Конспект урока по истории на тему: "Культура Древней Руси " (6 класс). Историческая личность на страницах произведений древней руси конспект


Историческая личность на страницах произведений Древней Руси

Широко распространенным в древнерусской литературе жанром была летопись. Слово «летопись» произошло от двух слов – «лето», т. е. «год», и «писать». «Описание годов», «писание по летам» – так можно объяснить это слово. Летописи – исторические повествования, которые велись по годам. Текст летописи был разделен на главы, каждая из которых была посвящена событиям одного года. Завершив описание за 12 месяцев, летописец ставил номер нового года и продолжал свое повествование. Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое. Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который по поручению князя или епископа или по благословению настоятеля монастыря долгие годы трудился над составлением летописи. Сначала он приводил в порядок или переписывал труд своих предшественников, воссоздавал события древности и недавно прошедших лет.

Затем летописец переходил к изложению событий своего времени, опираясь на собственные записи, которые вел ежегодно, а также на рассказы участников событий или осведомленных лиц. Итогом этой долгой работы становился летописный свод, который затем продолжали другие летописцы.

В состав летописей входили и древний договор, и жизнеописание святого, и мудрое поучение, т. е. летописный свод не только сохранял память о прошлом и настоящем, но и был учебником мудрости – осуждал злодеев, подвигал людей на добрые поступки.

В 10-е годы XII века Нестором, монахом Киевско-Печерского монастыря, была создана «Повесть временных лет», ставшая величайшим литературным памятником эпохи Киевской Руси.

В первых строчках великого труда Нестор сформулировал свою задачу летописца: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Из летописи видно, как складывалось и крепло древнерусское государство, как расширялись его границы, как боролись с врагами. Тема Родины является основной в «Повести…». Интересы Руси диктуют летописцу ту или иную оценку событий, поступков князей. В «Повести временных лет» звучит мысль о необходимости согласия между князьями, осуждаются княжеские распри, ослабляющие могущество русской земли, звучит призыв к единению в борьбе с внешними врагами. Основные элементы летописи – сведения из русской истории, рассказы поучительного характера, народные предания.

Среди первых русских князей Нестора привлекает князь Олег – мужественный и мудрый воин. Благодаря своей смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Олег распутывает все козни и хитросплетения своих врагов-греков, заключает выгодный для России мирный договор с Византией и в знак одержанной победы прибивает свой щит на воротах Царьграда. Князь-воин прозван в народе «вещим», т. е. мудрым, знающим то, что другим не дано знать, волшебником, но и ему не удается уйти от судьбы, избежать которой никто из людей не в силах.

Повесть временных лет. Отрывок

(Перевод Д. Лихачева)

Смерть Олега от своего коня

В год 6420 (912). …И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего мне умереть?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Коня любишь и ездишь на нем, – от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока на греков ходил. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, – на пятый год помянул он коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не правду говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать коня: «Да увижу кости его». И приехав на то место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Вопросы и задания

1. Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе?

2. Как создавалась летопись?

3. О чем рассказывает «Повесть временных лет»?

4. Перескажите отрывок из летописи от лица князя Олега.

1. Что может привлечь современного читателя в летописном повествовании?

librolife.ru

"Культура Древней Руси " (6 класс)

Технологическая карта по

ИСТОРИИ России в 6 КЛАССЕ по теме: «Культура Древней Руси»

Формирование исторического сознания личности, исторического стиля мышления шестиклассников, через осмысление культурных достижений Древнерусского государства.

Планируемые Образовательные Результаты

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- видит и формулирует проблему (МР)

- выдвигает гипотезы (МР)

- дает оценку литературных произведений «Поучение В.Мономаха» и др.(ПР)

- дает характеристику В.Мономаху, былинным богатырям (ПР)

- делает выводы, выделяет основную информацию в документах (МР)

-обосновывает роль гуманистических идей былин, «Поучения» для формирования национального самосознания и любви к своей стране. (ЛР)

Программные требования

-формирование целостного мировоззрения, культурного, языкового, духовное многообразие современного мира;

-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве в процессе образовательной деятельности

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность

-развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о культурных достижениях Древней Руси , способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

Мировоззренческая идея

Культура –это основа развития государства и личности

Программное содержание

Достижения культуры Древней Руси в литературе, зодчестве, иконописи, ювелирном искусстве.

