как называлась одежда князя в Древней Руси. Как называлась одежда в древней руси


как называлась одежда князя в Древней Руси

На Руси исподняя одежда называлась зипуном, как у царей, так и у крестьян. Это было узкое и короткое платье, которое едва достигало колен. У людей простых и небогатых зипуны изготовлялись в основном из сермяги или крашеницы. Состоятельные и богатые могли позволить себе иметь зипун из легкой шелковой материи. Штаны и шаровары появились на Русской земле с приходом монголо-татар и прочно здесь закрепились. У бедняков порты изготовлялись из белого или крашеного холста, а также из сермяги, которая представляла собой грубую шерстяную ткань. Те, кто был побогаче носили зимой суконные штаны, а летом тафтяные или шелковые. У царей и бояр штаны были из тяжелых шелковых тканей разных цветов, преимущественно красного, малинового и желтого. На рубаху и штаны надевалась разного рода верхняя одежда. Простой народ одевался в толстые одежды: женщины в поневы, мужчины в зипуны - на Руси это самое древнее одеяние. Княжеская мантия называлась корзнем и представляла собой обыкновенный плащ без рукавов, который завязывался шнурком на шее. Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги. У богачей к кафтану пристёгивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом. Зимой носили шубы. Это была самая нарядная одежда для русских, поскольку Россия всегда славилась своими мехами. Количество мехов и шуб говорило о богатстве хозяина. У бедняков шубы были овчинные, тулупы заячьи, а у людей среднего достатка - беличьи и куньи. У богачей шубы были собольи и лисьи. Пояс являлся обязательной частью любого древнерусского костюма: будь то костюм женский, мужской или детский.Пояс отражал социальный статус его владельца, а также был знаком воинского отличия. Он мог указывать на место воина в княжеской рати, его заслуги, принадлежность к какому-либо роду и, наконец, семейное положение. У богачей пояса были шелковые и плетеные золотом и серебром, бархатные и кожаные. Их украшали драгоценными камнями и жемчугом. Крестьяне носили кушаки, которые складывались в несколько раз. 

otvetytut.com

как называлась одежда князя в Древней Руси, математика

Rocker2003

06 июля 2015 г., 23:42:10 (3 года назад)

На Руси исподняя одежда называлась зипуном, как у царей, так и у крестьян. Это было узкое и короткое платье, которое едва достигало колен. У людей простых и небогатых зипуны изготовлялись в основном из сермяги или крашеницы. Состоятельные и богатые могли позволить себе иметь зипун из легкой шелковой материи. Штаны и шаровары появились на Русской земле с приходом монголо-татар и прочно здесь закрепились. У бедняков порты изготовлялись из белого или крашеного холста, а также из сермяги, которая представляла собой грубую шерстяную ткань. Те, кто был побогаче носили зимой суконные штаны, а летом тафтяные или шелковые. У царей и бояр штаны были из тяжелых шелковых тканей разных цветов, преимущественно красного, малинового и желтого. На рубаху и штаны надевалась разного рода верхняя одежда. Простой народ одевался в толстые одежды: женщины в поневы, мужчины в зипуны - на Руси это самое древнее одеяние. Княжеская мантия называлась корзнем и представляла собой обыкновенный плащ без рукавов, который завязывался шнурком на шее. Любимым нарядом считался кафтан, который достигал до пят, а иногда только до икр, чтобы показать народу расшитые золотом сапоги. У богачей к кафтану пристёгивалось отложное ожерелье, расшитое золотом и усыпанное жемчугом. Зимой носили шубы. Это была самая нарядная одежда для русских, поскольку Россия всегда славилась своими мехами. Количество мехов и шуб говорило о богатстве хозяина. У бедняков шубы были овчинные, тулупы заячьи, а у людей среднего достатка - беличьи и куньи. У богачей шубы были собольи и лисьи. Пояс являлся обязательной частью любого древнерусского костюма: будь то костюм женский, мужской или детский.Пояс отражал социальный статус его владельца, а также был знаком воинского отличия. Он мог указывать на место воина в княжеской рати, его заслуги, принадлежность к какому-либо роду и, наконец, семейное положение. У богачей пояса были шелковые и плетеные золотом и серебром, бархатные и кожаные. Их украшали драгоценными камнями и жемчугом. Крестьяне носили кушаки, которые складывались в несколько раз. 

matematika.neznaka.ru

Одежда древних Славян | Земля Мастеров

Во что одевались наши давние предки? Одёжа, риза, порты… Как называли древние славяне «одежду вообще»? В Словаре русского языка Ожегова при слове «одёжа» стоит пометка — «разговорное». 

Тем не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин «одежда».

Слово «одеяние», имеющее для нас иногда торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». 

Действительно, вслушаемся: «одеяние» — «то, что одевают». А вот другое современное просторечие — «портки». В древности его произносили иначе — «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по древнерусски «резать». 

«Порты» употреблялись, как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез», «кусок ткани, холста», а ещё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки». 

Древнее значение — «одежда вообще» — сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили в старину. А что же такое слово «риза»? Конечно, это облачение священника, надеваемое для богослужения. 

Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечая его родство с глаголом «резать». Именно слово «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»... 

Самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Её название происходит от корня «руб» — 

«кусок, отрез, обрывок ткани». История рубахи древних русских людей действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавились рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» 

и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоёв населения, менялся только материал и характер отделки. 

Простой народ носил, в основном, рубахи из льняного полотна. Для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые и знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка. А не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. 

На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк». Рубаха и сорочка отличались друг от друга. 

Длинная рубаха делалась из грубой и толстой материи. Короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой ткани. Постепенно она превратилась в бельё («сорочка», «чехол»). А длинную рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке. Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали. При этом 

её поддёргивали. Получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Рубахи у горожан были немного короче, чем у крестьян. Женские рубахи кроились обычно до полу (отсюда «подол»). Их тоже подпоясывали. Нижний её край, чаще всего, оказывался посередине икры. 

Иногда, во время работы, рубахи подтягивали по колено. Ворот рубахи, непосредственно прилегавший к телу, шился с магическими предосторожностями. 

Рубаха должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, лоскут протаскивали внутрь будущей рубахи. Движение «внутрь» обозначало сохранение жизненных сил, «наружу» — утрату или потерю. «Наружу» всегда старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. По мнению древних славян, необходимо было обезопасить все необходимые отверстия в рубахе: ворот, подол, рукава. 

Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до современных работ. Славянские рубахи не имели отложных воротников. 

Разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева. Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладали бронзовые и медные, которые лучше сохранились в земле. 

На самом деле они делались и из простых подручных материалов — кости и дерева. Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды. Ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая этому помешать, ворот оснащали охранительной вышивкой 

(иногда содержавшей даже золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни). Со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. Рукава рубах были длинные и широкие. У запястья схватывались тесьмой. 

Интересно, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной... В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были на много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды надевались не только для красоты — это были одновременно и ритуальные облачения. 

Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как лебединые крылья. Это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие. 

Южные славяне называли их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке. Помазание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Это и есть намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства. Пояс – это важная деталь одежды. 

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле. Поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще. 

А вот ремённые пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа. Женщины никогда их не носили. 

Мы помним, что почти каждый взрослый мужчина потенциально был воином. Именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. 

Так, на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». 

Мужской кожаный пояс обычно был 1,5—2 см. шириной. Он имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками. 

Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи. Весь его облик, в первую очередь пояс, должен был об этом говорить. Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например, 

вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов — членов дружин — были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе, как свидетельство связей между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён. Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. 

Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану. Вероятно, такие пояса были очень редкими, поскольку очень опасны были эти могучие и бесстрашные лесные быки. В то время охоту на тура приравнивали к поединку с вооружённым врагом. Тур, как бы был своеобразным воинским «тотемом». Существовало даже поверье, что пояса из кожи тура хорошо помогали роженицам. 

Ритуальным смыслом обладали буквально все предметы воинского снаряжения. И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. С этой целью славяне шили специальные мешочки (сумочки) для разной мелочи. Назывались они "карманы». 

Пришивать карманы к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход. Штаны, на первый взгляд, являются необходимой частью мужского костюма. Однако это было далеко не так. Так, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой, 

которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Штаны были занесены в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён, которые появились в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими. На сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ. Между штанинами вставляли ластовицу — для удобства ходьбы. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи. 

Украшались ли штаны? Данных об этом нет. Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка — «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сначала ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. Слово «гача», в смысле, «штанина» кое-где дожило и до сегодняшнего дня. Действительно, спрятанное всё за шнурком для штанов, прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног — «портки», а также «ноговицы» и «брюки» вошли в употребление только при Петре I.

zema.su