Реформы Грозного. Реформа в древней руси это
Реформы Грозного 1549 — История России
ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО
В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.
Военная реформа:
1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;
2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;
3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.
Судебная реформа
В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.
Церковная реформа
Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.
Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.
Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых;
2) проверил церковные книги;
3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.
Реформа центрального и местного управления (губная реформа)
Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.
В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.
СОБОРОМ ПО БОЯРАМ
3 февраля сыграна была свадьба. А 21 июня вспыхнул невиданно сильный пожар, какого еще не бывало в Москве. Распространился слух, будто Москва сгорела благодаря волшебству. Чародеи по указке Глинских якобы вынимали сердца человеческие, мочили их в воде, водою этой кропили по улицам. Юрий Глинский был убит чернью прямо в Успенском соборе. Толпа черни явилась в селе Воробьеве к царскому дворцу с криком, чтоб государь выдал им свою бабку Анну Глинскую и дядю, князя Михаила, которые будто бы спрятались у него в покоях. Иван велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались.
Но с этого времени Глинские совершенно потерял свое влияние на царя. На смену им пришел священник Благовещенского собора Сильвестр и царский ложничий Алексей Федорович Адашев. Современники приписывали эту перемену потрясению, пережитому царем во время восстания. Курбский писал, что в этот момент Иван совершенно растерялся и что Сильвестр внезапно явился перед ним и в страстной речи ярко обрисовал Ивану печальное положение московской жизни, указал на причину его - пороки самого царя, пригрозил будущими Божественными карами и таким образом произвед в Иване сильный нравственный переворот. Возможно, свидетельство Курбского - преувеличение, но несомненно, что Сильвестр и Адашев появились рядом с царем сразу после мятежа. Грозный имел характер нервный и впечатлительный. В любви и ненависти он не знал никакого удержу, часто попадал под сильное влияние своих приближенных и начинал смотреть на жизнь их глазами.
Влияние Сильвестра в целом оказалось благотворным. Постепенно вокруг молодого царя сложился просвещенный кружок, который Курбский называл «Избранной радой». Кроме Сильвестра, Адашева, князя Андрея Курбского в него вошли князья Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие.
…
Под влиянием окружения он в 1550 году решился на новый в русской истории шаг - созыв первого Земского собора. «На двадцатом году возраста своего, - говорится в Степенной книге, - видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда выборные съехались, Иван в воскресный день вышел с крестом на Лобное место и. после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет; родственники обо мне не заботились, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстных хищениях и бедах упражнялись. Я же был словно глухой и не слышал, и не имел в устах моих обличения по молодости моей и беспомощности, а-они властвовали». И, обратившись к присутствовавшим на площади боярам, Иван бросил им запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего». Потом, поклонившись на все стороны, царь продолжил: «Люди Божие и нам дарованные Богом! Молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших прежних бед, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».
В тот же самый день Иван пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и грубящих своим насилием бедным и немощным; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей праведных от бояр и вельмож».
Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.
В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.
К. Рыжов. Справочник. Все монархи мира. Россия
ЕДИНОЛИЧНО
Участие Ивана IV Bасильевича в государственной деятельности начинается с создания так называемой «Избранной рады» (1549), фактическим руководителем которой был А. Адашев. Разнородное по составу правительство Ивана IV стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 гг. были проведены реформы в области центрального и местного управления, права, армии и т. д., которые отражали интересы всех феодалов и явились своеобразным компромиссом между широкими кругами дворянства и феодальной знатью...
Участие Ивана IV в государственной деятельности значительно усилилось после падения «Избранной рады» (1560). Он единолично проводит линию деда Ивана III и отца Василия III на укрепление самодержавной власти, опираясь на дворянство и верхушку горожан.