План изучения нового материала

1.Развитие письменности (берестяные грамоты, влияние Кирилла и Мефодия)

2.Литературные произведения (былины, «Слово», «Поучение», «Моление»

3.Зодчество

4.Иконопись

Основные понятия

Культура, эмаль, скань, зернь, летопись

Даты

12 в. Составление Повести временных лет,

Исторические личности

Монах Нестор, Владимир Мономах, Д.Заточник

Географические объекты

Русь,Византия

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

урок-исследование

Технология

проблемного обучения

Мизансцена урока

традиционная

Оборудование урока

Учебник Л.Данилова, Л.Косулиной, раздаточный материал

Домашнее задание

& 7, повторить гл №1 , термины , даты, личности

Актуализация знаний

- обнаруживают и формулируют проблему

- Заполните пропущенные слова в предложении.

Ввел христианство на Руси----1-- После его смерти на Руси началась первая ---2-- между братьями. Святополк пошел войной против ---3--- .Победу в 1016 г. Одержал ----4---.Он до 1036г. Правил вместе с --5-----.Во время правления Ярослава были построены---6----- составлен первый письменный закон -----7---, который ограничивал --8--.И закрепил неравенство , появилось зависимое население---9--.

.

-терминологическая разминка(князь, опочение, дружина, полюдье, погосты, уроки, государство)

-индивидуальные карточки по личностям

Вспомните: достижения Ярослава, как называли Древнюю Русь? Гардарикой.

Письменность, летописи, храмы, монастыри, школы-как можно охарактеризовать одним понятием?

- Давайте попробуем сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока.

Приложение № 1

infourok.ru

Конспект урока "Культура Древней Руси"

Тема: «Культура Древней Руси»

Класс: 6

Тип: Комбинированный

Цель: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX– XII вв.

Задачи:

1.Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.

   Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.

   Оборудование: альбомы, репродукции, фотографии, презентация, мультимедийный проектор.

План изучения новой темы:

  1. Что такое «культура». Происхождение и особенности древнерусской культуры.

  2. Фольклор.

  3. Письменность и грамотность. Литература.

  4. Зодчество

  5. Художественное ремесло.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Правильно соотнесите события истории Руси со временами правления князей. 

Поработаем у доски, от каждой группы один человек. Обратимся к отрывку из «Повести временных лет» и отметим места правления сыновей Владимира на землях Древней Руси (по ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки). Зачитаем отрывок внятно и чётко.

«Было у него (Владимира) 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава – в Тмутаракани».

3. Изучение новой темы

1. Изучение нового материала начинается с анализа темы урока (тему записать в тетради).

- Что такое культура? (учащиеся дают ответы, учитель подводит итог)

1. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. 

Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог 1. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).

Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство этого периода.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;

  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Устное народное творчество. 

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов.  И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. 

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты  опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу.  Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Запись в тетрадь Жанры литературы.

 

Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых.  Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Илариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру».

Сообщение ученика: Повесть временных лет

4. Зодчество.

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

5. Изобразительное искусство.

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Задание для учащихся. Прочесть пункты «Зодчество и изобразительное искусство» стр. 59-62. и ответить о чем идет речь:

«На ее строительство и содержание князь Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором».(Десятинная церковь).

«Это единственное сооружение 11-12 веков, дошедшее до наших дней почти без изменений. Здесь всего лишь пять куполов. Мощные стены сложены из известняка. Внутри нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески». (Софийский собор в Новгороде).

6. Художественное ремесло.

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Работа со схемой:hello_html_6bfef5be.png

1.О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?

2.Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени?

3.В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?

4.Дать определение понятиям: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица.

5. Домашнее задание: параграф 7, вопрос 8 (письменно)

infourok.ru

Конспект урока по истории - Культура Древней Руси

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Культура Древней Руси»

\

Выполнила: Хафизова Гульсесек Мунировна

учитель истории

Филиала МКОУ «СОШ № 4» г. Миньяра

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Культура Древней Руси»

Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX – XII вв.

