История Словении (стр. 1 из 4). Словении это в древней руси
Словене - это... Что такое Словене?
Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли. Археологически словене отождествляются с т. н. «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень с V — VII веков (древнейшее изученное поселение Городок на Маяте, в Парфинском районе Новгородской области, по данным раскопок 2005—2008 годов)[1] и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). Около 700 года словене построили (на месте финской деревянной крепости) Любшанскую крепость вблизи устья реки Волхов. В 770-е годы словене заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов). В VIII — начале IX веков вблизи истока Волхова возникает укреплённое Городище, служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода[2].
История
История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII века) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска/Новгорода и Русы задолго до нашей эры. По другой версии, изложенной в спорной т. н. Иоакимовской летописи, князь Словен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Словена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названых в их честь — Изборск, Владимир и Столпосвятов (отждествлялся Татищевым с Осташковым). Предание о трёх братьях князьях напоминает многие подобные легенды из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Иоакимовская летопись сообщает только, что главная правящая династия происходит от Владимира, но вплоть до IX века ни одного представителя не называет. Татищев В. Н. относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V — VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.
Значительные изменения в жизни словен происходят в VII — VIII веках.
По мнению Седова это связано с начавшимся потеплением, когда в регионе стало возможно прогрессивное пашенное земледелие, которое в местах проживания словен появляется раньше, чем у соседних кривичей и финно-угров. Возникновение на Волхове крепостей Любшанской и Городища в VIII веке, увеличение численности населения (распространение селищ), распространение могильников с сопками, захоронения знати, развитие торговли свидетельствуют о процессе социально-экономического развития у словен. В Южном Приильменье и в бассейне реки Ловати В. В. Седовым отмечен процесс ассимиляции словенами местных кривичей — культурные традиции словен становятся преобладающими. Всё свидетельствует о лидирующем положении словен в регионе.
Отсутствие надёжных письменных источников по истории словен отчасти восполняется данными археологии. Примерно в 700 году словене вышли к Приладожью и захватили и перестроили финскую Любшанскую крепость в устье Волхова. В 760-е годы словене захватили и перестроили соседнее торгово-ремесленное поселение в Ладоге. В 780-е — 830-е годы словене участвуют в международной торговле (в частности продают пушнину), в их земле оседают клады арабских дирхемов, поступающие по Волге. Очевидно также устанавливаются связи со странами Балтийского бассейна — с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом. В 830-е годы Приладожье подвергается нападениям варягов (предположительно свеев) со стороны Балтики, после чего в Ладоге наблюдается появление множества вещей балтийского происхождения. В 850-е годы расширяются торговые связи с Готландом и Швецией.
По спорной Иоакимовской летописи в первой половине IX века у словен был князь Буривой, воевавший с варягами и проигравший решающую битву. После поражения князь бежал в город Бярмы, расположенный где-то на острове, а варяги обложили словен данью. Затем словене пригласили на княжение Гостомысла сына Буривоя. Гостомысл будто бы разгромил всех врагов и обложил данью всех соседей, и долго княжил в Словенской земле. Историки отмечают, что предание о Гостомысле очевидно имеет западнославянское происхождение (у балтийских славян известен король Гостомысл, погибший в 844 году).
В 860-е — 870-е годы территория словен пережила период междоусобных войн, что обычно связывают с летописными преданиями о «призвании князей». Согласно ПВЛ словене входили в коалицию, пригласившую варяжских князей. По преданию Рюрик, основатель династии Рюриковичей, также стал княжить в земле словен (по разным версиям или в Ладоге, или в Новгороде).
После строительства Новгорода в X веке — словене в источниках называются преимущественно «новгородцами», а их земля становится основой Новгородской Земли.
Примечания
Литература
- Седов В. В. Славяне в раннем Средневековье. — М., 1995. С. 238—252.
- Сопки Северного Поволховья. — СПб., 1994.
Ссылки
dic.academic.ru
История Словении, Словения — подробная информация с фото
Словения — страна небольшая, но с очень богатой историей. Расположенная на Балканском полуострове, она постоянно подвергалась вторжениям извне, но это лишь укрепляло национальную гордость словенцев и обогащало культуру страны.
Иллирийцы и римляне
Древнейшими обитателями этого региона были иллирийцы — так их называли греки. Самые значимые археологические находки относятся к V в. до н. э. В Национальном музее Любляны можно увидеть великолепную бронзовую урну, украшенную изображениями мужчин, женщин и животных. По-видимому, она использовалась в неких ритуалах. В III в. до н. э. на Балканы пришли кельтские племена, которые тоже умели обрабатывать металлы.
В I в. до н. э. Балканы начали завоевывать римляне. К I в. н. э. они уже покорили иллирийцев и кельтов и основали города Эмона (Любляна), Поэтовио (Птуй) и Целейя (Целье). Вхождение в состав Римской империи имело для Балкан серьезные последствия. В 395 г. империя распалась, и линия раздела между западной римской церковью и восточной византийской прошла прямо по Балканам. На востоке процветало православие — эту веру исповедовали сербы, черногорцы и македонцы. Население же западной части полуострова — словенцы и хорваты — приняло римский католицизм.
Западная Римская империя рухнула в середине V в. На Балканы вторглись армии гуннов под предводительством Аттилы. Жители Эмоны, Поэтовио и Целейи бежали от гуннов и основали на Адриатике города Каприс (Копер) и Пиранум (Пиран).
Древние славянские государства
Первые славяне появились на Балканах в VI в. — по-видимому, они пришли с Карпат. Славяне селились в речных долинах, занимались сельским хозяйством и поклонялись своим богам. В VII в. они основали первое славянское государство Карантания, центр которого располагался возле Клагенфурта (современная Австрия). Однако государство это просуществовало недолго, и в 748 г. Карантания вошла в состав франкской империи под названием Каринтия, а жители страны приняли христианство.
На протяжении последующих веков славяне стали угнетаемым народом, но в 869—874 гг., когда франкская империя начала рушиться, на этой территории возникло новое независимое королевство каринтийского принца Лоцея.
В 900 г. на Балканы вторглись венгры, а за ними — германцы. Они поделили территорию Словении между аристократами и Церковью. В X—XIII вв. было построено множество монастырей и замков, которые обеспечивали безопасность границ.
Габсбурги, Венеция и Оттоманская империя
Габсбурги (эта династия берет начало на территории современной Швейцарии) захватили Словению в 1335 г. и разделили ее на австрийские провинции Каринтия, Карниола и Штирия. Габсбурги правили этими землями вплоть до 1918 г. На протяжении шести веков аристократия была исключительно немецкой, а словенский язык и культура находились под запретом. Несмотря на то что постоянные восстания терпели одну неудачу за другой, крестьяне сохраняли славянский язык и культуру. Отчасти этому способствовала Реформация. Хотя это событие почти не повлияло на регион, но именно тогда были напечатаны первые книги на словенском языке.
Габсбурги правили внутренними регионами Словении, а побережье вплоть до 1797 г. находилось под защитой Венецианской империи. Неудивительно, что на побережье страны до сих пор чувствуется итальянское влияние — в архитектуре, языке и кухне.
