Урок по теме "Звучащее «Слово» Древней Руси". Древней руси слова


Книга: Слово Древней Руси

Слово о полку Игореве. Мифологические образы Древней РусиНастоящее издание предлагает читателю новое прочтение памятника древнерусской и мировой культуры "Слова о полку Игореве" в переводе поэта Людмилы Туровской (Руславы) и столь же оригинальное… — Русский мир, (формат: Мягкая глянцевая, 480 стр.) Подробнее...20171966бумажная книга
Волобуев А. (ред.)Слово о полку Игореве. Мифологические образы Древней РусиНастоящее издание предлагает читателю новое прочтение памятника древнерусской и мировой культуры "Слова о полку Игореве" в переводе поэта Людмилы Туровской (Руславы) и столь же оригинальное… — Русский мир, (формат: Твердая бумажная, 188 стр.) Подробнее...20171650бумажная книга
Феодор Л.Слово о полку Игореве. Мифологические образы Древней РусиНастоящее издание предлагает читателю новое прочтение памятника древнерусской и мировой культуры `Слова о полку Игореве` в переводе поэта Людмилы Туровской (Руславы) и столь же оригинальное… — Русский мир, (формат: Твердая бумажная, 188 стр.) Подробнее...20171765бумажная книга
Феодор Л.Слово о полку Игореве. Мифологические образы Древней РусиИздание предлагает читателю новое прочтение памятника древнерусской и мировой культуры "Слово о полку Игореве" в переводе поэта Людмил Туровской (Руславы) и столь же оригинальное, современное его… — Русский мир, (формат: Мягкая глянцевая, 480 стр.) - Подробнее...20171897бумажная книга
Лихачев Д., Дмитриев Л., Алексеев А. и др. (ред.)Библиотека Литературы Древней Руси. Том 7. Вторая половина XV векаСанкт-Петербургский филиал ФГУП "Издательство "Наука" выпускает книжную серию "Библиотека литературы Древней Руси" в 20 томах. В истории освоения древнерусского письменного наследия это первая столь… — Наука СПб, (формат: Суперобложка, 584 стр.) Подробнее...20162788бумажная книга
Лихачев Д.Великое наследие. Классические произведения литературы Древней РусиДмитрий Сергеевич Лихачев — выдающийся ученый ХХ века. Его творческое наследие чрезвычайно обширно и разнообразно, его исследования, публицистические статьи и заметки касались различных аспектов… — Азбука СПб, (формат: Мягкая глянцевая, 480 стр.) Подробнее...2014142бумажная книга
Библиотека литературы Древней Руси. В 20-ти томах. Том 7: Вторая половина XV векаВ истории освоения древнерусского письменного наследия это первая столь обширная издательская серия. Благодаря своему объему, строгим принципам издания древнерусских текстов, параллельному переводу… — Наука, (формат: Мягкая глянцевая, 480 стр.) Библиотека литературы Древней Руси Подробнее...20163865бумажная книга
Библиотека литературы Древней Руси. В 20-ти томах. Том 4: XII векВ истории освоения древнерусского письменного наследия это первая столь обширная издательская серия. Благодаря своему объему, строгим принципам издания древнерусских текстов, параллельному переводу… — Наука, Библиотека литературы Древней Руси Подробнее...20162678бумажная книга
Лихачева Д., Дмитриева Л., Алексеева А. и др. (ред.)Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI-XII векаВ истории освоения древнерусского письменного наследия это первая столь обширная издательская серия. Благодаря своему объему, строгим принципам издания древнерусских текстов, параллельному переводу… — Наука СПб, (формат: Суперобложка, 542 стр.) Подробнее...20162590бумажная книга
Библиотека литературы Древней Руси. В 20-ти томах. Том 1: XI-XII векаВ истории освоения древнерусского письменного наследия это первая столь обширная издательская серия. Благодаря своему объему, строгим принципам издания древнерусских текстов, параллельному переводу… — Наука, (формат: Мягкая глянцевая, 480 стр.) Библиотека литературы Древней Руси Подробнее...20163588бумажная книга
Василий Осипович КлючевскийДобрые люди Древней РусиЭта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будитьчужую» – в этом афоризме… — Книга по Требованию, - Подробнее...20111950бумажная книга
Василий Осипович КлючевскийДобрые люди Древней Руси«Благотворительность – вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют, и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно… — Public Domain, Исторические портреты электронная книга Подробнее...электронная книга
Василий КлючевскийДобрые люди Древней Руси«Благотворительность – вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют, и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно… — Public Domain, Исторические портреты Подробнее...2008бумажная книга
Василий Осипович КлючевскийДобрые люди Древней РусиПреподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное… — Книга по Требованию, (формат: Мягкая глянцевая, 480 стр.) Подробнее...20112342бумажная книга
Василий Осипович КлючевскийДобрые люди Древней Руси«Благотворительность – вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют, и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно… — ЛитРес: чтец, (формат: Твердая бумажная, 188 стр.) Исторические портреты аудиокнига можно скачать Подробнее...49аудиокнига

dic.academic.ru

10 всем знакомых слов, которые в Древней Руси имели совершенно другое значение

...Если братья будут вести тяжбу перед князем о наследстве.

