Плясали и палили из ружей: как рожали на Руси 150 лет назад. Как в древней руси рожали


Как рожали в старину на Руси | Материнство

«Маме надо быть сильной. Спартанцы считали, что только сильная мать родит сильного воина. По сегодняшним меркам, если женщина в беге развивает скорость более четырех своих ростов в секунду, если из виса поднимает ноги к турнику 5-10 раз подряд и может подтянуться до подбородка, то это обещает более легкие, быстрые и безболезненные роды.

Будущей маме полезно не только «гулять на свежем воздухе», но и бегать, плавать, заниматься специальной гимнастикой».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

 

 

Каждая ли будущая мама сегодня способна на это? Едва ли, если учесть, что сегодня большинство женщин имеют «сидячую» работу и ведут малоподвижный образ жизни.

 

Мы считаем себя продвинутыми и просвещенными. Многие процессы в нашей жизни практически полностью автоматизированы и поставлены на поток. Мы живем в век технологий. И рождение детей тоже чем-то похоже на конвеерное производство: с момента зачатия (а в отдельных случаях и до него) – вы сразу попадаете в поток. Сначала это регулярное посещение женской консультации, курсы будущих мам, выбор клиники для родов, одежда для беременных, йога для беременных, косметика для беременных, аква-аэробика  и гимнастика для беременных, затем беби-йога, восстанавливающие процедуры и т.д. – чем не конвейер?

 

Вроде бы все логично, ведь беременность – это особенное состояние женщины, но почему тогда мы стали сложнее рожать?

 

 

И. Панов "Ожидание". 2005 г.

 

 

Сегодня количество «лежачих» беременностей, сложных и искусственных родов, недоношенных детей увеличилось в разы. И это не смотря на то, что медицина вроде бы шагает вперед.

 

Быть может, в данном вопросе стоит обратиться к опыту прошлых поколений и сделать шаг назад, чтобы понять, в чем же дело?

 

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании. А нужно ли это все было раньше?

 

Материнство предлагает вспомнить, как рожали наши прабабушки.

 

 

Боль вчера и сегодня

 

«Сплошной опрос крестьянок  и женщин, занятых тяжелой физической работой (в Чехословакии) показал, что у 14% женщин роды проходили вообще безболезненно, большинство считало боль «вполне терпимой», и лишь немногие называли ее сильной. Когда европейские  доктора поехали  к индейцам Северной Америки, то узнали, что там женщины ожидают ребенка с радостью и обычно роды идут легко и без болей. Если учесть, что у животных рождение детенышей тоже, как правило, не причиняет матерям страданий, то вывод напрашивается сам собой: европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны».

Из книги Б. П. и Л. А. Никитиных «Мы, наши дети и внуки» (1978-1988 гг.)

 

Современные исследования говорят о том, что решающее влияние на ход родовой деятельности и возникновение боли  имеет установка роженицы, ее общий настрой. Облегчает процесс и мысль о том, что эта боль несет в себе благие цели. Специалисты по обезболиванию считают, что боль, которую не считают вредной, легче переносится.

 

Исследованию боли во время родов посвящено много медицинских трудов. Интересны наблюдения за племенами индейцев Северной Америки, где роженица часто просто останавливала своего коня, расстилала прямо на снегу теплую накидку и спокойно рожала ребенка. Затем она заворачивала  в тряпку новорожденного, снова садилась на коня и догоняла своих соплеменников, которые даже не всегда замечали, что она только что родила. Этот феномен подтвердился во время Второй Мировой Войны, когда женщины, находящиеся в немецких лагерях принудительного труда, приходили в кабинет врача сразу после работы, достаточно легко рожали и через несколько часов снова отправлялись на работу. Ученые объясняют это так: в рамках тяжелых условий жизни и необходимости выживания в суровых природных условиях женщины не позволяют себе проявлять родовые страхи и комплексы, что и обеспечивает легкий характер течения беременности и большей частью безболезненные роды.

 

В 1940-х годах роды переносятся в больницу, где роженица становится «больной», нуждающейся не в человеческой теплоте и поддержке, а четкой помощи хирурга и анестезиолога.

 

 

 

 

 

Как раньше рожали

 

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

 

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с поверием, что место родов считается нечистым.

Интересно и предположение о причине нечистоты родильного места – дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить.

Наиболее подходящей для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

 

 

Родильный стул XVIII века

 

 

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа.

У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов: в Голландии в приданное невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

 

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы.

В Китае рядом с роженицей открывали зонт, а в Индии ей давали ключ.

Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания.

Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»: «Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».

 

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова: «…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»

 

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

 

 

 

К. В. Лемох "Новый член семьи". 1880-е

 

 

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали.

Повитуха совершала над младенцем прообраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая,  что теперь он будет более сильным и крепким.

 

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты: от болезней, чтобы был белым и чистым, для богатства. При этом приговаривали: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху». После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

 

Сегодня за помощью обращаются к остеопатам. А раньше бабка повитуха сама делала послеродовый массаж – вправляла золотник (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

 

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

 

 

Совместные роды

Говорят, что совместные роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был  на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины. Интересно, но сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах будущего отца.

 

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

 

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать».

