Медицина в Древней Руси План Общая. Медицина в древней руси кратко
Медицина Древней Руси
О медицине Древней Руси знания имеются по большей части противоречивые и малодостоверные. Во всяком случае, если говорить о дохристианском периоде. И все же благодаря раскопкам, письменным свидетельствам, а в основном – тем самым древним народным знаниям, которые передавались из поколения в поколение, и сегодня дают право говорить о существовании русской народной медицины, мы можем восстановить некоторые факты.
Медицина скифов
Скифы – предки славянских народов, представляли собой разрозненные племена, населявшие обширную территорию Восточной Европы. Но это были не дикари, а представители развитой для своего времени цивилизации, о чем есть свидетельства их античных современников, в числе которых был и знаменитый Гиппократ.
Побывав во времена своих странствований в Скифии, Гиппократ затем подробно описывал населяющие ее народы в одной из своих книг. В число описаний также входили болезни и методы лечения. Так была описана «мазь Медеи» из сока малоизвестного растения, произрастающего на этой территории, спасающая от ран и ожогов.
На основании рассказов Плиния можно сделать вывод, что скифы уже в те времена культивировали многие лечебные травы, разводя их в садах. И, возможно, именно от них впоследствии переняли подобный опыт сами греки.
Но кроме траволечения, скифы были сведущи в хирургии, о чем свидетельствуют рисунки на древних вазах. А Геродот, который был в этих местах еще в V веке до нашей эры, описывал неких колдунов и чародеев, а позднее – жрецов, умеющих лечить людей.
Волхвы и знахари
Скорей всего именно от скифов получили и свои знания древнеславянские языческие волхвы. Славянские племена формировались на границе новой эры параллельно с постепенным исчезновением скифских племен. Их мифология отличалась от скифской, которая была ближе к греческой, а поскольку религия формировала общество, она также оказывала непосредственное влияние на медицину. Что, впрочем, никогда не мешало перенимать и использовать ценные знания, которые можно было получать от предков и соседей, а также опытным путем.
Волхвы были не только жрецами, которые проводили обряды поклонения языческим богам. Это были люди знания, которое передавалось только от одного волхва другому. Именно поэтому тайны исцеления они хранили бережно, возможно, понимая, что они могут спасти им жизнь в критической ситуации. А поскольку письменности у древних славян не было, или же она была мало распространенной, знания по традиции передавались от поколения к поколению. И впоследствии из потомков волхвов стали выделяться колдуны и знахари, которые непосредственно занимались лечением. Этих людей боялись, но и весьма уважали, ведь от них зависело здоровье и даже жизнь обычных жителей. В военных походах им вообще не было цены, поэтому таких людей очень берегли.
Заговоры и заклинания
Древнеславянские заговоры можно считать одними из основ древнейшей медицины. При их составлении колдуны и ведуны часто обращались к божествам, отвечающим за определенные силы природы – ветер, воду, месяц. Считалось, что с помощью их сил, которые призывались во время заговоров, болезнь можно вынуть из тела человека и передать ее на какой-либо неодушевленный предмет. Для того чтобы изгнать болезнь, применялись веники и прутья. Болезнь просто выметалась за порог, а острые перевернутые вилы у порога не пускали ее обратно.
Лечение продуктами растительного и животного происхождения
Но лечили не только заговорами. Теперь можно догадываться, что никакой заговор не помог бы без применения лекарственных средств, приготовленных из растений с использованием животных продуктов. С древних времен и до сих пор известны лекарственные отвары и настои из крапивы и полыни, багульника и подорожника, липы и березы. Особым уважением пользовались лекарства из хрена, чеснок и лука. И конечно же, широко применялся мед – самое лучшее лекарство от многих болезней, начиная с обычной простуды.