Слова, которые современные люди используют в ежедневном общении, во времена Древней Руси имели иное, а иногда и совершенно противоположное значение, утверждают учёные-лингвисты. Впрочем, подтверждение этому могут найти даже историки-любители, почитав берестяные грамоты.

Бумага для письма появилась на Русь только в 15-ом веке и достаточно быстро вытеснила пергамент и бересту. Некоторые лингвисты считают, что слово «бумага» пришло в русский язык из позднелатинского – «bombacium» означало хлопок. Бумага в смысле «документ» и бумажник в смысле место хранения денег – явлении более позднее.

 

Слово «жиръ» в древнерусском языке было связано со словом «жить» и означало «богатство, нажитое, роскошь, изобилие». Это слово считалось хорошим предзнаменованием для ребенка, поэтому многие древнерусские имена содержали этот корень: Домажир, Жировит, Жирослав, Нажир. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Игорь погружает жиръ (т.е. богатство) на дно половецкой реки Каялы.

 

 

Задницей на Руси называли то, что человек оставил своим потомкам в наследство. О том, что это характернейший славянский социальный термин свидетельствует заголовок заметки в Русской Правде - «А се о задницѣ». В заметке говорится: «Аже братья ростяжються передъ княземь о задницю» («если братья будут вести тяжбу перед князем о наследстве»). Землю, которая никому не досталась по наследству, называли «беззадщина».

 

Древние употребляли слово «здоровый» в контексте «успешный и благополучный». Этимологически слово означало «из хорошего дерева». В Новгородской IV летописи есть такой пример: «приидоша вси здорови, но ранени, а Иванъ Клекачевичь привезенъ преставися с тои раны». Становится понятно, что даже смертельно раненный воин мог был здоровым – ведь он вышел победителем.

 

 

В древнерусском языке слово «присягнуть» означало только «дотронуться» и «прикоснуться». В значении «поклясться в верности» это слово начало употребляться уже в 16 веке под влиянием польского словам «przysięgać».

 

Слово «убить» на Руси означало не только «убить до смерти», но ещё и «поколотить». В одной из берестяных грамот, где женщина жалуется влиятельному родственнику, говорится: «Избил (убиле) меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита (убита есьмъ)».»

 

 

Произнося слово «целовать», люди на Руси вовремя необязательно имели ввиду прикосновения губ. Слово это означало в первую очередь «приветствовать». Ещё в одном контексте словам «целовать» означало «чтить и поклоняться». В летописях часто говорится о том, что князья «целовали Богородицу», но потом это целование нарушали.

mirzenshiny.ru

Известные слова, которые в Древней Руси имели совершенно другое значение

Известные слова, которые в Древней Руси имели совершенно другое значение 

 Слова, которые современные люди используют в ежедневном общении, во времена Древней Руси имели иное, а иногда и совершенно противоположное значение, утверждают учёные-лингвисты. Впрочем, подтверждение этому могут найти даже историки-любители, почитав берестяные грамоты.

… Если братья будут вести тяжбу перед князем о наследстве.

Бумага для письма появилась на Русь только в 15-ом веке и достаточно быстро вытеснила пергамент и бересту. Некоторые лингвисты считают, что слово «бумага» пришло в русский язык из позднелатинского – «bombacium» означало хлопок. Бумага в смысле «документ» и бумажник в смысле место хранения денег – явлении более позднее.

Слово «жиръ» в древнерусском языке было связано со словом «жить» и означало «богатство, нажитое, роскошь, изобилие». Это слово считалось хорошим предзнаменованием для ребенка, поэтому многие древнерусские имена содержали этот корень: Домажир, Жировит, Жирослав, Нажир. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Игорь погружает жиръ (т.е. богатство) на дно половецкой реки Каялы.

Задницей на Руси называли то, что человек оставил своим потомкам в наследство. О том, что это характернейший славянский социальный термин свидетельствует заголовок заметки в Русской Правде — «А се о задницѣ». В заметке говорится: «Аже братья ростяжються передъ княземь о задницю» («если братья будут вести тяжбу перед князем о наследстве»). Землю, которая никому не досталась по наследству, называли «беззадщина».

Древние употребляли слово «здоровый» в контексте «успешный и благополучный». Этимологически слово означало «из хорошего дерева». В Новгородской IV летописи есть такой пример: «приидоша вси здорови, но ранени, а Иванъ Клекачевичь привезенъ преставися с тои раны». Становится понятно, что даже смертельно раненный воин мог был здоровым – ведь он вышел победителем.

В древнерусском языке слово «присягнуть» означало только «дотронуться» и «прикоснуться». В значении «поклясться в верности» это слово начало употребляться уже в 16 веке под влиянием польского словам «przysięgać».