После 1453 г., когда Мехмет II покорил Византию, Габсбурги и венецианцы были заняты борьбой с Оттоманской империей. Турки вторглись на Балканы и угрожали Центральной Европе. Города обносили крепостными стенами, а на вершинах холмов строили неприступные замки, которые должны были защитить Словению от вторжения. Для осуществления этих проектов требовались деньги, приходилось повышать налоги, а это вело к новым бунтам и восстаниям.
Экономическая и социальная ситуация немного улучшилась в относительно мирном XVIII в. при Марии Терезии. Появились небольшие предприятия, между Триестом и Веной были построены новые дороги. В Словении ввели обязательное начальное образование (пусть даже и на немецком языке), крепостное право отменили. Период процветания ознаменовался расцветом стиля барокко, характерным для многих словенских городов и, в частности, для Любляны.
Иллирийские провинции
В 1797 г. Наполеон покорил Венецианскую империю, а спустя десять лет окончательно отрезал Вену от моря, превратив Словению в так называемые Иллирийские провинции, простиравшиеся от австрийского Граца до Восточной Адриатики, включая Далмацию.
Словенцы восторженно приветствовали Наполеона, который сделал столицей Иллирийских провинций Любляну и позволил словенцам пользоваться родным (а не немецким) языком. Словенский стал официальным языком — языком образования и управления. Период французского правления возродил мечту о создании южнославянского государства хорватов, сербов и словенцев, населявших территории Иллирийских провинций. Но поражение Наполеона в России положило конец этим мечтам, и Словения снова стала частью Австро-Венгрии.
Мечты о независимости
Вернувшись к власти, Габсбурги начали жестоко подавлять словенский национализм, насаждая феодальную систему. Но словенцы уже почувствовали дух свободы, и подавить мечты о независимости было невозможно. Об этом писал поэт-романтик Франце Прешерн (1800—1849), автор знаменитой «Здравлицы» (1844). Когда в 1991 г. Словения получила наконец независимость, это стихотворение стало национальным гимном. В 1848 г. словенские интеллектуалы создали общество «Объединенная Словения», целью которого было объединение словенского народа и признание словенского языка. Добиться этого не удалось, но общество создало основу для возникновения новых национально-освободительных движений.
А тем временем строились железные дороги и полным ходом шла индустриализация. В 1846 г. дорога соединила Вену с Марибором, а в 1857 г. прошла через Любляну в Триест.
Мировая война и Королевство Югославия
В 1914 г. сербский националист убил в Сараево эрцгерцога Франца-Фердинанда. Австрия объявила войну Сербии. Германия присоединилась к Австрии, а Тройственный союз (Россия, Франция и Британия) поддержали Сербию. Втянутой в конфликт оказалась и Италия, которой была обещана часть территории Словении. В результате на реке Соча (на итальянском эта река называется Исонцо) развернулась кровавая битва. Словенцы оказались перед тяжелым выбором — принять сторону Габсбургов ради сохранения целостности родной страны или выступить против них на стороне братьев-славян.
Поражение австро-германского альянса в 1918 г. положило конец существованию империи Габсбургов. Внутренние районы Словении стали частью нового королевства сербов, хорватов и словенцев (в 1929 г. оно получило название Королевство Югославия, то есть королевство южных славян). Словенское побережье, как и было обещано, отошло Италии.
В 1941 г. Гитлер объявил Югославии войну. Король Петр II бежал из Белграда в Лондон, страна была захвачена нацистами. Словению вновь разделили — на этот раз между Германией, Венгрией и Италией. Антифашистское партизанское движение Сопротивления возглавил Иосип Броз Тито, наполовину словенец, наполовину хорват, руководитель коммунистической партии Югославии. В 1945 г. страна была освобождена.
Когда война кончилась, а монархия рухнула, Королевство Югославия превратилось в Социалистическую Федеративную Республику Югославия, в состав которой входило шесть республик, включая Словению. Президентом страны стал Тито. Тысячи словенцев и хорватов-коллаборационистов бежали в Австрию, но британские войска останавливали их в Бляйбурге, разоружали и возвращали в Югославию, где многие были казнены.
Тито превратил Югославию в необычную страну. В 1948 г. он порвал отношения с Советским Союзом, но сохранил прекрасные отношения и с коммунистическим Востоком, и с капиталистическим Западом, получая колоссальную выгоду. В отличие от ортодоксального коммунизма других стран Восточного блока, югославский коммунизм основывался на рыночной экономике и рабочем самоуправлении. Граждане страны могли свободно выезжать за рубеж, а иностранцы въезжали в страну без виз. В 1960-е гг. экономика Югославии росла впечатляющими темпами, чему способствовали индустриализация и начавшийся развиваться организованный туризм. Однако разрыв между богатыми и бедными республиками также увеличивался. Располагающими морским побережьем Хорватии и Словении приходилось помогать более бедным регионам.
Только поразительная харизма Тито и его нерушимая вера в «братство и единство» сохраняли целостность государства и сдерживали националистические настроения. Тито был у власти 35 лет. Он умер в 1980 г. Всю свою жизнь он пытался предотвратить доминирование какой-то одной из республик. Он создал систему президентской ротации, по которой представитель каждой республики должен был занимать пост президента в течение одного года. Но эта идея не сработала.
Оппозиция и независимость
В 1980-е гг. Словения давала 25% югославского экспорта, хотя население республики составляло всего 8%. Прибыль от экспорта поступала в Белград, и недовольство словенцев постоянно нарастало. Когда в 1988 г. военный совет Югославской народной армии арестовал и отдал под суд трех журналистов сатирического еженедельника «Младина», недовольство выплеснулось на улицы. Появилась словенская оппозиция, что способствовало выходу республики из состава государства.
В Сербии возникла новая волна сербского национализма. Это течение возглавил Слободан Милошевич. В 1988 г. после восстания этнических албанцев в Косове он ввел в провинцию войска, окончательно лишив ее автономии. Подобная демонстрация силы устрашила крохотную Словению, но международное сообщество не проявило интереса к этому событию. Падение в 1989 г. Берлинской стены ознаменовало собой крах Восточного блока. Югославия более не представляла стратегического интереса для Запада.
Первый шаг по отделению от Белграда Словения сделала в январе 1990 г. Словенские делегаты, возмущенные тем, что сербы и черногорцы отвергли все их предложения, покинули XIV съезд Коммунистической партии Югославии. В апреле в Словении прошли многопартийные выборы и было сформировано некоммунистическое правительство. Республика неуклонно шла к самостоятельности. В декабре в Словении прошел референдум, на котором 88% населения высказалось за независимость. Белград отверг все подобные предложения.
Тем не менее 25 июня 1991 г. Словения объявила о своей независимости — одновременно с Хорватией, где сербы составляли значительное по численности национальное меньшинство. На следующий день югославская армия выдвинулась к границе, где ее встретили хорошо вооруженные словенские силы самообороны.
Но, поскольку население Словении почти на 100% состояло из словенцев, после десятидневной войны, в которой погибло около 75 человек, Милошевич предпочел отступить, направив армию в Хорватию. Словения получила независимость и в мае 1992 г. стала полноправным членом ООН.
