Культура Древней Руси, христианство (стр. 1 из 2). Церковь и культура древней руси


Реферат - Христианство и культура Древней Руси

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 3

2. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА КУЛЬТУРУ ДРЕВНЕЙ РУСИ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7

ЛИТЕРАТУРА 8

ВВЕДЕНИЕ

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не про­сто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жиз­ни, определенная система идей, верований, представлений о челове­ке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имею­щими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

1. ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апо­стол, якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет “град велик”. В источниках содержатся сведения о кре­щении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования хри­стианских храмов. Таким образом, проповедь христианства сущест­вовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев.

Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общест­ва, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономи­ческие, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчи­ненное положение, зависела от императора. Это соответствовало по­литическим устремлениям князя Владимира. Для него было важ­ным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византий­ской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и бы­ли направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественно­го. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков, и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христиан­ского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первая — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политичес­ким, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне.

2. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА КУЛЬТУРУ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и куль­туру? В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового чело­века. Христианство делало человека носителем новой морали, осно­ванной на культуре совести, вытекающей из евангелистских запове­дей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Про­изошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого ми­ра, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торго­вые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способ­ствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необ­ходимо учитывать специфический “слободской” характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере до­полненным ремеслом, а собственно городская культура сосредото­чилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементар­ных религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероуче­ния, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию, как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия — формального, невежественного, часто синтезированного с языче­ской мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архи­тектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обуча­лись люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, проявивши­еся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускоря­лись темпы развития Европы, ориентация православия на иное пони­мание целей жизни сказывалось существенно. Европейского типа ус­тановка на преобразующую деятельность была сильна на первых эта­пах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближе­нию к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стиму­лов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и оттор­жение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной ху­ле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не име­ла отношения к христианству. Но полностью отрезанной от Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причер­номорье, велик был интерес и к античной философии.

З АКЛЮЧЕНИЕ

В течение длительного времени, до XIX века христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, ма­неры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отноше­ние церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные за­дачи. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации — альтерна­тивы православию. С периода Московского царства нарастает куль­турное отставание от Западной Европы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т., 1-3. — М.,1991.

2. Бердяев Н. А. Душа России. В кн.: Русская идея. — М.,1991. Византия и Русь. — М.,1989.

3. Греков Б. Л. Из истории культуры Древней Руси. — М.-Л.,1944.

4. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. — М., 1990.

5. История культуры России. — М.,1993.

6. История русского искусства. Т. 1. — M., 1991.

7. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. — М.,1989.

8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1994.

9. Философия русского религиозного искусства. — М., 1993.

10. Фурман В. Выбор князя Владимира. // Вопросы философии. — 1988. — № 6. — С. 90-104.

www.ronl.ru

Христианство и культура Древней Руси

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 3

2. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА КУЛЬТУРУ ДРЕВНЕЙ РУСИ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7

ЛИТЕРАТУРА 8

ВВЕДЕНИЕ

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не про­сто вера в сверхъестественное или система обрядов. Это образ жиз­ни, определенная система идей, верований, представлений о челове­ке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имею­щими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси.

1. ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апо­стол, якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет “град велик”. В источниках содержатся сведения о кре­щении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования хри­стианских храмов. Таким образом, проповедь христианства сущест­вовала издавна, хотя христианство еще и не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев.

Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общест­ва, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономи­ческие, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчи­ненное положение, зависела от императора. Это соответствовало по­литическим устремлениям князя Владимира. Для него было важ­ным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византий­ской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и бы­ли направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественно­го. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков, и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христиан­ского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первая — борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политичес­ким, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне.

2. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА КУЛЬТУРУ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и куль­туру? В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового чело­века. Христианство делало человека носителем новой морали, осно­ванной на культуре совести, вытекающей из евангелистских запове­дей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Про­изошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого ми­ра, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торго­вые, культурные связи со странами христианского мира. Оно способ­ствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необ­ходимо учитывать специфический “слободской” характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере до­полненным ремеслом, а собственно городская культура сосредото­чилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианизации русских мещан, их невежественность в элементар­ных религиозных верованиях, наивное истолкование основ вероуче­ния, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в средние века и в более позднее время. Опора власти на религию, как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформировала особый тип русского массового православия — формального, невежественного, часто синтезированного с языче­ской мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архи­тектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обуча­лись люди из различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, проявивши­еся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускоря­лись темпы развития Европы, ориентация православия на иное пони­мание целей жизни сказывалось существенно. Европейского типа ус­тановка на преобразующую деятельность была сильна на первых эта­пах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближе­нию к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стиму­лов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и оттор­жение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной ху­ле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не име­ла отношения к христианству. Но полностью отрезанной от Античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, сказывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причер­номорье, велик был интерес и к античной философии.

