История мужской и женской одежды на Руси. Одежда крестьянина в древней руси


История мужской и женской одежды на Руси.

 

История мужской и женской одежды.

Каждый знает, что портной – это человек, который шьет одежду. А вот почему его так называют? А потому, что в древней Руси вся одежда называлась порты или портище. Слово платье появилось только в 16 веке, а портами (в просторечии портками) стали называть часть мужской одежды. Портные, в зависимости от того, что они шили, стали называться шубниками, кафтанниками, рукавичниками и даже карманниками. Так портняжничество стало профессией. К мастерам – портным стали отдавать в учения мальчиков. Для этого их даже привозили в Москву из других городов. И многие столетия портными были только мужчины. «Всяк портной на свой раскрой». Впрочем, одежду шили, особенно, в деревнях, как правило, дома. В бедных семьях – сама хозяйка, а в более богатых – служанки.

До нашего времени подлинной повседневной одежды простого люда почти на сохранилось: ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости. «Не поносишь старого – не носить нового».

В наших музеях достаточно образцов богатой одежды русских царей и бояр. Эта одежда была очень дорогой, ее редко надевали, ее передавали по наследству.

Материал для одежды вначале также изготавливали в своем хозяйстве. Для этого использовались шкуры, мех, шерсть животных. Ткани из льна и конопли появились позже. Грубое сукно в старые времена называли сермяга, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокрашенного домотканого сукна – сермяжным. Простой люд тоже стремиться украсить себя, и в народе было придумано много способов окраски тканей домашнего производства. Краску делали, используя разные растения: зверобой, василек, чернику, листья бузины, березы, кору ольхи, дуба, шелуху лука и др. краски умело смешивали и получали разные цветовые оттенки. Если не умели красить сами, обращались к крашеннику.

Жители разных регионов в России отдавали предпочтение определенным цветам. Неброская северная природа, по-видимому, определяла выбор местными жителями неярких цветов одежды. Самым любимым цветом северян был темно- розовый. Это цвет растения иван-чая. Жители южных регионов предпочитали насыщенную цветовую гамму – красный, желтый, синий цвета.

«Домострой» предписывал каждому иметь три перемены платья: ветшаное, т.е. старое, платье для работы – чистое вседневное платье и лучшее платье, которое надевалось «в праздник» и при добрых людях или государем, где «быти». Сейчас такое  платье называли бы выходным, нарядным или праздничным.

У мужчин и женщин, горожан и крестьян, не зависимо от достатка, основной частью была рубаха, или сорочка. Но если для богатых она служила нижним бельем, то для бедных могла быть единственной одеждой. Словами «нет рубахи на теле» определяли предел нищеты. В наше время про человека, который в делах потерпел неудачу, тоже иногда говорят, что он «без рубахи» остался. У зажиточных людей рубах было не меньше трех. Даже слугам в богатых домах полагалось иметь три сорочки. К свадьбе родные невесты дарили жениху не менее трех сорочек.

Первоначальный покрой рубах был такой. Их шили широкими и длинными, с рукавами значительно длиннее рук. Не закатав рукава, работать в рубахе было невозможно. Именно с тех времен берет свое начало выражение «спустя рукава», т.е. плохо, кое-как. Покрой не менялся веками. Царь и смертный носили рубахи одного покроя. Разница была только в качестве материала и украшениях.

Еще одной характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка.

Мужские брюки – штаны, напротив, шили всегда одинаково. Они были не широкие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь.

Еще одной типичной мужской одеждой, которую надевали поверх рубахи, был кафтан. Более зажиточная часть мужского населения носила очень длинные кафтаны. Иногда под кафтан поддевался зипун. Для самых бедных зипун был единственной теплой одеждой. Зимой самые богатые носили шубы. У знати были шубы на собольем меху, у людей попроще – на заячьем или собачьем меху. «У него шуба дом сторожит». А у кого и такой нет, кутались в ничем не покрытую сверху кожухи. «У бедного шуба на рыбьем меху». Таким образом, штаны, рубаха, кафтан, зипун, шуба, кожух – вот все основные составляющие мужского гардероба наших предков.

У женщин, конечно, одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемой частью женской одежды, как и у мужчин, была рубаха – сорочка. Сшитая чаще всего из холста, она часто служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на покос. Богатые шили рубашки из батиста и шелка.

Поверх сорочки надевали сарафан – длинную одежду без рукавов. Для большей пышности под них надевали ватную нижнею юбку или несколько тканевых. Длиной юбка была до пят и могла немного только открывать ступни. Мерилом достатка в семье служило, в том числе, количество юбок. Их могло быть и 15, и 20. К каждой полагалась такого же цвета кофта.

Наряд девушек состоял из рубахи с шерстяным поясом, поверх которой надевался фартук.

В прохладную погоду женщины надевали душегрейки (одежда короткая  без рукавов, отороченная мехом, с застежкой спереди) или телогрею (с рукавами, сшитую из темной ткани, но без меховой отделки).

Непременным атрибутом мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Это была не просто деталь туалета, а «опознавательный знак», символ состояния. Знать носила драгоценные пояса из золота, украшенные камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень или специальная сумочка, заменявшая карманы.

 

nsportal.ru

Одежда жителей Руси | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Выполнила: ученица 11 класса Коробкина Наталья; Руководитель: учитель МХК Болдина Т. В. МОУ Дивногорская СОШ Одежда жителей Древней Руси

Слайд 2

Облик русского человека испокон веков ярко характеризовала одежда. Внешний образ связывал его с общепринятым эстетическим идеалом. У женщин – белое лицо с ярким румянцем, соболиные брови, а у мужчин – окладистая борода. Одежда шилась из простых тканей и отличалась простым кроем и изобилием украшений, надетых поверх нее: браслеты, бусы, серьги.

Слайд 3

На моду Древней Руси оказывали влияние, в первую очередь, климатические условия. Суровая зима, сравнительно прохладное лето послужили причиной появления закрытых теплых одежд. Основными занятиями людей было землепашество и скотоводство. Это тоже определяло стиль одежды.

Слайд 4

Основой мужского костюма была рубаха. Как правило, холщовая рубаха выполняла функции и нижней, и верхней одежды. Ее рукава были вшитыми, длинными и довольно узкими. Иногда вокруг кисти на рукав надевали зарукавье . В торжественных случаях сверху одежды – закругленный неширокий воротник, ожерелье. Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу и доходящие до щиколоток штаны. Верхней одеждой служила свита, которая надевалась через голову. Русские воины надевали сравнительно короткую кольчугу и шелом. Одежду знати дополнял небольшой византийско-римский плащ.

Слайд 5

Основой женского костюма тоже являлась рубаха, которая отличалась от мужской рубахи длиной. Богатые женщины носили две рубахи – исподнюю и верхнюю, которую подпоясывали нешироким поясом. Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали юбку-поневу, запахнутую вокруг талии и закрепленную шнуром. Повседневной одеждой девушек была запона , которая всегда надевалась на рубаху и подпоясывалась. На праздник поверх поневы и запоны надевали навершник , сшитый по типу туники. По традиции замужние женщины покрывали свои волосы прилегающим чепцом-повойником, а сверху надевали платок-убрус. Знатные женщины поверх платка еще носили шапку. Распущенные волосы или косу разрешалось носить лишь незамужним девушкам.

Слайд 6

Знатные люди стали надевать несколько одежд, что говорило об их благосостоянии. Рубаха стала нижней одеждой в костюме знати. Поверх неё обычно надевали зипун. Для крестьян – это была верхняя одежда, а бояре носили его только дома. Сверху зипуна обычно надевали кафтан, который обязательно закрывал колени. Одной из парадных одежд, которую надевали поверх кафтана, была ферязь. В рукав обычно продевали лишь правую руку, а левый рукав спускали вдоль тела до земли. Так появилась пословица «работать спустя рукава». Специфической одеждой была шуба. Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь. Каким бы дорогим не был мех, он служил лишь подкладкой. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом. А носили шубу даже летом и даже в помещении. Шубка полюбилась и женщинам. Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. С XVI века в моду вошел сарафан из нескольких сшитых кусков ткани. Царское облачение ничем не отличалось от повседневной одежды знати. Только в торжественных случаях он облачался в драгоценные одежды, чтобы поразить заморских послов своей роскошью и богатством.

Слайд 7

Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки. Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками. Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого. Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».

Слайд 8

Цвет, орнамент, символика приобретали особый смысл в обрядовых и свадебных костюмах. Это и пристрастие к красному и белому цвету, и орнаменты: цветы, птицы, древо жизни, ромбы. Белый и красный цвета - это символ чистоты и радости.

Слайд 9

Яркие, нарядные вышивки в старину играли роль оберега, поэтому были четко определены места их расположения: " ошивки " ворота и запястья, плечо и низ рубахи, поле рукавов. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Старинные швы: роспись, набор, гладь, полу крест определяли характер узора вышивки и связь ее со структурой ткани. В орнаментах отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины - прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила - солнце и звезды.

Слайд 14

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв. Дом, одежда, еда | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

В XIII — XV вв. знатные люди на Руси жили по большей части в хоромах — двух-или трёхэтажных сооружениях, сначала деревянных, а впоследствии — каменных, с крылечками и теремами. Их окружали высокие деревянные ограды с воротами и калиткой. В центре двора, кроме самих хором, было ещё несколько домов для слуг. Тут же строили конюшни, стойла, риги и бани. Очень богатые люди сооружали соб­ственную церковь. Около двора размещали сад, огород, цветники.

В хоромах были жилые комнаты, светлицы — помеще­ния, которые освещались лучше всего, — тут женщины вышивали, ткали, пряли и т. п. Была ’также комната для приёма гостей горница (современная гостиная). Когда было холодно, в хоромах топили печи. Дым выходил через дымоход. В хоромах обязательно были иконы, добротная и громоздкая деревянная мебель: столы, лавы, стулья, лари, шкафы и полки для хранения посуды и др. В XIV-XV в. в домах самых богатых людей Москвы и Новгорода начали вставлять стеклянные окна. В сумер­ках зажигали свечи из сала или воска.

Простой люд жил в землянках, полуземлянках или лачугах, которые не имели окон, чтобы дольше сохра­нялось тепло. Такое жилье отапливалось, так сказать, по-чёрному: дымохода не было, и дым выходил через отверстие в кровле. Зажиточные крестьяне имели ого­роженный двор: деревянный дом с хозяйственными застройками, садом и огородом. Неотъемлемым эле­ментом такого дома была печь. Она обогревала помещение, в ней готовили еду и пекли хлеб, иногда на печи спали, особенно в холодные зимние ночи. Помещение освещали лучинами. Мебель была бедной (стол и две лавы), а посуда скромной — глиняные и деревянные горшки, миски, ложки, ножи.

Одежда показывала принадлежность человека к определённому сословию. Простонародье носило грубую домотканную одежду — конопляную, льняную или шерстяную. Ткани красили в разные цвета. Молодежь носила более яркую одежду, а старшие люди — более темную. Зажиточные люди шили свой наряд из иностран­ных дорогих тканей.

И мужчины, и женщины надевали исподнюю сорочку, на неё — верхнюю вышитую рубашку. Мужчины носили узкие штаны. Осенью и зимой носили ещё свиты, зипуны, кафтаны, тулупы, а богатые феодалы и купцы — шубы из меха медведей, волков, лис, соболей. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, на который цепляли калиту. Вельможные мужчины носили меховые шапки, а простонародье — войлочные.

И. Аргунов. Женщина в кокошнике. 1784 г.

Женские сорочки были длинные, до пят, сверху на них надевали сарафаны - платья из плотной ткани без рукавов, украшенные вышивкой. Когда дождило, женщины одевали плащи-накидки. Зимой носили меховую одежду: богатые из дорогого меха, а бедные - дешёвого. Русская княгиня в XV в. могла иметь десяток, а то и больше шуб из самого разнообразного меха. Шубы берегли, носили опрятно и передавали в наследство. Материал с сайта //iEssay.ru

Девушки волосы распускали или заплетали в косу. Замужние женщины пря­тали под платком, наверх которого надевали кокошник — головной убор с высоким украшенным полукруглым щитком надолбом.

Феодалы и горожане, мужчины и женщины, носили кожаные ботинки и сапоги, а крестьяне обували преимущественно лапти и валенки.

Питались в основном мучными блюдами и кашами. «Хлеб и каша — пища наша», утверждает российская поговорка. Хлеб ели ржаной, изредка — пшенич­ный. Завтракали слабо, но обед и ужин были сытными. Традиционные кушанья: рассольник, щи, каша, блины, оладьи и др. Ели также много фруктов, ягод, грибов, орехов и меда. Часто ели рыбу, молоко, сыр, масло, яйца. Вельможам подавали дичь (оленя, зайца, кабана, рябчика, утку), а простые люди ели баранину, телятину.

iessay.ru