Древняя Русь. Большие люди в древней руси это


Как назывался раб в Древней Руси? Кто мог стать тут рабом?

По-моему холоп. В современном мире пытаются создать аналог. Дали людям низкопроцентные кредиты и потом взвинтили проценты. Таким образом миллионы семей, стали рабами банковской системы.

Смерд. А рабом он становился либо в ходе войны родов, либо из-за неуплаты податей...

Смерд это люди которые не могли уплатьть налоги или пострадавшие во время войны!!

Термин раб использовался в Древней Руси лишь в церковно-славянской лексике. Русская Правда – свод законов в Древней Руси. Известна в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная. Древнейшей является Краткая Правда (сост. около 1054 г.) , состоящая из Правды Ярослава (ст. 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст. 42), и урока мостников (ст. 43.) Пространная редакция возникла не раньше 1113 г. Делится на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. Русская Правда содержит нормы частного права. Рядовичи – от древнерусского «ряд» - договор, порядок. Группа зависимого населения в Древней Руси, разряд рабов. По мнению И. Я. Фроянова, рядович - лицо, наблюдающее за порядком, наведением порядка (надсмотрщик) . По Б. Д. Грекову – феодально-зависимый человек, поступивший в услужение господину через ряд – договор. С. В. Юшков понимает под рядовичами мелких хозяйственных агентов феодала - помощников тиуна (управляющего) . Смерды – единого толкования не имеет. Часть ученых производит от глагола «смьрдети» - вонять. В этом случае, смерд - тот, кто воняет. Другие от слова «(s)merd - корня с первичным значением «дробить, вертеть, двигать» . Тогда смерд - тот, кто «дробит» землю сохой, трудится в поле на пашне. В Древней Руси группа зависимого населения. Б. Д. Греков и его сторонники понимают под смердами крестьян вообще и делят на свободных и феодально- зависимых. И. Я. Фроянов различает внешних и внутренних смердов. Внешние смерды - неславянские племена, покоренные и обложенные данью. Внутренние смерды - бывшие пленники, посаженные на землю. Государственные (общественные) рабы - земледельцы. «Русская Правда» назначает за убийство смерда такой же штраф, как и за обычного раба - 5 гривен. Холопы – от древнерусского «холок» - «коротко остриженный» . Соотносится со словом «хлопец» . В родовом обществе - молодые еще холостые и безбородые парни. В X - XIII вв. - рабы. Девушка - рабыня называлась иначе - роба. Прежде Роба - ребенок, сирота в патриархальном доме. Слово «работа» значило на Руси - рабство. Цивилизация – от латинского «civilis» - гражданский, государственный. В XVIII - XIX веках синоним культуры. Иногда понимается как «материальная культура» , а под словом «культура» подразумевается исключительно её духовная часть. <a rel="nofollow" href="http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=2593&p_page=3" target="_blank">http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=2593&p_page=3</a>

Рабов в древней Руси не было. Челядь, холопы и смерды - это не рабы. Древняя Русь - это Великая Тартария. Частью Великой Тартарии были - Московия, Югория, Лукоморье, Европа, Крым и т. д. Орда - это войско великой Тартарии, значит: ОР-сила, Д-добро, А-ас, вместе: Сила добра асов. Асы - это народ русы. Название Русь значит: Родовое устройство страны. Название Россия значит: Русь Сия - Это Русь.

touch.otvet.mail.ru

Демография древней Руси (IX - X вв.)

Все раннесредневековые авторы, писавшие о славянах, отмечали их чрезвычайную многочисленность. Но эти отзывы надо воспринимать в контексте резкой убыли западноевропейского населения в эпоху раннего Средневековья вследствие войн, эпидемий и голода.

Демографическая статистика IX – X вв. для древней Руси крайне условна. Назывались цифры от 4 до 10 млн. человек для Восточной Европы в целом (в т.ч. для Чехии, Венгрии и Польши - 2,5 млн.) [История крестьянства в Европе. В 2-х тт. М., 1985. Т. 1. С. 28]. Следует учитывать, что в состав древнерусского населения входило более двух десятков неславянских народов, но в процентном отношении восточные славяне, бесспорно, преобладали. Плотность населения в целом была невысока и неодинакова в разных частях страны; наибольшая концентрация приходилась на днепровские земли.

Демографическому росту препятствовал целый ряд природных и социальных факторов. Войны, голод и болезни забирали, по оценкам исследователей, около трети населения. «Повесть временных лет» сохранила известия не менее, чем о трех тяжелых голодовках в XI в. На деле их было больше (см.http://simbir-archeo.narod.ru/klimat/barash3.htm), а прежде они случались, вероятно, еще чаще. Ведь даже в долине Рейна – одном из наиболее освоенных районов Европы с давно устоявшейся системой производства материальных благ – на рубеже I и II тысячелетий сильные голодовки возобновлялись с периодичностью в три-четыре года. По сообщению арабских писателей, голод в славянских землях возникал не от засухи, а, наоборот, вследствие обилия дождей, что полностью согласуется с климатическими особенностями этого периода, отмеченного общим потеплением и увлажнением.

Что касается болезней, то главной причиной массовой гибели людей, особенно детей, были рахитизм и различного рода инфекции. Арабский историк аль-Бекри оставил известие, что славяне особенно страдают от рожистых воспалений и геморроя («едва ли найдется между ними свободный от них»), однако достоверность его сомнительна, поскольку никакой строгой связи между этими заболеваниями и санитарно-гигиеническими условиями жизни того времени не существует. Среди сезонных заболеваний у восточных славян аль-Бекри особо выделил зимний насморк. Это весьма банальное для наших широт недомогание настолько поразило арабского писателя, что исторгло у него поэтическую метафору. «И когда люди испускают воду из носа, – пишет он, – то бороды их покрываются слоями льда как бы стеклом, так что нужно их ломать, пока не согреешься или не придешь в жилье».

Вследствие высокой смертности средний срок жизни восточного европейца составлял 34 – 39 лет, притом что средний женский возраст был на четверть короче мужского, так как девушки быстро теряли здоровье из-за раннего вступления в брак (между 12 и 15 годами). Результатом подобного положения вещей была малодетность. В IX в. на каждую семью приходилось в среднем один-два ребенка.

При отсутствии многолюдных городов, которые в более позднее время ослабляли брачную изоляцию крестьянского общества, круг лиц в славянских поселениях, вступавших в брачный союз, был весьма ограничен, что дурно влияло на наследственность. Чтобы избежать генетического вырождения, отдельные племена прибегали к похищению невест. Согласно летописи, этот способ женитьбы был в обычае среди древлян, радимичей, вятичей и северян.

В целом довольно медленный демографический рост стал ощутим только в X в., когда заметно увеличилась плотность населения, особенно в речных долинах. Вызванный развитием производительных сил, этот процесс, в свою очередь, стимулировал их дальнейший прогресс. Увеличившаяся потребность в зерновых повлияла на переход в земледелии от рала к плугу в лесостепной полосе и от рала к сохе в лесной, с одновременным внедрением двуполья. А прибыток рабочих рук способствовал более широким расчисткам в лесах и распашке новых земель.

С ростом населения постепенно менялся и древнерусский ландшафт. Леса Приильменья в значительной степени поредели именно после того, как к массе туземного финского населения добавились славянские поселенцы. А в Северном Причерноморье, где сосновые леса сводились еще скифами и сарматами, с размещением здесь восточнославянских племен лесная граница отступила еще дальше на север.

oldrus.livejournal.com

как назывались рабы древней руси?

В отличие от античных рабов, челядины и холопы на Руси были защищены законом. Рабы в Древней Руси известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь – это раннее название, холопы – более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Из духовных и договорных грамот князей XIV-XV веков известно, что холопы разделялись на больших и меньших. К первым принадлежали ключники, посельские, старосты, тиуны, дьяки, казначеи, дворовые люди, управлявшие делами князя (могли быть и не холопами) ; ко вторым – люди полные, купленные, грамотные (под которыми разумелись и дарёные) , приданые, доставшиеся за долг, кабальные. Челядь – это не просто рабы, а именно пленники-рабы. Челядь и скот в письменных памятниках часто называются рядом. В Древней Руси – рабы-полонянники (ставшие рабами в результате военного плена) . К полусвободным изгоям примыкали пущенники – отпущенные на волю без выкупа рабы. Закуп – это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу) . Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг. Изгои – чаще всего вольноотпущенники, недавние рабы, главным образом сидевшие на пашне (упоминание об этом есть в летописях) . Это одна из категорий крепостного состояния: изгои прикреплены к земле и передаются вместе с землей. Само название "раб" употреблялось в церковной терминологии.

Рабов в Древней Руси не было.

было несколько видов рабов: Челядь Холопы А смерды это не рабы - это Люди, жившие на княжой земле или - это категория населения по «Русской правде» в период XI—XIV веков, крестьянин-общинник в Киевской Руси. (просто существуют разные определения)

Рабов в древней Руси не было. Челядь, холопы и смерды - это не рабы. Древняя Русь - это Великая Тартария. Частью Великой Тартарии были - Московия, Югория, Лукоморье, Европа, Крым и т. д. Орда - это войско великой Тартарии, значит: ОР-сила, Д-добро, А-ас, вместе: Сила добра асов. Асы - это народ русы. Название Русь значит: Родовое устройство страны. Название Россия значит: Русь Сия - Это Русь.

touch.otvet.mail.ru

Рецензия на книгу Романова "Люди и нравы Древней Руси"

