Шпаргалка: Культура Руси до монголо-татарского нашествия. Культура древней руси до татаро монгольского нашествия
Культура Руси до монголо-татарского нашествия
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия…………………..….4
2. Культура России XVII – XVIII вв……………………………………….…7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....9
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…10
ВВЕДЕНИЕ
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д, далее в работе рассматривается вопрос о Культуре России XVII – XVIII вв, в которой говорится начало нового периода в русской истории и новым этапом в истории русской культуры. Русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.
1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия.
Культура Руси до монголо-татарского нашествия включает в себяустное народное творчество, где рассказывается о большинстве былинных сюжетов связанных со временем княжения Владимира Святославича — временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками. Истинный герой былинного эпоса — герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой — Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы. Письменность, создание славянской азбуки, так же описывается в культуре Руси, которую связывают с именем византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX–Х веков на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более легкий и удобный алфавит со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет» (предположительно 1113 год), написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть»). Нестор повествует историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива. Появление житийной литературы. Образцом такой литературы является «Сказание о Борисе и Глебе».
Жанр, является одной из главной части в писания русской Руси. Образец: «Хожение игумена Даниила на Восток» (1107 год) — авторское описание путешествия первого известного нам русского паломника. Известно как «Хожение в Иерусалим» или «Поломник». Даниил посетил святые места в Иерусалиме. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси — всего около 150 книг. Древнейшие литературные памятники — «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годы). Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати». Оно написано в 30–40-х годах XI века священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом.
Живопись .От живописи Владимиро-Суздальской Руси до монгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».
Архитектура. До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества (шатровые церкви, колокол) впоследствии оказали влияние на каменную архитектуру. После крещения Руси начинается возведение каменных храмов — в основе по образу и подобию визайнтийских. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания расчленялось массивными столбами, соединенными попарно арками; возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031–1036 годах в Чернигове, также греческими зодчими, был воздвигнут Спасо-Преображенский собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. Вершиной зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородские постройки начала XII века: Николо-Дворищенский собор (1113 год), соборы Антониева (1117–1119 годы) и Юрьева (1119 год) монастырей, церковь Иоанна на Окопах (1127 год), Шатровые церкви, звонницы. Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI–XII веков началось с возведения собора в Суздале Владимиром Мономахом. Строительство во Владимире большого подъема достигло при Андрее Боголюбском. Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Центром всего ансамбля являлся собор Рождества богородицы. В 1158–1161 годах был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.
2. Культура России XVII – XVIII вв.
В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности - первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык. XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (I672-1725). В России утверждается самодержавная власть - абсолютная монархия. В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историка- культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад. К концу XVIII в. завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот-период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.
mirznanii.com
Шпаргалка - Культура Руси до монголо-татарского нашествия
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия…………………..….4
2. Культура России XVII – XVIII вв……………………………………….…7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....9
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…10
ВВЕДЕНИЕ
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и.т.д, далее в работе рассматривается вопрос о Культуре России XVII – XVIII вв, в которой говорится начало нового периода в русской истории и новым этапом в истории русской культуры. Русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.
1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия.
Культура Руси до монголо-татарского нашествия включает в себяустное народное творчество, где рассказывается о большинстве былинных сюжетов связанных со временем княжения Владимира Святославича — временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками. Истинный герой былинного эпоса — герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой — Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы. Письменность, создание славянской азбуки, так же описывается в культуре Руси, которую связывают с именем византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX–Х веков на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более легкий и удобный алфавит со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий. Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет» (предположительно 1113 год), написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть»). Нестор повествует историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива. Появление житийной литературы. Образцом такой литературы является «Сказание о Борисе и Глебе».
Жанр, является одной из главной части в писания русской Руси. Образец: «Хожение игумена Даниила на Восток» (1107 год) — авторское описание путешествия первого известного нам русского паломника. Известно как «Хожение в Иерусалим» или «Поломник». Даниил посетил святые места в Иерусалиме. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси — всего около 150 книг. Древнейшие литературные памятники — «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годы). Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати». Оно написано в 30–40-х годах XI века священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом.
Живопись . От живописи Владимиро-Суздальской Руси до монгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».
Архитектура . До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества (шатровые церкви, колокол) впоследствии оказали влияние на каменную архитектуру. После крещения Руси начинается возведение каменных храмов — в основе по образу и подобию визайнтийских. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания расчленялось массивными столбами, соединенными попарно арками; возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031–1036 годах в Чернигове, также греческими зодчими, был воздвигнут Спасо-Преображенский собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. Вершиной зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородские постройки начала XII века: Николо-Дворищенский собор (1113 год), соборы Антониева (1117–1119 годы) и Юрьева (1119 год) монастырей, церковь Иоанна на Окопах (1127 год), Шатровые церкви, звонницы. Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI–XII веков началось с возведения собора в Суздале Владимиром Мономахом. Строительство во Владимире большого подъема достигло при Андрее Боголюбском. Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Центром всего ансамбля являлся собор Рождества богородицы. В 1158–1161 годах был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.
2. Культура России XVII – XVIII вв.
В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности — первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык. XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (I672-1725). В России утверждается самодержавная власть — абсолютная монархия. В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историка- культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад. К концу XVIII в. завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот-период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры — наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер — она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились — стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.
Рассмотрев вопрос культура России XVII – XVIII вв, я сделалавывод, что у России в XVII в. не все было гладко К этому времени большинство европейских стран пошли по пути «буржуазного развития», а Россия задержалась на этапе феодальных отношений. Это во многом мешало развитию русской культуры, которая как бы осталась на этапе средневековья. Но, несмотря на это, стали намечаться новые тенденции. Развивались внешние связи России с другими государствами мира. В XVIII в. начинает складываться капиталистический уклад. Главное культурное событие этого времени – окончательное формирование национальной русской культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во АН СССР, М-Л., 1958 – 102с.
2. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М.: 1996 – 230 с.
3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 1995 – 89 с.
4.
www.ronl.ru
18. Русская культура после татаро-монгольского нашествия.
Монголо-татарское нашествие отбросило русскую культуру на несколько веков назад. Достаточно прочесть фундаментальный труд Б.А.Рыбакова о ремеслах Древней Руси, чтобы понять, какая богатая культура была растоптана столь любимыми евразийцами - носителями "пассионарности" с Востока. "После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси, в археологическом инвентаре исчезло много предметов, обычных для предшествующей эпохи. В инвентаре деревенских курганов XIII-XIV вв. отсутствуют шиферные пряслица, сердоликовые бусы, золотостеклянные бусы, трехбусинные височные сердоликовые бусы, зерненые бусы, привески, амулеты и некоторые другие вещи. В жилых слоях уже не встречаются стеклянные браслеты столь частые в до-монгольское время"8. Только в XVI в. появляется вновь ювелирное искусство перегородчатой эмали, но его нельзя сравнить с домонгольским. Вместе с эмалью отмирают искусство черни и зерни и даже простое искусство скани. Скань возрождается в XVI в., а зернь и чернение получат распространение лишь в XVI в. А ведь это были искусства, которыми гордились русские мастера XII в., которые были известны на всю Европу.
Многие ремесленники были убиты, и еще большее их число монголы угнали в рабство. Русские мастера существовали впроголодь, их перегоняли за татарским войском как скот. Они погибали, замерзали, умирали от голода и создавали потрясающие своим великолепием золотоордынские города. А на Руси, их родине, в первые 50 лет ордынского владычества не было построено ни одного нового города. Целое столетие после монгольского нашествия не возобновлялось каменное строительство. Даже в Великом Новгороде, до которого монголы не дошли, здания из камня не строились более полувека. То, что начало строиться позднее, строилось значительно хуже, чем в XII-начале XIII вв. Совершенно исчезла и более не возродилась уже знаменитая и великолепная резьба по белому камню.
Резкий упадок пережила торговля, "зарождавшиеся в XII-XIII вв. связи города с деревней, широкая торговля некоторых крупных городов с далекой переферией, а следовательно, и организация массового производства в городе - все это было уничтожено татарами почти повсеместно. Разгромлены были именно те области, где сильнее всего ощущался выход городского ремесла на рынок: Киев и связанные с ним города Приднепровья, Владимир, Рязань и ряд менее значительных городов. Начавшийся в XII в. одновременно и на западе и на востоке Европы процесс роста городов и выхода городского ремесла на более широкий рынок со вре мени монгольского завоевания продолжается только на западе и совершенно прекращается в Киевской Руси"9.
Во время нашествия татар погибли многие драгоценные памятники русской литературы. Уцелевшее дошло до нас в не всегда удачных копиях и списках. В одном списке дошло до нас даже "Слово о полку Игореве" - произведение, имевшее широкое распространение в домонгольской Руси. Во многих городах прекратилось ведение летописей, там же, где эта работа продолжалась, записи стали сухими и сжатыми, совершенно не похожими на живое изложение событий авторами XII в. Русская культура 14-16 в.
studfiles.net
5.Культура Руси до монголо-татарского нашествия?
Ответы к экзамену по истории:
Восточные славяне, условия становления их цивилизации VI- VIII в
До VI в. славяне занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходит в эпоху Великого переселения народов в VI-VIII вв. под влиянием движения населения европейской части континента. Кроме того, были и другие причины расселения, как то — появление пашенного земледелия потребность в увеличении территории, расслоение общества, выделение знати. Расселение славян происходит по трем направлениям: на юг — на Балканский п-ов, на запад — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы, на восток и север — по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. В ходе расселения у Восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного слоя, образования государства, развития феодальных отношений. Восточные славяне занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов или княжений. Племенные союзы образовывались у восточных славян, начиная с VI века путем объединения многих племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. Особенности формирования восточнославянской общности Население Древней Руси складывалось в смешении, по меньшей мере, трех компонентов — славянского, балтийского, финоугорского, с заметным участием также германского, тюркского и отчасти северокавказского элементов. Общность возникала на основе смешения трех образов жизни оседлого, кочевого и бродячего и трех хозяйственно-технологических типов земледельческого, скотоводческого и промыслового. Славянские племена, занесенные потоками великого переселения народов в Поднепровье, жили как в лесостепной, плодородной полосе поляне, уличи, северяне, так и в лесной, соответствующей промысловому типу хозяйства древляне, радимичи, кривичи. Постепенно зарождались элементы общественной иерархии. В социальной сфере господствовала родовая община, которая объединяла до сотни человек и вела общее хозяйство. Несколько родовых коллективов объединялись в племена или земли. Наиболее важные вопросы обсуждали на общенародном собрании — вече. При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация — дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдье. В духовной сфере. господствовало язычество. Славяне поклонялись обожествляемым силам природы. Известно не менее 400 имен языческих славянских богов: Даждь-бог — бог плодородия; Ярило — бог животворящих сил природы; Стрибог — бог ветра; Велес — бог скота; Перун — бог грозы, войны, оружия. У славян был очень развит культ предков пращуры, культ берегыни — доброго, помогающего человеку духа и упырей — вампиров, оборотней, олицетворявших зло.
Возникновение древнерусского государства VIII-IX вв?
Важным рубежом в истории Древней Руси является появление государственности. Тип государства во многом определял судьбу этих земель, процесс его становления был длительным, в нем можно выделить ряд этапов:1. Переход от присваивающего труда к производящему труду,
2. Улучшение орудий, накопление опыта, разделение труда, обмен
3. Образование городов — политических центров
4. Племенное княжение — военная демократия
5. Неравенство
6. Частная собственность
7. Обособление семей
8. Соседская община
9. Образование имущественных групп, выделение знати
10. Раннефеодальное государство Древняя Русь
11.Феодальное общество
Племенные княжения славян представляли собой зародышевую форму государственности. К IX в. процесс разложения первобытнообщинного строя в основном завершился. Племенные княжения то объединялись вместе, то снова распадались, перегруппировывались в зависимости от условий в крупные союзы, обнаруживающие черты, характерные уже для раннефеодальной государственности.