Слово «убить» на Руси означало не только «убить до смерти», но ещё и «поколотить». В одной из берестяных грамот, где женщина жалуется влиятельному родственнику, говорится: «Избил (убиле) меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита (убита есьмъ)».»

Произнося слово «целовать», люди на Руси вовремя необязательно имели ввиду прикосновения губ. Слово это означало в первую очередь «приветствовать». Ещё в одном контексте словам «целовать» означало «чтить и поклоняться». В летописях часто говорится о том, что князья «целовали Богородицу», но потом это целование нарушали.

Источник.

filov.mypage.ru

«золотое слово древней руси» Эпиграф: Загородите Полю ворота

скачать «ЗОЛОТОЕ СЛОВО ДРЕВНЕЙ РУСИ»

Эпиграф:

Загородите Полю ворота

своими острыми стрелами

за землю Русскую,

За раны Игоревы,

буего Святославлича!

( оформление вечера:

В зале вывешиваются газеты, лучшие рисунки, посвященные «Слову о полку Игореве», карта похода Игоря, на сцене транспоранты с текстами:

«Слово» все проникнуто человечностью, высокими думами, возвышенными страстями и роскошью героических образов» - А.Толстой «Слово» - прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения»- В.Белинский Учащиеся вывешивают карту : «Путь Игоря Святославлича в землю половецкую» , которую делают сами. Выставка книг – различные издания «Слово» и литература о «Слове». Сделать кроссворд. Найти картины Васнецова «После побоища Игоря Святославлича с половцами»,

Рерих «Поход Игоря» , Книги Осетрова Е. «Мир Игоревой песни». «Живая Древняя Русь».) (В зале гаснет свет и мы слышим одинокий женский голос, он звучит сначала тихо, потом разрастаясь. Девушка идет по залу на сцену с зажженной свечой. Постепенно песню подхватывают все исполнители, женский голос продолжает лидировать)

1. Чистое поле, синее море!

Ай-я, ай, я-а! Синее море! 2. На том на поле стояло древо.

Ай-я, ай-я-а! Стояло древо!

3. Тонко, высоко, листом широко,

Ай-я,ай-я-а! Листом широко

( песня затихает. Далее на фоне гуслей чтец читает речитативом нараспев: ) - 2 - 1 чтец. Не лепо ли ны бяшете, братие,

Начати старыми словесы

Трудных о повестей о полку Игореве,

Игоря Святославлича?

Начати же ся тои песни

По былиному сего времени,

А не по замышлению Бояну.

Бояну бо вещий,

Аще кому хотящее песни творити.

То растекашитеся мыслею по древу,

Серыми волками по земли,

Шизыми орлами подо облаки.

2 чтец. Бояну же, братие не десяти Соколова

На стадо лебедей пущашех.

Но свои вещие персты

На живые струны воскладаше,

Они же сами князему славу рокотаху.

Почнему же, братие повести, сию

Ото старого Володимира до нынешнего Игоря.

Иже истягну умо, крепостию своею

И поостри сердца своего мужествомо;

Наполнився ратного духа,

Наведе свои храбрыя полки

На землю Половецкую

За землю Руськую. 1 ведущий. ( на фоне видеофильма ) «Слово о полку Игореве» - бесценная жемчужина нашей древней литературы. Золотое ее слово.

Оно создано более 800 лет тому назад в тяжелые героические времена русской истории. Оно родилось под светлым сводом в зеленых степях у Днепра, Славутича и Синего Дона. «Слово» писалось под стук мячей в жестоких битвах с кочевниками, грозившими самому существованию нашего народа.

Его вспоила и взлелеяла благословенная земля, ставшая исторической колыбелью трех славянских народов, запечатленное на века. В нем звучит подлинный голос живой жизни давно миновавших времен. Со слезами смешано это «Слово», болью за родную землю.

- 3 -

2. ведущий

Безымянный автор «Слово о полку Игореве» - наследник многовековой уже в те времена культуры восточных славян. Он помнил мифы, сказания седой славянской древности, творения велесовых внуков. Слышал сладкозвучные песни Вещего Бояна. В его творениях еще жива поэтическая стихия русского язычества. Но он был человеком и писателем своего времени, участником великого культурного расцвета Руси 12 столетия.

3 ведущий.

«Слово» - произведение ораторское. Оно поучает, предлагает добрые примеры, обращается к гражданской совести. Неслучайно, вся поэма носит героический христианский характер.

И Н С Ц Е Н И Р О В К А Игорь: Ну что ж, вода спадет, с дружиной двинусь в степь…

Переломить копье на поле половецком.

Так сядем, братья, на борзых коней,

Да посмотрим на синий Дон!..

( пауза)

Стражник: (Игорю) Князь, Всеволод с полком! ( уходит)

Всеволод: «Ну, здравствуй же во славу Ярославичей…

(обнимается с Игорем)

Игорь: Здрав будь и ты, брат курский князь! Ну, что куряне?

Всеволод: Мои куряне – воины лихие:

Под трубами повиты, под шлемами взлелеяны,

С конца копья вскормлены…

Как волки серые, без зова в поле скачут,

Ища себе чести, а князю славы…

Игорь: (обращается ко всем)

Возрадуйтесь, ликуйте, брат – буйтур

Разделит с нами славу…пускай увидит Русь,

Как Ярослава Мудрого потомство карает степняков!

На Дон! Даст Бог, в Тмутаракань… мы двинем!..

Ну. А сейчас тебе, буйтур, на отдых…

Всеволод:

Не-ет, брат… в пути я присмотрелся…

Спешить бы нам, костров не разводить. Искать Кончака…

Ведь он лукав! День на день зеленью взойдет равнина,

Поганские воспрянут табуны, тогда прощай, добыча… - 4 -

Игорь: Ты, брат мой , как ведун, угадываешь мысли,

О том же думал я… жары большой боялся…

Да не время радоваться встрече. Вперед!

Ольстин Олексич с черниговским полком – в главе,

За ним – Владимир, князь Путивльский…

( вбегает стражник, растерян) Стражник: Князь! Трубецкая дружина… отступает…

Игорь: Ты… что несешь?

Всеволод: ( схватив стражника за плечи) Без бою? (свет выключить, зажечь красный) Стражник: Гляньте в небо… Знамение дурное!...

(все поднимают головы. Начинается солнечное затмение. Пауза Поднимается ветер) Стражник: Ярилин знак, померкни он совсем, остановить

Святую рать не сможет.

Знакомо смердам и дружине

Закрылся солнца знак – то быть беде,

Куда б ни шел – погибель, за что б ни взялся – прах…

Князь, видишь это страшное затменье?

Всеволод: Не слеп, не глух… Вас лучше б не слыхать.

Брат! Что скажешь…

( солнце открывается. Тьма. Свистит ветер) Игорь: Братья! Я говорил : лучше пасть в бою,

Чем пленными быть, и снова повторю,

Хочу копье преломить на поле половецком,

С вами, русичи! Хочу либо голову сложить,

Либо шеломом испить из Дона… Всеволод: Будь славен, князь! Тысяцкие, не трусь!

Земля отцов замешана на крови…

Прольем и мы свою, но супостату

Не видеть русских городов.

Игорь: Преданье говорит:

Князь Святослав – воитель Цареграда

Имел небесный знак,

Языческая рать, как овцы, сгрудилася в кучу,

Но Бог сподобил князя словом светлым

- 5 -

Возвысить душу черни…

А вот и сторожа – разведчики.

( появляются стражники –разведчики, свет включить.) Игорь: Что за вести?

1 разведчик: Поганые узнали о походе!

От моря, князь, от Дона и Днепра сбираются

Теперь их орды в кучу… В трех днях,

А то и в двух от Кончака…

2 разведчик: Позволь замолвить слово, князь,

Поганых не знала столько Русь!-

Их тьма и тьма –

В степи опасно быть…

Игорь: Уйти? Без боя?!

Шагать поторопливей… до сбора

Орд ударить Кончака.

Не то – 2 дня осталось… ( по знаку Игоря разведчики уходят) Игорь: Срам – пуще смерти!,

Вернуться по домам… мы бой поищем…

Попьем из Донца, из Сальницы,

А там из Дона…

Запомните: не тот великий воин,

Кто сердцем яр и в сече крут,

А тот, кто ладит в бое с чернью –

Бок о бок с ней, как настоящий вождь…

( пауза, все расходятся. Игорь остается один. Затмение кончилось.

Солнце красное, Игорь долго смотрит на солнце и чудится Игорю голос

Святослава Киевского. Прикрыв глаза, Игорь слушает). Голос Святослава:

Снился мне сон, Игорь Святославич, брат мой:

Этой ночью с вечера одевали меня

Черным покрывалом на кровати тисовой:

Черпали мне синее вино, с горем смешанное:

Сыпали мне из темных колчанов поганых наемников

Крупный жемчуг на грудь и нежили меня.

Уже доски без конька в моем тереме златоверхом.

- 6 -

Всю ночь с вечера тихие вороны возграяли,

У Плесеньска в долине темные дебри и змеи…

И не послать к синему морю Игоря на помощь,

И сказали бояре: уже, князь, горе ум полонило,

Это ведь два сокола слетели с отчего престола золотого,

Добыть города Тмутараканя или испить шеломом Дона,

Уже соколам крыльца подсекли сабли поганых, а самих опутали в путы железные…

( пауза. Игорь встрепенулся) Игорь: О, русская земля! Ты уже за спиной, за дальним холмом,

Поднять мой стяг, скорей! И сбор трубите!