Задачи урока:

1. Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.

Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.

Оборудование: альбомы, репродукции, фотографии, диск с презентацией, мультимедийный проектор.

Категория обучающихся: 6 класс

Этапы учебного занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III.Изучение новой темы.

IV. Закрепление материала.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. 

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Проверочный тест

Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим вертуальную экскурсию по древним городам Руси, познакомимся с великим наследием наших предков. Предлагаю начать нашу экскурсию.

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.

- О ком идет речь в этом стихотворении?

Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.Задание: расставьте в алфавитном порядке известные вам названия восточнославянских союзов племен. Вятичи, Древляне, Дреговичи, Дулебы, Кривичи, Полочане, Поляне, Радимичи, Северяне, Словене ильменьские, Тиверцы, Уличи, Хорваты (белые).

Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

- А что такое культура?

Учитель записывает на доске Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов.

- Каких? Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

 Фольклор Древней Руси.Фольклор – устное народное творчество. О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклорном материале. Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора - былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей.

- Каких воинов-богатырей вы знаете?

Народную славу им принесла защита родной земли от врагов – степных кочевников.– Какие былины вы можете назвать?

Пословицы и поговорки в краткой, афористичной форме фиксируют многовековой опыт обыденной жизни народа: «Из одного дерева икона и лопата»; «И скоморох ину пору плачет». - - - А какие пословицы и поговорки знаете вы?

Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения. Просвещение.

Вместе с христианством на Руси появилась литература. Церковная служба проводилась по книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы. Первую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 г. с целью распространения христианских священных текстов.

Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.Значение принятия христианства и крещения Руси1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики.2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены миниатюрами - небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.Житие - литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.

Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей. Учитель читает стихотворение и задаёт детям вопрос:- О каком жанре культуры идет речь?Молчат гробницы, мумии и костиЛишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погостеЗвучат лишь Письмена.

В монастырской келье узкой,В четырех глухих стенахО земле о древнерусскойБыль записывал монах.

Он писал зимой и летом…Он писал из года в годПро великий наш народ. Н.Кончаловская

О ком идет речь в данном стихотворении? (Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Нестор-летописец». Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой. Основные музыкальные инструменты – гусли и балалайка.  Физкультминутка – гимнастика для глаз. 

Закрыть, открыть глаза, посмотреть вверх, вниз, вправо влево, вдаль, вблизи

Архитектура Древней Руси. С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились.

Учитель характеризует русское деревянное зодчество:- многоярусность строений,

- наличие разнообразных пристроек,- увенчание построек теремами и башенками,

- художественная резьба по дереву. Каменное строительство получило определенное развитие в X - начале XI вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.

Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская. Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть временных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести.Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.Софийский собор в Новгороде.Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений. Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней; Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке; Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.  Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта». . Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами. Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи. Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображением святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием. В православном храме всегда можно было увидеть иконы.

 Иконопись - это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.  Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла. Художественное ремесло.

Из ремёсел особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело.

- Почему?

Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, камней, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жён, дочерей, матерей. Каждому хотелось, чтобы его женщина имела особенные украшения, поэтому искусство древнерусских ювелиров отличалось особенным изяществом и разнообразием. На этом наша экскурсия подошла к концу.

- Какие новые термины вы сегодня узнали?- Выполнение заданий в РТ.

Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.

  1. Прочитать §7, записи в тетради.

  2. Подготовиться к проверочной работе.

  3. Творческое задание: Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся.

Учащиеся в тетради определение понятия «культура».

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ребята называют известные им былины.

Ответы учащихся

Учащиеся записывают определение понятий «миниатюра», «летопись», «житие» в тетради.

Ответы учащихся

Учащиеся делают физкультминутку

Учащиеся записывают определения понятий «мозаика», «фреска», «иконопись».

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

infourok.ru

Вопросы : Историческая личность на страницах произведений Древней Руси (Древнерусская литература

С одним правильным

Какое посмертное чудо описывается в «Житии Александра Невского»?

