Город и горожане Древней Руси (IX – первая треть XII вв.). Город и горожане в древней руси


16. города и горожане в древней руси

16. города и горожане древней руси 11-12 вв.Всего на Руси в XIпервой половины XII в. насчитывалось около 75 городов. Из них 28, если судить по данным раскопок и обследований, были основаны не ранее 2030-х годов XI в.В результате сравнительного анализа археологических материалов социально-историческая типология древнерусских укрепленных поселений IXсередины XIII в. представляется в следующем виде: Для IXначала XI в. характерны укрепленные поселения сельских общин, племенные центры, зарождающиеся усадьбы-замки, дружинные лагеря-станы, укрепленные центры волостей и погостов, ранние города, сторожевые крепости (со второй половины X в.). Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии "пригород". Главный город не мыслился без "области", "волости" т.е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия "Киевская волость" и т.д. В это время сосуществуют поселения с различным набором функций, многие из которых связаны с отживающим родоплеменным строем. Молодое государство наделяло некоторые из таких пунктов новыми военно-политическими и административно-хозяйственными обязанностями. Эти обстоятельства способствовали их ускоренному развитию по пути становления города. Ведь здесь скапливались дружинники, представители княжеской администрации, выходцы из местной родоплеменной знати. Они нуждались в изделиях ремесленников, товарах купцов. Сюда стекались дани часть прибавочного труда населения обширных территорий. Это время активных градообразовательных процессов на Руси, особенно в Среднем Поднепровье и на Волыни (район обитания сдвинулся на юг на 150 км «дикое поле»). Лишь Киев и Новгород, Чернигов и Полоцк по данным археологических раскопок имеют вполне «городской» характер уже во второй половине Xначале XI в. Здесь обнаружен не один-два, а почти исчерпывающий набор признаков, свойственных как ранним, так и более поздним городам. Существенная особенность этих памятников состоит в том, что они развивались на основе предшествующих славянских поселений. К ним близки по характеристикам Вышегород, Белгород, Переяславль, Новгород-Северский, Любеч, Перемышль, Галич, Витебск, Ладога, Псков. Характерные черты этого периода расширение географии градообразовательного процесса и формирование иерархической структуры городских центров. Вслед за Киевом опережающими темпами растут Чернигов, Переяславль, Полоцк, Новгород, к которым во второй четверти XII в. присоединяются Смоленск, Суздаль и Владимир-Волынский. В этих городах укрепляются самостоятельные княжеские столы. Они организуют и подчиняют себе обширные территории, повсеместно внедряя дань и суд. Вокруг них складывается система из меньших городских центров, некоторые из них вскоре возглавляют удельные княжества. Так постепенно образуется категория малых городов. В их число попадают и бывшие станы на пути киевского полюдья, и отдельные центры погостов и волостей, и военно-сторожевые крепости. Все вместе они представляют довольно пеструю картину, так как находятся на разных стадиях процесса становления. В административном отношении малые города подчинялись столичным центрам и управлялись посадниками или удельными князьями. Их экономика еще не развилась настолько, чтобы обеспечить взимание податей с городов отдельно от их волостей. В целом этот период можно считать раннегородским: во-первых, в связи с незавершенностью градообразования, сказавшейся в отсутствии единого типа городского поселения; во-вторых, поскольку в отношениях с сельской округой административно-фискальные функции города решительно преобладают над экономическими. Сырье и продукты

filesclub.net

Доклад - Происхождение и развитие городов древней Руси

ПроисхождениеиразвитиегородовдревнейРуси

Введение.

Вопросо том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилосьДревнерусское государство, до сих пор окончательно не решен. Некоторыеисследователи считают, что славяне являются исконным населением этойтерритории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славянепереселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Вовсяком случае славянские поселения VI — VII вв. на территории современнойУкраины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти награнице степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточноспокойной и можно было не опасаться вражеских нападений — славянские поселениястроились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появилисьвраждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать у города .