Дальнейшее процветание
После обретения независимости экономика страны переживала непростой период, поскольку Словения потеряла своих традиционных торговых партнеров — в остальных республиках бывшей Югославии шла гражданская война. Кроме того, в страну хлынул поток беженцев. Тем не менее Словении удалось добиться процветания. Избиратели поддержали предложение левоцентристского правительства о вхождении в Евросоюз. В марте 2003 г. был проведен референдум по этому вопросу. «За» высказались 89,6% участников. Членство в Евросоюзе при несло Словении инвестиции, и к 2004 г. экономика окрепла настолько, что к 1 мая, когда Словения вошла в ЕС, она считалась самой здоровой страной из всех десяти новых членов.
В октябре 2004 г. правоцентристское правительство приступило к приватизации, что увеличило приток иностранных инвестиций и помогло снизить налоги. К 2006 г. по ВВП Словения сравнялась с Грецией и Португалией.
Словения стала первым новым членом ЕС, полностью отвечающим маастрихтским критериям инфляции. С 1 января 2007 г. в стране введена новая валюта — евро. Словения первой из новых членов заняла президентский пост Совета Евросоюза (это произошло в 2008 г.).
Однако глобальный экономический кризис 2008 г. пагубно сказался на состоянии национальной экономики. Но, несмотря на конкуренцию со стороны развивающихся государств, словенская экономика продолжает развиваться.
Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Смотрите также: Фото Бенина, Достопримечательности Словакии, Города Ливии, США, Константина, Тир, Замок Шамбор, Озеро Маракайбо
wikiway.com
История Словении
История Словении
Содержание
Словения в Средние века
Словения в Новое время
Политическое и cоциaльнo-экoнoмичecкoe положение словенских земель в первой половине ХIХ в.
Словенское национальное Возрождение и революция 1848-49 гг.
Словенские земли во второй половине XIX - начале XX в.
Список использованных источников
Словенские земли в VI-ХV вв. На крайнем северо-западе Балканского полуострова и даже за его пределами поселились предки современных словенцев. Их историческими землями являлись Каринтия, Крайна, Штирия, Горица и внутренняя часть Истрии. Наиболее известным славянским восточно-альпийским племенем были карантане или хорунтане (под именем " хорунтане" словенцы известны в древнерусской летописи). Другая часть словенских племен расселилась в низменных районах среднего Подунавья - Нижней Паннонии. Таким образом, возникло два ядра расселения словенцев: Карантания и Паннония. Карантанские и паннонские славяне были подвластны аварам, платили им дань и участвовали в походах на Византию. Во время одного их таких походов в 622-623 гг. началось восстание славянских племен - чехов, мораван, карантанцев против аваров. Во главе этого восстания стал Само-человек, о котором известно, что он был франкским купцом, путешествовавшим по славянским землям. В результате восстания они освободились от власти авар, стали самостоятельны и образовали раннефеодальное государство Карантания во главе с князем Валуком. В 629 г. Карантанское княжество заключило союз с государством Само, воюя вместе с ним против аваров и новых врагов - франков. В середине VII в. держава Само была разгромлена, а Карантания вплоть до начала ХI в. включала в себя большинство земель, населенных словенцами.
В конце VII - первой половине VIII в. словенцы продолжали вести упорную борьбу с аварами, баварцами, лангобардами. В 40-х гг. VIII в. на них напали авары, и князь Борут обратился за помощью к баварскому князю Одило.
Баваро-карантанские войска разгромили аваров, но Борут был вынужден признать вассальную зависимость от баварцев. Горазд и Хотимир (сын и племянник Борута) оставались заложниками у баварцев и приняли христианство. В 750 г., после смерти Борута, князем стал Горазд (750-753). Его сменил Хотимир (753-769), который предпринял первую попытку крестить карантанцев. Для этого он пригласил из Баварии епископа Модеста и ввел особую подать в пользу Зальцбургского архиепископства. После смерти князя Хотимира в стране вспыхнуло восстание против христианских проповедников и засилья баварцев. Однако в 772 г. последние при активной поддержке карантанского князя Вальтунка подавили восстание. С этого периода деятельность христианских миссионеров протекала беспрепятственно и активно. Их успеху содействовало и введение франками несколько меньшего налога в пользу церкви - "славянской десятины".
В 788 г. баварцы были подчинены франками, вместе с ними в состав империи Карла Великого вошли и словенцы. Карантания стала административной единицей Франкского государства. Под властью франков она продолжала сохранять автономию и на первых порах имела своих князей, которые участвовали в походах Карла Великого, в том числе и на другие славянские племена. Однако с начала IХ в. немецкие феодалы стали все чаще вмешиваться во внутренние дела карантанцев. Поэтому, когда против власти франков вспыхнуло восстание посавского (хорватского) князя Людевита, Карантания поддержала его. Это вынудило франков впоследствии принять меры по дальнейшему ограничению их автономии. В 828 г. на месте Карантанского княжества была создана немецкая административная единица - марка. Новая марка была создана и на других территориях, заселенных словенцами, - в Крайне (на границе с хорватскими землями). Большинство словенских феодалов после восстания Людевита лишились своих владений и политических прав и должны были присягать на верность франкам. Для усиления своих позиций в словенских землях франки стали раздавать словенские земли южно-немецким феодалам и церкви. Таким образом, началась немецкая колонизация Словении, которая продолжалась вплоть до начала XV в.
В 843 г., во время раздела Франкской империи по Верденскому договору, большая часть словенских земель отошла к Восточнофранкскому королевству (Карантания, Крайна), а небольшие словенские территории во Фриуле и Истрии - к Италии. С 876 г. Карантанией владел сын Людовика Каломан, который передал провинцию сыну - королю Арнульфу, носившему титул герцога Карантанского.
Историческая судьба словенцев Нижней Паннонии сложилась несколько иначе. В конце VIII в. она также попала в зависимость от франков. Большую часть ее населения в середине IХ составляли словенцы. Зарождавшаяся феодальная знать так же была славянской по происхождению. К этому времени Франкское государство значительно ослабло. Это позволило чешским, моравским и словацким землям объединиться и создать славянскую державу - Великую Моравию. В противовес этому, восточнофранкский король Людовик Немецкий создал в Нижней Паннонии Блатенское княжество во главе с верным союзником франков князем Прибиной, который стал активно распространять христианство по западному обряду. Началась колонизация Паннонии немцами. После смерти Прибины князем стал его сын Коцел (861-874), который в своей политике ориентировался на Великую Моравию. При нем были созданы благоприятные условия деятельности византийских миссионеров, братьев Кирилла и Мефодия, которые в 867 г. отправились из Моравии для утверждения своих полномочий к римскому папе. По дороге в Рим они побывали в Паннонии и встретились с Коцелом. Согласно Житию Кирилла, Коцел полюбил славянские книги и просил Кирилла и Мефодия обучить 50 учеников.