 

В это же время, отец присутствовал на родах не у всех древних народов. Этого не было, например, в Китае и Древнем Риме. Там все домочадцы на время родов покидали дом.

 

 

 

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка: «Рожден, а не крещен, так Богдашка».

 

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

 

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»: «…Нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели».

 

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

 

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

 

 

 

А. Венецианов "На жатве. Лето"

 

 

После родов - сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, соответствуют скорее последнему столетию, в то время как до 20-го века это было далеко не так.

 

В начале 12-го века внучка Владимира  Мономаха, Евпраксия,  написала трактат  о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

 

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя».

 

Г. Плосс описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «...вследствие слишком раннего оставления постели развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».

 

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

 

Послеродовый «отпуск» важен для дальнейшего здоровья женщины, он увеличивает шансы на благополучную следующую беременность и роды.

 

Женщины, находящиеся в суровых  жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

 

В 80-х годах прошлого столетия в Чехословакии была поставлена цель доказать пользу от раннего вставания после родов. Исследуемых женщин разделили на 2 группы: первая поднималась с постели через 2-4 часа после родов, а вторая через 2-3 суток. За мамами ухаживал персонал. На 7-9 сутки медики с удивлением констатировали факт, что во второй группе – с более долгим лежанием, женщины имели меньше послеродовых осложнений, лучше чувствовали себя физически и эмоционально.

 

Но кто же ухаживал за молодой мамой после родов? Не стоит забывать про повитуху, которая помогала и после родов: существовал целый ряд традиций, по которым женщину «очищали и расслабляли», настраивали на новую в ее жизни роль – мамы. Помогали и соседки, которые приходили помочь по хозяйству и приносили с собой готовую еду.

 

Как пишет Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог, все старались преследовать единую цель – помочь молодой женщине, поддержать ее, дать ей ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

 

***

 

В былые столетия уровень оказания медицинской помощи был значительно ниже, чем сейчас. Сказывался и недостаток гигиены, и частые эпидемии и другие бедствия, зачастую приводившие к повышению материнской и детской смертности.

 

Но при этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов.

 

Давайте же постараемся взять лучшее из опыта предков, не отвергая в то же время достижений современной медицины, которых прабабушкам подчас так не хватало!

Дата публикации 17.11.2015 Автор статьи: Александра Лукашина

materinstvo.ru

Как проходили роды на Руси. То, о чём не принято было говорить.

Коэффициент младенческой смертности — показатель, который стараются снизить все развитые страны. По сути дела, это количество смертей детей в возрасте до одного года на 1 000 родившихся. На эту цифру смотрят, чтобы понять, насколько развита система здравоохранения в той или иной стране, и это в целом характеризует уровень развития государства.

По данным Росстата в январе — июле 2016 года показатель детской смертности снизился до исторического минимума: 6 из 1 000 родившихся. Безусловно, это впечатляющий результат. Но давай ненадолго вернемся в прошлое и узнаем, как рожали детей наши предки. Ведь несколько столетий назад из 10 родившихся детей до года не доживало трое, а до пяти лет — еще двое. «Бог дал — Бог взял!» — так тогда говорили...

В те времена считалось, что рождение и смерть человека разрушают границы между мирами живых и мертвых. У многих народов было принято покидать жилища и уходить, например, в лес, чтобы ничего не могло помешать таинству рождения. У славян тоже рожали не в доме: чаще всего для этого использовалась хорошо истопленная баня.

С женщиной, которой предстояло вот-вот родить, прощались всей семьей. Ее жизнь и вправду подвергалась опасности, ведь если что-то шло не так, исход мог быть неутешительным. Роженице давали в руки кушак, который привязывали к полатям — чтобы держалась. Обязательно перед домашними иконами зажигали венчальные или крещенские свечи.

Чтобы материнская плоть лучше раскрылась и выпустила дитя, женщине распускали косы, раскрывали сундуки, двери, развязывали узлы и открывали замки. Роженице обычно помогала немолодая женщина — бабка-повитуха, которая специализировалась на родах. Кстати, непременным условием для получения подобного статуса было наличие своих здоровых детей.

На родах часто присутствовал муж будущей матери, у славян считалось нормой, чтобы рядом с рожающей женщиной находился любящий и сильный мужчина. У него тоже были свои обязанности: прежде всего он снимал сапог с правой ноги жены и давал ей напиться, затем развязывал пояс и прижимал колено к спине роженицы. Считалось, что это может ускорить роды.

Муж делал еще одну вещь: кричал и стонал вместо жены! Славяне верили, что таким образом он отвлекал на себя внимание злых сил, способных навредить роженице. Стоит отметить, что так делали не только наши предки, подобный обычай бытовал и среди народов Океании.

Как только младенец появлялся на свет, бабка-повитуха перерезала пуповину и завязывала ее. Важным моментом был заговор грыжи. Повитуха трижды закусывала пупок и трижды сплевывала через левое плечо. А еще мама прикладывала ко рту младенца пятку — чтобы спокойным рос.