Повсей видимости появление городов стало следствием успехов восточной торговлиславян, завязавшейся в VIIIв., и было возникновение древнейших торговых городовна Руси. Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города:Киев, Переславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту,с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если невсе они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглоговзгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они былисозданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепьюпо главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра — Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов вобласти Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать,операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указываяфланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этихбольших торговых городов было завершением сложного экономического процесса,завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Мы видели, что восточныеславяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами. Сразвитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты,места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли,для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили названиепогостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельскихрынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианскиехрамы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходскаяцерковь. При церквах хоронили покойников: отсюда произошло значение погоста каккладбища. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельскоеадминистративное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Новсе это — позднейшие значения термина: первоначально так назывались сборныеторговые, «гостинные» места. Мелкие сельские рынки тянули к болеекрупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков,служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками,и выросли Наши древнейшие торговые города по греко- варяжскому торговому пути.Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихсявокруг них промышленных округов. Таковы два важных экономических последствия,которыми сопровождалось расселение славян по Днепру и его притокам:

1)развитие внешней южной и восточной, черноморско- каспийской торговли славян ивызванных ею лесных промыслов,

2)возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к нимторгово-промышленными округами. Оба эти факта можно относить к VIIIв.

Словогород в древнерусском языке означало укрепленное поселениев отличие от веси илисела — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленноеместо, как город в социально-экономическом значении этого слова, так исобственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескуюусадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Болеетого, вплоть до XVIIв. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

Вдревнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромноеколичество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительствекрепостных сооружений — городов.

Укрепленияраннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержатьврага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того,предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать враговстрелами. Да у славян в VIII— IX, а частично даже и в Х в., еще и не быловозможностей строить мощные укрепления — ведь в это время здесь толькослагалось раннефеодальное государство. Большинство поселений принадлежалосвободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, немогли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены илирассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве. Поэтому укреплениястарались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественныепреграды.

Наиболееподходящими для этой цели были островки посреди реки или средитруднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор иличастокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и оченьсущественные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной быласвязь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселенияздесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадьбыло невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такойостров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтомуукрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистыхместностях. Характерными примерами такой системы являются некоторые городищаСмоленскойи Полоцкойземель.

Там,где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления,укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкоераспространение в северо-западных районах Руси. Однако и такой тип системыобороны связан с определенными географическими условиями; отдельные холмы скрутыми склонами со всех сторон есть также далеко не везде. Поэтому наиболеераспространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройствавыбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселениеоказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, ноне имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилосьсооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров. Это увеличивалозатраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества:почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место,заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того,землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки,создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднялпротивнику доступ на поселение.

Кначалу IXв. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны),ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персыназывали Русь Гардарикой — страной Городов. В центре древнерусского города,укреплённого естественным и (или) искусственным образом, находился детинец(кром- кремль), который окружали посады ремесленников, а на окраинах находилисьслободки (слободы).

Такстроили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когдаокончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — КиевскаяРусь.

Роль городов в экономической политическойи духовной жизни Руси

СтановлениеДревнерусского государства было теснейшим образом связано с процессомпреобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей,окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город — «очеловеченная», «окультуренная», отвоеванная у природытерритория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опоруновой социальной организации.

«Вгородах, — пишет В.П.Даркевич, — исчезает поглощенность личности родом, еестатус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе.Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояниедезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включалсякаждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сенькняжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и поэтнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь — непременное условиевыживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений.Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже всовершенно иных условиях».

Города,несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни ДревнейРуси.

«Именногорода предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль вразвитии политических, экономических и культурных связей с Византией идунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскимикочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическимигосударствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейшихцентрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливалисьразнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностямипридавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие».

Визучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологамидостигнуты серьезные успехи.

Что же такое древнерусский город?