Происхождение государства.
Существует несколько версий происхождения славянской государственности. Наиболее популярны версия образования государства путем социально-экономического и политического развития у восточнославянских племен и Норманнская теория, основанная на легенде из Повести временных лет о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Под варягами обычно понимают норманнских, скандинавских воинов, нанятых на службу и давших клятву византийскому императору. Ряд источников, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. Норманнская теория.По этой легенде накануне образования киевской Руси северные племена славян и их соседи, в том числе ильменские словене, чудь, весь платили дань варягам, а южные племена, поляне и их соседи, находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы изгнавши варягов за море и не даши им дани, что привело к междоусобной борьбе среди новгородского населения. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы
послали за варяжскими князьями: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней
нет. Да поидите княжить и володеть нами. Так власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецким ученым Байером. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.
Поступательное развитие производительных сил у восточного славянства,выразившееся в широком распространении земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение военной дружинной знати привели к образованию классов и государства. Распаду первобытнообщинных отношений сопутствовал и внешнеполитический фактор. С одной стороны он выражался в освоении славянами Восточно-европейской равнины, где они взаимодействовали с местным балтийским
и финоугорским населением; с другой — военных походах антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию. Военные предводители и их дружинники получали значительную долю военной добычи. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества, усилению роли дружины. Быстро обогащавшаяся родоплеменная знать нуждалась в поддержании своего господства над народными массами. Местные князья имели военные дружины, свидетельствовавшие о
появлении у восточных славян органов власти.
Таким образом, в результате социально-экономического и
политического развития у восточнославянских племен начали складываться
государственные образования.
Киевская Русь в Х — начале ХII вв.?
Во второй половине IX в. новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства Киевской Руси было переломным моментом в истории восточных славян. Процесс объединения восточнославянских земель в составе Древнерусского государства был сложным. В ряде земель киевские князья встречали серьёзное сопротивление со стороны местных феодальных и племенных князей и их мужей. Сопротивление это подавлялось силой оружия. В княжение Олега конец IX — начало Х в. уже взималась постоянная дань с Новгорода и с земель северорусских новгородские или ильменские славяне, западнорусских кривичи и северо-восточных. Киевский князь Игорь начало Х в. в результате упорной борьбы подчинил земли уличей и тиверцев. Таким образом, граница Киевской Руси была продвинута за Днестр. Длительная борьба продолжалась с населением Древлянской земли. Игорь
увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в Древлянскую землю, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княжескую дружину и убили Игоря. В княжение Ольги 945-969, жены Игоря, земля древлян была окончательно подчинена Киеву. Территориальный рост и укрепление Руси продолжались при Святославе Игоревиче 969-972 и Владимире Святославиче 980-1015. В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей. Власть Руси распространилась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского государства расширилась и в западном направлении, включив Червенские города и Карпатскую Русь. С образованием раннефеодального государства создались более благоприятные условия для поддержания безопасности страны и ее экономического роста. Но укрепление этого государства было связано с развитием феодальной собственности и дальнейшим закабалением ранее свободного крестьянства. Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на старшую и младшую. Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI-XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала. Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством. Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с разбоями и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья. Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками. Государство содействовало укреплению господства феодалов на Руси. Аппарат власти обеспечивал поступление дани, взимавшейся деньгами и натурой. Трудовое население выполняло и ряд других повинностей — военную, подводную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов и т. д. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань. В середине Х в. при княгине Ольге были определены размеры повинностей даней и оброков и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани. Внешняя политика Древнерусского государства выражала интересы растущего класса феодалов, расширявшего свои владения, политическое влияние и торговые связи. Стремясь к покорению отдельных восточнославянских земель, киевские князья приходили в столкновение с хазарами. Продвижение к Дунаю, стремление овладеть торговым путем по Чёрному морю и крымским побережьем приводило к борьбе русских князей с Византией, старавшейся ограничить влияние Руси в Причерноморье. В 907 г. князь Олег организовал поход морем на Константинополь. Византийцы вынуждены были просить русских о заключении мира и заплатить контрибуцию. По мирному договору 911г. Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе. Киевские князья предпринимали походы и в более отдаленные земли — за Кавказский хребет, к западному и южному побережьям Каспийского моря походы 880, 909, 910, 913-914 гг.. Расширение территории Киевского государства особенно активно стало осуществляться при правлении сына княгини Ольги, Святослава походы Святослава — 964-972 гг. Первый удар он нанес по империи хазар. Были захвачены их главные города на Дону и Волге. Святослав даже планировал обосноваться в этом регионе, став преемником разрушенной им империи Затем русские дружины выступили на Дунай, где захватили город Переяславец ранее принадлежавший болгарам, который Святослав решил сделать своей столицей. Подобные политические амбиции показывают, что киевские князья еще не связывали идею политического центра своей империи именно с Киевом. Опасность, пришедшая с Востока, — нашествие печенегов, заставила киевских князей больше внимания уделять внутреннему устройству собственного государства.
Политическое и социально-экономическое развитие русских земель в ХII — ХIII вв?
Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества.
Складывание в Древнерусском государстве крупного землевладения — вотчин — в условиях господства натурального хозяйства неизбежно делало их вполне самостоятельными производственными комплексами, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Существовавшие торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в быстро развивающихся местных хозяйственных и политических центрах — городах. Подъем производительных сил на местах вызывал рост числа городов и городского населения, в том числе и в тех городах, которые раньше не играли существенной экономической роли.