В 869 г. в результате восстания против немцев Великая Моравия и Нижняя Паннония, объединившись, стали независимыми. Было создано новое архиепископство, которое возглавил Мефодий, проводивший богослужение на славянском языке. Однако из-за внутренних осложнений, возникших в Великоморавском государстве, Мефодий вынужден был явиться на синод немецких священников, после чего был брошен в тюрьму. Коцел, лишившись поддержки Великоморавской державы, не смог долго сопротивляться немцам, и в 874 г. Блатенское княжество окончательно потеряло свою независимость. Мефодий и его ученики, возвратившиеся в Паннонию в 873 г., вскоре были изгнаны из страны, а богослужение на славянском языке запрещено. Немецкие священники возглавили распространение христианства в паннонских землях.
В конце IX в. паннонские словенцы подверглись наступлению венгров, которые осели в среднем Подунавье на территории бывшей Паннонии. Таким образом, уже в Х в. южные славяне оказались отделены от западных славян землями, населенными венграми, а словенцы, жившие в Нижней Паннонии, были почти полностью мадьяризированы.
После распада Восточнофранкского королевства Карантания и Крайна вошли (976) в Германскую империю, где было создано герцогство Великая Карантания. В него вошли все словенские земли, в том числе Фриула и Истрия. Герцогство просуществовало до XII в., когда на основе бывших частей Великой Карантании стали складываться территориально-политические единицы - Штирия, Каринтия, Крайна, Истрия.
В середине XIII в., после смерти представителей германской имперской династии Бабенгергов, словенские земли попали в сферу политических интересов усилившихся соседей - Чехии и Венгрии. На словенские земли претендовали как чешский король Пржемысл II, так и венгерский - Бела IV. Победа в войне за Словению досталась Пржемыслу II. К Чехии отошли Австрия, Штирия, Каринтия и Крайна. В 1273 г. германским императором стал Рудольф Габсбург, который объявил незаконным захват восточноальпийских земель Пржемыслом II. В 1278 г. в результате чешско-германской войны словенские земли отошли к Габсбургам. Император Рудольф оставил за собой Штирию, а Каринтию и Крайну отдал своему сподвижнику Майнхарду, графу Тирольскому. В 1335 г., когда вымер род тирольских графов, Крайна и Каринтия оказались под властью Габсбургов. Словенцы, проживавшие в Истрии, в XII-XIII вв. попали под власть Венецианской республики.
К середине ХV в. Габсбурги стали владельцами всей Штирии, Каринтии и Крайны. Опираясь на средних и мелких феодалов, раздавая различные привилегии, они подавляли сепаратизм родовитых магнатов.
Следствием этой политики явился значительный рост роли сословных собраний в словенских землях. Первые общинные собрания представителей дворянства Штирии, Каринтии и Крайны относятся уже к ХI в. В 90-е гг. ХV в. эти земли образовали так называемую Внутреннюю Австрию и были тесно связаны с друг другом экономически и политически средним и мелким феодалам.
С начала ХV в. на словенские земли начинают совершать набеги турки, разоряя города, убивая жителей. Но это не помешало императору Фридрих III вступить в упорную борьбу с венгерским королем Матвеем Корвиным за земли на юго-востоке Германской империи. В конце XV в. восточноальпийские территории, в том числе и словенские земли, на несколько лет вошли в состав Венгерского королевства Матвея Корвина. После его смерти в 1490 г. они вновь вошли в состав Габсбургских владений - так называемую провинцию Восточная Австрия. В 1500 г. Габсбурги наследовали словенский горнорудный район Горицу, а в 1526 г., после битвы под Мохачем и разгрома венгров турками, они присоединили к империи Габсбургов область р. Муры, населенную этническими словенцами. Таким образом, практически все словенские земли оказались в составе Австрийской империи и находились под ее господством более 600 лет. Только небольшая часть словенских земель, словенская Истрия, осталась в составе Венеции вплоть до начала XIX в.
Социально-экономическое развитие средневековых словенских земель. По немногочисленным источникам известно, что феодальные отношения у словенцев утвердились в течение IХ-Х вв., гораздо раньше, чем у хорватов и сербов. В этот период сформировались основные формы землевладения, определились категории зависимых крестьян и их повинности в пользу светских и духовных феодалов.
mirznanii.com
Словене — WiKi
Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, жившее в конце IX века в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Происхождение
В результате проведения краниологической характеристики черепов новгородских словен, извлечённых из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён[1][2]. К тому же, по мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада»[3].
Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании[4]. Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений[4]. В том числе схожи конфигурации черепов.
Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья[4]. Так, П. Н. Третьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами[5].
Легендарные предки и правители племени
История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII века) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска/Новгорода и Русы задолго до нашей эры.
По другой версии, изложенной в спорной т. н. Иоакимовской летописи, князь Словен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Словена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названых в их честь — Изборск, Владимир и Столпосвятов (отждествлялся Татищевым с Осташковым).
По информации из этой же летописи в первой половине IX века у словен был князь Буривой, воевавший с варягами и проигравший решающую битву. После поражения князь бежал в город Бярмы, расположенный где-то на острове, а варяги обложили словен данью. Затем словене пригласили на княжение Гостомысла сына Буривоя. Гостомысл будто бы разгромил всех врагов и обложил данью всех соседей, и долго княжил в Словенской земле. Историки отмечают, что предание о Гостомысле очевидно имеет западнославянское происхождение (у балтийских славян известен король Гостомысл, погибший в 844 году).
Предание о трёх братьях князьях напоминает многие подобные легенды из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Иоакимовская летопись сообщает только, что главная правящая династия происходит от Владимира, но вплоть до IX века ни одного представителя не называет. Татищев В. Н. относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V — VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.
Археология
Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV вв.Археологически словене отождествляются[6] с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа)[7]. У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу[8].
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII[источник не указан 1184 дня] — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода[9].
Также, в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века[10].
В 1-й половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
История
С точки зрения В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках нашей эры.
Наиболее древним[11] поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, в Нижнем Поволхвье, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры[12]. В IX—X веках в Верхнем Поволхвье появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен, недалеко от которого, в урочище Перынь, находилось языческое капище[12]. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
Последнее упоминание племени в письменных источниках относится к 1036 году[13].
Примечания
- ↑ Гончарова Н. Н. Антропология словен новгородских и их генетические связи (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук). — М., 1995. — С. 4, 22 — 22 с.
- ↑ Санкина, 2000, с. 98.
- ↑ Санкина, 2000, с. 83.
- ↑ 1 2 3 Седов, 1982, с. 66.
- ↑ Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Волге и Днепре. — М.—Л.: Наука, 1966. — С. 284. — 308 с.
- ↑ [1] Седов В. В. «Новгородске сопки», М., Наука, 1970 г.
- ↑ Поселение и могильник Юрьевская Горка в Удомельском Поозерье. О новом типе памятников третьей четверти 1 тыс. нашей эры
- ↑ К истории градообразования на территории Древней Руси, VI — первая половина XI века / М. А. Сагайдак (при участии В. В. Мурашевой, В. Я. Петрухина) // История русского искусства: в 22 т. ; отв. ред. А. И. Комеч. — М.: Сев. паломник, 2007. — Т. 1: Искусство Киевской Руси. — С. 81-108.
- ↑ Рюриково городище
- ↑ Старая Русса состарилась на 200 лет
- ↑ Кривичи и словене. — Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2007. — С. 13.
- ↑ 1 2 Баран, 1990, с. 320.
- ↑ Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. — Мн.: Беларусь, 1991. — С. 56. — 142 с.
