История и традиции русской вышивки. Вышивка древней руси


История вышивки крестом | Крестик

Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголки. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.

История вышивки

История возникновения вышивки крест

История вышивки

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.

История и современность вышивки крестом

Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.

В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

История развития машинной вышивки

Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.

История художественной вышивки

Машинная вышивка

История вышивки крестом кратко

Ручная вышивка гладью

Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.

История возникновения вышивки

При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.

Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.

История создания вышивки крестом

Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.

История появления вышивки крестом

Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.

История вышивки крестиком

Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.

История возникновения вышивки крестом на Руси

Какова же была история вышивки крестиком на Руси? Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой. Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце ( в некоторых вариантах сказки — ковер или рубаху) царю в подарок.

История русской вышивки

Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочной королевны. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Глядя на них, тяжело не влюбиться в необычную и Великую Русь.

Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить, а потому мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали на одежде и предметах домашнего обихода настоящие шедевры.

История вышивки крестом в России

История происхождения вышивки крестом

Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые девятым — двенадцатым веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне. Чаще всего люди украшали предметы быта: простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Особое место вышивка крестом занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев и могильных крестов, полотнища для украшения языческих капищ.

История развития вышивки крестом

Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.

История появления вышивки

Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.

В 988 году молодое русское государство сделало огромный шаг вперед, свергнув язычество и приняв христианство, символом которого также является крест. Благодаря этому, история вышивки крестиком получила дальнейшее развитие, а работы, выполненные в этой технике стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.

История вышивки крестом картинки

Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца.

Так как предполагаемый на данный период фронт работ был огромен: обереги к рождению, крестинам, свадьбе и другим значимым событиям делали одновременно несколько вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства и могли не только помочь в быту, но даже отвести смертельные недуги.

Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы — все эти фигуры символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так же, как и изображение единорога. Расшифровать такую вышивку мог только знающий человек, а на сегодняшний день таких знатоков практически не осталось.

Если посмотреть на картины мастериц прошлых веков, то можно увидеть, что сюжетами для вышивки служили не только мотивы повседневной жизни, магические талисманы, но и таинственные животные и существа. Многие работы, дошедшие до наших дней, были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и другими драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Как один из видов рукоделия, вышивка крестом с момента своего возникновения считалась занятием для знатных особ. Дело в том, что используемые при этом материалы были просто не по карману простому народу.

История создания вышивки

История русской вышивки крестом

Готовые изделия, вышитые шелком и драгоценностями, служили украшением для царских палат, храмов и церквей. К сожалению, лишь имена единиц вышивальщиц того времени стали известны предкам.

Одной из самых искусных мастериц 16-17 веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покорили не только самого царя, но и всех тех, кто хотя бы раз видел их.

История развития вышивки

Намного позже, а именно в 18 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Естественно, что материалы и нитки, используемые ими, были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые ими работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга для украшения работ, девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.

История вышивки крестиком очень насыщенна, а узоры, вышитые в этой технике украшали множество вещей, в том числе и приданое для невесты. Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь — восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа.

История вышивки картинки

Делалось это не просто так, данная традиция помогала жениху и его родственникам по достоинству оценить аккуратность и трудолюбие будущей родственницы. Самый главный атрибут намечавшегося торжества — свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов. Белый цвет на Руси считался цветом чистоты и святости и именно поэтому не использовался в качестве основы подвенечного платья.

История происхождения вышивк

Независимо от того, кто выполнял работу, всю вышивку можно разделить на северную и среднерусскую. В чем же отличие изделий, выполненных мастерами разных широт? Дело в том, что умельцы разных областей использовали разные материалы, цвета и даже мотивы. Среднерусские работы отличаются большей красочностью, как ниток, так и основ. Северные народы являлись более сдержанными, отдавая предпочтение белым и красным цветам. Наиболее часто в своих работах они использовали такие приемы вышивки, как крест, роспись, белая строчка, сквозное шитье, а так же белая и цветная гладь.