Одним из самых распространенных методов лечения и профилактики по сей день применяют некоторые рисковые люди. Он заключался в том, что человек находил в лесу большой муравейник, раздевался догола и бросался в него на одну–две минуты. Если остаться больше, можно просто погибнуть от укусов, а одна минута давала такое количество полезного яда, который лечил буквально все болезни, во всяком случае так было принято считать в время. Это была известная теперь муравьиная кислота, но тогда о ней никто не знал, и скорей всего такой метод был изобретен случайно.
Среди других популярных действующих средств были кобылье молоко, печень трески, панты пятнистых оленей, медвежья желчь и другие вытяжки и внутренности разных животных, которые варили, принимали сырыми, а также сушили и стирали в порошок, а затем добавляли в мази и отвары.
Лечение веществами
Среди веществ, применяющихся для лечения как по отдельности, так и в составе различных мазей и снадобий были ртуть и серебро, мышьяк и медный купорос. Традиционно использовалась сила камней – например, яхонт облегчал роды, гранат избавлял от головной боли, жемчуг носили от сглаза, а толченый изумруд применяли как противоядие. Было широко распространено ношения всевозможных защитных оберегов и амулетов.
Бани для здоровья и чистоты
Традиция использовать баню, чтобы снять усталость и зарядиться бодростью дошла из седой старины до наших дней. Но помимо этого баню можно отнести в разряд традиционных лечебно-терапевтических методов. Чем не терапия – попарить с дубовым веничком ревматическую поясницу? А чтобы отошла мокрота использовали распаренный березовый веник – лучшее лекарство от простуды.
Хирургия
Развитие хирургии было обусловлено необходимостью оказывать помощь раненым в сражениях. Врачи обычно использовали для лечения ран мази, грибные мицелии и древесный мох. Хирургов, которых называли «резалниками», было немного. Они в основном занимались ампутациями конечностей и зашиванием ран, но умели проводить и более сложные операции по чревосечению и трепанации. О том, какие при этом использовались инструменты, сведений не сохранилось. Известно, что для проведения операций использовалась «лекарская лавка» по типу операционного стола. Для обезболивания применяли настойку опия или экстракт красавки.
Монастырская медицина
Вместе с крещением Руси изменилось отношение к больным и принципам их лечения. Произошло это благодаря появлению монастырей, где страждущие всегда могли получить помощь. Впервые забота о здоровье людей приобрела массовый характер. Таким образом, во время эпидемий, бывших не редкостью в те времена, многие могли надеяться на помощь. Особенно это касалось обездоленных людей. Постепенно при монастырях стали открываться лечебницы и госпитали, где лечили всех кто нуждался. Эта практика пришла вместе с христианством из Византии, где монастыри во время больших эпидемий превращались в госпитали.
Киево-Печерский монастырь, построенный в XI веке, стал первым таким местом. Его основатель Феодосий Печерский предложил организовать первую государственную систему, в которой монастырь становился центром опеки над больными. Со временем в этом монастыре появилось множество талантливых целителей, которых нарекли чудотворцами, и даже после по сей день их мощи, хранящиеся в Киево-Печерской лавре, считаются святыми и чудотворными.
Вначале монастыри играли роль приемного покоя, где принимали, осматривали и направляли больных к соответствующим врачам – лечцам. В XII веке князь Никола Святоша, внук киевского князя Святослава Ярославича, отрекся от княжеского титула, стал монахом, и все свои деньги пустил на создания лечебницы при монастыре. В ней лечили местных монахов и паломников (странников), а называлось сие учреждение странноприимным домом.
Никола Святоша был человеком, страстно стремившимся к знаниям. Немалую часть средств он потратил на организацию и пополнение книгами монастырской библиотеки. Скорее всего, в нее вошли книги и по врачеванию, возможно, в том числе авторства знаменитых древнегреческих лекарей. Потому что вскоре Святоша прославился как чудотворец, исцеляющий больных.
