1.2 История хлеба на Руси. В древней руси хлеб


Амарант – древний целебный хлеб славян и ацтеков

Родина амаранта – это Америка, субтропические зоны Африки и Азии. О целебных свойствах амаранта людям известно с давних времен. Индейцы поклонялись ему за долгожительство. Ацтеки и инки, древние коренные народы Центральной Америки, пекли из амаранта вкусный хлеб. Они называли амарант «большим даром небожителей», «божественной пищей», «вечным, неумирающим, животворящим и жизнерадостным». Амарант также был известен майя и американским индейцам племени Ки-ак, Блэдо, Хуатли. Древние эллины и этруски считали это растение символом бессмертия – «прекрасным неувядающим цветком», поскольку его соцветия никогда не увядали. Древне славянские знахари и ведуны широко применяли амарант в борьбе со старением. В Древнем Китае амарант был традиционным средством для продления жизни.

Происхождение и толкование название «амарант»

Aztecs Harvesting Amaranth

Филологи и знатоки русской словесности, прочитав название «амарант», сразу смогут охарактеризовать это растение. Корень «мара» — это не что иное, как имя древне славянской богини Мары. В западно-славянской и восточно-славянской традиции (у древних Ариев, руссов и славян) Мара считается богиней смерти. Иноязычная приставка греческого происхождения «а» означает отрицание. Префиксальным способом построено множество антонимических пар, к примеру: моральный и аморальный, социальный и асоциальный, логичный и алогичный, сексуальный и асексуальный. Таким образом, если перевести дословно, то «амарант» означает «дарующий бессмертие», «отрицающий смерть».

Индийские «корни» амаранта

В индийской и йогической традиции есть такое понятие, как «мрита». Это слово переводится, как «мертвое», «мертвец», «смерть». Индийское имя «Амрита» (женское) и «Амрит» (мужское), созвучное амаранту, означает то же самое – «дарующая долголетие», «отрицание смерти», «не смерть». Поэтому, в индийских семьях, называя девочку красивым именем Амрита, родители нарекают ее «бессмертной», а мальчика Амрита, соответственно, — «бессмертным».

Также в индийской традиции «амрита» — это еще и Божественный напиток бессмертия. Индийское название амаранта – это «рамадана», что переводится, как «дарованный Богом».

История применения амаранта в Центральной Америке

 История амаранта интереснейшая, правда, в ней не обошлось без трагических страниц.

Изображение амаранта для древних ацтеков считалось священной символикой бессмертия.

Удивительно, но восемь тысячелетий тому назад амарант кормил население американского континента. На своей исконной родине, в Америке, еще до прихода европейцев, амарант назывался «хлебом инков», «пшеницей ацтеков», «золотым зерном Богов». Экономическое значение этого растения нельзя переоценить.

До нас дошли некоторые экономические сведения о значении амаранта в судьбе последней ацтекской империи, которой правил в начале шестнадцатого столетия легендарный император ацтеков Монтенсума II или Монтесума Шокойоцин. В качестве налога Монтенсума ежегодно получал девять тысяч тонн амаранта.

Также сохранились сведения, что амарант был важной составляющей многочисленных ацтекских ритуалов, во время которых ацтеки применяли специальную краску, сделанную из этого растения. В некоторых священных ритуалах использовались человеческие фигурки, вылепленные из амарантовой муки (из перетертых на жерновах зерен), жертвенной человеческой крови и меда.

«Борьба» испанских конкистадоров с амарантом

 С приходом испанцев на территорию Америки и началом инквизиции, священнослужители объявили амарант «чертовским зельем». Испанцы прозвали амарант «растением дьявола». «Мистическое ацтекское зерно» испанцы невзлюбили за его прямую «причастность» к кровавым ритуалам – ведь амарант был ритуальной культурой. И католическая церковь полностью поддерживала испанских конкистадоров «в борьбе» с амарантом.

Борясь с язычниками, испанские конкистадоры в буквальном смысле выжигали посевы амаранта (ацтеки называли амарант «хуатли»). Уничтожались семена этого растения. Если ацтеки тайно занимались выращиванием амаранта, их жестоко казнили «за непослушание». Вследствие такой «борьбы» амарант, к сожалению, почти полностью был искоренен с территории Центральной Америки. Несколько веков амарант был запрещенным под страхом смерти растением в Европе.

Европейская цивилизация, считая себя более интеллектуально высоко развитой, топтала и угнетала незнакомую и чуждую ей культуру коренных американцев. Но даже страх перед колонизаторами не мог заставить древние индейские племена отказаться выращивать амарант. Особенно преуспели в этом племена, населявшие горные, труднодоступные, селения. Только, благодаря этим смелым племенам, амарант удалось сохранить.

Такая «преданность» амаранту объяснялась далеко не только традиционными шаманскими ритуалами, в которых активно применялось данное растение. Дело в том, что ацтеки пекли из амаранта хлеб. Для них, после кукурузы, это растение было основой их растительного рациона. Зная о пищевых и лекарственных свойствах амаранта, вполне заслужено ставили амарант выше любых других пищевых трав и кореньев.

 Хлебцы из кукурузы (маиса) были не особо вкусными. Хотя они и утоляли человеческий голод, но вызывали боль в желудке и кишечные воспаления. При добавлении в тесто хлебца амаранта крестьяне эффективно решали вышеназванную проблему. Поэтому понятно, что Мексика, страны Южной и Центральной Америки, США культивировали и активно выращивали амарант на огромных площадях.

Сегодня, благодаря усилиям продовольственной комиссии при Организации Объединенных Наций и, в частности, американского ученого Дэвида Ленмана, амарант был признан культурой двадцать первого столетия за свои удивительные целебные и пищевые свойства. Дэвид Ленман считает, что с помощью амаранта можно будет в будущем решить в мировом масштабе продовольственную проблему.

История амаранта в Европе

Испанцы, наблюдая обожествление амаранта и благоговейное отношение к этому растению ацтеков, решили привести диковинку в Европу. Благодаря этому, в Старом Свете амарант стал достаточно популярен уже к концу шестнадцатого столетия.

 Известно, что в 1653 году шведская королева Христина решила учредить даже «Орден Кавалеров Амаранта».

Постепенно «бурный» интерес европейцев к амаранту иссяк. Только в редких случаях амарант продолжали выращивать, но только как садовое декоративное растение.

Славянская история амаранта

В исторических хрониках Древней Руси упоминается о том, что древние славяне широко выращивали и применяли амарант. Только русское название амаранта было щирица. Ее семена перемалывались в муку из которой выпекались вкусные калачи, лепешки и хлеб. Амарантовый хлеб был особенно полезен для новорожденных.

Археологи нередко находят в древних славянских воинских захоронениях зерна амаранта. Считалось, что воинам в загробном мире они помогут укреплять здоровье и восстанавливать силы.

Амарант – славянский хлеб, запрещенный Петром Первым

О реформах русского царя Петра Первого, прорубившего «окно в Европу» написано много книг и статей, проведены исследования, сняты кинофильмы и документальные киноленты.  Российские ученые-историки обнаружили интересные сведения. Оказывается, российский самодержец, придя к власти, строго-настрого запретил крестьянам не только употреблять хлеб из амаранта, но и выращивать это растение.

«Второе рождение» амаранта

Интерес к амаранту вернулся в прошлом столетии. Он связан с беспокойством ученых по поводу роста населения на планете.

В двадцатом веке ученые США начинают проводить разнообразные исследования, изучая свойства амаранта.

В России изучением амаранта первым стал заниматься академик Николай Вавилов. Его даже называют русским основоположником в исследованиях амаранта. Интерес к амаранту у Вавилова возник после поездки в Мексику в 1930 году. Ученый-генетик-биолог изучал его с 1930-х годов и даже хорошо преуспел в окультуривании этого растения. После смерти Вавилова в 1943 году его исследовательские работы были свернуты и преданы забвению.

 По словам Вавилова, в ближайшем будущем амарант сможет накормить все население планеты.

Ситуация с дальнейшим исследованием амаранта стала меняться в 1970-х годах. В 1980-х годах ученые начинают более активно изучать амарант. Через многие десятилетия работу Вавилова продолжил Исхан Магомедов — профессор Санкт-Петербургского университета. Он одним из первых занялся выращиванием этого ценного растения.

Заключение

Амарант прекрасно «оправдывает» свое название. Это растение исцеляет от множества заболеваний, восстанавливает иммунитет, дарует долголетие, восстанавливает здоровье. Поэтому, неудивительно, что древние люди издавна знали о лечебных свойствах амаранта, ведь они не зря подарили этому растение такое красивое и «говорящее» название.

amaranth-health.com

Краткая история хлеба

   Хлеб – это просто вода и мука? Если бы это было так, наши булочные выглядели бы довольно скромно. В мире существуют сотни и тысячи рецептов хлеба с различными плотностью, вкусом, формой и размерами. Хлеб едят почти во всех странах мира. Даже в местах, где пшеница не растет - муку делают из других ингредиентов, например кукурузы, ржи или риса, и используют ее для изготовления простых питательных блюд эквивалентных хлебу. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.

 

 

 

 

 

Первый хлебВпервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Случайно человек обнаружил, что если поджаренные зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

 

 

 

 

 

Древний Египет Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.  Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. Хлеб из сброженного теста был не только вкуснее, он дольше сохранялся свежим и лучше усваивался организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко - ценились они дороже. 

 

 

 

 

 

 

 

Греция и РимХлеб из сброженного теста считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой.  Хлеб считали как отдельное блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. В Риме  до сегодняшних дней сохранился монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима.

 

 

 

 

 

Османская ИмперияХлеб был незаменимой частью в османской кухне, его в больших количествах употребляли люди из всех социальных слоев общества. У богатых хлеб был приятным дополнением к основным блюдам, у бедных же он сам и являлся главным блюдом. Мехмед эль-Фатих сразу после завоевания Стамбула назначил руководителем Хызыр Бея, который первым делом организовал производство чистого, высококачественного хлеба. В 1502 году Султан Баязид ввел государственную гарантию на качество хлеба, позже данная практика распространилась на всей территории. После подобного решения было воспитанно много великих хлебных мастеров, особенно в области Карадениз. Крым был главным поставщиком пшеницы для Османской империи. Стамбул получал зерно из Кафы. Был фирман султана, запрещающий вывозить хлеб из Кафы в другие места. В год в Кафе зерном грузилось 100 - 150 кораблей.

 

 

 

 

 

 

Древняя ИндияТропический климат, палящее солнце, перенаселенность - это факторы основной причины, по которой без хлеба в Индии питание просто немыслимо. Индийские лепешки легко переносят жару, хорошо насыщают и их можно всегда держать под рукой. Мука для производства хлеба используется специфическая. Цельные зерна пшеницы перемалывают до состояния темно-желтого порошка. Такая мука назвается  «атта». Хлеб из нее получается необыкновенный - бархатистый, с желтоватым мякишем и хрустящей корочкой.    Интересны и способы приготовления индийского хлеба. Национальная печь тандур появилась в Индии более 4-х тысяч лет назад - отверстие в земле, обмазанное глиной, на дне которого тлеют древесные угли. В ней чаще всего пекут наан, приклеивая тонкие пласты теста прямо на глиняные стенки. Лепешки чапати жарят на чугунных сковородках, а вкусную выпечку пури – обжаривают во фритюре. Хлеб не заготавливают впрок, во влажном тропическом климате это неразумно.

 

 

 

 

 

 

ТибетСамый простой плоский тибетский хлеб  печется из муки, воды и щепотки соли на больших, тяжелых сковородках с маслом или без. Национальное блюдо, которое считается тибетским хлебом называется -  Цампа. При его изготовлении используется: муку из слегка поджаренных зерен ячменя, сыр и молоко яка. Цампа  основная часть рациона тибетцев. Она также используется в ритуальных целях - щепотки цампы бросают в воздух во время многих буддийских ритуалов.  Ритуал бросания цампы появился ещё в добуддийские времена и служил для того, чтобы умиротворить духов местности и попросить их покровительства и защиты. Затем он был заимствован буддизмом как «символ празднования и радости» и стал использоваться при рождения ребёнка. В настоящее время она особенно известна в связи с новогодними празднованиями, когда цампу бросают, распевая молитвы, призывающие удачу в новом году для себя и для других.

 

 

 

 

 

ВизантияВ Византии обилие сортов хлеба и способов его приготовления  говорит о важности данного продукта. Существовал хлеб высшего сорта - силигнитис, который пекли только для богатых  людей из высших сортов пшеницы. А также использовали для причастия в храмах и давали больным, т. к. силигнитис способствовал пищеварению. Далее следовал хлеб сеидалитис, который выпекали из муки более низкого качества. Также имелись средние сорта хлеба, и, наконец, грубый хлеб для бедных. У солдатов и монахов был свой хлеб - пексамас. Он был довольно жестким, так как его два раза пекли в печи, чтобы испарялась вся влага. Но зато такой хлеб не плесневел долгое время. Для бедняков хлеб не всегда был доступен. В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб".

 

 

 

 

 

 

ШвейцарияСамый старый в Европе хлеб, найденный в 1976 году в местечке Тванн на Бильском озере ( Швейцария), относится к 3530 году до н.э. Первоначально не существовало отдельных хлебопекарен. Хлеб выпекался в каждом хозяйстве для своей надобности. В эпоху раннего Средневековья при монастырях создавались свои мукомольни и пекарни. Так, например, пекарня Санкт-Галленского монастыря была способна выпечь до 1000 булок хлеба за раз. Наряду с большим количеством выпеченного хлеба впечатляет широкий ассортимент хлебных изделий - дрожжевые, пресные, с мучными добавками и различной формы.     С развитием городов и увеличением потребностей в хлебе стали создаваться пекарные цеха. Гильдии хлебопеков разработали жесткие нормы контроля за качеством хлеба на всех этапах производства и правила эксплуатации хлебопекарных печей.

 

 

 

 

 

АнглияВ XVII столетии,  Карл I издал указ, по которому народу разрешалось использовать в пищу только ячмень и овес, пшеница предназначалась для господ. Англия сама выращивала зерно, но по мере развития промышленности - развивался класс крупных капиталистов, которые стали скупать землю у мелких владельцев. В 17 веке землевладельцев было около 200 тысяч, а к середине прошлого столетия сократилось до  6 тысяч. Англия стала ввозить чужой хлеб. Чтобы поддержать отечественное земледелие, правительство назначило в 1791 году при Вильгельме Оранском высокую ввозную пошлину на зерно, что вызвало недовольство у  населения. Чтобы несколько понизить цену, была введена дифференциальная пошлина на зерно, которая зависела от цены хлеба на внутреннем рынке. Отметим, что с 1266 года в Англии существовал закон, контролирующий цену на хлеб, который действовал  600 лет.

 

 

 

 

 

 

ФранцияВ Средние века во Франции хлеб пекли в монастырях. Караваи были тяжелыми, выпекались в основном из ячменя и ржаной муки грубого помола, часто с отрубями. Это был хлеб для бедняков. Зато пшеничный хлеб считался символом достатка и подавался к столу богачей и знати. Существовала прямая зависимость между степенью свежести хлеба и социальным статусом. Королевская семья ела хлеб свежеиспеченный, белый. Вчерашний был для знати. Хлеб двухдневной выпечки предназначался для мелкого дворянства. Хлеб трехдневный получали монахи и школяры, хлебом, испеченным четыре дня назад, питались ремесленники. Твердая цена на хлеб была установлена еще со Средних веков. Высокие налоги на зерно в сочетании с регламентируемыми ценами на хлеб зачастую заставляли пекарей продавать его ниже себестоимости. В 1505 году Генрих IV отменил все налоги на зерно. За это получил гордый титул - Король Хлеба.

 

 

 

 

 

ГерманияПервый в мире Музей хлеба появился в  1955 году в городе Ульм (Германия). В одном из бывших амбаров фабриканта Вилли Эйслена была открыта для посетителей постоянная экспозиция, и с тех пор она постоянно пополнялась и обновлялась. В коллекции музея хлеба собрано больше 18 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории выращивания зерна, о совершенствовании орудий труда землепашцев, мельников и пекарей, о значении хлеба в истории человечества. На двух этажах музея находятся две постоянные экспозиции: «От зерна к хлебу» и «Человек и хлеб». Представлена  6000-летняя история производства хлеба, от каменного века до наших дней. Здесь выставлены орудия земледелия и формы для выпечки из разных эпох. Немецкий музей хлеба имеет также богатую специализированную библиотеку - это более 4000 книг на всех языках мира, посвященных хлебу и зерну.

 

 

 

 

 

Древняя РусьВо многих поселениях Древней Руси были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера - хлебники. Кроме того хлеб выпекали женщины в каждом доме. В 11 веке на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, основывалось на применении специальных заквасок, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Закваской называли часть заквашенного теста, оставшегося от предыдущей выпечки. От качества закваски  зависели вкус и аромат хлеба. Кроме ржаного хлеба на Руси выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига это трёх- или четырёхугольный большой хлеб. Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались к праздникам.

hlebstol.ru

Хлеб у славян — Славянская культура

Хлеб у славян Хлеб у славян — исконный и основной продукт питания. Он стал символом Матери-Сырой Земли. В русском языке есть слово – каравай, то есть, относящийся к плодам земли, к АР (ара), а слогокорень ВА означает течь, бежать, перемещать. Поэтому можно перевести как «плод, рожденный под солнцем и истекающий из земли».Но, казалось бы, как может печеный хлеб, каравай, имеющий довольно строгую форму и вид, истекать? И тут мы в очередной раз сталкиваемся с фактом, что в Даре Речи нет ничего случайного, лишнего, необъяснимого, а есть образовательная информация.

Дело в том, что изначально хлеб у славян — это не всегда круглый печеный каравай из теста, а жидкое хлебово, откуда и появилось слово хлеб. Его буквально хлебали ложками, и хлебом называли всякую пищу, произведенную из зерна и муки, в том числе и кашу. Разумеется, были и караваи, прошедшие через жар печи, поэтому у нас в языке и сохранился отзвук ветхого времени, выраженный в уточнении – печеный хлеб.

Но замешивать опарное, сброженное тесто и выпекать его можно было лишь в специальных печах, а жизнь наших пращуров, даже оседлых землепашцев, была связана с долгим отсутствием в пределах своего жительства, отхожим промыслом, ловлей дикого зверя, путешествиями и воинскими походами. А хлеб, который всему голова, требовался каждый день и не один раз, однако печеный долго храниться не мог, поэтому из него сушили сухари – не портятся и переносить легко. Сухари потом размачивались или разваривались, часто с добавлением масла, жира, полезных подручных трав, и получалось хлебово, называемое кашей — сухарницей – основной пищей странствующего путника. Кроме того, из пшеницы – полбы, варили знаменитую полбяную кашу, муку крупного помола или толченую в ступе употребляли в виде хлебова-болтушки, разведя ее в теплой воде (толокно), и варили самые разнообразные квасы, считавшиеся жидким хлебом, овсяный кисель, солод, ячменное хмельное пиво.

Ну и, конечно же, ели кулагу. Практически забытое сейчас блюдо из ржаной муки некогда называлось хлебом у славян-землепашцев, и было чуть ли не главным и повседневным сладким продуктом: эдакий жидкий пирог с ягодами, медленно сброженный в теплом месте (чаще в остывающей печи), обладающий высокой пищевой ценностью, полным составом витаминов. И прослывший еще лекарством от многих недугов. Кулагу так же хлебали ложками, поэтому и называли соответственно — хлебом.

Хлеб у славян. КулагаНо давайте вдумаемся в само слово – кулага. Перевод его довольно прост: ку лага, то есть, относящееся к лаге. В свою очередь, лага – движение семени, говорящее вроде бы о том, что основная масса продукта это заваренное тесто из зерновой муки и молотого солода (солодкий – сладкий), сброжено. Подобным образом характеризуются все прошедшие брожение (ферментацию) продукты, к примеру, брага. Однако есть потрясающее по своей значимости, но ныне известное, пожалуй, только плотникам, слово – лага. Это основание, заклад, фундамент любого строения, это начало – движение семени, без коего невозможно никакое творение. (Нам более знакомо слово оклад, то есть, зарплата, положенная нам за службу, или лажа, неточность, вранье, сгоревшее, бесплодное семя). То есть, кулага, прямо скажем, фундаментальное хлебное блюдо у славян, способное потягаться с печеным хлебом, калачами и пирогами. Но отчего же наши еще недавние предки ставили его чуть ли не вровень с продуктами более традиционными, вкусными и приятными, нежели чем сладко-кислая, тягучая кулага? Кстати, фамилия Кулагин в России встречается чаще, чем Хлебов или Караваев…

А суть их приверженности сокрыта в способе приготовления этого хлеба, не прошедшего тепловую обработку, процесс печения. Дело в том, что мука – перемолотое зерно, заметно теряет полезные пищевые свойства, витамины и жиры (зерновое масло) под воздействием высоких температур. И тем более, солод – пророщенное, высушенное и грубо молотое (или вовсе толченое в ступе) зерно, в котором жар убивает зародыши семени. То есть, сброженный в тепле да еще насыщенный ягодами хлеб намного сытнее, полезнее, и, несомненно, обладает лечебными качествами, чем печеный белый калач. Так что наши еще бабушки прекрасно знали об этом и готовили кулагу вовсе не от лени или поспешности, дабы поскорее утолить голод. Между прочим, ее приготовление, процесс куда более сложный и длительный, чем замешивание теста и печение хлеба. Однако почему же мы сейчас, по сути, полностью отказались от этого столь здорового и необходимого блюда? И не готовим его даже в лечебных, диетических целях? Утратили технологию, рецепты?

Ничего подобного. Надо отметить, мы вообще утратили культуру изготовления и потребления хлеба. Если даже сейчас и заварить кулагу, то она станет пустым продуктом, коим можно набить желудок, утолить голод, но только и всего. Если еще не возникнет неприятных последствий в виде медвежьей болезни. Впрочем, как и от печеного, самого изысканного, хлеба, купленного в магазине или даже выпеченного в собственной импортной хлебопечке, которые продают во множестве и почти повсюду. Муку-то все равно придется покупать готовую, а зерно из коего она смолота – мертвое. Да и мука уже мертвая, даже если бы ее смололи из свежего, живого зерна, поскольку неизменно в полноценном состоянии она хранится всего-то 72 часа…

Надо сразу отметить, что утратили мы культуру хлебопечения не вчера, и даже не позавчера, а еще в 19 веке, когда наши умные западные соседи изобрели «прогрессивную» стальную вальцовую мельницу, заменив ветхие каменные жернова, на которых мололи зерно всю историю человечества. Разумеется, к прогрессу подтянули и нас…

Живое и мертвое

Но все по порядку. Начнем с того, что зерно мы убиваем еще в период, когда оно зреет на нивах, используя удобрения, химикаты для борьбы с сорняками, вредителями, в общем, пестицидоносные вещества. После жатвы и первичной подготовки зерна к хранению (в основном, сушки и очистки) мы засыпаем его в закрома — огромные элеваторы (силосные башни). И тут, чтобы зерно далее не портилось, не горело от выделяемого тепла и не ели его жучки, мучнистые червецы, охлаждаем с помощью фумигации, проще говоря, химизации ядовитым метилбромидом, который, кстати, убивает не только жизнь хлеба, но успешно разрушает нашу нервную систему, легкие, почки и еще и озоновый слой Земли.

Насекомые обычно впадают в спячку при температуре ниже 13 градусов, и пока они спят, охлажденные химией, уже мертвое зерно отгружают на мукомольные предприятия вкупе с жучками и их экскрементами, там перемалывают на тех самых вальцовых жерновах в тонкую пыль, разрушая таким образом остатки полезного, клейковину, например. И окончательно убивают природную силу зерна.

Ученые мужи нас уверяют: зерно при контакте с метилбромидом и прочими фумигаторами не впитывает их. Впрямую – да, но вы слышали о гомеопатии? Когда обыкновенный мел, например, насыщается мизерными частицами яда только от одного контакта с ним. А еще есть знаменитый опыт: лаборантка случайно уронила запаянную стеклянную ампулу с ядом в аквариум с водой. На следующий день ею напоили мышей, и те передохли от отравления.

Правда, теперь говорят, метилбромид не используют, вроде даже производство прекратили, начиная с 2005 года. Но элеваторы у нас старые, приспособленные к соответствующим технологиям хранения, а редкие новые используют для хранения зерна, приготовленного на экспорт. Поэтому для внутреннего рынка сейчас наверняка применяют что-либо иное, например, цианид водорода или хлоропикрин, который в Первую мировую войну был просто боевым отравляющим газом. По крайней мере, он щадящий планету, не делает дыр в озоновом слое, все-таки подписаны международные конвенции…

Если вы обо всем этом слышите впервые, значит, ленивы и не любопытны или живете на нашей земле в первый раз. Если нет, то давно уже поняли, отчего батон через два-три дня начинает зеленеть, хуже того, покрываться розовой плесенью, особенно мякиш. Это признак не только химического воздействия; это трупные пятна, мета смерти зерна.

Какая уж тут лечебная кулага? Конечно, можно добавить в нее улучшители вкуса, подсластители, красители, в общем, еще напичкать химией, как труп бальзамом, чтоб хранился вечно…

Ежедневно потребляя хлеб, мы забыли одно важнейшее обстоятельство: любое зерно – семя растений. Это не просто плод, как представляется, не фрукт, не овощ, а уже оплодотворенное семя, естественный концентрат природы, сверхплотность коего приближена к сверхплотности некоторых звезд, из которых потом может родиться новая планетарная система. В обыкновенном, привычном разуму, зерне заложен, законсервирован самой природой целый мир: потрясающая воображение энергия вегетации, генетика будущего растения, полная информация о корне, стебле, виде и форме. И еще запас питательных веществ, чтоб взрастить первый корешок и побег – потом в дело вступят пахарь-орачь, земля и солнце.

Семя можно сравнить только с яйцом, которое мы тоже съедаем и особенно-то не задумываемся над содержанием, а там белок – будущая плоть птенца, желток – его кишечник и внутренние органы. Но если яйцо протухло, мы тотчас это обнаружим и выбросим; зерно же так просто не определить, мертвое оно или живое, тем паче, в виде муки.

А что с нами происходит, если мы постоянно вкушаем погибшее семя? В данном случае я говорю о тонких материях, тончайших энергиях, которые руками не пощупать и глазом не увидеть. Какой фундамент, какую лагу мы закладываем в свой организм, напитываясь этой мертвечиной? И потом удивляемся, с чего вдруг возникают болезни «тонкого уровня» — раковые заболевания, инфаркты, диабет, нарушается иммунная система, приходит ранняя старость и сокращается срок жизни? И откуда у детей белокровие?

В существование живой и мертвой воды мы уже почти верим, и ученые этим вопросом вроде бы даже заинтересовались. По крайней мере, убедительно доказали, что вода способна накапливать, хранить и передавать информацию, что ее можно «исправить», например, заморозив, что она, вода, вырабатывает электричество не только на ГЭС, но еще в клетках головного мозга и питает их энергией. Но кто-нибудь проводил хотя бы аналитические исследования о воздействии на человеческую природу живого и мертвого семени? Которое, кстати, несет информацию более значительную и загадочную?

Откуда о ней знали наши пращуры, известно – из Дара Речи.

Хлеб и здоровье

Нас как-то восторженно шокирует долгожительство, ясность рассудка и жизнелюбие, к примеру, ленинградских блокадников, переживших невероятный стресс, лишения, холод и голод. Кто из нас не видел девяностолетних подвижных женщин с традиционной беломориной в зубах? А не потому ли это происходит, что горький, черный блокадный кусок хлеба был самым чистым и здоровым? Рожь завозили в город, по сути, с полей, смешивали с фуражом для скота, мололи и в тот час отправляли в пекарни. Запас зерна был всего на несколько дней вперед, пайка хлеба у иждивенцев доходила до 125 граммов в сутки…

Но какого живого хлеба!

Мы привыкли восхищаться кавказским долголетием, мудростью и бодростью, а уважаемые аксакалы в горах практически никогда не едали нашего городского хлеба. Эти мудрые старцы сами сеют пшеницу на узких горных уступах, молотят зерно цепами, мелют его на ручных мельницах с каменными жерновами (и столько, сколько нужно на два – три дня) и пекут лаваш. Но едят его тоже совсем немного, чуть больше, чем блокадная норма, однако живут долго.

Хлеб у славян. Каменные жерноваЕще до сей поры на чердаках, в чуланах, а то и просто на улицах погибших русских деревень валяются каменные жернова, некогда бережно хранимые. Ручная мельница была в каждом доме. На ветряные и водяные мельницы зерно отдавали только большие семьи, но малыми порциями, дабы мука не испортилась, а просушенные на гумне запасы ржи, пшеницы, проса и ячменя хранили в холодных амбарах, засыпая его понемногу в проветриваемые сусеки, ибо зерно от выделяемого тепла может загореться. До наступления морозов раз на дню хозяин или хозяйка заходили в амбар, чтобы пощупать сусеки, как щупают лоб ребенка, проверяя, нет ли жара. И если случался, то перелопачивали зерно или вовсе рассыпали, дабы подсушить и остудить семенную лихорадку…

Нет, я вовсе не призываю немедля отказаться от магазинного, «казенного» хлеба. Предлагаю помыслить об основном продукте потребления, благодаря которому сформировался и многие тысячелетий существовал славянский этнос. Вы же согласны со мной: пища, ее природа и способ добычи определяет вид, так устроен мир на планете Земля. Крокодила не заставишь есть траву, если он привык к кровавой пище, впрочем, как и зайца мясо. Поэтому я ратую за восстановление в нашей жизни двух основополагающих культур – языка и хлеба. Дар Речи, это наш разум, душа; пища – тело, вместилище первого. От его состояния зависит существование всего в целом.

Мир сущ по принципу яйца, где есть белок и желток, заключенные в тонкую скорлупу совершенной обтекаемой формы. Если зернояднуюкурицу лишить привычного корма, давать другой, она не погибнет. Но не получит строительного материала – кальция, и начнет нести яйца в одной пленке, без скорлупы. В пищу их употреблять можно; нельзя произвести потомство, выпарить цыпленка – получится так называемый «болтун». Пчелы способны из однодневной личинки обыкновенной пчелы выкормить матку, по сути, физиологически иное существо. И все потому, что вместе с кормом (маточное молочко) будут давать ей фермент, некогда слизанный с настоящей матки и сохраненный в собственном организме.

Настолько тонким и хрупким оказывается наш мир, и настолько зависим от того, что мы потребляем.

Поверьте, мне подобные мысли и в голову не приходили, пока я вплотную не занялся языком, пока не извлек из него эту простую, но образовательную информацию.

Думаю, со мной не станут спорить, что каждый этнос формировался и развивался в определенных условиях, связанных с географическим положением, климатом, растительностью и соответствующим пищевым рационом. Из всего этого рождалась его психология, образ мышления, манера поведения, род занятий, характер и прочие приобретенные в процессе развития, качества. Попробуйте пожить где-нибудь на малазийских островах, употребляя в пищу жучков-червячков, или даже в Японии или Китае, где едят все, что шевелится и не шевелится? Взвоете от жареных тараканов, и так захочется хлеба! Или хотя бы сухаря погрызть.

Праславяне еще в доскифский период, в неолите, а это, по крайней мере, 12 тысяч лет назад, уже жили не только с лова, но и с сохи, поэтому в мифологии скифов плуг относится к дару богов. Вот с тех пор наши пращуры и жуют хлебушек во всех его видах, но всегда приготовленный из семени – сверхплотного концентрата физической, химической и… космической информации. Если незримая, неуловимая радиация способна накапливаться в организме в виде законсервированной энергии, то сколько же энергии семени мы получили за эти тысячелетия? А что происходит, когда перестаем получать?

Хлеб у славян. Живой хлебТе полезные, высшие жирные кислоты, находящиеся в злаковых, и сейчас являются источником улучшения свойств памяти. Но именно они, эти кислоты, быстро прогоркают и полностью меняют свои свойства, если даже мука, смолотая из живого семени, пролежала в тепле более чем 72 часа. Известно: зерно может храниться вечно, не теряя своих качеств и даже всхожести, но при определенных условиях, например, в глиняном сосуде, установленном в египетской пирамиде. Мука, даже смолотая каменными жерновами, портится от света, кислорода и влажности, то есть окисляется, отчего испеченный хлеб потом не просто невкусный, а быстро становится розовым: продукты разложения жирных кислот это пища для споровых бактерий, которые тоже, простите, посещают туалет, ну или скажем научно, вырабатывают соответствующие пигменты.

Возвращение культуры хлеба, полноценной традиционной пищи, это возвращение памяти, особенно у девиц, воспитанных на «баунти», но оказавшихся на панели. И у юнцов, вскормленных «сникерсами», знания которых ограничены «стрелялками». Это способ включить «незадействованные» клетки мозга, которые нам кажутся пустыми файлами. Природа не терпит пустоты, тем паче, такого огромного, подавляющего объема в 97 процентов. Иное дело, мы не способны извлечь из них информацию, хуже того, по подсчетам нейрофизиологов мы ежедневно теряем 100 тысяч клеток. Это от изначальных 14 миллиардов, данных нам от рождения. То есть, ниспосланное нам благо для развития мы сжигаем просто так и стремительно тупеем.

Но ведь старцы-постники, жившие на хлебе и воде, с годами только мудрели! Значит, все-таки дело в питании?

Блажь, скажите вы, утопия? Да разве расщепление ядра или разгон тяжелых частиц и их соударение – последний способ познания мира и тонких материй? Наши пращуры не строили коллайдеров, но извлекали информацию из принципов существования материального мира в природе. Зерно, семя, это и есть модель его устройства. А наши прабабушки, зная о тончайших энергиях и свойствах зерна, не солили хлебное тесто, ибо она, соль, являясь символом солнца и важнейшим для организма продуктом, сдерживает брожение, рост дрожжевых бактерий, находящихся в опаре, а при печении, то есть нагревании, меняет структуру и тормозит подъем хлеба. Соль подавали в чистом виде и, кстати, проверяли хлебосольность хозяйки: солонка и каравай выставлялись на стол в первую очередь. И хлеб у славян никогда не резали ножом, ломали руками, ибо он был символом земли.

Сергей Алексеев «Сорок уроков русского»

Похожие статьи:

Кухня → Хлеб сдобный

Традиции → Славянские обычаи трапезы

Кухня → Русский хлеб

Кухня → Амарант

Кухня → Бездрожжевой хлеб

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

1.2 История хлеба на Руси. Физические процессы в хлебопечении

Похожие главы из других работ:

Индустрия питания древнерусского дома

2. НАПИТКИ И КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

...

Индустрия питания древнерусского дома

2.1 Основные напитки в Древней Руси

Все древние культовые напитки были связаны по своему происхождению с природными условиями обитания того или иного народа, с его первоначальной хозяйственной деятельностью. Изведав выгоды гражданской оседлой жизни, русские примерно с IX в...

Индустрия питания древнерусского дома

2.2 Культура питания в Древней Руси

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, заезжие в городах и посадах наполняли харчевни. Люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях. Семейные обеды бояр...

Классификация и исследование пшеничного хлеба

1.1 История происхождение хлеба пшеничного

Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды...

Особенности технологии приготовления хлеба

3.5 Выход хлеба

Выход хлеба определяется отношением количества произведенного хлеба к количеству фактически израсходованного сырья. Норма выхода хлеба - это минимально допустимое количество хлеба, полученного из 100 кг муки и другого сырья...

Особенности технологии приготовления хлеба

4.1 Качество хлеба

Accoртимент хлеба в нашей стране насчитывает сотни наименований. Однако органолептические показатели качества характеризуются общими признаками. Физико-химические показатели и методы их определения. Эти показатели характеризуются влажностью...

Производство хлебобулочной продукции на ЗАО "Сокур-63"

2.5 Выпечка хлеба

Выпечка - заключительная стадия приготовления хлебных изделий, окончательно формирующая качество хлеба. В процессе выпечки внутри тестовой заготовки протекают одновременно микробиологические, биохимические, физические и коллоидные процессы...

Структура и производственная деятельность хлебопекарни ОАО РАО Алексеевское

5.3 Выпечка хлеба

Выпечка- это процесс превращения ТЗ в готовое изделие следовательно окончательно формуется их качество. В процессе выпечки с тестовой заготовки происходят следующие изменения: 1. меньшается в массе,увеличивается в обьеме 2...

Технология производства хлеба "Дарницкого"

6. Транспортировка хлеба

Транспортирование хлеба и хлебобулочных изделий должно осуществляться в соответствии с правилами перевозок грузов, в специально оборудованных автомобилях или повозках, имеющих кузов...

Технология производства хлеба "Столичный"

1.3 Стандартизация хлеба

Одним из самых эффективных средств повышения качества продукции и управления качеством является стандартизация. Стандартизация -- это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования...

Товароведная характеристика и экспертиза качества хлеба и хлебобулочных изделий

6. Требования к качеству хлеба и хлебобулочных изделий. Дефекты хлеба

Для контроля органолептических и физико-химических показателей отбор образцов производят от представительной выборки в соответствии с ГОСТ 5667-65. Для контроля органолептических показателей (кроме формы, поверхности и цвета)...

Физические процессы в хлебопечении

1.1 Древняя история хлеба

Это величайшее открытие человек сделал ~ 15 тыс. лет назад. По мнению ученых именно в те далекие времена на территории Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата) человек стал впервые собирать и культивировать хлебные злаки...

Физические процессы в хлебопечении

3.1 Выпечка хлеба

Изменения, характеризующие переход тестовой заготовки в процессе выпечки в хлеб, являются результатом целого комплекса процессов: физических, микробиологических, коллоидных и биохимических...

Физические процессы в хлебопечении

3.2 Хранение хлеба

В процессе остывания происходит перераспределение влаги внутри хлеба, часть ее испаряется в окружающую среду, а влажность корки и слоев, лежащих под ней и в центре изделия, выравнивается...

Хлебобулочные изделия

1.1. История хлеба ржано-пшеничного

Что называется русским ржаным хлебом? Думаю...

cook.bobrodobro.ru