  • Авнезапное изменение погодных условий
  • Бнезрячий старец стал видеть
  • Ввосстановление руин
  • Грука мертвого Александра Невского потянулась за грамотой, которую хотел вручить Кирилл-митрополит
Показать правильный ответ #856

testonik.net

Конспект урока "Культура Древней Руси" (6 класс) к презентации

Предмет: история

Класс: 6

Тема: Древняя Русь в VIII – первой половине XII века

Тема урока:

Культура Древней Руси.

ФИО: Сарсынбаева Зауреш Эрблановна

Место работы: НОУ специализированная гимназия «Аврора»

Должность: учитель истории и обществознания

ТЕМА УРОКА: «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ»

Тип урока: комбинированный (90 мин)

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудование и УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”., Толковый словарь С.И. Ожегова

Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.

Задачи:

  • обучающая: сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

  • развивающая: способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

  • воспитательная: воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Важнейшие даты: 1113 – «Повесть временных лет» монаха летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной церкви.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Илларион.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку, достаньте всё необходимое: учебник, тетрадь, дневник.

Давайте, перед тем как начать новую тему, проверим домашнее задание. Вам необходимо было выполнить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого».

Проверка домашнего задания:

Внутренняя политика

Внешняя политика

1) укрепление основ единства русского общества в рамках единого государства.

2) церковное строительство.

3) ликвидация зависимости церкви от Византии (1051 год - митрополитом становится русский монах Илларион).

4) открытие первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях.

5) появление четкой системы наследования (Киевский престол, «стол», после смерти князя передавался старшему в роду кня-зей. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди).

6) положил начало созданию на Руси письменного свода законов, который получил название Правда Ярослава.

Он укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости.

1031год — вместе с Мстиславом воюет против Польши.

1032 год — договор с Норвегией.

В 1030 году он утвердил свою власть на западном бере-гу Чудского озера и построил там город Юрьев.

В 1036 году под Киевом русские войска во главе с князем наголову раз-били печенегов.

1038 — поход на ятвягов.

1040-поход на Литву.

В 1041 году Ярослав заключил союзный до-говор с польским королем.

В 1043 году произошло последнее военное столкно-вение Руси с Византией.

В 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор.

Сегодня у нас очень интересная тема: «Культура Древней Руси» (1 слайд). Записываем в тетрадях тему урока. (2 слайд)

- Что такое культура? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 2. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).

- Какой период охватывает история Древней Руси? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.). с 862 г. – призвание варягов (из ПВЛ).

- И сегодня мы с вами познакомимся с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.). (слайд 3). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло этого периода. Но для начала попытаемся выявить особенности культуры Древней Руси.

  1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ (переход к сл. 4)

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире, т е они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян древние мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов — угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян .

Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, провозились богословские книги. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.

Ребята, давайте теперь соотнесем наследие восточных славян и византийские культурные традиции (слайд 5).

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и первая сфера, которую мы рассмотри – это устное народное творчество. (слайд 6)

  1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

(клик по гиперссылке «Устное народное творчество»). На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них –клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины. Что такое былины? Былины — это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей (Клик).

Назовите былинных героев (ответы учащихся, после них –клик). Крестьянский сьн, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рас-судительный и справедливый Добрыня Никитич, весе-лый и сметливый Алеша Попович, Микула Селянинович (пахарь), Садко (купец)

Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения (клик):

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

(Ответы учащихся, после них – клик):

Своеобразие русских былин

  1. Основная идея былин – защита русской земли от врагов.

  2. Освобождение своей земли.

  3. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать в тетрадь)

Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев).

Хорошо, теперь снова возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – это письменность. (слайд 7)

  1. ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ

(Клик по гиперссылке «Письменность, образование»).

Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита (рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия). Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.

Первые книги были рукописными (клик, слайд 6). Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик): Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.

Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ в пункте 3 «Письменность и грамотность». Ответы учащихся: грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – это письменность. (слайд 12)

  1. ЛИТЕРАТУРА

Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? (клик по гиперссылке «Литература»)

Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя, клик) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных (т.е. прошедших) лет» охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).