Еще несколько особенностей. Если рождался мальчик, тогда пуповину перерезали на топорище или на стреле, чтобы в будущем из него вырос хороший мастер или охотник, если девочка — на веретене, что

ofigenno.com

Как рожали на Руси? - Статьи - Роды

​ Фото: lori.ru

В России вплоть до XVIII века и акушерство, и гинекология стояли на более низкой ступени развития, чем во многих других странах, и даже не разделялись на разные отрасли медицины. В языческой Руси беременные призывали на помощь богов, принося им жертвы, творили заклинания, верили в приметы и чудодейственную силу растений. Самым «сильным» оберегом, кстати, считалась одолень-трава. По одним источникам, это белая речная кувшинка, по другим – зверобой, а по третьим – растение из рода молочаев.

Немногим лучше с этим обстояли дела, когда Россия уже приняла христианство: беременная могла рассчитывать лишь на помощь самой старшей и опытной женщины в роду или повитухи. Вот что предписывали суровые правила «Домостроя»: «Врачеваться следует Божией милостью, да истинным покаянием, да благодарением, и прощением, и милосердием, и нелицемерной любовью ко всем». Вот и все, и никаких докторов! В то же время русские женщины продолжали истово верить в языческие приметы, и правоту некоторых из этих поверий, как ни странно, современная медицина в той или иной степени подтверждает.

Фото: lori.ru

Бабушкины суеверия

Читайте также

– Беременной нельзя есть тайком и второпях. Опираясь на логику, тайком беременная женщина будет есть в том случае, если она употребляет в пищу что-то «запретное», например, способное вызвать аллергию. Так же и еда второпях: пища не подвергается достаточной механической обработке, а значит, хуже усваиваются питательные вещества. Все это вредит плоду.

– Беременной нельзя сидеть нога на ногу. Действительно, при таком положении нарушается кровообращение в ногах, что может привести к варикозу.

– Беременной нельзя поднимать руки и спать на спине. Медики подтверждают это в некоторых случаях для поздних сроков беременности: есть риск преждевременных родов и осложнений.

– Беременным нельзя носить украшения из золота и серебра. Здесь медицина не ставит абсолютных запретов, но все же беременные склонны к отечности, и ношение любимых украшений им стоит отложить «на потом». Ведь у многих будущих мам отекают не только ноги, но и руки тоже.

– Беременным нельзя смотреть на уродства, пожары, присутствовать при скандалах, драках, похоронах. Не надо быть специалистом, чтобы оценить всю глубину этой народной мудрости: будущей маме совершенно противопоказаны отрицательные эмоции. Ей предписан психологический комфорт. Еще беременным строго запрещалось злословить, воровать, пьянствовать. Этот запрет также не требует отдельных комментариев.

В то же время даже до наших дней дошли очень живучие суеверия, никакому разумному объяснению не поддающиеся. Например, почему беременная не должна вязать, шить и вышивать? Или почему будущая мать не может сама заранее позаботиться о приданом для малыша?

Фото: lori.ru

Иван Грозный и акушерство

В каждой русской семье – от крестьянской до боярской – детей всегда было много, роды повторялись из года в год, и потому не воспринимались как какое-то чрезвычайное событие. Люди радовались, если пополнение в семействе проходило благополучно, и с философским смирением воспринимали потерю младенца. Первую попытку хоть как-то систематизировать родовспоможение государство предприняло лишь в конце XVI века.

«Грозный царь» не оставил по себе в народе доброй памяти. А между тем некоторые его начинания вполне можно назвать прогрессивными для своего времени. Так, именно при Иване Грозном был создан Аптекарский приказ. По сути – первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, в том числе и родовспоможением. Было определено, что мужчины не имеют права заниматься акушерством, а роды должна принимать повитуха или повивальная бабка (от «повивать» – принимать младенца). Эта «помощница при родах» еще не имела нужного образования, но уже основывалась на собственных знаниях и знаниях, накопленных в своей семье и передающихся от поколения к поколению.

Фото: lori.ru

Повивальный институт

Кто мог стать повитухой? Женщина пожилого возраста, часто – вдова, и обязательно «детная». Старинный историк пишет: «Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут…». Повитуха приглашалась на все трудные роды, обязательно перевязывала пуповину, мыла и парила роженицу с новорожденным в бане и первые дни ухаживала за ними.

Следующий прорыв в акушерстве и гинекологии произошел уже в середине XVIII века. В России начали выпускать «повитух с дипломом»: были открыты повивальные институты и повивальные школы. Эти специальные учебные заведения готовили высший и средний медицинский персонал в сфере родовспоможения. «Повивальная бабка» имела высшее медицинское образование, по сути являлась акушером-гинекологом; «сельская повивальная бабка» обладала средним медицинским образованием. Были еще и просто «повитухи» – слушательницы, получившие заочное образование. Их работа уже не пускалась на самотек, а строго регламентировалась специальным уставом.

Повитуха начинала с того, что переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской воды и зажигала перед иконами свечу. Она жестко следила за тем, чтобы в доме были развязаны все узлы: от кос у женщин до замков на дверях. Дескать, так роды окончатся быстрее. Вне зависимости от своего профессионализма, повитуха оказывала огромную психологическую помощь будущей маме, постоянно приговаривая, что все будет хорошо. Пуповину новорожденному она перевязывала ниткой, свитой с волосами матери – чтобы связь между ними оставалась на всю жизнь.