Советская историческая энциклопедия. М., 1973-1982
«ПРАВИТЬ С ГРОЗОЙ»
С конца 40-х годов Ивана захватили смелые проекты реформ, взлелеянные передовой общественной мыслью. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых «как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия» (В.О. Ключевский). Сложившиеся в его голове идеальные представления о происхождении и неограниченном характере царской власти, однако, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивавшим политическое господство могущественной боярской аристократии. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном IV как досадная несправедливость.
В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления.
Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения об искоренении боярского «самовольства». Такие предложения поступали к нему со всех сторон. Чтобы ввести «правду» в государстве, поучал царя Пересветов, надо предавать «лютой смерти» тех еретиков, которые приблизились к трону «вельможеством», а не воинской выслугой или мудростью. Пересветову вторил престарелый осифлянский монах Вассиан Топорков. Его советы, по мнению Курбского, подготовили почву для последующих царских гонений на бояр. Фамилия Топорков дала Курбскому повод для мрачного каламбура. «Топорок, сиречь малая секира, - говорил он, - обернулся великой и широкой секирой, которой посечены были благородные и славные мужи по всей Великой Руси».
Советы «править с грозой» пали на подготовленную почву, но царь не мог следовать им, оставаясь на позициях традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преобразовательным затеям.
Дворянские публицисты и практически все без исключения дельцы рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления единодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».
В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям.
Царь кончил тем, что отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет.
Скрынников Р. Иван Грозный
histrf.ru
Что такое урок в Древней Руси? Административная реформа княгини Ольги в X веке :: ashanet.ru
Что такое урок в Древней Руси – понимают далеко не многие. Мы же в нашей статье попробуем разобраться, что это такое и откуда это берет свое начало. Ведь период ввода уроков решил для Российского государства очень многое. Именно с этого момента на Руси появляется централизованная, упорядоченная система в экономическом и политическом плане.
Князь Игорь: начало всего
Чтобы понять, что такое урок в Древней Руси, необходимо знать, с чего все началось. Мы начнем рассматривать историю со времени правления князя Игоря Рюриковича, который не стал сильной фигурой в управлении российским государством, однако вошел в историю как князь, который не смог справиться со своим народом из-за своей глупости и жадности.
Князь Игорь стал править после смерти Вещего Олега. На протяжении всего своего правления князь не проявлял себя в качестве достойного правителя. При этом он не проявлял себя в качестве плохого князя. Единственное, чем прославился князь Игорь, были неудачные попытки похода на Византию. Стоит также отметить, что благодаря Игорю был продолжен торговый договор с греками, который был заключен еще князем Вещим Олегом. Это условие было удобно для Руси того времени.
Насильственная смерть князя
Настоящая слава приходит к князю Игорю после его трагической смерти, о которой теперь ходит много легенд и мифов, многие из которых до сих не доказаны научно. Несмотря на это, историки придерживаются мнения, что Игорь был жестоко убит древлянами, с которых он несправедливо собрал дань.
Самым странным в истории князя Игоря остается его поступок. Известно, что сбор дани на Руси был принят еще очень давно. Этот обряд, доказывающий уважение к царю, был обязателен для всех. Всем известный исторический факт: князь собрал с древлян дань, но ему показалось, что тех средств, которые он собрал, – мало. Тогда Игорь вернулся, чтобы повторно собрать дань. Так повторялось несколько раз, пока древляне не освирепели от такой наглости и несправедливости князя. По легендам, древляне и убили Игоря, считая его нечестным, недостойным и несправедливым правителем, который просто «обворовывает» свой народ. Князь Игорь был жестоко убит древлянским народом, за что тот вскоре очень сильно поплатился.
Приход княгини к власти
После смерти князя Игоря к власти на Руси приходит его жена – княгиня Ольга. Русью всегда правили сильные воины, поэтому перед Ольгой стояла трудная задача: ей нужно было доказать свою силу и показать всему государству, что она тоже сильная личность, которая способна управлять страной. В древних летописях можно встретить четыре поступка княгини Ольги, которые имеют огромное значение для развития российской истории.