С приходом христианства многие народные лекари и волхвы подверглись гонениям. Но были и те, которые приняли перемены как неизбежность времени и стали применять свои знания и умения в новых условиях. Возможно, именно таким знахарем был монах Агапит, который прославился лечением своими зельями и однажды вылечил безнадежно больного сына Владимира Мономаха. Другой известный лекарь – преподобный Алипий был иконописцем, но заметил, что краски могут обладать лечебными свойствами и стал лечить ими больных, исцеляя даже прокаженных.
xn--80aafyrjrx8f7a.xn--p1ai
Медицина средневековой Руси - СМОТРОВАЯ ВОЕНВРАЧА
Можно выделить три основных направления, по которым развивалась русская медицина: языческая народная, монастырская и светская. Сравнивая их развитие и степень влияния, можно объяснить популярность Гэ Малаховых, газеток типа ЗОЖ и прочих народно-альтернативных источников и методов.
"Скажи мне, кудесник, любимец богов..."
Языческая медицина развивалась издавна и была неотъемлемой частью языческой культуры.
Вот что писал в 1891 году профессор Казанского университета, историк и публицист Н.П.Загоскин в своей книге "Врачи и врачебное дело в Старинной России":"Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа; корни ее уходят в глубину доисторической, языческой поры жизни нашего народа. Она пережила, затем, тысячелетний период уже исторической жизни его - и до наших дней сохранила за собой огромную силу, существуя наряду с научною медициною и даже вступая с ней, подчас, в борьбу".
Знакомо? Больше ста лет назад написано, а до сих пор актуально.
А вот еще одно объяснение от профессора Загоскина:"Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отечестве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медицины".
Земская реформа, если не ошибаюсь - это 1864 год. Первая аптека на Руси появилась только в 1581 году в Кремле. А теперь прикиньте, сколько веков наши люди лечились у волхвов, ведунов, кудесников и бабок-костоправок травами, заговорами и водой.
Врачеватели-язычники в народе считались посредниками между миром людей и таинственными силами природы, которые могут обращать эти силы как на пользу человеку, так и во вред. При этом волхвы-ведуны работали одновременно по нескольким направлениям - тут и публичные магические действия, и лекарское знахарство, и гадания о личной судьбе. За помощью к ним обращались как простые люди, так и князья главного калибра, вспомните хотя бы "Песнь о вещем Олеге".
Позднее разномастных кудесников стали именовать лечцами (бррр, еле выговорил). Именно так их называли в "Краткой Русской Правде" - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов (первая четверть XI века, правление Ярослава Мудрого). Самое интересное, что в "Русской Правде" была узаконена оплата труда лечцов.
Человек, которому кем-либо была нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны и сверх того - особое вознаграждение тому, кто будет лечить эту рану ("за обиду 3 гривны, а летцю мзда"). В более поздних редакциях это вознаграждение называлось "лечебным".
Знания лечцы передавали исключительно от отца к сыну, чужаков к секретам профессии не допускали.
Травки, камешки, нарзан
Лечцы широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения.
Из растений наиболее популярны были: полынь, крапива, подорожник, багульник, "злоненавистник" (бодяга), липовый цвет, листья березы, кора ясеня, можжевеловые ягоды, лук, чеснок, хрен, березовый сок и пр.
Среди продуктов животного происхождения особое место занимали мед, кобылье молоко, печень трески и панты оленя.
Были в ходу и минералы, так, растертый в порошок хризолит давали при болях в животе. Для родовспоможения на женщин одевали ожерелье из яхонта. Уксус, медный купорос, скипидар, селитра, "серный камень", мышьяк, сурьма, ртуть - всё это использовалось в терапевтических целях.
Нарзан знаете? Я вот люблю его больше других минералок (если не считать сугубо читинские Молоковку и Куку, но их в Мск не купишь). Между тем, еще древние русичи знали "кислую воду", использовали ее для лечения проблем с ЖКТ. Есть мнение, что "живая вода" из сказок - это как раз нарзан. В переводе, как мне тут подсказали, с кабардинского, нарзан - "богатырь-вода". Это слово перекочевало в древнерусский и благополучно дожило до наших дней.