Сразу после рождения повитуха производила действия, аналогичные современной беби-йоге: разглаживала малышу ручки, ножки, животик, «правила» головку. Если же младенец был слабеньким, то повивальная бабка могла... отправить его в печь. Новорожденный трижды оказывался там на широкой деревянной лопате при самом слабом жаре. Это было символическое действие: младенца как бы «пропекали», чтобы он рос здоровым и сильным.

Самое главное заключительное действие – омовение матери с младенцем в бане. Там повитуха делала молодой матери послеродовой массаж, то есть выполняла функции современного врача-остеопата, а затем поливала новорожденного особой водой, в которую заранее добавляла соль, вымачивала яйцо и серебряную монету. При этом она приговаривала: «Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица».

​ Фото: lori.ru

Не мужское дело

Столь модные сейчас партнерские роды не могли присниться нашим предкам даже во сне. Мужу предписывалось держаться от рожающей жены подальше, но все же находиться в зоне досягаемости. Потому что если что-то пойдет не так, то тогда именно ему полагалось усердно молиться и обходить дом с образами.

И только Петр Первый смог слегка расшатать устоявшиеся традиции: во время его правления наконец стало возможным допускать врача-мужчину к роженице. Великий реформатор всячески привлекал европейских медиков в Россию, издав специальный указ, по которому обязывал иностранцев обучать наших лекарей. А кроме того, одаренная молодежь получила возможность обучаться за рубежом, в том числе и медицине. Вскоре и у нас в стране были открыты школы «для медической и хирургической практики», постепенно наладилось акушерское образование. Появилось первое пособие «Как женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит», первые учебники для будущих акушеров-гинекологов и первые талантливые российские ученые. Самое известное имя того времени – теоретик и практик акушерства и гинекологии Нестор Амбодик-Максимович, который первым в нашей стране применил акушерские щипцы. Но это – новая страница в истории родовспоможения в России, которая заслуживает отдельного рассказа.

Также читайте о том, как рожали в старину в разных странах мира.

deti.mail.ru

Как рожали в старину | Матроны.RU

Сейчас много разговоров о том, как в старину была устроена жизнь беременной женщины и женщины, недавно родившей. Бытует мнение, что беременные и родившие как сыр в масле катались. Особенно грешат выдумыванием всяческих небылиц сторонники так называемых естественных родов, долгого грудного вскармливания и совместного сна. А как обстояли дела на самом деле?

Увы, ничего этого не было. О беременности женщины, как правило, узнавали достаточно поздно, поскольку единственным достоверным признаком того, что женщина беременна, было явное шевеление плода. То есть, когда у женщины прекращалось «рубашечное», она предполагала, что «затяжелела», но говорили о состоявшейся беременности только после того, как плод начинал шевелиться.

То, что якобы к беременным на Руси относились с благоговением, — миф. Беременность зачастую воспринималась как помеха и всегда как нечто совершенно обыденное: подумаешь, понесла, дурное дело не хитрое. Беременность не воспринималась как таинство, это был естественный процесс, стоивший не больше внимания, чем легкий насморк. В старину считали, что выкидыш у женщины может быть только по двум причинам: по грехам или «сделали», а не от тяжелой работы, поэтому никаких поблажек беременная не получала, работала по-прежнему много и тяжело, выполняя все свои обязанности по дому. Как свидетельствуют историки, нередко баба шла рожать, бросив белье в корыте или недомешанное тесто. Что касается родов в поле, о которых так любят говорить почитатели естественного образа жизни, то это, конечно, иллюзия, что женщины откладывали в сторону серп, рожали, и тут же вскакивали на ноги, чтобы продолжить работу — «и ничего», и все, мол, были здоровые и крепкие.

Несмотря на то, что такие роды не были редкостью, ни одна здравомыслящая женщина не желала разрешиться в поле. Да, бывали случаи родов прямо в стогу, но это не была норма. Если начало родин заставало женщину в поле, то она старалась попасть домой, чтобы роды прошли в более подходящих условиях. Хорошо, если встречалась телега, — ее могли довезти до избы, впрочем, бывало, что женщина, которую растрясло в телеге, прямо в ней и рожала. В остальных же случаях роженица добиралась до дома пешком. В поле рожали те, кто не успел добежать до дома. Случались роды и на берегу реки во время полоскания белья, бывало, что женщины ухитрялись родить во время «шопинга» — на ярмарке.

Роды принимала повитуха, она же повивальная бабка. Это женщина, овладевшая акушерским искусством и оказывающая роженицам помощь. Повитуха контролировала весь процесс родов, который мог длиться и несколько суток, при необходимости принимала меры для исправления положения плода, для ускорения родов, пеленала родившегося младенца — повивала, от чего, собственно, и происходит наименование этих древних акушерок — повитухи. Кстати, в обязательный послеродовой курс восстановления входило и повивание родильницы — бабка дня через два-три вела ее в баню, там распаренной женщине «правили живот» и затем на несколько часов, а при необходимости — на несколько дней — туго утягивали тканевыми бинтами — это служило профилактикой грыж и выпадения матки. Но пеленание далеко не всегда спасало от этой беды.

Как же проходили собственно роды?