История русской вышивки кратко

Еще одной отличительной чертой вышивки среднерусских мастериц является применение зеркального эффекта. Изображаемые ими орнаменты как будто отражаются в зеркале, повторяясь несколько раз. Вышивка крестом картин предполагала изображение женских фигур, ящериц, змей, петухов, кур и других птиц. Кроме того, в качестве узора очень часто выступали непокрытые вышивкой цветные части тканей. Чаще всего украшения располагалась в местах сгибов и швов на одежде, подолах сарафанов и платьев, а также по краю разрезов. В своих работах мастерицы среднерусских широт не ограничивались каким-либо одним видом швов, так же, как и северяне, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.

История вышивки в России

Благодаря проведенным исследованиям, стало известно, что на развитие вышивки на Руси оказала немалое влияние культура Византии. Разглядывая работы наших предков, можно заметить, что вся их оригинальность, самобытность и необычность — это следствие смешения множества стилей.

Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. И с каждым годом у этого хобби появляется все больше поклонниц и поклонников.

Всем, кто поделится с друзьями,«Крестик» гарантирует творческий взлёт на весь год! :)

nacrestike.ru

История возникновения вышивки – Ярмарка Мастеров

Вышивание – искусство очень древнее. История вышивки - тема этой заметки. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!

История возникновения вышивки

Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была!  Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать.  Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.

Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.

Вышивка в Древнем мире

Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.

вышивка вышивка крестом

Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния.  Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.

Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.

Вышивка в Средние века

Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.

Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

история вышивки возникнновение вышивки вышивка гладью

Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.

Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.

Восточная вышивка

Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.

Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.

украшения с вышивкой вышивка в интерьере

Вышивка в Новое время

Английская вышивка

Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности.

Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!

Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.

Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!

В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.

русская вышивка вышивка английская вышивка французская

Французская вышивка

Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.

Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.

Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.

вышивка германская вышивка бисером Сумочка в форме щита, оформленная вышивкой с деревенскими мотивами. Франция, 1700-1730-е годы

Германская вышивка

Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.

Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.

Геральдическая панель, Hardwick Hall. Германия. XVI в. Аппликация, вышивка Платье от Dolce&Gabbana из коллекции Baroque, украшенное вышивкой по старинным берлинским схемам

Итальянская вышивка

В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.

Шёлковое вышитое платье из Мантуи (Италия), 1735-1740 гг Головной убор. Италия. XVI в. Шёлк, металлическая нить

Вышивка на Руси

В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.

Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!

Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны Конец XVII века

www.livemaster.ru

Реконструкции вышивок древнерусского костюма | Золотошвейная мастерская «Убрус»

Изображение пользователя Elena_Balashova.

Буду помещать сюда (с согласия авторов) рассказы о реконструкциях ими древнерусских вышивок. Я уже приводила вскользь в статье про раннесредневековые вышивки примеры работ по вышивке костюмов древней и средневековой  Руси, но в этой теме буду рассказывать только о них.

Вот например, реконструкция Ксении Зарицкой (Москва). 

На фото - автор. Мастреская "мост Биврёст". 

Начало реконструкторского проекта под кодовым названием "дочери Ярослава"Подробнее: нижнее платье реконструировано по статье Бузян и Тетеря "Ткани из грунтового могильника Переяслава Русского" и Катасоновой "Золотное шитье домонгольской Руси". Захоронение № 63 из Переяслава-Хмельницка. В захоронении № 63 были выявлены фрагменты ткани в районе шейных позвонков и левого запястья. На них была обнаружена вышивка, сделанная аккуратной строчкой "в прокол" шелковой нитью, смешанной с золотой, пришита к плиссированному вороту обычными (?) нитками прикрепленными к торцевому краю четырьмя бусинами, одна из которых синего стекла, а остальные бронзовые. На ткани со стороны расположения пуговиц так-же сохранилась вышивка тонкими шелковыми нитками синего цвета, по шелковой ткани, имеющей предположительно рыжевато-коричневый оттенок.Орнаментальная композиция в верхней части ворота складывается из горизонтально размещенных S - образных фигурок, в виде спиралей, закрученных в противоположные стороны. Нижняя часть вышивки ворота представляет собой шелковую ткань, предположительно расположенную слоями синего и рыжевато - коричневого цвета, с золотным узором, выполненным в технике "сухозолоть", в виде кружочков, расположенных "по - три" в вертикальном ряду. Со стороны пуговиц S - образная фигурка расположена вертикально.На опястье мы наблюдаем ту-же самую "сухозолоть", но уже в виде "чешуи" с кружочками внутри. Поскольку, благодаря золотым ниткам, ткань под ними сохранилась хорошо, можно распознать под ними шелк рыжевато-коричневого и синего цветов.

 

10072

10070

ubrus.ru

Вышивки древних славян

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Вышивка славян, как органичный элемент традиционной культуры наших Предков, представляет собой достаточно любопытную тему, которой посвящено множество этнографических исследований. Значение вышки славян зачастую сводится к обереговому аспекту, то есть, изучая фольклор и мифологию славянских племен, неизменно приходишь к выводу о том, что эти мудрые люди никогда ничего не делали «просто так». В частности, они не вышивали бессмысленных узоров, даже оригинальная методика обработки швов имела символический подтекст.

Обережная вышивка славян многообразна. Достаточно большую (но не подавляющую часть) вышивок на нательных рубахах представляют свастичные узоры, самых разных вариаций. Здесь важно соблюдение четырехчастного принципа, то есть в «плетеном» узоре в том или ином виде должен присутствовать традиционный коловрат (либо его зеркальное отражение). Это очень важно, потому что четыре элемента свастики – это тело, дух, душа и совесть. Без любого из них, по представлениям наших Предков, невозможна счастливая и добродетельная жизнь на земле. Разумеется, обережная вышивка славян (схемы для нее можно разработать самостоятельно) не могла даровать человеку качества, которых у него нет. Грубо говоря, если человека называют беЗсовестным (по делу, разумеется), то даже самая лучшая вышивка с самыми эффектными свастиками его не изменит.

Обережная вышивка славян призвана уберегать человека от внешних, а не внутренних угроз. Вплетение символа Семаргла («волчий крюк») даровало мужество для защиты родного дома. Символ засеянного поля (он же символ Плодородия) помогал женщинам выносить чадо здоровым, поэтому его вышивали на женских рубахах. Символ Свадебник часто встречается в древней вышивке славян на девичьих нарядах. Предположительно Свадебник, как амбивалентный символ, мог также располагаться на рубахах для молодых парней (не женатых), однако нет археологических находок, которые могли бы это подтвердить.

Символы на вышивке славян могли иметь несколько значений. К примеру, Цветок Папоротника не только защищал от сглаза, он мог даровать уверенность, либо пробуждать духовную силу (но это уже, что называется, в контексте). Закономерен вопрос – где же искать нужную информацию, если есть желание изучить обережную вышивку славян? Схемы и значения символов в адекватной трактовке практически невозможно найти на форумах и информационных порталах. По большей части это – современная реконструкция, порой достаточно грубая, не имеющая никакого отношения к оригинальным принципам. Чтобы получить реальное представление о вышивке славян, необходимо изучать монографии по культурологии и археологии на соответствующие темы, это единственный на сегодняшний день объективный источник необходимой информации.

Тем не менее, простейшие принципы обережной вышивки славян не так уж трудно запомнить. Важно понимать, что и для чего вышивается. Повсеместно использовались растительные орнаменты, символические изображения животных и птиц. Вот перечень некоторых традиционных символов и их значения:

  • Волнистая линия – «воды Мары», символ иллюзии и ее преодоления. Если линии не горизонтальны, а вертикальны – это дождь, символ «завесы, через которую ничего не видно».
  • Ромб, поделенный на четыре равные части с точками внутри – уже упомянутый символ засеянного поля, олицетворяет Плодородие земли, а также в некоторых аспектах – женское плодородие.
  • Крест в круге – символ Солнца, универсальный солярный символ, обозначает благоденствие во всех аспектах (но здесь нужно не забывать о принципе: универсальное – враг специального).
  • Месяц – символ таинства и романтики, зачастую использовался для формирования доброго, положительного настроя. Чаще всего его можно увидеть на рубахах неженатых парней и незамужних девушек.
  • Ворон – знак мудрости, используется редко, и скорее не как оберег, а как символ-демонстрация, указывает на принадлежность своего обладателя к определенной варне.
  • Сокол – символ мужества и стойкости, при этом пикирующий сокол – конкретной воинский символ, который никогда не наносился на «гражданскую» одежду, только на воинскую.
  • Важенка – как и символ засеянного поля, олицетворяет плодородие.
  • Змей – многоплановый символ, связанный с Нижними Мирами. С одной стороны говорит о мудрости, с другой – о хитрости, также может указывать на тонкую связь с силами природы.
  • Конь – символ мощи, позволяет преодолеть любые преграды. Символ связи с Предками и Богами, в мифологических сюжетах зачастую это образ «посланца богов».

Все эти и многие другие символы использовались в обережной вышивке славян на протяжении тысячелетий. Их нетрудно найти в вышеупомянутой литературе, а как их использовать – это уже сугубо индивидуальный вопрос. Ведь нет никаких «учебников по вышивке славян», да он, вероятно, и не нужен, тут в дело вступает интуиция или, что вернее, память крови.

Источник

slavicnews.ru

История и традиции русской вышивки

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят многочисленные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежда, которые украшены узорами, которые выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена была очень популярным. Им украшали и одежду, и предметы быта, но только знатные особы.

Развитие русской вышивки

Искусство вышивания не стояло на месте и постоянно развивалось. Так в 14-17 веках вышивкой украшают предметы обихода и костюмы. Церковные облачения и одежду вышивали серебряными и золотыми нитями, добавляя при этом к ним самоцветы и жемчуг. Также вышивкой украшали полотенца свадебные, платки, рубахи.

Конечно же, вышивка была прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с 18 века, вышивка становится уже популярной практически у всех слоев населения, в основном девушек-крестьянок. Вышивкой, как и раньше, украшали полотенца, одежду, передники и так далее. Конечно же, абсолютно каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом. Для этого вышивку делали на рукавах, подоле, воротнике.

Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному. В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь самым популярным является дерево жизни или мировое дерево. Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.

Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю, а также культуру практически любого народа. Узоры и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее. Каждое изделие, украшенное вышивкой, будет, несомненно, отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника профессиональностью и точностью. В музеях сейчас можно увидеть большое количество образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранилась вышивка 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская вышивка была все же больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную. В деревнях девочки должны были приготовить себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка. Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.

В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, одним словом, занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками. При этом украшали ее не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела различное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Также стоит отметить, что и в разных губерниях она могла отличаться. Также одежду шили и для людей разных возрастов, а, значит, ей можно дать еще одну характеристику, то есть она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже были многообразны и различны. Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.

Русская вышивка поистине уникальна

Если сравнивать русскую вышивку и вышивку других народов, то можно заметить огромную разницу. В русской вышивке очень большое значение имеют орнаменты и узоры. Как правило, они геометрические и представляют собой ромбы, птиц, деревья, женские образы. Солнечный мотив в русской вышивке изображали с помощью ромбов, кругов, розеток. Если на вышивке была женская фигура или цветущее дерево, то это означало, что таким образом рукодельница хочет указать на плодородие земли. А приход весны, как правило, символизировала птица. Если вышивка была свободной, то как правило преобладали узоры растительного характера.

Говоря об узорах и приемах вышивки нужно помнить о том, что они напрямую были связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы называли счетными и выполняли их по счету нитей ткани. Такие швы были предназначены для украшения концов рукавов, оплечья, подола передника, разреза на груди, низа передника или низа одежды. Сам узор располагали вдоль соединительных швов. Старинными русскими швами считаются крест, счетная гладь, роспись, полукрест, мелкая строчка белого цвета, козлик. Со временем появились крестецкая строчка, тамбурная вышивка, цветная и белая гладь и так далее.

Вся русская крестьянская вышивка делится на северную группу и группу среднерусской полосы. Отличаются они приемами вышивки. К северной группе относятся вышивки следующих областей: Ярославской, Владимировской, Вологодской, Калининской и так далее. Так в северной вышивке преобладают крест, белая строчка, роспись, сквозное шитье и другие приемы вышивки. Стоит отметить тот момент, что вышивальщицами очень искусно использовался фон. Он выполнял функцию части элемента.

Русская вышивка очень популярна

Конечно же, и в наше время вышивка остается все также популярна и актуальна. Она также ценится, как и любая другая ручная работа. Украсить ей вы можете абсолютно все. И только от вашего вкуса будет зависеть, как это будет смотреться: вульгарно или изящно. Самыми популярными техниками сегодня являются крест, полукрест, петит, вышивка лентами, вышивка бисером, гладью, контурная вышивка, а также вышивка в технике black work. И сегодня процесс вышивки крайне облегчен, так как вы можете купить набор, где будет абсолютно все: нитки, канва, схема. Вам необходимо будет только прилодить чуточку усилий. Хотя, до сих пор, в глубинках можно встретить бабушек, вышивающих классические узоры. Да и просто есть любительницы классической русской вышивки, которые соблюдают все традиции.

Предыдущая статья Следующая статья

www.rukodelie.ru

История и традиции русской вышивки

История и традиции русской вышивки

История и традиции русской вышивки

История вышивания длится уже на протяжении многих веков. О том, что вышивка существовала ещё в Древней Руси, известно по находкам археологов, которые датировались девятым и десятым веками. Эта вышивка была воплощена во фрагментах одежды, которые украшались узорами и были сделаны из золотых нитей. В те далёкие времена золотым шитьём украшали, в основном, одежду богатых людей и предметы обихода.

Однако, традиции вышивального искусства никогда не стояли на месте, постоянно развиваясь и совершенствуясь.  Так, в четырнадцатом – семнадцатом веках вышивка обрела широкое распространение в качестве украшения костюма или какого-либо предмета быта. Серебряными и золотыми нитями, сочетающимися с самоцветами и жемчугом, вышивались церковные облачения, а также их можно было видеть на одежде царей и бояр. Золотыми нитями и цветным шёлком украшались и свадебные полотенца, и платки, и праздничные рубахи, выполненные из тонкого льна. Наиболее распространено было вышивание среди монахинь и женщин, относящихся к знатным, богатым сословиям.

Но постепенно вышивание распространяется везде, захватывая с восемнадцатого века жизнь абсолютно всех слоёв населения. Это занятие становится одним из главных даже у крестьянских девушек.

Скатерти, подзоры, полотенца – все эти предметы быта украшались вышивкой. Повседневная и праздничная одежда обычно была выполнена из недорогих материалов, однако она всегда отличалась своим художественным мастерством. Благодаря этому одежда и получала столь нарядный и красивый вид.

У каждой вышивки было своё особенное значение. Вышивка на рубахе играла роль оберега и выполнялась по вороту, подолу и на рукавах. Считалось, что она убережёт людей от возможных неприятностей. На полотенцах чаще всего изображались представления людей о культуре плодородия и культе своих предков. А в орнаменте шитья вплоть до двадцатого века сохранились древние символы.

Очень распространённым мотивом в народной вышивке был «ромб». Причём у разных народов он выглядел по-разному. Так, «ромб с крючками» являлся символом плодородия, а ромб «репей» сравнивался с дубом и был метафорой света небесного. «Розетка» являлась излюбленным мотивом и состояла из восьми лепестков, которые были соединены в центре. Она олицетворяла символ женского начала. «Мировое дерево» использовалось в растительных орнаментах. В лицевых вышивках достаточно распространённым мотивом была женская фигура, которая выступала в различных композициях. Однако, в большинстве случаев женщина олицетворяла Богиню-Мать и выступала покровительницей плодородия земли. Она должна была обеспечивать воспроизводство рода и все жизненные блага. Именно Богине-Матери было посвящено множество вышитых изделий.

Узоры, цвет, приёмы вышивания постоянно совершенствовались. Со временем отбирались лучше из фигур и таким образом создавались новые неповторимые образы.

К швам, которые использовались в вышивке, можно отнести полукрест или роспись, белую мелкую строчку, козлик, счётную кладь, крест, набор. Со временем появляются цветная перевить, вырезы, гипюры, крестецкая строчка, цветная или белая гладь, тамбурная вышивка. Зачастую, узоры выполняли белыми нитками по красному фону или же красными нитками по белому. Вышивальщицы могли умело использовать фон в качестве элемента узора. Полоски и квадратики внутри фигур вышивали тёмно-красной, жёлтой или синей шерстью.

Творческие коллективы, занимающиеся народными промыслами, всегда очень бережно хранили и развивали сложившиеся традиции вышивки. Благодаря этому вышивка до сих пор осталась достаточно популярным занятием. Вот почему произведения, созданные народным мастерами художественных промыслов, имеют огромный спрос и в нашей стране и за рубежом.

Поделиться новостью в соцсетях История возникновения вязания « Предыдущая запись Традиции вышивания шелком Следующая запись »

my-znahar.com

Русская традиционная вышивка — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ру́сская традицио́нная вы́шивка — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п.

В традиционной русской вышивке, отличающейся большим разнообразием как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения, можно выделить две основные группы.

К первой относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой.

Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка.

Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной. Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками. Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Как и в белой строчке, кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей. Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью или набором. Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу. Этот вид вышивки был особенно распространен в Архангельской (г. Каргополь), Рязанской и Орловской губерниях. К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др.

Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани — тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотном шитье.

Владимирская гладь выполняется по лицевой стороне ткани толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. С изнанки мелкие стежки образуют контур рисунка. При вышивке листьев стежки плотно укладываются в двух направлениях от середины листа, в цветах они веерообразно идут от центра к краям. Середину цветка заполняют сеткой или набором.

Свободная гладь — основной тип мстерской вышивки. Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор. Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.

В 19 веке широкое распространение получил тамбур — шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком. Особенно часто тамбурные швы применялись мастерицами Олонецкой, Костромской, Ярославской и Тверской губерний.

Разновидностью свободной верховой вышивки является золотное шитье — один из наиболее известных и технически совершенных видов традиционной русской вышивки металлической нитью. Вышивку по плотной ткани (бархату и шелку) золотой и серебряной нитью с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга использовали для изготовления праздничных женских и девичьих головных уборов. Подобная техника, но с использованием драгоценных камней, применялась древнерусскими мастерицами при создании шитых окладов для икон, церковного облачения, предметов церковного обихода — плащаниц, пелен, а также парадного платья для русской знати. Золотное шитье использовалось в некоторых губерниях России (Олонецкой, Нижегородской, Костромской, Вологодской, и др.) для украшения отдельных элементов праздничного женского костюма — сарафанов, душегрей, платков и т. п.

  • Беренс К. Г. Вышивальный промысел в России. // Кустарная промышленность в России: Женские промыслы. СПб., 1913.
  • Фалеева В. А. Русская народная вышивка. Древнейший тип. Л., 1949.
  • Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957.
  • Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.
  • Винокурова Л. Ф. Русские узоры. Ручная вышивка. - М.: Памятники Отечества, 2004.
  • Симакова И. Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах. - М.: Граница, 2000.
  • Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. - М: Искуссво, 1972.

megabook.ru