( звучит набат )

1 ведущий:

23 апреля 1185 года из стольного града Новгород- Северского вышел в поход на давних врагов Руси половцев местный удельный князь Игорь Святославич. Вышел с малыми дружинами, не объединившись с князьями сильными, понадеявшись на легкую победу в степи половецкой. (читать на фоне призыва фанфар)

Чтец:

Ночь прошла, и кровавые зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра,

Чтоб четыре солнца не сверкали,

Освещая Игореву рать,

Быть сегодня грому на Каяле,

Лить дождю и стрелам хлестать!

Уж трепещут синие зарницы,

Вспыхивают молнии кругом.

Вот, где копьям русским преломиться Вот, где саблям острым притупиться,

Загремев о вражеский шелом!

О, русская земля!

Ты уже за холмом!

( чтец читает. Зал освещен красным светом. Звучит зловещая музыка в нижнем регистре) Женский голос: Со зарания до вечера летяти стрелы каленые, - 7 -

Гремлюти сабли о шеломы, трещати копия харалужныя

Во поле незнаемо, среди земли половецыкой. Мужской голос: Черна земля подо копыты костьми была посеяна,

А кровию польяна: тугою взыдоша по русской земли!

…………………………………………………………..

Два мужских голоса: Бишася дене, бишася другые,

Мужской голос : Третьяго дни ко полуднию падоша стяги Игоревы… (зал освещается зеленым светом.Звучит вокализ закрытым ртом) 1-й женский голос: Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы,

2- й женский голос : Ту кровавого вина не доста,

1- й мужской голос : Ту пиро докончаша храбрые русичи,

2- й мужской голос : Сваты попоиша,

1 –й мужской голос : Сваты попоиша, а сами полегоша

За землю русскую!

Два женских голоса : Ничете трава жалощами,

А древо с тугою ко земли преклонилосе.

2 -й мужской голос : Уже бо, братие, не веселая година восстала… ( звучит песня «Сосонушка» ) ( на фоне Вокализа, ведущий говорит: )

1 ведущий: Трагическим поражением окончился этот поход. Храбро сражались в степи под стягами Игоревыми русские воины и сложили свои головы там, на берегу Каялы. 2 ведущий: Узнав о поражении Игоря и Всеволода, киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников.

По мысли Святослава великое горе принес Родине необдуманный поход северских князей.

Чтец:

Тогда уста Святослава изронили злато слово,

Со слезами смешано:

Что же вы, братья младшие

Игорь и Всеволод, поспешили мечами вашими

Половецкой земле обиду ковать.

А себе славы искать!

Но не славно вы задумали половца побить –

- 8 -

Кровь поганую пролить.

Ваши храбрые сердца отвагой были выкованы,

А закалены в огне…

…Кликом ужасают- с ножами засапожными

Врага побеждают в прадедову славу звоня!

Ну а вы, князья, сказали: славу прошлую похитим,

А грядущую поделим и пошли к реке Каяле без меня!

… Встанье, князья, в золотом стремени!

За обиду сего времени,

За землю Русскую!

За раны Игоря –

Встаньте, князья! 1 ведущий:

Мы привыкли понимать слово «памятник» как нечто устаревшее, как то, что отжило свое время, а слово это означает – память. В историческом существовании человечества 822 года, не так много. Ведь после Автора «Слова» прожили свою жизнь 15 – 20 поколений, кто – то из нас – сегодняшних современников - его внук в 15- 20-ом поколении.

2 ведущий: Это он, наш предок вложил более 800 лет тому назад свою колоссальную духовную энергию, свою великую силу мысли и сердца, силу Гражданина Земли. И она, эта сила, сегодня, пройдя века, пришла к нам. 3 ведущий. И мы должны понимать и воспринимать памятники и передавать их дальше, как эстафету Вечности. «Слово» бессмертно. У него нет смерти, и это наше Счастье и наша Жизнь.

1. «Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – 19-20 веков.

Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях. «Поэтические инкрустации из «Слова» вносили в свою поэзию Радищев, Жуковский, Пушкин, Рылеев, Островский и другие писатели. 3. «Слово» вошло в русскую музыку Александра Порфирьевича Бородина. Опера «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений русского и советского оперного слушателя .

- 9 -

Сюжеты «Слова» использовались художниками Перовым, Васнецовым, Рерихом, Голиковым, Фаворским. 3. Великая Отечественная война явилась грозной проверкой идейной и нравственной зрелости русских людей. В рассказе Всеволода Иванова «Слово о полку Игореве» говорится о том, как в годы войны сержант давал урок детям войны. Чтец: Сержант Сергей Животенков, командир орудийного расчета, до войны был учителем русского языка в средней школе. Ранней весной 1943 года артиллерийский полк остановился в одном селе на Смоленщине. Здесь Сергей встретился с ребятами этого села и предложил им собраться в школе, где через три дня он им даст урок по эпосу «Слово о полку Игореве», а к вечеру из-за деревни показались немецкие танки. За три дня, в течение которых билась с ними батарея, их было не менее 50. Горячее было дело. Убило наводчика, тяжело ранило второй номер. Дым, огонь, дым, огонь. И не разберешь, где день, где ночь! Уже приближается исход третьих суток, когда сержант должен пойти в школу и рассказать детям, усталым от войны, о князе – отважном Игоре.