Поняв, что женщине пришло время родить, свекровь, мать или другая женщина в семье посылала кого-нибудь или сама шла за повитухой. Опять же, из боязни, что нечистая сила может навредить роженице, шли окольными путями и бабку звали не прямым текстом, а иносказательно: «Зашла бы ты нашу корову посмотреть, а то обещалась, а не идешь». Услуги повитухи оценивались примерно в десять копеек, один хлеб и один пирог. Если свекровь была скупа, и о цене договориться не удавалось, то так и приходилось женщине рожать без более или менее квалифицированной помощи.

«Жница», К. Маковский

«Жница», К. Маковский

Роженицу обычно уводили в натопленную баню — самое чистое помещение на подворье. У кого по бедности не было бани, рожали прямо в избе. Там, в обществе повитухи, роженица переживала период схваток. Существовало множество приемов для ускорения родов. Схватки женщина обычно переносила стоя: ее ставили в дверном проеме и заставляли висеть на брусе или на вожже, перекинутой через брус. Если процесс затягивался, то роженицу могли трижды обвести вокруг стола, принудить дуть в бутылку, опрокинуть на доске (положить на широкую доску и резко переместить из положения вниз головой в положение вниз ногами), заставить подняться по лесенке на сеновал и спуститься обратно, внезапно окатить ведром ледяной воды, или подговаривали других женщин резко ворваться в баню с криками «Горим! Пожар!», колотя при этом скалками в корыта.

Если уж дела обстояли совсем плохо, то посылали к священнику служить молебен и открыть Царские врата — последнее считалось особенно действенным. Ни о каком кесаревом сечении для простой крестьянской бабы не могло быть и речи. Если после родов плохо отходил послед, то женщине пихали в рот пальцы или ее же волосы — считалось, что возникающий при этом рвотный позыв способствует отделению плаценты. Неудивительно, что при таком родовспоможении в России до революции каждые седьмые роды заканчивались смертью женщины. Так что разговоры о том, что в старину рожали легко, тоже не более чем выдумка.

Мужчины никогда не присутствовали при родах. Исключение составляли случаи, если требовалось провести какие-то манипуляции с роженицей, например, поднять ее на доску. Только тогда могли позвать для подмоги мужиков, которые после оказания необходимой помощи тут же уходили. Никому и в голову не могла прийти такая блажь, как совместные роды.

Новорожденному пуповину перевязывали льняной ниткой и перерезали, в некоторых областях было принято, чтобы повитуха перегрызала пуповину. Пригласить на роды врача могли себе позволить только городские жители при условии, что они были платежеспособны. О такой роскоши, как роды в родильном доме, не могло быть и речи. Загвоздка в том, что самый первый родильный дом появился в России в Москве в 1764 году и предназначался он не для комфорта рожениц и новорожденных, а для того чтобы сократить количество «уличных» родов у гулящих женщин, которые своих новорожденных детей затем обычно выбрасывали в канализацию или на свалку. Рожать в таком роддоме было позором для добропорядочной женщины, поэтому фактически до начала ХХ века рожали исключительно дома.

Женщине позволялось лежать три дня, после тяжелых родов — до девяти дней, потом ее поднимали, и та же повитуха ее «расхаживала». Впрочем, такое было возможно только в больших семьях, где было кому подменить женщину. В богатых семьях роженицу освобождали от работы на весь послеродовой период — шесть недель. Если семья жила особняком, своим домом, без родни, то мать была вынуждена вставать едва ли не через час после родов и приступать к обычным домашним делам. Если роды были летом, то через три дня, максимум через неделю женщина уже шла в поле: считалось, что труд способствует быстрейшему восстановлению. Из-за этого многие женщины получали массу послеродовых осложнений в виде грыж, кровотечений, опущения матки. Единственная помощь, которую они получали, исходила от односельчанок: те на протяжении недели-двух ходили к родильнице поздравить с новорожденным и в обязательном порядке приносили с собой готовую еду, что позволяло хоть как-то облегчить ее труды по хозяйству.

Вопреки распространенному мнению, младенца не прикладывали к груди немедленно после рождения. Молозиво обычно сцеживали — оно считалось «дурным», «ведьминым молоком», способным принести младенцу хворь. Кормили грудью по возможности, как позволяла занятость матери. Частенько женщина просила покормить ее младенца родственницу или соседку, которая была не так сильно занята по хозяйству. Если позволяли условия, то женщины стремились кормить грудью как можно дольше, «пока дитя не застыдится», но не ради самого кормления, а ради того, чтобы не беременеть, — согласно результатам обследований крестьянок в XIX веке у 80% женщин, хотя бы раз в сутки кормивших детей грудью, критические дни отсутствовали на протяжении трех-четырех, а, бывало, и семи лет. По тем временам грудное вскармливание было достаточно надежным способом предохранения.

Конечно, не могло быть и речи о какой-то культуре половых отношений. По свидетельству историков тех времен, когда, как и сколько всегда решал мужик. И в этом вопросе опять же превалировало потребительское отношение к женщинам. Мужья лезли удовлетворять свою похоть, совершенно не считаясь с самочувствием и состоянием женщины: ни критические дни, ни беременность, ни недавние роды, ни усталость не были причиной для того, чтобы «подождать». Он хочет — она обязана. При таком раскладе супружеский долг часто превращался в самое обычное грубое насилие. И ничего удивительного не было в том, что часто женщина, едва родив, через месяц-другой вновь оказывалась «брюхатою», и все повторялось по кругу…

www.matrony.ru

Как рожали в Древней Руси

Доступно: Для всех

19 сентября 2012, 17:20

Старинные русские обычаи, связанные с беременностью и родами, стоят особо, потому что эта сфера считалась на Руси не просто интимной, деликатной, но почти священной. Недаром процесс рождения человека называли «таинство». И сегодня, когда многое в нашей жизни сведено до уровня обыденности, радостно сознавать, что мы, как и наши предки, помним, что плод во чреве — это уже дитя, а ребёнок — это дар Божий. Русская семья исторически была большой, в ней вместе жили представители разных поколений, которые сообща вели хозяйство, собирались за общим столом, отмечали праздники. В старину многодетность не вызывала ни восторга, ни изумления. Много детей — значит, Бог благосклонен к человеку, значит, дом богат и домочадцы счастливы. Беременность всегда была своего рода событием в деревне, и как только она становилась заметной, соседи начинали гадать, кто же родится. Раньше вообще существовало неимоверное количество народных примет и обычаев, связанных с беременностью, основанных на многовековом опыте. «Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребёнок некрасивым будет», — учили старики. Так и есть: находясь ещё в материнской утробе, ребёнок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам лучше смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции. А вот ещё один закон: «Беременная не должна есть тайком — ребёнок родится пугливым и вором». Эта примета, о существовании которой мало кто сейчас помнит, направлена на защиту беременных: еда тайком, на ходу не полезна и может привести к внезапному испугу. Через эту примету пытались повлиять и на отношение мужа к беременной жене: её повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя спешить, прятаться, и давать то, что ей хочется. На Руси существовал замечательный обычай — разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать всё, что их душеньке было угодно, — яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой. В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоёв русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали «учить бабу», свекровь освобождала её от тяжёлой работы. О том, что беременная — существо особое, свидетельствует, по мнению наших предков, и её поведение: женщина начинает воспринимать себя и других иначе, чем обычно, у неё возникают странные желания. «Женщина в положении» — это словосочетание родилось недавно. Язык простого народа был ближе к правде — «непраздная», «тяжёлая», а в близких к русскому сербохорватском, болгарском и македонском языках о беременной женщине говорят: «трудна». Действительно, работа беременной трудная, будущее пугает неизвестностью — что будет, как будет? Когда «начиналось», повитуха шла в дом роженицы тайком от деревни, огородами, задами, чтобы не привлекать внимания к событию. В дом входила со словами: «Помогай Бог трудиться!» Роженицу переодевали в чистую рубаху, давали выпить крещенской воды, перед иконами зажигали свечи. После наставлений её вели в нежарко натопленную баню, где тело разминали, растирали коровьим маслом и сметаной, увеличивая эластичность кожи. Бабканье — повиванье — сопровождалось добрыми словами и травами, молитвами. Помещение одымляли берёзовой лучиной, полынью с безсмертником, очищая воздух, облегчая затруднённое дыхание в схватках. Залёживаться роженицам не давали, водили их под руки, пока не показывалась головка малыша (роды в старину были вертикальными). Рожали в банях, в хлевах, в печке (именно «в», а не «на»), специально оговорённого обычаем «роддома» не было. Дальше всё было, как и сейчас, — перевязывали пуповину (материнским волосом), обмывали, пеленали, прикладывали к груди. А что же мужья? А мужья волновались. Их присутствие дома в момент родов было под строгим запретом — считалось, что «не место мужикам видеть, как бабские дела делаются». Но после родов новоявленному папаше подносилась особая каша — сильно перчёная и пересоленная — или горбушка хлеба с солью-перцем, чтобы понял он, как горько и солоно пришлось его жене.

www.baby.ru

Как рожали в Древней Руси

Поддержи нас в социальных сетях!

Нам иногда кажется, что мы — особенные, не похожие на тех, кто жил прежде нас. Мир же меняется только внешне, по сути оставаясь прежним. Как и сто, и двести лет назад, люди радуются, печалятся, смеются, плачут, влюбляются… так же зачинают, вынашивают и рожают детей, как это было сотни и тысячи лет назад.

Конечно, медицина не стоит на месте, но так не хочется терять драгоценный опыт наших прабабушек, который и ныне полезен и мудр. Потому что рождался он не в кабинетах учёных, а в реальной жизни, вместе с миллионами малышей, проходивших через руки повивальных бабок. Старинные русские обычаи, связанные с беременностью и родами, стоят особо, потому что эта сфера считалась на Руси не просто интимной, деликатной, но почти священной. Недаром процесс рождения человека называли «таинство». И сегодня, когда многое в нашей жизни сведено до уровня обыденности, радостно сознавать, что мы, как и наши предки, помним, что плод во чреве — это уже дитя, а ребёнок — это дар Божий.

Русская семья исторически была большой, в ней вместе жили представители разных поколений, которые сообща вели хозяйство, собирались за общим столом, отмечали праздники. По данным переписи 1913 года, крестьянки Костромской губернии рожали до 15 детей. Причём на рождаемость не влиял и высокий уровень образования родителей. Так, в семье директора Тобольской гимназии к 1834 году родилось 17 детей, последним был Д.И.Менделеев — прославленный учёный-химик. В старину многодетность не вызывала ни восторга, ни изумления. Много детей — значит, Бог благосклонен к человеку, значит, дом богат и домочадцы счастливы.