Литература
- Санкина С. Л. Этническая история средневекового населения Новгородской земли. — СПб., 2000. — 110 с. — ISBN 5-86007-210-4.
- Седов В. В. Археология СССР с древнейших времён до средневековья. — М.: Наука, 1982. — Т. 14. Восточные славяне в XI—XIII вв. — 328 с.
- Баран В. Д., Максимов Е. В., Магомедов Б. В. Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран. — К.: Наукова думка, 1990.
ru-wiki.org
Словене Википедия
Слове́не (и́льменские словене) — восточнославянское племя, проживавшее во 2-й пол. I тыс. н.э. в бассейне озера Ильмень и в верхнем течении реки Молога.
Происхождение[ | код]
В результате проведения краниологической характеристики черепов новгородских словен, извлечённых из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён[1][2]. К тому же, по мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада»[3].
Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании[4]. Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений[4]. В том числе схожи конфигурации черепов.
Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья[4]. Так, П. Н. Третьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами[5].
Легендарные предки и правители племени[ | код]
История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII века) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска/Новгорода и Русы задолго до нашей эры.
По другой версии, изложенной в спорной т. н. Иоакимовской летописи, князь Словен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Словена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названых в их честь — Изборск, Владимир и Столпосвятов (отждествлялся Татищевым с Осташковым).
По информации из этой же летописи в первой половине IX века у словен был князь Буривой, воевавший с варягами и проигравший решающую битву. После поражения князь бежал в город Бярмы, расположенный где-то на острове, а варяги обложили словен данью. Затем словене пригласили на княжение Гостомысла сына Буривоя. Гостомысл будто бы разгромил всех врагов и обложил данью всех соседей, и долго княжил в Словенской земле. Историки отмечают, что предание о Гостомысле очевидно имеет западнославянское происхождение (у балтийских славян известен король Гостомысл, погибший в 844 году).
Предание о трёх братьях князьях напоминает многие подобные легенды из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Иоакимовская летопись сообщает тол
ru-wiki.ru
История Словении - это... Что такое История Словении?
Доисторический период
Около 250 тыс. лет до н. э. на территории Словении появляются первые каменные орудия, изготовленные гоминидами. Такие орудия были найдены, например, в пещерах Лоза (невдалеке от г. Постойна).
В 5 тыс. до н. э. здесь обосновались носители культуры импрессо, декоративного стиля эпохи неолита.
Около 2000 г. до н. э., в бронзовом веке, местные обитатели строили поселения из свайных домов в болотистой местности близ современной Любляны (аналогичные поселения были распространены на территории Австрии и Швейцарии). Около 1200 г. свайные поселения исчезают, вытесненные новыми укреплёнными поселениями, окружённых кольцевыми валами — их строителями, возможно, были иллирийцы. В свою очередь, около 3 в. до н. э. эти поселения были разрушены волной наступавших кельтов Латенской культуры. Примерно в это же время греческие торговцы основали колонию Эгида (ныне Копер) как опорный пункт на северном побережье Адриатики.[1]
В составе Римской империи
В I веке, после многолетних войн, римляне установили свою власть в регионе. Сам регион в составе Римской империи был разделён между провинциями Далматия, Италия, Норикум и Паннония.[2]
С разделом Римской империи на две части территория Словении попала в состав Восточной Римской империи, или Византии, но фактически принадлежала Аварскому каганату. Предки современных южных славян, в частности словенцев, попали на Балканский полуостров под названием склавины со Среднего и Нижнего Дуная в результате славяно-аварских миграций, которые, в свою очередь, являлись частью Великого переселения народов. Предки словенцев осели в долинах рек Сава, Мура и Драва, а также на берегу Триестского залива в VI веке.[2]
В основном, как свидетельствуют византийские авторы, описавшие их, и археологические источники, словенцы занимались земледелием. Они пользовались не только лёгким плугом (рало), но и тяжёлым, с железным лемехом (сошником), а также многочисленными орудиями труда из железа: кирками, топорами, серпами, косами и т. д. Зерно мололи на жерновах вручную. Кроме земледелия словенцы, как и все южные славяне, занимались скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Также известно о существовании в их обществе опытных ремесленников.[3]
Хозяйственной единицей у словенцев была семейная община, во главе которой обычно стоял самый старший мужчина. В общине было общим всё: земля, скот, имущество. Иногда её численность достигала нескольких десятков человек.[3] Со временем общины начали распадаться, с VI по VII века этот процесс активно развивался. Все общинные земли и имущество были разделены, а сама община из семейной превратилась в сельскую. Также в селе начался процесс классообразования, что привело к расслоению общества и возникновению неравенства.
Из нескольких соседских общин образовывалось племя. Каждое племя занимало отдельную территорию. В эти годы у всех южных славян, включая словенцев, была распространена военная демократия. Византийский историк Прокопий писал: «Народ этот не управляется одним человеком, но исстари живёт в демократии. Поэтому всё, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща».[3] Однако со временем во главе племён начали всё чаще и чаще вставать местные князья со своими дружинами, что свидетельствовало о завершении развития в обществе первобытно-общинного строя.
Территория Карантании по состоянию около 828 года Княжеский трон на Госпосветском полеСтоит отметить, что у словенцев, как и всех южных славян, существовало рабство. Раба обычно отпускали на волю за выкуп или по истечении срока его пребывания в рабстве. Обычно ему предлагали остаться там, где он находился.[3]
Под властью аваров, баварцев и Каролингов
В конце того же века возникло государство Само, подчинённое аварам. Его при помощи завоеваний создал князь Само, и после его смерти государство распалось. В 626 году славяне создали новое государство Карантания, уже независимое от Аварского каганата, но в 745 авары снова начали угрожать государству. В такой ситуации словенцы обратились за помощью к Баварии и оказались в зависиости от епископа Зальцбургского.[2] Он насильно обратил их в католическую веру. В VIII веке Карл Великий завоевал Баварию и Карантанию и уничтожил Аварский каганат. Уже в начале IX века Великая Карантания стала частью Восточной марки Каролингов. С 799 года восстания против франкской власти происходили почти ежегодно. С 819 по 822 годы Словению охватило особо крупное восстание под руководством князя Людевита.[4]
Около 1000 года были написаны «Brižinski spomeniki», первый письменный документ на словенском языке.
В Словении по-прежнему земледелие считалось основной отраслью, но появилось садоводство и виноградарство. Большое распространение получило пчеловодство. Хозяйство у словенцев, как и у всех южных славян, велось отдельными семьями или сельскими общинами. К тому времени процесс классообразования близился к концу.[4]
Между тем славяне, проживавшие на побережье Триестского залива, попали под влияние Венецианской республики в XII-XIII веках. Таким образом, в составе этих двух государств, словенский язык приобрёл итальянские и германские черты, культура словенцев тоже претерпела изменения.[2]
В составе Австрии
К XVI веку в Европе началась Реформация и возник протестантизм. Протестантские лидеры попытались обратить всё население Хорватии и Словении в свою веру, но им противостояли иезуиты. Они в XVII веке насильно католицировали Словению, тем самым ещё более приблизив её к Австрии. Недовольные крестьяне не раз поднимали восстания против про-австрийской онемеченной аристократии, особо стоит отметить восстания 1478, 1515, 1573 и 1635 годов. Словенцы желали восстановления своей самобытности, например, во второй половине XVIII века священник Марко Похлин настаивал на придании словенскому языку статуса государственного наравне с немецким, и у него было много сторонников, чуть позже отдельные деятели науки и искусства начали пропагандировать идею словенского культурного единства.[2]
Перемещение торговых путей и Тридцатилетняя война в XVII веке способствовали экономическому упадку Словении, но в XVIII веке хозяйственное развитие вновь активизировалось: производство различных товаров увеличилось, сельскохозяйственной продукции стало больше на 60 %. Развернулось национальное просветительское движение. Этот период получил название Словенское Возрождение.