Вто же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения.Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город?При всей своей «очевидности» ответ на него вовсе не так прост, какможет показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова«город» (родственное «жердь»), то следует признать, что этопрежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подходдалеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболеераннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что жесобственно называлось городом в более позднее время. Действительно, «городом»в древнерусских источниках до XVIв. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения«крупные»), независимоот того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином «город» имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

Чтоже называют древнерусским городом современные исследователи? Приведу некоторыетипичные определения:

«Городесть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговоенаселение, в той или иной мере оторванное от земледелия».

«Древнерусскимгородом можно считать постоянный населенный пункт, в котором с обширнойсельской округи- волости концентрировалась, перерабатывалась иперераспределялась большая часть произведенного там прибавочногопродукта».

Заметим,насколько такие представления соотносятся с тем, что называли городом в ДревнейРуси, — точно не известно. Решение этой проблемы, как уже отмечалось, затрудняетсянеоднозначностью понятия город в Древней Руси.

Термином«город» в Древней Руси обозначалось вообще укрепленное, огражденноепоселение, вне зависимости от его экономического характера — был ли это город всобственном смысле слова — значительный ремесленно-торговый центр, илинебольшая крепостица с военным гарнизоном, или старое укрепленное поселениедофеодальной поры".

Такоерасхождение в определениях серьезно затрудняет использование информации огородах, почерпнутой из древнерусских источников, поскольку требуетпредварительного доказательства, идет ли речь в данном конкретном случае огороде в «нашем» смысле слова (точнее в том смысле, которыйвкладывается в этот смысл данным исследователем). Вместе с тем становится подвопрос принципиальная возможность выработки универсального определениядревнерусского города.

Всоветской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городовсвязывалось с отделением ремесла от земледелия, т.е. с так называемым вторымкрупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались,ставились в подчиненное положение. Им уделялось гораздо меньше внимания приобъяснении формирования такого типа поселений. В качестве примера приведувысказывание М.Н.Тихомирова, весьма характерное именно для такого подхода:

 Настоящейсилой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла вобласти экономики, развитие феодализма — в области общественныхотношений". Правда, одновременно с этим исследователи часто подчеркивали,что «само возникновение русских городов имело различную историю >>.

Впоследнее время все больше внимания обращается на то, что происхождение иособенности жизни древнерусского города не могут объясняться сугубоэкономическими причинами. В частности В.П.Даркевич считает, что:

 объяснениепоявления раннесредневековых городов на Руси в итоге общественного разделениятруда – пример явной модернизации в понимании экономики того времени, когдагосподствовало натуральное хозяйство. Продукты труда производятся здесь дляудовлетворения потребностей самих производителей. Товарное производствонаходится в зачаточном состоянии. Внутренние местные рынки в эпоху становлениягородов на Руси еще не получили развития. Господствует дальняя международнаяторговля. Затрагивавшая лишь верхи общества>>.

Подвергаетсясомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этомподчеркивается роль агрикультуры в городе, жители которого (как, впрочем, изападноевропейские горожане) „вели полукрестьянское существование изанимались разнообразными промыслами, как свидетельствуют археологическиематериалы: охотой, рыболовством, бортничеством.

Горожанамне чужды были занятия земледелием и скотоводством (об этом говорятмногочисленные находки на территории древнерусских городов сельскохозяйственныхорудий труда: лемехов плугов, мотыг, кос, серпов, ручных жерновов, ножниц длястрижки овец, огромного количества костей домашних животных). Кроме того,сельское население занималось производством большинства “ремесленных»продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду,производило гончарные изделия и т.п. Пожалуй, единственным исключением былиметаллические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальнойподготовки и сложного оборудования. Добавим к этому, что по свидетельствамархеологов, крупные городские поселения подчас возникали раньше окружавших ихсельских поселков. К тому же, подобно городам Западной Европы, населениегородских поселений Древней Руси постоянно пополнялось сельскими жителями.

Всеэто заставляет согласиться с мнением В.П.Даркевича о высокой степениаграризации древнерусских городов и отсутствии жестких различий междугородскими и сельскими поселениями. Он пишет:

 Какна Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой сложную модель,своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Первыйкруг — садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскомупространству и проникают в свободные его промежутки), а также молочноехозяйство; во втором и третьих кругах — зерновые культуры и пастбища. Прираскопках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количествокостей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределахукреплений, так и вне их >>.