Беременность всегда была своего рода событием в деревне, и как только она становилась заметной, соседи начинали гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребёнка можно предсказать по форме живота матери: если живот острый — женщина носит мальчика, если широкий и плоский — девочку. Раньше вообще существовало неимоверное количество народных примет и обычаев, связанных с беременностью, основанных на многовековом опыте.

«Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребёнок некрасивым будет», — учили старики. Так и есть: находясь ещё в материнской утробе, ребёнок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам лучше смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции. А вот ещё один закон: «Беременная не должна есть тайком — ребёнок родится пугливым и вором». Эта примета, о существовании которой мало кто сейчас помнит, направлена на защиту беременных: еда тайком, на ходу не полезна и может привести к внезапному испугу.

Через эту примету пытались повлиять и на отношение мужа к беременной жене: её повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя спешить, прятаться, и давать то, что ей хочется. На Руси существовал замечательный обычай — разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать всё, что их душеньке было угодно, — яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой.

В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоёв русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали «учить бабу», свекровь освобождала её от тяжёлой работы. Для беременной часто готовили отдельно что-нибудь вкусное и питательное, с пониманием относились к её прихотям и брезгливости.

О том, что беременная — существо особое, свидетельствует, по мнению наших предков, и её поведение: женщина начинает воспринимать себя и других иначе, чем обычно, у неё возникают странные желания. В народе о прихотях беременной говорили: «забожала», чувствуете, какое слово? И связывали их с Божией волей, а этой воле не перечат. «Это большой грех», — говорят в деревнях в ответ на вопрос, почему нельзя не «ублажить» беременную. Считалось, что прихоти беременной — это не её желания, а ребёнка, который так высказывает свою волю, поэтому последствия отказа могут сказаться на нём. А кто же может обидеть невинное дитя?

«Женщина в положении» — это словосочетание родилось недавно. Язык простого народа был ближе к правде — «непраздная», «тяжёлая», а в близких к русскому сербохорватском, болгарском и македонском языках о беременной женщине говорят: «трудна». Действительно, работа беременной трудная, будущее пугает неизвестностью — что будет, как будет?

Молятся женщины горячо Богородице, просят у Неё защиты. Покровительницей будущих мам на Руси считается святая вмц. Екатерина. В Четьих-Минеях и Прологе о святой замечается, что она была просвещённой женщиной, «по врачебным умудрившися писменем, врачев книги добре уводе». Познания св. Екатерины были преимущественно по женским болезням, почему она и была признана помощницей в болезнях чадорождения.

Молились и в момент, когда «начиналось». Повитуха шла в дом роженицы тайком от деревни, огородами, задами, чтобы не привлекать внимания к событию. В дом входила со словами: «Помогай Бог трудиться!» Роженицу переодевали в чистую рубаху, давали выпить крещенской воды, перед иконами зажигали свечи.

После наставлений её вели в нежарко натопленную баню, где тело разминали, растирали коровьим маслом и сметаной, увеличивая эластичность кожи. Бабканье — повиванье — сопровождалось добрыми словами и травами, молитвами. Помещение одымляли берёзовой лучиной, полынью с безсмертником, очищая воздух, облегчая затруднённое дыхание в схватках. Залёживаться роженицам не давали, водили их под руки, пока не показывалась головка малыша (роды в старину были вертикальными).

Рожали в банях, в хлевах, в печке (именно «в», а не «на»), специально оговорённого обычаем «роддома» не было. Крестьянки часто рожали в поле, за работой. Дальше всё было, как и сейчас, — перевязывали пуповину (материнским волосом), обмывали, пеленали, прикладывали к груди.

А что же мужья? А мужья волновались. Их присутствие дома в момент родов было под строгим запретом — считалось, что «не место мужикам видеть, как бабские дела делаются». Но после родов новоявленному папаше подносилась особая каша — сильно перчёная и пересоленная — или горбушка хлеба с солью-перцем, чтобы понял он, как горько и солоно пришлось его жене.

Многие врачи, принимающие роды, говорят, что в глазах новорождённого они какое-то мгновение видят совершенно необъяснимое выражение — недетское, мудрое и смятенное, словно пришедшая из неизъяснимых высот душа с трепетом оглядывает незнакомый мир. Задача женщины во время беременности — объяснить ребёнку, что его любят и ждут, встретить материнской лаской, а потом воспитать в духовной чистоте, оберегая молитвами и личным примером любви и милосердия к людям, не давая сбиться на пути возвращения туда, откуда пришёл он гостем в земной мир.

 

 

 

ezocat.ru

Плясали и палили из ружей: как рожали на Руси 150 лет назад - Статьи - Роды

Карл Лемох. «Новый член семьи». Ок. 1890 г.

Рожать старались уйти из дома мужа к родителям

Женщина не рожала в жилой избе, чаще всего – в бане, порой – в хлеву, а если все же в доме, то в самых дальних помещениях или даже в сенях.

Если семья была зажиточной и вопрос рабочих рук не стоял остро, беременная старалась уйти рожать первого ребенка в дом родителей – такие случаи хорошо известны. Она проводила там пару недель до родов, а в дом мужа возвращалась через месяц-полтора после появления на свет младенца.

Считалось, что в доме родителей женщине дадут отлежаться до и после родов, а в доме мужа такая возможность была редкостью. Хотя если свекровь нагружала беременную слишком тяжелой работой, односельчане ее, как правило, осуждали.

Просили прощения у соседей

Опасность умереть в родах была велика. Понимая это, женщины готовились ко всему: смысл причащения на сносях был не только в том, чтобы получить защиту свыше, но и в том, чтобы не умереть без таинства.

Перед родами женщина прощалась с домочадцами и даже с соседями, просила у них прощения, «если где нагрубила или обидела». Недоброжелательное отношение могло привести к осложнениям. Считалось, что роженица сильнее мучается, если в доме злой человек.

Сажали в печь, чтобы ускорить роды

Акушерок и профессиональных врачей было мало, особенно в деревнях. В благоприятном случае роды принимала повивальная бабка, повитуха, «пупорезка».

Действия повитухи сегодня могут показаться жестокими и бессмысленными. Она могла посадить женщину в печь, чтобы распарить тело, – считалось, что это облегчит страдания и ускорит процесс родов. А могли и заставить ее плясать и прыгать с лавки, чтобы стимулировать роды.

Карл Лемох. «Новое знакомство». 1885 г.

Рожали чаще всего лежа. Но повитуха могла распорядиться подвесить женщину за подмышки к потолку на длинном рушнике, чтобы беременная оказалась в полувертикальном положении.

Открывали ворота и палили из ружей

Во время родов только повитуха и родная мать могли находиться с беременной. Присутствие других людей предвещало дурной исход, но в случае необходимости роженице помогали все, кто оказались рядом. Даже мужчина, особенно многодетный, мог принимать роды, если больше никого не было.

Часто прибегали к символической помощи. Например, чтобы женщина «раскрылась», выпуская малыша, следовало открыть все, что только открывалось вокруг: печные заслонки, сундуки, вход в подпол, ворота на скотном дворе.

Если роды были особенно тяжелыми, местного священника просили открыть в храме Царские врата. Другой вариант – стреляли из ружья, чтобы младенец вышел из утробы так же легко, как патрон из дула.

Обычный образ родов – «развязывание лона». О роженице говорили «распуталась, развязалась». Это заключалось в развязывании узлов и расстегивании пуговиц на одежде, снятии поясов, расплетании кос.

Муж брал на себя часть родовых мук

В некоторых губерниях муж родильницы мог помогать повитухе, поддерживать жену за подмышки, поить ее и ласково говорить с ней. Кое-где даже считалось, что муж должен присутствовать при родах.

Супруг должен был принять на себя часть родовых мук, и для этого участвовал в определенных обрядах. Широко известна практика, когда муж имитировал родовые муки жены, подражал ее стонам вплоть до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун».

Записан такой обычай: мужа привязывали к месту роженицы за «причинное место», и когда женщина стонала, дергали за нитку, вызывая у него стоны. Порой муж должен был проползти между ног жены, имитируя выход ребенка.

Молодая мать проводила в изоляции 1,5 месяца

Петр Коровин. «Крестины». 1896 г.

Читайте также

По распространенным представлениям после родов женщина считалась нечистой. В день родов или на следующий ее мыли, начитывая заговоры, порой парили в бане при невысоких температурах, иногда три дня подряд. Считалось, что это изгоняет «дурную кровь» и, следовательно, предупреждает осложнения.

Если ребенка крестили на третий день или вообще вскоре после рождения, то на праздновании крестин, как правило, мать не сидела за общим столом, а находилась за перегородкой.

На 40-й день после родов читалась специальная очистительная молитва. До этого времени родившей нельзя было вступать в интимные отношения с мужем. Те же 40 дней женщине нельзя было заходить в церковь, а, молясь дома, дотрагиваться до священных предметов – икон, святой воды, креста.

В некоторых деревнях, если была возможность, молодая мать проводила в изоляции полтора месяца. Только после этого к ней пускали гостей.

Кроме того, считалось, что от разговоров о ней родившая женщина может заболеть, так что чем меньше ее видят соседи, тем меньше о ней говорят, тем лучше для нее и малыша. Однако это была редкость: большей популярностью пользовался другой обычай – навещать молодую мать и приносить ей угощения.

«Все узелочки на одежде развяжи»

Знание старых обычаев сохранялось и в более поздние времена. Вот что исследователи записали на Русском Севере во второй половине XX века:

«Расплети косы, расчеши, чтоб и узелка не было, все узелочки на одежде развяжи и мужик твой распояшется, поест, там сомнет рубаху, портки расстегнет и пусть двери все отопрет, легче лезть будет, печку откроет, духовку, замки, заслонки, все-все, чтоб дитя лучше ползло».

«Как станет родить, положить в водушку пару яиц и говорить: "Как курушка легко приносит, так бы раба божья (имярек) легко принесла". Эту водушку и выпить».

«Когда рожаешь и не рожается, женщина должна ходить через порог. Через все пороги взад и вперед».

Читайте также: Как жили беременные 150 лет назад.

deti.mail.ru