Многие рецепты древнерусской медицины дошли до нас в виде более чем 200 сборников - травников и лечебников. Записаны они были, правда, позже - с распространением по Руси христианства и грамоты.
Были в лечебниках действительно эффективные рецепты, которые впитала в себя научная медицина. Была и откровенная ерунда, основанная на поверьях и мифах. Вот, например, один рецепт для лечения алкоголизма. Нет желающих опробовать на себе? ;)
Живую рыбу бросали в водку и дожидались, пока она погибнет. Считалось, что во время агонии жизненная сила рыбы переходит в водку и помогает пьянице «завязать». Чаще всего таким образом морили щук, вьюнов, линей и налимов. цит.по Демич В.Ф., 1904. Подробности - в моей статье "Как на Руси лечили алкоголизм водкой с клопами".
Уйду в монастырь
С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина, и, вместе с ней, монастырские больницы. Первые подобные ЛПУ появились в Киеве и Переяславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 году митрополит Ефрем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали "всем приходящим безмездно врачевание". Позднее больницы появились в Новгороде, Смоленске и Львове.
Наибольшей популярностью пользовалась Центральная клиническая больница при Киево-Печерской лавре. Со всей Руси стекались страждущие, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.
Монахи считали врачевание делом их подвижнического долга и относились к накоплению знаний и опыта с усердием. О нескольких таких докторах стало известно из летописей. Один из первых - "пречудный лечец Антоний", практиковывший ранее в Афонском монастыре. Известно, что он сам готовил "зелья", которыми лечил своих пациентов.
Второй - преподобный Алимпий, который готовил собственного рецепта мази для прокаженных, которым не смогли помочь "волхвы и неверные люди".
Третьим, особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры, был преподобный Агапит, лучший ученик уже упоминавшегося Антония. В основном он стал популярен после того, как излечил внука Ярослава Мудрого - черниговского князя Владимира Всеволодовича (более известного, как Владимир Мономах). После этого случая популярность Агапита возросла невероятно.
В "Киево-Печерском патерике" (древнейший список его датирован XV-м веком) по сути содержались сведения о врачебной этике XI-XII веков: врач должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии.
Ведунов и прочих народно-языческих целителей церковь гоняла, их действия расценивались как преступление, сговор с дьяволом. Могли и на костре сжечь по примеру своих западноевропейских коллег. Так, в одном из самых продвинутых княжеств - Новгородской республике - в 1227 году сожгли четырех волхвов. Правда, к таким мерам социальной защиты прибегали редко, лишь в особо запущенных случаях.
Возмездные лечцы
Тем не менее, церковь не смогла монополизировать врачевание. Уже при Ярославе Мудром на Руси существовали вольные каменщики врачи и частная врачебная практика, то есть светская медицина. В отличие от "безмездной" монастырской медицины, частная медицина была "возмездной", то есть платной. В городах при дворях князей и бояр служили светские лечцы, как отечественного, так и зарубежного производства.
В том же "Патерике" упоминается безымянный лечец-армянин, который практиковал в XI-XII вв. в Киеве. О нем пишут следующее: "хитёр зело во врачевании, яко прежде того не быти таковому". Этот лечец умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного, практика его была очень успешна, его услугами пользовались князья Всеволод и Владимир (который Мономах).
Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.
Граждане резалники
Хирурги в Древней Руси тоже водились. Их называли "резалниками". Упоминания о хирургических операциях сохранились, например, в "Изборниках", своеобразных дайджестах на философско-религиозную тематику. Резалники умели "разрезать ткани", "оттирать" (ампутировать) конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация). Описаны ножи для рассечения и точила (не путать с тачилами ;)) врачебные. Вместе с тем, резалники владели и терапевтическими методиками, знали травы, мази и т.п. То есть однозначного разделения на терапевтов и хирургов все-таки не было.
Естественно, была развита и военно-полевая хирургия, куда ж без нее во времена постоянных локальных и глобальных конфликтов. Для перевязки ран использовался, например, высушенный мицелий грибов или "древесный мох". Раны промывали целебными жидкостями, присыпали и окуривали дымом. Глубокие раны ("фистилы") спринцевали.
Наложение швов также практиковалось, для этого были и иглы, и нити специальные. В летописях сохранились упоминания шин для транспортной иммобилизации раненых и поломанных, а также о различных протезах для ампутантов. Протезы были деревянные, с металлическим усилением.
Иди в баню!
А вот по уровню развития санитарного дела в X-XIV вв. Древняя Русь давала сто очков форы Западной Европе. Об этом свидетельствуют, прежде всего, археологические раскопки Древнего Новгорода, начатые в 1932-м году и во многом сформировавшие наши представления о средневековом русском городе.
Улицы в городе X века были покрыты многоярусными (до 30 слоев) деревянными настилами, по городу проведены глиняные и деревянные водоводы и водосборники. Для сравнения - в средневековой Германии мостовые появились в XIV веке, а водопроводы - в XV. Кроме того, при раскопках Новгорода было найдено множество предметов санитарно-гигиенического назначения.
Ну а про русские бани вы и так прекрасно всё знаете. Действительно, не считая свой основной функции - помыццо, она могла помочь при очень многих заболеваниях. К тому же, баня была самым чистым помещением в усадьбе, в ней принимали роды, обрабатывали новорожденных, вправляли вывихи, делали кровопускания, проводили сеансы массажа, втирали лекарственные мази при заболеваниях кожи и суставов. Первое описание паровой бани относится к XI веку.
Чума на оба ваших дома
Бани и водопроводы - это, конечно, здорово. Вот только британцы еще не выпустили холеру из Индии, а от болезней, передающихся воздушно-капельным путем, никакая канализация не спасает. Поэтому мор являлся на Русь с завидной регулярностью. С XI по XVIII век в летописях упоминается более чем о 50 эпидемиях. Начинались они обычно с пограничных городов (Смоленск, Новгород), а потом распространялись по торговым путям вглубь страны. Смертность во время мора мало чем отличалась от европейской: так, во время эпидемии 1230 года в Смоленске погибло 32 тысячи жителей.
Отношение к эпидемиям у населения было двоякое. С одной стороны, "заморное место" запирали, то есть на дорогах ставили заставы, в лесах устраивали засеки. С другой стороны, вплоть до XV века умерших во время эпидемии, хоронили по религиозным ритуалам на кладбищах при церквях, при скоплении народа, что только способствовало распространению болезней. Кроме того, причиной мора считали гнев божий, расположение звезд, перемену погоды. А главным методом прекращения эпидемии считались массовые молебны, причем зачастую доходило до крайностей. Так, в Новгороде в XIV веке горожане за 24 часа построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней.
Иго-gо
Монголо-татарское нашествие нанесло сильнейший удар по многим аспектам жизни Руси, в том числе и по медицине. Светская медицина угасла, многие монастыри были разорены и сожжены. Однако те, кого пронесло, стали центрами национальной медицины. Одним из ведущих в то время был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и не подвергавшийся набегам. В стенах монастыря в начале XV века монах Кирилл Белозерский перевел с греческого "Галиново на Иппократа" - комментарии Галена к "Гиппократову сборнику". При монастыре было несколько больниц, одна из них реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.
Возрождение культуры и медицины началось только после ликвидации ига (для Северо-Восточной Руси - это 1480-ый год).
Рисунки:
1. Помощь больным и немощным в монастыре. Миниатюра из рукописи XVI века.2. Страница из Киево-Печерского патерика3. Большие больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря
Литература:
1. Багриновский Г.Ю. Энциклопедический словарь спиртных напитков. - М.: Астрель, 20032. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в X-XVIII вв. - М.: Медицина, 19603. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь (электронный вариант)4. Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в Старинной России. - Казань, 1891 (репринт)5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 19886. Сорокина Т.С. История медицины - 2-е изд., переработ. и дополн. - М: ПАИМС, 1994.
Предыдущие серии:Чумовая Москва (1770-1772 гг)Медицина Западной Европы во времена классического СредневековьяРимские военврачи и византийские депутатыПро древнюю и египетскую медицинуШумерская медицина
uncle-doc.livejournal.com
11. Роль христианства в древней Руси. История медицины
11. Роль христианства в древней Руси
Историческая характеристика рассматриваемого периода
Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь.
На Руси были значительные продвижения в социально-экономическом плане: стали разделяться земледелие и ремесло, общины постепенно мельчали, формировались слои населения, различавшиеся доходами, а потому получили развитие раннефеодальные отношения. Крупнейшими центрами торговцев и ремесленников были Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Псков, в которых росло народонаселение, а следовательно, и спрос на товары общего пользования.
Наиважнейшей исторической вехой был великий путь «из варяг в греки», который соединил Русь с Византией и Скандинавией. Объединение этих земель было проведено первым киевским князем Олегом (882–912 гг.). Это объединение и завершило формирование Киевской Руси.
Все земли восточных славян были объединены и приняты в состав Киевской Руси окончательно при Владимире Красное Солнышко (978-1015 гг.). Им же для формирования единой народности было принято решение о переходе Киевской Руси к единой религии – христианству в византийском его варианте.
Некоторые причины принятия христианства:
1) социальное неравенство людей требовало оправдания и объяснения;
2) единое государство требовало единой религии;
3) изоляция Руси от христианских европейских стран.
Принятие единой религии стало хорошим политическим ходом для налаживания контактов с византийской культурой, да и с самой Византией. Выбор религии был не случаен, так как еще со времен правления князя Игоря (912–945 гг.) многие его приближенные, а также и жена его, княгиня Ольга, правившая Русью после смерти Игоря и приходившаяся Владимиру родной бабкой, были христианами.
В Киеве уже была церковь св. Ильи, однако распространение, принятие и утверждение единой религии всем славянским народам было процессом затяжным и болезненным и длилось более века.
В середине IX в. на Руси была создана славянская азбука – кириллица. Несмотря на то что до крещения на Руси были предпосылки письменного объяснения, начало славянской письменности относят именно к это-мупериоду. Заслугу эту стоит отнести на счет Константина (в монашестве Кирилла (827–869)) и брата его Ме-фодия, которые и придумали кириллицу, состоявшую изначально из 38 букв, для того чтобы доступно можно было проповедовать христианскую религию людям, не владеющим иными языками, кроме славянского.
Так как в проповедничестве христианства более всего на тот момент нуждалась Моравия (посол к Кириллу и Мефодию с просьбой о создании азбуки был отправлен именно оттуда), она первая приняла кириллицу, и в болгарском государстве был учрежден День славянской письменности, который с течением времени приобрел всенародные масштабы и празднуется в странах со славянской культурой и письменностью 24 мая.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Медицина в Древней Руси План Общая
Медицина в Древней Руси
План • Общая история • Знахари и Ведьмы • Волхвы • Русская баня • Народная медицина
Народная медицина • Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т. д. ), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы.
• Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли леч-цами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сыну. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники» , в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы -хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани» .
• Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах н ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей» , «распластание телес» . Сведения по анатомии содержатся в знаменитом «Шестодневе» Иоанна Болгарского (X в. ), который переписывался на Руси до XVIII в. Наиболее ранний из русских списков этого произведения, рассказывающего о шести днях творения, относят к 1414 г. Особенно много внимания уделено в «Шестодневе» сердцу и мозгу. Сердце названо «князем и владыкой» человеческого тела. Интересное объяснение находит и его «преклонение на левую сторону» тела. Поскольку она является более «ветреной» , «воздушной» по сравнению с правой, то нуждается в утяжелении за счет сердца. Равновесие достигается тем, что правая часть тела «нехудую помощь приемлет» от печени, которая по форме так же «круговата» , как и сердце. Позже представление о жизненном цикле человека связывалось в первую очередь с формированием сердца в его теле. Помимо сочинения Иоанна Болгарского, в древней Руси были известны и другие варианты Шестоднева. Большое внимание в них уделено учению о предназначении человека: «Божья рука» ведет каждое творение к цели для осуществления заранее намеченного ( «обреченного» ) Богом развития. Отмечается особая роль сердца среди других' органов: сердце «огнеобразно» , хотя «внутри себя не имеет ни единой искры» .
Знахарство • Знахарство (от др. рус. знахарь, знахорь ← «знать» , целительство) — известные с древности у народов всех стран «примитивные» способы лечения, которые традиционно сопровождаются различными ритуалами
• С древнейших времён знахарство возникло у всех народов и первоначально не отделялось от народной медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойствах растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт помощи больному и ухода за ним. Широко использовались ритуальные обряды (загово ры, заклинанияи др. ). Воспринимались они как необходимые и часто оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Многие из широко применявшихся средств и методов (черника при поносах, лук и чеснок для предупреждения цинги, наложение лубков на поврежденную конечность, массаж, кровопускание и др. ) оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину.
Разновидности знахарства • По мере накопления положительного опыта, возникли различные специализации среди знахарей — лечителей, избравших определенные направления в своей деятельности, которые преимущественно передавались из поколения в поколение. На Руси в знахарской среде существовали специальности: • травник • костоправ • рудомёт • очных дел мастер • кильных дел мастер (специалист по вправлению грыж) • апитерапевт (пчёлолечение).
• Ве дьма (от. ведать — «та, что обладает ведовством, знанием» ; такжевештица, волшебница, колдунья, чаровница) — женщина, практикующая магию(колдовс тво), а также обладающая магическими способностями и знаниями
• Волхвы (др. рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель» ) — древнерусскиежрецы, осуществлявшие богослужени я и прорицавшие будущее.
• В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями. Волхвование это синоним колдовства, предсказания; волхв считался пророком, шаманом, целителем и составителем снадобий. В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. Князья приходили к волхвам за предсказаниями (Гостомысл, Олег Вещий). По мнению доктора исторических наук И. Я. Фроянова, выступления волхвов — это «религиозный и бытовой конфликт общины со своими высшими властями. Но в нём заключена также очередная попытка сопротивления Новгорода Киеву в лице его представителей — князя и епископа, оказавшегося в волховской столице по воле киевских светской и духовной властей» [5]. • На вече у волхвов было право снять с должности князя. Возможно именно для укрепления своего положения князьями была введена христианская вера и истреблены волхвы.
Лечебные свойства Русских бань • В летописи Нестора (XI в. ) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок. В «Повести временных лет» приведен легендарный рассказ Андрея Первозванного о банях: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрас- Баня в Древней на, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут» . В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве»
• Существует мнение, что по уровню стерильности баня «по-черному» приравнивается к хирургической операционной. Стерильны не только стены такой парилки, но и воздух внутри нее. Деготь традиционно применялся на Руси для лечения кожных высыпаний, паразитарных заболеваниях кожи, при хронических катарах дыхательных путей. Все эти полезные свойства березового дегтя активно работают в бане «почерному» . В средние века эпидемия чумы, которая бушевала в Европе и унесла с собой треть её населения, остановилась на границах ареала традиционного строительства бань «почерному» . Люди, которые регулярно парились в таких банях постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути. В русских банях «по-черному» испокон веков повитухи принимали роды, так как это было наиболее стерильное помещение.
• Получаемое тепло, воздействующее на кожу, положительно сказывается и на внутренних органах, оно предотвращает и избавляет от многих заболеваний. Как показывают результаты анализов крови, мочи, кардиограмма сердца, состояние больных после посещения бани становится намного лучше. Благодаря банным процедурам в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов, ответственных за иммунную систему человека.
Благодарю за внимание
present5.com