cult063 / Русская культура X-XVII веков_Страхова Н.П_Уч. пос_ВолГУ, 2001. - 216 с. Инструменты древней руси


Традиционные славянские музыкальные инструменты. Интересные факты. Добавила Валентина Мусагитова — VilingStore.net

Традиционные славянские музыкальные инструменты

Домра

Традиционные славянские музыкальные инструменты фото

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора. Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки. В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует. Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента. В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная). Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея. Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины. Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки. Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали. Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную. Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра. Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева. Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева. Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину. Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры.

Гудок

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка). Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На грифе устанавливаются и закрепляются три струны. На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30-80 сантиметров. Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн. Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна. Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов. Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение. Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого.

Свистулька

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины. Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями. Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительномуиспользованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины. Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки. Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки. Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор. В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном. В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.

Варган

Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России. За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы. Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент. Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил. Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий. Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук. Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания. С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне. Игра на варгане осуществляется следующим образом: · металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам; · через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух; · одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок. В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте. Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких Предков.

Бубен

Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла. Существуют разновидности бубна, созданные специально для жрецов, волхвов и шаманов. Глухие, низкие звуки, издаваемые этим бубном, извлекаются при помощи специальной длинной колотушки-палочки, которая ранее называлась вощага (разновидность кнута с заплетенным круглым концом). В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее. Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас; набат. Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней. Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице). Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению. Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается.

Жалейка

Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина). Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого. Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок). Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка. Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком. Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя. Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый. На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий. Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.

Ударный музыкальный инструмент Дрова

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона. Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-Предки. Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным. Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом. Особенно замечательного звучания добивается коллектив музыкантов, играющий одновременно на нескольких подобных инструментах. Зрители приходят в неописуемый восторг и погружаются в гром неистовых аплодисментов, при виде такой музыкальной экзотики. Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента.

Свирель

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов. Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Именно музыкальным инструментом любви, свирель принято считать на Руси. На свирели играет вечно юный Бог Лель – сын Первобогини, Великой Богини Любви и Верховной Богини Роженицы Лады. По весне, Лель сам мастерит себе свирель из камышинок или из березовых прутиков. После этого, Юный Бог Любви играет на ней, завлекая в свои объятия молодых девиц и услаждая их слух мелодичными напевами. Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины. Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий. Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар.

Игра на Свирели:

Кугиклы

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения. Сегодня кугиклы изготавливаются из различных полимерных и металлических трубок. Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм). Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры. Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение. Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре. Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки. Обычно кугиклы используются для игры только женщинами, которые в процессе игры весело пляшут, притопывают и поют.

Бубенцы

Бубенцы принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам. Все видели и прекрасно знают, что такое и как выглядят бубенцы-бубенчики, повязанные на шеях лошадей , летящей по снегу тройки. Разве можно это с чем-либо спутать?! Однако, далеко не все люди знают, что это никакие не бубенцы, а самые обыкновенные колокольчики. Все дело в том, что колокольчик – это открытая снизу, перевернутая металлическая чашечка, внутри которой расположен особый ударник-язычок, который, ударяясь в стенки чашечки, издает столь знакомые всем, звенящие звуки. Извлечь звук из колокольчика можно только в подвешенном, вертикальном положении. Тогда, как бубенцы издают свой звук при встряхивании. Бубенчик – металлический полый шар, в середине которого свободно перекатывается несколько или один металлический шарик. На шею коня бубенцы подвешиваются для красоты, а другим домашним животным (коровам, козам, баранам) их прикрепляют для того, чтобы животные не потерялись. Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые можно было использовать для извлечения мелодичных, музыкальных звуков. Сегодня бубенцы нашиваются на специальный ремешок по несколько штук (около десятка) и используются в таком виде в музыкальных коллективах. Часто, бубенцы можно заметить, подвешенными к бубну, ложкам или специальной деревянной рукоятке.