События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из «Повести временных лет» и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата).

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь… И построили городок во имя старшего своего брата…» (Основание Киева. V век)

«Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев… и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам…» (Призвание варягов. 862 г.)

«Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные,.. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…» (Крещение киевлян. 988 г.)

«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против […], убили […] и дружину его…» (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)

(Клик)

Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – «Слово о законе и благодати» первого киевского митрополита Илариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры древнерусской литературы:

  1. Летопись («Повесть временных лет», автор монах Нестор).

  2. Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).

  3. Слово («Слово о законе и благодати», митрополит Иларион) .

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

  1. ЗОДЧЕСТВО

Итак, следующая наша сфера – это зодчество.

- Что такое зодчество? Ответить на этот вопрос нам поможет Толковый словарь Д.И. Ожегова. Давайте обратимся к нему.

(искусство строительства и украшения зданий, сооружений)

- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)

Клик по гиперссылке «Зодчество».

Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества (учащиеся называют особенности, характерные черты, после ответов – клик)

Характерные черты русского деревянного зодчества.

  1. Многоярусность строений.

  2. Наличие разнообразных пристроек.

  3. Увенчание построек теремами и башенками.

  4. Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь

После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике («Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве». Художник В.Верещагин). На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.

На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название) (четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается купол).

Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый (клик). Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы (тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине.) в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.

(Клик) Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов, но и строгостью и величественностью форм.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Возвращаемся к нашей схеме (переход к слайду 2) – и следующая сфера – изобразительное искусство.

  1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Учитель читает текст на слайде:

О чём идёт речь?

«Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нему трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым». (Учащиеся отвечают)

Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке (клик). В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами – групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.

В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики (клик). Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

(Клик) Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

А мы с Вами возвращаемся к нашей схеме.

Итак, последняя сфера – художественное ремесло. (клик)

  1. Художественное ремесло.

Слайд (Художественное ремесло) ( 4 раза клик). Русь славилась своими искусными ремесленниками. Войны многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные мастерами-оружейниками, - копья, мечи, щиты, кольчуги (оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец). (Клик)

Расцвет художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.

Русские ювелиры – мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делали дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений – сережек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий – использовалась очень сложная техника.

(клик) – слайд «Зернь» - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаивались в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

(клик) – слайд «Скань» - орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.

Эта техника также сочеталась с техникой «Эмаль». (Клик). Эмаль – промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль. Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убор.

Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.

Теперь мы с вами узнали все сферы, все элементы древнерусской культуры. Домашним заданием у вас будет: в учебнике §7 внимательно прочитать, выучить определения (былины, культура, миниатюра, зодчество, мозаика, фреска, икона, житие, глаголица, кириллица).

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

А сейчас я хочу вам предложить проверить себя, насколько хорошо Вам удалось усвоить пройденную тему. Давайте повторим пройденный материал! Возврат к схеме,( слайд 2)

  1. О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете? (Устное народное творчество, письменность и грамотность, литература, зодчество, изобразительное искусство, художественное ремесло.

  2. Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени? (угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влияние на русскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия христианства).

  3. В чём проявилось влияние византийских культурных традиций? (Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги).

Молодцы ребята, теперь хочу предложить Вам небольшой тест

  1. Клик по гиперссылке «Тест» (учащиеся выполняют в тетрадях). Самопроверка – клик.

  1. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

  2. ИТОГ: Ребята, узнали ли вы сегодня, что-нибудь новое? Что запомнилось больше всего?

infourok.ru

Конспект по истории на тему Культура Древней Руси

План конспект

Тема урока: по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси».

Должность: учитель

Предмет: История

Тема: Культура Древней Руси.

Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX– XII вв.

Задачи урока:

1.Развитиеоснов исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.

2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.

3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.

Основные понятия: культура, духовная культура, материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга.

Оборудование: альбомы, репродукции, фотографии, диск с презентацией, мультимедийный проектор.

План изучения новой темы:

Что такое «культура».

Происхождение древнерусской культуры.

Фольклор.

Литература.

Архитектура и изобразительное искусство.

Художественное ремесло.

Ход урока:

Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Контрольный тест.

(Тест подготовлен по материалам Учебно-методического комплекта: Е. В. Симонова. Тесты по истории России. /К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс» (М.: Просвещение). 6 класс. Изд-во «Экзамен», М.- 2010).

3. Изучение новой темы.

Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим вертуальную экскурсию по древним городам Руси, познакомимся с великим наследием наших предков. Предлагаю начать нашу экскурсию.

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

Высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубы.

О ком идет речь в этом стихотворении? (Ответы детей).

Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.

Задание: расставьте в алфавитном порядке известные вам названия восточнославянских союзов племен. Вятичи, Древляне, Дреговичи, Дулебы, Кривичи, Полочане, Поляне, Радимичи, Северяне, Словене ильменьские, Тиверцы, Уличи, Хорваты (белые).

Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.

А что такое культура? (Ответы детей).

Учитель записывает на доске, учащиеся в тетради определение понятия «культура».

Культура – совокупность созданных обществом материаль­ных и духовных ценностей. (Подробное определение дано в поурочном планировании: С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Стр. 47).

Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией своей презентации. Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? (Ответы детей). Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.

Фольклор Древней Руси.

Фольклор – устное народное творчество.

О богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси свидетельствуют письменные источники. Значительное место занимала календарная обрядовая песня: заговоры, заклинания, обрядовые песни. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные плачи – причитания, песни на пирах и тризнах. Существовали такие формы фольклора, как пословицы, загадки, сказки, трудовые песни. Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания о родоначальниках племен и княжеских династий, об основании городов, о борьбе с чужеземцами. Летописное повествование о событиях IX–X веков практически целиком основано на фольклорном материале. Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора - былины. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Каких воинов-богатырей вы знаете? (Ответы детей). Народную славу им принесла защита родной земли от врагов – степных кочевников.

– Какие былины вы можете назвать? (Ребята называют известные им былины).

Пословицы и поговорки в краткой, афористичной форме фиксируют многовековой опыт обыденной жизни народа: «Из одного дерева икона и лопата»; «И скоморох ину пору плачет». А какие пословицы и поговорки знаете вы? (Ответы детей).

Появление письменности означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закреплении и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры. Развитие письменности привело к распространению грамотности среди слоев городского населения.

Просвещение.

Вместе с христианством на Руси появилась литература. Церковная служба проводилась по книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы.

Первую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 г. с целью распространения христианских священных текстов.

Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.Значение принятия христианства и крещения Руси

1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные дея­тели и переводчики.

2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.

3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.

Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшены миниатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.

Житие-литературное описание людей, причисленных пра­вославной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.

Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.

Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.

Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой. Основные музыкальные инструменты – гусли и балалайка.

Физкультминутка – гимнастика для глаз.

Закрыть, открыть глаза, посмотреть вверх, вниз, вправо влево, вдаль, вблизи

Архитектура Древней Руси.

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились. Учитель характеризует русское деревянное зодчество:

Каменное строительство получило определенное развитие в X- начале XI вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киев­ской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.

Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитек­туры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительст­ва. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.

Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть вре­менных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печене­гами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.

Софийский собор в Новгороде.

Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по по­велению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.

Софийский собор в Новгороде определил направление нов­городской архитектуры - скупость украшений, строгость и величе­ственность форм.

Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря.

Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;

Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.

Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленя­ли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным ку­полом произносились проповеди, совершались торжественные це­ремонии.

Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседер­жителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта». .

Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.

Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур.

Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпо­хи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фре­ски Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.

Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображе­нием святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались иг­рами, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямо­угольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли осо­бые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех сво­им великолепием.

В православном храме всегда можно было увидеть иконы.Иконопись-это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых.

Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.

4. Закрепление материала.

Какие новые термины вы сегодня узнали (ответы детей по очереди)?

5. Итог урока.

Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.

6. Домашнее задание.

Прочитать §7, записи в тетради.

Подготовиться к проверочной работе.

infourok.ru