Время правления княгини начинается с мести за смерть князя Игоря. Это был первый поступок, упоминающийся в летописях. В качестве отмщения княгиня Ольга вместе с сыном Святославом сожгла дотла столицу древлян. Во время пожара погибло очень много древлянских послов. Этот поступок доказал силу женщины, несмотря на то что на протяжении всего российского государства женщина считалась слабовольным существом, которая должна была вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием детей.
Но не будем отходить от темы. Что такое урок в Древней Руси? После завершения мести княгиня решила заняться государственными делами, чтобы устранить экономические и политические проблемы в стране.
Начало десятого века в Российском государстве
До того, как престол заняла княгиня Ольга, Русь оставалась под сильным влиянием варягов. Рюриковичи отправлялись в дальние земли, где строили новые города, крепости, тем самым расширяя границы Киевского государства. Сегодня летописи говорят нам, что из-за своей географической отдаленности варяги не могли передать очень многое из своей культуры на Русь. Но это не мешало варягам осваивать окружающие земли и водные пути, живущие рядом народы.
Чем больше осваивалось рек, тем больше торговых путей открывалось. Именно с этого момента началось расширение городов. Это стало очень сильным толчком к экономическому развитию Руси. Да и сама власть уже означала создание экономической и политической инфраструктуры. Водные торговые пути начинают контролироваться разными князьями. Именно этим моментом и датируется появление такого государства, как Киевская Русь.
Попытки централизации: введение погостов и уроков
В казну Руси постоянно поступали средства, которые могли обеспечить победу в завоевании Византии. Эти средства поступали в виде погостов и дани, которые платились завоеванными племенами и народами государству. Сегодня в древних документах можно найти даже размеры этих налогов. В «Русской Правде», которая считается первым законодательным документом на Руси, говорится, что размер дани составлял 300 гривен в год. Эта сумма платилась за сохранение мира между захваченным племенем и Русью.
Именно княгиня Ольга смогла разделить всю Новгородскую землю на несколько частей, которые получили название «погосты». Каждая территориальная единица имела свои обязательства перед Киевской Русью. Каждый погост был обязан ежегодно выплачивать урок – дань, размер которой был точным и фиксированным на законодательном уровне.
Органы власти в древнем государстве
В это время существовал лишь один орган власти – князь. Так же органом власти можно назвать дружину князя. Именно княжеская дружина и была официальным органом, которая осуществляла сбор дани в Древней Руси. Естественно, сбор налогов происходил под присмотром княгини. Однако это полномочие дружины регламентируется в «Русской Правде». Дружина же получала доход, который обеспечивало население. Кроме того, население было обязано предоставлять любые средства, если дружинник был на службе. Тогда в государстве появился еще один тип отношений, который получил название «нефеодально-вассальный».
Основная часть населения государства представляла собой общинников, то есть свободных крестьян, входивших в состав различных общин. Поскольку земельной собственности не было, в казну поступали доходы, которые приносили налоги. Определение слова «урок» в Древней Руси этого времени еще было неизвестно. Однако налоги носили общеобязательный характер. За неуплату налогов применялись очень жестокие нормы, вплоть до смертной казни.
Система налогообложения на Руси
Каждый год, с ноября по апрель, дружина князя получала большой доход. Существовало всего два способа его получения: повоз и полюдье. Повоз представлял собой обязательное предоставление князю денег и продовольствия непосредственно ко двору. Полюдье собирали сами дружинники во время объездов государственных территорий.
Объезд, как правило, совершался младшими дружинниками.
До прихода к власти Ольги налоги были нерегулярными и не имели никакого порядка или нормы. Только в 10-м веке в Киевской Руси создается система налогообложения, которая имеет четкий порядок. Именно с этого момента и происходит введение уроков на Руси.
Реформы княгини Ольги
Приход к власти Ольги стал стартом хозяйственной деятельности всего населения. Именно тогда появляются обязательные платежи в виде погостов и уроков. Это способствовало развитию внутренней политики. До правления княгини главной задачей государства было развитие внешней политики. Несмотря на весь контроль, реформы княгини Ольги носили скорее мирный характер, нежели враждебный.
Конкретные изменения в государственном строе
Если говорить о времени власти княгини, то именно Ольгой были проведены те реформы, которые смогли установить: фиксированный размер дани, назначение ответственных людей по ее сбору и создание специальных точек для ее сбора.
Княгиня решила ввести все изменения незамедлительно. Контроль за приказами тоже начал осуществляться сразу же после введения изменений в государственный порядок.
Погосты и уроки
Чтобы четко понимать, что на Руси значили уроки, достаточно открыть современный Налоговый кодекс Российской Федерации и прочитать 8-ю статью. Эта реформа княгини была первой попыткой установить единство в стране, сделать его правовым. Уставы в основном предназначались для лиц, которые имели какие-либо полномочия. Ведь таких лиц было достаточно: для каждого погоста были свои уполномоченные. Из-за географической удаленности погостов уполномоченные оставались управлять ими на местах. Таким образом, княгиней Ольгой был установлен порядок по обустройству внутренних дел и устранению проблем страны.
Важно также сказать, что вся Русь была разделена княгиней на большие волости, а погосты стали их центрами. Как правило, погосты были крупными селами, располагавшимися по берегам различных рек.
Вывод
Экономическое развитие и развитие товарно-денежных отношений было обусловлено созданием уроков. Так что такое урок в Древней Руси? Урок - это фиксированная сумма налогообложения. Именно с момента правления княгини Ольги на Руси появляется постоянный и фиксированный доход в государственную казну, что уже могло исправить некоторые экономические проблемы Руси. Кроме того, княгиней были созданы самостоятельные административные единицы, которые и сегодня сохранились в нашем большом государстве. Ольга не только вела дела внешней политики, но и активно разбиралась с проблемами, которые существовали внутри самого государства.
Кроме того, те реформы, которые провела Ольга, стали укреплением власти на Руси, привели к распределению контроля по всей территории государства.
Среди всего прочего, важно сказать, что именно благодаря княгине Русь стала приобретать свои культурные духовные ценности. Именно с момента прихода к власти Ольги государство стало развиваться в религиозном и духовном смысле, ведь Ольга активно участвовала в распространении христианства на Руси. Люди стали обретать самосознание и чувство долга перед своим государством. Этому немало поспособствовало создание единой системы налогообложения – введение обязательной выплаты уроков.
ashanet.ru
Авторы "норманнской теории":
Богом грома, войны у восточных славян считался:
- ? Перун
- ? Даждьбог
- ? Хорос
- ? Сварог
Община у восточных славян называлась:
- ? вервь
- ? вира
- ? семья
- ? полюдье
Свободные земледельцы-общинники в Древней Руси назывались:
- ? люди
- ? смерды
- ? холопы
- ? изгои
В середине VII в. в соседстве с восточными славянами хазары создали свое государство во главе с:
- ? каганом
- ? ханом
- ? султаном
- ? эмиром
Путь "из варяг в греки" проходил по реке:
- ? Днепр
- ? Волга
- ? Двина
- ? Дунай
- ? Дон
Год призвания варягов согласно Повести временных лет:
- ? 862 г.
- ? 879 г.
- ? 882 г.
- ? 859 г.
Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси в X-XII вв.?
- ? закупы
- ? казаки
- ? рекруты
- ? наместники
Как в древнерусском государстве назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани?
- ? полюдье
- ? лброк
- ? выход
- ? ясак
Какое событие Повесть временных лет относит к 945 г.?
- ? восстание древлян
- ? крещение князя Владимира
- ? призвание варягов в Новгород
- ? поход князя Олега на Византию
К правлению какого князя относится разгром Хазарского каганата:
- ? Святослава
- ? Олега
- ? Игоря
- ? Владимира Крестителя
Первая налоговая реформа в русских землях – установление "уроков" и "погостов" – была проведена:
- ? княгиней Ольгой
- ? Ярославом Мудрым
- ? Святославом
- ? Владимиром Крестителем
Как назывались две славянские азбуки, созданные подданными Византийского императора для славянских народов?
- ? Глаголица и Кириллица
- ? Веды и Добро
- ? Аз и Буки
- ? Слово и Дело
Что из названного являлось причиной крещения Руси?
- ? стремление закрепить внутреннее единство государства
- ? желание избавится от хазарской зависимости
- ? необходимость установить дипломатические контакты с Волжской Булгарией
- ? условие договора с Византией, оказавшей князю Владимиру помощь в утверждении на киевском престоле
Сражение на реке Неве новгородских сил под руководством князя Александра Ярославовича со шведами произошло:
- ? в 1240 г.
- ? в 1237 г.
- ? в 1234 г.
- ? в 1242 г.
В Древней Руси налог в пользу церкви назывался:
- ? десятина
- ? урок
- ? подушная подать
- ? пожилое
Первый письменный русский свод законов был составлен при:
- ? Ярославе Мудром
- ? Владимире Святом
- ? Андрее Боголюбском
- ? Владимире Мономахе
Укажите последствия монголо-татрского нашествия и подчинения русских земель:
Киевский князь Святополк получил прозвище "Окаянный" из-за:
- ? убийства братьев, князей Бориса и Глеба
- ? отказа платить дань Византии
- ? участия в ослеплении Василия Васильевича (Тёмного)
- ? отступления от христианства и попытки реставрации язычеств
- ? предательства, в результате которого половцы разорили Черниговскую землю
Какое из названных событий произошло в 1097 г.:
- ? Любечский съезд князей
- ? поход князя Олега на Константинополь
- ? крещение Руси
- ? взятие монголами Владимира
Владимир Мономах занял киевский престол по:
- ? приглашению киевского боярства
- ? решению княжеского съезда
- ? требованию митрополита
- ? старшинству
Выберите из указанных ниже причины политической раздробленности Руси.
Объединение Галицкого и Волынского княжеств произошло при князе:
- ? Романе Мстиславовиче
- ? Данииле Романовиче
- ? Владимире I
- ? Ярославе Осмомысле
Какой из городов Северо-Восточной Руси, оказавший монголо-татарским войскам ожесточенное сопротивление, был назван монголами "злой город"?
- ? Козельск
- ? Владимир
- ? Рязань
- ? Москва
Главным должностным лицом новгородской администрации был:
- ? посадник
- ? князь
- ? тысяцкий
- ? архиепископ Новгородский и Псковский
Андрей Боголюбский был убит заговорщиками:
- ? в 1174 г.
- ? в 1054 г.
- ? в 1212 г.
- ? в 1132 г.
Союзники русских князей в битве на р. Калка в 1223 г.:
- ? половцы
- ? булгары
- ? анты
- ? монголо-татары
- ? печенеги
Запись в Повести временных лет, датированная 955 г., сообщает: "Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду". Что произошло в результате этой поездки?
- ? княгиня Ольга приняла крещение
- ? княгиня Ольга была насильственно задержана в Константинополе, и Руси пришлось выплачивать выкуп, чтобы ее отпустили
- ? это был военный поход, завершившийся поражением Византии и заключением выгодного для Руси торгового договора
- ? это был военный поход, завершившийся поражением Руси и аннулированием заключенного с Византией договора князя Олега
- ? княгиня Ольга вынуждена была немедленно вернуться назад из-за начавшегося восстания древлян
Первое летописное упоминание о Москве:
- ? 1147 г.
- ? 1125 г.
- ? 1223 г.
- ? 1113 г.
"Слово о полку Игореве" повествует о сражении князя Игоря:
- ? с половцами
- ? с монголо-татарами
- ? с печенегами
- ? с торками
- ? с булгарами
mediasamsu.ssau.ru