Раннефеодальному обществу времен Киевской Руси были присущи неизбежные социальные противоречия между верхами и низами. Формирующийся класс феодальных землевладельцев стремился к установлению различных форм экономической и юридической зависимости земледельческого населения. Но в XI-XIII вв. имевшиеся классовые антагонизмы носили в основном локальный характер, для разрешения вполне хватало сил местных властей, и они не требовали общегосударственного вмешательства. Данные условия делали крупных землевладельцев — бояр-вотчинников почти полностью экономически и социально независимыми от центральной власти. Местное боярство не видело
необходимости делиться своими доходами с великим киевским князем и активно поддерживало в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств.
Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Киевской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика.
Процесс наступления феодальной раздробленности был объективно неизбежен. Он дал возможность более прочному утверждению на Руси развивающейся системы феодальных отношений. С этой точки зрения можно говорить об исторической прогрессивности этого этапа русской истории, в рамках которого шло дальнейшее развитие экономики и культуры. Распад былой единой державы имел и ряд отрицательных последствий, главным из которых было усиление уязвимости русских земель от внешней опасности, особенно, в условиях возможного появления сильного противника.
Признаки политического раздробления Киевской Руси появились, как указывалось выше, вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой местного боярства, привела к возникновению системы обособившихся княжеских владений, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. наследование по правилу каждый да держит отчину свою.
На некоторое время при князьях Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Великом снова возвысился Киев как общерусский центр. Это князья сумели дать отпор усилившейся опасности нашествия кочевников-половцев. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Полоцкая, Черниговская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская и др. Процесс экономического обособления и политического дробления повторялся и внутри этих земель, почти каждая из них в свою очередь превращалась в систему мелких и полунезависимых феодальных княжеств. Феодальная раздробленность Руси существовала до конца XV в., когда большая часть территории былой Киевской державы вошла в состав Московского государства.
Культура Киевской Руси, не скованная феодальными путами, достигла высокого уровня развития. Нет никаких оснований видеть в ней две культуры — культуру господствующего класса и класса эксплуатируемых, по той простой причине, что классы в древнерусский период нашей истории еще не сложились. Культура вырастала прямо из недр народных масс. В основе ее было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры — былинах мы знаем неплохо. Ряд современных историков и филологов считают, что в былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Гораздо более правильной представляется точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранней эпохи Киевской Руси. Как было установлено И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин, былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками граффити, берестяные грамоты и др.. Все это позволяет пересмотреть те взгляды, которые получили широкое распространение в советский период — о том, что письменность появляется лишь в условиях классового общества, а грамотность, была уделом знати. Письменность у восточных славян появляется под воздействием внутренних факторов — процесса формирования городов-государств, волостей, во многом идентичных древневосточным номам и древнегреческим городам-государствам. На ранней стадии развития этих доклассовых государственных образований интеграционные тенденции были настолько сильны, что активно стимулировали рост письменности как одного из орудий межобщинных отношений. Решающее значение народных нужд в развитии древнерусской письменности подтверждается историей древнерусского литературного языка. Присущие древнерусскому обществу общинность и демократизм были мощными инструментами влияния народной стихии на литературный язык. Древнерусский литературный язык весь пронизан разговорной речью: он звучит в юридических текстах, летописях, древнейшей из которых была Повесть временных лет, в Молении Данила Заточника и многих других письменных памятниках. Звучит он и в жемчужине древнерусской письменности — Слове о полку Игореве, посвященном походу в 1187 г. новгород-северского князя Игоря на половцев.
В Киевской Руси высокого уровня достигла и поэзия в камне — архитектура. К сожалению, мы мало знаем о дохристианском зодчестве восточных славян — ведь оно было деревянным. Тут могут помочь лишь археологические раскопки и те описания, которые сохранились о храмах славян центральной Европы. Не так много сохранилось и каменных храмов. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы и
известных — изображение Дмитрия Солунского. Получила распространение в Древней Руси и икона — изображение святых, почитаемых церковью, на специально обработанных досках. Древнейший сохранившийся памятник иконописи — икона Владимирской богоматери. Она была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир, откуда и идет ее название. Искусствоведы отмечают в этой иконе лирику, мягкость, глубину выраженных в ней чувств. Это народное поэтическое начало получает во Владимиро-суздальском искусстве свое дальнейшее развитие. Оно видно уже в древнейшем из дошедших памятников станковой живописи этой земли — в Деисусе, выполненном, вероятно, в конце XII столетия Деисус означает моление. На иконе Христос представлен между двумя ангелами, слегка склонившими к нему головы. К этой же земле относится и великолепная икона Оранта.Русские златокузнецы, используя сложнейшую технику: скань, зернь, перегородчатую эмаль, изготовляли разнообразные украшения — серьги, кольца, ожерелья, подвески-колты и т.д.Давая оценку древнерусской культуре в целом, нужно иметь в виду, что она насквозь была пронизана языческими традициями. Не говоря о том, что целые районы были населены язычниками, само древнерусское христианство можно определить как охристианенное язычество.