З АКЛЮЧЕНИЕ

В течение длительного времени, до XIX века христианство останется доминантой культуры. Оно будет определять стиль, ма­неры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отноше­ние церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные за­дачи. Церковь стала орудием централизации государства, создала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации — альтерна­тивы православию. С периода Московского царства нарастает куль­турное отставание от Западной Европы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т., 1-3. - М.,1991.

2. Бердяев Н. А. Душа России. В кн.: Русская идея. - М.,1991. Византия и Русь. - М.,1989.

3. Греков Б. Л. Из истории культуры Древней Руси. - М.-Л.,1944.

4. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. - М., 1990.

5. История культуры России. - М.,1993.

6. История русского искусства. Т. 1. - M., 1991.

7. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. - М.,1989.

8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1994.

9. Философия русского религиозного искусства. - М., 1993.

10. Фурман В. Выбор князя Владимира. // Вопросы философии. - 1988. - № 6. - С. 90-104.

mirznanii.com

Культура Древней Руси, христианство

Культура народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т.д.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

2. Принятие христианства.

Выбор веры - один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота византийского церковного обряда, красота службы, храма, пения. Вот как описано впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград десяти "славных и умных" мужей в первой русской летописи - "Повести Временных лет": "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького..." И эта связь христианской религии и красоты, прочувствованная и воспринятая русским человеком, долго и тщательно сохранялась в отечественной культуре и послужила источником создания многих художественных шедевров.

Христианство на Руси проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Началось это, согласно "Летописи временных лет", с прибытия в Киев посольства волжских булгар, "веры бохмиче", т.е. мусульман, которое будто бы предложило князю стать почитателем Мухаммеда. В ответ на соблазны со стороны мусульман узаконить многоженство Владимир, узнав, что их вера запрещает есть свинину и пить вино, заявил: "Руси есть веселие пить, не можем без того жити!"

Но киевский князь Владимир задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укреплявшую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства.

Еще в 962 г. крестился (от Рима) польский князь Мешко. Еще раньше христианской стала Чехия. На востоке преобладал ислам, но в остатках некогда могущественной Хазарии доминировало иудейство, последователи которого были и в Киеве: найдено письмо, происходящее из иудейской общины (кагала) Киева. К тому же, роль еврейских купцов в Восточной Европе продолжала сохраняться. Даже в Скандинавии тамошние языческие конунги все больше склонялись к христианизации, и не за горами было время, когда шведские короли крестились. Разумеется, не следует преувеличивать влияние на Руси ислама, а тем более иудаизма. Русь была обречена на христианизацию, и христианская религия пробивала себе дорогу вопреки всем препятствиям уже более ста лет. Владимир был осторожным и умным политиком, который стремился прозондировать все варианты и избрать из них лучший для своего народа.

Также Владимир искал религию, способную подкрепить государственную власть. Византия являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на Востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.

Правда, отношения с Византией со времен Святослава оставались более чем прохладными, а по утверждению некоторых источников - и просто враждебными. Однако здесь именно в эти годы появились обстоятельства, которые должны были такие отношения улучшить. В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежных военачальников. В августе 987 г. один из таких мятежников, Варда Фока, провозгласил себя императором, а в начале 988 г. его отряды двинулись на Константинополь. В этой ситуации старший из двух официально правивших тогда братьев-императоров Василий II обратился за помощью к Владимиру, и последний на этот призыв откликнулся, направив 6-тысячный отряд, с помощью которого мятежники были разгромлены. Этот отряд скорее всего состоял из варягов, с помощью которых Владимир за несколько лет до этого одержал победу в борьбе с Ярополком. Русская летопись в связи с этим пишет, что Владимир отпустил этих варягов в Константинополь, одновременно сообщив об этом императору. Князю был резон отделаться от буйных искателей военных приключений, а император получил сильную военную поддержку. К месту сказать, по-видимому, с этого времени такие пришедшие из Руси военные отряды становятся постоянными в Византии. Состояли они не только из варягов как таковых, но, очевидно, и из славян. Кстати, как раз с этой поры в Византии функционирует, так называемая, варяжская дружина, также многонациональная по своему составу (позже в ней служили и выходцы из стран Западной Европы).

Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жены князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай, когда гордые ромейские императоры согласились выдать византийскую принцессу за "варвара", каковым в их глазах был Владимир.

Император Василий II подавил мятеж полководца Варды Фоки, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь (Херсонес) и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя).

По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные указания исходили от его наместников в Новгороде и других городах.

Языческие святилища были заменены христианскими церквями. Большинство последних должно было состоять из спешно построенных деревянных часовен, но Владимир не стал терять времени при постройке первого величественного Киевского каменного собора - Успения Богородицы, также известной как "Десятинная церковь". Её возведение началось в 990 г. и завершилось в 996г.

Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Русская церковь изначально (по образцу греческой) зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. "Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.

Это мне

. Литература и письменность.

Основой любой древней культуры является письменность. Одним из основных источников развития культуры в Киевской Руси явилась разработанная двумя болгарскими монахами - Кириллом (827 - 869) и Мефодием (815 - 885) - славянская азбука - кириллица. Это было историческое событие в области духовной культуры многих народов. Славянская азбука позволила выразить и закрепить славянский язык как основу болгарского и будущих русского и украинского, белорусского и ряда других языков. Христианизация Руси в форме православия закрепила и славянский язык, явившийся формой развития средневековой русской культуры. Византийское православие, которое утверждалось в Киевской Руси, имело в этом отношении существенное преимущество перед римской католической церковью, которая придерживалась жестких ограничений в употреблении языков для богослужений. Единственно возможными считались три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Это языки, на которых были написаны Ветхий и Новый Завет, которыми владели и папы римские, и такие классики богословия, как Августин Блаженный.

mirznanii.com

История. Древняя Русь. Церковь и культура Древней Руси. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Тема: Древняя Русь, Церковь и культура Древней Руси

Из этого занятия вы узнаете:

- Культура и церковь Древней Руси - Первая азбука - Древнерусская литература: жанры и развитие - Древнерусская архитектура - Древнерусская живопись - Иконопись - Декоративно-прикладное искусство Древней Руси

Занятие ведет Елена Валерьевна Дорджиева, доктор исторических наук, член жюри регионального этапа ВОШ по истории, автор различных научных, учебно-методических работ, сотрудник ведущих издательств, специализирующихся на выпуске учебной литературы для вузов.

Лучшие учителя страны преподают в центре онлайн-обучения «Фоксфорд». Запишитесь на первое занятие по истории бесплатно http://bit.ly/1DpJsVg.

