Образовательный портал. Что такое зодчество в древней руси
Зодчество в Древней Руси. 6-й класс
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (3,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: урок по истории с использованием информационных технологий. Урок сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний.
Цели и задачи урока:
- Актуализировать известные учащимся знания по истории культуры Древней Руси.
- Сформировать умение работать с интернетресурсами, анализировать их историческое содержание на основе полученных знаний.
- Организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и представленные иллюстрации архитектурных памятников.
- Подвести учащихся к выводу, что для получения достоверной информации по теме урока необходимо использовать различные источники.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация к уроку на тему: «Зодчество Древней Руси».
Опережающее задание: познакомиться с дополнительной литературой, повествующей о жизни города, о культуре Древней Руси. (Можно предложить работы:1). Коротковой М.В., Рябцевой Ю.С., Хрестоматию по истории русской культуры; 2). Волкова А.А. Голдовского Б.П. и др., Русская культура)
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие по городам Древней Руси. Но в начале вспомним, что такое город?
Город – это поселение с большим числом жителей. Города возникали по-разному: основой одних были сельские поселения, другие формировались вокруг крепости, третьи – вокруг монастырей – храмов. Слово «город» происходит от слова «ограда», означавшее в старину надежное укрепленное место или кремль, который был центром города. Вокруг кремля формировался посад, место жительства торгово-ремесленного люда.
Учитель: А сейчас мы совершим путешествие по городам Древнерусского государства, а помогут нам в этом подготовленные вами сообщения.
2. Сообщение учащегося: «Особенности культуры Древнерусского государства»
Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали ювелирные изделия, слагали песни, сказки, поэмы, собирали библиотеки, открывали школы, накапливали знания о природе и окружающем мире, то есть они создавали культурные ценности. Древнерусская культура появилась не на пустом месте. Ее основой стало богатое культурное наследие восточнославянских племен. Кроме того, древнерусская культура испытывало влияние культуры соседних государств. Большое влияние на древнерусскую культуру оказала Византия, особенно после принятия Русью христианства. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма. Из Константинополя приглашались мастера для строительства храмов, создания икон и фресок; привозили богословские книги. Благодаря тесным контактам с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо копировать византийских учителей. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
Учитель: Каковы истоки древнерусской культуры? Что такое патриотизм? Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против иноземных захватчиков. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.
Учитель: Каковы достижения древнерусского зодчества?
3. Сообщение учащегося: «Древнерусское зодчество»
Издавна на Руси крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости строили из дерева. Древнерусское деревянное зодчество имело свои традиции. Обычно дома знати были многоярусными, они венчались (заканчивались) башенками и теремами. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей, переходов, сеней. Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой. После принятия христианства на Руси началось строительство каменных храмов. Так как у русских зодчих не было опыта возведения каменных построек, то первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы. На строительство храма Владимир отдавал десятую часть княжеских доходов. Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были построены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Десятинная церковь (разрушена во время монгольского нашествия; сохранились остатки фундамента) – большая 25-главая шестистолбная церковь, с двух сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало всему храму пирамидальный облик. Церковь была богато «изукрашена» фресками, мозаикой, резьбой.
4. Учитель: «Первые русские храмы»
От 11 века в Киеве до нашего времени сохранился собор Св. Софии (1030-1040-е гг.) (перестроен в 17 в. в духе «украинского барокко»). Этот храм, построенный при Ярославе Мудром, сочетал славянские и византийские черты.
Слайд 1. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Фрески и мозайки отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины из обычной земной жизни – борьба ряженых, охота на медведя и т.д.
Слайд 2. Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство на Руси. Мастера , строившие Киевскую Софию, участвовали в строительстве Софийского собора в Новгороде.
Слайд 3. Новгородская София проще и лаконичнее киевской: пятикупольный пятинефный храм с широкой галереей. В убранстве собора отсутствовали мозайки, мраморная отделка стен. Для строительства использован местный известняк. Софийский собор в Новгороде был возведен в 1045-1050 гг. «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Луки». Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями.
Слайд 4. В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.
Слайд 5. В архитектуре 12в. господствующее положение занял одноглавый шестистолпный храм: Успенский собор во Владимире. Сооружен в 1158-1161г. в центре города на высоком берегу реки. Собор стал основным звеном великолепного ансамбля. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея духовной силы и царственного величия. Величавый и торжественный Успенский собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее в столицу, в духовный и политический центр Руси. В 1408 собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Часть из этих фресок сохранилась до наших дней.
Слайд 6. Церковь Покрова на Нерли – шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Согласно другому преданию князь Андрей Бголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Булгарию. Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Церковь не велика и удивительно гармонична. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
5. Закрепление
1) Прочитайте описание храма, данное Николаем Ивановичем Костомаровым: «Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками. Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе… В первоначальном своем виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня… Н северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками вниз и вверх на южной и северной сторонах; алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ним было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над срединой церкви, а четыре – над хорами. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозайкой, а прочие стены – стенной живописью… Лестницы были расписаны изображениями разных случаев из светской жизни, как то: княжеской охоты, княжеского суда, народных увеселений и т. п.». Где находится описанный историком храм – в Киеве или в Новгороде? Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества? (Описанный историком храм находился в Киеве. Новгородский храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать свое неповторимое лицо – скупость украшений, строгость и величественность форм. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры).
2) Каковы достижения древнерусского зодчества? (Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры).
6. Подведение итогов урока
– Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.
7. Домашнее задание
– Нарисовать один из храмов Древнерусского государства.
Литература:
- Волков А.А., Голдовский Б.П. и др. Русская культура. М., Издательство «Энциклопедия», 2007.
- Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2005.
- Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры 11-17 вв. М., 1998.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Архитектура в Древней Руси в IX
Архитектура в Древней Руси в IX - первой трети XIII веков
Вороненко Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа№429 имени М.Ю.Малофеева
Постановка проблемы и ее актуальность: познакомиться с развитием архитектуры, особенностями русской архитектуры, развитием народной музыки и богослужебной. Материал статьи можно использовать на уроках литературы 5-9 классы.
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
Каменное строительствоначинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей.
В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: 25-главая Десятинная церковь (996) и 13-главый Софийский собор в Киеве (1037), 5-главый Софийский собор в Новгороде (1050) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).
Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, гражданские здания – княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.
Особенности русской архитектуры.Русские мастера, заимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и пирамидальностъ, башенностъ. Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.
В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) и в связи с развитием новых городских центров складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.
Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, построенная с участием немецких мастеров церковь Покрова на Нерли (1165 г., частично разобрана и перестроена), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире (1030-е гг.). Успенский собор на р. Клязьме Церковь Покрова на Нерли Дмитриевский собор во Владимире Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание в этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова – Преображенский собор Мирожского монастыря. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Церковь Спаса на Нередице Преображенский собор Мирожского монастыря
Наиболее интенсивным в конце XII – начале XIII в. было строительство в Смоленске, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на Смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.
Музыка в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.
Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, проходили с игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи – первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.
Богослужебная музыкараспространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православное богослужение проходит без игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно проявлялись отличительные черты церковного пения, присущие только древнерусскому народу.
ext.spb.ru
Архитектура древней руси
Киевская Русь была обращена в Христианство в 988 году, и в Киеве, доминирующем политическом и культурном центре, мозаика, датирующиеся приблизительно 1045 годом, были созданы Византийскими мастерами. Другие Византийские художники и ремесленники работали в направлении развития архитектуры Руси того времени, такам образом, архитектура Киевской Руси, в целом, было основано на Византийских основах. Архитектура и живопись развивались как важные, самостоятельные и независимые области искусства, оба начали активно развиваться именно в это время. Из Киева Византийский стиль архитектуры, скоро распространенной всюду по княжествам Новгорода и Владимиро-Суздаля. Акцент Византийской церкви на физическом блеске ее зданий был определяющим фактором в определении особенностей российской духовной архитектуры. Все связанное с проектом и художественным оформлением новых церквей следовало за Византийским образцом; и стандартная схема греческой церкви — крест, в прямоугольнике, куполе, на многогранном постаменте, все это стала отличительными чертами для архитектуры православных строений Руси. Здание церкви, с куполом в центре, или с системой и центрального купола и окружающих куполов стала основной рабочей схемой для архитекторов Киевской Руси. К знаменитым памятникам архитектуры такого типа можно отнести Десятинскую Церков (989-996 гг.) и Софийский Собор (1037 г.) в Киеве. Все эти церкви были построены в Византийском стиле, хотя так же, влияние оказывала архитектура Болгарии, Грузии и Армении в различных комбинация. Софийский собор - центральная часть собора выполнена в форме греческого креста. У него было 13 куполов (символизирующий Христа и его апостолов). Количество куполов было увеличено в конце 17-ого столетия, так же были достроены дополнительные боковые галереи и своды. Новгород был центром уникального и весьма оригинального искусства, которое жило и развивалось в течении всей жизни княжества, вплоть до его исчезновения 16-ом столетии; В новгороде получили свое развитие основные тенденции архитектуры Киевской Руси. Церковная архитектурная история Новгорода началась с собора Святой Софии. Он был построен в 1045–52 гг., заменив деревянную, церковь с 13 куполами с тем же названием. Новый собор следовал за своей тезкой из Киева по своей конструкции, но расхождения с Византийским образцом весьма очевидны; В новгородском соборе есть двойные проходы, но только три апсиды. Внешне, церковь отличается даже больше от ее южного образца, у которого есть только пять куполов, стены являются строгими, опоры являются плоскими и голыми, и окна - маленькие и узкие. Есть кое-что явно российское в силуэте его защищенных шлемом куполов и в энергии монолитный, горизонтальных элементов. Церкви 12-ого столетия напоминают собор Святой Софии в Новгороде, только в общей тенденции к простоте и вертикальным элементам; они были маленькими, кубическими в форме, со скромным в художественным оформлением. Суровый климат и тяжелые снегопады севера требовали различных модификаций Византийских архитектурных форм. Со временем окна были сужены и глубоко утоплены вовнутрьь; крыши стали более крутыми; и профили плоского купола приняли выпуклую форму, которая, в различных вариантах, в конечном счете стала наиболее характерной особенностью российской церковной архитектуры. Церкви Пскова на Северо-Западе России были относительно небольшими и приземистыми и обычно имели три низких апсиды. Купола, крыши, и декоративные элементы были подобны образцам из Новгорода. Поскольку эти церкви были слишком маленькими, чтобы содержать внутренние колонки для поддержки купола, Псковские строители развили, конструкцию рядов арок карниза для поддержки барабанов купола и куполов. Эта конструкция — кокошник, стала любимым российским структурным и декоративным элементом. Паперти, внешние замурованные галереи, и колокольни были другим заметным вкладами Пскова в российскую архитектуру. Область Владимиро-Суздальского княжества, как и другие центры ранней российской культуры, были результатом смешения Византийских, Романских, и Кавказских культур. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и жемчужина русской архитектуры, церковь Покрова на реке Нерли составили новый блестящий этап зодчества России. Эти церкви как группа представляют продолжение традиций киево-византийской традиции в части плана конструкции, но старой схеме дали новую интерпретацию. Из Византии суздальцы приняли общие особенности квадратного плана с полукруглыми апсидами и четырьмя колонками, поддерживающими купол с круглым барабаном. Вместо кирпича, столь характерного для Византийской и духовной архитектуры жители Руси, использовали камень. Обработка и художественное оформление стен и глубоко вдавленных дверей и окон напоминают романскую архитектуру Западного Христианского мира; в характере резного декора чувствуется влияние запутанного художественного оформление Кавказа; но организация и согласованность форм являются определенно российскими и самобытными. После того, как Константинополь был захвачен Турками в 1453 году, Россия продолжала в течение нескольких столетий развивать национальное искусство, которое росло из Византийского периода. Во время 10-ого – 15-ые столетия, российское искусство отходило от Византийской модели и начало свое самостоятельное развитие после падения Константинополя.
Рубрики: История архитектуры
Теги: история архитектуры
architecture-blog.info