studfiles.net
Средневековые цивилизации Запада и Востока
РУСЬ ДО И ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
К началу XIII столетия на Руси существовало двенадцать фактически самостоятельных крупных политических образований, именовавшихся «землями». В большинстве из них — Волынской и Галицкой, Муромской и Пинской, Полоцкой и Рязанской, Смоленской, Суздальской и Черниговской землях — правили определенные ветви древнерусского княжеского рода Рюриковичей. Земли включали в себя «волости» — территориальные единицы со стольными городами; княжеские столы (престолы) в волостях внутри каждой из земель распределялись между представителями правящей в земле ветви. Исключение составляли три земли — Киевская, Новгородская и Переяславская. Киев сохранял номинальный статус столицы всей Руси, и за княжение в нем шла конкурентная борьба между князьями разных земель. При этом в пределах Киевской земли существовали так называемые «части» — владения, выделяемые киевским князем сильнейшим князьям, представлявшим другие княжеские ветви. На Переяславское княжество в начале XIII в. также претендовали князья разных ветвей, но в отличие от Киевского, оно к этому времени утратило былое значение. Что касается Новгородской земли, то здесь местное боярство в XII столетии присвоило себе право приглашать князей по своему усмотрению, в результате чего ни одному из княжеских родов в Новгороде закрепиться не удалось. В начале XIII в., после пресечения местной ветви в Галицкой земле, объектом борьбы князей разных ветвей рода Рюриковичей стал также Галич. Сильнейшими землями на Руси в начале XIII в. были Черниговская, Смоленская, Суздальская (столицей ее стал с середины XII в. Владимир-на-Клязьме, но земля именовалась по прежней столице — Суздалю) и Волынская. Именно их князья — соответственно Ольговичи (Чернигов), Ростиславичи (Смоленск), а также потомки Юрия Долгорукого (Суздальская земля) и Изяслава Мстиславича (Волынь) — вели в первой трети XIII в. борьбу за «общерусские» столы — киевский, новгородский и галицкий.
Для социального строя раннесредневековой Руси было свойственно господствующее положение в обществе корпорации военно-служилой знати во главе с князем — «дружины». Члены дружины получали доход от системы государственных податей, возлагавшихся на «людей» — рядовое лично свободное население: в первую очередь, даней (поземельных податей) и судебных штрафов (вир и продаж). Существовали у дружинников, в первую очередь у верхнего слоя дружины, бояр, и собственные земельные владения, но они играли второстепенную роль в сравнении с системой так называемого «государственного феодализма». Со второй половины XII в. начался процесс смены дружины княжеским «двором». Это понятие имело два значения. С одной стороны, так назывались все княжеские служилые люди, включая бояр, с другой — только те, кто постоянно находился при князе. Эта категория, наследовавшая «молодшей дружине» предшествовавшего периода, называлась дворянами (т. е. членами княжеского двора) или слугами.
Первое столкновение русских князей с силами Монгольской империи, покорившей в первой четверти XIII в. Южную Сибирь, Северный Китай, Тибет, Среднюю Азию и Иран, произошло в 1223 г., когда крупный монгольский отряд из войск Чингисхана, действовавших в Средней Азии, обогнул с юга Каспийское море, разгромил государства Закавказья и северокавказских аланов, вышел в степи Приазовья и нанес поражение половцам. Половцы обратились за помощью к русским князьям, и те откликнулись на этот призыв. Был организован крупный поход в степь войск многих князей во главе с главными князьями Южной Руси киевским Мстиславом Романовичем, черниговским Мстиславом Святославичем и галицким Мстиславом Мстиславичем. Но когда дело дошло до битвы, организованность сменилась разобщенностью, результатом чего стал разгром русских войск и союзных им половцев 31 мая 1223 г. на р. Калке. Киевский и черниговский князья погибли. Монгольские войска, преследуя отступавших, достигли пределов Южной Руси и разорили один город, но затем повернули в степи и ушли на восток, за Волгу; масштабное вторжение на Русь в их планы тогда не входило.
В последующие годы монголы завершили завоевание Средней Азии и Западного Ирана, поставили под свой контроль степи к востоку от Волги. В 1235 г. на курултае (съезде) потомков Чингисхана было принято решение о походе на Запад, на завоевание Европы. Во главе соединенного войска был поставлен Бату (в русских источниках Батый), внук Чингисхана (сын его также уже умершего к тому времени старшего сына Джучи).
Первой жертвой завоевателей стало мусульманское государство Среднего Поволжья Волжская Булгария — она подверглась разгрому в 1236 г. В конце 1237 г. войско Батыя подошло к границам Руси. Первый удар монголов пришелся на северо-восточные русские земли. Сначала пало Рязанское княжество, в начале 1238 г. Батый вторгся в Суздальскую землю, где встретил наиболее упорное за все время завоевания Руси сопротивление. Под Коломной (еще в рязанских пределах) монголы в ожесточенном сражении взяли верх над войском во главе со Всеволодом, сыном владимирского князя Юрия Всеволодовича. Отчаянно сопротивлялись оказавшаяся затем на пути завоевателей Москва и столица княжества — Владимир. К началу марта 1238 г. монголы разорили большую часть территории Суздальской земли, взяв 14 городов. Юрий Всеволодович, пытавшийся собрать войска для отпора монголам, погиб в бою с одним из вражеских отрядов на реке Сить. Войска Батыя вторглись в пределы Новгородской земли, захватили после двухнедельной осады Торжок, форпост на ее юго-восточных границах, но на сам Новгород не пошли, а повернули обратно в степь, разорив по пути часть территорий Смоленщины и Черниговщины (в последней прославился семинедельной обороной г. Козельск).
Осенью 1239 г. отряды монголов захватили главные города Левобережья Днепра, столицы земель — Переяславль и Чернигов, а также опустошили восточные пределы Суздальской земли, не затронутые во время рейда Батыя. А осенью 1240 г. Батый начал свой главный поход — через Южную Русь в Центральную Европу. Первым пал после двухмесячной обороны Киев, затем подверглась разгрому Волынско-Галицкая Русь. После этого в 1241 — начале 1242 г. монгольские орды огнем и мечом прошли по Польше, Венгрии и Хорватии. Но силы их были истощены, и после получения известия о смерти в Монголии великого хана Угедея, сына Чингисхана, Батый повернул назад.
Русь в XII — первой половине XIII в. Татаро-монгольское нашествие
В отличие от 1223 г., когда князья Южной Руси сумели организовать соединенный поход против монголов, в 1237–1240 гг. со стороны русских правителей не возникло даже попытки скоординировать свои действия, причиной чему послужила затяжная междоусобная война за Киев и Галич, развернувшаяся в 30-е годы. Она продолжалась и тогда, когда Батый разорял Северо-Восточную Русь, более того — даже после падения Переяславля и Чернигова. В результате сильнейшие южнорусские князья того времени Михайл Всеволодович Черниговский (княживший накануне нашествия в Киеве) и Даниил Романович, владевший Волынью и Галичем, бежали из своих земель, не попытавшись организовать сопротивление захватчикам.
По завершении своего похода Батый обосновался на Нижней Волге. Здесь расположился центр нового государства, простершегося в степях Евразии от Нижнего Дуная до Иртыша. Оно получило название улус Джучи (по имени отца Батыя), или Орда. (Традиционное в исторической литературе название «Золотая Орда» появляется в источниках только в XVI в., когда улуса Джучи уже не существовало; в русских источниках XII–XV вв. это образование именовалось «Ордой» без какого-либо определения.) Столицей новой державы стал основанный Батыем город Сарай в низовьях Волги. Поначалу Орда входила составной частью в Монгольскую империю со столицей в Каракоруме во внутренней Монголии, но с 60-х годов XIII в. стала полностью независимым государством.
По праву завоевания монгольские ханы стали требовать от русских князей приезда в Орду с изъявлением признания зависимости. Правители русских земель подчинились этим требованиям — в середине 40-х годов они (в том числе самые влиятельные — Ярослав Всеволодович, ставший после гибели брата Юрия в 1238 г. великим князем Владимирским, Даниил Романович и Михаил Всеволодович Черниговский) приехали к Батыю и признали его власть. В отличие от большинства покоренных монголами стран Русь не вошла непосредственно во владения Чингизидов, местные правители сохранили свои владения. Зависимость выражалась, во-первых, в утверждении ханами князей на их престолах путем выдачи грамот (ярлыков) на княжение, во-вторых, в выплате дани (выхода), в-третьих, в обязанности оказывать монголам военную помощь.
Сами завоеватели называли себя монголами, но в Европе, в том числе на Руси, за многоэтничным населением Орды закрепилось название татары, восходившее к наименованию одного из монголоязычных племен, которое было перенесено (вначале китайцами) на остальные монгольские племена.
На монгольских правителей (сначала — на великого хана, потом на хана Орды) распространился титул цесарь/царь, которым обозначали в древнерусском языке правителя высшего (императорского) ранга. Ранее на Руси так называли только императоров Византии и Священной Римской империи. Таким образом, правитель Орды, носил, по представлениям того времени, титул более высокий, чем кто-либо из русских князей. Его верховная власть над Русью приобрела в силу этого некое подобие легитимности.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Искусство Руси времен Татаро-Монгольского нашествия
Владпмиро-суздальская земля больше всего пострадала от нашествия Батыя в 1237 — 1238 гг. Уничтожение произведений искусства было тем более ощутимо, что многие из них были созданы буквально накануне нашествия. Только в 1237 г. епископ Митрофаи поставил киот над престолом в Успенском соборе во Владимире, украшенный золотом и серебром. Ростовский епископ Кирилл в 1231 г. украсил собор в Ростове иконами «многоценными», пеленами, двумя киотами, напрестольной нндитией, сосудами и ринидами, а также и «златыми» дверями, установленными в южном портале, нарестольными крестами и внес в храм мощи святых «в раках прекрасных». В 1226 г., т.е. уже через три года после битвы па Калке, была заложена каменная церковь Спаса в Нижнем Новгороде. Л в 1234 г. князь Святослав Всеволодович «съ верши л церковь в Юрьеве и у краен ю… ». В это же время создавались и «златые» двери для Рождественского собора в Суздале. Собор был расписан фресковой живописью, а его пол был выуощен красным «разноличным мрамором».
Татары прежде всего опустошили самую богатую сокровищницу русского искусства — Успенский собор во Владимире. Они сорвали с иконы Владимирской Богоматери древний оклад из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями; ограбили и другие церкви и монастыри — сняли драгоценные оклады с напрестольных Евангелий, унесли кресты и сосуды, а также и одежды князей, которые принято было вешать в храмах на память о них. Разорив Владимир, татары двинулись к Ростову, а потом на Ярославль и Городец и по Волге вплоть «до Галича Мерского». Другие пошли к Юрьеву, Переславлю, Дмитрову и Твери.
Нам предстоит выяснить, насколько опустошительным было уничтожение древних произведений искусства и как быстро протекал процесс восстановления древних памятников. Это имеет прямое отношение к выяснению преемственности традиций и появлению новых качеств в искусстве.
Разоренный татарами владимирский Успенский собор все-таки кое-что сохранил из домонгольского прикладного и изобразительного искусства. Здесь сохранился от храмовой утвари Андрея Боголюбского Сион XII в., позднее привезенный в Москву. Уцелел чтимый образ Владимирской Богоматери XII в., на котором остался и фрагмент золотого чеканного и басменного оклада с семифнгуриым деисусом. Это, по-видимому, часть того оклада, который вновь был сделан в XIII в. после пожара 1185 г., когда сильно пострадало церковное узорочье, данное Андреем Боголюбским. Возможно, отсюда же происходит и икона Вседержителя («Спас, златые власы»), написанная в начале XIII в. в традиции высокого владимиро-суздальского искусства. Уцелел и сильно пострадавший образ Богоматери Боголюбской XII в. В Ярославе чудом сохранился большой храмовый образ начала XIII в. Богоматери «Великая Панагия» и моленная икона Спаса середины XIII в. ярославских князей Василия и Константина.
Меньше всего уцелело произведений прикладного искусства, которые привлекали своей драгоценностью, и их легче было унести. Тем не менее, когда в конце XIII в. татарская рать вместе с князьями Андреем Александровичем Городецким и Федором Ростиславичем Ярославским взяла Владимир, то Успенский собор еще хранил произведения прикладного искусства. Они вновь были разграблены: «… и чудное дно медяное выдраша, и сосуды священныя вся поимаша». На протяжении всей второй половины XIII в. летописи не сообщают сведений о строительстве храмов во Владимире или Суздале. Раньше их пробуждается Ростов Великий. Уже в 1253 г. в Ростове освящалась вновь построенная деревянная церковь Бориса и Глеба внуками Константина Всеволодовича — Борисом Ростовским и Глебом Белозерским. Новый храм стоял недолго и, повидимому, сгорел, а в 1287 г. был восстановлен заново и освящен ростовским епископом Игнатием.