В назначенный срок в семь часов утра Сергей Животенков вошел в школу, ребята его уже ждали.

«Все готово, - сказал учитель,- приступаем. Вам известно, что такое героический эпос «Слово о полку Игореве»? Ну что ж, немцы – одно, учение - другое. Будем восстанавливать знания. И он начал объяснять смысл и значение для нас эпоса прошлого – славы нашей Родины. И представилось ему поле, снег, кони, звенящие удилами, всадники и впереди них – Игорь Святославович, Новгород - Северский князь.

… Теплая всасывающая струя воздуха опустилась на сержанта. Он закрыл глаза и… заснул.

Когда он открыл глаза, он даже и не подумал, что он спал. Сержант строго посмотрел на ребят. Лица их были внимательны. Часы показывали без десяти десять.

- «Я кажись, задремал, ребята?»

- «Нет, нет!» - ответили ребята в голос.

Голова его была ясна. И он испытывал редчайшее удовольствие от урока. Он рассказал ребятам о том, чем жило и чем живет его Отечество. Урок прошел незаметно.

И все же сержант возвращался к своему орудию в недоумении. Спал он или не спал?. Неужели школьники так хотели учиться, что сидели и ждали урока. И тогда Сергей Животенков понял, почему ребята не ушли из класса, когда он спал. Они знали, где и как он провел эти три дня и три ночи и охраняя его сон, дети охраняли и уважали и свое будущее , и свое настоящее, и свое прошлое.

- 10 - ( Видеозапись - Ярославль. Спасо - Преображенский монастырь)

2 ведущий: Так уж случилось, что единственную рукопись «Слово о полку Игореве» сберегла древняя Ярославская земля, Спасо – Преображенский монастырь в Ярославле. Один из культурных и духовных центров Русского Поволжья.

Столетиями собирались тут редкие книги и замечательные произведения Средневекового искусства. Ко второй половине 18 столетья здесь скопилась значительная рукописная библиотека. Спасо – Преображенским монастырем управлял тогда архимандрит Иоиль Быковский.

3 ведущий: Неизвестно, когда появилось «Слово» в Ярославле, но рукопись упомянута уже в 1709 году. В конце 1780 года Иоиль Быковский передал «Слово о полку Игореве» для изучения известному тогда собирателю древнерусской письменности графу Алексею Ивановичу Мусину – Пушкину, которое исчезло во время хозяйничания в Москве Наполеона.

В 1800 году «Слово» вышло в свет в подлинном тексте и в переводе на современный язык.

1 ведущий. В Петербургский период нашей истории культура Древней Руси была прочно забыта. Только отдельные наиболее чуткие люди, да небольшая горстка ученых понимали ее высоту и провидели в ней будущие великие открытия. Для многих «Слово о полку Игореве» казалось удивительным и непонятным.

Явились скептики отечественные и зарубежные. Таинственные обстоятельства приобретения рукописи и даже ее исчезновение, они использовали в своих целях, объявив «Слово»… талантливой современной подделкой под старину.

3 ведущий. В одной из работ выдающегося специалиста по древнерусской литературе Д.С.Лихачева сказано: « Никто никогда не спросит, фальшив ли лежащий на дороге булыжник, но жемчуг может оказаться фальшивым.» Слово о полку Игореве» так хорошо, что хочется спросить себя: «Да может ли быть на свете такая красота? Драгоценный его блеск гипнотизирует, тревожит, возбуждает любопытство. Настоящее произведение большого искусства всегда кажется

- 11 -

до известной степени загадочным, необъяснимым. Отчасти поэтому и в отношении «Слова» время от времени возникал вопрос: «Да могло ли оно быть написано в 12 веке?» 2 ведущий. Скептикам решительно и обстоятельно возражал А.С.Пушкин: « Некоторые писатели усомнились в подлинности древнего памятника нашей поэзии и возбудили жаркие возражения. Счастливая подделка может ввести в заблуждение людей незнающих, но не может укрыться от взоров истинного знатока. Подлинность же самой песни доказывается глубиной, духом древности, под которую невозможно подделаться. Кто из наших писателей в 18 веке мог иметь на то довольно таланта, а они не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы. Кому пришло бы в голову взять предмет песни – темный поход неизвестного князя? Кто с таким искусством мог затмить некоторые места из своей песни словами открытыми в старых рукописях?» 3 ведущий «Слово о полку Игореве» - сыновней любовью согретое, тревожная и радостная песнь о Родине, голос ее совести Солнцу и полям Руси спета она.

И из дали времен обращена ко всем, у кого болит сердце за отцовы гнезда, за дедовы могилы ко всем, кто любит и борется за родную землю

1 ведущий. Образ Ярославны, жены князя Игоря, стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний Руси. Мужской голос: Жены рускыя восплакашася, аркучи

Уже намо своихо милыхо ладо.

Ни мыслию смыслити.

Ни думаю сдумати,

Ни очимо соглядати,

А злата и сребра

Ни мало того потрепати!

…Ярославна рано плачетэ

Во Путивле на забрале, аркучи:

Плач Ярославны:

На Дунаи Ярославныно гласо ся слышите?

Зегзицею незнаемо рано кычетэ:

«Полечу, - рече,- зегзицею по Дунаеви,

- 12 -

Омочу бебряно рукаво во Каяле реце,

Утру князю кровавые его раны

На жестоцемо его теле

О, Ветре-Ветрило!

Чему, господине, насильно вейши?

Чему мычеши хыновскыя стрелкы

На своею нетрудную крыльцу

На моея лады вое?

Чему, господине мое веселие?

По ковылию разве?

Женский голос: Светлое, Тресветлое Солнце

Всех ты ласкаешь,

Почему же палящие лучи простираешь

На воинов мужа?

Жаждой в поле безводном

За что, владыко,

Луки им стянуло,

Толекой колчаны заткнуло!

( звучит песня «Солнце Красное»)

1 ведущий. Князьям всем слава а дружине … Аминь! 3 ведущий. Плач Ярославны, благодаря выраженных в нем чувствам нашел отражение в поэзии 19 и 20 веков Чтец:

С победой придет или в поле падет?

Грустит Ярославна и верит и ждет.

Сама не своя в опустевшем дому,

Как птица, она полетела к нему…

Все беды разделит, всех близких родней,

Отныне – навеки с любовью своей.

Тянутся годы, столетья летят,

И снова уходит в сраженье солдат.

Рождаются горы, ползут ледники,

На дно опускаются материки.

К морям пробиваются реки вперед,

А ты все с надеждой стоишь у ворот.

- 13- ( выходят все и читают на фоне музыки гуслей)

1. И изрек Боян, чем кончить речь

Песнотворцу князя Святослава,

2. Тяжко, братья, голове без плеч,

Горько телу, коль оно безглаво»

3. Мрак стоит над Русскою землей:

Горько ей без Игоря одной.

4. Но восходит солнце в небеси –

Игорь князь явился на Руси.

5. Вьются песни с дальнего Дуная

Через море в Киев долетая…

6. …Пели песню старым мы князьям,

Молодых настало время славить нам:

7 Слава князю Игорю,

Буй тур Всеволоду,

Владимиру Игоревичу! 8. Слава всем, кто не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

9. Здрав будь, князь, и вся дружина здрава! Вместе: Слава князьям и дружине слава! скачать

nenuda.ru

Урок по теме "Звучащее «Слово» Древней Руси"

Разделы: История и обществознание

Цель урока: в ходе исследования выяснить историческое значение эпической поэмы "Слово о полку Игореве".

Задачи:

  • Сформировать представление о письменных исторических памятниках Руси;
  • Выявить отличительные черты древнерусской литературы;
  • Воспитывать уважение к русской национальной культуре.

Тип: урок формирования новых знаний

Структурные компоненты и методические приемы: актуализация знаний - постановка проблемы - исследовательская работа в группах с документом - введение знаний (сообщение) - самостоятельная работа с учебником - закрепление (викторина) - обобщение.

Оборудование: интерактивная доска, документ "Ипатьевская летопись", исследовательские карточки, карта "Феодальная раздробленность Руси ХII-ХIII веках", диск "Культура Руси", компьютерный вариант таблицы с хронологией похода.

Ход урока

Актуализация знаний.

Русская литература одна из древних в Европе. Ее начало восходит ко второй половине Х века. Дальнейшее ее развитие ХII-ХIII вв. было подготовлено культурными достижениями предшествующего периода: великолепным фольклором, развитым литературным языком, высоким уровнем грамотности горожан.

- Не лепо ли ны бяшет, братие, начатии старьши соловесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославича:

Так начинается "Слово о полку Игореве", замечательный памятник древнерусской литературы. Всего десять страниц занимает этот текст в современной книге. Десять страниц, - но, кажется, они написаны огнем по небу и при свете его широко видна Русская земля.

Постановка проблемы: Почему произведение "Слово о полку Игореве" написанное в ХII веке современно и сейчас? Какой путь прошла поэма прежде, чем стать историческим и литературным памятником?

А так как вы сегодня будете проводить исследование, необходимо описать обстановку, которая сложилась на Руси в этот период?

Какой процесс происходил на Руси в ХII веке? (феодальная раздробленность).

Каковы причины феодальной раздробленности? (господство натурального хозяйства, отсутствие необходимости политической зависимости от центра, борьба между князьями за лучшие княжества, стремление усилившегося боярства видеть во главе княжества угодного князя).