     В современной историографической литературе достаточно часто упоминается книга Б.А.Романова «Люди и нравы Древней Руси», появившаяся в сталинском Советском Союзе в 1947 года во время набиравшей обороты кампании по борьбе с «космополитизмом».      В книге описан киевский период русской истории. В центре внимания – рядовой человек той эпохи с его житейскими невзгодами и радостями, мытарствами и раздумьями.      Основа книги – это скрупулезный анализ небольшого числа письменных источников, которые дошли до нас от XI – начала XIII веков.      Книга «Люди и нравы древней Руси» - своего рода коллективный портрет людей и картины нравов домонгольской Руси.      В советское время книга Б.А.Романова была подвергнута резкой критике за «мизантропический», мрачный характер, чрезмерное внимание к сексуальным, интимным моментам.      Автор был обвинен в том, что «объективно оказался на ложных позициях», стоящих «в прямом противоречии» с задачей воспитывать «чувство национальной гордости нашей великой Родиной, чувство советского патриотизма».      В результате была отменена рекомендация экспертной комиссии о присуждении его книге «Очерки дипломатической истории русско-японской войны» Сталинской премии (и в этом труде были обнаружены «объективистские ошибки»). Романов был уволен из Ленинградского университета. Его отказались допускать к материалам Архива внешней политики России.      В настоящее время книга «Люди и нравы древней Руси» считается классической.      Книга Б.А.Романова состоит из семи глав, вторая из которых называется «Феодальная «челядь». Глава включает в себя следующие параграфы: Чага и кощей «Слова о полку Игореве», Челядин и холоп X века, «Челядь» и «скот», Холоп в быту господ, Дифференциация холопства, «Челядин полный» и «челядин наймит», Церковь и холопство, Освобождение холопов, Порабощение через закабаление, Холоп в бегах, «Переимщики», Холоп на воле по делам господина, Холоп «в бегах» меняет фирму и расширяет свои операции, Холоп бежит, покрав соседей, Жена холопа, «Роба», Бедняк продается в холопы, Свободный милостыник, Закупы: побежал – холоп, продан – волен уйти, Закуп на своем дворе, Он на дворе господина, Закуп и живой господский инвентарь, Его жизненный уровень, Он не платит продаж, как и холоп.      Такое детальное описание статуса представителей феодальной челяди свидетельствует о том, что социальная структура Древнерусского государства была сложной, при этом вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений.      В XII – первой половине XIII веков наблюдается рост вотчинных форм феодальной земельной собственности (княжеская, боярская, церковная, но их роль в сопоставлении с государственно-феодальными формами остается второстепенной.      Большинство непосредственных производителей продолжает быть лично-свободными и лично-зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и их дружинниками, а эксплуатируются путем взимания дани и иных государственных податей (например, судебная подать).      Лично-свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди.      Для лично-зависимого населения вотчин, а также рабов-слуг использовались термины «челядь» и «холопы». Их неполноправное положение было закреплено юридически. Особую категорию составляли смерды.      Правовое положение закупов было промежуточным между свободными людьми и холопами.      В XI – начале XII веков расширились связи Руси со странами Центральной и Западной Европы. После принятия христианства в Х – XI веках со второй половины XI века, и особенно в XII веке, на Руси происходит переход от раннего к развитому феодализму.      В исследуемый период сформировалась феодальная собственность на землю, которая составляет экономическую основу феодализма, а поэтому появились два основных класса феодального общества – феодалы и феодально-зависимые крестьяне.      Самыми крупными феодалами были князья, у которых имелись собственные княжеских села. В таких селах жили зависимые крестьяне, работавшие на князя под надзором приказчиков феодала – старост, в том числе и специально наблюдавших за полевыми работами.      К крупным феодалам относились и бояре, которые являлись феодальной аристократией, богатевшей за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.      Коллективной формой феодала стала церковь, которая постепенно приобрела землю, рабов. Церкви князья передают десятину, или десятую часть доходов с населения, а также иные доходы.      Низший слой класса феодалов представляли собой дружинники, слуги, княжеские и боярские, которые формировались не только из вольных людей, но и холопов.      Основная масса населения Древней Руси – это смерды, которыми именовалось либо все сельское население, либо часть крестьянства, закабаленная феодалами.      Смерды жили общинами-вервями, выросшими из родового строя, однако в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный характер. Вервь связывалась круговой порукой, системой взаимопомощи.      В Древнерусском государстве появилась и совершенно новая фигура – закуп, который представлял собой феодально-зависимого крестьянина.      Закуп имел свое собственное хозяйство, однако нужда заставляла его идти к господину. Закуп брал у феодала купу – денежную сумму или натуральную помощь, однако из-за этого должен был работать на хозяина.      При этом труд закупа был только средством уплаты процентов по долгу, тогда как в счет  уплаты долга труд закупа не шел. Купу закуп отработать не мог, а поэтому практически оставался у хозяина пожизненно.      Более того, закуп отвечал и за ущерб, причиненный господину по халатности.      Если закуп сбегал от господина, то он превращался в холопа. Также холопом закуп становился и в том случае, если совершил кражу.      Как и холопа, феодал имел право бить закупа, однако закуп, в отличие от холопа, имел определенные права. Так, закупа нельзя было бить «не за дело». Кроме того, закуп мог жаловаться судьям и его нельзя было продать в холопы. Если закуп продавался в холопы, то он автоматически освобождался от своих обязательств. У закупа нельзя было безнаказанно забирать имущество.      Иное название холопов – челядь. Челядь – наименование зависимого населения в феодальной Руси.      В Древней Руси VI-X веков это наименование употреблялось для обозначения рабов, а в дальнейшем стало применяться по отношению к более широкому кругу феодально-зависимого населения.      Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», - говорит одна из ее статей.      В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящее орудие».      Однако на Руси рабство было преимущественно патриархальным, домашним, холопы не составляли основу производства.      В связи с этим выделялись категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора – слуги, воспитатели детей, ремесленники и пр.      С течением времени холопы были превращены в феодально-зависимых крестьян, которые и стали первыми крепостными.      В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян, а феодальная зависимость существовала в разных формах.      Для изучаемой стадии истории характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала, и даже закуп, если у него получалось набрать денег для уплаты долга, мог в некоторых случаях уйти от своего господина.      Таким образом, уже в Древнерусском государстве были заложены сословия, то есть большие группы людей, объединенные единством правового статуса.

 

 

 

Автор: Осокина И.

 

 

 

 

 

www.historicus.ru