Немного видео с этим инструментом:

Славянская Трещотка

Трещотка, безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных музыкальных инструментов. Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Этот простой, забавный, но весьма эффективный музыкальный инструмент, легко может сделать любой человек с умелыми руками. Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба). Между каждой очередной пластиной вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого звучания. По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от друга, сверлится по по два одинаковых отверстия (около 6-7 мм). Через эти отверстия протягивается прочный шнур. Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел. У вас должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее добиться более удобной и простой игре на трещотке. Музыкант, играющий на трещотке, внешне похож на человека, играющего на гармошке: пластины трещотки раскрываются веерообразно, чтобы потом, громко треща, вернуться в первоначальное положение. Часто, для того, чтобы привлечь к себе повышенное внимание, к трещотке прикрепляются разноцветные украшения (ленты, цветы, колокольчики, бубенцы).

Ложки как русский музыкальный инструмент

Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. Однако, ложки стали популярными не только благодаря своей распространенности и доступности. Ложки – один из самых колоритных и самых узнаваемых музыкальных инструментов, пришедших к нам из Древней Руси. Сегодня расписные деревянные Русские ложки получили такую широкую популярность и известность, что их тысячами покупают и вывозят к себе домой довольные иностранцы. Конечно, эти ложки уже никогда не станут звучать в умелых руках музыкантов-ложечников. Теперь они покупаются в качестве сувениров, которыми забиты все базары и магазины. Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием. Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание. Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности.

Немного видео:

Рожок

Рожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха. Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для для воспроизведения песенных и танцевальных мелодии. Репертуар рожечников представлен достаточно широко. Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу. На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука. Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты). Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью. Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций.

Славянские гусли

Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента. В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли. На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение. Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве. Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание. Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые». Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами. В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема. Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в бесконечную глубину нашего Великого Прошлого. Многообразие форм и звучаний, которыми отличались те или иные гусли, породило в каждой отдельной местности свое собственное название этого музыкального инструмента.

Источник: http://putisvaroga.ru/putisvaroga/tradicionnye-slavyanskie-muzykalnye-instrumenty

vilingstore.net

Музыкальные инструменты древней РусиЛьются песни над Доном

Древнерусские музыкальные инструменты

Древнерусский гудок

Гудок

Первые исторические свидетельства о существовании музыкального древнерусского инструмента гудка относятся к XI-XII векам. Гудок - это простонародный музыкальный инструмент наподобие скрипки, но изготовлялся он из грубого невыделанного цельного куска дерева. Корпус гудка неуклюж и по размерам больше скрипки. На нем натянуты три струны, по которым водят коротким смычком. Любители этого инструмента играли на нём сидя, упирая его в колени, либо стоя, упирая в грудь или держа его подбород­ком. Играли на гудке, конечно, самые распространенные, всем известные народные мелодии. И звучал гудок скрипуче и назойливо. Но когда-то этот инструмент был незаменим на княжеских и боярских пирах, на танцах, часто он сопровождал пение.

Древнерусские музыкальные инструменты

Волынка

Волынка - "коза"

Волынка - музыкальный инструмент, очень похожий на мешок с трубочками. Этот мешок, который называется «мех», делался из козлиной или телячьей шкуры. В мешок вставлялись несколько трубочек. Через одну из них в мешок надувался воздух, отчего мешок раздувался, как шар. Вторая трубочка напоминала дудочку-свирель, на ней играл волынщик. Есть ещё несколько трубочек, которые тянули сопровождающие мелодию звуки. Эти звуки тянулись непрерывно и монотонно, они продолжали звучать, даже когда волынщик пел. Он мог просто держать инструмент под мышкой, прижимая его локтем, а волынка сама звучала. Когда мешок прижимали, воздух из него выходил, и трубочки сами по себе звучали. Это долгое и гнусавое звучание волынки в народе сравнивали со всякой нерасторопностью и медлительностью. Отсюда знакомое всем выражение-поговорка: «Не тяни волынку», «Не волынь». На волынке играли во время народных игр и танцев. Этот инструмент очень любили самые весёлые люди на Руси - скоморохи. В народе называли волынку по-разному: «коза», «козица», «дуда». Волынка и сегодня продолжает звучать у разных народов. В Шотландии она сейчас даже входит в состав национальных военных оркестров, но в России, как русский народный инструмент, она давно забыта.

Древнерусские музыкальные инструменты

Домра

Домра и балалайка

Так перед праздною толпой И с балалайкою народной Сидит в тени певец простой И бескорыстный и              свободный!..                                                                    М.Ю. Лермонтов

Среди русских народных инструментов есть один с весьма необычной судьбой - это домра, которая была распространена в России в XVI-XVII веках, затем очень надолго совершенно исчезла.

У домры было множество древних родственников, похожих на нее инструментов, распространённых у восточных народностей. Поэтому и считался на Руси этот инструмент чужестранным, хотя это мнение ошибочно, домра - древнерусский инструмент.Домра очень похожа на балалайку, она тоже, как балалайка, трёхструнная, только корпус у неё не треугольный, а полукруглый. Как у балалайки, корпус домры сделан из отдельных дощечек. Домры были разных размеров: существовали «домришко», «домра» и «домра большая басистая».Когда-то на Руси было очень много домрачеев - мастеров игры на домре, особенно среди скоморохов. Но Русская православная церковь называла веселую игру практически на любых народных музыкальных инструментах «бесовскими игрищами».

По известному Указу царя Алексея Михайловича от 1648 года строго-настрого приказывалось, чтобы «скоморохов с домрами и волынками... в дом к себе... не призывали, и всяких бесовских игр не слушали... и личин (то есть различных масок) на себя не накладывали... А где объявятся домры... и всякие гудебные бесовские сосуды, те вынимать (то есть отнимать) и, изломав... сжечь».

И никто не мог ослушаться столь грозного приказа царя. Пришлось указ исполнить, и домра практически исчезла на Мос­ковской Руси.Но тягу народа к музыке уничтожить невозможно. Пусть домра исчезла, зато вместо нее появилась балалайка. Уже в конце XVII века возник очень напоминающий домру инструмент, только треугольной формы. Возможно, треугольной балалайку придумали как раз для того, чтобы она на домру не походила, чтобы игрой на балалайке царёв указ не нарушить. В указе ничего не было сказано про балалайку.В конце XVII столетия о русской балалайке современники писали:

«Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом».

Древнерусские музыкальные инструменты

Балалайка

Балалайка очень скоро стала самым распространённым русским народным инструментом, и даже символом всех русских народных инструментов. На деле получается, что балалайка - это переродившаяся домра. И сегодня все в мире знают, что символом русской народной музыки является балалайка.Деревянный треугольный корпус балалайки делается из скле­енных треугольных дощечек. Играют на балалайке бряцанием указа­тельным пальцем правой руки и щипком, левая рука (как на других струнных инструментах) прижимает струну в нужном месте. Есть и такой прием игры на балалайке, который называется «дробь», - это когда бряцают по струнам четырьмя пальцами.У балалайки лёгкий и очень весёлый «характер», и что на балалайке ни сыграй, все получится весело и беззаботно.Название инструмента - «балалайка» - произошло от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», в общем, весело и без­заботно проводить время за разговором. А слова «балаболка», «баловство» происходят от татарских слов «бала», «балалар», что значит «дитя».«Мужицкую» балалайку дворяне и люди образованные часто очень презирали, не считая её музыкальным инструментом, достой­ным внимания. Но изредка балалайка звучала и в богатых домах, даже на царском дворе.Интересно, но балалайку в России не всегда делали из дерева. Иногда ее корпус был сделан из тыквы, и тогда балалайка была овальной формы. Внутри тыквы приклеивали порошок из битого хрусталя, и тогда звук получался у тыквы-балалайки хрустально чистым и очень звонким.

Также на эту тему Вы можете прочитать:

naseledushapoyot.ru

Традиционные славянские музыкальные инструменты | Славянский Ведический Портал

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора. Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки. В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует. Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того […]

Гудок

Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка). Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На […]

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент

Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент. Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины. Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями. Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы […]

Варган – древнейший музыкальный инструмент

Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России. За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы. Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент. Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил. Время возникновения варгана укрыто за глубокими […]

Музыкальный инструмент Бубен

Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие […]

Русский народный духовой музыкальный инструмент Жалейка

Жалейка Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки  возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник […]

Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова

Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона. Именно по этому пути […]

Славянский музыкальный инструмент Свирель

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов. Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Именно музыкальным инструментом […]

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент

Кугиклы – древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют […]

Музыкальный инструмент Славянские Бубенцы

Немного о Бубенцах Бубенцы принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам. Все видели и прекрасно знают, что такое и как выглядят бубенцы-бубенчики, повязанные на шеях лошадей , летящей по снегу тройки. Разве можно это с чем-либо спутать?! Однако, далеко не все люди знают, что это никакие не бубенцы, а самые обыкновенные колокольчики. Все дело […]

Славянские музыкальные инструменты

СлавянскаяТрещотка Трещотка, безусловно, принадлежит к одним из самых древних Русских народных ударных музыкальных инструментов. Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Этот простой, забавный, но весьма эффективный музыкальный инструмент, легко может сделать любой человек с умелыми руками. Для того, чтобы изготовить […]

Музыкальный инструмент

Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются […]

Славянский духовой музыкальный инструмент Рожок

Рожок принадлежит к Русским народным духовым музыкальным инструментам. Обычно,  рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для  своих […]

славянские гусли

  Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного  инструмента. В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов,  любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли. На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение. Количество струн в гуслях  не […]

putisvaroga.ru

Русская культура X-XVII веков_Страхова Н.П_Уч. пос_ВолГУ, 2001. - 216 с

Живопись XVII века

 XVII â. традициизападно-европейскойживописи все более проникают в иконопись, разрушая ее изнутри. Самих же иконописцев все чаще называют живописцами. Споры вокруг иконы усиливаются. Решительно отвергает символические нововведения иконописцев инок Чудовского монастыряЕвфимий. Дело в том, что смуглость кожи, изможденность форм, строгость выражения лица (в том числе и при изображении младенца) всегда считались необходимыми атрибутами святости, такими же, как нимб. В XVII же веке все меняется, что вызывает яростное сопротивление протопопа Аввакума, возмущенного трактовкой представителями новой школы образаСпаса-Эммануила:«Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А все то писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горная». Аввакум утверждает, что виноват в том прежде всего патриарх Никон: «А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил будто живыя писать». Дальше читаем: «Воззри на святые иконы и виждь угодившия Богу, како добрыя изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чувства тончава и измождала отъ поста, и труда, и всякия им находящия скорби. А вы ныне подобие ихъ переменили, пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стулцы». Такой протест против «одебеливания плоти» звучал в те времена довольно часто. «Ох, ох, бедныя! Русь,÷åãî-òîтебе захотелося немецких поступов и обычаев!» — горевал Аввакум, да не только он один. И не стоит утверждать, что протопоп Аввакум оказался в эстетике ретроградом. Он выступал апологетом той красоты, которую, по его словам, хорошо передавали «добрые изуграфы» (вполне можно предположить, что имелись в виду Андрей Рублев и Дионисий).

Новую технику письма наиболее активно отстаивали такие художники, как Иосиф Владимиров èСимон Ушаков. Иосиф вопрошал: «Где таково указание изобрели несмысленные любопрители, которые одною формою, смугло и темновидно,

studfiles.net

Музыка Древней Руси - история, стили, жанры и инструменты

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

В Древней Руси исполнителями и авторами были:

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – скоморохи.

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  •  благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Начало профессиональной музыки — церковная и духовная

Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.

Древнерусский музыкальный канон

Музыкальный канон того времени был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосые распевы. Распевы подчинялась системе осмогласия. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы.

Система осмогласия была целиком заимствована из Византии и получила название «византийского столпа». В соответствии с ней в православных храмах каждую неделю распевался особенный глас (в системе древнерусской музыки гласом считался не какой-либо один определенный напев, а целая музыкальная система).

Всего существовало восемь гласов, и они образовывали восьминедельный цикл («византийский столп»), который повторялся в течение года примерно шесть с половиной раз (за исключением дней Великого Поста и Святой Пасхи).

Создателем системы осмогласия музыковеды и историки считают преподобного Иоанна Дамаскина (680-777), автора «Октоиха».

Записей звуковысотного обозначения гласов в то время не существовало. Мелодию записывали с помощью системы особых знаков, которые указывали лишь направление мелодии, прямо под строкой текста. Исполнителям мелодику песнопений приходилось учить по слуху. Певческое искусство передавалось в устной форме от учителя к ученику.

С византийским музыкальным каноном связана и особая эстетика – «ангельское пение». Более всего ценился чистый звук голоса. Один из раннехристианских писателей Климент Александрийский (150-215) считал, что человеческий голос является совершенным инструментом, поэтому отвергал иные музыкальные инструменты. Поэтому яркой отличительной чертой музыки Древней Руси являлся принцип a capella, то есть, пение без сопровождения музыкальными инструментами.

Певческие стили в древнерусской музыке

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.

Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом. Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.

Запись музыки в Древней Руси

Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак»). «Знаменная» нотация (или «крюковая» – по названию одного из основных знаков системы – крюка), исполненная до XVI века, тяжело поддается расшифровке, поскольку по вполне объективным причинам у науки нет точных сведений о том, как в действительности звучали знаменные распевы.

Надо отметить, что древнерусская церковная и народная музыка находились в определенной оппозиции. Так как византийский канон являлся заимствованным, он вступал в конфликт с народной музыкой, имеющей глубокие национальные корни. Поэтому авторы древнерусских распевов оказывались перед нелегким выбором совмещения христианской эстетики и «наработанных» национальных, но языческих приемов музицирования.

Распространение музыки

Однако не только церковная и народная древнерусская музыка получили широкое распространение на территории страны. По сохранившимся фрескам Софийского собора в Киеве мы можем получить некоторые сведения о светской музыке того периода, которая была распространена при дворе киевских князей. На одной из фресок можно увидеть музыканта, исполняющего мелодию на струнном смычковом инструменте наподобие средневекового фиделия (прообраза виолы). На другой фреске запечатлена целая группа музыкантов, играющих на духовных и щипковых инструментах в окружении скоморохов – плясунов и акробатов. Также на фреске сохранилось изображение органа и играющего на нем человека. Древнерусские князья весьма любили музыку во всех ее проявлениях, ценили талантливых исполнителей.

Наверно, неспроста при царе была создана группа певцов, которые именовались «государевыми певчими дьяками». Они получали особенное жалование, зависевшее от того, насколько усердно они прославляли царя (отсюда термин – «славословие») на государевых богослужениях. В этой своеобразной «певческой академии» древнерусской музыки сохранялась преемственность распевщиков.

Существовало три типа голоса:

  • вершники,
  • путники,
  • нижники,

– демественниками назывались певцы-универсалы, умевшие петь на все три голоса.

После ослабления Киева возвышается Владимиро-Суздальское княжество, перенявшее «эстафету» дальнейшего развития древнерусского певческого искусства. Сохранилось в истории имя певца и распевщика Луки. Он был создателем целой школы древнерусских исполнителей. Его учеников летопись именует «луцыной чадью».

Значение периода древнерусской музыки

Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории страны и ее культуры:

  • Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и др.),
  • Был расширен и обогащен византийский музыкальный канон, впитавший в себя своеобразие национального характера.
  • Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси

Владышевская Т. Ф.

Воспоминания о пирах при князе Владимире Святославиче надолго сохранились в русском народе. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться искусством скоморохов — игрой на музыкальных инструментах, играми, плясками. В литературе XI—XII вв. есть немало разных свидетельств о княжеской культуре того времени. Например, в одном эпизоде жития Феодосия Печерского рассказывается о том, как он посетил дом князя Святослава во время пира, услышал там музыку, увидел игры скоморохов: "Одни играли на гуслях, иные на музыкальных инструментах, иные на органах — и так все веселились и играли перед князем по обычаю"1. Такие увеселения княжеского двора были обычными на Руси, они нашли отражение во фресках княжеского Софийского собора в Киеве, построенного в XI в. при Ярославе Мудром. В башне на княжеской лестнице, ведущей на хоры, где находилась во время богослужения княжеская семья, изображены картины светской жизни, среди которых и игра скоморохов на разных инструментах. На фреске запечатлена группа исполнителей на духовых инструментах — флейте, трубах, струнном щипковом инструменте, органе. "Состав инструментального ансамбля, изображенный на фреске Киевского собора, типичен для византийского дворцового обихода, где широко применялось сочетание органов-позитивов с цимбалами, а также с трубами и флейтами"2. На одной из фресок изображен музыкант, играющий на смычковом струнном инструменте типа фиделя.

Влияние Византии было ощутимо не только в церкви, но и в княжеском быту, ориентированном на византийскую придворную культуру. Так, например, скоморошество на Руси возникло не без влияния византийского придворного искусства актеров-мимов. Первоначально скоморошество входит только в княжеский обычай и ассоциируется с византийской придворной культурой. Это — главная причина, позволившая изобразить скоморохов на фреске в киевской Софии, фресках Мелётова (Псковская обл.), деятельность которых, по утверждению многих исследователей, связана с жизнью византийского императорского двора3.

Скоморошество как вид придворного искусства в культурном сознании постепенно сливается с языческими игрищами. Начинается борьба со скоморошеством под знаком борьбы с язычеством. Не только скоморошество, но и слушание песен рассматривается как тяжкий грех.

Борьба с музыкальными увеселениями скоморохов и инструментами, сопровождавшими их, происходила на протяжении всего русского Средневековья. Она отразилась во многих литературных памятниках начиная с XI и вплоть до середины XVII в., где музыкальные инструменты выступают предметом идолослужения, бесовским атрибутом. Например, в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — "ударища в сопели и в гусли и в бубны"4. Эти музыкальные инструменты связывались с язычеством, дьявольским искушением, и церковь боролась с ними всеми мерами, вплоть до запрещения законодательным порядком в XVII в. Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещают всякие игрища "и в гусли, и в смычки, и сопели, и всякую игру, зрелища и пляски, а вместе с ними и игры в кости, шахматы и камни"5. Несмотря на этот запрет, во всех слоях русского общества скоморохи пользовались популярностью.

Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже, по словам А. М. Курбского, участвовал в их плясках во время пиров6. Скоморохов он набирал в Новгороде и "по всем городам и волостям", о чем свидетельствует Вторая Новгородская летопись7, но к искусству скоморохов он относился как низменному, холопскому8. Борьба церкви со скоморохами и скоморошьими инструментами продолжалась долго. Она закончилась запрещением скоморохов, когда в государственном порядке, царским указом они были изгнаны, а музыкальные инструменты было велено уничтожить. Голштинский путешественник Адам Олеарий пишет о том, как патриарх "велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены"9. В новгородских раскопках ежегодно находят музыкальные инструменты всех видов, во всех слоях раскопок. Так, в сезон археологических раскопок 2003 г. было обнаружено более сорока свидетельств хозяйственных, сигнальных и собственно музыкальных инструментов. Среди них погремушки, била, шумящие подвески, бронзовые бубенчики, варган, бубна, брунчалка, гусли, гудок, изображения гудеца с псалтирем и др10.

Однако такое отношение было не ко всем инструментам. Инструментарий Древней Руси был обширен, и, как отмечает Ю. В. Келдыш, "музыкальные инструменты различались не только по типу и структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни, по их, так сказать, "социальному рангу""11. Условно можно разделить древнерусские инструменты на "высокие" и "низкие". К первой категории относилась труба, призывавшая воинов на рать, ей противопоставляли сопели и народные гусли. В древнерусской учительной литературе труба, "собирающая воинов", сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов божиих, а сопели и простонародные гусли считались "орудиями", "собирающими бесстыдных бесов".

Очень эффектно изображен пастух с трубой на псковской иконе Рождества Христова XVI в. из Русского музея.

Дифференциация музыкальных инструментов на высокие и низкие, очевидно, была связана с тем, что часть инструментов в древности имела культовое назначение и употреблялась в ветхозаветном богослужении. В Хлудовской псалтири XIII в. на миниатюре "Давид-царь составляет псалтирь" изображен Давид с псалтирью и множество музыкантов. Другие же были связаны с языческими ритуалами и игрищами. Так, в Псалтыри Давида — этой столь широко распространенной в эпоху средневековья книге — названы все инструменты, которыми сопровождалось древнееврейское славословие. На Руси они считались "высокими" инструментами. Последний псалом Псалтыри содержит призыв воздавать хвалу Всевышнему "звуком трубным", "на псалтыри и гуслях", "с тимпаном и ликами", "на струнах и органе", "на звучных кимвалах", "на кимвалах громогласных". В миниатюрах Киевской псалтыри (1397 г.)12 есть изображения Давида, поющего псалмы. Давид, играющий на псалтыри, струнном инструменте гусельного типа, нередко встречается в миниатюрах певческих рукописей Октоиха, Ирмолога.

В Древней Руси существовало два изначальных понятия — мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись, мусикией называлась только инструментальная музыка. Игра на струнных музыкальных инструментах называлась гудением, на духовых — сопением. Игра нередко сопровождала пение. Инструментальная музыка звучала на Руси с языческих времен и на протяжении всего средневековья. Некоторые старинные инструменты остались в народной музыке и по сей день.

Музыкальные инструменты в Древней Руси применялись в различных сферах — в придворном, княжеском быту, обязательны барабаны в ратном деле и множество разных народных инструментов. Народный инструментарий был богат и разнообразен. Особенно здесь выделялись гусли — как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы. Гусляры-сказители были людьми почитаемыми. Об одном из них — сказителе Бояне — повествуется в выдающемся памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве". Боян, слагавший славы, сказания, песни, пел, сопровождая их игрой на гуслях. Автор "Слова о полку Игореве" рисует вдохновенный образ сказителя: персты свои он возлагал на струны, и струны, словно живые, под его пальцами сами рокотали славу князьям Ярославу и Мстиславу13.

Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол, прообразом этих слав были византийские аккламации — придворный обычай величания византийского императора. В Московской Руси в эпоху позднего Средневековья на их место пришли "Заздравные чаши" — многолетствования царям, князьям, патриархам.

Очень интересно изображение ансамбля инструментов в Букваре Кариона Истомина, составленного в 1692 г. для сына Петра царевича Алексея. Славянская буква пси (y) иллюстрируется изображением нотной псалтыри, рядом со скрипачом с надписью "Псалмы", а также между скрипачом и гусляром, и изображением книги с надписью "Псалтырь".

"Пение Сладкое" псалмов здесь сопровождается игрой на музыкальных инструментах. "Муси´ка" изображена в виде квартета музыкантов, во главе которых гуслист. Подобно пророку Давиду, он сидит на возвышении, своеобразном троне, и играет вместе со скрипачом, флейтистом и бандуристом. Это символическое изображение псалтыри как ансамбля музыкантов по сути близко к миниатюре "Давид составляет псалтирь" из Новгородской (Хлудовской) псалтири XIII в.

Список литературы

1. Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 50.

2. Ройзман Л. Н. Орган в истории русской музыкальной культуры. М., 1979. С. 21.

3. См. об этом в кн.: Успенский Б. А. Языковая культура Киевской Руси и ее значение для истории русского литературного языка. М., 1983. С. 32; Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории: (К 1100-летию первого летописного упоминания). Т. 1. М., 2003. С. 224—234; Коляда Е. И. Музыкальные инструменты в Библии. С. 181; Тоцкая И. Ф., Заярудный А. М. Музыканты на фреске "Скоморохи в Софии Киевской" // Древнерусское искусство. М., 1988.

4. ПСРЛ. Т. 1. М., 1962. Стб. 192—193.

5. Стоглав. М., 1863. С. 79, 135—136, 261—263.

6. Сочинения князя Курбского. Т. 1 // Русская историческая библиотека. Вып. 31. СПб., 1914. Стб. 279.

7. Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 107.

8. См.: Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 168.

9. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 325— 326.

mirznanii.com

Ящик пандоры – Музыкальные инструменты древних славян

 

 Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.

 

В старых византийских хрониках, относящихся к VI веку, рассказывается о славянах-гуслярах, жителях далекого севера. Во время сражения греков с хазарами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: “С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране, нашей, не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную”.

 

Полулегендарная история с гуслярами-славянами открывает первую страницу в музыкальной жизни Руси.

На огромной территории, где селились наши предки, в курганах археологи находят различные по виду и величине колокольчики и бубенчики. Отыскивали их на побережье Черного моря, на Урале, в Сибири. Звон, по древнеславянским и иным поверьям, предохранял человека от действий враждебных магических сил.

Еще много веков после свержения идолов народу грезились языческие сны и, несмотря на запреты и наказания, по городам с веселой музыкой бродили скоморохи, и даже монахам, впадавшим в искушения, чудились звуки гуслей и сопелей. Поэтому все знали: кто привечает скоморохов, тот помогает дьяволу. Но любовь к музыке была неискоренима.

 

В Софийском храме в Киеве найдены фрески, изображающие играющих и поющих скоморохов. Молодой человек держит в руках инструмент, два, скомороха дудят в трубы, пляшущий музыкант поднес к губам свирель. Скоморохи – странствующие актеры, взявшие на себя в Древней Руси ответственность каликов перехожих, говорящих правду, борющихся за справедливость. Внешняя острота слова действия пугала

 

глубоковерующих и священников, а это была просто очередная театрализованная, откровенная правда.

Больше всего наши предки любили гусли. Гусельки яровчатые, т.е. сделанные из явора-клена, награждались в сказках, легендах и былинах самыми ласковыми именами и эпитетами.

 

На шумных пирах князя Владимира бывал богатырь Добрыня, ловкий дипломат, храбрый воин и искусный музыкант. Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на “почестей пир”, Владимир-Красное Солнышко тут же его попросил:

 

“Ай же ты Добрынюшка Никитич млад!

А бери- ка ты гуселешки яровчаты,

Поподерни-ка во струнки золоченые,

По-унылому сыграй нам, по-умильному

Во другой сыграй да по-веселому”.

 

Под гусли Добрыни сначала все призадумаются, закручинятся, а потом веселились от души.

Русь помнит и другого гусляра, героя новгородских былин – Садко.

 

“Как во славном Новгороде

Был Садко, веселый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гуселъки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских”.

 

Садко увеселял торговых да посадских людей. Садко действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что ее в 1167 г. заложил Сотко Сытинич.

 

Во многих песнях, играх и обрядах мы видим отзвуки далекой музыкальной старины, связанной с ‘ обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах, вроде рожка, долго еще оставались в памяти народной.

 

Под рожок пели:

“А мы просо сеяли, сеяли! Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!”

Лада – богиня любви древних славян, а Дид – ее сын, прекрасный, как Аполлон. Многие праздники на деревне сопровождал именно рожок. Игра на рожке непростое занятие. Кроме умения, которое дается не всем и не сразу, требуются и физическая тренировка, хорошие легкие. Пастух с рожком гораздо ценнее, чем не имеющий его. Рожечник был непременным участником свадьбы, крестин, рекрутских сборов. На иконе XVII в. “Собор Богоматери”,приве-зенной из Владимира в музей им. Рублева, изображены пастухи с рожками и трубами. В ХУП-ХУШ вв. в помещичьих усадьбах держали рожковые оркестры.

В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.

 

Средневековая Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты.

 

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь бесовские инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.

Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? “Где появятся домры, сурны, гусли, – гласит царский указ XV в. – то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут – велеть бить батогами”.

 

Источник http://via-midgard.info/

pandoraopen.ru