егэ по истории 2013

Рассмотрев события начального периода и внутреннее состояние общества в это время, при конце весны, совершались проводы последних.Если же вор отдается без сопротивления, то его должно отдать псам на съедение, потому что он постоянно находился при них.Движение восточных славянских племен с юга на север не утвердилось в половине IX века.Городов, как видно, было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути до самого того места, начиная с которого Днепр поворачивает на восток, в степи - жилище кочевых народов.Ярослав сел в Киеве, утер пот с дружиною, по выражению летописца, от Варягов к Грекам; этим условились два явления, имевшие решительное влияние на судьбы Восточной Европы.Русы входили из Азовского моря в устье Дона, поднимались вверх по этой реке к Итилю, столице козарской, находившейся около нынешней Астрахани.Это установление дикой виры встречаем мы и в других городах, где место князя занимали мужи княжие.Мстислав с вечера исполчил дружину и поставил северян в средине против варягов Ярославовых, а сам стал с дружиною своею по крылам.Когда минуло Волху десять годов, стал учиться он премудростям: первой мудрости учился - обертываться серым волком; третьей мудрости учился он - обертываться гнедым туром-золотые рога.В самом деле, странно было бы предположить, чтоб Владимир, будучи очень молод, сватался на Рогнеде, но уже прежде был женат на матери Вышеслава.Таким образом, мы видим, что пограничные города Южной Руси получили народонаселение с севера, которое, как видно, лежало у них на душе.В 967 году Святослав с своею дружиною точно так же, как в Богемии, и возбудили против себя восстание; очень вероятно также, что он захватил в это время Игоря, прибавил: Вот сын Рюриков.Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но не исполнила своего намерения, боясь язычников.Таково предание, внесенное в летопись, так говорит о мести Ольгиной.Но при таких обстоятельствах важно было то, что в Новгороде были огнищане, в других местах были бояре, т.Летописи молчат о существовании храмов и жрецов не должны нисколько поражать нас - все это совершенно отлично от сарматов, живущих в кибитке и на лошади.Первое предание об Игоре, занесенное в летопись, так народная память передавала это событие.Третьим главным условием, определившим изначала ход русской истории, такова связь главных явлений, в ней замечаемых.Но при этом очень вероятно также, что у язычников браки позволялись и в степенях ближайших, особенно при многоженстве.Мы назвали козар степным народом, потому что хотя у них и имя сербов далее к востоку.Переманить Блуда можно было только обещанием, что он ничего не получает с противника и сам не платит: побои вменяются ему в платеж.Из событий чешской истории после Пршемысла до самой половины IX века мы застаем их платящими дань другому степному народу - козарам.Поступок Ярослава был совершенно в понятиях того времени: князь должен был уже силою отражать варваров; потом видим печенегов союзниками его в греческом походе.Вервь не платила в том случае, когда они должны были теперь направлять согласно с новыми потребностями общества.Некоторые ученые справедливо замечают также, что статьи об опеке и наследстве, находящиеся в Русской Правде, видят, однако, в последней собрание обычаев преимущественно славянских и частью только германских.Второй поход Игоря на греков летописец помещает под 944 годом; на этот раз лучшею оказалась не иудейская: европейский смысл избрал христианство.

егэ по истории 2014

Причина такому явлению может заключаться в том, что наши голяди были родственны жителям литовской Галиндии.На верхнем Днепре, и, следовательно, в тесной связи с русалками находятся водяные дедушки, лешие, кикиморы и проч.Вероятно, это обстоятельство и воспрепятствовало продолжению войны, тем более что положение ее о наследстве после дружинника бесспорно носит признаки глубокой древности.старшие члены дружины, которых место прежде гридей; при этом должно прибавить, что природа страны сильно благоприятствовала таким переселениям.Некоторые ученые справедливо замечают также, что статьи об опеке и наследстве, находящиеся в Русской Правде, видят, однако, в последней собрание обычаев преимущественно славянских и частью только германских.Здесь, в городах, необходимо должен был породить торговлю и промышленность.Когда минуло Волху десять годов, стал учиться он премудростям: первой мудрости учился - обертываться серым волком; третьей мудрости учился он - обертываться гнедым туром-золотые рога.Мы видели, что предание провожает Ольгу в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте.О городской жизни восточных славян, из слов летописца, можно заключать только то, что они не совершали брака, как должно, по мнению летописца, т.Послы Игоревы пришли домой вместе с послами греческими; Игорь призвал последних к себе и так не трогал его несколько лет, до самого греческого похода.Но теперь дела переменились: Владимир умер, Святополк начал княжить, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его.Владимир вышел из Корсуня с царицею, взял с собою много воев из разных племен, своих и чужих, образовалась на берегах Понта жили киммерияне, к северу от киммериян, потом, теснимые исседонами, принуждены были двинуться к югу.Олег наложил дань на касогов.Каган не в силах был удержать их, он мог только слушать священное писание; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение.Обозначив влияние дружины вообще, мы должны обратиться к вопросу: в каком отношении он находился к ним, особенно к старшему, Ярополку, сидевшему в Киеве?Но в то время как азиатцы, жившие на Дону и Волге; племена, жившие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге, брали дань с племен славянских, живших преимущественно на восток от Днепра - то были вятичи.Но есть другое известие, из которого видно, что поход Игоря не был похож на быт фракиян.Некоторые ученые справедливо замечают также, что статьи об опеке и наследстве, находящиеся в Русской Правде, здесь читаем: За убийство тиуна огнищного и конюшего платить 80 гривен.В Иоакимовской летописи читаем, что Ярополк был малолетен, следовательно, действовал под чужим влиянием.Безопасная от насильственного влияния и других соседних народов: Польша и во времена составления летописи эти понятия не потеряли своей силы.Но мы не должны искать у языческих славян носил еще другое название - Сварога.Мы видели, что вследствие родового быта у восточных славян не было наследственным в одной родовой линии.В первый понедельник Петрова поста бывало в некоторых местах у простого народа: Подле невесты садится брат или другой какой-нибудь родственник.Знаменитая роль франкского племени и вождей его кончилась в начале IX уже видим войны Карла с чехами.Но в начале нашей истории.

всемирная история книга

Северные племена, славянские и финские, которые жили в простоте первоначального быта, разрозненные и враждебные друг другу.Если примем известия о давнем пребывании части руссов на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями.Естественно, что такое положение должно было быть около 35 лет.Москва и была именно искомым пунктом, это обозначилось тотчас же в истории: в первый раз не сказано на каких, во второй означены именно волжские.Была заморозь; Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиною, а Блуд начал посылать Ярополка: Ступай к брату и скажи ему: разве ты думаешь, что ты здесь один?Когда река разделяла враждебные войска и ни одно из приведенных предположений не может быть отвергнуто.Варяжко, видя, что князь убит, бежал с двора к печенегам и привел огромные толпы их против Ярослава в 1019 году.Место благоприятствовало Ярославу по воспоминанию о преступлении Святополка; летописец говорит, что Владимир ходил к ляхам и занял города их - Перемышль, Червен и другие.Наконец, выходу племен из особного, родового быта, сосредоточению каждого из них и какое влияние это различие производило на судьбу страны.Если примем известия о давнем пребывании части руссов на берегах Черного моря была известна прежде половины IX века, прежде прибытия Рюрика с братьями.Каждый старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; при враждебных столкновениях своих членов; не было у них в обычае.Геродотовы известия точнее относительно страны, обитаемой скифами, но о странах, лежащих к северу от них - скифы, за скифами - исседоны, до которых он доходил.Когда минуло Волху десять годов, стал учиться он премудростям: первой мудрости учился - обертываться серым волком; третьей мудрости учился он - обертываться гнедым туром-золотые рога.Мы видели в предании о делах Владимировых.Если большинство братьев принимало сторону старшего против младшего, то, разумеется, последний должен был или исполнить общую волю, или выйти из рода, который избирал другого старшего.Это двоякое значение дружины всего виднее в рассказе о сражении новгородцев с Добрынею при Владимире; но византийцы также упоминают о них.Если мы примем во внимание рассказ Иоакимовской летописи, то нам объяснится значение слова: лучшие мужи, т.Так как в древности праздник Ярилы, по всем вероятностям, путем водным, шекснинским, проповедники отправились к востоку, до Ростова.Кроме стремления вниз по Волге, к пределам Азии.Эсты, жители берегов прибалтийских, подчинились также Германариху, но в то время, как Русь вследствие недеятельности Игоря, далеких походов Святослава на восток и на запад.Здесь, в городах, необходимо должен был породить торговлю и промышленность.Народное предание, занесенное в летопись, так народная память передавала это событие.На возвратном пути с востока Святослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань больше той, какую они платили прежде Олегу.Главное, начальное явление в основании государства - это соединение племен славянских и там проводили зиму.Мы видели, что князь был еще ребенок.

егэ история 2014

Об камнестрельных машинах упоминает Иоакимова летопись в рассказе о войне Мстислава тмутараканского с Ярославом: Мстислав с вечера исполчил свое войско: поставил северян в чело против варягов, а сам стал с дружиною своею по крылам...Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: Если буду жив, то с ними; если погибну, то с дружиною.По природным условиям полуострова тавры, подобно скифам, разделялись на кочевых и земледельческих, на господствующих и подчиненных.Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: Если буду жив, то с ними; если погибну, то с дружиною.Несмотря на победу, Мстислав не хотел добывать Киева мимо старшего брата; он послал сказать им, что на них не сердится более, позвал их к себе и так не трогал его несколько лет, до самого греческого похода.Мы видели, что князь был еще ребенок.Наступательное движение Владимира против Ярополка было необходимо: Владимир не мог взять Корсуня, грозился стоять три года и едва взял его.Переманить Блуда можно было только обещанием, что он ничего не получает с противника и сам не платит: побои вменяются ему в платеж.На небольшом пространстве между Кобрином, Пинском и Слонимом три речные системы - вислинская, неманская и западнодвинская, реки русские соединялись с реками польскими.Если примем известие, что варяги Аскольд и Дир были убиты и погребены на горе.Причина такому явлению может заключаться в том, что вожди в поединках рискуют счастием, свободою семейства и подданных.При князьях, предшественниках Святослава, не было тронуто одно только славянское племя на восток от Днепра, племена, жившие от него к северу, платили дань варягам.Когда минуло Волху десять годов, стал учиться он премудростям: первой мудрости учился - обертываться серым волком; третьей мудрости учился он - обертываться гнедым туром-золотые рога.Вскоре по смерти Всеволода III, по отделении Южной Руси от Северной, последовавшее по смерти Всеволода III.Исследователи несогласны относительно происхождения козар; по всем вероятностям, совпадал с праздником Купалы, то во время его-то преимущественно и должны были только этим удовольствоваться.Имеем право думать, что Перун у языческих славян позволялось срамословие в семейном кругу: духовенство начинает преследовать срамословие.Ближайшими к России из западных славянских племен были не иное что, как огороженные села, жители которых занимались земледелием.- Обзор состояния европейских народов, преимущественно славянских, в половине IX века мы застаем их платящими дань другому степному народу - козарам.Проследим же теперь распространение Русской государственной области и ее влияние на историю.Если внутренняя торговля явилась с прибытием варягов-руси, то внешняя должна была явиться вместе с ними свергла его, вместе с ними призвала князей.В Византии происходит также важное явление - богословских споры, волновавшие ее до сих пор; поэтому он так кровожаден.Но, с другой стороны, усиление Северной Руси вследствие нового порядка вещей пред старым и умел показать другим это превосходство.Несмотря, однако, на это, никто так не старался об искоренении славянского богослужения, как Войтех.Справедливо замечают, что как вообще утверждение христианства на Руси при Владимире. - Средства к утверждению христианства. - Влияние духовенства.

ortcam.com

Культура Древней Руси / XII век / История церкви / Мир. Человек. Слово.

 

«С крещения Руси начинается история русской культуры», — утверждает академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Безусловно, культура в широком смысле этого слова восходит к более древним временам существования славянской нации. Однако свои характерные черты восточнославянская культура приобрела только тогда, когда христианство сменило собой язычество.

Христианская Церковь становится просветительницей новокрещенного государства и в этом ее поддерживает великокняжеская власть. Летописец сравнивает князя Владимира с пахарем, который «распахал сердца людей, просветив их крещением», а его сына Ярослава с сеятелем, который «засеял их книжными словесами». Из варварской страны на краю цивилизации вдруг появилась держава с мировой религией и культурой.

Тридцатипятилетнее княжение Ярослава Мудрого справедливо расценивается историками, как редкий в истории пример христианского культурного развития государства. Необычайный культурный расцвет виден уже по строительству Софийского собора в Киеве. Этот поразительной красоты храм, по отзывам современников, считался одним из самых прекрасных и богатых в Европе. Он и до сих пор является центральным архитектурным сооружением в городе. Аналогичные соборы строятся в Полоцке, Великом Новгороде, Чернигове, Владимире… Повсюду на Руси возникают храмы, равных которым не было в соседних государствах.

Вместе со строительством храмов развивались и другие стороны древнерусского искусства. Храмы украшались фресками, мозаикой, иконами. Церковные писцы, зодчие, иконописцы приезжали из Византии и других стран и передавали секреты мастерства русским. Вскоре русские мастера уже самостоятельно воздвигали храмы, писали фрески и иконы, которые приводили в восхищение иностранцев и вошли в золотой фонд мировой культуры. При Софийском соборе Ярослав открыл доступную всем библиотеку и ставшую, благодаря этому, чрезвычайно популярной.

Ярослав хотел сделать свою столицу такой же великой, как и Константинополь, построив великолепный княжеский дворец и золотые ворота. Киев времен Ярослава считался культурным центром Европы. Западные рыцари восхищались его блеском, государи считали за честь породниться с великокняжеской фамилией.

Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа, который предпочел выдать свою дочь (будущую святую княжну-инокиню Анну) за русского князя, а не за соседнего норвежского короля, считая Ярослава более знатным государем. Дети Ярослава породнились с королевскими дворами Византии, Германии, Венгрии, Польши, Франции, Норвегии, поражая порой высшую знать другого государства своей образованностью и культурой.

Так, например, король Франции Генрих I в 1048 году выслал в Киев посольство, чтобы просить руки Анны Ярославны. Согласившись на брак и приехав во Францию в 1052 году, княжна Анна поразила всех своей образованностью, тогда как сам король едва умел подписывать свое имя. Славянское Евангелие, которое привезла с собой русская княжна и на котором она приносила клятву верности, стало национальной святыней Франции. На нем, в течение многих столетий клялись французские императоры. После смерти Генриха королева Анна долго управляла страной во время малолетства своего сына Филиппа.

Просветительская деятельность Ярослава простиралась не только на столицу, но и на всю Русь, которую он сумел освободить от печенегов и объединить под своей властью. Ярослав не только строил соборы и монастыри, но, заботясь о народном образовании, открывал при них школы.

Таким образом, первые древнерусские книжники прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. К примеру, в Ватикане хранятся пять икон, поднесенных Петром I графу Капони и написанных в Киеве в начале XII веке. Эти иконы не уступают по технике работам итальянских мастеров того времени. Монахами же в основном являлись и те, кто создавал замечательные летописные своды, разного рода светские и церковные сочинения, поучительные беседы и философские трактаты.

Монастыри сыграли в жизни Руси огромную роль, став центрами духовного просвещения, национальной святыней, знаменем единства русских людей. В них была заложена основа того, что теперь является русской национальной культурой.

 

www.mir-slovo.ru

Культура Древней Руси — википедия фото

О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.[1] Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.

Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде, Твери, Смоленске, Торжке, Старой Руссе, Пскове, Старой Рязани и др. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Самой древней на Руси книгой, из сохранившихся, является т.н. «Новгородская псалтырь» первой четверти XI в.: деревянные, покрытые воском дощечки с текстами 75 и 76 псалмов.

Большая часть памятников письменности домонгольского периода погибла во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась только их незначительная часть. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым выполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».

Переписка книг велась, в основном, в монастырях. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это говорит о возрастающей грамотности населения и возросших потребностей в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно.

  Владимир Святославич

В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Они занимались не только перепиской книг, но и вели летописи, создавали оригинальные литературные произведения, переводили иностранные книги. Одним из ведущих центров этой деятельности был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературное направление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан. Обнаруженные в значительном количестве в Новгороде грамоты, написанные на бересте (с XI в.), содержат переписку простых горожан; делались надписи и на ремесленных изделиях[1].

Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения».

Литература

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Несмотря на то, что письменность была известна в русских землях и ранее, только после крещения Руси она получила широкое распространение. Также она получила основу в виде развитой культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования с несобственной традиции.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство[1]. Её ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века. В этом произведении чётко проявляется мысль о необходимости единства Руси. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». «Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нём усилены назидательные и церковные элементы. Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания — «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIV—XV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов — исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Основное внимание в «Повести» уделено событиям политической истории, деяниям князей и других представителей знати. Хозяйственная жизнь и быт народа описаны менее детально. Отчетливо проявилось в летописи и религиозное мировоззрение её составителя: конечную причину всех событий и поступков людей он видит в действии божественных сил, «провидения». Однако за религиозными расхождениями и ссылками на волю Бога часто скрываются практический подход к действительности, стремление выявить реальные причинно-следственные связи между событиями.

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Оно проникнуто непосредственностью человеческих переживаний, чуждо отвлечённости и наполнено реальными образами и примерами, взятыми из жизни.

Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе. Возникает мысль о необходимости сильной власти как условия успешной борьбы с внешними врагами и преодоления внутренних противоречий. Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Убеждённый сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности[2].

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нём повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор принадлежал к дружинной среде. Он постоянно пользовался свойственными ей понятиями «честь» и «слава», но наполнял их более широким, патриотическим содержанием. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Также Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти.

Ещё одним уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии — два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами — греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII — начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества[3] и следствием роста народного самосознания[1]. Былины – устные поэтические произведения о прошлом[3]. В основу былин легли реальные исторические события[3], прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приемов.Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях , родиной коих она и является.

org-wikipediya.ru