Основнымотличительным внешним признаком городского поселения, видимо, было лишь наличиеукрепления, крепостного сооружения, вокруг которого концентрироваласьсобственно «городская жизнь». При этом в сознании жителей ДревнейРуси город отличался от пригорода, также окруженного «городскими»укреплениями. В городах — «пригородах» отсутствовал очень важный,хотя и почти не заметный для нас элемент настоящего города — вече.

Взгляд на происхождение и развитие городовс археологической точки зрения

Археологиялесной зоны Восточной Европы второй половины I-начала II тыс. н.э. являетсяархеологией исторического периода. Под этим подразумевается, что, исходя измногочисленных письменных источников (византийских, восточных,западноевропейских, древнерусских), топонимики, гидронимии, данных этнографии илингвистики, мы представляем, с той или иной степенью полноты, тот общийисторический фон, на котором развертывались события в интересующую нас эпоху икто был их участниками. Мы знаем, что история рассматриваемых территорий — этоистория четырех народов и их взаимодействия, а именно, финнов, балтов, славян искандинавов, также знаем, что к рубежу X-XI вв. завершилось формированиедревнерусской государственности. Приступая к анализу археологических материалови стремясь ответить на те или иные вопросы, мы всегда имеем в виду этот общийисторический фон.

Впервой половине I тыс. н.э. огромные пространства лесной зоны Восточной Европыбыли заняты восточнобалтскими и финскими племенами. Редкое разбросанноенаселение, небольшие родовые поселки, укрепленные в областях ВерхнегоПоднепровья, Поволжья и Подвинья и чаще вообще не укрепленные севернее,комплексное лесное хозяйство со скотоводством на первом месте, подсечно-огневымземледелием — на втором, и большой ролью охоты, рыболовства и лесных промыслов,неспешная, размеренная жизнь — вот характерные черты быта этого населения.

Втораяполовина этого тысячелетия резко отличается. Появляются новые археологическиекультуры, новые типы археологических памятников, первые поселения сцентральными функциями, центры ремесла, дальняя торговля, интернациональныеформы материальной культуры. Эти тенденции четко улавливаются на материалахархеологии.

Напротяжении столетий они определялись двумя главными историческими процессами.Основным являлось то, что из более западных и юго-западных районов наВосточноевропейскую равнину началось широкое движение славянских племен. Этодвижение к середине I тыс. н.э. несомненно охватило Среднее Поднепровье, а вVI, VII, VIII вв. продолжалось к северу. Славяне, как центральноевропейскийземледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственногопроизводства, основанного на пашенном земледелии и имели, в сравнении сместными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Самаясеверная славянская группировка достигла оз. Ильмень и р. Волхова и, оказавшисьв иноэтничном окружении, стала именоваться общеродовым славянским именем — словене. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европыпересекли два крупных торговых и военных пути средневековья — балтийско-волжский путь и путь «из варяг в греки». Первый из нихсыграл особо значимую роль в истории региона.

Сложениепути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономикуприлегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль какадминистративно-военные, торговые и ремесленные центры территорий. Вдоль пути,вглубь Восточной Европы, ближе к источникам серебра и местным рынкам началосьпроникновение скандинавов.

Именносочетание двух исторических процессов: славянского расселения и сложение путиБалтика-Восток определили многие черты становления Древнерусского государства игородов.

Сложениегосударственной территории на юге и на севере Руси, а также становлениегородов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений исвязей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развитиявосточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфическихчерт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и городавозникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было сбольшинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первыхгородов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянскогообщества, последовавший за переселением славянских племен из более западных июго-западных районов Европы.

ВСеверной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города.Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравшихкоммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городувозможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговымипутями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речныхсистем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов иторговые пути.

Список литературы

1)И.Н. Данилевский

2)Носов Е.Н. Проблемы изучения погребальных памятников Новгородской земли (к вопросу о славянском расселении) // Новгородский исторический сборник. Вып.1 (11). Л., 1982.

3)Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990.

4)Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси // ДревностиСеверо-Запада. СПб., 1993.

5)Носов Е.Н. Первобытно-общинный строй: Возникновение производящего хозяйства //История крестьянства Северо-Запада России. СПб., 1994.

6)Носов Е.Н. Речная сеть Восточной Европы и ее роль в образовании городскихцентров северной Руси // Великий Новгород в истории средневековой Ea?iiu. M.,1999.

7)Тихомиров М.Н. Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956.

8)Толочко П.П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989

www.ronl.ru

Возникновение городов на Руси часть 1

Вы когда нибудь задумывались о том, что означает слово «город», такое привычное, произносимое каждый день? Многие исследователи склоняются к тому, что слово «город, родственно слову «жердь» и обозначает огороженное, укреплённое поселение. Отсюда происходят и такие понятия как огород, городище, городить. Такие поселения стали появляться у славянских племён примерно в восьмом веке. Поначалу они не предназначались для проживания. Их назначением была охранная функция. Завидев опасность, славяне укрывались в них и отражали атаку. Впоследствии их стали использовать для торговли и ходили туда «гостевать». Место куда ходят погостить, как вы догадались, стали называть «погостом». В Киевской Руси на месте таких торговых площадей возводили церкви, куда носили отпевать покойников. Таким образом, слово «погост» стало обозначать кладбище – город мёртвых.

Свои укреплённые поселения славянские племена предпочитали возводить рядом с водой. В основном они располагались на речном пути «из варяг в греки». Недаром варяги называли Русь Гардарикой – страной городов, ведь они встречали славянские поселения на всём протяжении своего пути, к девятому веку их насчитывалось уже около двадцати четырёх.

Что же представляли собой славянские города? Это могла быть небольшая деревенька или замок местного феодала. Ясно одно, с современным городом древнерусское поселение не имело ничего общего. В первую очередь город был предназначен для укрытия от нападения врагов и представлял собой огороженный центр, имеющий на периферии земельные наделы крестьян. В городе постоянно проживали только знать и военные, крестьяне же жили вблизи своих земель, а в городе только укрывались. Но на Руси, в отличие от Европы с возникновением и ростом городов не произошло такого явного разделения труда. Горожане продолжали вести «полукрестьянский» образ жизни. В городе сохранялись такие виды крестьянского труда как бортничество, охота, рыболовство, горожане нередко имели земельные участки. В сёлах же процветало ремесло, кузнечное дело, ткачество, плотничество и другие. Это объясняется тем, что славяне вели в основном натуральное хозяйство и привыкли обеспечивать себя всем необходимым.

В восьмом — девятом веке славяне жили разрозненными общинами и не могли строить массивных укреплений. В основном они использовали естественные, природные преграды. На пример, на Смоленщине строили города на речных островках, а на северо–западе городища основывали на крутых холмах. Но наиболее распространенным способом укрепления стал «мысовой». То есть город строили на мысу, у слияния двух рек, или на участке земли окаймлённым оврагами. Получалось так, что сама природа защищала жилище человека с двух сторон, ну а третью приходилось укреплять самим. Для этого вырывался ров, устраивался частокол. При рытье рва освобождалась земля, которую насыпали в вал, создавая тем самым  дополнительное укрепление. Сердцем города был, конечно же, детинец. По другому он назывался кром, или на современный лад – кремль. Вокруг детинца обычно располагались посады ремесленников, а на окраинах – слободки. План города напоминал три вписанные друг в друга окружности.

gorodmoj.com

Город и горожане Древней Руси (IX – первая треть XII вв.).

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - “очеловеченная”, “окультуренная”, отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

“В городах, – пишет В. П. Даркевич, – исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь – непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях”.

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

“Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие”.

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи. В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения.

Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей “очевидности” ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова “город” (родственное “жердь”), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, “городом” в древнерусских источниках до XVI в. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения “крупные”), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином “город” имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

Что же называют древнерусским городом современные исследователи? Приведу некоторые типичные определения:

“Город есть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговое население, в той или иной мере оторванное от земледелия”.

“Древнерусским городом можно считать постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи-волости концентрировалась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там прибавочного продукта”.

Повторю: насколько такие представления соотносятся с тем, что называли городом в Древней Руси, - точно не известно. Решение этой проблемы, как уже отмечалось, затрудняется неоднозначностью понятия город в Древней Руси.

“Термином “город” в Древней Руси обозначалось вообще укрепленное, огражденное поселение, вне зависимости от его экономического характера – был ли это город в собственном смысле слова – значительный ремесленно-торговый центр, или небольшая крепостица с военным гарнизоном, или старое укрепленное поселение дофеодальной поры”.

Такое расхождение в определениях серьезно затрудняет использование информации о городах, почерпнутой из древнерусских источников, поскольку требует предварительного доказательства, идет ли речь в данном конкретном случае о городе в “нашем” смысле слова (точнее в том смысле, который вкладывается в этот смысл данным исследователем). Вместе с тем становится под вопрос принципиальная возможность выработки универсального определения древнерусского города.

В советской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городов связывалось с отделением ремесла от земледелия, т. е. с так называемым вторым крупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались, ставились в подчиненное положение. Им уделялось гораздо меньше внимания при объяснении формирования такого типа поселений. В качестве примера приведу высказывание М. Н. Тихомирова, весьма характерное именно для такого подхода:

“Настоящей силой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма – в области общественных отношений”. Правда, одновременно с этим исследователи часто подчеркивали, что “само возникновение русских городов имело различную историю”.

В последнее время все больше внимания обращается на то, что происхождение и особенности жизни древнерусского города не могут объясняться сугубо экономическими причинами. В частности В. П. Даркевич считает, что “объяснение появления раннесредневековых городов на Руси в итоге общественного разделения труда - пример явной модернизации в понимании экономики того времени, когда господствовало натуральное хозяйство. Продукты труда производятся здесь для удовлетворения потребностей самих производителей. Товарное производство находится в зачаточном состоянии. Внутренние местные рынки в эпоху становления городов на Руси еще не получили развития. Господствует дальняя международная торговля. Затрагивавшая лишь верхи общества”.

Подвергается сомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этом подчеркивается роль агрикультуры в городе, жители которого (как, впрочем, и западноевропейские горожане) “вели полукрестьянское существование и занимались разнообразными промыслами, как свидетельствуют археологические материалы: охотой, рыболовством, бортничеством”.

Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством (об этом говорят многочисленные находки на территории древнерусских городов сельскохозяйственных орудий труда: лемехов плугов, мотыг, кос, серпов, ручных жерновов, ножниц для стрижки овец, огромного количества костей домашних животных). Кроме того, сельское население занималось производством большинства “ремесленных” продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду, производило гончарные изделия и т. п. Пожалуй, единственным исключением были металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Добавим к этому, что по свидетельствам археологов, крупные городские поселения подчас возникали раньше окружавших их сельских поселков. К тому же, подобно городам Западной Европы, население городских поселений Древней Руси постоянно пополнялось сельскими жителями. Все это заставляет согласиться с мнением В. П. Даркевича о высокой степени аграризации древнерусских городов и отсутствии жестких различий между городскими и сельскими поселениями. Он пишет: “Как на Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой сложную модель, своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Первый круг – садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскому пространству и проникают в свободные его промежутки), а также молочное хозяйство; во втором и третьих кругах – зерновые культуры и пастбища. При раскопках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количество костей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределах укреплений, так и вне их”.

Основным отличительным внешним признаком городского поселения, видимо, было лишь наличие укрепления, крепостного сооружения, вокруг которого концентрировалась собственно “городская жизнь”. При этом в сознании жителей Древней Руси город отличался от пригорода, также окруженного “городскими” укреплениями. В городах - “пригородах” отсутствовал очень важный, хотя и почти не заметный для нас элемент настоящего города – вече.

studlib.info