О каком княжестве пойдет речь в поэме "Слове о полку Игореве"? (Черниговское и Новгород-Северское княжества).

Покажите на карте эти княжества (Карта проецируется на интерактивную доску).

Почему черниговские князья долгое время находили общий язык с половцами, которые нападали на русские земли?

Что вам известно о князе Игоре Святославовиче?

В основу произведения "Слово о полку Игореве" положен неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев. А может быть этот сюжет просто выдуман автором? Для установления достоверности мы обращаемся к историческим источникам. Такими историческими документами, где был описан поход князя, были летописи: Лаврентьевская и Ипатьевская. Они подтверждают реальность происходящего.

Работа с документом. <Приложение 1> работая с документом, заполните карту исследователя.

Задание: прочтите отрывок из Ипатьевской летописи и ответьте на вопросы.

1. Какой вид оружия получил название "живой огонь"?

2. О каком походе повествует летопись?

3. Всегда ли так удачно завершались походы на половцев?

4. А почему князь Игорь Святославович не участвовал в этом походе?

Сравним историческое описание с текстом "Слово о полку Игореве". Чтобы реально представить картины поэмы, обратимся к произведениям художников, скульпторов, музыкантов <Приложение 2, Приложение 3>.

Введение знаний.

Когда происходят данные события? <Приложение 4>.

Поэма состоит из трех частей.

  • 1 часть начинается с песни Бояна(на экране - картина Рериха "Боян", ее сменяет памятник скульптора Городкова-Кобылинец .(Сообщение учащихся о начале похода).
  • 2 часть поэмы начинается с вещего сна великого князя Святослава. Этот сон - намек на поражение Игоря. Тогда великий Святослав изронил злато слово со слезами смешано. Он укоряет Игоря и Всеволода за их самонадеянность и легкомыслие. Злато слово обращено ко всем князьям с горячим патриотических призывом: вступить во злат стремень за землю русскую.
  • 3 часть "Слова" начинается с проникновенного плача Ярославны, жены князя Игоря. Она заклинает все силы природы помочь её любимому. Её любовь к Игорю неразрывно связана с любовью к Русской земле, её защитникам.

Конечно, вас, как истинных исследователей интересует вопрос, кто автор "Слова"? Открываем учебник на странице 136 (автор Т.В.Черникова "История России 9-17 века", 2004 год).

Задание по рядам:

  • I ряд - До какого момента помнили "Слово" и когда оно было утеряно?
  • II ряд - Какова история открытия "Слова"?
  • III ряд - Кто мог быть автором "Слова"?

Самостоятельная работа. Опрос по вопросам.

Можем ли мы предположить, что автор поэмы хорошо знал военное искусство, а предположительно был воином?

В поэме автор описывает много видов половецкого и русского вооружения. Попробуйте определить, о чем идет речь? (После ответа на экране появляется изображение названного вида оружия).

1. Необходимая принадлежность любого ратного человека. И дружинники, и ополченцы одевают её, идя в бой. Это железная одежда из металлических колец (кольчуга).

2. Ударное оружие с короткой рукояткой и головой в виде яблока или шара (булава).

3. Он случит для того, чтобы оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полосу - "нос" (шлем).

4. Воины закрываются им от стрел, а отступая, закладывают за спину (щит).

5. Ручное оружие для метания стрел (лук ).

6. Колющее оружие, похожее на копье, но с широким до 7 см пером и длинным до 60 см наконечником в форме лаврового листа (рогатина).

7. Это короткое метательное копье, дротик длиной 1,5 метра. Используют в ближнем бою, носят в специальном колчане (сулица).

Подведение итогов.

Слово о полку Игореве нельзя рассматривать только как исторический документ. Прежде всего, это памятник русской истории и литературы. В наше время известны имена многих поэтов, ученых, которые пытались по-своему переложить содержание текста. Это Д. Лихачев, Жуковский, Майков, Н. Заболотский.

Почему это произведение вдохновляло и скульпторов, и художников, и музыкантов?

В течение урока мы работали над темой создания поэмы, её возрождения, говорили о событиях, положенных в основу произведения, в чем же причина поражения дружины князя Игоря? Почему это произведение современно и сейчас?

В завершении урока я хочу произнести слова Д. Лихачева: "Слово о полку Игореве проникнуто большим человеческим чувством, теплым нежным и чистым чувством любви к родине. Призыв "Слова" к защите Родины, к охране мирного труда её народа звучит и сейчас с неослабиваемой силой".

Используемая литература.

[1]. "Слово о полку Игореве". - Л.: Советский писатель, 1952. - библиотека поэта.

[2]. Звучащее слово Древней Руси. - М. 1988.

[3]. Шкляревский И. Читаю "Слово о полку:" Книга для уч-ся.-М.: Просвещение, 1991.

[4].Обухова Л. Званка - сын Добрилы: рассказ о жизни славян во время Киевской Руси. - М. Просвещение, 1994.

[5]."В начале было Слово" Е. Евтушенко.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai