осознать, как учили и обучались в Старой Руси, к примеру.

Что считать информацией?

Не будет излишним узнать, что представляет собой информация как такая. Сублимируя представления и выкладки большинства профессионалов, дадим такое определение: это свод данных о лицах, событиях и явлениях, который не находится в зависимости от формы представления. Если гласить о бытовом содержании, то информация – это те данные, которые получает человек от окружающей природы либо общества.

Как следствие эволюции появлялись письменные источники инфы, хранители накапливаемых данных. Вещественные носители — это документы, которые содержат набор данных, сконцентрированных для следующей передачи во времени либо пространстве.

Изучая древние вещественные носители, приходим к выводу, что больше было все таки нематериальных, т. е. людей, передававших свои познания только в устной форме. Человечий фактор в данном случае очень ненадёжен.

Письменность и документ

И хотя в древности не было как такого понятия «документы», конкретно они представляют собой письменные источники инфы, которые дошли и до наших дней. Итак, что все-таки это такое?

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

Непременно, с некой натяжкой можно считать документами наскальные картинки, которые находят современные археологи. В их в той либо другой степени передана информация о событиях, произошедших в дальние времена. И все таки истинные вещественные носители инфы и их развитие появились с появлением письменности.

Увлекателен факт, что сначала люди старались наносить свои письмена «по старинке» на горы. Возможно, заветы протцов гласили о надёжности такового метода передачи инфы. Но практика показала, что это не так. В отличие от рисунков, античные письмена очень нередко носили несвязный нрав, наносились мелко и потому стремительно размывались или затирались. Потому узреть что-то схожее в наши деньки достаточно трудно.

Глина – древний носитель инфы

История носителей инфы начинается, пожалуй, с тех пор, когда люди научились фиксировать свои мысли в более защищённых формах. Одним из первых доступных материалов для сотворения старых документов стала глина. Этот обычный материал был открыт старыми жителями Двуречья. Конкретно шумеры выдумали выцарапывать свои письмена на малеханьких глиняных дощечках.

Таковой метод подачи инфы уже разительно отличался от наскальной и стенной живописи. И хотя истинной письменностью это не назовешь, сам факт, что некие дощечки дожили до наших дней, гласит о многом. С развитием шумерской цивилизации равномерно усложнялись и становились совершеннее и таблички. На свежайшей глине уже не просто отрисовывали, а выдавливали особым стило знаки.

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

На закате собственной цивилизации древнейшие шумеры при помощи глиняных табличек писали целые книжки и делали из их истинные библиотеки. Древние природные носители инфы, коллекция которых нам известна как библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, насчитывала более 30 тыщ табличек. А это гласит о достаточно серьёзном потоке инфы, который сохраняли античные люди.

От глины до металла – путь в несколько веков

Письменность тем временем развивалась все в большей и большей степени. Тексты, которые показывались на табличках, становились все длиннее. Глина же по собственному природному составу достаточно тяжела, потому оказалась неловкой для сохранения длинноватых опусов старых людей.

Нужен был другой носитель. Какие были древние природные носители инфы в истории населения земли? После глины люди использовали более совершенные костяные либо железные пластинки. 1-ые упоминания о таких документах находим в Старом Египте. Конкретно там усовершенствовали и упорядочили письмена на табличках. Для нанесения текста использовалось уже не долото, а особое острое стило, которым выцарапывался подходящий текст.

Беря во внимание компактность и надёжность данных носителей, на их время от времени помещали целые поэмы. Античные греки, к примеру, писали свои послания на свинцовых табличках, укладывая их потом в усыпальницы для отгона злых духов.

Такое нововведение было подхвачено и Старым Римом. Принимая во внимание общую просвещённость обитателей империи, не умопомрачительно, что на таких табличках писалось фактически все — от завещаний до указов, которые издавал Сенат. Правда, в последнем случае это делалось на бронзе, которая потом выставлялась напоказ подданным. Но изготовка пластинок было достаточно накладным даже для обеспеченного Рима.

Воск – доступное решение для носителя инфы

Дощечки начали изготавливать из воска. База производилась из слоновой кости либо дерева. В особое углубление на ее лицевой стороне заливался воск. Выходило некоторое подобие современного многоразового детского экрана, на котором пишут острым стило и стирают написанное в случае необходимости. Можно сказать, что таким макаром связалось представление о старых и современных носителях инфы.

Система оказалась так удачна, что просуществовала 1500 лет. Восковые таблички применялись и нашими праотцами, которые называли их церами. Примечателен тот факт, что этот носитель инфы в Старой Руси очень нередко использовали российские негоцианты в качестве учетных и записных книжек. Но не только лишь торговым людям церы пришлись по нраву. Муниципальные службы выпускали на их указы и толкования. К примеру, до наших дней дошел умопомрачительный документ, датированный XI веком. Он именовался Новгородским Кодексом и состоял из 4 страничек.

Папирус – древная бумага

К огорчению, из-за погодных критерий восковые таблички очень нередко приходили в негодность. По полностью понятным причинам церы плохо переносили горячую погоду. В то время как это был основной носитель инфы в Старой Руси, у обитателей Египта появился папирус. Да, как и в случае с глиняными табличками, родиной этой инновации стал Египет.

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

Возникновение первых папирусов ученые датируют XXV веком до нашей эпохи. Сырьем для производства папируса служил тростник, в богатстве произраставший на берегах Нила. Сам по для себя папирус изготавливался из сердцевины растения, которую порезали тонкими полосами и потом выкладывали внахлёст под огромным и гладким камнем. Он, в свою очередь, устанавливался под палящим египетским солнцем. После сушки папирус шлифовали особыми скребками, изготовленными из слоновой кости. Готовый к употреблению папирус представлял собой длинноватые ленты, потому он и хранился в большей степени в свитках.

Малость позже листы стали соединяться в книжки. Папирус получил достаточно обширное распространение и в Греции, и в Римской империи. Но при всей популярности этого носителя инфы он был все таки ненадёжен. Нередко рвался, горел, портился от пыли. Но некое количество документов, сделанных на папирусе, дожило до наших дней. Правда, это, быстрее, исключение из правил.

Папирус как носитель инфы в Старой Руси фактически не употреблялся. Наши праотцы предпочитали более надёжные материалы в виде восковых дощечек, а потом и бересты.

Пергамент

Во 2-м веке до нашей эпохи люди освоили создание пергамента. Не исключено, что сработал принцип «все новое — отлично забытое старенькое». Но шкуры животных опять стали употребляться как база для производства грядущего носителя инфы. Главное отличие от папируса заключалось в более высочайшей прочности этого материала. Изобрели его в городке Пергам и, не мудрствуя коварно, дали заглавие собственной продукции.

Невзирая на то, что себестоимость нового носителя была намного выше, чем у папируса, пергамент твёрдо и уверенно вытеснил из обихода тонкие и некрепкие листы тростника. Изготавливался пергамент из недубленой кожи животных, в большей степени овечьей или телячьей.

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

Ориентировочное возникновение пергамента датируется II веком до нашей эпохи. По воззрению ученых, этот материал был популярнее папируса. О том, что употреблялся этот носитель инфы в Старой Руси, свидетельствуют бессчетные манускрипты, дожившие до наших дней.

Пергамент получил достаточно обширное распространение в старом мире, но из-за накладности производства люди все таки начали находить кандидатуру.

Береста – дар природы

В Рф пергамент практически не выполнялся прямо до XV века нашей эпохи. Все привозилось из-за границы, потому мещанинам он был недоступен. Как и в случае с глиняными дощечками, люди равномерно сделали вывод, что для письма можно использовать дерево. Идет речь не о серьёзной выделке, как в процессе производства папируса, а конкретно о грубой насечке знаков на лицевой части древесной поверхности. Таковой метод значительно удешевлял весь производственный процесс и делал «бумагу» общедоступной.

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

История возникновения этой технологии берет свое начало в экваториальных странах. Конкретно оттуда она попала в Западную Европу и Древнейшую Русь, но несколько переделанной и улучшенной. Необходимо отметить, что внедрение древесной породы для производства информационных носителей имело главную, решающую роль в становлении всей картонной индустрии. Но это в дальнейшем.

Начиная с VIII века нашей эпохи, древесные дощечки получили обширное распространение конкретно в Старой Руси. При изготовлении материалов для письма на Руси использовалась кора березы. Отсюда и одиозное заглавие, которое первым приходит на разум, если спросят: «Какой был носитель инфы в Старой Руси?» Береста.

Разработка производства поразительно ординарна. После кипячения с берестяных заготовок соскабливали внутренний слой коры, потом аккуратненько обрезали края. В итоге выходила или лента (свиток), или ровненький по бокам прямоугольник.

Берестяные свитки

Обычно, берестяные грамоты сворачивали в свитки, при этом написанный текст оказывался с его наружной стороны. Тексты выдавливались особым стило, изготовленным из железа либо кости. Берестяные грамоты использовались на Руси везде. В силу дешевизны и простоты производства они были доступны различным слоям населения.

Крестьянские старосты на их составляли переписи душ, негоцианты вели отчётность, а политики показывали на берестяных грамотах свою волю. Изготавливались даже маленькие книжечки из скреплённых меж собой берестяных пластинок. Дошедшие до нас эталоны берестяных грамот служат чётким подтверждением того, как массово они использовались. По ним выслеживается история Старой Руси. Образование на Руси добивалось получения способностей грамоты и писания, что только подчеркивало значимость сохранения и передачи инфы.

Бумага – заключительный шаг

Историки говорят, что бумага появилась в Китае во II веке до нашей эпохи. Ее возникновение обосновано ненадёжностью и накладностью уже имеющихся средств передачи инфы в виде табличек, папируса и пергамента. 1-ые эталоны картонной продукции изготавливались из бракованных коконов шелкопряда, чуток позднее для этого стали использовать выделанную пеньку.

В 105 г. до н. э. китайский мастер Цай Лунь начал изготавливать бумагу из расточенных волокон шелковицы, тряпок, древесной золы и пеньки. Все это перемешивалось с водой в специальной форме, а потом выставлялось на солнце. После просушки мастер очень кропотливо разглаживал получившуюся субстанцию особыми камнями. Изобретение Цай Луня стало отправной точкой на пути предстоящего усовершенствования бумаги. В его «фирменный» состав добавляли новые ингредиенты, делая древнейшую бумагу более крепкой и гладкой, что потом привело к поточному производству. А история носителей инфы навечно тормознула, можно сказать, завершилась

Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации

Сначала VII века бумажное создание осваивают Корея и Япония. А еще через 150 лет об этом выяснят арабы. Далее распространение бумаги шло достаточно медлительно. Это обуславливалось некоторой закрытостью арабских стран от Европы. Но в итоге завоеваний Испании секрет был раскрыт и всераспространен по всей Западной Европе.

tipsboard.ru