По Шёнбруннскому миру 1809 года Австрия уступила Наполеону часть южно-славянских земель, из которых составились Иллирийские провинции. Французы разрешили использование словенского языка в местном самоуправлении, начали улучшать старые и строить новые дороги, ввели в действие гражданский кодекс Наполеона для южных славян, отменили цеховые привилегии, основали новые школы и т. д. Наполеон, в отличие от австрийцев, решил поощрять словенское национальное возрождение. Многочисленный слой германизированного дворянства снова славянизировался.
После Венского конгресса Словения снова попала под власть Габсбургов (коронная земля Австрийское Приморье). Идеи независимости словенцев вылились в распространение в 30-х годах XIX века «иллирийского движения», которое выступало за политическое и культурное единство всех южных славян. В 1848 произошла революция, и «словенские клубы» потребовали создания словенского королевства в составе Габсбургской империи. Также в результате революции в Словении возник слой свободных безземельных крестьян.[2]
В результате австро-итальянской войны Австрия в 1866 году была вынуждена уступить венецианскую Словению Италии. Ранее все словенцы жили только в империи Габсбургов, теперь они оказались разделены.
В 90-е годы того же века в австро-венгерской части Словении были сформированы три политические партии: «Католическая национальная партия», «Национально-прогрессивная партия» и «Югославянская социал-демократическая партия».[2]
В составе КСХС и СФРЮ
В течение полувека «Католическая национальная партия», представлявшая интересы крестьянства, была самой влиятельной, она даже в 1905 году сменила название на «Словенская национальная партия» и фактически стала представительницей интересов словенского народа. До Первой мировой все партии Словении ориентировались на самоопределение в составе Австро-Венгрии и триализм, который предполагал создать в составе империи не два, а три государства: Австрию, Венгрию и Югославию.[2]
После Первой мировой Австро-Венгрия распалась, и всё Словенское Приморье оккупировали итальянцы (регион Венеция-Джулия). Часть Словении по проведённому в Клагенфуртском районе Каринтии плебисциту отошла к Австрии, ещё незначительная часть словенцев после раздела империи попали в Венгрию и ещё часть в Югославию. В составе Югославии словенцы добились некоторой автономии, но в 1929 году король Александр I Карагеоргиевич установил диктатуру и разделил государство на девять бановин, которые подчинялись непосредственно ему. Словенцы потеряли всякое право на самоуправление, основная их часть попала в Бановину Драва.[2]
Во время Второй мировой войны территория королевства Югославия была оккупирована, а Словения разделена между Германией, Венгрией и Италией (Люблянская провинция). Немцы тысячами угоняли словенцев в концлагеря, на работу на фабриках и заводах, или переселяли их в Хорватию и Сербию. И немцы, и итальянцы проводили германизацию или, соответственно, романизацию. В Словении возникли два движения Сопротивления: коммунистическое и националистическое.[2] В скором времени между обоими движениями возникли серьёзные трения, и националисты пришли к сотрудничеству с оккупантами.
После войны Словения стала одной из республик СФРЮ. Она потеряла Триест, по соглашению 1954 года он был передан Италии. В 1955 году был подписан договор, по которому земли Каринтии и Штирии, населённые преимущественно словенцами, оставались за Австрией, а это было 2600 км². На эти территории всё же решилась претендовать Югославия, но при поддержке СССР.[2]
Независимая Словения
Сербия после смерти Иосипа Броз Тито всё больше стремилась к контролю всей Югославии.[2] Словения начала выступать с требованиями предоставить ей большую автономию в экономической деятельности. На выборах в апреле 1990 года победили силы, ориентировавшиеся на самоопределение Словении. 25 июня 1991 года Словения провозгласила о своей независимости. Началась короткая десятидневная война с Югославской армией, которая завершилась выводом всех югославских войск из Словении.
Из всех бывших республик СФРЮ Словения характеризовалась как наиболее развитая и стабильная. В государстве с 1991 по нынешнее время наблюдается рост экономических показателей. В 1996 году, после ноябрьских выборов в государственное собрание, Милан Кучан, президент страны, поручил Либерально-демократической партии (ЛДП) набрать большинство на выборах и сформировать большинство в парламенте. ЛДП на выборах не смогла победить, и в стране начался правительственный кризис. В начале 1997 года кризис удалось устранить.
Целью нового парламента было достижение экономической и социальной стабильности в стране и вступление в ЕС и НАТО. В 1997 на второй срок был переизбран Милан Кучан. В 2004 году Словения вступила в ЕС.
Примечания
Литература
dic.academic.ru
Развлечение словенским и русским языками. У истоков Руси: меж варягом и греком
Развлечение словенским и русским языками
«Словенский язык – относится к южной группе славянских языков. Число говорящих на С. я. около 2 млн. человек (из них около 1,6 млн. в Словении; 1971, перепись). распространён также в пограничных областях австрии, Италии, венгрии. Имеет 7 групп диалектов… Древнейший письменный памятник – Брижинские (Фрейзингенские) отрывки (конец 10 – начало 11 вв.)…»
«Русский язык – относится к восточной группе славянских языков. Истоки р. я. уходят в глубокую древность. Примерно во 2-1 тыс. до н. э. из группы родственных диалектов индоевропейской семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии – примерно в 1–7 вв. – называемый праславянским)… в 6–7 вв. славяне занимали земли от адриатики на Ю.-З. до верховьев Днепра и озера Ильмень на С. – в… восточнославянский (древнерусский) язык просуществовал с 7 по 14 в.»
Для X века приведенные статьи БСЭ сопоставляют словенский и русский языки как родственные, соответственно южнославянский, обособившийся как раз примерно в это время, и восточнославянский, якобы уже три века существовавший самостоятельно. Поэтому противопоставление «росского» и «славянского» языков Константином Багрянородным в середине X века заставляет уделить этому поразительному факту отдельный раздел наших с тобой, мой растерянный читатель, «Развлечений».
«а славянский народ и русский един…». Так перевел пассаж оригинала «Повести» Д. Лихачев. Это не первый случай, мой памятливый читатель, где перевод вызывает, мягко говоря, недоумение, ибо на самом же деле оригинальный текст иной: «А словенский язык и русский одно есть…».
Сайт Центра развития русского языка[112], цитируя не перевод Д. Лихачева, а оригинальный текст, аккуратно и боязливо, чтобы не заподозрили в крамоле, но все же поясняет: «Слово язык употреблено здесь не только в древнем значении «народ», но и в значении “речь”». Тебе, мой независимый читатель, очевидно, что такое пояснение без «перевода» Лихачева вообще звучит бредом. На самом деле, это не бред, а гипертрофированная боязнь возразить академику. Если же без экивоков и боязливых взглядов в сторону академических авторитетов, речь в цитате идет вовсе не о народе, а именно о языке, что прямо следует из контекста, поскольку весь абзац «Повести», откуда взят процитированный пассаж, посвящен истории славянской грамоты, персонально Кириллу и Мефодию. И заканчивается он фразой: «Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий – славянский», именно язык, и более точно, как в оригинале, – не славянский, а словенский.
Эта фраза и в «переводе» Лихачева, и в оригинале цитируется очень часто кем ни попадя и по какому ни попало поводу. Оказывается, из нее следует, и что русь как народ (племя, союз племен и т. п.) надо искать на севере[113]; и что единый славянский язык сохранялся длительное время и позволял до XIV века вполне свободно понимать друг друга поляку и болгарину, новгородцу и жителю Черногории[114]; и что все славяне должны называться «русскими»[115]; и еще масса всего прочего. Множественность и глобальность выводов из этой коротенькой фразы поначалу поражает. Но по размышлении начинаешь понимать, что она есть следствие неопределенности самих понятий словенского и русского языков той эпохи.
Так что же такое словенский язык и русский язык в «Повести»? То есть, что могут означать эти понятия для ее автора, жителя Киевщины, монаха Печерского монастыря конца XI и начала XII века? Суждения Ватсона по данному вопросу вряд ли кого заинтересуют, поэтому для начала выслушаем мнения авторитетов.
У В. Ключевского[116] рассматриваемая цитата – основание противопоставить варягов славянам, поскольку, по его мнению, словенский язык – это язык новгородских словен «Повести». Русский язык Ключевским не обсуждается, вероятно в предположении, что это тот самый язык, на котором пишет сам историк. А обсуждать есть чего. Ключевский походя попадает в ту же ловушку, в которой оказался Марк Твен со своим «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Как Твен заставляет бриттский (т. е. кельтский) двор Артура поголовно говорить на староанглийском (т. е. германском) языке, так и Ключевский навязывает киевской руси X века речь понятную ему самому. Вероятно не читал Василий Осипович Багрянородного, и тут мы с тобой, мой не чуждый амбиций читатель, можем подтрунить над маститым историком.
Следуя авторитету старому, известный современный историк И. Данилевский[117] полагает, что утверждение повести о единстве словенского и русского языков является аргументом в пользу отождествления славян и руси, а сам текст, «несмотря на некоторую неясность… вполне можно отнести к тому же времени, когда имя варяжской руси было перенесено на восточных славян». Но беда в том, что неясность тут принципиально больше, чем «некоторая». Во-первых, Данилевский, в отличие от Ключевского, не мог не читать Багрянородного, который явно противопоставляет языки русский и словенский. Во-вторых, он, конечно же, читал и «Повесть», которая на самом деле нигде не переносит имя варяжской руси на восточных славян, поскольку таковых во времена автора «Повести» просто не существовало. В «Повести» словене (славяне лишь в «переводе» Д. Лихачева!) – это обитатели не Поднепровья, а вовсе даже Подунавья: норики, моравы и болгары, – а также, отдельно, новгородцы. Да и переносит имя русь «Повесть» отнюдь не на славян, тем более каких-то восточных, а конкретно на новгородцев, а затем полян.
Могу понять Ключевского, хотя бы частично, но отказываюсь понимать Данилевского. По-моему, все гораздо проще и совсем не требует теней на плетне от каких-то сложных искусственных построений. Для автора «Повести», грамотного киевского монаха XI века, словенский язык – это просто книжный язык, язык его же дунайских словен, на котором написаны практически все доступные ему для чтения тексты, другими словами – язык Кирилла и Мефодия. В современной терминологии этот язык зовется старославянским. Традиционно обращаемся к БСЭ: «старославянский язык, иначе – древнецерковнославянский язык – наиболее древний из письменных славянских языков, распространившийся среди южных, восточных и отчасти западных славян в IX—X вв. н. э. в качестве языка христианской церкви и литры. По своему происхождению С. яз. представляет собой письменную обработку одного из говоров болгарского языка второй половины IX в., именно – говора гор. Солуня в западной Македонии (ныне – Салоники). Однако первоначальное распространение славянский язык получил в западнославянской среде, в велико-Моравском княжестве (в пределах нынешней Чехословакии).»
И вполне понятно, почему автор «Повести» называет его словенским. Ведь это язык изначальных дунайских словен «Повести» (славян перевода) – моравов и болгар, исконных насельников земли Венгерской[118] и земли Болгарской «Повести». Вот еще одна цитата с того же сайта Центра развития русского языка: «Южнославянским по происхождению является и старославянский язык – первый общеславянский литературный язык». Естественно. Кирилл и Мефодий были уроженцами Салоник, с детства слышали славянскую речь, в том числе и в семье – мать их была болгаркой, – поэтому именно родной для них салоникский говор древнеболгарского языка они положили в основу создаваемого письменного славянского языка. С той однако существенной оговоркой, что этот общеславянский литературный язык создавался Кириллом и Мефодием в Моравии и потому не мог не испытать достаточно сильного моравского влияния.
Паола Утевская[119] справедливо замечает: «Однако то, что старославянские книги были понятны русским читателям, еще не означает, что старославянский полностью совпадал с древнерусским языком, кстати, далеко не однородным». И тут же противоречит сама себе: «в нем (древнерусском) одновременно существовали два основных типа: книжный, или литературный, и разговорный. в древнерусских книгах старославянские слова соседствуют с русскими. Они часто друг на друга похожи. Отсюда и кажущиеся описки». Получается, что древнерусский письменный язык – это результат простых описок, смешения писцами старославянских слов с русскими. Странное утверждение. Более логичным выводом из первой цитаты Утевской и, вероятно, более правильным выводом вообще, было бы утверждение, что никакого литературного древнерусского языка, по крайней мере в XI веке, вообще не существовало. В древней Руси, как и во всем православном славянском мире той поры, был один единственный литературный, то есть книжный, язык – старославянский. Именно этот язык автор «Повести» не без оснований называет словенским (у Д. Лихачева он превращается в славянский).
Возможно это объясняет, в частности, до сих пор не объясненный феномен «ильменских словен». И из известных нам фактов истории, и по данным археологии, и просто из общих соображений трудно понять появление словен, как их понимает «Повесть», на Ильмене и Волхове. Никаких подтверждений каких-либо переселений из Моравии или Болгарии на Псковщину и Новгородчину нет. В последние годы археология и антропология уверенно и созвучно говорят о миграциях в этот регион из Поморья, о тесных культурных связях и, более того, генетической общности населения Пскова и Новгорода с южной Прибалтикой. Речь даже идет о единой «циркумбалтийской» культуре, археологически явно проявившейся на псковской и новгородской земле. При чем же тут дунайские словене?
Скорее всего ни при чем. Просто для автора «Повести» обитатели Новгорода могли стать «словенами» хотя бы только потому, что писали по-словенски, то есть на старославянском языке, привнесенном в Новгород вместе с христианством Владимиром Крестителем и Ярославом Мудрым. На этом же языке договаривались между собой обитатели Киева и Новгорода. Знакомство автора «Повести» с какими-то новгородскими документами, равно как и устной эпической северной традицией сомнения не вызывает. Сказание о призвании Рюрика и легенда о Вещем Олеге безусловно новгородского происхождения. Все, что пришло из Новгорода в Киев в письменной форме, могло прийти только на старославянском языке, который, будучи новгородским по происхождению документов, был при этом «словенским» по своей природе и таковым воспринимался в Киеве Нестором.
Но тогда что же такое для автора «Повести» русский язык?
Самое естественное объяснение, что русский язык в Киеве XI—XII веков – это официальный государственный язык Киевской руси. Язык этот, как и все государственные языки, обязан быть письменным. Но единственным письменным языком в Киеве того времени был все тот же старославянский (словенский) книжный язык. Так что русский язык XI—XII веков как государственный язык Киевской Руси не просто уходит корнями в старославянский, он изначально тождествен ему. Так уж вышло, что Киевская Русь возникла и начала строиться на христианском базисе византийского толка, заимствуя из Византии все кроме языка, который благодаря посредничеству Болгарии с самого начала был старославянским. Лишь потом и постепенно в силу специфики среды функционирования этот официальный русский язык начинает отходить от книжно-литературного, старославянского, поневоле вбирая в себя особенности живой киевской речи. Если сфера действия книжно-литературного старославянского языка была ограничена узким кругом посвященных и законсервирована традицией, всем литературным наследием, начиная с Кирилла и Мефодия, регулярным обучением ему монахов и прочая, и прочая, то официально-государственный русский язык, функционируя в ограниченной географически, но многократно более широкой социальной среде, охватывая все более широкие круги пользователей, эволюционирует гораздо быстрее, активно вбирая в себя живую народную речь различных социальных слоев. На рубеже XI—XII веков этот процесс дивергенции двух языков только начался, поэтому автор «Повести» мог с полным правом утверждать, что словенский и русский языки «одно есть», они действительно еще почти не различались, особенно в специфически замкнутом монашеском кругу.
А что же тогда из себя представлял разговорный русский язык XI—XII веков? Этого, вероятно, мы никогда не узнаем. Благодаря Константину Багрянородному мы можем предполагать с достаточной степенью вероятия, что разговорный русский язык середины X века – это язык германский. Ты, мой увлеченный суровой нордической простотой читатель, можешь считать его скандинавским. Я бы поостерегся, учитывая не «сухой» счет победы норманнистов над Брайчевским в предыдущем развлечении и оставляя шанс своим любимым готам. Так что самое разумное считать разговорный русский язык X века германским, хотя бы в своей основе и хотя бы с оговорками, но что он не был славянским – это, по-моему, вне сомнений.
Характерно, что БСЭ дипломатично обходит этот темный вопрос и не дает определения древнерусского языка, а единственное определение, которое мне удалось найти в Интернете, выглядит на удивление убого: «древнерусский язык – восточнославянский язык, язык древнерусской народности (восточная группа славян), возникший в результате распада праславянского этноязыкового единства (7 в.).»
Видимо не зря составители БСЭ решили обойти этот вопрос. Думаю, что приведенное «определение» из Интернета ты, мой мало-мальски неленивый читатель, мог бы состряпать и сам, по крайней мере сообразить, что восточнославянский язык – это язык восточной группы славян. Все остальное в этом «определении» от лукавого.
Распад праславянского этноязыкового единства в VII веке – умозрительная и сомнительная догадка историков, а не заключение лингвистов. Глоттохронология[120], не отличающаяся большой точностью, но все же претендующая на научность, дает гораздо более позднюю и более близкую к интересующему нас времени дату: X—XI века.
Существование некой древнерусской народности в X—XI веках недоказуемо. По крайней мере недоказуемо существование единого русского, в смысле восточнославянского, языка. Население Великой русской равнины могло говорить на сотне самых разных языков, славянских и неславянских. Этого, кстати, не отрицает и автор «Повести». Пока что некий славянский язык зафиксирован в Новгороде для XI века несколькими берестяными грамотами, при неизмеримо большем их количестве для XII века. В других древнерусских городах с берестяными грамотами дело обстоит, прямо скажем, швах. Считается, причина в том, что влажная почва Новгорода хорошо сохраняет древесину и бересту, а другим городам в этом смысле не повезло. Наверное, дело и в этом, но, думаю, не только. Ученые до сих пор поражаются уровню грамотности в Новгороде, который, судя по количеству берестяных грамот на единицу площади, на порядки превосходил уровни грамотности не только в остальной Руси, но и во всем тогдашнем мире. И почему-то никто не предположил очевидное и вполне вероятное объяснение этого чуда. Новгород был городом многонациональным (три его «конца» вовсе не исчерпывали весь этнический спектр), и общий письменный язык был единственной универсальной возможностью общения между собой разноязычного населения. Как латынь в средневековой Европе; как арабский на средневековом Востоке; как иероглифы в Китае, а заодно Корее и Японии. Если это так, то в XI веке этот язык не обязан был быть разговорным языком Новгорода. И Киева тоже. Соответственно нет доказательств общности языка как аргумента в пользу существования в то время какой-то единой древнерусской народности.
В этой связи хочу привести пару любопытных примеров. Изучающие берестяные грамоты языковеды с восторгом выделили некий новгородский диалект древнерусского языка на основании того, что в одной (еще раз прописью одной!) из грамот вместо целый было написано келый. Якобы сохранение к вместо ц – это рудимент индоевропейского *k’. В проявление «рудимента» через три тысячи лет после распада общеиндоевропейского поверить просто невозможно. Да и ни в одном из славянских языков (сатемных!) не наблюдалось ничего похожего. По-моему, более естественно объяснить этот казус тем, что писал бересту человек, знакомый с латынью и привычный к латинскому письму, где буква c чаще всего читается как (к), но как раз перед eпроизносится как (ц)[121]. Похожий пример приводит в одной из своих книг крупнейший специалист по археологии древнего Новгорода академик В. Янин. В другой берестяной грамоте под изображением святой Варвары, наиболее широко почитавшейся, кстати, на южном побережье Балтики, на бересте оказалась нацарапана дата. Эта дата, 1029 год, замечательна не только тем, что датирует данную грамоту как одну из древнейших, но и тем, что, по анализу А. Зализняка и филолога С. Болотова, три цифры в ней переданы славянскими знаками, а одна – латинским. Та же самая история! Изобразивший «западную» св. Варвару затруднился в счете и письме по-славянски, но сумел выйти из затруднения с помощью латыни. Напомню, это самое начало XI века.
Так что когда и как разговорный неславянский русский язык Константина Багрянородного превратился в привычный нам разговорный славянский русский, мы не знаем, и вряд ли когда-нибудь узнаем. Ясно только, что русский язык середины X века, «росский» Багрянородного, – не то же самое, что современный русский язык в еще большей степени, чем словенский рубежа XI—XII веков, язык «Повести», – не то же самое, что современный словенский язык, государственный язык Словении.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru