Выделанная кожа для древних книг: название. Пергамент это в древней руси


Что такое пергамент в кулинарии

В наши дни хозяйки настолько привыкли ко всем удобствам на кухне, что даже не замечают, как часто они пользуются обыкновенным пергаментом в качестве замены некоторых кухонных аксессуаров. Давайте с вами разберемся, что такое пергамент? И в чем его основное предназначение? Пергамент - это очень плотный вид бумаги, не пропускающий жир и влагу. Основное предназначение этой кулинарной бумаги - предотвращение от пригорания дна формы для выпечки или противня. Для приготовления холодных изделий, пергаментную бумагу обычно используют в виде обыкновенного настила на противень, что помогает сохранить целостность приготовленного блюда. Внешне она похожа на простую упаковочную бумагу белого, серого или коричневого цвета.

Чертежная калька

что такое пергаментЗнакомая попросила у соседки кулинарную бумагу для выпечки пирога. А когда стала печь его, то все бумажное основание распалось буквально вдребезги. Что такое? Пергамент не оправдал ожидания? Как выяснилось позже, ей просто дали чертежную кальку, которая наименее прочна, нежели настоящий пергамент. При выпекании сдобы она размокает и прилипает к основаниям кулинарных изделий. Также калька категорически не переносит длительную выпечку, рассыпаясь или ломаясь при жаркой температуре. Этот вид кулинарной бумаги может успешно использоваться в дрожжевой или песочной выпечке. Перед готовкой продукта чертежную кальку нужно хорошо смазать жиром.

Из чего изготавливается пергаментная бумага

Что такое пергамент, мы выяснили, а теперь давайте узнаем, как его производят. Для получения пергамента, берут пористую фильтрованную бумагу, обработанную в растворе концентрированной серной кислоты. Когда часть целлюлозы разрушится и закупорит все поры, бумагу промывают под проточной водой, затем помещают в щелочной раствор, чтобы кислота нейтрализовалась. Вторично промыв в проточной воде, бумагу принудительно высушивают, проглаживая теплым утюгом.

Ценные качества пергаментной бумаги

бумага для выпечки купить

Для большей прочности пергаментную бумагу покрывают силиконом, добиваясь этим самым ее 100% качества: она стойко переносит высокие температуры, не трескаясь от их воздействия, при кипячении не меняет своей формы, совершенно не теряет своей прочности при воздействии влаги. Сегодня все очень хорошо знают, что такое пергаментная бумага, поэтому она пользуется огромным спросом среди населения. Также эту влагостойкую обертку широко применяют в медицине, электронной и бытовой технике как упаковочный материал.

Где применяется пергаментная бумага

пергамент этоЧто такое пергамент для пекарской промышленности? Возможности его применения в кулинарии сегодня неограниченны: он успешно используется как в хлебопекарной технологии, так и в кондитерском домашнем производстве. Им застилают формы и противни для изготовления других изделий в духовке. Термостойкая с силиконовым слоем покрытия пергаментная бумага для выпечки, купить которую можно в любом хозяйственном магазине, используется вместо посуды для разогревания в микроволновой печи. На ней можно раскатывать тесто, перенося на противень без всяких повреждений. Также она используется как межслойное перекрытие в сдобной выпечке. Если же в процессе готовки, блюдо выделяет достаточно большое количество влаги, то лучше использовать фольгу.

Можно перечислять еще массу достоинств этой волшебной кулинарной бумаги. Но лучше один раз купить ее и попробовать в действии. И тогда все вопросы снимутся сами собой.

fb.ru

Опиши. как выглядела древнерусская книга

Книги раньше были большой роскошью, имелись только у богатых, а также хранились в храмах. Их переплет был из золота, серебра, других благородных металлов. Они были рукописные, каждая буква была шедевром. Иллюстрации делали мастера, настоящие искусники.

в общем, любили их обделывать золотом и серебром, украшать картинками

Из столетия в столетие книги переписывались вручную. С самого начала возникновения славянской письменности создание книги, содержащей священные тексты, понималось как особое искусство. Существовали профессионалы, готовившие материал для письма, чернила и краски, переплеты. Над книгой трудились писцы-каллиграфы, художники, ювелиры. Рукописи ценились очень дорого. В них сосредоточена и божественная и человеческая премудрость. В книги вкладывали очень много труда и дорогостоящих материалов: хорошо выделанный пергамент, золото, дорогие византийские краски, доски, которые служили рукописям переплетами, переплеты помещали в дорогие оклады. Книга была произведением искусства. Создавались книги по заказу князя, богатого купца или церкви. Преобладающим материалом для книг до XV в. служил пергамент – тонко выделанная кожа молодых животных. Пергамент привозили из Византии, но скоро русские мастера овладели техникой его изготовления. Одно из названий пергамента на Руси «харатья» – мех, кожа. Говорили: «харатейное письмо» , т. е. на пергаменте. В славянских рукописях употреблялся пергамент белого цвета. В западноевропейских – белый и черный. В некоторых греческих – голубой и пурпурный. Четыре больших листа складывали пополам, получалось восемь – тетрадь. Это было унаследовано от греков. Тетради нумеровались буквами. Буква стояла только на первой странице тетради. Страницы не обозначались. Текст записывался сплошной строкой, без разделения на слова. Ровный почерк ранних кириллических рукописей называется «устав» . Писец писал по одной линейке, выдерживая высоту букв. В качестве орудия письма использовали гусиные перья, отточенные ножиком. Ошибки вычищали ножиком, губкой, пемзой. Чернила делали из смеси чернильных орешков, железных опилок и вишневого клея. Варили их на квасе или меду. Переплет древнерусской рукописной книги. Служебник. XIV в. Миниатюры и орнаменты выполняли яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей. Для заголовков и различных указаний употреблялась красная краска. Редкую и дорогую пурпурную краску привозили из Византии.

Они были крутыми

Из столетия в столетие книги переписывались вручную. С самого начала возникновения славянской письменности создание книги, содержащей священные тексты, понималось как особое искусство. Существовали профессионалы, готовившие материал для письма, чернила и краски, переплеты. Над книгой трудились писцы-каллиграфы, художники, ювелиры. Рукописи ценились очень дорого. В них сосредоточена и божественная и человеческая премудрость. В книги вкладывали очень много труда и дорогостоящих материалов: хорошо выделанный пергамент, золото, дорогие византийские краски, доски, которые служили рукописям переплетами, переплеты помещали в дорогие оклады. Книга была произведением искусства. Создавались книги по заказу князя, богатого купца или церкви. Преобладающим материалом для книг до XV в. служил пергамент – тонко выделанная кожа молодых животных. Пергамент привозили из Византии, но скоро русские мастера овладели техникой его изготовления. Одно из названий пергамента на Руси «харатья» – мех, кожа. Говорили: «харатейное письмо» , т. е. на пергаменте. В славянских рукописях употреблялся пергамент белого цвета. В западноевропейских – белый и черный. В некоторых греческих – голубой и пурпурный. Четыре больших листа складывали пополам, получалось восемь – тетрадь. Это было унаследовано от греков. Тетради нумеровались буквами. Буква стояла только на первой странице тетради. Страницы не обозначались. Текст записывался сплошной строкой, без разделения на слова. Ровный почерк ранних кириллических рукописей называется «устав» . Писец писал по одной линейке, выдерживая высоту букв. В качестве орудия письма использовали гусиные перья, отточенные ножиком. Ошибки вычищали ножиком, губкой, пемзой. Чернила делали из смеси чернильных орешков, железных опилок и вишневого клея. Варили их на квасе или меду. Переплет древнерусской рукописной книги. Служебник. XIV в. Миниатюры и орнаменты выполняли яркими и сочными красками, сделанными из минеральных и органических красителей. Для заголовков и различных указаний употреблялась красная краска. Редкую и дорогую пурпурную краску привозили из Византии.

Как выглядела древнерусская рукописная книга в XI–XIV веке? Как известно, писали в те времена гусиными перьями. Для текста и его обязательного орнаментального украшения использовались чернила. Однако начало всей книги или ее части (главы) обозначали специфическим ярко-красным орнаментом – «заглавием», выполненным киноварью. Этой же краской выписывали первую букву абзаца. Практически все известные нам рукописи выглядят именно так. Самые богатые книги – Мстиславово и Остромирово Евангелия, Изборник Святослава – отличаются золотым исполнением заглавия и начальных букв. Вплоть до XV века, когда в Древней Руси стали использовать бумагу, книги писались на пергаменте. Эту особым образом выделанную кожу телят и других животных долгое время доставляли из Греции. Пергаменты древнерусских и греческих рукописей XI–XII веков практически идентичны. Но, несмотря на технические отличия, основной принцип изготовления рукописной книги практически не отличался от современных собратьев. Это были сшитые воедино небольшие блоки страниц, соединенные под твердым переплетом.

Как выглядела древнерусская рукописная книга в XI–XIV веке? Как известно, писали в те времена гусиными перьями. Для текста и его обязательного орнаментального украшения использовались чернила. Однако начало всей книги или ее части (главы) обозначали специфическим ярко-красным орнаментом – «заглавием», выполненным киноварью. Этой же краской выписывали первую букву абзаца. Практически все известные нам рукописи выглядят именно так. Самые богатые книги – Мстиславово и Остромирово Евангелия, Изборник Святослава – отличаются золотым исполнением заглавия и начальных букв. Вплоть до XV века, когда в Древней Руси стали использовать бумагу, книги писались на пергаменте. Эту особым образом выделанную кожу телят и других животных долгое время доставляли из Греции. Пергаменты древнерусских и греческих рукописей XI–XII веков практически идентичны. Но, несмотря на технические отличия, основной принцип изготовления рукописной книги практически не отличался от современных собратьев. Это были сшитые воедино небольшие блоки страниц, соединенные под твердым переплетом.

Книги украшали затейливым и орнаментами красочными миниатюрами в узорах переплетались Цветочной стебли и лепестки фигуры людей и диковинных животных богатые люди украшали книжные переплеты золотыми или серебряными окладами драгоценными камнями

Книги были из дерева, из бумаги. Обложку украшали узорами.

touch.otvet.mail.ru

Материалы для письма. Пергамент. Что это такое?

Издавна люди использовали для сохранения информации письменные знаки и пергамент. Что это такое, может рассказать каждый школьник, который хоть немного был внимательным на уроках истории.

пергамент что это такое

Обработанная определенным образом кожа разных домашних животных для хозяйственных целей использовалась еще древними персами в пятом веке до нашей эры. Называли ее «дифтера». В Египте для письма применяли папирус. Этот материал изготавливали только здесь. Однако вскоре фараоны запретили вывоз папируса из страны. Их целью являлось лишить знаменитую Пергамскую библиотеку материала для производства книг и возвеличить александрийское книгохранилище. Жители города Пергам оказались в затруднительном положении, однако начали искать альтернативный вариант. Кто-то вспомнил о дифтере. Так в обиход вошел древний пергамент. Его производство довелось до совершенства, да и название изменилось.

Древнее производство

Материал, названный по имени города Пергам, был дорогим. Шкуры баранов, свиней, телят (кроме ослиных) обрабатывались по особой технологии, многоступенчатой и длительной по времени. Их тщательно промывали, удаляли грубый и жесткий волос, замачивали на две недели в растворе извести. Потом шкуру, лишив шерсти, натягивали на раму и снимали подкожную клетчатку. Потом материал шлифовали и выглаживали пемзой, втирали мел (для впитывания остатков жира и придания поверхности однородности). Отбеливали старинный пергамент втиранием муки, молока или белков, хотя производили и разноцветные материалы. Стоимость его завесила от толщины. Для написания использовали краски, рецепт которых хранился в тайне, особенно важные документы писали серебром и золотом.

древний пергамент

Итак, пергамент (что это такое, уже разобрались) - это материал для производства книг, а также уже написанный рукописью текст. Несмотря на свою высокую цену, изобретение жителей Пергама выгодно отличалось от папируса. Это был более прочный и долговечный материал, который можно было перегибать, использовать повторно, на котором можно было писать с обеих сторон. Но самое главное, это то, что производили его в любом месте, где были животные.

В обиходе находился и палимпсест – особенный пергамент. Что это такое? Это переработанный материал со стертым старым текстом и написанным новым. Порой можно было прочитать обе рукописи, но в 691 году церковники запретили стирать священные тексты.

старинный пергамент

Появление бумаги и массового книгопечатания привело в упадок изготовление и использование пергамента, поскольку он был слишком дорогим материалом. Некоторое время их использовали взаимозаменяемо, но в конце концов бумага победила. Сегодня пергамент, изготовленный из шкур кошерных животных, применяют только евреи для написания своих священных книг.

Хозяйственный пергамент

Существует еще и хозяйственный пергамент. Что это такое? К настоящему материалу из шкуры животных он не имеет никакого отношения. Это обычная водонепроницаемая бумага, упаковочный материал, который имеет растительное происхождение. Растительный пергамент прочный, почти прозрачный, не пропускает жир и воду, поэтому широко используется в кулинарии, фармакологии, медицине. Изобрел его в конце девятнадцатого века французский химик Гийом Луи Фигье.

fb.ru

Пергамент - это... Что такое Пергамент?

  • ПЕРГАМЕНТ — (греч.). Кожа некоторых животных, выделанная особым образом и употребляемая для барабанов, переплета книг, а в древности и для писания на нем; название свое получал от города Пергама, где усовершенствовали способ его приготовления. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРГАМЕНТ — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Современная энциклопедия

  • ПЕРГАМЕНТ — (нем. Pergament от греч. Pergamos название г. Пергам, где во 2 в. до н. э. широко применялся пергамент), 1) недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и свиных шкур. Используется для изготовления музыкальных инструментов (напр.,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пергамент — Пергамент, О. Я. (1868 1909) конституционалист демократ. Выдающийся юрист. В 1905 г. был выбран председателем совета присяжных Одесского округа и в том же году сослан в Пермскую губернию. На выборгском процессе 1906 г. Пергамент был одним из… …   1000 биографий

  • пергамент — См …   Словарь синонимов

  • Пергамент — (от названия древнего города Пергам, где во 2 в. до нашей эры начали изготовлять пергамент, служивший материалом для письма). Различают пергамент: животный недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота и из свиных, используется для… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, пергамента, муж. 1. только ед. Кожа животных, обработанная особым образом, употребляемая для изготовления барабанов и труб, в древности, до распространения бумаги, широко применявшаяся как материал для письма. 2. Древняя рукопись,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, телячья и другая кожа, приготовленная для письма; она заменяла бумагу, а ныне идет на грамоты и пр. Пергаментный свиток, из пергамента, харатейный. Пергаментщик, выделыватель пергамента. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Пергамент — (от нем. pergament < греч. pergamenos < pergamos г. Паргам в Малой Азии) 1) особо выделанная, очищенная кожа животных, применявшаяся в древности в качестве материала для письма; 2) прочный, похожий на бумагу материал, изготавливаемый из… …   Реклама и полиграфия

  • ПЕРГАМЕНТ — ПЕРГАМЕНТ, а, муж. 1. Писчий материал из телячьей кожи, распространённый до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале. 2. Особо обработанная кожа молодых животных, применяемая в технике и для изготовления музыкальных инструментов.… …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Забытая реальность — Пергамент и бумага

    Главная » Технологии Оригинал взят у alexandrafl в Пергамент и бумагаПРИНЯТО считать, что пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Этот материал, по свидетельству Плиния Старшего (23-79 гг. н. э.), появился во II веке до н.э. Свое имя он получил от города Пергам в западной части Малой Азии, и его появление связывают с Евменом II, царем Пергама в 197–159 гг. до н. э. Правитель основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200.000 свитков. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи. Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на нее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках.[Spoiler (click to open)]Для справки. Для изготовления пергамента использовалась кожа теленка, козленка или барашка не старше 6 недель. Она обрабатывалась по довольно трудоемкой технологии: размачивалась в проточной воде 6 суток, затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с позоленной известью от 12 до 20 суток. Вслед за этим кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях, чтобы удалить из нее избыток извести. Далее продубливали растительными экстратами. Когда кожа становилась мягкой, выравнивали; затем натирали предварительно посыпанную мелом кожу пемзой. Такой пергамент еще называется «велень». По усовершенствованной технологии пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой — со стороны волосяного покрова дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамент.   Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре его начали складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги.   В России сохранилось Соборное Уложение 1649 года (текст был найден в 1767 году во время созыва Законодательной комиссии Екатерины). Оно находится в Московской Оружейной палате. Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров. Это лента в 30 метров длиной, состоящая из 959 листов пергамента, склеенных один с другим. Еще в ХIХ веке патентная документация Великобритании и США оформлялась именно на пергаменте.   ИССЛЕДОВАНИЯ в области истории естествознания и техники показывают, что пергамент мог появиться не ранее середины ХV века. Ни в какое иное время не было технологических и экономических предпосылок для его появления. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами, чтобы они начали вкладывать свои деньги в кожевенное дело.   Рукописи, написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил, полученных на основании серной кислоты, следует датировать временем после 1625 года, а рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, — временем после 1650 года.   Выходит, любая рукопись, написанная на пергаменте и датируемая ранее ХV века, автоматически является подделкой! Таких рукописей много. Судя по «Сводному каталогу славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв.» (М., 1984), сейчас в нашей стране на государственном хранении находится 494 рукописи. Все они, видимо, фальшивки. Такое же положение с древними рукописями и в других странах.   «Греческие», «еврейские» и «латинские» древние пергаментные фолианты стали «всплывать из забвения» только со второй половины ХV века, а активно издаваться и распространяться — в ХVI веке. В этом нет ничего удивительного, ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности в Пергаме, а во второй половине ХV века.   Надо также отметить, что появление слова в письменном языке отражает обычно время появления самого предмета, им обозначаемого. Так, в английском письменном языке шкура овцы приобрела смысл пергамента (материала для письма) parchmen, на котором пишут официальные указы, приказы и т.д. в ХV веке. В том же веке появляется в английском языке и слово vellum — выделанная козья кожа, используемая как пергамент. На Руси пергамент был привозной, поэтому слово «пергамент» зафиксировано только в ХVI веке.   Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу. В 1480 году Кембриджский университет стал брать под залог пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд. Это, видимо, тоже свидетельствует о том, что пергамент появился только в середине ХV века. Подсчитано, кстати, что для одного экземпляра изданной Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.   Теперь об исторических документах на пурпуровом пергаменте. Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Поэтому «Кодекс Аргенти» (лат. Codex Argenti), памятник готского письма, написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами, не мог быть создан, как сегодня считается, в VI веке! Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года.   Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года.   Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными (железо-галловыми) чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер (1604-1668 гг.) впервые получил из железного купороса серную кислоту в 1625 году. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были.   Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» — шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил.   Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила (гуммиарабик — это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии). Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года.   НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали — европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, – в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году.   Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока.   Во II веке до н. э. китайцы, по их утверждениям, стали использовать толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. э. чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса.   В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».   В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.   В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века.   Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800–1.000 лет бумага как термодинамически неравновесный материал обязана истлеть полностью.   ПОЭТОМУ никаких бумажных памятников ранее ХI века быть в принципе не может! Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения. Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук.   В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н. э. — точно также, как пергамент — в Европе. Азиатские фальсификаторы ХХ века своими находками «древней» бумаги поддержали своих азиатских коллег из ХVIII века.   Не было и древней арабской бумаги из хлопка. Мусульманские рукописи начали «чудесным образом» находить с конца ХVIII века. Так, знаменитого арабского историка и философа Ибн Хальдуна, который будто бы жил в 1332-1406 годах, напечатали только в 1868 году.   В Британской энциклопедии   1771 года указывается, что европейская или льняная (тряпичная) бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века.   На Руси слово бумага (писчий материал) обнаруживается в XV веке. Оно обнаруживается вместе со словами «лист» и «десть» в записи Пролога 1481 года.   Льняная бумага в Европе появилась из отходов производства льняной материи. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV веке. Можно сказать, что именно потребность в делопроизводстве и подтолкнула к созданию бумаги. Потребность определило предложение. Первую бумагу из льняных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии. В Англии — в 1495 году, в Шотландии — в 1591-м, в Бельгии и Голландии — только в 1686-м. В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576-м и 1655 годах.   Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна.   Донато Браманте (1444-1514 гг.) в 1508 году изобрел винтовой пресс, на котором делал медали или монеты. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом (появился в 1480 году). Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками.   В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона. Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс.   В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции.   Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить. В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году.   Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, — «Поучения Ефрема Сирина» (датируется   1381 г.), арабская рукопись на бумаге (с датою 866 г.), греческие рукописи с датами 1079, 1090, 1095 годов…   И в заключение еще одно замечание. Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке.   Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях (пергаменте, а затем бумаге) датируется ХV веком, а в исключительных случаях — концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, — не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами.Источник http://old.redstar.ru/2009/06/03_06/4_02.htmlДоклад И. Шумаха http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/pergamen.htm

    Источник: mylnikovdm.livejournal.com

    Пометить материал как неуместный

    Оценка информации

    xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

    Пергамент - это... Что такое Пергамент?

    Манускрипт Меровингов, VII век н. э.

    Перга́мент (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен)[1] (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергам) — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.

    Этимология

    Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. В профессиональной среде историков, в основном употребляется слово «пергамен», от лат. Pergamen.

    История

    По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

    По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

    У евреев с древности и до наших дней пергамент известен под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (лат. vellum) пишутся также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Еще один вид пергамента духсустус, изготовляемый из нижних слоев кожи (спилка), использовался только для мезуз. Однако с развитием индустрии скотобоен, когда шкуры стали доступнее, этот вид пергамента перестал использоваться ввиду его низкого качества[2]. Для написания еврейских священных свитков могут использоваться исключительно шкуры кошерных видов животных.

    В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо, хотя большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, сохранились и пергаментные версии.

    Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.

    Изготовление

    Изготовление пергамента, Германия, 1568 г.

    В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.

    Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (фр. velin от vellum). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.

    Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.

    Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.

    После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.

    При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.

    В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.

    К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно использовать повторно.

    Пергамент был не дешевле папируса, поскольку на изготовление крупноформатных книг (а священные книги часто изготавливались в большом формате) уходило множество шкур. Например, каждая двойная страница в «Лоршском Евангелии» (ок. 810 г. Рим, Ватиканская библиотека) требовала одной шкуры телёнка; для изготовления «Книги Кельтов» («Келлское евангелие», ок. 800 г., Дублин, Библиотека Тринити-колледжа) потребовалось забить стадо приблизительно в 150 голов, а для создания «Винчестерской Библии» (1160—1175 гг., Винчестер, Библиотека собора) потребовалось стадо в 250 телят. Для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных[3].

    Переработка

    В период с VII по IX века множество пергаментных манускриптов были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.

    Виды

    Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».

    В раннем Средневековье, подражая византийским манускриптам, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего фиолетовый пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.

    К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» (лат. Codex argenteus) — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    dikc.academic.ru

    Выделанная кожа для древних книг: название

    Древние книги несут в себе множество самой разнообразной информации. Из них мы можем узнать, каким образом развивалось общество, а также то, какие материалы использовались для изготовления тех или иных предметов. Как смогли эти памятники средневековой культуры сохраниться до наших дней? Конечно, многое зависело от условий, в которых содержались старинные фолианты. Но главную роль сыграл всё же материал, из которого они были изготовлены. Выделанная кожа для древних книг, название которой до сих пор довольно часто используется человечеством в повседневном обиходе, - это главная тема этой статьи.

    Характеристики пергамента

    Итак, что же такое пергамент? Если говорить совсем кратко, то это тонко выделанная кожа для древних книг. От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались.

    выделанная кожа для древних книг

    Выделанная кожа для древних книг обладала ещё одним неоспоримым преимуществом перед другими материалами: она не подвергалась намоканию и засаливанию. Хранить книги из этого материала было проще и дешевле, чем папирусные свитки. Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус.

    Происхождение слова «пергамент»

    Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. э. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме (город в Малой Азии) местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент».

    выделанная кожа

    Процесс изготовления пергамента

    Изготовление пергамента – очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком (золение шкур). Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой.

    Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю (мясную) часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже.

    Чем писали на пергаменте

    В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди.

    выделанная кожа для древних книг название

    Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре.

    fb.ru