О произведениях прикладного искусства в Ростове мы не имеем никаких данных. Но непрерывное возобновление храмов почти сразу же после Батыева погрома свидетельствует о том, что на Владимиро-Суздальской земле еще были опытные строители, живописцы и мастера церковного «узорочья». И, несмотря на отсутствие самих произведений прикладного искусства XIII в., у пас пет оснований говорить о полной потере домонгольских традиций в искусстве. Судя по сохранившимся произведениям живописи XIII — начала XIV в., в них еще ярко выявлялись черты высокого искусства ростово-суздальской школы. 13 прикладном искусстве некоторое снижение уровня мастерства несомненно было за счет угона мастеров и снижения материальной базы для создания произведений искусства (прежде всего — отсутствие драгоценных металлов) и потерн некоторых сложных технических навыков. Но оно обогащалось за счет народного искусства, а следовательно, ярче выявляло его национальные особенности. Последние проявились и в профессиональном искусстве ростовской живописи.
Черты народной интерпретации образов в простоватых, но эмоционально напряженных лицах уже выявлены в чеканке деисуса на золотом окладе XIII в. с иконы Владимирской Богоматери. В то же время это произведение сохраняет монументальное величие фигур с искусной домонгольской пластикой одежд в византийской традиции.
Новгород не был разорен во время татаро-монгольского нашествия, но новгородское прикладное искусство во второй половине XIII в. переживало большую ломку, как и искусство среднерусских земель. Это можно проследить прежде всего по иконографическим изображениям на золоте и серебре, т.е. на произведениях, сделанных не простыми ремесленниками, а городскими мастерами прикладного искусства. Подписанных и точно датированных произведений новгородского происхождения, относящихся к этому времени, нет. В самом Новгороде и его окрестностях не сохранилось ни одного не разрозненного комплекса церковных или монастырских ризниц, кроме ризницы Софийского собора. Ценнейшим источником для выявления новгородских древностей является Оружейная палата Московского Кремля и ризница Троице-Сергиевой лавры. Археологические раскопки в Новгороде мало помогают разработке истории прикладного искусства, так как они дают больше рядового материала бытового назначения, как, например, крестытельники, височные кольца, серьги, булавки, перстни, браслеты.
В конце XV в. из Новгорода в Москву попало значительное количество древних новгородских произведений в качестве «поминков», полученных Иваном 3, и изъятий, произведенных после покорения Новгорода. Вывозил из Новгорода произведения искусства и Иван Грозный.
Великий Новгород был одним из центров производства перегородчатых эмалей в домонгольское время. Этот факт в настоящее время уже твердо установлен благодаря археологическим находкам. Исследователи располагают теперь довольно большим числом новгородских произведений с перегородчатыми эмалями XII — XIII вв.
В процессе сохранения и собирания художественного наследия Северо-восточной Руси после ее разорения татаро-монголами Твери принадлежит особо важное место. В Тверь бежали жители из многих мест Ростово-Суздальской земли, «…собраша жеся тогда во Тверь отвсюду бегдых много и вси совещашася межи собою с татары битися». Эти пришельцы из высокоразвитых центров русской культуры домонгольского времени переносили в Тверь знания и художественные традиции своей родины. Связи с древним Ростовом закрепляются и династическим браком. В 1294 г. Михаил Ярославич Тверской женится на дочери Дмитрия Борисовича Ростовского Анне: Как ни один другой центр культуры, Тверь быстро возрождалась после опустошительного нашествия Батыя. Уже в середине XIII в. по всей Тверской земле наблюдается размах деревянного строительства. В 1240 г. в Твери князем Ярославом Всеволодовичем была перенесена на правый берег Волги и заново срублена крепость. В разных местах Тверского княжества строилось много деревянных церквей и монастырей, потом исчезнувших, но оставивших о себе известия, собранные в XIX в. местными краеведами. К XIII в: относится, например, известие о древнем монастыре на реке Жабне близ Калязина, разоренном татарами. В XIII — XIV в. увеличивалось и число рядовых тверских городов, которые расширялись, обрастали посадами, «что служит ярким показателем процесса возрождения экономики и культуры русского города, шедшего вглубь, несмотря на татарский гнет и феодальные междоусобицы».
В последней четверти XIII в. строительство в Твери идет такими темпами, что оно предполагало и стабильность материальной базы у тверских князей, и наличие достаточного количества мастеров разных специальностей. И, что особенно важно, в Твери развивалось уже каменное зодчество. В 1285 г. тверской князь Михаил Ярославич и его мать Оксинья заложили каменный храм Спаса Преображения на месте деревянного соборного храма Козьмы и Дамиана 1271 г., сгоревшего в 1282 г. В 1290 г. храм уже был завершен, а в 1292 г. — расписан фресковой живописью. Об этом позаботился тверской владыка Андрей, нанявший лучших художников и иконописцев. В 1297 г. освящена церковь Афанасия и срублен город Зубков. Во время пожара в Твери в 1298 г. сообщается, что «сгорело немало именья — золота и серебра, ружья, порть». «Обстоятельство или факт, что уже в XIII в. в Твери оказалась нужда в каменном соборном храме и что там нашлись мастера, которые сумели его выстроить, тогда как в других городах, как известно, даже в позднейшее время не умели сами строить каменных храмов и обращались к чужим мастерам, — весьма замечательный и показывающий, как высоко уже в это время стояла Тверь в культурном отношении».
Восстановлению культуры Твери способствовали и старые центры просвещения, каким был Отрочь монастырь, ставший центром переписки книг и литературной деятельности, а также и установление в 1271 г. епископской кафедры. Первый тверской епископ Симон был одним из образованнейших людей своего времени. По словам летописи, он был «добродетелен и учите лен и силен в книгах божественного писания… и честен, и смыслен зело…». Важным фактом в истории культуры Твери было начало тверского летописания, которое А.И. Насонов относит к 1285 г.
Тверь возвышалась одновременно с Москвой, и порою масштабы строительной деятельности в Твери были более значительными, чем в Москве.
Искусство Москвы второй половины XIII в. почти ничем не представлено, за исключением немногочисленных археологических находок. Последние трудно расчленить с домонгольским XIII в. Все, что известно от этого времени, относится к типичному городскому ремеслу, знакомому по раскопкам в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Смоленске.
Археологические наблюдения в Московском Кремле представляют интерес прежде всего потому, что они констатируют следующий факт: после сожжения Москвы Батыем в 1237 г. нет никакого перерыва в напластовании культурного слоя. Москва тотчас же отстраивается после погрома, повидимому, привлекая к себе беженцев из других мест Владимиро-Суздальской земли, а возможно, и киевщины.
Изыскания выяснили очень важное обстоятельство — более древнюю дату начала в Москве каменного строительства, относимую к 80-м годам XIII в. Это чрезвычайно интересное открытие проливает свет на взаимоотношения Москвы с Тверью. Соперничество двух возвышающихся одновременно центров на окраине Владимпро-Суздальской земли выражалось не только в делах политических, но и в храмовом строительстве, в создании собственного летописания, памятников письменности, живописи и прикладного искусства. Время создателя династии московских великих князей Даниила Александровича, известное до сих пор только по письменным источникам, теперь приобретает источники археологические. Выводы историков о том, что культура Москвы опиралась прежде всего на владимиро-суздальское художественное наследство времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, а следовательно, на культурные богатства Киевской Руси, приобретают все новые доказательства в исследованиях историков культуры и археологов.
XIII в. был переломной эпохой в русской культуре, когда рождалось новое осмысление образов, народный характер их истолкования. Это было связано не только с установлением татаро-монгольского ига, но и с тем культурно-историческим процессом, который охватил всю Западную Европу на пороге Возрождения, принесшего новые гуманистические идеи. В русском прикладном искусстве они особенно ярко сказались в последней четверти XIV — начале XV в. Москва и Новгород находились в этот период в общем русле западной и южнославянской культуры, воспринявшей богатое наследие Византии. И мы не видим в русском прикладном искусстве тех прямых «заимствований» и «влияний», которые бы ставили это искусство как бы па второе, подчиненное место. «Заимствования» и «влияния» могли быть только двусторонними. И порою творческий характер русского искусства ставил его выше южнославянского и поздневизантийского. При этом русское искусство никогда не теряло национальных особенностей и не было подражательным.
histerl.ru
Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)
Тяжелейшим испытанием для древнерусской культуры стало иго Золотой Орды. Многие русские города были сожжены, разграблены, памятники искусства, уничтожены, художники убиты или уведены в плен. Ведущую роль в культуре этого периода играла церковь. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость. Подъем национального самосознания во многом связан с деятельностью одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. Это он вдохновил московского князя Дмитрия (Донского) на Куликовскую битву. Он заложил основание Троице-Сергиевой лавры, многих монастырей и храмов. Главной своей задачей Сергий и его ученики считали духовное воспитание народа.
Древнерусские города Новгород и Псков не знали монголо-татарского ига, но выплачивали посланным туда баскакам дань. Художественная жизнь здесь продолжалась. Здесь появилась повесть «Сказание о граде Китеже», который стал символом России, прообразом земного рая. Возрождение древнерусских городов начинается с середины XIV века. Необходимость обороны консолидировала русские силы, способствовала объединению русских земель, формированию русской народности. В этом процессе главную роль играла Москва. Дело в том, что к этому времени Византийская империя была разгромлена турками, Константинополь как центр христианского православия пал и был переименован в Стамбул. Установление турецкого владычества на Балканах было страшной угрозой для славян. Все это усилило значение Московской Руси как центра православия. Первое поражение татар, нанесенное полками Дмитрия Донского в 1378 г., а затем Куликовская битва 1380 г. были концом рабства. Начинается быстрое объединение русских земель, которое завершается в конце XV — начале XVI века под началом Москвы.
Троица «Андрея Рублева»
Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров иконописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Возрождения. В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и другие. В Новгороде сложилась местная живописная школа, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей. Его живописная манера была своеобразна, неповторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энергией и внутренним напряжением. Феофан Грек познакомил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы. Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.
Определенное влияние на древнерусскую культуру оказали связи с кочевым Востоком. Русские и кочевники не только воевали, но и напрямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарматы, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.
Монгольское влияние на русскую культуру оценивается историками по-разному. Так, например, Карамзин считает, что Москва обязана своим величием ханам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влияния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали. Конечно, монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разрушены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубецкой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мнению, дали покоренным русским землям основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека. Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то специального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны мон-голо-татар не было. У власти оставались русские князья, они платили Орде дань. Но сама власть князей претерпела изменения. Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.
Конечно, монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси. Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и автономным правителем. За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшественники. Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов образования самодержавия на Руси.
Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом. Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле. В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на русское просвещение, т.к. сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве.
Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы. Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами монголы были крайне суеверны и считали шаманов людьми, наделенными сверхъестественными свойствами. В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы.
Что еще дали монголы древней Руси? Принцип этикета дипломатических переговоров. Знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными державами, в особенности с преемниками Золотой Орды. В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала цивилизующим фактором. Многие татары со временем пришли в христианство и стали видными деятелями русской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.
Читайте также:
Культура языческой и Киевской РусиКультура Московского государстваКультура Петербургской империи. Русская культура XIII векаКультура Петербургской империи. Культура России XIX векаХудожественная культура России «Серебряного века»Русская культура Советского периода
www.mudriyfilosof.ru